Отзыв о турецкой сказке ашик кериб для 4 класса

Тем временемв блогах... еще... комментарии еще... уважаемые коллеги! спасибо за внимание к моей работе и отзыв о ней! какая милота!
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Уважаемые коллеги! Спасибо за внимание к моей работе и отзыв о ней!

Какая милота! Какая прелесть! Вы нашли для ёлочки прекрасный наряд, во-первых. В…

Тематике Ваших ресурсов нет границ. такие разнообразные, удивительно разного фор…

С точки зрения практичности Ваши материалы всегда отличаются высокой востребован…

Готовые разработки уроков, конспекты, презентации, видео, рабочие программы, календарно-тематические планирования, контрольно-измерительные материалы, тесты, тренажеры, игры, викторины, олимпиады по литературному чтению для 4 класса.

Категория Литературное чтение 4 класс содержит материалов: 357

Страницы: 1 2 3 17 18 »

Тест по произведению В.Ю. Драгунского «Главные реки»

59761730

Интерактивный тест по литературному чтению для 4 класса по произведению В.Ю. Драгунского «Главные реки», УМК «Школа России». Презентация содержит 13 вопросов с выбором одного ответа. Тест создан на основе шаблона PowerPoint в программе Microsoft Office PowerPoint 2010.

№80010 |
15.12.2021 |
valyusha

| 1.1Mb

Тест по произведению Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

10780145

Интерактивный тест по литературному чтению для 4 класса по произведению Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», УМК «Школа России». Презентация содержит 13 вопросов с выбором одного ответа. Тест создан на основе шаблона PowerPoint в программе Microsoft Office PowerPoint 2010

№79950 |
12.12.2021 |
valyusha

| 1.9Mb

Интерактивный тест к уроку по теме «Делу время- потехе час»

s14891766

Интерактивный тест по литературному чтению для 4 класса «Делу время- потехе час». Этот тест можно использовать без подключения к Интернету. Учителю не надо проверять результат, программа сама проверит и выдаст процент правильно решенных заданий.

№79943 |
12.12.2021 |
NLA

| 35Kb

Итоговый тест по литературному чтению 4 класс

s42443317

Предлагаемая тестовая работа предназначена для итогового контроля знаний выпускников 4 класса по курсу «Литературное чтение» по ГОСО РК. Цель: проверить знания учащихся по предмету, умение воспроизводить необходимую информацию по памяти, применять полученные знания на практике. Учащимся необходимо выбрать ответ из нескольких вариантов.

№79824 |
06.12.2021 |
Cerg68

| 35Kb

Тест по разделу «Литературные сказки»

58435061

Интерактивный тест по литературному чтению для 4 класса по разделу «Литературные сказки», УМК «Школа России». Презентация содержит 13 вопросов с выбором одного ответа. Тест создан на основе шаблона PowerPoint в программе Microsoft Office PowerPoint 2010

№79816 |
05.12.2021 |
valyusha

| 1.0Mb

Тест к уроку по теме » С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

01574328

Интерактивный тест по литературному чтению для 4 класса по произведению С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», УМК «Школа России». Презентация содержит 10 вопросов с выбором одного ответа. Тест создан на основе шаблона PowerPoint в программе Microsoft Office PowerPoint 2010.

№79689 |
28.11.2021 |
valyusha

| 2.5Mb

Тест к уроку по теме «П.П.Бажов «Серебряное копытце»

52837149

Интерактивный тест по литературному чтению для 4 класса по произведению П.П.Бажова «Серебряное копытце», УМК «Школа России». Презентация содержит 13 вопросов с выбором одного ответа. Тест создан на основе шаблона PowerPoint в программе Microsoft Office PowerPoint 2010.

№79685 |
28.11.2021 |
valyusha

| 3.9Mb

Тест-презентация «Кошки-мышки» по произведениям русских писателей

s78647213

Сказки и рассказы про животных близки и интересны детям. Они с удовольствием читают истории о том, как привычный домашний питомец преображается в ловкого дельца, путешественника или плута. Эти герои чаще всего вызывают симпатию, даже после проказ они умеют вновь завоевать расположение хозяев. В программе по литературному чтению произведений, в которых героями стали кошки и мышки немало.

№79646 |
26.11.2021 |
Беленинка

| 10.6Mb

Проверочный тест по теме «Поэтическая тетрадь»

s61091746

Цели и задачи презентации: обобщение знаний учащихся по разделу «Поэтическая тетрадь»; расширять знания учащихся о жизни и творчестве поэтов-классиков, воспитывать любовь к книге, интерес к чтению поэзии.

№79603 |
23.11.2021 |
Беленинка

| 2.4Mb

Тест по рассказу Д.Мамина-Сибиряка «Приемыш»

s68187690

Интерактивный тест по литературному чтению для 4 класса по рассказу Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш», УМК «Школа России». Презентация содержит 11 вопросов с выбором одного ответа. Тест создан на основе шаблона PowerPoint в программе Microsoft Office PowerPoint 2010.

№79554 |
21.11.2021 |
valyusha

| 0.9Mb

Интерактивный тест по теме «Чудесный мир классики»

s43400930

Интерактивный тест-презентация «Чудесный мир классики» создан к уроку литературного чтения в 4 классе по УМК «Школа России». Он даст возможность быстро проверить, как дети усвоили изученный материал по теме. Тест можно использовать в качестве разминки на уроке или на его заключительном этапе.

№79559 |
21.11.2021 |
Беленинка

| 2.4Mb

Интерактивный тест по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

s01556946

Презентация с тестовой работой к уроку литературного чтения в 4 классе по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» поможет учителю быстро проверить знания детей по содержанию данного произведения. Тест содержит 20 вопросов с выбором одного правильного ответа. Данную работу предлагаю учителям начальных классов.

Материал к уроку по теме «Там на неведомых дорожках»

s41556113

Цель: Создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении сказок. Развивать читательский интерес, прививать любовь к чтению, книге; способствовать развитию речи, памяти.

№79351 |
03.11.2021 |
дети

| 6.7Mb

Интерактивный тест по произведению В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»

s28888023

Презентация с тестовой работой к уроку литературного чтения в 4 классе по произведению В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе» поможет учителю быстро проверить знания детей по содержанию данного произведения. Тест содержит 22 вопроса с выбором одного правильного ответа. Данную работу предлагаю учителям начальных классов.

Интерактивный тест по сказке В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»

s04853452

Презентация с тестовой работой к уроку литературного чтения в 4 классе по сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» поможет учителю быстро проверить знания детей по содержанию данного произведения. Тест содержит 19 вопросов с выбором одного правильного ответа. Данную работу предлагаю учителям начальных классов.

Интерактивный тест по рассказу А.П.Чехова «Мальчики»

s81156297

Презентация с тестовой работой к уроку литературного чтения в 4 классе по рассказу А.П.Чехова «Мальчики» поможет учителю быстро проверить знания детей по содержанию данного произведения. Тест содержит 10 вопросов с выбором одного правильного ответа. Данную работу предлагаю учителям начальных классов.


Новости

28.12.2021

Новогоднее видеопоздравление Подробнее

27.12.2021

30 декабря – санитарный день в МЦБС им. М.Ю.Лермонтова Подробнее

24.12.2021

Книжная подборка к Рождеству Подробнее

24.12.2021

Книжная подборка к Рождеству Подробнее

20.12.2021

Дни возвращенной книги! Подробнее

С 2006 года МЦБС им. М. Ю. Лермонтова выпускает сборники по итогам ежегодных «Лермонтовских чтений» в Санкт-Петербурге. В редколлегию входят филологи из высших учебных и научных заведений Санкт-Петербурга и Москвы, а также директор МЦБС им. М. Ю. Лермонтова.

В сборниках публикуются лучшие статьи, подготовленные лермонтоведами, литературными критиками, историками, филологами, журналистами из разных городов России и мира. Помимо филологических вопросов освещаются исторические, искусствоведческие и другие аспекты творчества М. Ю. Лермонтова. Все рассматриваемые темы интересны не только специалистам, но и самому широкому кругу любителей литературы.

%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0 2019 cover mini

Научно-популярная литература

Лермонтовские чтения-2019Уже на полке!

Сборник статей

Сборник статей по итогам «Лермонтовских чтений — 2019», прошедших в Концертном зале Мемориального музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова и в Белом зале Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова 17–18 октября 2019 г., посвящён различным аспектам изучения творчества М. Ю. Лермонтова. Издание рассчитано на специалистов по истории русской культуры и литературы XIX века, а также адресовано широкому кругу почитателей творчества поэта. Предлагаемый вниманию читателей сборник посвящается 205-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова.

  • Рассказова Л. В. «Стихотворение «Пророк» М. Ю. Лермонтова в контексте «религиозных споров» с князем»
  • Кривонос В. Ш. «Ролевое поведение Максима Максимыча в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»
  • Карбоне А. «Три французских перевода «Героя нашего времени»»
  • Соснина Е. Л. «Семантический объём слова «алмаз» в языке М. Ю. Лермонтова»
  • Фисенко А. К. «Аспекты академического изучения жизни и творчества М. Ю. Лермонтова в США (1900–1950 гг.)…»
  • Беляев Н. С. «Проведение юбилейных мероприятий, связанных со столетием со дня рождения М. Ю. Лермонтова в средних и низших учебных заведениях России»
  • Агамалян Л. Г. «Об альбоме Дмитрия Аркадьевича Столыпина»
  • Метёлкина А. Г. «Портрет М. Ю. Лермонтова из издания «Собрание портретов русских литераторов. Тетрадь 1 и 2» (М., 1857). К вопросу о литографе Николае Карловиче Зенгере
  • Петрова Л. И. «Лермонтовская тема на почтовых карточках конца XIX ― 1910-е гг. XX в. (из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга)»
  • Коржевская Е. А. «Популяризация творчества Лермонтова в предвоенном Ленинграде. Обзор афиш Ленинградского лектория 1930-ых гг. из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга»
  • Модина М. Л. «Лермонтов в осажденном Ленинграде: к истории одной картины В. Л. Бреннерта»
  • Чёрная Е. И. «Мои спектакли по Лермонтову»
  • Хейфец О. А. ««Здесь есть какая-то щемящая, страдальческая нота…»: М. Ю. Лермонтов в творчестве Киры Муратовой»
  • Лапина Ю. В. «Лермонтов online»
  • Поповян Л. К. ««Прекрасны вы, поля земли родной…»: М. Ю. Лермонтов на «Донских страницах»  новом электронном ресурсе Донской государственной публичной библиотеки»
  • Филимонова А. В. «Управление Северного района Российского общества Красного Креста в особняке Мусиных-Пушкиных в 1914–1918 гг.»

Свернуть

Подробнее

%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0 %D0%B0%D0%BF%D0%B0 cover mini

Научно-популярная литература

Лермонтовские чтения-2018Уже на полке!

Сборник статей

В очередной сборник «Лермонтовские чтения» вошли материалы докладов и сообщений, прозвучавших в октябре 2018 года. Освещались вопросы: «религиозных споров» кн. В. Ф. Одоевского с М. Ю. Лермонтовым, отражения творчества поэта в тиражированной графике в Петрограде в годы Гражданской войны, история создания и реставрации памятника М. Ю. Лермонтову на Лермонтовском проспекте в Санкт-Петербурге. Участники конференции могли по достоинству оценить богатство и необъятность архивных и музейных коллекций, связанных с историей рода Лермонтовых. Предлагаемый вниманию читателей сборник посвящается 115-летию со дня рождения филолога, одного из ведущих лермонтоведов XX века, Виктора Андрониковича Мануйлова.

  • Соснина Е. Л. «Он похоронен в кавказской земле: о том, где покоится прах прадеда М. Ю. Лермонтова – первопоселенца на Кавказе»
  • Рассказова Л. В. ««Важнее всего в жизни»: позиция князя В. Ф. Одоевского в «религиозных спорах» с М. Ю. Лермонтовым»
  • В. И. Будько «Евдоксино Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии. Н. В. Арсеньев и его дочь Е. Н. Вревская»
  • Модина М. Л. «Художник Н. Н. Купреянов: ещё один из рода Лермонтовых»
  • Кривонос В. Ш. «Судьба и случай в «Тамани» М. Ю. Лермонтова»
  • Шульц С. А. «К символике и метафизике образа Неизвестного в «Маскараде» Лермонтова»
  • Миллер О. В. «Стихотворение «Булевар»: традиции и комментарии»
  • Кондратенкова Е. А. «Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» в трёх английских переводах»
  • Беляев Н. С. «Работа Б. М. Эйхенбаума над новым изданием полного академического собрания сочинений М. Ю. Лермонтова в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) в конце 1930-х гг.»
  • Агамалян Л. Г. «Хранить в Лермонтовском музее в витрине закладки Лермонтовского памятника». К истории создания памятника М. Ю. Лермонтову перед Николаевским кавалерийским училищем»
  • Крылова Е. В. «Реставрация памятника М. Ю. Лермонтову на Лермонтовском проспекте в Санкт-Петербурге»
  • Коржевская Е. А. «Пропаганда творчества М. Ю. Лермонтова в Петрограде первых лет советской власти»
  • Селёдкина C. Н. «Обзор документов Российского государственного исторического архива об Аркадии Алексеевиче Столыпине (1778–1825)»
  • Данкевич Ф. В. «История создания книги художника «Сон». Эссе художника»
  • Марченков А. В. «Посмотрим на войну глазами рядового. Прочтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» кадетами 5 класса»

Свернуть

Подробнее

skmbt c284e19041712300 0001 %D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F cover mini

Научно-популярная литература

Лермонтовские чтения-2017

Сборник статей

В очередной сборник «Лермонтовские чтения» вошли материалы докладов и сообщений, прозвучавших в октябре 2017 г. Объединённые темой «Изучение творчества М. Ю. Лермонтова в контексте современности», статьи включают различные аспекты её воплощения. 2017-й – юбилейный год для Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова, и издание открывается большой статьей А. В. Филимоновой «От районной до центральной: к юбилею Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге».

Содержание

  • Филимонова А. В. От районной до центральной: к юбилею Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге
  • Свирина Н. М.  М. Ю. Лермонтов и старшеклассники: к вопросу о чтении классики современными школьниками 14–17 лет
  • Мисайлиди Л. Е. Лермонтов и Жуковский в 1841 г. (некоторые дополнения и уточнения)
  • Рассказова Л. В. К вопросу о «религиозных спорах» князя В. Ф. Одоевского и М. Ю. Лермонтова
  • Метёлкина А. Г. Портрет М. Ю. Лермонтова: к вопросу о баварском подданном литографе Каспаре Эрготе
  • Агамалян Л. Г. Один из последних рисунков Михая Зичи
  • Малая К. В. Лермонтовские образы в творчестве художника Виктора Замирайло
  • Коржевская Е. А. Конный праздник в Михайловском манеже 21 марта 1914 г. (по материалам собрания фонда тиражированной графики Государственного музея истории Санкт-Петербурга)
  • Хухка И. А. Утраченные издания А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова из собрания Гатчинского дворца
  • Модина М. Л. Лермонтовские мотивы в филумении
  • Рейпольский А. Д. Об иллюстрациях к произведениям М. Ю. Лермонтова
  • Селёдкина C. Н. Обзор документов П. А. Столыпина, хранящихся в РГИА
  • Смыкова Е. С. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — А. И. Хачатуряна в мировом фигурном катании
  • Беляев Н. С. Литературоведческие труды К. И. Арабажина в области изучения жизни и творчества М. Ю. Лермонтова
  • В. Ш. Кривонос Сюжет судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Шульц С. А. «Маскарад» Лермонтова и «Каин» Байрона
  • Лапин В. В. Стихотворение «Валерик»: культурная память о Кавказской войне и произведения М. Ю. Лермонтова
  • Юхнова И. С. Лермонтовская цитата как аргумент в споре А. К. Толстого с И. С. Аксаковым
  • Е. Л. Соснина Светлая память о лермонтоведе: к 110-летию со дня рождения Ираклия Луарсабовича Андроникова (1908–1990)
  • Никольская Г. В. Владимир Шевченко художник «Бородино»

Свернуть

Подробнее

%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F 2016 cover mini

Научно-популярная литература

Лермонтовские чтения-2016Уже на полке!

Сборник статей

МЦБС им. М. Ю. Лермонтова продолжает традицию опубликования результатов исследовательского труда авторов, прозвучавших на очередных «Лермонтовских чтениях» в октябре 2016 г. и получивших положительную оценку собравшихся. Тематика «Чтений» этого года была многогранной, что и определило состав сборника.

Утреннее заседание обогатилось яркими докладами, посвящёнными музыкальным произведениям на слова М. Ю. Лермонтова. Также участники представили интереснейшие сообщения о лермонтовских материалах в музеях, архивах, библиотеках, что очень важно для исследователей в выявлении необходимых данных.  2016 г. проходил под знаком «Год кино» поэтому в программу «Чтений» был включён доклад Н. С. Беляева «М. Ю. Лермонтов в киноискусстве: основные проблемы изучения и их отражение в опубликованных источниках».

Содержание

  • Соснина Е. Л. «Ужель его поднявший парус стих…»
  • Селёдкина C. Н. «Обзор документов о М. Ю. Лермонтове, хранящихся в Российском государственном историческом архиве»
  • Коржевская Е. А. «Лермонтовские материалы в собрании фонда тиражированной графики Государственного музея истории Санкт-Петербурга»
  • Малая К. В. «»Маскарад»: история двух макетов к спектаклю Всеволода Мейерхольда»
  • Канова Е. И. «Обзор прижизненных изданий романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»
  • Данкевич Ф. В. «»Две баллады Лермонтова»: история создания книги художника»
  • Когтева Л. В. «Авторская медаль скульптора Н. Н. Севостьяновой «М. Ю. Лермонтов»»
  • Спивак А. И. «Неизвестные иллюстрации В. Д. Новодворской (1884–1942) к драме М. Ю. Лермонтова «Испанцы»»
  • Скафтымова Л. А. «Обращаясь к М. Лермонтову: вокальный цикл Г. Свиридова»
  • Шарапова И. А. «Линия Лермонтова в романсах Сергея Слонимского»
  • Заборин С. В. «Лермонтовские романсы Вадима Бибергана»
  • Беляев Н. С. «М. Ю. Лермонтов на экране: основные проблемы изучения и их отражение в опубликованных источниках»
  • Михеева-Никатина М. Н. «С. Н. Дурылин о М. Ю. Лермонтове: ощущение неповторимого бытия»
  • Шульц С. А. «»Маскарад» Лермонтова и «Генрих VIII» Шекспира (жанрово-мотивный аспект)»
  • Купцова Н. Е. «Восприятие романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова исследователями и читателями из США»
  • Ерофеев А. Д. «Имя Лермонтова на карте Петербурга»
  • Темяков В. В. «Лермонтоведение в 1950-х гг.: неизвестное письмо В. А. Мануйлова»
  • Захаров В. А. «Отзыв Б. М. Эйхенбаума на кандидатскую диссертацию В. А. Мануйлова «Детские и отроческие годы Лермонтова»»
  • Морозова К. Б. «Мероприятия, посвящённые 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова за рубежом»

Свернуть

Подробнее

%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F 2015 cover mini

Научно-популярная литература

Лермонтовские чтения-2015Уже на полке!

Сборник статей

После Всероссийского празднования 200-летия М. Ю. Лермонтова, казалось, можно было ожидать некоторого спада публикаций лермонтовских материалов в печати. Но, вопреки логике, этого не произошло, о чём свидетельствуют «Лермонтовские чтения ─ 2015», которые проводила, как и в предыдущие годы, начиная с 2006 г., МЦБС им. М. Ю. Лермонтова.
Настоящий сборник традиционно состоит из материалов этих «Чтений». Знаменательно, что они открылись в ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. Тематика 2015 года отличалась углублённым проникновением в самые разные области науки и искусства, связанные с именем Лермонтова. Интереснейший и малодоступный материал послужил основой докладов по истории и состоянию лермонтовских собраний: архивных, музейных, книжных. Большое внимание было уделено вопросам воплощения произведений Лермонтова в искусстве. В сборник вошли филологические доклады, отличающиеся тонким анализом лермонтовских текстов.

Содержание:

  • Дементьева Ю. М. «Интерпретация творческого наследия М. Ю. Лермонтова в межмузейном выставочном проекте Герой нашего времени»
  • Ленцова В. Б., Купцова Н. Е. «Новый выставочный опыт Дома-музея М. Ю. Лермонтова: использование частной коллекции и киноматериалов в организации выставки, посвящённой круизному лайнеру «Михаил Лермонтов»»
  • Мурашов Д. Ю. «Лермонтовская коллекция в Пензенской областной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова»
  • Кнорринг В. В. «Еврейские переводы произведений М. Ю. Лермонтова: по материалам фонда литературы на идише Российской национальной библиотеки»
  • Беляев Н. С. «М. Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве: обзор основных опубликованных источников»
  • Штайн К. Э., Петренко Д. И. «Новейшие исследования о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова в научной школе «Лингвистика текста: Семантика, синтактика, прагматика» (руководитель — К. Э. Штайн)»
  • Соснина Е. Л. «Акварели из жизни кавказских горцев эпохи Лермонтова из собрания ГБУК «ГМЗ М. Ю. Лермонтова»
  • Метёлкина А. Г. «Первый опубликованный портрет М. Ю. Лермонтова в России. К вопросу о саксонских подданных: печатнике Карле Поле и литографе Валентине Шертле»
  • Баюра Л. П. «Симбирский альбом с рисунками Н. И. Поливанова и М. Ю. Лермонтова как памятник истории и культуры 1830–1840-х гг. XIX века»
  • Монахова Е. Н. «О «Маскараде» в собрании Литературного музея ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН»
  • Кшицова Д. «»Маскарад» М. Ю. Лермонтова в Чехии»
  • Малая К. В. «»Маскарад» М. Ю. Лермонтова на современной петербургской сцене»
  • Бугорская В. В. «Оригинальная идея поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» в творческой интерпретации либретто П. А. Висковатова одноимённой оперы А. Г. Рубинштейна»
  • Барсова Л. Г. «Шаляпин: штрихи к интерпретации образа Демона. Предшественники певца»
  • Когтева Л. В. «О постановке оперы «Демон» А. Г. Рубинштейна в Московском академическом музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко»
  • Чирков Ю. Е. «Творчество М. Ю. Лермонтова в традиционной песенной культуре казаков»
  • Аловерт Н. Н. «Невоплощённый «Демон»»
  • Маркуччи Дж. «Осколки «Демона» итальянского пионера кино Дж. Витротти»
  • Темяков В. В.» Два письма В. А. Мануйлова перед началом съёмок фильма «Кавказский пленник»»
  • Семенчук С. А. «»Лермонтов» Альберта Гендельштейна в контексте советского биографического фильма»
  • Панич Л. И. «И время не вернуть, и Нева не потечёт вспять»
  • Володина О. В., Котунова Е. В. «Как создавали документальный фильм «Опасный рейс» о круизном лайнере «Михаил Лермонтов»»
  • Любимова Г. Т. «М. Ю. Лермонтов и современные мультимедиа»
  • Мурашов Д. Ю. «О возможных лермонтовских маргиналиях на страницах повестей Шатобриана «Атала» и «Рене»»
  • Кривонос В. Ш. «Мотив маски и сюжет испытания в «Княжне Мери»»
  • Кильдюшева М. А. «»Странный человек» М. Ю. Лермонтова как романтическая драма»
  • Юхнова И. С. «Символика развалин в творчестве М. Ю. Лермонтова»
  • Видмарович Н. П. «Симфония рая в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»»
  • Миллер О. В. «Новое полезное пособие по М. Ю. Лермонтову»
  • Фёдорова И. О. «Размышления в ясный, яркий, солнечный день»

Свернуть

Подробнее

%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F 2014 cover mini

Научно-популярная литература

Лермонтовские чтения-2014Уже на полке!

Сборник статей

Сборник статей по итогам «Лермонтовских чтений-2014» приурочен к 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841), великого сына России, рано погибшего гениального поэта, прозаика, драматурга, художника, человека. В этот раз чтения прошли 13–14 октября в Царском фойе Российского государственного академического театра драмы им. А.С.Пушкина (Александринском) и в Полуциркульном зале Конюшенного корпуса Елагиноостровского дворца-музея русского декоративно-прикладного искусства и интерьера ХVIII–ХIХ вв. Сборник к юбилею поэта отличается разнообразием тематики: здесь можно познакомиться с интересными исследованиями, характеризующими театральные, музыкальные, искусствоведческие и филологические аспекты творчества М. Ю. Лермонтова. На «Чтениях» были сделаны сообщения о нескольких открытиях в лермонтоведении и поставлены проблемы атрибуции некоторых работ, что и отражено на страницах юбилейного сборника. Издание рассчитано на специалистов по истории русской культуры и литературы ХIХ века, а также адресовано широкому кругу почитателей его творчества.

Содержание:

  • Беляев Н. С. «Юбилейные памятные даты М. Ю. Лермонтова и их отражение в печати»
  • Мурашов Д. Ю. «Первые советские юбилеи М. Ю. Лермонтова на пензенской земле»
  • Соснина Е. Л. «Элементы французского влияния в родовой истории и творческой эволюции М. Ю. Лермонтова»
  • Давидов М. И. «Медицинские аспекты огнестрельного ранения М. Ю. Лермонтова на дуэли. Взгляд специалиста-хирурга»
  • Монахова Е. Н. «Юнкерская тетрадь М. Ю. Лермонтова как документ биографии. К постановке проблемы»
  • Баюра Л. П. «Рисунки М. Ю. Лермонтова в симбирском альбоме Н. И. Поливанова»
  • Селёдкина С. Н. «История рисунка «Богатыри – не вы!»»
  • Сорокин И. В. «»Дядя» Афанасий Алексеевич Столыпин, Лесная Неёловка, Саратов. К истории бытования лермонтовских реликвий»
  • Метёлкина А. Г. «Портрет М. Ю. Лермонтова из издания Н. Н. Полевого «Альбом русских писателей». К вопросу о литографе И.-В. Бахмане»
  • Агеева Н. Е. «М. А. Врубель. К истории неосуществлённой картины на тему стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ангел»»
  • Слуцкая Е. А. «Лермонтов и современный музыкальный театр»
  • Бауэр А. Э. «Приём маскирования: лицо как маска в творчестве М. Ю. Лермонтова»
  • Павловская О. А. «»Азраил» М. Ю. Лермонтова как поэма-мистерия»
  • Леонова М. П. «Пространство и время в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»
  • Кривонос В. Ш. «Метафизика пространства в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова»
  • Шведова С. О. «Экфрасис в повестях М. Ю. Лермонтова «Штосс» и Н. В. Кукольника «Психея»»
  • Ляпина Л. Е. «Сенсорная образность в лирике М. Ю. Лермонтова: температурные характеристики»
  • Анненкова Е. А. «Михаил Лермонтов и Константин Аксаков: природный мир и человеческое «Я» в ранней лирике»
  • Ходанен Л. А. «Стихотворение «»На картину Рембрандта» и художественные опыты раннего М. Ю. Лермонтова»
  • Ямадзи А. «О загадочности стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон»»
  • Минникова Т. Н. «»Герой нашего времени» в контексте существующих эволюционных представлений»
  • Димитров Л. «Ещё раз о Лермонтове и Чехове, или Как устанавливается сюжет»
  • Белькинд Е. Л. «»Созвучья тайные». Вячеслав Иванов о Лермонтове»
  • Видмарович Н. П. «»Внешний»/ «внутренний» ─ «ветхий» / «новый» человек в «Герое нашего времени»: христианский аспект осмысления»
  • Рассказова Л. В. «»Молитвы» М. Ю. Лермонтова: душевное и духовное»
  • Конкина Л. С. «В. Н. Ильин о М. Ю. Лермонтове: религиозно-философский аспект»
  • Юхнова И. С. «Лермонтов как персонаж отечественной литературы второй половины ХХ века»
  • Богданова И. Г. «Из опыта участия в проведении интерактивных уроков в рамках проекта «М. Ю. Лермонтов: наследие»»
  • Сабетова М. В. «Творчество М. Ю. Лермонтова на народных чтениях в Тамбове на рубеже ХIХ–ХХ веков»
  • Ревинова И. П. «Формы и методы популяризации творческого наследия М. Ю. Лермонтова. Опыт работы в библиотеках Батайска»
  • Локотникова И. Г. «День памяти»
  • Глассе А. Б. «Воспоминания об одном весёлом ужине и стихотворном тосте замечательного учёного Виктора Андрониковича Мануйлова»

Свернуть

Подробнее

%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F 2013 cover mini

Научно-популярная литература

Лермонтовские чтения-2013Уже на полке!

Сборник статей

Сборник статей по итогам «Лермонтовских чтений–2013», прошедших в Музыкальной библиотеке Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича и в Библиотеке им. Н. А. Некрасова 15–16 октября 2013 г., посвящен музыкальному и кинематографическому аспектам творчества М. Ю. Лермонтова. Издание рассчитано на специалистов по истории русской культуры и литературы XIX века, а также адресовано широкому кругу почитателей творчества М. Ю. Лермонтова. Точка зрения отдельных авторов не обязательно совпадает с мнением редколлегии. Авторы несут ответственность за аутентичность использованного фактического материала и за справочный аппарат.

Содержание:

  • Слонимский С. М. «Поэзия, напоённая музыкой»
  • Пилецкая Т. Л. «Приятные воспоминания»
  • Кружнов Ю. Н. «О Галине Леонидовне Ретровской»
  • Ходанен Л. А. «Звукосфера в творчестве М. Ю. Лермонтова»
  • Юхнова И. С. ««Музыкальный момент» в структуре произведений М. Ю. Лермонтова»
  • Леонова M. П. «Звук и его функция в прозе Лермонтова»
  • Видмарович Н. П. «Небесные звуки стихотворных молитв М. Ю. Лермонтова»
  • Москвин Г. В. «Песня ангела в творчестве М. Ю. Лермонтова: Откровение и Таинство
  • Бауэр А. Э. Мотив арфы в лирическом творчестве М. Ю. Лермонтова»
  • Мурашов Д. Ю. «Опера «Демон» на сцене пензенского дореволюционного театра»
  • Дмитриев П. В. «Произведения М. Ю. Лермонтова в музыке М. А. Кузмина»
  • Когтева Л. В. «Стилистические особенности хоровых сочинений, созданных на стихи М. Ю. Лермонтова»
  • Ласица В. А. «М. Ю. Лермонтов и кино: по материалам газет и журналов столетней давности»
  • Коржуев М. А., Темяков В. В. «К истории создания фильма «Кавказский пленник» 1930 г.»
  • Соснина Е. Л. «Легенда жизни М. Ю. Лермонтова — легенда нашего кино»
  • Захаров В. А. «Сражающийся Лермонтов»
  • Харитонов В. В. «Фильм «На смерть поэтов»»
  • Карбоне А. «Современный «французский Печорин» в фильме К. Соте Un Coeur en hiver (Сердце зимой)»
  • Затуливетер П. С. «Это только начало: к истории создания короткометражного игрового фильма «Сон»»
  • Крылова Т. И. «Музыкальные произведения на слова М. Ю. Лермонтова в фонде сектора музыкально-нотной литературы Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина»
  • Монахова Е. Н. «Собрание нот в Лермонтовской коллекции Литературного музея ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН»
  • Беляев Н. С. «Музыкальные произведения на поэтические тексты М. Ю. Лермонтова в отечественной грамзаписи первой половины ХХ века»
  • Миллер О. В. «Отзыв Б. М. Эйхенбаума о работе В. А. Мануйлова «Материалы для библиографии Лермонтова»»
  • Эйхенбаум Б. М. «О работе В. А. Мануйлова «Материалы для библиографии Лермонтова»»

Свернуть

Подробнее

%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F 2012 cover mini

Научно-популярная литература

Лермонтовские чтения-2012Уже на полке!

Сборник статей

Седьмой сборник статей по итогам «Лермонтовских чтений». В него включены исследования самых авторитетных специалистов по истории русской культуры и литературы XIX в. Тема этого выпуска – изобразительный аспект творчества М. Ю. Лермонтова, его иконография и иллюстрации к произведениям. Исследователи давно отметили тесную связь изобразительного и литературного творчества Михаила Лермонтова. Живописью он увлекся с раннего детства, и впоследствии в своих странствиях рисовал постоянно: карандашные наброски, акварели, картины маслом. На «Чтениях» рассматривались вопросы о Лермонтове-художнике, изобразительные мотивы в его произведениях, истории портретов самого поэта.

Содержание:

  • Захаров В. А. «К атрибуции рисунка М. Ю. Лермонтова «Тамань. Домик на обрывом»»
  • Мурашов Д. Ю. «Госпожа П. С. Сазонова: к истории картины М. Ю. Лермонтова «Кавказский вид возле селения Сиони»»
  • Беляев Н. С. «Бюст М. Ю. Лермонтова в Александровском саду в Петербурге: историко-культурологический аспект»
  • Пирютко Ю. М. «Лермонтовские адреса в музейных некрополях»
  • Метёлкина А. Г. «Портрет профессора Московского университета Михаила Григорьевича Павлова (1793─1840). Новые факты творческой биографии художника Карла Казимировича Жуковского (? ─ 1866)»
  • Молчанова Т. П. «История одного портрета»
  • Рассказова Л. В. «Акварель «Окрестности Пятигорска»: гипотезы об изображённом месте и авторе»
  • Монахова Е. Н. «Лермонтовские места на Кавказе в изображении Михая Зичи из собрания Литературного музея Пушкинского Дома (фонд Оригинального рисунка и Документа)»
  • Соснина Е. Л. «Лермонтовская тема в творчестве художника В. П. Васина (8.11.1923–21.04.2009)»
  • Данилина Ю. В. «Декорационное оформление оперы А. Г. Рубинштейна «Демон»: от М. И. Бочарова до Ф. Ф. Федоровского»
  • Букреева Е. М. «Иллюстрации художника русского зарубежья Николая Васильевича Зарецкого к произведениям М. Ю. Лермонтова»
  • Рыкованова О. С. «Миниатюра своими руками: искусство А. Л. Рыкованова»
  • Ямадзи А. «Живописные образы и приёмы в произведениях М. Ю. Лермонтова»
  • Леонова М. П. «Перспектива как иллюзия восприятия в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»
  • Буянова Г. Б. «Поэтика и символика цвета в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим»»
  • Видмарович Н. П. «Апостасийная реальность в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»»
  • Анненкова Е. И. «Семантика цвета в лирике Лермонтова»
  • Юхнова И. С. «Визуальные образы в творчестве М. Ю. Лермонтова»
  • Савинков С. В. «Портрет и тень / письмо и звук: о «гамлетовской» ситуации в творчестве М. Ю. Лермонтова»
  • Ван С. Х. «Пейзажные мотивы в произведениях М. Ю. Лермонтова»
  • Афанасьева Э. М. «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Силуэт»: художественная символика портретного изображения»
  • Ревинова И. П. «М. Ю. Лермонтов. Портретная галерея поэта кисти художника Юрия Врублевского»
  • Ильина Ю. И. «Мусины-Пушкины и «русская Помпея» – Ольвия»

Свернуть

Подробнее

%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F 2011 cover mini

Научно-популярная литература

Лермонтовские чтения-2011Уже на полке!

Сборник статей

Сборник статей по итогам «Лермонтовских чтений», прошедших в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства и Центральной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова в октябре 2011 года, посвящен творчеству М. Ю. Лермонтова-драматурга и сценической истории его произведений. 

Содержание:

  • Ваняшова М. Г. «Между романтизмом и постмодернизмом. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова на современной сцене»
  • Макерова Н. Ф. «»Маскарад» М. Ю. Лермонтова в постановке Вс. Э. Мейерхольда»
  • Соснина Е. Л. «»Маскарад» М. Ю. Лермонтова на сцене Комеди Франсез»
  • Беленкова А. И. «М. Ю. Лермонтов и Эстония»
  • Бойко С. А. «»Два брата». Последняя драма Лермонтова»
  • Попов А. А. «Драма М. Ю. Лермонтова «Два брата»на сцене Воркутинского театра
  • Пятикова Т. П. Произведения М. Ю. Лермонтова в театрах Ростова-на-Дону»
  • Фадичева Е. Н. «Архивная находка (либретто оперы «Месть» по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова «Хаджи Абрек»)»
  • Хитрик А. А. «Лермонтовский «Демон» на Санкт-Петербургской оперной сцене («Демон» А. Г. Рубинштейна, 1884 и 1902 гг., «Тамара» Б. А. Фитингофа-Шелля, 1886 г.)»
  • Боглачёва И. А. «Балет «Ашик-Кериб» по турецкой сказке М. Ю. Лермонтова на сцене Малого оперного театра (1940)»
  • Анненкова Е. И. «Сопряжение лирического и драматического в поэтическом творчестве М. Ю. Лермонтова»
  • Афанасьева Э. М. «Мотив безымянности в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»»
  • Юхнова И. С. «О способах организации внутреннего действия в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»»
  • Фадеева Ю. А. «Драма М. Ю. Лермонтова «Странный человек» как художественная рефлексия английского романтизма»
  • Чони Л. «Ещё о «грибоедовизме» М. Ю. Лермонтова: «Странный человек». Арбенин как дальнейший этап развития Чацкого-умника»
  • Москвин Г. В. «Ранние драмы М. Ю. Лермонтова и юношеский роман «Вадим»»
  • Ямадзи А. «Значение элементов театральности для романа «Герой нашего времени»»
  • Савинков С. В. «Театральный дискурс в «Княжне Мери»»
  • Буянова Г. Б. «Автор-повествователь как герой сценического действа в поэме М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша»»
  • Монахова Е. Н. «Театр Лермонтова в собрании Литературного музея Пушкинского Дома (фонд Оригинальной графики и Документа)»
  • Темяков В. В. «Пьеса П. С. Сухотина «Поручик Лермонтов»»
  • Шестакова З. И. «Герои Лермонтова на сцене самодеятельного театра»
  • Колышницына Н. В. «Ещё раз к истории особняка на Литейном проспекте, д. 17─19: одни из первых владельцев – Трузсоны»
  • Яковлева М. А. «Мусины-Пушкины – последние владельцы особняка на Литейном проспекте, д. 19»

Свернуть

Подробнее

%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F 2010 cover mini

Научно-популярная литература

Лермонтовские чтения-2010Уже на полке!

Сборник статей

В сборник статей, созданный по итогам V Лермонтовских чтений, прошедших в Центральной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова осенью 2010 года, вошли материалы исследователей жизни и творчества поэта: филологов, искусствоведов, историков, библиотекарей и даже военных. Значительное число материалов связано с исследованием поэтики романа «Герой нашего времени». Сборник впервые снабжен оглавлением и комментариями на английском языке. Издание рассчитано на специалистов по истории русской культуры и литературы ХIХ века, а также будет интересно всем почитателям творчества М. Ю. Лермонтова.

Содержание:

  • Афанасьева Э. М. «Имяосмысление в контексте персонального мифа М. Ю. Лермонтова»
  • Савинков С. В. «Поэт и его слово: до Лермонтова и после»
  • Уфимцева М. Д. «Флористические мотивы в поэзии М. Ю. Лермонтова»
  • Юхнова И. С. «Коммуникативная проблематика в прозе М. Ю. Лермонтова»
  • Карбоне А. «М. Ю. Лермонтов и Шодерло де Лакло: либертинские мотивы в «Герое нашего времени» («Княжна Мери»)»
  • Миллер О. В. «Новое в комментарии к роману «Герой нашего времени»»
  • Строганов М. В. «Две исповеди Печорина»
  • Ямадзи А. «Ироническая аллюзия на Наполеона в романе «Герой нашего времени»»
  • Тачкова Т. А. «»Герой нашего времени»: игра в правдивое повествование»
  • Видмарович Н. П. «Совлечение «ветхого человека» в повести М. Ю. Лермонтова «Вадим»»
  • Москвин Г. В. «Ранние кавказские поэмы М. Ю. Лермонтова и роман «Вадим»»
  • Вольперт Л. И. «Деэстетизация войны в творчестве Лермонтова и Стендаля («Валерик» Лермонтова и «Пармская обитель» Стендаля)»
  • Кривонос В. Ш «»Штосс» М. Ю. Лермонтова: обрыв текста или обрыв сюжета?»
  • Хвостова Г. А. «Из мрамора волнистого колонны…»
  • Игумен Нестор (Кумыш В. Ю.) «О стихотворении Лермонтова «Благодарность»»
  • Ходанен Л. А. «М. Ю. Лермонтов и А. Н. Муравьёв: стихотворение «Оставленная пустынь предо мной…»»
  • Абрамов Е. П. «Служба М. Ю. Лермонтова в лейб-гвардии Гусарском полку»
  • Захаров В. А. «М. Ю. Лермонтов в Шуше в 1837 году, или Кавказский интенерарий поэта»
  • Спивак А. И. «Узелки из шомполов: к вопросу о физической силе М. Ю. Лермонтова»
  • Алексеева Т. П. «М. Ю. Лермонтов и Беклешовы»
  • Доде З. В. «»Горец с большим кинжалом»: реплика по поводу костюма Н. С. Мартынова»
  • Ревинова И. П., Шестакова З. И. «Окружение М. Ю. Лермонтова. Обзорно-аналитическая справка об имеющихся информационных источниках, рассказывающих современному читателю об окружении М. Ю. Лермонтова»
  • Яковлева М. А. «»Два вздоха о Жерве». Княгиня З. И. Юсупова и Н. А. Жерве
  • Молчанова Т. П. Лермонт против Лермонта (1616─1618 гг.)»
  • Давидов М. И. «Подлинное место дуэли М. Ю. Лермонтова и Н. С. Мартынова
  • Пятикова Т. П. Здесь М. Ю. Лермонтова дороги пролегали»
  • Бойко С. А. «О первом офицерском портрете М. Ю. Лермонтова»
  • Терехов Н. И. «Изобразительное творчество юного М. Ю. Лермонтова»
  • Беляев Н. С. «Нарцисс Буковский и его вклад в развитие изучения жизни и творчества М. Ю. Лермонтова»
  • Монахова Е. Н. «Лермонтовские материалы в фонде Оригинального рисунка Литературного музея (Пушкинского Дома)»
  • Соснина Е. Л. «Лермонтовские материалы в Кабинете эстампов Национальной библиотеки Франции»
  • Филькина Е. Ю. «Материалы М. Ю. Лермонтова в Российском государственном архиве литературы и искусства»
  • Медведева И. Б. «Михаил Лермонтов и новое поколение поэтов. Клуб «Дом поэтов» при Центральной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова (Москва)»
  • Фондо Н. И. «Он защищал Тамань. Ярославский поэт-фронтовик Иван Алексеевич Смирнов»
  • Жерихина Е. И. «Любовь Александровна Мусина-Пушкина и её дом»

Свернуть

Подробнее

Итак, вторая часть легенд и сказок Стамбула. Долго же я собиралась. В прошлый раз меня, как любую приличную Шахерезаду, на самом интересном месте застигло утро, и я прекратила дозволенные речи.

Первая часть сказок и легенд Стамбула тут

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Долго думала, стоит ли вновь залить благодатной росой знания пожар вашего любопытства, но прекрасная Julykum-хатун велела: «Продолжай, о сладкоречивая Ксения-ханум! Пусть гюльбешекер твоих строк и дальше услаждает наши глаза. Ждём следующей ночи о самом прекрасном городе на Босфоре!»

Что ж, слушаюсь и повинуюсь. Да ниспошлёт Аллах вам всяческого благополучия и долголетия, о драгоценнейшие друзья мои. Вновь я, недостойная вашего внимания, спешу привести к порогу ваших благословенных Аллахом кибиток слабосильных верблюдов своей мысли, дабы усладить слух ваш сказками и легендами, посланными Аллахом Истанбулу — лучшему городу на земле.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Драгоценные камни, страусиные яйца и кальян

Начнём со стамбульской мечети Сулеймание (Süleymaniye Camii), про которую её архитектор — великий Мимар Синан — сказал, что она будет стоять вечно.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Первая легенда — достаточно известная, она гласит, что однажды до правителя Персии, который в те времена враждовал с султаном Сулейманом, дошли слухи о том, что строительство грандиозной мечети затягивается из-за нехватки средств. Шах в насмешку над султаном послал ему целый сундук драгоценных камней. Предсказуемо Сулейман оскорбился и приказал замуровать все драгоценности в фундамент одного из минаретов — драгоценного минарета (cevahir minareti). Там они находятся и по сей день.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Известно, что в мечети потрясающая акустика из-за вмурованных в стену специальных кувшинов-резонаторов. С этим фактом связана ещё одна легенда: однажды султану донесли, что архитектор Синан, вместо того чтобы достраивать мечеть, бездельничает и курит кальян (наргиле) прямо в строящейся Сулеймание. Разгневанный Сулейман отправился лично проверить слухи, и действительно застал Синана курящим в мечети. Архитектор поспешил успокоить правителя: в наргиле нет табака, там только вода. Она булькает, а Синан проверяет акустику сооружения, внимательно слушая, как звук распространяется по залу.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Посещая мечеть, обратите внимание на большую порфировую плиту, лежащую перед главным входом. Легенда гласит, что на строительстве работал православный грек, который из вредности нацарапал на плите крест. Архитектор, обнаружив это, хотел выбросить плиту, но потом передумал и просто перевернул. А грека казнили.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Ещё присмотритесь к люстрам Сулеймание: там вы увидите страусиные яйца. Их рядом с масляными лампами развесил ещё сам Синан — при нём появилось 300 яиц. Зачем они нужны? Для отпугивания насекомых, в частности пауков. Считается, что после того, как яйцо высыхает, оно выделяет некий специфический аромат, не ощутимый человеком, но действующий на насекомых. До наших дней сохранилось всего 30 яиц.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Во времена, когда электричество ещё не придумали, мечеть освещалась масляными лампами, выделявшими копоть. Чтобы копоть не загрязняла строение, Мимар Синан построил специальную комнату, в которую потоки воздуха по искусно спроектированным воздуховодам выносили всю копоть. Примечательно, что вся собранная таким образом копоть использовалась в качестве чернил для написания Корана. Настоящее безотходное производство!

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Гарем, алмаз и девичья колонна

Дворец Топкапы — также одно из знаковых мест в Стамбуле, его популярность возросла после выхода на экраны сериала «Великолепный век» (хотя казалось бы, куда ещё популярнее). Теперь туристы, а в особенности туристки, стремятся увидеть гарем, в котором жила Хюррем Султан.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Однако её покои увидеть не удастся, потому что на самом деле Роксолана жила в Старом дворце, построенном Фатихом Мехмедом сразу после взятия Константинополя. Старый дворец находился рядом с мечетью Сулеймание, на его месте сейчас располагается Университет Стамбула. Говорят, дверь университета — единственное, что сохранилось от оригинального дворца до наших дней. Но это неточно.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Несмотря на то, что гарем переехал в Топкапы при Хюррем Султан, вероятно, после крупного пожара в Старом дворце, специальные помещения для него были достроены лишь при внуке султана Сулеймана, и первой Валиде в Топкапы была Нурбану Султан. Только тогда были чётко обозначены комнаты — для приёмов, еды, отдыха наложниц и т. д.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Во втором дворе дворца, за «Воротами приветствия», неподалеку от бывших казарм янычар высится красивая порфировая колонна с коринфским карнизом. Турки называют её Девичьей колонной (Kız taş), с ней связаны две легенды.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Так, в Стамбуле жил знаменитый пехлеван (богатырь, борец), о силе которого прознал его соперник из Анатолии и решил посоревноваться. Он прибыл в Стамбул и нашёл дом пехлевана, дверь открыла сестра стамбульского борца. Услышав о причине прихода гостя, она сказала: «Здесь есть камень. Если ты положишь его на тот столб, то можешь бороться с моим братом». Но как ни старался пехлеван из Анатолии, водрузить камень на столб у него не получалось. Тогда девушка легко подняла камень, словно он был перышком, и положила на вершину колонны. «Как тебе бороться с моим братом, если ты и камня на столб положить не можешь», — сказала она. Так появилось название колонны.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

По другой легенде, когда-то колонна стояла на холме Зевгме, где при императоре Константине располагался публичный дом. Считается, что эта колонна поддерживала статую Афродиты, обладавшую чудесным свойством распознавать честных женщин и обличать девиц с пониженной социальной ответственностью. Последние, проходя мимо статуи, подвергались позору — вдруг сами собой на глазах изумлённой публики поднимались их юбки.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

И, конечно же, невозможно не вспомнить ещё одну легенду, связанную с Топкапы, а точнее со знаменитым алмазом Кашикчи — бриллиантом в 86 каратов, хранящимся во дворце. Алмаз охраняет персональный страж порядка, фотографировать его запрещено. Легенда же гласит, что бедняк из Стамбула нашёл его в куче отбросов и обменял на три ложки, отсюда и пошло его название — «бриллиант ложечника» (на турецком «ложка» — kaşık). Ложечник продал камень ювелиру за 10 серебряных монет. А придворный ювелир имел неосторожность похвастаться своему товарищу, что купил бриллиант, какого нет даже у самого султана. Вскоре новость достигла султанских ушей, и бриллиант предсказуемо оказался у султана Мехмеда IV. Сегодня бриллиант «Кашикчи» входит в число 22 самых известных алмазов мира.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Стамбульские истории любви

В этой связи невозможно не вспомнить легенды Девичьей башни, тем более что их несколько.

Как известно, башню иногда называют Леандровой. Почему? Согласно мифу, на одной стороне пролива жила Геро, она была жрицей храма Афродиты и дала обет безбрачия. А на другом берегу жил юноша Леандр, и молодые люди были влюблены друг в друга. Чтобы втайне встречаться, они придумали знак: Геро зажигала фонарь в окне башни, а Леандр, увидев свет, переплывал пролив. Но однажды в ненастную погоду фонарь погас, юноша в темноте не увидел башни и разбился о камни. Геро, не дождавшись любимого, с горя бросилась с башни и утонула. В общем, как говорится, сия пучина поглотила обоих.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Есть ещё одна легенда, которая объясняет название башни — Девичья (Kiz Kulesi). Однажды старая цыганка предсказала султану Мехмеду, что его любимая дочь Мегар Шегир умрет в 18 лет от укуса змеи, поэтому обеспокоенный отец приказал построить в море башню и поселил в ней девушку. Далее версии разнятся: по одной из них Мегар Шегир пережила своё 18-летие и обрадованный султан прислал ей фрукты, из которых внезапно выползла змея, укусила девушку и та умерла. Эта версия грустная.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

По другой же версии, о красоте Мегар Шегир слагались легенды, и многие молодые люди, в том числе и иностранцы, предлагали ей руку, сердце и полцарства в придачу. Один из таких претендентов — персидский принц — решил рассказать о своих чувствах, отправив в башню букет цветов. Как вы уже догадались, из букета выползла змея и укусила девушку, однако принц каким-то чудом узнал об этом, быстро переправился на островок, высосал яд из раны и в благодарность за самоотверженность не был казнён, а женился на дочери султана. И жили они долго и счастливо.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Существует и четвёртая легенда, о которой знают немногие. Она объясняет известную в Стамбуле поговорку — Ati alan Uskudari gecti. Эта фраза переводится как «конь миновал Ускюдар» и примерно означает наше «поздно пить боржоми». Говорят, что военачальник по имени Баттал Гази (это кстати реальная историческая личность) влюбился в дочь богатого человека из Ускюдара, отцу это не понравилось, и он заточил дочь в башню. Но смелого Баттал Гази это не остановило и после молниеносной атаки влюбленные воссоединились и умчались прочь, прихватив с собой некие несметные сокровища. Что ж, хорошо быть не просто молодым, здоровым и влюблённым, но и богатым.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

А теперь давайте отвлечёмся от Девичьей башни и вспомним легенду о хамаме Hüsrev Kethüda Hamamı, построенном знаменитым зодчим Мимаром Синаном. Этот хамам был возведён в 1550 году для великого визиря Кара Ахмед Паши и 300 лет использовался по прямому назначению — в качестве бани. ⠀

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

По легенде, хаммам закрылся из-за того, что в его стенах погибли возлюбленные — наложница из султанского гарема и красавец-янычар. Молодые люди тайно встречались в стенах бани, однако женщина, управляющая хамамом, позавидовала их счастью и однажды заперла дверь, напустив внутрь небывалое количество пара. Когда через несколько часов двери открыли, бездыханные возлюбленные лежали в обнимку на центральном камне харарета (парная в хамаме). С тех пор бытует поверье, что люди, которые по-настоящему любят друг друга, не могут там находиться — они задыхаются, им не хватает воздуха. Сейчас это здание, кстати очень красивое, принадлежит муниципалитету района Бешикташ, там открыт ресторан и выставочное пространство, где можно увидеть работы современных художников.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Кофе, глаз Фатимы и сбыча мечт

Представить Стамбул без кофе невозможно. В городе есть легенда, рассказывающая о том, как были открыты чудесные бодрящие свойства кофе. Когда-то давно жил некий шейх Шайзулла и было у него стадо верблюдов. Однажды эти тихие по нраву животные наелись листьев кофейного дерева на привале и начали бегать и прыгать, чем привели шейха в великое изумление. Вскоре он догадался, чем была вызвана небывалая бодрость животных. Так в Турции появились кофейни, где варили кофейные зёрна, подавали шербет и халву, музыканты пели, меддахи рассказывали интересные истории. А шейх Шайзулла за свою проницательность удостоился вечной славы во всем исламском мире.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Кстати, без чая, подаваемого в стаканчиках- «тюльпанах», Стамбул представить тоже невозможно. Стакан называется армуду, и по одной из легенд его форма напоминала янычарам, которые до истечения срока службы не могли жениться, женский силуэт. Если по науке, то суженное горлышко стакана не даёт чаю быстро остывать, потому что турки не пьют холодный чай.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Если спросить туристов, какой сувенир ассоциируется у них с Турцией больше других, наверняка все назовут вот этот сине-белый глаз-оберег — камень Назар (nazar boncuğu). С ним конечно же тоже связана легенда.

У пророка Мухаммеда была красавица дочь Фатима, которая умела лечить безнадежно больных и отводить несчастья. Однажды жених Фатимы Али должен быть отправиться в дальнюю и трудную дорогу, и тогда Фатима подарила ему талисман на счастье — камень Назар, в который вложила всю свою любовь и тепло души. Али благополучно справился с трудностями пути и вернулся домой невредимым. С тех пор люди дарят друг другу на удачу этот амулет, который называют «глаз Фатимы».

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

Как насчёт сбычи мечт? Есть заветное желание? Тогда вам нужно отправиться к Телли-бабе, точнее в его мавзолей, находящийся в квартале Сарыйер. С турецкого «баба» — это отец, а «телли» — с нитями. Мавзолей (Telli baba türbesi) — небольшое и скромное помещение, спускаться в которое нужно вниз по лестнице, предварительно разувшись, взяв с собой платок и небольшой пакетик для нитей. Сама могила Телли-бабы усыпана серебристыми нитями, выглядящими как наш «дождик» или «канитель» для новогодней ёлки. Там нужно загадать желание и отрезать себе кусочек нити (ножницы предоставляются). Причём чем короче будет кусочек нити, тем быстрее желание сбудется. Эти отрезанные частички нитей следует забрать с собой, а после того как желание сбылось, вернуть на могилу святого, принеся в благодарность несколько новых нитей. Предполагается, что Телли-баба был дервишем, шейхом одного из суфийских орденов, члены которого украшали свои тюрбаны серебристыми нитями, идентичными тем, что использовались в свадебном наряде невест. Почему так? А это уже совсем другая история.

Здесь, как и полагается приличной Шахерезаде, на самом интересном месте меня застигло утро, и я прекращаю дозволенные речи. О Стамбуле ещё будут легенды и мифы — этот город стоит 1001 ночи сказки.

Стамбул: Синан, кальян, глаз, алмаз и сбыча мечт

  • Отзыв о третьяковской галерее сочинение
  • Отзыв по рассказу алые паруса
  • Отзыв отцы и дети тургенев сочинение
  • Отзыв по рассказу ашик кериб 4 класс небольшой
  • Отзыв о сочинении товарища 5 класс русский язык