Отзыв по рассказу пушкина метель

Краткое содержаниеосень 1830 года пушкин провл в селе болдино. родовое поместье стало местом, где поэт написал повести ивана петровича белкина.

Краткое содержание

Осень 1830 года Пушкин провёл в селе Болдино. Родовое поместье стало местом, где поэт написал «Повести Ивана Петровича Белкина». Новеллу «Метель», которая входит в цикл, Александр Сергеевич закончил 20 октября. Через год произведение опубликовали в Санкт-Петербурге.

Главные герои рассказа А. С. Пушкина «Метель»:

  1. Марья Гавриловна.
  2. Владимир, пехотный прапорщик.
  3. Бурмин, гусар, полковник.

Маша и Владимир страстно любили друг друга. Родители не одобряли выбор дочери. Молодые люди решили тайно обвенчаться. В ночь побега разбушевалась метель. Напрасно девушка ждала возлюбленного в церкви, прапорщик заблудился в степи.

Когда под утро Владимир приехал в церковь, он узнаёт страшную новость — Марья Гавриловна обвенчалась с незнакомцем. Молодой человек пишет письмо, в котором просит забыть о его существовании, и уезжает в армию. Начиналась война с Наполеоном.

Вскоре умер отец Маши, и она с матушкой переезжает в другую усадьбу. Приходит известие о гибели Владимира.

Между тем французские войска разгромлены. Русские армии возвращаются на родину. На светских раутах Марью Гавриловну окружают многочисленные поклонники. Среди кавалеров выделялся полковник Бурмин. Герой войны привлёк внимание девушки. Гусар влюбился в красавицу.

Бурмин объясняется в любви. Но на пути к счастью лежит непреодолимая преграда — полковник женат. Мужчина рассказывает, как по легкомыслию обвенчался ночью с незнакомой дамой. Марья Гавриловна узнаёт в гусаре своего мужа.

Образ метели, описание которой Пушкин представил на первых страницах повести, вновь появляется в заключительном эпизоде новеллы. Разобравшись с сюжетом, можно изучить, какими характерами поэт наделил героев произведения.

МетельТекст

Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Музыка играла завоеванные песни: Vive Henri-Quatre[1], тирольские вальсы и арии из Жоконда[2]. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!

Как сладки были слезы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него, какая была минута!

Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоителен когда, встречая победителей, кричали они: ура!

И в воздух чепчики бросали[3].

Кто из тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей, драгоценнейшей наградою?..

В это блистательное время Марья Гавриловна жила с матерью в *** губернии и не видала, как обе столицы праздновали возвращение войск. Но в уездах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством, и любовнику во фраке плохо было в его соседстве.

Мы уже сказывали, что, несмотря на ее холодность, Марья Гавриловна все по-прежнему окружена была искателями. Но все должны были отступить, когда явился в ее замке раненый гусарской полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностию,

как говорили тамошние барышни. Ему было около двадцати шести лет. Он приехал в отпуск в свои поместья, находившиеся по соседству деревни Марьи Гавриловны. Марья Гавриловна очень его отличала. При нем обыкновенная задумчивость ее оживлялась. Нельзя было сказать, чтоб она с ним кокетничала; но поэт, заметя ее поведение, сказал бы:

Se amor non è, che dunque?..[4]

Бурмин был, в самом деле, очень милый молодой человек. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения, безо всяких притязаний и беспечно насмешливый. Поведение его с Марьей Гавриловной было просто и свободно; но что б она ни сказала или ни сделала, душа и взоры его так за нею и следовали. Он казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою, и это не вредило ему во мнении Марьи Гавриловны, которая (как и все молодые дамы вообще) с удовольствием извиняла шалости, обнаруживающие смелость и пылкость характера.

Но более всего… (более его нежности, более приятного разговора, более интересной бледности, более перевязанной руки) молчание молодого гусара более всего подстрекало ее любопытство и воображение. Она не могла не сознаваться в том, что она очень ему нравилась; вероятно и он, с своим умом и опытностию, мог уже заметить, что она отличала его: каким же образом до сих пор не видала она его у своих ног и еще не слыхала его признания? Что удерживало его? робость, неразлучная с истинною любовию, гордость или кокетство хитрого волокиты? Это было для нее загадкою. Подумав хорошенько, она решила, что робость была единственной тому причиною, и положила ободрить его большею внимательностию и, смотря по обстоятельствам, даже нежностию. Она приуготовляла развязку самую неожиданную и с нетерпением ожидала минуты романического объяснения. Тайна, какого роду ни была бы, всегда тягостна женскому сердцу. Ее военные действия имели желаемый успех: по крайней мере, Бурмин впал в такую задумчивость, и черные глаза его с таким огнем останавливались на Марье Гавриловне, что решительная минута, казалось, уже близка. Соседи говорили о свадьбе, как о деле уже конченном, а добрая Прасковья Петровна радовалась, что дочь ее наконец нашла себе достойного жениха.

Старушка сидела однажды одна в гостиной, раскладывая гранпасьянс, как Бурмин вошел в комнату и тотчас осведомился о Марье Гавриловне. «Она в саду, – отвечала старушка, – подите к ней, а я вас буду здесь ожидать». Бурмин пошел, а старушка перекрестилась и подумала: авось дело сегодня же кончится!

Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящей героинею романа. После первых вопросов Марья Гавриловна нарочно перестала поддерживать разговор, усиливая таким образом взаимное замешательство, от которого можно было избавиться разве только незапным и решительным объяснением. Так и случилось: Бурмин, чувствуя затруднительность своего положения, объявил, что искал давно случая открыть ей свое сердце, и потребовал минуты внимания. Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия.

Богатая невеста

В семнадцать лет стройная и красивая Маша, единственная наследница состоятельного помещика, считалась в округе богатой невестой. Как и все деревенские барышни того времени, девушка воспитывалась на любовной французской литературе. Владимир, в которого она влюбилась, соответствовал образу романтического героя.

Молодые люди придумывают схему побега, планируют тайное венчание, воображают, что в конце концов получат родительское прощение. Всё в духе сентиментального романа. Однако осуществлению замысла помешала метель.

Прошло три года. Владимир скончался от ран в московском госпитале. Маша, окружённая претендентами на её руку и сердце, разыгрывает роль женщины, которая, подобно героиням средневековых новелл, оплакивает гибель возлюбленного.

Появляется Бурмин. Девушка сочиняет новый сюжет. Главный герой — раненый полковник. В любовном объяснении мечтательница ожидает услышать красивую историю. Но жизнь разбивает девичьи фантазии, реальность опускает девушку на землю. Гусар оказывается тем человеком, с кем Марья Гавриловна обвенчалась в снежную ночь.

Марья Гавриловна

Героиня — семнадцатилетняя девушка. Описание внешности ее таково: стройная, грациозная и очень красивая.

Главным ее увлечением были французские романы и мечтания о жизни, описанной в любимых книгах. Положение красавицы способствовало свершению подобных событий, та, как Марья была дочерью состоятельного помещика. Статус девушки привлекал многих женихов, но, как и полагается по сюжету романа, она без памяти была влюблена в нищего армейского прапорщика Владимира.

Родители Марьи были против бедного зятя, хотели помешать этому союзу, потому отказали в благословении. Влюбленные решили сбежать и обвенчаться тайно в соседней деревне. На момент побега у Марьи были смешанные чувства, она очень любила своих родителей, а это событие могло их огорчить. Но мысли о том, что ей предстоят занимательные приключения и интриги, вдохновляли на свершение задуманного.

Девушка добралась до церкви в назначенный час, несмотря на метель. После завершения церемонии венчания выяснилось, что Марью выдали не за возлюбленного, а за случайного прохожего, которого ошибочно приняли за жениха. От горечи и обиды невеста упала в обморок. Она решила, что это знак свыше, что им не суждено быть вместе. Из-за печали девушку одолела горячка, в бреду она звала Владимира.

Встревоженные родители, не в силах смотреть на страдания дочери, решили отдать ее замуж за армейского прапорщика. Но он передумал жениться и ушел на войну, а вскоре погиб.

На протяжении трех долгих лет несчастная Марья горевала по утраченной любви. Отец семейства умер, и ей с матерью пришлось переехать в новое поместье, где девушка встретила офицера Бурмина. Вскоре после знакомства юноша признается Марье в чувствах, но радостную новость омрачает факт того, что парень обвенчан с незнакомкой. Девушка понимает, что эта загадочная невеста — она, а значит, их свела сама судьба.

На протяжении всей повести Марья ведет себя, словно героиня французского романа. Ее внешность и события, случившиеся в жизни, дополняют этот образ, словно подыгрывая ей. Возможно, если бы не ее мечтательность, возраст и жажда приключений, девушка так бы и провела свою юность в деревенской тишине за книгами, была бы выдана замуж за подходящего по статусу жениха. И пусть местами слишком наигранно, но красавица, несмотря на трудности и потери, нашла свою истинную любовь.

Жених, опоздавший на венчание

Владимир происходит из дворянского рода. Молодой человек служит в армии, имеет звание прапорщика — первоначальный офицерский чин. Во время отпуска в деревне познакомился с Марьей Гавриловной и влюбился в красавицу. Родители девушки не давали согласие на брак возлюбленных, поскольку военный был беден.

Владимир разносторонне образован. Об этом свидетельствует:

  • умение рисовать;
  • чтение книг на французском языке;
  • понимание нот и игра на музыкальных инструментах;
  • знание модных поэтических произведений.

Увлечение французскими романами сыграло злую шутку с Владимиром. Молодой человек воображает себя романтическим героем. Он предлагает Маше авантюрный план тайного венчания.

Когда побег сорвался, в характере неудачливого жениха проявляются черты эгоистичного импульсивного неврастеника. Прапорщик не поехал к возлюбленной, чтобы поговорить и выяснить, как произошло несчастье, его не беспокоит здоровье несчастной девушки. Вместо этого он посылает невразумительное письмо родителям невесты и, обиженный, уезжает в армию.

А. С. Искозь в аналитической статье, которая помещена в собрании сочинений А. С. Пушкина (издание 1910 года), называет Владимира смешным и жалким мечтателем. Литературовед считал незадачливого возлюбленного пародией на Ленского из «Евгения Онегина».

Анализ произведения

Сюжетная линия

История начинается в далеком 1811 году. Дочь солидного помещика Марья Гавриловна страдает от пылких чувств к прапорщику Владимиру Николаевичу. Молодой мужчина не богат, поэтому родители юной девушки категорически против столь невыгодного союза.

Однако, движимые любовью, Мария и Владимир тайно видятся. После нескольких свиданий девушка соглашается на рисковую авантюру: обвенчаться и скрыться ото всех. В ночь, когда был запланирован побег, начинается сильная метель.

Мария первой покидает дом, направляясь в церквушку неподалеку. Следом за ней в назначенное место должен приехать и ее возлюбленный. Однако, из-за сильной пурги мужчина теряет ориентир, полностью сбиваясь с пути.

Марья ждет жениха в церквушке. В это время сюда заходит гусар Бурмин. Он решается подшутить над девушкой и выдает себя за ее избранника. Священник проводит обряд и только потом Мария с ужасом понимает, что обручилась совершенно с незнакомым человеком. Девушка немедленно возвращается домой, а Владимир, добравшись к церкви только поутру, узнает о том, что Марья стала женой другого.

Мария сильно переживает, находясь при смерти. Родителям удается отыскать Владимира. Они готовы дать согласие на брак, но Владимир отказывается. Он уезжает на войну, где и погибает.

После смерти отца Мария вместе с матерью переезжает в другое поместье. Там девушка знакомится с мужчиной. Он очень нравится ей. Это тот самый Бурмин.

Молодой человек признается девушке, что женат, рассказывая историю про венчание в метель. Девушка с удивлением рассказывает ему свою историю. Узнав всю правду, молодой гусар падает к ногам своей избранницы.

Герои повести

Марья – главный женский образ в повести «Метель». Семнадцатилетняя дворянка бледная и стройная, богатая и избалованная родителями. Девушка способна на сильные любовные переживания. Ей не чужд дух авантюризма и некая смелость. Мечтательная и сентиментальная дама готова пойти наперекор родителям и тайно обвенчаться с любимым человеком. Чувствительная и ранимая барышня, живущая счастливыми представлениями о взаимной любви, тяжело переживает расставание с Владимиром.

Бурмин – венный гусар, который по ошибке становится мужем Марьи. Он умный, но беспечный. Довольно насмешлив и импульсивный. Движимый пустым легкомыслием, он понимал, что сделает непростительный проступок, но все же выдает себя за жениха на тайном венчании.

Владимир – молодой прапорщик из бедного сословия. Он романтичный, преисполненный порывов, не всегда благоразумный и рассудительный. Ошибочное венчание Марьи он воспринимает, как самое тяжкое предательство. Считая, что девушка поступает так умышлено, покидает ее навсегда.

Композиция повести

Основа сюжета – курьезная женитьба. Для мужчины, это попытка повеселиться, для девушки – крах всех ее любовных надежд. Сюжет условно разделен на две линии:

  • Марья и Владимир;
  • Марья и Бурмин.

Пролог и эпилог отсутствуют, а сама повесть начинается малой экспозицией, где описываются будни поместья. Промежуточная кульминация – момент, когда Мария узнает о роковой ошибке в церквушке. В этот момент одна сюжетная линия плавно переходит в другую. Основная кульминация: по истечению многих лет Марья узнает в новом кавалере своего «старого» мужа.

Ключевой символ, который ми предопределяет ход событий – метель. Бушующая стихия изменила планы молодой пары обручиться ночью. С другой стороны непогода символизирует юность, полную страсти, безмятежности, лишенную рассудка и упорядоченности.

Повесть «Метель» — гениальное творение Пушкина. Работа отличается строгой завершенностью, соразмерностью, фактически математическими расчетами всех элементов композиции. Автор чисто на интуитивном уровне мог отыскать ту идеальную форму, посредством которой искусно выражал свой замысел.

Гусарский полковник

Двадцатишестилетний Бурмин — участник войны с французами в 1812 году, в боевых действиях получил ранение. О мужестве храбреца, который не жалел жизнь в сражениях с противником, свидетельствует орден Святого Георгия. Богатый дворянин владеет несколькими поместьями по соседству с имением Марьи Гавриловны. Общество считает помещика завидным женихом.

Симпатичный молодой человек с чёрными глазами на бледном лице привлекал внимание женщин. Наблюдательный и насмешливый ум Бурмина, его загадочная молчаливость нравились Марье Гавриловне, с которой офицер держал себя свободно и просто. Ходили слухи, что в юные годы гусар вёл бесшабашную жизнь и проказничал. Сейчас это был скромный, вежливый и тихий мужчина.

Решительные действия одного из главных персонажей отличает обдуманность и обстоятельность. Признание в проступке, совершённом несколько лет назад, характеризует Бурмина как человека чести, который отвечает за свои слова.

В основе истории, предлагаемой рассказчиком, лежит событие, в котором участвуют все действующие лица. Метель сыграла судьбоносную роль в жизни персонажей новеллы, написанной в жанре повести. Мысли и поступки, совершаемые Марьей Гавриловной, Бурминым и Владимиром, позволяют составить характеристики главных героев повести.

Противоречивость человеческого характера в повести В. Быкова «Пойти и не вернуться» (урок внеклассного чтения в 9 классе)

Цели: Организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний.

-Развивать умение целостного анализа художественного произведения и его эпизо-

дов.

-Воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям, выражен-

ным в художественной литературе.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

— Посмотрите на доску. Данные рисунки и картины отражают одно событие в жизни народа.

— Что вы знаете об этом ?

— Верно, сегодня мы будем говорить о войне.

III. «Ассоциативный ряд».

— Прочитайте цитаты на доске.

1. «Чаще всего я говорю не о героях и не о возможном с их стороны героизме. Я говорю просто о человеке. О возможностях для него и в самой страшной ситуации – сохранить своё достоинство».

2. «Война загоняет человека в угол. Пытается лишить его чести, оклеветать, вывернуть и перемолоть его душу. А он стоит. А он всё выносит».

3. «Речь идёт не только о силе оружия. Мои герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой».

— Кому принадлежат эти слова?

— Что вы знаете об авторе? (В. Быков писатель-фронтовик. Видел и пережил Быков так много, что сама жизнь его могла бы стать сюжетом для повести или романом. Например: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в списке погибших есть его фамилия, а матери в своё время послали «похоронку». Спас его счастливый случай, тяжело раненный, он выполз из хаты, которую через несколько минут проутюжил танк. Это белорусский прозаик, он пишет о войне правдиво и строго).

IV. Индукция.

— А что такое для вас война?

— Запишите свои ассоциации, связанные с этим словом.

ГОРЕ

РАЗРУХА

СЛЁЗЫ

Война

ГЕРОИЗМ

СМЕРТЬ

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

V. Социализация.

— Прочитайте свои ассоциации. Ваши мысли совпали с мнением В. Быкова, который тесно связывает с войной два слова: героизм и предательство. Герои писателя проявляют себя в экстремальной ситуации, которая заставляет их сделать выбор между самопожертвованием и предательством.

— Сегодня мы попытаемся разобраться в противоречивости человеческого характера на примере повести «Пойти и не вернуться».

— Эпиграфом мы возьмём слова Василя Быкова: «Война – это повод поговорить о хорошем и плохом в человеке».

Слово учителя:

Уже в конце XVIII века в общественной мысли Европы происходит знаменательное открытие: люди начинают по-новому воспринимать противоречия, окружающие человека в повседневной жизни и скрывающиеся в глубине его души. До этого подход людей к противоречиям был достаточно простым: нужно было лишь совершить правильный выбор между какими-нибудь крайностями, между явными противоположностями. В народной сказке, например, борются силы добра и зла, причем добро и зло совершенно очевидны. Разумеется, что жизнь человека не всегда оказывается на перекрестке путей этих нравственных начал. Человеку приходилось выбирать между благородством и низостью происхождения, между разумным и неразумным поведениями. Литературный персонаж почти всегда делал выбор, и писатель предоставлял ему эту возможность выбора. В произведениях авторов XIX века в характерах литературных героев отражены внутренние противоречия, которые не могут быть разрешены в силу их одинаковой необходимости для человека. Такие противоречия называются диалектическими. Они заставляют людей искать какой-то необычный выход, не просто совершить выбор между возможностями, но найти что-то третье.

— В. Быков считал иначе: «На войне люди часто стоят перед тяжким выбором: жизнь или смерть: жизнь, купленная ценой нравственного падения, или смерть от руки палачей – третьего не дано, уклониться не возможно, ты сам должен выбрать свою судьбу».

— Существует ли, ребята, по-вашему мнению, «что-то третье» в выборе человека? На этот вопрос мы и попытаемся ответить.

— Что мы для этого должны сделать? (Выбрать нужный эпизод для анализа, охарактеризовать героев в самый напряженный момент жизни, определить смысл жизни героев).

— Мы с вами определили задачи урока.

VI. Самостоятельная работа.

— В человеке всегда борются два начала – добро и зло. И что победит – зависит только от человека. Распределите самостоятельно героев произведения по принципу добро или зло они совершают.

Добро                                                                      Зло

Зоська                                                                    Антон

Партизаны                                                          Полицаи

Старик                                                                Немцы

— Обсудите в группе, выберите вариант, удовлетворяющий всех.

VII. Афиширование. (вывешивание своих работ).

VIII. Разрыв.

— А я бы поместила Антона и в категорию добра тоже.

— Приведите доказательства из текста, что Антон совершает добро.

IX. Самостоятельная работа в группах.

— Давайте попытаемся понять, как же случилось, что неплохой парень, по природе своей не трус и не шкурник оказался потенциальным предателем.

— Давайте проследим этапы духовного падения Антона. (Антон восемь месяцев в партизанском отряде. Голубин был не из слабонервных, он был смел (но кое-кто обвинял его в гибели командира). Голубин командовал взводом – его разжаловали в рядовые. (Он затаил обиду). Он увидел карту и понял, что враги уже в центре России. Они могут взять Сталинград. Парень испугался, поэтому бежит из отряда, становится дезертиром. Он не прочь перейти на сторону немцев, обвиняет Зоську в предательстве, когда приходят партизаны. Затем решает убить её, чтобы не открылась правда).

Слово учителя:

Можно ли назвать Антона Голубина  предателем?

— Таким образом, герой этого произведения проходит свой путь от рядового Советской армии до шкурника-убийцы. В своей повести В. Быков обличает не предательство как таковое, а нравственный компромисс, который может привести к предательству.

— Вспомните героев других произведений, в которых они так же пытались найти компромисс с совестью.

— Вина Антона тяжелее тем, что он поднял руку на женщину, которая «была маленьким человеком на земле…», но именно она поняла сущность этого страшного человека. Найдите подтверждение этой мысли в тексте повести.

(«Предать, обмануть, надругаться ему ничего не стоит, потому что для него не существует моральных запретов, он всегда будет таким, каким его повернут обстоятельства. А обстоятельства на войне – вещь изменчивая, такой же скользко-изменчивый по отношению к людям будет Голубин»).

— Как эти слова характеризуют сущность Антона?

X. Самостоятельная работа.

— Василь Быков оставил открытым финал этого произведения. Подумайте в группах, обсудите и выскажите своё мнение.

(Добро не всегда, к сожалению, побеждает. Поэтому не известно, что будет с Зоськой, если её найдет Антон. Неизвестно, что её ждёт, если этот шкурник-предатель оклеветает её перед партизанами. А также автор оставляет произведение незаконченным, чтобы дать возможность читателю поразмышлять, порассуждать над прочитанным).

Слово учителя:

— Итак, мы с вами выяснили, что Антон- натура противоречивая. В этом и заключается его сложность. Давайте вернемся к нашему вопросу. Можно ли сказать, что герой повести ищет «что-то третье»? (Герой пытается найти компромисс между своей совестью и жаждой жизни, между нравственностью и безнравственностью).

— Возможно ли найти это третье или прав Василь Быков, что третьего не дано? (Прав писатель, который считает, что выбор есть между жизнью и смертью, третьего не дано, уклониться невозможно, человек сам выбирает свою судьбу).

XI. Социализация.

— Как вы считаете, повесть В. Быкова актуальна для наших дней или она только памятник, свидетельство очевидца о героическом времени в нашей истории?

(Произведение В. Быкова современно всегда, так как оно даёт почувствовать и понять, что недостаточно моральные решения и действия, искажения нравственного чувства во имя сегодняшней пользы – будь то на войне или без войны – неизбежно сказывается на любом отдалении, деформируя и размывая нравственные представления и расширяя сферу допустимого, простительного, «разрешенного»).

XII. Рефлексия.

— А теперь пришло время определить тему данной повести. Закончите предложение: «Пойти и не вернуться» – это повесть о … .

Слово учителя:

Это правдивая повесть о страшном времени, в котором было место хорошим людям и подлецам, порождающим зло и неправду на земле, которые запутывали себя и таких вот доверчивых сердцем людей, как Зоська Нарейко, ибо «Правда требует простоты, ложь – сложности». Так сказал ещё великий Горький.

XIII. Оценки.

XIV. Домашнее задание.

Напишите отзыв о прочитанном произведении или сочинение-размышление «Человек-хамелеон … я такого не встречал…».

: Девушка решила обвенчаться с офицером против воли родителей. Офицер опоздал, и девушку случайно обвенчали с незнакомцем. Когда офицер погиб на войне, девушка влюбилась, и любимый оказался её мужем.

Деление пересказа на главы — условное.

Любовь Марьи Гавриловны

В конце 1811 года в богатом поместье жила Марья Гавриловна.

Отзыв по рассказу пушкина метельМарья Гавриловна Р** — дочь бога­того поме­щика, 17 лет, стройная, бледная, роман­тичная.

Марья, воспитанная на французских романах, была влюблена во Владимира Николаевича, приехавшего на время отпуска в соседнюю деревню.

Отзыв по рассказу пушкина метельВладимир Николаевич — молодой и бедный прапорщик, тоже очень роман­тичный, влюблён в Марью.

Родителей Марьи не устраивал такой жених, и они запретили дочери думать о нём. Влюблённые скрывали свои встречи и переписку. Владимиру пришла в голову мысль обвенчаться тайком от родителей Марьи.

Неудавшееся венчание

Пришла зима, теперь влюблённые могли только переписываться. В каждом письме Владимир умолял Марью бежать с ним, а через некоторое время броситься к ногам родителей, которые, конечно же, их простят.

Наконец Марья согласилась, и влюблённые составили план. Перед побегом Марья должна была, отказавшись от ужина, рано пойти спать, а ночью выйти из дома через заднюю дверь. За садом её будут ждать сани, присланные Владимиром, которые отвезут девушку в соседнее село, где в церкви уже будут ждать жених и священник.

Накануне Марья не спала всю ночь: паковала вещи и писала длинное прощальное письмо родителям. Прилегла девушка только под утро. Ей снились ужасные сны: то отец бросал её в тёмное подземелье, то виделся Владимир, окровавленный и умирающий.

Весь следующий день Марья мучилась настоящей головной болью, от ужина отказалась и чуть не расплакалась, прощаясь с родителями перед сном.

Всё было готово. Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь…

Ночью началась сильная метель. Марья с горничной с трудом добрались до саней и поехали в церковь.

Владимир весь тот день провёл в разъездах: уговорил священника, нашёл трёх свидетелей. Вечером он отправил надёжного лакея за невестой, а чуть позже и сам отправился в церковь. Поехал Владимир один и быстро заблудился в метели. Он долго блуждал по полям и рощам и к полуночи выехал к деревне, которая оказалась совсем не той, где ждала его Марья.

Взяв проводника, Владимир добрался до церкви ранним утром. Церковь оказалась запертой, его саней во дворе не было, а священник сообщил страшную новость.

Странное поведение влюблённых

Утром Марья, как ни в чём не бывало, вышла к завтраку, а вечером у неё началась сильная горячка. О её попытке сбежать из дому никто так и не догадался: письмо девушка сожгла, а священник, свидетели, горничная и лакей сохранили тайну. Выдала свой секрет сама Марья во время горячечного бреда, но родители списали всё на болезнь.

Из бреда Марьи родители поняли только, что она влюблена во Владимира. Они подумали, что горячка с их единственной дочкой приключилась из-за сильной любви, и решили дать разрешение на этот брак.

К Владимиру отправили гонца с радостной новостью, но в ответ получили «полусума­сшедшее письмо». В нём Владимир заявлял, что ноги его не будет в их доме, и просил забыть о нём. Затем он отправился воевать с Наполеоном.

Новая любовь Марьи Гавриловны

Марья выздоровела, но о Владимире больше не упоминала. Узнав, что он был тяжело ранен под Бородином, девушка упала в обморок. Владимир умер от ран, и Марья долго берегла всё, что напоминало о нём.

Тем временем отец Марьи умер, оставив дочь главной наследницей. Вместе с матерью девушка покинула дом, «место печальных воспоминаний», и переехала жить в другое своё поместье. Вокруг милой и богатой девушки кружились женихи, мать надеялась, что она выберет кого-то себе по сердцу, но Марья отказывалась. Соседи считали, что она хранила верность умершему Владимиру.

Война кончилась, из-за границы возвращались увешанные наградами офицеры. В находившееся по соседству с деревней Марьи поместье приехал раненый Бурмин.

Отзыв по рассказу пушкина метельБурмин — гусар­ский полковник, 26 лет, черно­глазый, милый, в меру умный, тихий и скромный.

Познако­мившись с ним, Марья начала выделять его среди остальных женихов. Девушка знала, что нравится Бурмину, но не понимала, почему он до сих пор не признался ей в любви.

Марья подумала, что Бурмин не решается объясниться с ней из-за робости, и решила подтолкнуть его, проявив к нему повышенное внимание и даже нежность.

Она приуготовляла развязку самую неожиданную и с нетерпением ожидала минуты романти­ческого объяснения. Тайна, какого роду ни была бы, всегда тягостна женскому сердцу.

Из-за «военных действий» Марьи Бурмин впал в задумчивость. Его взгляд так часто останав­ливался на девушке, а его чёрные глаза горели таким огнём, что Марья поняла: развязка близка, её матушка радовалась столь достойному жениху, а соседи ждали свадьбы.

Тайна неудачного венчания раскрыта

Объяснение произошло в саду, у пруда под ивой. Бурмин сказал, что страстно любит Марью, но между ними стоит непреодолимое препятствие: он женат, но не знает, ни кто его жена, ни где она находится.

Около четырёх лет назад Бурмин спешил в свой полк. В дороге его застала метель, он заблудился и приехал в незнакомую деревню. Двери местной церкви были открыты, возле неё ходили люди. В темноте Бурмина приняли за опоздавшего жениха.

Подчиняясь непонятному и непрости­тельному капризу, Бурмин вошёл в церковь, где его обвенчали с незнакомой девушкой. Из-за долгого ожидания девушка была в полуобмороке, поэтому всё внимание присутствующих сосредо­точилось на ней, а на Бурмина почти не обращали внимания.

После церемонии священник велел молодожёнам поцеловаться. Девушка повернулась к Бурмину, вскрикнула: «Ай, не он! Не он!», и потеряла сознание. Бурмин вышел из церкви и уехал. Он придал так мало значения своей «преступной проказе», что по дороге преспокойно уснул. Слуга, который тогда был с ним, погиб во время войны, и Бурмин не смог отыскать деревню и церковь, в которой венчался, и ту, с которой поступил так жестоко.

Тут Марья схватила его за руку и спросила, не узнаёт ли он её. «Бурмин побледнел… и бросился к её ногам…».

Введение

Конспект урока
будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы
урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие,
вступление, слово учителя, актуализация опорных знаний, работа по теме, задания,
изучение нового, физкультминутка, закрепление, блиц-турнир, итог, домашнее
задание.

Конспект
урока по литературе для 6 класса на тему: О «Повестях покойного Ивана Петровича
Белкина»

Цель урока:  Определить идейное содержание “Повестей Белкина”.

Задачи урока: 1. Определить идейное
содержание “Повестей Белкина”.

2. Способствовать
обучению монологической речи, аналитическому чтению произведения, стимулировать
самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы.

3. Способствовать
повышению интереса к изучению творчества А.С. Пушкина.

Ход урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

  Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

                             
А ручки и тетрадки?

                             
Тогда урок начнём сейчас,

                             
Раз всё у вас в порядке.

                             
Будьте внимательны,

                             
Послушны, наблюдательны.

                             
Чтобы литературные тайны познавать,

                             
Нужно всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

                Приятно 
ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

               
Их  с  интересом  буду  слушать  я.

               
Мы  сегодня  снова  будем  читать,

               
Выводы  делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II.
Актуализация знаний учащихся.

III.
Изучение нового материала

«Повести Белкина» — первое законченное
прозаическое произведение Пушкина. Они созданы в знаменитую Болдинскую осень
1830 года. Пушкин взял на себя роль издателя, авторство приписал
провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. В основе «Повестей Белкина» —
истории, случаи, происшествия провинциального быта. В действие включены люди
различных сословий и профессий.

Автор хочет уверить читателя, что всё
рассказанное — правда, что это истинные истории. Именно поэтому Пушкин даёт
слово для повествования Белкину. Причём различные повести имеют разных
повествователей: подполковник И. Л. П. рассказывает повесть «Выстрел», девица
К. И. Т. — «Метель» и «Барышню-крестьянку».

События, о которых рассказывает Белкин, в
его глазах выглядят истинно романтическими, в них есть всё: дуэли, неожиданные
случайности, любовь, смерть, тайные страсти, приключения.

«Барышня-крестьянка» —
пятая, последняя по счёту повесть из «Повестей Белкина», рассказанная девицей
К. И. Т. В её основе тайны и переодевания. Шуточные драматические события
рассеиваются, когда реальные жизненные условия требуют исполнения воли
родителей вопреки, казалось бы, чувствам детей. Однако на самом деле желания
родителей и детей совпадают. Пушкин смеётся над уловками персонажей и являет
действительные лица, сияющие молодостью и здоровьем.

Вы
не поверите, что я с восторгом, давно мною не испытываемым, читал это последнее
время повести Белкина,
в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище.
На меня это новое изучение произвело сильное действие. (Лев Николаевич
Толстой)

А.С.Пушкин,
по словам А.М.Горького, — “начало всех начал”. А вот что писал Я.П. Полонский в
1880 г. об А.С. Пушкине:

Пушкин
– это возрожденье
Русской Музы, — воплощенье
Наших трезвых дум и чувств,
Это – не запечатленный
Ключ поэзии, священный
В светлой области искусств…

Это
– вещего Баяна
Струнный голос…свист Руслана….
И русалок голоса…
Это арфа Серафима,
В час, когда душа палима
Жаждой веры в небеса.

Это
старой няни сказка,
Это молодости ласка,
Огонек в степной глуши…
Это – слезы умиленья…
Это – смутное влеченье
Вечно жаждущей души…

С
творчеством А.С. Пушкина мы встречаемся в раннем детстве.

Мы
читаем его сказки.

1
задание.
 Вспомним детство. Надо записать названия сказок А.С.
Пушкина. (1мин.)

Прекрасные
сказки… Поэт Н.И. Гнедич по прочтении сказки о царе Салтане и прочих писал:

…Ты
же, постигнувший таинство русского духа и мира,
Пой нам по-своему, русский баян!
Небом родным вдохновенный,
Будь на Руси ты певец несравненный.

К
творчеству А.С. Пушкина вы обратились в школе.

2
задание.
 Записать названия произведений, которые мы уже изучали.

О
Пушкине – поэте прекрасно сказал А.Н. Майков:

Его
стихи читая – точно я
Переживаю некий миг чудесный –
Как будто надо мной гармонии небесной
Вдруг понеслась нежданная струя…

Нездешними
мне кажутся их звуки:
Как бы, влиясь в его бессмертный стих,
Земное всё – восторги, страсти, муки –
В небесное преобразилось в них!

 Сегодня
мы будем говорить о Пушкине-прозаике. В шестой главе романа “Евгений Онегин”
А.С. Пушкин писал:

Лета
к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я со вздохом признаюсь –
За ней ленивей волочусь.
Перу старинной нет охоты
Марать летучие листы;
Другие хладные мечты,
Другие строгие заботы
И в шуме света и в тиши
Тревожат сон моей души.

Одним
из первых прозаических опытов А.С. Пушкина явились “Повести Белкина”.

3
задание.
 Написать полное название этого произведения.

Готовясь
к этому уроку, вы должны были приготовить историю создания “Повестей Белкина”.

4
задание. 
В течение 2 минут прокомментировать даты,
записанные на доске:

1.     Апрель
1830 г. (Пушкин обручился с московской барышней, 18-летней Н.Н. Гончаровой.)

2.     Сентябрь-декабрь
1830 г. (Находился в Болдино в Нижегородской губернии в полном одиночестве.)

3.     9
декабря 1830 г. (Письмо издателю Плетневу по возвращении в Москву.)

4.     1813
г. (Повести вышли в свет.)

5
задание.
 Написать название повестей в том порядке, который определил
автор. (0,5 мин)

6
задание.
 Какое отношение к повестям имеют даты:

1.     1798
г. (В селе Горюхино родился от честных и благородных родителей Белкин.)

2.     1815-1823
г.г. (Вступил в службу в пехотный егерский полк.)

3.     1830
г. (Белкин скончался.)

4.     1830
г. ноября 16 (Письмо к издателю от друга Ивана Петровича Белкина.)

7
задание.
 Записать, где происходят события, описанные в повестях (3
мин).

(“От
издателя” — в Горюхине родился Иван Петрович Белкин.

1.     “Выстрел”
— местечко ***; бедная деревенька Н***уезда.

2.     “Метель”
— в поместье Ненарадово жили добрый Гаврила Гаврилович Р*** и его жена
Прасковья Петровна; Жадрино – деревушка, где находилась церковь, в которой
должны были венчаться Марья Гавриловна и Владимир.

3.     “Гробовщик”
— Андриян Прохоров переезжает с Басманной на Никитскую в Москве.

4.     “Станционный
смотритель” — ***ская губерния, Петербург.

5.     “Барышня-крестьянка”
— Тугилово – деревня Ивана Петровича Белкина; Прилучино – деревня Григория
Ивановича Муромского.)

8
задание.
 Кто быстрее? Кто это?

1.     “…с
Георгием в петлице и с интересною бледностью”? (гусарский полковник Бурмин.)

2.     “…был
росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой, лицом был бел и
худощав”? (Иван Петрович Белкин.)

3.     Кого
можно найти с книгою в руках и белом платье, настоящей героиней романа? (Марья
Гавриловна.)

4.     Кто
в особо торжественных случаях надевает желтые шляпки и красные башмаки?
(Акулина и Дарья – дочери гробовщика.)

5.     Чей
череп ласково улыбается гробовщику? Кстати, как зовут гробовщика? (Отставного
сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина; Андриян Прохорович.)

6.     Кто
это “…красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку”?
(Алексей Берестов.)

7.     О
ком говорят: “Да к тому же она разумная, такая проворная”? (Дуня – дочь
станционного смотрителя.)

9
задание.
 Даны предметы: карты, пистолет, шандал, груша, картина,
пудра, корзинка, кольцо и т.д. Определить, какие из них можно отнести к повести
“Выстрел” (1ком.), какие- к повести “Барышня-крестьянка” (2ком.).

10
задание.
 Кто лучше знает эпиграфы к повестям?

1.     “Стрелялись
мы”. Эпиграф к какой повести? (“Выстрел”, автор Баратынский.)

2.     Кто
автор эпиграфа к повести “Метель”? (В.А.Жуковский.)

3.     Кто
помнит эпиграф к повести “Барышня-крестьянка”? (Во всех ты, душенька, нарядах
хороша” Богданович.)

4.     Чьи
строки взяты эпиграфом к повести “Гробовщик”? (Г.Р.Державин.)

Звучит
вальс Свиридова к повести “Метель”.

11
задание.
 Определить, к какой повести написан вальс.

Оцениваются
иллюстрации к повестям, выполненные учащимися. (Задание было дано заранее).

Повесть
“Выстрел”.

1.     Кто
ведет повествование в повести “Выстрел”?

2.     Что
поражает в Сильвио? Что мы узнаем о нем от нашего рассказчика? Что сам Сильвио
о себе говорит? Каким мы видим его накануне отъезда из местечка?

3.     Главное
упражнение состояло в стрельбе из пистолета. Доказать, что искусство, коего он
достиг, было неимоверно.

4.     Сильвио
мешает наслаждаться славою приезд молодого человека богатой и знатной фамилии.
Что узнаем о нем? В чем же они соперничают? (1 команда)

5.     Наконец-то
дуэль. Доказать, что Сильвио жил одной мыслью — отомстить. (2 команда)

6.     Сам
граф говорит: “Сильвио мне отомстил”. Но ведь граф остался жив. Что значит для
Сильвио отомстить? (1 команда)

7.     Человек
всю жизнь посвятил мщению? А может, нет? (2 команда)

Физминутка

 Потягушки

Мы
на цыпочки привстали,

Ручки
кверху мы подняли,

Мы
вздохнули, потянулись

И
друг другу улыбнулись.

Выдохнули,
руки вниз,

Повторим
теперь на «бис»!


А теперь все тихо встали,

Дружно
руки вверх подняли,

В
стороны, вперёд, назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо
сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

Блиц-турнир
по повести “Выстрел”

1
команда

1.     Первый
эпиграф уже прозвучал. Он принадлежит Баратынскому. А кому принадлежит второй
эпиграф?

2.     Назвать
три слова, которые являются специальными, относятся к карточной игре.

3.     Сильвио
говорит: “Вам было странно, что я не требовал удовлетворения от этого пьяного
сумасброда”. Кого он имеет в виду?

4.     Что
такое шандал?

5.     Что
такое вакация?

6.     Сильвио
говорит: “Мы хвастались пьянством: я перепил…” Кого?

7.     Кто
воспел славного Бурцова?

2
команда

1.     Какие
слова повторяет Сильвио, говоря о графе?

2.     Имя
жены графа?

3.     Где
был убит Сильвио?

4.     Этеристы…
Кто они?

5.     Александр
Ипсиланти… Кто это?

6.     Как
звали человека Сильвио?

7.     Название
какой ягоды упоминается в повести “Выстрел”?

Размышляем о прочитанном

Прочитайте самостоятельно повести
«Выстрел» и «Барышня-крестьянка», подготовьте ответы на вопросы для беседы в
классе.

 Фонохрестоматия

1. В начале повести «Барышня-крестьянка»
Пушкин даёт характеристики Ивану Петровичу Берестову и Григорию Ивановичу
Муромскому. Перечитайте первую страницу произведения. О ком из героев писатель
пишет с бо́льшим почтением и уважением? В какой из характеристик заметна ирония
автора?

2. Как вы думаете, зачем Пушкин в начале
повести так много внимания уделяет рассказу о жизни и характере уездных
барышень?

3. Почему Лиза, слушая рассказ Насти,
постоянно её перебивает и почему Насте хочется подробно рассказывать о деталях,
которые Лизе не интересны? Как автор передаёт состояние барышни и её служанки
во время разговора?

4. Как вы думаете, почему Лиза
представляла себе Алексея Берестова бледным, печальным, задумчивым и очень
удивилась, когда услышала, что тот весел и румян?

5. С каким чувством Пушкин описывает
переодевание Лизы в крестьянское платье и попытку перенять манеру поведения
крестьянских девушек? Как это чувство передаёт автор?

6. Прислушайтесь к диалогу Лизы (якобы
Акулины) и Алексея. Как вы считаете, удаётся ли Лизе говорить простой
крестьянской речью? Чем отличается речь Лизы от речи Алексея?

7. Подготовьте выразительное чтение одного
из диалогов повести «Барышня-крестьянка».

8. Прочитайте и другие повести Белкина.
Составьте устный или письменный отзыв об одной из них или инсценированное
чтение.

V.
Подведение итогов урока.

     — Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?

     —
Выполнили эти задачи?


ком мы сегодня с вами говорили?

Домашнее задание —  проект

Подготовьте и проведите с одноклассниками
и родителями под руководством учителя читательскую конференцию по теме
«„Повести Белкина» А. С. Пушкина» .

Подготовьте к конференции развёрнутые
читательские отзывы о прочитанных призведениях, иллюстрациях художников к
повестям, экранизациях произведений А. С. Пушкина. Завершить конференцию молено
инсценировкой эпизодов одной из повестей.

На чтение 22 мин. Просмотров 17 Опубликовано

«Белый пудель» – трогательный рассказ о дружбе мальчика и собаки, о лишениях, которые выпадали на долю бедным цирковым артистам.

chitatelskiy-dnevnik-belyy-pudel-64126.jpg

Краткое содержание «Белый пудель» для читательского дневника

ФИО автора: Куприн Александр Иванович

Название: Белый пудель

Число страниц: 240. Александр Куприн. «Белый пудель». Издательство «Детская литература». 2014 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1904 год

Главные герои

Сережа – мальчик двенадцати лет, добрый, смелый, жизнерадостный, немного наивный, акробат.

Дедушка Мартын Лодыжкин – старый шарманщик, честный, добрый и принципиальный.

Арто – белый пудель, настоящий верный друг.

Трилли – десятилетний мальчик, капризный и избалованный.

Мать Трилли – важная, надменная дама.

Дворник – подлый человек, вор.

Сюжет

По Крыму путешествовала маленькая бродячая труппа: старый шарманщик Мартын Лодыжкин, мальчик Сережа и красивый белый пудель Арто. Переходя из города в город, они давали небольшие цирковые представления, и жили на вырученные деньги.

В один из летних дней труппа не смогла ничего заработать. Они упорно переходили от одного богатого дома к другому, но все было безрезультатно. Когда артисты оказались возле дачи «Дружба», им навстречу выбежал капризный мальчик с прислугой. Мальчику очень понравился Арто, и бродячих артистов пригласили во двор для показа представления. После его окончания избалованный наследник потребовал, чтобы пудель остался с ним. Его мать предложила Мартыну большую сумму за собаку, но тот отказался, и артистов выгнали со двора, ничего не заплатив им за представление.

Вечером хозяйский дворник отыскал бродячую труппу, и вновь предложил им деньги за пуделя, но получил очередной отказ. В этот вечер и люди, и животное ложились спать голодными. Утром обнаружилось, что Арто исчез – его украл дворник. Однако Мартын не мог обратиться в полицию, потому что у него был фальшивый паспорт.

Шарманщик не представлял, как они дальше будут выступать без Арто, которого очень любила публика. Но больше всего страдал Сережа, для которого пудель был настоящим другом. Поздним вечером он отправился к даче, где отыскал Арто и помог ему выбраться на волю.

План пересказа

  • Странствия артистов по Крыму.
  • Выступление на даче «Дружба».
  • Каприз хозяйского сына.
  • Шарманщик отказывается продать Арто.
  • Кража пуделя.
  • Сережа отправляется на выручку другу.
  • Удачный побег.

Главная мысль

Дружбу невозможно купить ни за какие деньги.

Чему учит

Произведение учить дружить, и не предавать друзей ни при каких обстоятельствах. Учит ответственности за своих домашних питомцев.

Отзыв

Очень трогательный рассказ, в котором показана сильная связь между человеком и животным. Сереже, хоть и было очень страшно, но он спас Арто, не оставил их у похитителей.

chitatelskiy-dnevnik-64126-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-belyy-pudel.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Белый пудель.

Пословицы

  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Собака – друг человека.
  • Друг познается в беде.

Что понравилось

Понравилось, что дедушка Мартын, хоть и очень нуждался в деньгах, не продал Арто, который был настоящим другом и артистом их маленькой труппы.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году был написан рассказ «Белый пудель»?</h3>

    • <label>1902;</label>
    • <label>1903;</label>
    • <label>1904;</label>
    • <label>1905.</label>

(новая вкладка)Куприн А, рассказ «Белый пудель» Жанр: рассказы о животныхГлавные герои рассказа «Белый пудель» и их характеристика

  1. Сережа. Мальчик 12 лет. Ловкий и смелый. Добрый и верный. Немного наивный, но жизнерадостный и веселый.
  2. Дедушка Мартын Лодыжкин. Он же Иван Дудкин. Старый шарманщик. Добрый, честный, принципиальный. Боится полиции.
  3. Арто. Белый пудель. Верный друг.
  4. Трилли. Мальчик 10 лет. Капризный, своевольный, избалованный.
  5. Дама, мать Трилли. Важная, надменная.
  6. Дворник. Вор. 

План пересказа рассказа «Белый пудель»

  1. По дорогам Крыма
  2. Старая шарманка
  3. История Сережи
  4. По дачам
  5. Неудачный день
  6. Дача «Дружба»
  7. Капризный малыш
  8. Представление
  9. Малыш хочет собаку
  10. Отказ Лодыжкина
  11. Купание
  12. Уговоры дворника
  13. Послеобеденный сон
  14. Арто пропал
  15. Рассказ Лодыжкина
  16. Ночлег в Алупке
  17. Ночное путешествие
  18. В дачном саду
  19. Пудель в подвале
  20. Арто сбежал
  21. Погоня по саду
  22. На свободе
  23. Встреча старых друзей.

Кратчайшее содержание рассказа «Белый пудель» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик Сережа, дедушка Лодыжкин и пудель Арто ходили по Крыму и давали представления.
  2. На даче «Дружба» капризный малыш захотел пуделя.
  3. Лодыжкин отказался продать пуделя.
  4. Дворник украл пуделя.
  5. Сережа ночью проник на дачу и нашел пуделя.
  6. Дворник преследовал их, но мальчик и собака сбежали.

Главная мысль рассказа «Белый пудель» Собака друг человека.Чему учит рассказ «Белый пудель» Рассказ учит не бросать своих друзей в беде, не предавать их. Учит любить животных, в частности собак. Учит ответственности за своих домашних питомцев. Учит смелости и решительности, учит принимать важные решения.Отзыв на рассказ «Белый пудель» Мне очень понравился этот замечательный рассказ и особенно понравилось то, что мальчик Сережа не бросил своего друга, не оставил пуделя в лапах похитителей. Что он решительно отправился выручать собаку, несмотря на то, что ему было очень страшно. И мне понравились слова Лодыжкина о том, что друзей предавать нельзя, а собака все равно что близкий друг.Пословицы к рассказу «Белый пудель» Сам погибай, а товарища выручай. Друг познается в беде. Большая заслуга — выручить в бою друга. Всякая помощь хороша вовремя. Собака друг человека.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Белый пудель» по главам:I. По южному берегу Крыма пробиралась бродячая труппа. Впереди бежал белый пудель Арто, за ним шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который нес клетку с щеглом. Последним шел дедушка Мартын Лодыжкин с шарманкой. Шарманка была очень старой, но дедушка сильно любил свой инструмент. Но еще больше он любил маленького Сережу и пуделя. Сережу дедушка взял у сапожника-забулдыги напрокат, но сапожник умер, и Сережа остался с дедушкой навсегда.II. День был жаркий и Сережа хотел искупаться, но дедушка не разрешил, нужно было идти дальше. Они прошли мимо графского парка, и мальчик восхищался фонтаном с золотыми рыками и персиковым деревом. Но дедушка сказал, что скоро они отправятся дальше на юг, и там будет всяких диковинок еще больше. День выдался неудачным, из многих мест артистов гнали, а в двух местах заплатили сущие копейки. Но больше всего из себя вывела дедушку богатая дама, которая долго расспрашивала артистов о житье-бытье, а потом вынесла им мелкую, протертую до дыр серебряную монетку. Дедушка с негодованием выбросил монету в пыль. Наконец осталась только одна дача, на воротах которой была выбита надпись «Дача дружба». Артисты пошли на эту дачу.III. Они остановились на площадке перед балконом и уже собирались давать представление, как вдруг из дверей дачи на балкон выбежал мальчик лет десяти, за которым гнались шесть человек. Мальчик упал на пол и стал дрыгать ногами, а седой лакей упрашивал барина принять микстуру. Красивая дама, мать мальчика, называла его Трилли, и обещала ему золотые или даже ослика, если мальчик примет лекарство. Сереже мальчик показался сумасшедшим и он надеялся, что того будут драть. Но дедушка сказал, что такой сам кого хочешь выдерет, и приказал начинать представление. Но только заиграла шарманка, как красивая дама заругалась и потребовала выгнать нищих. К артистам устремился лакей и стал из выпроваживать. Дедушка и Сережа развернулись, но вдруг Трилли завыл, что хочет смотреть артистов, и дама приказала им вернуться. Сережа и дедушка показали свое представление, выступил и Арто. В руках дамы появился кошелек и дедушка обнадежился. Но тут Трилли снова завыл и стал требовать собаку. Дама пыталась уговорить мальчика, но тот орал все громче и она сдалась. Она стала спрашивать старика, сколько он хочет за собаку, предлагая двести и даже триста рублей. Дедушка не понимал даму, а когда сообразил, что от него хотят, гордо ответил, что собака не продается, как не продается Сергей. Дама рассердилась и приказала дворнику гнать артистов прочь. Дворник сердито вывел артистов с дачи. А дедушка и Сергей переглянулись и вдруг рассмеялись. Им показался смешным язвительный малыш и сама идея продать собаку. Так ведь можно даже луну с неба попросить. Артисты дошли до моря и Сергей полез купаться. Старик довольно смотрел на мальчика, а пудель носился по берегу и лаял. Вдруг дедушка увидел, что к ним спускается тот самый мрачный дворник.IV. Дворник стал уговаривать дедушку продать собаку, говоря, что триста целковых огромная сумма. Но дедушка не хотел даже слышать о продаже и об инженере миллионере. Он говорил, что как нельзя продать брата, так нельзя продать и собаку. И просил передать инженеру, что не все на свете покупается. Артисты ушли, но Сергей увидел, что дворник угрюмо следит за ними.V. Артисты не ушли далеко. Они остановились в тени орешника, возле прозрачного ключа, и не торопясь поели. После этого они решили вздремнуть, а проснувшись не увидели Арто. Некоторое время они бегали и звали собаку, но потом дедушка нашел огрызок колбасы и понял, что собаку украл дворник. Дедушка пришел в отчаяние и стал спрашивать Сережу, что делать. Мальчик предложил пойти к мировому судье, но дедушка сказал, что ему никак нельзя к судье. И он рассказал мальчику, что у него чужой паспорт. Оказалось, что несколько лет назад старик потерял свой паспорт, будучи в Таганроге. И какой-то грек продал ему за двадцать пять рублей чужой паспорт. И вовсе он не Мартын Лодыжкин, а крестьянин Иван Дудкин. Старик был в отчаянии, и Сережа твердо поднял его с земли и повел. Они сделали крюк, чтобы пройти мимо дачи «Дружба», но Арто не увидели. Старик пытался жалобно кричать, но Сергей оборвал его, мрачно о чем-то размышляя.VI. Артисты дошли до Алупки и остановились на ночлег в кофейной. В полночь Сережа поднялся, бесшумно оделся и ушел. Он дошел до графского парка, и полез через чугунную ограду дачи. Но не видя в темноте ворот, Сережа не удержался и свалился внутрь. Он сильно ушибся, и у него зазвенело в ушах. Мальчик пошел к даче, не узнавая местности в темноте. Он понимал, что собаки не может быть в доме и обошел дачу сзади. Там было несколько построек и вдруг мальчик услышал визг из подвала. Он позвал пуделя и Арто отозвался суматошным лаем. На собаку заругался дворник и Сережа крикнул, чтобы тот не смел бить собаку. Дверь подвала распахнулась и появился дворник, который стал кричать «Воры!» и «Застрелю!». И тут же из подвала выскочил Арто, на шее которого болтался обрывок веревки. Сережа бросился прочь, не разбирая дороги. К нему присоединился Арто. Мальчик понимал, что перелезть через ворота не успеет, и побежал вдоль стены и кипарисов. Дворник не отставал. В какой-то момент Сережа потерял надежду и сел на землю. Но почти сразу увидел, что стена напротив более низкая, хотя и утыкана разбитыми бутылками. Он мигом подсадил на стену Арто, а потом перебрался сам. Пудель и мальчик побежали прочь от дачи. Дворник не преследовал их. Вернувшись в кофейню, мальчик не хотел будить дедушку, но это сделал Арто, бросившись облизывать старика. Дедушка проснулся и сразу все понял. Он начал было расспрашивать Сережу, но тот уже спал.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Белый пудель»

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Белый пудель

Автор: А.И. Куприн

Год написания: 1903

Жанр: рассказ

Главные герои:Арто — дрессированная собака, Сережа – маленький циркач, Мартын Лодыжкин — бывший акробат.

Краткое содержание рассказа «Белый пудель» для читательского дневника покажет несправедливый мир начала прошлого века, где все решают деньги и власть, а не талант и способности.

Сюжет

Бродячие циркачи ходят по богатым дачам и показывают свои нехитрые номера с целью заработать немного денег себе на пропитание. Выручка очень мала, и вся надежда на последнюю дачу «Дружба». Оттуда выскакивает с плачем и криками мальчик, который не хочет принимать лекарство, а испуганные слуги крутятся вокруг него с уговорами. Избалованный мальчик увидел артистов и захотел посмотреть выступление, затем он захотел, чтобы ему отдали умного пса. Мать мальчика предлагала Мартыну деньги, но он отказался, и их попросту выгнали с дачи. Ночью дворник по приказу своей хозяйки украл собаку. Циркачи очень огорчились, поскольку Арто был их другом, а еще без него им было бы очень трудно заработать себе на хлеб. И ночью Сережа отправился на дачу с целью выручить Арто из беды, что ему удалось. Когда Мартын захотел узнать, как это все произошло, то увидел, что и ребенок и собака крепко спят, утомленные своими приключениями.

Вывод (мое мнение)

В мире, где правят деньги, нет, и не будет справедливости. Богатые люди считают, что им все позволено, если капризный мальчик захотел отобрать у бродячих циркачей их помощника, то и это можно устроить. А то, что для бедных людей собака – и способ заработка, и друг, это никого не волнует.

Добавить в избранное

Здесь даны основные сведения о рассказе А. И. Куприна «Белый пудель», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Белый пудель» Александр Иванович Куприн написал в 1903 году, а издан он был в 1904 году. Его главные герои — бродячие цирковые артисты. Писатель хорошо знал и любил цирк, уважал циркачей за их искусство, смелость, сплочённость и дружбу. Он написал много произведений об этих замечательных людях. «Белый пудель» — один из лучших рассказов о них.

Главные герои рассказа

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

По Крыму путешествовала бродячая труппа: старик Мартын Лодыжкин — шарманщик, мальчик Сергей — акробат и белый пудель Арто — прекрасный цирковой артист. Они жили на деньги, которые давали зрители их представлений.

Однажды им не удалось ничего заработать. Когда циркачи оказались возле дачи «Дружба», где отдыхало богатое семейство, им навстречу выбежал мальчик Трилли. Ему очень понравился Арто, и артистов попросили показать представление. Трилли потребовал, чтобы пёс остался у него, но дедушка Мартын не согласился продать своего верного друга. Артистов прогнали со двора, не заплатив за представление.

Вечером дворник с дачи «Дружба» нашёл циркачей и снова предложил деньги за пуделя. Артисты отказались. Ночью дворник украл Арто.

Шарманщик стал горевать о том, что без пуделя им трудно будет выступать. Сергей, для которого Арто был настоящим другом, вечером отправился к даче, помог пуделю выбраться на волю, и они возвратились к Мартыну.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

По южному берегу Крыма путешествовала бродячая цирковая труппа. Она была совсем небольшая: дедушка Мартын Лодыжкин со своей старой шарманкой, акробат — двенадцатилетний мальчик Сергей и Арто — красивый белый пудель, выступление которого очень любила публика.

Сергей стал спутником старика после того, как тот пять лет назад взял его «напрокат» у вдового сапожника, обязавшись платить в месяц по два рубля. Но сапожник умер, с тех пор мальчик и дедушка Лодыжкин стали неразлучны.

Глава 2

Артисты вышли к старинному парку, в котором находились красивые дачи. Они обошли весь дачный посёлок, но смогли заработать очень мало. За представление заплатили только в двух дачах, но Мартын был рад и этому. Его сильно возмутила одна барыня: она долго смотрела представление, а дала только дырявый гривенник.

Подойдя к последней даче с табличкой «Дача «Дружба», посторонним вход строго воспрещается», Лодыжкин сказал, что название обещающее и понадеялся на удачу.

Глава 3

Артисты уже собрались начать представление, но тут из дома на террасу выбежал Трилли — мальчик лет восьми-десяти. Он громко кричал, а за ним спешили прислуга, дама и толстый господин. Мальчик катался по полу, визжал, а все уговаривали его принять микстуру.

Шарманщик завёл свою шарманку. Услышав её звуки, все люди на балконе встрепенулись. Мать мальчика решила прогнать артистов, но Трилли закапризничал, что хочет увидеть представление. Артистов вернули, Мартын стал играть на шарманке, а Сергей выполнял разные гимнастические трюки. Затем по командам старика Арто стал делать свой номер.

Трилли очень понравилась дрессированная собачка, и он тут же потребовал пуделя себе. Дама спросила, сколько стоит собака, но Лодыжкин ответил, что она не продаётся. Трилли кричал во всю мочь. Его рассерженная мать предлагала за пуделя большие деньги, но старик не уступал. Тогда дворник прогнал артистов на улицу.

Глава 4

Когда они дошли до моря, их догнал дворник дачи «Дружба». Подкармливая Арто колбасой, он напомнил, что барыня предлагает за пуделя триста рублей. На эти деньги можно было купить бакалейную лавку, но Мартын решительно отказался продавать Арто.

Глава 5

Лодыжкин и Сергей решили позавтракать у источника, а затем немного поспать. В полудрёме дедушка говорил, что купит Сергею красивое трико и атласные туфли для выступления в цирке.

Проснувшись, они поняли, что Арто пропал. Увидев на дороге огрызок колбасы, старик понял, что собаку украл дворник, и очень расстроился.

Сергей сказал, что надо идти требовать собаку назад, а если не отдадут, пожаловаться мировому судье. Дедушка ответил, что нельзя идти к мировому, потому что он живёт по чужому паспорту, а свой у него украли.

Глава 6

Дойдя до Алупки, артисты остановились на ночлег в турецкой кофейной. Поздно ночью Сергей тихонько вышел и направился к даче «Дружба». Там он перелез через ворота и стал обходить дачу кругом.

Услышав из подвала стонущий визг, Сергей позвал Арто, и на весь сад раздался неистовый лай. В подвале послышался крик и что-то стукнуло. Мальчик закричал, чтобы не смели бить собаку.

Из подвала выбежал Арто с обрывком верёвке на шее, за ним гнался дворник. Сергей и пудель бросились прочь. Найдя место, где забор был не очень высокий, маленький акробат подсадил пуделя, перелез через забор, и они помчались что есть силы.

Хотя дворник остался в саду, мальчик и собака ещё долго бежали, затем передохнули у источника и пошли в кофейную. Арто отыскал среди спящих постояльцев Лодыжкина и на радостях облизал ему лицо. Старик хотел расспросить Сергея, но не успел — мальчик уже заснул.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе «Белый пудель» Александр Иванович Куприн затронул две важные темы: бескорыстной дружбы и социального неравенства. Показано разное отношение к животным и вообще к жизни маленьких представителей двух разных сословий. Если для мальчика из бродячей труппы артистов важна дружба и ради своего друга, пуделя, он готов на всё, то для сына богатых родителей этот пудель — всего лишь игрушка.

Рассказ учит быть бескорыстными и верными в дружбе, не предавать друзей. Учит быть в ответе за своих домашних животных, не относиться к ним потребительски и бездушно.

Идея этого произведения: настоящего друга нельзя купить, дружбу можно только заслужить. Автор показывает, что понимание настоящей дружбы больше присуще небогатым, простым людям.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы. Рекомендуем прочитать рассказ «Белый пудель» полностью.

Читайте также краткое содержание других произведений А. И. Куприна:

Гранатовый браслет

Изумруд

Олеся

Вам также будет интересно почитать:«Хорь и Калиныч» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева«Разгром» — краткое содержание и пересказ по главам романа А. А. Фадеева«Любовь к жизни» — краткое содержание и пересказ рассказа Д. Лондона«Метель» — краткое содержание и пересказ повести А. С. Пушкина

Автор:Александр Куприн

Год написания: 1903

Жанр: рассказ

Главные герои: Арто (дрессированная собака), Сережа (маленький циркач), Мартын Лодыжкин (бывший акробат).

Сюжет:

Главным действующим лицом является белый пудель по кличке Арто. Он отличался исключительным умом и дрессированостью. Этот пес входил в бродячую трупу циркачей, которой кроме него были еще старый шарманщик Мартын и мальчик-акробат Сережа, зарабатывали они тем, что показывали номера, бродя по улицам Крыма.

День тяжело назвать удачным, циркачи прошли большое количество дворов, но так ни чего не заработали. Последнее место, которое они решили посетить- это была Дача Дружба. Придя туда и только подготовившись к выступлению, они увидели, как к ним направляется мальчуган, а за ним вдогонку бежала толпа ,около шести человек. Ребенок капризничал, а мама пыталась выгнать циркачей, но мальчишка захотел увидеть представление.

Само представление понравилась разве только мальчику, да и то разве что из-за пуделя, которого мальчик потребовал у мамы купить. Та через дворника, предложила за собаку приличные деньги, за которые можно приобрести даже трактир, но старик категорически отказался. Во время переговоров по продажи подкармливал животное колбасой.

После ухода дворника циркачи отправились спать. Шарманщик , покуда не уснул, грезил мечтой о том, чтобы купить акробату новое, красивое трико в котором он будет блистать в номерах.

Так получилась ,что на эту ночь циркачи остались ночевать в кофейне. Сережа пошел искать своего друга на Дачу. Он с легкостью перелез через забор и нашел пуделя в пристройке. Они вместе сбежали с Дачи. После того, как мальчик и пес вернулись в кофейню. Арто нашел старого шарманщика и от радости начал лизать ему лицо. Старик, открыв глаза увидев собаку и мальчика все понял.

Данное произведение показывает цену настоящей дружбы.

Читательский дневник для 5 класса

Читать краткое содержание Куприн Белый пудель по главам

belyj-pudel-1.jpg

Сюжет произведения «Белоснежный пудель» А. И. Куприна основан на реальных событиях. У автора была дача в Крыму и там, в гости часто заходили артисты-кочевники. Так однажды один из гостей-маленький парнишка рассказа историю, которая произошла с собакой. Это и стало основой для написания рассказа.

1 глава

По южному берегу Крыма шла небольшая кочевая труппа. Впереди бежал белый пудель Арто, вслед за ним шел парень Сережа, ему было 12 лет. В одной руке мальчика была клетка, а в другой свернутый ковер. Последним шел глава труппы-Мартын Лодыжкин. На спине у него была шарманка, очень старая. Сергея был в труппе с 7 лет, его забрали у пьющего отца и пообещали платить пару рублей в месяц. Через время отец мальчика умер, и тот остался с дедушкой. Труппа путешествовала от одного села к другому.

2 глава

3 глава

Дорога к дому была застелена гравием. Артисты начали готовится к выступлению, как вдруг из дома выскочил мальчик в матросском костюме, на вид лет 10, за мальчиком выбежали еще шесть взрослых. Этот ребенок сильно кричал и плакал, и даже упал на землю. Взрослые бегали вокруг него и просили выпить лекарство. По началу труппа следила за ходом событий, пока Мартын не приказал начать. Полился звук шарманки, это успокоило всех вокруг, и даже беспокойный ребенок утих. Сначала к артистам отнеслись негативно, те даже были настроены уйти. Но мальчишка стал просить, чтобы их позвали. Артисты вернулись и продолжили выступление. Закончив, Арто по традиции подошел к даме, с картузом в зубах. Мальчишка увидев собаку, стал плакать и кричать, что желает чтоб ее подарили ему. Старик же отказался отдавать собаку, и артистов прогнали прочь. Артисты последовали на берег моря, чтобы сделать привал, отдохнуть и искупаться. Вскоре к ним подошел дворник.

4 глава

Дворника послала барышня, чтоб тот забрал собаку. Но Мартын ни в какую не соглашался на такое. Дворник поведал, что отец мальчика занимает ответственную должность, он занимается строительством дорог по стране. Из этого следовало, что семья очень богата и поэтому привыкла баловать своего единственного ребенка и ни в чем ему не отказывать. Но и такие разговоры не смогли переубедить Мартына, и вскоре труппа ушла.

5 глава

Они шли аж до горного потока, там сделали привал, чтобы перекусить и отдохнуть. Поужинав все уснули, но через сон Мартыну казалось, что он слышит, как рычит пудель, но пойти посмотреть он не смог, поэтому продолжил спать дальше. Сергей проснулся первым и первым обнаружил пропажу собаки. Мартын нашел недалеко следы. Понятно было, что это дворник украл собаку. Просить помощь у кого-то нельзя было, так как у деда даже паспорта не было. Единственный шанс найти собаку был, когда труппа возвращалась обратно мимо «Дружбы», но Арто они так и не увидели.

6 глава

Артисты дошли до Алупки, где остановились ночевать в кофейне Ибрагима. Ночью Сережа не смог заснуть и решил вернуться на ту дачу. Он проник на территорию дачи и увидел привязанного Арто, которого еще и закрыли в подвале. Арто сразу узнал хозяина и начал лаять. На его лай прибежал дворник и начал бить собаку, и тут мальчик не выдержал и закричал. Дворник кинулся ловить мальчика и бросил открытым подвал. В это время собака вырвалась и выбежала на улицу. Сережа и Арто перепрыгнули через забор и убежали. Дворник уже не стал за ними гнаться.

Оцените произведение: Голосов: 234

Читать краткое содержание Белый пудель. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Куприн. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Белый пудель

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Принцесса на горошине Андерсена

    В одном королевстве жил принц, который задумал в жёны подлинную принцессу. Объехав весь мир, он вернулся домой, но желаемого не нашёл. Среди огромного количества невест, не было той, с кем бы он связал свою судьбу, проявлялись какие – то недостатки.

  • Краткое содержание Набоков Дар

    Потомок аристократической фамилии Федор Годунов-Чердынцев, бежавший от последствий русской революции, проживает на съёмной квартире у старой немки в Берлине

  • Краткое содержание Ледяной дом Лажечников

    В середине 18 века в период правления Анны Иоанновны негласно страной руководил фаворит императрицы Бирон, окрыленный мечтой получить полную власть в государстве.

  • Краткое содержание Всадник без головы Майн Рид

    1865 год. Томас Майн Рид пишет роман «Всадник без головы». В основу произведения легли истории, произошедшие с автором в Америке. Главное, что сюжет касается героев, которые живут в 50-х.г.г. девятнадцатого века на территории Техаса.

  • Краткое содержание Бажов Кошачьи уши

    П.П. Бажов в самом начале своего рассказа повествует о Полевой-маленьком и глухом населенном пункте. В деревне Полевой не происходило ничего интересного, потому что она

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/belyy-pudel.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/01/blog-post32.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/5-klass/1517-belyy-pudel.html
  • https://blmb.ru/belyj-pudel-kratkoe-soderzhanie/
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/kuprin/belyj-pudel

  • Отзыв о рассказе заколдованная буква драгунский
  • Отзыв о рассказе дремучий медведь паустовский
  • Отзыв на турецкую сказку ашик кериб 4 класс по плану
  • Отзыв на рассказ тайное становится явным драгунский
  • Отзыв о произведении сказка о мертвой царевне и о семи богатырях