Отзыв сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс о сказке

Народная сказка сестрицааленушка и братец иванушка народная сказка сестрица аленушка и братец иванушка жуть, а не сказка, сказка-страшилка, читать страшно.

7036972 thumb

Народная сказка сестрицаАленушка и братец Иванушка

Народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» жуть, а не сказка, сказка-страшилка, читать страшно.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» знакома всем с детства. Эту сказку читали все и сейчас читают детям. Я в детстве ее не любил.

А сказка, то на самом деле бредовая. Читают эту сказку маленькому ребенку. С самого начала бред, у старика со старухой маленькие дети. Старики умирают и дети одни остаются. Что испытывает ребенок, когда ему такое читают? Думаю страх смерти, страх одиночества. Дальше еще страшнее, непослушавшись сестру Иванушка превращается в козла, Аленушка выходит замуж за первого встречного. Дети слушают сказку и учатся на примере Аленушки.

Появляется ведьма, топит Аленушку. Аленушка утонула, но со дна реки разговаривает. Класс! Дальше костры, котлы, ножи, смерть козленка близка. Жуть…..

Слава Богу, хоть конец у сказки, более менее, счастливый. Все счастливы, кроме ведьмы. Зачем ее убили, лучше бы перевоспитали. В детстве жалко было всех, даже несчастную ведьму.

Народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» не рекомендую читать вашим детям, подберите для этого менее страшные сказки. Я своим детям не читал. В садике постарались, прочитали благодетели.

7036969 thumb7036971 thumb7036972 thumb

а стоит ли детям читать народные сказки?

Старинные народные сказки не так просты, как кажутся.
Следует понимать, что раньше не было детских сказок.
Сказки были для взрослых.
Рассказывали их странствующие сказители и назывались сказки сказами.
Сказ- поучительное повествование, призванное познакомить слушателей с Жизнью и её уроками.
Сказы были разные: про любовь, войну, добро и зло, про выбор пути, про взаимоотношения в социуме.

Сказка о сестрице Алёнушке и братце Иванушке про самопознание и выбор пути.
В сказках многое иносказательно и зашифровано в символах и архетипах (читаем Юнга) и часто современному читателю тяжело понять то, что лежит в основе старинной народной сказки.

Как выглядит сказка о сестрице Алёнушке и братце Иванушке для современного обывателя.

У стариков есть дети (ха!) уже весело :))))
Старики умираю (ну естественно!) и остаются брат с сестрой одни одинёшеньки (и о чём только стариканы думали? деток сиротами оставили….вот вам и позднее деторождение! эгоисты!).

Взрослая сестрица Алёнушка умная была, а вот братик её Иванушка какой то странный уродился — пьёт из не гигиеничной лужи! Фу! А ведь сестра предупреждала!
То, что Иванушка стал козликом вроде как прокатит. Сказка же.
Далее вообще весело. Без ухаживаний и любви, первый встречный купец берёт Алёнку в жёны, не обращая внимания на странные рассказы своей невесты о козлике Иванушке.
Хотя здравомыслящему купцу (ну смог же он деньги хорошие заработать. по идее не дурак) в пору у виска покрутить, а не наделять порченными генами Алёнки своё будущее потомство.

А Алёнка действительно странно себя ведёт. То она братика любит, то зарезать просит.
Нам то ясно, это всё ведьма, которая Алёнкой оборотилась, но купец то не в курсе.
Он либо верит в историю про то, что козлик -заколдованный человек, тогда зачем его соглашаться убивать?
Либо не верит, тогда зачем такую жену в дом вводить?
А может он Алёнку свою и вовсе не любит? НЕ заметил же он подмены, когда ведьма Алёнкой оборотилась.
Кончилось у них там всё хорошо, хотя если бы не слуга, который случайно всё узнал и восстановил справедливость, то купцу было бы по фиг скорей всего.
Козлёнка бы на шашлык зарезал, жил бы с ведьмой, с кем не бывает :))))
….всё нормуль!

Ежели покопаться поглубже, то по сути сказка про выбор пути мальчиком, который взрослея, становится мужчиной.
Сначала Иванушка и Алёнушка отделились от родителей.
Не факт, что родители реально умерли, уход из родного дома метафорически (сказка всё же, здесь много иносказаний) равен разрыву прежних отношений с родителями, обретению ребёнком взрослой, самостоятельной личности.
Это должно произойти, как этап взросления, начало пути в новую, взрослую жизнь.

На пути своего взросления Иванушка прошёл три искушения.
Сначала ему встретилось коровье копытце, испив из которого Иванушка стал бы телком, а за тем и быком.
Вспоминаем про иносказания в сказках и архетипы.
Кто такой бык?
Сильное, яростное, но по сути тупое животное.
Есть такие мужчины-быки.
Сила есть, ума не надо. Эдакое пушечное мясо.
Драки -это их излюбленное место самореализации. Их стихия.
Долго такие граждане не живут. Слишком много вокруг красных тряпок, выводящих из себя :)))

Затем копытце было лошадиное.
И выпив из него водицы можно было стать лошадкой :)))
Есть устойчивое выражение в социуме — рабочая лошадь.
Родился, подрос и впрягайся пахать, если ума не хватило стать кем то по круче.
Так и будешь всю жизнь лямку тянуть, слепо ходя по кругу.

Как видим, Иванушка устал терпеть жажду, силы воли не хватило и он выбрал для себя путь козла.
Опять же, козлы у нас за всё и всех в ответе, так называемые козлы отпущения.
Не то что бы он дурак, скорее непонятая личность, изгнанная обществом куда глаза глядят отвечать за чужие грехи.
Не завидная судьба….но не такая уж и редкая, кстати :)))

По чему именно Иванушка ищет свой путь, а сестрица Алёнушка вроде как не при делах?
Да потому что раньше путь женщины был в поиске не самой себя, как личности, а в выборе мужчины, который будет о ней заботится и создаст ей наилучшие условия для проявления женской сути и судьбы: материнства и заботы о доме и хозяйстве.

Тут всё замечательно.
Имея такую прекрасную замануху, как грустный вид (что бы возбудить желание подойти и позаботится) и рассказ о брате -козле (постоянный повод заботится о несчастной девушке), Алёнка быстро, без всяких рассусоливаний и очень удачно выходит замуж.
И даже козни завистницы ведьмы (ну а как ещё назвать подлую соперницу), не помешали счастью Алёнушки. Вот и весь её жизненный путь.

Я вот всё думаю, а стоит ли детям читать народные сказки, если даже у их родителей ключ к понимаю заложенного в них смысла часто потерян?
Кстати, мультик, в отличие от текста сказки, шикарный. Там как то всё сглажено и более естественно выглядит.

Вредная сказка

Я читала эту кошмарную сказку в детстве. Видимо, поэтому, детство мое не было самым счастливым. Но разберем текст по порядку.

Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.
Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки.

В данном фрагменте поднимается тема позднего родительства и ранней смерти. Ребенок, прочитавший эту сказку (а это может быть даже дошкольник!) узнает о том, что родители его в любую минуту могут умереть. Думается мне, подобные знания могут нанести тяжкий вред детской психике.
Далее Аленушка с Иванушкой идут. томимые жаждой. Аленушка — девица взрослая и терпеливая, Иванушка же глуп, неопытен и незнаком с правилами гигиены

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
Иванушка говорит:
— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, козленочком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.
Напился и стал козленочком…

В ходе дальнейшего развития сюжета ребенок узнает, что можно выйти замуж просто от безысходности — без объятий, поцелуев и даже свадьбы! И это также подрывает его веру в то, что жизнь — это сплошной праздник.

Купец ей говорит:
— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козленочек будет жить с нами.
Аленушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

Дальше — больше! Дитя, невинное дошкольное дитя узнает о способе убийства! И начинает смутно догадываться, что для мужиков все женщины одинаковы (потому что муж не заметил подмены вроде как любимой Аленушки)

Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на нее, привязала Алёнушке на
шею камень и бросила в воду. А сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в
ее платье и пришла в ее хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец
вернулся — и тот не распознал.

Затем мы видим, что все мужики, собственно, козлы. Потому что ради каприза бабы (пусть даже жены) соглашаются зарезать ребенка (пусть и в виде козленка — купец был в курсе всей истории)

Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.
Козленочек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:
— Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.
— Ну, сходи.

А далее начинается просто Стивен Кинг какой-то! Я до сих пор с душевным содроганием вспоминаю плач козленка на берегу реки его разговоры с сестрицей-утопленницей.

— Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Аленушка из реки ему отвечает:
— Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.

Заметим, что названый отец не особо интересуется страданиями обреченного ребенка, разговор Иванушки с Алёнушкой слышит слуга. Далее следует несколько натянутый хэппи-энд. Особенно счастливо все закончилсь для ведьмы (весьма веселая смерть).

Вывод:

Подобные сказки категорически нельзя читать детям младшего возраста! Это неотвратимо портит их психику, дестабилизирует мозговую деятельность. От чтения таких сказок вырастают серийные убийцы и люди, не склонные соблюдать гигиену питья и питания! Всех же, читавших сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» следует изолировать от общества. А еще следует изолировать всех, прочитавших этот отзыв — потому что жирным шрифтом в нем — цитаты из сказки!

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Многие из вас, я думаю, знакомы с этой присказкой.

Только вот читаю в последнее время отзывы на невинную детскую сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и диву даюсь.

Сестрица Аленушка и братец ИванушкаСестрица Аленушка и братец Иванушка

Интересно, помните ли вы те первые свои впечатления, полученные от услышанной вами в детстве от родителей или воспитателей в детском саду истории о сестрице Аленушке и ее братце Иванушке?

Из чего вы сейчас делаете выводы о том, что сказка эта (и не только она) вредна для наших детей и внуков?

Соглашусь с тем, что дети сейчас более умные и всезнающие, чем были мы в нашем детстве, однако, я уверена, что они любят сказки и верят в чудеса не меньше нашего.

Возможно, они несколько иначе воспринимают сказки, но я не думаю, что они, как и мы, пытаются анализировать события, происходящие в сказках, с точки зрения психологии, логики и прочих мудреных вещей.

Они, как и мы, просто слушают сказку, замирая от страха за брата с сестрой, радуясь тому, что в конце добро выходит победителем из схватки со злом, одновременно с этим узнают много интересного и полезного о том, что, оказывается, надо слушаться взрослых, соблюдать правила гигиены, любить близких и помогать им, поступать по совести и мало ли что еще можно вынести из сказки.

Ведь сказки — это настоящая кладезь народной мудрости, сложившейся за многие века и передававшейся из поколения в поколение.

Читайте детям сказки, они учат добру и любви. Это касается не только сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», а сказок всех народов мира.

Ассоциации из детства неприятные…

Не самые приятные ассоциации у меня с этой сказкой. С детства как-то жутковато было, когда читали книгу, смотрели мультфильм, а еще и репродукция Васнецова у нас на кухне висела с изображением Аленушки на камне… я всегда додумывала, глядя на нее, как она валяется полу-живая на дне…Для детской неокрепшей психики, помнится, было страшно и превращение в козленка(думала, а вдруг со мной такое может случиться),и Аленушка на дне с камнем на шее…сплошная жуть и непонимание.
Действительно, больше не сказка, а учебное пособие для взрослого человека, с глубоким смыслом….Из -за своих ассоциаций я не читала сыну эту сказку…мультик видел, естественно.

6865235 thumb

Сказка ложь, да в ней намек..

Книжки нашего детства, какие мы были  все таки  наивные и маленькие, верили, что реально можно козленочком стать попив из лужи. Мама моя нас так и воспитывала с сестрой, всегда говорила нам, не пейте  воды не пойми откуда, слушайтесь старших, а то станете как Иванушка козленочками. Мы и не  пили и слушались старших:-_))

Надо и своим деткам еще раз прочитать на досуге, чтобы  всякую дрянь в рот не  тащили:-) и старших слушались, чтобы  козлятами не стать.

Поучительные  все таки  были  сказки  у русского народа.

Про всё самое сильное в жизни — в этой сказке!

Закрываю глаза и вспоминаю, что для меня сказка о братце с сестрицей глазами ребёнка?
Пожила и повидала я немало, как догадываетесь)) Но вот те, самые первые впечатления (а они всегда самые верные у интуитивно-развитых людей), живут долгую жизнь во мне.

Страх одиночества, крепкая братская любовь и ощущение единства — мы одни на белом свете с тобой, братец!

Непослушание старшим. Страх непоправимости случившегося.
Счастье обрести поддержку в муже.

Коварность судьбы в облике ведьмы — в жизни бывают разные беды. Только бы радоваться, ан нет, тёмные силы вокруг не дремлют.

Вода — опасность, так легко пропасть в воде!

Родственные чувства — самые сильные. И самая большая помощь от родных. Даже от угрозы быть съеденным заживо. Держитесь за дорогих и любимых!

Всё хорошо кончается в жизни. После любой беды есть место счастью.

Такие вот нехитрые посылы на всю дальнейшую жизнь ребёнку-дошкольнику. Их немного, но есть важнее? И ещё главная мысль — плохо на свете без отца-матери.

Все образы, все приёмы сказителей — решают задачу донести до дитя несмышлёного невозможность жизни без родных-близких, к которым надо прислушиваться. Аж мурашки по коже, как вспомнила эту историю!

Далее следовало бы написать, что на ребёнка нынешнего, умудрённого смурфиками и губками бобами сия сказочка наверняка другое имеет воздействие. Но от этого хуже не становится.

Добрая сказка

Одна из многочисленных сказок моёго детства. Очень просто и красочно описана природа Русского леса. Все герои, включая яблоньку и печку очеловечены. Печь издавно считалась у Русского народа кормилицей и помощницей. И в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» печь помогает детям спрятаться от погони. Сказка учит, конечно же, добру, заботе о младших, бесстрашию.

Помню в детстве смотрела эту сказку и не один раз по телевизору, очень ее любила. А сейчас у меня есть сын, теперь, бывает ему читаю перед сном. Он иногда даже просит меня, сам, чтобы я почитала ему именно эту сказку, открывает книгу, на этой странице и показывает пальчиком. Книжка у нас такая очень красивая, цветные картинки.Раз или два, он тоже смотрел ее по телевизору.

Тема урока:Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.

 Формирование УУД:

Предметные: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой разминки.

Ход урока:

1.Организационный момент.

II.Речевая разминка

Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!

-Прочитайте.Что прочитали?(скороговорку)

-Прочитайте скороговорку тихо,громко,ещё грочче.

-А сейчас прочитайте медленноБпостепенно увеличивая темп чтения.(Конкурс на самое быстрое прочтение скорогово

III. Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают докучные сказки, которые они вспомнили или прочитали. Некоторые сказки можно выучить наизусть со всем классом.

Среди детей можно организовать конкурс на «Самую-самую докучную сказку», «Самую короткую сказку», «Сказку – нескладушки–неладушки», «Самого докучливого сказочника» и т. д. (Дети-победители могут быть награждены шуточными медальками.)

IV.. Самоопределение к деятельности

1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.

Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

  • О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)

  • Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!»

Согласны ли вы с изречением знаменитого поэта и сказочника?

  • Обоснуйте ваше мнение.

  • Как вы думаете, легко ли сочинять сказки?

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

  • А есть ли у вас любимые сказки?

  • Какими словами обычно начинаются сказки?

  • Какими словами часто заканчиваются сказки?

  • Начало сказки называется зачином, а ее окончание, заключительная часть

концовкой.

 — Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной сказкой. Прочитайте ключевые слова про себя. А кто готов прочитать вслух.

пить, колодец, копытце, купец, козленочек, ведьма (на доску прикрепляет учитель слова)

 — Кто догадался, о какой сказке идет речь? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

V. Работа по теме урока

Прежде чем начнем читать, проведём работу по уточнению слов, предложений, словосочетаний:

стоит коровье копытце;

лошадиное копытце;

козье копытце полно водицы. (следы копыт животных, наполненные водой)

купец (Богатый торговец, тот, кто торговал. )

ведомо (известно)

Ножи булатные (Булать — узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой. )

Нам предстоит найти в ней все особенности русской народной сказки.

 (чтение учителем и детьми сказки)

VI. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

VII. Работа над сказкой

.1. Первичная проверка понимания детьми сказки.

  • Понравилась сказка?

  • Как случилось, что Иванушка превратился в козленочка?

  • Что ему говорила сестра?

  • Что предложил ей купец?

  • Согласилась ли Аленушка выйти за него замуж?

  • Что же произошло, пока купец не было дома?

  • Что хотела злая ведьма сделать с козленочком?

  • Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал?

  • Стал ли козленок снова мальчиком? Как?

  • Как поступили с ведьмой?

  • К какому виду относится сказка? Докажите.

2. Беседа.Работа с репродукцией картины Васенцова

  • Мы с вами прочитали сказку и из нее узнали, что происходить с

Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она. А какой она вам представляется?

  • Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?

  • А как вы себе представляете облик Аленушки в тот момент, когда

случилась беда?

  • Художник Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку.

2. Демонстрация на экране картины и беседа

  • Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от

представления художника?

  • Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему?

  • Правильно, это не иллюстрация, это картина, на которой В.М. Васнецов

показывает нам как бы обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней.

  • Посмотрите, какое настроение у Аленушки?

  • Как вы думаете, почему она грустит?

  • А при помощи каких средств художник показал, что девочка сирота?

VIII.Рефлексия

Выберите и продолжите любое предложение:

— На уроке я узнал……

— Сегодня я сумел……

— Я похвалил бы себя за……

Учитель: А сейчас я попрошу вас оценить свою работу. С каким настроением мы уходим с урока? Если вы довольны своей работой поднимите улыбающего колобка! А если работали не в полную силу и вам было не интересно поднимите грустного колобка. 

IX. Итог урока.

  • Какие чувства пробудил в вас урок?

  • О чем заставил задуматься?

X. Домашнее задание:

  • Перечитайте сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и

подготовьте пересказ сказки и выразительное чтение, по желанию выполните рисунок к сказке.

Класс 3

познакомиться с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учиться делить текст на части; обогащать словарный запас, развивать внимание, память, творческие способности.

Личностные: мотивация к обучению.

Метапредметные:

Регулятивные: овладеют способностью планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: уметь слушать учителя, сотрудничать с учителем и классом.

Основные понятия

Волшебная сказка.

Используемое оборудование

Литературное чтение 3 класс 1 часть Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова; мультимедийное сопровождение урока.

Межпредметные связи

Русский язык; культура речи; ИЗО; окружающий мир; ИКТ

Организация пространства

Индивидуальная, коллективная работа; групповая (парная) работа; проблемный метод

Сценарий урока

— Ребята, встаньте, урок начинается. Здравствуйте, меня зовутЮлия Витальевна сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Садитесь.

Проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Учебник, ручка и тетрадка?

Проверим готовность к уроку

— Давайте проверим, все ли у вас лежит на партах: учебник, дневник, пенал.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Умение слушать и понимать других.

Актуализация знаний

— Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?

— Какие сказки называются докучными? С каких слов они начинаются?

— А как они заканчиваются?

— Какие сказки вы запомнили?

— Молодцы, а сейчас откройте учебники на странице 18 и давайте еще раз прочитаем первую сказку.

— О чем говорится в этой сказке?

-Кто главные герои? Охарактеризуйте их.

— Чему учит сказка?

— Молодцы, вы помните о чём была эта сказка и смогли сказать чему она учит. Тем, кто активно отвечал на вопросы, я ставлю «5».

— На прошлом уроке мы узнали о докучных сказках.

— Докучные сказки начинаются со слов: «Жили-были».

— Они заканчиваются неожиданно.

— «Жил-был карась…»; «Жил-был журавль…»; «Жил-был старичок…»; «У нашего Гришеньки»

— О том, что жили-были карась, два налима, три гуся.

Учащиеся дают разные варианты ответа.

Каждый учащийся высказывает свою точку зрения на счёт того, чему учит данное произведение.

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Проблемная ситуация

— А какие еще жанры сказок вы знаете?

— А вы знаете такой жанр сказок – волшебные сказки?

— А чем волшебные сказки отличаются от обычных?

— Ребята, кто догадался, о чем будет сегодняшний наш урок.

Правильно. Сегодня мы будем с вами разговаривать о сказках. Тема нашего урока «Волшебные сказки»

— Ответы детей.

— Ответы детей.

— В волшебных сказках присутствуют повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

— О волшебных сказках.

Овладевают способностью планировать этапы своей работы.

Построение выхода из затруднения

— А как вы думаете, чем волшебные сказки отличаются от остальных сказок ?

— Молодцы. Главные особенности волшебной сказки: присутствует волшебство, герои-злодеи, герои-помощники, необычные испытания и волшебные предметы.

— Откройте свои учебники на странице 22.

— Прочитайте название сказки.

— А есть ли у этой сказки автор?

— Значит какая это сказка?

— Молодцы !

Ответы детей.

— Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

— У этой сказки нет автора.

— Эта сказка русская народная.

Умение извлекать нужную информацию из беседы.

Физминутка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Мы попрыгали на месте. Ах! Ах! Ах!

Теперь руками хлопнем вместе. Бах! Бах! Бах!

А потом прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

А затем нагнулись ниже,

Наклонились к полу ближе.

Повертелись очень ловко,

В этом нам нужна сноровка.

Ну что, понравилось, дружок?

И работать начинаем.

Повторяют движения за учителем.

Реализация проекта выхода из затруднения

— Дети, я прочту вам сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», а вы слушайте внимательно.

Первичное чтение сказки учителем, с постановкой проблемного вопроса.

— Можно ли назвать эту сказку волшебной ?

— Почему её можно так назвать ?

— Давайте прочитаем эту сказку и обсудим её содержание.

— Но сначала узнаем значение некоторых слов, например: Булатные(ножи), купец, слуга. Что эти слова означают ?

— Итак, теперь будем читать эту сказку по цепочке, по одному предложению каждый.

(Останавливает учащихся после прочтения 1 абзаца)

— Скажите, про кого говорится в сказке?

— Читаем дальше.

(После прочтения 1 страницы)

— Что случилось с родителями Алёнушки и Иванушки?

— Куда они шли?

— Что захотел Иванушка?

— Откуда он хотел попить?

— Разрешила ему Алёнушка?

— Что она ему сказала?

— Хорошо, продолжаем дальше.

(После прочтения 4 абзаца на стр.23)

— Что сделал Иванушка?

(После прочтения 6 абзаца стр.24)

— Что делала Аленушка?

— Кто проезжал мимо?

— Что он предложил ей?

(После прочтения 14 абзаца на стр.24)

— Кто пришел под Алёнушкино окно, когда купца не было дома?

— Куда она ее позвала?

— Что ведьма сделала с Алёнушкой?

— Что дальше сделала ведьма?

— Кто распознал ведьму?

— Куда он ходил каждое утро и вечер?

— Что он там делает?

— Что сделала ведьма, когда узнала про это?

— Что значит «разложить костры»?

— Что на это ответил купец?

(После прочтения всей стр.25)

— Что делала ведьма, когда купец согласился зарезать козленочка?

— Что попросил козленочек перед смертью?

— С кем он разговаривал на бережку?

— О чем он ее просил?

— Что она ответила?

— Что тем временем делала ведьма?

— Кого она отправила на поиски?

— Что увидела слуга, придя на берег?

(После прочтения стр.26)

— Что сделала слуга, подслушав разговор козленочка и Алёнушки?

— Что сделал народ?

— Что после произошло с Аленушкой?

— Что произошло с козленочком?

— Молодцы !

Слушают внимательно сказку, которые читает учитель.

— Можно.

— Её можно так назвать потому, что в ней присутствуют вымышленные персонажи, которые участвуют в необыкновенных событиях.

Ответы детей.

— В сказке говорится про старика, старуху, их дочку Аленушку и сына Иванушку.

— Они умерли.

— На работу к Алёнушке

— Иванушка захотел пить.

— Он хотел попить из копытца.

— Нет, не разрешила.

— Она сказала: «Не пей, братец, жеребёночком станешь».

— Не послушался Алёнушку и попил с копытца.

— Она плакала.

— Мимо проезжал купец.

— Выйти замуж за него и жить с ним и козленочком.

— Под Алёнушкино окно пришла ведьма.

— Она позвала её на реку.

— Привязала ей на шею камень и бросила в реку.

— Она оборотилась Алёнушкой.

— Ведьму распознал козлёночек.

— На бережок около воды.

— Он зовёт свою сестрицу.

— Попросила купца зарезать козлёночка.

Ответы учащихся.

— Что привык к нему, но согласился.

— Велела разложить костры, греть котлы, точить ножи.

— Сходить на речку испить водицы.

— На бережку он разговаривал с Алёнушкой.

— Он попросил её чтоб она выплыла.

— Камень тяжелый на дно тянет.

— Ведьма искала козлёночка.

— На поиски она отправила слугу.

— По берегу бегает козлёночек и жалобненько зовёт Алёнушку.

— Побежал домой и рассказал купцу

— Закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Сняли камень, одели в нарядное платье

— Она ожила.

— От радости 3 раза перекинулся и обернулся мальчиком Иванушкой.

Обобщение беседы по уроку

— Дети, какую сказку мы сегодня прочитали?

— Кто автор этой сказки?

Работа с иллюстрациями:

— Ребята, посмотрите на иллюстрацию на странице 23. Какой момент из сказки здесь показан ?

— Взглянув на Алёнушку и Иванушку, можно ли определить, что они живут одни без родителей ?

Характеристика главных героев.

— Скажите, какая Алёнушка по характеру ? Добрая или злая ? заботливая или безразличная ?

— А какой по характеру Иванушка ?

— Чему учит детей народ в своей сказке?

— (На случай, если учащиеся будут говорить не особо подходящие ответы) Ваши варианты ответов интересны, но мне кажется, что эта сказка учит быть послушными, учит не пить грязную воду и не верить первому встречному.

/

— (На случай, если учащиеся будут говорить верные варианты ответа) Правильно, именно этим вещам и учит эта сказка.

— Сегодня мы прочитали сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

— У неё нет автора, это народная сказка, её автор – народ.

— Здесь показан момент, в котором Алёнушка говорит Иванушке, чтобы он не пил из козьего копытца.

Дают разные варианты ответов.

— Алёнушка добрая и заботливая.

— Немного глупый и непослушный.

Ответы детей.

Умение объективно оценивать результаты труда.

Итог урока

— Молодцы, ребята. Вы все сегодня хорошо поработали на уроке. Активно отвечали на все вопросы и выполняли задания.

Умение подводить итоги и делать выводы из проделанной работы.

Рефлексия

на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание

— Дома еще раз прочитайте сказку на странице 22-26,разделите на смысловые части.

— Встаньте. Урок окончен. До свидания.

Записывают домашнее задание.

Встают и прощаются с учителем.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка — эту сказку знают многие из нас с детства. И выражение: «Сказка ложь да в ней намёк добрым молодцам урок!», то же многим знакомо. Люди любят истории про тайные заговоры секретные сообщества, и скрытый смысл. Есть мнение вполне возможно и не без основания, что народные сказки так же несут в себе скрытый смысл. 

Сокрытое ищут в нестыковках. Но нестыковки можно найти везде, да же в пресловутом кино, которое делают профессионалы. За рубежом фильм предварительно рисуют покадрово, проводят кастинг, выверяют сценарий. И тем не менее киноманы находят ляпы. А старые сказки которые переложили в книги относительно недавно,большую часть своего существования передавались устно. И каждый рассказчик как «глухой телефон» или плохой переводчик вносил свои «помехи».

Мне всегда было интересно, что например баба Яга по сути является киборгом например,

6227294060554100abd0891114a04f6e

Колаж автора

в общем сказки — для уфологов плодотворная почва. Но не будем перекраивать сказки в фантастику. Давайте поищем правду скрытую толщей сказочных событий.

Нет вариант юмористов, который любят вворачивать некоторые женщины, то же опустим:

0a78c7c37cd84a5ba43651fa44bfbeda

Колаж автора

А обратимся к тому с чего всё началось. Сыну в школе по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» задали домашнюю работу, что вымысел в данной сказке, а что правда и какая правда могла быть. Работу надо было выполнить в виде таблицы столбец правды и сказочной кривды. Задание ребёнку показалось сложным, пришлось прийти на помощь. В процессе обдумывания, как могло быть у меня родилось два варианта событий. И какой из них ближе к правде надеюсь выскажете вы в комментариях. Да дзен не желает вставить таблицу в текст, а картинкой таблица выходит плохо читаемой. Что же будем писать кусками, так менее наглядно, но куда деваться. Что бы не пересказывать сказку целиком разобьем на основные ключевые моменты:

1. Сказка: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка сироты (есть вариант сказки где они сироты, но по происхождению царские дети).

1. а Правда: Сестра и брат крестьянские дети позднего брака, родители старые, потому и умерли рано.

1. б Правда: Сестра и брат беженцы разорённого царства царской династии или вернее княжеской — это важно для этого варианта событий.

2. Сказка: Не послушался Иванушка напился из козьего копытца (козьего ручья) и превратился в козлёночка.

85bbf510d45b4dde864675e24c353c2c

Кадр из одноимённого мультфильма

2. а Правда: Брат не послушав сестру напился от большой жажды с грязного водоёма, заболел.

242051a3d4164c52a25d8001e3eac0f5Картинка из интернета

2. б Правда: После смерти царя с царицей, придворные интригами пытаются отравить главных героев. Сестра наставляет брата никому не верить и не принимать подарков или изысканных кушаний. Однако брат соблазняется напитком, может игрушкой которая отравлена. После действия яда брат болеет, а потом становится слабоумным. И уже после происшествия дети сбегают брат порой ведёт себя как животное.

6912868aaea443f8a5206c21dc0b7a59Картинка из интернета

3. Сказка: Знакомство с купцом, и его женитьба на Алёнушке

144c9f351af94bc9a7c6c847315003c9

Кадр из одноимённого мультфильма

3. а Правда: Женитьба купца на Алёнушке (тут совпадение со сказкой)

3. б Правда: Женитьба князя соседнего княжества на Алёнушке.Ведь Алёнка, по происхождению царская дочка.

4. Сказка: Появление, ведьмы. Процесс утопления Алёнушки новым персонажем.

4. а Правда: Алёнушка купается с подругами и тонет, вскоре купец женится на новой девушке.

4. б Правда: Князь влюбился в подругу Алёнки, или увидел перспективный союз на горизонте с другим княжеством через брак. Алёнку бесприданницу отдаёт в монастырь. Слабоумный Ванька шатается по дворцу.

c040bf821b2a415592970454e2f40a5b

Из интернета

5. Сказка: Козлёнок бежит к водоёму где лежит Алёнушка зовёт её вернутся, Алёнка ему отвечает что не может подняться из воды. Ведьма прознав про призывы козлёнка к сестре приказывает его зарезать.

5. а Правда: Ваня убивается горем, каждый день ходит на могилку к сестре и жалуется ей на мачеху. Мачеха вполне может порядочная женщина, беспокоится в меру своей совести, о том что мальчик может тронутся, если не прекратит ходить к сестре на кладбище. И запрещает посещение погоста Ване.

e04e85e904924634a6b63e55cbf5b62d

С просторов интернета: М.П. Чевалков. У МОГИЛЫ МАТЕРИ…

5. б Правда: Новой супруге не нравится этот странный мальчик, она пытается его выжить из дворца. Ванька бегает к стенам монастыря и взывает к сестре о помощи. Сестра отвечает, что её держит камень — стена каменная монастыря и не может она из него выйти. Принятия пострига равносильно смерти сестры. Но она жива и с ней можно говорить. Хорошее объяснение нестыковки сказки, а именно что «…сестра под водой лежит и живёт…», вот как можно быть недоступной для мира.

6. Сказка: Купец прознав про разговор козлёнка с сестрой у воды, наказывает ведьму из воды спасают Алёнку.

6. а Правда: Ваня постепенно смирился со смертью сестры, и наладил отношения с мачехой, либо ушёл из этой семьи в другое место.

6. б Правда: Алёнушка, пусть с новым не выдержав жалоб братца сбегает с монастыря, после чего выкрадывает брата, не сильно то его и стерегли. И вместе они уходят в другие земли. Брат остаётся слабоумным (в сказке он остался козлёночком)

Вот такие варианты развития событий мне пришли в голову. Что вы думаете по этому поводу? Если кому то будет интересна данная тема, пишите — разберу на запчасти ещё сказку ;).

Пословицы к произведению

Слушайся умных людей, на путь наставят.

А Васька слушает, да ест.

Зло само себя наказывает.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — читательский дневник по русской народной сказке

Описание книги для читательского дневника

Название: Сестрица Аленушка и братец Иванушка Жанр: сказка Издательство: Малыш Год издания: 1986 Количество страниц: 12

Главные герои и их краткая характеристика

Сестрица Аленушка, умная и работящая девушка, заботилась о любимом брате. Доверчивая и безобидная. Очень красивая.

Братец Иванушка, молодой, непослушный, беззаботный. Стал козленочком из-за того, что не слушал сестрицу.

Купец, молодой и красивый, честный и порядочный.

Ведьма, злая и коварная, обманщица, жестокая.

Краткое содержание и сюжет

Жили старик со старухой и были у них дочка Аленушка и сыночек Иванушка. Но умерли старики и остались дети сиротами.

Пошла однажды Аленушка на работу и Иванушку с собой взяла. А идти пришлось через поле. Жарко было, пить очень Иванушке захотелось. Видит он копыто коровье с водой, захотел из него напиться. Но сестрица не велела, а то стал бы братец теленочком.

Идут дальше, лошадиное копытце и опять хочется Иванушке воды напиться. Но опять сестрица не дает — жеребеночком станет. Идут дальше. Козье копытце. Не послушал тут Иванушка сестрицу и выпил воды. Стал он козленочком, Аленушка рядом стоит, слезами заливается.

Ехал мимо купец молодой, узнал о горе девичьим, предложил замуж за него выйти, а козленочка с собой взять. Согласилась Аленушка и зажили они с купцом счастливо. Только уехал раз купец, пришла к Аленушке злая женщина и позвала на пруд купаться. Привязала ведьма Аленушке камень на шею, столкнула Аленушку в воду, а сама в нее превратилась. Никто и не узнал ведьму.

Только козленочек знал что случилось, и бегал на пруд, сестрицу звал. Узнала о том ведьма, попросила зарезать козленочка. Не хотел купец, но согласился. А козленочек просит напоследок на пруд сбегать, водички попить. Прибежал козленок на берег, кричит, Аленушку зовет, говорит, что его убить хотят. А Аленушка из-под воды отвечает, что не может встать, камень давит, пески держат.

Услышал то слуга, рассказал купцу. Сбежался народ, достали Аленушку, обмыли ее чистой водой и ожила девушка. А козленочек на радостях трижды через себя перепрыгнул и Иванушкой стал. А ведьму к хвосту конскому привязали, да в поле пустили.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Сироты Аленушка и братец Иванушка отправились в жару через поле. Иванушка все хотел пить и наконец выпил воды из копытца и стал козленком. Аленушка вышла замуж за купца, но ведьма утопила ее в пруду. Ведьма уговорила купца зарезать Иванушку, а тот побежал прощаться с Аленушкой. Слуга услышал их разговор и Аленушку спасли. Ведьму привязали к конскому хвосту.

План пересказа

  • Смерть родителей
  • Дорога в поле
  • Коровье копытце
  • Лошадиное копытце
  • Козье копытце
  • Встреча с купцом
  • Ведьма
  • Разговор козленка
  • Прощание козленка
  • Спасение Аленушки
  • Смерть ведьмы

Основная мысль

Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Чему учит

Сказка эта учит быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончится хорошо и добро обязательно победит.

Отзыв и что понравилось

Эту русскую народную сказку нам пересказал Алексей Толстой. Это интересная и поучительная история о непослушном братце и работящей сестре. Мне не понравилось поведение Иванушки, хотя конечно он не заслужил того, чтобы вечно оставаться козленочком. А вот сестра Аленушка очень хорошая и добрая девушка. Я рада, что все для нее закончилось хорошо, хотя и ей следовало быть осторожней, как она советовала братцу

Вывод и моё мнение

Нужно слушаться старших, быть внимательным и терпеливым, а также проявлять храбрость и целеустремленность в критических ситуациях.

Пословицы

  • Слушайся добрых людей — на путь наставят.
  • Слушай умом, а не брюхом.
  • Во всяком худе не без добра.

Признаки волшебной сказки

  • Волшебные превращения — козленок, оживление Аленушки
  • Традиционный зачин и концовка
  • Победа добра.

Внимательный слуга

А ведьма места себе не находит, потеряла из виду козленочка. И тогда посылает слугу отыскать козленка и срочно привести его к ней.

Слуга пошел к реке и видит, что там козленочек бегает и сестрицу зовет, а сестрица из воды ему и отвечает, что камень на дно ее тянет. Услышав этот разговор, он побежал к купцу и все рассказал. Тогда собрался весь народ и пришел к реке, закинули сети крепкие и вытянули Аленушку на берег, сняли злосчастный камень с шеи, в ключевой воде окунули и в наряды надели. Она тут же стала еще красивее, чем была.

И тут сказка «Аленушка и братец Иванушка» подошла к самому интересному.

Козленочек так радовался и веселился, что от счастья перекинулся через голову три раза и стал опять прежним Иванушкой. Ведьму же поймали, привязали к хвосту лошади и в чисто поле пустили. Вот так справедливо и по-доброму закончилась сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Судьба героев фильма «Морозко» сложилась не совсем сказочно

Начало жизни у актера Эдуарда Изотова было таким же сказочным, как у Иванушки из «Морозко», которого он сыграл. Женился на красавице, родилась долгожданная дочка, от поклонниц не было отбоя. Нелепая случайность, из-за которой Эдуард Константинович попал под колесо судебной машины, стала причиной того, что его жизнь полетела под откос. С его яркой внешностью Эдуарду Изотову была прямая дорога в кино. Но родители так не считали. Они были военными и хотели, чтобы сын продолжил семейную традицию. Чтобы поступить в ГИТИС, Эдуарду Изотову пришлось какое-то время скрываться от родных.

Впоследствии Эдуард Изотов утаил от них и факт своей женитьбы… «Мама Эдуарда была против нашей свадьбы, — вспоминает первая супруга Эдуарда Изотова актриса Инга Будкевич. — Она подыскала ему выгодную невесту, генеральскую дочку, и сделала все, чтобы мы разошлись. Поэтому нам с Эдуардом пришлось расписаться тайно». Инге Будкевич было нелегко примириться с популярностью своего мужа на курсе. Он прекрасно пел, замечательно танцевал и носил прозвище «любимчик судьбы». Ему все давалось легко и как бы шутя. Никто не сомневался в его великом будущем.

Однако первые несколько фильмов, в которых снялся Эдуард Изотов, не вошли в историю. Все изменилось в 1964 году, когда режиссер Александр Роу пригласил Эдуарда Изотова в сказку «Морозко» на роль Иванушки. Александр Роу не скрывал, что не требует от актеров ничего, кроме потрясающих внешних данных. Поэтому на роль Аленушки взял не профессиональную актрису, а балерину Наталью Седых, совсем молоденькую девочку. Эта девочка, кстати, потом стала причиной семейного скандала в семье Эдуарда Изотова. Во время съемок фильма пошли слухи об их романе. На самом деле много лет спустя Наталья Седых призналась: она тогда действительно была влюблена в Эдуарда Изотова, но… безответно.

После выхода на экраны фильма «Морозко» у Эдуарда Изотова началась новая жизнь. Появились ордена, материальные блага, много концертов и толпы поклонниц, которые преследовали его повсюду. Фильм был известен даже в Америке и получил «Золотого льва» на фестивале в Венеции. Правда, за границу исполнителей главных ролей не пустили. Вся страна носила «Иванушку» на руках, а вот дома его тяготили ссоры с женой. «Эдуард был очень ленивым и равнодушным человеком, — вспоминает Инга Будкевич. — Я тянула на себе все — таскала хозяйственные сумки, делала ремонт в квартире, чинила сантехнику. А он в это время лежал на диване и покуривал. Его нисколько не беспокоила мысль, что жене бы нужно помочь».

Эдуард Изотов — наш Иванушка навсегда

Когда Инга Будкевич сообщила ему о своем уходе, Эдуард Изотов отреагировал своеобразно. Он тут же позвонил другой женщине и прямо при жене сообщил ей: «Ира, я еду к тебе!». Как ни странно, вторая супруга очень скоро подружилась с первой.

У второй супруги Эдуарда Изотова были свои особенности — деловая хватка и очень ценное для советского времени умение — достать нужный товар. Благодаря Эдуарду Изотову им удалось быстро приобрести земельный участок и скопить средства на постройку дома. А когда небольшой суммы не хватило, Ирина придумала продать несколько золотых монет, которые у нее хранились. В тот момент, когда они общались с менялой в машине, их взяли с поличным. Это было в 1983 году, когда за операции с валютой можно было легко получить срок. Начался судебный процесс. И хотя у Эдуарда Изотова было много друзей в мире кино — за него хлопотали Герасимов, Стриженов, надеяться на смягчение срока по такой статье в то время было нельзя. «С письмом в защиту Эдика я стояла у кассы театра, где его коллеги получали зарплату, все подходили и ставили подписи, — вспоминает первая жена Эдуарда Изотова. — Аллочка Ларионова, Коля Рыбников, Людмила Хитяева, Петр Глебов, Николай Крючков, Олег Стриженов, Марина Ладынина… Многие из них взяли слово и в суде».

Просто невероятно, но, несмотря на таких влиятельных заступников, Эдуард Изотов все равно получил внушительный срок — три года, и его жена — тоже. У них конфисковали все имущество. Благодаря стараниям Олега Стриженова Эдуарда Изотова не отправили в далекую колонию, а посадили в «Матросскую Тишину». Родные актера понимали, что он не выдержит даже этих трех лет. Эдуард Изотов, привыкший к любви поклонниц и роскошной обстановке, мгновенно осунулся, постарел и все время находился в состоянии страха. Любой окрик, громкий звук доводили его до истерики. Во время отсидки Эдуарда Изотова часто навещали, приносили ему щедрые передачи. Продуктами Эдуард Изотов делился с сокамерниками, поэтому они его не обижали…

В фильме «Мимино»…

…Когда в 1986 году Эдуард Изотов вышел на волю, родные с удивлением отметили, в какой хорошей физической форме он находился. В свои пятьдесят выглядел лет на десять моложе. Однако вскоре стало понятно, что в его голове произошли необратимые изменения. После освобождения актер некоторое время находился в состоянии шока, переживал… Затем у него случился инсульт, потом еще и еще… Всего Эдуард Изотов перенес шесть инсультов, после чего он потерял способность свободно передвигаться, а его речь стала невнятной. Но самое главное, что Эдуард Константинович перестал узнавать близких и порой вел себя, как буйнопомешанный.

Его вторая жена Ирина, которая тоже вышла из тюрьмы, нанимала сиделок, но все они вскоре отказывались ухаживать за таким сложным пациентом. Однажды даже пришлось вызвать скорую. Эдуарда Изотова увезли в 15-ю психиатрическую больницу. Здесь он провел свои последние годы. Был замкнут, никого не узнавал… Но иногда на него находили моменты просветления, и тогда актер обращался к окружающим с вполне разумными речами. «Когда меня заберут отсюда? — спрашивал он. — Я хочу домой! Посмотрите, с кем я лежу! Они же идиоты, почему я здесь?». За несколько дней до смерти актера по телевизору показывали сказку «Морозко». Смотреть фильм сбежалась вся больница, Эдуарда Изотова привезли в инвалидной коляске. Но он себя на экране не узнал. Тот молодой, хохочущий красавец был совсем другим человеком…

Вообще-то Эдуард Изотов родился в 1936 году. Снимался в фильмах «Увольнение на берег», «Морозко», «Щит и меч». И после него осталась дочь, актриса Вероника Изотова, которая сейчас успешно снимается в кино…

Вероника Изотова — дочь Эдуарда Изотова

Новогодние каникулы вот уже 50 лет не обходятся без показа по телевизору сказки режиссера Александра Роу «Морозко». Мальчишки нескольких поколений влюблены в очаровательную Настеньку, девочки сопереживают ее трудной судьбе. Эту роль исполнила балерина Большого театра Наталья Седых. В девятиэтажке на Петровско-Разумовской аллее прошло детство нашей героини. Там она живет и сейчас. «Располагайтесь», — предложила Наталья Евгеньевна и провела нас в очень уютную комнату, оформленную в бежевых тонах, с красивой старинной мебелью. В центре над пианино — фотографии родителей и портрет балерины, написанный поклонницей. Заметив, что мы разглядываем квартиру, хозяйка не без гордости сказала, что дизайном занималась сама. В 90-е годы, по ее словам, ей многое приходилось делать своими руками, даже шить шубы. На кресле я заметила роскошную шаль. Предваряя вопрос, Наталья Седых призналась, что и это ее рук дело:

Перед вашим приходом я начала наряжать елку, — поведала хозяйка. — Обожаю Новый год. Заранее люблю приготовить подарки для друзей, убрать квартиру. Но угощение готовить не люблю, — надув губы, словно ребенок, посетовала артистка. — Думаю, что на столе обязательно должен стоять салат «Оливье». Хорошо, когда, помимо этого салата, еще несколько разных. Новый год — это долгое удовольствие. Есть и пить надо неспешно, с интервалами, наслаждаясь процессом. А то праздник быстро кончится. Предпочитаю разную рыбу: семгу, осетрину, форель. Из спиртного на столе должно обязательно стоять шампанское, хотя я люблю красное вино. Но ем и пью, знаете ли, мало. Это многолетняя привычка балетных артистов. Стол сама не накрываю. Обычно хожу в гости. Это уже стало традицией. В детстве были другие традиции. Мои родители, уходя отмечать к друзьям Новый год, укладывали меня спать. Говорили, что идут к Деду Морозу стоять в очереди мне за подарком. Как же было их не отпустить? Мне доставляло огромное удовольствие смотреть, как мама приводит себя в порядок, я помогала ей выбирать платье, чтобы она красиво выглядела перед Дедом Морозом. Утром я просыпалась, родители спали, а я бежала к елке, где лежали подарки. Потом, когда я уже подросла, родители никуда не уходили, мы вместе встречали Новый год у елки, развлекал нас телевизор…

В новогоднюю ночь с вами случались чудеса?

Мне запомнилась одна ночь своей экстремальностью. Это было давно. Я поехала к своему мужу отмечать Новый год в Ленинград. К празднику приготовила роскошное платье. Нас пригласили в Дом искусств, собралось много народа. Но холод был жуткий, тогда в Ленинграде от мороза лопались трубы в квартирах. В общем, в этом своем наряде я просидела не больше двух минут, а все остальное время мы все сидели в шубах. Шампанское пить было невозможно, казалось, что оно замерзало на губах.

Наталья Седых в роли Настеньки в сказке «Морозко»

Наталья Евгеньевна, вы сейчас вспомнили Новый год, который отмечали с мужем — композитором Виктором Лебедевым. В ваших силах было переехать жить к нему в Ленинград. Вы бы танцевали не в Большом, а в Мариинском театре, зато жили бы рядом с мужем.

Я не могу там танцевать, мне всегда была нужна только сцена Большого театра. Я ради этого даже от кино отказалась, чтобы танцевать именно здесь. Супруг мой ко мне не переехал. Вообще, я считаю, что нормальные люди переезжают из Питера в Москву, а не наоборот. Есть даже такой анекдот. «Кто такие настоящие москвичи?» — спросил корреспондент прохожих. Ответов было много. «Это те, кто родился в Москве», — отвечали люди. «Это те, кто говорит, что понаехали, те, кто носится бегом». Самым правильным ответом признали: «Настоящие москвичи — это успешные петербуржцы»!

Вы общаетесь с бывшим супругом?

Конечно! Он, когда приезжает в Москву, обязательно останавливается у меня. Виктор считает, что я его бросила. Наш брак я всегда называла десятилетним романом. Эти поездки друг к другу были очень романтичными. Но такая жизнь не для Виктора, который и чайник не умеет толком поставить на плиту. В его жизни должна была появиться та женщина, которая бы ухаживала за ним. Она нашлась. Нынешняя жена Виктора на 28 лет моложе его. Она его умеет слушать, вкусно кормить. А нам делить с ним нечего. Я благодарна этому браку, потому что родился Алексей. Сейчас он уже большой мальчик. Правда, пока не женат. Леша осел в Питере, но я хочу, чтобы он вернулся в Москву. Грустно без него…

Эдуард Изотов и Наталья Седых — Иванушка и Настенька
Вы скучаете в одиночестве?
Не знаю, что такое скука! Дома обязательно находятся какие-то дела. Помимо всего, у меня есть фортепиано, книги, только компьютера в квартире нет. Мне эта вещь не нужна.

Алексей любил в детстве смотреть сказки с вашим участием — «Морозко», «Дети Дон Кихота», «Огонь, вода и медные трубы»?

Он спокойно к этому относился. Он сколько себя помнил, столько видел маму по телевизору. Он у меня был ребенком жизнерадостным, а как-то пришел хмурым. Начала расспрашивать, что случилось. «У Таниных родителей, — говорит сын, — новый «Мерседес», а Сережкины окна красивые вставили, а у Петьки — ремонт». «Сынок, а ты бы сказал, что твоя мама в «Морозко» снималась, а папа музыку к «Гардемаринам» написал», — говорю ему. «Я сказал, — пробурчал в ответ Лешенька. — А мне никто не поверил»…

Мария ДМИТРИЕВА, Мариана САИД ШАХ, «Собеседник.Ру»

Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова

была написана по мотивам русской народной сказки,
картину «Аленушка»
нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель — не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.

Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» — его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева — имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых — возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.

Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой — той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.

Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».

Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку — после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.

Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным — это узнаваемая природа средней полосы России.

Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано — психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.

В русской народной сказке два главных героя – девушка Аленушка и брат ее, Иванушка. Родители у них умерли рано, и девушке пришлось брать с собой на работу маленького брата. По дороге на работу маленький Иванушка очень захотел пить и, не послушав сестру, напился из козьего копытца, отчего и стал козленочком. Помощь к брату с сестрой пришла от проезжего купца, который женился на Аленушке и козленочка тоже в семью взял.

Жили они втроем хорошо, но появилась злая ведьма, которая обманом Аленушку заманила на речку, да там ее и утопила. А сама Аленушкой прикинулась и заняла ее место в доме. А поскольку козленочек все видел, стала ведьма купца просить извести козленочка. Тот на речку побежал, у сестры помощи просить, да не могла Аленушка из реки сама выбраться – тяжелый камень ей мешал. На счастье, слуги услышали, как Иванушка с Аленушкой у реки разговаривают и купца позвали. Вытащили Аленушку из реки, а козленочек на радостях обратно в Иванушку превратился. Ведьму же прогнали из города. Таково краткое содержание сказки.

Жажда

Народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» продолжилась тем, что спустя время жара еще сильнее стала их мучить, а на дороге появилось лошадиное копытце с водой, и братец опять начал просить Аленушку дать ему попить из него. Аленушка попросила его еще немного подождать и не пить из копытца, чтобы не стать жеребеночком. Тяжко вздохнул Иванушка, и они опять продолжили путь.

Но через некоторое время Иванушке было уже совсем невтерпеж, и он, увидев тут же, на дороге, козлиное копытце с водой, не послушал сестрицу свою Аленушку, напился из него и превратился в козленка.

Когда позвала Аленка Иванушку, то на ее зов прибежал беленький козленок. Увидав его такого, села она под стожок и заплакала горькими слезами. А козленочек возле нее так и скачет.

Сказка «Аленушка и братец Иванушка», таким образом, учит младших всегда слушаться старших.

Популярные сегодня пересказы

  • Сага о Форсайтах — краткое содержание книги Голсуорси
    События произведения разворачиваются в конце девятнадцатого столетия, повествуя о жизни одной многочисленной английской семьи.
  • Домский собор — краткое содержание рассказа Астафьева
    Произведение под названием «Домский собор» написано известнейшим русским писателем Виктором Петровичем Астафьевым. Этот рассказ по праву признается критиками одним из лучших творений автора.
  • Лисица и виноград — краткое содержание басни Эзопа
    Почувствовав голод, лисица прокралась в сад и принялась искать пищу. На её взор упали сочные, спелые кисти винограда, глаза тут же загорелись, словно драгоценные камни, зубы предвкушали вкус.
  • Рассказ о море — краткое содержание рассказа Искандера
    В произведении Фазиля Искандера «Рассказ о море» главным героем выступает мальчик. Он проживает в городе на берегу моря. С ранних лет он очень любил ходить на море и сидеть у воды. Привлекала его внимание и старая крепость

Купец

В это время мимо проезжал купец, увидев девицу в слезах, он поинтересовался, почему она так расстроена. Аленка рассказала ему про свою беду. Тогда он говорит ей, чтобы не горевала она так, а выходила бы за него замуж. Купец пообещал ей, что нарядит ее в золотые и серебряные одежды, и козленочек будет жить вместе с ними. Аленушка согласилась. И стали они жить все вместе и дружно, и козленок с ними, из одной чашки с Аленкой ест и пьет.

Однажды купец отправился по делам своим, и тут вдруг из леса приходит ведьма, встала под окошко и начала звать Аленушку на речку купаться.

Аленка пришла с ведьмой на реку, а та как кинется на нее и, привязав к шее тяжелый камень, бросила девицу в реку. Сама же оборотилась в Аленушку, надела ее платье и пришла к ним в хоромы. Когда купец вернулся, он и не догадался о подмене. Один козленок тоскует, не ест, не пьет. Утром он стал бегать к бережку речки и звать сестрицу свою родимую, Аленушку.

Козни ведьмы

Ведьма быстро прознала об этом и стала купца уговаривать зарезать козленка. Но купец не торопился с этим делом, привязался он к милому козленочку. А ведьма все не унимается и наконец-таки уговорила купца, костры запалила, чугунные котлы поставила и точит ножи.

Козленочек подошел к своему названному отцу и просит, чтобы отпустил он его в последний раз на речку водицы испить, ведь ему на этом свете жить недолго осталось. Тот согласился.

Козленочек изо всех сил бросился бежать к речке и жалобно стал звать Аленушку, чтобы та пожалела и заступилась. Но сестрица лежала на глубоком дне, откликнулась она, но поделать ничего не могла, так как тяжел был ее камень на шее, трава ноги опутала, песок на грудь лег.

Но на этом Сказка «Аленушка и братец Иванушка» не закончилась.

  • Отзыв сказка морозко 3 класс
  • Отзыв сказки золотой петушок александр сергеевич пушкин
  • Отзыв сказки золотой петушок пушкина
  • Отзыв сказка о мертвой царевне и семи богатырях для читательского дневника
  • Отзыв про сказку ашик кериб 4 класс кратко