Отзыв сказки щелкунчик и мышиный король

- 45.50 кб анализ сказки гофмана э.щелкунчик и мышиный король замысел щелкунчика родился в результате общения гофмана с детьми своего

— 45.50 Кб

Анализ сказки Гофмана
Э.»Щелкунчик и мышиный король»

Замысел «Щелкунчика»
родился в результате общения
Гофмана с детьми своего друга
Ю.Э.Г. Хитцига — Мари и Фрицем (недаром
герои сказки носят их имена). Писатель
частенько мастерил им к Рождеству
игрушки, и среди них вполне мог быть, так
называемый, Nubknacker.

В прямом переводе немецкое
слово Nubknacker означает «раскалыватель
орехов». Отсюда и нелепые названия
первых русских переводов сказки
— «Грызун орехов и царек мышей»,
или еще пуще — «История щипцов
для орехов», хотя понятно, что у Гофмана
это явно никакие не щипцы. Щелкунчик представлял
собой популярную в те времена механическую
куклу — солдатика с большим ртом, завитой
бородой и косичкой сзади. В рот вкладывался
орех, дергалась косичка, челюсти смыкались
— крак! — и орех расколот.

В «Щелкунчике» нетрудно
увидеть характерную для Гофмана
двойственность сюжета. В чудесные
события, которые происходят в ней,
можно верить, а можно легко
списать их на фантазию заигравшейся
девочки, что, в общем-то, и делают все
взрослые.

Говоря
о композиции, отметим наличие
сильных композиционных позиций, к
которым традиционно относят
начало и финал текста. Начало –
как приглашение к разговору,
финал – как вершина, позволяющая
по-новому обозреть прочитанное. Так, рождественская
атмосфера, заданная в начале «Щелкунчика
и мышиного короля» Э.Т.А. Гофмана, накладывает
особый отпечаток на все развитие сюжета.
Сказка строится по принципу«рассказ
в рассказе», которые соединены двумя
персонажами – мастером Дроссельмейером
и его племянником, молодым Дроссельмейером
из Нюрнберга. На первом плане, в настоящем
времени,перед глазами читателя разворачивается
история о том, как Мари, дочь советника
медицины Штальбаума, спасает Щелкунчика,
заколдованного

молодого
Дроссельмейера. В эту историю вкраплён
рассказ из прошлого о том, как молодой
Дроссельмейер превратился в уродца-Щелкунчика,–сказка
о твёрдом орехе Кракатук и принцессе
Пирлипат.

С первой же главы
погружаешься в таинственный, загадочный,
фантастический мир. Читаешь сказку,
и воображение рисует рождественский
стол, весь заставленный чудесными подарками,
праздничную ёлку, маленькую девочку Мари,
сказочное озеро с прекрасными лебедями.
С тревогой листаешь страницы, на которых
описывается битва Мышиного короля и Щелкунчика.
Главные герои произведения — Мари, Щелкунчик,
Дроссельмейер и Мышиный король. Мари
— маленькая девочка лет семи, смышлёная,
добрая, смелая и решительная. Она -единственная,
кто понимал и любил Щелкунчика, кто разглядел
за неказистой внешностью честное и благородное
сердце. Любовь Мари самоотверженна. Спасая
Щелкунчика во время боя, она, обмирая
от страха, бросила в мышей туфельку, а
потом, плача, отдавала им своих любимых
сахарных куколок, только бы они не трогали.

История Мари и
Щелкунчика завершает и «отзеркаливает»
историю Пирлипат и Щелкунчика. Злая фея
Мышильда превратила красавицу Пирлипат
в уродливое чудище. Молодой Дроссельмейер
расколол для принцессы орех Кракатук,
съев ядрышко которого, она возвратилась
в свой облик красавицы. Но злая Мышильда
превратила за это юношу в уродца-Щелкунчика.
По обещанию короля, отца принцессы, герой,который
расколдует Пирлипат, должен был получить
её руку и королевство. Однако, когда бедный
юноша предстал перед спасенной принцессой
во всём своём безобразии, «принцесса
закрыла лицо обеими руками и закричала:

– Вон,
вон отсюда, противный Щелкунчик!».

Мари
увидела Щелкунчика в виде смешной
и не очень складной игрушки. «Внимательно
вглядываясь в славного человечка,
который полюбился ей с первого
взгляда, Мари заметила, каким добродушием
светилось его лицо». Неожиданно попав
в водоворот волшебных

событий,
Мари спасла Щелкунчика и помогла
ему победить Мышиного короля. Она
узнала, что Щелкунчик – король
волшебной кукольной страны. Услышав
рассказ крёстного об орехе Кракатук,
Мари поняла,что Щелкунчик и есть заколдованный
молодой Дроссельмейер. Она

продолжала
верить в это, когда все вокруг
смеялись над ней.Однажды у Мари
вырвалось вслух: «Ах, милый господин
Дроссельмейер, если бы вы на самом
деле жили, я не отвергла бы вас,как
принцесса Пирлипат, за то, что из-за меня
вы потеряли свою красоту!». После этой
фразы она вдруг потеряла сознание, а очнувшись,узнала,
что только что в гости к Штальбаумам приехал
молодой племянник Дроссельмейера из
Нюрнберга (то есть, к Щелкунчику возвратился
его человеческий облик). Он благодарит
Мари и просит её

руки. Сказка
заканчивается рассказом об их свадьбе
через год и о том,что «Мари,
как говорят, ещё и поныне королева
в стране, где, если только у тебя
есть глаза, ты всюду увидишь сверкающие
цукатные рощи,прозрачные марципановые
замки – словом, всякие чудеса и диковинки».В
литературоведческих работах, сказка«Щелкунчик
и Мышиный король» представляет собой
затейливые вариации на тему знаменитого
сказочного мотива «Красавица и чудовище».
В рамках сюжетной схемы «красавица и
чудовище» обычно действуют три персонажа:
героиня-красавица, отец,из-за которого
красавица вовлекается в историю, и чудовище,
которое оказывается заколдованным принцем
и спасается красавицей.

В «Щелкунчике»
первая сюжетная линия строится вокруг
Мари, её крёстного-советника Дроссельмейера
и Щелкунчика, заколдованного молодого
Дроссельмейера. Во второй сюжетной линии
– сказке об орехе Кракатук – действуют
принцесса Пирлипат, её отец-король (из-за
которого завязывается вся история и который
перекладывает её развитие на

придворного
чудодея Дроссельмейера), Дроссельмейер
(вовлеченный в историю, занимающий
далее позицию отца и, в свою очередь,
вовлекающий в историю своего
племянника, молодого Дроссельмейера
из Нюрнберга) и молодой Дроссельмейер.

Гофман,
с характерной для него виртуозностью
и юмором, играет схемой «красавица и чудовище».
Красавица Пирлипат превращается в чудовище.
Молодой Дроссельмейер (в позиции «героя-красавца»)
расколдовывает чудовище Пирлипат. За
это Мышильда превращает его самого в
игрушку-уродца (позиция «чудовища»). Красавица
Пирлипат

должна
была бы спасти его в ответ, но она
изгоняет его. Мари (в позиции

«героини-красавицы»)
находит Щелкунчика («чудовище») и
расколдовывает его.

Красота
Пирлипат – внешняя. Первое, что
рассказывается о принцессе в
сказке,– то, что у короля родилась
красавица-дочь, и дальше описывается
её лилейно-белое личико, лазурные глазки
и золотые волосы. Сказка показывает,
что внешняя красота ненадёжна
и неблагодарна.

Описания
внешности Мари в ходе сказки, почти
до самого её конца,совсем не дается, ибо
это неважно. Красота Мари и молодого
Дроссельмейера – внутренняя, красота
сердца, которая спасительна и
способна творить чудеса.Щелкинчик
же описан в тексте»

Большая голова нелепо выглядела по сравнению
с тонкими ножками, и плащ на Щелкунчике
был узкий и смешной, торчал, будто деревянный,
а на голове красовалась шапочка рудокопа»Но
в Щелкунчике главное не его уродство,а внутренний мир и его душа.

В истории
Щелкунчика соприкасаются и взамодействуют
три различных мира – мир людей, мир мышей
и мир кукол. События сказки происходят
в особо предназначенное для этого время.
Сказка начинается словами: «Двадцать
четвертого декабря…». Сочельник, канун
Рождества, ассоциируется со временем
ожидания чуда в христианской традиции,
а

само
Рождество – со временем совершения
чуда. Битва Щелкунчика и Мышиного
короля происходит после того, как
часы отбили 12,– число-символ времени,
связанное с заданиями, часто
тоже двенадцатью,которые должны быть
выполнены,прежде чем герой сможет освободиться
(по аналогии с двенадцатью подвигами
Геракла,

например).

Прошлое
(история Пирлипат и Щелкунчика)
должно завершиться и разрешиться,
«когда приходит срок»,– в настоящем
(время истории Мари и Щелкунчика).
И в самом настоящем тоже сосуществуют
два разных времени: дня (мир обыденной
жизни семейства советника медицины Штальбаума)
и ночи (когда действуют мыши и куклы, свидетелем
и

участником
чего становится Мари).Все эти миры
и времена связывает между
собой Христиан Элиас Дроссельмейер. В
прошлом он был придворным часовых дел
мастером и чудодеем при дворе отца принцессы
Пирлипат. В настоящем он является крёстным
Мари, старшим советником суда и «великим
искусником», умеющим чинить часы и создавать
удивительные механические подарки для
своих друзей. И в прошлом, и в настоящем,
и среди людей, и среди кукол Дроссельмейер
выступает как мастер времени и чудес.

Образ
Дроссельмейера проявляется и как доброе,
и как злое начало. Часто он воплощается
в облике человека – волшебника,старца,сказочника,
иногда в образе сверхъестественных существ
–например, гномов,эльфов,леших и т. д.,
в целом ряде сказок – в облике волшебного
животного, которое ведет себя и разговаривает,
как человек.

Обычно
«дух» появляется, когда герой находится
в отчаянном положении и сам не смог бы
из него выбраться без какого-то дополнительного
знания или идеи (которые являются, по
Юнгу, «духовными функциями»).

В полном
соответствии с этим, мастер Дроссельмейер
впервые возникает в «Щелкунчике» как
«маленький темный человечек с большим
ящиком под мышкой», прошмыгивающий через
прихожую Штальбаумов в сочельник. В виде
маленького кукольного человечка Дроссельмейер
появляется и исчезает в дверях сделанного
им для Мари и Фрица кукольного замка.
Именно его Мари неожиданно видит сидящим
на часах вместо совы перед битвой кукол
и мышей.Дроссельмейер рассказывает Мари
сказку о принцессе Пирлипат и как бы «ведёт»
её через события: «Ах, милая Мари, тебе
дано больше, чем мне и всем нам. Ты, как
и Пирлипат, прирожденная принцесса: ты
правишь прекрасным, светлым царством.
Но много придется тебе вытерпеть, если
ты возьмешь под свою зашиту бедного уродца
Щелкунчика! Ведь мышиный король стережет
его на всех путях и дорогах.

Знай: не
я, а ты, ты одна можешь спасти Щелкунчика.
Будь стойкой и преданной».

Есть
в сказке Гофмана и волшебные
предметы: туфелька Мари и сабля Щелкунчика.
Гофман распоряжается ими по-своему.Героиня
связана с волшебными предметами. В трагический
момент боя Мари,чтобы спасти Щелкунчика,
швыряет свою туфельку в самую гущу мышей,прямо
в короля, и это решает исход боя. На вопрос
Фрица, брата Мари, о

том, почему
у Щелкунчика, которого Дроссельмейер
починил, нет сабли,он сердито проворчал:
«Сабля Щелкунчика меня не касается. Я
вылечил его – пусть сам раздобывает себе
саблю где хочет». Щелкунчик попросит
о сабле Мари, и она найдёт ему саблю, которой
он затем и убъет Мышиного короля.

Красавица
– человек из мира реального, чудовище
– существо из мира условного, сказочного,
которое благодаря красавице вернется
в мир реальный. В состоянии «чудовища»,

его пол
вообще может быть определен как «оно».Когда
красавица жалеет чудовище, принимает
его в его безобразном виде и добровольно
вслух признается в своей привязанности
и любви к нему и они соединяются в браке,
замыкается круг – двое соединяются в
одно. Именно такова традиционная концовка
многих волшебных сказок. И именно поэтому
человечество так любит “happy end”, истории
со счастливым концом, который возвращает
нас к нашему истоку, к целостности.

Есть
в сказке Гофмана и ещё одна пара –
Щелкунчик и Мышиный король.

В сказке
«Щелкунчик и мышиный король» Гофман,
как и его персонаж Дроссельмейер, явно
наслаждался разговором о красоте мнимой
и настоящей, о том, как сущая ерунда (как,
например, брошенная в мышей туфелька)
может иметь большие последствия, и о том,
как

совсем
рядом сосуществуют и взаимопересекаются
миры и времена.Соответственно этому в
гофмановском тексте переплелись романтика
и пародия, создавая историю, предназначенную
для тех, у кого «есть глаза»,и кто в состоянии
увидеть «…всякие чудеса и диковинки».

Сказка
заканчивается победой добра
нал злом, надежды над безверием,
терпения над равнодушием. В награду
за все Мари не только становится другом
Щелкунчика, но и в реальной жизни
встречает племянника советника Дроссельмейера
– свою любовь. Таким образом, Гофман говорит
нам, что добро, терпение, забота, чуткость,
храбрость, вера могут победить любое
зло и сделать человека по-настоящему
счастливым.

Описание работы

Замысел «Щелкунчика» родился в результате общения Гофмана с детьми своего друга Ю.Э.Г. Хитцига — Мари и Фрицем (недаром герои сказки носят их имена). Писатель частенько мастерил им к Рождеству игрушки, и среди них вполне мог быть, так называемый, Nubknacker.
В прямом переводе немецкое слово Nubknacker означает «раскалыватель орехов». Отсюда и нелепые названия первых русских переводов сказки — «Грызун орехов и царек мышей», или еще пуще — «История щипцов для орехов», хотя понятно, что у Гофмана это явно никакие не щипцы. Щелкунчик представлял собой популярную в те времена механическую куклу — солдатика с большим ртом, завитой бородой и косичкой сзади. В рот вкладывался орех, дергалась косичка, челюсти смыкались — крак! — и орех расколот.

«Чайковский «На тройке»» — Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского. И только ты молчала, молчала, молчала. Сколько разных образов объединяет содержание пьесы П.Чайковского. Сравните. Охарактеризуем содержание каждого раздела пьесы. Ноябрь – «На тройке». Обобщение. Кто он. Вы слышите, как жалко, как жалко, как жалко. И стало нам так ясно, так ясно, так ясно.

«Балет Щелкунчик» — Но уже поздно. Наполним музыкой сердца. Действие второе. Комната опустела. Действие происходит в старинном немецком городке в начале XIX века. П.Чайковский балет «Щелкунчик». Елка зажигается веселыми, разноцветными огоньками. Знакомство с фрагментами балета «Щелкунчик». Щелкунчик спасен. Мыши заполняют всю комнату.

«Пьесы Чайковского «Детский альбом»» — Болезнь куклы. Марш деревянных солдатиков. Чайковский уехал за границу. Мазурка. Утренняя молитва. Баба-Яга. Мужик на гармонике играет. Итальянская песенка. Русская песня. Сборник. Пётр Ильич Чайковский. Чайковский. Профессор Московской консерватории. Неаполитанская песенка. Петр Ильич Чайковский «Детский альбом».

«Чайковский «Щелкунчик»» — «Щелкунчик». Пётр Ильич Чайковский «Щелкунчик». История создания «Щелкунчика» незатейлива. Юную героиню станцевала одна из учениц Балетной школы. Современная сказка для взрослых и детей. Величественный фасад Большого театра. Успешная премьера. Исполнители. Либретто и хореография. Екатерина Максимова.

«Времена года Чайковский» — Август. Декабрь. И.Э. Грабарь «Иней», XX в., Государственная Третьяковская галерея П.И. Чайковский «Времена года» (У камелька). Октябрь. Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Май. Вывод. Основополагающий вопрос. Апрель. Можно ли увидеть музыку? Что первично и что вторично? Январь. Сентябрь. Музыка и живопись.

«Творчество Чайковского» — П. Чайковский писал: «Из Венеции я вывез с собою очень милую песенку. Испанский период. Вообще в Италии я испытал приятные музыкальные впечатления». Неаполь. Столица — город Париж 49° с. ш. 2° в. д. Исследование влияния впечатлений, полученных от путешествий по странам мира, на творчество композитора.

Всего в теме
18 презентаций

Эта сказка Андерсена погружает юного читателя в мир бесконечного волшебства, в мир детства и сказочности. Я думаю,что нет ни одного ребенка, который бы не мечтал о маленьком замке, в котором живут маленькие существа, и с которыми он может разговаривать и дружить. В этой сказке именно такой сюжет. Кукла оживает, сражается с мышиным королем, побеждает его, а маленькая девочка-наблюдатель помогает ему. И все это очень увлекательно и захватывающе для маленького читателя. Он представляет это все как будто бы наяву. Сказка даёт ребенку шанс поверить в чудо.

Настоящая рождественская история «Щелкунчик и мышиный король» — одно из самых ярких произведений Гофмана. Она очень нравится и взрослым, и маленьким читателям и просто не может оставить равнодушным.

Художественные особенности сказки «Щелкунчик и мышиный король»

В своём произведении Гофман сочетает жанр рождественской сказки с самыми необычными детскими фантазиями. Можно выделить следующие особенности произведения:

  1. Главными действующими лицами являются не только люди, но и ожившие игрушки, заколдованные мыши и т.д. Среди человеческих персонажей выделяется Дроссельмейер, который слово находится в обоих мирах (реальном и сказочном) одновременно.
  2. Композиционно «Щелкунчик» представляет собой «сказку в сказке». Внутри основной истории, происходящей в доме Штальбаумов, рассказывается другая, о волшебном орехе Кракатуке и войне мышей с семьей Щелкунчика.
  3. Автор использует очень необычный и красочный язык повествования. В сказке присутствует множество ярких описаний (елки, подарков Дроссельмейера, битвы кукол и мышей и т.д.), которые позволяют лучше прочувствовать атмосферу истории и вообразить происходящее.

Отзыв о сказке «Щелкунчик и мышиный король»

Это история показалась мне очень необычной и интересной. Она не только создает неповторимую рождественскую атмосферу, но и многому учит читателя. Например, тому, что верить в сказки никогда не поздно.

Из всех персонажей больше всего мне запомнился крёстный Дроссельмейер. Он очень необычный и оригинальный герой. Именно Крестный рассказывает детям о волшебном орехе, он с самого начала знает историю Щелкунчика и старается помогать Мари.

Зло в этой сказке представлено в облике мышей. Жестокая Мышильда и мышиный король оказываются наказанными по заслугам, и это делает историю счастливой и по-настоящему сказочной.

В произведении много интересных эпизодов, но больше всего мне запомнился момент описания волшебного королевства Щелкунчика. Это чудесный мир сладостей и игрушек, в котором живут невероятные существа со всего света. Так и хочется там оказаться и увидеть все это своими глазами!

И, конечно, нельзя забыть о счастливом финале. Мари находит своего настоящего Щелкунчика и обретает счастье. Книга заканчивается на светлой ноте, она праздничная и радостная, поэтому я буду рекомендовать ее всем своим друзьям.

Удивительная рождественская сказка Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» является самой по себе загадочной — то ли история с Щелкунчиком всего лишь приснилась маленькой Мари, то ли произошла на самом деле.

«Щелкунчик и Мышиный король» представляет собой сказку в сказке, ведь здесь раскрывается и другая история — история семьи Штальбаумов. Эта сказка наполнена невероятным и незабываемым волшебством, которым читатель проникается буквально с первой страницы.

Т. Гофман написал это произведение в 1816 году. А по мотивам этой сказки великий композитор П. Чайковский написал балет в 1891 году.

Сюжет и анализ сказки

Главная героиня «Щелкунчика и Мышиного короля» — это семилетняя Мари. Она поражает своей находчивостью, смелостью, отвагой и решимостью. Но самое главное то, что она — добрая и отзывчивая.

Мари сумела разглядеть в Щелкунчике благородное, страдающее сердце, и смогла полюбить его таким, каким он есть. Ведь изначально Щелкунчика девочке подарил ее крестный Дроссельмайер — в виде игрушки, смешной и нелепой.

Но Мари сразу полюбила игрушку, она отметила про себя ласковую улыбку Щелкунчика и его добрые глаза. Фантастический сюжет сказки продолжается тем, что Щелкунчик оказывается племянником Дроссельмайера, и ему необходимо победить Мышиного короля для того, чтобы вернуть себе человеческий облик.

Главный герой оживает и просит Мари достать ему меч. Победа Щелкунчику дается нелегко, но с помощью смелой Мари ему удается обезвредить короля мышей, у которого было семь голов. Затем герои сказки попадают в волшебный город, который полон удивительных вещей и явлений: лимонадная река, апельсиновое дерево, миндальные ворота и леденцовые ворота.

Но сказочный сон Мари заканчивается… Казалось бы, все эти удивительные приключения всего лишь приснились маленькой девочке. Но через некоторое время приезжает молодой человек из города Нюрнберга и благодарит отважную Мари за то, что она помогла ему избавиться от деревянной оболочки. Проходит еще время, и он увозит Мари с собой, чтобы жениться на ней.

Нравственные уроки сказки

Как и любая сказка, «Щелкунчик и Мышиный король» несет в себе особый нравственный и моральный урок. Прежде всего, его необходимо усвоить детям, которые все еще верят в чудо и волшебство. Через сказочный сюжет легче всего преподносить уроки детям, так они будут лучше понимать истинные жизненные ценности и добродетели.

Мари — наглядный этому пример. Ведь она полюбила Щелкунчика, несмотря на его непрезентабельную внешность — она сумела разглядеть его доброту, благородство и внутреннюю красоту. Мари совершила поступок — помогла бедному Щелкунчику избавиться от мучений.

А сам Щелкунчик показывает детям, что надо верить в лучшее, мы видим, как невероятная смелость и отвага помогают ему вернуть человеческий облик. Таким образом, сказка Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» преподносит детям ценные нравственные уроки, через волшебство и счастливый финал.

Одна из знаменитых волшебных историй, написанных Гофманом.Сюжет сказки родился у него в общении с детьми его друга Хитцига. Он всегда был желанным гостем в этой семье, а дети ждали его восхитительных подарков, сказок, игрушек, которые он делал своими руками. Подобно умельцу-крестному Дроссельмейеру, Гофман смастерил для своих маленьких друзей искусный макет замка. Имена детей он запечатлел в «Щелкунчике». Мари Штальбаум – нежная девочка с отважным и любящим сердцем, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, – тезка дочери Хитцига, прожившей недолго. Зато ее брат Фриц, доблестный командир игрушечных солдатиков в сказке, вырос, стал архитектором, а затем даже занял пост президента Берлинской академии художеств.»Щ. и М. к.» представляет собой сказку в сказке, ведь здесь раскрывается и другая история — история семьи Штальбаумов. Эта сказка наполнена невероятным и незабываемым волшебством, которым читатель проникается буквально с первой страницы.

Удивительная рождественская сказка является самой по себе загадочной — то ли история с Щ. всего лишь приснилась маленькой Мари, то ли произошла на самом деле. В истории Щ. соприкасаются и взаимодействуют три различных мира – мир людей, мир мышей и мир кукол. События сказки происходят в особо предназначенное для этого время. Сказка начинается словами: «Двадцать четвертого декабря…». Сочельник, канун Рождества, ассоциируется со временем ожидания чуда в христианской традиции, а само Рождество – со временем совершения чуда. С первой же главы погружаешься в таинственный, загадочный, фантастический мир. Читаешь сказку, и воображение рисует рождественский стол, весь заставленный чудесными подарками, праздничную ёлку, маленькую девочку Мари, сказочное озеро с прекрасными лебедями. С тревогой листаешь страницы, на которых описывается битва Мышиного короля и Щелкунчика. Главные герои произведения — Мари, Щелкунчик, Дроссельмейер и Мышиный король. Мари — маленькая девочка лет семи, смышлёная, добрая, смелая и решительная. Она — единственная, кто понимал и любил Щелкунчика, кто разглядел за неказистой внешностью честное и благородное сердце. Описания внешности Мари в ходе сказки, почти до самого её конца, совсем не дается, ибо это неважно. Красота Мари и молодого Дроссельмейера – внутренняя, красота сердца, которая спасительна и способна творить чудеса. Щелкинчик же описан в тексте» Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на Щелкунчике был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа». Но в Щелкунчике главное не его уродство,а внутренний мир и его душа.Мари всячески помогает своему любимцу – ради друга она готова на все. Девочка бесстрашно вступает в сражение с мышиным королем, отдает ему все свои лакомства, лишь бы тот не трогал человечка: «Мари нисколько не жалела о сластях: в глубине души она радовалась, так как думала, что спасла Щелкунчика». В «Щелкунчике» первая сюжетная линия строится вокруг Мари, её крёстного-советника Дроссельмейера и Щелкунчика, заколдованного молодого Дроссельмейера. Во второй сюжетной линии – сказке об орехе Кракатук – действуют принцесса Пирлипат, её отец-король (из-за которого завязывается вся история и который перекладывает её развитие на придворного чудодея Дроссельмейера), Дроссельмейер (вовлеченный в историю, занимающий далее позицию отца и, в свою очередь, вовлекающий в историю своего племянника, молодого Дроссельмейера из Нюрнберга) и молодой Дроссельмейер.

Есть в сказке Гофмана и волшебные предметы: туфелька Мари и сабля Щелкунчика. Гофман распоряжается ими по-своему. Героиня связана с волшебными предметами. В трагический момент боя Мари, чтобы спасти Щелкунчика, швыряет свою туфельку в самую гущу мышей, прямо в короля, и это решает исход боя. На вопрос Фрица, брата Мари, о том, почему у Щелкунчика, которого Дроссельмейер починил, нет сабли, он сердито проворчал: «Сабля Щелкунчика меня не касается. Я вылечил его – пусть сам раздобывает себе саблю где хочет». Щелкунчик попросит о сабле Мари, и она найдёт ему саблю, которой он затем и убьет Мышиного короля.Гофман, как и его персонаж Дроссельмейер, явно наслаждался разговором о красоте мнимой и настоящей, о том, как сущая ерунда (как, например, брошенная в мышей туфелька) может иметь большие последствия, и о том, как совсем рядом сосуществуют и взаимо-пересекаются миры и времена. Соответственно этому в гофмановском тексте переплелись романтика и пародия, создавая историю, предназначенную для тех, у кого «есть глаза», и кто в состоянии увидеть «…всякие чудеса и диковинки».

Сказка заканчивается победой добра нал злом, надежды над безверием, терпения над равнодушием. В награду за все Мари не только становится другом Щелкунчика, но и в реальной жизни встречает племянника советника Дроссельмейера – свою любовь. Таким образом, Гофман говорит нам, что добро, терпение, забота, чуткость, храбрость, вера могут победить любое зло и сделать человека по-настоящему счастливым.

По мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Мариус Петипа создает либретто и хореографию, а П.И.Чайковский — музыку и в 1892 г. на сцене Мариинского театра появляется балет «Щелкунчик». Кажется, что сказка написана не просто словами, а в ней уже есть звук, ритм, мелодия. Гофман не писал ее как либретто балета, но выглядит она именно так. Есть и тайна, и любовь, и борьба добра и зла, и чудесный дивертисмент в конце. Музыка изначально живет в этой сказке и превращает ее в особенное волшебное произведение искусства. Эта сказка привлекла внимание, поскольку она стала культовым явлением и неизменным атрибутом зимних праздников в западной культуре ХХ века, в первую очередь благодаря одноименному балету П. И. Чайковского.

Здесь даны основные сведения о повести-сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Повесть-сказку «Щелкунчик и Мышиный король» немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман написал в 1816 году, тогда же она была опубликована в сборнике «Детские сказки». Эта сказка была написана под влиянием общения Гофмана с детьми своего друга. Имена их — Фриц и Мари — писатель дал главным героям Щелкунчика. В основе сюжета лежит противостояние Кукольного царства и Мышиного королевства.

Главные герои повести-сказки

  • Щелкунчик — некрасивая игрушка, предназначенная для колки орехов. В неё был превращён юный племянник Дроссельмейера.
  • Мари Штальбаум — семилетняя девочка с чутким, добрым сердцем и открытой душой.
  • Мышиный король — повелитель Мышиного королевства, коварный и жестокий.

Другие персонажи

  • Фриц Штальбаум — брат Мари, мальчик решительный и отважный.
  • Дроссельмейер — чудак и искусник, мастер на все руки, крёстный Фрица и Мари, которые его очень любят.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В канун Рождества детям советника медицины Штальбаума, Фрицу и Мари, родители дарят книжки и другие подарки: Мари получила кукол и кукольную посуду, а Фриц — деревянного коня и эскадрон оловянных гусар. Крёстный Дроссельмейер подарил им миниатюрный замок с передвигающимися кавалерами и дамами. Мари увидела под ёлкой ещё одну игрушку — некрасивого человечка, Щелкунчика, умеющего разгрызать орешки. Фриц дал ему слишком крепкие орехи, отчего у Щелкунчика выпало несколько зубов.

Перед сном, задержавшись около шкафа с подарками, Мари увидела битву армий Мышиного короля и Щелкунчика. Девочка хотела защитить Щелкунчика, но, почувствовав острую боль в руке, потеряла сознание.

Очнувшись в постели, Мари рассказала матери и доктору о сражении, но они принимают её рассказ за отголоски горячки от болезни. Крёстный приносит девочке отремонтированного Щелкунчика и рассказывает, что тот был его племянником, но королева Мышильда превратила его в маленького уродца. Чтобы Щелкунчик снова стал человеком, он должен одержать победу над Мышиным королём. Второе условие — нужно, чтобы его полюбила Прекрасная Дама.

Ею становится Мари, которая полюбила Щелкунчика, победившего Мышиного короля и показавшего ей волшебную страну. Родители её воспоминаниям о приключениях не верят. Однажды в доме Штальбаумов появился племянник Дроссельмейера. Он признался, что «перестал быть жалким Щелкунчиком». Мари стала его невестой, и на свадьбе танцевало множество прекрасных кукол.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Ёлка

Вечером перед Рождеством двое детей советника медицины Штальбаума сидели в столовой и ждали, когда их позовут в гостиную, где родители наряжали ёлку. Франц и Мари гадали, что им подарит на Рождество крёстный Дроссельмейер, который к этому празднику всегда мастерил какую-нибудь затейливую красивую механическую игрушку. Думали и о том, какие подарки приготовили для них родители. Тут зазвонил колокольчик, двери распахнулись, и дети увидели сияющую ёлку.

Подарки

Вокруг неё лежало множество подарков: нарядные куклы, игрушечная посуда, красивое платьице, стоял целый полк маленьких гусар и великолепный деревянный конь. Крёстный Дроссельмейер подарил детям музыкальный замок с множеством зеркальных окон, с позолоченными крышами башен и передвигающимися в танце фигурками дам и кавалеров. Фриц и Мари любовались на чудо-замок, но потом монотонные движения фигурок по одному маршруту стали утомлять детей и они попросили крёстного дать человечкам больше свободы. Но Дроссельмейер ответил, что «механизм сделан раз и навсегда, его не переделаешь».

Любимец



Мари видит, что под ёлкой стоит «замечательный человечек». Он был не особенно красив, но зато умел «аккуратно разгрызать твёрдые орехи». Щелкунчик очень понравился девочке. Шалун Фриц нарочно давал ему большие орехи, и у игрушки сломалось несколько зубов. Мари пожалела Щелкунчика и стала его опекать.

Чудеса

Перед сном дети кладут свои игрушки в шкаф со стеклянными дверками. Фриц ушёл спать, а Мари задержалась, чтобы получше устроить раненого Щелкунчика. Вдруг из-под пола появились «семь мышиных голов в семи ярко сверкающих коронах» — это был Мышиный король, он вёл свою армию на бой с куклами из шкафа.

Битва

Щелкунчик стал командовать армией игрушек. Битва с мышами была ожесточённой. Храбрый Щелкунчик был окружён мышами. Мари, желая его спасти, кинула свою туфельку прямо в Мышиного короля. От волнения и боли в руке, порезанной стеклянным осколком от дверцы шкафа, девочка упала в обморок.

Болезнь

Утром Мари проснулась в своей кроватке. Она с волнением начала рассказывать о ночной битве игрушек с мышами, но никто ей не поверил, посчитали, что это лихорадочный бред от раны на руке. Девочке пришлось несколько дней лежать в постели и пить лекарства.

Крёстный Дроссельмейер пришёл проведать Мари. Он рассказал ей сказку о твёрдом орехе.

Сказка о твёрдом орехе

Принцесса Пирлипат с самого рождения была очень красивая, не было ребёнка прекраснее её.

Однажды король попросил королеву приготовить различные колбасы. Королева сама поджаривала сало и угостила им Мышильду, которая была королевой мышей. Но тут выскочила вся родня Мышильды и набросилась на приготовленное сало.

Король за это изгнал из дворца королеву мышей с её подданными. Мышильда пообещала отомстить.

Продолжение сказки о твёрдом орехе

Мышильда дождалась пока все няньки принцессы Перлипат заснули и превратила её в уродину. Придворному часовщику Дроссельмейеру был дан приказ вернуть принцессе её красоту. На это дан был ему месяц. Поговорив с придворным звездочётом, часовщик узнал, что принцессу освободить от заклятия способен лишь орех Кракатук, поданный принцессе особым образом. Причём преподнести его должен обязательно человек, который никогда ещё не брился и не носил сапог.

Конец сказки о твёрдом орехе

Найти орех Кракатук король поручил Дроссельмейеру, и тот, после пятнадцати лет поисков, отыскал его случайно в своём родном городе Нюрнберге. А под описание юноши, который должен преподнести орех принцессе, очень подходил его племянник Щелкунчик. Юноше удаётся расколдовать Перлипат, но на последнем шаге он споткнулся и мгновенно стал таким же уродцем, каким только что была принцесса.

Дядя и племянник



«Мари ни минуты не сомневалась уже во время рассказа», что всё это — чистая правда. Она очень расстроилась, что Дроссельмейер не помог своему племяннику.

Победа

Мышиный король принялся шантажировать Мари. Бедная девочка не выдержала и рассказала об этом Щелкунчику. Ночью тот убивает Мышиного короля и вручает Мари семь его золотых коронок.

Кукольное царство

Щелкунчик ведёт девочку в платяной шкаф, где оказалось чудесное Кукольное царство. Мари восхищается красотой Миндально-Изюмных ворот, Рождественского леса, апельсинового ручья. Множество других чудес, как в калейдоскопе, проносятся перед её глазами.

Столица

В столицу Кукольного царства, Конфетенбург, Мари и Щелкунчик отправились на колеснице-раковине, в которую были впряжены два «золоточашуйчатых дельфина».

В Марципановом замке Мари и сёстры Щелкунчика готовят чудесное сладкое кушанье, а храбрец повествует между тем «о страшной битве с полчищами Мышиного короля».

Заключение

Мари рассказала о своём путешествии в Кукольное царство родителям, но они только засмеялись. Девочка очень обиделась.

В доме Штальбаумов появляется нюрнбергский племянник крёстного Дроссельмейера. Когда юноша остался наедине с Мари, то сразу признался, что перестал быть уродливым Щелкунчиком благодаря ей. На просьбу юноши выйти за него замуж, Мари согласилась стать невестой. Через год расколдованный Щелкунчик увёз Мари в Кукольное царство.

Заключение к краткому пересказу



В повести-сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» раскрывается тема борьбы добра и зла. Идея произведения состоит в том, что смелые защитники добра в конечном итоге побеждают зло.

В этой сказке нет грани между фантастическим миром и реальным. Она учит детей быть справедливыми, добрыми.

После ознакомления с кратким содержанием, которое может быть полезно для читательского дневника, рекомендуем прочесть это произведение полностью, чтобы узнать подробнее о чудесных приключениях его героев.

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Проверка готовности учащихся к занятию.

— Здравствуйте, дети. Я вас рада видеть.

— Сегодня на нашем открытом занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

Подготовка к активной учебно — познавательной деятельности (Пг)

— Добрый день, дорогие ребята, добрый день, уважаемые гости! Добро пожаловать на литературную игру «Волшебный мир сказки».

— Я надеюсь, что сегодня наша литературная игра станет для вас помощником в игре на параллель. Наша команда справится с легкостью и достоинством.

Чтобы работа в наших командах была слаженной и четкой, давайте вспомним правила работы в группе.

Правила работы в команде (группе):

  1. мы активно слушаем, ведем переговоры, уважаем различные мнения, но отстаиваем свою точку зрения;
  2. мы стремимся к достижению общих целей, строим доброжелательные отношения и командный дух в группе;
  3. мы говорим так, чтобы нас слышали только члены нашей группы, а не соседи;
  4. при проведении групповой работы каждый из нас выполняет определенную роль — капитан и участники команды.

Ведущий: — Ну что же, наши команды готовы? (Готовы!)

— А капитаны готовы? ( Готовы!) — Тогда вперед! Наша игра начинается!

  1. Обратите внимание на доску: знаком ли вам эти герой? (Щелкунчик)
  2. Из какого он произведения? («Щелкунчик и Мышиный король», Гофмана)
  3. Кто такой Щелкунчик? (Игрушка, заколдованный человек).
  4. Кто у автора выступает на первый план: игрушка или человек? (Человек, ведь даже игрушечный Щелкунчик ведет себя как человек).
  5. Так к какому жанру относится произведение Эрнеста Гофмана? Докажите своё мнение:
  • сказка
  • повесть
  • рассказ
  • повесть-сказка

— Вы правы, это повесть-сказка.

Я думаю, вы хорошо прочитали сказку «Щелкунчик и Мышиный король». И сегодня мы ещё раз побываем в волшебном мире сказок, узнаем, кто из вас является знатоком сказок. А поможет это сделать литературная игра.

Применение знаний и способов действий (Пр)

1 задание. «Чудный гений»

Просмотр «Биография — фильм» (по биографии Гофмана)

Смотрим фильм и запоминаем биографические данные писателя.

Игра «Да — Нет»

Ведущий читает вопрос, дети должны ответить только «Да» или «Нет».

1. Гофман Эрнст Теодор Амадей — немецкий писатель, художник, композитор, музыкальный критик. (Да)

2. Гофман Эрнест родился в семье учителя. (Нет)

3. Эрнст Теодор Вильгельм (как вначале его звали) явился на свет в славном городе Кёнигсберге в день Святого Иоанна Златоуста. (Да)

4. Взял себе имя Амадей в честь Моцарта. (ДА)

5. Юный Гофман много лет работал в школе. (Нет)

6. Мечтал стать чиновником. (Нет)

7. Юный Гофман много лет служил в разных судебных ведомствах. (Да)

8. Сборник под названием «Фантазии в манере Калло» имел успех, и автор сразу стал знаменитым. (Да)

9. В маленьком городе Бамберге Гофман стал знаменит, когда служил режиссёром и декоратором в театре. (Нет)

За каждое правильное совпадение — 1 балл.

2 задание. Викторина «КРЕПКИЙ ОРЕШЕК»

Командам задаются короткие вопросы, требующие моментального и краткого ответа. Ведущий адресует вопросы каждой из команд по очереди. В случае отсутствия ответа или неправильного ответа право ответа переходит к соперникам.

1. Какого числа начинается действие в сказке? (24 декабря.)

2. Что подарили Мари? (Нарядные куклы, посуда, шелковое платьице, книжки.)

3. Что подарили Фрицу? (Гнедой конь, эскадрон гусар, книжки.)

4. Чем была украшена елка? (Золотые и серебряные яблоки, обсахаренные орехи, пестрые конфеты и всякие сласти, сотни маленьких свечек.)

5. Какой сюрприз получили дети от крестного Дроссельмейера? (Замок, Щелкунчик.)

6. Щелкунчик — это… (Инструмент для колки орехов.)

7. Кем приходится Щелкунчик Дроссельмейеру? (Племянник.)

8. В какое время началось мышиное нашествие? (В 12 часов.)

9. Сколько голов было у мышиного короля? (7.)

10. Кто командовал кавалерией и артиллерией? (Панталоне.)

11. Что решило исход битвы? (Мари швырнула туфельку в мышей.)

12. Кто такая Пирлипат? (Принцесса.)

13. Почему Король разозлился на Мышильду и ее родню? (Они съели сало, предназначенное для гостей.)

14. Что случилось с семью сыновьями Мышильды? (Они попались в ловушку и были казнены.)

15. Как отомстила Мышильда Королю? (Заколдовала принцессу.)

16. Как назывался орех, который должен был излечить принцессу? (Кракатук.)

17. Где нашли орех? (В Нюрберге.)

18. Кто согласился разгрызть орех? (Племянник Дроссельмейера.)

19. Как племянник Дроссельмейера стал Щелкунчиком? (Он убил Мышильду.)

20. Куда Щелкунчик пригласил Мари, после победы над мышами?(В Кукольное царство.)

3 задание. «Создайте словесный портрет героя»

Каждая команда получает ребус, где зашифрован герой сказки.

Задача: отгадать ребус и выбрать прилагательные, которые характеризуют данного героя.

Физкультминутка

А сейчас, ребята, сказка даст нам отдохнуть. Отдохнём и снова в путь.

4 задание. «Сказка в сказке»

«Подберите к этому эпизоду фрагмент из текста»

Перед вами изображён эпизод из сказки. Ваша задача подобрать к этому эпизоду фрагмент из текста и прочитать его по ролям.

1 фрагмент

«Подарки»

2 фрагмент

«Чудеса»

3 фрагмент

«Болезнь»

4 фрагмент

«Сказка о твердом орехе»

Итог на рефлексивной основе (Ит)

Соберите пословицы.

Сам кашу заварил,

Один ум хорошо,

Не гордись красотой —

Кабы знать, где упасть,

а) так соломки бы припасть.

б) сам и расхлёбывай.

в) гордись делом.

г) а два лучше.

(1 — б, 2 — г, 3 — в, 4 — а)

Какая из данных пословиц раскрывает смысл сказки?

Жюри подводит итоги.

Рефлексия

«Волшебный мешочек»

У меня в руках мешочек. «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке».

  • Отзыв по сказке ашик кериб 4 класс литература
  • Отзыв про сказку иван царевич и серый волк
  • Отзыв по сказке как мужик гусей делил 3 класс
  • Отзыв по сказке перышко финиста ясна сокола
  • Отзыв по сказке сказка о потерянном времени