Сегодня люди все чаще обращаются к народному фольклору, в частности, к русским сказкам. Если одни пытаются найти в них истину, то другие, погружаясь в чтение, следуют за волшебным клубочком, веря, что он приведет в «тридевятое царство», где сбываются мечты и не происходит ничего плохого.
Коротко о тотемных животных: что это такое и откуда они появились
Понятие тотема, которое ввели в научный оборот лишь в 19 веке, было взято из национального языка североамериканских индейцев. В переводе слово означает «его род». Только родовая принадлежность определяется не по семейным/кровным узам, а по объединению человека и племени с каким-либо предметом, стихией, растением или животным.
Традиция различать себя по тотемам возникла из необходимости подчеркнуть собственную уникальность. Даже в древности люди стремились отличаться друг от друга. С помощью тотемов они связывали себя неразрывными узами с живой природой и потусторонним миром.
Тотем в этой взаимосвязи играл функцию защиты и оберега от нечистых и темных сил.
У русского народа символы тотемизма, а точнее, его отголоски сохранились в фольклоре, где принято почитать и величать представителей флоры и фауны.
Волк-помощник
Сюжетов животного эпоса в мировом фольклоре насчитывается около 140, в то время как в русском — 119. Отметим, что значительная часть оригинальна. Волшебные сказки появились в эпоху первых земледельческих государств. Безусловно, центральное место в сюжете всегда отводилось человеку, а вот животные выступали в роли помощников главного героя.
Владимир Пропп — известный советский фольклорист — отмечает, что подобные волшебные сказки можно отнести к эпохе вымирания устаревших охотничьих обрядов. Тайные знания, которые раньше передавались из поколения в поколение, утратили свою ценность. Их стали рассказывать в виде сказок.
Родословная каждого племени охотников велась от определенного растения или животного — так называемого тотема. Он был родным для каждого члена. Именно эта вера в зверей-покровителей стала основой для сказок о летающих конях, исполняющих желания рыбах и волках, которые всегда придут на помощь.
Для примера можно привести отрывок из книги «Русская народная сказка» Владимира Аникина:
Неплохо сохранила смысл древнего мифического поверья и сказка об Иване-царевиче и сером волке… В сказке действует волк-оборотень. Временами он принимает вид человека и даже коня. Серый волк верно служит герою. Откуда такое расположение? Волк объясняет Ивану-царевичу: «Так как я твоего коня растерзал, то буду служить тебе верой и правдой».
Если усматривать в поверьях о волках-оборотнях остатки тотемизма, то понятно, почему сказочный волк, причинив вред человеку, считает себя обязанным возместить урон верной службой. Родственная связь считалась священной, и нарушение ее каралось. Волк съел коня. Он сам служит герою конем. Он берет на себя обязанности помогать человеку добровольно, без принуждения: и для него родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна.
Летающий конь
Наряду с другими животными в волшебных сказках фольклора разных стран часто упоминаются кони и орлы. Отдельное внимание стоит уделить обряду кормления орла, которого придерживались многие народы. Птицу забирали домой, откармливали, ухаживали, а потом убивали. После орла отсылали к духам, чтобы тот замолвил доброе слово о тех, кто хорошо о нем заботился. Вспомнить хотя бы слова орла главному герою из сказки «Василиса Премудрая и Морской царь»:
Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года. В некое время я пригожусь тебе!
А что потом? После того как царь откормил птицу, она отвезла его за тридевять земель — то есть в потусторонний мир.
Похожую функцию в сказках выполняли и кони, которые почти всегда имели крылья, чтобы перемещаться между мирами.
Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом.
Помните этот отрывок из сказки «Сивка-бурка»? Волшебного коня Иван-дурак получил от умершего отца, после того как провел ночь на родительской могиле. Исследователи русского фольклора считают, что на самом деле лошадь была белой с синим отливом (отсюда и название). Коней именно такого окраса приносили в жертву древние греки. К слову, особое отношение к копытным этой масти было и у сибирских шаманов.
Змееборство
Позднее «родственные связи» людей и животных из сказок исчезли. На смену пришли чудища, победить которых могли лишь избранные. Вот один из сохраненных эпизодов, характерный для славянского фольклора, из сказки «Иван Попялов»:
Побивши змеевых дочек, Иван Попялов поехал с братьями домой — уж летит за ними змеиха, раскрыла рот от земли до неба и хотела Ивана проглотить. Иван и братья кинули ей три пуда соли. Она проглотила ту соль, подумав, что это Иван Попялов, а после, как распробовала ту соль и увидела, что это не Иван, так бросилась снова в погоню.
Владимир Пропп утверждает, что здесь частично описан обряд инициации. В древности его проводили над юношами-охотниками. Цель заключалась в поглощении испытуемого животным, и чаще всего это был змей.
Со временем возник обычай разжигать внутри таких чудищ огромный костер. А освобождение молодого охотника из утробы чудовища означало победу.
Позже воздействовать на «монстров» стали не изнутри, а снаружи. Таким образом, возник один из популярнейших в мировом фольклоре мотив — змееборство. К слову, о встрече с подобными чудищами рассказывается не только в сказках, но и в былинах, легендах и даже житиях святых. Вспомнить хотя бы герб Москвы, на котором изображен Георгий Победоносец, поражающий змея.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Этапы урока
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению
планируемых результатов
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
УУД (кодификатор УУД)
1.Организационный
момент
Психологическая
и
мотивационная подготовка
к усвоению
изучаемого материала
Приветствует
учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; настраивает на учебную
деятельность.
Слушают
учителя.
Демонстрируют
готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника,
рабочей тетради, школьных принадлежностей)
Фронтальная,
индивидуальная
Л-организация
форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества
2. Проверка
домашнего задания
—
Представьте небольшой спектакль по сказке «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».
Предлагает
продемонстрировать 1 часть сказки группе учащихся
Представляют
инсценирование 1 части сказки.
Групповая
Л -проявляют интерес к урока литературного чтения
3.
Мотивация учебной деятельности (Постановка цели и задач)
-Вы
узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если отгадаете загадку:
Легенда,
приданье народное,
Ребята её
обожают,
Родители,
если свободные,
Её тебе на
ночь читают. (Сказка)
— На уроке
мы познакомимся с замечательной сказкой «Иван-царевич и Серый
волк». В сказках очень часто главным героем выступает волк. Попробуем
вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:
1.»
Красная Шапочка»
-Кто автор
сказки? Дать характеристику волку. (Ш.Перро, волк злой, хитрый).
2.»Три
поросёнка»(Ш.Перро, волк злой, хитрый).
3.»Волк
и семеро козлят» (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)
4.»Волк
и лиса» (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)
— Вы
обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы
думаете, почему?
— Во многих
русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с
участием Иванушек:
1.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Русская народная сказка,
Иванушка добрый, ласковый, непослушный)
2.»Иван
Крестьянский сын и чудо-юдо» (Русская народная сказка, Иван храбрый,
смелый, добрый)
3.»Сивка-
Бурка» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)
— Что общего
у героев сказок? (они добрые, помогают людям)
Предлагает
отгадать загадку.
Озвучивает
тему урока.
Предлагает
сформулировать цель.
Предлагает
вспомнить сказки, в которых главными героями были: волк, Иванушка. Дать им
характеристику.
Отгадывают загадку.
Формулируют цель урока.
Отвечают на
вопросы
.
Вспоминают
сказки, и авторов этих сказок. Дают характеристики героям.
Фронтальная,
индивидуальная
К –
планируют учебное сотрудничество
с учителем
и сверстниками.
Л –
понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют
интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
4.
Актуализация знаний
Но вернемся
к нашей сказке. Знакома ли вам эта картина? (показ иллюстрации на слайде)
-Её написал
замечательный русский художник В.Васнецов.
-Кто
изображён на картине?
— Где
находятся герои?
-Какие
чувства испытываете вы, глядя на картину?
— Что вы
можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает
Ивану царевичу)
— Как вы
думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал
верным другом? (Хорошее отношение).
— Какие
пословицы о хорошем отношении вы знаете? ( Доброе слово и камень точит; Плохо
тому, кто добра не делает никому)
Физкультминутка
Предлагает
рассмотреть иллюстрацию сказки, ответить на вопросы.
Предлагает
вспомнить пословицы о хорошем отношении
Организует
проведение физкультминутки
Рассматривают
иллюстрацию, вспоминают, если кому-то из учеников уже знакома данная сказка.
Отвечая на
вопросы учителя, описывают иллюстрацию к сказке.
Вспоминают
пословицы о хорошем отношении
Выполняют
движения согласно инструкции учителя
Фронтальная
Р — постановка
учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимся
К –
обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для
партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью
получения необходимой для решения проблемы
5.
Первичная проверка понимания
Учебник
с.28-38
Словарная
работа по ходу сказки:
Караулы
(учебник)
Похитник (
похититель, кто ворует) устар.слово
Задолит
(одолевает)
Позарился
(пожелал владеть этим)
Наутек
(учебник)
Предлагает
открыть учебник.
Следить и
слушать внимательно сказку.
Предлагает
объяснить значения слов
Открывают
учебник. Слушают. Следят за чтением.
Дают
объяснения непонятным словам
.
Индивидуальная
Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно
рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с
усилиями, трудолюбием
6.
Первичное закрепление
—
Понравилась вам сказка?
-Изменилось
ли ваше отношение к героям?
— Можно ли
назвать эту сказку волшебной? Почему?
1.
волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)
2.предмет
из золота (яблоки, клетка, уздечка)
3.Наличие
числа 3 (3 испытания, 3 сына)
— На какие
3 части можно разделить текст?
1.
Похищение яблок. (с. 28 – 29 до слов Это, батюшка…)
2.Испытания
Ивана- Царевича.(с.29 -37 я тебе еще пригожусь)
3.
Справедливость. (до конца)
Предлагает
ответить на вопросы
Предлагает
разделить текст на смысловые части
Отвечают на
вопросы учителя.
Делят текст
на смысловые части
Фронтальная,
индивидуальная
П –
осуществляют
анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификацию, поиск необходимой информации,
моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.);
устанавливают причинно-следственные связи;
7. Домашнее
задание
-Дочитать
сказку до конца, нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
Дает
комментарий к домашнему заданию
Задают
уточняющие вопросы.
Записывают
домашнее задание в дневники.
Фронтальная
Р –
принимают
и сохраняют
учебные задачи
8.
Рефлексия (подведение итогов уроков)
Сказка
ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
-Чему
научила вас эта сказка?
– Как вы
оцениваете свою деятельность на уроке?
– Как
оцениваете деятельность класса?
Побуждает к
высказыванию своего мнения.
Отмечает
степень вовлеченности учащихся
в работу на
уроке.
Рассуждают,
отвечают на вопросы учителя
Фронтальная,
индивидуальная
П –
ориентируются
в своей
системе
знаний.
Р –
оценивают собственную деятельность
на уроке.
Л –
проявляют интерес к предмету
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 94-95.
Раздел «Волшебная сказка»
УКМ «Перспектива»
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
1. Прочитайте ещё раз начало и конец каждой сказки. Запишите их в творческую тетрадь.
«Иван-царевич и серый волк»: «Жил-был царь Берендей… …стали жить-поживать, да горя не знать».
«Летучий корабль»: «Жили-были старик и старуха… …стал он в том царстве жить, всякие дела вершить».
«Морозко»: «Живало-бывало, жил дед да с другой женой… …заголосила старуха да поздно».
«Белая уточка»: «Один князь женился… …стали все жить-поживать, добра наживать».
«По щучьему веленью»: «Жил-был старик. Было у него три сына… …тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».
2. Подумайте, есть ли какой-то смысл в том, что волшебные сказки начинаются и заканчиваются определёнными словами. Зачем в сказке нужна концовка?
В зачине сказки обычно даётся представление о героях, например, живут старик и три сына.
Концовка нужна чтобы показать, что дальше у героев всё будет хорошо. Они живут, горя не знают, добра наживают. Это убеждает нас в окончательной победе добра.
3. Вспомните, что такое присказка.
Присказка — это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.
4. Выберите присказки из перечисленных предложений. Запишите их в творческую тетрадь.
Согласно определению, присказка является коротким рассказом. Из перечисленных примеров только один отвечает этом условию:
На море-окияне, на острове Буяне стоит дерево — золотые маковки…
5. Обсудите с друзьями, чтобы вы делали, если бы у вас появились волшебные предметы: волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы. Составьте совместно небольшой рассказ о том, что могло бы случиться, если бы вы однажды нашли волшебную палочку.
Если бы я нашла скатерть-самобранку, я бы накормила всех голодных, никто бы больше не стал страдать от голода.
Если бы я нашла сапоги-скороходы, я бы никуда и никогда не опаздывала. Я бы посетила все страны мира, увидела бы все чудеса планеты.
Рассказ «Как мы нашли волшебную палочку» для 3 класса.
Однажды мы с Игорем нашли волшебную палочку.
Она просто лежала в траве, небольшая, очень красивая, со звездой на наконечнике.
Игорь сказал, что это просто игрушка, а я взмахнула палочкой и появилось мороженое. Тогда Игорь выхватил у меня палочку и стал размахивать ею, крича разные желания. Но у него палочка не работала.
Я сказала, что это потому, что он не верил в волшебство, и забрала палочку. Игорь стал просить загадать электросамокат или смартфон, но я вспомнила сказку «Цветик-семицветик». Я подумала о том, что нельзя использовать волшебную палочку на разные глупости или игрушки. Она нужна для добрых дел.
Я пожелала, чтобы люди стали добрыми и перестали завидовать друг другу, чтобы прекратились войны, чтобы учёные победили болезни, чтобы прилетели инопланетяне.
Теперь остаётся только ждать, что из этого получилось. Ну и играть с Шеном, он прилетел к нам из созвездия Гончих псов сразу, как я этого пожелала.
6. Подумайте, что общего в характерах и поступках главных героев сказок «Летучий корабль», «Иван Царевич и серый волк» и «По щучьему веленью».
Они все проявляют доброту и любовь к людям и окружающему живому миру.
7. Почему люди слагали сказки про Ивана-дурака? Выберите тот ответ, с которым вы согласны.
Чтобы показать, что тот человек умный, который живёт по совести, добр, честен, простодушен, любит родителей и окружающий мир.
8. Поразмышляйте над словами известного учёного Д. Лихачёва.
Учёный подтверждает сделанный мной вывод о том, что любят в народе не просто дураков, а людей добрых, немного наивных, которые никому не делают зла, любят родителей и животных. Только таким достаются награды в сказках, уважение и почёт.
9. Попробуйте провести исследование на тему «Добро побеждает зло». Побеседуйте об этом с родителями и друзьями. Совместно составьте небольшой текст. Подтвердите свои мысли примерами из прочитанных сказок.
Текст-исследование на тему «Добро побеждает зло» для 3 класса
Главным принципом, который всегда соблюдается в волшебных сказках, оказывается принцип торжества добра.
Как бы тяжело не приходилось доброму герою в начале, в конце он обязательно получает награду и повергает злого. В этом народ видит высшую справедливость.
Любая сказка подводит нас к убеждению в том, что добро должно победить, что оно сильнее зла. Это искренняя мечта народа, которую он воплотил в своих сказках.
Победа добра происходит во всех случаях, даже если доброму герою приходится погибнуть.
Возьмём Ивана-царевича, который искал жар-птицу и которому помогал серый волк. Он погиб, убитый братьями, но волшебная сказка не допускает победы зла. И волк оживляет Ивана, а братьев уничтожает.
Похоже развиваются события в сказке «Белая уточка». Добрая героиня не гибнет, но превращается колдовством в уточку. Её сыновья убиты злой ведьмой. Но добро побеждает и тут. Уточка становится человеком, сыновья оживают, а ведьму убивают.
И так происходит в каждой сказке. Ведь не зря народная мудрость говорит о том, что добро вечно в памяти живёт. Живёт оно и в сказках, за что мы их так любим.
Вариант 1. Фамилия, имя __________________________________________
1) Вспомни, что такое фольклор. Подчеркни жанры, которые относятся к фольклору: Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.
2) Какие сказки начинаются какими словами? Соедини стрелочками.
«Жили-были старик да старуха. У них 1«Морозко»
было три сына.»___
«Жил-был царь Берендей, у него было 2«Белая уточка»
три сына…»____
«Живало-бывало — жил дед да с другою 3 «Летучий корабль»
женой. У деда была дочка, и у бабы была
дочка…» ____ 4«Иван царевич и
«Жил-был старик. У него было три сына: Серый волк»
двое умных, третий дурачок…» ____
«Один князь женился на прекрасной 5 «По щучьему
княжне». ____ веленью»
3) Из какой сказки отрывки?
«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».
______________________________________________________________
«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»
______________________________________________________________
«Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…» _____________________________________
4) Произведение «Белая уточка» — это ____________ .
Выбери нужный жанр и допиши на строчке: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.
5) Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю.
«Морозко», «Летучий корабль», «Колобок», «Сказка о царе Салтане…»
«Иван царевич и Серый волк»
6) Подчеркни пословицу, которая по твоему мнению, подходит к сказке «Летучий корабль»
1.Любишь кататься, люби и саночки возить. 2. Что посеешь, то и пожнешь.
3. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
4. Без труда не выловишь рыбку из пруда.
7) Допиши предложение.
Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — ______________________________________________________________
Из каких сказок эти предметы и герои? Запиши соответствующее число.
топор ____ 1. «Иван царевич и серый волк»
собачка ____
златогривый конь ____ 2. «Морозко»
заморышек____
Стреляло ____ 3. «Летучий корабль»
щука____
печка ____ 4. «Белая уточка»
царь Далмат____
живая и говорящая вода ____ 5. «По щучьему веленью»
9) Напиши по плану отзыв (аннотацию) по любой прочитанной сказке.
Отзыв
1. Автор ______________________________________________________
2. Название ___________________________________________________
3. О чем эта сказка? _____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Кто из героев понравился и почему? _____________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какой рисунок ты бы нарисовал(а) к сказке? ______________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2. Фамилия, имя __________________________________________
Фамилия, имя ________________________________________________
1) Каким словом можно дополнить предложение? Выбери и напиши правильный ответ.
Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения ___________________________________________________________ .
русских писателей; зарубежных писателей; фольклора.
2) Какие сказки заканчиваются какими словами? Запиши число рядом.
«А Иван-царевич женился на Елене 1. «Белая уточка»
Прекрасной. И стали они жить-поживать
да горя не знать». ___ 2. «По щучьему веленью»
«Заголосила старуха, да поздно».
«И стал он в том царстве жить, всякие 3. «Иван-царевич и Серый
дела вершить» ____ волк»
«Тут и сказке конец, а кто слушал — 4. «Летучий корабль»
молодец»______
«А ведьму привязали к лошадиному
хвосту, мыкали по полю…и не осталось 5.«Морозко»
от ней ни следа, ни памяти»________
3) Из какой сказки отрывки?
«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»
_____________________________________________________________
«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»
_____________________________________________________________
«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»
______________________________________________________________
4) Произведение «Летучий корабль» — это __________________________ . Выбери нужный жанр и допиши предложение: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.
5) Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю:
«По щучьему веленью», «Зимовье зверей», «Аленький цветочек», «Морозко»
«Репка»
6) Подчеркни пословицу, которая по твоему мнению, подходит к сказке «Летучий корабль»
1.Любишь кататься, люби и саночки возить. 2. Что посеешь, то и пожнешь.
3. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
4. Без труда не выловишь рыбку из пруда.
7) Допиши предложение.
«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» — _____________________________________________________________ .
Из каких сказок эти герои и предметы? Припиши цифру.
Скороход___ 1. «Иван-царевич и Серый волк»
царь Афон____
бочка в море___ 2. «Летучий корабль»
Марья-царевна___
падчерица ___ 3.«По щучьему веленью»
ведьма___
Холодило___ 4.«Морозко»
вода живая и говорящая ___
блины___ 5. «Белая уточка»
9) Напиши по плану отзыв (аннотацию) по любой прочитанной сказке.
Отзыв
1. Автор __________________________________________________
2. Название _______________________________________________
3. О чем это произведение (тема) ____________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Кого из героев ты хотел (а) бы нарисовать и почему?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Чем тебе понравилось произведение?
Таблица правильных ответов.
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка. | Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения фольклора. | |
2 | «Жили-были старик да старуха. У них было три сына…» («Летучий корабль») «Жил-был царь Берендей, у него было три сына…» («Иван-царевич и Серый волк») «Живало-бывало — жил дед да с другою женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка…» («Морозко») «Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок…» («По щучьему веленью») «Один князь женился на прекрасной княжне» («Белая уточка») | «А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной И стали они жить-поживать да горя не знать». («Иван-царевич и Серый волк») «Заголосила старуха, да поздно». («Морозко») «И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить» («Летучий корабль») «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец» («По щучьему веленью») «А ведьму привязали к лошадиному хвосту, мыкали по полю…и не осталось от ней ни следа, ни памяти» («Белая уточка») |
3 | «…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости». («Иван-царевич и Серый волк») «Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди» («Белая уточка») «Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…» («Летучий корабль») | «Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели» («Летучий корабль») «Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь» («По щучьему веленью») «Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды» («Белая уточка») |
4 | Произведение «Белая уточка» — это сказка. | Произведение «Летучий корабль» — это сказка. |
5 | «Морозко» «Летучий корабль» «Колобок» «Сказка о царе Салтане…» «Иван царевич и Серый волк» | «По щучьему веленью» «Зимовье зверей» «Аленький цветочек» «Морозко» «Репка» |
6 | Любишь кататься, люби и саночки возить. Что посеешь, то и пожнешь. Дерево держится корнями, а человек друзьями. Без труда не выловишь рыбку из пруда. | Порядок — душа всякого дела. Как аукнется, так и откликнется. Добра желаешь — добро и делай. Ума палата, а ключ от нее потерян. |
7 | Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — русский народ. | «Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» -русский народ. |
8 | «Иван царевич и Серый волк»: златогривый конь, царь Далмат, живая и мертвая вода, царь Афрон,. «Морозко»: собачка, блины, падчерица. «Белая уточка»: заморышек, ведьма, вода живая и говорящая. «Летучий корабль»: топор, Стреляло, дуб с желудями,Скороход, Холодило. «По щучьему веленью»:щука, печка, бочка в море, Марья-царевна. | |
9 | Отзыв о прочитанном дополнительно произведении можно оценивать отдельно от контрольной работы. |