Константин Паустовский — Стальное колечко:
Краткое содержание
Лесная деревня Моховое. Здесь живут дед Кузьма и его синеглазая внучка Варюша. Лютой зимой у деда кончилась махорка. Не стало курева – забил деда кашель. Купила Варя махорки в селе Переборы, и загляделась на проходящие мимо поезда. С одного из них соскочил веселый боец-сапер с бородой. Хотел у Вари («анютины глазки с косичками» назвал он ее) купить махорки. Она отсыпала даром. Боец отдарился чудесным стальным колечком. На среднем пальце оно даст здоровье родным. На безымянном – «большущую радость». На указательном – весь белый свет покажет. Поблагодарила девочка – и домой. И в пути на мизинчик примерила. Любопытно ей, что будет тогда? А колечко скользнуло – и в снег. Нет его нигде.
Со слезами вернулась Варюша домой. Не видать ей чудес. Даже строптивый воробей Сидор, живший у них в избе, не помог отыскать. Между тем, деду все хуже. Варя ругает себя. И весной идет к месту потери, отмеченному веткой. Нашлось колечко! Надела Варя его на средний пальчик. Глядит: дед Кузьма на весеннем солнышке греется. Полегчало! «Спасибо колечку!» Перед сном надела колечко на безымянный палец. Вышла утром в лес. Красота какая! Подснежники, песни птичек, и сама весна невидимо ходит. Вот и радость! Тут бы заодно и весь свет повидать. Но к чему торопиться? Как дед говорит: «Наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на свете!»
Читательский дневник по сказке «Стальное колечко» Паустовского
Сюжет
Зимой в Моховом у деда Кузьмы без махорки открылся кашель. Внучка Варюша купила ему табачка в Переборах. И даром поделилась куревом с бойцом с поезда. Тот в ответ подарил ей стальное колечко. Чудесное: на среднем пальчике дает здоровье, на безымянном – радость, на указательном – весь белый свет покажет. Обронила его Варюша. Нашла только весной. И дед поправился, и радость в сердце от чудес весны. А мир глядеть она пока не стала: родной край лучше всех на свете!
Отзыв
Рассказ написан в 1946 года. Война позади, народ глядит в будущее с надеждой. Образ доброго, веселого бойца, безымянного защитника Родины. Чудеса случаются с теми, кто в них верит, с теми, кто умеет их замечать и творить своими руками. У девочки отзывчивое сердце. Она жалеет деда, идет ради него в другое село, угощает махоркой солдата, благодарит за добро, заботится о старом воробье, любит родной край и природу. Пословицы к сказке: доброе дело без награды не остается, за морем теплее, а у нас светлее, всякому мила своя сторона. Сказка учит быть щедрым, добрым, благодарным, любить родину, жить с пользой для людей.
Паустовский К.Г. “Стальное колечко” Читательский дневник, краткое содержание
Варюша. Маленькая девочка с голубыми глазами и косичками. Добрая, заботливая, верит в чудо.
Дед Кузьма. Старый и совсем больной, много курит.
Воробей Сидор. Задира и драчун.
Боец. Добрый колдун.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
На станции девочка Варя угощает бойцов махоркой, а один из бойцов дарит ей волшебное колечко. Но Варя теряет колечко и находит его только весной. Тогда и происходят разные чудеса.
Сюжет — краткое содержание
Варюша отправляется за махоркой для больного деда, но на станции делится махоркой с бойцами.
Боец дарит Варе стальное колечко, говоря, что оно волшебное, и объясняет, как пользоваться кольцом.
Варя роняет колечко в снег и ставит на этом месте веточку, понимая, что найти его сейчас невозможно.
Весной Варя находит кольцо, и дед Кузьма сразу чувствует себя лучше.
Варя отправляется в лес, и мимо нее проходит весна, случается большая радость.
Варя не хочет надевать кольцо на указательный палец, потому что дома лучше всего.
Понравившийся эпизод
Мне понравилась сцена разговора Вари с бойцами. Девочка наотрез отказалась продавать махорку, но зато дала ее просто так, показав свою доброту и отзывчивость. А боец очень ласково называл девочку и подарил ей волшебное кольцо. Был ли он действительно колдуном не известно.
План произведения для пересказа
Варя идет в Переборы
Варя на станции
Главная мысль
Настоящее счастье — жить на родной земле, видеть красоту природы и знать, что твои родные здоровы.
Чему учит эта книга
Сказка учит доброте и восторженному взгляду на мир. Учит видеть красоту природы, учит любить свою Родину. Учит не отчаиваться и верить в чудо. Учит тому, что, помогая другим, человек помогает сам себе.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Это очень красивая и добрая сказка о маленькой и немного наивной девочке, которая хотела здоровья своему деду, радость для себя и умела оценить красоту родной земли. Мне очень понравилась девочка Варя, и я рада, что у нее в жизни все хорошо.
Новые слова и выражения
Махорка — вид грубого табака.
Шинель — верхняя солдатская одежда.
Темя — макушка головы.
Пословицы к произведению
Всякому мила своя сторона.
Если есть на свете рай — это твой родимый край.
Надежда умирает последней.
Верой жив человек.
Мир не без добрых людей.
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Краткое содержание Стальное колечко Паустовский
Варя с дедом Кузьмой проживала в деревне, которая находится возле лесной полосы.
В зимние дни этого года поднимался сильный ветер и шёл постоянно снег. Этой зимой оттепели не было. В ночной тиши стоял вой волков, завидующих тому, что люди лежат у тёплой печи.
В конце зимних дней у дедушки закончился табак. Деда бил сильный кашель, здоровье становилось всё хуже.
Ради деда внучка пошла в соседнее село. Она закупила табак, спрятав его в ситцевый мешок.
А на станции было два солдата. Один из них предупредил быть осторожней, так как скорый поезд мчался. Ей стало страшно, и она вцепилась за столб до тех пор, пока он не промчался мимо. Военный попросил продать немного табаку, но девочка сказала, что дед не разрешает этого делать. И предложила отсыпать, сколько солдат хочет. Сапёр взял горсть и заглянул в её глаза с синевой, улыбаясь, проговорил, что ж тебе подарить?
Он вытащил перстень, изготовленный из стали и надел ей на палец. Он волшебный, гляди, как играет на солнце.
Хозяйке, которая носит на пальце посередине, поможет со здоровьем, а безымянный – талисман огромной радости.
Разглядывая кольцо, она решила проверить, что будет, если одеть его на мизинец и уронила в толщу снега. Долго пыталась она найти. От этого пальцы её стали синими. Она сильно замёрзла, от этого кисти её рук не шевелились.
Девочка стала плакать. И укорять себя, так как нужно аккуратней с кольцом, как теперь вылечить деда. Воткнув палку в снег, отправилась домой. На другой день она взяла воробья, но ничего не получилось. Деду становилось хуже. Он сильнее кашлял. Всё чаще внучка в углу плакала, скрывая от деда свои переживания.
Наступила весна, подтаял снег, и девочка побежала на место. И увидев палку, разыскала перстень и одела на палец. А когда пришла домой, то дед был здоров. Сидел на срубленном дереве и курил. А девочка, улыбаясь, показала перстень. Она с ним весь день проходила. Затем, ей захотелось увидеть радость. Она одела перстень на другой палец и побежав в лес, радовалась весенним денькам.
Нет края лучше, чем земля, где ты родился. Надо любить своих близких. Помогать старикам. Не забывать о добром отношении к окружающим. За добро получишь счастье.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Паустовский. Все произведения
Стальное колечко. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Васека был не такой, как все. Молодой высокий парень с утиным носом и невозможным характером, он резко отличался от остальных молодых людей. Деньги его не интересовали, работой не увлекался – не видел ни в какой деятельности «души»
Бауакас — царь Алжира. Он слышал от людей, что в стране есть один судья, который справедливо разрешает все споры и сразу распознает преступника. Царь решил проверить, правда ли это. Бауакас переоделся купцом и отправился
Волшебная сказка Морозко о непростых взаимоотношениях в семье, о том, что доброта всегда побеждает. У одной женщины жили две девочки. Одна была родной дочерью, а другая приемной, дочкой мужа.
Вся пьеса протекает в Лондоне в течении одних суток в 90-х годах 19 века в квартире у лорда Горинга и доме Чилтернов. Званый ужин в доме Чилтернов, все внимание знати переходит к новому лицу – миссис Чивли
Стивен Кинг — знаменитый писатель, который работает, используя стили — мистику, ужасы, драму в своих рассказах и повестях. Также два раза выступал в роли сценариста.
Предмет
Литературное
чтение.
Тема
К.Г.
Паустовский «Стальное колечко»
Дидактическая
система, класс, учитель
Начальная
школа 21 века, 3 класс
Тип
урока
Открытие
нового знания.
Цель
Создание условий для ознакомления
обучающих с произведением К.Г. Паустовский «Стальное колечко».
Задачи
Совершенствовать навыки выразительного
чтения.
Создать условия для развития
познавательной сферы: внимание, память, речь, воображение, мышление;
Создать
условия для воспитания интереса к русской литературе.
Оборудование
Компьютер,
проектор, учебник «Литературное чтение» 3 класс ч.2, рабочая тетрадь,
презентация, карточки на доске.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный
момент
Приветствует обучающихся. Проверяет
готовность учащихся к уроку. Организует эмоциональный настрой.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут …., и
сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь. Проверьте свою
готовность к уроку.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
Приветствуют учителя. Проверяют
готовность.
Обеспечение учащимся организации их
учебной деятельности. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание
ситуации успеха, доверия (Р)
Актуализация полученных знаний
Повторение изученного материала.
—Ребята, скажите,
с каким разделом вы закончили работу?
-С какими поэтами вы познакомились?
-Что запомнилось из его биографии?
-Какие запомнили стихотворения?
-Какие понравились?
-Мы
закончили работу с разделом, посвященный С.А. Есенину
Вспоминают
биографию
Вспоминают
стихотворения
Умение систематизировать, обобщать изученное(П)
Первичный синтез
1)Подготовительная работа
Знакомит детей с новым автором.
-Прочитайте эти замечательные слова.
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет
ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги.»
-Это слова Константина Георгиевича
Паустовского. (ФИО и фото на слайде). Как вы понимаете эти слова? (Слайд 1)
-Вам известен этот человек?
Организует работу с содержанием
учебника.
-Давайте узнаем, с какими произведениями
этого писателя мы познакомимся. Для этого обратимся в содержание учебника.
Открываем содержание.
-Имя ученика, прочитай: какие
произведения К.Г. Паустовского мы будем читать?
-Но прежде чем мы перейдем к знакомству
с произведением, узнаем немного о жизни писателя. Послушайте внимательно,
после биографии я задам вам несколько вопросов.
Рассказывает биографию писателя.
-Константин Георгиевич Паустовский
родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили
театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал,
писал стихи.
Ещё во время обучения в гимназии он
написал первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский
работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много
путешествовал по России. Каждая поездка — это книга.
Во время Великой Отечественной войны был
военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции,
Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям.
В его творчестве есть рассказы и сказки
для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой
изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.
Проводит опрос по биографии писателя. (Слайд
2)
-В каком городе родился К.Г.
Паустовский?
-Когда написал К.Г. Паустовский свой первый
рассказ?
-В путешествиях по России что он делал?
Организует работу с учебником.
-Название нового произведения К.Г.
Паустовского, с которым мы сегодня познакомимся вы сможете определить, если
составите два слова их этих букв:
-А сейчас мы с вами проверим, правильно
ли мы составили слова. Откройте учебник на странице 75-ой. Прочитайте
название произведения.
-Верно. И мы с вами составили правильно
два слова.
-Какую мы поставим цель?
-Обратите внимание, что произведение
дано в сокращении.
Что значит в «сокращении»?
Пролистайте произведение, обратите
внимание, что оно довольно большое и ведь нам оно дано в сокращении.
—После урока, вы
можете сходить в библиотеку и взять полное произведение.
-Но перед тем, как мы начнём читать это
произведение, как вы думаете о чём это произведение смотря только на название
произведения?
-Хорошо, ребята, я выслушала ваши
варианты, а теперь предлагаю вам прочитать это произведение.
-К.Г.
Паустовский призывать больше читать и любить книга.
Высказывают
своё мнение
Перечисляют
произведения
Слушают
биографию
-Родился
в Москве
-Когда
обучался в гимназии
-Писал
книги
-Стальное
колечко
-Познакомиться
с произведением «Стальное колечко»
-В
сокращении, значит не в полном объёме.
Высказывают
своё мнение
Способность
фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа
действия, целеполагание, способность принимать и сохранять учебную задачу.(Р)
Умение
систематизировать, обобщать изученное.(П)
Общеучебные
— умение структурировать знание, определять способы действия.(П)
Инициативное
сотрудничество с учителем и сверстниками по определению учебной задачи.(К)
Установка
на прослушивание
Настраивает
детей на внимательное прослушивание.
— Я начну
первая читать, а вы внимательно следите за мной, ведь я могу остановится в
любом месте и попросить любого из вас продолжить читать.
-После прочтения я задам вам вопросы.
Слушают
учителя.
Развивать способность находить
необходимую информацию в тексте литературного произведения; развивать
способность анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов
учителя.(Р)
Знакомство с текстом
Чтение
учителем.
Во время
чтения останавливается на трудных для восприятия детей словах и объясняет их
значение.
1. Тёс –
тонкие доски;
2.Вышла – закончилась??
3.Лязг- шум, производимый
металлическим предметом при ударе обо что-нибудь
4. Махорка
– курительный табак низшего сорта;
5.Шинель — форменное пальто военных;
6.Цигарка — скрученная трубочка из
бумаги с табаком;
7. Сапёр —
военнослужащий инженерных войск;
8. Стреха
-нижний край соломенной крыши;
9. Нрав –
характер;
Первичное восприятие текста.
1 часть. — Где жили
главные герои?
— Как описывается зима?
-Что говорится о здоровье деда Кузьмы?
-Что по мнению деда Кузьмы помогло бы
ему?
2 часть. —Как называлось
село, в которое Варюша пошла за махоркой?
-Кого Варюша встретила на платформе?
-Как автор описывает одного из бойцов?
-За что боец отблагодарил девочку?
-В
деревушке Моховое у самого леса
-Зима
выдалась суровой с сильным ветром и снегом. За зиму не разу не потеплело и е закапала
с тесовых крыш суетливая теплая вода.
-Сильно
кашлял, жаловался на слабое здоровье.
-Ему
помогла бы махорка.
— Село
Переборы.
-На
платформе сидели два бойца.
-Один
был бородатый, с веселым серым глазом.
-За то,
что она отсыпала ему махорку.
Формирование
чувства прекрасного, эстетические чувства на основе знакомства с отечественной
художественной культурой;
развитие учебно-познавательной
мотивации.(Л)
Формирование
навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с
позиции содержания предмета.(П)
Формирование умений учебного
сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.(К)
Чтение текста детьми
Организует работу.
-Ребята, сегодня мы прочитаем только
первые две части рассказа.
-Начинаем читать с первой парты первого
ряда, далее по цепочке.
Остальные внимательно слушают и следят
за своим одноклассником.
Во время работы следит за детьми,
исправляет ошибки детей.
—На какой палец
Варя надела колечко?
-Обдумывала Варя этот поступок?
-Как это характеризует девочку?
-Что Варюша воткнула в снег, когда
обронила колечко?
-Значит, колечко волшебное?
Читают
текст.
-На
мизинец
-Она не
обдумала этот поступок
Высказывают
своё мнение
-Старую
еловую ветку
Высказывают
своё мнение
Развивать
способность находить необходимую информацию в тексте литературного
произведения; развивать способность анализировать литературный текст с опорой
на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, обсуждать
её в парной и групповой работе;(П)
Физминутка
Проводит физминутку. Видео
Выполняют
физминутку.
Умение
соотносить свои действия с действиями учителя;(Р)
Работа в рабочей тетради
Организует работу в рабочей тетради.
— Теперь выполним
задания в рабочей тетради.
Открываем 50-ую страницу, задание 1-ое.
— Имя ученика, прочитает задание.
-Итак, кто скажет, где и когда
происходило действие? Как звали героев?
— Проверьте, у всех ли такой ответ.
-Выполним следующее задание под номером
2-ое, на 50-ой странице.
— Кто прочитает задание?
-Находим в текста, как боец назвал
девочку? И вам нужно будет эти слова вписать.
— Проверьте, у всех ли такой ответ.
— Молодцы, ребята!
Открывают
рабочие тетради.
-Дед
Кузьма, Варюша, в деревушке Моховое, у самого леса. Зима.
-Цветок-лепесток,
анютины глазки с косичками.
Умение организовать, контролировать и оценивать учебную
деятельность.(Р)
Формирование самостоятельности, ответственности,
уверенности в своих силах, положительное отношение к себе.(Л)
Подведение итогов. Рефелексия
Подводит итоги урока.
— Наш урок
подходит к концу. Скажите, с каким автором мы сегодня познакомились?
-Ещё раз вернёмся к словам писателя и
ученик…попытается ещё раз объяснить значение замечательных слов. (Слайд 3)
— Какое произведение прочитали?
-Какую цель ставили на уроке?
-Молодцы, ребята, вы были внимательны на
уроке!
Проводит рефлексию.
-Закончите предложения своими фразами.
Меня удивило..
Мне было трудно…
Мне особенно понравилось..
-До свидания!
К.Г.
Паустовский
-К.Г.
Паустовский призывать больше читать и любить книга.
-«Стальное
колечко»
-Познакомиться
с произведением «Стальное колечко»
Умение систематизировать, обобщать изученное.(П)
Высказывать суждения по результатам сравнения.(К)
Формирование собственных представлений о предмете
изучения. Анализ личностного изменения в процессе учения.(Л)