Отзыв по сказке про храброго зайца

Практические действия.предполагаемые ответы детей:-колобок, теремок, заюшкина избушка .- в сказке колобок, зайчик хотел съесть колобка.- в сказке заюшкина избушка зайка

Практические действия.

Предполагаемые ответы детей:

-«Колобок», «Теремок», Заюшкина избушка» .

— В сказке «Колобок»,  зайчик хотел съесть колобка.

— В сказке «Заюшкина избушка» зайка трусливый, слабый, беззащитный.

Дети садятся на стульчики.

Мотивация

 Дети входят в группу.

 Воспитатель: Давайте с вами встанем в круг.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, и улыбнемся, настроение у нас хорошее.

— Ребята, сегодня мы познакомимся с новым произведением. Но о ком мы будем читать вы должны сказать, послушав загадку.

Прыгун – трусишка:

Хвост – коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето.(Заяц)

 — Молодцы! Угадали!

 — Бывают зайчики маленькие (покажите руками), а бывают зайцы большие (покажите).  Их и называют по-разному: маленьких — зайчик, заинька, заюшка, зайчишка, зайчонок; больших — заяц, зайчище, зайчиха.

— У всех зайцев длинные уши и короткий хвост (показываем ручками).

-Ребята, назовите сказки, в которых одним из персонажей является заяц

— Молодцы!

— Ребята, а какой зайчик по характеру в  сказке  «Колобок», «Заюшкина избушка»?

-Молодцы!

-Сейчас, пройдите на свои места.

Сегодня мы будем читать «Сказку про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Написал ее Дмитрий Мамин-Сибиряк.

— Вот какая история произошла однажды с зайчиком.

Эмоциональный настрой

слайд

Предварительные ответы детей:

— Сказка о зайце.

— В начале сказки заяц всего боялся.

— Надоело зайцу всего бояться.

—  Заяц ловко напугал волка.

Предварительные ответы детей:

-Испугался.

-Убежал.

— Важничать.

Чтение художественного произведения.

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки. Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

— Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

— И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

— Да что тут долго говорить! — кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. — Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем…

— Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!..

Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.

Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут.

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: “Вот бы хорошо зайчиком закусить!” — как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Совсем близко подошёл волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше — хвастун Заяц — косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

“Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!” — подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего.

Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил:

— Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…

Тут язык у хвастуна точно примёрз.

Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку.

Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать кто похрабрее.

— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?..

Начали искать.

Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

— Молодец, косой! — закричали все зайцы в один голос. — Ай да косой!.. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:

— А вы бы как думали! Эх вы, трусы…

 С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.

Физминутка «Зайка»

— Зайцы бывают не только трусливые и храбрые, но и грустные, и веселые. Веселые зайцы могут нас посмешить и любят потанцевать.

Встаем возле своих стульчиков.

Зайка, зайка попляши

Ну-ка, серый попляши

Ручками похлопай,

Ножками потопай

И немножко покружись

Всем нам низко поклонись.

Беседа.

 — Понравилась вам сказка? О ком сказка?

Учить полным ответам.

-Какой был заяц в начале сказки?

 -Что потом произошло?

— А  правда заяц был храбрым?

 — Расскажите, как случилось, что все зайцы поверили в храбрость зайца.

Упражнение «Скажи по-другому»— («душа в пятки ушла»; «задал стрекоча»; «задрать нос»).

— Ребята, давайте составим предложения с этими выражениями.

-«задрать нос»

Например:

-Маша задрала нос, когда самая первая справилась с заданием.

Упражнение «На что похоже?»

-Ребята, сейчас один из вас изобразит мимикой и жестами сначала  хвастливого зайца, затем перепуганного, а остальные дети — разгадывать.

слайд

слайд

слайд.

слайд.

слайд

слайд.

слайд.

слайд.

слайд.

слайд.

слайд.

Спросить 2-3 детей

Спросить 2-3 детей

Тема: Д.Н.
Мамин–Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца, Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий
Хвост».
 

Класс: 3

УМК: «Школа
России»

 Программа: Л.Ф.Климанова
«Литературное чтение» для 3 класса 1 часть

Тип урока: урок
открытия нового знания.

Цель:
формирование читательской компетентности
учащихся, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности, обогащать словарный запас, воспитывать доброту, милосердие.

Задачи
урока:

Образовательные:

совершенствовать
навыки выразительного чтения, а также чтения по ролям, обогащать словарный
запас.

Развивающие:

 —
развивать умение прогнозировать содержание текста перед чтением, творческие
способности, память, речевые умения, наблюдательность к слову.

Воспитательные:

 —
поддержать интерес учащихся к литературному чтению с целью совершенствования
собственной речи.

Формирование
УУД:

 —
личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую
атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым,
воспитанным, корректным.

 —
регулятивные действия: уметь читать произведения вслух с постепенным
переходом на чтение про себя, ставить перед собой задачи, делать выводы,
контролировать свои действия, быть внимательным;

 —
познавательные действия:
уметь прогнозировать содержание произведения,
умение высказывать свое отношение к героям, их поступкам;

 коммуникативные
действия:
уметь работать в группе, в паре, принимая равное
участие; уметь выслушать и помочь товарищу.

Оборудование:
ноутбук,
мультимедийный проектор, экран, слайды по теме, картинки с рисунками.

I этап. Организация класса (орг. момент)

1.Бодрячок
музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки».

О
чем-то скрипит половица,

И
спице опять не спится,

Присев
на кровати, подушки,

Уже
навострили ушки…

И
сразу меняются лица,

Меняются
звуки и краски.

Тихонько
скрипит половица,

По
комнате ходит сказка.

2.Создание
благоприятного психологического климата.


Какое у вас настроение? Покажите смайлики.

II этап. Мотивация к учебной деятельности
(Речевая разминка)

Заяц косой
 сидит за осокой-травой,

смотрит косой,

 как девушка с косой

 косит траву косой.

— Вы от меня далеко – прочтите
скороговорку одними губами, подошли ближе – прочтите шёпотом, подошли близко –
прочтите громко. (Спросить индивидуально 2-3 учеников)

— Что интересного заметили в этой
скороговорке?   (дети объясняют значение   слов «косой»: инструмент,
причёска, так называют зайца)
   

III этап. Актуализация знаний


Возьмите карточки.

-Подумайте 1 минуту.

(Два
ученика делятся своими ответами по 15 секунд).  Поблагодарите своего партнера.


Прочитайте, отгадайте.

Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одёжка в два цвета –
На зиму, на лето.

Серый
гонится за белым,

Хочет
белым пообедать.

Как
догонит — зубом щелк:

Белый —
бедный, сытый -…

Много
бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги…
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? …

Угадайте,
что за шапка:

Меха
целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.


Поднимите руки
вместе,
кто отгадал?

— Прочитайте
загадки, скажите отгадки.

— Какое учебное
задание можно выполнить с загадками?

(Разделить загадки
на две группы)

— На какие две
группы можно разделить?

— Какое ещё
учебное задание можно выполнить с загадками?

 (Убрать лишнюю
загадку) Почему?


Что вы знаете про зайца?

(Большие
уши, короткий хвост, зимой беленький, а летом серенький, грызет у стволов кору,
никого не обижает, а сам всех боится).


Что вы знаете о волке?

Молодцы,
отгадали загадки, а теперь попробуйте угадать жанр произведения, с которым познакомимся.
(Герои – заяц и волк. Возможно, это сказка) Повторение понятий — Что такое
сказка? (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных
событиях и приключениях) — Какие бывают сказки? (Народные и авторские) У
сказки, которую мы будем читать, есть автор, значит это сказка какая?
(авторская).

IV этап.
Открытие новых знаний

 1. Работа с
текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание).


Кто догадался, о ком мы сегодня будем читать? /О зайце/


Откройте учебник на с 183. Сформулируйте тему и цели урока.

(Будем
читать Сказку про храброго зайца Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка)

 И будем учиться оценивать поступки героев

  — Что можно сказать о
Зайце по названию сказки и иллюстрациям? Выскажите свои предположения.

-Как, вы, думаете,
какие события будут происходить в сказке? (Ответы детей)
 

2.Словарная
работа.

Читайте
сначала шепотом, потом по слогам, затем громко целыми словами:

Со-бра-лись

Хи-хик-ну-ли

За-сме-я-лись

 У-лыб-ну-лись

По-бы-вав-шие

От-ве-дав-шие

 Ку-выр-кать-ся

Пе-ре-го-нять

Прочитаем по цепочке.

 Рас-храб-рив-ший-ся

Про-го-ло-дал-ся

Ра-зыг-рав-шим-ся

Не-о-бык-но-вен-ная

 Бес-страш-ный

При-о-бод-рил-ся

 Никого

Ничего

 — В этой сказке встретятся выражения, значение которых,
вам уже знакомо, а также новые выражения, значение которых мы сейчас
уточним.

 — Что не знаете – можно будет посмотреть в словаре.

 (показ Словаря фразеологизмов) (На каждой парте лежат
карточки с объяснением фразеологизмов)

3.Работа
в группах

На
карточке эти же выражения


Соедините выражения с их пояснением справа

 Замертво
свалился
 —  
                           
сильно испугался чего-либо.

Отведавшие
волчьих зубов
 —                 
сталкивались
с волком.

Задал
такого стрекача
 —  
                   
замереть от ужаса, страха;                     испытывать             

                                                                   
робость, не осмелиться что-либо
сделать.

Душа в
пятки убежала
 —                      
убежать стремительно, с большой                 скоростью.

 Гонится
по пятам
 –                            
сильно измениться, стать другим, преодолеть

                                                                   
какие-то трудности, из последних сил.

Выскочить
из собственной кожи
 —       бежит след в след.

Не смел
дохнуть
  —     
 
                         
без признаков жизни (упасть, повалиться).

4. Работа с
текстом во время чтения.

Приём
«Чтение с остановками
»


Давайте познакомимся с этой удивительной сказкой про необыкновенного зайца.

(Чтение
комбинированное: некоторые абзацы читает учитель, далее — дети цепочкой, два
ученика читаю слова Храброго Зайца и слова зайцев.

После
слов «Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться» делается
остановка: — Как вы думаете, что произойдёт дальше?

После
слов «-Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам
одну штуку. Я… я… я..»,  делается остановка: — Почему заяц так заговорил?

После
слов «Дальше случилась совсем необыкновенная вещь», делается остановка: — Ваши
предположения, что же необыкновенного произойдёт дальше?

После
слов: «Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими
зубами», делается остановка: — А где же в это время был волк?

После
слов: «Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся,
прищурил глаза и проговорил:», делается остановка: — Что же скажет заяц своим
сородичам?)


Интересная история?  Поделитесь своими эмоциями после чтения. Что вас
развеселило? Где вы особенно волновались?
(учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном произведении)

Приём
«Ромашка вопросов»


Когда вы ставили цели урока, то сказали, что мы должны научиться анализировать
произведение. Делать это мы будем в группах по 3 человека с помощью Ромашки
Вопросов. Напомните правила работы в группах. Выберите себе лепесток и
придумайте для одноклассников интересный вопрос.

(ученики
самостоятельно в мини-группах составляют различные типы вопросов, у каждой
группы свой тип вопросов, затем у доски задают их одноклассникам, участники
других групп отвечают на эти вопросы) 

ФИЗМИНУТКА    

Держим ровно
спинку.

 Голову назад,
вперед,

 Вправо, влево,
поворот.

 Руки вверх
поднять прямые,

 Вот высокие
какие!

 Ещё выше
потянитесь,

 Вправо, влево
повернитесь.

 А теперь танцует
таз,

 Посмотрите-ка на
нас.

 Этим славным
упражненьем

 Поднимаем
настроенье.

 Дальше будем
приседать:

 Дружно сесть и
дружно встать!

 Прыгать нам
совсем не лень,

 Словно мячик, целый
день.

Дети
танцуют (выполняют физические упражнения)

5) Беседа после чтения по содержанию текста


Каким изображён заяц в начале сказки?  (маленьким, трусливым)
Найдите
ответ на этот вопрос.   Прочитайте.  (Родился зайчик в лесу и
всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком
снега, — у зайчика душа в пятки)

Как
вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят?

(Это
значит, он сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние,
как будто сердце куда-то в ноги «уходит»)

Почему
заяц вдруг заявил, что никого не боится?  (Он вырос большой и вдруг надоело
ему бояться. Он хотел выделиться, чтобы его другие зайцы зауважали.).

Как
к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Прочитайте отрывок из сказки. 
(Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи
– все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост,
— слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся
никого).


Что они говорили?  (Эй ты, Косой Глаз, ты и волка
не боишься?)


Прочитайте, как хвастался заяц.


волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

 —
Да что тут говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне
попадётся волк, так я его съем…

 —
Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня.

-Подумайте,
придавали ли ему силы хвастливые слова?


Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы?

(Все
над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только
всё хвастается).

Что
такое хвастовство?  (высказывания детей) (Толковый словарь с. 863)

 —
Что обозначает слово хвастать?

   
 Хвастать – желать прославиться чем-либо, врать, говорить неправду   
особенно с похвальбою о себе.


Как вы относитесь к хвастовству?

-Объясните
свою точку зрения.

Итог:
хвастовство не есть хорошее качество


Почему волк решил съесть именно этого зайца?

(Он
услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех – хвастун заяц, который
хвастался своей храбростью)


Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?

(Язык
у хвастуна точно примёрз.)

 —
Прочитайте, как заяц убегал от волка?

(Задал
такого стрекача.  Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи).


Как вы объясните выражение «задать стрекача», «замертво свалился»?

 
Какие чувства он испытывалК чему был готов? (Чувства
страха. Был готов умереть у волка в пасти)


Какие чувства испытывали вы, читая эти строки?


Найдите пятый абзац на стр. 186 , прочитайте 
про себя сказку до конца. Подготовьтесь к чтению по ролям. Определите сколько
действующих лиц в этом эпизоде

 —
Сколько лиц участвуют в этом эпизоде? /Чтение по ролям 3 чел: автор, зайцы,
Храбрый Заяц/


Заслуженно ли получил заяц имя «храбрый»? Как вы считаете?

(Оно дано ему
ошибочно, т.к. зайцы неправильно истолковали то, что видели.)

— Какое чудо
произошло в этой сказке с Зайцем?

(Заяц
поверил своим товарищам, что он храбрый и действительно стал считать себя
таким.) Вывод
: нет ничего
невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы.

— Как автор
называет Зайца вначале, в середине и конце сказки?

/Вначале-глупый и
смешной, затем – несчастный, наконец – бесстрашный и храбрый/   

6. Творческие
задания


меня на доске разбросаны картинки, все ли они подходят к данной сказке? Какая
лишняя, почему?


Помогите мне расположить их по порядку – получился картинный план.


Давайте озаглавим их в соответствии с рассказом.

-Попробуйте пересказать сказку, используя
наш план.

V этап. Рефлексия. Итог урока


Как меняется заяц в течение сказки? Каким он становится? Почему?


Почему все зайцы в конце концов поверили в храбрость зайца? Как они стали к
нему относиться?


Для кого написал автор эту сказку?  Зачем он её придумал? Чему учит нас эта
сказка? Какой вывод для себя можем сделать?                                             

Приём
Акрослово 


Кто главный герой сказки? (заяц) Он поможет нам подвести итог урока:

З (знания) Какие знания получили на
уроке?
А (активность) Кого бы вы похвалили в классе за хорошую работу?
Я (моё отношение) Какой вывод для себя каждый сделал?  Что ты взял для
себя с сегодняшнего урока?  Чем тебе понравился и запомнился урок?
Ц (ценность) В чём ценность этой сказки?                                                           

VI. Домашнее задание на выбор
    (каждому
ученику раздаётся на карточке)                                                                         

1.
Прочитать выразительно с. 183-187 и ответить на вопросы.

 2.
Творческий пересказ от имени зайца, волка или зайцев. 

3.
Придумать продолжение этой истории

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОЛЕНЕГОРСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Конспект
литературного чтения.

Тема
урока:
Д.
Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий
хвост»
.

Цель
урока:
Познакомить со
сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые
глаза, короткий хвост».

1. Продолжить
работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность,
осмысленность, беглость);

2. Совершенствовать умение
анализировать текст литературной сказки; учить понимать главную мысль и
эмоциональный настрой произведения.

3. Развивать умение
самостоятельно работать с текстом; работать в паре, группе. Развивать речь
учащихся, умение сравнивать, выделять главное; обогащать словарь.

4.
Воспитывать

нравственные качества личности, интерес к чтению.

Тип урока: изучение
нового материала.

Оборудование:
мультимедийный
проектор, экран, компьютер, индивидуальные карточки, словарь, презентация к
уроку, текст и иллюстрации по сказке.

Ход урока:

I.                  
Организационный момент.

Приветственное
слово учителя. Эмоциональный настрой на урок.
Приветствие
обучающихся.

Ребята, прозвенел
звонок на урок. Присаживаемся на свои места.

II. Речевая разминка

Скороговорка.

— Давайте прочтём
все вместе весело!

— А теперь все
вместе шёпотом!

— Прочитаем
печально!

— Ну и наконец,
скоро и быстро! Молодцы!

2.Актуализация
знаний.

— Ребята, сейчас я
вам раздам конверты, откройте их и соберите картинку. (Звучит музыка «В гостях
у сказки», дети собирают картинки)

Что
изображено на ваших картинках? (сказки). Верно, это иллюстрации к сказкам,
давайте проверим.
(Картинки сказок)

— Что вы знаете об
этом литературном жанре?  

3. Вводная
часть.

— К какому жанру
принадлежат все сказки?

А что
такое русская народная сказка? (Сказки, которые сочинил народ и передавал их от
поколения к поколению; каждый народ сочинял свои сказки).

— Какие эти сказки
бываю по виду? (Волшебные — волшебные предметы и образы, бытовые – говорится о
бедных и богатых людях, высмеивается лень, жадность богатых, прославляется ум,
смекалка простых людей, о животных).

— Молодцы!  С
народными сказками мы уже на уроках литературного чтения знакомились? (ответы
детей)


Значит, сегодня мы будем знакомиться с авторской сказкой, а с каким автором, вы
узнаете, разгадав мой кроссворд, готовы?

4.
Разгадывание кроссворда
(на слайде вопросы к
кроссворду, дети отгадывают, называют автора) СНАЧАЛА ПИШУ НА ДОСКЕ

1.
По воде я плаваю, по земле хожу.

Я
такая славная — слов не нахожу!

Есть
у вас одна минутка? Полюбуйтесь! Я ведь…

2.
Лесная рыжая плутовка –известна всем её сноровка.

С
ней аккуратней, не зевай, а дверь в курятник запирай!

3.
Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках – это 

4.
Кто приносит на хвосте много разных новостей?
Всем расскажет все до срока белобокая …..

5.
В нашем доме кто живет? Молоко из миски пьет.
По ночам мышей гоняет. Днем на лавке отдыхает.

проверяем
разгаданный кроссворд

5. 
Рассказ об авторе.

— Сказку, которую
будем сегодня читать, написал известный писатель

Д.Н. Мамин-Сибиряк

Рассказ
учителя

о писателе. (Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича
Мамина-Сибиряка — Мамин.
Родился он 6
ноября 1852 года в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская
область) в семье заводского священника и учительницы местной школы. В семье Маминых любимым занятием считалось семейное чтение
книг.

Получил
начальное домашнее образование, закончил духовную семинарию, потом он учился в
Петербургском университете. Для детей и о детях было написано более 130
произведений различных жанров.
Более 100 лет прошло, а писателя помнят,
читают его книги. Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей сборник – “Алёнушкины
сказки”.

Автор
написал его для своей дочери Елены, которую он очень любил).

6.
Сообщение темы урока.

— А сейчас, отгадайте загадку, и вы узнаете о ком будет говориться
в сказке, с которой мы сегодня познакомимся
Наш зверек живет в тревоге,
От беды спасают ноги,
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?
(Зайка)    

8. Работа с текстом сказки.


Откройте текст и прочитайте название сказки. (дети читают хором «Сказка про
храброго Зайца- длинные уши, косые глаза и короткий хвост»). При прочтении этой
сказки нам будут встречаться выражения, значение которых, вам уже знакомо, а
также новые выражения, значение которых мы с вами будем уточнять по ходу
чтения. (детям раздаю листочки, словарная работа)

Но прежде,
чем мы приступим к работе, предлагаю немного размяться (физминутка)

9. Физминутка

Мы немножко
отдохнём,

Встанем,
глубоко вздохнём.

Руки
в стороны, вперёд,

На
опушке зайка ждёт.

Зайка
прыгал под кустом,

Приглашая 
нас  в свой дом.

Руки
вниз, на пояс, вверх,

Убегаем
мы от всех.

Побежим
скорее в класс.

Там
послушаем рассказ.

10.
Чтение сказки. 

— Чтение  сказки
по цепочке. ( дети читают друг за другом) до слов «душа в пятки»

— Обратимся к
словарику (дети делают свои высказывание, сверяются с листочком)

«отведавшие
волчьих зубов»

— факт о
зайце.
(Выбираю
ребенка, который продолжает читать дальше)

факт о
зайце.

— «язык у
хвастуна точно примёрз»

— «не смел
дохнуть»

— «задал
такого стрекоча»


«выскочить из собственной кожи»

 (читает
учитель) факт видео

«гонится
по пятам»


«замертво свалился»

При чтении сказки
учитель останавливается в разных частях сказки, проводит опрос детей, о
прочитанном, выслушивает их предположения о происходящем. Проводится словарная
работа, рассказываются научные факты о зайце, в конце сказки ставится главный
вопрос «Чему учит эта сказка»?

11. Работа
по содержанию прослушанного.

Давайте
проверим, как вы внимательно читали сказку.

— Назовите главных
героев (заяц, молодые и старые зайцы, волк).

— Каким изображен
заяц в начале сказки? (трусливым)

-О чём заявил
заяц, когда заяц стал большим?

— Почему это
сказка, а не рассказ? (звери разговаривают).

— Почему же
смеялись над главным героем молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка не
одолеть, а заяц просто хвастается

— Что придавало
зайцу силы? (хвастливые слова)

— А почему же волк
убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало).

— Чем закончилась
сказка? (заяц сам стал верить, что никого не боится)

— Зачем  писатель
придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке? (автор над
зайцем посмеялся: не надо хвастаться, а то можно попасть в пасть волку и случай
не поможет, зайцу повезло, что волк его не съел).

(Резервное время (Творческая
работа).

Предлагаю дать совет человеку, который
хочет быть храбрым. 

– что для этого нужно делать

– что не надо делать

13 собери пословицы!

-Какая
из этих пословиц подходит к нашей сказке? Обсудите задание в группе, выберите
пословицу.

-Объясните
почему вы выбрали эту пословицу.)

14.Итог урока


С какой сказкой познакомились?


Какая это сказка? (литературная). Почему? (есть автор)


Кто автор этой сказки?


Как автор характеризует зайца? Какой он? (для зайцев он храбрый, а на самом
деле он трусливый)


Чему учит сказка?  (не надо хвастаться, а то в следующий раз можно и попасть
волку в пасть).

-Правильно,
ребята.

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 22-26.

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество». Продолжение.

Ответы на вопросы «Рабочей тетради» к вопросам этого раздела про пословицы, загадки, потешки и другие жанры можно посмотреть, перейдя по ссылке.

22. Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.

Это сказки: «Баба-Яга», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка».

23. Найди в домашней или школьной библиотеке сборник «Сказки русских писателей». Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»? Кто из героев говорит слова «Лети, лети, лепесток…»?

Я нашла в библиотеке книгу «Сказки русских писателей», издательство «Детская литература» 1980 год. В ней 688 страниц.

Я читала:

  1. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  3. Л. Толстой «Липунюшка»
  4. Л. Толстой «Царь и рубашка»
  5. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
  6. В Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» в этом сборнике нет, но я читала эту сказку. Слова про лепесток говорит главная героиня — девочка Женя.

24. Обсуди с другом, чему очень важному учат народные сказки.

Народные сказки учат быть добрыми и терпеливыми. Учат преодолевать трудности и находить выход из трудных ситуаций. Учат не бросать в беде друга, приходить на помощь слабым, не обижать маленьких. Учат любить Родину и защищать её от врагов. Учат тому, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует.

25. Составь небольшое сообщение на тему «Чему учат сказки». Начни со слов «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Сообщение на тему «Чему учат сказки» для 2 класса.

Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок. И очень важно уметь находить этот намёк, понимать, чему учат нас народные сказки.

Ведь учат они очень важным вещам — доброте и отзывчивости, честности и гостеприимству. Учат не сдаваться и бороться до конца, учат защищать свою Родину и свой дом, учат заступаться за обиженных и обездоленных. 

Много полезного можно почерпнуть для себя читая сказки. Они делают нас лучше, заставляют иначе взглянуть на окружающий мир.

26. Рассмотри внимательно иллюстрацию на странице 36 учебника. Кто на ней изображён? Какой текст соответствует иллюстрации?

Это иллюстрация к сказке «У страха глаза велики».

На ней мы видим, как разбегаются в разные стороны испуганные водоносы и заяц, который их напугал.

Этому рисунку соответствует текст:

«Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, вёдра побросали и домой побежали».

27. Что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что могло произойти после них?

До этого водоносы могли сходить за водой, набрать вёдра и возвращаться домой. А заяц мог сидеть под яблонькой.

После этого водоносы спрятались дома, а зайка спрятался под кустом.

28. Раздели текст на части. Озаглавь их.

Разделим текст на четыре части и дадим каждой название:

  1. За водой.
  2. Возвращение с вёдрами.
  3. Падение яблока и всеобщий переполох.
  4. Что кому показалось.

29. Восстанови последовательность событий сказки.

Правильная последовательность: За водой. Скорее домой. Ах беда, беда. Робкого и тень страшит.

30. Из каждой части выпиши опорные слова, которые помогут восстановить текст целиком:

Часть 1. Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка, каждый день, колодец, колода, лужица, поросячье копытце.

Часть 2. Трёх-плёх, через огород, яблонька, зайка.

Часть 3. Ветерок, хлоп, под ноги, испугались, лавка, за бабку, на печку, схоронилась.

Часть 4. Охает, медведище, плачет, волк, кудахчет, лиса, пищит, котище, страсти, четыре охотника, собаки.

31. Перескажи сказку, используя иллюстрацию и опорные слова.

Пример пересказа сказки «У страха глаза велики» можно прочитать, перейдя по ссылке.

32. Определи и соедини стрелкой слова, которые наиболее точно говорят о героях сказки «Лиса и журавль».

Лиса: хитрый.

Журавль: умный.

33. Запиши план рассказа о лисе и журавле.

План пересказа сказки «Лиса и журавль» для 2 класса

  1. Лиса и журавль дружат.
  2. Угощение на тарелке.
  3. Обида журавля.
  4. Угощение в кувшине.
  5. Дружба врозь.

34. Можно ли лису и журавля назвать друзьями? Запиши ответ и поясни его словами из текста.

Лису и журавля назвать друзьями нельзя, потому что они эгоисты и думали только о себе. Дружба у них пошла врозь.

35. Какова главная мысль сказки?

Главная мысль сказки «Лиса и журавль»: Как ты относишься, так и к тебе относиться будут.

36. Восстанови последовательность событий в сказке «Гуси-лебеди». Что пропущено? Дополни.

Правильная последовательность событий сказки «Гуси-лебеди» с дополнениями:

  1. За братцем присматривай.
  2. Налетели гуси лебеди, подхватили мальчика.
  3. Печка, куда гуси полетели?
  4. Поешь моего лесного яблочка — скажу.
  5. Садись кудель прясть.
  6. Бери братца, беги.
  7. Яблоня, матушка, спрячь меня.
  8. Печка, матушка, спрячь меня.
  9. А тут и отец с матерью пришли.

37. Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы. О чём ещё хотел бы ты спросить?

Пример рассказа о девочке можно прочитать, перейдя по ссылке.

1

Читательский дневник «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Дмитрия Мамина-Сибиряка

Автор: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Название: «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Число страниц: 32.

Жанр: сказка.

Главные герои: Воробей, Ёрш, трубочист Яша.

Второстепенные герои: бекасик, Алёнушка.

Характеристика главных героев:

Воробей — быстрый, ловкий и проворный.

Обманщик и лжец.

Перекрутил всю историю.

Ёрш — спокойный и забавный.

Находчивый.

Любит подшучивать над своим другом.

Яша — справедливый, добрый и рассудительный.

Помог друзьям разобраться в ситуации.

Характеристика второстепенных героев:

Бекасик — маленькая птица. Разоблачил воробья.

Алёнушка — девочка. Умеет всё делить поровну.

Краткое содержание произведения «Сказка про Воробья Воробеича…»

Жили-были два лучших друга — Воробей и Ёрш.

Только в гости они друг к другу не ходили.

Воробей не хотел спускаться на глубину озера, чтоб травку пощипать.

А Ёрш не мог на крышу взобраться, чтоб поесть хлебные крошки.

Однако, на их крепкой дружбе это никак не отразилось.

Но один случай всё изменил в отношениях друзей.

Воробью удалось словить толстого и огромного червя.

Хотел бы он его отнести к себе на крышу, но тут Ёрш как закричит: «Ястреб!», так и выронил червя со рта.

А Ёрш его тут же и съел.

Ругались друзья долго и громко, что весь пруд их слыхал.

Трубочист Яша вызвался рассудить друзей.

Яша рассудил по справедливости: кто, мол, червяка из земли достал, добыл, тому и должен был он достаться.

Но оказалось, что и Воробей его сам не поймал, а всего лишь украл у Бекасика-песочника.

Пока продолжался спор между водными и наземными животными, хитрый Воробей украл незаметно у парня кусочек сухого хлеба.

Заметили это звери и начали отнимать хлеб у птицы, да как набросились на него.

Только хлебушек упал в реку, а там его съели рыбы.

Ещё больший спор и крик поднялся между зверями.

На их шум пришла девочка Алёнушка.

Она посмеялась и сказала, что поделила бы всё поровну.

План сказки:

  1. Два друга.
  2. Зимние проблемы.
  3. Летние проблемы.
  4. Шум на реке.
  5. Обвинение Воробья.
  6. Оправдания Ерша.
  7. Выступление бекасика.
  8. Воровство хлеба.
  9. Общая свалка.
  10. Решение Алёнушки.

Основная мысль «Сказка про Воробья Воробеича…»

Главная мысль сказки заключается в том, что друзья должны всё делить поровну.

Основная идея сказки в том, что ругань и драка никогда не помогут решить проблему.

Чему учит сказка

Сказка учит тому, что всегда следует ценить и беречь своих друзей и дружбу в целом.

Учит не врать, не брать чужого.

Учит уметь делиться.

Учит справедливости.

Краткий отзыв по произведению «Сказка про Воробья Воробеича…» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что некоторые друзья таковыми являются лишь на словах.

А как доходит до дела, то вся дружба сразу заканчивается.

Так и герои этой истории дружили, пока не были затронуты их интересы.

А поругались из-за обычного червяка, каких множество.

У каждого героя был свой характер, и это показалось мне интересным.

Автору удалось подметить черты характера воробья — наглость, стремление украсть, обмануть.

Отметил он и черты характера Ерша — хитрость, насмешливость, корыстность.

Мне больше всего понравился добродушный трубочист, который веселился, глядя на драку птиц и рыб.

А ещё мне понравился принцип равного деления, предложенный девочкой.

Она два яблока взяла себе, а два отдала сестре и папе.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что настоящие друзья никогда не станут драться из-за толстого червяка.

Они поделят его поровну.

Ведь в дружбе главное — уметь делиться, уважать чужие интересы.

Пословицы к сказке:

  • Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
  • Обманщик и себе до обеда не верит.
  • Друзья до чёрного дня.
  • Глаза облюбовали, а руки сделали.
  • Жадность всякому горю начало.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Я вру? — орал Воробей. — А кто червяка нашёл? Я вру! Жирный такой червяк!

Я его на берегу выкопал. Сколько трудился. Ну, схватил его и тащу домой, в своё гнездо.

У меня семейство — должен я корм носить.

Только вспорхнул с червяком над рекой, а проклятый Ёрш, — чтоб его щука проглотила! — как крикнет: «Ястреб!»

Я со страху крикнул — червяк упал в воду, а Ёрш его и проглотил.

Это называется врать?! И ястреба никакого не было.

Словарь неизвестных слов:

  • Конёк — украшение на избе.
  • Зяб — замерзал.
  • Браниться — ругаться.
  • Дремал — спать.
  • Скверно — мерзкий.

Ещё читательские дневники по произведениям Дмитрия Мамина-Сибиряка:

  • «Серая шейка»
  • «Приёмыш»
  • Сборник «Алёнушкины сказки»
  • «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
  • «Сказочка про Козявочку»
  • «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост»
  • «Ванькины именины»
  • «Сказка о том, как жила-была последняя Муха»
  • «Сказочка про Воронушку — чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку»
  • Сказка «Умнее всех»
  • «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»
  • «Пора спать»
  • Краткая биография Дмитрия Мамина-Сибиряка и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

  • Отзыв по рассказу последняя капля воска н антипова татур
  • Отзыв о рассказе я немец
  • Отзыв о книге сказки дядюшки римуса
  • Отзыв на сказку синичкин календарь
  • Отзыв о рассказе пример