Отзыв о сказке русалочка андерсена 4 класс

Сказки андерсена давно стали классикой детской литературы и прочно вошли в школьное чтение. они являются неотъемлемой частью школьного литературного канона

Сказки
Андерсена давно стали классикой детской литературы и прочно вошли в школьное
чтение. Они являются неотъемлемой частью школьного литературного канона 20-21
веков. Об этом свидетельствуют результаты проведенного нами анализа учебников
по литературному чтению трёх УМК начальной школы: «Школа России», «Начальная
школа
XXI века» и «Перспектива». Целью анализа было
изучение литературоведческого анализа произведений Г.Х. Андерсена в
учебной программе для школьников младших классов.

Прежде
всего были установлены произведения Г.Х. Андерсена, включенные в курс
литературного чтения в указанных УМК. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица
1. Произведения Г.Х Андерсена, изучаемые в УМК начальной школы

УМК «Начальная школа XXI века»

(Ефросинина Л.А.)

УМК «Школа России»

(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.)

УМК «Перспектива»

(Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.)

1 класс

2 класс

«Пятеро из одного стручка»

«Елка» (самостоятельное чтение)

«Стойкий оловянный солдатик» (самостоятельное чтение)

«Принцесса на горошине»

3 класс

«Снеговик» (в сокращении)

«Гадкий утенок»

4 класс

«Дикие лебеди» (в сокращении)

«Дети года»

(стихотворение)

«Русалочка»

«Дикие лебеди»

(в сокращении)

«Пятеро из одного стручка»

«Чайник»

В
ходе анализа УМК были сделаны следующие выводы.

1.
В 1 классе в анализируемых УМК творчество Г.Х. Андерсена не изучается;

2.
По программам УМК «Начальная школа XXI века» и УМК «Школа России» дети изучают
творчество Г.Х. Андерсена на протяжении 3-х лет. Причем «Начальная школа XXI
века» предлагает 6 сказок, а «Школа России» — 3 (по одной в год). В УМК
«Перспектива» сказки Андерсена представлены только в учебнике по литературному
чтению за 4 класс (3 сказки).

3.
В программу по литературному чтению УМК «Начальная школа
XXI века» включено больше сказок Г.Х. Андерсена, чем в программы остальных
УМК, однако учебные часы выделяются только на 3 сказки, как и в других
программах (сказки «Елка» и «Стойкий оловянный солдатик» рекомендованы для
самостоятельного чтения).

4.
Многие известные произведения Г.Х. Андерсена, такие как «Дюймовочка», «Новое
платье короля», «Снежная королева», не включены в школьную программу. Возможно,
в связи с их значительным объемом или с возможными трудностями в пересказе
содержания («Новое платье короля»).

5.
Примечательно, что сказки Андерсена, рекомендованные к чтению анализируемыми
программами обучения, абсолютно различны (совпадают только сказки «Пятеро из
одного стручка» и «Дикие лебеди» — в УМК «Начальная школа XXI века» и
«Перспектива»), тем интереснее логика подбора произведений Г.Х Андерсена в
каждой программе начальной школы.

УМК
«Начальная школа XXI века» предлагает ребятам для чтения во втором классе
сказки «Елка», «Пятеро из одного стручка» и «Стойкий оловянный солдатик».
«Пятеро из одного стручка» учит детей тому, что в жизни надо приносить пользу.
Сказка «Елка» предлагает им не столько стремиться в неизвестное будущее,
сколько обратить внимание на то, что окружает их сейчас и радоваться каждому
моменту своей жизни. Сказка о стойком оловянном солдатике показывает детям, что
такое любовь, честь и верность и что надо оставаться хорошим человеком,
несмотря ни на что и не ожидая за это наград. В третьем классе детям
предлагается познакомиться со сказкой «Снеговик», смысл которой заключается в
том, что за своими мечтами можно не увидеть того, что есть рядом, и пропустить
всю свою жизнь. В учебник по литературному чтению для четвертого класса
включены сказка «Дикие лебеди» и стихотворение «Дети года». Сказка «Дикие
лебеди» показывает детям пример стойкости и настойчивости в достижении своей цели.

В
целом можно сделать вывод, что сказки Андерсена в УМК «Начальная школа XXI
века» очень разноплановы и предлагают детям задуматься над тем, как жить, как
относиться к окружающим, чему радоваться и к чему стремиться.

В
УМК «Школа России» во 2 классе детям предлагается познакомиться со сказкой
«Принцесса на горошине». Основная идея сказки
состоит в том, что нельзя судить о человеке по внешности – его суть
раскрывается в его поведении, его отношении к определенным вещам. Примерно
такая же мысль выражается в сказке «Гадкий утенок», включенной в учебник для
3-го класса, но эта сказка глубже, чем «Принцесса на горошине», по ее прочтении
можно сделать для себя еще много полезных выводов. В учебнике 4 класса мы
находим сказку «Русалочка», воспевающую самопожертвенность во имя любимого
человека, всепрощение и доброту. Можно заметить, что подбор сказок,
предлагаемых в УМК «Школа России», имеет строгую логику: от простого к
сложному; от интереса
через сочувствие к восхищению. Но все три сказки, по сути,
проводят похожие идеи и направлены преимущественно на социализацию ребенка:
люди разные, говорят они, не обижай отличающегося от тебя; учись смотреть не на
внешность, а на то, что в душе человека, и будь добр ко всем людям, несмотря на
их отношение к тебе.

В УМК «Перспектива» творчество Андерсена представлено
также тремя сказками, но изучается оно только в 4 классе. Дети читают сказки
«Дикие лебеди», «Пятеро из одного стручка» и «Чайник». Все три сказки, несмотря
на их различия (одна волшебная и две бытовых; разный тип повествования: от
автора или от лица главного персонажа), говорят о том, что жизнь имеет
ценность, только когда ты нужен кому-то.

Таким образом, творчество Андерсена в УМК «Начальная
школа
XXI
века» тематически представлено более многопланово, чем в других УМК, но,
думается, глубоко проникнуть в суть всех представленных в программе сказок дети
(особенно во втором классе) не смогут. Думается, что подход к изучению сказок
Г.Х Андерсена, представленный в УМК «Школа России», наиболее разумен, чем в других
УМК: произведения писателя изучаются на протяжении 3-х классов, как уже
говорилось выше, от простого к сложному и подбор сказок направлен
преимущественно на социализацию ребенка.

Комплексное рассмотрение произведений датского
сказочника в 4 классе в УМК «Перспектива» также видится вполне логичным, но, по
нашему мнению, такой подход несколько обделяет учащихся на протяжении первых
лет обучения в начальной школе. Сказки Ганса Христиана Андерсена – это истории,
которые учат маленьких читателей доброте, состраданию, воспитывают твердость
духа, умение противостоять невзгодам. По словам писателя, нет сказок лучше тех,
которые создает сама жизнь. В своих произведениях он умно и тонко помогает
увидеть красоту обыденных вещей, воспитывает такие качества, как честность,
храбрость. Поэтому изучение его сказок должно быть в школьной программе младших
классов, и не одно произведение, а комплекс похожих между собой сказок, чтобы
показать детям со всех сторон то нравственное качество, которое нужно
воспитать. Изучать творчество Г.Х. Андерсена нужно на протяжении всех лет
обучения в начальной школе.

6.
Различное распределение сказок Г.Х Андерсена в программах литературного чтения
начальной школы определило и разные приемы литературоведческого анализа,
используемые в работе на уроке.

В.И.
Влащенко в своей статье «Исследовательская работа учителя и учеников на уроках
чтения» на примере методической разработки урока по сказке Г.Х. Андерсена
«Стойкий оловянный солдатик» показывает, что изучение сказок в начальной школе
должно осуществляться «с помощью тщательно продуманной системы вопросов,
направленных на активизацию работы души и ума, ведущих читателя-ребёнка к
осмыслению своих чувств, от подсознательного понимания через анализ текста к
осознанному открытию нравственно-духовного смысла произведения» [Влащенко
1999].

Для
более успешного усвоения нравственных норм сказок Г.Х. Андерсена
исследователями рекомендуется применение на уроках литературного чтения в
начальной школе следующих приемов и форм работы:

·      
Составление плана произведения. Сказки Г.Х
Андерсена имеют достаточно большой объем, что осложняет их восприятие учащимися
младших классов. Поэтому составление четкого плана произведения, безусловно,
будет способствовать более успешному анализу, пересказу и осмыслению детьми
нравственной составляющей сказки.

·      
Чтение по ролям. Помогает лучше раскрыть характеры
персонажей и прочувствовать эмоциональный фон сказки, а также развивает навыки
выразительного чтения.

·      
Определение особенностей композиции сказки.
Повышает сознательность восприятия сказки учащимися.

·      
«Словесное рисование». Способствует выявлению
характерных черт персонажей и, соответственно, позволяет детям быстрее
определить нравственный посыл произведения.

·      
Составление диафильма. Развивает творческое
мышление, способствует восприятию содержания текста и облегчает его осмысление.

·      
Использование методов критического мышления
(составление синквейна, кластера; метод «Фишбоун» (Рыбий скелет); метод
«Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)» и др.).

Многие
из отмеченных выше приемов применяются в процессе литературоведческого анализа
сказок Г.Х. Андерсена в изучаемых нами УМК начальной школы.

Рассмотрим
методику литературоведческого анализа сказок в каждом УМК.

Прежде
всего необходимо отметить, что во всех учебно-методических комплектах тексты
сказок Андерсена сопровождаются красочными иллюстрациями, позволяющими детям
проникнуться атмосферой сказки, представить ее персонажей (см. Рис. 1; Рис. 2).

image001

Рис. 1. Иллюстрация к сказке «Принцесса на горошине» в учебнике по
литературному чтению УМК «Школа России» (2 кл.)

image002

Рис. 2. Иллюстрация к сказке «Дикие лебеди» в учебнике по литературному
чтению УМК
«Начальная школа XXI века» (4 кл.)

Как
уже отмечалось выше, в учебно-методическом комплексе «Начальная школа XXI века»
две сказки Андерсена («Елка» и «Стойкий оловянный солдатик») выделены для
самостоятельного чтения. Для рассмотрения на уроке предлагаются сказки «Пятеро
из одного стручка» (2 класс),
«Снеговик»
(в сокращении) (3 класс) и «Дикие лебеди» (в сокращении)

(4 класс). Вопросы для анализа сказки
«Снеговик» в учебнике не представлены и требуют от учителя специальной,
тщательной подготовки к уроку.

Методика анализа сказки «Пятеро
из одного стручка» вполне стандартна и предполагает поиск в тексте ответов на
заданные вопросы («1. О чем мечтали горошины? Какие слова говорили
горошины, улетая в широкий мир? Найди и прочитай. 2. Чему радовалась больная
девочка? Как ее мать ухаживала за горошком? Найди ответ в тексте. 3*. Что стало
с другими горошинами? Расскажи или прочитай»
). Для 2-го класса это
правильная методика, поскольку дети только учатся пересказывать текст. Затем
следует вопрос, связанный с усвоением учащимися соответствующих
литературоведческих терминов («Это литературная или народная сказка?»),
и завершает работу над текстом сказки творческое коммуникативное задание: «Подготовь
рассказ о горошине, которая тебе понравилась».
Основная идея сказки на
уроке, судя по вопросам, не формулируется.

В
четвертом классе при изучении сказки «Дикие лебеди» работа над текстом
усложняется. Дети должны понять символику названия произведения («Подумайте,
почему Х.-К. Андерсен так озаглавил эту сказку»
), установить композиционное
своеобразие произведения и дать характеристику героям («2. Как начинается
сказка? Какими представляет автор принцев и Элизу? Прочитайте. 3. Какими вы
представляете героев сказки? Опишите или нарисуйте на альбомном листе. 4.
Перечитайте каждую часть и озаглавьте»
). Используются коммуникативные и
творческие задания: «Перескажите ту часть, которая вам понравилась»;
«Назовите положительных и отрицательных героев сказки. Подготовьте об одном из
них рассказ».

В
учебно-методическом комплексе «Школа России» изучение творчества Андерсена
начинается тоже во втором классе, но со сказки «Принцесса на горошине». Перед
чтением текста сказки предполагается проведение предварительной словарной
работы: непонятные для детского восприятия слова выделены в тексте ярким цветом
(см. Рис. 3), толкование их значений дается в общем словарике в конце учебника.
Вопросы к сказке наводят детей на понимание идеи сказки (внешность обманчива,
человека надо оценивать по характеру, по воспитанию): «1. Как выглядела
принцесса, которая постучалась в ворота? Опиши ее. 2. В какой момент все
поняли, что принцесса настоящая? 3. Как ты думаешь, в каких ситуациях можно
употребить выражение «принцесса на горошине»? Приведи примеры. 4. Составьте с
другом несколько диалогов на эту тему».
Как видим, каждый вопрос
сопровождается коммуникативным заданием: составить рассказ-описание, привести
примеры из собственного опыта, составить диалог.

image003

Рис. 3. Отрывок из сказки «Принцесса на горошине» в учебнике по
литературному чтению УМК «Школа России» (2 кл.)

Аналогично
строится работа с текстом сказки «Гадкий утенок» в учебнике за 3 класс: «1. Представь
то место, где утка высиживала своих утят. Опиши его по памяти. 2. Почему утенок
сбежал с птичьего двора? Расскажи о его приключениях. 3. Найди в тексте
описание красивых, чудесных птиц, нарисуй словесную картинку к этому эпизоду»
.
Однако литературоведческий анализ углубляется: появляются вопросы, направленные
на развитие эмоциональной сферы учащихся («4. Расскажи, когда ты
сочувствуешь утенку, переживаешь за него, а когда радуешься»),
образного и
логического мышления («Сделай иллюстрации к тексту, чтобы они помогли
передать содержание сказки подробно»; «Расскажи, как жилось гадкому утенку
среди уток и как – среди лебедей»
– логическая операция сравнения; «Как
ты думаешь, почему Г.-Х. Андерсен назвал свою сказку «Гадкий утенок»? Кого мы
обычно так называем?»
– логическая операция обобщения). Очень важно, чтобы
в сознании ребенка закрепилось не только представление об отдельно взятой
сказке, но и о ее месте в творчестве писателя. На решение этой задачи
направлены вопросы: «Вспомни, что ты знаешь о великом сказочнике
Г.-Х. Андерсене. Где и когда он жил? Какие сказки Г.-Х. Андерсена ты читал
раньше? Расскажи одну из них».

В
учебнике за 4 класс УМК «Школа России» представлена сказка Г.Х.Андерсена
«Русалочка». Вопросы к тексту направлены на формирование у учащихся самых
разных коммуникативных умений и навыков: выражение собственного мнения («1.
Можно ли сказать, что сказка Г.-Х. Андерсена о любви? Выскажи свое мнение».
);
аргументация собственной позиции («2. Почему русалочка решила проститься со
своей подводной жизнью и стать человеком? Виноват ли кто-нибудь в том, что ее
мечты не
сбылись?
Объясни свою точку зрения. 3. Как ты относишься к героине? А как автор
относится к ней? Почему? Приведи примеры из текста»
);
устное сочинение (4. Самостоятельно составь рассказ о русалочке по плану:
где жила русалочка, какой она была, какая история с ней произошла, как я
отношусь к ее поступку)
; составление плана (5. Раздели текст на части,
составь план. Запиши его в «Рабочую тетрадь»)
; включение произведения в
контекст творчества писателя (6. Найди в библиотеке книгу сказок Г.-Х.
Андерсена. Какие другие произведения ты читал или хотел бы прочитать? Составь
список. Запиши его в «Рабочую тетрадь»
).

Таким
образом, в работе с текстами Г.Х Андерсена в УМК «Школа России» наблюдается
постепенное углубление литературоведческого анализа, а также расширение и
усложнение коммуникативных заданий.

В
учебно-методическом комплексе «Перспектива» учащиеся знакомятся с творчеством
Г.Х. Андерсена только в 4 классе. Поэтому литературоведческий анализ
произведений строится на основе разнообразных и достаточно сложных заданий.
Изучаются три сказки Г.Х. Андерсена: «Дикие лебеди», «Пятеро из одного
стручка» и «Чайник».

В
послетекстовых вопросах к сказкам «Дикие лебеди» и «Пятеро из одного стручка»
детям предлагается определить и охарактеризовать героев: «<…>
прочитайте до конца сказку «Дикие лебеди». О чем и о ком рассказывается в ней?»

(«Дикие лебеди»); «Кого мы можем назвать героем сказки? Только ли девочку и
ее мать? Объясните свое мнение»; «Какие горошины, по мнению Андерсена, были
самыми замечательными? Как считаете вы?»
(«Пятеро из одного стручка»). При
характеристике персонажей дети учатся выражать свое мнение. В вопросах по обеим
сказкам детям предлагается также сформулировать «суть сказки».
Формируются навыки выразительного чтения.

При
изучении сказки «Пятеро из одного стручка» внимание детей концентрируется на
приеме иносказания («Посмотрите на людей вокруг и попробуйте применить смысл
сказки к ним»)
. Сказка «Чайник» сопровождается творческим заданием на
реализацию этого приема:  «Придумайте, подражая Андерсену, свою историю о
каком-нибудь предмете. Расскажите ее в форме сказки. Представьте, что предмет
ожил. Подумайте, как он будет выглядеть, что говорить, какие события будут с
ним происходить. Какими чертами характера вы наделите предмет?».

Параллельно повторяются другие литературоведческие понятия: «Какие
особенности сказок вы используете (зачин, троекратные повторы, развитие
действия, концовка, сказочные устойчивые выражения, волшебные превращения)?»

Изучение
сказки «Дикие лебеди» также сопровождается творческим заданием коммуникативного
плана: «Напишите отзыв в «Творческой тетради», используя план». На
следующей после текста сказки странице дан план написания отзыва (см. Рис. 4),
по которому учащиеся пишут отзыв. Вопросы имеют воспитательный характер,
направлены на выявление нравственных аспектов: «в чем мудрость сказки?», «чему
она научила?» и т.д.

image004

Рис. 4. План написания отзыва в
учебнике литературного чтения УМК «Перспектива» (4 кл.)

Интересное
задание коммуникативного типа предлагается после чтения сказки «Пятеро из
одного стручка»: «Попробуйте с друзьями сделать пьесу по этой сказке. Не
забудьте использовать мимику, жесты и интонацию».

Проведенный
анализ учебных программ и учебно-методических пособий по литературному чтению
дает возможность выделения следующих особенностей изучения сказок Г.Х.
Андерсена в начальной школе:

·      
Представленные в программах произведения Г.Х.
Андерсена различаются, как и их количество.

·      
Биография автора на уроках литературного чтения не
изучается. Представляется, однако, что биография при изучении творчества
Г.Х. Андерсена важна, т.к. его сказки – это отражение его жизни, некоторые
герои его сказок – это олицетворение самого Андерсена;

·             
К произведениям предлагаются комплексы различных
вопросов и заданий, помогающих раскрытию основной идеи произведения и
способствующих развитию творческого мышления. Можно выделить несколько групп
вопросов:

o          
вопросы, направленные на выявление основного
замысла произведения, его проблемы: «О чем эта сказка?», «Почему автор так
назвал сказку?», «Какое главное событие сказки?»;

o          
вопросы на воспроизведение содержания: «Что стало с
другими горошинами? Расскажи или прочитай», «В какой момент все поняли, что
принцесса настоящая?», «Представь то место, где утка высиживала своих утят.
Опиши его по памяти»;

o              
вопросы, связанные с образом героя: «Как автор
говорит о каждом месяце, какие слова подбирает для этого?», «Как выглядела
принцесса, которая постучалась в ворота? Опиши ее», «Как ты относишься к
героине? А как автор относится к ней? Почему?»;

o              
вопросы, направленные на развитие творческого
мышления: «Перечитайте каждую часть и озаглавьте»,
«Составьте с другом несколько диалогов на эту тему», «Напишите отзыв в «Творческой тетради», используя план», «Придумайте,
подражая Андерсену, свою историю о каком-нибудь предмете».

·             
Не все учебно-методические комплекты достаточно
полно раскрывают авторскую идею произведений и целесообразно используют
потенциал сказок Андерсена для литературного развития учащихся. В УМК
«Начальная школа XXI века» задания, направленные на литературоведческий анализ,
во втором классе охватывают только композицию произведения, а смысл сказки
остается невыясненным; в 4 классе к композиционному добавляется анализ образной
системы, выявляется смысл произведения, но акцентирования на его нравственном
посыле не делается (нет творческих заданий). В УМК «Школа России» литературоведческие
задания усложняются в зависимости от уровня развития младшего школьника, но они
достаточно стандартны, а подобранные сказки несколько односторонне раскрывают
тему нравственности. В УМК «Перспектива» изучение творчества Г.Х. Андерсена
представлено только в четвертом классе и литературоведческие задания хотя и
сложные, но интересные, творческие, способствующие тому, чтобы дети поняли
смысл произведений. Однако творчество Андерсена представлено, по сути, в конце
курса литературного чтения для начальной школы, тогда как знакомство с
произведениями этого писателя у детей происходит гораздо раньше

На
наш взгляд, произведения Г.Х. Андерсена должны изучаться на протяжении всего
курса литературного чтения для начальной школы (как в УМК «Школа России»), с постепенным
усложнением литературоведческого анализа и с применением разнообразных приемов,
нацеленных на развитие творческого мышления учащихся (как в УМК «Перспектива»).

ВЫВОДЫ

Сказки
Андерсена давно и прочно вошли в практику уроков литературы в школе. В
начальной школе изучение сказок Андерсена зависит от программы, по которой
учатся школьники.

По
итогам анализа программ можно сделать вывод, что творчество Г.Х. Андерсена в
начальной школе изучается не достаточно широко. Работа над сказками Андерсена
позволяет использовать разные виды заданий, направленных на развитие
коммуникативной и литературоведческой компетенций учащегося, а также на
развитие его творческого мышления.

Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 4 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 104-115.

1. Обсуди с другом, какие произведения мы относим к зарубежной литературе. Запиши.

К зарубежной литературе мы относим все произведения иностранных авторов.

2. Прочитай аннотации к произведениям зарубежных писателей. Знаешь ли ты эти произведения?

Вписываем слова: 

1 аннотация: «Питер Пен», «Питер Пен», «Капитан Крюк».

2. аннотация: «Малыш и Карлсон», «Малыш», «Малыш», «Малыш и Карлсон».

3. Рассмотри список. Какие произведения зарубежных писателей ты уже прочитал?

Я прочитала: Киплинг «Рикки-тикки-тави», Твен «Приключения Тома Сойера», Барри «Питер Пен», Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями», Баум «Чудесная страна Оз».

4. Какие произведения зарубежных писателей тебе больше всего понравились?

Мне очень понравилась повесть американского писателя Марка Твена «Приключения Тома Сойера». В ней много приключений, много юмора и всё хорошо кончается.

5. Найди в тематическом каталоге раздел «Зарубежные писатели». Составь список книг, которые тебе захотелось прочитать».

Мне хотелось бы прочитать: 

Пройслер О. «Маленький водяной».

Верн Ж. «Дети капитана Гранта».

Дюма А. «Три мушкетёра».

Стивенсон Р. «Остров сокровищ».

Купер Ф. «Последний из могикан».

Поттер Б. «Сказка о кролике Питере».

Милн. А. «Винни Пух и все, все, все».

Льюис К. «Лев, колдунья и платяной шкаф».

6. Вспомни на какие моменты следует обратить при написании аннотации (основные события, тема, герои, отношение). Напиши аннотацию к произведению зарубежной литературы, которое тебе нравится.

Аннотация на повесть М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Героем этой увлекательной повести является обычный американский мальчик, двенадцатилетний сорванец, постоянно попадающий в отчаянные ситуации.

Множество приключений ожидает неугомонного Тома, но он всегда выходит победителем, ведь рядом с ним верный друг — Геккельбери Финн.

Вместе ребята распутывают странное преступление и находят клад. И часто рядом с Томом оказывается его первая любовь, маленькая красавица Бекки Тэтчер, ради которой мальчик готов на любые сумасбродства.

7. Прочитай полное название книги Свифта. Какую информацию о Гулливере ты узнал из названия?

Я узнала, что героя зовут Лемюэль Гулливер, он был хирургом, а потом стал капитан. И он побывал в отдалённых странах мира.

8. О какой истории идёт речь в этом произведении? Определи опорные слова. Запиши содержание текста кратко.

В этой истории рассказывается о путешествии Гулливера в страну лилипутов.

Опорные слова: верёвочки, крошечный человечек, гекина дегуль, выдернул колышки, стрелы, молоточки, человек в плаще, корзины с едой, бочки, заснул.

Краткое содержание текста: Гулливер приходит в себя на берегу. Он связан. Герой видит маленьких человечков, которые храбро угрожают ему луками и копьями. Гулливер просит есть и его кормят и усыпляют.

9. Выпиши из текста слова, при помощи которых автору удаётся показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном.

Перед носом стоит человечек, три пальца ростом, взобралось четыре десятка человечков, хлеб величиной с горошину, жареные цыплята меньше мухи, бочки со стакан.

10. Обсуди с другом, как бы мог о своём приключении рассказать сам Гулливер. Составь и запиши план.

Пример пересказа приключения от лица Гулливера можно прочитать, перейдя по ссылке. Там же записан план такого рассказа.

11. Составь рассказ о жизни и творчестве Ганса Христиана Андерсена. Запиши план своего рассказа.

Пример рассказа о жизни и творчестве Андерсена можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Найди в библиотеке книгу сказок Андерсена. Какие произведения ты прочитал?

Я читала сказки «Русалочка», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок».

13. Какие произведения ты хотел бы прочитать?

Я хочу прочитать сказки «Дикие лебеди», «Огниво», «Снежная королева».

14. Раздели текст сказки «Русалочка» на части, составь план.

План пересказа сказки «Русалочка» для 4 класса

  1. Жизнь в подводном дворце.
  2. Спасение принца.
  3. Тоска Русалочки.
  4. У морской ведьмы.
  5. Превращение в человека и встреча с принцем.
  6. Принц любит другую.
  7. Кинжал морской ведьмы.
  8. Русалочка превращается в пену.

15. Выпиши из текста слова, помогающие увидеть красоту подводного мира, в котором жила Русалочка.

Опорные слова: лепестки васильков, чистое стекло, деревья, цветы, рыбы, стены из кораллов, окна из янтаря, раковины с жемчужинами,

16. На основе выписанных опорных слов расскажи о подводном мире. Какой текст у тебя получился?

У меня получился текст-описание.

Пример рассказа о подводном мире Русалочки для 4 класса

Русалочка жила в удивительном подводном мире. 

Вода там была синей, как лепестки васильков и прозрачной, как чистое стекло. Всюду росли невиданные деревья и цветы, сновали разнообразные рыбы.

На дне стоял чудесный дворец, стены которого были сложены кораллами, а окна сделаны из янтаря. Крыша дворца была из ракушек, которые раскрывали свои раковины, а в них сверкали изумительные жемчужины.

17. Перечитай в сказке описание бури. Выпиши опорные слова, которые помогают увидеть бурю.

Опорные слова: загудело и заворчало, всё выше волны, засверкали молнии, чёрными горами, стонал и трещал.

18. Прочитай описание бури в былине «Садко». Подчеркни слова, которые помогают увидеть бурю.

Подчеркиваем слова: Волной-то бьёт, паруса-то рвёт, ломает, не идут с места.

18. Сравни, чем различаются описания бури.

В былине буря показана через её воздействие на корабль (бьёт, рвёт, ломает). Это олицетворение.

У Андерсена для описания бури больше использовано средств художественной выразительности: эпитеты (огромными, чёрными, высоченными), сравнения (словно лебедь), метафоры (вздымались горами), олицетворения (разбушевавшемуся морю).

19. Сравни главного героя сказки «Русалочка» и героя русской народной волшебной сказки. Отметь общие черты. Сделай вывод.

Возьмём для сравнения русскую сказку «Иван Царевич и серый волк»

+ Герои — младшие дети.

+ Есть связь с волшебным миром у Русалочки, с животными у Ивана Царевича.

+ Имеют волшебного помощника — ведьму и волка.

+ Умны и красивы.

+ Добры и храбры.

— Иван Царевич победил, Русалочка погибла.

Герои русских сказок и сказки Андерсена похожи во многом, они младшие дети, живут в волшебном мире, имеют помощников, умны и добры. Но герои русских сказок всегда побеждают зло, а Русалочка погибла. 

20. Придумай другой конец сказки. Запиши.

Другой конец сказки «Русалочка» для 4 класса.

Русалочка не смогла убить принца и выбросила нож в море. В тот же миг колдовство морской ведьмы утратило силу. Своей жертвой Русалочка разрушила чары ведьмы. И она почувствовала, что снова может говорить, а её ноги становятся прекрасным хвостом.

Русалочка засмеялась и бросилась в море.

— Прощай, любимый! — крикнула она. — Мы ещё встретимся!

Принц проснулся и растерянно посмотрел в волны. Там уже никого не было, но он узнал голос той, что спасла его в роковую ночь. Он оглянулся на молодую жену и опустил голову. Его сердце ныло от осознания совершённой ошибки.

— Как же я мог не узнать тебя! — потерянно прошептал он. — Я потерял своё счастье!

21. Как ты относишься к Тому Сойеру? Какое у тебя сложилось впечатление о нём?

Том Сойер остроумный сирота двенадцати лет, которого воспитывает тётя Полли.

Он показался мне решительным и настойчивым, привыкшим добиваться своего. Том пошёл на наказание, чтобы быть рядом с Бекки, девочкой, которая ему очень нравилась. И он сумел понравиться Бекки.

Том интересный мальчик, смелый и обаятельный. Мне он очень нравится.

22. Напиши ассоциации к слову Рождество.

Ассоциации: праздник, зима, ёлка, подарки, звезда, веселье, смех, радость.

23. Какие чувства у тебя вызывает праздник Рождества?

Праздник Рождества несёт радость, счастье. Это очень весёлый праздник, на нём нет места грусти. Всё счастливы, всем дарят подарки, зажигается ёлочка и все танцуют.

24. Какое впечатление произвела на девочку рождественская история? Запиши свои мысли.

Эта история произвела на девочку огромное впечатление, она показалась ей чудом. И это чудо девочка запомнила на всю жизнь.

25. Ты прочитал произведения раздела «Зарубежная литература». Что ты узнал нового, чему научился, что вызывает у тебя трудности.

Я могу: пересказывать интересные эпизоды от лица героев; составлять рассказ о герое и высказывать своё отношение к нему; составлять отзыв; пользоваться списком рекомендаций для выбора книг.

26. Прочитай текст «Том украдкой посещает родной дом». Раздели текст на части. Подчеркни опорные слова. О чём самом главном говорится в каждой части? Составь план и запиши его.

27. Перескажи текст, используя опорные слова.

Пример пересказа текста «Том украдкой посещает родной дом по опорным словам можно посмотреть, перейдя по ссылке.

28. Прочитай текст «Издатель к читателю». Определи слова, которые рассказывают о герое. Какую главную черту характера Гулливера описывает автор? Найди подтверждение в тексте. Нравится ли тебе эта черта характера?

О герое рассказывают слова: обстоятелен, правдивостью.

Главная черта характера Гулливера: правдивость. Про него говорят: «Это так же верно, кк если бы это сказал мистер Гулливер».

Мне нравится правдивость. Я сама стараюсь быть честной и никогда не обманывать.

29. Запиши, о каких путешествиях Гулливера идёт речь.

Речь идёт о путешествиях в Лилипутию, в страну Великанов и прочие страны.

30. Выскажи своё мнение о герое произведения Свифта.

Мне кажется, что Гулливер находчивый, смелый, любит рисковать. Он умный, много знает и умеет. Он любит Родину, но стремится испытать что-то новое и поэтому много путешествует.

31. Обратись к содержанию учебника. С какими произведениями зарубежной литературы ты познакомился? Запиши, какие другие произведения ты читал.

Я познакомилась с романом «Путешествия Гулливера», сказкой «Русалочка», повестью «Приключения Тома Сойера», рассказами «В Назарете» и «Святая ночь».

Я читала много сказок Андерсена, Перро, братьев Гримм. Читала книгу Барри «Питер Пен», сказку «Волшебная страна Оз» и многое другое.

32. Напиши отзыв на прочитанное произведение. Сначала вспомни, как писать отзыв и дополни план.

Отзыв на книгу «Питер Пэн» и план отзыва можно посмотреть, перейдя по ссылке. 

33. Подготовьте презентацию к разделу «Зарубежная литература». Выберите тему:

«Выставка книг», «Любимые авторы», «Герои иностранных книг», «Любимое произведение».

Составьте план презентации.

План проведения презентации по указанным темам можно посмотреть, перейдя по ссылке. 

1

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 169

Размышляем о прочитанном

1. Кто главный герой произведения «Заколдованное место»?

Главный герой рассказа дед Максим.

2. Верите ли вы в то, что это случилось на самом деле? Что вам кажется фантастическим, что реальным?

Мне не верится, что всё описанное автором могло произойти на самом деле.

Он правдиво описал образ жизни казаков, но фантастическим мне показалось перемещение деда на заколдованное место и описание нечистой силы, там им встреченной.

3. Постарайтесь пересказать быль близко к тексту, передавая особенности речи персонажей.

Пересказ рассказа «Заколдованное место» для 5 класса.

Рассказчику Фоме было тогда лет 11 и он был дурень. Любил баловать. Однажды отец мальчика уехал в Крым продавать табак. Дома остались мать, дед, да три брата.

Однажды к ним приехали чумаки. Дед встретил много знакомых и обрадовался. Он угощал чумаков дынями, называл их собачьими детьми и звал танцевать. Потом дед сам решил показать, как надо танцевать, и пошёл вывёртывать ногами.

Но возле грядки с огурцами у него перестал получаться сложный вихорь. Дед заругался, помянул сатану, и вдруг оказался в пустом месте. Он увидел вдали лес, голубятню, гумно и наткнулся на дорожку. Чуть в стороне, на могиле, горела свеча. Дед понял, что там спрятан клад. Он пометил могилку и пошёл домой, так как не было у него с собой ни заступа, ни лопаты.

На другой день дед взял инструмент и пошёл искать могилку. Но никак не мог найти нужное место. Если было видно голубятню, исчезало гумно, и наоборот. Начался дождь и дед, ругаясь страшными словами, вернулся домой.

На другой день он ходил по баштану, прикрывая арбузы, вновь вступил на проклятое место и ударил в сердцах заступом. И опять оказался в поле. Он быстро нашёл нужную могилу и начал обкапывать камень, лежавший на ней.

Откинув камень, дед решил перекурить, и тут кто- рядом так сильно чихнул, что забрызгал деда. Тот оглянулся, но вокруг не было никого. Дед стал копать могилу и вскоре вырыл котел.

— А, голубчик, вот ты где! — воскликнул дед.

А эти его слова тут же повторили птичий нос, баранья голова и медведь.

Деду стало страшно. Вокруг стояла ночь, не было видно ни звёзд, ни месяца. А из-за горы, что нависла над дедом, мигала харя красными очами.

Дед бросился было прочь, но оглянулся и увидел, что всё стихло. Он вернулся и с большим трудом вытащил котёл. Схватив его, дед бросился бежать со всех ног.

А на хуторе его уже потеряли. Мать вышла во двор и увидела, как над забором плывёт кухва. Она решила, что то балуют хлопцы, и вылила туда горячие помои.

С криком выскочил обожжённый дед. А в котле нашёлся лишь сор и грязь. С тех пор заклял дед внуков верить чёрту.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художника Клодта к этому произведению. Так ли вы представляли себе заколдованное место? Попробуйте сами нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию к этому рассказу.

Я не совсем так представляла себе заколдованное место, как его изобразил художник. Мне оно кажется более страшным.

Устное описание заколдованного места для 5 класса

Это кусок поля возле тёмного леса. Возле узкой тропинки стоит могильный холм, на нём горит свеча. Огромный камень лежит рядом с могилой, а дед орудует заступом.

Небо черно, нет ни звёзд, ни месяца, вокруг чёрные провалы. В могиле виден котёл. На котле сидит птичий нос. На макушке дерева сидит баранья голова. Из лесу выглядывает медведь. Перед могилой огромная гора. В ней раскрыты огромные алые провалы глаз. Кажется, она сейчас схватит маленького деда и сожрёт за милую душу.

Фонохрестоматия Гоголь «Страшная месть»

1. Прислушайтесь к голосу актёра, читающего описание Днепра. Стихи это или проза? Как меняется интонация актёра, эмоциональная окраска голоса с изменением состояния Днепра, о котором повествует Гоголь?

Описание Днепра написано прозой, но его можно назвать стихотворением в прозе.

В этом описании нет рифмы, зато присутствует протяжный ритм, делающий чтение почти пением.

Автор использует в описании много литературных приёмов, характерных для стихотворения: эпитеты, сравнения, олицетворения.

Актёр красиво выделяет интонацией разные моменты описания. В начале его голос добродушный, восторженный, он любуется спокойными прибрежными водами.

Описывая середину реки, актёр добавляет в голос почтения, восхищения, уважения силой и величием Днепра.

Описывая ночной Днепр, актер словно рассказывает сказку, ведь этот отрывок напоминает её. Чего стоит рассказ о звёздах, удерживаемых Днепром, как стариком-великаном.

Описывая непогоду, голос актёра тревожно дрожит, тон повышается. Он пытается передать, как может быть страшен рассерженный старый Днепр.

2. Почему ощущение тревоги, передаваемое актёром, достигает наивысшей точки перед словами «и вышел из неё колдун»?

Появлению колдуна предшествует описание бушующего Днепра. Актёр нагнетает тревогу, говоря, что никто не решается плыть по реке в такую погоду. Он заставляет слушателя переживать о том, кто же в лодке, гадать, грозит ли путнику опасность.

Тревога, вызванная ощущением тайны, нарастает. Это кульминация эпизода.

Но появление колдуна разрушает тайну, исчезает тревога слушателя. За колдуна нет смысла волноваться и тревожиться.

3. Прочитайте повесть «Страшная месть».

Прочитать краткое содержание повести «Страшная месть», можно перейдя по ссылке.

AVvXsEirHtIkN6atY617g9Fks8nO olS0MQCsPXrYl833SH15ng6jF18H BxQbbBjWcLAodqvqRQB9OkiyRwUNikeAnAgCmyyC9ITR2bDkgHnI58aWnR3vPHwy9mDaRrSA4nW4Jn9HDy9rLYWmuvADXg38DMg2DBJjnY0bN8cAxLoEoZkDI5p5y LTOIJ3Pg4w=w400 h276

Перейти к контенту

Сказки для детей

Сказки для детей > Внеклассное чтение 4 класс

Список сказок и рассказов:

  1. 4

    Лучшее Алексей Толстой — Иван-царевич и серый волк

  2. 78

    Лучшее Антон Чехов — Белолобый

  3. 59

    Лучшее Антон Чехов — Мальчики

  4. 114

    Лучшее Всеволод Гаршин — О жабе и розе

  5. 304

    Лучшее Константин Паустовский — Заячьи лапы

  6. 206

    Лучшее Михаил Зощенко — Ёлка

  7. 51

    Лучшее Михаил Зощенко — Самое главное

  8. 37

    Лучшее Борис Житков — Про обезьянку

  9. 141

    Лучшее Борис Житков — Как я ловил человечков

  10. 43

    Лучшее Борис Житков — Пудя

  11. 93

    Лучшее Виктор Драгунский — Друг детства

  12. 59

    Лучшее Виктор Драгунский — Что любит Мишка

  13. 2

    Лучшее Садко (Былина)

  14. 62

    Лучшее Виталий Бианки — Чей нос лучше

  15. 23

    Лучшее Редьярд Киплинг — Рикки Тикки Тави

  16. 100

    Лучшее Павел Бажов — Голубая змейка

  17. 10

    Лучшее Павел Бажов — Хозяйка медной горы

  18. 22

    Лучшее Ганс Христиан Андерсен — Русалочка

  19. 8

    Лучшее Ганс Христиан Андерсен — Соловей

  20. 61

    Лучшее Ганс Христиан Андерсен — Дикие лебеди

  21. 392

    Лучшее Дмитрий Мамин-Сибиряк — Серая шейка

  22. 34

    Лучшее Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про храброго зайца

  23. 150

    Лучшее Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Комара Комаровича

  24. 1

    Лучшее Вольга и Микула Селянинович (Былина)

  25. 36

    Лучшее Добрыня Никитич и Змей Горыныч (Былина)

  26. 26

    Лучшее Антон Чехов — Беглец

  27. 69

    Лучшее Антоний Погорельский — Черная курица, или Подземные жители

  28. 141

    Лучшее Георгий Скребицкий — Кот Иваныч

  29. 100

    Лучшее Леонид Пантелеев — Честное слово

  30. 64

    Лучшее Иван Тургенев — Муму

  31. 82

    Лучшее Александр Куприн — Барбос и Жулька

  32. 82

    Лучшее Александр Куприн — Белый пудель

  33. 18

    Лучшее Александр Куприн — Слон

  34. 3

    Бой на Калиновом мосту

  35. 44

    Борис Житков — Про слона

  36. 28

    Борис Житков — Беспризорная кошка

  37. 16

    Аркадий Гайдар — Поход

  38. 1

    Виктор Драгунский — Пожар во флигеле, или подвиг во льдах

  39. 7

    Виктор Драгунский — Сестра моя Ксения

  40. 22

    Михаил Пришвин — Изобретатель

  41. 17

    Михаил Пришвин — Гаечки

  42. 9

    Михаил Пришвин — Лесной хозяин

  43. Хитрая наука

  44. 50

    Константин Паустовский — Жильцы старого дома

  45. 11

    Виталий Бианки — Анюткина утка

  46. 1

    Виталий Бианки — Заяц, косач, медведь и Дед Мороз

  47. 5

    Виталий Бианки — Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать

  48. 8

    Виталий Бианки — Чьи это ноги

  49. 7

    Константин Ушинский — Дети в роще

  50. 15

    Константин Ушинский — Ветер и солнце

  51. Алексей Толстой — Петух и жерновки

  52. 12

    Лев Толстой — Лгун (Басня)

  53. Лев Толстой — Уж

  54. 3

    Лев Толстой — Белка и волк

  55. 7

    Лев Толстой — Лев и мышь (Басня)

  56. 3

    Лев Толстой — Отец и сыновья (Басня)

  57. 6

    Лев Толстой — Как мужик гусей делил

  58. 3

    Лев Толстой — Два брата

  59. 6

    Ганс Христиан Андерсен — Оле-Лукойе

  60. 11

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Воробья Воробеича

  61. 4

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказочка про Воронушку

  62. 9

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка о том, как жила-была последняя Муха

  63. 1

    Андрей Некрасов — Приключения капитана Врунгеля

  64. 3

    Алексей Толстой — Сказка о молодильных яблоках и живой воде

  65. 2

    Лев Толстой — Собака и её тень (Басня)

  66. 3

    Лев Толстой — Кавказский пленник

  67. 4

    Илья Муромец: Болезнь и исцеление Ильи

  68. 3

    Изгнание Адама и Евы из рая

  69. Притча о сеятеле

  70. Притча о блудном сыне

  71. Притча о Фарисее и Мытаре

  72. Притча о злых виноградарях

  73. Рождение и воспитание Геракла

  74. 6

    Дедал и Икар (Миф)

  75. Орфей и Эвридика (Миф)

  76. 5

    Андрей Платонов — Никита

  77. 1

    Андрей Платонов — Еще мама

  78. 14

    Виктор Гюго — Козетта

  79. 2

    Виктор Гюго — Гаврош

  80. Николай Лесков — Неразменный рубль

  81. 7

    Дмитрий Григорович — Гуттаперчевый мальчик

  82. 3

    Алексей Толстой — Сугробы

  83. 2

    Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком

  84. Лев Толстой — Пожар

  85. Лев Толстой — Орел

  86. Лев Толстой — Как мальчик рассказывал о том, как его в лесу застала гроза

  87. 1

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Приемыш

  88. 1

    Виктор Астафьев — Белогрудка

  89. Рувим Фраерман — Девочка с камнем

  90. 1

    Владимир Солоухин — Ножичек с костяной ручкой

  91. 2

    Лев Толстой — Два товарища (Басня)

  92. Лев Толстой — Старый дед и внучек (Басня)

  93. 1

    Владимир Железников — История с Азбукой

  94. Владимир Даль — У тебя у самого свой ум

  95. Ксения Драгунская — Лекарство от послушности

  96. Анатолий Алексин — Самый счастливый день

  97. Лев Толстой — Стрекоза и муравьи (Басня)

  98. Лев Толстой — Ворон и лисица (Басня)

  99. Лев Толстой — Муравей и голубка (Басня)

  100. Лев Толстой — Осел и лошадь (Басня)

  101. Лев Толстой — Русак

  102. Лев Толстой — Царский сын и его товарищи

  103. Фёдор Кнорре — Солёный пёс

  104. 2

    Иван Шмелев — Русская песня

  105. 41

    Георгий Скребицкий — Пушок

  106. 28

    Константин Паустовский — Прощание с летом

  107. 2

    Константин Паустовский — Сказочник (Христиан Андерсен)

  108. 10

    Михаил Зощенко — Приключения обезьяны

  109. Михаил Зощенко — Бедный Федя

  110. Михаил Пришвин — Сухостойное дерево

  111. Михаил Пришвин — Ястреб и жаворонок

  112. 2

    Ирина Пивоварова — Барышни Люси

  113. 8

    Ирина Пивоварова — Секретики

  114. 6

    Ирина Пивоварова — Как меня учили музыке

  115. 1

    Ирина Пивоварова — Селиверстов не парень, а золото

  116. Саша Черный — Счастливый карп

  117. 1

    Виктор Астафьев — Бабушка с малиной

  118. Александра Ишимова — История России в рассказах для детей

  119. Константин Ушинский — Бодливая корова

  120. 57

    Константин Ушинский — Сумка почтальона

  121. Юрий Сотник — Учитель плавания

  122. 6

    Юрий Сотник — Гадюка

  123. 9

    Виктор Голявкин — Путешественник

  124. 10

    Валентина Осеева — Почему

  125. 17

    Валентина Осеева — В классе

  126. 9

    Виталий Бианки — Плавунчик

  127. 4

    Борис Житков — Мышкин

  128. 2

    Антон Чехов — Спать хочется

  129. Лев Толстой — Пётр Первый и мужик

  130. Александр Раскин — Как папа выбирал профессию

  131. Саша Черный — Дневник фокса Микки

  132. 1

    Александр Куприн — Бедный принц

  133. Александр Куприн — Четверо нищих

Отзывы: 4

  1. Лола

    а что комментариев нет?

    Ответить

  2. Наталья

    Хорошая ссылка советую

    Ответить

  3. юлия

    мне очень понравилось рассказы интересные

    Ответить

  4. А

    Мы это читали в классе

    Ответить

Добавить комментарий

Внеклассное чтение 4 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Конспект внеурочного занятия по продвижению книги и чтения «Живые страницы»

Пояснительная записка.

Актуальность:

Безусловно, детям 21 века, читают очень мало, а как известно, что все маленькие дети любят сказки. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребёнка. С самых ранних лет мы знакомим ребёнка с различными сказками, в первую очередь мы их знакомим с русскими народными сказками. Следом за народными сказками, мы их начинаем знакомить с авторскими сказами русских и зарубежных писателей. Дети становятся старше, а интерес к сказкам не уменьшается.

Я считаю, что знакомство детей, с творчеством Г. Х. Андерсена необходимо для них, так как его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно высшая международная премия, за лучшую детскую книгу, носит его имя — это «Золотая медаль Ганса — Христиана Андерсена», которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.

Именно поэтому я решила остановить свой выбор на его творчестве. Ведь сказки Андерсена не только яркие, волшебные, интересные, но и очень глубокие. Они учат детей добру, милосердию, состраданию, не теряться перед трудностями, знать истинную цену вещей.

1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия:

обучающиеся начальных классов, 8-10 лет.

2. Цель, задачи и планируемые результаты внеурочного занятия:

Цель: Сформировать у учащихся знания о писателях-сказочниках; развивать логическое мышление, быстроту реакции, зрительное и слуховое внимание, память и речь учащихся, навыки осмысленного чтения, любовь к чтению; популяризировать детскую литературу среди учащихся.

Задачи:

  • развитие важнейших нравственных качеств, чувств, уважение к старшим, труду, обществу; скромность, честность, добросовестность;

  • выработка эталонов поведения;

  • формирование волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, упорства, воли к победе;

  • формирование чувства гуманности, выражающихся осознанным сопереживанием, отношением к человеку, как к основной ценности;

  • развитие интереса к художественной книге.

3. Оборудование: видеопроектор, презентация, выставка книг «Волшебрая страна Г. – Х. Андерсена»

4. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора:

Форма проведения: литературная гостиная. Литературная гостиная – это гибкая форма организованного общения. Привлекательность её состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя различные формы и атрибуты.

5. Место проведения: библиотека или учебный класс.

6. Описание этапа подготовки и проведения мероприятия:

Предварительная знакомство со сказками Г.-Х. Андерсена на уроках чтения. Предварительная беседа и рассказ о жизни и творчестве сказочника, разговор с детьми (Какие сказки Андерсена вам запомнились и почему? Кого из своих героев любит сказочник и почему? Кому сочувствует? Чем восхищается? С кем из героев сказок вы бы хотели подружиться и почему?).

7. Планируемые результаты:

— наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям

— умение высказывать свою точку зрения по поводу прочитанной сказки; выражать отношение к поступкам персонажей.

— учиться переносить смысл сказки на конкретную жизненную ситуацию, связанную с поведением людей.

— обсуждать прочитанное в паре, группе, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.

— формировать действия контроля и оценки.

Путешествие-игра

«По сказкам Г.-Х. Андерсена»

Дети заранее разбиваются на две команды, выбирают названия команд (например, «Оле-Лукойе» и «Дюймовочка»), капитанов.

Конкурс «Сказка начинается… А как называется?»

Вопросы команде «Оле-Лукойе»

  1. «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь». (Дикие лебеди)

  2. «Шел солдат по дороге. Раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел домой с войны. На дороге встретилась ему ведьма». («Огниво»)

Вопросы команде «Дюймовочка»

  1. «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное так и выпирало, делалось еще гаже». («Снежная королева»)

  2. «Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя принцессу. Но только настоящую…». («Принцесса на горошине»)

Подведение итогов конкурса. (В этом и последующих конкурсах команды за каждый правильный ответ получают по одному баллу.)

Конкурс «Угадай героя сказки!»

Вопросы команде «Оле-Лукойе»

  1. Он испачкал себе лицо черной и бурой краской, нахлобучил шапку и постучался в императорский дворец. «Здравствуй, император! – сказал он. – Не найдется ли у вас при дворе какой-нибудь должности для меня?» (Принц из сказки «Свинопас»)

  2. Он добыл счастье с помощью собак. (Солдат из сказки «Огниво»)

  3. Они требовали для своей работы тончайшего шелку и чистого золота. Все это они прятали в свои карманы и продолжали сидеть за пустыми станками… (Обманщики из сказки «Новый наряд короля»)

  4. Кто носил богатую бархатную очень красивую шубу? Он был такой важный, толстый, ученый… (Крот из сказки «Дюймовочка»)

  5. Он пошел в самую большую гостиницу, нанял себе самые лучшие комнаты и приказал подать свои любимые кушанья – ведь он теперь был богачом. (Солдат из сказки «Огниво»)

  6. Он важно шел во главе процессии под роскошным балдахином, а люди говорили: «Ах, наряд короля бесподобен! А шлейф-то какой красивый! А камзол-то как чудно сидит!». Кто этот нарядный герой? (Голый король из сказки «Новый наряд короля»)

Вопросы команде «Дюймовочка»

  1. Немая лесная красавица стала королевской невестой и спасла своих братьев. (Элиза из сказки «Дикие лебеди»)

  2. Она не могла заснуть на 20 тюфяках и 20 перинах, так как под ними лежала горошина (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)

  3. На ней была юбочка из тонкого битиста, на плечах – голубой шарф, а на груди – блестящая брошка. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки… (Танцовщица, хозяйка игрушечного дворца, из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)

  4. Она была так прелестна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни тепла, ни красоты. (Снежная Королева из одноименной сказки)

  5. Она расцарапала себе грудь; в котел закапала черная кровь, и скоро стали подниматься клубы пара, принимавшие причудливые формы, что просто страх брал. (Морская ведьма из сказки «Русалочка»)

  6. Тарелка с водой была для нее целым озером, и она плавала по этому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке. Вместо весел у нее были два конских волоса. (Дюймовочка из одноименной сказки)

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Кто и кому говорит?»

Вопросы команде «Оле-Лукойе»

  1. «Пустяки! Только не капризничай! А то я укушу тебя – видишь, какие у меня острые зубы?» (Мышь – Дюймовочке)

  2. «Лежи же смирно, не то я пырну тебя ножом!» (Разбойница – Герде)

  3. «Умеешь ли ты выгибать спинку? Мурлыкать и испускать искры? Нет? Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!» (Кот – Гадкому утенку)

  4. «Ишь какая славненькая, жирненькая! Жирненькая, что твой барашек! Ну-ка, какова на вкус будет?» Кто и про кого так говорил? (Старуха-разбойница – Герде)

Вопросы команде «Дюймовочка»

  1. «Ты должна заплатить мне за помощь. И я недешево возьму. У тебя чудный голосок, и им ты думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне» (Ведьма – Русалочке)

  2. «Паспорт есть? Давай паспорт!» (Крыса – Оловянному солдатику)

  3. «У нее только две ножки! Жалко смотреть! У нее нет усиков! Какая у нее тонкая талия. Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво!» Про кого так судачат жучки-барышни? (Про Дюймовочку)

  4. Они прыгали и хлопали в ладоши: «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты. Как интересно!» Кто так радуется? (Фрейлины из сказки «Свинопас»)

Подведение итогов конкурса

Конкурс «Из какой сказки эти вещи?»

Задание. Определить, в какую сказку нужно отдать вещи, которые находятся в рюкзаке Кая и корзинке Герды.

(Отвечает команда, капитан которой первый поднимет руку.)

Вещи в рюкзаке Кая:

  1. Большой нож… Им можно вспороть брюхо большущей рыбы… («Стойкий оловянный солдатик»)

  2. Вещь, которую охраняли три волшебные собаки под старым деревом. («Огниво»)

  3. Большие ножницы и игла без нитки – да и зачем нитка, если шить-то нечего! Обманули портные короля… («Новый наряд короля»)

  4. Чудесный музыкальный горшочек, увешанный бубенцами. («Свинопас»)

  5. Веревка – ею нужно обвязываться, чтобы спуститься в дупло. («Огниво»)

  6. Бумажный кораблик. («Стойкий оловянный солдатик»)

  7. Хорошенькая фарфоровая пастушка. («Пастух и трубочист»)

  8. Длинный острый нож, его кто-то клал себе под подушку («Снежная королева»)

Вещи в корзинке Герды:

  1. Чашка с речным песком – ее получили дети вместо пирожных. («Дикие лебеди»)

  2. Скорлупка ореха, которая служила колыбельной для маленькой девочки. («Дюймовочка»)

  3. Маленький красивый мешочек с греневой крупой, но как жаль: он с дыркой – крупа сыплется… («Огниво»)

  4. Синий клетчатый передник, на него нужно посадить собаку. («Огниво»)

  5. Зеленый листочек с дырочкой – вместо игрушки – сквозь дырочку смотрела девочка на солнце… («Дикие лебеди»)

  6. Шелковая ленточка, за которую привязывали певчую птичку. («Соловей»)

  7. Книжка с картинками, за которую было отдано полкоролевства. («Дикие лебеди»)

  8. Бусы из ракушек и морской цветок. («Русалочка»)

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Гонка за лидером»

В течении минуты команды (по очереди) должны дать правильные ответы на как можно большее количество вопросов.

Вопросы команде «Оле-Лукойе»

  1. Кто посмел сказать королю, что он голый? (Ребенок)

  2. Что выросло из зернышка, которое посадили в цветочный горшочек? (Цветок, на котором сидела Дюймовочка)

  3. В какой сказке цветы устраивали балы и танцевали? («Цветы маленькой Иды»)

  4. На чем плавала Дюймовочка по таралке с водой? (На лепестке тюльпана)

  5. Какое слово складывал Кай из льдинок? (Вечность)

  6. Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (У него была одна нога)

  7. Какой птице помогала Дюймовочка, а та потом помогла ей? (Ласточка)

  8. Какие подарки послал бедный принц для привередливой принцессы? (Розу и соловья)

  9. Как звали сестру одиннадцати братьев? (Элиза)

  10. Сказка, название которой начинается и заканчивается на одну и ту же согласную букву. («Свинопас»)

  11. Кому и за что пожаловал император свою золотую туфлю на шею? (Соловью за чудесное пение)

  12. Кто охранял сундуки с медью, серебром и золотом? (Собаки)

  13. Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)

  14. В какую страну увезла Снежная королева Кая? (В Лапландию)

  15. Кому было присвоено особое звание: «Первый певец императорского ночного столика с левой стороны»? (Искусственному соловью)

Вопросы команде «Дюймовочка»

  1. Кто помог спастись Дюймовочке от крота? (Ласточка)

  2. Что помогло определить в вымокшей незнакомке принцессу? (Горошина)

  3. В какой сказке розы не только умели расказывать сказку, но и помогли главной героине вспомнить, куда она шла? («Снежная королева»)

  4. Чем натерла злая королева Элизу так, что она стала совсем коричневой? (Соком грецкого ореха)

  5. Какой сказочник носил с собой два зонтика? (Оле-Лукойе)

  6. Чем занималась Дюймовочка в доме у мыши? (Убирала комнаты и рассказывала сказки)

  7. Кому принадлежали новые красные бамачки – прелесные башмачки, которые хозяйка решила подарить реке? (Герде)

  8. Птица, в которую превратился гадкий утенок? (Лебедь)

  9. Как звали друга Герды? (Кай)

  10. А эта сказка начинается и заканчивается одной и той же гласной буквой. (Огниво)

  11. Кто был сыном стаой оловянной ложки? (Оловянный солдатик)

  12. Кто так говорил: «Ко-акс, ко-акс, брехке-ке-кекс!»? (Сын жабы)

  13. Героиня какой сказки превращается в морскую пену? («Русалочка»)

  14. В какую страну прилетел купеческий сын в сундуке? (В сундуке)

  15. Чем наградил король обманщиков? (Рыцарским крестом в петлицу и пожаловал им звание придворных ткачей)

Подведение итогов конкурса. Награжение победителей и участников.

Список используемых источников

  1. Андерсен Г.-Х. Сказки.

  2. https://nukadeti.ru/skazki/gans_khristian_andersen

  3. https://сказки-андерсена.рф

  4. https://videouroki.net/blog/khans-kristian-andersen.html

Заключение

Подводя итоги, хочется отметить следующее, что данная игра помогла детям лучше узнать сказки Ганса Христиана Андерсена. Дети с большим удовольствием знакомились со сказками, изучали их и воплощали в творчестве.

  • Мероприятие показало, что дети стали настоящими знатоками сказок Андерсена.

  • Повысился интерес к чтению вообще и к сказкам в частности. Ребята просили читать сказки других авторов.

  • Надо сказать, что и отношения между детьми стали мягче и добрее.

Объясняя свои поступки, они вспоминают героев Андерсена и хотят (или не хотят) быть на них похожими. Так из сказки «Стойкий оловянный солдатик», дети узнали о преданности, верности, любви, храбрости и благородстве. Он не испугался ни наглой крысы, требующей с него пошлины, ни зубастой, грязной рыбы, ни страшного путешествия в ее животе. Больше того: он с той же непоколебимой твердостью погибнет со своей любимой – бумажной балериной — в огнедышащей пасти пылающей печи. Оловянный солдатик погибнет, но не изменит своему долгу, ибо стойкость – главное качество его натуры. Детям стало понятно, что герои сказок «Дюймовочка», «Снежная Королева» обычно добиваются счастья, и добиваются его благодаря присущей им мудрости, доброты и мужества, а не с помощью волшебных сил. До ребят была донесена мысль, не удивляйтесь, что в облике этих героев всегда проглядывается лицо простого человека, словно бы вышедшего из повседневной жизни. Недаром сам Андерсен вполне серьезно уверял, что «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь»…

  По окончании мероприятия дети стали узнавать сказки Андерсена, называют их героев, передают содержание; дети пытаются давать оценку поступкам, стали добрее и терпимее друг к другу; интерес к чтению возрос.

7

  • Отзыв о сказке пушкина о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс
  • Отзыв о сказке работник емельян и пустой барабан 5 класс
  • Отзыв о сказке по щучьему велению 3 класс написать
  • Отзыв о сказке о рыбаке и рыбке 5 класс пушкина кратко и понятно
  • Отзыв о сказке о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс по плану