Отзыв отцы и дети тургенев сочинение

Многомудрый литрекон предлагает сочинение-рассуждение по литературе, посвященное конфликту в романе отцы и дети. тема многогранная и сложная, она требует подробного

Многомудрый Литрекон предлагает сочинение-рассуждение по литературе, посвященное конфликту в романе «Отцы и дети». Тема многогранная и сложная, она требует подробного рассмотрения, поэтому перед Вами целых два эссе разного объема и содержания. Вы можете выбрать то, что больше нравится. Приятного просвещения!

Вариант 1: кратко

(612 слов) В 1862 году Иван Сергеевич Тургенев написал одно из своих самых известных произведений — роман «Отцы и дети». В нем автор поднял очень важные и актуальные на все времена проблемы. К их числу относятся вопросы о дружбе, любви, взаимоотношениях между людьми из разных поколений. Основный конфликт в книге — столкновение поколений. Над этим противоборством размышляли многие авторы, писатели, психологи, журналисты. Особенно интересно, с какой точки зрения Тургенев показал конфликт поколений в своём произведении?

Конфликт разных поколений является вечным вопросом, однако он особенно актуален, когда молодое поколение стремится изменить традиционные устои в моменты наивысшей социальной напряженности. Данную проблему Иван Сергеевич раскрывает на протяжении всего повествования в самых различных ситуациях. Представителями «отцов» являются братья Кирсановы, а также родители Базарова. Поколение 40-х гг. когда-то тоже высказывало критику в адрес предшественников (вспомним либеральные выступления Павла Петровича и его скандальную репутацию в среде помещиков), но оно уважало и ценило традиции своих предков и стремилось передать их следующим поколениям. Однако представители нового поколения не желают мириться со старым мировоззрением и отвергают опыт старших. Люди вроде Базарова пытаются бороться за прогресс и равенство любыми методами. Они выступали против русского барства и его традиций, против крепостного права и привилегий аристократии. Они не хотят идти на компромиссы, так как не имеют преимуществ по наследству. Типичным представителем «нового поколения» является Евгений Базаров — разночинец, вынужденный трудом добиваться высокого положения. Его картина мира отражает рационализм и целеустремленность человека, который живет трудом и не имеет времени на все остальное. «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным», — вот кредо героя. Для него смысл жизни состоит в постоянном труде во благо людей. Безусловно, это является хорошим качеством, однако есть в философии Базарова и спорные пункты. Например, отрицание всего прекрасного точно не может пойти на пользу обществу. Главный герой не понимает искусство, не разделяет восхищения природой, не верит в любовь, потому что не считает эти сферы жизни значимыми. Стоит отметить, что это утверждение составляет основу раскола в лагере «детей». Чуткий по своей натуре, Аркадий, как можно заметить, увлекается новым учением поверхностно, работает мало, зато тонко чувствует природу, искусство и любовь.

Кто же представляет лагерь отцов? Павел Петрович — главный оппонент Базарова. Это аристократ, который гордится своими «принсипами» и своим происхождением. По его мнению, радикальные преобразования в стране не нужны, ведь вечные ценности — это основа жизни народа. Он либерально настроен, не поддерживает консерватизм власти, но в то же время высокомерен и одержим предрассудками своей среды. Так, разговаривая с мужиками, он затыкает нос надушенным платком. Немалые средства тратит он на вычурные наряды и предметы роскоши. Поэтому его раздражают намеки Базарова, посвященные бесполезности и паразитизму праздного образа жизни дворян. В отличие от Павла, его брат Николай Петрович не вступает в спор и конфликт с главным героем. Он понимает страсть Аркадия к чему-то совершенно новому и непривычному. Николай и сам изучает его книги и брошюры, чтобы сблизиться с сыном. Зато читатель видит, как Павел Кирсанов все время вступает в спор с Евгением Базаровым. Пытаясь вывести героя на конфликт, Павел Петрович неостроумно шутит и разражается. Павел Петрович не понимает, как Евгений может жить, отрицая все принципы. И это непонимание питает его гнев. Именно в столкновении между Павлом и Евгением Тургенев раскрыл всю суть противоречий представителей разных поколений. Автор противопоставляет два поколения даже во внешности героев. Павел Кирсанов идеально выбрит, со вкусом одет. Он ходит по деревне с чистыми розовыми ногтями. Евгений Базаров, наоборот, совершенно не следит за своей внешностью и за своими манерами. Его красные руки подобны рукам рабочего человека. 

Можно утверждать, что в своем произведении Иван Сергеевич Тургенев поднял очень важную проблему. Ведь конфликт «отцов» и «детей» является актуальным и по сей день. Решение данной проблемы зависит от многого. Предыдущее поколение должно терпимо относиться к новым явлениям, а молодое поколение, в свою очередь, должно с уважением относиться к старым традициям. 

Вариант 2: подробно

(726 слов) Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» является главной проблемой, поставленной автором. Это столкновение приобретает особую остроту за счет времени действия. События разворачиваются до отмены крепостного права, когда общество практически раскололось на два противоборствующих лагеря: консерваторов, которые были против таких кардинальных изменений, и революционеров-разночинцев, всячески продвигающих мысль об отмене рабства в массы.

Уже в самом названии мы видим конфликт — не напрямую, все-таки союз «и» объединяет, а не противопоставляет отцов и детей, однако в самих этих словах усматриваются антонимы: старшее поколение сталкивается с младшим. Время действия дополняет контекст: это не только конфликт в семье, это и противостояние идеологий, мировоззрения и взглядов на будущее России. Несмотря на то, что разногласия родителей и детей носят «вечный» характер, они обостряется с новой силой каждый раз, когда молодое поколение стремится вперед и требует смены устаревших, но привычных устоев. Однако к этому оказываются готовы далеко не все. В романе Тургенев запечатлел именно такое переходное время. Итак, представителями консерваторов в книге являются родители Базарова и Кирсановы-старшие. Их объединяет одна черта — согласие с существующими правилами и устоями, удовлетворение от жизни. А вот главный герой — Базаров — относится к лагерю революционеров-разночинцев и выступает против исключительного права аристократии на образование и другие блага. Он считает дворянство вырождающейся силой, которая не может быть полезна стране из-за своей праздности и непрактичности. Трудовой народ он, напротив, ценит, и именно в нем он видит будущее России, ее надежду и опору. Его друг — молодой Кирсанов, хоть и разделяет в чем-то мнение Евгения, но все же его увлечение новой философией жизни очень поверхностно, он не верит в нее так, как Базаров. Подражают Евгению Ситников и Кукшина — позеры и ведомые люди. Всех их объединяет одна черта — неудовлетворённость настоящим. Они хотят перемен и остро ощущают несовершенство существующего уклада жизни. «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным» — эти слова Базарова очень ярко характеризуют особенность мировоззрения Евгения. Аристократы, конечно, не могут с этим согласиться. Пожилым дворянам сложно представить себе жизнь простого люда, они не понимают его нужд и не видят его потенциала. Не замечают они и того, что на фоне тяжелой жизни большинства населения страны рассуждения о красоте и величии выглядят едва ли не смехотворными. Однако и молодое поколение не имеет полновесной программы на будущее. Базаров видит задачу своего поколения в разрушении существующих основ, а не в строительстве чего-то нового. Обе стороны в силу запальчивости и категоричности не могут прийти к истине или хотя бы компромиссу, поэтому конфликт обостряется и приводит к поединку между Евгением и Павлом Петровичем. Их противопоставление друг другу отражается даже во внешнем виде, словно автор хотел подчеркнуть не только их внутренние противоречия, но и полное отрицание друг друга. Кирсанов — мужчина средних лет, всегда гладко выбритый, аккуратный, роскошно одетый. Базаров же абсолютно другой, он не заботится о том, как выглядит, его не интересуют манеры, а одевается он всегда в балахон, при этом еще и игнорируя щетину. Руки у него красные и натруженные, а Павел Петрович имеет белые и мягкие руки, совсем не привыкшие к труду. Базаров говорит об интересующих его предметах прямо, резко, открыто. Он язвительно и последовательно доказывает свою позицию. А вот Павел Петрович предпочитает завуалировать свои истинные чувства издевками, намеками, каламбурами. Это говорит о том, что конфликт в книге Тургенева выходит за рамки столкновения поколений. Перед нами два непримиримых соперника, которых разделяет не только возраст, но и все остальное.

Совсем другой подход к проблеме демонстрируют отец и сын в рамках семьи. Они не столь различны и категоричны. Отец Аркадия на открытую конфронтацию не идет — он предпочитает переждать бурю в стакане воды, надеясь, что увлечение сына скоро пройдет. Более того, Николай Петрович пытался понять Аркадия. То же самое можно сказать и о семье Базаровых. Отец и мать неизменно любят Евгения, стараются его принять и угодить его вкусам, но сам Евгений остается равнодушным к теплу семьи. Евгений привык, что большинство представителей поколения его родителей настроены категорично против его убеждений или же просто не понимают их. Потому он не ждет какой-то поддержки в собственной семье. Возможно, он боится стать непонятым и разорвать связь с семьей, потерять ее, а потому держится на расстоянии и присматривается.

Конфликт поколений, показанный в романе Тургенева «Отцы и дети», — это лишь демонстрация того, что происходит сейчас во многих семьях, где мировоззрение детей отличается от родительского. К этой проблеме существуют разные подходы. Кто-то, как Николай Петрович, не готов терять ребенка только из-за его слов и мыслей, а кто-то, как дядя Аркадия, будет до последнего отстаивать свою правоту. Но главное в этой полемике — сохранить семью и наладить обмен опытом между поколениями.

Автор: Елена Ковальчук

(719 слов) Иван Сергеевич Тургенев был известным русским писателем-реалистом. За свой творческий путь Тургенев создал много интересных произведений. Безусловно, известнейшим является роман «Отцы и дети«. Работу над его созданием автор завершил в 1861 году. Известно, что на протяжении длительного времени Тургенев работал в журнале «Современник». Зачастую у писателя возникали разногласия с критиком Добролюбовым, который исповедовал нигилистические идеи. Их споры отразились в романе. В своем произведении автор показал идейные столкновения, которые могут произойти между представителями разных поколений и сословий. Особое место в произведении «Отцы и дети» занимает конфликт Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Рассмотрим поподробнее, в чем он заключался. 

В своем произведении Иван Сергеевич отразил кардинальные изменения в общественной жизни страны той эпохи. Автор продемонстрировал столкновение поколений, которые представляют собой два разных лагеря — революционно настроенных демократов и более умеренных либералов. Писатель неспроста дал произведению такое название, ведь центральное место в романе занимает вечная тема «отцов и детей». Часто конфликт возникает из-за столкновения взглядов старшего и младшего поколения. Правда, в книге Тургенева конфликт более масштабный: разница у героев не только в возрасте, но в социальном положении. Базаров — разночинец, человек бедный и привыкший к труду. Кирсанов — дворянин, человек обеспеченный и живущий в праздности.

Конфликтующими сторонами являются Евгений Васильевич Базаров и Павел Петрович Кирсанов. В образе Базарова автор воплотил разночинца, который добился всего собственными усилиями. По своей натуре Евгений является очень гордым, самоуверенным и интеллектуально развитым человеком. Он учился на медицинском факультете и мечтал стать врачом. Его очень интересовало развитие науки. Поэтому он любил проводить различные эксперименты. Базаров является нигилистом, отрицающим общепринятые нормы. Читатель замечает, насколько отличается отношение персонажа к искусству, любви и природе от отношения к этим ценностям обычного человека того времени. Евгений Базаров, умный и насмешливый, не отличается особой разговорчивостью, часто герой бывает резким и холодным. Эти качества он проявляет даже в семье. Все эти особенности характера героя лишь обострили конфликт.

В образе Павла Кирсанова автор изобразил аристократа, который в прошлом был «светским львом». Перед читателем предстаёт приверженец консервативных взглядов и идей. Кирсанов не желает признавать новых порядков. Он настолько погряз в условностях своего сословия, что не допускает брака брата и дочери экономки. Обычно Павел вежлив, однако он может быть вспыльчивым, если встречает то, что противоречит его убеждениям. Он упрям, горд, высокомерен, категоричен. Но к семье добр: помогает брату деньгами и любит племянника как сына. 

Таким образом, Базаров и Кирсанов являются совершенно разными людьми. По этой причине у героев постоянно возникают споры и конфликты. Неоднократно Евгений и Павел заводили беседу, однако каждый раз их разговор заходил в тупик. Дело в том, что Павел Кирсанов является человеком принципиальным, и он очень уважает в людях это качество. А вот Евгений Базаров отрицает все принципы и не признаёт никакого авторитета. 

Протест Базарова старому миру, сторонником которого является Павел Кирсанов, выражается даже в его внешности: красные рабочие руки, небрежный балахон, равнодушие к внешнему облику. Протест ощущается в каждом слове Базарова. В связи с этим Павел Кирсанов чувствует к Евгению лишь антипатию с самого начала, что уже заметно во время их первой встречи. 

Особенно выраженной является словесная дуэль между представителем «отцов» и представителем новых порядков в десятой главе произведения.
Евгений Базаров, который абсолютно убеждён в собственной правоте, ведёт себя очень спокойно. Можно заметить, как нехотя персонаж отвечает на вопросы Павла Кирсанова. Приверженец старых традиций вызывает Базарова на спор, возмущаясь каждым его высказыванием. Очень очевидным является расхождение героев в нравственных, общественно-политических и философских взглядах. Для Евгения не существует дружбы, родственные отношения для него представляют собой лишь привычку, а любовь — физиологию, искусство — ненужный романтизм. 

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

По мнению главного героя, разговоры об искусстве не имеют никакого смысла. Персонаж не желает замечать красот природы, заявляя лишь о её практическом смысле. Евгений, ничего не строя, пытается все разрушить. Именно в этом и заключается его слабость. 

А для Павла Кирсанова важны такие понятия, как поэзия, музыка, любовь, семья, патриотизм. Аристократ воспевает традиции обычного народа, герой восхищается его патриархальностью и религиозностью. Отношение Евгения к простому человеку является скептическим. Он отмечает порочность народа и его суеверное видение религии.

Писатель ни с кем из героев не соглашается, а это значит, что из конфликта никто не выходит победителем. Тургенев заявляет о силе личности Евгения Базарова, он с уважением относится к герою. Можно утверждать, что Базаров является человеком дела, а Кирсанов — человеком слова, и время Павла Петровича уже ушло. По мнению Ивана Сергеевича, молодое поколение способно указать правильное направление развития страны, но для этого ему необходимо начать не с разрушения, а с созидания.

Автор: Виктория Комарова

Главная проблематика романа

В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.

Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.

Популярные сочинения

  • Улица моего детства — сочинение (русский язык 7 класс)
    Мы живём в новом, красивом, девятиэтажном доме. Вокруг много похожих домов. Двор наш тоже ничем не отличается от других. Посередине двора стоит детский садик, рядом горка и качели
  • Сочинение Дети войны — рассуждение
    Сегодня хочется поразмышлять о детях, которым пришлось проживать свои детские годы во время войны. Эта тема очень серьезная, грустная и всегда актуальная. Особенно об этом задумываются люди, которые являются детьми людей, которые были детьми в то время.
  • Характеристика Солохи из Вечеров на хуторе близ Диканьки
    Гоголевская повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки» показывает, насколько реальное может вступать в сочетание с потусторонним. Все действующие лица наделены ярким характером.

Новое общество

Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.

Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело. Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.

Роман «Отцы и дети» актуален и сегодня, характеристика героев в нем, своеобразное тому подтверждение. Это произведение собрало в себе самое большое количество проблем, которые ставит автор перед своим поколением. Но и на сегодняшний день многие вопросы тургеневского романа не нашли ответа.

Материалы, размещенные на этой странице, помогут учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «Смысл романа «Отцы и дети»».

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

Личные впечатления о романе отцы и дети. Мое первое впечатление от прочтения романа «Отцы и дети

Сочинение ученицы 10 класса НП ДВОК «Пенаты» Макиевской Кьяры (руководитель Берёзкина Юлия Владимировна)

«Над какими вопросами заставляет задуматься читателя роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»?»

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», впервые опубликованный в 1862 году, стал знаковым для своего времени. Произведение произвело на читателей сильное и неоднозначное впечатление, однако образ главного героя Евгения Базарова был воспринят большей частью молодежи как пример для подражания, ведь идеалы молодежи тех времен были отлично отражены в мировоззрении главного героя. В своем романе И.С. Тургенев сумел отразить основные социально-политические проблемы России 1853-1861 года. И все же роман «Отцы и дети» привлекает меня не только точно переданной атмосферой России, стоящей на пороге реформ, но и рядом поднятых автором нравственно-философских проблем.

Одна из главных проблем произведения заключена в его названии. Это проблема взаимоотношения родителей и детей, пропасть между поколениями, различия взглядов. Проблема «отцов и детей» — извечная проблема, возникающая перед людьми из поколения в поколение. В романе «Отцы и дети» эта проблема особенно ярко раскрывается на примере вечных споров и разногласий Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Павел Петрович является самым настоящим антиподом Базарова. Павел Петрович – типичный представитель аристократии тех времен, дворянин по происхождению. Евгений Базаров же с гордостью рассказывает о своем простом происхождении: “Мой дед землю пахал…” Базаров ценит практичность, предпочитает мыслить рационально, отрицая искусство, творчество, духовность: «Рафаэль гроша медного не стоит». Практичность Базарова проявляется даже в его внешнем виде: «Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил. Говорил, что думал. Одевался просто даже в какой-то мере старомодно: балахон с кистями, шляпа с большими полями. Но это его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала». Павел Петрович, романтик и консерватор, не мог понять Базарова. Даже жизнь в деревне не повлияла на его трепетное отношение к внешнему виду. Павел Петрович всегда считался красивым мужчиной: «С детства Павел Петрович отличался красотою, был немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться». Павел Петрович был не в состоянии понять и принять нигилизм, являющийся неким принципом жизни Базарова, науке предпочитал художественную литературу. Под нигилистом понимал человека, не уважающего ничего и никого. И Павел Петрович, и Базаров были довольно радикальны в своих взглядах, они абсолютно не желали принимать во внимание аргументы друг друга, каждый оставался при своем мнении. В 24 главе романа конфликт поколений, а именно конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем, достигает своей кульминации.

Николай Петрович и Аркадий не настолько категоричны в своих убеждениях, но в данном споре также поддерживают разные стороны.

Несмотря на очевидные различия Павла Петровича и Базарова, общего у них очень много, можно даже утверждать, что они довольно похожи. Оба они не подвержены чужим влияниям, и лишь пережитое и прочувствованное ими самими заставляет героев изменить взгляды на некоторые вопросы. Как демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому.

Конфликт «отцов и детей» не является единственным конфликтом в романе. Композиция романа зеркальная: Базаров дважды объезжает одни и те же места. Это даёт возможность Тургеневу показать и второй конфликт в романе. Этот конфликт связан с главным героем, его душевным состоянием. История любви Базарова – важнейшая тема романа. В первой части произведения мы также сталкиваемся с несколькими историями любви, но их можно считать предысториями героев по отношению к их дальнейшим судьбам. Даже с позиции любовного конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым намного больше общего, чем кажется с первого взгляда. Любовь полностью меняет жизнь каждого. Из-за любви к княгине Р. Павел Петрович отказывается от своей прежней жизни и карьеры. Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой выше и сильнее всех теорий — Базаров начинает понимать несостоятельность своих идеалов.

Первая половина произведения по большей мере заставляет задуматься об устоях дореформенной России, о целесообразности тех или иных политических взглядов, принципов и взглядов на жизнь. Вторая половина произведения больше поднимает различные нравственно-философские вопросы и заставляет задуматься о настоящих ценностях жизни. Недаром сюжет произведения был задуман именно таким. Из произведения мы узнаем, что самым ярким персонажам, ставящим свои принципы превыше всего на свете, не была уготована счастливая судьба: Базаров погибает, Павел Петрович переезжает в Дрезден, где продолжает придерживаться своих прежних взглядов, живя в одиночестве. В свою очередь Аркадий и Катя, Николай Петрович и Фенечка живут счастливо, оберегая всеми силами друг друга, живя большой и счастливой семьей. Жизнь продолжается, идет своим чередом. Недаром в конце романа в центре внимания остаются только две счастливых семьи, а Базаров, борющийся за иное будущее, и Павел Петрович, «архаическое явление», пропадают. Семья, дружба, любовь – это ценности, остающиеся в жизни навсегда. Это нечто вечное, неподвластное времени, а такие яркие явления, как Павел Петрович или Базаров, – это эпоха, которая рано или поздно заканчивается, которая существует лишь в определенный отрезок времени.

Таким образом, в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев поднимает множество актуальных для общества вопросов. Примечательно, что произведение не теряет своей актуальности и в настоящее время, а также вряд ли потеряет в будущем, так как проблемы, поднятые автором, являются вечными, сквозными в русской литературе. Читатель не может после прочтения не задуматься об истинных жизненных ценностях, о роли семьи в жизни каждого человека. После прочтения романа «Отцы и дети» задумываешься о важности дружеских отношений между родителями и детьми, таких отношений, какие были между Аркадием и Николаем Петровичем. Нельзя жить, руководствуясь только разумом, грамотное равновесие между разумом и душой – то, чего не хватало Базарову. Стоит отметить, что роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» — произведение, запоминающееся своей глубиной, произведение, поднимающее множество вопросов, ответы на которые читателю предстоит искать внутри себя, неосознанно сравнивая себя с главными героями произведения.

В русской литературе существует немало книг, достойных того, чтобы их читали и изучали, чтобы ими восхищались и о них говорили. Одним из таких произведений является, на мой взгляд, роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Это произведение можно назвать романом-дискуссией, романом-спором. В нем писатель выражает свое отношение к «модному» в 60-е годы 19 века философскому течению – нигилизму.

Напомню, что основу этой концепции составляло полное отрицание всего накопленного опыта человечества. Нигилисты утверждали, что их жизненная задача – уничтожить наследие предков и, тем самым, освободить людей от «ненужного хлама», то есть всего богатства мировой культурной мысли.

Главным героем «Отцов и детей» является именно такой нигилист – Евгений Базаров. Это молодой разночинец, студент медицинского факультета. Важно происхождение героя – с детства он не был приобщен к традиционной культуре, к тому, что русская аристократия впитала с молоком матери. Может, именно поэтому герой так презрительно относится к поэзии, музыке, природе, любви, наконец?

Все, что составляет «жизнь души», Базаров презирает, все это подвергается его безжалостным насмешкам. Герой считает, что важно лишь то, что материально, то, что касается насущных, физиологических потребностей. А все остальное – это «бредни», выдумки неприспособленных к жизни, слабых людей.

Такая точка зрения – это один идейный полюс в романе. Кардинально противоположна ему другая – мнение Павла Петровича Кирсанова, аристократа, русского дворянина. Для этого человека все то, что Базаров призывает уничтожить, составляет суть жизни, ее основу. Поэтому он так возмущен идеями главного героя, принимает их в «штыки», считает опасными и разрушительными. Именно поэтому он, при первом удобном случае, отчаянно спорит с нигилистом, хотя и чувствует, что Базаров сильнее.

Итак, Евгений Васильевич презрительно относится к поэзии и музыке. Он считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Вспомним, как герой насмехается над отцом Аркадия, когда уличает Николая Петровича в этих «грехах»: «Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит…», «Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias, в…м уезде — играет на виолончели!» и так далее.

Кроме того, Базаров не верит и в природу как нечто живое, имеющее свои законы, более мудрые и вечные, чем законы человеческого общества. Герой говорит Аркадию: «И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

К человеческим отношениям Евгений Базаров подходит также с сугубо прагматической, материалистической точки зрения. Так, например, он считает, что любовь между мужчиной и женщиной объясняется всего лишь физиологией, инстинктами, и здесь нет места высоким чувствам.

Свой спор с героем, развенчание его взглядов Тургенев начинает именно с опровержения его взглядов на любовь. Совершенно неожиданно Базаров влюбляется, влюбляется именно так, как пишут об этом в презираемых им романах, – до остервенения, до самозабвения, до потери чувства собственного достоинства. Сцена объяснения героя в любви – одна из самых эмоциональных сцен романа: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. … это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей».

Базаров сознает, что влюбился. Этот факт для героя сродни катастрофе, стихийному бедствию – он понимает, что вся его теория разрушилась, что он обычный человек, такой же «слабак», как Кирсановы и им подобные. Что же делать дальше? Как жить? У Базарова не осталось опоры, стержня, на который бы можно было опереться. Он не в состоянии в корне поменять свое мировоззрение, принять то, что он понял, – вечные ценности существуют и всегда будут существовать, являясь основой человеческого бытия.

С этого момента начинается духовная гибель героя, его угасание, которое заканчивается физической смертью Базарова в финале произведения. Важно, что последний человек, которого Евгений Васильевич захотел увидеть в своей жизни, была именно Анна Сергеевна Одинцова.

Таким образом, Тургенев развенчивает позицию своего героя, а вместе с ней и нигилистическую теорию вообще. Но мы понимаем, что писатель не одобряет и позиции Павла Петровича Кирсанова, который закостенел в своих «принсипах» и не хочет развиваться, двигаться вперед.

Тургенев понимает всю значимость технического прогресса, его важность и необходимость. Но, в то же время, первостепенными, как утверждает писатель в своем романе, являются вечные ценности, опыт, переданный предками. Отказываясь от всего этого, человек разрушает себя, обрекает свое потомство на исчезновение.

«Отцы и дети» — книга, которая произвела на меня сильное впечатление и заставила задуматься над многими вопросами. Но, несмотря на всю серьезность этого произведения, многие его страницы насыщены тонким юмором, иронией, прекрасными описаниями русской природы. Я провел немало чудесных минут, общаясь с автором и героями этого романа, и поэтому решил рассказать вам именно о нем.

Этот роман из школьной программы. Никогда не отличавшаяся прилежностью, почему-то этот роман прочла и признаюсь, он оставил неизгладимый след на сердце… Когда читала последние строки не могла удержаться: слезы так и наворчивались. Помню, села и поплакала от души)) жалко было молодого Базарова и бедных родителей…

Нравится стиль, которым написан роман. Тургенев очень доступно, доходчиво и интересно описывает все события, происходящие в романе, при этом, читая, роман, невольно перед глазами возникают картины бытия, вырисовывается модель отношений в обществе того времени… «Отцы и дети» -это отдельно взятая более чем реалистичная история одной семьи. Ничего сверхнового. Просто люди разного поколения вдруг «сеъзжаются» и сталкиваются с извечными проблемами. Появление Базарова в доме Кирсановых-это как катализатор, для того, чтобы заострить взгляд на проблему взглядов разных поколений.

Про нарицательное уже название проблемы «отцы и дети» много говорить не хочу. каждому она известна, каждый хоть разок сталкивался с ней. «Дети» бегут вперед батьки за прогрессом, забывая традиции, а «отцы» упорно не хотят пользоваться новинками этого прогресса и менять свои сложившиеся годами взгляды. Вообще, эта тем актуальна всегда. То что сейчас все нововведение, особенного научного характера, гаджеты, мы принимаем как прогресс, то в 18-19 века даже новые взгляды, отличные от традиционных были сродни этому самому прогрессу.

Автор показывает, как меняется Россия, как такие вот «Базаровы», способны хоть и частично, видоизменять взгляды своего окружения. Пусть, Аркакий, его товарищ, все же отошел от нигилистических мыслей, потому что был слишком «Мякеньким и либеральным барчиной», но отойти отошел, а мысли все же обновились (стал замечательным управляющим своего поместья и хозяйства)… так и Старший брат Николая Петровича, сначала в штыки воспринявший нового гостя, после показательной дуэли, вдруг проникся к нему уважением и посчитал, что Базаров не такой уж и плохой человек…Так и хочется сказать: » Правильными темпами идет обновление «мозгов»…». если будет резче-то будет революция, а так народ зреет и по-тихонько приходит к новому, более осмысленно, повзрослев, так сказать. В нужных пропорциях сохраняя в голове традиции и новое мышление.

Базаров-словно яркая вспышка, как гром среди ясного неба, появился ярко, «промыл мозги» как мог и исчез… Все думают, что он действительно ярый нигилист, отрицающий всякую власть и традиции, но сам-то в душе, оказывается, вполне себе романтичный юноша. Эти новые мысли, душевные терзания не дают ему покоя: то что он отрицал, то чему всех учил, вдруг оказывается есть в нем (нежнеы чувства. романтика. сентиментальность) и он ничего не может поделать с этим… Как же болезненно Базаров воспринимает отказ Одинцовой, которая, подобно ему, с легкостью отказывает ему и отрицает его чувства…

На примере главного героя, он оказывается по обе стороны баррикады. Противоречивые мысли, осознание безвыходности, когда он не может контролировать себя и свои мысли и чувства опустошают этого человека, и по невнимательности и рассеянности, он очень глупо погибает… И только старые дряхлые родители помнят его и приходят к нему каждый раз… а для других он так и остался яркой вспышкой, пятном….

На примере этой маленькой и вполне себе обычной семьи, отражается настроения общества. У людей меняется мировоззрение: более активные и дерзкие, движимые своими идеями прорываются вперед, подгибая под себе более слабых. Но даже самый сильный и дерзкий всегда имеет слабое место, потому что неуязвимых не бывает. Как бы Базаров он не насмехался над традициями, каким бы себя ярым нигилистом не считал, встреча с женщиной, которая пробудила в нем настоящие чувства, изменила не только его взгляды, но и жизнь, которую пришлось переосмысливать.

А конфликт между поколениями всегда были и будут. Дети-двигатели прогресса, а родители-хранители традиций. Так гармонично устроен мир. Это просто закон социального развития, без которого нет прогресса, нет эволюции…

У меня появилось желание извиниться (не знаю — перед Базаровым? перед Тургеневым?) за бестолковое первое чтение и те первые впечатления, о которых я писала. Там, где я видела одну путаницу во взглядах, я разглядела удивительную силу и последовательность человека, который ошибается, «хватает через край», но ищет. Вчера, листая учебник, я наткнулась на слова, которые сказал о себе Толстой, но они, по-моему, очень подходят и к таким, как Базаров: «Надо биться, ошибаться, падать и опять вставать, а спокойствие — душевная подлость. Мне казалось, что Базаров равнодушен ко всему прекрасному. Он полюбил, и полюбил по-настоящему. Это чувство породило в нем другого человека, которого не замечал в себе, и сам Базаров. Как он хотел вырвать из себя эту любовь! И не смог, потому что очень сильный был человек, значит, и полюбил очень сильно и навсегда. «…Свобода, о которой хлопочет правительство…» — нет ли в этих словах надежды на реформу как на реальное освобождение? И нет ли пренебрежения к народу в словах о мужицком пьянстве? Нет ни того, ни другого, во всяком случае, для читателя, непредвзято читающего текст. Слово «свобода» применительно к готовящейся реформе (не забудем — действие романа происходит в 1859 году) было обычным и среди крестьян, и среди передовой интеллигенции, как бы при этом ни расценивалась сама возможность свободы. Вот свидетельство из стихотворения Н. А. Некрасова «Деревенские новости» (1860): Сходится в хате моей. Больше да больше народу: — Ну, говори поскорей, Что ты слыхал про свободу? И о реформе, уже свершившейся, страшно разочаровавшей поэта, он все-таки счел возможным написать стихотворение «Свобода» (1861): Знаю: на место сетей крепостных Люди придумали много иных, Так, но распутать их легче народу. Муза! с надеждой приветствуй свободу! В словах Базарова так же трудно услышать одобрение реформы, как и в стихах Некрасова. К тому же и вся реплика героя носит гневно-иронический характер. И в своем отношении к мужицкому пьянству Базаров — очевидный единомышленник Добролюбова (статья «Народное дело», 1859) и Некрасова, которые видели в кабаке и водке заклятых врагов народной свободы. Вскоре после тургеневских уроков девятиклассники будут изучать поэму «Кому на Руси жить хорошо», будут читать главу из нее «Пьяная ночь»… Итак, выходит, что автора «Отцов и детей» упрекают за отступление от исторической правды там, где он строго следует ей. Подобные упреки по поводу других мест романа ничуть не более основательны. Они порождены известным периодом развития науки о литературе и являются результатом невнимания к специфической, ничем не заменимой общественной роли словесного искусства, способного — в лучших творениях — через любые препятствия пробиваться к жизненной правде. По мнению Писарева, Базарову свойственны печоринский темперамент, печоринские душевные силы. И вообще он появляется в ряду целой галереи «умных людей»- Онегиных, Печориных, Бельтовых, Рудиных. Это люди, не желающие жить жизнью тех сотен тысяч «неделимых», (атомов), что никогда «не пользовались своим головным мозгом как орудием самостоятельного мышления» и потому «жили себе припеваючи». «Умные люди» всегда скучали, грустили, даже, тосковали от неудовлетворенного стремления действовать, приносить пользу. Но теперь новый тип таких людей. Теперь «умным людям» стало ясно, что тосковать — мало? что счастье выпросить нельзя, его надо завоевать. К сожалению, они пока не видят пути к этому. «В практическом отношений они так же бессильны, как и Рудин, но они сознали снос бессилие и перестали махать руками. «Я не могу действовать теперь,- думает про себя каждый из этих новых людей,- не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным». Базаровы, по мысли критика, вовсе не бездельники. Наоборот, в отличие от своих предшественников они пролетарии-труженики, они вынуждены зарабатывать на кусок хлеба. Но главное их достоинство в ином. «У Печориных есть, воля без знания, у Рудиных — знание без воли; у Базарова есть и знания, и воля. Мысль и дело сливаются в одно твердое целое». Дело Базаровых — это именно критическая работа мысли, осуществляемая высокоразвитой, полностью самостоятельной личностью, свободной от всяких суеверий, авторитетов, принятых норм. Критик, несомненно, прав, когда говорит о независимости Базарова. Но в самом ли деле у герои никаких нравственных законов, принципов и целой? Верно, он не выставляет их напоказ, молчит на прямой вопрос Павла Петровича, говорит Аркадию, что действует так или иначе «в силу ощущения», что у пего «мозг так устроен». По вспомним схватку Евгения Базарова с Павлом Кирсановым. Неужто за отрицанием там не видно никаких идеалов, никаких убеждений? «Мой дед землю пахал»,- говорит Базаров «с надменною гордостью». Для него важно не только как аргумент в споре, что его скорее, чем Павла Петровича, признают «своим соотечественником». Базаров презирает «аристократишек», т. е. людей, которые кичатся правами, полученными не личными заслугами, а по наследству. Правда, Базаров сам готов идти против своего народа — против его невежества, пьянства, суеверия, патриархальной покорности. Не ясно ли, что за всем этим истинно демократические идеалы героя?

В очередной раз прохаживаясь между стеллажами городской библиотеки, я поняла, что не хочу тратить время на детективы, любовные романчики или современные бестселлеры. Захотелось чего-то русского, глубокомысленного, и я подошла к классике. Блуждая взглядом по книгам, я остановилась на Тургеневе и поняла, что совершенно не помню, о чем произведение «Отцы и дети», которое мы когда-то проходили по школьной программе. Помню лишь, что толком его не поняла и мне оно тогда показалось жуть каким скучным.

В этот раз книга была прочитана от корки до корки, включая рецензию на данное произведение Писарева под названием «Базаров».

Не знаю почему, но мне всё больше хочется знать, как жили люди раньше, когда не было телевизоров, компьютеров и мультиварок. Более того, конкретно после этого произведения мне захотелось почитать русскую историю, написанную в те времена. Спрошу Карамзина в следующий раз в библиотеке.

Сюжет «Отцы и дети»

Произведение начинается с того, что старик-отец (Николай Кирсанов) встречает на дороге своего сына студента (Аркадия Кирсанова).

Но выясняется, что Аркаша едет не один, а с другом — Евгением Базаровым. Аркаша находится под большим его влиянием, смотрит в рот, считает своим учителем, но Базаров не приходится по вкусу его родственникам, особенно дяде-аристократу Павлу Кирсанову.

На почве разногласия молодежных взглядов и взглядов старшего поколения в конце концов происходит конфликт. Внешний — между Базаровым и Кирсановым, и внутренний — в душе Базарова. Ведь ему, такому беспринципному «нигилисту», угораздило… влюбиться. Да в кого! В дамочку, которая ему форы даст в его беспринципности!

Чем закончится эта история? Не буду спойлерить, лишь скажу, что никакой сладости и ванили не будет.

Главные герои «Отцы и дети» Тургенева

И всё же, я хочу познакомить читателей с главными героями и даже показать их благодаря иллюстрациям из книги.

  • Евгений Базаров

На мой взгляд, этого человека можно уважать только за одно качество — неимоверную работоспособность. Будущий доктор, он уже сейчас ежедневно изучает естественные науки, на практике и в теории. Он уже сейчас может оказать качественную медицинскую помощь. Базаров вырос в скромных условиях, но в детстве у него было всё необходимое. Хочется отметить и тот факт, что Евгений во время обучения не обременял родителей, не просил у них денег.

Базаров не признает авторитетов, плюёт на обычаи и нравы, но это было бы ничего, если бы он не хамил людям. Порой он мне кажется просто невоспитанным человеком, который прикрывает свои культурные пробелы философией нигилизма. Он не понимает в музыке и в искусстве, и потому отрицает их. Он никогда не любил, поэтому отрицает любовь. Светлые чувства вроде дружбы и любви он называет брезгливо «романтикой» или «вздором». Он груб с людьми, друзей в открытую называет глупцами и держит их рядом с собой в качестве свиты воздыхателей. Конфликт в его душе происходит, когда он влюбляется. Ломается его система взглядов и вот он уже ошарашенно замечает за собой, что и он становится романтиком. И в связи с этим он пытается спастись бегством.

Пожалуй, она намного хуже Базарова. Это очень умная и рассчетливая женщина, которая не побрезговала свадьбой со стариком ради наследования его состояния. Теперь же она живет с его богатством: разнеженная, скучающая, не имеющая смысла жизни. Но когда она знакомиться с Базаровым, ей становится интересно: а что же это за птица такая интересная?

В конце произведения мне показалось, что Анна оттает, когда увидит Базарова, но нет. Она приехала лишь убедиться в своей фригидности отсутствии чувств.

Аркадий Кирсанов и Катерина Одинцова

Аркадий Кирсанов — человек очень мягкий, добрый и романтичный. Последние полгода увлечен идеями Базарова, но его внутреннее естество бунтует против этих самых идей. А мы узнаем его в конце концов как человека старой закалки: он любит слушать музыку, мечтать, ревновать, он способен на любовь, нежность, комплименты. При этом он честен и открыт перед людьми.

Катя, младшая сестра Анны, — человек со стержнем. Она мягка, красива, но умеет гнуть свою линию и подчинять. Катя не испорчена жизнью.

  • Павел Кирсанов

Это антагонист Базарова. Мужчина аристократичный, желчный, но по мне — ничего из себя не представляющий. Да, он образован, умен, воспитан, но жизнь его прошла даром. Правда и он совершил поступок, достойный уважения. Он влюбился, но отказался от своей любви во благо близкого человека.

  • Фенечка

Вот эта героиня для меня осталась загадкой. Лично мне показалось, что это волк в овечьей шкуре. Сейчас она такая милая, покорная, добрая, открытая, боязливая и простая. Но это пока она НИКТО. Но впереди брак с дворянином, и как она себя покажет — еще неизвестно. Почему я сомневаюсь на ее счет? Уж слишком она вольно вела себя с Базаровым, я бы сказала, что она сама спровоцировала его. Возможно, в будущем она станет очень похожа на Анну Одинцову, ведь выходит она не за ровесника, а за человека, годящегося ей в отцы.

  • Родители Базарова

Этим персонажам могу только посочувствовать. Вырастили они сволочь, которая плевать хотела на всех и вся. Просто жаль стариков.

А ведь они любили Базарова больше всех на свете.

Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

В книге нам показаны 2 вида любви.

Любовь Базарова — яростная, жесткая, страстная. Когда он проявил свои чувства, даже Одинцовой нехорошо стало, страшно.

Любовь Аркаши — мягкая, уступчивая, духовная. Это тот случай, когда сначала появляется дружба и взаимопонимание, а потом чувство влюбленности.

Именно из второго вида любви образуются крепкие браки. Я считаю, что такие отношения не скучны. Благодаря им идешь домой, как в крепость, а не ждешь — какое же цунами тебя ждет сегодня вечером.

Смысл романа Отцы и дети И.С.Тургенева

На мой взгляд, И.С.Тургенев хотел сказать читателю следующее.

Да, разница во взглядах между поколением отцов и детей будет всегда. И от этого никуда не деться. Мир развивается. Но есть непреложные принципы, которые позволят понять друг друга отцу и ребенку. В первую очередь, это любовь. Любовь — это то чувство, которое помогает любящим идти на компромисс, мириться с недостатками, которое закроет рот, когда надо промолчать, чтобы избежать ссоры и обиды, которое наделит красноречием, когда нужно поддержать друг друга словами.

Именно чувство любви обеспечит больного родителя стаканом воды в старости.

И да, если вы дочитали до этой строки, то сейчас — самое время позвонить родителям и сказать им просто несколько ласковых слов.

Þëèÿ Äîìîøîíêèíà

 ðîìàíå È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè» çâó÷èò òåìà ëþáâè.  ïðîèçâåäåíèè  4 ëèíèè, ðàñêðûâàþùèå ïðîáëåìó ëþáâè ñ ðàçíûõ ñòîðîí.

Åâãåíèé Áàçàðîâ è Àííà Îäèíöîâà (öåíòðàëüíàÿ ëþáîâíàÿ ëèíèÿ). Íèãèëèñò Áàçàðîâ, îòðèöàþùèé ëþáîâü, âëþáëÿåòñÿ â Àííó Îäèíöîâó, íî îíà íå ìîæåò îòêàçàòüñÿ îò êîìôîðòà è ðàçìåðåííîé æèçíè, ïîýòîìó èõ îòíîøåíèÿ òðàãè÷íû. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-ñòðàñòü».

Àðêàäèé Êèðñàíîâ è Êàòÿ Ëîêòåâà. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-äðóæáó». Ýòî ò¸ïëûå è èñêðåííèå îòíîøåíèÿ, ïîñòðîåííûå íà ïîääåðæêå è çàáîòå äðóã î äðóãå.

Íèêîëàé Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ è Ôåíå÷êà. Ãåðîè íå îáðàùàþò âíèìàíèå íà ðàçíîå ïðîèñõîæäåíèå è ïîëîæåíèå â îáùåñòâå, îíè òåïëî îòíîñÿòñÿ äðóã ê äðóãó è óâàæàþò äðóã äðóãà. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-ñåìüþ».
Ïàâåë Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ è êíÿãèíÿ Ð. Çäåñü àâòîð äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-íàâàæäåíèå», ïîëíîñòüþ ìåíÿþùàÿ æèçíü Ïàâëà Ïåòðîâè÷à.

Ëþáîâü â ðîìàíå – îñîáàÿ ñèëà. Êàæäûé ïåðñîíàæ, âûïîëíÿþùèé â ïðîèçâåäåíèè âàæíóþ ôóíêöèþ, ïðîõîäèò èñïûòàíèå ëþáîâüþ.

(Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).

Ñî÷èíåíèå íà òåìó «Ëþáîâü â ðîìàíå È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè».

 Ðîìàí È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè» — ðîìàí àêòóàëüíûé äëÿ ñâîåãî âðåìåíè. Îí çàòðàãèâàë âîïðîñû, âîëíîâàâøèå ðóññêóþ îáùåñòâåííîñòü â 60-å ãîäû 19 âåêà. Òóðãåíåâ ïîêàçàë äîñòîèíñòâà è íåäîñòàòêè íîâîãî òå÷åíèÿ, âëàäåâøåãî óìàìè ìîëîäûõ ëþäåé òîãî âðåìåíè. Íî ðîìàí ýòîãî âåëèêîãî ïèñàòåëÿ íå âîøåë áû â çîëîòîé ôîíä ðóññêîé êëàññè÷åñêîé ëèòåðàòóðû, åñëè áû îãðàíè÷èëñÿ òîëüêî âîïðîñàìè ñîâðåìåííîñòè. Ñêà÷àòü ïðèìåð Íàïèñàíèå ñî÷èíåíèÿ çà 4 ÷àñàÇàêàçàòü ñî÷èíåíèå  «Îòöàõ è äåòÿõ» Òóðãåíåâ ðåøàë âå÷íûå ïðîáëåìû: ïðîáëåìó âçàèìîîòíîøåíèé ðàçëè÷íûõ ïîêîëåíèé, ïðîáëåìó ñ÷àñòüÿ, ïðîáëåìó ëþáâè. Ëþáîâíàÿ òåìà î÷åíü øèðîêî ðàçâ¸ðíóòà â ðîìàíå. Îíà ÿâëÿåòñÿ ìåðèëîì æèçíåííîñòè ãåðîåâ. Ýòî ÷óâñòâî ïðîâåðÿåò èõ «íà ïðî÷íîñòü», îáíàæàåò èñòèííóþ ñóùíîñòü ÷åëîâåêà. Ïî ìíåíèþ Òóðãåíåâà, ëþáîâü â æèçíè èãðàåò êîëîññàëüíóþ ðîëü. Ýòî ÷óâñòâî ñîñòàâëÿåò ñìûñë æèçíè, áåç íåãî æèçíü áåññìûñëåííà. Ñïîñîáíîñòü ãåðîåâ èñïûòûâàòü ëþáîâü — ýòî äëÿ ïèñàòåëÿ îäíî èç îñíîâíûõ êà÷åñòâ â ÷åëîâåêå è â åãî ãåðîÿõ. Îñíîâíàÿ ëþáîâíàÿ ëèíèÿ ðîìàíà ñâÿçàíà ñ îáðàçàìè Åâãåíèÿ Áàçàðîâà è Àííû Ñåðãååâíû Îäèíöîâîé. Íèãèëèñò Áàçàðîâ îòðèöàë ëþáîâü êàê îòíîøåíèå äóø. Îí èñêðåííå ñ÷èòàë, ÷òî ëþáîâü – âûäóìêè ðîìàíòèêîâ. Ìåæäó ëþäüìè ñóùåñòâóåò ëèøü ïðèâû÷êà, âçàèìíàÿ ñèìïàòèÿ è îòíîøåíèÿ òåë. Íà ìîé âçãëÿä, òàêîå îòíîøåíèå ãëàâíîãî ãåðîÿ ê ëþáâè ñâÿçàíî ñ åãî îòíîøåíèåì ê æåíùèíàì. Âñþ ñâîþ æèçíü Åâãåíèé Âàñèëüåâè÷ ñ÷èòàë, ÷òî æåíùèíà — ñóùåñòâî âòîðîãî ïîðÿäêà. Îíà ñîçäàíà äëÿ ðàçâëå÷åíèÿ ìóæ÷èí. È õîòÿ ãåðîé ïðîïîâåäîâàë, íàðÿäó ñ äðóãèìè, è èäåè æåíñêîãî ôåìèíèçìà, ìíå êàæåòñÿ, ÷òî âñå æå îí íå âîñïðèíèìàë æåíùèí âñåðüåç. Òàêèì îáðàçîì, æèçíü Áàçàðîâà áûëà ïîä÷èíåíà ðàññóäêó, ðàöèîíàëèçìó. Íî âñå â åãî æèçíè èçìåíèëîñü â îäèí ìèã. ×òîáû èñïûòàòü ñâîåãî ãåðîÿ è ïîêàçàòü âñþ àáñóðäíîñòü åãî óáåæäåíèé, Òóðãåíåâ ñòàâèò íà æèçíåííîì ïóòè ãåðîÿ ïðåãðàäó – ëþáîâü. Áàçàðîâ, óáåæäåííûé â ñèëå ñâîåé íàòóðû, â ñâîåì îòëè÷èå îò äðóãèõ, âäðóã … âëþáèëñÿ. Âëþáèëñÿ ñòðàñòíî è íåèñòîâî, êàê ñòðàñòíà è íåèñòîâà áûëà åãî íàòóðà: «Îäèíöîâà ïðîòÿíóëà âïåð¸ä îáå ðóêè, à Áàçàðîâ óï¸ðñÿ ëáîì â ñòåêëî îêíà. Îí çàäûõàëñÿ; âñ¸ òåëî åãî âèäèìî òðåïåòàëî. Íî ýòî áûëî íå òðåïåòàíèå þíîøåñêîé ðîáîñòè, íå ñëàäêèé óæàñ ïåðâîãî ïðèçíàíèÿ îâëàäåë èì: ýòî ñòðàñòü â í¸ì áèëàñü, ñèëüíàÿ è òÿæ¸ëàÿ — ñòðàñòü, ïîõîæàÿ íà çëîáó è, áûòü ìîæåò, ñðîäíè å酻
Êàê âèäèì, ëþáîâü Áàçàðîâà ïðîòèâîðå÷èâà. Îíà ñìåøàíà ñî çëîáîé íà ñåáÿ: âëþáèëñÿ, êàê äóðàê, êàê ïðîñòîé ÷åëîâå÷èøêà! Íî ãåðîé íè÷åãî íå ìîæåò ñ ñîáîé ïîäåëàòü. Ñâî¸ ÷óâñòâî ê Îäèíöîâîé îí ïðîíåñ¸ò äî êîíöà æèçíè è ïåðåä ñìåðòíûì îäðîì çàõî÷åò óâèäåòü äîðîãóþ åìó Àííó Ñåðãååâíó:
«Ïðîùàéòå, — ïðîãîâîðèë îí ñ âíåçàïíîé ñèëîé, è ãëàçà åãî áëåñíóëè ïîñëåäíèì áëåñêîì. — Ïðîùàéòå… Ïîñëóøàéòå… âåäü ÿ âàñ íå ïîöåëîâàë òîãäà… Äóíüòå íà óìèðàþùóþ ëàìïàäó, è ïóñòü îíà ïîãàñíåò…»
Èíòåðåñíî, êàê âåä¸ò ñåáÿ ïðè ïîñëåäíåé âñòðå÷å ñ Áàçàðîâûì åãî âîçëþáëåííàÿ – Àííà Ñåðãååâíà Îäèíöîâà. Îíà áîèòñÿ çàðàçèòüñÿ îò Åâãåíèÿ Âàñèëüåâè÷à, è òîëüêî ÷óâñòâî ïðèëè÷èÿ çàñòàâëÿåò åå ïîäîéòè ê íåìó áëèæå. ×òî æå, ýòà æåíùèíà íå ëþáèëà Áàçàðîâà? À âåäü ìîãëî ïîêàçàòüñÿ, ÷òî èìåííî îíà ïåðâàÿ íà÷àëà âûêàçûâàòü çíàêè âíèìàíèÿ ãåðîþ. Äà, äåéñòâèòåëüíî, ýòî òàê. Íî ñíà÷àëà Îäèíöîâà çàèíòåðåñîâàëàñü Áàçàðîâûì êàê èíòåðåñíûì è óìíûì ÷åëîâåêîì. Çàòåì, ïî÷óâñòâîâàâ ê íåìó áîëüøå, ÷åì ïðîñòî ñèìïàòèþ, Àííà Ñåðãååâíà èñïóãàëàñü. Îíà íå çàõîòåëà ïðîìåíÿòü ñâîå ñïîêîéñòâèå è àâòîðèòåò â îáùåñòâå íà ñèëüíûå, íî íåâåäîìûå åé ÷óâñòâà. Ñåðäöåì Îäèíöîâà ïîíèìàåò, ÷òî õî÷åò ëþáâè, íî å¸ õîëîäíûé è áåññòðàñòíûé óì îñòàíàâëèâàåò ãåðîèíþ. Ïîýòîìó Îäèíöîâà òàê íåñ÷àñòíà.  ýïèëîãå ìû óçíà¸ì, ÷òî ýòà ãåðîèíÿ âíîâü âûøëà çàìóæ, íî îïÿòü ïî ðàñ÷¸òó, à íå ïî ëþáâè. ×òî æ, Îäèíöîâà ñäåëàëà ñâîé âûáîð â æèçíè. Íåñ÷àñòåí â ëþáâè è àíòèïîä, à âî ìíîãîì, äâîéíèê Áàçàðîâà – Ïàâåë Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ. Âñÿ åãî æèçíü ïîøëà ïðàõîì èç-çà íåñ÷àñòíîé, ðîêîâîé ëþáâè, êîòîðóþ Êèðñàíîâ òàê è íå ìîæåò çàáûòü. Áåçîòâåòíàÿ ñòðàñòü èññóøèëà ãåðîÿ, ïðåâðàòèëà åãî â ìåðòâåöà, çàïîëíÿþùåãî ñâîþ æèçíü «ïðèíñèïàìè» è äîãìàòàìè. Äðóãîé òèï îòíîøåíèé ïðåäñòàâëÿåò â ðîìàíå ïàðà Àðêàäèé – Êàòÿ. Àðêàäèé, êàê «ó÷åíèê Áàçàðîâà» è «íèãèëèñò», äîëæåí áûë áû òîæå îòðèöàòü ëþáîâü. Íî åãî íàòóðà è âîñïèòàíèå áåðóò ñâî¸. Àðêàäèé – ïðîñòîé ÷åëîâåê, âèäÿùèé ñâîé èäåàë â ñåìüå, äåòÿõ, õîçÿéñòâå. Îí íåìíîãî ìÿãêîòåë, ëåãêî ïîääàåòñÿ âëèÿíèþ. Èç-ïîä îäíîé òâ¸ðäîé ðóêè (Áàçàðîâà) Àðêàäèé îïàäàåò â äðóãèå (Êàòÿ). Íî ãåðîé ñ÷àñòëèâ, âïðî÷åì, êàê è åãî ñóïðóãà. Ïðåêðàñíà ñöåíà èõ îáúÿñíåíèÿ â ëþáâè. Òóðãåíåâ õî÷åò íàì ñêàçàòü: âîò ìîìåíòû, ðàäè êîòîðûõ ñòîèò æèòü. È ãîðå òåì, êòî èõ íèêîãäà íå èñïûòûâàë:
 «Îí ñõâàòèë åå áîëüøèå, ïðåêðàñíûå ðóêè è, çàäûõàÿñü îò âîñòîðãà, ïðèæàë èõ ê ñâîåìó ñåðäöó. Îí åäâà ñòîÿë íà íîãàõ è òîëüêî òâåðäèë: «Êàòÿ, Êàòÿ…», à îíà êàê-òî íåâèííî çàïëàêàëà, ñàìà òèõî ñìåÿñü ñâîèì ñëåçàì. Êòî íå âèäàë òàêèõ ñë¸ç â ãëàçàõ ëþáèìîãî ñóùåñòâà, òîò åùå íå èñïûòàë, äî êàêîé ñòåïåíè, çàìèðàÿ âåñü îò áëàãîäàðíîñòè è îò ñòûäà, ìîæåò áûòü ñ÷àñòëèâ íà çåìëå ÷åëîâåê».
Ñ÷àñòëèâ â ñåìåéíîé æèçíè è îòåö Àðêàäèÿ, Íèêîëàé Ïåòðîâè÷. Îí îáîæàë ñâîþ ïåðâóþ æåíó, à ïîñëå å¸ ñìåðòè âñòðåòèë Ôåíå÷êó è ïîëþáèë äåâóøêó âñåé äóøîé. Òóðãåíåâ ïîêàçûâàåò, ÷òî íàñòîÿùàÿ ëþáîâü âûøå âñåõ ïðåäðàññóäêîâ. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî Ôåíå÷êà – ïðîñòîëþäèíêà è íàìíîãî ìîëîæå Íèêîëàÿ Ïåòðîâè÷à, ýòè ãåðîè ñ÷àñòëèâû âìåñòå. È òîìó åñòü ïðÿìîå äîêàçàòåëüñòâî – èõ ñûí Ìèòåíüêà. Òóðãåíåâ ðèñóåò â ñâî¸ì ðîìàíå íå òîëüêî íåñ÷àñòëèâûõ â ëþáâè ìóæ÷èí, íî è æåíùèí. Åñëè ìóæ÷èíà áåç ëþáâè «çàñûõàåò», óõîäèò â îáùåñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü èëè íàóêó, òî æåíùèíà ñòàíîâèòñÿ íåñ÷àñòíîé è ñìåøíîé. Îíà ïðîæèâàåò ñâîþ æèçíü çðÿ, íå âûïîëíÿÿ ïðèðîäíîãî ïðåäíàçíà÷åíèÿ. Ïðèìåð òîìó — îáðàç ôåìèíèñòêè Êóêøèíîé â ðîìàíå. Ýòó íåêðàñèâóþ è íåëåïóþ æåíùèíó áðîñèë ìóæ. Îíà «áëèñòàåò» ñâîèìè ïðîãðåññèâíûìè âçãëÿäàìè, à íà ñàìîì äåëå èùåò ëþáâè, êîòîðîé åé òàê íå õâàòàåò. Ëþáîâíàÿ òåìà – îäíà èç âåäóùèõ òåì ðîìàíà È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè». Âñå ãåðîè ïèñàòåëÿ èñïûòûâàþò ýòî ÷óâñòâî â òîé èëè èíîé ñòåïåíè, òàê, êàê ìîãóò èëè óìåþò. Èìåííî ëþáîâü ñòàíîâèòñÿ äëÿ íèõ òåì ìåðèëîì, âûÿâëÿþùèì èñòèííóþ ñóùíîñòü ãåðîåâ, ïðèäà¸ò èì ñìûñë æèçíè èëè äåëàåò íåñ÷àñòíûìè.

(Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).

Тургенев Иван Сергеевич

1818 — 1883

В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев сумел передать разницу взглядов разных поколений на исторические, социальные, культурные события в обществе. При этом он подчеркнул те общечеловеческие ценности, которые объединяют людей, независимо от возраста.

Краткий и полный анализ романа выявляют, как художественные средства помогают раскрыть идею произведения.

Годы написания — 1860-1861.
История создания — роман создавался в Англии и в России накануне отмены крепостного права и других реформ 1861 года. Тургенев опирался на текущую ситуацию, буквально держа руку на пульсе исторических событий.
Жанр — роман, социальный роман.
Направление — реализм.
Основная идея — На смену старому и отжившему устройству общества должно прийти новое, которое сделает жизнь людей счастливее.
Тема — Столкновение поколений и формирование нового типа людей.
Проблема — Основой перемен герой считает слом старого мироустройства и построение нового, однако зачастую молодое поколение не находит достойной замены старому.
Композиция — Кольцевая композиция повторяется в романе дважды. Герои едут в поместье Кирсановых – к Одинцовой – к родителям Базарова. Это подчеркивает повторяемость жизненных циклов, схожесть судеб людей разных поколений.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Столкновение нового социально-исторического поколения со старым.

Проблема: Как бы молодежь ни отрицала важность семейных отношений, наблюдается их большая устойчивость.

2. Тема: Противостояние идеологии консерваторов-отцов и радикально настроенных молодых людей.

Проблема: Конфликт усиливается тем, что аристократия и демократия имеют большое различие и в культурных вопросах. Это непроницаемые друг для друга миры.

3. Тема: Место любви в жизни человека.

Проблема: Поколение «отцов» придает любви первостепенное значение, молодые больше склоняются к самореализации и общественно-полезной деятельности.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Россию второй половины 19 века захлестнули противоречия социокультурного и политического характера, и Тургеневу удалось это передать на примере изменений в жизни нескольких семей. Семейный конфликт перерастает в общественный, социальный и даже политический. Нарушается естественная «семейственность», которая должна поддерживать жизнь поколений в гармоничном состоянии, когда старшие становятся опорой для младших, а молодежь с уважением относится к прошлому и строит новое будущее.

Этот период стал настоящим испытанием духовных возможностей для людей разных поколений, которым предстояло найти взаимопонимание в условиях глобальных противоречий.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Евгений Васильевич Базаров — главный герой, студент медицинского факультета, нигилист и прогрессист. Верит в разум, пользу, все естественное и природное, отвергает искусство и старые принципы устройства общества. Отрицает любовь, но сам же влюбляется в Одинцову. Умирает от заражения тифом.
Аркадий Кирсанов — приятель Базарова. Поначалу разделяет его взгляды, а после отходит от них, выбирая то, что ему ближе. Увлечен Анной Одинцовой, но позже глубоко влюбляется в Катю.
Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, вдовец. Мягкий человек, которому не хватает характера, чтоб управлять имением и подчиненными. Осознает разницу между ним и молодежью, переживает об утраченном прошлом. Но выбирает жить, находя новое счастье с Фенечкой и сыном.
Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия, бывший военный, светский лев. Идейный оппонент Базарова. Несчастный человек, живущий прошлым и устаревшими принципами.
Анна Сергеевна Одинцова — светская красавица, вдова. Поначалу вызывает у Базарове циничные насмешки, а после близкого знакомства – любовное чувство. Не отвечает взаимностью Базарову, так как превыше всего ценит спокойствие, а не страсти. Перед смертью посещает его как друг.
Катя (Катерина Сергеевна) — сестра Одинцовой, живущая в ее имении. Умная, чувствительная девушка с сильным характером. Родственная душа Аркадия, позже становится его женой.
Фенечка — простая девушка, дочь экономки Кирсановых. Любовница Николая Петровича и мать его сына, позже становится второй женой. Симпатия Базарова, тайная любовь Павла Петровича.
Василий Иванович Базаров — отец Евгения, старичок 60 лет, отставной военный хирург. Любит и боготворит сына, мечтает о его блестящем будущем.
Арина Власьевна Базарова — мать Базарова, женщина, воспитанная по старинным правилам и обычаям. Верит и в бога, и в черта, и в сказки. Но больше всего – в своего сына.

п.4. Литературные приёмы

1. Летописный характер романа, привязка к точному историческому периоду.
2. Антитеза / Контраст / Противопоставление (нигилизм Базарова – традиционализм старших Кирсановых, страсть Базарова – спокойствие Одинцовой и др.)
3. Речевое поведение героев — диалог-спор, словесная схватка, полемика о важных вопросах, несогласие.
4. Самохарактеристика героев через речь, речевые детали (из слов Базарова, Кирсанова, Одинцовой и других героев становится понятно, какова их натура).
5. Пейзаж
– как отражение внутреннего душевного состояния героя (Николай Петрович от созерцания природы погружается в приятные воспоминания и т.д.);
– как контраст, усиливающий абсурдность человеческих действий (прекрасные картины раннего утра в день дуэли Павла Петровича и Базарова).
6. Лирические отступления, в которых автор рассуждает о разных явлениях — (размышления об эмансипации, картины бедности и разрухи при подъезде к поместью Кирсановых, описание матери Базарова и помещиц такого типа т.д.)

п.5. Конфликт произведения

Главный конфликт – это противостояние поколений. «Отцов» и «детей» разделяет не просто разница во взглядах, а пропасть между двумя типами мировоззрения. Конфликт усиливается еще и потому, что герои живут в переломный исторический момент для России.

Также интересен внутренний конфликт Базарова. Он отрицает любовь, романтизм и привязанность, но при этом влюбляется в Анну Сергеевну так, что даже перед смертью помнит об этом.

  • Отзыв по рассказу ашик кериб 4 класс небольшой
  • Отзыв о сочинении товарища 5 класс русский язык
  • Отзыв о сказке чехова мальчики
  • Отзыв о спектакле горе от ума 1977 сочинение
  • Отзыв о сказке чудесная рубашка 3 класс