Отзыв о сказке спящая красавица 5 класс

Жанр: литературная сказкаглавные герои сказки спящая красавица и их характеристикаспящая красавица. молодая, озорная, любопытная принцесса. принц. молодой и смелый красавец.


Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки «Спящая красавица» и их характеристика

  1. Спящая красавица. Молодая, озорная, любопытная принцесса.
  2. Принц. Молодой и смелый красавец.
  3. Король и королева. Счастливы рождением дочки, старались оградить ее от беды.
  4. Седьмая фея. Добрая и предусмотрительная.
  5. Восьмая фея. Обидчивая и злая.

План пересказа сказки «Спящая красавица»

  1. Рождение принцессы
  2. Пир на весь мир
  3. Забытая фея
  4. Обида восьмой феи
  5. Предсказание восьмой феи
  6. Седьмая фея подает голос
  7. Охрана принцессы
  8. Старушка и веретено
  9. Принцесса спит
  10. Замок спит
  11. Охота принца
  12. Принц в замке
  13. Запоздалый завтрак.

Кратчайшее содержание сказки «Спящая красавица» для читательского дневника в 6 предложений

  1. У короля и королевы родилась долгожданная дочь, и они созвали великолепный пир.
  2. Не получившая приглашения фея, прокляла принцессу, пообещав ей смерть от веретена.
  3. Седьмая фея отменила это пророчество, пообещав лишь столетний сон.
  4. В пятнадцать лет принцесса укололась веретеном и уснула, а с ней весь замок.
  5. Через сто лет принц услышал историю замка в лесу, и прошел через лес.
  6. Он нашел принцессу, та проснулась, они полюбили друг друга и поженились.

Главная мысль сказки «Спящая красавица»
Судьбы нельзя избежать, но можно слегка подправить.

Чему учит сказка «Спящая красавица»
Сказка учит, приглашая гостей не делать исключений и не забывать никого. Учит осторожности и предусмотрительности. Учит не отчаиваться и пытаться бороться до конца. Учит спорить с судьбой, не верить в предопределение.

Отзыв на сказку «Спящая красавица»
Мне понравилась эта история про спящую принцессу, хотя в ней сложно выделить какого-то центрального персонажа. Все одинаково важны для этого сюжета и почти ничего не совершают. Может только принц смело прошел через лес и это можно назвать подвигом.

Пословицы к сказке «Спящая красавица»
От судьбы не уйдешь
Всякому свой крест.
Суженый и на печи найдет.
Не всякая находка клад.
Слаще сна только жизнь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Спящая красавица»
Жили-были король с королевой, и долгое время не было у них детей. Но вдруг родилась дочь, и на радостях король устроил грандиозный пир, позвав на него всех соседей.
И конечно пригласил король семь фей, которые жили неподалеку, потому что думал, что те одарят новорожденную принцессу волшебными дарами.
Однако в самый разгар пира явилась восьмая фея, самая старая, про которую все забыли, так как думали, что она умерла. Явилась эта фея и обиделась, что не хватило ей золотых столовых приборов.
И вот настало время дарить подарки. Первые феи желали новорожденной красоту, ума, умения танцевать, а старая фея пожелала умереть от укола веретеном. Все, кто слышал это пророчество, едва сами не умерли от страха.
Но оказалась, что седьмая фея специально пропустила вперед старую фею, чтобы иметь возможность исправить ее предсказание, ведь она подозревала эту фею в злобных намерениях.
И седьмая фея сказала, что на самом деле принцесса не умрет, а просто уснет на сто лет, а потом ее разбудит прекрасный принц.
Король конечно запретил в королевстве веретена и прялки, но только это не помогло. Через пятнадцать лет принцесса на самом верху старой башни нашла древнюю старушку с прялкой, и уколола палец. Она тут же уснула, как и предсказывала фея.
А король послал за доброй феей гонца, и когда фея приехала, то она сделала так, что вместе с принцессой в сон погрузились все ее фрейлины, слуги, дворецкий и собака. Заснули даже огонь и вода. Только король и королева остались бодрствовать.
Они отправились в свою столицу и запретили подданным приближаться к спящему замку.
А вокруг замка вырост густой и колючий лес.
Прошло сто лет. Сменилось много королей. Про замок давно забыли.
И вот в его окрестностях охотился молодой принц. Он заметил высокую башню, и спросил слуг, что за замок находится посреди леса. Один из них, самый старый, рассказал принцу предание о спящей принцессе, и принц захотел увидеть принцессу своими глазами.
Он отправился к замку, и лес расступался перед ним, смыкаясь сразу за его спиной, так что ни один слуга не смог пробиться вслед за принцем.
А принц дошел да замка и увидел спящих вокруг людей. Сперва принц принял их за мертвых, но потом понял, что они просто спят.
Он поднялся в самую высокую башню и увидел прекрасную принцессу. Она так понравилась принцу, что он встал перед принцессой на колени, а она в этот самый миг открыла глаза.
Принцесса увидела принца и полюбила его. И влюбленные долго стояли и смотрели друг на друга.
А между тем, все в замке проснулись и очень хотели есть. Поэтому старая фрейлина рискнула доложить принцессе, что завтрак подан. Принц повел принцессу в зал, и принцесса не смущалась тем, что у нее старомодное платье, ведь принц не сказал ей об этом.
А после была свадьба и все были счастливы.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Спящая красавица»

Отзыв о сказке спящая красавица 5 класс


УРОК 20
В. А. ЖУКОВСКИЙ.
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Основное содержание урока


Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Особенности сюжета сказки. Сходство
и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Сказка в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.

Выразительное чтение статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» и сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Составление плана статьи.
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы и
составление плана сказки (в том числе цитатного). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их
нравственная оценка. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“». Пересказ народной сказки о спящей красавице.
Обсуждение иллюстраций к сказке. Рецензирование актёрского чтения.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента сказки. Составление письменного высказывания на тему
«Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».
Практическая работа. Сопоставление сюжета и героев народной сказки и сказки Жуковского.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)

Рассказ учителя о В. А. Жуковском

с показом презентации, включающей
несколько портретов поэта;
изображения мест, связанных с его именем(см. страницу Рисунки Жуковского);
небольшой фрагмент стихотворения «Сельское кладбище».

II. Чтение вслух статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» (см. текст статьи ниже):

Составление плана статьи.

Чтение сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Учитель может рассказать подробнее о взаимоотношениях Жуковского и Пушкина (см. страницу Друзья Пушкина. Жуковский В.А.) и
прокомментировать слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

III. Особенности сюжета сказки.
Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки

Выявление восприятия сказки Жуковского «Спящая царевна»:

Почему сказка называется «Спящая царевна»?

Какие народные сказки о спящей царевне вы знаете?

Вспомните народную сказку «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро. Чем на неё похожа сказка В. А. Жуковского?

IV. Выразительное чтение сказки Жуковского по частям с выделением этапов развития сюжета.

Составление плана сказки и беседа по содержанию

:

1. Чтение сказки с начала до слов «…Ни пером не описать».
Пункт плана сказки: «Пророчество рака» или «Рождение царевны»
(пятиклассники могут обосновать, какой из заголовков плана им кажется наиболее удачным, или предложить свой вариант).

Чем начало сказки Жуковского напоминает народные сказки?

2. Чтение сказки со слов «Вот царём Матвеем пир…» до слов «…До земного их конца».
Пункт плана сказки: «Происшествие на пиру у царя» или «Месть злой чародейки». Чем одарили царевну чародейки?

3. Чтение сказки со слов «Скрылась гостья…» до слов «…Вот и триста лет прошло».
Пункт плана сказки: «Заколдованный сон» или «Пророчество чародеек сбылось».

Спас ли царевну от злого пророчества запрет царя на использование веретён?

Почему эта мера предосторожности оказалась бесполезной?

Кто был объят сном в царстве Матвея?

Почему то был сон, а не смерть?

Почему, по-вашему, никто из смельчаков не смог разбудить спящую царевну до истечения срока пророчества?

Почему погибали все, кто хотел освободить царевну от сна?

4. Чтение сказки со слов «Что ж случилося?..» до слов «…Весь тот край был погружён».
Пункт плана «Пробуждение» или «Поцелуй царского сына».

Почему, когда царский сын попал в заколдованное сном место, ему уже не было страшно?

Как встречала его природа, окружающая царский дворец?

Почему царский сын не заснул, когда попал во дворец царя Матвея?

Что поразило его во дворце?

Что почувствовал царский сын, увидев спящую царевну? Почему он её поцеловал?

5. Чтение сказки со слов «Царь на лестницу идёт…» до конца.

Пункт плана «Конец злых чар» или «Свадьба».

Как понять строки: «Всё бывалое — один / Небывалый царский сын»?

Сравните описание царского дворца после пробуждения с описанием сна и сопоставьте детали этих эпизодов.

Что было и что стало с царём, царицей, свитой, стражей, мухами, собаками, конями, поваром, огнём и дымом?

V. Рецензирование выразительного чтения сказки.

VI. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“»


(см. страницу текст статьи ниже):

Какое соревнование устроили Жуковский и Пушкин в Царском Селе?

Чем «Сказка о царе Берендее» Жуковского напоминает «Сказку о царе Салтане…» Пушкина
(отчёт о выполнении индивидуального задания)?

Чем сказка Жуковского «Спящая царевна» близка народным сказкам и чем от них отличается?

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VII. Обсуждение иллюстраций к сказке «Спящая царевна».

VIII. Сказка в актёрском исполнении

Прослушивание звукозаписи чтения сказки по фонохрестоматии.

Рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 и 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Домашнее задание

Выучить наизусть фрагмент сказки «Спящая царевна» и подготовиться читать его выразительно.

Составить небольшое письменное высказывание на тему «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».

Прочитать балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться читать её выразительно.

Индивидуальные задания.

Выполнить устно задания 3 и 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Следующие уроки: Урок 21. В. А. Жуковский. «Кубок» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Василий Андреевич
ЖУКОВСКИЙ
1783-1852

Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни.
В. Г. Белинский

Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в Тульской губернии. Его отец — тульский помещик, мать — пленная турчанка. Мать легко овладела русской грамотой,
была умна, обаятельна. После смерти отца в семье относились к нему ласково, но он чувствовал необычность своего положения. Позднее он писал: «Я привыкал отделять
себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому всякое участие ко мне казалось мне милостию».

Учился Жуковский сначала в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения были написаны, по-видимому, в возрасте семи-восьми лет.
Позднее мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский пансион…

В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Жуковский помещает своё произведение «Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грея), которым начинается
длинный ряд его переводов. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтоб произведения поэта
могли быть вместе и лучшею его биографиею», — писал русский критик В. Г. Белинский.

Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского — важная страница в истории русской литературы. В течение всей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение
и был к нему привязан. Жуковский ещё в 1815 году, прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском Селе», воскликнул: «Вот у нас настоящий поэт!»

Имя Жуковского — одно из наиболее известных в русской поэзии. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — писал Белинский.
По И. М. Семенко

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
СКАЗКИ
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе (см. страницу Пушкин в Царском Селе). Там они вступили в своеобразное
«состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой
стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались
мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…
Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский…» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку
«Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся
осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О царе Салтане…», «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке».
Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую он нашёл у братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро.

Сюжет сказки Жуковского сходен с сюжетом «Сказки о мёртвой царевне…». Жуковский стремился придать речи народный характер. В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.

Пословицы, поговорки, народные речения и выражения — всё вводит Жуковский в сказку. Однако поэт не всегда выдерживает дух и язык народной речи. Мы часто
встречаем в сказке книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет её ланит» и пр.). Жуковский сделал
очень важный шаг вперёд в литературной обработке сказки.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Спящая царевна»

1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на
лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Спящая царевна»

Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна».

Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
В. А. Жуковский. «Спящая царевна»

1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом.
Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

3. Прочитайте описание «сонного царства» так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

6. Сравните описания «сонного царства» и проснувшегося, ожившего царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность
в первом случае и движение, оживление во втором.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)

План урока:

Обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Содержание сказки «Спящая царевна»

Характеристика героев сказки

Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

Краткий обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Литературная сказка как жанр. История написания сказки «Спящая царевна»

История появления на свет будущего поэта-романтика не совсем обычна. Он родился 9 февраля 1783 г. в имении Мишенском Тульской губернии. Его отцом был русский дворянин А.И. Бунин, а матерью турчанка, попавшая в плен во время войны и привезенная в имение Бунина его крепостным. Родившийся мальчик считался незаконнорожденным, потому не мог носить фамилию отца. Фамилия ему досталась от друга отца, бедного дворянина Жуковского, который крестил мальчика. Бунин постарался дать сыну хорошее домашнее образование и воспитание. Мальчик был развит не по летам, пристрастился к чтению и рисованию, свои первые стихи написал в семилетнем возрасте, в 12 лет сочинил историческую трагедию. К ребенку после смерти отца по-матерински отнеслась жена Бунина и позаботилась о его будущем.

С 14 лет Жуковский обучался в пансионе для детей дворян при Московском университете. Он добился больших успехов в изучении литературы, истории и иностранных языков. В учебном заведении существовала традиция: на общем собрании воспитанники голосованием избирали лучшего ученика. Василий Жуковский, проучившись год, был удостоен такой чести. Через 4 года, блестяще окончив пансион, некоторое время находился на государственной службе. Но вскоре службу оставил, уехал в деревню, увлекся литературным творчеством и переводами европейской поэзии.

molodoi zhukovskii
Молодой Жуковский

Жизнь Жуковского изменилась в 1802 г.: к нему пришла известность. В литературном журнале «Вестник Европы»,который издавал историк и писатель Н.М. Карамзин,была опубликована «Элегия» Жуковского,которая представляла собой вольный перевод стихотворения поэта-англичанина Т.Грея. Карамзин привлек молодого поэта к сотрудничеству, Жуковский стал редактором журнала, в котором были опубликованы его первые переводы баллад немецких поэтов, после и собственные баллады. С тех пор Жуковский считал Карамзина своим наставником и старшим другом.

В 1812 г. во время Отечественной войны Жуковский сражался в рядах народного ополчения. Поручик Жуковский участвовал в боевых действиях, в том числе и в Бородинской битве. За проявленный в сражениях героизм был награжден орденом Святой Анны II степени и удостоен звания штабс-капитана. В походе он написал поэму «Певец во стане русских воинов», копии которой распространялись среди офицеров. Эта патриотическая поэма принесла ему широкую известность, стала первым художественным произведением, в котором подчеркивался народный характер Отечественной войны 1812 г., отмечалось, что победа была достигнута благодаря героизму русских солдат, а не стратегии избранной исторической личности.

Жуковский прочитал в журналах стихи лицеиста Александра Пушкина и, будучи проездом в Царском селе, посетил Лицей, чтобы познакомиться лично. Необыкновенная интуиция позволила Жуковскому с первой встречи разглядеть в 16-летнем юноше исключительные способности.  С тех пор он стал опекать талант юного Пушкина, назвал его «надеждой нашей словесности». Когда 19-детний поэт закончил поэму «Руслан и Людмила», Жуковский преподнес ему в дар ему свой портрет с автографом, признав своего ученика победителем, а себя побежденным учителем. Он был уверен, что Пушкину суждена слава первого поэта России. В пушкинской поэме есть строчки, посвященные Жуковскому: «Поэзии чудесный гений, певец таинственных видений, любви, мечтаний и чертей…»

С 1814 г. по 1817 г. Жуковский большую часть времени проживал в Дерпте, чтобы посещать лекции в университете.В 1816 г. был удостоен звания доктора философии в Дерптском университете. В 1815 г. стал членом литературного общества «Арзамас», был избран его секретарем. Осенью 1817 г. в общество вступил выпущенный из лицея Александр Пушкин. Все члены общества отличались прогрессивными взглядами, состязались в литературном мастерстве, занимались стихотворчеством. В 1818 г. Жуковский избран членом Российской академии наук.

Жуковский с 1815 г. стал воспитателем и учителем словесности для детей царской семьи, с 1826 г. был наставником наследника престола, будущего императора Александра II. Но поэт никогда не пользовался своим особым придворным положением ради себя. Но не раз хлопотал за близких для него друзей, своим заступничеством помогал Пушкину, добился, чтобы его ссылка в Сибирь была заменена службой в южных губерниях, искал способы облегчения наказания декабристам. Пушкин называл Жуковского своим «ангелом-хранителем» и «небесной душой».

Последние годы жизни Жуковский много времени уделял переводам всемирно известных произведений. Он сделал авторский перевод-толкование «Слова о полку Игореве», перевел древнегреческие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», древнеиндийский эпос «Наль и Дамаянти», персидскую поэму «Рустем и Зораб», роман Сервантеса «Дон Кихот» др. Пушкин назвал Жуковского «гением перевода»:он не просто переводил древний и средневековый эпос, а создавал свои равновеликие произведения. Не стало поэта 24 апреля 1852 г.

Период расцвета литературной сказки как самостоятельного жанра пришелся на 30-е годы XIX в. В чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Народная сказка лишена авторства, это коллективное произведение народа, которое могло иметь несколько вариантов, потому что каждый сказитель привносил в канву[1] сюжета нечто собственное. Литературная сказка – это авторское сочинение в единственном варианте, часто написанное на основе фольклорной сказки. Жуковский всего написал 7 сказок на основе сюжетов как русских, так и западноевропейских сказок. Поэта фольклорные сюжеты привлекали искусным вымыслом, народной искренней фантазией и верой в победу добрых сил над злом.Проявлял интерес к народному творчеству и друг поэта – Пушкин. В 1931 г. в Царском селе оба поэта, жившие по соседству, затеяли шуточное творческое соревнование в сочинении сказок, стилизованных под фольклор. Итогом дружеского соперничества стали первые сказки двух великих поэтов. Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане», а другу дал сюжет сказки, которую записал со слов своей няни. По этому сюжету Жуковский создал «Сказку о царе Берендее», а вскоре написал еще две сказки: «Война мышей и лягушек» и «Спящая царевна». Своими впечатлениями поделился в письмах друзьям свидетель этого творческого поединка, мало кому известный еще Николай Гоголь, живший в ту пору в Царском селе и навещавший Жуковского и Пушкина.

Содержание сказки «Спящая царевна»

Близость литературной поэтической сказки Жуковского к фольклору

Для написания сказки Жуковский обратился к сюжетам двух народных сказок, французской и немецкой: «Красавица, спящая в лесу», обработанная Шарлем Перро и «Царевна-шиповник»», которую записали братья Гримм. Сюжетные линии переплетены и переданы Жуковским практически без изменений.

Когда в семье царя рождается долгожданный ребенок, на торжество приглашаются одиннадцать волшебниц, двенадцатую, страшную и злую, не зовут. Затаившая обиду чародейка наложила заклинание: девочка на 16 году жизни уколет руку веретеном[2] и умрет «во цвете лет». Суть заклинания заключалась в том, что у царевны будут счастливые детские годы, но ей не суждено повзрослеть. Царь приказал, чтобы все веретена были уничтожены, запретил прясть и сеять лен для пряжи. Предсказание злой колдуньи все-таки сбылось, но лишь частично: одиннадцатая чародейка, не успевшая ничего пожелать новорожденной, вмешалась и смягчила колдовские чары. Царевна не умерла, а заснула на 300 лет, а вместе с ней и все во дворце.В назначенный час появился царский сын, восхищенный красотой царевны, целует ее, и девушка просыпается. Так в финале сказки представлено традиционное для сказочного жанра торжество добра над злом.

Стараясь сказке придать русские народные черты, Жуковский фей из сказки Перро заменил на чародеек, принцессу на царевну, короля на царя, дав ему русское имя Матвей. Написана сказка песенным сказовым языком, использовались сказочные словесные формулы и присказки: «жить да поживать», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» и др. Как в русской сказке был написан зачин, концовка с описанием свадебного пира.Но, придерживаясь языковых особенностей и традиционной композиции народной русской сказки, Жуковский все же наполнил сказку духом романтизма, сохранив черты западноевропейских первоисточников.

spyashcaya carevna na prudu

Характеристика героев сказки

Роль художественно-выразительных средств

В сказке «Спящая царевна» почти нет развития действия, мало событий. Описание действия важнее самого действия, много места отведено созерцанию застывшего мира. В сказочном сюжете есть портрет спящей героини, описания картин всеобщего сна и просыпающейся природы. Жуковский стремился донести красоту и диковинность сказочного мира, используя понятный и выразительный язык. Изображая фантастические картины заколдованного дворца, автор описал не только людей, впавших в состояние сна, но и спящие предметы и явления, дано даже описание заснувшего огня в очаге и дыма над ним. Волшебство мира Жуковский передает при помощи различных изобразительно-выразительных средств. Выразительны метафоры[3]: «блещут розы по кустам», «огонь, объятый сном», «светлой змейкой ручейки», «пламя сонное очей» и др. Используются сравнения: «расцвела, как майский цвет», «вспыхнул он, как от огня» и др. Описания насыщены эпитетами: «пышны гривы», «чудесен сон», «мухи сонные», «сон волшебный», «сонным пламенем», «чудный бор», и др.

Главная героиня сказки любопытна и неосторожна, потому и пострадала от колдовских чар. Юная царевна была необычайной красоты: с тонким станом, темноволосой косой и белоснежной кожей. Царевич, плененный такой необычайной красотой, не смог сдержаться и поцеловал девушку. Молодой юноша был отважен и любознателен, он не побоялся отправиться в лесную чащу на поиски заколдованного дворца, несмотря на рассказы встретившегося ему старика о том, что оттуда никто еще не возвращался. Но «неприступный, страшный бор» расступился перед суженым царевны, «как живой».

vereteno spyashcaya carevna

Царь Матвей добродушен и беззаботен, он привык решать проблемы легкомысленно, не задумываясь о будущем. Его жена – любящая и добрая женщина. Царь и царица прожили много лет «в согласье», омрачало их счастье только отсутствие детей. Но судьба вознаградила их за смирение и доброту: они стали любящими родителями для своей единственной дочери-красавицы. Будучи хлебосольными хозяевами, они поплатились за свою роковую оплошность, не пригласив на пир двенадцатую чародейку.

Все чародейки молоды и доброжелательны, кроме двенадцатой. Среди чародеек выделяются две: хромоногая обиженная старая колдунья, наславшая злые чары на царевну, и одиннадцатая добрая чародейка, смягчившая проклятие старухи. В сказке есть нетипичный для сказок образ волшебного рака-предсказателя, напророчившего царице счастье материнства.

Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

Большая часть сознательной жизни Жуковского была связана с воспитанием детей, потому он сочинял и для юных читателей. Поэт изучал русские и европейские народные сказки, первым перевел сказки братьев Гримм. Плодотворным стал творческий «поединок сказочников» Жуковского и Пушкина. Дружеское соперничество, начавшееся в 1831 г., продолжилось и в дальнейшие годы. Поэтическая сказка Жуковского «Спящая царевна», в основе которой была идея о всепобеждающей силе любви,повлияла на создание Пушкиным в 1834 г. произведения со схожим сюжетом: «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

Значение творчества Жуковского невозможно переоценить. Поэта считают отцом русского романтизма. В.Г. Белинский назвал Жуковского «литературным Колумбом Руси», который открыл ей «Америку романтизма». Критик дал высокую оценку творчеству поэта: «Неизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе». Жуковский своим творчеством предопределил дальнейшее развитие русской поэзии.

Жуковский создал собственную философию творчества, назвав поэзию «верховной правдой жизни», он открыл читающей России неведомый ей ранее мир душевных переживаний, чувств, настроений.Поэзия Жуковского психологична, музыкальна и певуча. Он стал новатором поэтического языка, отказавшись от классической строгости и величавости, привнес в поэзию раскованную разговорную легкость, народные выражения, впервые стал использовать различные поэтические изобразительно-выразительные средства. Благодаря его творчеству и деятельности переводчика широкому кругу русских читателей стало доступно богатейшее наследие мировых литературных шедевров.

spyashaya carevna spit

Словарь

Канва – основа для рукоделия или чего-либо.

Веретено – деревянное приспособление для изготовления вручную пряжи

Метафора – скрытое сравнение, перенесение качеств одного предмета на другой по схожести признаков.

На чтение 7 мин. Опубликовано

Сюжет «Спящей красавицы» является традиционным для европейских сказок. История была впервые записана в конце XVII века, позднее она легла в основу балетов и опер, по ней были сняты фильмы и мультфильмы. В читательский дневник «Спящую красавицу» необходимо записать в виде аннотации и краткого содержания, затем перечислить главных героев, основную мысль и сюжет, в конце оставить отзыв.

Главные герои

Ни одно произведение не обходится без главных и второстепенных героев, и эта сказка не является исключением. В ней присутствуют как обычные люди (король с королевой, принц с принцессой), так и феи.

Важными действующими лицами являются:

Король и Королева

  1. Уснувшая принцесса. Главная героиня, 16-летняя девушка, наделенная многими добродетелями.
  2. Король и Королева. Родители девушки. У них долго не было детей, поэтому для долгожданной дочери они хотели только лучшего.
  3. Добрые феи. Крестные Принцессы. Король пригласил их на праздник по случаю рождения дочери. В благодарность за отличный прием они наделили крестницу многими добродетелями: красотой, добротой, изяществом, приятным голосом, умениями танцевать и петь.
  4. Седьмая фея. Она случайно подслушала угрозы злой колдуньи и смогла исправить злое пожелание.
  5. Восьмая фея. Старая колдунья, которую забыл пригласить Король. Она сильно обиделась и решила отомстить, заколдовав Принцессу.
  6. Принц из соседнего королевства. Однажды во время охоты он заметил заброшенный замок, вокруг которого рос колючий кустарник, заинтересовался им и узнал легенду о заснувшей много лет назад принцессе.

Также в сказке присутствуют и менее значимые персонажи: слуги, крестьяне и другие.

Краткий пересказ

«Спящая красавица» — это традиционная европейская история, автором которой является народ. Ее жанр — волшебная сказка. Сюжет встречался в ряде стран под разными названиями — «Царевна-шиповник», «Красавица, заснувшая в лесу» и другие. В основном они незначительно отличаются друг от друга, но их можно сравнить для анализа.

Наиболее известны следующие варианты:

Братья Гримм

  1. Шарля Перро. Сказка, записанная в конце XVII века. В ней Принцесса проснулась от поцелуя.
  2. Братьев Гримм. В их варианте красавица пробудилась, так как прошел срок проклятия, и увидела Принца, пораженного ее красотой.
  3. Летом 1931 года свою сказку в стихах «Спящая царевна» написал Жуковский. Ее суть почти не отличается от европейских версий: волшебниц было 12, сон длился 300 лет.

По мотивам сказки были поставлены балет, опера и мюзиклы, было снято несколько фильмов и нарисованы мультфильмы.

Рождение принцессы

В одном далеком королевстве жили Король и Королева. У них долгое время не было детей, что сильно огорчало супругов. Когда Королева родила дочку, Король устроил грандиозный праздник, на который позвал и живших поблизости фей. Отец решил сделать их крестными малышки, чтобы те щедро одарили ребенка.

Приглашены были семь фей, для каждой приготовлен отдельный золотой прибор — вилка, ложка и ножик лежали в искусно выполненном ящичке. На самом деле в стране жили восемь волшебниц, но последнюю не позвали.

Злая ведьма

В разных версиях причины отличаются:

  1. Про нее забыли.
  2. Ее давно не видели и подумали, что фея умерла.
  3. Она была злой, и Король не хотел, чтобы праздник был испорчен.

В самый разгар праздника восьмая фея вошла в зал. Король смутился и приказал тут же усадить ее со всеми почестями. Но вышла заминка: осталось только место с краю, а золотых приборов больше не было.

Колдунья обиделась, что ей не оказали такого же внимания, как и остальным, и начала тихо бормотать угрозы. Это случайно услышала соседка и поняла, что та задумала что-то злое. Она прокралась к детскую и спряталась.

Пришло время поздравлять Принцессу. Феи по очереди поздравляли крестницу и наделяли всевозможными добродетелями: умом, красотой и различными талантами. Последней была злая колдунья. Она прокляла Принцессу: та уколется о веретено и умрет. Все испугались, и тут появилась Седьмая фея. К сожалению, у нее не было волшебного средства, способного уничтожить проклятье, но она смогла смягчить его: Принцесса не умрет, а уснет на сотню лет. Разумеется, это слабо утешило родителей. Король приказал избавиться от всех прялок и веретен в королевстве.

Феи тетушки

Проклятие исполнилось

Время шло, Принцесса росла и хорошела. Наступил ее шестнадцатый день рождения. Она прогуливалась по замку и внезапно нашла потайную дверь, которая привела ее в башню. На самом верху сидела старая женщина и пряла.

Далее сюжет немного расходится:

  1. Злая колдунья сама превратилась в старуху, чтобы ее проклятие сбылось.
  2. Старая женщина сидела в башне много лет и не знала о запрете Короля.

Принцесса заинтересовалась прялкой, взяла веретено, уколола палец и тут же уснула. Вместе с ней уснул и весь замок. Люди, животные, даже огонь в камине и ветер — все заснули на своих местах.

Замок Спящей красавицы

Вокруг замка же вырос дремучий лес с колючим кустарником — так добрая Седьмая фея хотела уберечь Принцессу от грабителей.

Постепенно о замке и его обитателях все забыли. Однажды в лесу охотился молодой Принц. Он заметил верхушки башни какого-то замка и стал расспрашивать крестьян о нем. Только один старик вспомнил, что еще его дед рассказывал ему историю о заснувшей красавице-Принцессе.

Принц заинтересовался этой историей и решил проверить ее. Он отважно прорубил себе путь (в сказке Перро деревья расступились сами, пропустив только юношу, без слуг) и вошел в замок. Он поразился увиденному: вокруг спали люди в старинных одеждах. Он поднялся в башню, увидел там Принцессу и влюбился с первого взгляда. Он тут же поцеловал девушку, и та проснулась, а вместе с ней и весь замок.

Принц

Вторая концовка

Существует расширенная версия сказки. Девушка просыпается ровно через 100 лет, видит любующегося ею Принца и влюбляется. Они тайно венчаются, но девушка остается в замке. Принц каждый день приезжает к ней, но не спешит увозить к себе в дом. Вскоре у молодых рождаются дети — мальчик День и девочка Ночь.

Принц и Спящая красавица

Мать Принца начинает подозревать неладное и просит сына привезти жену и детей, чтобы познакомиться с ними. На самом деле эта женщина — людоедка, которая не против полакомиться детьми.

Принц уезжает на войну, и Королева-мать приказывает убить внуков и невестку и приготовить их. Но дворецкий прячет их на конюшне, а хозяйке подает мясо диких зверей. Однажды Принцесса решила высечь сына за его шалости, и крик мальчика услышала людоедка. Она разозлилась и приказала поставить во дворе котел, заполнить его всевозможными гадами и бросить туда Принцессу с детьми.

Но когда несчастных вели на смерть, вернулся Принц. Не в силах вынести позора, Королева сама бросилась в котел и умерла.

Вывод и отзывы

После краткого содержания «Спящей красавицы» в читательском дневнике необходимо записать главную мысль и смысл. Также потребуется оставить отзыв.

Сперва нужно записать, чему учит сказка «Спящая красавица»:

Добро и зло

  1. Добро всегда побеждает зло, а любовь сильнее ненависти.
  2. Нельзя сдаваться — судьбу всегда можно изменить в свою сторону.
  3. Не стоит таить обиды и злобы, месть не приводит ни к чему хорошему.
  4. Нужно быть внимательным, чтобы никого случайно не обидеть.

Главная мысль произведения: в сложных ситуациях не стоит отчаиваться — их всегда можно изменить.

Смысл сказки «Спящая красавица»: судьбы нельзя избежать, но ее можно исправить. Аннотация кратко: из-за ошибки Короля колдунья заколдовала его дочь, но вмешательство доброй феи смягчило проклятие. Девушка уснула на сотню лет, ее спас Принц.

Отзывы

Мне понравилась сказка, особенно то, что проклятие злой колдуньи было не уничтожено, а смягчено. Благодаря этому Король все еще понес наказание, но Принцесса не пострадала.

Ольга

«Спящая красавица» научила меня быть внимательнее и осторожнее, ведь случайная оплошность может оказаться серьезной ошибкой. Если бы Король не забыл про восьмую фею, она бы не прокляла Принцессу. С другой стороны, если бы Принцесса не заснула, она бы не познакомилась с принцем. Значит, в сложных ситуациях не стоит отчаиваться — они могут привести к хорошему финалу.

Виктория

Это очень добрая и интересная сказка. Мне понравилось, что там нет ни одного центрального персонажа — все герои важны для сюжета. Сама же Принцесса, хоть и почти ничего не делает, является важной героиней. Благодаря доброте она не собирается мстить колдунье после пробуждения, а начинает новую жизнь.

Павел

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • По сказке Спящая красавица Перро

Сюжет сказки Спящая красавица переносит нас в королевство, в котором хорошо правят король и королева. Всё королевство живёт в мире и благополучии, а его жители счастливы. Только король и королева не могут в полной мере испытать счастья, так как на протяжении долгих лет им не удавалось стать родителями. И вот однажды их терпение вознаградилось: у них родилась прекрасная и здоровая дочь.

Король и королева были так счастливы, что решили совместить крестины дочери с великим пиршеством. На праздник было приглашено большое количество гостей, в том числе и добрых волшебниц. Но на торжество не пригласили старую злую волшебницу, так как все думали, что она давно умерла. Однако она сама пришла на крестины королевской дочери, и была сильно огорчена тем, что её не пригласили.

Когда же пришло время дарить новорожденной подарки, добрые феи подарили ей много хороших даров и наградили многими талантами. Злая ведьма, затаив злобу и месть, ничего дарить не стала, а наоборот предсказала девочке смерть в 17-летнем возрасте от укола о веретено. Но, самая юная из добрых фей, не успевшая подарить дар крестнице, подошла к ребёнку и сказала, что не в силах отменить заклятие, но сможет его изменить и девочка не умрёт, а просто уснёт на сто лет, пока её не разбудит поцелуем юный принц.

Король с королевой были сильно огорчены этой новостью и издали указ, запрещающий использование веретена во всём королевстве, дабы избежать плохих последствий. Но, предсказание всё равно свершилось. Повзрослев, юная принцесса уколола палец о веретено, и уснула. Злая ведьма из-за своей обиды, позволила королю и королеве страдать, ведь на протяжении долгих лет они очень волновались и переживали за дочь, боялись её преждевременной смерти. А с того момента как их дочь уколола палец и уснула, они лишились общения с ней. Таким образом Перро хотел показать, что затаивать обиду и мстить нельзя, так как это очень плохие качества могут привести к плохим последствиям и принести другим людям большие страдания. Необходимо учиться прощать ошибки других людей и не держать зла в своём сердце.

Узнав о произошедшем, добрая волшебница, обещавшая помочь, сразу же приехала во дворец и искусственно ввела в сон всех поданных и знакомых принцессы, для того, чтобы она была не одна, когда проснётся. Также фея с помощью волшебных чар вырастила могучий и непроходимый лес вокруг замка, чтобы ни один злой человек не смог навредить принцессе.

Спустя сто лет, мимо этого дворца проезжал молодой принц и ему стало интересно чей это дворец и почему вокруг него такой густой лес. Он смог пробраться через заросли и войти в замок. Внутри принц увидел спящую принцессу и её поданных. С первого взгляда он влюбился в неё и поцеловал. После поцелуя юная девушка сразу же очнулась вместе со своими друзьями. Увидев стоящего рядом принца, она ответила на его чувства и спустя определённое время они сыграли свадьбу.

Эта сказка учит читателей всегда надеяться на лучшее, и в любой ситуации оставаться добрым и отзывчивым человеком. Необходимо ценить всё то, что даёт нам судьба и не тратить своё драгоценное время и силы на обиды и месть, так как всё плохое рано или поздно закончится и добро победит

Вывод. Также описанная история любви двух людей служит примером для многих влюблённых и учит их преодолевать все испытания, которые встречаются на их пути. Как только любящие люди преодолеют все испытания, то смогут насладиться долгой и счастливой жизнью.

2 вариант

Сказка начинается с прекрасного правления супругов — короля и королевы. Народ счастлив. Но у супругов есть проблема — у них нет детей, и в старости некому будет передать правление. Но спустя какое-то время в их семью пришла новость — скоро на свет появится дочка.

В честь такой новости в королевстве начинается праздник. Устраивается пир, приглашены абсолютно все. Также в королевстве живет старая колдунья, которую много лет не видели люди, поэтому думали, что она давно умерла. Колдунья оскорбилась тем, что на великое пиршество ее не пригласили. Поэтому приходит сама на крещение, но без подарка. Колдунья обиделась и решила отомстить королю и королеве. Она решает навести порчу. Девочка должна заснуть вечным сном в семнадцать лет, уколовшись о веретено. Вернуть ее к обратной жизни может лишь поцелуй любимого человека.

Король и королева, чтобы сохранить жизнь дочери и спасти ее от заклятья, решают издать закон, который запрещает всем пользоваться веретенами. Но все же в свое семнадцатилетние девушка засыпает вечным сном, а злая колдунья рада исполнению проклятья. Ведь так она показала свою обиду и злость на все королевство. Ей было приятно, что король и королева, тратя столько усилий на спасение дочери, не смогли ее уберечь от ее проклятья. Супруги очень переживают за свою дочку.

Проходит сто лет, мимо замка в этом королевстве, проезжает принц. Он, из любопытства, заходит к ним в гости. Видя, спящую красавицу, его поражает любовь к ней, он ее целует. Девушка тут же приходит в себя. Спустя какое-то время, принцесса сама влюбляется в юношу и соглашается выйти за него замуж.

Данная сказка, полна нравственных уроков. Например, верить в чудо, ведь рано или поздно оно случится. Также, дается еще один урок — зло всегда проигрывает добру. Поэтому не надо тратить свои силы на месть и подлые поступки, как злая обиженная колдунья. Высоко ценится в мире честность, дружелюбие и отвага, как и было в этом королевстве. Правители отвечали за свой народ, делились с ним горестями и радостями, уважали всех.  А Принц показал свою преданность, ведь влюбленные всегда должны справляться с трудностями вместе, несмотря ни на что. В этом и есть смысл любви

Также читают:

Картинка к сочинению По сказке Спящая красавица Перро

По сказке Спящая красавица Перро

Популярные сегодня темы

  • Поступки Хлестакова в комедии Ревизор сочинение

    В данном произведении показано много ярких и интересных персонажей, однако, одним из центральных – является образ Хлестакова. Благодаря его поступкам, становится возможным разглядеть личность героя.

  • Образ и характеристика Любви Раневской в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

    Раневская — довольно зрелая женщина, которая обладает привлекательной внешностью. Также героиня имеет двух дочерей – Аню и Варя.

  • Сочинение по рассказу Тоска Чехова 9 класс

    А.П. Чехов – один из самых талантливых писателей в истории русской литературы: виртуозно используя слово, он сделал его главным инструментом для того, чтобы обнажать самые тонкие грани души как своих героев

  • Сочинение на тему Наречие 7 класс рассуждение

    В русском языке используется множество частей речи. Для более удачного описания рядом с существительным может располагаться наречие

  • План рассказа Кукла Носова 7 класс

    Раньше рассказчик Иваныч любил ездить рыбачить в одно место, которое находится недалеко от села Липино. Река Сейм там делала такой крутой поворот, что образовался омут. Круговое движение воды в нём имело такую силу

  • Отзыв о сказке три медведя
  • Отзыв о сказке сивка бурка для 3 класса
  • Отзыв о сказке рыбаке и рыбке 2 класс читательский дневник
  • Отзыв о сказке сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Отзыв о сказке серая шейка мамин сибиряк