Отзыв по рассказу мальчики достоевский

Автор на чтение 15 мин. просмотров 21 опубликовано 25.02.2021 скачать: настройки размер шрифтацвет текстацвет фона название произведения: мальчики автор: а.п.

На чтение 15 мин. Просмотров 21 Опубликовано

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Мальчики

Автор: А.П. Чехов

Год написания: 1887

Жанр: рассказ

Главные герои:Володя — мальчик- подросток, единственный сын в большой интеллигентной семье, Чечевицын – одноклассник Володи.

Краткое содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника расскажет о неудачной попытке побега в Америку за приключениями двух романтически настроенных мальчиков.

Сюжет

Из гимназии на зимние вакации приехал Володя и привез с собой Чечевицына. Мальчики вели себя сдержанно и таинственно, и младшие девочки решили подслушать их разговоры и узнать тайны. Из подслушанной беседы они узнали о планах ребят убежать в Америку, воевать на стороне индейцев, мыть в реках золото и пить ром. Оказывается, у них уже было все собрано: деньги, провиант, карты, и мальчики распланировали свой маршрут. Володя сомневался и колебался, ему было жалко мать и сестер, а Чечевицын, называвший себя Монтигомо Ястребиный коготь, уговаривал его не трусить и соблазнял интересными приключениями. Наутро мальчики исчезли, но полиция скоро обнаружила их на Гостином дворе, где они искали порох. На следующий день вызванная телеграммой приехала мама Чечевицына и увезла сына домой.

Вывод (мое мнение)

Во все времена мальчики-подростки стремились к приключениям и авантюрам, им казалась скучной размеренная жизнь дома и учеба в гимназии, они хотели как можно быстрее стать взрослыми и окунуться в кипучую жизнь. Чехов с присущим ему мастерством показал внутренний мир подростков, их переживания и стремления.

Добавить в избранное

Год: 1887   Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик Володя, Чечевицын – одноклассник Володи.

Рассказ Антона Павловича Чехова » Мальчики» повествует о двух гимназистах, приехавших на Новый год в гости к родителям одного из мальчиков. Они собирались сбежать в Америку в предновогоднюю ночь. Один из мальчиков даже придумал себе имя Монтигомо Ястребиный Коготь. Но их вернули домой. Побег не удался.

Вывод. Отношения между детьми и родителями всегда непростые. Семья и ценности семейные очень важны. Дети не просто зависят от родителей, они должны уважать и считаться с их мнением. Нельзя сбегать из дома никого не предупредив.

Читать краткое содержание Чехов Мальчики

Рассказ начинается с приезда мальчика Володи в отчий дом. С ним вместе приезжает его друг Чечевицын. Володю очень ждали. Он учился в гимназии, и родители могли видеть сына на праздники и во время каникул. В сенях ребят встречает мать, сестры Володи, собака и отец. Володя представляет своего друга Чечевицына и все идут пить чай. Пока семейство сидит за столом мальчики греются с мороза, девочки внимательно наблюдают за новым в их доме персонажем. Чечевицин отличается от пухлого и белокожего Володи. Он смуглый, худой, не красивый, но с живыми умными глазами. Сестёр Володи Чечевицын восхищает. Мальчики за чаем ведут себя заговорщически. После чая отец и девочки идут делать украшения на елку. В этот раз, обычно участвующий в этом шумном деле Володя, уходит с другом в комнату. Сестры решают подслушать какую тайну скрывают Володя и Чечевицын.

К обеду мальчиков нигде не видно. Их начинают искать. Переполох в доме, плачущая мать. Приезжает урядник, составляет бумаги. На следующий день, ближе к вечеру, сбежавшие путешественники возвращаются домой. Они интересовались в Гостином дворе покупкой пороха.. Там их и задержали. Ночевали неудавшиеся беглецы на вокзале.

Родители Володи вызвали маму Чечевицына и она забрала мальчика домой. Володя очень раскаивался в своём поступке. На прощание Чечевицын на память подписал тетрадку одной из девочек. В тетрадке была запись » Монтигомо Ястребиный Коготь». Побег не удался, но надежда осталась. И манящая незнакомая Америка оставила в душе Чечевицына неизгладимый след.

Оцените произведение: Голосов: 811

Читать краткое содержание Мальчики. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Мальчики

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лупленый бочок Бианки

    Был однажды такой зайчик по кличке «лупленый бочок», довольно странная кличка для такого зверька, но он ее заслужил по праву. В чем мы убедимся в дальнейшем. Жил в деревне один охотник по кличке «Дядя Сережа»

  • Краткое содержание Тургенев Ермолай и мельничиха

    В начале произведения передам нами описание Ермолая, ему было 45 лет, ,был высоким, худым, со смешным длинным носом и непослушными волосами. Ходил все время в желтом кафтане и синих штанах. У него было старое оружие и собака, которую звали Валетка

  • Краткое содержание Острова в океане Хемингуэй

    Каждая часть рассказывает историю о Томасе Хадсоне, который является известным художником, достигшим, в целом, благополучия. История начинается на территории Багамских островов

  • Краткое содержание Нахлебник Тургенева

    В не лишенном роскоши, зажиточном поместье появляются не так давно приобретшие его владельцы – тихая и добродушная Ольга Петровна Елецкая, в девичестве Корина, с обладающим жестким нравом супругом Павлом Николаевичем. Твердый и непреклонный по натуре

  • Краткое содержание Умнее всех Мамина-Сибиряка

    Раньше всех на подворье как всегда проснулся индюк. Разбудив свою жену, он, по своему обыкновению, начал нахваливать себя и в то же время ворчать, что другие птицы недооценивают его ум и не уважают его

«Мальчики» – увлекательная история о двух друзьях, которые задумали пешком отправиться в Америку добывать золото и сражаться с индейцами.

malchiki-chitatelskiy-dnevnik-70869.jpg

Краткое содержание «Мальчики» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Мальчики

Число страниц: 8. Чехов А. П. «Мальчики». Издательство «Детская литература». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1887 год

Главные герои

Володя Королев – ученик 4 класса, добрый, романтичный, мечтательный мальчик.

Чечевицын – друг Володи, смелый, решительный, настойчивый мальчик.

Катя, Соня, Маша – сестры Володи, любопытные и романтичные девочки.

Родители Володи – добрые, любящие, заботливые.

Сюжет

Приезду Володи была рада вся семья: родители, тетка, сестры и даже огромный пес Милорд . Мальчик приехал не один, а со своим другом Чечевицыным, которого пригласил погостить в их доме на время каникул.

Младшие сестры Володи – Катя, Соня и Маша – были очень заинтригованы товарищем своего брата. Понаблюдав за ним, они решили, что он очень умный. Когда Володя с другом остались наедине, они раскрыли географический атлас, и стали его внимательно изучать. Вечером девочкам удалось подслушать, как друзья планировали свой побег в Америку, на золотые прииски. Они узнали, что впереди их ждет нелегкий путь: тысячи верст трудной дороги, разбойничья жизнь, сражения с дикарями и работа на плантациях. Сестры договорились ничего не рассказывать родителям – они надеялись, что мальчики привезут им из Америки золото и слоновую кость.

В канун Сочельника Володя был сам не свой: он не притронулся к еде, часто молился, и перед сном долго прощался с родителями. Лишь к обеду следующего дня была обнаружена пропажа мальчиков. Их повсюду искали, но нашли только через день, в городе в гостином дворе.

План пересказа

  1. Радостная встреча.
  2. Володя и его друг Чечевицын.
  3. Секрет мальчиков.
  4. Побег в Америку.
  5. Возвращение беглецов.
  6. Прощание с Чечевицыным.

Главная мысль

Путешествия и приключения всегда очень заманчивы, но нужно помнить и о чувствах родных.

Чему учит

Рассказ учит уверенно идти к своей цели, не сдаваться, быть твердым и решительным. Важно хорошо учиться, чтобы быть подготовленным к любым неожиданностям. Также учит отвечать за свои поступки.

Отзыв

В детстве увлекательные приключения будоражат ум многим детям. Но нужно помнить, что далеко не все они безопасные. Для начала нужно немного подрасти и выучиться в школе, чтобы применять на практике полученные знания.

chitatelskiy-dnevnik-70869-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-malchiki.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Мальчики.

Пословицы

  • Тяжело в учении, легко в бою.
  • Учеба и труд к победам ведут.
  • Дорогу осилит идущий.

Что понравилось

Понравилось, каким твердым и настойчивым оказался Чечевицын. Он уверенно шел к своей цели, в то время как Володя испугался решительного шага.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Антона Павловича Чехова «Мальчики»?</h3>

    • <label>1885</label>
    • <label>1887</label>
    • <label>1889</label>
    • <label>1890</label>

(новая вкладка)

Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году и опубликован в канун Рождества того же года в «Петербургской газете». В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым. Именно поэтому рассказ является одним из лучших произведений Чехова, предназначенных для чтения в семейном кругу.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мальчики». Узнать, насколько хорошо усвоен материал, можно при помощи специального теста на нашем сайте.

Главные герои

Володя Королевгимназист, единственный сын в большом интеллигентном семействе. Добродушный, пухлый и белолицый мальчик.

Чечевицын одноклассник и товарищ Володи, приехавший к нему погостить на Рождество. Не отличается особой красотой: «худ, смугл и покрыт веснушками».

Другие персонажи

Катя, Соня и Машародные сестры Володи, самой старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.

Мать Володи, отец Иван Николаич и теткаближайшее окружение Володи, которое искренне любит и переживает за него.

Краткое содержание

Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.

Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.

После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем». Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого тот пригласил погостить к себе.

Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.

Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за «кухаркина сына»: настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек».

Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.

Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают «зорко следить за мальчиками», и подслушивают их разговор. В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег». Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.

Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.

Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать: ему очень хочется в Америку и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.

Друзьям удается незаметно выскользнуть из дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги: пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.

От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Заключение

Путешествие в далекую неизведанную страну – мечта многих мальчишек, которую так живо описал в своем рассказе Антон Павлович. Он прекрасно раскрывает тему подростковой инфантильности, взаимоотношения детей и родителей, воспитания и ответственности за свои поступки.

Для читательского дневника будет вполне достаточно и краткого содержания рассказа «Мальчики». Однако для лучшего усвоения материала рекомендуется прочесть рассказ Чехова целиком.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Антона Павловича Чехова «Мальчики»?</h3>

    • <label>1885</label>
    • <label>1887</label>
    • <label>1889</label>
    • <label>1890</label>

(новая вкладка)Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

  1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
  2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
  3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
  4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

План пересказа рассказа «Мальчики»

  1. Приезд Володи
  2. Радостная встреча
  3. Беседа после чая
  4. Страшные планы мальчиков
  5. Надежда на золото
  6. Володя проявляет слабость
  7. Чечевицын уговаривает Володю
  8. Побег
  9. Снова приезд Володи
  10. Печальная встреча
  11. Подпись на память.

Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
  2. Его радостно встречает вся семья.
  3. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
  4. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
  5. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
  6. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

Используемые источники:

  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/3-klass/1515-malchiki.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov/malchiki
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/malchiki.html
  • https://obrazovaka.ru/books/chehov/malchiki
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

Конспект
урока литературы

Автор:
Васильева Екатерина Андреевна, Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33»

Класс:
5

Тема
урока: «Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».

Тип
урока: Урок внеклассного чтения

Оборудование:
Книга Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», елка
с новогодними шарами, внутри шаров записки с заданиями, новогодние открытки,
конверты для писем, дневник писателя, макет к эпизоду, письма в конвертах, проектор,
колонки.

Для групповой
работы: карточка правил групповой работы, задание для каждой группы. Для группы
оформителей: фломастеры, ватман. Для группы литературоведов: видеоматериал,
словари. Для группы художников: картина, ватман.

Для оформления доски
и кабинета: елка, новогодние игрушки, поделки других учеников, иллюстрации к
произведению.

Цель
урока: осознание нравственно-гуманистического смысла произведения, воспитание
нравственных качеств, овладение умениями творческого чтения, формирование читательской
культуры, интереса к чтению, эстетического вкуса на основе освоения
художественного текста.

Задачи
урока:

 1.
Формировать мотивацию к самосовершенствованию. 

2.
Развивать умение читать и анализировать художественный текст.

3.
Воспроизвести содержание произведения на новом уровне (через театрализацию).

4.
Развивать навыки коллективной творческой деятельности.

5.
Учить моделировать монологическое высказывание, вести диалог.

Формируемые
универсальные учебные действия:

Личностные:

·       
Смыслообразование через прослеживание «судьбы
героя» и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов.

·       
Самоопределение и самопознание на основе
сравнения «я» с героями литературных произведений посредством
эмоционально-действенной идентификации.

·       
Морально-этическая ориентация и
нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление
морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование
нравственной позиции обучающихся на основе опыта эмпатии и сопереживания;
формирование эстетических чувств.

Коммуникативные:

·       
Сотрудничество и кооперация.

·       
Интеллектуальный аспект коммуникации –
учёт позиции собеседника.

·       
Постановка вопросов по изучаемому
произведению.

·       
Речевые умения: участие в диалоге или
дискуссии о героях и их поступках; владение монологической речью (умение
находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях
и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и
письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т. д.

Регулятивные:

·       
Целеполагание, планирование.

·       
Прогнозирование.

·       
Контроль.

·       
Оценка.

Общеучебные:

·       
Рефлексия на содержание и форму
произведения: формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге,
подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что
служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому
воспитанию учащихся.

·       
 Поиск и выделение необходимой информации.
Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по
названию; поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка
нужных слов и т. д. Вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной,
подтекстовой, концептуальной.

·       
 Знаково-символические действия.
Моделирование на уроке: составление моделей обложек, оставление модельного план.

Логические:

·       
Подведение под понятие.

·       
Установление причинно-следственных связей.

Краткая
пояснительная записка к конспекту:

На
уроке работаем с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Подготовка
к уроку начинается еще на перемене. Это важный этап работы над темой урока, так
как именно здесь дети переключаются от обычного школьного дня в волшебную и
чудесную историю. Начало урока мобилизующее. Учитель сразу же находит контакт с
детьми, говорит об интересных для них темах, находит контакт с учениками. После
учитель предлагает составить список важных дел, что тоже современным детям
кажется интересным. Далее учитель включает видеопослание ученикам. Оно вызывает
интерес учеников 5 класса, им сразу хочется работать с изучаемым произведением.
Старшие ученики являются примером для 5 класса. Пятиклассники пытаются
следовать всем указаниям и активно начинают работать. На этом этапе важно вызвать
интерес к уроку, к изучаемому произведению, создать речевую ситуацию для
организации диалога. Ученики начинают размышлять, строить догадки, рассматривая
елку и шары с заданиями. Самостоятельно формулируют цель урока, определяют его
тему.

В
качестве эмоциональной разрядки (физкультминутка) учитель организует работу над
небольшим текстом с упражнениями.

Следующая
часть урока с использованием технологии группового обучения самая значимая. С
целью подготовки к украшению елки класс был поделен на «ролевые» группы еще на
предыдущем уроке (каждая группа уже полила домашнее задание), знакомим с правилами
работы в группе.  Учитель предлагает ребятам «войти в роль» и выполнить
задания. Такая работа позволяет ребятам глубже проникнуть в текст, лучше понять
проблему, поставить себя на место героев, обогащая жизненный опыт. Вначале
защищают свою работу первые 3 группы.

Работу
в группе оценивают сами школьники по предложенным учителем критериям. На этапе
обобщения материала обращаются к идее рассказа, ищут подтверждение в книге,
выразительно читают».  После защищает свою работу 4 группа, показывая ребятам и
всему классу, что каждый из нас может помочь ближнему. На этом этапе дети
учатся сопереживанию и взаимопомощи.

Завершает
урок рефлексия. Ребята размышляют о том, чему научил их рассказ. Пишут открытки
с поздравлениями.

В
качестве домашнего задания учитель и ребята 7 класса предлагает детям
организовать челлендж.

Ход
урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время перемены

Включает музыку, доброжелательно встречает детей,
обращает внимание на творческие работы других обучающихся.

Заходят в класс, слушают музыку, готовятся к уроку,
рассматривают новогодние иллюстрации, подарочные коробки, настраиваются на
рабочий лад.

Организационный момент

Мотивация

(2 минуты)

Учитель приветствует класс, обращает внимание на
праздничную рождественскую атмосферу в классе.

Здравствуйте,
ребята, как видите, сегодня наш кабинет литературы стал еще более уютным и
волшебным, ведь уже совсем скоро мы будем встречать всеми любимые
рождественские праздники.

Вводит детей в доверительный диалог.


Скажите, а какие чувства вы испытываете перед этими чудесными днями? Какова
атмосфера этого праздника в вашей семье? Попытайтесь передать свои ощущения одним
словом.

Приветствуют учителя,

Делятся впечатлениями и воспоминаниями о празднике.
Отмечают, что все они связаны с чем-то положительным, приятным.

Актуализация знаний

(2 минуты)

Учитель предлагает каждой группе составить и
предложить классу список дел, которые нужно обязательно сделать до новогодних
праздников, организует работу.


Ребята, я думаю, вы знаете, что сейчас люди любят составлять различные
списки. Может, попробуем составить свой список дел, которые нужно обязательно
успеть сделать до наступления праздников. Перед вами небольшой листок, в
который вы их запишите. После обменяемся мнениями и составим общий список на
отдельной магнитной доске.

Слушают задание учителя, составляют список важных
дел, делятся впечатлениями, систематизирует полученные результаты в общий
список.

Примерный
список:

-закончить
хорошо четверть;

-поздравить
друг друга с праздниками;

-подготовить
костюмы;

-придумать
сценарий праздника в классе и т.д.

Целеполагание

(6 минут)

Учитель включает видеопослание от учеников 7 класса,
предлагает выполнить их просьбу и задания. Организует класс на просмотр
видеофрагмента. Передает дневник, помогает ребятам вывести тему урока.


Ребята, я к вам сегодня пришла на урок с посланием от своих учеников 7
класса, вы с ними уже знакомы. Посмотрим, что они нам подготовили?

 Текст
послания из видео:

Дорогой
пятиклассник, это снова мы – твои старшие товарищи, ученики 7 класса. Мы уже
видим твои успехи и знаем, только что ты записал список важных дел, которые
нужно сделать до рождественских праздников. Сейчас, когда мы записываем это
видео, мы еще не знаем, что именно ты выделил для себя в этом списке. Но
очень надеемся, что ты не забыл: помимо всего прочего, тебе необходимо
подумать и о других людях, не забыть поздравить того и помочь тому, кто
нуждается в этом. Если ты еще не понял, о чем мы, рекомендуем вспомнить, что
ты читал к сегодняшнему уроку. Именно этот небольшой рассказ поможет тебе
сегодня совершить, конечно, крохотное, но на самом деле просто огромное дело
– помочь ближнему. Дело, которого не хватило нашему маленькому мальчику их
рассказа. А мы в этом деле тебе будем помогать, для этого мы передали нашему
учителю литературы дневник! Удачи! И помни, чудеса может совершать каждый из
нас!

-Ребята,
как вы думаете, что за дневник передали мне наши старшие товарищи? Конечно,
это не дневник, который мы себе представили, это книга Ф.М. Достоевского.
Федор Михайлович Достоевский незадолго до нового 1876 года побывал с дочкой на елке в
клубе художников, а затем посетил детскую колонию. Примерно в это же время
писатель часто встречал на улице нищего мальчика. Предновогодние впечатления
вскоре появились в виде рассказов в «Дневнике писателя». Один из них
называется «Мальчик у Христа на елке».
Это рассказ вы
читали дома, поделитесь своими впечатлениями о нем.

-Ваши
старшие товарищи сказали, что мы не должны в нашем списке важных дел забыть
что-то сделать. О чем они говорили? И как это связано с рассказом?
Сформулируйте тему и цель урока.

Итак,
а теперь, когда цель мы сформулировали, посмотрим этот дневник?

Учитель показывает книгу Ф.М. Достоевского, обращает
внимание на закладку в виде новогодней открытки с посланием от учеников 7
класса:

Открытки
обычно радуют, особенно тех, кто их не ждет, помни об этом. А пока посмотри
на елку в кабинете, она не украшена, шары находятся рядом с подарочной
коробкой, каждый шар определенного цвета. Ты уже, наверное, понял, какие шары
нужно взять твоей группе. Конечно, цвета вашего конверта с домашним заданием.
Чтобы повесить шар на елку, нужно выполнить задание, которое написано на
записке внутри шара.  Ты, надеюсь, понимаешь, что елка должна быть украшена?
Успехов!

Итак,
что мы должны с вами сделать, чтобы достичь цели, какие задачи поставим?

Смотрят видео, дневник, наблюдают, формулируют тему,
цель, задачи урока

Отвечают на вопросы, ведут активную беседу,
рассматривают книгу, открытку, слушают текст на открытке, формулируют цель и
тему урока 

(Определить
идею рассказу и на ее основе сделать жизненные выводы – седлать так, чтобы
елка заиграла яркими красками)

Ставят задачи урока

1.    
Обсудить
рассказа «Мальчик у Христа на елке».

2.    
Определить
идею рассказа.

3.    
Получить
задания, связать их вместе.

4.    
Выступить
со своими заданиями.

5.    
Украсить
елку и т.д.

Групповая работа

(18 минут)

Организует работу в группе, напоминает на правила работы
в группе, помогает ученикам во время работы.

Сейчас
каждая группа будет работать в команде. Что значит, работать в команде, я,
надеюсь, вы помните. Если кто-то забыл, на партах у вас лежат правила работы
в группе. Капитану необходимо взять шар своего цвета и прочитать задания.
Дома вы уже проверили большую работу для выполнения задания. Потому времени
вам потребуется не так много. Надеюсь, у вас все получится.

Берут шар определенного цвета, достают задания,
вспоминают правила работы в группе, назначают капитана, работают, совещаются,
обмениваются мнениями.

Защищают свои работы в группе, выступление групп

Физкультминутка

(1 минута)

Проводит физкультминутку, организует выполнение
упражнений


Мне очень хочется, чтобы наша елка была сегодня действительной волшебной. И
пока мы еще на пути к ее преображению, попробуем представить, что могли бы мы
делать вокруг елки.

Чудеса
там, где в них верят
(руки отводят в сторону елки), и
если я
(показывают на себя), ты (показывают на соседа),
и все вместе мы (показывают на весь класс – руки разводят
широко) сегодня хорошо поработаем (поднимают пальчики вверх) — у
нас все получится! И мы будем рады
(показывают эмоции радости) и
счастливы
(пожимают друг другу руки). Так похлопаем же нашей
елочке
(хлопают в ладоши)!

Повторяют за учителем действия

Работа 1 группы

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

Организует работу в группах, объясняет задания,
советует, консультирует, эмоционально реагирует, организует работу класса во
время презентации групп

Работают с понятием святочный рассказ, называют его
основные признаки.

Пытаются объяснить классу, показывают видеофрагмент
(ВИДЕО2), комментируют его.

Класс слушает, записывает понятие, комментируют,
оценивают

Работы 2 группы

ХУДОЖНИКИ

Показывают свои собственные иллюстрации к рассказу,
комментируют их, оживляют картину (
Издание
1885 г, С.-Петербург, типография Суворина А.С.)

Класс слушает, оценивает, комментирует

Работа 3 группы

ОФОРМИТЕЛИ

Придумывают свою обложку к книге, объясняют, почему
именно такая обложка должна быть, как она передает идею рассказа

Дети слушают, оценивают, поддерживают

Работа с идеей рассказа

(5 минут)

Регулирует деятельность, подводит детей к идее
рассказа

Мы
с вами только что выслушали 3 группы, которые поделились с нами своими
находками и полученными знаниями о рассказе очень печальном, не правда ли?
Как так получилось, что самые волшебные дни рождественские дни для кого-то
являются праздником, а для кого-то становятся такими мрачными и тусклыми?
Обратимся к книге, найдите в тексте и зачитайте то, как разные люди встречали
праздники. Зачем, как вы думаете, Ф.М. Достоевский написал такой трагичный
рассказ? Что хотел донести? Какова идея этого святочного рассказа?

Ищут в тексте ответы на поставленные вопросы,
выразительно читают эпизоды, формулируют идею рассказа

Примерные
ответы:

Автор
хотел показать, что человеку важно сострадание. Важно помогать другим людям и
т.д.

Работы 4 группы

ПИСАТЕЛИ

Эмоционально реагирует, поддерживает, организует
работу класса во время презентации групп

Конечно,
мы с вами не писатели, и, конечно, нам не нужно менять концовку, да и весь
рассказа Ф.М. Достоевского. Но все-таки 4 группа представила, что могло
произойти в рассказе, если люди помогли мальчику.

Придумывают счастливый конец рассказа, выразительно
читают

Дети слушают, оценивают, поддерживают

Оценка собственной деятельности

(2 минуты)

Регулирует оценочную деятельность

Оценивают свою деятельность, выводят идею урока

Рефлексия

(3 минуты)

Организует работу 

Ребята,
расскажите, что вы сегодня поняли на уроке, какие чувства испытывали?

Мы
с вами сегодня хорошо поработали, каждая группа продемонстрировала хорошую
подготовку дома и на уроке, мы украсили елку. Но все же мы видим, что на елке
чего-то не хватает? Чего? (звезды)

Обычно
звезду видно издалека, и мне и моему 7 классу хочется, чтобы вы не стали
такими же людьми, как некоторые персонажи из рассказа, а, наоборот, помогали
людям. И первый, пусть и небольшой шаг к помощи мы сделаем прямо сейчас. У
каждого из вас на парте лежит конверт, в конверте открытка. Напишите вашей
группой на открытке поздравления детям из детских домов, а 7 класс их
передаст.

Подводят итоги урока, оценивают свою работу, делятся
впечатлениями, подписывают открытки

Пишут в книгу
отзывов и пожеланий театра класса сове мнение, делятся им

Домашнее задание

(1 минута)

Задает домашнее задание, включает видео учеников 7
класса

Текст
видео:

Ребята,
надеюсь, у вас сегодня все получилось, и ваша звезда стала сиять ярко. Мы
хотим, чтобы больше людей знали об этом рассказе. Ведь если мы, люди, посмотрим
на себя и на свое равнодушие со стороны, мы сможем изменить себя и свое
отношения к окружающим людям. Поэтому мы просим тебя провести челлендж на
своей социальной странице, поделиться своими впечатлениями о рассказе и
отметить хештегом:

 
#ЧИТАЕМСВЯТОЧНЫЙРАССКАЗВЕРИМВЛЮДЕМ#

Успехов!

Записывают домашнее задание

ПРИЛОЖЕНИЕ
1

Правила
работы в группе:

1. Выберите
человека, который будет вашим «капитаном». 

2. Распределите
обязанности (вам дано мало времени, потому без разделения вы не успеете
справиться).

3. Слушайте идеи
друг друга. Давайте возможность высказаться каждому.

4. Не мешайте
работать другим группам. 

5. После того, как
вы выполнили задание, капитан должен встать.

6. Капитан должен
выставить общую оценку группе, сообщить о том, как работала группа (слаженно,
разрозненно), помогали или нет друг другу, достигли ли вы положительного
результата, что этому способствовало?

_________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ
2

Группа
1 ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ (синие шары)

Задание:

Найдите в
дополнительной справочной литературе определение понятию «святочный рассказ».
Какие жанровые признаки он имеет.  На примере видео объясните, какую роль
играет святочный рассказ. Ответьте: Можно ли рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик
у Христа на елке» назвать святочным? Аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________

Группа
2 ХУДОЖНИКИ (красные шары)

Задание:

Нарисуйте дома
иллюстрации к рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Представьте рисунки классу.

Прокомментируйте
картину художника (какие цвета использует художник, какой эпизод представлен?).
Оживите картину (представьте, что картина может «разговаривать», инсценируйте
сцену).

________________________________________________________________

Группа
3 ОФОРМИТЕЛИ (зеленые шары)

Задание:

Спроектируйте
обложку к книге с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Почему именно такая афиша должна быть? Аргументируйте свой выбор. Как обложка
помогает передать идею рассказа?

_________________________________________________________________

Группа
4 ПИСАТЕЛИ (желтые шары)

Задание:

Рассказ
Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» имеет печальный конец. Попробуйте
представить, что люди не оставили в беде детей, какой конец мог бы получиться.
Прочитайте выразительно перед классом полученный вариант. Как вы думаете,
почему автор использует трагичный финал?

ПРИЛОЖЕНИЕ
3

image001

Отзыв по рассказу “Сочинение” Л. Каминского

Вариант №1

Рассказ Л. Каминского повествует о девочке-школьнице, которой в школе дали задание – написать сочинение о том, как она помогает по дому своей матери. Однако, девочка не знает о чём написать, так как она совсем не помогает маме по дому, за неё все делает мама. Даже самые простые и элементарные вещи за девочку делает её мама. Убрать вещи в шкаф, помыть посуду, убраться на кухне – все это на плечах мамы главной героини произведения.

После прочтения данного произведения у меня осталось двоякое впечатление. С одной стороны, конечно же девочка ведет себя совсем неправильно, отказываясь помогать по дому своей матери. Мама у всех в этой жизни только одна, поэтому её надо беречь, помогать ей. Но с другой стороны, я считаю, что мама этой девочки тоже немного неправа в отношении девочки, так как она слишком балует её и относится к ней слишком мягко.

Маме нужно обязательно помогать. Мне кажется, что Лена это тоже уяснила, потому что ей было стыдно написать в сочинении, что ее помощь – ничего не значащие слова на листе бумаги, написанные для хорошей оценки. Меня рассказ заставил задуматься о том, что любовь и забота – это две половины одного целого. Во всяком случае, в моей семье дела обстоят именно так.

Вариант №2

Мне понравился рассказ Леонида Каминского “Сочинение”, потому что он смешной, заставляет задуматься о том, что надо помогать родителям и не обманывать, чтобы не выглядеть смешно. Рассказ этот написан на популярную сейчас тему- тема помощи родителям. Леонид Каминский поднимает такую проблему. По сути своей рассказ очень прост, но смысл он все-таки имеет. Главный герой- это девочка Лена. Она пишет сочинение на тему “Как я помогаю маме”.

Ее мама не успевает готовить, убираться, у нее просто нет времени. Но девочка не хочет делать работу за свою мать. Лена считает, что не обязана стараться помогать матери. Это очень важный момент в рассказе- отношение Лены к работе за мать. Думаю, что такое отношение к труду за родителей недопустимо. Ведь мы, дети, должны помогать своим родителям.

Особенно, если они не могут делать какую-то работу. Ну как же можно так относиться к матери, которая для тебя старается. Я думаю, что после этого рассказа нужно поговорить на эту тему со своими родителями.

Отзыв по рассказу мальчики достоевский

                                                                             Отзыв по рассказу “Сочинение” Л. Каминского

Вариант №3

Девочка Лена, выполняя школьное задание: “Как я помогаю маме”, сама не работает, однако смотря на работу мамы (уборка, готовка), все мамины дела приписывает себе, будто сама Лена это делала. Забежавшая на минутку по пути в магазин одноклассница Оля, прочитав написанное Леной, ухмыляется, видя неправду. Лена оправдывается тем, вроде что задано им “сочинять”, вот и “сочиняет”, добавляя в сочинение, будто сама Лена за хлебом, как Оля ходила.

Изобретательная, лживая, ленивая и неблагодарная девочка. Вывод мой такой, необходимо помогать маме в домашних делах, потом только допустимо про это писать.

Я считаю, что девочка Лена – это лентяйка, которая, чтобы не трудиться, просто выдумывает истории, чтоб оправдаться. Побольше трудолюбия и старательности, тогда и врать не придется, и не придется врать, оправдывая себя и свою лень.

Вариант №4

Рассказ “Сочинение” – это произведение Каминского Леонида о девочке Лене, которой было поручено написать о том, как она помогает маме. А главная героиня не могла сосредоточиться, в голову не приходило ни мысли.

Школьнице сыграли на руку обстоятельства: пока та раздумывала, вошла мама, начав делать уборку по дому, Женщина смахивала пыль, протирала тряпкой пол. Лена сообразила, сходу, что можно мамину работу “присвоить”, выдавая за свою, поэтому пишет, без стеснения, как это она сама наводит порядок, а не мама. Едва девочке напоминают, что фартук не постиран, та пишет в тетрадку, что стирает одежду. Мама уходит готовить картофель, а девочка продолжает рассказ, что сама очищает и жарит картофель. Совесть Лену не корит. Зато, в гостях появляется Оля, одноклассница, заглянувшая мимоходом. Она направлялась в магазин. Лена, сразу же, записывает, как покупает хлеб и приносит домой. На вопрос о том, разве можно рассказывать о том, чего не делала, парирует, что пишет “сочинение”, поэтому “насочиняла”.

Рассказ интересный и поучительный, будет полезен младшим детям в воспитательных целях. Есть многие, кого жалеют, не приучая с детства с труду: это большая ошибка. Дети должны сразу знать, что у них тоже есть обязанности. Тогда не придется сочинять!

Вариант №5

Главная героиня рассказа Леонида Каминского «Сочинение» девочка Лена, которой на дом дали задание написать сочинение на тему «Как я помогаю маме». Девочка эта в жизни маме не помогала, она даже вещи свои не убирала, все за неё делала мама. Лена считала, что она очень занята и ей задают очень много уроков.

Мама берегла дочку от домашней работы и воспитывала лентяйку, надо было ее заставлять помогать по дому. Лена, видя как мама вытирает пыль, моет пол, убирает ее вещи, готовит ужин, решила всю мамину работу приписать себе и она написала в сочинении, что она отличная помощница.

Подружка, которая пришла к Лене и увидела ее сочинение сказала, что она написала неправду и все сочинила, а Лена сказала, что это же сочинение, вот она и напридумывала.

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» для читательского дневника. Он поможет узнать сюжет и основные события рассказа в сокращении, быстро и понятно. Рассказ входит в цикл «Записки охотника», в котором автор передает настроение и обычаи крестьянского быта, восхищается природой России, воспевает единство людей с этой природой. В данном рассказе затрагиваются особенности взаимодействия крестьян с природой, а также их вера в сверхъестественные обычаи и приметы. В конце статьи Вы сможет е прочитать отзыв. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(311 слов) Рассказ начинается с описания жаркой июльской погоды, заставшей рассказчика во время его охоты за тетеревами в Тульской губернии. Настреляв много дичи к вечеру и собравшись домой, он обнаружил, что забрел в неизвестную ему долину. Спустившись и пройдя через сырость и высокую траву, охотник выходит к осиннику, за которым должна была быть дорога. Он выходит и узнает знакомые места, пытаясь двигаться к дому. Наступала ночь. Двигаясь со своей собакой по темноте, рассказчик попадает в лощину, похожую на котел и имеющую несколько белых камней в центре. Он покидает жуткую лощину и понимает, что окончательно потерялся. Продолжая идти, он натыкается на огромную равнину, где вдали видит огоньки и копошащихся людей. Охотник узнает Бежин луг и направляется к людям, чтобы переночевать. 

Он узнает, что это крестьянские дети стерегут табун лошадей, и решает посидеть с ними. Всего было пять мальчишек: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Дети рассказывают страшные истории про всякую нечисть. Ильюша начал говорить, что слышал домового, когда ночевал в рольне. Далее начал рассказывать Костя: он рассказал о плотнике Гавриле, который встретил русалку, после чего грустным ходит. Далее Ильюша рассказал о том, как Ермила забрал барашка, пасущегося на могиле утопленника, а тот барашек заговорил с ним. В этот момент рассказ прерывается лаем убегающих от костра собак, мальчишки пугаются. Павлуша убегает, но возвращается на коне и с собаками, сказав, что собаки волка учуяли. Успокоившись, ребята вспоминают про покойного барина, иногда гуляющего вне могилы, и другие сельские поверья. Ильюша рассказал про то, как у них солнца не стало видно и все ждали лукавого Тришку, предвестника последних времен. Костя рассказал, как к нему на бучиле взывал утопленный ворами Аким. Ребята вспомнили про Акулину, испорченную водяным, утопленника Васю, которого как раз услышал Павлуша, ходивший за водой. Ильюша подметил, что это дурная примета. Мальчики собирались спать, рассказчик тоже уснул. Утром он покинул ещё спящих ребят. Уже потом он узнал, что в том же году Павел убился, упав с лошади.

Отзыв

(283 слова) Моё мнение о рассказе «Бежин луг» крайне положительное. Автор мастерки погружает читателя в среду загадочной природы, мистического окружающего мира, полного загадочных явлений и жутких существ, описывая эти ощущения через призму восприятия обычных крестьянских детей, особенно остро воспринимающих всё вокруг. Моё впечатление от рассказа «Бежин луг» было положительным и было следствием именно этого погружения, заставляющего на себе ощутить переживания мальчишек, рассказывающих страшные истории ночью у костра. Мальчишки часто сталкиваются с чем-то загадочным и зачастую жутким в своей обыденной жизни, но не унывают и уж тем более не боятся продолжать жить, дыша полной грудью. В этом и заключается главная мысль рассказа «Бежин луг»: нужно жить и радоваться каждому моменту жизни, ценить обыкновенное счастье от существования. Тургенев в рассказе «Бежин луг» учит пытаться быть ближе к природе и ощущать единение с ней, прислушиваться к её знакам. Он показал, как в голове простых людей связываются несвязанные друг с другом вещи, потом находящие реальное отражение на судьбах этих людей. Именно такое отношение к происходящему вокруг можно называть верой в сверхъестественное. Автор заставляет задуматься над тем, что мы становимся заложниками своих собственных необоснованных страхов, как стали ими герои многочисленных историй мальчишек. Чему же учит автор? Мораль в рассказе «Бежин луг» довольно очевидна, хоть и не описывается в открытую: необходимо бороться с невежеством, становиться умнее и лучше, выше своих страхов, чтобы не быть подвластным им.  

Мне понравился рассказ Тургенева «Бежин луг» благодаря мастерскому преподнесению автором такой понятной, но все равно своевольной и загадочной сути природы, оказывающей огромное влияние на каждого человека. Моё отношение к рассказу в хорошую сторону склонило подробное и колоритное описание различных обрядов, народных верований и прочих проявлений фольклора в сочетании с подробным описанием природы, дающим эффект погружения читателя в компанию впечатлительных мальчишек, сидящих ночью у костра. 

Автор: Илья Шляпников

  • Отзыв по рассказу детство темы гарина
  • Отзыв по рассказу микроскоп
  • Отзыв по рассказу ионыч
  • Отзыв по рассказу дед архип и ленька
  • Отзыв по рассказу бакенщик