Отзывы о сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Урок литературного чтения во 2 классе урок 30. а.с. пушкин сказка о рыбаке и рыбке. сравнение литературной и народной сказок.

Урок
литературного чтения во 2 классе

Урок
30.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной
сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения.

Оборудование: листы для работы в группах,
листы с картинками, учебник «Литературное чтение», 2 класс, часть 1
:
стр. 90-93

Цели
урока:

·       Расширить
знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; 

·       Выявить,
насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; 

·       Формировать
у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок; 

·       Работать
над техникой чтения;

·       Расширять
кругозор детей и обогащать их словарный запас; 

·       Воспитывать
чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.

Задачи:

·       выразительно
и вдумчиво читать отрывки из сказок; 

·       выражать
свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

·       находить
значение новых слов в словаре учебника

·       сравнивать
характеры героев, оценивать их поступки

Формируемые
УУД

Предметные:

воспринимать
на слух текст в исполнении учителя и учащихся; осознанно, правильно,
выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения;
анализировать характер героев.

Личностные:

уметь
проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по
коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные:

учиться
формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь
других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения
в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях), в словаре; находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Ход
урока

I.
 Организационный момент

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

II.     Мотивация
учебной деятельности

В мире много
сказок —
грустных и смешных.
И прожить на свете
нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»

— Вы любите
сказки?

— Ребята, давайте
вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.(Читали вступление к поэме
«Руслан и Людмила»)

— Кто автор? (
А. С. Пушкин)

— Что вы о нём
знаете? (Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве, любил много читать)

·      
Сегодня
встречает нас сказочная страна Лукоморье, созданная Пушкиным. Мы с вами изучали
это произведение на прошлых уроках литературного чтения. Давайте
вспомним, что такое «лукоморье» — это «морской
залив». 
А в морском заливе нас ждут рыбки.

Эти
рыбки-непростые

Постепенно
возникая

Говорят они с
тобой!

Числа все
поставить надо

Друг за другом в
четкий строй.

Ваша задача
расставить карточки в порядке возрастания, чтобы узнать, что там зашифровали
рыбки,

(Сказка) 15, (о)
30,(рыбаке) 36, (и) 50 ,(рыбке) 100 /ученики ставят числа в порядке
возрастания./

-Дети читают:
«Сказка о рыбаке и рыбке»(звучит аудиозапись «Шум моря»)

— А теперь
подумайте о чем сегодня мы будем говорить на уроке, что нового узнаем, чему
учиться?

— Цели и
задачи урока

— Какую сказку мы
сегодня будем читать? (Сказка о рыбаке и рыбке)

— Знаете ли вы эту
сказку?

III.
Сообщение темы и цели урока

·      
Правильно,
сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Сергеевича Пушкина.
Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке», поймем, о чем она, поговорим
о героях сказки.
Учебник:
стр. 90-93

IV. Работа
с текстом до чтения.

Предугадывание.

·      
А
теперь давайте тихонько договоримся, кто читал уже эту сказку, подсказывать нам
не будут.

·      
Прочитайте
название сказки. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

·      
Кто
главные герои? (Рыбак и рыбка)

·      
Как
думаете, что будет происходить между главными героями?(Рыбак поймает рыбку)

Работа с
иллюстрацией.

·      
Теперь
мы поработаем с иллюстрацией на стр. 90, она тоже поможет догадаться, о чем
сказка.

·      
О
чем эта сказка? (О жизни старика и старухи)

·      
Где
происходят события? (На берегу моря, в давние времена)

·      
Посмотрите
внимательно, что делает старик? (Несет сеть, идя с моря)

·      
Полистайте
следующие страницы, посмотрите на иллюстрации.

·      
Какие
еще герои появляются? (Старуха, золотая рыбка)

·      
Кто
сумел точнее всех предугадать содержание сказки?

·      
Давайте
прочитаем сказку и узнаем, как развивались события.

V. Работа
с текстом во время чтения.

Первичное
восприятие текста

1) Чтение
1-ой части вслух за диктором

·      
-Ребята,
сейчас я вам включу отрывок из сказки, ваша задача внимательно слушать и
ответить на вопросы (после окончания 1 части)

·      

Какие у вас впечатления от услышанного?

·      
 Где
жили старик со старухой? Найдите слова в тексте и прочитайте. (Жил
старик со своей старухой у самого синего моря, они жили в ветхой землянке)

·      
Сколько
лет они жили вместе?

·      
Ребята,
а скажите, как вы понимаете: «Ветхая землянка»?(Выкопанное в земле
жилище) 

·      
Чем
занимался старик? (Ловил неводом рыбу

·      
Что
значит слово «Невод»? (рыболовная сеть) (словарь)

·      
Чем
занималась старуха? (Пряла свою пряжу)

·      
Что
значит «Прясть пряжу»? Прясть пряжу – это крутить нить из шерсти овец,
скручивать нитку с помощью веретена.

·      
С
чем пришел невод в первый раз? Найдите слова и прочитайте.(Раз он в море
закинул невод – пришел невод с одной тиной)

·      
Что
значит слово тина? Тина – это скопление водорослей в воде.

·      
Кто
попал в сети старика в 3-ий раз? ( золотая рыбка)

·      
Что
значит слово «Взмолится»? (Просит, умоляет)

·      
Что
сделал старик с золотой рыбкой? (Отпустил)

·      
Почему
старик отпустил золотую рыбку ? -Потому что, он испугался, так как
рыбачил уже долго и не разу не встречал говорящей рыбы. А может,сжалился над
ней?

2) Чтение
2-ой части вслух учеником.

·      
Что
сделала старуха, когда воротился старик? (Забранила его)

·      
Что
значит «Забранила»? (Ругаться, выражать свое недовольствие)

·      
Что
велела попросить старуха у золотой рыбки? (Новое корыто)

·      
А
что случилось со старым корытом? (Раскололось

·      
Что
значит раскололось? (Сломалось)

·      
Как
вы думаете, почему у старухи было совсем другое отношение к произошедшему чуду?

·      
Как
вела себя рыбка по отношению к старику? Почему?

3)Чтение
3-ей части учеником.

·      
Что
стал делать старик когда пришел к морю во второй раз? (Стал он кликать
золотую рыбку)

·      
Что
значит «Кликать»? (Звать)

·      
Прочитайте,
что происходило с морем.  (Видит – море слегка разыгралось)

4)Чтение
4-ой части вслух учеником.

·      
Как
вела себя старуха, когда старик воротился? Найдите слова в тексте. (Еще
пуще старуха бранится

·      
Как
вы понимаете «Пуще браниться»? (Сильнее злиться, ругается)

·      
Что
велела выпросить старуха старика у золотой рыбки во второй раз? (Избу)

Физминутка «Рыбки»

Рыбки
весело резвятся
 (волнообразные вертикальные движения ладошками)

В чистой
тепленькой воде
 (волнообразные  горизонтальные движения
ладошками)

То
сожмутся, разожмутся,
 ( горизонтальные сходящиеся и расходящиеся
движения)

То
зароются в песке.
 (приседают с  круговыми движениями ладоней)

5)Чтение
5-ой части вслух учителем

·      
Что
происходит с морем? (Помутилось синее море) 

·      
Найдите
и прочитайте только те слова, что старик просит у золотой рыбки. («Смилуйся,
государыня рыбка, еще пуще старуха бранится, не дает старику мне покою. Избу
просит сварливая баба»)

·      
Как
вы понимаете «Сварливая баба»? (Всегда чем-то недовольная)

·      
Какими
словами старуха сидела под окошком и ругала мужа? Найдите слова из текста.
Прочитайте.

·      
Что
значит слово «Простофиля»? (Глупый)

·      
Какие
незнакомые слова вы встретили в этой части? (Светёлкой, вороты)

·      
Кто
может сказать значение этих слов?

7) Чтение
6-ой части учеником.

·      
Каким
стало море, когда старик пришел? (Неспокойное синее море) 

·      
Почему
море стало неспокойным? (Старик пришел в 3-ий раз)

·      
Кем
захотела быть старуха? (столбовой дворянкой)

·      
А
кто такая столбовая дворянка?

Это
дворянка  старинного, богатого и знатного рода.

8)Чтение
7-ой части в полголоса учениками.)

·      
Что
увидел старик, когда воротился к старухе? (Высокий терем. На крыльце
стоит его старуха. Перед нею усердные слуги. Она бьет их, за чупрун таскает)

·      
Кто
знает что такое терем? Терем – высокий дом.

·      
Что
означает слово «Чупрун»? (Это чуб, хохол, прядь волос, спадающая на лоб.)

9) Чтение
8-ой части

·      
Кем
захотела быть столбовая дворянка? Найдите слова в тексте.(Не хочу быть
столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей)

·      
Что
спросил, старик, когда испугался? (Что ты, баба, белены объелась?)

·      
Что
значит «Белены объелась»? (Обезумела, одурела)

10)Чтение
9-ой вслух учеником.

·      
С
какой просьбой старик обратился к золотой рыбке?

·      
Найдите
слова в тексте.

·      
Как
изменилось море? (Почернело синее море)

11) Далее
чтение по цепочке до конца

VI. Работа
с текстом после чтения

1)
Словарная работа в парах.

·      
А
сейчас, ребята, давайте посмотрим, кто у нас был внимательным. Выполнять
задание будем в парах. Давайте вспомним, как надо работать в парах? (Работать
сообща, разговаривать шепотом, не мешать друг другу)

Возьмите
карточку
.

·      
Прочитайте
слова в первом столбике.

·      
Прочитайте
слова во втором столбике.

·      
В
первом столбике это слова из сказки.

·      
Во
втором столбике их значение.

·      
Вы
должны соединить слова из первого столбика со значением слова со второго
столбика.

·      
Давайте
первое слово соединим вместе.

·      
Найдем
первое слово в первом столбике – Невод.

·      
Что
значит слово невод, найдите значение во втором столбике.(Невод – рыболовная
сеть)

·      
Соедините
линией.

невод

забранить

землянка

кликать

пуще

прясть

пряжа

чупрун

крутить веретено

прясть

звать

сильнее

ветхий
домик

рыболовная
сеть

ругаться

прядь
волос, спадающая на лоб

полученные
нитки

крутить
нить из шерсти овец

·      
Давайте проверим. (Правильные ответы на доске)

·      
У
кого ошибки? Где возникли ваши ошибки?

2)Обобщение

·      
Почему
это произведение сказка? 

·      

Вспомним желания старухи. 

·      

Что было дальше?

·      

Чем закончилась сказка? 

·      
Почему
старик не отказывался ходить к морю? Не загадал желание для себя?

— Какое море было
вначале? 

— Что было дальше?
стр. 96 

— Почему менялось
состояние моря?

Физкультминутка

Море волнуется
раз, море волнуется два,

Море волнуется
три, морская фигура замри…

3. Работа в
группе. Составим паспорт героя. (Распределить в группах героев: старик,
старуха, рыбка)

Рассказать
какой старик. (Скромный, честный, трудолюбивый, покладистый, вежливый)

— Рассказать
о старухе.
 (Вначале она была трудолюбивая, но с каждой просьбой она
менялась, становилась своенравной, своевольной)

— Рассказать
про рыбку
(Говорящая, волшебная, справедливая)

— Давайте
прочитаем последние две строки на странице 100.

— Сказка
закончилась справедливо?

— За что наказана
старуха? (За жадность, сварливость, корысть, слишком много хотела
иметь, не помнила добро)

— Пушкин писал:
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»

-А какой урок мы
возьмем из этой сказки? Чему учит нас эта сказка?

·      

еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным.
Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.

VII Подведение
итогов урока. Рефлексия

·      
Какой
сказкой мы сегодня познакомились?

·      
Кто
её написал?

·      
Как
бы вы поступили на месте старика?

·       Понравилась
ли вам сказка? Какие чувства она у вас вызвала? О чем заставляет задуматься?

·        
Приём «Синквейн».

Имя
существительное, выраженное одним словом. 

Сказка.

Описание
темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.

Описание
действия. Учит, помогает, воспитывает.

Фраза,
выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.

Слово
— синоним. Волшебство.

·       Какую
задачу в начале урока мы перед собой ставили?(Прочитать, познакомиться со
сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

·       Смогли мы
выполнить эту задачу?

Ребята,
сейчас, я предлагаю вам оценить свою работу. На доске море. У вас у каждого
есть сигнальная карточка. Ваша задача повернуть ко мне карточку тем цветом, как
вы оцениваете свою работу:

  • красную,
    те, кто считает, что отлично поработал на уроке и было все понятно
  • зеленую,
    те, кто хорошо поработал, но недостаточно понял сказку

VIII.
Выставление оценок

IX.
Домашнее задание

Прочитать
сказку до конца.

По
желанию можно к любому отрывку из сказки нарисовать рисунок.

На чтение 7 мин. Опубликовано

Поистине мудрым и таинственным можно назвать творение знаменитого русского писателя-классика Александра Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». В читательском дневнике ученикам 2 класса необходимо записать краткое содержание книги, составить план для пересказа и небольшой отзыв. Делают это ребята с удовольствием, ведь произведение Александра Сергеевича наполнено глубоким смыслом. Автор в увлекательной форме поучает читателей не быть излишне жадными и слабовольными.

История создания

Делая анализ сказки, стоит кратко дать информацию о произведении. Ещё в детстве Пушкин обращался к устному народному творчеству. В этом ему поспособствовала его няня — Арина Родионовна. Она рассказывала своему воспитаннику сказки, а он трепетно их выслушивал. Потом он стал самостоятельно изучать фольклор. Уже в 30-е годы XIX века появлялись его знаменитые сказки.

Написана сказка была 2 октября 1833 года, в период второй Болдинской осени. Это был ярчайший творческий период в жизни поэта. Тогда у Пушкина был невероятный творческий подъём, в результате которого в свет вышли прекраснейшие произведения.

Известно, что при написании сказки автор опирался на книгу братьев Гримм «О рыбаке и его жене». В этом источнике старуха пожелала стать папой римским, а потом и самим Богом. Пушкин отбросил такой вариант и сохранил русскую народную направленность произведения. В этом ему помогло народное сказание «Жадная старуха». В 1835 году шедевр был опубликован в журнале «Библиотека для чтения».

Основные персонажи

Старик, старуха, Золотая рыбка

Участников повествования всего трое: старик, старуха, Золотая рыбка. Рассказ о вредной женщине стоит начать с того, что она оказалась жадной, ненасытной, сварливой. Злоба погубила в ней зачатки добра. Про такого человека можно сказать: «Палец в рот не клади — по локоть откусит». На первом месте у женщины прихоти и желания, материальные блага. Судьба мужа её абсолютно не интересует, она даже сделала из рыбака конюха и называет «дурачиной, простофилей». За свои капризы героиня в конце справедливо поплатилась, оставшись ни с чем.

Образ рыбака

В названии сказки упоминается именно рыбак. В начале произведения идёт речь об этом персонаже. Когда он поймал Золотую рыбку, то перед ним стоял выбор: съесть её или выпустить. Торжество духа победило потребности тела. Старик сделал правильный выбор. Он отпустил рыбку и ничего у неё не попросил взамен, став крепче духовно.

Разум деда был подавлен прихотями жены. Он безропотно мчится к морю и просит у волшебницы выполнить все желания старухи. Благодарная рыбка выполняет все просьбы спасителя. Жалко, что мужчина не возражает требованиям жены. Так было, пока женщине не вздумалось стать владычицей морской. Золотая рыбка не захотела, чтобы над ней кто-то властвовал. Старик оказался чересчур слабовольным.

Золотая рыбка

Золотая рыбка

Эта героиня была царицей морской, благодатной и щедрой волшебницей. Она всё может. В описании Золотой рыбки из сказки Пушкина говорится, что у неё была золотая чешуя. Это свидетельствует о высоком положении. Рыбка умная, умеет разговаривать человеческим языком и исполнять немыслимые желания. Она влияет на окружающую природу, море, что говорит о могущественности.

Благодарная героиня напевно разговаривает с рыбаком и терпеливо относится к желаниям старухи. Это подчёркивает её благородство. Рыбка достойна своего положения, и в конце она демонстрирует свою всесильную личность.

Сюжет произведения

Краткое содержание сказки переносит читателей к синему морю, где жили старик со старухой. Тридцать лет и три года дед выходил к воде порыбачить. Однажды в невод попалась волшебная Золотая рыбка. Она умоляла старика выбросить её обратно в пучину, что тот и сделал, ничего не попросив взамен. Вернувшись домой, он обо всём рассказал старухе, а та рассердилась на него, что даже не выпросил у рыбки новое корыто.

Пошёл дед к морю, позвал волшебную рыбу

Пошёл дед к морю, позвал волшебную рыбу и заказал корыто. Та с удовольствием выполнила его желание. Потом жене захотелось новую избу. Опять старик выпросил у рыбки подарок. В третий раз старуха захотела стать столбовой дворянкой в прекрасном тереме. Волшебница и в этот раз выполнила просьбу. А старуха сделала мужа конюхом.

Прошло время, и дворянке показалось мало такой привольной жизни. Она пожелала стать царицей. И этот каприз был выполнен. Потом женщина решила стать царевной морской. Золотой рыбке не понравилась эта просьба, она молча уплыла в синее море.

Старик вернулся домой, где стояла его старая изба, а рядом сидела старуха с разбитым корытом в руках. Вот так закончилась эта история.

План пересказа, непонятные слова

Чтобы ученикам легче было рассказать о главных героях «Сказки о рыбаке и рыбке», лучше составить план. Вот примерные пункты:

Появление нового корыта

  1. Рыбак у моря.
  2. Необычный улов.
  3. Появление нового корыта.
  4. Новая изба.
  5. Столбовая дворянка.
  6. Старуха становится царицей.
  7. Желание владеть подводным царством.
  8. У разбитого корыта.

Старик со старухой живут в ветхой землянке — маленьком домике крестьян. Рыбак ловил рыбу неводом, самой крупной сетью. Её нужно забрасывать в воду, а потом вытаскивать на берег. За то, что старик освободил рыбку, она предлагает ему откуп — вознаграждение. Жена зовёт мужа «простофилей», имея в виду глуповатого, малосообразительного человека. У новой избы была светёлка — светлая комната в доме, расположенная в верхней части жилья.

Главная мысль

Маленьким читателям важно разобраться, в чём основная суть сказания Александра Сергеевича, чтобы написать рецензию. Из прочитанного дети могут сделать следующие выводы:

  1. Не нужно быть жадными.
  2. Важно беречь то, что имеется.
  3. Необходимо быть благодарным судьбе.
  4. Успехов следует добиваться самостоятельно.

Взрослые по-своему понимают идею произведения. Человек должен жить чувствами, эмоциями, желаниями, но и проявлять разум. Беспрекословное покорство эгоизму разрушительно действует на личность. Важно проявлять силу духа, жить духовными ценностями, не идти на поводу у других. Материальные блага не приносят истинного счастья.

Композиция и язык

У произведения Александра Сергеевича сложный и загадочный текст. Изначально свои сказки писатель предназначал взрослым. У шедевра о волшебнице-рыбке мифологические истоки, близкие к фольклору. Критики считают, что Пушкин тайно намекал в этой книге об угнетении простого народа. Писатель видел, как на Россию надвигается безжалостный капитализм.

Произведение можно отнести к жанру истории-притчи в стихах. Через неё проходит мощный поток лиризма и насыщает сюжет болью, скорбью, иронией, гневом. Лирическое повествование ведётся от лица автора. Поэт использует разговорную сказовую речь.

Отрывок «Сказка о рыбаке и рыбке»

Композиция построена в виде замкнутого круга. Вначале старуха сидит возле избы с разбитым корытом, и в конце показана та же картина. Используются монотонные повторы: по несколько раз старик ходит к рыбке.

Из изобразительно-выразительных средств Пушкин использует градацию, повторяющиеся конструкции, олицетворения. Сюжет начинается подобно фольклорному произведению. Отдельным действующим лицом выступает море. Оно откликается на все сказочные события и меняет цвет. Море с его повелительницей вершат суд над человеческой гордыней.​

Отзывы читателей

Это очень поучительная история о стариках, которые могли изменить свою жизнь, но этого так и не случилось. Нищих духом людей всегда тянет вниз, они не могут подняться над своими проблемами. Важно самому что-то делать для своего роста и развития, а не возвышаться за счёт кого-то.

Максим

Сказка понравилась своим простым сюжетом. Пушкин раскрывает сущность людей изнутри. Всё прекрасное может убить злоба, зависть и глупость. Быт существования иногда закрывает глаза на счастливые возможности. В современном мире также встречаются подобные проблемы. Автор очень просто объясняет, почему не стоит быть жадным и корыстным.

Вероника

Произведение заставляет задуматься, что существуют люди, подобно старухе, которые ничего не сделали для окружающих. Хоть у них есть и богатство, но они не могут почувствовать радость. Они несчастны даже на царском троне. Невозможно насладиться тем, чего человек не заслужил.

Варвара

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

УКМ «Школа России»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

4. Сравни начало и конец сказки.

Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

1

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Пушкин

Моя любимая сказка — «Сказка о рыбаке и рыбке». В центре внимания старичок, который ежедневно занимается одним и тем же. В синем море он ловит рыбу, чтобы прокормить себя и свою старуху. Живут они в старой землянке и не представляют другой жизни, пока не свершилось чудо.

В один прекрасный день старик поймал золотую рыбку. По своей душевной простоте и доброте он ее отпускает, так как даже не представляет, что можно сделать с таким волшебством. Но старуха решила воспользоваться чудесными способностями рыбки и полностью изменить свою жизнь. Сначала корыто, потом дом, а дальше и новый двор и статус столбовой дворянки. С каждым днем запросы возрастали, а старик покорно с опущенной головой всякий раз просил исполнения желания.

Насытившись роскошью и богатством, старуха желает занять место владычицы морской. Царская жизнь представляется ей абсолютно простой и беззаботной. Исполнение желаний стало для нее не жизненной необходимостью, а увлекательным и интересным времяпровождением. Однако, всему есть предел. Удача не безгранична, нельзя ей пользоваться в корыстных целях. И пример этому – грустный конец сказки. Все возвращается на свои места. И разбитое корыто снова становится главной ценностью стариков.

Следует всем нам помнить, что эгоизм и жадность являются плохими чертами человека. Нельзя подчинить своей власти все и всех, нужно думать о людях и своем будущем. А если вам улыбнулась удача, не торопитесь заполучить все и сразу. Хорошо продумайте ваши жизненные потребности и возможности. Ведь на смену сытой роскошной жизни и неуважению к окружающим в скором времени может прийти бедность и осмеяние.

Другие темы: ← По произведению Медный всадник↑ ПушкинВлияние воспитания на формирование личности на примере Онегина →

`

Сочинение на тему Золотая рыбка Пушкина

«Золотая рыбка» — милая сказка. Мне так нравится рыбка! Она волшебная. Она маленькая, симпатичная. Её так красиво рисуют… Я представляю, что она вся сияет. И думаю, что голос у неё приятный. И ещё она такая добрая.

Она, конечно, жалеет дедушку. Он бедный рыбак, старик. И даже не думает от о себе, а только о своей жене, тоже старухе. Он ведь не пожелал себе молодую жену! А он хотел порадовать старуху новым корытом, деньгами. Просто бабка оказалась очень жадной. Или просто увлеклась? Она ведь не стала сразу просить (хотя бы со второго) стать королевой морской. Она сначала одно загадала, потом другое… Почему нет? Ведь ограничений не было. И сразу, наверное, была бы наглость, а так по чуть, по чуть… И разозлила, правда, рыбку. Но потому это всё, что вздумала занять её место. Это если бы у Президента просить одно, второе, а после вдруг пост Президента. Так бы он и уступил! И ещё это ведь готовиться надо. Как бы она всеми этими морскими тварями управляла бы, если она их не знает толком. И ещё, может быть, это надо было б в море жить – в воде. То есть рыбка отказала, чтобы спасти бабку от утопления. Но и наказала, конечно, раз у той всё пропало… Но это мне ещё напоминает шоу «Кто хочет стать?..», конечно, миллионером. Только тут несгораемая сумма – это разбитое корыто. Главное, что хуже бабке не стало – её не казнили, не отправили в джунгли. А так можно сказать, что всё это ей приснилось. Или даже деду приснилось.

Но я надеюсь, что если после этого сна он нашел в своих сетях рыбку золотую, даже если она не волшебная, не говорящая, то он бы её отпустил на свободу.

Популярные сочинения

  • Почему «Мертвые души» это поэма?
    Поэма Н.В. Гоголя была опубликована еще в 1842 году. Именно к этому жанру он отнес свое произведение, с ним также согласились известные критики русской литературы. Сам автор в своих черновиках называет
  • Сочинение Никто не забыт, ничто не забыто
    Мы живем под мирным небом, люди, которые не слышали взрыва снарядов, свиста пуль, никогда не видели войны. Война это очень страшно, потрясения, голод, а самое главное это страх за своих родственников.
  • Сочинение Жизнь и судьба Печорина (9 класс)
    Герой нашего времени Лермонтова рассказывает о путешествиях молодого русского офицера Печорина через Кавказ. Большая часть истории взята из собственного дневника офицера, так как она опубликована после его смерти.

LiveInternetLiveInternet

Все мы выросли на сказках Пушкина. Всегда ли мы понимали смысл этих сказок?

Сказку о рыбаке и рыбке Пушкин пишет, когда ему уже было 34 года. Это уже зрелый возраст. Многое он уже переосмыслил. Уже написаны важнейшие его произведения. Он подбирается к главному из них – «Капитанской дочке».

Почему он решил написать несколько сказок? С одной стороны, это предание старины глубокой, рассказы его любимой няни, с другой, это литературные сказки братьев Гримм, в частности, сюжет о золотой рыбке он взял и померанской сказки братьев Гримм, правда значительно переделав её содержание, поскольку для Пушкина было очень важно показать нравственный выбор человека «сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок».

О чём же повествует сказка о рыбке и рыбке?

«Жил старик со старухой у самого синего моря. Жили в ветхой землянке ровно 30 лет и три года». На что следует сразу обратить внимание. «Жил старик со старухой» — со своею старухой, т.е. со своей женой. Она замужем, т.е. она за своим мужем пребывает. Муж – главный, жена за ним следует. Пушкин писал эту сказку, когда был уже женат. Поэтому семейные отношения для него весьма важны.

«Жил старик со старухой у самого синего моря». Здесь, очевидно, есть образ мироздания. Есть суша и море. Значит это не просто старик со старухой. Это прародители.

«Жили он ровно 30 лет и три года», жили в землянке. Самое удивительное, что они находились в состоянии покоя. Для них было вполне достаточно: и землянка и разбитое корыто. Они, в общем-то, ничего не желали более. Самое главное, что было – состояние гармонии, покоя. В этом покое они и пребывали.

А почему им больше ничего и не дано? Не является ли это своеобразным испытанием для этих старика и старухи.

Важно ещё отметить, что каждый из них занимался своим делом: старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу. Они не пребывали в праздности. По результатам своего труда они должны были иметь прибыток какой-то.

Как-то однажды забросил старик невод, но в первый раз невод пришёл только с тиной морскою. Второй раз забросил — пришла вода морская. И вот когда в третий раз он забросил невод, поймал золотую рыбку – не простую, а золотую. Золото, золотистый цвет — символ вечности.

Значит, эта рыбка не совсем обыкновенная. Вопрос в том, что в стихии морской пребывает эта рыбка и рыбка говорит человеческим голосом – тоже уже чудо. Однако, самое заметное – это реакция старика на голос рыбки, точнее на то, что она говорит:

«Отпусти ты меня, старче, в море. Дорогой за себя дам тебе откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь».

«Удивился старик, испугался. Он рыбачил 30 лет и три года, но никогда не ловил такой рыбки». Здесь и возникает вопрос. Почему старик сначала удивился, а потом испугался? Чего он испугался? То ли того, что рыбка говорит человеческим голосом, то ли того, что она обещает дать ему дорогой откуп, т.е. выкуп.

Самое сильное испытаниедля человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. Вот Пушкин и обращает в своей сказке, прежде всего, внимание на это.

Старик жил в состоянии покоя. Ему деньги не нужны, потому что они выведут из состояния покоя, да и вообще ему ничего не нужно. Однако, когда он рассказал обо всём старухе, то старухина реакция была совсем противоположная.

«Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую. По-нашему говорила рыбка. Домой в синее море просилась, дорогой ценой откупалась, откупалась, чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп, так пустил её в синее море».

Вот это слово «НЕ ПОСМЕЛ». А почему не посмел? Потому что рыбка необычная или что-то здесь есть другое? Как-то совершенно по-другому воспринимает рыбку старик и совершенно по-иному воспринимает эту рыбку старуха.

«Старика старуха забранила: дурачина ты, простофиля, не умел ты взять выкупа с рыбки». Что здесь сразу бросается в глаза? То, что старуха набросилась на старика. Стала бранить его, т.е. нарушается субординация.

В чине венчания совершенно чётко обозначено положение мужа и жены. Священник говорит жениху: «муж да возлюбит жену свою», а жене будущей он говорит: «жена да убоится мужа своего». Мы видим, что здесь происходит профанация того, что было при венчании. Старуха играет главную роль в этой семье. Сразу же нарушается гармония взаимоотношений. Она управляет стариком: вместо того, чтобы убоятся мужа своего, она начинает им командовать.

Что она захотела попросить у рыбки? Здесь очень важно, как Пушкин об этом говорит: «хоть бы взял ты с неё корыто». «Хоть бы» — то есть взял бы что-нибудь, лишь бы взял.

Разве говорится в сказке, что у старика и старухи есть домашнее хозяйство, какая-то живность: птица или скот? У них ничего нет. Значит, корыто, в принципе, им абсолютно не нужно, т.е. упрекает старуха своего старика в том, что он вообще ничего не взял. Но ведь ему ничего не нужно. Для старика самое главное быть в состоянии покоя, т.е. в гармонии с природой, со всем внешним миром.

Вот пошёл он к синему морю и видит, что море немножко волнуется, потому что то, что он делает противоестественно, уже нарушена гармония в природе. Об этом стихия и свидетельствует. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла золотая рыбка: «что тебенадобно страче?»

Обратите внимание: здесь смысловое слово «ТЕБЕ»: что тебе нужно. Старику-то, собственно, ничего не нужно, но он любит свою старуху, и пришёл-то просить ради своей старухи: «смилуйся, государыня рыбка, возбранила меня моя старуха».

Существенно «МОЯ старуха не даёт старику мне покоя». Значит, старику нужен покой, а старухе – корыто? «Понадобилось ей новое корыто. Наше-то совсем раскололось». Можно предположить, что если бы давно понадобилось корыто для старухи, то старик его давно бы уже сделал. Стало быть, вопрос не в корыте, а в просьбе, любой просьбе – лишь бы выполнила золотая рыбка эту просьбу.

«Не печалься, ступай себе с Богом, будет вамновое корыто». Будет ВАМ корыто и НЕ ПЕЧАЛЬСЯ, ступай себе с Богом, — значит с покоем.

Возвращается старик ко старухе, а у неё новое корыто, но ещё пуще прежнего забранила старуха: «Дурачина ты, простофиля, выпросил у рыбки корыто, много ли корысти в этом корыте…». Ключевое слово здесь «КОРЫСТИ». Значит, она преследует какую-то свою цель – земную цель, естественно: «попроси уж избу». Конечно, изба лучше, чем корыто.

Смотрите, просьба идёт по нарастающей. Может ли человек когда-нибудь остановиться в накопительстве земных богатств. Для Пушкина ведь очень важен этот вопрос с духовной точки зрения: «не собирайте земных богатств, а собирайте духовные богатства — небесные». Пушкин об этом очень хорошо знает. Поэтому пытается отразить это и в своей сказке.

Покорный старик опять идёт к синему морю. Здесь очень важно обратить внимание на покорность старика. Ведь он должен был поставить свою жену на место. Он прекрасно понимает, что не должно просить у рыбки то, чего они в общем-то не заслуживают.

А почему прежде Господь им ничего не давал? А потому, что и прежде они не прошли бы это испытание. Уже на старости, казалось бы, опыта побольше и можно легче разобраться в их сплетениях жизни и нравственных поступках своих.

И вот покорный старик идёт опять к синему морю, чтобы выпросить избу. Понятно, что этим не закончиться просьба и что старуха по нарастающей будет просить больше и больше, но старик хочет угодить своей старухе. Почему? Потому что он хочет получить покой.

«Смилуйся, Государыня рыбка. Ещё пуще старуха бранится, не даёт старику мне покоя: избу просит сварливая баба». Сколько характеристик сразу старухе: и сварливая баба и не даёт покоя и браниться…

Конечно, вот здесь и должно было проявиться его первенство, т.е. он должен был наставить свою старуху, свою жену соответствующим образом, но старик этого не делает.

Поскольку золотая рыбка обещала выполнить любую просьбу старика, она выполняет и эту. Но море всё больше и больше волнуется. Значит, оно не приветствует и эти просьбы, и поведение старика и старухи.

Воротился старик ко старухе. Видит – изба стоит. Старуха сидит и уже новое корыто, но ещё больше распыляется желание у старухи. Она теперь уже хочет быть дворянкой столбовою. «Вопросил, простофиля, избу. Воротись, поклонись рыбке – не хочу быть чёрною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой»

Может ли старуха по своему происхождению быть столбовою дворянкой? Конечно же, нет.

Мы видим, как только усиливается страсть. Потаканием, собственно, потворствует этому старик. Старуха не потрудилась, не она поймала рыбку, но, тем не менее, она себе требует награду.

Что же он видит: «высокий терем, на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка. Жемчуга огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки, перед ней усердные слуги. Она бьёт их, за чупрун таскает». Вот поведение, которое так жаждала старуха. Представление крестьянки такое, что столбовая дворянка только за чупрун, за чубы, должна таскать свою челядь и наказывать всячески её.

Как меняется отношение старухи к старику? Теперь она его не замечает, т.е. законного своего супруга. «Здравствуй барыня-сударыня дворянка, чай теперь твоя душенька довольна?»; «на него прикрикнула старуха, на конюшню служить его послала». Вот вам, пожалуйста, отношение жены к мужу. Он теперь должен служить ей на конюшне. А страсть у старухи ещё больше разгорается.

Через неделю, другую захотелось ей уже теперь быть царицею.

«Ещё пуще старуха вздурилась», — замечает Пушкин, т.е. совсем уже лишилась разума потому, что не даёт отчёт своим желаниям и не ограничивает их. Не хочет уже старуха быть дворянкой, хочет быть вольной царицей.

ИСПУГАЛСЯ старик, взмолился: «что ты баба, белены объелась?» Обращается он к ней не как к столбовой дворянке: «что ты баба, белены объелась?» Может этот момент уже самый решительный момент. Видите, он и испугался её очередной просьбы и пытается, правда, запоздало, поставить её на место: «что ты баба, белены объелась?»

Тем не менее, старуха уже вошла в роль столбовой дворянки: накричала на старика и сказала, что если он не пойдёт по своей воле, то его силой туда доставят. Субординация не просто нарушена – теперь она обрела власть над стариком.

Может ли обуздать старик эту страсть старухину. Конечно же, — нет. Теперь только вмешательство другой силы может способствовать этому. Старик покорно идёт к синему морю. Оно уже вздыбилось, оно потемнело. Должен был старик обратить на это внимание? Да, он видит, но ничего не может сделать со сварливой своей старухой.

Просит золотую рыбку, чтобы она сделала старуху вольной царицей. Возвращается старик к своей старухе и что ж: «перед ним – царские палаты, в палатах видит свою старуху. За столом она сидит царицей. Наливают ей заморские вина, заедает она пряником печатным. Вкруг неё стоит стража грозная, на плечах топорики держат. Как увидел старик – испугался. В ноги он старухе поклонился». Здесь наблюдается удивительная игра понятий.

Кого испугался старик? Царицы. Кому в ноги поклонился? Старухе. Иными словам, он за образами царицы не видит старухи?

«Здравствуй грозная царица, ну теперь твоя душенька довольна!» Всё стариком делается будто бы для того, чтобы её душенька была довольна.

Но нужны ли эти богатства душе? Вот в чём вопрос?

«На него старуха не взглянула, лишь с очей его прогнать велела». Набежала стража грозная, вытолкала его с крыльца, а народ смеётся, насмехается над стариком: «поделом тебе, старый невежа, впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани».

Здесь сразу же возникает вопрос: в чьи сани пытался сесть старик? Старуха ведь — жена старика, хоть она и носит царские одежды. Другое дело, что старик не может быть царём. В этом-то весь вопрос.

«Вот неделя другая проходит, ещё пуще старуха вздурилсь. Царедворцев за мужем посылает». Интересная деталь: посылает всё-таки за МУЖЕМ, командует МУЖЕМ.

Теперь у неё уже новая, самая фантастическая идея возникла: «воротись, поклонись рыбке — не хочу я быть вольной царицей, а хочу быть владычицею морскою, чтобы жить мне в океане море и служила мне рыбка золотая, и была б у меня на посылках».

Эта необузданная фантазия, это необузданная страсть диктует желание. Старуха теперь хочет, чтобы сама рыбка теперь служила. До этого служил старик, выполнял её любую просьбу, а теперь она хочет, чтобы сама золотая рыбка ей служила. Что-то возразил муж своей жене? Наставил её? Нет.

Вот эта покорность во многом и способствовала потаканию и разрастанию страсти старухиной. «Старик не осмелился ей перечить, не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему морю, видит на море чёрная буря, так и вздулись сердитые волны». Стихия выражает в очередной раз своё отношение к происходящему. Старик это понимает, но у него нет выбора. Проще попросить у рыбки, чем перечить своей старухе. Стал он кликать золотую рыбку, приплыла к нему рыбка золотая: «чего тебе надобно, старче?»

Удивительно обращение рыбки к старику: «СТАРЧЕ». Это не столько указание на возраст, но это уважительное отношение, может быть, даже на духовное состояние человека. Ведь он смиловался, отпустил её в синее море. Рыбка пытается отблагодарить его, но её благодарность приносит ли пользу старику?

«Смилуйся государыня-рыбка: что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет она быть царицей, хочет быть владычицей морской»

Очень интересно поставлен вопрос: «что мне делать с проклятою бабой?» В этот раз речь идёт не о том, чтобы выполнить очередную просьбу старухи. Речь идёт о том, что нужно что-то делать с проклятой бабой. Её остановить невозможно. Во всяком случае, старик не может остановить свою жену. Он уже упустил эту возможность.

Ничего не сказала рыбка, только хвостом вильнула и уплыла в синее море.

Казалось бы, последнюю просьбу она не выполнила. Она нарушила обещание, данное ей в самом начале? Ничего подобного. Последнее обращение старика к рыбке – это обращение за помощью: что ему сделать со своею сварливою бабой? Рыбка и выполняет последнюю просьбу старика. Возвратился старик ко старухе. Видит: сидит она у своей старой землянки, а перед ней разбитое корыто.

С чего начиналась сказка, тем и завершается. Получается так, что старуха наказана, а старик? Старик не урезонил старуху, т.е. свою жену. По сути дела, он стал потакальщиком её прихотей, а жена не убоялась мужа своего, да и почему его бояться, если он потерял контроль над нею. Получается так, что только золотая рыбка и могла наставить или направить старуху со стариком. Собственно, она это и делает.

В финале сказки они опять вместе. У них старая землянка, перед ней разбитое корыто.

Старик со старухой не прошли испытание. Не только старуха в этом виновата, но и сам старик, который много попускал своей жене.

Эта сказка во многом похожа на русскую сказку о «Курочке рябе», когда курочка Ряба снесла старику и старухе золотое яйцо. Яйцо как символ мироздания, золотое как символ вечности. Старик со старухой пытаются разбить яйцо. Что, они хотят заглянуть вовнутрь, т.е. это процесс познания добра и зла?

Точно так же, как в раю Адам и Ева пытались познать с помощью плодов от древа познания, что такое добро и зло. Вот также с небрежением отнеслись к добру старик со старухой к этому золотому яйцу: мышка бежала, хвостиком вильнула, яйцо упало и разбилось.

Мышка – представительница потусторонних сил. Если с небрежением относились к яйцу-раю, то и потеряли его. Теперь вот старик и старуха плачут, а курочка кудахчет и говорит им: не плачьте старик со старухой, я вам снесу новое яйцо. Это уже будет яйцо не золотое, а простое. Иными словами, Адаму и Еве будет дан уже другой — земной мир, в котором они должны пребывать. Райское золотое яйцо у них уже отобрано.

По сути дела, в этих двух сказках – Пушкина и русской народной сказке — говорится об одном и том же: человек испытывается благами земными и очень важно, как он относится к тому, что он имеет. Для человека самое главное – это духовное становление, а не материальное стяжание. Об этом Пушкин будет говорить и в своих других повестях.

Смысл сказки «Курочка Ряба»

Рассказ Николая Маркушина «Моя золотая рыбка»

  • 2 ноября 2012

Конкурс «Волшебное перышко – 2012»
Номинация «Проза» – 6-11 лет

Об авторе

Николаю 10 лет, он ученик 4 «Б» класса СОШ №77 и музыкальной школы №11 (кларнет), живет в городе Казань.

Занимается плаванием. Любимый предмет математика. Участвует во всех школьных олимпиадах. Ему нравится играть в компьютерные игры, собирать конструктор LEGO, кататься на картингах, смотреть советские фильмы. В учёбе отличник.

Моя золотая рыбка

Кто сказал, что чуда ждать нелепо?В сердце будет жить мечта, покаПо лазурной акварели небаБудут плыть, как рыбки, облака.(Денис Червяцов)

Почти всё лето я жил в деревне под Самарой у бабули и деда. Там было очень интересно и весело. Я много купался, загорал, катался на велосипеде, ел свежие ягоды, пил парное молоко, рыбачил, помогал кормить кур и поросят.

Однажды мы с моим другом Женьком пошли на пруд ловить рыбу. Как обычно, насадили наживку на крючки и закинули удочки. Клёва долго не было. Я даже задремал.

И вдруг у меня запрыгал поплавок. Я дёрнул удочку и оторопел: на крючок попалась золотая рыбка! Она блестела и переливалась на солнышке всеми цветами радуги. Так искрилась, что в глазах рябило. Я подумал, что это Женя всё подстроил, захотел надо мной подшутить. Но Женёк и сам смотрел на рыбку ошарашенными глазами. Мы сняли рыбку с крючка и положили на траву.

Тут вдруг мы вспомнили сказку о золотой рыбке и о желаниях, которые она может выполнять. Я и Женёк наперебой стали просить её исполнить наши желания или хотя бы одно. Тогда бы мы её отпустили. А желаний у нас было много.

Я хотел получить и новый велосипед, и сенсорный телефон, и ноутбук, и планшет. А Женя почему-то стал просить живую корову (в деревне без коровы нельзя), голубятню с голубями и резиновые сапоги (его-то, оказывается, порвались). Мы стали спорить, чьи желания важнее и кого из нас она должна больше слушать. Очень громко кричали, потом стали драться, катаясь по траве. В этой чехарде мы совсем забыли про рыбку и как-то нечаянно столкнули её в воду.

А ей только этого и надо было. Наша золотая рыбка уплыла. Мы же с Женьком остались сидеть на берегу, смотрели на водяные круги, которые оставила рыбка, и ругали себя. А рыбка ведь могла исполнить наши желания или хотя бы одно!

После этого почти сказочного случая мне деревня ещё больше стала нравиться. Я обязательно поеду туда следующим летом и буду рыбачить.

Мне непременно должна попасться моя золотая рыбка. Уж тогда я её точно не упущу!

Я и Женёк на рыбалке

Это мною нарисованная рыбка

А такую рыбку сразу отпускали, без выполнения желаний.

Автор: Маркушин Николай, 10 лет, ученик 4 «Б» класса СОШ №77 и музыкальной школы №11 (кларнет), г. Казань. Работу прислала мама Маркушина Ольга Борисовна.

Анализ 2

Произведение является одним из самых известных созданий поэта, написанном в жанре народного поэтического сказания с использованием традиций русского фольклора.

Основной темой сказки автор представляет понятие человеческой морали, заключающейся в чувстве меры при достижении желаемой цели.

Основными персонажами произведения являются золотая рыбка и семейная пожилая пара в образах старика и старухи, характеры которых описываются поэтом в неповторимой стихотворной форме.

Старик представляется в сказке в качестве положительного героя, отличающегося смиренностью и безвольностью, при этом являющегося добрым, бесхитростным человеком, находящемся под влиянием собственной сумасбродной жены.

Образ старухи, вокруг которого разворачивается сюжетная линия сказки, изображается автором в виде завистливой, жадной пожилой женщины, отличающейся злобностью, алчностью и взбалмошностью. Поэт противопоставляет старуху образу ее мужа, описывая ее в представлении темные черты человеческого характера и символизируя злобное эгоистичное начало, заставляющее чистого душой старика исполнять ее прихоти.

Вводя в произведении образ золотой рыбки, способной исполнить любые желания и ассоциирующейся с материальным миром в виде синего моря, поэт демонстрирует психологическую целостность, которая нарушается при безмерном проявлении алчного и властного безумия в виде непрерывных желаний старухи.

Ключевым авторским замыслом является демонстрация последствий попустительства человека собственным эгоизму и жадности, приводящих к желанию обладать ложными, ненасытными потребностями, забывая о душевном состоянии, которое для каждого человека должно быть на первом месте, тогда как материальные блага вторичны и нередко коварны.

Сказка имеет глубокий философский смысл, заключающийся в невозможности обретения счастья посредством получения материального благополучия в отсутствии проявления душевных человеческих качеств. Поэт мастерски используют художественные приемы выразительности в виде аллегории, позволяющее осознать истинной предназначение человека, заключающееся в существовании людей в ладу и гармонии с окружающим миром и собственной душой.

Произведение раскрывает понятие непомерной человеческой жадности и на примере сказочного сюжета показывает неотвратимость наказания алчности.

Другие сочинения: ← История создания поэмы Медный всадник↑ ПушкинАнализ повести Пиковая дама →

Если бы мне довелось поймать золотую рыбку…….. Первое желание – чтобы бы все люди были здоровы и счастливы. Когда у человека хорошее здоровье, он полон сил и, он может в жизни многого добиться. А когда его родные люди здоровы, то этот человек будет по-настоящему счастлив. Каждый счастлив по своему, – для кого –это счастье , деньги, а для меня счастье – это когда здоровы мои родные люди. Второе мое желание — научиться понимать язык животных, чтобы общаться с ними, оказывать им помощь. Я думаю, что когда окончу школу и институт, в мире будут сделаны открытия, связанные с пониманием языка животных. Люди не всегда понимают животных, делают им больно, убивают. Мне так хочется заботиться о них, зная язык животных я смогу им помочь, защитить от бед, сделать их жизнь лучше. И наконец третье желаение,чтобы в мире было больше доброты. Ведь, если подумать, меня окружают очень хорошие, приветливые, приятные люди. Когда я их вижу, общаюсь с ними, мне становится радостнее. Мне кажется, самое важное для человека — это его настроение, которое зависит от очень многого, от того, что происходит в его жизни, от людей, которые его окружают… Такое качество как доброта, играет важную роль в жизни каждого из нас. Помогая пожилым донести тяжелую сумку, перейти дорогу, убраться в доме, мы делаем добро. Мне кажется, это самое важное для каждого из нас — знать, что тебе хотят подарить добро и дарят его. Ну а что именно такое добро — каждый из нас знает сам. Ну вот,я перечислила желания. Но чтобы они исполнились, нужно самому постараться! Я очень буду стараться, и я верю, что мои желания исполняться!
более месяца назад

Я хочу попросить у рыбки…

В один из дней начала весны ученики 3 класса получили задание: представить себя на месте старика и старухи из знакомой каждому сказки про золотую рыбку и придумать три желания. И попросить рыбку их исполнить, написав небольшое сочинение. Прогресс и новые технологии не смогли лишить детвору главного качества: веры в то, что и невозможное возможно. Никто из третьеклассников не подверг сомнению саму затею обратиться к рыбке с просьбами: исполнит – не исполнит, но и вреда не будет.

А родители посмотрят и возьмут на ум. Но так, наверное, думали самые прагматичные. Остальные просто и сердечно просили кто чего, не забывая изобразить на листе бумаги симпатичную рыбку.

Похоже, они надеялись немножко ей польстить – такая красавица не может быть бессердечной. Чего же хотят наши дети?

И тут мне захотелось сравнить «племя младое, незнакомое», то есть внуков, с моим поколением конца 50-х годов. Почти никто из детей не заикнулся о сладостях – дети наелись. Никаких глупостей вроде чупа-чупсов! Не просят дети ни коньки, ни велосипед – тоже не диковинки, у всех имеются. Ах, как в детстве хотелось мне иметь велик! Но получила я его только в 9 классе – увы, поздно! И каталась на нём по треку стадиона «Динамо», изнывая от скуки. А коньки! На весь двор была одна пара коньков с ботинками. Стояли в километровые очереди, чтобы взять напрокат. И доставались вечно ботинки не по размеру и с оборванными шнурками.

Не пишут дети и про мир и дружбу между народами. Какая уж тут дружба, когда эфир полон тревог и войн.

Дети утратили глобализм подхода: многие хотят мира и дружбы в родной семье, здоровья и счастья своим близким.

Итак, давайте посмотрим, о чём мечтают наши дети и внуки.

– Наверное, каждый знает, что желаньями надо делиться с другими. Я вот загадала такие: чтобы все всегда добивались своей цели. Пускай никто никогда не болеет. И чтобы в каждой семье было счастье.

– Если бы я поймал золотую рыбку, я бы у неё попросил игровую приставку. Это интересная техника. На неё можно закачивать и смотреть фильмы или мультики. Это моё первое желание. Ещё я бы хотел, чтобы в нашей семье все были счастливыми и здоровыми.

А третье желание – это моя учёба. Пусть золотая рыбка сделает меня отличником по всем предметам. Для этого нужно сильно стараться, красиво писать, хорошо выполнять все задания. Это мои желания для рыбки.

– Если бы у меня была возможность загадать три любые желания, я бы выбрал такие: во-первых, я бы хотел, чтобы не задавали домашние задания. Во-вторых, чтобы программа «Мультличности» шла не только по воскресеньям. А ещё я хочу, чтобы в Японии прекратились подземные толчки и радиация – жалко японцев!

– Я бы хотел стать джедаем. Это такие герои из фильма «Звёздные войны». Мне бы хватило одного желания, другие бы не понадобились, и рыбке было бы полегче. Джедаи многое могут. У меня был бы световой меч. Я бы сам не нападал, но мне бы никто не был страшен. Ещё джедаи могут двигать предметы взглядом. Это тоже полезно. Они вообще всё могут. Это было бы здорово –стать джедаем.

– Я хочу попросить у рыбки, чтобы моя мама жила долго и не болела. И чтобы мы могли путешествовать по городам и странам.

Второе моё желание – попугай Ара. Мне хочется иметь говорящего домашнего любимца. Он большой и забавный. Ему надо уделять много свободного времени. Я бы научила его красиво петь песни.

В-третьих, я бы хотела всю коллекцию «Галилео» сразу. Это научный журнал для детей. Я не хочу ждать, пока выйдут все выпуски. Мне хочется поскорее узнать, что в них любопытного.

– Я бы хотела, чтобы все помогали друг другу. И ещё – чтобы во всём мире ничего плохого не было. А третье желание – всем доброты. Это важно.

– Жил на свете мальчик. Родители купили ему золотую рыбку. Мама сказала, что это не простая рыбка. Если о ней заботиться, она отблагодарит. Мальчику купили красивый аквариум и домик для рыбки. Он кормил рыбку, менял ей воду и разговаривал с ней. Мальчик очень хотел поехать с родителями в путешествие и попросил об этом рыбку. Но она в ответ только вильнула хвостиком!

Вот это да! Нам не узнать, какие обманутые надежды отразились в этой сказке, А вот ещё одна рыбка, не такая коварная, но весьма прагматичная.

– Жил-был мальчик Егор. Купил он однажды рыбку – не простую, а золотую. И купил ей аквариум. И насыпал ей корма. Рыбка стала есть. Она подумала: сейчас бы в речку! И оказалась в речке.

– Однако надо поаккуратнее с желаниями! – подумала она.– Попрошусь лучше в море. А потом снова подумала: а оно мне надо? Там акулы обитают, и еду надо искать. Вернусь-ка я в аквариум! И жила она там долго и счастливо. Егор её не обижал.

– Однажды я зашла в зоомагазин и купила там самую красивую рыбку – золотую. Когда все дома уснули, я подошла к рыбке и увидела, что она светится. И решила я загадать желание: хочу жить на морском побережье в красивом доме. Рыбка загадочно взмахнула хвостом. Потом я подумала и попросила много сладостей. Я ещё подумала и решила попросить, чтобы люди никогда не умирали. А потом я вспомнила сказку про жадную старуху и решила ничего больше не просить, а лечь спать. И мне приснился сон, что мы живём в прекрасном доме на берегу моря.

И что люди живут вечно.

К золотой рыбке обращались ученики 3 класса «б» иркутской школы № 39.

  • Интересно? Полезно? Хотите помочь редакции?
  • Расскажите об этом своим друзьям!
  • Кукла-инвалид: «такая же как все»? Мнения о пользе — неоднозначные…
    Может ли игрушка с «инвалидностью» помочь детям научиться воспринимать физические отклонения спокойно и по-доброму?
  • Кое-что в российском родительстве, мягко сказать, непонятно для иностранцев
    В России сегодня наблюдается культ детей. Гиперопека и слепая родительская любовь вызывают недоумение иностранцев. Последние считают воспитание по-русски консервативным и не учитывающим детский индивидуализм.
  • «Грызть гранит» математики: с репетитором, с родителями, самому?..
    Не стоит винить ребенка в его непонимании математики – это одна из наиболее сложных дисциплин в школе. Причем, с математическими трудностями реально столкнуться и в младших классах, и в средней школе, и на пороге студенческой жизни. Причин масса – личная неприязнь к алгебре и геометрии, пропущенные по болезни занятия, непонятая тема, которая стала причиной «снежного кома» непонимания.
  • Первенец – не только большая радость, но иногда и повод для ревности
    Первый ребенок вызывает чувство ревности у тревожных родителей, опасающихся развода.
  • Дети и допинг — понятия несовместимые
    Употребление допинга в детском возрасте серьезно сказывается на здоровье. Юные спортсмены принимают стимулирующие препараты с 13-14 лет. Врачи рассказали о проблемах, которые возникают уже во взрослом возрасте.
  • Внуки сильно волнуются на экзамене? Положите им с собой сухофруктов горсточку
    Рособрнадзор дал рекомендации школьникам и студентам, как справиться с волнением во время проверочной работы или на экзамене. Советы опубликованы в Facebook ведомства.
  • Внук-подросток «подсел на рок»? Это еще не значит, что он депрессивный маньяк…
    Ученые из Уитмен-колледжа провели исследование, чтобы выяснить, можно ли по пристрастиям в музыке и кино определить характер человека. В XX веке исследователи верили, что определенные черты характера можно связать с любовью к тому или иному жанру музыки и кинематографа. Однако сегодня они считают иначе. Если человек слушает «бунтарскую» музыку – это не значит, что он склонен к агрессии, пишет журнал Psychology of Music.
  • Подросток: а ну-ка двигаться! Депрессия — от сидячего образа жизни
    «(…) Слишком долгое сидение связано с повышенным риском развития депрессивных симптомов у подростков, говорится в исследовании Университетского колледжа Лондона, о котором сообщил журнал The Lancet Psychiatry. В то же время исследование показывает, что дополнительные 60 минут легкой физической активности (например, ходьба или выполнение домашних дел) каждый день в возрасте 12 лет связаны с 10% снижением симптомов депрессии в возрасте 18 лет», — передает Le Monde.
  • Подарки для внуков: изучаем возможности XXI века
    Современным детям повезло намного больше, нежели их родителям: рынок предлагает невероятный выбор самых разнообразных детских игрушек. Некоторые из них даже в самом фантастическом сне не могли бы привидеться старшему поколению. Однако для детей 21-го века это давно превратилось в обыденность.
  • Беременной косметика добавит привлекательности, но может повлиять… на вес ребенка
    «Определенные косметические средства могут блокировать чувство насыщения у новорожденных», — сообщает немецкое издание Die Zeit.
  • Чем бы дитя не тешилось, лишь бы… головой не мотало
    В интернете набирает обороты челлендж (подростковое увлечение на стыке интернета и реальности, часто — невинное, а бывает и опасное). Суть новой моды, «достижениями» в которой хвастаются: интернет-пользователь перед камерой мотает головой из стороны в сторону до потери сознания.
  • Общаться с младенцами надо уметь. И всякие «уси-пуси» тут не нужны
    Исследователи из Вашингтонского университета сообщают, что стиль речи родителей, обращенной к маленькому ребенку, может стимулировать развитие его мозга и речевых навыков. Они рекомендуют говорить медленно, более высоким тоном, и подчеркивать интонацию, но при этом использовать грамматически правильные предложения и не искажать слова.
  • Внуки часто грустят? Это малоподвижный образ жизни виноват!
    Риск развития симптомов депрессии у подростков связан с малоподвижным образом жизни. Дополнительный час хотя бы легкой физической нагрузки поможет снизить вероятность развития этого заболевания.
  • Теперь «шайба» — это не про хоккей. А про опасную подростковую гадость!
    Среди подростков стремительно растет популярность бестабачных смесей, известных как снюсы. Впору говорить о масштабной зависимости, опасной для здоровья и даже для жизни.
  • Началось, пока в США: подростки травят в Интернете… сами себя
    «Пытаясь привлечь к себе внимание, все больше подростков в США занимаются моббингом не только по отношению к другим, но и по отношению к самим себе. Цифровое самоповреждение порой заканчивается суицидом», — пишет швейцарское издание Neue Zürcher Zeitung.
  • Внуки-студенты используют ночную «зубрежку»? Объясните им: это вредно!
    Популярная у многих студентов зубрежка поздно ночью не приносит желаемых результатов, как показало исследование.
  • Новая тенденция у молодежи: аскетизм и много работы. Ради «зрелости на пенсии»!
    «Новый год, новые намерения: многие относят к ним освобождение от хлама и решение наконец обходиться малым», — пишет немецкое издание Die Welt.
  • Как любить ребенка «по Льву Толстову»?
    В Толстовском центре на Пятницкой работает выставка «Кнут и пряник. Как любить ребенка», посвященная теории, практике и личному педагогическому опыту писателя.
  • Подростки в Интернете: опасности и как их миновать. Советы психолога
    В соцсетях множество групп, которые представляют реальную угрозу для подростков. Автор книг по семейной психологии, мама пяти детей Лариса Суркова рассказывает, почему подростками легко манипулировать и как родителям уберечь своих детей от пагубного влияния:
  • Всемирная проблема, врачи бьют тревогу: поколение внуков малоподвижно!
    «(…) От школьного стула до сиденья автобуса, от дивана до кровати и так повторяется каждый день… В своей повседневной жизни многие подростки ведут недостаточно подвижный образ жизни. И проявляют слишком мало физической активности, по оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая предостерегает от вредных последствий такого бездействия в новом исследовании, опубликованном 22 ноября в медицинском журнале The Lancet Child & Adolescent Health.

Сочинение-рассуждение: моя любимая сказка Пушкина о рыбаке и рыбке

«Сказка о рыбаке и рыбке» — это моя любимая сказка Александра Сергеевича Пушкина, потому что в ней очень просто объясняется, почему не стоит быть жадным и корыстным.

В произведении идет речь о старом рыбаке, который каждый день ловит рыбу, чтобы прокормить себя и свою жену. Это очень скромный и добрый человек, который готов бескорыстно помочь близкому.

Именно поэтому, когда он поймал золотую рыбку, он сразу принял решение отпустить ее на волю и сохранить ей жизнь. При этом он ничего не попросил взамен.

Самым ярким персонажем в этой сказке является старуха. По ее манере общения со стариком можно сразу догадаться о ее склочном и дерзком характере («Дурачина ты, простофиля!»).

На протяжении всей истории мы можем наблюдать, как она требует все большей и большей награды от рыбки за спасение. Хотя она лично никак не заслужила откупа. И вообще она не сделала ничего полезного для окружающих, только требовала что-то для себя.

И тут важно отметить, что при всех богатствах, полученных ею, старуха никак не может почувствовать радость. Она была несчастна в землянке, и точно также она несчастна на царском троне в окружении слуг.

И я думаю, что это самый важный урок, который можно вынести из этой сказки. Он заключается в том, что невозможно насладиться тем, чего ты не заслужил.

  • Отзывы о романе дубровский в виде сочинения
  • Отзывы о сказке нехитер немудер 3 класс
  • Отзывы о рассказе ашик кериб
  • Отзывы на турецкую сказку ашик кериб 4 класс
  • Отзывы на рассказы хоца намсараева