Отзыв по рассказу достоевского мальчики

Автор на чтение 15 мин. просмотров 21 опубликовано 25.02.2021 скачать: настройки размер шрифтацвет текстацвет фона название произведения: мальчики автор: а.п.

На чтение 15 мин. Просмотров 21 Опубликовано

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Мальчики

Автор: А.П. Чехов

Год написания: 1887

Жанр: рассказ

Главные герои:Володя — мальчик- подросток, единственный сын в большой интеллигентной семье, Чечевицын – одноклассник Володи.

Краткое содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника расскажет о неудачной попытке побега в Америку за приключениями двух романтически настроенных мальчиков.

Сюжет

Из гимназии на зимние вакации приехал Володя и привез с собой Чечевицына. Мальчики вели себя сдержанно и таинственно, и младшие девочки решили подслушать их разговоры и узнать тайны. Из подслушанной беседы они узнали о планах ребят убежать в Америку, воевать на стороне индейцев, мыть в реках золото и пить ром. Оказывается, у них уже было все собрано: деньги, провиант, карты, и мальчики распланировали свой маршрут. Володя сомневался и колебался, ему было жалко мать и сестер, а Чечевицын, называвший себя Монтигомо Ястребиный коготь, уговаривал его не трусить и соблазнял интересными приключениями. Наутро мальчики исчезли, но полиция скоро обнаружила их на Гостином дворе, где они искали порох. На следующий день вызванная телеграммой приехала мама Чечевицына и увезла сына домой.

Вывод (мое мнение)

Во все времена мальчики-подростки стремились к приключениям и авантюрам, им казалась скучной размеренная жизнь дома и учеба в гимназии, они хотели как можно быстрее стать взрослыми и окунуться в кипучую жизнь. Чехов с присущим ему мастерством показал внутренний мир подростков, их переживания и стремления.

Добавить в избранное

Год: 1887   Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик Володя, Чечевицын – одноклассник Володи.

Рассказ Антона Павловича Чехова » Мальчики» повествует о двух гимназистах, приехавших на Новый год в гости к родителям одного из мальчиков. Они собирались сбежать в Америку в предновогоднюю ночь. Один из мальчиков даже придумал себе имя Монтигомо Ястребиный Коготь. Но их вернули домой. Побег не удался.

Вывод. Отношения между детьми и родителями всегда непростые. Семья и ценности семейные очень важны. Дети не просто зависят от родителей, они должны уважать и считаться с их мнением. Нельзя сбегать из дома никого не предупредив.

Читать краткое содержание Чехов Мальчики

Рассказ начинается с приезда мальчика Володи в отчий дом. С ним вместе приезжает его друг Чечевицын. Володю очень ждали. Он учился в гимназии, и родители могли видеть сына на праздники и во время каникул. В сенях ребят встречает мать, сестры Володи, собака и отец. Володя представляет своего друга Чечевицына и все идут пить чай. Пока семейство сидит за столом мальчики греются с мороза, девочки внимательно наблюдают за новым в их доме персонажем. Чечевицин отличается от пухлого и белокожего Володи. Он смуглый, худой, не красивый, но с живыми умными глазами. Сестёр Володи Чечевицын восхищает. Мальчики за чаем ведут себя заговорщически. После чая отец и девочки идут делать украшения на елку. В этот раз, обычно участвующий в этом шумном деле Володя, уходит с другом в комнату. Сестры решают подслушать какую тайну скрывают Володя и Чечевицын.

К обеду мальчиков нигде не видно. Их начинают искать. Переполох в доме, плачущая мать. Приезжает урядник, составляет бумаги. На следующий день, ближе к вечеру, сбежавшие путешественники возвращаются домой. Они интересовались в Гостином дворе покупкой пороха.. Там их и задержали. Ночевали неудавшиеся беглецы на вокзале.

Родители Володи вызвали маму Чечевицына и она забрала мальчика домой. Володя очень раскаивался в своём поступке. На прощание Чечевицын на память подписал тетрадку одной из девочек. В тетрадке была запись » Монтигомо Ястребиный Коготь». Побег не удался, но надежда осталась. И манящая незнакомая Америка оставила в душе Чечевицына неизгладимый след.

Оцените произведение: Голосов: 811

Читать краткое содержание Мальчики. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Мальчики

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лупленый бочок Бианки

    Был однажды такой зайчик по кличке «лупленый бочок», довольно странная кличка для такого зверька, но он ее заслужил по праву. В чем мы убедимся в дальнейшем. Жил в деревне один охотник по кличке «Дядя Сережа»

  • Краткое содержание Тургенев Ермолай и мельничиха

    В начале произведения передам нами описание Ермолая, ему было 45 лет, ,был высоким, худым, со смешным длинным носом и непослушными волосами. Ходил все время в желтом кафтане и синих штанах. У него было старое оружие и собака, которую звали Валетка

  • Краткое содержание Острова в океане Хемингуэй

    Каждая часть рассказывает историю о Томасе Хадсоне, который является известным художником, достигшим, в целом, благополучия. История начинается на территории Багамских островов

  • Краткое содержание Нахлебник Тургенева

    В не лишенном роскоши, зажиточном поместье появляются не так давно приобретшие его владельцы – тихая и добродушная Ольга Петровна Елецкая, в девичестве Корина, с обладающим жестким нравом супругом Павлом Николаевичем. Твердый и непреклонный по натуре

  • Краткое содержание Умнее всех Мамина-Сибиряка

    Раньше всех на подворье как всегда проснулся индюк. Разбудив свою жену, он, по своему обыкновению, начал нахваливать себя и в то же время ворчать, что другие птицы недооценивают его ум и не уважают его

«Мальчики» – увлекательная история о двух друзьях, которые задумали пешком отправиться в Америку добывать золото и сражаться с индейцами.

malchiki-chitatelskiy-dnevnik-70869.jpg

Краткое содержание «Мальчики» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Мальчики

Число страниц: 8. Чехов А. П. «Мальчики». Издательство «Детская литература». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1887 год

Главные герои

Володя Королев – ученик 4 класса, добрый, романтичный, мечтательный мальчик.

Чечевицын – друг Володи, смелый, решительный, настойчивый мальчик.

Катя, Соня, Маша – сестры Володи, любопытные и романтичные девочки.

Родители Володи – добрые, любящие, заботливые.

Сюжет

Приезду Володи была рада вся семья: родители, тетка, сестры и даже огромный пес Милорд . Мальчик приехал не один, а со своим другом Чечевицыным, которого пригласил погостить в их доме на время каникул.

Младшие сестры Володи – Катя, Соня и Маша – были очень заинтригованы товарищем своего брата. Понаблюдав за ним, они решили, что он очень умный. Когда Володя с другом остались наедине, они раскрыли географический атлас, и стали его внимательно изучать. Вечером девочкам удалось подслушать, как друзья планировали свой побег в Америку, на золотые прииски. Они узнали, что впереди их ждет нелегкий путь: тысячи верст трудной дороги, разбойничья жизнь, сражения с дикарями и работа на плантациях. Сестры договорились ничего не рассказывать родителям – они надеялись, что мальчики привезут им из Америки золото и слоновую кость.

В канун Сочельника Володя был сам не свой: он не притронулся к еде, часто молился, и перед сном долго прощался с родителями. Лишь к обеду следующего дня была обнаружена пропажа мальчиков. Их повсюду искали, но нашли только через день, в городе в гостином дворе.

План пересказа

  1. Радостная встреча.
  2. Володя и его друг Чечевицын.
  3. Секрет мальчиков.
  4. Побег в Америку.
  5. Возвращение беглецов.
  6. Прощание с Чечевицыным.

Главная мысль

Путешествия и приключения всегда очень заманчивы, но нужно помнить и о чувствах родных.

Чему учит

Рассказ учит уверенно идти к своей цели, не сдаваться, быть твердым и решительным. Важно хорошо учиться, чтобы быть подготовленным к любым неожиданностям. Также учит отвечать за свои поступки.

Отзыв

В детстве увлекательные приключения будоражат ум многим детям. Но нужно помнить, что далеко не все они безопасные. Для начала нужно немного подрасти и выучиться в школе, чтобы применять на практике полученные знания.

chitatelskiy-dnevnik-70869-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-malchiki.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Мальчики.

Пословицы

  • Тяжело в учении, легко в бою.
  • Учеба и труд к победам ведут.
  • Дорогу осилит идущий.

Что понравилось

Понравилось, каким твердым и настойчивым оказался Чечевицын. Он уверенно шел к своей цели, в то время как Володя испугался решительного шага.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Антона Павловича Чехова «Мальчики»?</h3>

    • <label>1885</label>
    • <label>1887</label>
    • <label>1889</label>
    • <label>1890</label>

(новая вкладка)

Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году и опубликован в канун Рождества того же года в «Петербургской газете». В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым. Именно поэтому рассказ является одним из лучших произведений Чехова, предназначенных для чтения в семейном кругу.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мальчики». Узнать, насколько хорошо усвоен материал, можно при помощи специального теста на нашем сайте.

Главные герои

Володя Королевгимназист, единственный сын в большом интеллигентном семействе. Добродушный, пухлый и белолицый мальчик.

Чечевицын одноклассник и товарищ Володи, приехавший к нему погостить на Рождество. Не отличается особой красотой: «худ, смугл и покрыт веснушками».

Другие персонажи

Катя, Соня и Машародные сестры Володи, самой старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.

Мать Володи, отец Иван Николаич и теткаближайшее окружение Володи, которое искренне любит и переживает за него.

Краткое содержание

Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.

Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.

После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем». Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого тот пригласил погостить к себе.

Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.

Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за «кухаркина сына»: настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек».

Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.

Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают «зорко следить за мальчиками», и подслушивают их разговор. В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег». Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.

Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.

Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать: ему очень хочется в Америку и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.

Друзьям удается незаметно выскользнуть из дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги: пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.

От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Заключение

Путешествие в далекую неизведанную страну – мечта многих мальчишек, которую так живо описал в своем рассказе Антон Павлович. Он прекрасно раскрывает тему подростковой инфантильности, взаимоотношения детей и родителей, воспитания и ответственности за свои поступки.

Для читательского дневника будет вполне достаточно и краткого содержания рассказа «Мальчики». Однако для лучшего усвоения материала рекомендуется прочесть рассказ Чехова целиком.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Антона Павловича Чехова «Мальчики»?</h3>

    • <label>1885</label>
    • <label>1887</label>
    • <label>1889</label>
    • <label>1890</label>

(новая вкладка)Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

  1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
  2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
  3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
  4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

План пересказа рассказа «Мальчики»

  1. Приезд Володи
  2. Радостная встреча
  3. Беседа после чая
  4. Страшные планы мальчиков
  5. Надежда на золото
  6. Володя проявляет слабость
  7. Чечевицын уговаривает Володю
  8. Побег
  9. Снова приезд Володи
  10. Печальная встреча
  11. Подпись на память.

Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
  2. Его радостно встречает вся семья.
  3. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
  4. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
  5. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
  6. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

Используемые источники:

  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/3-klass/1515-malchiki.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov/malchiki
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/malchiki.html
  • https://obrazovaka.ru/books/chehov/malchiki
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html

Все отзывы >> Компании >> Академия смысла — Отзывы

Последний отзыв18:3728.03.2021

1 отзыв
10 отзывов
2 отзыва
1 отзыв
1 отзыв
46 отзывов

Телефон: +881 26702525

Адрес: ул. Достоевского, 19/21, лит. Б, Санкт-Петербург, 191119

Аудит компании для владельцев бизнеса

Наши эксперты проведут бесплатный аудит актуальности контактов и репутации вашей компании в геосервисах.

Не упустите эту возможность и перестаньте терять клиентов из-за отсутствия на картах, ошибок в данных или низкого рейтинга!

Отзыв по рассказу достоевского мальчики

Тарифы сервиса Repometr

Мониторинг отзывов с 23 источников

Управление актуальностью информации на геосервисах

Защита данных от изменения третьими лицами

Автоматические отчеты на почту

Мотивация клиентов оставить отзыв

Статистика целевых действий в карточках компании

Настройка и запуск «под ключ»

Обучение по работе с геосервисами и системой Repometr

Персональный менеджер

Добавление индивидуальных источников для мониторинга отзывов

Мониторинг отзывов с 23 источников

Управление актуальностью информации на геосервисах

Защита данных от изменения третьими лицами

Автоматические отчеты на почту

Мотивация клиентов оставить отзыв

Статистика целевых действий в карточках компании

Настройка и запуск «под ключ»

Обучение по работе с геосервисами и системой Repometr

Персональный менеджер

Добавление индивидуальных источников для мониторинга отзывов

Доработка системы под ваши задачи

Доступ к API

Мы нашли 61 отзыв о компании Академия смысла, расположенной по адресу ул. Достоевского, 19/21, лит. Б, Санкт-Петербург, 191119.

Средний рейтинг компании 4,3 баллов из 5.

Рейтинг компании средний. За счет повышения рейтинга компании можно повысить количество клиентов до 20%.

Отзывы о компании собраны с сервисов Google Maps, Яндекс Карты, Yell.ru в период с 09.06.2018 по 28.03.2021.

За последние 30 дней о компании не было оставлено отзывов. Мотивировать клиентов оставлять отзыв о вашей компании можно за счет системы поощрений и скидок, почтовых и sms рассылок. Если клиент оставляет положительный отзыв, то вероятность того, что он вернется за услугой повторно, заметно возрастает.

Процент ответов на отзывы — 7%.

Представителям компании Академия смысла нужно чаще отвечать на отзывы клиентов, так как только 4 отзыва из 61 с ответами. По исследованиям, 86% пользователей изучают отзывы о компании перед покупкой и для 89% из них имеет значение то, как компания реагирует на отзывы.

Количество отзывов в месяц

1

Google Maps —

2 последних отзыва из 29


.Секта Курпатова.
Все, о чем вам не расскажут в Академии Смысла.
Брендированное вранье, лженаука, адепты.
Скоро часть вторая: разбор методички для «обучения» в Академии — без лицензии, зато с инструкциями по зомбированию.
Ну, поехали, дорогие мои и доверчивые! Академия Смысла, которая исповедует учение солнцеликого Курпатова, единственной своей целью видит наполнение карманов золотишком. Эта мечта преследует каждого со времен Тамплиеров, но у них не было подробной инструкции по облапошиванию буратин на 120 страницах.
Увлекательное чтиво для тех, кто смотрит между строк, а не слушает закрыв глаза. Действо разворачивается следующее: Курпатов пишет Красную Таблетку в 2017, искажая научные факты, используя устаревшие данные и аппелируя громкими именами ученых. КТ есть дресс-код и пропуск на офлайн курс КТ. Чтобы набрать доверчивых и готовых к перековке, используют метод интуитивного отбора. Присматриваются, в основном, к молодежи без хорошего образования и тем, у кого нет твердой почвы под ногами.
Нужен не металл, а глина, из которой будут по образу и подобию лепить глиняных солдатов для АС. Руководит этим действом помимо гуру и автора авторских методик Курпатова, Исполнительный директор Юлия Самойлова. В быту и мирской жизни до АС — бухгалтер средненькой типографии. Намекаю: ни опыта руководящих должностей, ни профильного образования для обучения юных мыслителей. Характер двуликий: амбиции сдобрены тщеславием, подогреты полномочиями. Коллектив держится в жестких рамках тоталитарности и бюррократии. По большей части сотрудники заняты созданием не продукта, а имитацией бурной деятельности. Кронпринц Курпатова — Александр Федоров: пафос, отсутствие личного мнения и профильного образования. Бывший секретарь, взошедший на нижнюю ступень курпатовского алтаря. Ныне ведет курс красная таблетка онлайн. В основном, пересказывает писанину доктора. Юлия Вторая, пресс-секретарь, которую внезапно с нарастанием кризиса повысили до пиар-директора Курпатова. Для тех, кто в профессии — очевидно, что это разный опыт и навыки. Видимо, вместо зарплат раздали должности. Далее в иерархии следуют менторы курса. Как бы вам пояснить…это вчерашние мальчики и девочки, прошедшие курсы. Здесь же в АС. Чаще всего восторженные, трудолюбивые. В основном, работающие за идею приближенности к солнцеликому Курпатову. Некоторые имеют высшее образование. Почти никто не имеет медицинского. Или психологического. Или педагогического. Активно напичканные баснями о гениальном докторе, они очень быстро становятся заложниками своей наивности и АС.
Отвлечемся. Что является признаком секты? Разновидностей несколько, но нас интересует псевдоинтеллектуальная коммерческая имени Курпатова. Здесь объединены сразу две, если вы поняли: псевдонаучная и коммерческая группа. Секты, имеющие асоциальные доктрины, не всегда ведут открытую пропаганду. Часто они говорят о тайном знании, элитарности своей общности, которая доступна избранным и лидерам учения. Об этом бесконечно говорит Курпатов, сравнивая своих последователей и раздавая им красные таблетки, в обмен на выход из привычной но опасной матрицы жизни с иллюзиями. Вообще пижжено все. Воля, иллюзии, недостижимость счастья у Шопенгауэра и Витгенштейна.
Дальше о признаках: отсутствие критического мышления. Попробуйте поспорить с Курпатовым на тему искажения им научных данных и окажетесь преданы анафеме, обвинены в зависти, тупости и ничтожности. Это пронизывает все его творчество. У него комплекс Бога, у всех изжога после его манны небесной.
Внутренняя непрозрачность структуры: мальчики и девочки, обслуживающие эго гуру, вообще не понимают куда и зачем бежать. Всегда все в огне, бурные обсуждения и ненормированная работа, мизерная оплата труда и непонимание своего места в механизме. Бесконечные совещания по углам академии, пьянки в кабинетах, принятые в туалетах антидепрессанты и транки. Никогда не видела такого молодрго коллектива, который так регулярно употреблял бы.

… Отзыв полностью

 Свернуть отзыв

28.03.2021
Google Maps

… Отзыв полностью

 Свернуть отзыв

13.03.2021
Google Maps

3

Яндекс —

2 последних отзыва из 27


Доктор Курпатов во всем молодец)

… Отзыв полностью

 Свернуть отзыв

25.04.2020
Яндекс


Пафоса, значимости нагнали… Можно было бы и без «академичности»..

… Отзыв полностью

 Свернуть отзыв

23.04.2020
Яндекс

19

2ГИС —

2 отзыва


Спасибо, Андрею Владимировичу, за такой красивый и эффективный кластер.

… Отзыв полностью

 Свернуть отзыв

20.04.2020
2ГИС


очень личностные тренинги

… Отзыв полностью

 Свернуть отзыв

19.12.2018
2ГИС

Отзывы со всех популярных сайтов — в одном месте

Удобная навигация, сортировка и фильтрация

Система аналитики поможет понять причины и следствия

Система комментариев поможет улучшить рейтинг

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

8

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»

г. Гагарин Смоленской области

Конспект урока

ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

ПО РАССКАЗУ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Автор работы:

заместитель директора по УВР

Наталья Николаевна Покровкова

2014г.

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа;

2. Проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу;

3. Подумать, что означают вечные категории милосердие, вера, сострадание.

ОБОРУДОВАНИЕ: на доске — два ангела, рождественская елка, записаны слова: Рождество, Иисус Христос, Вифлеем, вертеп, Ирод, Святое Семейство, рождественский рассказ.

ПЛАН УРОКА:

1.ОРГМОМЕНТ. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

2.СЛОВО ОБ АВТОРЕ.

3. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

4.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Иосифа Бродского «Рождественская звезда».

5. Анализ рассказа «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

6. Анализ композиции, ее изобразительно — выразительных средств.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГМОМЕНТ. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

— Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы вместе, рука об руку, взойти по ступенькам Храма Литературы и очутиться в волшебных владениях Русского слова — русской классики.

Наше путешествие посвящено творчеству Федора Михайловича Достоевского, а точнее его рассказу «Мальчик у Христа на елке».

  1. СЛОВО ОБ АВТОРЕ.

— Ф.М.Достоевский — взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой — голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.

Сегодня мы на уроке мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА …

— Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес — в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью Ангелов…

3. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

— Золотая, ясная многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. От восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века.

Правитель Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране новорожденного Царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов одно — единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ.

Той же ночью, через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство.

Самая тихая, самая светлая ночь в году — Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

— Русский поэт Иосиф Бродский соблюдал неукоснительно одно правило: старался на каждое Рождество писать по стихотворению. Большинство стихотворений составили книгу «Рождественские стихи». И вот одно их стихотворений поэта я предложила вам выучить…

4.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Иосифа Бродского «Рождественская звезда» заранее подготовленным учеником

В холодную пору, в местности,

привычной скорей к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности

более чем к горе,

младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;

мело, как только в пустыне

может зимой мести.

желтый пар

из воловьих ноздрей,

волхвы — Балтазар, Гаспар,

Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.

Он был всего лишь точкой. И Точкой была звезда.

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

на лежащего в яслях ребенка издалека,

из глубины Вселенной, с другого его конца,

звезда смотрела в пещеру.

И это был взгляд Отца.

5. Анализ рассказа «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

— Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки — это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

Запишем определение.

Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что » все это могло случиться действительно».

— А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях? (Автор считает так потому, что все описанное им мало правдоподобно.)

— Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.

— В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк «отказывается» от вымысла.

6. Анализ композиции, ее изобразительно — выразительных средств.

— Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе.

1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.

2.Мальчик в городе.

3.Чудо за большим стеклом.

4.Смело отворил дверь и вошел.

5.Копеечка выкатилась и зазвенела.

6.Куколки в окне.

7.Обидели.

8.Чужой двор.

9.»Пойдем ко мне на елку, мальчик». Шепот тихого голоса.

10.»Христова ёлка».

11.Маленький трупик.

— Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.

— Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?

( Композиция — это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа — завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.)

-Итак, завязкой в данном рассказе служит эпизод… ( Знакомство с героем рассказа)

-Развитие действия… ( Мальчик в городе. Картины, которые он там увидел.)

— Самым ярким эпизодом в рассказе является эпизод… ( Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.)

— Это кульминация рассказа. А развязка? ( Мальчик умирает.)

— Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его «эмоциональное движение». УЧИТЕЛЬ показывает композиционную схему рассказа, ученики переносят её в тетрадь.

— Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя ( «…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).

— Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и «маленький» рост, и возраст- «лет семь», и одежда — «какой-то халатик», а главное, что это «безликое существо» «хотело кушать». Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.

— Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?

(Этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.)

— Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живет герой. ( «…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).

— Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала? ( Чувство брезгливости, безысходности, тупика.)

— В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так… ( «Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…»). А прекрасная зала за большим стеклом…(«Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то»).

— Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные? (Для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.)

— Запишем в тетрадь определения, что такое «портрет» и «пейзаж».

Портрет — изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.

Пейзаж — изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.

— Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.

Художественная деталь — изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя. (Определение записывается в тетрадь).

— Вспомните, во что был одет мальчик? (В халатик.)

— Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку «копеечку». А «копеечка выкатилась и зазвенела».

— Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали? (Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.)

— Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, — не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

— Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло? (Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался «деревом до потолка», т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он — изгой.)

-Но «пальчики на ножках уже болят», а » на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить».

— Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя? («Вспомнил, заплакал, побежал».)

— Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

— Попробуйте описать «запах бедности» и «запах сытости», используя фрагменты рассказа. («Запах бедности»: душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.

«Запах сытости»: аромат ели, яблок, французских духов.)

— Эти «запахи» дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика. Обратимся к главному эпизоду рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».

— Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным? ( Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: «Это Христова ёлка». Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они — ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)

— Мы провели с вами, ребята, так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.

-Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей? (Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь — есть в ней бедные, нищие, а есть — богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.)

— Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

УЧЕНИК:

Святая Пречистая Дева

Вместила Создателя в плоть,

Чтоб в каменном сумраке хлева

На землю явился Господь.

И небо к земле преклонилось,

Звезда озарила восток,

Чтоб Новым заветом свершилось

Открыть людям Вечный Чертог.

Так Троица в Истинном свете

Явила любовь естеству.

Великое таинство это

Возносит хвалу Рождеству. (А.Афанасьев)

— В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

— А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте. ( «Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет».)

— Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа — то счастливый, если нет — другое дело. Веришь или нет — вот что главное.

— Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество? (Милосердие — это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа — Христу («тихому голосу»).

Запишем в тетрадь, что такое «милосердие».

Милосердие — готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать — жалеть, сочувствовать.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

— ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА.

1.Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

2.Портрет, пейзаж, интерьер, описание среды обитания, художественные детали — система средств, соответствующая авторскому замыслу.

3.Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

— Если вас заинтересовал жанр рождественского рассказа, то советую прочитать следующие художественные произведения: Х.Андерсен «Девочка со спичками», Л.Андреев «Ангелочек», А.Куприн «Чудесный доктор».

— У вас на столах лежат новогодние игрушки. На каждом написано слово. Выберите те шары со словами, которые, как вы считаете, определяют характер человека, собирающегося на Рождественскую ёлку. (Дети «украшают» ёлку).

Рождество — светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки. В каждом из них — частичка моего сердца. Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.

С праздником Рождества!!!

Отзыв по рассказу достоевского мальчики

Текст: Ольга Разумихина

Конечно, из этого правила есть исключения. Образовательных программ развелось невообразимое количество, и в каких-то школах шестиклассники читают повесть «Мальчики» (которая, по-хорошему, является частью романа «Братья Карамазовы»), в других семиклассники штудируют отрывки из «Бедных людей». Но всё-таки средний по больнице школьник полноценно знакомится с творчеством Достоевского начиная с девятого класса. И если «Мальчик у Христа на ёлке» — это, при всём уважении к Фёдору Михайловичу, адаптированная под русские реалии версия андерсеновской «Девочки со спичками», то в «Белых ночах» есть практически всё, что принято называть «достоевщиной»:

  • •главный герой — безнадёжно одинокий, тонко чувствующий, не способный строить доверительные отношения или строящий их с огромным трудом;
  • •надрывная, почти трагическая любовная зависимость, обрекающая каждого участника союза на муки, физические или душевные;
  • •больной Петербург, город душевнобольных, преступников, нищих и развратников;
  • •неспешное развитие действия — и душераздирающая развязка.

Мрачное мировоззрение Достоевского во многом обусловлено его биографией: классик потерял горячо любимую мать, когда ему было всего 16 лет, и всю жизнь страдал от тяжёлой болезни — эпилепсии. Однако в мире, населённом героями Фёдора Михайловича, есть и светлые стороны. Будучи человеком глубоко верующим, он верил в очистительную силу страдания — и в милосердие Бога, Его скорбь по каждому униженному и оскорблённому, так и не удостоившемуся простого человеческого счастья.

Таковым и является Мечтатель — центральный персонаж повести «Белые ночи». Но прежде чем рассуждать о его судьбе, поразмыслим о названии произведения.

Блеск безлунный

Как в любом классическом тексте, в повести Ф. М. Достоевского нет случайных фраз. Название произведения не только указывает на известное чудо природы (белые ночи, если кто-то не знает, — это явление, свойственное для северных регионов, когда освещение на протяжении всех суток остаётся достаточно ярким, чтобы, например, читать без свечи и настольной лампы), но и отсылает к легендам, которыми это явление окутано.

Впрочем, в начале XIX века поэты и писатели относились к ночам, исполненным света, скорее восторженно, чем тревожно. Начитанный школьник уже вспомнил строки из «Медного всадника» А. С. Пушкина (1833):

  • Люблю тебя, Петра творенье, <…>
  • Твоих задумчивых ночей
  • Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
  • Когда я в комнате моей
  • Пишу, читаю без лампады,
  • И ясны спящие громады
  • Пустынных улиц, и светла
  • Адмиралтейская игла,
  • И, не пуская тьму ночную
  • На золотые небеса,
  • Одна заря сменить другую
  • Спешит, дав ночи полчаса…

Вдохновлялись белыми ночами и другие российские классики, — например, А. Н. Плещеев, который и послужил прототипом для главного героя повести Достоевского. Вот какое стихотворение он написал в 1844-м, за четыре года до публикации Фёдора Михайловича:

ДАЧИ

  • Люблю я вас, дачки! Идёшь себе ночью,
  • А окна, балконы отворены все;
  • И звук фортепьяно оттуда несётся,
  • И льются напевы в ночной тишине.
  • А вот у окна вдруг явилась головка;
  • Вот чёрные очи как звезды блестят,
  • На плечах лилейных шелковые кудри,
  • Атласные щёчки румянцем горят!
  • И смотришь — а ночь так свежа и ясна,
  • И розами пахнет, и светит луна!

Дачки — это те самые загородные домишки, куда петербуржцы разъезжались на лето и которые упомянуты в повести «Белые ночи». Очевидно, лирический герой Плещеева бродил по окрестностям Петербурга в июне — начале июля: электрического освещения, как на нынешних дачных участках, в 1840-х гг. не существовало, так что в другой ситуации молодой человек вряд ли бы так вольготно разгуливал, не опасаясь споткнуться о корягу.

Наконец, ещё один эстет и ценитель тёмного времени суток — В. Г. Бенедиктов — в 1859 году создал стихотворение «Светлые ночи», и начинается оно вот так:

  • Не всё-то на севере худо,
  • Не всё на родном некрасиво:
  • Нет! Ночь наша майская — чудо!
  • Июньская светлая — диво!
  • Любуйтесь, бессонные очи!
  • Впивайтесь всей жадностью взгляда
  • В красу этой северной ночи!
  • Ни звёзд, ни луны тут не надо…

Это, конечно, написано спустя 11 лет после первой публикации повести Достоевского, — но тенденция понятна. Да что там говорить о середине XIX века, если и сейчас белые ночи — символ радости, беззаботности, новых надежд и устремлений? Не случайно именно в это время в Санкт-Петербурге проходят парад выпускников «Алые паруса», международный музыкальный фестиваль, Ночь музеев и ещё десятки шумных и весёлых мероприятий.

Вот только с 1860 года — после того как Фёдор Михайлович отредактировал и переиздал повесть и она произвела куда больший резонанс, чем в 1848-м, — восприятие пишущими петербуржцами белых ночей стало куда более тревожным. Так, в 1862 г. Яков Полонский опубликовал вот такое произведение:

  • Дым потянуло вдаль, повеяло прохладой.
  • Без тени, без огней, над бледною Невой
  • Идёт ночь белая – лишь купол золотой
  • Из-за седых дворцов, над круглой колоннадой,
  • Как мертвеца венец перед лампадой…

Оканчивается стихотворение явлением «тёмного монумента» — того самого медного всадника, который погубил несчастного Евгения из пушкинской поэмы и который, будучи изваянием, оказывается живее всех живых.

Эту новую тенденцию — восприятие белых ночей как чего-то зловещего, лукавого, щедро дарующего надежды и немедленно их отнимающего — переняли классики Серебряного века; стихи похожего содержания можно найти и у Блока, и у Ахматовой, и у Кузмина. Вот, например, короткое стихотворении Анны Андреевны, которое так и называется — «Белой ночью» (1911):

  • Ах, дверь не запирала я,
  • Не зажигала свеч,
  • Не знаешь, как, усталая,
  • Я не решалась лечь.
  • Смотреть, как гаснут полосы
  • В закатном мраке хвой,
  • Пьянея звуком голоса,
  • Похожего на твой.
  • И знать, что всё потеряно,
  • Что жизнь — проклятый ад!
  • О, я была уверена,
  • Что ты придёшь назад.

Но что же такого произошло в повести Ф. М. Достоевского — такого, что прежде безобидное природное явление превратилось в игрушку злых сил?

Четыре ночи

Центральный персонаж произведения — Мечтатель, одинокий молодой человек, который живёт в съёмной комнатушке, где-то служит — и получает скудное жалованье, которого едва хватает на арендную плату и содержание кухарки Матрёны. О том, как бедолага оказался в Петербурге, читатель ничего не знает; скорее всего родители Мечтателя, жившие в каком-нибудь мелкопоместном городке, умерли, и он, отгоревав, переехал в чужой город в надежде выучиться и подзаработать. (Кстати, такая «безродность» характерна для многих героев-петербуржцев: ни Евгений из вышеупомянутого «Медного всадника», ни Башмачкин из гоголевской «Шинели», ни Чартков из гоголевского же «Портрета» семьи не имели). Однако жизнь Мечтателя нельзя назвать скучной, потому что он обитает в мире, созданном его фантазией:

«…уже восемь лет, как я живу в Петербурге, и почти ни одного знакомства не умел завести. Но к чему мне знакомства? Мне и без того знаком весь Петербург; вот почему мне и показалось, что меня все покидают, когда весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу. <…>. Пойду ли на Невский, пойду ли в сад, брожу ли по набережной — ни одного лица из тех, кого привык встречать в том же месте, в известный час целый год. Они, конечно, не знают меня, да я-то их знаю. <…> [Я] любуюсь на них, когда они веселы, и хандрю, когда они затуманятся. Я почти свёл дружбу с одним старичком <…>. Физиономия такая важная, задумчивая; всё шепчет под нос и махает левой рукой, а в правой у него длинная сучковатая трость с золотым набалдашником. Даже он заметил меня и принимает во мне душевное участие. Случись, что я не буду в известный час на том же месте Фонтанки, я уверен, что на него нападет хандра».

Помимо прохожих со знакомыми физиономиями, Мечтатель «дружит» с домами. Он, словно ребёнок, наделяет их мыслями и чувствами:

«Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто <…> говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят этаж». <…> Или: «Я чуть не сгорел и притом испугался» и т. д. Из них у меня есть любимцы, есть короткие приятели; один из них намерен лечиться это лето у архитектора. Нарочно буду заходить каждый день, чтоб не залечили как-нибудь, сохрани его господи!.. Но никогда не забуду истории с одним прехорошеньким светло-розовым домиком. Это был такой миленький каменный домик <…>. Вдруг, на прошлой неделе, я прохожу по улице и, как посмотрел на приятеля, — слышу жалобный крик: «А меня красят в жёлтую краску!» Злодеи! варвары! они не пощадили ничего: ни колонн, ни карнизов, и мой приятель пожелтел, как канарейка».

В этом фрагменте впервые появляется столь любимый Достоевским жёлтый цвет — но, опять же, не яркий и жизнерадостный, а такой, каким поныне красят стены в столовых и больницах: быстро выцветающий, унылый, само воплощение томительного ожидания в какой-нибудь очереди. Этот цвет у Фёдора Михайловича имеет ещё один скрытый смысл: он — предвестник душевного помешательства.

Вскоре в жизни Мечтателя происходит разительная перемена. Однажды, разгуливая по Петербургу в ночное время, он встречает девушку — и спасает её от господина «солидных лет, но нельзя сказать, чтоб солидной походки»; попросту говоря, от пьяницы, решившего воспользоваться девичьей беспомощностью. Отогнав злодея при помощи «превосходной сучковатой палки», Мечтатель удостаивается благодарного взгляда — и обретает сердечного друга. Правда, ненадолго.

Вскоре читатель понимает, почему семнадцатилетняя Настенька — барышня скромная, милая и чувственная — вздумала разгуливать по ночам, хотя это небезопасно и сейчас, а в середине XIX века было нонсенсом. Оказывается, что девушка — такая же сирота, как и (скорее всего) Мечтатель, но если у последнего есть свобода, то Настенька лишена её напрочь:

«Есть у меня старая бабушка. Я к ней попала ещё очень маленькой девочкой, потому что у меня умерли и мать и отец. Надо думать, что бабушка была прежде богаче, потому что и теперь вспоминает о лучших днях. Она же меня выучила по-французски и потом наняла мне учителя. Когда мне было пятнадцать лет <…>, учиться мы кончили. Вот в это время я и нашалила; <…> проступок был небольшой. Только бабушка подозвала меня к себе в одно утро и сказала, что так как она слепа, то за мной не усмотрит, взяла булавку и пришпилила мое платье к своему, да тут и сказала, что так мы будем всю жизнь сидеть, если, разумеется, я не сделаюсь лучше…»

«Повезло» Настеньке только в одном: по ночам бабушка крепко спит, а значит, можно всё-таки сбежать из дому. А раз настали белые ночи — грех этим не воспользоваться! Вот только, наконец-то получив возможность ходить куда глаза глядят, Настя не испытывает должного восторга. Девушка не перестаёт думать о «жильце», который год тому назад снимал у них с бабушкой комнату, давал читать романы и в конце концов пообещал главной героине руку и сердце. Но свадьба состоится, только если «жилец» поднакопит деньжат. И вот молодой человек уехал на службу в другой город… но не передумал ли он связывать себя узами брака?

Проклятые вопросы

Развязка повести «Белые ночи» ставит перед читателем множество вопросов, однозначного ответа на которые, как водится, нет. Что же такое это «мечтательство»: свойство высокой, тонко чувствующей души — или нежелание быть ответственным за собственную жизнь? Как поступить, если любимая девушка отдала сердце другому: бороться — или отпустить? И наконец, откуда черпать силы человеку, который потерял самое дорогое?

Впрочем, какими бы тяжёлыми ни были испытания, выпавшие на долю Мечтателя, его прототипу — тому самому поэту Плещееву — пришлось ещё хуже: в 1849 году он, как и Достоевский, был осуждён и приговорён к смертной казни (казнь через какое-то время заменили каторгой).

С другой стороны, Плещеева, как и самого Достоевского, это не сломило. Последние годы жизни поэт провёл в роскошном особняке, в окружении нежно любимых детей — два сына и две дочки — и друзей-литераторов, которым он то и дело дарил крупные суммы. Просто так.

Увы, здесь Мечтателю остаётся только завидовать…

  • Отзыв по рассказу друг детства виктора драгунского
  • Отзыв по рассказу мальчики достоевский
  • Отзыв по рассказу детство темы гарина
  • Отзыв по рассказу микроскоп
  • Отзыв по рассказу ионыч