Отзыв вишневый сад сочинение

Сочиненияпо литературечеховрассуждение по пьесе вишневый сад чехованаписание пьесы вишневый сад происходило на фоне внешних и внутренних изменений.экономическая нестабильность в стране,
  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Рассуждение по пьесе Вишневый сад Чехова

Написание пьесы «Вишневый сад» происходило на фоне внешних и внутренних изменений.

Экономическая нестабильность в стране, когда уходило в прошлое дворянское превосходство и приходили люди нового, современного типа. Также предсмертное состояние самого Чехова, его личные наблюдения и переживания отображаются в содержании произведения.

Герои пьесы из трёх часовых измерений: кто-то не может оставить прошлое, некоторые живут одним днём, а иные строят несметные планы.

Среди людей былого века, которые не оставляю надежд вернуть прежнюю власть – Раневская и Гаев. Подобные люди не могут выйти из зоны комфорта и приспособиться к совершенно новой жизни.

Среди представителей «новой жизни» — купец Лопухин. Примечательно то, что он хозяин своей жизни, не боится труда и почитает отдых. На месте вишнёвого сада Лопухин хочет построить новую Россию. Но вряд ли возможно, искоренить старое и получить достойный результат.

Романтичное и беззаботное поколение представляют Анна Раневская и Пётр Трофимов. Эти молодые люди едва не знают, что с ними будет через час, не говоря о будущем. Они не гложут свою душу переживая о том какая судьба выпадет на их долю и сколько испытаний им нужно будет пережить. Аня и Петя живут мечтой создать сад краше прежнего. Чистые, незапятнанные души живут в этих юных, возможно им удастся своей добротой изменить общество, а затем и страну.

Именно в них Чехов видит пример прогрессивного общества, которое уличит интеллигентов, покажет их мужицкую сущность.

Нельзя сказать, что Чехов не даёт волю каждому поколению, он лишь показывает варианты восстановления великой России.

Возможно, второе начало России дадут простодушные, чистые сердца или с помощью коренных изменений Лопухина может выйти какой-то результат.

Кто же может дать новую жизнь Родине? Возможно, Чехов предоставляет выбор будущего народной мысли.

Вариант 2

Центральную роль в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» занимает помещичья усадьба, которая славится своим вишневым садом. По сути вишневый сад в пьесе — это символ не только красоты природы, но и внутренний мир владельцев и всех, кто причастен к саду.

Антон Павлович собирает вокруг усадьбы всех героев пьесы, которые волею случая должны решить судьбу вишневого сада и свою собственную судьбу. Каждый персонаж практически досконально и живо прорисован. Читатель невольно сочувствует каждому из них.

Родные брат и сестра Гаев и Раневская живут прошлым. Они интеллигентные, добрые, отзывчивые люди, умеющие ценить красоту и прекрасное. Их монологи изящны и полны чувств. Любовь Андреевна Раневская — это удивительный образ, который притягивает к себе и которому хочется подражать. Ее поступки парадоксальны, но в итоге любовь к человеку, которую Раневская ставит во главу угла, позволяет ее оправдать. Гаев получился скорее комическим образом и не вызывает такого сочувствия.

Другие персонажи — это Лопахин, Петя Трофимов, Аня, дочка Раневской, Варя, ее приемная дочь, Шарлотта, Фирс и так далее. Ермолай Лопахин — яркий представитель делового мира. Он, выросший в усадьбе, рядом с Раневской и тайно в нее влюбленный, имеет тонкую душевную организацию, умеет ценить красоту и искренне считающий, что прекраснее вишневого сада ничего нет на свете. Но Лопахин человек активный и инициативный, поэтому старается предпринять что-либо для спасения участка. Но его предложение отдать сад под дачи, аристократичным наследникам кажется пошлым.

Несмотря на тонкую организацию, Лопахин в итоге показывает свое истинное лицо. Купив на аукционе вишневый сад, ему не хватает широты души подарить его владельцам. Он искренне радуется тому, что является хозяином там, где когда-то его дед был крепостным и это чувство его губит. От радости Ермолай даже не замечает горя Раневской и Гаева. В последнем акте он дает распоряжение вырубать сад, не дождавшись отъезда бывших владельцев. В лице Лопахина Чехов пророчески изобразил тех, кто в дальнейшем будет возглавлять революцию.

Петя Трофимов — «вечный студент». Он скорее пародия на революционеров, однако его образ достаточно узнаваем. В те годы подобных мечтателей было достаточно. Высказывание Трофимова, что он и его последователи выше любви может вызвать только улыбку. Но он не так безобиден, как кажется, ведь Аня следует ему и надеется на счастливое будущее. Судьба сада их также не волнует.

Единственным цельным, преданным персонажем во всей пьесе является старый слуга Фирс, которого волнует и сад и его хозяева. Ирония судьбы в том, что о Фирсе все забывают и оставляют одного, старого и больного в пустом доме.

Вишневый сад — это символ красоты и любви. Но в начале девятнадцатого века ценители красоты не хотели за нее бороться, другие проходили мимо, а люди практичные и энергичные наживались на ней.

Сочинение на тему «А.П. Чехов «Вишневый сад»

Желание любого художника заключается в том, чтобы с наибольшей полнотой и по-новому изобразить сложность жизни, правду человеческого бытия, подлинную картину своего времени. Поэтому и появляются великие творения, от века к веку сохраняющие свою высокую ценность и со временем обретающие актуальность и новизну. Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад»-одно из таких произведений, которое занимает достойное место в русской литературе второй половины девятнадцатого века.

Свою сатиру на уходящее дворянство Чехов «решил» в приемах комедии. Перед нами не злобные «мракобесы», не яростные «крепостники», а совершенно безвредные, даже забавные в своей внутренней пустоте и ничтожности, добродушные люди. Старшее поколение , представленное Раневской и Гаевым, видит в вишневом саде свое детство, свое счастливое прошлое. Но они не способны осмыслить ответственности: они всю жизнь были на иждивении, уверовали свое право безраздельно пользоваться плодами вишневого сада. Но их время прошло. Теперь, когда суд нуждается в заботе и опеке, они бессильны что-либо предпринять. Раневская и Гаев – это прошлое России. Они не хозяева, а паразиты, живущие за счет других. Эти люди – «недотёпы» вредны, потому что способствуют не созданию, не «приумножению» богатств родины, а разрушению.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Прошлая мещанская жизнь врывается в пьесу вместе с Лопахиным Ермолаем Алексеевичем, который вырубает прекрасный вишневый сад. Даровитый выходец из народа, «буржуа новой формации», он не удовлетворен своей жизнью. Мы не можем не отметить, что идеи Лопахина умны и практичны. Он ведет оживленные беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, вроде бы знает, что делать. Но все это только слова. Ему, с его страстью к труду, необходимо заниматься «большим делом», но приходится приобретать вишневый сад. При многих своих положительных чертах Ермолай Алексеевич – человек нажива. Желая по доброте душевной помочь кому-либо, он всем предлагает деньги, потому что мыслит только категорией «купли-продажи». Для Лопахина покупка сада- лишь выгодное вложение денег. Он не может оценить красоты, оказавшейся в его руках, поэтому так безжалостно разоряет вишневый сад. Лопахин живет настоящим, одним днем, одной минутой, не думая о будущем. Это «хозяин на час»

Будущее в пьесе представлено Аней и Петей Трофимовым. Для них вишневый сад не является ценностью. Аня говорит матери: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Молодые люди с легкостью предают свое прошлое, не понимая, что нет будущего там, где забыты «корни». Настораживают и сами персонажи. Петя Трофимов – человек без дела, без профессии, без дома. Разве может «вечный студент» и «облезлый барин» изменить жизнь? Выдвинуть интересные идеи, построить будущее и увлечь за собой остальных могут только умные, энергичные, образованные, уверенные в себе люди. А Петя больше говорит, чем действует. Замученный жизненными обстоятельствами, полный сострадания к тем, кто беден и несчастен. Петя зовет за собой в будущее, которого не видит сам. «Смешной чудак», падающий с лестницы и теряющий калоши, не способен вести за собой никого, тем более юную Аню, не знающую жизнь. Такое будущее не обнадеживает, не внушает уверенности.

Показывая в пьесе «Вишневый сад» «нескладную» жизнь героев-«недотёп», А. П. Чехов заставляет нас, читателей, без сожаления проститься со старым, пробуждает веру в счастливое будущее России. На широком литературном полотне драматург рисует и экономический крах дворянства, и его моральную опустошенность, и неспособность к жизни в новых условиях. Нет в произведении человека, который бы смог спасти вишневый сад, нет на земле хозяина. Хочется верить, что мы, молодежь двадцать первого века, будем настоящими хозяевами своего времени, своего дома, своей страны.

Сочинение 3

«Вишневый сад» — пьеса русского писателя Антона Павловича Чехова. Произведение было написано в 1903 году. Основной темой является рассуждение писателя о прошлом, настоящем и будущем страны. Начало 20 века — непростое время в истории России, разрушается старый уклад общественной жизни, на смену старому приходит что-то совершенно новое, одновременно пугающее и дающее надежду на светлое будущее для всей страны.

Геав и Раневская представляют в пьесе век «минувший». Брат и сестра являются представителями дворянства. Они умеют ценить красоту, вишневый сад для Гаева и Раневской символ их молодости, он оживляет в их сердцах счастливые воспоминания юности. Но, несмотря на то, что вишневый сад и усадьба дороги героям, они не предпринимают никаких действий, кроме как возвышенных речей, для его спасения. Таким образом, в пьесе показано угасание дворянства, вместе с садом погибают традиции и устои прошедшего века.

Настоящее страны – это Лопахин, деятельный энергичный человек. Благодаря своему упорству и труду герой смог добиться в жизни того, к чему стремился. Лопахин предлагает Гаеву и Раневской сдать сад и землю в аренду дачникам, это могло бы спасти имение брата и сестры. Но Гаеву и Раневской чуждо принятие такого решения. Тогда Лопахин сам выкупает сад. Не медля ни минуты, он преступает к реализации своих замыслов: начинается вырубка деревьев. Лопахин знает, что для Раневской сад – это нечто большие, чем деревья, это ее молодость, красота, воспоминания о беспечной юности. Однако герой не щадит чувств помещицы, не дет ее отъезда, чтобы не причинять напрасных страданий душе Раневской. Она слышит, как стучит топор, вырубая ее прошлое.

В лице кого в пьесе писатель видит будущее страны? Петя Трофимов – вечный студент, который проповедует веру в лучшее. Трофимов – правдолюб, он отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным», материальные блага также не привлекают героя. Петр готов разрушить до основания и прошлое, и настоящее страны. Но что будет потом? Герой говорит о том, что можно вырастить новые сады. Но разве это возможно, не ценя красоту, не ощущая любви в своем сердце. Трофимов создает впечатление несерьезного поверхностного человека. Чехова не радует такое будущее для страны.

Таким образом, в пьесе нашло отражение прошлое, настоящее и будущее России. И если о прошлом можно говорить, как о чем-то уже свершившемся, а настоящее с каждой минутой становится все более ясным, то будущее предстает волнительным и неопределенным.

По произведению Вишневый сад

Главным героем является сам вишневый сад, за которым следят Раневская и Гаев. Именно там собирается вся семья, и потом решают все свои проблемы и дела. Кроме этого они должны были решить судьбу этого самого сада, ведь он не всегда будет таким благоухающим и красивым. Сюда спешили все кому он так нравился. Также здесь можно было ненадолго позабывать о своих проблемах и занять мысли совсем другими делами или побыть наедине с самим собой и решить важные для себя дела и принять решения.

Вот только хозяева данного сада не очень-то следят за ним, и поэтому постепенно он начинает увядать и чтобы они не старались сделать, но ничего не получается. Больше их волнует их личная жизнь, а вот сад находится на втором или последующем месте. А вот один богатый купец решил помочь ребятам и тем самым заиметь данный сад в свои руки. Но хозяева не знают что делать дальше и поэтому постоянно плачут о том, что он совсем скоро погибнет. Всем своим соседям они говорят о том, что если продадут или избавятся от сада, то вскоре и их жизнь закончится.

А поскольку ничего изменить нельзя, именно поэтому сад был выставлен на торги. В результате он достался одному богатому помещику. Вот только разводить его он не собирается, наоборот, у него имеются совсем другие планы. Он хочет пустить его на дрова и получить большие деньги за них. Лопахину очень нравится то, что он недавно приобрел. Ему совсем неважно, что данный сад давно рос и расцветал, а теперь он хочет все разрушить и погубить все, что создавалось много лет. А в итоге все разъясняется, и главные герои решают все свои проблемы одним махом. Брат и сестра перебираются в другой город и там начинают жизнь с нового листа и давно уже не вспоминают про сад.

Молодые хозяева внушают надежду на то, что жизнь не будет такой уж плохой и все может поменяться в лучшую сторону. Девушке наоборот хочется идти вперед, а вот о прошлом она не хочет даже вспоминать. Петя поступил в институт, о котором так давно мечтал. Вот только денег у него так и нет, и никогда не будет, хотя парень умный и может говорить умными фразами.

А вот сад показывает все, что связано с прошлым и будущим. Хотя в будущем он будет вырубленным и уничтоженным. Вот также и среди людей, ненужных людей будут уничтожать.

Споры о жанровой интерпретации пьесы «Вишнёвый сад»

Одной из особенностей драматургии Чехова стала проблематика определения жанровой принадлежности его пьес. Очень часто точка зрения автора в этом вопросе не совпадала с мнением критиков. «Подводные течения», характерные для чеховских пьес придают совершенно оригинальные и глубокие звучания его произведениям. Особенно жаркие споры велись вокруг его последней пьесы, которая была поставлена в 1904 году, и до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: «Вишнёвый сад»- драма, комедия или трагедия?

Чехов еще только приступая к работе над своей последней пьесой, определил ее жанр как комедию, о чем и сообщил в письме своей жене О. Книппер, ставшей первой исполнительницей роли Раневской. Для Чехова было очень важно, чтоб на сцене МХТа, для которого и был написан «Вишнёвый сад», актеры передали комизм всего происходящего. По этому, автор в переписке каждому актеру давал дополнительные характеристики персонажей, чтоб каждый смог полностью воплотиться в своего героя, к сожалению, в большинстве случаев, он просто не был услышан.

Однако уже после первого прочтения новой пьесы Станиславским, между постановщиком и драматургом возникли споры – «Вишнёвый сад» драма или комедия? Постановка пьесы шла под контролем Чехова, в ходе репетиций он менял пьесу, подстраиваясь под актеров театра, и это очень расстраивало автора. И даже несмотря на успех пьесы, Чехов считал, что она полностью провалена, так как постановщики полностью перевернули и изуродовали замысел всего действа, просто потому, что не поняли ее смысла, не разгадали героев.

Одной из главных ошибок первой постановки, стало то, что главными героями стали Раневская и Гаев, хотя Чехов неоднократно говорил, что центральный герой – Лопахин. А на поверхность, все же, были выведены их переживания по поводу потери поместья. Но сам автор, постоянно старался объяснить, что на самом деле их переживания это следствие слабых характеров и безвольности, следовательно, они не заслуживают сочувствия и жалости. Антон Павлович указывал, что в пьесе присутствует слезливость, но настоящих слез на лицах быть не должно.

А некоторые критики, вообще задались вопросом «Вишнёвый сад»- комедия или трагедия? Конечно, в пьесе присутствуют сугубо комические герои, изображенные крайне нелепыми и, даже кажется, что не так уж они и нужны в сюжете. Например, Епиходов настолько неуклюж, что получил прозвище «двадцать два несчастья». Слуги Яша и Дуняша – простые необразованные крестьяне, считающие себя чуть ли не ровней своим господам. Шарлотта Ивановна- гувернантка, да только воспитывать то ей и некого, ведь в пьесе нет ни одного ребенка. Да и чему может научить бывшая циркачка, развлекающая гостей в третьем действие разными фокусами?

А «вечный студент» Петя Трофимов? Чехов изобразил его пустословом, способного лишь красиво рассуждать о прекрасном будущем и том, как надо жить. И просто смешным становится то, что юная и наивная Аня внимательно прислушивается к нему и становится его единомышленницей. А Гаев? Его считают смешным и нелепым все персонажи пьесы, и даже Яша позволяет себе иронизировать по его поводу. А Раневская вообще не живет настоящим. Склонность к необдуманным поступкам не вызывает сочувствия. Пожалуй, трагические нотки у автора звучат только тогда, когда Любовь Андреевна вспоминает погибшего сына.

Еще одна стремительная премьера нового года на подмостках главного театра Владимирской области – инсценировка юмористических «мелочишек» классика Антона Чехова периода Антоши Чехонте

Два вечера накануне дня рождения Антона Павловича Чехова на Малой сцене Владимирского областного академического театра драмы атмосфера была веселой, непринужденной, даже дурашливой, – как случается на зачетном студенческом спектакле.

Zhizn_1.jpg

Zhizn_1_02.jpg

В премьерной постановке по ранним рассказам Чехова «Жизнь прекрасна», заслуженного артиста Эстонии, заслуженного работника культуры РФ, педагога Владимира Лаптева задействованы в основном молодые актеры владимирской труппы. Это еще больше делало происходящее на сцене похожим на театральный капустник. Но главная причина – в самом материале. Короткие юмористические рассказы начинающий писатель публиковал в различных журналах и альманах под самыми невообразимыми псевдонимами, о которых написаны тома исследований. Чего только стоят: Гайка № 6, Гайка № 9, Шампанский.

Будущий классик не скрывал, что гонорар его привлекает не меньше, чем известность. Владимир Короленко, заинтересованно следивший за творчеством молодого литератора, позднее вспоминал, что Чехов, не стыдясь, признавался:

«Начинал литературную работу почти шутя, смотрел на нее частью как на наслаждение и забаву, частью же как на средство окончания университетского курса и содержания семьи».

И приводил один разговор:

«Знаете, как я пишу свои маленькие рассказы? Вот, — он оглянул стол, взял в руки первую попавшуюся на глаза вещь, — это оказалась пепельница, — поставил ее передо мною и сказал:

— Хотите, — завтра будет рассказ… Заглавие «Пепельница»».

И уже несомненный мастер писал брату Михаилу 2 февраля 1899 года из Ялты:

«Слыхали ль вы? Слыхали ль вы за рощей глас? Слыхали ль вы, что я продал Марксу (это не Карл! Это столичный издатель) все свои сочинения со всеми потрохами за 75 тысяч? Договор уже подписан. Теперь я могу есть свежую икру, когда захочу».

Юморист, что тут скажешь!

Режиссер постановщик спектакля Владимир Лаптев особо подчеркивает, что для сценического воплощения выбрал рассказы именно Антоши Чехонте, а не философа-драматурга Антона Павловича. Но признает, что эти короткие юморески, уже второй век звучащие на различных подмостках в исполнении комедийных актеров, ставить и играть не чуть не проще, чем пьесы классика. И молодость автора за многоплановыми, неоднозначными, сосредоточенными на деталях текстами уже не угадывается. Они написаны тем самым «фирменным» стилем, который возьмет позднее на вооружение Джойс. А сам Антон Павлович просто отмечал, что умеет «о длинном говорить коротко».

Владимир Лаптев:

«С одной стороны — это вроде как простые рассказы, но играть их сложно. Почему-то мы, когда эстрадников смотрим, ржем всегда. А какие смыслы бывают у того же Жванецкого? У хороших эстрадных писателей? Чехов же был врачом, все понимал о характерах. Вот из этого опыта и надо исходить, работая над его прозой. Я заканчиваю спектакль цитатами из разных произведений Антона Павловича: «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад». Каждый исполнитель говорит по реплике. И все о том, что «Жизнь прекрасна», все туда. Стоит жить, несмотря ни на какие отношения. Вот надо говорить о чем. Это смех со слезами».

Юбилейным чеховским был минувший 2020 год, но пандемия смазала возможные пышные празднества. А вот Владимирский областной академический театр драмы завершал сценический год чеховской постановкой «Скрипка Ротшильда» на той же Малой сцене. И начинал новый 2021 год проект в формате «Театр.doc» #ЛечитьСпасатьЛюбить
– почти документальной хроники о пандемии COVID-19. И Антон Павлович тоже стал героем этой постановки. Его «холерные» записки мог бы цитировать любой врач из «красной зоны». История циклична.

Спектакль-хроника был внеплановым, признается Владимир Лаптев:

«Эта премьера в январе была немножко неожиданной. Спектакля о врачах не было в планах. Но это нужный спектакль. Мои артисты были в нем заняты и трудно было вытаскивать их на репетиции».

И после ошеломительной премьеры экспериментального проекта #ЛечитьСпасатьЛюбить у артистов, занятых в чеховском румкоме, начался, как говорят архитекторы-проектировщики, «сплошняк». Опять-таки выручал уникальный материал.

Вячеслав Леонтьев, недавний выпускник легендарной «Щепки»:

«У меня в институте был опыт работы с Чеховым, признанным, состоявшимся драматургом. А этот материал сложный. Чехов обычно – это страдануть как-то нужно, понять второй план. Здесь же нас Владимир Георгиевич сразу направил, что это скетчи, комедии. По этому пути мы все вместе рука об руку и шли. Это был прекрасный опыт, который каждому надо пройти. Чехов писал о людях, потому все так актуально: все меняется вокруг нас, но мы не меняемся. Но даже в скетчах Чехова сложно играть на полную катушку. И даже если тебе все это нравится, все равно надо подходить к работе с холодной головой».

Возможно ли за немыслимо короткое время осилить такое множество задач: смешить, но не переигрывать, быть легким, но не растерять глубину? Вячеслав уверен, что им помогал сам Чехов:

«Это так захватывает, и ты начинаешь в это погружаться все сильнее и сильнее. И тебе самому нравится то, что ты делаешь. И за счет этого ты и работаешь. Потому что, когда есть увлечение, как говорил Астров, когда горит огонек, не чувствуешь усталости. И мы видели этот огонек и шли — чем ближе к огоньку, тем сильнее, сильнее и сильнее».

Каждый из актеров играет нескольких персонажей. По замыслу Владимира Лаптева, это позволило молодым исполнителям раскрыть свои творческие ресурсы. И все же «полной перезагрузки» на сцене не произошло. Инстинкт ли мастера тому причина, или это проделки Антоши Чехонте, но роли актеров не потребовали от них кардинальной трансформации.

Zhizn_1_04.jpg

Милая и хрупкая Анастасия Сылка в этюдах «Размазня» и в «Хористка» играет барышню, беззащитную перед хамством и напором. Хотя кроткая гувернантка, которую в воспитательных целях нагло обсчитывает наниматель, желая сделать ее более хваткой, и легкомысленная премиленькая барышня из хора, охотно принимающая подарки от поклонников – по-своему антиподы, обе в итоге оказываются беспомощными перед жесткими и расчетливыми людьми.

Zhizn_1_07.jpg

А вот героини Марии Македонской в той же «Хористке» и «Супруге» за себя постоять умеют. Хоть обманутая супруга, хоть неверная жена – и деньги при ней и муж никуда не денется. Для столь схожих персонажей трудно найти полярно противоположные краски.

То же можно сказать о ярких, по-чеховски характерных актерах Анастасии Кургановой и Виталии Панасенко. Виталия уже не причислишь к молодежи. И дело не в возрасте, а в сценическом багаже.

Zhizn_1_06.jpg

Его Макмэрфи в спектакле «Полет над гнездом кукушки», также поставленном Владимиром Лаптевым, это роль-контрапункт. Вот и в премьерной постановке он – картина, выходящая за рамки. Кутила-русофил Камышев из миниатюры «На чужбине» и помещик-дуэлянт Григорий Смирнов в «Медведе» похожи не только гавайской рубашкой навыпуск под рединготом, но и удалью, граничащей с безрассудством.

Партнерша Виталия Анастасия Курганова в роли Елены Ивановны Поповой, «вдовушки с ямочками на щеках», не уступает в харизме. Эта та самая барынька: «медведь, монстр», что готова тотчас стреляться с назойливым визитером, пришедшим за долгами покойного мужа.

Zhizn_1_09.jpg

Знаменитый дебютный фильм Исидора Анненского «Медведь» с блистательной Ольгой Андровской (тетушкой Алексея Баталова), для которой роль тоже была дебютом, и обворожительным Михаилом Жаровым-медведем, Анастасия, работая над ролью, не пересматривала – чтобы не попасть под обаяния игры мэтров и не ударится в копирование.

Анастасия Курганова:

«Владимир Георгиевич задумал, что в первой своей миниатюре «Предложение» я соглашаюсь выйти замуж, но потом довожу супруга до того, что он в итоге умер. И вот в «Медведе» я – молодая вдова».

Наталья Степановна в «Предложении», как и Елена Ивановна в «Медведе», женщина решительная, в сложных ситуациях рассчитывающая на себя. Партнер Анастасии в этой миниатюре Вячеслав Леонтьев.

Zhizn_1_03.jpg

Ему перепали разноплановые характеры, с которыми он добросовестно справляется, стараясь не превратить действо в балаган. Рассказывать об этой истории нет смысла: споры о Воловьих лужках обыгрывали в самых разных театральных ревю. Мюзикл на тему этой чеховской шутки в одном действии «А чой-то ты во фраке?» на музыку барда Сергея Никитина поставил на ТВ режиссёр Иосиф Райхельгауз.

Пьески «Медведь» и «Предложение» Антон Павлович подписывал уже своим именем. Эпоха Чехонте закончилась, но скучным и взрослым Чехов не стал. По мотивам шутки о Воловьих лужках музыкальную комедию «33 обморока» поставил в 1935 году
Мейерхольд. Роль Ломова играл неповторимый Игорь Ильинский. «Медведя» в разных странах инсценировали 30 раз. Экранизация 2000 года «Темп для трагических актеров» (Speed for Thespians) американского режиссера Кальмана Эппла номинировалась на «Оскара» за лучший короткометражный игровой фильм. А румком про любовь, Воловьи лужки и экстерьер борзых Откатая и Угадая экранизировали кинематографисты разных стран 16 раз, начиная с 1931 года. Тогда фильм «Скажи это по-фински» (Sano se suomeksi), стал первой финский звуковой кинокартиной.

Вот почему так неожиданно было услышать от зрителей зрелого возраста, что этот этап творчества Антона Павловича им не был знаком. Впечатленные просмотром, они даже вознамерились перечитать ранние рассказы Антона Павловича. И это огромный плюс спектаклю, актерам и режиссеру-постановщику.

Zhizn_1_11.jpg

В театре всегда говорят, что премьерный спектакль – это еще не окончательный продукт. Он будет дозревать, совершенствоваться. Для тех условий, в которых живет сейчас труппа главного театра Владимирской области, это особенно актуально. И если принимать во внимание те нереально короткие сроки, отпущенные на подготовку премьерного показа, то понимаешь, что смех и овации – это заслуженно.

Музыкальное оформление спектакля от заслуженного артиста РФ Андрея Щербинина добавило действу сходства с немыми фильмами начала прошлого века, где потом блистал брат драматурга Михаил. Световые проекции на задник сцены лиричных березовых рощиц в качестве декораций забавно ложились темно-зелеными тенями на лица актеров, напоминая студенческую инсценировку для экзамена, когда, как всегда, не хватило одной ночи.

Вот и с оптимистичным названием спектакля, имеющим неплохие шансы попасть в фестивальные программы, вышла накладочка. «Жизнь прекрасна» — так называлось музыкальное ревю из популярных шлягеров разных лет, поставленное в 2018 году в Московском театре мюзикла его художественным руководителем Михаилом Швыдким. Зрители и критики восприняли проект неоднозначно. Его называли дорогим и бессмысленным балаганом. А постановщик объяснялся, что, мол, вкусы у всех разные, а песни хорошие.

Но с таким же названием в 2010 году в Пензе поставили фантазию в двух действиях на чеховские темы с музыкой Оффенбаха и романсами. Авторский текст без малейших изменений из 20 произведений писателя («Вишневый сад», «Первый любовник», «Комик», «Мыслитель» и другие), 24 исполнителя, включая всех местных звезд.

Впрочем, где мы, а где Пенза. И в человеке должно быть все прекрасно, и мы еще увидим небо в алмазах, а если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай. Чехов – он же, как море, а его хватит на всех и для каждого оно свое.

Так что идите в театр, потому что Антон Павлович был уверен:

«Можно лгать в любви, в политике, в медицине, но в искусстве обмануть нельзя».


Самые яркие события дня — в
инстаграме Зебра ТВ
.

Чехов А. П.

Сочинение по произведению на тему: Россия в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Был великим гражданином России. Во многих его произведениях мы видим нашу Родину его глазами. Прежде, чем перейти к теме своего сочинения, я хотела бы рассказать о том, каким человеком был Антон Павлович. Главными своими врагами он называл ложь, лицемерие и произвол. Вся жизнь писателя была заполнена упорным, систематическим трудом. Прожив сорок четыре года, он написал более двухсот произведений прозы и драматургии, строил школы, участвовал в создании больниц, библиотек. Работал врачом во время холерной эпидемии, принимал в деревнях ежегодно до тысячи больных крестьян. Меня очень привлекают черты, присущие Чехову: порядочность, гуманность, интеллигентность и жизнелюбие. Антон Павлович возводил в абсолют вдохновенный труд и здоровые человеческие отношения. Читать произведения Чехова легко и интересно. Одной из моих любимых книг писателя является пьеса “Вишневый сад”.
Комедия “Вишневый сад” считается вершинным произведением Чехова. Пьеса отражает такое социально-историческое явление страны, как деградация “дворянского гнезда”, моральное оскудение дворянства, перерастание феодальных отношений в капиталистические, а за этим — появление нового, господствующего класса буржуазии. Темой пьесы является судьба родины, ее будущее. “Вся Россия — наш сад”. Прошлое, настоящее и будущее России как бы встает со страниц пьесы “Вишневый сад”. Представителем настоящего в чеховской комедии является Лопахин, прошлого — Раневская и Гаев, будущего — Трофимов и Аня.
Начиная с первого акта пьесы, обнажается гниль и никчемность хозяев имения — Раневской и Гаева.
Любовь Андреевна Раневская, на мой взгляд, довольно пустая женщина. Она не видит вокруг себя ничего, кроме любовных увлечений, стремится жить красиво, беззаботно. Она проста, обаятельна, добра. Но доброта ее оказывается чисто внешней. Существо ее натуры — в эгоизме и легкомыслии: Раневская раздает золотые, в то время как бедная Варя из “экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох”; устраивает ненужный бал, когда нечем уплатить долги. Вспоминает о погибшем сыне, говорит о материнских чувствах, любви. А сама оставляет дочь на попечении безалаберного дяди, не беспокоится о будущем дочерей. Она решительно рвет телеграммы из Парижа, сначала даже не читая их, а потом — едет в Париж. Она опечалена продажей имения, но радуется возможности отъезда за границу. А когда говорит о любви к родине, то прерывает себя замечанием: “Однако же надо пить кофе”. При всей ее слабости, безволии в ней есть способность к самокритике, к бескорыстной доброте, к искреннему, горячему чувству.
Беспомощным и вялым является и Гаев, брат Раневской. Он в собственных глазах — аристократ самого высокого круга, ему мешают “грубые” запахи. Лопахина он словно бы не замечает и старается поставить “этого хама” на место. В языке Гаева просторечие соединяется с высокими словами: ведь он любит либеральные разглагольствования. Любимое его словечко — “кого”; пристрастен он к бильярдным терминам.
Лишившись семьи, дома, бывшие хозяева имения ничему не научились, не сделали ничего полезного. “Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики, — говорит М. Горький, — они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, — паразиты, лишенные силы снова присосаться к жизни”. И я абсолютно согласна со словами писа-. теля.
Настоящее России в пьесе Чехова “Вишневый сад” представлено Лопахиным. Вообще его образ сложен и противоречив. Он решителен и уступчив, расчетлив и поэтичен, истинно добр и неосознанно жесток. Таковы многие грани его натуры и характера. Герой на протяжении всей пьесы постоянно повторяет о своем происхождении, говоря, что он мужик: “Отец мой, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд. Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком.” Хотя, мне кажется, все-таки он преувеличивает свою простонародность, ведь вышел он уже из семьи деревенского кулака-лавочника. Сам Лопахин говорит: “.отец мой покойный — он тогда здесь на деревне в лавке торговал.” Да и сам он на данный момент весьма преуспевающий коммерсант. По его словам можно судить, что дела идут у него даже очень хорошо и жаловаться ему на жизнь и свою судьбу в отношении денег не приходится. В его образе видны все черты предпринимателя, дельца, олицетворяющего настоящее состояние России, ее устройства. Лопахин — это человек своего времени, усмотревший действительную цепочку развития страны, ее структуры и втянувшийся в жизнь общества. Он живет сегодняшним днем.
Чехов отмечает доброту купца, его стремление стать лучше. Ермолай Алексеевич помнит, как Раневская заступилась за него, когда в детстве его обидел отец. С улыбкой вспоминает об этом Лопахин: “Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет. (Пауза.) Мужичок.” Он искренно любит ее, охотно ссужает Любовь Андреевну деньгами, не рассчитывая их когда-либо получить. Ради нее он терпит Гаева, который презирает и игнорирует его. Купец стремится улучшить свое образование, узнать что-то новое. В начале пьесы он показывается с книгой перед читателями. По поводу этого Ермолай Алексеевич говорит: “Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул”.
Ермолай Лопахин, единственный в пьесе занят делом, уезжает по своим купеческим надобностям. В одном из разговоров об этом можно услышать: “Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать”. Он отличается от других своей жизнеспособностью, трудолюбием, оптимизмом, напористостью, практичностью. Один он предлагает реальный план спасения имения.
Лопахин может показаться явной противоположностью старым хозяевам вишневого сада. Ведь он прямой потомок тех, чьи лица “глядят с каждого вишневого дерева в саду”. Да и как он может торжествовать после покупки вишневого сада: “Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется. Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь. Музыка, играй!” Но это не так, ведь на месте чего-то загубленного нельзя построить что-то прекрасное, радостное и счастливое. И здесь Чехов открывает и отрицательные качества буржуа Лопахина: его стремление разбогатеть, не упустить свою выгоду. Он все-таки сам покупает имение Раневской и сам воплощает в жизнь свою идею об организации дач. Антон Павлович показал, как приобретательство постепенно калечит человека, становясь его второй натурой. “Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен”, — так объясняет Петя Трофимов купцу о его роли в обществе. И все же Ермолай Алексеевич прост и добр, от души предлагает помощь “вечному студенту”. Не зря и Пете нравится Лопахин — за тонкие, нежные, как у артиста, пальцы, за “тонкую, нежную душу”. Но именно он советует ему “не размахивать руками”, не заноситься, воображая, что все можно купить и продать. А Ермолай Лопахин чем дальше, тем больше усваивает привычку “размахивать руками”. В начале пьесы это еще не столь ярко проявляется, но в конце это становится довольно заметно. Его уверенность, что все можно рассматривать в деньгах, увеличивается и все более становится его особенностью.
Не вызывает сочувствия история отношений Лопахина с Варей. Варя любит его. И ему она как будто нравится, Лопахин понимает, что его предложение будет для нее спасением, иначе ей идти в экономки. Ермолай Алексеевич собирается сделать решительный шаг и не делает его. Не совсем понятно, что мешает ему сделать предложение Варе. Или это отсутствие настоящей любви, или это излишняя его практичность, а может быть, что-нибудь еще, но в этой ситуации он не вызывает сочувствия к себе.
Ему присущи восторг и купеческая спесь после покупки имения Раневской. Приобретя вишневый сад, он торжественно и хвастливо объявляет об этом, не может удержаться от похвалы, но слезы бывшей хозяйки вдруг потрясают его. Настроение Лопахина меняется, и он с горечью произносит: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастная жизнь”. Еще не угасшее торжество сочетается с насмешкой над самим собой, купеческая лихость — с душевной неловкостью.
Еще одна черта его не производит хорошего впечатления. Прежде всего это его неделикатность, стремление к скорейшей наживе. Он начинает рубку деревьев еще до того, как бывшие хозяева уехали. Не зря Петя Трофимов ему говорит: “В самом деле, неужели не хватает такта.” Рубку вишневого сада прекращают. Но как только бывшие владельцы покинули имение, топоры снова застучали. Новый владелец спешит претворить свою идею в дело.
Представителями будущего России являются Трофимов и Аня. Петр Трофимов верно смотрит на многие жизненные явления, способен увлечь образной, глубокой мыслью, и под его влиянием Аня быстро растет духовно. Но слова Пети о будущем, его призывы работать, быть свободными, как ветер, идти вперед неопределенны, носят слишком общий, мечтательный характер. Петя верит в “высшее счастье”, но как его достичь, он не знает. Мне кажется, Трофимов — это образ будущего революционера.
“Вишневый сад” был написан Чеховым в период предреволюционных волнений. Писатель убежденно верил в наступление лучшего будущего, в неизбежность революции. Творцами новой, счастливой жизни он считал молодое поколение России. В пьесе “Вишневый сад” этими людьми являются Петя Трофимов и Аня. Революция свершилась, наступило “светлое будущее”, но “высшего счастья” народу оно не принесло.
Мне ближе герой комедии Лопахин. Своим трудом, упорством и старанием он добился своей цели — купил имение, где “дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню”. Стал богатым, уважаемым человеком. Конечно, есть в нем и отрицательные черты характера: стремление к наживе, привычка “размахивать руками”. Но Лопахин стремится улучшить свое образование, узнать что-то новое. В отличие от Пети Трофимова у Ермолая Алексеевича слово не расходится с делом. При его жажде обогащения у него осталось сострадание к ближнему. В Лопахине мне нравятся оптимизм, трудолюбие, трезвый взгляд на вещи.
Вся Россия начала XX века, на мой взгляд, отразилась в пьесе Чехова. И ныне можно встретить таких непрактичных, потерявших почву под ногами людей, как Раневская и Гаев. Живы и идеалисты, подобные Пете Трофимову и Ане, а вот таких, как чеховский Лопахин, встретить достаточно трудно: в современных предпринимателях очень часто отсутствуют те привлекательные черты личности, которые мне понравились в этом герое. К сожалению, в нашем обществе на авансцену с каждым днем все увереннее выходят “лакеи Яши”. Об этом герое в моем сочинении нет ни слова, так как я ограничена временем экзаменационной работы. Я могла бы многое сказать и о нем, и о других персонажах пьесы Чехова “Вишневый сад”, так как это произведение дает неисчерпаемый материал для размышлений о судьбе России.http://vsekratko.ru/chehov/vishnevyjsad46

>Сочинения по произведению Вишнёвый сад

Любовь к дому

В произведении великого русского классика А. П. Чехова «Вишнёвый сад» центральное место отведено теме дома и родины. ­Подобно вишнёвому саду, павшему от рук топора, умирает потихоньку и бывшая родина. Или же если посмотреть с другой стороны, не умирает, а возрождается: на смену старому поколению приходит новое, молодое поколение, исполненное веры в счастливое будущее. Так ли это, на самом деле, показала впоследствии Октябрьская революция, но автор этих событий уже не застал. Чехов умер в 1904 году, а пьесу «Вишнёвый сад» успел дописать в 1903 году.

Сравнение, упомянутое в пьесе, «вся Россия – наш сад» вышло очень символичным. Антон Павлович был великим гражданином своей страны и поднимал тему родины во многих своих произведениях. Неудивительно, что его главные герои преисполнены патриотизма и любви к дому. Любовь к дому в пьесе проявляется у каждого по-своему. Так, например, для Раневской и Гаева это слепая привязанность к родовому поместью, а вместе с ним и к саду, в котором выросло не одно поколение. А для Пети Трофимова и Ани любовь к дому — это нечто большее. Они оказываются выше любви к саду. Их интересует будущее страны, перемены и нововведения.

Продажа сада это то, что лежит на поверхности, когда мы читаем пьесу. На самом деле, корни проблемы, затронутой автором, гораздо глубже. Продажа сада олицетворяет упадок дворянства к началу двадцатого века, разрушение веками сформированного социального уклада, появление нового поколения предпринимателей и предпосылки к назревающей революции. Для новых купцов, выходцев из народа, ни вишнёвый сад, ни родовое поместье не имеют большого значения. Вот поле мака, которое принесло бы гораздо больше прибыли, по мнению, Ермолая Лопахина , полезнее, чем вишня. А еще лучше, если разбить этот сад на участки и сдать его в аренду дачникам.

Такое предложение изрядно расстраивает Любовь Андреевну Раневскую, которая так нежно привязана к своему любимому, родному вишневому саду. Даже поверхностный Гаев переживает за судьбу сада и имения. Казалось бы, вот она настоящая любовь к дому. Но такой ли плохой купец Лопахин или Петя Трофимов, который говорит, что дворянство должно трудом искупить свою вину перед Россией? Дочь Раневской семнадцатилетняя Аня также принимает сторону Пети, а значит нового поколения патриотов. Она бранит матушку, когда та сорит деньгами, она корит ее, когда та страдает из-за потери сада.

Трофимов, в свою очередь, хоть и недолюбливает Лопахина, называя его «хищным зверем», а в душе считает его человеком нежной и тонкой конструкции. Поэтому считать, что кто-то прав, а кто-то нет в этой пьесе не логично. У каждого персонажа своя любовь к дому. Даже старый и верный Фирс до последнего остается сторожить имение Раневской и Гаева, когда оно уже продано с торгов Ермолаю Лопахину. Он слышит, как топором стучат по деревьям и переживает, что Гаев поехал в пальто, а не в шубе. Одно остается неизменным — судьба обыкновенного, казалось бы, сада решает судьбы и простых людей.

Тема родины в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад.

Цели урока.

1.Образовательная: рассмотреть символ сада в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад», сделать выводы по пьесе, подготовить обучающихся к домашнему сочинению.

2.Развивающая: развить навыки анализа текста, совершенствовать монологическую речь.

3.Воспитательная: вызвать интерес к творчеству писателя, содействовать воспитанию любви к Родине.

Методы:

репродуктивный, эвристический, метод творческого чтения.

Тип урока:

итоговый.

Вид урока:

классический.

Наглядность:

портрет писателя, слайды с изображением цветущего сада, сцены из спектакля «Вишнёвый сад».

Ход урока.

Куда же несёшься ты, Русь?

Н.В. Гоголь «Мёртвые души».

Психологическая установка

1.В пьесе «Вишнёвый сад» А.П. Чехов рассуждает о судьбе, о будущем России. Автор задаётся вопросом, которым задавались многие писатели, в том числе и Н.Гоголь в поэме «Мёртвые души»: «Куда же несёшься ты, Русь?»

Сегодня мы рассмотрим символ сада в комедии «В.с.» и будем готовиться к домашнему сочинению. (Запись темы и эпиграфа в тетради)

Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретное (сад дворянской усадьбы) и обобщённое (символ Родины, её природной поэтической красоты). В основе комедии – судьба вишнёвого сада, с ним связано всё.

Каким вам представляется образ вишнёвого сада? (Обращение к слайду №2) Какие ассоциации он у вас вызывает?

2.Беседа по вопросам.

Как образ вишнёвого сада пронизывает все действия пьесы?(действие1: «Вишнёвый сад продаётся за долги»;

Действие 3: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хвати топором по вишнёвому саду»;

Действие 4: «Вдали стучат топором по дереву».

(Декорация 1 действия: «Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут деревья, но в саду холодно, утренник».

Декорация 2 действия: «В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишнёвый сад… Скоро сядет солнце.

Декорация 4 действия: «Слышно, как стучат топором по дереву».

В финале пьесы: «Становится тихо. Среди тишины раздаётся глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно». «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду стучат топором по дереву».)

Как с образом вишнёвого сада связаны герои пьесы? Докажите свои позиции текстом.

Раневская, Гаев – прошлое, детство, благополучие, гордость, воспоминание о счастье. Раневская:
«Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, то это только наш вишнёвый сад».

Фирс: сад – барское благополучие.
«В прежние времена, лет 50-4о назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили. Денег было…»

Лопахин: сад, воспоминание о прошлом. Дед и отец были крепостными; надежды на будущее – вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад- источник богатства, предмет гордости.
«Если вишнёвы сад… отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое 25 тысяч в год дохода». «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает» и др.

Трофимов: вишнёвый сад символизирует крепостническое прошлое.
«Неужели с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…». «Вся Россия – наш сад» —

это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.

Аня: сад – символ детства, сад – дом, но с детством приходится расставаться.
«Отчего я уже не люблю вишнёвого сада, как раньше».

В то же


время – сад- надежда на будущее. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». (Запись в тетрадях цитат о вишнёвом саде).

5.Каково авторское отношение к саду? (Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь её красоту и богатство, важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад — символ лирического, поэтического отношения к родине. В автор ских ремарках:
«прекрасный сад», «широкий простор», «звук лопнувшей струны»

стук топора.

Чехов: «Во втором акте вы дадите мне настоящее зелёное поле и дорогу, и необычайную для сцены даль». «Звук должен быть короче и чувствоваться совсем издалека»).

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Сад – это символ Родины, её настоящего и будущего. Прошлое – это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее – это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Какое же будущее ждёт Россию? Этот вопрос Чехов оставляет открытым.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Пьеса «Вишнёвый сад – это пьеса о России, о её судьбе. Россия на перепутье – в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Антон Павлович переживает за свою страну. Пьеса – это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать сочинение на одну из предложенных тем.

    Чего заслуживает Раневская – осуждения или жалости?

    Чего больше в Лопахине: «хищного зверя» или «тонкой. Нежной души»?

    Какова роль второстепенных героев в системе персонажей пьесы «Вишнёвый сад»?

Вишнёвый сад как образ Родины в пьесе

Свое последнее произведение А.П. Чехов писал в самом начале ХХ века, когда над страной нависло ощущение грядущих перемен. Многие литературные деятели пытались осмыслить происходящее, проанализировать, что остается в прошлом и предугадать будущее. Антон Павлович не стал исключением, и итогом этих размышлений о судьбе Родины и русского народа стала фраза из пьесы «Вишнёвый сад» – «Вся Россия – наш сад», вложенная в уста одного из героев.

На начальном этапе работы над новой пьесой Чехов говорил о ее названии. Особый акцент он делал на использовании буквы «ё» в слове «вишнёвый». Ведь «вишневый» сад – это сад, предназначенный для получения прибыли, а «вишнёвый» – воплощение домашнего уюта, привычного размеренного быта, предназначенный для получения эстетического удовольствия, тем самым указывая на его символичность в пьесе. Драматург показал не сам старый вишневый сад в его бытовом назначении, а отношение к нему героев. Он соотнес их с чувствами к родной земле, тем самым олицетворив им Россию. Таким образом, тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад» заняла одно из главных мест, а герои стали яркими представителями своего времени.

Герои и их вишневый сад

Все герои пьесы делятся на три группы, характеризующие историческое развитее России.

Первая группа это Раневская, Гаев и Фирс. Они показаны как прошлое. До отмены крепостного права все общество делилось на аристократов и крестьян. Дворяне жили за счет труда своих крепостников, бытовые заботы были отодвинуты на самый последний план, ведь веками налаженный порядок обеспечивал сытую жизнь господам. А они в свою очередь занимались саморазвитием, познанием мира и получением удовольствий. Дворяне умели наслаждаться жизнью и видеть вокруг себя красоту. Сад для них – это услада взора. А думать о получении прибыли и о деньгах для этого класса – пошлость. Разве можно ставить в одну линию духовность и финансы? Нарисовав портреты Раневской и Гаева, Чехов хотел показать, что дворянство уходит в прошлое, унося с собой свою бесценную культуру, которой нет места в настоящем и будущем. Но уходит из-за невозможности приспособиться к новым реалиям по причине своей слабохарактерности, неумению принимать решения и не желания искать компромисс, чтоб сохранить свой сад, свою Россию.

Примечательна и фигура Фирса. Всю жизнь он прислуживал семье Раневской и Гаева. На момент действия пьесы ему 87 лет. Крепостное право было отменено, когда ему было около 50 лет, он мог бы начать новую жизнь, но не захотел, в прочем, у него был шанс еще в более молодом возрасте жениться, но опять же, он выбрал службу лакея. Почему?

Мировоззрение крестьян было настолько укоренившимся, что привязанность к хозяевам передавалась по наследству. Опять же, веками они выполняли одну и ту же работу, а принимать решения не было необходимости. Ведь очень для многих крестьян полученная свобода стала тяжким испытанием, и далеко не все мечтали о ней. Однако через 40 лет, во времена создания пьесы уже появились новые поколения и крестьян и аристократов, которые по-другому воспринимали социальные различия.

Симеонов-Пищик так же представитель ушедшего в прошлое класса помещиков, но он смог приспособиться к новой жизни. Он приветствовал строительство железной дороги, так как участок, которой прошел по его земле, принес ему прибыль, потом он сдал в аренду свою землю, опят же получив деньги.

Новая эпоха рождает новых персонажей, таким стал Лопахин. Купец, но он уже не тот купец, который живет продажей товаров. Он в меру образован, он умеет мыслить и рассуждать, умеет ценить красоту и культуру уходящего времени. И, пожалуй, он единственный, кто искренне восхищается старым садом. Для него сад это не только масса деревьев, но и земля. Таким образом, даже уничтожение сада – это возможность дать новую жизнь ему. Это понимает и Петя, ставший представителем будущего, для которого сад- это символ рабовладения, и он даже призывает к его уничтожению. Но если Лопахину все-таки жаль сад, то у Трофимова по этому поводу ни малейших сожалений, хотя именно ему принадлежит фраза философская фраза «Вся Россия- наш сад»

Отражение истории России на страницах «Вишневого сада»

Если рассматривать всех героев с точки зрения исторических процессов, то становиться понятны социальные изменения в стране. После отмены крепостного права все общество разделилось на две группы: сторонники и противники, причем они были во всех слоях общества. А самых социальных слоев было не так уж и много. Дворяне, кто-то беднее, кто-то богаче, как правило, они занимались умственным трудом, и все высокие посты были заняты именно этим сословием. Крестьяне до отмены крепостного права делились на крепостных и свободных. Свободными они становились, выкупив себя, или хозяева их освобождали по доброй воле. Свободные крестьяне, как правило, были очень трудолюбивы, и благодаря этому качеству могли выбиться в интеллигенцию. Лопхин именно из такой семьи. Дворяне, не занимающиеся государственной или иной службой, после отмены крепостничества, очень быстро разорялись, что и произошло с Раневской и Гаевым. И пути выживания были различными, что, в прочем, в пьесе показано, а их детям приходилось уже самим выбирать себе дорогу, что и продемонстрировала Аня. Все эти изменения и отношения между социальными слоями очень ярко показаны, заставляя думать о них.

Продажа сада и последовавший за этим разъезд ее обитателей в разные стороны весьма символичен. Именно в начале ХХ века началось разрушение «дворянских гнезд», разрушение родственных связей, приведших к длительной гражданской войне через 15-16 лет. Возможно, Антон Павлович предчувствовал это, создав героев, не способных слышать друг друга.

Будущее России в пьесе Чехова «Вишневый сад» показано очень туманно и неопределенно. А самой оптимистичной фразой становится: «Мы насадим новый сад». Вот только персонажей, способных на это, по мнению самого автора, в пьесе нет.

Отражение Россия в пьесе Чехова и описание её роли могут пригодится 10 классам при подготовке материалов для сочинения на тему «Вся Россия наш сад!».

Тест по произведению

Пьеса «Вишневый сад» — своеобразная поэма о прошлом, настоящем и будущем России. Тема Родины — внутренняя сквозная тема этой, по определению автора, комедии. Можно сказать, что это произведение — одно из сложнейших в драматургическом наследии А.П. Чехова. В этой пьесе переплетены, органически слиты элементы пародии, драмы и даже трагедии. Все это понадобилось автору для того, чтобы максимально полно воссоздать образ России. Герои «Вишневого сада» воплощают определенную ипостась этого образа. Раневская, Гаев — прошлое, Лопахин — один из наиболее противоречивых персонажей — и прошлое, и, в определенной мере, настоящее, Аня — будущее.

Хозяева вишневого сада ни красоты прошлого, ни красоты будущего не видят. Лопахин и люди, подобные ему, также далеки от этой красоты. Чехов считал, что придут новые люди, которые посадят новые, неизмеримо более прекрасные сады, превратят всю землю в волшебный сад.

В пьесе есть и постоянная чеховская грусть, печаль о гибнущей напрасно красоте. Можно сказать, что в ней звучат вариации на излюбленную тему А.П. Чехова. Это мотив красоты, которая противоречит себе, прекрасного, в котором есть ложь, скрытое безобразие. Как мне кажется, в этой пьесе автор в определенной мере развивает мысль Л. Толстого о том, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Для А.П. Чехова важно, что красота должна слиться с правдой, только тогда она будет истинной. И тот волшебный сад, о котором говорит Аня, и есть символ красоты, слившейся с правдой. Автор убежден в неизбежности этого, именно поэтому печаль в «Вишневом саде» светла. Многие критики считают, что пьеса пронизана чувством прощания с уходящей жизнью, со всем хорошим и отвратительным, что в ней было, но и радостным приветствием новому, юному.

Раневская и Гаев, хозяева прекрасного вишневого сада, не умеют сохранить его, заботиться о нем. Для автора сад — символ России, прекрасной и трагической страны. И Любовь Андреевна, и ее брат — добрые, по-своему милые, абсолютно непрактичные люди. Они чувствуют красоту, волшебное очарование вишневого сада, но они, по мнению автора, люди пустые, люди без родины. Все их рассуждения о том, что имение необходимо спасти, что они не смогут жить без вишневого сада, дома, с которым связано столько радостных и трагических воспоминаний, ни к чему не приводят. Кажется, что они уже внутренне свыклись с потерей имения. Раневская размышляет о возможности возвращения в Париж, Гаев как бы примеряет на себя должность банковского служащего.

Они испытывают даже некоторое облегчение, когда свершается «катастрофа», им можно больше не волноваться, не «хлопотать». Показательны слова Гаева: «В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда копирование запрещено вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже». Любовь Андреевна подтверждает это: «Нервы мои лучше, это правда», хотя, когда приходит первое известие о продаже вишневого сада, она заявляет: «Я сейчас умру». Чрезвычайно важна, на наш взгляд, чеховская ремарка. Услышав смех Яши в ответ на свои слова Раневская, спрашивает его с легкой досадой: «Ну чему вы смеетесь? Чему рады?» А ведь, казалось бы, смех лакея должен был потрясти ее так же, как потряс бы смех над могилою близкого человека, ведь она «сейчас умрет». Но нет ужаса, нет потрясения, есть всего лишь «легкая досада». Автор подчеркивает, что ни Гаев, ни Раневская не способны не только на серьезные действия, но даже глубокие чувства. Новый хозяин вишневого сада, Лопахин, слишком тесно связан с прошлым, чтобы олицетворять будущее. Но, как мне кажется, он отнюдь не полностью представляет в пьесе и настоящее России. Лопахин — натура сложная и противоречивая. Он не только «хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути», как говорит о нем Петя Трофимов. Он по-своему пытается усовершенствовать жизнь, думает о будущем, Лопахин предлагает собственную программу. Как человек умный и наблюдательный, стремится извлечь из них пользу не только для себя. Так, например, этот герой считает, что «до сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще дачники, может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным…».

Чехов так писал о нем: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах». Безусловно, Лопахин — образ отнюдь не лишенный привлекательности, с его страстью к труду необходимо бы делать настоящее и большое дело, у него поистине творческих размах. Именно этот персонаж говорит: «…господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…». А Лопахину приходится совершать и отнюдь не красивые поступки, например, купить вишневый сад у обанкротившихся владельцев. Однако этот персонаж не лишен понимания прекрасного, способен понимать, что приобрел «имение, прекрасней которого ничего нет на свете», осознавать, что значит его поступок для других. Он испытывает одновременно и восторг, и хмельную удаль, и печаль.

Увидев слезы Раневской, Лопахин с надрывом говорит: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Если бы он был «хищный зверь», нечто, «необходимое для обмена веществ», разве был бы он способен произнести такие слова, испытывать такие чувства. В образе Лопахина заключена, следовательно, определенная двойственность. Он одновременно испытывает печаль о прошлом, пытается изменить настоящее, думает и о будущем России.

На наш взгляд, настоящее отражает в пьесе и образ Пети Трофимова, хотя он, казалось бы, обращен в будущее. Да, за этим героем чувствуется определенное общественное движение, ясно чувствуется, что он совсем не одинок. Но его роль заключается, по-видимому, в том, чтобы показать другим неприглядность жизни, помочь осознать необходимость перемен, сказать «прощай, старая жизнь!». Ведь отнюдь не случайно не Петя Трофимов, а Аня говорит: «Здравствуй, новая жизнь!». Думается, что в пьесе есть лишь один образ, который мог бы гармонически слиться с красотой вишневого сада. А именно Аня — олицетворение весны, будущего. Эта героиня сумела понять суть всех речей Пети, осознать, что, как писал Чехов, все давно уже состарилось, отжило и все только ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего». Она идет вперед, чтобы изменить жизнь, превратить всю Россию в цветущий сад.

А.П. Чехов мечтал о скором расцвете России, и отразил эту мечту в пьесе «Вишневый сад». Однако и в этом произведении, на наш взгляд, нет однозначного финала. С одной стороны — радостная музыка утверждения новой жизни, с другой — трагический звук оборвавшейся струны «замирающий и печальный», а затем — «наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

В этом произведении А.П. Чехова заключена и тончайшая лирика, и острая сатира. «Вишневый сад» — и веселая, и грустная, вечная пьеса о страстно любимой автором родине, о ее грядущем расцвете. Именно поэтому к ней будут обращаться все новые и новые поколения читателей.

(659 слов) Не зря о драматургии Чехова говорят «Театр Чехова». Ведь произведения автора настолько уникальны, что зрителю, привыкшему к традиционным пьесам, бывает трудно воспринимать постановки. Антон Павлович способствовал созданию новых законов драматургии, по которым развивался модернистский театр, получивший название «Театр абсурда». О творчестве Чехова метко высказался писатель Владимир Набоков: 

«Его заслуга в том, что он нашел верный путь из темницы причинно-следственных связей и разорвал пути, сковывающие пленников искусства драмы». 

Мы тоже рассмотрим особенности творчества Антона Чехова на примере его знаменитой пьесы «Вишнёвый сад». 

Своё знаменитое произведение Чехов задумал в жанре фарс. Однако театральный режиссёр Константин Станиславский на этот счёт высказался так: 

«Это совсем не комедия и не фарс, как Вы писали, — это трагедия, какой исход лучшей жизни Вы ни описали в окончательном акте». 

А вот в представлении критического реалиста Максима Горького своеобразное произведение Чехова является лирической комедией. Сам Антон Павлович насчёт жанра «Вишнёвого сада» высказался так: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Также многие критики и литераторы называли столь известную пьесу трагикомедией. Именно слияние космического и трагического является специфическим признаком произведений Чехова.

Антон Чехов создал язык «новой драмы», и в произведении «Вишнёвый сад» данный факт прослеживается наиболее ярко.  Создавая пьесу, автор использовал множество символов и образов, присущих его творческой манере. Например, образ вишнёвого сада у Чехова ассоциируется с образом великой России, с её противоречивой судьбой и неизвестным будущим. Не распродадут ли нашу страну подобно Вишнёвому саду? Вот главный вопрос, на который попытался ответить писатель. Данный вопрос связывает два образа (вишнёвого сада и России) воедино. 

Чехов не наделал героев говорящим фамилиями. В его произведениях нельзя найти положительных и отрицательных персонажей. Автор одновременно и смеётся в лицо, и сочувствует героям. Он разделяет их эмоции и переживания. К примеру, Гаев — герой, который не желает менять что-либо в жизни. Однако он смешон тем, что всегда не вовремя вставляет бильярдные словечки, но и в то же время вызывает сочувствие из-за своей беспомощности. Для полноты раскрытия проблематикой произведения Чехов используют внесценических героев. Кроме того, всех персонажей писателей разделил на три группы. Это герои, олицетворяющие прошлое — Гаев, Раневская, Фирс, настоящее — Лопахин, и будущее — Аня Раневская, Петя Трофимов.  

Чтобы показать проблему непонимания поколений, Чехов вставляет в произведение многочисленные паузы. Они дают понять, что герои не желают меняться. Звуковой фон автор создаёт с помощью ремарок. Например, ремарка «Из соседней комнаты доносится звук игры на биллиарде» подчёркивает всю праздность и леность героев.

Также важным смысловую аспектом в пьесе «Вишнёвый сад» является метод умолчания. Не зря писатель многократно использует многоточие. Таким образом, он хотел продемонстрировать, что персонажи не слушают друг друга. 

Композиция произведения состоит из четырёх действий. Экспозицию представляет сцена ожидания приезда хозяйки имения Раневской из Франции. Завязка — герои узнают неприятную новость, и только один Лопахин предлагает план, как выбраться из сложившейся ситуации. Экспозиция и завязка составляют первое действие пьесы. Во втором действии описывается, как Раневская категорически отвергает план спасения Лопахина и полностью бездействует. Кульминация произведения — Лопахин выкупает имение. В четвёртом действии (развязка) повествуется о том, что Раневская возвращается в Париж — тратить последние деньги. Остальные герои расходятся кто куда, и только старый слуга Фирс, забытый всеми, остаётся в доме. Можно отметить основную особенность композиции, которая наблюдается в кульминации пьесы. Важное событие, которым были озабочены герои, продажа имения, остаётся за рамками сценического действия. Чехов не стал показывать читателям, как происходило данное событие. По мнению писателя, основной конфликт является внутренним,  душевным. Он отражается в душах персонажей, в несоответствии мечты о счастливой жизни с суровой реальностью. Персонажам так и не удалось обрести счастье. Так, Лопахин покупает имение, но счастья ему это не приносит. Представители старого поколения, Раневская и Гаев, считают себя несчастными людьми, ведь их эпоха закончилась. Анна и Петя мечтают о счастливой жизни, но им некому помочь.

Чтобы немного скрыть внутренние эмоции и переживания героев, Чехов использует простые, стилистически нейтральные фразы. Например, «Епиходов идёт», «солнце село». 

Таким образом, известный драматург Антон Павлович Чехов создал свой театр и новый язык в литературе, который не сразу стал понятен современникам. Мастерство писателя заключается в точной передаче чувств, эмоций и переживаний каждого персонажа. Его произведения раскрывают в новом преломлении социально значимые и актуальные темы.

Автор: Виктория Комарова

Сочинения по литературе
Сочинение рассуждение

Поделиться

Многомудрый Литрекон создал для своих читателей итоговое сочинение на тему: Какие преступления нельзя прощать? Аргументы, тезисы, вступление, заключение и все остальное Вы найдете здесь. Приятного просвещения!

Вариант 1

(419 слов) Милосердие — это весьма похвальное качество, но оно не должно помешать осудить те преступления, которые нельзя прощать. Какие же поступки можно причислить к этой категории? Их множество, но все эти подлости объединяет один главный признак — слабая жертва, которая не может защитить себя. Нельзя оправдать и объяснить жестокость, направленную против того, кто не может дать сдачи. Это самое гнусное злодеяние. Чтобы доказать это, обратимся к литературным примерам. 

Вспомним роман-эпопею М.А. Шолохова «Тихий Дон». До глубины души трогает читателя трагическая участь Франи. Девушка служила в казармах и исполняла обязанности горничной. Красавица всегда ловила на себе восхищенные взоры бойцов, ей льстило их внимание. Но ее смущенные улыбки точно не могли стать разрешением для домогательств со стороны солдат. Циничные и грубые мужчины однажды поймали Франю, связали ее и устроили групповое изнасилование. Несчастная жертва не имела сил сопротивляться. Ее держали со всех сторон, а на голове у нее был мешок, чтобы она не смогла донести на обидчиков. Преступники закончили свое гнусное дело и выбросили девушку в овраг, как тюк гнилого сена. Франя еле встала и, спотыкаясь, побрела прочь. Теперь ее судьба была загублена этой травмой, этим позорным происшествием. Можно ли простить такое злодеяние? Конечно же, нет. Людей, способных на такие поступки, нужно изолировать от общества навсегда, ведь забыть об их подлости — это значит узаконить ее повторение в будущем.

Не менее отвратительные преступления описывает Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Казаки провел карательный рейд в польских деревнях, опираясь лишь на слухи о том, что «ляхи» нападают на православную веру. При этом бравые воины нападали преимущественно на тех, кто не мог дать отпор. Их жертвами становились женщины, старики и дети. «Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу, — словом, крупною монетою отплачивали козаки прежние долги» — пишет автор. Но никакие долговые обязательства не могут оправдать такого отношения к людям, которые заведомо слабее. Выяснять степень правоты и заблуждений нужно в честном бою с равными, а не в карательном набеге на мирные селения. То, что делали казаки, является военным преступлением, позор которого навеки останется в истории. Подлость заключается в том, что все эти крестьяне были легкой добычей и не могли учинить аналогичную расправу в ответ. Нельзя простить эти злодеяния, иначе мы тоже станем их жертвами рано или поздно.

Таким образом, по-настоящему подл и достоин презрения тот преступник, который настигает слабейшую и безответную жертву. Пользуясь чужой слабостью, он самоутверждается и проявляет чудовищную беспощадность, что лишает его права на милосердие. Раз сам он не проявил его к женщине или ребенку, то пусть он познает самую ужасную кару за свои злодеяния.

Вариант 2

(393 слова) К сожалению, биография человечества богата ужасными преступлениями, простить и оправдать которые мы не имеем морального права. Но самые подлые и жестокие из них — это злодеяния, направленные против детей. Несчастные кроткие создания не могут ничего противопоставить насилию, а психологическая травма от него остается на всю жизнь. Никто не проявит милосердия, рассматривая такое дело. Чтобы убедиться в этом, проанализируем подобные литературные примеры.

Вспомним пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад». На момент повествования Лопахину уже за тридцать. Это цветущий мужчина, богач, от одного вида которого трепещет вся губерния, ведь о его деловой хватке знают все. Но как уязвим и слаб Ермолай, когда вспоминает о своем несчастном детстве! Тогда он был крестьянским мальчиком из бедной семьи. Отец его сильно пил и бил своих детей. Ермолай постоянно ходил в синяках и ссадинах. Никакого воспитания и обучения он не получал, даже необходимых вещей у него порой не было. Эти унижения навсегда запомнились герою. Даже в зрелом возрасте он не мог отпустить эти горькие воспоминания о боли и обиде. Насилие над ребенком — это злодеяние, которое нельзя простить, ведь оно не имеет никакого оправдания и влечет за собой только отрицательные последствия.

Нельзя спокойно читать и о том, как сладострастный развратник пристает к совсем еще юным девочкам. Именно такие эпизоды встречаются в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Свидригайлов открывает всю свою сущность Раскольникову, найдя в нем родственную душу. Аркадий рассказывает о своих домогательствах без стеснения и стыда. Он вспоминает о совращенной им сенной девушке Параше, которая плакала на весь двор, но так и не получила защиты от Марфы Петровны, покрывавшей своего мужа. Также он говорит о своей женитьбе на девочке, которой едва исполнилось 16 лет. Ее родители готовы отдать ее за кого угодно, лишь бы были деньги. И мать сама убеждает своего ребенка, что домогательства старого развратника — это норма. А сам Аркадий знает, что скоро эта жена ему надоест. Он собирается покинуть ее и переуступить сводне, которая сделает из девочки продажную женщину. Разве можно простить такие поступки? Если сам Свидригайлов не способен на милосердие по отношению к детям, вправе ли он сам претендовать на него? Конечно же, нет.

Таким образом, преступления против детей всегда получают в обществе самый суровый приговор, потому что это самая уязвимая группа людей, которую мы просто обязаны защитить даже ценой жестокости и бескомпромиссности. Злодеи, которые лишены способности к сочувствию, разрушают наше будущее, нападая на ребенка. И мы должны призвать их к ответу без сожалений и сомнений.

  • Отзыв гроза островский сочинение
  • Отзыв живая шляпа 2 класс о рассказе носова
  • Отзыв журка на рассказ пришвина
  • Отзыв жестокий романс сочинение
  • Отзыв баба яга русская народная сказка