Отзыв по рассказу после бала

Сочинения по литературе паустовский сочинение по рассказу корзина с еловыми шишками по жанровой направленности произведение является небольшой новеллой, основная тематика
  • Сочинения
  • По литературе
  • Паустовский
  • Сочинение по рассказу Корзина с еловыми шишками

По жанровой направленности произведение является небольшой новеллой, основная тематика которой заключается в изображении красоты окружающей природы, вызывающей в человеке самые прекрасные чувства и эмоции.

Центральными персонажами рассказа являются Дагни, представленная в образе маленькой девочки, и Эдвард Григ, признанный знаменитым и талантливым композитором.

Сюжетное повествование разворачивается в момент встречи героев в осеннем лесу, где совершает прогулку композитор, заметивший на тропинке юную девочку, которая занимается сбором пахучих еловых шишек. Девочка поражает композитора своими невероятно большими зелеными глазами, в которых мужчина видит отражение неба, земли, солнца.

Композитор решает заговорить с девочкой, которая оказывается весьма образованной, шустрой и любознательной, поэтому общение взрослого мужчины и Дагни вдохновляет музыканта, и он планирует сделать ей в дальнейшем подарок, через несколько лет, когда юная малышка станет взрослее.

Композитор под воздействием встречи с необыкновенным ребенком, а также под влиянием природной осенней тишины, внушающей спокойствие и романтическое настроение, принимает решение создать мелодичное музыкальное произведение, отражающее внутреннее состояние маленькой девочки. При создании своего очередного шедевра композитор постоянно видит перед глазами образ девочки, а также представляет, как она, став уже молодой леди, слушает его подарочное творение.

Через несколько лет Дагни становится взрослой красивой девушкой с невероятными густыми и золотыми косами. Однажды девушка попадает в театр, где должен пройти концерт. Неожиданно Дагни слышит от ведущего собственное имя, а затем музыканты начинают играть великолепную музыку. Девушка тут же вспоминает о давней встрече в лесу и ее глаза наполняются слезами счастья.

Девушка тут же принимает решение о выражении благодарности композитору, но, к сожалению, оказывается, что музыканта уже давно нет на этом свете. Однако его творения до сих пор живут в сердцах благодарных слушателей.

Смысловая нагрузка произведения заключается в ценности каждого мгновения человеческой жизни, которая является прекрасной и неповторимой, способствующей рождению в душе людей вдохновения, фантазии, а также ярких, положительных эмоций и чувств. Рассказ является жизнеутверждающим произведением, способствующим читательским размышлениям о смысле человеческой жизни, об отношении к окружающей природе и близким людям.

2 вариант

В произведение встречаются два главных героя: юная девчонка Дагни и знаменитый, талантливый композитор Эдвард Григ. Встреча происходит на свежем воздухе. Прогуливаясь по осенним тропинкам, наш музыкант заметил маленькую принцессу, набирающую пахучие, красивые шишки от ели. И между ними произошла беседа.

Ему понравилось общение с девочкой, и он пообещал сделать подарок. Перед ним шустрая девочка лесника, собирающая еловые, большие шишки.

Природная осенняя тишина и красота внушает спокойствие, навивает романтическое настроение.

Он обещает исполнить подарок, только когда наша героиня повзрослеет, спустя десяток лет. Все десять мгновений, проводит наш талантливый композитор в мысленных беседах с героиней.

Медленно наш композитор набирает мелодичные звуки, воображая присутствие молодой девушки. Последние годы жизни уходят на выполнение сюрприза юной красавице. Она не выходит из его мыслей, чувств, пробуждает в нём желание творить классическое произведение.

Он в мыслях фантазирует, что делает молодая леди, как она будет слушать и восхищаться его подарком.

Пролетают детские годы, подрастает героиня. Её отводят на концерт. Она расцвела на глазах. У неё густые, золотые косы. На концерте она в первый раз. Все для неё волнительно и ново!

И вдруг, она слышит своё имя и понимает, что нежная, классическая музыка — подарок ей.

И в её душе пролетают детские годы. Воспоминания трогают пылкое сердце. Ей хочется отблагодарить нашего композитора. Но, увы, он покинул сей мир.

Рассказ учит нас наблюдать за красотой природы и делиться своими чувствами друг с другом. Стараться оставить след своим талантом, подрастающему поколению. Делиться своими впечатлениями, творить и учить современную молодёжь. Дарить знания прекрасного, делиться душевными силами. Быть добрее друг к другу и видеть только хорошие и прекрасные качества. Любить жизнь. И отдавать себя без остатка людям.

4 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Сочинение по рассказу Корзина с еловыми шишками

Сочинение по рассказу Корзина с еловыми шишками

Популярные сегодня темы

  • Главные герои сказки Русалочка Андерсена

    «В сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» — так гласит одна из пословиц русского народа. Именно сказки дарят нам погружение в волшебный мир, и отвлечься от серых будней. Сказка Андерсена есть

  • Образ и характеристика Фамусова в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

    Фамусов в комедии играет важную роль, ведь он олицетворяет всех дворянин начала 19 столетия. Он хорошо известен в знатных кругах общества и занимает высокую должность – управляющий в казенном доме

  • Спасение Жилина и Костылина из плена в рассказе Кавказский пленник

    Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» был написан неслучайно. Мотивом его написания был случай из жизни автора, который произошел в период Кавказской войны, в середине девятнадцатого столетия

  • Жизненные источники рассказа После бала Толстого сочинение

    Произведения Л. Н. Толстого правдиво отразили жизнь разных социальных слоев российского общества. В его романах, пьесах, повестях можно увидеть судьбы дворян,чиновников, крестьян. Толстой прошел военную службу

  • Сочинение Анализ сказки Самоотверженный заяц Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)

    Причиной возникновения конфликтной ситуации, которую описывает автор, послужила вина бедного зайца. Трусливое, слабое животное, по мнению волка, посмело как-то ослушаться приказа более сильного

Удивительно гармонично сочетаются реализм и романтизм. Короткие рассказы, направленность которых критики определяли как соцреализм, занимают особое место в творчестве писателя. Произведение «Челкаш» относится к их числу.

История создания

Сочинение написано в 1894 году. За основу истории Горький взял рассказ, переданный ему соседом по палате в больнице города Николаев. Спустя год рассказ опубликовал журнал «Русское богатство».

Произведение пронизано духом романтики, скрывающимся в описании природы. Этот ход характерен для всех ранних сочинений автора. Главным действующим лицом становится бездомный вор и пьянчуга Челкаш. Босяк имеет неопрятную внешность. Своим обликом он напоминает костлявого ястреба. Герой предстает перед читателем в приподнятом настроении, так как предвкушает заработок. Он и Гаврила, деревенский крепкий парень, решились на ночной разбой. Горький дает подробную характеристику каждого образа, прежде чем описать их поступок.

В противовес Челкашу, Гаврила – верующий и добрый парень, чья жадность перечеркивает все жизненные ценности. Поначалу создается впечатление, что гордый и свободолюбивый Челкаш сбивает юношу с пути истинного, но впоследствии раскрывается истинная подоплека. Челкаш вспоминает свое прошлое, супругу и родителей. Отчасти в Гавриле он видит себя, поэтому решается помочь парню, который возвращается домой, не сумев заработать денег.

illiustratsiia Иллюстрация к рассказу «Челкаш»

Челкаш очень любит море, которое дарит ему ощущение свободы. Море позволяет забыть о беспокойствах, оценить реальную натуру каждого героя. Челкаш любит мощь и свободу моря, а Гаврила боится. Привыкший к земле крестьянин страшится проявления бескрайней силы волн, и особенный страх появляется в его душе, когда прожекторы освещают морскую даль.

Свет корабля Гаврила расценивает как знак свыше и зарекается заказать молебен. Но утренняя дележка добычи показывает, что богобоязненность парня временна. Он не был доволен тем, как распределились деньги, и готов убить Челкаша ради наживы. Герой ранит подельника, отбирает все деньги и смывает следы преступления. Но грех с души Гаврилы уже не смыть.

g

Описывая поступок парня, Горький показывает, как легко потерять человечность, как быстро можно стать низким существом, когда речь идет о деньгах. Поднимается здесь вопрос верности и измены, с которым столкнулся доверившийся постороннему человеку Челкаш.

Рассказ «Челкаш»

Анализ образа действующих лиц предоставляется в начале рассказа вслед за описанием порта. Челкаш – беспробудный пьяница, славящийся воровским чутьем и ловкостью. Он немолод, но возраст и пристрастие к бутылке не сказываются на успехе его предприятий. Герой предстает нетривиальной личностью, чья судьба и характер неповторимы. Для произведений Горького характерно наличие таких персонажей. Зачастую они обладают необъяснимой тягой к восхитительной красоте чего-то всеобъемлющего. В случае с Челкашом описывается безудержная любовь к морю.

i garila

Мужчина имеет непростую судьбу. Его детство было удачным, но жизнь сложилась непросто. Из военного офицера, гордого и свободолюбивого, он превратился в бедняка. Особенность характера героя заключается в сочетании противоположных качеств. Горький описывал черты, присущие людям, оказавшимся в сложном положении, обнажая реальную суть души персонажа. Принципы и пороки человека проверяются в таких обстоятельствах.

Челкаш потерял цель в жизни и ворует для поддержания своего существования. Деньги он тратит на выпивку и самое необходимое. Гаврила же имеет мечту о собственном хозяйстве и семье, поэтому воровство для него – преступление ради благой цели. Горький позволяет читателю самостоятельно выбрать, кто из героев является положительным персонажем, а кто потерял человеческое достоинство. Сложность и противоречивость характеров изображенных персонажей не позволяют ответить на вопрос однозначно. Оба мужчины сочетают в себе негативные черты и положительные качества.

chell

Нищий Челкаш, привыкший ходить грязным, оборванным и босым, одинок. У него никого нет, поэтому собственное будущее мало заботит мужчину. Он живет нынешним днем, не заботясь о работе и не признавая своего бедственного положения. Став отбросом общества, он гнал от себя мысли об этом, заглушая их выпивкой. Только море давало герою успокоение, ведь в нем он был королем ситуации.

Бывший офицер сохранил качества, воспитанные годами службы. Несмотря на воровской удел, Челкаш сохранил человечность. Он ворует не для обогащения, а для подержания худого, но привычного образа жизни. Обманув Гаврилу, заманив его на грабеж, Челкаш отобрал у парня паспорт. Новоявленный подельник оказался заложником мужчины, который был доволен своей удачей.

vneshnost

Челкаша влечет вкус свободы, поэтому он идет на воровство. Он – потерянный для общества человек, который, имея все, что необходимо, не ценил этого. Утратив семью и статус, он предпочитает не думать о произошедшем, не менять ситуацию. Алкоголик и бродяга, мужчина заглушает душевную боль, чтобы избежать признания своего бедствия. Собственная жизнь противна герою, но к другой ему было не пробиться.

Цитаты

Несмотря на бедственное положение главного героя, его негативный образ, грехи и проступки, Горький наделили Челкаша великим характером, сравнимым с величием моря:

«Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной».

Челкаш сознавал серьезность своего падения. Он боялся вспоминать о своем прошлом, потому что мысли угнетали и не давали покоя, разъедая душу мужчины:

«Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда…»

Дух мужчины был сломлен жизненными перипетиями, цельным в нем оставались только благородство и человеческие принципы. Гордость и благородство теплились в его душе, позволяя не достигать дна бездны, в которую стремительно падало его человеческое существо. Поэтому Гаврила вызывал у него неприязнь.

«Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты и, таким образом, становится похож на тебя».

0

Большинство школьников перманентно охватывает чувство поиска истины, и тогда они вооружившись «гуглом » начинают активные поиски. Однако, что делать, если информации на эту тему практически нет, тогда заглядывайте на сайт сайт
, и возможно вам повезёт наткнуться на необходимую информацию. Сегодня речь пойдёт не о совсем обычной для нашего сайта тематике , а именно о литературе. Поговорим о произведении Горького Челкаш
.
Однако, прежде чем продолжить, прочтите ещё несколько публикаций на тематику тюремного сленга . Например, что значит Базлать , что такое Кипиш , что означает Шкериться , как понять слово Засухарился и т. д.
Итак, продолжим, что значит Челкаш
? Этот термин является кличкой, и семантические качества у этого слова такие: «шероховатый
«, «тихий», «быстрый», «горячий», «короткий». Понятно, что Горький подобрал «погоняло», для этого парня специфическое, которое полностью передаёт его босяцкий характер.

Челкаш
— это имя криминального элемента из рассказа Горького, в котором пропагандируется тема свободы и босячества

Стоит отметить, что Горький
был интеллигентом, а поэтому не любил крестьян, и опасался их, поэтому в своём произведение вор Челкаш получился очень нравственным, а Гаврила, пахавший от зари до зари на своём поле оказался, просто каким-то монстром, способным предать и убить. Для Горького свобода выше сытости и соответственно рабства (с этим можно поспорить), поэтому рассказ и называется «Челкаш
«, в честь парня, по которому «плачет» петля.

Идея этого рассказа пришла в голову Горькому, когда он 1891
году попал в больницу уездного города Николаев. И поскольку делать там было абсолютно нечего, он общался со своим соседом по койке, парнем, явно бандитской
наружности. Именно он, рассказывая про свою жизнь и поведал Горькому эту историю, который тот слегка подправил и издал под собственным именем. Стоит отметить, что написано сиё произведение ровно за два дня, и тут же отдано в редакцию.

Сейчас кличка «Челкаш
» используется в основном для собак, хотя я и не исключаю, что так могут звать некоторых криминальных граждан. И если вы думаете, что я вам тут накатаю сочинение, «что значит быть счастливым Челкаш», то вы крайне заблуждаетесь. В формат данного сайта не входит публикация, каких бы то ни было изложений.
Хотя и дауну понятно, что Горький
намекал своим рассказом, что красть, воровать и грабить, это лучше, чем работать от зари до зари. По его (Горькому) разумению, человека привлекают приключения, постоянная смена мест и событий, череда встреч с незнакомыми людьми, а носится с тяпкой выпалывая сорняки, это не для него.
Кароч , глупость конечно, но на то он и Горький, чтобы мы прощали ему его маленькие слабости и фобии
.

Название произведения:
Челкаш
Максим Горький
Год написания:
1895
Жанр:
рассказ
Главные герои:
Челкаш
– контрабандист, пьяница и вор, Гаврила
– крестьянский парень

Сюжет

Челкаш знакомится с Гаврилой на берегу моря в Южном портовом городе. Там он расспрашивает его о жизни и узнает, что у парня нет отца, нет денег, нет дома и земли. У него есть мечта раздобыть немного земли, построить дом, завести хозяйство. Тогда ловкий контрабандист предлагает глуповатому парню пойти с ним на дело. Ночью они быстро и ловко воруют тюки с тканями и сдают их скупщику краденого за приличные деньги.

Челкаш рассчитывается с парнем, но тот молит его отдать ему все деньги. Челкаш, потрясенный жадностью и унижением молодого человека, бросает к его ногам купюры. Тогда Гаврила признается, что готов был даже убить своего подельника и сбросить в море. Это возмутило вора, и он отнял деньги. За что и получил сильный удар по голове. Но затем Гаврила, потрясенный своим поступком, привел Челкаша в чувство, просил прощения и целовал ему руки.
Челкаш вновь отдал парню деньги и ушел, презрительно сплюнув на песок.

Вывод (мое мнение)

Челкаш – вор, но человек свободный и по-своему благородный, он способен на широкий жест. Гаврила, с первого взгляда, честный человек, но ради денег способен на подлость и унижение.

Мало кому известно, что в 2018 году исполнилось 150 лет со дня рождения русского писателя Максима Горького.

Настоящая фамилия — Пешков.

Родился Алексей Максимович пешков в Нижнем Новгороде в 1868 году в простой семье. Отец его был столяр — краснодеревщик, но он очень рано умер, а следом умерла и мать. Поэтому воспитывал мальчика дед, суровый мужчина. О воспитании в доме деда рекомендую прочитать книгу Горького «Детство», где он вспоминает те годы жизни.

Учился Горький в слободском училище, а с одиннадцати лет уже пошел работать.

В 1884 году он отправляется в Казань. мечтая об учебе в университете. Здесь он посещает кружки самообразования и сам зарабатывает себе на жизнь. Позже пешком отправляется на Каспий, где работает на рыболовных промыслах. Вообще Горький пешком обошел всю Россию.

Затем в течение жизни Горький жил на Капри, в Италии, а к старости вернулся в Россию, не выдержав разлуки с Родиной. Все это время он пишет свои произведения на злободневные темы той эпохи — революции, репрессии, про жизнь рабочего класса.

Интересны жизнь и судьба писателя, который писал о русских простых людях, списывая человеческие характеры, что называется с натуры. Например, наблюдает он разговор двух бабушек, сидящих на лавочке, а потом прописывает их образы в одном из своих рассказов.

Действие начинается в порту, где появляется Гришка Челкаш. Это вор, босяк. В порту он ищет своего напарника Мишку, но узнает, что тому отдавило ногу, а значит напарника в делах у него больше нет.

Здесь он знакомится с крестьянским парнем Гаврилой и предлагает ему пойти в долю на ночной промысел. Гаврила согласился. Днем он напился в трактире, а ночью вышли в море. Дальше Горький описывает страхи Гаврилы, который стал вором вместе с Челкашом и боялся, что их поймают. Но все обошлось хорошо. Своровав два мешка и сдав их матросам на судно, деньги были заработаны. Утром, когда Челкаш отдал половину денег Гавриле, тот упал на колени и стал молить о том, чтобы ему отдали и вторую половину. Челкаш бросил ему с презрением эти деньги.

Тут Гаврила признался в том, что ради денег хотел убить Челкаша, ведь он вор, и его никто не хватился бы потом. Челкаш схватил Гаврилу за горло, завязалась драка. Однако Гавриле удалось ударить Челкаша камнем по голове. Далее описывается, как Гаврила хотел сбежать, но вернулся снова к Челкашу и просил прощения за то, что чуть не убил его. Челкаш же с презрением бросил ему остатки денег, оставив себе одну бумажку, и пошел в другую сторону.

Главные герои

e0a6385da729e1855490809a8f725c2c

Рассказ «челкаш» — это одно из ранних произведений Горького. В этом рассказе всего два героя — крестьянин и вор. Поначалу кажется, что Челкаш — это отрицательный герой, так как он вор, босяк, побывавший не в одной передряге, а деньги зарабатывает нечестным трудом.

Гаврила же — крестьянин, а значит априори честный, смелый и добрый. Просто в жизни ему не повезло, так как денег нет, а честным трудом заработать не получается. Даже жениться у него не вышло, так как отец невесты не разрешил зажить своим домом.

Что же получается в итоге?

Челкаш проявляет более высокие эстетические чувства. Получается, что босяк и вор оказывается духовно выше недоверчивого и завистливого крестьянина Гаврилы. Свобода и независимость для Челкаша важнее денег.

Челкаш выступает в данном рассказе, как человек смелый, сильный душой. В начале рассказа он предстает перед нами опасным, холодным, и даже хищным человеком. Его устраивает та жизнь, которую он ведет, свободная от труда и каких-либо обязанностей. Он сам себе хозяин и ни от кого не зависит. Однако Гаврила считает его темным и бесполезным человеком.

И тут сталкиваются два различных мировоззрения и образа жизни.

Антиподом Челкаша выступает крестьянский парень Гаврила, который становится случайным помощником контрабандиста. Заработанные деньги он мечтает вложить в землю. Последующие события, разворачивающиеся в рассказе, убивают все то положительное, что было прочитано ранее. Ведь невозможно хорошо думать о человеке, мечтающем убить другого ради денег.

Крестьянин Гаврила в итоге показывает такие черты характера, как жадность и трусость. В итоге он превращается в отрицательного героя.

Более века прошло с момента выхода рассказа, а и в нашу эпоху ничего не поменялось. По-прежнему живы те люди, которые мечтают иметь много денег, и, при этом, им неважен способ наживы. Это печально. Есть над чем задуматься.

Видео обзор

Сочинение

Челкаш и Гаврила — герои, противопоставленные друг другу.

Их несходство проявляется прежде всего во внешнем виде. Гришка Челкаш, «старый травленый волк заядлый пьяни­ца Он был бос, в старых вытертых плисовых штанах, без шапки, в фязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, от­крывавшем его сухие угловатые кости, обтянутые коричневой кожей». Весь вид Челкаша был хищный, автор сравнивает его со степным ястребом, взгляд его острый, глаза холодные. Гав­рилу же автор описывает так: «… молодой парень в синей пест­рядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и оборванном рыжем картузе. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с за­горелым и обветренным лицом и с большими голубыми глаза­ми, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно».

Внешность отражает жизненную опытность Челкаша и наи­вность Гаврилы.

Первая реакция Челкаша: «… ему сразу понравился этот добродушный здоровенный парень с ребячьими светлыми гла­зами».

Что же привело к такой страшной ссоре между героями?

Представление о свободе у героев разное, у Гаврилы — быто­вое, примитивное, «делай — что хошь». Челкаш не комменти­рует его слов, но предварительно сплевывает. Можно догадать­ся, что у него другие представления.

Разница в мировоззрении очевидна и тогда, когда герои до­говариваются о деле. «Парень смотрел на Челкаша и чувство­вал в нем хозяина». Челкаш же испытывал смешанные чувства: «Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала ис­пить ему, Челкашу. И все чувства слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен».

Итак, роли распределены. Далее герои сопоставляются в от­ношении к морю. Гришка, «вор, любил море. Его кипучая не­рвная натура, жадная на впечатление, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной».

Гаврила же о море сказал так: «Ничего! Только боязно в нем». Ясно, что и в этом они противоположные натуры.

Трусливость Гаврилы очевидна в море на фоне бесстрашия Челкаша. Гаврила помогает совершить кражу. На обратном пути они разговаривают о крестьянском труде. Челкаш пережил странные для читателей эмоции, «раздражающее жжение в гру­ди», автор приоткрывает читателю прошлое Челкаша. Именно это прошлое и притягивало его к Гавриле.

Отношение к деньгам — еще одно различие между героями. «Жаден ты», — говорит Челкаш Гавриле. Его же, Челкаша, пред­ставление такое: «Разве из-за денег можно так истязать себя?»

Другие сочинения по этому произведению

«Гордый человек» М. Горького (по рассказу М. Горького «Челкаш»)

Анализ рассказа М. Горького «Челкаш»

Босяки — герои или жертвы?(по рассказу «Челкаш»)

Герои ранней романтической прозы М.Горького

Образ босяка в рассказе М. Горького «Челкаш»

Образ Челкаша в рассказе Горького «Челкаш»

Образы Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького «Челкаш»)

Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).

Роль пейзажа в рассказах И. А. Бунина «Кавказ» и М. Горького «Челкаш»

Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина»Кавказ», М. Горького»Челкаш».

Роль пейзажа в рассказе

Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького на примере одного из рассказов («Челкаш»).

Сочинение по рассказу Горького «Челкаш»

Сравнение Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького «Челкаш»)

Сходство героев М. Горького и В. Г. Короленко

Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш».

Человек в творчестве М. Горького

Анализ рассказа «Челкаш» Горького

Концепция человека в творчестве М. Горького (рецензия на рассказ М. Горького «Челкаш»)

Челкаш и Васька Пепел (сравнительная характеристика героев)

Челкаш и Гаврила в рассказе “Челкаш”

Два мира — два мировоззрения в рассказе Максима Горького «Челкаш»

Рассказ «После бала» был написан Толстым в 1903 г., но при жизни писателя не печатался и впервые был опубликован в 1911 г. в «Посмертных художественных произведениях Льва Николаевича Толстого».

В этой статье представлена критика о рассказе «После бала» Толстого: отзывы критиков, анализ произведения.

Смотрите:

— Краткое содержание рассказа


Отзыв в «Литературной энциклопедии» 1939 г.:

«Противоречие между внешностью и подлинным содержанием действительности, явлением и сущностью выступает в разительной форме — маска сорвана. Выражением этой замечательной особенности творческого метода Толстого явился рассказ «После бала» (1903).

Толстой рисует привлекательную картинку бала, аналогичную описаниям балов в «Двух гусарах», «Войне и мире». Старый полковник танцует со своей красивой, милой дочерью. А после бала полковник гоняет сквозь строй солдата за побег, и Толстой рисует страшную картину избиения, царской «зеленой улицы». Так Толстой срывает маску внешней привлекательности, изящества, благовоспитанности.»
(Попов П., Юнович М. Толстой Л. Н. // Литературная энциклопедия. — М.: Худож. лит., 1939 г.)

Г. Лукач:

«…Было бы ошибкой недооценивать прекрасные чисто художественные качества поздних произведений Толстого. Если даже судить только с художественно-формальной стороны, то вряд ли современная литература на Западе знает хоть один такой формально законченный (в классическом смысле) рассказ, как «После бала». <…> Тон, манера, стиль Толстого сильно изменились. Но и поздний Толстой, в оконченных произведениях, оставался несравненным, величайшим художником своего времени.»
(Г. Лукач, «Толстой и развитие реализма», 1939 г.)

Х. Н. Абрикосов:

«Сюжет рассказа «После бала», который только что тогда был закончен, взят Львом Николаевичем из жизни Сергея Николаевича. Варенька Б. .., описанная в рассказе, была Хвощенская, замечательная красавица, в которую, будучи студентом в Казани, Сергей Николаевич был влюблен. Весь эпизод, описанный в этом рассказе, вполне биографичен. Сергей Николаевич после того, как видел то участие в экзекуции над солдатом, которое принимал отец той, в которую он был влюблен, охладел к своей любви.»
(Абрикосов Х. Н., «Двенадцать лет около Толстого: (Воспоминания)», под ред. Н. Н. Гусева, 1948 г.)

Н. К. Гудзий:

«Деспотический характер царствования «Николая Палкина» нашел отражение, помимо «Хаджи-Мурата», также в рассказах «После бала» (1903) и «За что?» (1906).

В рассказе «После бала», как и во многих других произведениях Толстого, резкий поворот в судьбе человека наступает в результате случайного события в его жизни. Влюбленный молодой человек, безмерно увлеченный юной красавицей, готовый в приливе своей чистой идеальной любви обнять весь мир, неожиданно становится свидетелем потрясающей сцены жестокого избиения шпицрутенами провинившегося солдата-татарина. Экзекуция происходит под командой отца девушки.

За несколько часов до истязания полковник молодцевато танцевал с дочерью на балу мазурку, привлекая к себе восторженные взоры влюбленного молодого человека. А утром тот же полковник предстал перед ним в зверском облике злобного мучителя. Из мира идеальной мечты герой рассказа сразу же перенесся в мир самой отталкивающей действительности. Рассказчик был ошеломлен неожиданным открытием, и, хотя он не в состоянии тотчас же осмыслить весь ужас происходящего, он уже не может впоследствии поступить ни в военную службу, как хотел прежде, и ни в какую-либо другую. …Чувствуя себя выбитым из колеи, он, по его словам, никуда уже не годился, а любовь его с того дня пошла на убыль и со временем сошла на нет. «Вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека» — такими словами заканчивает рассказчик свои воспоминания. Действие рассказа приурочено к 40-м годам прошлого века.

Есть основания предполагать, судя по дневниковой записи Толстого 18 июня 1903 года, что рассказ «После бала» носит автобиографический характер и что прототипом Василия Ивановича, влюбленного в дочь полковника и танцевавшего с ней на балу, был сам Толстой в пору его учения в Казанском университете. В статье 1886 года «Николай Палкин» Толстой делится воспоминанием, по-видимому, казанского периода, об одном из полковых или ротных командиров: «Я знал одного такого, который накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью».

Сам Толстой не был свидетелем экзекуции, но в 1898—1899 годах он встречался с писателем И. Н. Захарьиным (Якуниным), присутствовавшим во время наказания одного солдата шпицрутенами и познакомившего Толстого с подробностями этого наказания. Живо заинтересованный рассказом, Толстой настойчиво советовал Захарьину описать этот случай. Рассказ Захарьина, нужно думать, стимулировал работу Толстого над его собственным произведением на тему о солдатской экзекуции.»
(Н. К. Гудзий, «Лев Толстой: Критико-биографический очерк», 1960 г.)

В. Жданов и Э. Зайденшнур:

«Что касается автобиографичности рассказа «После бала»… то редактор Б. М. Эйхенбаум… оставляет открытым вопрос об автобиографичности рассказа и делает ссылку на ранее (в 1935 г.) вышедший том дневников Толстого и комментарии к ним… <…> Теперь считается правильным, что в рассказе использован случай из жизни С. Н. Толстого.»
(Жданов В., Зайденшнур Э. «Художественные произведения [в юбилейном собрании сочинений Л. Н. Толстого] // Лев Толстой: В 2 кн., 1961 г.)

Это была критика о рассказе «После бала» Льва Толстого: отзывы критиков, анализ произведения.

Тема: – «После бала»(сочинение-отзыв) (2)

Варвара Андреевна Корейш была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Чувство Сергея Николаевича Толстого (брата Л. Н. Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался наказанием через строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот стал тогда же известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала».
Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, который вспоминает свое прошлое. Из короткого вступления мы узнаем, что этот человек пользуется уважением, к его мнению прислушиваются, что он, по-видимому, обладает богатым жизненным опытом. «Сколько бы человек никуда не годились, кабы вас не было», — замечает один из собеседников. И благодаря таким замечаниям возникает доверие к герою. А его обещание рассказать об одном утре, от которого «переменилась вся его жизнь», заставляет внимательно и с интересом следить за дальнейшим повествованием.
Мы окунаемся в эпоху сороковых годов XIX столетия. Сначала нас зачаровывает атмосфера великолепного бала: «зала прекрасная с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», хозяин — добродушный старичок, богач-хлебосол, такая же добродушная жена его, «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке». Мимо проплывают пары. Бесконечные вальсы, кадрили, польки. Наш герой очарован красотой Вареньки Б…, любуется ее стройной фигурой в белом платье с розовым поясом, зарумянившимся с ямочками лицом, ласковыми, милыми глазами. Он влюблен. Он «не только весел и доволен», но «счастлив, блажен… добр», словно «какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Свою любовь к Вареньке молодой человек переносит и на окружающих. Он «обнимал в то время весь мир своей любовью» и с восторженным умилением любовался танцующей парой: отец-полковник пригласил Вареньку на мазурку, и ее грациозная фигурка «плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых, атласных ножек». К отцу же ее Иван Васильевич испытывал в то время «какое-то восторженно-нежное чувство». Мазурка кончилась, и полковник откланялся, сославшись на важные дела рано утром.
Когда молодой человек приехал домой, приятные воспоминания не давали ему уснуть. Казалось, он был бесконечно счастлив, но счастье все росло и росло, он вспоминал Вареньку, танцующую в паре с отцом. И он невольно соединял «его и ее в одном нежном, умиленном чувстве». Автор часто подчеркивает важные мысли повторами, и этим дополнительно усиливает образность и экспрессивность восприятия. Кроме того, оценку увиденному рассказчик дает в соответствии со своим внутренним состоянием. На балу любовь к Вареньке освободила всю скрытую в душе молодого человека «способность любви». Но, выйдя на улицу и став невольным свидетелем экзекуции, которой руководил отец Вареньки, рассказчик испытывает совсем другие чувства. «Мне же было до такой степени стыдно, — говорит он, — что не знал, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, и опустил глаза… И мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Очень важную роль и в композиции рассказа, и в выражении его идеи играют противопоставления. Противопоставлены два основных эпизода — мазурка и экзекуция. Противоположно и описание полковника в этих двух эпизодах. Танцуя, «он бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А утром на площади «он шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу»; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу», злобно хмурился. Нам словно представлены два разных человека: один из них вызывает симпатию и добрую улыбку, другой — омерзение. Еще ярче контраст между полковником «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами» и наказываемым, который, «дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами», двигался сквозь строй солдат.
Хотя сюжет рассказа понятен и прост, история жизни Ивана Васильевича, перед которым раскрывались широкие возможности сделать карьеру и который отказался от государственной службы после случая, изменившего всю его жизнь, на меня произвела очень сильное впечатление. Во многом этот эффект достигается умелым использованием языковых средств и художественных приемов.
Л. Н. Толстой как мудрый и тонкий художник слова показывает нам, что решение его героя о «неучастии во зле» оправдано и приобретает в рассказе высокий гуманистический смысл.

Лев Толстой — После бала:
Краткое содержание

В приятельском кругу зашла речь о том, что человека формирует среда, условия жизни. «Всеми уважаемый» Иван Васильевич возразил, что на судьбу человека может повлиять всего один-единственный случай. Он рассказал историю из своей молодости. В ту пору он, студент провинциального университета, прилежно учился и от души веселился с друзьями. Богатый, бойкий и красивый, он пользовался вниманием барышень. Его же сердце было отдано 18-летней Вареньке Б., дочке бравого полковника Петра Владиславича. Красота девушки была и милой, и царственной. Опьяненный любовью, рассказчик танцует с ней на масленичном балу у губернского предводителя. В тот вечер он любил весь мир, все люди казались ему хорошими и добрыми. Он еще не признался в своих чувствах, не знал, каким будет ответ Вареньки, а просто наслаждался моментом счастья.

Хозяйка дома уговорила полковника пройтись в мазурке вместе с дочерью. Герой любуется статным свежим стариком с такой же ласковой улыбкой, как у Вареньки. И умиляется, приметив на его ногах самодельные, старомодные сапоги.

Девушка подарила своему обожателю перышко от веера, а уезжая, оставила в его руке перчатку. Герой возвращается домой, но сон бежит от него. Ранним утром он спешит к дому любимой девушки. И неподалеку от него слышит резкие звуки флейты и барабанную дробь.

В тумане он различает солдат. И от прохожего кузнеца узнает, что присутствует при наказании татарина-дезертира. Оголенного человека, просившего пощады, гнали сквозь строй, и солдаты били палками по его окровавленной спине. За исполнением экзекуции зорко следил отец Вареньки. Не снимая перчатки, он наносит удар в лицо слабосильному солдатику, заподозрив того в жалости к татарину: «Будешь мазать?» Встретившись взглядом с Иваном Васильевичем, полковник притворился, что не знает его. «Это делалось с такой уверенностью», как нечто правильное, нужное. Однако герой не может оправдать поступок полковника служебной необходимостью. Ужас того утра породил в нем отвращение к военной службе. Более того не сделал он и штатскую карьеру, избегая должностей, где необходимо властвовать над подчиненными. А его любовь к Вареньке, чья улыбка была так похожа на отцовскую, «сошла на нет».

Читательский дневник по рассказу «После бала» Толстого

Сюжет

Богатый студент Иван Васильевич без памяти влюблен в 18-летнюю дочку полковника Вареньку Б. Весь вечер он кружит ее в танцах на балу, чувствует, что симпатичен ей. В финале вечера умиляется, когда румяный улыбчивый полковник идет в мазурке вместе с дочерью. После праздника герой не может спать, и уже под утро идет взглянуть на дом милой девушки. Возле него он застает жуткую картину избиения палками беглого солдата-татарина. Руководит наказанием отец его возлюбленной. Он следит, чтобы удары наносились в полную силу, и даже бьет кулаком в лицо солдата, который плохо орудовал палкой. Герой не смог примирить в своей голове два образа полковника – на балу, и на службе. Он избегает Вареньку, сторонится всякой службы, где нужно властвовать над людьми. Так один случай полностью изменил его жизнь и убил любовь.

Отзыв

Тема двуличия, бездушия, властолюбия. Бесправие солдат, применение телесных наказаний. Жестокость, убивающая самую сильную любовь. Жизнь, перевернувшаяся из-за событий одного дня. Тема сердца, тронутого чужим страданием, необходимости в каждом видеть человека, личность.

Краткое содержание После бала Л.Н. Толстого

В обществе зашел разговор о влиянии среды на личное самосовершенствование человека. Один из гостей, Иван Васильевич, замечает, что очень многое в жизни зависит от случая, и рассказывает историю из своей молодости.

В сороковых годах 19 века Иван Васильевич был студентом в одном провинциальном университете. Он не знал недостатка в деньгах, очень любил веселиться, особенно посещать балы и танцевать. Иван Васильевич часто влюблялся, но самой сильной его любовью стала восемнадцатилетняя Варенька Б.

В последний день масленицы Иван Васильевич отправляется на бал, куда приглашена и Варенька. Они много танцуют вместе. Молодой человек чувствует себя настолько счастливым и добрым от любви, что во всем и во всех видит только хорошее.

За Варенькой приехал ее отец, пожилой полковник, которого уговаривают пройтись в танце. Старик танцует мазурку вместе с дочерью, а Иван Васильевич любуется ими. Особенно его умиляют простые, сделанные домашним мастером сапоги полковника, который не тратит много денег на себя, чтобы вывозить дочь в свет.

Возвратившись домой под утро, Иван Васильевич долго не может уснуть от переполняющего его счастья и решает пройтись. Ноги сами ведут его к дому, где жила семья Вареньки. На поле рядом с домом Иван Васильевич видит много солдат и слышит тревожные звуки музыки. Он узнает, что присутствует при наказании: беглого татарина прогоняют сквозь строй солдат, которые бьют его шпицрутенами. Татарин, чья спина уже превратилась в кровавое месиво, только повторяет: «Братцы, помилосердствуйте», но никто не собирается миловать его.

Ужас происходящего только усиливается, когда Иван Васильевич замечает, что командует здесь отец Вареньки. Он ничем не напоминает человека, танцевавшего с дочерью на балу. Полковник ударяет по лицу слабосильного солдата, который, как ему показалось, плохо бьет татарина. Заметив Ивана Васильевича, отец Вареньки делает вид, что не знает его.

Иван Васильевич не может понять увиденную сцену. Молодой человек не считает, что произошло что-то дурное. Ему кажется, что раз общество не замечает ничего предосудительного, значит, должно быть объяснение поведению полковника. Но объяснить себе, что случилось Ивану Васильевичу так и не удается, из-за этого он отказывается поступать на военную службу и вообще служить.

Любовь к Вареньке сошла на нет: каждый раз глядя на девушку, Иван Васильевич не мог не вспоминать жестокость ее отца. Так один случайный эпизод изменил всю его жизнь.

Главная мысль рассказа Льва Толстого После бала

Основная мысль рассказа — в нравственном преображении человека по воле случая. Иван Васильевич, столкнувшись со злом и жестокостью в лице полковника, не может понять их причины. Но и продолжать жить по-старому у него также не получается. Не понимая, откуда берется это зло, Иван Васильевич не борется с ним, однако он не хочет быть соучастником, поэтому и сознательно отвергает военную и всякую другую карьеру.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Лев. Все произведения

После бала. Картинка к рассказу

Сейчас читают

События разворачиваются в глухом таежном местечке в летний период ранним утром. Главная героиня Валентина работает в чайной районного центра. В 18 лет, как и все подобные ей сверстницы

Рассказчик вместе с ребятами гонит стадо животных на пастбище к уральским лугам. Тайга, в основном, состояла из хвойных деревьев, попорченных северными ветрами и холодом. Иногда встречались осиновые и березовые деревья.

Во все времена женщины участвовали в войнах. На их долю выпадали не только женские обязанности в виде приготовления еды или ухода за больными и ранеными, но и тяжелые мужские профессии

Переживая тяжелый период жизни, наполненный бунтом и противостоянием с обществом, Джордж Байрон пишет драматическую поэму «Манфред»

Как видно по названию главным героем романа является юноша по имени Вадим. Вадим был сыном разоренного дворянина. Он поднимает восстание против дворянских людей чтобы отомстить за свою семью.

Краткое содержание рассказа «После бала» (Л. Н. Толстой)

Краткое содержание рассказа

Для понимания взглядов Л. Н. Толстого советуем читать краткое содержание рассказа «После бала», в котором писатель выразил свое отношение к «палочному режиму» Николая I. Чудовищная сцена экзекуции провинившегося солдата была описана Толстым со слов очевидца.

Главные герои

Иван Васильевич – пожилой человек, имеющий большой авторитет в обществе.

Варенька Б. – прекрасная девушка, в которую Иван Васильевич был влюблен в молодости.

Петр Владиславич Б. – полковник, отец Вареньки; двуличный человек, предстающий в высшем обществе в образе благообразного и любезного старика, а на службе превращающийся в жестокого тирана для подчиненных.

Краткое содержание

Иван Васильевич, пользующийся большим уважением, рассказывает об одном случае, произошедшим с ним молодости. Этим рассказом он хочет доказать, что вся жизнь человека может кардинально измениться из-за одного вроде бы незначительного события.

Много лет назад Иван Васильевич был страстно влюблен в молодую прекрасную девушку – Вареньку Б. В то время он учился в университете и обожал посещать вечера и балы.

Однажды Иван Васильевич пришел на вечер, устроенный губернским предводителем дворянства. Варенька тоже была там. Безумно влюбленный молодой человек старался первым пригласить ее на каждый новый танец. Он чувствовал, что девушка тоже хочет танцевать только с ним.

Под конец вечера жена предводителя попросила Вареньку уговорить станцевать отца – пожилого полковника Петра Владиславича. Это был еще крепкий и статный старик с великолепными усами и бакенбардами.

Танец отца с дочерью произвел большое впечатление на присутствующих. Все смотрели на эту пару. Когда музыка смолкла, раздались бурные аплодисменты. Полковник сам подвел дочь к Ивану Васильевичу и предложил пригласить ее на следующий танец.

Полковник вскоре уехал, отговорившись тем, что завтра ему нужно рано вставать. После ужина Иван Васильевич опять танцевал с Варенькой и чувствовал себя на вершине блаженства.

Вернувшись к себе, молодой человек никак не мог заснуть от счастья. Вместе с ним тогда жил брат, который уже крепко спал. Ивана Васильевича буквально распирало от переизбытка чувств. Он решил прогуляться по улице.

Иван Васильевич направился в сторону улицы, на которой жила Варенька. Издалека он услышал какие-то резкие неприятные звуки, которые издавали флейта и барабан. Подойдя поближе, юноша увидел выстроившихся в две шеренги солдат. Иван Васильевич не мог понять, что происходит. Наблюдающий за происходящим кузнец объяснил: «Татарина гоняют за побег».

Вскоре Иван Васильевич смог разглядеть, как два солдата тащат тело человека, которого стоящие в шеренгах осыпают ударами. Рядом с ними гордо вышагивал отец Вареньки.

Когда ужасная процессия приблизилась, Иван Васильевич с ужасом расслышал умоляющий голос наказываемого: «Братцы, помилосердуйте». Взглянув на его спину, молодой человек испытал шок: она представляла собой кровавое месиво.

Еще одно потрясение Иван Васильевич испытал, когда один из стоящих в шеренге солдат недостаточно сильно нанес удар. Со словами «Будешь мазать?», полковник с размаху ударил его по лицу и приказал подать «свежих шпицрутенов». Затем он случайно встретился взглядом с Иваном Васильевичем и резко отвернулся, сделав вид, что не узнал его.

Иван Васильевич поспешно ушел, испытывая отвращение, доходящее до тошноты. Вернувшись домой, он снова не мог заснуть, обдумывая увиденное. Юноша считал, что не имеет права обвинять полковника, который, вероятно, знает что-то такое, чего не знает он.

Объяснить самому себе ужасное зрелище Иван Васильевич так и не смог. Из-за этого он не стал поступать на военную службу, о которой раньше мечтал.

Этот случай положил конец любви Ивана Васильевича к Вареньке. Общаясь с ней, он всегда невольно вспоминал полковника и его необъяснимую жестокость. Молодой человек стал избегать встреч с девушкой и вскоре любовь «сошла не нет».

  • Отзыв по рассказу иван богомолов для читательского дневника
  • Отзыв по рассказу достоевского мальчики
  • Отзыв по рассказу друг детства виктора драгунского
  • Отзыв по рассказу мальчики достоевский
  • Отзыв по рассказу детство темы гарина