Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература

1 6 ответов: 4 0 отзыв к сказке солдатская шинель в сказке я выделила два главных героя: барина и солдата.

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература


1

6 ответов:

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература



4



0

Отзыв к сказке «Солдатская шинель»

В сказке я выделила два главных героя: барина и солдата.

Мои впечатления:

Сказка про умного солдата мне очень понравилась. Он не только продал барину самую обыкновенную шинель, как что-то необыкновенно нужное, но еще и заслуженно получил от своего командира чарочку.

Солдат оказался умным, в то время как барин простаком.

Сказка учит и смелости (солдат), и не торопиться обогатиться, покупать вещь, не подумав (барин).

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература



3



0

Короткая сказка «Солдатская шинель» произвела на меня впечатление легким слогом и забавным сюжетом. В ней описывается, как солдат сумел продать барину шинельку, убедив его в том, что с такой замечательной шинелью даже постели не будут нужны.

Мне было смешно читать о том, как жена барина встретила своего супруга с приобретением. Она была женщиной прозорливой, а потому сразу сообразила, что муж на шинели-постели не заснет. Так и случилось — не зря она назвала барина простофилей.

Командир полка в ответ на жалобу барина произнес мудрую фразу, из которой следует, что уставший человек заснет даже на камнях, а ленивый даже мягких перинах не выспится. И я с этим полностью согласна. Ведь после трудного рабочего дня засыпаешь мгновенно, едва коснувшись подушки.

Сказка заставила меня поразмышлять о значении труда в жизни человека. Каждый из нас должен трудиться, это позволит не думать о качестве постели, на которой будешь отдыхать после работы. Кроме того, сказка учит нас проявлять смекалку и находчивость — в некоторых случаях это помогает лучше, чем сила и натиск.

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература



3



0

«Солдатская шинель» отзыв на эту сказку можно написать вот в таком ключе.

В народной сказке «Солдатская шинель» главный герой, солдат, сумел продать барину свою простенькую, видавшую виды шинель, убедив его, что она может заменить ему гору перин и подушек.

В сказке с юмором описывается, как барин, поняв, что его хитроумно провели, жалуется командиру. А командир за находчивость наливает солдату чарочку и говорит, что уставшему, хорошо потрудившемуся человеку и солдатская шинель покажется мягкой периной.

Мне очень понравилась сказка «Солдатская шинель», из которой можно сделать для себя вывод, что жадность подводит человека. Прежде чем что-то приобретать, нужно хорошо взвесить все «за» и «против».

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература



2



0

Прежде всего в отзыве на сказку «Солдатская шинель» следует обозначить жанровую принадлежность сказки. Потом определить круг главных героев и последовательность событий. Далее выделить причины, по которым эта сказка понравилась или напротив не понравилась читателю. сделать вывод.

Пример отзыва на сказку «Солдатская шинель»:

Народная сказка «Солдатская шинель» относится к жанру бытовых сказок, потому что события в ней описываемые вполне могли иметь место в реальности.

Главный герой сказки умный солдат дает урок барину, который из жадности покупает шинель, рассчитывая использовать ее вместо подушек, перин и одеял.

Сказка очень интересная, так как учит нас тому, что нельзя быть слишком жадным, а прежде чем делать что-то следует подумать головой.

«Солдатская шинель» — небольшая, но поучительная сказка.

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература



2



0

Сказка «Солдатская шинель» мне очень понравилась, особенно мне понравился главный герой сказки — бравый и находчивый солдат.

Солдат смог продать свою шинель очень скупому барину, солдат так нахваливал свою шинель, что скупец просто не смог удержаться от покупки. При этом всем, солдат ни капельки не соврал, ведь действительно шинель служила ему и одеждой и подушкой и одеялом.

Барин быстро разочаровался в своей покупке и побежал жаловаться командиру на солдата. Но командир выслушав эту историю, еще и наградил находчивого солдата чарочкой.

В сказке высмеивается такой порок, как жадность. Сказка учит быть находчивыми.

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература



1



0

Мне очень понравилось такое произведение, как «Солдатская шинель», так как история из данной сказки поистине похожа на реальность. Эта сказка оказалась очень веселой. Я не могу назвать эту сказку, сказкой. Скорее — притча, основанная на наблюдениях, а также на народном опыте. В ней мне больше всего понравился солдат, который оказался умным и веселым. Ему удалось отыскать способ для того чтобы посмеяться над глупым барином. Также он сумел получить с этого определенную выгоду.

Читайте также

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература

Сказка эта очень жалостливая, я когда ее читала, то плакала особенно когда Элиза не успела связать самому любимому младшему брату рукав в рубашке из крапивы, и у него так и осталось вместо руки одно лебединое крыло.

Тяжелые испытания выпали на долю молодой девушки, которая всеми силами пыталась спасти своих одиннадцать братьев от заклятья злой ведьмы, которая их превратила в лебедей.

Автор показывает, что только смирением, добротой и трудолюбием мы можем побороть разные трудности и в конце за все воздастся.

Элиза очень любила своих братьев и пожертвовала всем чем можно, чтобы только их спасти.

Еще тут отличный урок в том, что надо обязательно добиваться своей цели.

К прочтению «Дикие лебеди» советую.

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература

Напишем отзыв к сказке «Волк и семеро козлят»:

Сказка «Волк и семеро козлят» мне очень понравилась.

Мне очень понравилась мама коза, которая предостерегала своих деток, чтобы они не открывали никому дверь, она очень мудрая. Я очень переживала за козлят, когда они все-таки открыли дверь волку. И очень рада, что в конце сказки козлята остались с мамой, а волк был наказан.

По этой сказке снят не один мультфильм, которые я тоже смотрела.

Сказка «Волк и семеро козлят» учит нас прислушиваться к советам родителей, быть внимательными и осторожными, это очень важно.

Безусловно, я эту сказку советую к прочтению.

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература

Сказка Георгия Скребицкого «Счастливый червячок» мне очень понравилась, поскольку здесь я встретилась со многими насекомыми, обитающими в лесу. Мне было очень интересно читать о том, как пришла Весна и как она стала раздавать каждому насекомому подарки.

Весна — главная героиня сказки, она добрая и щедрая, и она мечтает украсить лес и подарить каждому существу счастье. Все насекомые приоделись в подаренные наряды и стали выглядеть ярко и красиво. И только один неказистый жучок-червячок ничего не просил.

Скромный Иванов червячок тоже является главным героем сказки и он мне очень понравился. Ведь он был счастлив тем, что лес, в котором он жил, преобразился. Он радовался, что насекомые выглядят теперь привлекательно, и от этого он тоже был счастлив.

Мудрая Весна и этого ночного жучка одарила голубым фонариком. Теперь Иванов червячок мог освещать лес в ночное время и дарить всем существам веру в то, что счастье не меркнет.

Сказка очень красивая и мудрая, она учит нас учиться радоваться успехам других людей. Нужно уметь не только делить горе с близкими, но и радость. Я поняла, что быть счастливым можно от того, что счастлив кто-то рядом.

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература

Сказка Михалкова «Три поросёнка».

Одна из самых популярных детских сказок.

Главные герои: самый умный, поросёнок Наф-наф; самые легкомысленные поросята, это Ниф-ниф и Нуф-нуф; злой хищный Волк.

Отзыв о сказке.

Прочитав сказку, она мне понравилась. Сказка носит нравоучительный смысл. Потому, что её главная мысль, и сам смысл сказки очень разумный. Мне понравился главный герой Наф-наф, так как он очень рассудительный, умный, смекалистый, и храбрый. На примере этих героев, сказка нас учит предусмотрительности­<wbr />. Учит правильно оценивать свои возможности, и силы.

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература

Этот рассказ В. Бианки под названием «Музыкальная канарейка» я прочитала очень быстро, он оказался коротеньким. Мне он понравился тем, что веселый. По сюжету у бабушки была птичка канарейка и вот как то мальчишки решили устроить ей целый концерт, а потом бабушка птичку свою отпаивала валерьянкой.

Отзыв о сказке солдатская шинель 5 класс литература

Я считаю, что надо уважать право других на тишину и не всегда то, что нравится одним, должно нравиться и другим. Кто-то воспринимает только классическую музыку, а другим нравится рок направление например, который для первых жуткий шум. Рассказ советую к прочтению всем. Вряд ли кто останется равнодушным к этому произведению.

Краткое содержание «Шинель» для читательского дневника

ФИО автора: Гоголь Николай Васильевич

Название: Шинель

Число страниц: 28. Гоголь Николай Васильевич. «Шинель». Издательство «Литера». 2021 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1842 год

Главные герои

Акакий Акакиевич Башмачкин – титулярный советник, простой, скромный, робкий человек, одинокий мужчина пятидесяти лет.

Значительное лицо – представитель закона, властный, солидный, отказавший в помощи Башмачкин.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Шинель»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Шинель»
  • для самых компанейских — Главные герои «Шинель»
  • для самых любопытных — Анализ «Шинель» Гоголь
  • для самых крутых — Читать «Шинель» полностью

Сюжет

Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин обладал весьма посредственной, неприметной внешностью и столь же скромными жизненными запросами. Он служил в одном из петербургских департаментов, и в его обязанности входило переписывание бумаг. Рутинная работа доставляла герою большое наслаждение.

С наступлением холодов Акакий Акакиевич с досадой отметил, что его шинель безнадежно прохудилась, и уже не подлежала какому-либо ремонту. Стоимость новой шинели была достаточно высока, и Башмачкину пришлось себя всячески урезать, чтобы насобирать нужную сумму: он отказался от вечернего чая, стал реже сдавать в стирку белье и менять подметки на ботинках.

Спустя несколько месяцев лишений деньги были собраны, шинель пошита, и, наконец, наступил тот счастливый день, когда Акакий Акакиевич появился в департаменте в новой шинели. Коллеги по достоинству оценили обновку, и в тот же вечер герой вместе со всеми отправился на именины помощника столоначальника. Возвращаясь домой, Башмачников стал жертвой нападения ночных грабителей, которые отобрал единственную его ценность – новую шинель.

Акакий Акакиевич обратился было к представителю закона – значительному лицу, но тот принял его незаслуженно сурово. Башмачкн, который никогда еще не оказывался в столь печальном положении, вернулся домой в подавленном настроении. Без теплой шинели он сильно простудился, впал в бредовое состояние и спустя несколько дней скончался.

С тех пор в Петербурге поползли слухи, будто на улицах стал появляться призрак умершего чиновника, который тщетно искал свою шинель. Однажды ему попался то самое значительное лицо, отказавшее в помощи поиска грабителей. Он с ужасом узнал в призраке Акакия Акакиевича и добровольно снял вою шинель и отдал ему. После этого призрак больше не появлялся.

Краткий пересказ сказки солдатская шинель

Ответы

как-то раз я шла по улице со своей лучшай подругой. у меня был парень. она его хорошо знала мы вместе сним дружили, гуляли. и вдруг он стал обращать внимание только на мою подругу. они опщались переписовались,а когда я ему званила или писала сообщение он не отвечал или говорил что он занет. как-то раз я ему позвонила он ответил и скозал как всегда что он занят и перезвонит когда освободиться. мне надо было сходить в магозин и я увидела его с моей лучшей подругой. я быстрей сходила в магозин, а когда пришла заперлась и ревела как истеричка целый день. я не понимала почиму он миня так неожиданно бросил. я ревела пока не при шла моя мама. она увидела чтоя плачу и начила меня распрашивать почему я плачу я ей всё разкозала так как есть она меня успокаевала. и говорила если он так поступил с табой значит ты когдато тагже поступила может даже и не в этой жизни а в прошлой ведь когда человек умерает он возраждается в другова человека или животнова. она мне скозала попросить прощения у маего парня, подруги вопщем у всех а в перваю очереде у самой себя и ещо отпутить всех и простить. я прежде чем зделать что сказала мне мама я задумалась может я ив правду так поступила как он поступил со мной. но я нечего не вспомнила. и попросила у всех прощения и была им за то что они были дляменя зеркалом.

«слово о полку игореве» – признанный шедевр . «слово» настолько яркое произведение, что многие ученые, и зарубежные, долго не могли поверить, что это настоящее древнее произведение, а не подделка девятнадцатого века. к счастью, существует много научных работ, доказывающих, что это не так.

«слово» рассказывает о сражении князя игоря святославовича с половцами. начало похода сопровождается многими дурными предзнаменованиями: волнуются звери и птицы, войско игоря закрывает тень от солнечного за. первый бой князь выигрывает, а второй – проигрывает. почему же гораздо подробнее, чем победа, описывается автором поражение?

сквозь все произведение проходит мысль неизвестного автора «слова» о том, что сила княжеств в единстве, что сейчас русь раздроблена и едина, князи увязли в междоусобицах, а победить врагов родной земли можно только объединившись, не по одиночке. именно поэтому первое сражение, в котором войска выиграли, не подробно описывается автором, его больше интересует второе, поражение в котором подтверждает его мысль – один из князей может одержать небольшую победу над половцами, но окончательно сломить врага можно только объединившись против него всей землею.

защитник ! в зное заводы, дома, вокзал. пыль на крутом берегу. голос отчизны ему сказал: “город не сдай врагу! ” верный присяге солдат, он защищал сталинград. гулко катился в кровавой мгле сотой атаки вал, злой и , по грудь в земле, насмерть солдат стоял. знал он, что нет дороги назад – он защищал сталинград. сто пикировщиков выли над ним в небе, как огненный змей, он не покинул окопа, храним верностью своей. меж обгорелых черных громад он защищал сталинград. танк на него надвигался, рыча. мукой и смертью грозил. он, затаившись в канаве, сплеча танки гранатой разил. пулю – за пулю. снаряд – за снаряд. он защищал сталинград. смерть подступала к нему в упор. сталью хлестала тьма. артиллерист, пехотинец, сапер – он не сошел с ума. что ему пламя геенны, он защищал сталинград. просто солдат, лейтенант, генерал – рос он в страде боевой. там, где в огне умирает металл, он проходил живой. сто изнурительных дней подряд он защищал сталинград. время придет – рассеется дым. смолкнет военный гром. шапку снимая при встрече с ним, скажет народ о нем: – это железный солдат, он защищал сталинград.

ну тогда волгоград называли сталинград (от слова сталин)

встретились как-то барин и солдат. и стал содат на все лады восхвалять свою шинель, рассказывал, что она и одеяло, и подушка, и матрац мягкий.

позавидовал барин такой шинели да и поменял свою шубу на шинель солдатскую. приезжает ,домой а его жена давай ругать за то, что он такой такой доверчивый простофиля.

поехал тогда барин к генералу и жалуется на солдата, что он обманул барина. а солдат доказал свою правду: тот, кто ничего не делает, и в мягкой перине уснуть не может, а тот, кто работал весь день, тот и на камушке заснёт.

Вывод и свое мнение

В своем произведении автор поднимает проблему маленького человека, который вполне доволен своей жизнью и способен радоваться тому, что имеет. Он покорно сносит холодное обращение руководства, издевательства сослуживцев и нищету. И неожиданно ему представляется изменить свою жизнь, пошив новую шинель. Герой меняется буквально на глазах – он оживает, становится более веселым, разговорчивым, ему приятно внимание коллег. И тем тяжелее становится утрата шинели, ставшей пропуском в новую жизнь. От сильно потрясения Башмачкин умирает. Повесть учит ценить людей не по занимаемым должностям или социальному статусу, а исключительно за личные качества.

Мужская ШИНЕЛЬ на Красную армию СССР

Военная форма очень важна для победы. Чем лучше и удобнее одет солдат, тем эффективнее он воюет.

В течение 190 лет верой и правдой солдату служила шинель. Первоначально она составляла основу зимней формы. Внешний вид ее практически не изменялся до XX века. Длинное пальто, которое можно использовать и как плащ, и как одеяло. Первые образцы 1796 года имели 6 пуговиц и хлястик на спине. При застегивании на верхнюю пуговицу и роспуске хлястика получался плащ. Изготавливались они из прочного серого сукна, имели длинные рукава, которые полагалось носить загнутыми. Зимой они отворачивались и служили для дополнительной защиты кистей рук. Крой шинели был узкий, но не стеснял движений в рукопашном бою

Толщина и огнеупорность сукна спасали от искр огнестрельного оружия и, что немаловажно, от осадков. Шинель неплохо удерживала влагу и быстро сохла у походного костра. Носили шинель в скатке

Первые уставы требовали скручивать ее настолько плотно, что требовались усилия трех человек.Позднее к шинели прилагался специальный чехол, однако к 1855 году вновь ввели скатку. Теперь шинель носилась через плечо. Подобный способ ношения этой одежды был очень удобен на маршах и просуществовал около ста лет. Плотная скатка спасала от натирания лямок заплечного рюкзака и могла спасти от удара кавалерийской сабли.

Во времена Советского Союза пехотные шинели стали выпускать из серо – коричневого сукна. От предыдущих эпох они отличались только нашивками. И способ ношения, и крой, и материал не изменились. В период Великой Отечественной войны наряду с шинелями применяли ватники и стеганые штаны. По сравнению с шинелью они имели свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести большую подвижность. Не имея длинного подола, ватник позволял солдату с большей легкостью передвигаться по лесу и кустарнику. К минусам можно отнести слабые водооталкивающие свойства, плохую огнеупорность и большой объем. Мне лично пришлось убедиться, что намокший ватник невозможно высушить в походных условиях, а маленькая искра привела к тому, что подкладка начала тлеть. К утру ватник развалился на две части.При использовании в походах шинели таких проблем никогда не возникало.

В 1986 году шинель не вошла в состав полевой военной формы. С одной стороны многие современные синтетические материалы значительно превосходят сукно по теплопроводности, износостойкости и весу. Как ни странно, зимняя форма российской армии продолжает делаться на основе ватников, причем зеленого цвета. Многие служившие товарищи предпочли старую шинель новой зимней форме.

– Солдат, не холодно тебе зимой в шинели?

– Так она же суконная!

– А летом не жарко?

– Так она же без подклада!

————————————————

Авторские афоризмы

«…Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник…»

«…как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…»

«…всегда найдется такой круг людей, для которых незначительное в глазах прочих есть уже значительное…»

«…За ужином выпил он стакана два шампанского – средство, как известно, недурно действующее в рассуждении веселости…»

«…ведь нельзя же залезть в душу человеку и узнать всё, что он ни думает…»

Энциклопедия сказочных героев: «Солдатская шинель».

Русская народная сказка «Солдатская шинель»

Жанр: народная бытовая сказка

Главные герои сказки «Солдатская шинель» и их характеристика

  1. Солдат. Простой солдат, наивный и в то же время хитрый. Свою выгоду далеко видит.
  2. Барин. Глупый и богатый. Скупой.
  3. Командир. Справедливый, отец солдатам.

План пересказа сказки «Солдатская шинель»

  1. Барин и солдат
  2. Покупка шинели
  3. Сомнения жены
  4. Барин недоволен
  5. Жалоба командиру
  6. Демонстрация
  7. Вердикт командира.

Кратчайшее содержание сказки «Солдатская шинель» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Рассказал солдат барину про необыкновенные качества шинели
  2. Барин дорого заплатил за шинель, а спать не может.
  3. Барин жалуется командиру.
  4. Командир ругает солдата
  5. Солдат показывает, как надо спать на шинели
  6. Командир поощряет солдата чаркой.

Главная мысль сказки «Солдатская шинель»
После тяжелой работы, после труда, и камень может показаться мягкой постелью.

Чему учит сказка «Солдатская шинель»

Учит быть хитрым и ловким, учит проявлять находчивость и блюсти свои интересы. Учит тому, что слегка прихвастнуть не грех. Учит обманывать богачей. Учит не быть жадным. Учит тому, что каждый должен трудиться.

Отзыв на сказку «Солдатская шинель»

Мне показалась эта сказка веселой и вполне реальной. Это даже не сказка, а скорее притча, которая основана на народном опыте и наблюдениях. В ней мне больше всего нравится умный и веселый солдат, который нашел способ посмеяться над глупым барином, да и выгоду с этого поимел.

Пословицы к сказке «Солдатская шинель»

Скупой платит дважды. Не гонялся бы ты поп за дешевизной. Барской работы не переработаешь. Не то сметка, что бродит, а то, что других водит. Борода росла, разума не принесла.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки»Солдатская шинель»

Разговорился как-то барин с простым солдатом. И начал солдат расхваливать на все лады свою шинель. Говорил, что спать в ней одно удовольствие — и сверху, и под голову, и под себя положить можно. Вот барин прельстился и за 25 рублей купил шинель. Принес домой, жене показывает, хвастает. А жена сомневается: да как же ты будешь на ней спать. И точно. Постелил барин шинель, лег, а жестко ему и укрыться нечем. Обиделся барин, пошел к полковому командиру и нажаловался на солдата. Командир позвал солдата, укорять начал. А солдат положил шинель, лег на нее, укрылся и радуется — до чего приятно на шинели спать после похода. Усмехнулся командир и еще чарку солдату приказал выдать. А барину ответил, что кто не работает, тот на перине не уснет, а кто устал — и на камне выспится.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Солдатская шинель»

Худ. Н.Гольц

Между тем Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия.

Худ. Ю.Игнатьев

«По мере приближения к квартире чиновника улицы становились живее, населенней и сильнее освещены.

Пешеходы стали мелькать чаще, начали попадаться и дамы, красиво одетые, на мужчинах попадались бобровые воротники, реже встречались ваньки с деревянными решетчатыми своими санками, утыканными позолоченными гвоздочками, — напротив, все попадались лихачи в малиновых бархатных шапках, с лакированными санками, с медвежьими одеялами, и пролетали улицу, визжа колесами по снегу, кареты с убранными козлами. Акакий Акакиевич глядел на все это, как на новость.»

ОБРАТНЫЙ ПУТЬ АКАКИЯ АКАКИЕВИЧА

Худ. Вальтер Граматте

«Акакий Акакиевич шел в веселом расположении духа, даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения. Но, однако ж, он тут же остановился и пошел опять по-прежнему очень тихо, подивясь даже сам неизвестно откуда взявшейся рыси.»

Худ. Б.Кустодиев

«Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже — масла, как видно, уже меньше отпускалось; пошли деревянные домы, заборы; нигде ни души; сверкал только один снег по улицам, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки»

Худ. С.Бродский

Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею.

Худ. С.Бродский

«Веселость Акакия Акакиевича как-то здесь значительно уменьшилась. Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно как будто сердце его предчувствовало что-то недоброе. Он оглянулся назад и по сторонам: точное море вокруг него. «Нет, лучше и не глядеть», — подумал и шел, закрыв глаза, и когда открыл их, чтобы узнать, близко ли конец площади, увидел вдруг….»

Худ. Татьяна Гамзина

«…что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами, какие именно, уж этого он не мог даже различить. У него затуманило в глазах и забилось в груди.»

Худ. Ю.Игнатьев

«А ведь шинель-то моя!» — сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник. Акакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как другой приставил ему к самому рту кулак величиною в чиновничью голову, примолвив: «А вот только крикни!»

Худ. Веточка

«Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка поленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал. Чрез несколько минут он опомнился и поднялся на ноги, но уж никого не было. Он чувствовал, что в поле холодно и шинели нет, стал кричать, но голос, казалось, и не думал долетать до концов площади.»

Рис. Кукрыниксы

«Отчаянный, не уставая кричать, пустился он бежать через площадь прямо к будке, подле которой стоял будочник и, опершись на свою алебарду, глядел, кажется, с любопытством, желая знать, какого черта бежит к нему издали и кричит человек. Акакий Акакиевич, прибежав к нему, начал задыхающимся голосом кричать, что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека. Будочник отвечал, что он не видал ничего, что видел, как остановили его среди площади какие-то два человека, да думал, что то были его приятели; а что пусть он, вместо того чтобы понапрасну браниться, сходит завтра к надзирателю, так надзиратель отыщет, кто взял шинель.»

Худ. Н.Аль

«Поутру рано отправился он к частному; но сказали, что спит; он пришел в десять — сказали опять: спит; он пришел в одиннадцать часов — сказали: да нет частного дома; он в обеденное время — но писаря в прихожей никак не хотели пустить его и хотели непременно узнать, за каким делом и какая надобность привела и что такое случилось.»

Худ. Г.Тарасенко»Значительное лицо находился в своем кабинете и разговорился очень-очень весело с одним недавно приехавшим старинным знакомым и товарищем детства, с которым несколько лет не видался. В это время доложили ему, что пришел какой-то Башмачкин. Он спросил отрывисто: «Кто такой?» Ему отвечали: «Какой-то чиновник». — «А! может подождать, теперь не время», сказал значительный человек. Здесь надобно сказать, что значительный человек совершенно прилгнул: ему было время, они давно уже с приятелем переговорили обо всем и уже давно перекладывали разговор весьма длинными молчаньями, слегка только потрепливая друг друга по ляжке и приговаривая: «так-то, Иван Абрамович!» — «этак-то, Степан Варламович!» Но при всем том, однако же, велел он чиновнику подождать, чтобы показать приятелю, человеку давно не служившему и зажившемуся дома в деревне, сколько времени чиновники дожидаются у него в передней .»

Худ. Кукрыниксы

«Что вам угодно?» — голосом отрывистым и твердым, которому нарочно учился заране у себя в комнате, в уединении и перед зеркалом, еще за неделю до получения нынешнего своего места и генеральского чина. Акакий Акакиевич уже заблаговременно почувствовал надлежащую робость, несколько смутился и, как мог, сколько могла позволить ему свобода языка, изъяснил с прибавлением даже чаще, чем в другое время, частиц «того», что была-де шинель совершенно новая, и теперь ограблен бесчеловечным образом, и что он обращается к нему, чтоб он ходатайством своим как-нибудь того, списался бы с господином обер-полицмейстером или другим кем и отыскал шинель.

Худ. Т.Шишмарева

«Но, ваше превосходительство», сказал Акакий Акакиевич, стараясь собрать всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была, и чувствуя в то же время, что он вспотел ужасным образом: «я ваше превосходительство осмелился утрудить потому, что секретари того… ненадежный народ…»

Худ. Н.Тулегенова.

Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич. Он не слышал ни рук, ни ног. В жизнь свою он не был еще так сильно распечен генералом, да еще и чужим. Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель.

Худ. ???

Слышал ли Акакий Акакиевич эти произнесенные роковые для него слова, а если и слышал, произвели ли они на него потрясающее действие, пожалел ли он о горемычной своей жизни, — ничего это не известно, потому что он находился все время в бреду и жару. Явления, одно другого страннее, представлялись ему беспрестанно

Худ. ???

«…то видел он Петровича и заказывал ему сделать шинель с какими-то западнями для воров, которые чудились ему беспрестанно под кроватью, и он поминутно призывал хозяйку вытащить у него одного вора даже из-под одеяла; то спрашивал, зачем висит перед ним старый капот его, что у него есть новая шинель…»

Похороны Акакия Акакиевича. Художник Ю. Игнатьев

«Наконец бедный Акакий Акакиевич испустил дух…Акакия Акакиевича свезли и похоронили. И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимания и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп; существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которое так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…»

Худ. Ю.Игнатьев

По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели: на кошках, на бобрах, на вате, енотовые, лисьи, медвежьи шубы — словом, всякого рода меха и кожи, какие только придумали люди для прикрытия собственной. Один из департаментских чиновников видел своими глазами мертвеца и узнал в нем тотчас Акакия Акакиевича; но это внушило ему, однако же, такой страх, что он бросился бежать со всех ног и оттого не мог хорошенько рассмотреть, а видел только, как тот издали погрозил ему пальцем.

Худ. Н.Аль

Говорил барин с солдатом, стал солдат хвалить свою шинель: — Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в головах положу шинель, и покроюсь шинелью. Стал барин просить солдата продать ему шинель. Вот они за двадцать пять рублей сторговались. Пришел барин домой и говорит жене: — Какую я вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла: постелю шинель, и в головах положу шинель, и оденусь шинелью. Жена стала его бранить:

Ну как же ты будешь спать? И точно, барин постелил шинель, а в головах положить и одеться нечем, да и лежать-то ему жестко. Пошел барин к полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел позвать солдата. Привели солдата. — Что же ты, брат, — говорит командир, — обманул барина? — Никак нет, ваше благородие,- отвечает солдат. Взял солдат шинель, расстелил, голову положил на рукав и накрылся полою. — Куда как хорошо,- говорит,- на шинели после походу спится! Полковой командир похвалил солдата и дал ему еще на чарочку. А барину сказал: — Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!

Русская народная сказка в картинках. Иллюстрации.

Урок 8. «ИВАН — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО».

ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ГЕРОИ СКАЗКИ

Цели деятельности учителя:

учить характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое; раскрыть моральные качества героя; обратить внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную мысль произведения; совершенствовать работу по восприятию и пониманию волшебной героической сказки, формированию навыков пересказа и речи.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

знать

жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки;
уметь

отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные

: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные

: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные

: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные

: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I

. Анализ текста сказки.

Вопросы

1. Понравилась ли сказка?

2. Интересен ли вам Иван — крестьянский сын?

3. Можно ли утверждать, что Иван — сын своего народа, его часть, его защитник? Почему?

4. Каковы, по-вашему, истоки силы героя?

ОБРАЗ ИВАНА

В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.

Вопрос:

Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения.
(«Ну, братцы, заехал мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться.)

Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.

Задание:

Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.

Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз — «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».

Вопрос:

Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Вопрос:

Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?

В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй — проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.

Вопрос:

А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники?

И это художественный прием. С помощью такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.

Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван — герой, защитник.

ОБРАЗ ВРАГА

Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.

Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.

Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.

КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ

Вопросы и задания:

1. Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

2. Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя

.)

3. Какие словосочетания замедляют действие?
(«Долго ли коротко, коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)

4. Приведите примеры постоянных эпитетов.
(Добрый молодец, булатный меч и др.)

Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван — крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».

В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван — простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.

Как можно сформулировать мораль сказки?

Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:

В каком народе живешь, того и обычая держись.

Своя земля и в горсти мила.

Чужая сторона — мачеха, родима сторона — мать.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

На Руси не все караси — есть и ерши.

В чужой монастырь со своим уставом не лезь.

II. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение работ.

Домашнее задание:

чтение и пересказ сказок «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; работа по заданиям «Размышляем о своеобразии сказок о животных», «Размышляем о своеобразии бытовых сказок» (с. 40-46).

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя на дворе был столб, а в этом столбе три кольца: одно золотое, другое серебряное, а третье медное. В одну ночь царю привиделся такой сон: будто у золотого кольца был привязан конь — что́ ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц. Поутру встал он и приказал клич кликать: кто этот сон рассудит и коня того достанет, за того свою дочь отдам и половину царства в придачу. Собралось на царский клич множество князей, бояр и всяких господ; думали-думали — никто не может сна растолковать, никто не берется коня достать.

Наконец доложили царю, что у нищего старичка есть сын Иван, который может сон растолковать и коня достать. Царь приказал призвать его. Призвали Ивана. Спрашивает его царь: «Рассудишь ли ты мой сон и достанешь ли коня?» Иван отвечает: «Расскажи наперед, что за сон и какой тебе конь надобен?» Царь говорит: «В прошлой ночи привиделось мне, будто у золотого кольца на моем дворе был привязан конь — что́ ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц». — «Это не сон, а быль; потому что в прошлую ночь на этом коне приезжал к тебе двенадцатиглавый змей и хотел царевну украсть». — «А можно ли достать этого коня?» Иван отвечает: «Можно — только тогда, как минет мне пятнадцать лет». В то время было Ивану только двенадцать годочков; царь взял его во дворец, кормил и поил до пятнадцати.

Вот как минуло Ивану пятнадцать лет, сказал он царю: «Давай, государь, мне коня, на котором можно б доехать до того места, где змей находится». Царь повел его в конюшни и показал всех своих лошадей; только он не мог ни одной выбрать по своей силе и тяжести: как наложит на которую лошадь свою богатырскую руку, та и упадет. И сказал он царю: «Пусти меня в чистое поле поискать себе под силу коня». Царь его отпустил.

Иван крестьянский сын три года искал, нигде не мог сыскать. Идет со слезами обратно к царю. Попадается ему навстречу старичок и спрашивает: «Что ты, парень, плачешь?» Он ему на спрос грубо отвечал, просто-напросто от себя прогнал; старик молвил: «Смотри, малый, не помяни меня». Иван немного отошел от старика, подумал сам с собою: «За что я старика обидел? Стары люди много знают». Воротился, догнал старика, упал ему в ноги и сказал: «Дедушка, прости меня, со кручины тебя обидел. Я плачу вот о чем: три года ходил я по́ полю по разным табунам — нигде не мог сыскать по себе коня». Старик отвечает: «Поди в такое-то село, там у мужичка на конюшне стоит кобыла, а от той кобылы народился паршивый жеребенок; ты возьми его и выкорми: он тебе будет под силу». Иван поклонился старику и пошел в село.

Приходит к мужику прямо в конюшню, увидал кобылу с паршивым жеребенком и наложил на того жеребенка руку. Жеребенок не прогнулся; он взял его у крестьянина, покормил несколько времени, приехал к царю и рассказал ему, как добыл себе коня. Потом стал собираться в гости к змею. Царь спросил: «Сколько тебе, Иван крестьянский сын, надобно силы?» Отвечает Иван: «На что мне твоя сила? Я один могу достать; разве только для посылок дай человек шесть». Дал ему царь шесть человек; вот они собрались и поехали.

Долго ли, коротко ли они ехали — никому не ведомо; ведомо только то, что приехали они к огненной реке, через реку мост лежит, а кругом реки огромный лес. В том лесу раскинули они шатер, достали разных напитков, начали пить, есть, веселиться. Иван крестьянский сын говорит товарищам: «Давайте, ребята, каждую ночь поочередно караулить: не будет ли кто проезжать через эту реку?» И случилось так: кто ни пойдет из его товарищей караул держать, всякий напьется с вечера пьян и ничего не видит.

Наконец пошел караулить Иван крестьянский сын; смотрит: в самую полночь едет через реку змей о трех головах и подает голос: «Нет мне ни спорщика, ни наговорщика; есть разве один спорщик и наговорщик — Иван крестьянский сын, да и того ворон в пузыре костей не заносил!» Иван крестьянский сын из-под моста выскочил: «Врешь ты! Я здесь». — «А если здесь, то давай поспорим». И выехал змей против Ивана на коне, а Иван выступил пеший, размахнулся своей саблею и срубил змею все три головы, а коня себе взял и привязал у шатра.

На другую ночь Иван крестьянский сын убил шестиглавого змея, на третью ночь — девятиглавого и побросал их в огненную реку. А как пошел караулить на четвертую ночь, то приехал к нему двенадцатиглавый змей и стал говорить гневно: «Кто таков Иван крестьянский сын? Сейчас выходи ко мне! Зачем побил моих сыновей?» Иван крестьянский сын выступил и сказал: «Позволь мне наперед сходить к своему шатру; а после сражаться будем», — «Хорошо, ступай!» Иван побежал к товарищам: «Ну, ребята, вот вам таз, смотрите в него; когда он полон нальется крови, приезжайте ко мне». Воротился и стал против змея, и когда они разошлись и ударились, то Иван с первого раза срубил у змея четыре головы, а сам по колена в землю ушел; во второй раз разошлись — Иван три головы срубил, а сам по́ пояс в землю ушел; в третий раз разошлись — еще три головы отсек, сам по грудь ушел; наконец одну срубил — по шейку ушел. Тогда только вспомянули про него товарищи, посмотрели в таз и увидели, что кровь через край льется; прибежали и срубили у змея последнюю голову, а Ивана из земли вытащили. Иван крестьянский сын взял змеиного коня и увел к шатру.

Вот прошла ночь, настает утро; начали добрые молодцы пить, есть, веселиться. Иван крестьянский сын встал от веселья и сказал своим товарищам: «Вы, ребята, меня подождите!» — а сам оборотился котом, пошел по мосту через огненную реку, пришел в тот дом, где змеи жили, и стал дружиться с тамошними кошками. А в целом доме осталось в живых только сама змеиха да три ее снохи; сидят они в горнице и говорят между собою: «Как бы нам злодея Ивана крестьянского сына сгубить?» Малая сноха говорит: «Куда б ни поехал Иван крестьянский сын, сделаю на пути голод, а сама оборочусь яблоней; как он съест яблочко, сейчас разорвет его!» Средняя сказала: «А я на пути их сделаю жажду и оборочусь колодцем; пусть попробует выпить!» Старшая сказала: «А я наведу сон, а сама сделаюсь кроватью; если Иван крестьянский сын ляжет, то сейчас помрет!» Наконец сама свекровь сказала: «А я разину пасть свою от земли до неба и всех их пожру!» Иван крестьянский сын выслушал все, что они говорили, вышел из горницы, оборотился человеком и пришел к своим товарищам: «Ну, ребята, собирайтесь в путь!»

Собрались, поехали в путь, и в первый раз на пути сделался ужасный голод, так что нечего было перекусить; видят они — стоит яблоня; товарищи Ивановы хотели нарвать яблок, но Иван не велел. «Это, — говорит, — не яблоня!» — и начал ее рубить; из яблони кровь пошла. Во второй раз напала на них жажда; Иван увидал колодец, не велел пить, начал его рубить — из колодца кровь потекла. В третий раз напал на них сон; стоит на дороге кровать, Иван и ее изрубил. Подъезжают они к пасти, разинутой от земли до неба; что делать? Вздумали с разлету через пасть скакать. Никто не мог перескочить; только перескочил один Иван крестьянский сын: вынес его из беды чудесный конь — что́ ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц.

Приехал он к одной реке; у той реки стоит избенка. Тут попадается ему навстречу мужичок сам с пёрст, усы на семь верст и говорит ему: «Отдай мне коня; а коли не отдашь честью, то силой возьму!» Отвечает Иван: «Отойди от меня, покуда тебя конем не раздавил!» Мужичок сам с пёрст, усы на семь верст сшиб его наземь, сел на коня и уехал. Входит Иван в избенку и сильно о коне тужит. В той избенке лежит на печи безногий-безрукий и говорит Ивану: «Послушай, добрый молодец — не знаю, как тебя по имени назвать; зачем ты связывался с ним бороться? Я не этакий был богатырь, как ты; да и то он у меня и руки и ноги отъел!» — «За что?» — «А за то, что я у него на столе хлеб поел!» Иван начал спрашивать, как бы назад коня достать? Говорит ему безногий-безрукий: «Ступай на такую-то реку, сними перевоз, три года перевози, ни с кого денег не бери; разве тогда достанешь!»

Иван крестьянский сын поклонился ему, пошел на реку, снял перевоз и целых три года перевозил безденежно. Однажды случилось ему перевозить трех старичков, они дают ему денег, он не берет. «Скажи, добрый молодец, почему ты денег не берешь?» Он отвечает: «По обещанию». — «По какому?» — «У меня ехидный человек коня отбил; так меня добрые люди научили, чтоб я перевоз снял да три года ни с кого денег не брал». Старички сказали: «Пожалуй, Иван крестьянский сын, мы готовы тебе услужить — твоего коня достать». — «Помогите, родимые!» Старички были не простые люди: это был Студенец, Обжора и колдун. Колдун вышел на́ берег, нарисовал на песке лодку и говорит: «Ну, братцы, видите вы эту лодку?» — «Видим!» — «Садитесь в нее». Сели все четверо в эту лодку. Говорит колдун: «Ну, легкая лодочка, сослужи мне службу, как прежде служила».

Вдруг лодка поднялась по воздуху и мигом, словно стрела, из лука пущенная, привезла их к большой каменистой горе. У той горы дом стоит, а в доме живет сам с пёрст, а усы на семь верст. Послали старики Ивана коня спрашивать. Иван начал коня просить; мужичок сам с пёрст, усы на семь верст сказал ему: «Укради у царя дочь и привези ко мне, тогда отдам коня». Иван сказал про то своим товарищам, и тотчас они его оставили, а сами к царю отправились. Приезжают; царь узнал, зачем они приехали, и приказал слугам баню истопить, докрасна накалить: пусть де задохнутся! После попросил гостей в баню: они поблагодарили и пошли. Колдун велел наперед Студенцу идти. Студенец взошел в баню и прохладил; вот они вымылись, выпарились и пришли к царю. Царь приказал большой обед подавать; множество всяких яств на стол было подано. Обжора принялся и всё поел. Ночью собрались гости потихоньку, украли царевну, привезли к мужичку сам с пёрст, усы на семь верст; царевну ему отдавали, а коня выручали.

Иван крестьянский сын поклонился старичкам, сел на коня и поехал к царю. Ехал-ехал, остановился в чистом поле отдохнуть, разбил шатер и лег спать. Проснулся, хвать — подле него царевна лежит. Он обрадовался, начал ее спрашивать: «Как сюда угодила?» Царевна сказала: «Я оборотилась булавкою да в твой воротник воткнулась». В ту ж минуту оборотилась она опять булавкою; Иван крестьянский сын воткнул ее в воротник и поехал дальше. Приезжает к царю; царь увидал чудного коня, принимает доброго молодца с честью и рассказывает, как у него дочь украли. Иван говорит: «Не горюй, государь! Я ее назад привез». Вышел в другую комнату; царевна оборотилась красной девицей. Иван взял ее за руку и привел к царю. Царь еще больше возрадовался, взял себе коня, а дочь отдал замуж за Ивана крестьянского сына. Иван и поныне живет с молодой женою.

У русского народа много сказок, одна из них — Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо. Как и многие русские народные сказки, данное произведение учит читателя доброте, смелости, ответственности, смекалке, внимательности, трудолюбию, любви к Родине.

Главным героем выступает Иван, самый младший сын родителей. Вместе со своими двумя братьями Иван решает отправиться в путь, к реке Смородине, к калиновому мосту для битвы с Чудом-Юдом. Чудо-юдо – это отрицательный персонаж сказки. Он нападает на русские города и села, сжигая все на своем пути.

Когда герои прибыли на место, они решили каждую ночь, по одному, выходить караулить Чудо-Юдо. Однако старшие братья отнеслись несерьезно к своему делу. Выходя в дозор, каждый из них засыпал крепким сном под кустом.

Младший, здесь, представляется самым ответственным, потому что, не спал, зная, что должен защитить родные земли. Он выходил поджидать злодея, вместо своих спящих родственников. Оказалось, что чудище не одно. Две ночи подряд Иван сражался с ними. В первую ночь с шестьюголовым, во вторую с девятьюголовым. На третью ночь был его черед выходить в караул, он понимал, что если чудо-юдо явится, то будет еще суровее, чем предыдущие. Он дал братьям указания, выпустить коня, когда они услышат свист, но братья опять спали. Иван чуть не погиб, но все же «достучался» до родственников и они отпустили коня на подмогу. Иван одолел чудовище с двенадцатью головами.

После победы Иван проявил бдительность и смекалку, опять-таки в отличие от старших братьев. Он подошел к жилищу злодеев и подслушал разговор жен и матери, благодаря этому герои смогли избежать гибели по дороге домой.

Любовь к труду русского народа описывается в начале и конце сказки. В начале, сказатель говорит о том, что герои живут, не ленятся и трудятся с утра до ночи, в конце сказки, снова упоминается о том, что герои пашут землю и сажают пшеницу.
Такие герои, как Иван, необходимы в нашей жизни. Мужество, отвага — главные качества характера каждого мужчины. Дети, прочитавшие сказку, должны ровняться на Ивана, именно такие персонажи необходимо превращать в кумиров. И, конечно, очень важная мысль – добро, которое побеждает зло.

Сочинение для 5 класса.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова (рассуждение по рассказу Куприна Куст сирени)

    Читая известное произведение знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна «Куст сирени» вы сможете окунуться мир настоящей и преданной любви, которая делает людей по-настоящему счастливыми

  • Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинение

    Знаменитый русский писатель Чехов Антон Павлович уже очень и очень давно считается одним из признанных мастеров отечественной литературы, которые способны объединить в своих произведениях мягкий лиризм, человеческую любовь и привязанность

  • На даний час на Землі проживає приблизно сім мільярдів людей. Вони вчаться, працюють, дружать. Але часто можна почути таке словосполучення як «справжня людина». Що ж означає цей вислів?

  • Критика о романе Капитанская дочка Пушкина и отзывы современников

    Сама публикация романа в журнале «Современник» не вызвала интереса со стороны критиков. Ни один журнал или газета, издаваемые в Санкт-Петербурге и Москве, никак не прокомментировали новое произведение Пушкина.

  • Анализ повести Платонова Сокровенный человек

    Произведение относится к художественной прозе писателя, посвященной событиям, происходящим в период революции и гражданской войны, раскрывающих образы простых русских людей.

Русские народные сказки — это один из видов фольклорной прозы, который составляет значительную часть от всего народного устного творчества древней Руси. Сказки являются важной частью русской культуры и по праву могут считаться национальным достоянием.

Некоторые сказки относительно просты и понятны даже маленьким детям, например, «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и другие. Другие произведения имеют более сложный сюжет — к ним относится в том числе и сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Краткий сюжет

Как и многие сказки русского народа, это произведение начинается традиционными словами «в некотором царстве, в некотором государстве…». Одними из второстепенных персонажей являются старик и старуха.

Главный герой — младший из трех их сыновей по имени Иванушка. Иван со своими братьями трудился на пашне и засевал хлеб, пока на его родину не напало Чудо-Юдо. Втроем братья решили сразиться с чудовищем и поехали на реку Смородину.

Дальнейший сюжет развивается так, что, вопреки ожиданиям, Иванушка в одиночку побеждает Чудо-Юдо, а также трех его жен и мать, желавших отомстить. После этого Иван возвращается домой. Сказка заканчивается словами «стали они жить да поживать…». В данном случае — «землю пахать да хлеб сеять».

Вопросы, которые можно составить к сказке

  1. Сколько детей было у старика и старухи и как звали младшего из них?
  2. Чем занимались братья до битвы с Чудом-Юдом?
  3. Как Чудо-Юдо хотело истребить людей и захватить царство?
  4. Кого братья встретили на пути к реке Смородине?
  5. Как Чудо-Юдо почувствовало присутствие Ивана?
  6. Что Иван приказал братьям перед битвой с чудовищем?
  7. Почему головы Чуда-Юда отрастали вновь, несмотря на то что Иван срубал их мечом?
  8. Как хотели отомстить жены и мать Чуда-Юда?

Характеристика Ивана — крестьянского сына

Задание написать характеристику одного из героев на уроках литературы может быть как самостоятельным, так и быть дополнительным заданием при написании сочинения или анализа сказки.

Так как в сказке не уделяется много внимания внешности персонажей, основную часть характеристики Ивана — крестьянского сына составляет описание характера и внутренних качеств.

2064875

Именем Иванушка в русских народных сказках зовут глупых персонажей, от которых остальные не ожидают ничего особенного. Но, вопреки ожиданиям, Иван оказывается самым умным, храбрым и ответственным из всех трех братьев. Он не побоялся вступить в бой с Чудом-Юдом, а во время битвы, помимо храбрости и отваги, проявил находчивость и смекалку, что помогло ему победить.

Разделы:


Литература

Цель:
через анализ образа главного героя
воспитывать чувство патриотизма, высокие
нравственные устои и эстетические ценности
учащихся.

  • Образовательная: вырабатывать умение
    перерабатывать текст с целью нахождения
    фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы,
    выделять важную информацию.
  • Развивающая: способствовать формированию
    коммуникативной и исследовательской
    компетентности пятиклассников, обогащать
    словарный запас учащихся, развивать умение
    овладевать художественными образами,
    выразительными свойствами языка.
  • Воспитательная: воспитывать чувство
    патриотизма, высоких нравственных устоев на
    примере главного героя Ивана – крестьянского
    сына.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: беседа с элементами
практической работы

Оборудование: компьютер,экран,
мультимедийный проектор, технологическая карта (приложение 2)
, учебник под ред.
В.Я.Коровиной.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

— “Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем
лучше мы будем знать прошлое, темлегче, тем более
глубоко поймем великое значение творимогонами
настоящего”, — говорил М.Горький. (Слайд 1
)

Как вы, ребята, понимаете данное высказывание
писателя?

(Из фольклорных произведений мы узнаем о
событиях седой старины, о хозяйственной
деятельности и семейной жизни наших предков, о
том, как они воевали, защищая родную землю,
обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем
боролись
)

Передаваясь из поколения в поколение, сказки
претерпевали изменения, достигали необычайной
выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и
диалогов, лишних описаний. Народ все продумал.
Добро всегда торжествует в сказке, зло –
наказывается.

Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” —
сказка волшебная,но чем же она отличается от
других волшебных сказок?

Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот
вопрос.

Запишите тему урока в рабочие тетради. (Слайд
2
)

II. Анализ текста сказки

Понравилась ли вам сказка? Почему?

Кто из героев понравился больше? Почему?

Какое известие опечалило жителей некоторого
государства?

Кто из братьев собирается на защиту земли
русской в самом начале сказки? — Найдите этот
эпизод в сказке

(Старшие братья (стр. 29)“Не горюйте, батюшка и
матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться
насмерть. А чтобы вам одним дома не тосковать,
пусть с вами Иванушка
остается, молод онеще,
чтоб на бой идти”)

Только Иванушка не согласился с этим решением,
и старики не стали отговаривать, вот и
отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю
русскую защищать. Взяли братья мечи булатные,
взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых
коней и поехали. (Слайд 3
)

Ехали они, ехали и приехали в какую-то
деревню.Какая картина представилась братьям?

(Все повыжжено, поломано, ни одной живой души
нет. Только избушка одна стоит, да ита еле
держится)

Как старушка отреагировала на решение братьев
сражаться со злодеем?

(За дело взялись.Значит, не напрасно покинули
они землю родную))

Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту.
Что же это за мост такой?

(Сообщение заранее подготовленного учащегося
)
(Слайд 4
)

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной,
разделяющей мир живых
и мир мёртвых
. Мост,
являющийся границей, охраняется Трёхглавым
Змеем
. Именно по этому мосту души переходят в
царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи,
богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в
лице различных змеев).

Существует множество былин и легенд, по сюжету
которых на Калиновом мосту происходит
единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем,
что является олицетворением битвы добра и зла.

Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое
решение принимают?

Кто оказывается самым организованным?

(Самым бдительным оказывается Иван.“Ну,
братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко
всему прислушиваться да приглядываться”)

Можем ли мы говорить о том, что все братья
проявили себя здесь как настоящие защитники
Родины?

Как ведет себя в дозоре старший брат?

Как ведет средний брат?

Почему же Иван берет всю ответственность на
себя?

(Иван понялбесполезность участия братьев в
походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом)

Как проходят все бои? Как проявили себя братья
в дозоре?

Задание по группам:

Прочитайте, как описывается появление чуда о
шести, девяти, двенадцати головах

Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее.
Во время его появления воды на реке
заволновались, орлы раскричались, а в третий раз
– “сыра земля всколебалась, воды в реке
заволновались, буйны ветры завыли” (Слайд 5,6,7-
по ответам групп
)

Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?

(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во второй – проявил находчивость, храбрость;

В третий раз Иван решителен, неудержим.)

Какие черты Ивана – крестьянского сына
раскрываются перед боем, во время боя, после него?

(Заполнение таблицы в технологической карте)

(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет
решимость не остаться дома, а идти на бой со
старшими братьями;

во время боёв он проявляет храбрость и
упорство, мужество и бесстрашие;

после побед он не хвастается перед братьями,
а просит их поддержать его во времятретьего боя.
Качество, которое проявил Иван, отправившись
утром к змеевым палатам, можно назвать
бдительностью, осторожностью. Он узнает о
замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот
вооружен”, -гласит народная мудрость.)

(Слайд 8
)

Изображая нарастающую с каждым разом
опасность, автор подчеркивает серьезность
ситуации для героя. Это сделано не случайно
,
это специальный прием, используя который, автор
показывает смелость, храбрость неустрашимость
Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение
к защитнику своей земли.

Значит, это не просто волшебная сказка, это
сказка с героическим содержанием

Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько
значений имеет это слово?

(Два значения:

  1. Герой – это действующее лицо, персонаж
    художественного произведения.
  2. Герой – человек, совершивший героический
    поступок”) (Слайд 9)

Проследите по тексту, как называют Ивана –
крестьянского сына в начале, в середине и в конце
сказки? (Слайд 10, часть1
)

(В начале сказки братья называют младшего
Иванушкой, старушка в деревнеговорит братьям
“Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его
Иван- крестьянский сын”

В середине сказки сказитель называет героя
Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном.
Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно
маленьких, младших. Обращение “Иван” —
уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже
на обращение по имени и отчеству (в старину
говорили – Иван Петров сын”) Обращение по имени
отчеству надо было заслужить. (Слайд 10, часть 2
)

А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны
такие помощники?

(И это художественный прием. С помощью такого
противопоставления на фоне спесивых
бездельников ярко показан простой и скромный

победитель. А ведь вначале братья не хотели брать
Ивана с собой. На самом же деле все наоборот:
братья бесполезны, а Иван — герой, защитник.)

А как народ показывает нам врага? Почему
называет его не просто Змей Горыныч, а чудо-юдо
поганое)

(Он посягает на чужую землю, приносит горе и
страдание народу
)

Композиция сказки. Особенности.

Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

Как в этой сказке проявляется цифра три?

(Три боя, три брата, три раза бросал
предметы-пощники в избушку братьев, три жены, три
испытания)

Какие словосочетания замедляют действие?

(долго ли коротко ли ехали) (Слайд 11)

Соедините слова в словосочетания.
(Работа
в тетради)

Эпитет – художественное определение,
которое подчеркивает важные для автора качества,
свойства, особенности изображаемого предмета,
явления, события. (Слайд 12)

Эпитет, прочно закрепленный за одним предметом,
называется постоянным
(Слайд 13)

IV. Обощение

Чем заканчивается сказка?

(“А Иван – крестьянский сын с братьями
вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить
поживать, поле пахать да пшеницу сеять”) (Слайд 14)

В чем необычность концовки сказки?

(В этих словах олицетворена мечта людей о
свободной, спокойной жизни, мирном труде.Иван –
простой человек, народный герой, патриот, имеющий
честь совесть, любящий свою Родину)

Как можно сформулировать мораль сказки?

(Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю,
туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа
остановить нельзя. В образе Ивана соединились
все лучшие силы русской земли, это и помогло
победить врага)

Игра “Собери пословицу” (Соединение частей
пословиц в технологической карте)

Соберите пословицы, с помощью которых можно
выразить основную мораль сказки.

  • В каком народе живешь, того и обычая держись.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Чужая сторона – мачеха, родимая сторона – мать.
  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  • На Руси не все караси — есть и ерши.
  • В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
    (Слайд 16)

Игра “Интервью с литературным героем” (Слайд
17)

Если бы вам в реальной жизни пришлось
встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что
бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?

А чтобы он ответил на этот вопрос?

V. Домашнее задание
(Слайд 18)


  • Записать интервью с литературным героем сказки
    “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”.

  • Отзыв о сказке спящая царевна жуковский 5 класс кратко
  • Отзыв о сказке ашик кериб 4 класс письменно
  • Отзыв о сказке ашик кериб 4 класс короткий
  • Отзыв о сказке белая уточка 3 класс литературное чтение
  • Отзыв о сказке калиф аист