Реферат: Проблема творческой свободы художника в повести Н.В. Гоголя Портрет
Одно из важнейших качеств отечественной литературы – это религиозный характер отображения реальности.Н.В. Гоголь совершенно особенно выражал свой религиозный опыт на страницах своих произведений. Будучи гениальнейшим писателем, он как никто иной чутко делится своим опытом религиозности.
В сознании большинства своих современников Гоголь представлял собой классическую фигуру писателя-сатирика — обличителя пороков человеческих и общественных, блестящего юмориста, наконец, просто комика развлекающего публику.
Иного Гоголя – подражателя святоотеческой традиции, писателя-аскета, глашатая Божественного гласа современники так и не узнали.Наш современный рядовой читатель в своих представлениях о Гоголе также субъективен. Ему известен только Гоголь-сатирик, автор «Ревизора» и «Мертвых душ». Духовная проза Гоголя для наших современников практически не существует, однако нельзя понять и оценить гений Гоголя, не зная его духовной прозы. Написанный в переломное время в жизни Гоголя «Портрет» является результатом его осмысления искусства как пророческого служения. В первой редакции 1835 года автор увлекался религиозно – мистической тайной. В портрете ростовщика оказывается воплощенной в сакрально-реальном смысле душа антихриста. Во второй редакции 1842 года такого увлечения нет, но Гоголь выдвигает проблему возможности гибельного действия на человека творений искусства. Вторая редакция «Портрета», появившаяся в 1842 году, осталась не замеченной критикой, если не считать неодобрительного отзыва Белинского. Но Шевырев, прочитавший переделанный Гоголем «Портрет», писал ему в марте 1843 года: «Ты в нем так раскрыл связь искусства с религией, как еще нигде она не была раскрыта».[1]
Летом 1840 года Гоголь пережил болезнь, но скорее не телесную, а душевную. Испытывая тяжелые приступы «нервического расстройства» и «болезненной тоски» и не надеясь на выздоровление, он даже написал духовное завещание. Затем последовало исцеление и Гоголь уверовал, что жизнь его «нужна и не будет бесполезна». С этого времени он все более устремляется «горе». Постепенно возрастают его аскетические стремления, вырисовывается его христианский идеал. Он тянется к монашескому, уединенному и созерцательному образу жизни. Испытывая потребность в очищении души Гоголь, одновременно стремится к очищению своего художественного таланта. Он «пророк», и он должен нести человечеству то, что сам Бог положил на его сердце.
С лета 1842 года Гоголь живет за границей и немало времени посвящает чтению книг духовного содержания, уделяя преимущественное внимание святоотеческой литературе. Его письма сороковых годов наполнены просьбами о присылке книг аскетической и богословской направленности. В 1844 году он писал матери – «старайтесь видеть во мне христианина и человека, чем литератора».[2] Это дело жизни он считал важнее своего литературного творчества.
Центральной в повести Гоголя «Портрет» становится проблема свободы художника. Свобода – это возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов. Формальная свобода предполагает возможность выбора из альтернатив, выбора между добром и злом. Такая свобода присуща естеству человека, она неистребима. О другой свободе говорит Господь: «познаете истину, и истина сделает вас свободными». ( Ин 8, 32.) Обозначим эту свободу как моральную. Моральная свобода понимается, как возможность реализовывать свой выбор. Вместе с тем такая свобода ограничена, прежде всего, падшим естеством человека. Апостол Павел говорит: « доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.» ( Рим 7, 18-19). Эта свобода предполагает усилие: «царство небесное, силою берется». ( Мф 11,12.). Человек может обращать свою свободу против воли Бога. Именно такое противление показывает Гоголь на примере истории души Чарткова. Подобные примеры имеются в Св. Писании. Первомученик Стефан обращается к иудеям: «вы всегда противитесь Духу Святому». ( Деян 7,51). В «Портрете» Гоголь различает две свободы: внешнюю и внутреннюю. Внешняя свобода, в его понимании, предполагает независимость в материальном смысле, а также свободу выбора. Внутренняя свобода – это прежде всего свобода от страстей. Если сначала художник Чартков, не смотря на то что в нем были зерна тщеславия, зависти, сребролюбия мог выбирать, то после компромисса с темными силами, он раболепно служит этим силам. Эти мысли явно заимствованы Гоголем из святоотеческой письменности, где первоначальное состояние художника именуется прилогом, а последующее означено как пленение. Чартков сначала переживает ситуацию внешней несвободы. Подчеркивается это преимущественно на пространственном уровне повести, в ограничении бытовой сферы: ветхость, замкнутость, зависимость от хозяина квартиры. Пространственные перемещения героя по городу тоже строго ограничены. (путь от училища к дому) Как только у него появляются деньги, он интенсивно осваивает новую плоскость пространства: без дела ездит по городу, снимает великолепную квартиру на Невском проспекте. Однако, как влияет на Чарткова внешняя свобода и материальная независимость? Он предательски порывает отношения со своим учителем. По мысли Гоголя, разрыв с мастером прогнозирует прекращение развития таланта. Обретение Чартковым внешней свободы сопряжено с потерей внутренней свободы. Теперь он лишь игрушка в руках темных потусторонних сил. Общество диктует ему, как и что он должен изображать. Ему заказывают портреты, он их пишет, так как угодно заказчикам все более деградируя. Когда еще теплилась в нем божественная искра, то он еще мог сопротивляться, но по мере отдаления от Творца и приближению ко злу, он все более становится черствым и пишет картины уже автоматично, равнодушно, лишаясь таким образом и внешней свободы.
В повести, Чарткову противопоставляется художник написавший портрет ростовщика, который кается и стремится очистить свой талант и свою душу, уходит от мира и становится монахом. Очистившись подвижнической жизнью отшельника, он возвращается к творчеству и пишет икону, которая поражает зрителей святостью изображенного. Видения духовного мира облекаются в художественную форму, в которой приобретает значение язык красок. Она требует для истинного своего осуществления соединения в одном лице художника и религиозного созерцателя и богослова. Искусство представляется здесь откровением в художественных образах. В иконе, написанной монахом-художником, все увидели плод его созерцательной деятельности и были поражены духовностью изображенного.
В конце повести монах-художник наставляет сына: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится». В этом смысле заключается проповедь самого Гоголя. Не простится, прежде всего, потому, что искусство есть талант Божий и каждый кому он дан, его должен развить и приумножить для служения добру. В Гоголевском « Портрете» прослеживается связь с евангельской притчей « о талантах». Каждому кому был дан талант проявил свою свободу и употребил талант на благо, или же закопал его и тем не преумножил.
Синергия как основная часть сотериологии связана с антропологией святоотеческой письменности. По мысли восточных отцов человеческая свобода и благодать не мыслится одно без другого. Благодать проявляется в немощи человеческого естества, но не уничтожает свободу человека. Человек всегда волен выбирать между добром и злом. В искусстве, которое запечетливает акт выбора человеческой свободной воли отражается сакральное начало – либо доброе или соответственно злое. Проявление этих начал мы можем ощущать своими душевными органами чувств, нашим метафизическим сердцем.
Н.В. Гоголь анализируя свой путь писателя, утверждает важность служения искусства добру. С героями своей повести он переживает состояния душевных религиозных исканий.
В заключении, обозначим основные выводы:1. Искусство может влиять на духовную жизнь человека. Искусство может преображать, а может и вредить, осквернять, в зависимости от того чему оно служит добру или злу. 2. Искусство осуществляет связь с трансцендентным и сакральным. 3. С помощью искусства человек познает волю Божию, таким же образом как и молящийся.4. 5. Художник обретает истинную свободу, подчиняя свою волю Богу. Для того чтобы исполнять Божественную волю своим талантом, необходимо очистить свою душу от страстей. Библиография. 1. Андреев И.М. Русские писатели XIX века. М.:1999.2. Воропаев В. А. Гоголь над страницами духовных книг. М.:2002.3. Воропаев В. А. Виноградов И. А. Н.В. Гоголь и Православие. М.:2004.4. Дунаев М.М. Вера в горниле испытаний. М.:2002.5. Дунаев М.М. Православие и русская литература. М.:2001.6. Мочульский. К. «Гоголь, Соловьев, Достоевский». М.:1995.
[1] Дунаев. М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в 17-20 вв. С 146.
#1. Что случилось с Акакием Акакиевичем после того, как он ушел с вечера
B. он пришел домой и лег спать очень довольным собой
B. он пришел домой и лег спать очень довольным собой
C. в переулке с него снимают шинель
C. в переулке с него снимают шинель
A. по дороге домой он познакомился с приятной дамой
A. по дороге домой он познакомился с приятной дамой
#2. Кто, по мнению Поприщина, правит в «Испании», в которую его привезли
B. инквизиция
B. инквизиция
A. королевский бастард
A. королевский бастард
C. он сам
C. он сам
#3. Что делает Нос после того, как он был замечен на улице Ковалевым
B. надменно проходит мимо, делая вид, что они незнакомы
B. надменно проходит мимо, делая вид, что они незнакомы
A. он с ним здоровается
A. он с ним здоровается
C. садится в карету и уезжает молиться в церковь
C. садится в карету и уезжает молиться в церковь
#4. Как звали титулярного советника Поприщина
A. Самсон
A. Самсон
B. Аксентий
B. Аксентий
C. Акакий
C. Акакий
#5. Кто автор цикла «Петербургские повести»
B. Гоголь
B. Гоголь
A. Пушкин
A. Пушкин
C. Достоевский
C. Достоевский
#6. Сколько произведений входит в сборник
C. 12
C. 12
B. 8
B. 8
A. 5
A. 5
#7. В каком городе произошло описанное в повести “Нос” происшествие
C. в Киеве
C. в Киеве
B. в Петербурге
B. в Петербурге
A. в Москве
A. в Москве
#8. Как «значительное лицо» ведет себя со своим старым знакомым Акакием Акакиевичем
C. он рад встрече и делает все, чтобы помочь ему наказать грабителей
C. он рад встрече и делает все, чтобы помочь ему наказать грабителей
A. отправляет его к очередному чиновнику
A. отправляет его к очередному чиновнику
B. распекает Башмачкина за то, что он обратился к нему не по форме, чтобы придать себе большей значительности
B. распекает Башмачкина за то, что он обратился к нему не по форме, чтобы придать себе большей значительности
#9. Кем был Акакий Акакиевич в повести «Шинель»
C. цирюльником
C. цирюльником
B. титулярным советником
B. титулярным советником
A. художником
A. художником
#10. Какая проблема прослеживается через все повести цикла
B. проблема разграничения добра и зла
B. проблема разграничения добра и зла
A. жилищный вопрос
A. жилищный вопрос
C. проблема маленького человека
C. проблема маленького человека
#11. Кто такой Пирогов
B. художник
B. художник
A. поручик
A. поручик
C. титулярный советник
C. титулярный советник
#12. Что мистическое происходит в конце повести «Шинель»
C. Акакий Акакиевич превращается в шинель
C. Акакий Акакиевич превращается в шинель
A. Акакий Акакиевич находит украденную шинель с пачкой денег в кармане
A. Акакий Акакиевич находит украденную шинель с пачкой денег в кармане
B. Акакий Акакиевич умирает и превращается в призрака, срывающего с прохожих верхнюю одежду
B. Акакий Акакиевич умирает и превращается в призрака, срывающего с прохожих верхнюю одежду
#13. Что происходит с носом, который принес Ковалеву полицейский чиновник
B. сразу же пристает на место
B. сразу же пристает на место
A. ни в какую не хочет прирастать обратно
A. ни в какую не хочет прирастать обратно
C. тут же сбегает от Ковалева
C. тут же сбегает от Ковалева
#14. Что Пискарев делает, чтобы заснуть и встретиться с любимой
C. он принимает опиум
C. он принимает опиум
B. он начинает практиковать осознанные сновидения
B. он начинает практиковать осознанные сновидения
A. он работает до полного изнеможения
A. он работает до полного изнеможения
#15. Куда попал художник Пискарев следуя за брюнеткой в повести «Невский проспект»
C. в публичный дом
C. в публичный дом
A. в кабак
A. в кабак
B. в мастерскую к жестянщику
B. в мастерскую к жестянщику
#16. Что нарушает обычную размеренность жизни Акакия Акакиевича
B. он влюбляется
B. он влюбляется
C. его шинель совершенно износилась, и ему нужно сшить новую
C. его шинель совершенно износилась, и ему нужно сшить новую
A. он лишается места на работе
A. он лишается места на работе
#17. Что цирюльник Иван Яковлевич нашел с утра в своем хлебе
B. золотую монету
B. золотую монету
A. нос коллежского асессора Ковалева
A. нос коллежского асессора Ковалева
C. мышиный хвостик
C. мышиный хвостик
#18. Какая фамилия у персонажа, от которого сбежал нос
B. Башмачкин
B. Башмачкин
C. Ковалев
C. Ковалев
A. Поприщин
A. Поприщин
#19. Что окончательно повреждает рассудок Поприщина
C. несчастная любовь и тревожные сообщения в газетах
C. несчастная любовь и тревожные сообщения в газетах
B. прогрессирующая нервная болезнь
B. прогрессирующая нервная болезнь
A. несчастная любовь и тревожные сообщения в газетах
A. несчастная любовь и тревожные сообщения в газетах
#20. Почему Пискарев кончает с собой
B. потому что настоящая красавица, которую он встретил на Невском проспекте, отказывается оставить публичный дом и смеется над его любовью
B. потому что настоящая красавица, которую он встретил на Невском проспекте, отказывается оставить публичный дом и смеется над его любовью
C. потому что он решил заснуть вечным сном, чтобы воссоединиться с возлюбленной
C. потому что он решил заснуть вечным сном, чтобы воссоединиться с возлюбленной
A. потому что у него началось расстройство сна
A. потому что у него началось расстройство сна
Отзыв по рассказу “Сочинение” Л. Каминского
Вариант №1
Рассказ Л. Каминского повествует о девочке-школьнице, которой в школе дали задание – написать сочинение о том, как она помогает по дому своей матери. Однако, девочка не знает о чём написать, так как она совсем не помогает маме по дому, за неё все делает мама. Даже самые простые и элементарные вещи за девочку делает её мама. Убрать вещи в шкаф, помыть посуду, убраться на кухне – все это на плечах мамы главной героини произведения.
После прочтения данного произведения у меня осталось двоякое впечатление. С одной стороны, конечно же девочка ведет себя совсем неправильно, отказываясь помогать по дому своей матери. Мама у всех в этой жизни только одна, поэтому её надо беречь, помогать ей. Но с другой стороны, я считаю, что мама этой девочки тоже немного неправа в отношении девочки, так как она слишком балует её и относится к ней слишком мягко.
Маме нужно обязательно помогать. Мне кажется, что Лена это тоже уяснила, потому что ей было стыдно написать в сочинении, что ее помощь – ничего не значащие слова на листе бумаги, написанные для хорошей оценки. Меня рассказ заставил задуматься о том, что любовь и забота – это две половины одного целого. Во всяком случае, в моей семье дела обстоят именно так.
Вариант №2
Мне понравился рассказ Леонида Каминского “Сочинение”, потому что он смешной, заставляет задуматься о том, что надо помогать родителям и не обманывать, чтобы не выглядеть смешно. Рассказ этот написан на популярную сейчас тему- тема помощи родителям. Леонид Каминский поднимает такую проблему. По сути своей рассказ очень прост, но смысл он все-таки имеет. Главный герой- это девочка Лена. Она пишет сочинение на тему “Как я помогаю маме”.
Ее мама не успевает готовить, убираться, у нее просто нет времени. Но девочка не хочет делать работу за свою мать. Лена считает, что не обязана стараться помогать матери. Это очень важный момент в рассказе- отношение Лены к работе за мать. Думаю, что такое отношение к труду за родителей недопустимо. Ведь мы, дети, должны помогать своим родителям.
Особенно, если они не могут делать какую-то работу. Ну как же можно так относиться к матери, которая для тебя старается. Я думаю, что после этого рассказа нужно поговорить на эту тему со своими родителями.
Отзыв по рассказу “Сочинение” Л. Каминского
Вариант №3
Девочка Лена, выполняя школьное задание: “Как я помогаю маме”, сама не работает, однако смотря на работу мамы (уборка, готовка), все мамины дела приписывает себе, будто сама Лена это делала. Забежавшая на минутку по пути в магазин одноклассница Оля, прочитав написанное Леной, ухмыляется, видя неправду. Лена оправдывается тем, вроде что задано им “сочинять”, вот и “сочиняет”, добавляя в сочинение, будто сама Лена за хлебом, как Оля ходила.
Изобретательная, лживая, ленивая и неблагодарная девочка. Вывод мой такой, необходимо помогать маме в домашних делах, потом только допустимо про это писать.
Я считаю, что девочка Лена – это лентяйка, которая, чтобы не трудиться, просто выдумывает истории, чтоб оправдаться. Побольше трудолюбия и старательности, тогда и врать не придется, и не придется врать, оправдывая себя и свою лень.
Вариант №4
Рассказ “Сочинение” – это произведение Каминского Леонида о девочке Лене, которой было поручено написать о том, как она помогает маме. А главная героиня не могла сосредоточиться, в голову не приходило ни мысли.
Школьнице сыграли на руку обстоятельства: пока та раздумывала, вошла мама, начав делать уборку по дому, Женщина смахивала пыль, протирала тряпкой пол. Лена сообразила, сходу, что можно мамину работу “присвоить”, выдавая за свою, поэтому пишет, без стеснения, как это она сама наводит порядок, а не мама. Едва девочке напоминают, что фартук не постиран, та пишет в тетрадку, что стирает одежду. Мама уходит готовить картофель, а девочка продолжает рассказ, что сама очищает и жарит картофель. Совесть Лену не корит. Зато, в гостях появляется Оля, одноклассница, заглянувшая мимоходом. Она направлялась в магазин. Лена, сразу же, записывает, как покупает хлеб и приносит домой. На вопрос о том, разве можно рассказывать о том, чего не делала, парирует, что пишет “сочинение”, поэтому “насочиняла”.
Рассказ интересный и поучительный, будет полезен младшим детям в воспитательных целях. Есть многие, кого жалеют, не приучая с детства с труду: это большая ошибка. Дети должны сразу знать, что у них тоже есть обязанности. Тогда не придется сочинять!
Вариант №5
Главная героиня рассказа Леонида Каминского «Сочинение» девочка Лена, которой на дом дали задание написать сочинение на тему «Как я помогаю маме». Девочка эта в жизни маме не помогала, она даже вещи свои не убирала, все за неё делала мама. Лена считала, что она очень занята и ей задают очень много уроков.
Мама берегла дочку от домашней работы и воспитывала лентяйку, надо было ее заставлять помогать по дому. Лена, видя как мама вытирает пыль, моет пол, убирает ее вещи, готовит ужин, решила всю мамину работу приписать себе и она написала в сочинении, что она отличная помощница.
Подружка, которая пришла к Лене и увидела ее сочинение сказала, что она написала неправду и все сочинила, а Лена сказала, что это же сочинение, вот она и напридумывала.
Сюжет повести «Портрет» разворачивается вокруг таинственной картины, приносящей своему владельцу несчастье. Основные события дополняются красочными и подробными деталями, делающими чтение произведения очень интересным. Однако если у Вас нет времени, чтобы прочитать повесть полностью, Многомудрый Литрекон предлагает Вам её краткий пересказ, где в сокращении изложено содержание произведения, а также представлен отзыв для читательского дневника.
Часть 1
Перед картинной лавочкой на Щукином дворе, где продаются безвкусные, однотипные художественные произведения и лубки, всегда скапливается много народу — и лакеи, и мастеровые, и торговки, и кавалеры. Большинство из них только смотрит на картины, восхищаясь ими каждый по-своему, но ничего не покупая.
Однажды около лавочки остановился художник Чартков. Это был молодой человек в старой шинели и «нещёгольском платье», что показывало, что он «с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде». Разглядывая «уродливые картины», он подумал, что они как будто созданы автоматом. Продавец начал предлагать задумавшемуся художнику купить что-нибудь. Чарткову было неловко уйти ни с чем, после того как он долго простоял перед лавкой, и он попросил у хозяина посмотреть старые потёртые картины, которые лежали в углу на полу и считались хламом. Молодой человек слышал, что в маленьких картинных лавочках иногда находили творения великих художников.
Действительно, Чартков обнаружил портрет, который его впечатлил. На нём был изображён загорелый старик в азиатском костюме, написанный очень живо. Больше всего поражали его глаза — «они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью». Сторговавшись с продавцом, Чартков купил портрет за двугривенный, однако тут же пожалел об этом, так как вспомнил, что это были последние остававшиеся у него деньги.
В мрачном расположении духа художник пришёл к себе в квартиру, состоявшую из холодной передней и большой, но низкой комнаты. Его слуга Никита рассказал, что приходил хозяин с квартальным и требовал заплатить за квартиру, в противном случае грозил выселением. Но Чартков равнодушно воспринял эту весть, находясь в апатичном расположении духа.
Далее автор рассказывает более подробно о личности Чарткова. Это талантливый начинающий художник. Его профессор часто повторял, что главное для него — не растерять свой талант и не стать «модным живописцем», делающим портреты плохого качества на заказ. Чартков в целом следовал заповеди своего профессора. Хотя иногда ему хотелось покутить, он умел сдерживать себя, и когда брался за кисть, то забывал обо всём. Его художественный вкус постепенно развивался. Однако, когда художник находился в особенно бедственном положении, он начинал завидовать живописцам, которые, угождая вкусам публики, быстро скапливали денежное состояние.
Такие же мысли возникли у него и сейчас. Он в отчаянии произнёс пламенную речь о том, что мог бы быть таким же богатым, как другие живописцы, если бы не стремился развивать свой талант, и вдруг ощутил на себе грозный взгляд чьих-то глаз. Взгляд исходил от купленного им портрета. Глаза казались не нарисованными, а настоящими, человеческими, и вызывали «какое-то болезненное, томительное чувство». Художника начал пугать этот взгляд, который как будто преследовал его. Он боялся даже двигаться и сидел в уголке, не шевелясь. Наконец Чартков решился всё же лечь спать, но прежде закутал портрет простынёй.
Улёгшись на кровать и погрузившись в мысли, художник вдруг увидел, что портрет открыт, старик на портрете пошевелился, вылез из рамы, подошёл к ширме, закрывавшей кровать, и сел «почти у самых ног его». Молодой человек не мог даже вскрикнуть от ужаса. Старик же вытащил из-под складок своей одежды мешок и начал доставать оттуда свёртки с золотом, на каждом из которых было написано «1000 червонных». Один свёрток откатился от других и оказался совсем рядом с Чартковым. Тот не смог удержаться и схватил его. Старик, кажется, ничего не заметил и, спрятав обратно оставшиеся свёртки, ушёл. Однако через некоторое время художник вновь услышал его приближающиеся шаги. Он напрягся и приготовился бороться, но проснулся. Тем не менее, скоро его снова начали мучить кошмары. Только после того, как Чартков встал и открыл форточку, свежий воздух привёл его в себя. Он лёг и проспал спокойно до утра.
Чартков проснулся поздно и не мог отделаться от ощущения, что ночные кошмары были действительностью, ему казалось, что он чувствовал, как держал в руке свёрток с золотом. Вскоре к нему пришли хозяин дома и квартальный с требованием заплатить за квартиру. Квартальный, осматривая картины, случайно задел раму портрета старика и оттуда выпал свёрток с надписью «100 червонных», такой же, какой Чартков видел во сне. В ответ на недоумение квартального Чартков поспешил объяснить, что этих денег он не хотел трогать и поэтому не платил, но теперь вечером же заплатит и съедет с квартиры. Удовлетворившись этим объяснением, хозяин и квартальный покинули жилище художника.
Оставшись один, Чартков с трепетом развернул свёрток и действительно обнаружил там деньги. Он чуть не сошёл с ума от неожиданной находки и тут же стал строить планы, как ими распорядиться. Его первой мыслью было расположиться в спокойной обстановке и теперь уже со всеми удобствами на новой квартире, «запереться в комнату, работать». Так, по его расчёту, он через три года мог бы стать «славным художником». Однако вверх взяли молодость и желание наконец-то начать жить полной жизнью, поэтому Чартков провёл день в бездумном растрачивании денег: тут же купил себе новый модный костюм, принарядился, пообедал в дорогом ресторане, просто так прокатился по городу в карете.
Вечером Чартков, как и собирался, переехал на новую квартиру. Из-за неожиданного богатства и последовавшей за ним свободы в художнике проснулось честолюбие. Ему захотелось стать знаменитым живописцем, и, чтобы привлечь клиентов, он заказал статью о себе. В этой статье Чартков был представлен как талантливый портретист, и вскоре это дало результаты: на следующий же день к нему пришли дама с восемнадцатилетней дочерью, чтобы заказать портрет девушки. Художник вдохновенно принялся за работу, однако только он начал входить во вкус, как дамам надо было уезжать. Пришлось прерваться. Художник с сожалением подумал, что раньше его никто не прерывал во время работы, однако комплименты «аристократической дамы» и её приглашение на обед совершенно очаровали его.
Во время следующего сеанса, которого Чартков ждал с нетерпением, он испытал разочарование: даме не понравилось, что художник изобразил некоторые несовершенства лица дочери, и она заставила его убрать их, хотя, по мнению художника, именно благодаря этим небольшим изъянам образ девушки получался приятным и лёгким. После ухода дам художник достал неоконченный им когда-то портрет Психеи и попробовал ему придать те черты, которые уловил в образе юной барышни. Несколько дней он занимался этим портретом, и когда дама с дочерью в третий раз пришли на сеанс, они подумали, что Психея — это и есть портрет молодой девушки. Чартков решил с ними не спорить и, дописав некоторые черты, отдал готовый портрет.
Творение молодого художника произвело большое впечатление как на дам, так и на аристократические круги Петербурга в целом. Все начали заказывать у него портреты. Сначала художник ещё пытался соблюдать сходство, но потом понял, что это бесполезно и никто от него этого не ждёт, и стал писать так, как хотели заказчики. Постепенно он «сделался модным живописцем», начал ездить на балы, вращаться в высшем обществе и уже с презрением относился к бедным художникам, которые долго работали над картинами. Писать однотипные портреты ему вскоре надоело, и он уже делал это автоматически, без энтузиазма, большую часть портретов предоставляя заканчивать ученикам.
Его талант начал угасать, однако Чартков не замечал этого, погружённый в светскую жизнь. Он растолстел, перестал верить в силу вдохновения, заменив его холодным расчётом, его главной страстью сделалось золото. Однако один случай вновь оживил его.
Однажды Академия художеств попросила его, как заслуженного её члена, высказать своё мнение по поводу новой картины русского художника, присланной из Рима. Этот художник был в молодости знаком с Чартковым, потом на много лет удалился в Италию и там, не заботясь об общественном мнении, оттачивал своё мастерство. Картина произвела на всех собравшихся удивительное впечатление: «Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло… произведение художника». Оно сразу пробудило в Чарткове все его забытые мечты, и он, не в силах ничего сказать, выбежал из залы.
Только теперь Чартков осознал, что напрасно растрачивал свой талант все эти годы. Он потребовал вынести из своей мастерской написанные им модные портреты и попробовал приняться за настоящую работу: изобразить падшего ангела. Однако из-под его кисти выходили одинаковые, заученные формы. Он понял, что потерял талант навсегда.
Тогда в Чарткове проснулась зависть ко всем одарённым художникам, и он стал мстить им страшным образом: скупал все лучшие картины и уничтожал их, разрывая на части. Скоро он начал сходить с ума, ему повсюду мерещились ужасные портреты, вперившие в него глаза, к тому же он заболел жёлтой горячкой, и, наконец, умер. После его смерти нашли остатки испорченных им портретов и поняли, на что он потратил своё богатство.
Часть 2
Много людей собралось, чтобы поучаствовать в аукционе, проводимом после смерти богатого коллекционера — «любителя искусств». Здесь были всевозможные картины, книги, мебель, скульптуры. Однако наибольший ажиотаж вызвал портрет «какого-то азиатца в широком платье, с необыкновенным, странным выраженьем в лице». За него состязались два богатых коллекционера, однако их спор вдруг прервал молодой человек, «художник Б.», который сказал, что имеет больше прав на эту картину, чем кто-либо из присутствующих. В ответ на удивление окружающих он рассказал следующую историю.
Эта история произошла во время правления Екатерины Второй и началась в Коломне. Коломна — одна из частей Петербурга, словно отъединённая от него. Там проживают небогатые люди, которым часто приходится брать деньги в долг, и поэтому там много ростовщиков. Из них особенно выделялся один: в азиатском наряде, смуглый, высокий. Однако все, кто брал у него деньги, «оканчивали жизнь несчастным образом». Рассказчик приводит несколько примеров: молодой меценат, покровитель возвышенного искусства, получивший хорошую должность при Екатерине, сделался «преследователем развиваюшегося ума и таланта», как только взял деньги у ростовщика. В результате его сместили с должности и, не выдержав всеобщего презрения и «обманутого честолюбия», он сошёл с ума и умер. Благородный и великодушный молодой князь полюбил прекрасную и телом, и душой девушку, которая отвечала ему взаимностью. Чтобы жениться на ней, он взял деньги в долг у ростовщика и после свадьбы сразу сделался ревнивым и капризным мужем, который бесчеловечно обращался со своей женой и чуть не убил её — его удержали от этого, и он направил нож против самого себя. Были и другие подобные истории.
Дальше рассказчик говорит о своём отце: он был художником-самоучкой, «отыскавший сам в душе своей, без учителей и школы, правила и законы, увлеченный только одною жаждою усовершенствованья». Он брал за картины немного денег и часто работал над заказами для церкви, отличался честностью и прямотой. Однажды к нему пришёл тот самый ростовщик и потребовал написать его портрет, так как он скоро умрёт, а ему бы хотелось остаться жить хотя бы в картине. Отец согласился и начал писать, стараясь передать образ максимально достоверно, однако как только он начал работать над глазами, то почувствовал тревогу и отвращение. Он хотел бросить писать портрет, но ростовщик кинулся ему в ноги, умоляя закончить, потому что «он чрез то не умрет совершенно», а ему необходимо присутствовать в этом мире. Эти слова показались художнику очень странными, а ещё страннее было то, что на следующий день ростовщик прислал портрет назад, сказав, что он ему не нужен, а вечером он умер.
С этих пор характер художника переменился. Он начал завидовать своему ученику, который должен был написать картину для недавно построенной церкви, добился того, чтобы был организован конкурс, сам написал картину, которая оказалась «одним из лучших его произведений», однако она не победила, так как лица святых обладали каким-то дьявольским выражением. В гневе художник хотел сжечь портрет ростовщика-азиата, который, по его мнению, был виновен в том, что глаза получились дьявольскими. Однако за этим занятием его застал приятель-живописец, который уговорил его отдать портрет ему. После его ухода художник почувствовал облегчение, помирился со своим учеником и вернулся в своё обычное спокойное расположение духа.
Тем не менее, через некоторое время приятель снова зашёл к художнику и рассказал, что портрет пришлось отдать племяннику, так как от него исходила какая-то тоска, но и племянник долго не выдержал и продал портрет коллекционеру. Узнав о том влиянии, какое портрет оказывал на людей, художник понял, что часть души ростовщика действительно осталась в картине, и это произошло при его содействии. Кроме того, внезапно умерли его жена, дочь и маленький сын. Восприняв это как знак, художник, когда его сыну — рассказчику, — исполнилось девять лет, отдал его в Академию художеств, а сам постригся в монахи. Там он со всей строгостью соблюдал монашеский устав. Настоятель просил его написать главную икону для монастыря. Но художник отказался, считая себя ещё не готовым к этому. Только после того, как он в течение многих лет подвергал себя всевозможным лишениям и ограничениям, он, наконец, решил, что готов, и написал картину, изображавшую Рождество Иисуса. Картина поразила монахов святостью образов: «чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери», «глубокий разум» Иисуса, «святая, невыразимая тишина» чувствовались в творении.
В это время рассказчик окончил Академию и перед своей поездкой в Италию приехал попрощаться с отцом. Тот предстал перед ним как «прекрасный, почти божественный старец». Отец дал ему наставление — не растерять свой талант и больше всего стремиться «постигнуть высокую тайну созданья». Кроме того, он просил сына, если ему когда-нибудь попадётся на глаза созданный им портрет, уничтожить его. Пятнадцать лет рассказчик не встретил ни одной картины, напоминавшей ту, о которой говорил отец, но сейчас, на аукционе, ему казалось, что он нашёл нужное произведение искусства. При этих словах молодой человек поднял глаза, чтобы ещё раз взглянуть на портрет, но тот бесследно исчез.
Отзыв
Мне понравилась повесть Гоголя «Портрет». Главная мысль этого произведения заключается в том, что стремление к прибыли и славе уничтожает в человеке творца и делает его простым ремесленником.
Особенно хорошо это видно на примере первой части. Под влиянием золота талантливый и чуткий художник Чартков превращается в чёрствого эгоиста, пишущего однотипные картины, как автомат, не вкладывая в них душу. Моё отношение к этому персонажу (как, безусловно, и у любого другого читателя) менялось от сочувствия к неприязни и даже омерзению. Автор заставляет задуматься над тем, что богатство может сделать с человеком, ставит вопрос, а смогли бы мы остаться верны своему призванию в подобном случае? Во второй же части мы узнаём о создании портрета, знакомимся с человеком, который послужил для него прототипом, и понимаем, что в некотором роде он является воплощением дьявольского начала, которое через его изображение передаётся другим людям.
С одной стороны, может показаться, что в духовной деградации тех, кто связался с ростовщиком и его портретом, виноват только ростовщик — ведь именно его деньги или приобретение его портрета меняли характер человека в худшую сторону. Однако мысль автора, безусловно, глубже такого простого объяснения и имеет другую мораль. Портрет ростовщика у Гоголя — это не просто воплощение дьявола, который совращает людей с их истинного пути, это метафора искушения, которое возникает в жизни любого человека. Один раз поддавшись на соблазн, будь то деньги, слава или отказ от своих принципов, можно раз и навсегда загубить жизнь — вот чему учит автор в повести «Портрет». Что касается меня, то моё мнение полностью совпадает с этим взглядом.
В целом, моё впечатление от повести «Портрет» — очень яркое и сильное. Я считаю, что Гоголь великолепно передал проблему выбора пути света или тьмы, с которым сталкивается каждый человек.
Автор: Мария Тихомирова
Краткое содержание Гоголь Старосветские помещики
Главные герои произведения – супруги Афанасий и Пульхерия Товстогуб. Афанасию Ивановичу – 60 лет, его жене – 50. Живут они в маленькой уединённой малороссийской деревушке. Старики бездетны, живут мирно, всегда улыбчивы, гостеприимны и добры. Изба их низка, окружена зелёными деревьями, темна, но очень уютна. В услужении Товстогубов есть крепостные девки, выполняющие всякую работу по дому. Пульхерия Ивановна – хозяйка на все руки, заготавливающая соленья и варенья впрок. Несмотря на хищения приказчика, подворовывающего у стариков, их хозяйство настолько изобильно, что убытков никто не замечает.
Отсутствие своих детей привело к тому, что вся любовь и забота стариков обращена друг на друга. До сих пор супруги ласковы и участливы, обращаются исключительно на «Вы», стараются удовлетворить все желания второго.
Еда стала одним из главных удовольствий в жизни Товстогубов. Каждый гость, оказавшийся в их избушке, до отвала угощается гостеприимными хозяевами. Пульхерия Ивановна целыми днями ласково зовёт супруга отведать то одно, то второе яство. С удивительной частотой на столе раскрывается скатерть и нагромождаются блюда с закусками. Вот так неторопливо, спокойно и умиротворённо проходит жизнь двух старичков.
В один день в лес сбегает кошка Пульхерии Ивановны. Старушка, пытаясь найти свою любимицу, осматривает все окрестности и вот, наконец, видит несчастное животное. Кошка вернулась диковатой и истощавшей, и вскоре вновь выпрыгнула в окно да и скрылась окончательно в лесу. Пульхерия Ивановна решила, что это знак, и пора готовиться ко смерти. Она стала грустна, беспокоясь за своего супруга: кто же будет заботиться о старике?
Вскоре старушка действительно померла. Афанасий Иванович беспрестанно вспоминал о любимой супруге, ведь куда бы он не глядел – ему везде мерещилось её лицо. Забывшись, он мог произнести по привычке её имя, но потом он вспоминал о её смерти и начинал рыдать, как ребёнок.
Прошло более 5 лет. Гуляя в саду, сгорбленный и безутешный старик слышит родной голос, зовущий его. Он понял: его час настал. Единственное, о чём он распорядился перед смертью – похоронить его рядом с Пульхерией Ивановной. Желание его исполнили. Вскоре приехал наследник, всё имущество и хозяйство было растаскано, изба обветшала.
Произведение нельзя рассматривать лишь как описание жизни и смерти двух деревенских стариков. Это притча, полная иронии и гуманизма, о старости, смерти и любви.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гоголь. Все произведения
- Вечер накануне Ивана Купала
- Вечера на хуторе близ Диканьки
- Вий
- Девяносто третий год
- Женитьба
- Заколдованное место
- Записки сумасшедшего
- Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
- Игроки
- История создания комедии Ревизор
- История создания повести Тарас Бульба
- История создания поэмы Мертвые души
- Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
- Коляска
- Король забавляется
- Майская ночь или Утопленница
- Мёртвые души
- Мертвые души по главам
- Миргород
- Невский проспект
- Нос
- Ночь перед Рождеством
- Петербургские повести
- Повесть о капитане Копейкине
- Портрет
- Пропавшая грамота
- Ревизор
- Рим
- Сорочинская ярмарка
- Старосветские помещики
- Страшная месть
- Тарас Бульба
- Шинель
Старосветские помещики. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Эта история произошла с Митькой Хряповым из-за новых штанов, которые купила ему мать. Когда он в них отправился гулять, мать предупредила: если он испортит новые штаны, то лучше пусть дома не появляется.
В мире драматургии было бы очень пусто без Аристотеля и его «Поэтики». В своих трудах он описал принцип искусства, и разницу между различными видами творчества. Так, например, искусство является подражанием реального мира
В мистической и загадочной новелле «Падения дома Ашеров» разворачиваются захватывающие и устрашающие события. Автор прибывает погостить к своему старому другу, владельцу большого и мрачного особняка – Родерику Ашеру
Рассказ начинается с крестовых битв в 12 столетий. Крестоносцы проиграли в битве и подписали мирный договор с султаном Саладином, который правил Иерусалимом. В Иерусалим прибыли военнопленные
Произведение Государство Платона — это беседа Платона касающаяся трудности идеального представления земли. Был написан в 360 году до нашей эры
Старосветские помещики
Старики Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна живут уединённо в одной из отдалённых деревень, называемых в Малороссии старосветскими. Жизнь их так тиха, что гостю, заехавшему ненароком в низенький барский домик, утопающий в зелени сада, страсти и тревожные волнения внешнего мира кажутся не существующими вовсе. Маленькие комнаты домика заставлены всевозможными вещицами, двери поют на разные лады, кладовые заполнены припасами, приготовлением которых беспрестанно заняты дворовые под управлением Пульхерии Ивановны. Несмотря на то что хозяйство обкрадывается приказчиком и лакеями, благословенная земля производит всего в таком количестве, что Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна совсем не замечают хищений.
Старики никогда не имели детей, и вся привязанность их сосредоточилась на них же самих. Нельзя глядеть без участия на их взаимную любовь, когда с необыкновенной заботой в голосе обращаются они друг к другу на «вы», предупреждая каждое желание и даже ещё не сказанное ласковое слово. Они любят угощать — и если бы не особенные свойства малороссийского воздуха, помогающего пищеварению, то гость, без сомнения, после обеда оказался бы вместо постели лежащим на столе. Любят старики покушать и сами — и с самого раннего утра до позднего вечера можно слышать, как Пульхерия Ивановна угадывает желания своего мужа, ласковым голосом предлагая то одно, то другое кушанье. Иногда Афанасий Иванович любит подшучивать над Пульхерией Ивановной и заговорит вдруг о пожаре или о войне, заставляя супругу свою испугаться не на шутку и креститься, чтобы речи мужа никогда не могли сбыться. Но через минуту неприятные мысли забываются, старички решают, что пора закусить, и на столе вдруг появляются скатерть и те кушания, которые выбирает по подсказке супруги Афанасий Иванович. И тихо, покойно, в необыкновенной гармонии двух любящих сердец идут за днями дни.
Печальное событие изменяет навсегда жизнь этого мирного уголка. Любимая кошечка Пульхерии Ивановны, обычно лежавшая у её ног, пропадает в большом лесу за садом, куда её сманивают дикие коты. Через три дня, сбившись с ног в поисках кошечки, Пульхерия Ивановна встречает в огороде свою любимицу, вышедшую с жалким мяуканьем из бурьяна. Пульхерия Ивановна кормит одичавшую и худую беглянку, хочет её погладить, но неблагодарное создание бросается в окно и исчезает навсегда. С этого дня старушка становится задумчива, скучна и объявляет вдруг Афанасию Ивановичу, что это смерть за ней приходила и им уже скоро суждено встретиться на том свете. Единственное, о чем сожалеет старушка, — что некому будет смотреть за её мужем. Она просит ключницу Явдоху ухаживать за Афанасием Ивановичем, грозя всему её роду Божьей карой, если та не исполнит наказа барыни.
Пульхерия Ивановна умирает. На похоронах Афанасий Иванович выглядит странно, будто не понимает всей дикости происшедшего. Когда же возвращается в дом свой и видит, как стало пусто в его комнате, он рыдает сильно и неутешно, и слезы, как река, льются из его тусклых очей.
Пять лет проходит с того времени. Дом ветшает без своей хозяйки, Афанасий Иванович слабеет и вдвое согнут против прежнего. Но тоска его не ослабевает со временем. Во всех предметах, окружающих его, он видит покойницу, силится выговорить её имя, но на половине слова судороги искривляют его лицо, и плач дитяти вырывается из уже охладевающего сердца.
Странно, но обстоятельства смерти Афанасия Ивановича имеют сходство с кончиной его любимой супруги. Когда он медленно идёт по дорожке сада, вдруг слышит, как кто-то позади произносит явственным голосом: «Афанасий Иванович!» На минуту его лицо оживляется, и он говорит: «Это Пульхерия Ивановна зовёт меня!» Этому своему убеждению он покоряется с волей послушного ребёнка. «Положите меня возле Пульхерии Ивановны» — вот все, что произносит он перед своею кончиною. Желание его исполнили. Барский домик опустел, добро растаскано мужиками и окончательно пущено по ветру приехавшим дальним родственником-наследником.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Николай Гоголь — Старосветские помещики:
Краткое содержание
Рассказчик с нежностью отзывается о жизни в отдаленных, «старосветских» деревеньках Малороссии. Он пускается в воспоминания об обитателях одного такого милого, «дряхлого» домика, старичках «прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет». Афанасию Ивановичу Товстогубу шестьдесят лет, его супруге Пульхерии Ивановне на пять лет меньше. Оба прожили идиллическую жизнь, без всякой тени жажды наживы и внешнего успеха, и даже морщинки на их добрых лицах смотрелись чрезвычайно приятно. Детей у старичков не было, и всю любовь они расточали друг другу. Общались они между собой исключительно на «вы». Сам домик, окруженный садом, был им под стать: с маленькими, теплыми комнатками, двери в которых «пели» на все лады, и где уютно расположились разные вещицы и сундуки всех размеров. Кухней и кладовыми ведала сама хозяйка. Старички любили покушать, и в доме полно солений, компотов, водки на лечебных травах и прочей снеди. С утра добрая супруга принимается потчевать мужа, а тот благодушно подшучивает над ней. Хозяйством «вне двора» занимается вороватый приказчик. Урожаи так обильны, что его «хищения» незаметны на их фоне и благополучие дома не нарушается.
Они с радостью принимали гостей, обильно угощая и всегда оставляя на ночь. Если гость заводил речь о политике, Афанасий Иванович объявлял, что готов с оружием защищать Отечество и тешился испуганной реакцией Пульхерии Ивановны. Рассказчик и сам пользовался гостеприимством старичков, и «объедался страшным образом». Между тем, время и в этом домике не остановилось и приближало одно неизбежное печальное событие. Все началось с пропажи любимой серой кошечки хозяйки: ее сманили в лес дикие коты. Три дня Пульхерия Ивановна кликала свою любимицу. И та, отощавшая, вернулась. Но только для того, чтобы наесться и улизнуть обратно в лес. Это чрезвычайное происшествие навело старушку на мысль, что то не кошка приходила, а смерть подает ей знак, чтобы готовилась этим летом отойти в иной мир. И мысль эта стала неотвязной. Она поделилась ею и с супругом своим – и тот разрыдался. Жена напомнила, что их ждет свидание на небесах, распорядилась, в каком платье ее хоронить, и наказала ключнице Явдохе беречь пана «как родное дитя». Спустя считанные дни она слегла, и вскоре тихо скончалась. В день похорон светило солнце, жизнь шла своим чередом, но не для безутешного Афанасия Ивановича. Дома его окружила пустота, и даже стул Пульхерии Ивановны кто-то вынес из комнаты.
Минуло пять лет. Рассказчик навестил пригорюнившийся домик и нашел старичка плачущим по своей супруге. Рассказчику всегда казалось, что только сильные чувства, страсть молодого сердца, способны породить такую печаль. Прошло немного времени, стало известно о смерти старичка Товстогуба. И будто бы ему, как и супруге, был подан таинственный знак. Кто-то позвал его по имени в саду – и старичок был уверен, что слышал голос Пульхерии Ивановны. Всем своим исстрадавшимся сердцем откликнулся он на этот зов, лишь напомнил, чтобы положили его возле жены, у церкви. С тех пор барский домик опустел, вещи из него растащили приказчик с ключницей, а после невесть откуда взявшегося наследника, любителя выпить, хозяйство окончательно пришло в запустение.
Читательский дневник по повести «Старосветские помещики» Гоголя
Сюжет
В малороссийской глубинке в милом домике с «поющими» дверками когда-то жил старичок Афанасий Иванович Товстогуб с супругой Пульхерией Ивановной. Дни они проводили в нежных заботах друг о друге (детей у пары не было), кухонных хлопотах, обедах и перекусах. В их доме всегда были рады гостям. Хозяйством и делами деревни ведал приказчик-воришка. Однажды в летний денек из дома пропала кошка хозяйки. Та ее нашла через три дня, покормила, но дикарка убежала вновь – и навсегда. Старушка вдруг поняла, что это неспроста: под видом кошки за ней приходила смерть. После кончины жены старичок прожил еще пять лет, печалясь. Он умер вскоре после того, как на прогулке его окликнул будто бы голос жены. После смерти старичка дом обветшал, а имущество растащили.
Отзыв
Не каждому человеку суждено свершить великие дела в жизни. Нужно уметь с достоинством принять свою судьбу, прожить честно. Тема семейной любви, контраст между людьми с амбициями и людьми «скучными» в своей простоте и искренности. Доброта – качество, искупающее множество недостатков.
«Старосветские помещики», краткое содержание (Н. В. Гоголь) по главам
Литеровед предлагает читателям познакомиться с кратким содержанием повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики» по главам, которая рассказывает о тихой жизни добрых, симпатичных людей.
Главные герои
Товстогуб Афанасий Иванович – помещик, живущий в отдаленном имении.
Пульхерия Ивановна – его жена.
Краткое содержание
Жизнь, которую ведут владельцы отдаленных деревень, привлекает автора тем, что страсти и желания не существуют в их мире.
Особенно дорога ему память о двух старичках «прошедшего века». Афанасий Иванович ходил в бараньем тулупчике, был очень улыбчивым человеком. Пульхерия Ивановна редко смеялась, но ее лицо светилось добротой. На их лицах была написана тихая и спокойная жизнь. У них не было детей. Вся нерастраченная любовь и нежность сосредоточилась друг на друге. Афанасий Иванович увез Пульхерию Ивановну из отчего дома, потому что родители были против их брака. Тогда ему было тридцать лет. С тех пор прошло еще столько же, а они по-прежнему счастливы.
Они жили уединенно и всегда радовались гостям. Афанасий Иванович слушал приезжих с улыбкой, иногда сам рассказывал что-нибудь.
Комнаты в доме были маленькие, низенькие и очень теплые. На стенах висели картины в узких рамках. Комната хозяйки была уставлена сундуками. Скрип дверей в доме автор называет пением. Каждая дверь имела свой голос.
В девичьей всегда было много девушек, которым хозяйка давала разные задания. Они же чаще всего спали на кухне вместо того, чтобы заниматься делом. Пульхерия Ивановна всегда следила за их нравственностью. Несмотря на это, какая-нибудь из них начинала полнеть. Это было еще более удивительно, потому что холостых мужчин в доме не было.
Афанасий Иванович почти не занимался хозяйством, «бремя правления» лежало на Пульхерии Ивановне. Она открывала и запирала кладовую, делала заготовки, в остальные дела не вникала. Приказчик и войт обворовывали их немилосердно. Они считали, что барам будет достаточно и половины всего. Земля давала большие урожаи, а старичкам требовалось так мало, что хищения оставались незаметными.
Супруги очень любили покушать. Вставали они рано. После «кофею» Афанасий Иванович шел во двор, где вел с приказчиком разговоры и давал ему указания. После этого возвращался в дом и предлагал супруге перекусить чего-нибудь. За час до обеда он выпивал чарку водки, заедал грибочками, рыбкой. Обедали они в двенадцать часов. После обеда отдыхали. Через час Пульхерия Ивановна приносила арбуз, который «немедленно исчезал».
Потом они шли погулять в саду. Вернувшись, старушка шла по своим делам, Афанасий Иванович садился под навесом и наблюдал, как хлопочет дворня.
«Перед ужином Афанасий Иванович еще кое-чего закушивал». В половине десятого они ужинали. После чего отправлялись спать.
Иногда Афанасий Иванович любил пошутить и поговорить о чем-нибудь постороннем.
Когда в доме бывали гости, все в доме преображалось. Старички выносили для гостей все самое лучшее. Гости должны были обязательно остаться ночевать. Пульхерия Ивановна рассказывала гостям обо всех блюдах, напитках, об их чудодейственных свойствах.
У Пульхерии Ивановны была серенькая кошечка, которую она любила за чистоплотность и дружелюбность. Она всегда спала у ног хозяйки. Однажды кошка пропала. Через некоторое время она вернулась, напуганная и одичавшая. Пульхерия Ивановна приманила ее и приказала дать ей мяса и молока. Кошка наелась и выпрыгнула в окно.
Помещица задумалась. Ее размышления привели ее к тому, что смерть в обличии кошки приходила за ней. Она сказала, что не переживет это лето. Старушка сделала по этому поводу необходимые распоряжения. Афанасий Иванович плакал и просил ее не говорить об этом. Пульхерия Ивановна наказала ключнице Явдохе смотреть за барином, чтобы он ни в чем не нуждался. Она распорядилась по хозяйству таким образом, чтобы после ее смерти «Афанасий Иванович не заметил ее отсутствия».
Через несколько дней она слегла и уже не поднялась. Афанасий Иванович до последнего не отходил от нее. Придя домой после похорон, он ощутил необыкновенную пустоту в доме. Он долго и безутешно рыдал.
Автор заехал навестить старичка через пять лет после смерти хозяйки. Во дворе он видит разруху. Сам хозяин не смог оправиться после смерти супруги. Он рассеян и задумчив. Афанасий Иванович улыбнулся, увидев его. Он был задумчив, бесчувствен, плохо понимал, что делает. Вспомнив о жене, разрыдался. Автор удивился тому, как велика его печаль.
Вскоре Афанасий Иванович умер. Незадолго до этого он пошел прогуляться по саду, и вдруг услышал голос жены. Ему показалось, что она зовет его. С этого момента он стал таять, как свечка. Перед смертью он попросил похоронить его рядом с женой. Его последнюю волю выполнили.
Дом опустел. Приехал какой-то дальний родственник, наследник имения, большой реформатор. Он попытался навести во всем порядок, но через полгода имение взяли в опеку. Это привело к окончательной разрухе.
Краткое содержание «Старосветские помещики»
Повесть «Старосветские помещики» Гоголя, написанная в 1835 году, входит в сборник «Миргород». Произведение имеет мало общего с яркими, сказочно-фантастическими сюжетами из предыдущего сборника писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В повести описывается жизнь и смерть двух стариков.
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Старосветских помещиков» по главам, которое пригодится при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.
Главные герои
Афанасий Иванович Товстогуб – хозяин небольшого богатого поместья, гостеприимный хозяин.
Пульхерия Ивановна Товстогуб – его супруга, женщина очень добрая, мягкая, хозяйственная.
Краткое содержание
Рассказчик (лицо обобщённое, человек из народа, но есть в нём что-то и от писателя) предается воспоминаниям о двух старичках «прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет» .
Афанасий Иванович Товстогуб и его супруга Пульхерия Ивановна ведут «скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими» . Ничто не нарушает привычный ход их спокойной размеренной жизни, такой тихой, что погрузившись в нее, понимаешь – на свете нет места ни печалям, ни разочарованиям.
Афанасию Ивановичу – шестьдесят лет, Пульхерия Ивановна моложе своего супруга на пять лет. На лице Товстогуба почти всегда играет легкая улыбка, независимо от того, рассказывает он что-либо или просто слушает. Жена его, напротив, женщина серьезная, которую крайне сложно рассмешить. Но в лице и глазах ее «написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было у них лучшего» , что улыбка на этом славном добром лице была бы уже слишком слащавой.
По лицам обоих супругов можно с легкостью прочесть всю их жизнь – ясную и спокойную, не отягощенную сильными душевными страданиями или дурными поступками. Детей у них никогда не было, и всю силу своей любви и сердечной привязанности они направляют друг на друга.
Маленькие низенькие комнаты в их доме заполнены всевозможными вещицами, и в каждой из них расположена большая печь – старики очень любят тепло.
Афанасий Иванович практически не занимается хозяйством, и «все бремя правления» лежит на его дражайшей супруге. Ежедневные обязанности Пульхерии Ивановны заключаются «в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении, варении бесчисленного множества фруктов и растений» .
В «прочие хозяйственные статьи вне двора» Пульхерия Ивановна не вмешивается, чем пользуется наглый приказчик, безбожно обкрадывающий супружескую пару. Но благословенная земля дает такие богатые урожаи и «производит все в таком множестве» , что «все эти страшные хищения казались вовсе незаметными в их хозяйстве» .
Для Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановна единственной сильной их страстью является любовь к еде. В течение дня, помимо основных приемов пищи, они беспрестанно что-то перекусывают.
Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна буквально преображаются с приходом гостей. Они стараются всячески угодить и угостить самым лучшим, что только уродило их хозяйство. При этом гость ни в коем случае не отпускается восвояси того же дня: «он должен был непременно переночевать» в доме радушных хозяев.
Тихой чередой идут мирные дни супружеской пары, живущей в необыкновенной гармонии. Но однажды их привычный уклад нарушается одним непримечательным событием. Дикие коты заманивают в лес домашнюю серую кошечку – любимицу Пульхерии Ивановны. Спустя три дня беглянка возвращается, чрезвычайно худая и изможденная. Она отъедается у доброй хозяйки, но, не дав той погладить себя, выскакивает в окно. Бедная женщина уверена, что это смерть ее приходила за ней, и она непременно умрет этим летом.
Пульхерия Ивановна делится своим предчувствием с супругом и переживает лишь о том, что некому будет за ним ухаживать. Она наказывает своей ключнице следить за паном и беречь его, «как глаза своего, как свое родное дитя» . Полная уверенность женщины в своей близкой кончине «так была сильна и состояние души ее так было к этому настроено» , что спустя несколько дней она умирает.
Афанасий Иванович поражен: он не осознает, что происходит, и глядит на все бесчувственно. Но, придя после похорон в пустой дом, он рыдает сильно и безутешно, и слезы, словно река, льются из его тусклых глаз.
Спустя пять лет после печального события рассказчик вновь приезжает в знакомый дом. Он поражается той разрухе, что царит во дворе. Хозяин так и не смог свыкнуться с потерей любимого человека: он стал рассеян, задумчив, неряшлив.
Однажды, гуляя по саду, Афанасий Иванович слышит, будто кто-то зовет его по имени, но никого не видит вокруг. Тогда он понимает, что это Пульхерия Ивановна зовет его к себе. Покорившись своему убеждению, он «сохнул, кашлял, таял как свечка и наконец угас» . Все, что он успел перед своей кончиной, – попросить похоронить рядом с супругой.
После смерти супружеской четы их имущество было растащено ключницей и приказчиком. Неизвестно откуда взявшийся дальний родственник окончательно пустил по ветру нажитое долгими годами добро Товстогубов.
Заключение
Несмотря на всю примитивность бездуховного и пустого существования старосветских помещиков, Гоголь с большой любовью относится к ним. В них он видит ту чистоту, любовь и доброту, без которых человек не может чувствовать себя по-настоящему счастливым.
После ознакомления с кратким пересказом «Старосветских помещиков» рекомендуем прочесть повесть Гоголя в полном объеме.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом: