Отзыв о сказке о царе берендее жуковского

Кгу школа гимназия имени аль-фарабинаименование организации образованиякраткосрочный поурочный планжизнь и творчество в.а. жуковского. в.а. жуковский сказка о царе

КГУ «Школа – гимназия имени
аль-Фараби»

(наименование организации образования)
Краткосрочный
(поурочный) план

Жизнь и творчество В.А. Жуковского. В.А.
Жуковский » Сказка о царе Берендее…»

(тема урока)

Раздел

Литературная поэтическая сказка

Ф.И.О (при его наличии) педагога

Балтабаева Асем Сембыевна

Дата

09.11.2021

Класс

Количество присутствующих

Количество отсутствующих

Тема урока

Жизнь и творчество В.А. Жуковского. В.А. Жуковский » Сказка
о царе Берендее…»

Цели обучения в соответствии с учебной программой

5.1.1.1 понимать термины: художественная литература, 
фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет,
композиция, художественное время и пространство, конфликт,  герой, повествователь,
рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм

Цели урока

Познакомиться с биографией русского писателя XIX века В.А. Жуковского;

узнать историю создания сказок Жуковского и Пушкина.

Начнешь знакомство со «Сказкой о царе Берендее…»

кратко пересказывать содержание произведения;

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Орг момент

Создание коллаборативной среды

Учитель приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает  успеха.

Учитель совместно с учащимися
определяет цели урока/ЦО и критерии успеха.

Здороваются

Определяют цели
урока

Интерактивная
доска, видеоролик

Изучение нового материала

I.                   
Знакомство с В.А. Жуковским.

Самостоятельная
работа учащихся по учебнику Бодровой Е.В. (стр. 96 — 97).

Сообщение учителя
«Духовный портрет писателя В.А. Жуковского».

II.                
Работа над сказкой. Прочитайте начало сказки (стр101-103
учебника) и ответьте на вопросы

ü 
Как царь оказался у колодца?

ü 
Почему напившись воды, он не смог поднять голову?

ü 
Как автор описывает Кощея Бессмертного?

ü 
Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

ü 
Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?

ü 
Почему царь согласился? (Он не знал про сына)

ü 
Что же увидел царь, когда вернулся в свое
царство?

ü  Как
он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают
чувства царя. Прочитайте?

III.             
Самостоятельная работа. Найди в тексте устаревшие
слова, запиши их в таблицу в соответствии со значением.

Слово

Значение

Печально

Очень холодный

Вдруг

Колодец

спрыгнув

Работают с
текстом учебника. Записывают информацию в тетрадь

Отвечают на
вопросы на странице 97 учебника

Слушают учителя

Читают текст
учебника на стр.101-103

Отвечают на
вопросы.

Находят в тексте
устаревшие слова и заполняют таблицу

Интерактивная
доска

ИКТ

Учебник

тетрадь

 Подведение итогов урока (5 мин)

Прием «Микрофон»

·                 
Какая
цель стояла перед вами?

·                 
 Достигли
ли мы этой цели?

·                 
 Что
нового узнали на уроке?

·                 
Осталось
ли что-то непонятным?

Далее ученики отвечают на вопросы,
поднимая при этом столько пальцев руки, на сколько они сами себя оценили.

·                 
Как
вы поняли новый материал урока?

·                 
Понравилось
ли вам как прошел урок?

·                 
На
сколько каждый из вас был активен на уроке?

Домашнее задание. Прочитать текст сказки
дальше (стр.104 – 105). Ответить на вопросы рубрики «Для тех, кто внимательно
читал» на странице 105 учебника.

Ученики показывают умение обосновывать
свое понимание

Записывают
д.з. в дневники

Самооценивание

дневник

Биография Жуковского

·  Василий
Андреевич явился автором первого государственного гимна России – «Боже, царя
храни».

·  Александр
Сергеевич Пушкин был учеником и близким другом Василия Андреевича. Он безмерно
восхищался его талантом и считал его намного выше самого себя. Трудно поверить,
но Пушкин, получив смертельную рану во время дуэли, скончался именно в день
рождения Жуковского – 29 января. Он был с ним рядом в последние минуты, и после
трогательно описал их в письме к родному отцу поэта – Сергею Львовичу Пушкину.
А после вызвался привести в порядок его документы, рукописи и подготовить для
издания их в полном собрании  сочинений.

·  В
биографии Василия Жуковского интересных фактов из жизни можно
найти немало. К примеру, у поэта никогда не было тщеславных мыслей о служении
при дворе. Но судьба распорядилась иначе. В конце 1817 года ему была оказана
высокая честь служить учителем словесности при великой княгине Александре
Фёдоровне. Новое окружение и деятельность были ему по сердцу. У него было время
для собственного творчества, и, кроме того, в семьи императора он не чувствовал
себя одиноким, наоборот, ощущал искренность и душевное отношение к себе.

·  Для своей
высокой ученицы Жуковский открыл бесконечно прекрасный и глубокий мир русского
языка и литературы. Именно при Василии Андреевиче высшее общество, как никогда,
больше уделяло внимание родному языку, нежели модным иностранным – немецкому и
французскому.

·  Жуковский
никогда не пользовался своим высоким положением при дворе в личных целях.
Исключениями были эпизоды, когда он просил за близких людей. Так он не раз
заступался за А.С. Пушкина, искал пути для смягчения наказания декабристов,
заботился о выкупе из крепостного рабства гениального украинского поэта и
художника Тараса Григорьевича Шевченко.

·  Жуковский не раз
посещал Дрезденскую картинную галерею. Он восхищался и благоговел перед
великими шедеврами живописи. Удручало его одно – небрежность в хранении таких
бесценных сокровищ. Действительно, многие картины были почерневшими и в плохих
рамах, а само помещение больше походило на тёмный грязный сарай, нежели на
музей искусств.

·  В 1822 году
после возвращения из Европы русский поэт решил освободить всех своих
крепостных. Они некогда были куплены неким И.В. Поповым на его имя. Он заплатил
более 2000 рублей и отпустил всех крестьян на волю. Он считал, что каждый
человек, независимо от происхождения, есть свободная личность.

·  Когда поэту
исполнилось 68 лет, он начал жаловаться не только на слабость тела, но и на
глаза: у него стремительно ухудшалось зрение. Но глубоко в душе он был готов к
такому исходу. Он много написал, подготовил к изданию полное собрание своих
произведений и пришел к Богу – простой вере, в свет внутри себя.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/essay/zhukovskiy/interesnye-fakty-iz-zhizni

Вы уже знаете, что Жуковский был другом
Пушкина. Он был старше, и был учителем в поэтических начинаниях Пушкина. Они
затеяли спор, кто лучше перескажет стихами народные сказки. У Пушкина есть
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а у Жуковского «Спящая царевна». У
Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о царе Берендее» у Жуковского, с
которой мы с вами сегодня и познакомимся. Кто же победил в этом споре? Как вы
считаете?

Жуковский признал свое поражение и подарил
Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя». Сказка
написана в ходе «состязания» с А. С. Пушкиным 2 августа — 1 сентября 1831 г. Первая
публикация — в сборнике «Новоселье» (СПб, 1833, с. 37-68).

СТИХОТВОРНАЯ СКАЗКА В ПОЭТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.А.ЖУКОВСКОГО.

     Интерес к фольклорным жанрам и к литературным произведениям, созданным на основе фольклорной традиции, был характерен для Жуковского на протяжении всего его творчества. В отдельные периоды жизни поэт создавал целые «серии», своеобразные циклы произведений на фольклорной основе. Так, например, в 1831 г., проводя лето и осень в Царском селе и общаясь с А.С.Пушкиным, он в творческом «состязании» с ним создал три стихотворные сказки: «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек». Но творчество Жуковского – сказочника изучено гораздо менее тщательно, чем его лирика и переводы.

До сих пор ведутся споры о жанровой принадлежности его первой стихотворной сказки «Овсяный кисель», нет единого мнения о том, какие именно произведения, в особенности зарубежной литературы, являлись источниками сказок Жуковского, а также, в чем именно заключается основная причина ухода поэта от фольклорной традиции.

Таким образом, актуальность данной работы определяется относительно малой изученностью сказок Жуковского по сравнению с другими жанрами его поэзии (элегиями, балладами, поэмами), а так же тем, что интерес к жанру стихотворной сказки проходит почти через весь творческий путь В.А.Жуковского.

В конце XX в. стихотворные сказки Жуковского вошли в школьную программу для 5 класса,  и материал статьи может быть использованы при  изучении этой темы. Это также свидетельствует о практической актуальности данного материала.

Жуковский вступил в литературу на рубеже XVIII и XIX веков, когда литературная сказка в России только начинала формироваться, хотя в европейской литературе этот жанр был уже достаточно развит. Опыты создания русской литературной сказки с использованием фольклорного материала были в XVIII веке, вспомним сборник «Пересмешник, или Славенские сказки» М.Д.Чулкова или «Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся через пересказанные в памяти приключения» В.А.Левшина, но они не стали значительным фактом общественного и художественного сознания. Интерес Жуковского к сказке имел иной источник.  Известно, что у поэта был особый интерес к немецкой литературе, и закономерно, что, знакомясь с ней, перенося ее опыт в русскую литературу, поэт обратился и к жанру сказки. В особенности его привлекал сборник братьев Гримм, в который они поместили обработанные ими образцы немецкого сказочного фольклора.

           Первые опыты писателя в данном жанре были написаны прозой, и, по мнению многих литературоведов, они уступают переводам, или, точнее, стихотворным переложениям Жуковского [6, 191; 2, 162]. Исследователь его творчества Е.П.Званцева видит причину этого в том, что проза «связывала поэтическую фантазию и давала менее свободы автору» [3, 61]. Но в 1816 году появляются первые стихотворные сказки Жуковского. Он обращается к творчеству немецкого поэта Гебеля и переводит две его стихотворные повести («Das Habermuss» и «Der Karfunkel») «Овсяный кисель» и «Красный карбункул», определяя их жанр как «сказка». Примерно в те же годы у Жуковского появляется пристальный интерес к народной сказке. Он стал придавать большое значение собиранию фольклора, как русского, так и других европейских народов, и собрал дома целую библиотеку из сборников сказок.

Тем не менее, новых опытов стихотворной сказки, в том числе и фольклорной, в творчестве поэта мы не видим вплоть до 1831года, который во многих исследованиях считается датой первого обращения писателя к этому жанру.

           Нельзя сказать, что обращение это было случайным. В 20 — 30-х г.г. изменяется характер творчества Жуковского, в нём начинает преобладать эпическое, повествовательное начало, и обращение к сказкам – один из показателей этого. Они, по мнению многих исследователей, являлись «переходным мостиком» от лирики к эпосу [5, 240; 8, 168].  

           Лето 1831 г. в Царском селе можно считать самым значительным этапом в освоении Жуковским сказочного жанра, и, как считают многие исследователи, одной из причин этого являлось влияние Пушкина и непосредственный контакт с ним [3, 63]. За несколько месяцев Жуковский напишет три сказки: «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек» и «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване – царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи – царевны, Кощеевой дочери» — произведения, «разные по форме и содержанию, высокие по своим художественным достоинствам»   [3, 64].

           Но после царскосельского лета 1831 г. Жуковский не обращался к сказочному жанру  целых 14 лет, и лишь в 1845 году поэт снова занялся сказками и за короткое время написал их три: «Тюльпанное дерево», «Кот в сапогах» и «Сказка о Иване – царевиче и Сером Волке».

            Сюжеты сказок Жуковского не оригинальны, для их создания он использовал известные ему литературные и фольклорные произведения. Но к каким бы источникам ни обращался писатель, подход был один и тот же: «Пользуясь источником как претекстом, он создает на его основе свое индивидуальное произведение. Как при переводе с одного языка на другой, так и при трансформации народной сказки в литературное произведение Жуковский – не подражатель, а соавтор – творец» [7, 77-78]. Он гармонично включает в структуру каждой из сказок и фольклорное, и личное, и общечеловеческое.

           Однако, несмотря на единый подход к созданию сказок, между сказками 30-х и 40-х годов есть значительная разница, и в первую очередь в адресате произведений: произведения, написанные летом 1831 г., предназначались взрослому читателю. Позднее ведущей идеей при переработке сказочных сюжетов у Жуковского становится их адресованность детям. А, по мнению поэта,  детская сказка «должна быть чисто сказкою, без всякой другой цели, кроме приятного, непорочного занятия фантазии»,  необходимо, «чтобы в детской сказке… все было нравственно чисто; чтобы она своими сценами представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого дурного, ненравственного впечатления после себя не оставляли» [4, 135].    

То есть мы видим, что главным в сказке для Жуковского становятся ее занимательность  и нравственное впечатление, которое в ней содержится, а следовательно, из сказки почти полностью уходит дидактическое начало.

           И эти сказки имели успех у детей. Мы согласимся с мнением исследователя А.П. Бабушкиной, что сказки Жуковского «эстетически воспитывали ребенка и нравственно поднимали его. Они давали необъятный простор воображению, фантазии, драматические сюжеты его сказок вызывали тонкие и сложные переживания. Его сказки были особым видом литературы, которая воспитывала истинно человеческое достоинство и высокие душевные качества» [1, 157].

          Подводя итог, можно сказать: несмотря на то, что непосредственно к самому жанру сказки Жуковский обращался всего два раза, как справедливо отмечают литературоведы, в частности, Н. Трубицын, «он никогда не расставался со сказкой ни в поэтическом, ни в обыденном своем обиходе» [6, 130], «она проникла в его поэзию, он удачно использовал те или иные сказочные компоненты в произведениях других жанров» [3, 67] Так, например, на границе двух жанров – баллады и сказки – находятся и самая известная из его баллад – «Светлана», и написанная до нее баллада «Двенадцать спящих дев». Можно сказать, что, обратившись непосредственно к жанру сказки, Жуковский лишь в более концентрированном виде применил те методы изображения событий, которые были присущи ему как поэту – романтику.

Список использованной литературы

  1. Бабушкина А.П. История детской литературы. – М., 1948. – 480 с.
  2. Виницкий И. Поэтическая семантика Жуковского, или Рассуждение о вкусе и смысле «Овсяного киселя» // [Русский журнал] // электронный ресурс, режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/61/vinnic.html
  3. Званцева Е.П. Жанр литературной сказки в творчестве В.А.Жуковского. // Традиции и новаторство в художественной литературе. – Горький, 1979. – C. 59 – 67.
  4. Плетнев П.А. О жизни и сочинениях В.А.Жуковского. // Сочинения и переписка П.А.Плетнева. Т. 3. – СПб., 1853. – С. 1 – 148.
  5. Семенко И.М. Жизнь и поэзия В.А.Жуковского. – М.,1975. – 255 с.
  6.  Трубицын Н. О сказках В.А.Жуковского. // Русский филологический вестник. — 1913. — №1. – С. 130 – 132.
  7.  Яновшек Н. Особенности «волшебного мира» в сказке В.А.Жуковского «Иван – царевич и Серый Волк». // Русская филология. – 1998. — №9. – С. 69 – 79.
  8.  Янушкевич А.С. Путь Жуковского к эпосу. // В.А.Жуковский и русская культура. – Л., 1987. C. 166 – 179.

                        Конспект урока по
литературе в 5 классе.

 Тема: « В.А.
Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».


Цели
урока:

·        
познакомить
учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания
сказки « Спящая царевна»;

·        
сопоставить
эту сказку с народными сказками;

·        
проследить
по тексту, как проявляются качества характера героев сказк

                                         
— 1-

 Василий Андреевич Жуковский.

 Жизнь этого человека была так же необычна и
удивительная, как его творчество. Поэт-романтик, представитель «золотого
века» русской литературы, он был воспитателем царя Александра II,
который в 1861 году отменил крепостное право и вошел в историю с именем
Освободитель. Он дружил с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым. Он переводил стихи
известных на весь мир европейских поэтов — Гёте, Шиллера, Байрона свои.
Пушкин считал его
своим учителем. Он был верным другом, не раз
выручал из беды лучших людей своего века, очень смелым и мудрым человеком.

Василий Жуковский родился в 1783 году, в Тульской губернии,
в семье состоятельного помещика Афанасия Бунина. Матерью его была
молодая турчанка по имени Сальха, которую русские взяли в плен в
ходе Русско-Турецкой войны и привезли в подарок помещику Бунину.  Афанасий
Бунин не стал давать сыну собственных отчества и фамилии, а попросил об этом
крестного маленького Васи — разорившегося помещика Андрея Жуковского, который
жил «на хлебах», в именье Буниных.

 Несмотря на то, что отец, по сути, отказался от своего
сына, дворянское звание ему все же выхлопотали. Это позволило Василию получить
хорошее образование. Но интересен такой факт: в 11 лет мальчика
исключили из Главного народного училища Тулы «за неспособность«.
Его перевели в частный пансион, и уже совсем скоро у «неспособного»
Жуковского открылся литературный дар. В 11 лет он написал свои первые
пьесы (вспомним: что такое пьесы
 Пье́са — вид произведений
драматургии, предназначенных для исполнения со сцены, а также для теле- и
радиоспектаклей
           
)
.

С 14 до 17 лет Жуковский учился в Московском
университетском благородном пансионе и за успехи в учебе получил именную
серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в
списке отличников разных лет.

 Жуковский известен русскому читателю прежде всего как
поэт и переводчик европейских авторов. Началом своей литературной карьеры сам
он считал переведенное в 1802 году с английского стихотворение «Сельское
кладбище». Было тогда поэту 19 лет.

— Кроме того, что Жуковский сам был
необыкновенно талантливым человеком, он умел замечать и ценить талант других.
Однажды в 1815 году. он посетил Царскосельский лицей, где учился юный Пушкин,
которому на тот момент шел шестнадцатый год, и в письме к своему другу написал:

 «Это надежда нашей
словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему
гиганту, который всех нас перерастет» «Вот у нас настоящий
поэт!»

— Еще через пять лет , на квартире у Жуковского, Пушкин
читал отрывки из своей новой поэмы «Руслан и Людмила». По окончании
чтения Жуковский достал свой портрет с надписью «Победителю-ученику от
побежденного учителя» и вручил Пушкину. А критик Белинский однажды
написал: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

— То есть , ребята, как вы уже поняли, Пушкин и
Жуковский
дружили не только в жизни, но и в творчестве.

 Однажды они устроили своеобразное состязание на лучшую
обработку сказки «в народном духе», то есть взялись написать такие
сказки, которые были бы похожи на народные. Оба решили писать в стихах, сюжеты
тоже взяли одинаковые. В результате на свет родились четыре сказки:
«Сказка о царе
Салтане» у Пушкина

и соответствующая ей
«Сказка
о царе Берендее» у Жуковского
; «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях» у Пушкина
» и «Спящая царевна» у Жуковского.

                                            -2-

                                                       (     
 Дети  читают сказку)

— Сюжет сказок о спящей царевне Пушкин и Жуковский
позаимствовали у зарубежных, европейских коллег. Попробуйте вспомнить
зарубежные сказки, похожие на сказку о спящей царевне («Спящая
красавица Шарля Перро, «Белоснежка и семь гномов» Братьев Гримм)

   — Пушкин, Жуковский, Шарль Перро, братья
Гримм — как одним словом можно назвать всех этих людей? — (писатели,
литераторы, сочинители, авторы)

— Значит, сказки, которые они написали, можно назвать
какими? — (авторскими или литературными).

— А с какими сказками мы знакомились с вами в начале
четверти? — (с народными).

— Давайте же подумаем, чем отличаются литературные сказки
от народных. — (народные- созданы народом).

                                    -3-

                                        
 Словарная работа
 ;(можно по ходу чтения)
 —
Какие
слова и выражения вам показались старинными, непонятными?

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.


Свита
— сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.

 — Что означает
выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)

Сном
пресекся разговор
— разговор прервался из-за наступившего
внезапно сна.


Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.

 — Поскольку
создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А.С.Пушкиным на лучшую
обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими
народными:

— есть ли в
сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с
народными и что отличает от народных сказок?


 Русскую народную волшебную сказку
напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…»,
концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»
)

— Что отличает «Спящую царевну» от них?

 (Отличие — в сказке Жуковского есть
чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который
рассказывает царскому сыну о спящей царевне. Отличает эту сказку от
народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор. В сказке
присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений,
особый ритм и рифма.
)

                              
-4-

                  Работа над содержанием:
— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она
отомстила? (Докажите текстом) стр.49

— Каким изображает автор
царя Матвея?    Стр.49,50

Найдите в тексте эпитеты.(  Эпитет это образное, художественное определение. Эпитет выразительно описывает признак предмета, его
качество или свойство).


 — Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла
царевну от смерти? Почему?

 Зачитайте описание того, как дворец погружался в сон.

(стр.53)
 — Кто пробудил царевну от волшебного сна?(стр.57)

— В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским
цветком». Почему? 

— Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)
— Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)
— Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./
Распалилась ото сна./ Молод цвет её ланит./…) 

— Найдите строки пробуждения царевны?стр.58

 Зачитайте, как изменился неприступный лес с появлением
принца.(стр.56)

                                       -5-

 Подведение
итогов.

-Представьте, что  у вас в руках  микрофон и вы можете сказать в него все, что
вам запомнилось из сегодняшнего урока. Начните свои высказывания следующими
фразами:

— Больше всего в биографии Жуковского меня
поразило, что…

— Теперь я знаю, что сказка Жуковского
«Спящая царевна» появилась в результате…

— Я запомнил: отличия народной сказки от
литературной в том, что…

— Самый интересный эпизод в сказке
«Спящая царевна» — это…

                                        
-6-

Домашнее задание;

Подготовить
выразительное чтение особенно понравившегося отрывка сказки;

-Ответить устно на вопрос № 1 раздела
«Размышляем о прочитанном», учебника на стр.60.

Этап урока/Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Орг.момент

5 минут

Создает
благоприятную атмосферу на уроке, объявляет тему и цели урока

Делит
учащихся на пары посредством цветных фишек – 18 фишек (по 2 каждого цвета).
Учащиеся вытягивают фишку определенного цвета, у кого цвета совпали –
образуют пару и весь урок работают вместе.

Выбирает
фишку определенного цвета, ищет напарника для работы на уроке

ФО.
Комментарий учителя

Лист
оценивания  (заполняется на каждом этапе выполнения заданий)

Фишки
разного цвета

Проверка домашнего задания

5 минут

Проверяет
отгаданные кроссворды, корректирует

Отгадать
кроссворд по сказке о царе Берендее

Называет
ответы к вопросам кроссворда

ФО. Самооценивание
по ключу – 2 балла

По горизонтали:

2.
ковшик; 3. свадьба;

5. Марья;
6. Кощей

По
вертикали:

1.
голубка;2. Бессмертный

Внесение
баллов в лист оценивания пары

Учебник
– стр.86

Кроссворды

Актуализация
знаний

5 минут

Читает стихотворение, вводит в тему
урока, проводит краткий опрос о сказках, их видах

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

— Что такое сказка?

— Какие жанры русских народных сказок вы помните?

1. Сказки о животных

2. Бытовые сказки

3. Волшебные сказки

Отвечает
на вопросы учителя, закрепляет ранее известную информацию о сказках

ФО.
Словесная оценка учителя

Изучение нового материала

3 минуты

Рассказывает о возникновении сказки
Жуковского, приводит примеры – факты, названия произведений, имена писателей

Летом 1831 г. друзья-писатели Жуковский и Пушкин затеяли
шутливое соревнование. Они решили выяснить, кто из них лучше пишет сказки.

Жуковский напишет «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая
царевна».

Пушкин – «Сказку о царе Салтане», «Сказку о мертвой царевне и
семи богатырях».

Жуковский признал своё поражение и подарил Пушкину свой 
портрет  с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя».

Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была
создана в 1833 г.

«Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.

Сказка Жуковского относится к волшебной сказке и имеет много
общего с народными сказками.

Слушает рассказ учителя, задает
интересующие вопросы

ФО.
Комментарий учителя

Проверка понимания

20  минут

Объясняет условия выполнения задания,
направляет, наблюдает, в некоторых случаях – подсказывает

Задание 1. Заполните таблицу примерами из сказки о царе Берендее.

Сходство сказки
Жуковского с волшебными народными сказками

Наличие чуда

Волшебные персонажи

Волшебные предметы

Задание 2. Ответьте на вопросы по содержанию сказки Жуковского.

Вопросы 1 паре:

 1. Сколько был женат царь Берендей?  (Три)

 2. Какой длины была борода царя Берендея?  (До колен)

3. Кто схватил царя Берендея за бороду?  (Кощей
Бессмертный)

Вопросы 2 паре:

 1. Сколько месяцев путешествовал Берендей?  (девять)

 2. Откуда царь хотел выпить воды?  (Из колодца)

 3. Какой  ковшик плавал в колодце? (Золотой)

Вопросы 3 паре:

  1. Где Иван-царевич встретился с Кощеем Бессмертным
в первый раз? (В лесу)

 2. Какого цвета были глаза у кощея Бессмертного?
 (Зелёного)

 3. Через сколько дней Иван-царевич добрался до озера?
 (Через три)

Вопросы 4  паре:

 1. Кого увидел на озере Иван-царевич?  (Уточек)

 2. Сколько птиц плавало на озере?  (Тридцать)

 3. Что Иван-царевич спрятал от уточки?  (Платье,
сорочку)

Вопросы 5 паре:

 1. Сколько дочерей было у Кощея Бессмертного?
 (Тридцать)

 2. Сколько испытаний придумал Кощей Бессмертный для Ивана-царевича?
 (Три)

3. Что Кощей Бессмертный приказал построить
Ивану-царевичу? (Дворец)

Вопросы 6 паре:

1. Что приказал сшить Кощей Бессмертный
Ивану-Царевичу? (Сапоги)

2. Что царь Берендей пообещал образине, чтобы тот его отпустил?
(Отдать то, что у него есть и чего он не знает)

3. В кого превратилась царевна, прилетая к Ивану —
царевичу? (В пчелку)

Вопросы
7 паре:

  1. Где Иван-царевич встретился с Кощеем Бессмертным
в первый раз? (В лесу)

2. Сколько испытаний придумал Кощей Бессмертный для Ивана-царевича?
 (Три)

3. Кто схватил царя Берендея за бороду?  (Кощей
Бессмертный)

Вопросы 8 паре:

1. Кого увидел на озере Иван-царевич?  (Уточек)

2. Какой длины была борода царя Берендея?  (До колен)

3. Что Иван-царевич спрятал от уточки?  (Платье, сорочку)

Вопросы 9 паре:

1. Что приказал сшить Кощей Бессмертный
Ивану-Царевичу? (Сапоги)

2. Сколько дочерей было у Кощея Бессмертного?  (Тридцать)

3. Через сколько дней Иван-царевич добрался до озера?
 (Через три)

Выполняет задания согласно условию: ищет
примеры в сказке, заполняет таблицу, отвечает на вопросы викторины

ФО. Лист
оценивания

Таблица. Кол-во
баллов – 3

Викторина. Кол-во
баллов – 3

Отдельно
засчитывается 2 балла за соблюдение дисциплины в каждой паре

Текст
произведения

Дидактический
материал

Объяснение домашнего задания

2 минуты

Объясняет
домашнее задание, условия его выполнения

Записывает домашнее задание, задает
интересующие вопросы

ФО. Комментарий
учителя

Доп.источники

Прочитать биографию А.С.Пушкина

Рефлексия

5 минут

Подводит
итог урока, просит пары посчитать количество баллов

Считает количество набранных баллов,
заполняет лист оценивания

ФО. Заполненный
лист оценивания

  • Краткие содержания
  • Жуковский
  • Сказка о царе Берендее

Сказка о царе Берендее, у которого была борода до колен. Жил он с женой несколько лет, но не было у них детей.

Однажды пришлось царю отлучиться и осмотреть территорию государства. Простившись с женой, царь уехал на восемь месяцев. Ехал Берендей домой и очень захотелось ему пить. Увидел колодец, на поверхности воды плавал золотой ковш. Царь попытался его взять, но ковшик то вправо, то влево. Решил царь наклониться и так напиться, а его борода вся под воду ушла.

Схватил кто-то под водой Берендея за бороду и не отдает. Увидел царь в глубине воды страшное лицо. И голос из воды ему сказал, чтобы царь пообещал отдать то, о чем он не знает, тогда отпустит бороду. Берендей дал свое согласие.

Приехав в столицу, увидел царь, что у него сын родился. Заплакал Берендей, и задумался о том, как же ему не отдать сына чудовищу водяному. Царь грустный ходил. Прошло время. Вырос царевич Иван настоящим красавцем.

Однажды поехал царевич на охоту. В дупле увидел странного старика с бородой зеленого цвета. Старик сообщил Ивану, что пора его отцу отдавать обещанный долг.

Рассказал царь своему сыну, что с ним в прошлом случилось, и какое обещание он дал. Иван собрался в путь.

Долго скакал на коне царевич, и увидел озеро с утками. Все улетели, а одна осталась. Вышла она на берег, встрепенулась и красивую девушку превратилась. Сказала девушка царевичу, что она дочь Кощея, Марья-царевна. Рассказала, что ее отец давно Ивана ждет, и когда придет он к Кощею, чтобы сразу ему в ноги упал и ничего не боялся.

Пришел Иван в царство кощея, упал к нему в ноги. Засмеялся Кощей. И сказал он Ивану, что тот должен ему сослужить три службы.

Утром Кощей позвал Ивана и приказал возвести за ночь дворец из мрамора с крышей золотой, окнами из хрусталя. Вокруг дворца сделать сад с прудами и окунями.

Закручинился Иван и тут в окно пчела влетела, оказалось, что это царевна. Сказала она царевичу, чтобы спать ложился. Будет к утру построен дворец из мрамора. Понравился Кощею дворец.

Назначил он второе испытание. Найти из тридцати девушек его самую любимую дочь Марью. Предупредила девушка Ивана, что у нее мошка будет на щеке. И с этим испытанием справился царевич.

В третий раз Кощей приказал сшить сапоги с оторочкой за время, пока соломинка горит. Отказался Иван сапоги шить. Тогда Марья-царевна сказала, что им бежать надо.

Сели они на верного коня и пустились галопом. Кощей отправил вслед погоню. Царевна превратилась в реку, а царевич в мостик. Возвратились слуги Кощея ни с чем. Сам Кощей поехал за своей дочерью. Марья стала церковью, Иван – монахом, конь – колокольней. Не нашел их Кощей.

По дороге захотел царевич в красивый город заехать. Марья предупредила его, чтобы не целовал младенца, сама камнем обернулась. Не послушал Иван ее и поцеловал младенца, тут же память потерял.

Узнала Марья у старика, что Иван женится. Испекла пирог и в город пошла. Отрезал царевич кусок пирога. Там были два голубя. Голубка сказала голубю, чтобы не уходил, а то забудет ее, как Иван Марью. Тут царевич все вспомнил.

Приехали царевич с царевной к Берендею и его жене. Обрадовались отец и мать, сразу веселую свадьбу сыграли. Стали вместе счастливо жить.

Сказка учит добру и справедливости.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

“Сказка о царе Берендее”

Жуковский В. сказка “Сказка о царе Берендее”
Жанр: литературная волшебная сказка в стихах

Главные герои сказки “Сказка о царе Берендее” и их характеристика

  1. Царь Берендей. Легкомысленно пообещал отдать то, про что не знал
  2. Кощей Бессметный, злой, коварный, яростный, хитрый.
  3. Иван-царевич. Легкомысленный красавец, игривый, ленивый.
  4. Марья-царевна. Умная, верная, добрая и красивая.
  5. Старик. Добрый и заботливый.

План пересказа сказки “Сказка о царе Берендее”

  1. Бездетный царь Берендей
  2. Долгое отсутствие
  3. Колодец
  4. Обещание Берендея
  5. Новорожденный сын
  6. Иван-царевич на охоте
  7. Таинственный старик
  8. Раскрытая тайна
  9. Озеро и уточки
  10. Сорочка
  11. Марья-царевна
  12. К Кощею на карачках
  13. Дворец из мрамора
  14. Помощь пчелки
  15. Мушка на щеке
  16. Слюнки на страже
  17. Мост и река
  18. Лес дремучий
  19. Церковь и поп
  20. Красивый младенец
  21. Лазоревый цвет
  22. Чудеса в доме
  23. Платок ворожеи
  24. Пирог для Ивана
  25. Голубки
  26. Возвращение и свадьба.

Кратчайшее содержание сказки “Сказка о царе Берендее” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Обещал царь Берендей отдать за освобождение то, о чем не знает, а то оказался его новорожденный сын
  2. Вырос Иван-царевич, встретил в лесу старичка и узнал о клятве отца
  3. Встретил Иван-царевич Марью-царевну и провела она его в царство Кощея.
  4. Помогла Марья Ивану выполнить три задания Кощея и от погони его спасла.
  5. Пошел Иван-царевич в город, поцеловал младенца и забыл Марью-царевну
  6. Испекла Марья пирог и вспомнил ее Иван-царевич, вернулись они к Берендею и свадьбу сыграли.

Главная мысль сказки “Сказка о царе Берендее”

Путь к настоящему счастью бывает долог и тернист, но результат того стоит.

Чему учит сказка “Сказка о царе Берендее”

Эта сказка учит не давать поспешных обещаний, но если уж дал, то выполнять. Учит быть благодарным, учит помогать друг другу. Учит слушать мудрых советов. Учит не боятся трудностей. Учит честности и смелости. Учит бороться за свое счастье до конца.

Отзыв на сказку “Сказка о царе Берендее”

Это очень красивая история, которая мне сильно понравилась. Конечно же больше всего мне понравилась Марья-царевна, которая была не только красавицей, но и мастерицей на все руки. Владела волшебством и по сути именно она спасла свое счастье, ведь роль Ивана в победе над Кощеем была минимальна.

Пословицы к сказке “Сказка о царе Берендее”

Давши слово держись, а не давши крепись. Всякая помощь хороша вовремя. С любовью везде просто, со злобой везде теснота. Кланяйся своим, да не забывай наших. Конец – делу венец. Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Сказка о царе Берендее”

Три года был женат царь Берендей, но детей им с супругой бог не давал. И вот как-то поехал царь земли свои проведать.

Ровно восемь месяцев отсутствовал, а на обратном пути остановился посреди знойного поля. Захотелось Берендею пить, мочи нет, Поехал он ключ какой искать. Видит колодец, полный воды, а на поверхности ковшик золотой плавает. Хотел Берендей ковшик схватить, а тот в руки не дается. Осерчал Берендей, прильнул губами к воде, а борода в воду ушла.

Напился, подниматься, а кто-то бороду держит, не пускает. Видит Берендей на него из воды образина страшная смотрит и говорит, что отпустит бороду, только если пообещает царь отдать то, о чем не знает. Согласился царь, домой поехал. Приезжает, а его жена с младенцем царя встречает.

Понял тут Берендей, под что подписался, загрустил, но тайну свою никому не открыл, а со временем и вовсе про нее забыл. Вырос Иван-царевич, красавцем стал. И вот поехал раз молодой царевич на охоту. Заехал в чащу, остановился на полянке. а из дупла старичок странный вылазит и здоровается. Велит напомнить царю про уговор и исчезает.

Возвращается Иван-царевич, рассказывает отцу, а тот в слезы. Открыл сыну тайну великую. Иван-царевич его утешает, говорит, что невелика беда, отправится он в путь, а вот если через год не вернется, значит нет его на свете. Снарядил Берендей сына, отправил в путь. Едет Иван-царевич видит, озеро, а на озере тридцать уточек плавают. А на берегу тридцать сорочек лежат.

Взял Иван-царевич одну сорочку и спрятался. Двадцать девять уточек вышли на берег, сорочки накинули, в девиц превратились и исчезли. А последняя не выходит, у берега в отчаянии бьется. Пожалел ее Иван-царевич, вышел на берег. Просит уточка сорочку отдать. Положил Иван-царевич сорочку, сам в сторонку отошел. Вышла уточка, сорочку накинула, стала красавицей.

Говорит, что зовут ее Марья, и что дочь она Кощея Бессмертного. Рассказала Марья Ивану, что делать дальше. Что прийти ему надо к Кощею и на коленях подползти. Топнула Марья-царевна ножкой, земля расступилась и оказались они в царстве Кощея. Входит Иван к Кощею, на карачки встает и ползет. Кощей сердился, топал, но не выдержал засмеялся.

Простил Ивана, но сказал, что должен тот ему три службы. И велел на следующий день приходить. На следующее утро приходит Иван, а Кощей ему задание дает – за ночь дворец поставить из мрамора с золотой кровлей. Вернулся в шатер Иван грустный, не знает что делать. Тут пчелка в окно бьется, пустить просится. Пустил пчелку Иван, а та Марьей-царевной стала.

Узнала о том, какую службу Кощей потребовал, засмеялась, говорит, будет дворец, а ты только утром пораньше встань, да ходи по стенкам молоточком постукивай. И точно, на следующее утро стоит дворец, точно как Кощей заказал. Удивился Кощей, новую службу требует. Узнать должен Иван-царевич младшую дочь Марью среди тридцати дочерей. Вернулся Иван довольный, думает, эта служба простая.

Но пчелка его предупредила, что все дочери на одно лицо, и узнать ее можно будет только по мушке на щеке. На следующий день пошел Иван вдоль дочерей и видит, точно все на одно лицо. Два раза прошел – нет мушки. В третий раз идет, видит по щеке мушка ползет. Нашел Иван-царевич Марью. Возмутился Кощей, нечистое тут дело, говорит. Третью службу придумывает.

Пока горит лучина должен Иван-царевич сапоги ему сшить не сходя с места. Вернулся Иван злой, сапоги шить наотрез отказывается – царевич он, а не сапожник. А Марья ему и говорит, что бежать тогда надо, а то голову Ивану-царевичу снимут. Плюнула Марья на стекло и слюнки к стеклу прилипли. А Иван с Марьей враз на берегу озера очутились, на коня сели и в бега пустились.

Утром посылает Кощей слуг за Иваном, а слюнки отвечают, что он сейчас будет. Второй раз посылает Кощей слуг, опять слюнки тоже отвечают. Рассердился Кощей, в третий раз слуг гонит, те двери выломали, а там только слюнки смеются. Пришел Кощей в ярость, послал слуг в погоню. Услышала Марья погоню, превратилась в речку, Ивана в мостик превратила, а дорогу на три стороны пустила.

Прискакали слуги, след потеряли, вернулись. Обругал их Кощей, сказал, что речка и мостик беглецами и были. Снова в погоню отправил. Опять услышала погоню Марья. Превратила себя и Ивана в лес дремучий, а по тропинке коня с двумя седоками пустила – морок. Гнались за ним слуги, назад до Кощеева царства доехали. Как собака обозлился Кощей, сам в погоню кинулся.

Узнала о том Марья, сказала, что у первой церкви власть Кощеева кончается и попросила крестик у Ивана. Дал тот свой крест, а Марья сразу в церковь превратилась, а Ивана монахом сделала. Подскакал Кощей к церкви, спрашивает у монаха про беглецов. А монах и отвечает, что были, в церковь зашли, свечки поставили, благословение получили. Вернулся Кошей домой, всех слуг высек со злости.

А Иван и Марья дальше поехали. Видят город перед ними красивый. Решил Иван в город заехать, а Марья его отговаривает. Но Ивану хочется в город и Марья решает его ждать у дороги, в камень обернувшись. И наказывает, когда выйдут навстречу Ивану царь с царицей, младенца на руках не целовать. Поехал Иван в город, да забыл наказ Марьи, поцеловал младенца.

Языковые особенности

В области языковой поэт тоже нарушает привычные каноны. Наряду с традиционными сказочными устойчивыми выражениями («ни в сказке сказать, ни пером описать», «двух смертей не бывать, а одну не минуешь», «ни свет ни заря», «видом не видано, слыхом не слыхано», «по усам текло, а в рот не попало» и многих других), постоянными эпитетами («красная девица», «дремучий лес», «белый камень» и др.) Жуковский вводит совершенно нетипичные для фольклора сравнения («голосом звонким, как струны», «голосом сладким, как флейта», «вскочил как безумный», «царь отряхнулся, как гоголь» и т. п.). В «Сказке о царе Берендее» нет характерных для устного народного творчества повторов. Поэт ограничивается лаконичными замечаниями: «все рассказал», «страшную тайну открыл» и т. п. Все нововведения Жуковского, конечно же, отдаляют его сказку от народной, но делают ее более поэтичной, красивой, увлекательной.

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. — М.: Высш. шк., 2004

«Сказка о царе Берендее» Жуковского в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал свое государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил.

Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь. На поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик — ковшик прочь от руки. Решил, что напьется без него. Стал пить просто так, его схватили за бороду. Голос потребовал то, что у царя, но чего он не знает. Согласился.

Приехав в столицу, узнал, что у него родился сын.

Царевич рос. Царь Берендей уже забыл об уговоре. Раз царевич заехал в густую чащу. Вдруг зашумело в дупле; вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зеленой. Сказал передать Берендею, что пора долг отдавать.

Иван рассказал отцу. Царь Берендей побледнел. Берендей все рассказал. Иван поехал.

Едет день, другой и третий; в исходе четвертого подъезжает к озеру; видит тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек. Подполз и одну из белых сорочек взял.

Вылезли уточки, превратились в девиц, оделись и улетели. Осталась одна. Попросила вернуть, за это сослужит ему службу. Она дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна. Всего тридцать дочерей.

Посоветовала, как только увидит Кощея-царя, упасть на колена и ползти.

Спустились в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз. Стало Кощею смешно. Сказал, что Иван должен отслужить три службы. Царевич лег спать. На другой день Кощей к себе Ивана-царевича кликнул, сказал построить дворец за ночь: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями.

Вернулся к себе, блестящая пчелка подлетела к окошку, впустил её, она обернулась Марьей-царевной. Сказала ложиться спать, а завтра поранее встать; дворец будет построен.

Следующее задание: выбрать из тридцати дочерей младщую, Марью-царевну. Царевна сказала, что у нее на щеке будет Мошка. Выбрал правильно.

Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили с Марьей бежать. Послали погоню. Марья сделалась речкой, Иван — железным мостиком. Погоня возвратилась.

Опять посылает их Кощей. Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конем дремучим сделались лесом. Поскакал сам Кощей в погоню. Она обратилась в церковь, он — в монаха, а конь — в колокольню.

Кощей поскакал домой.

Поехали дальше. Царевичу захотелось в город прекрасный заехать. Царевна предостерегала, сказала не целовать младенца и осталась белым камнем. Но он поцеловал и забыл все.

Обратилась царевна цветком, старик его вырыл, посадил в избушке. Проснется старик — в избушке прибрано, в полдень обед состряпан. Старушка посоветовала встать до зари и накрыть платком то, что будет двигаться. Так и сделал, явилась Марья. Старик сказал, что Иван женится.

В город крестьянкой пошла. Испекла пирог для Ивана. Иван отрезал верхушку, там два голубя, один говорил, чтобы другой не убегал, а то забудет, как Иван забыл Марью-царевну. Вспомнил все, поехали они дальше с Марьей. Приехали, царь и царица приняли их с весельем.

Сказку Жуковского о царе Берендее читать полностью или кратко

Автор: Василий Жуковский

Год издания книги: 1831

«Сказка о царе Берендее» Жуковского впервые увидела свет в 1831 году в одном из санкт-петербургских альманахов. Сюжет работы навеян сказкой немецких писателей братьев Гримм, а также знакомство Жуковского с Александром Пушкиным.

Произведение писателя имело такое полное название: «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного, и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери» и быстро завоевало популярность среди читателей.

«Сказки о царе Берендее» краткое содержание

Царь Берендей жил в браке уже около трех лет. Однако за все это время детей у него супругой так и не появилось. Как-то раз царь решил выехать из дворца для того, чтобы осмотреть свое владение. Он попрощался с царицей, и на протяжении восьми месяцев ездил по царству.

К концу девятого месяца Берендей уже подъезжал к своему дворцу, как тут заметил на дороге колодец. В нём на поверхности воды из стороны в сторону плавал большой ковш. Царь хотел схватить его для того, чтобы напиться воды, однако ковшик стремительно убежал из его рук.

Вот Берендей взял, да и решил напиться из колодца просто так. Сунул он голову в воду, как тут его за бороду схватила какая-то неизвестная сила. Голос из колодца заявил, что за то, что Берендей выпил воды, он должен будет принести в жертву то, что ему принадлежит, однако о чём он сам ещё не знает.

Берендею ничего не оставалось делать, как согласиться, после чего он отправился обратно во дворец.

Далее в сказке о Берендее автор рассказывает, что, как оказалось, за всё то время, что его не было, его жена родила ему наследника. Прошло время, и царь совершенно забыл о том, что когда-то обещал голосу из колодца. Он проводил время со своей семьей и не мог насмотреться на то, каким смышленым растёт юный царевич Иван. Однако как-то раз сын Берендея заехал в дремучий лес.

Вдруг из какого-то дерева послышался странный шум. Из дупла вылез странный старик, который сказал Ивану, чтобы тот передал своему отцу, что ему пора платить долг. Прибыл молодой человек во дворец и рассказал всё Берендею. Испугался царь, вспомнив об обещании, данном несколько лет назад, и поведал обо всём Ивану.

Тогда царевич принял решение отправиться во дворец к неизвестному старику.

После этого в «Сказке о царе Берендее» краткое содержание рассказывает, что ехал Царевич немного-немало – три дня. И вот добрался он до прекрасного озера, в котором плавало много маленьких уточек.

Как в сказке «Дикие лебеди» Андерсена на берегу же лежало тридцать белых сорочек. Иван незаметно подошел и смог взять одну рубашку. Как только утки вышли из воды, они обернулись в красивых девиц, оделись и полетели прочь. И только одна девушка осталась возле озера.

Она просила царевича отдать ее сорочку, взамен на что сказала, что еще пригодится молодому человеку. Девушка призналась, что она является дочерью Кощея Бессмертного, к которому и направляется Иван. Зовут красавицу Марья-царевна.

Перед тем, как вместе с Иваном пойти к Кощею, девушка дала новому знакомому несколько советов по поводу того, как вести себя с ее отцом.

Если читать «Сказку о царе Берендее» кратко, то узнаем, что, добравшись до царства Кощея, молодые люди спустились вниз. Старик сказал Ивану, что как в сказке Ершова «Конек-Горбунок» тот должен выполнить три его поручения. Однако перед тем царевичу необходимо хорошо выспаться и отдохнуть с дороги.

На следующее утро Кощей Бессмертный приказал, чтобы царевич за одну ночь соорудил красивый дворец с золотой крышей стенами, выполненными из мрамора, и огромными с хрустальными окнами. Вокруг дворца необходимо было расположить большой сад, а в саду – водоемы, в которых плавали бы рыбы.

Вернувшись в комнату, Иван заметил, что к нему в окно стучится маленькая пчелка. Оказалось, что это Марья-царевна. Девушка сказала Ивану, чтобы он не переживал ни о чём и шёл отдыхать, а утром встал раньше всех.

Она пообещала ему, что до того времени всё, о чём его попросил Кощей Бессмертный, будет выполнено. Так и случилось.

Но в произведении Жуковского «Сказка о Берендее» читать можем о том, что на этом старик не остановился. Он приказал Ивану выбрать и всех его дочерей самую младшую – Марью. А, как оказалось, все тридцать сестер очень похожи между собой.

Перед тем, как царевич должен был сделать свой выбор, к нему подошла Марья и сказала, что для того, чтобы ему было легче ее узнать, у неё на щеке будет сидеть небольшая мушка. После этого Иван вернулся в комнату и сделал свой выбор правильно.

Третьим заданием, которое Кощей Бессмертный приготовил Ивану, был пошив сапогов. В произведении «Сказка о царе Берендее» Жуковского читать можем, что смастерить обувь Иван должен был за время, пока будет гореть одна тонкая соломинка. В тот момент Царевич и Мария решают сбежать из дворца. Узнав об этом, старик послал за ними погоню.

Их практически удалось поймать, как вдруг девушка превратилась в большую реку, а Ивана обратила в мост. Долго погоня пыталась найти беглецов, однако это не увенчалось успехом. Пришлось им вернуться назад во дворец. Через какое-то время Кощей Бессмертный снова отправил свои войска для того, чтобы найти свою дочь и своего пленника.

В это раз девушка смогла обернуть себя и Ивана на один большой дремучий лес. Таким образом снова никто не смог их отыскать. Теперь уже сам Кощей решил взяться за это дело. Он пустился в погоню, но Марья превратилась в церковь, сделав царевича монахом в ней.

Кощей прошел мимо, так и не узнав свою дочь, и после долгих поисков всё-таки вернулся домой ни с чем.

Молодые люди подошли к большому и красивому городу. Иван хотел войти внутрь, но перед этим Марья-царевна дала ему несколько указаний. Самым главным из них было не целовать младенца, которого он встретит в этом городе. Царевич согласился, однако так и не смог выполнить данное обещание и поцеловал одного из детей.

В ту же секунду он забыл обо всём, что с ним приключилось, в том числе и о Марье-царевне. Тогда девушка превратилась в красивый цветок. Проходивший мимо старик, не смог не обратить внимание на растение, выкопал его и забрал к себе. С тех пор в его семье начали происходить странные вещи.

Например, к утру в доме было уже давно всё убрано, а как только наступал полдень, на столе появлялся вкусный обед. Тогда старуха решила, что для того, чтобы узнать, тоже всем этим занимается, нужно встать ещё до восхода солнца. Только тогда будет видно, что именно в доме передвигается. Таким образом можно накинуть платок и поймать того, кто убирает и готовит обед.

На следующее утро старик выполнил всё, о чём говорила старуха, и перед ним появился образ Марьи-царевны. В сказке «Царь Берендей» далее можем прочитать, что девушка спросила про своего возлюбленного и узнала, что Иван сегодня женится. Тогда Марья решает превратиться в обыкновенную крестьянку и принести пирог в качестве подарка на свадьбу.

Как только Иван разрезал пирог, из него вылетели два больших голубя. Одна из птиц сказала другой, чтобы та не уходила далеко, иначе из ее памяти сотрется всё, что с ней было до этого, так же, как и из памяти Ивана стерлись все воспоминания о Марье-царевне. Тут-то Иван и вспомнил всё, что он пережил с девушкой, взял ее за руку и покинул город.

Вера берендеев

Они были язычниками и одухотворяли всю окружавшую их природу. Каждый камешек, особенно большой валун, каждое дерево и любой кустик и листочек имели душу. Им, как и всем, хотелось знать свое будущее. Гадание берендеев заключалось в том, что они смотрели на листики, которые упали им под ноги.

Так их покровительница, природа, подавала им знаки. Если и сегодня захочется погадать на любовь, то можно на листике написать имя возлюбленного, потом подбросить вверх:

  • Если он поднялся высоко, то всё идёт радостно и взаимно. Если он при этом ещё крутится в воздухе, значит отношения будут счастливыми и долгими.
  • Если он полетел в сторону или низко, то могут произойти ссоры.
  • Если листик упал, то ждите конфликтов.

Гадание на цветах.

Надо собрать букет полевых цветов и поставить в вазочку или банку. Потом загадать желание и заметить ваш цветок. Если он за ночь увянет, то желание не сбудется. На букете можно погадать всей семьёй. Только каждый должен выбрать себе отдельный цветочек.

Гадание на осенних листьях.

Собираются 9 опавших листьев: три красных, три зеленых, три желтых. Их собирают в произвольную стопку, а затем вынимают из неё три листочка. По сочетаниям их цветов идет расшифровка значения:

  • Собралось 3 красных листика — вас ждут свершения, если вы проявите ловкость и смекалку.
  • 2 красных и жёлтый — откроются неожиданные таланты.
  • 2 красных и зеленый — ждите удачу, если будете решительны.
  • 2 жёлтых и красный означают романтическую встречу и любовь или встречу, которая изменит жизнь в лучшую сторону.
  • 2 жёлтых и зеленый — мелкие хлопоты.
  • 3 желтых — придёт удача.
  • 2 зелёных и жёлтый — пройдёт очарование любви.
  • 2 зелёных и красный — действуйте активно и прогоняйте хандру.
  • 3 зелёных — займитесь анализом и самосовершенствованием.

Гадание на разных листьях деревьев

  • Прямой лист шиповника скажет, что отношения могут измениться в худшую сторону.
  • Перевернутый листик ивы означает, что желаемое сбудется очень не скоро. Даже если кажется, что все рухнуло, то всё равно будьте уверены, что всё наладится даже лучше, чем вы предполагали.
  • Прямой лист дуба говорит об успешном карьерном росте.
  • Лист липы предупреждает о несчастных случаях или о чьей-то зависти. Опасайтесь врагов.
  • Перевёрнутый лист папоротника означает непредсказуемую ситуацию.
  • Прямой лист клёна — это успех в делах.
  • Прямой лист малины — ждите счастье и благополучие на пороге.
  • Перевернутый лист калины — опасайтесь депрессии. Надо стремится к счастью.
  • Прямой лист осины — верьте снам. Они вещие.

Так по сей день гадают по берендеевским тайнам. Не стоит им придавать слишком большое значение, гораздо лучше смотреть внимательно на свои поступки и действия окружающих.

Класс:

8

Урок 1. Весенняя сказка А.Н.Островского

Форма урока:

эвристическая беседа.

Диагностические цели урока:

  1. познакомиться со сказкой А.Н.Островского, определить жанр произведения;
  2. выстроить систему образов;
  3. в выразительном чтении передать авторское отношение к персонажам;
  4. написать синквейн по произведению.

Ход урока

Начинаем урок с просмотра иллюстраций к произведению (слайд-шоу):

  1. Стеллецкий. Пролог. Эскиз декорации к опере.
  2. Палаты царя Берендея. Эскиз декорации. Васнецов, 1885 г.
  3. Васнецов. Весна. Эскиз костюма, 1882 г.
  4. Брусила и берендеи – робята. Эскиз костюмов, 1885 – 1886 гг.
  5. Снегурочка и Лель. Эскизы костюмов, 1885 – 1886 гг.

Примечание: показ слайдов идёт на фоне музыки П.И.Чайковского к пьесе «Снегурочка». Интродукция.

Вопросы на читательское восприятие:

  1. Какие чувства вы испытывали, просматривая иллюстрации и слушая музыку?
  2. Царство Берендея. Каким вы его увидели?
  3. Какой эпизод вам запомнился? К какому эпизоду захотелось нарисовать иллюстрацию?
  4. Какой вы себе представляете Снегурочку?
  5. Где ещё вы встречались со Снегурочкой? Сравните её с героинями русских народных сказок (см. Приложение 1).
  6. Какие чувства у вас остались после прочтения?

Анализ произведения:

  1. Знакомство с теорией. Запись на доске:

    Драма – Пьеса – Сказка – Конфликт –
    Учитель обязательно должен дать толкование незнакомых слов, встречающихся в пьесе (см. Приложение 2).

  2. Знакомство с афишей.
  3. Беседа.

    – Где происходит действие пьесы? Как вы узнали? – Кто герои пьесы? Опишите их. – Какую роль играет описание природы? – Как встречает Весну земля берендеев? Найдите и зачитайте. – Где проходит детство Снегурочки? – Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать? – В чём суть конфликта между Весной и Морозом? – Мороз с радостью отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает Снегурочку? – Как Островский рисует картины народной жизни? – Расскажите о масленице (см. Приложение 3). – Как берендеи воспринимают появление Снегурочки? – Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки? – Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку? – Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к другим девушкам? – Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии? – Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой? – Итак, какой предстаёт Снегурочка в начале пьесы?

  4. Составление синквейна (творческая учебная задача).

Синквейн – один из приёмов, развивающих критическое мышление. Это пятистрочная строфа:

  1. одно ключевое слово (существительное);
  2. два прилагательных, характеризующих слово в первой строке;
  3. три глагола;
  4. короткая фраза, умозаключение, в которых показано отношение к проблеме;
  5. одно существительное (синоним к первой строке).

Домашнее задание.

  1. Составить устный рассказ об одном герое, используя примеры из текста.
  2. Выбрать материал о Берендее, его отношении к народу.
  3. Ответить на вопрос: почему гибнет Снегурочка?

Урок 2. Снегурочка и Берендеево царство

В центре нашего внимания – устройство Берендеева царства, нравы, быт берендеев, жизненные ценности. Отношения между Снегурочкой и берендеями. В чем суть конфликта?

Диагностические цели урока.

  1. Объяснить, в чем состоит конфликт между Снегурочкой и берендеями, морозом и ярилой, богатством и бедностью;
  2. Формировать умение давать характеристику героям;
  3. Учащиеся смогут рассказать о герое;
  4. В результате ученики смогут ответить на вопросы: почему погибает Снегурочка? О чём меня задуматься пьеса Островского?
  5. Учащиеся смогут сравнить сказку Островского и русские народные сказки. Форма урока: беседа чтение, прослушивание отрывков из аудиокниги.

Беседа

.

  1. Что мы узнали о героях на прошлом уроке? (Рассказы учащихся, домашнее задание)
  2. Расскажите о берендеях. По каким законам они живут? Подтвердите примерами из текста.
  3. Каким вы представляете царя Берендея?
  4. Как он относится к своим подданным?
  5. Почему берендеи не приняли Снегурочку?
  6. В чем суть конфликта? (Рисуем на доске)

– С какой целью Снег идет к весне? – Как меняется Снегурочка? – Какое наказание царь Берендей выносит Мизгирю? – Любит ли Мизгирь Снегурочку? Почему не слушается её? – Почему гибнет Снегурочка? – Кто виноват в её смерти? – Почему? – Островский позаимствовал сюжет из русских народных сказок.

Зачитываем отрывки.

– Что изменил драматург? Почему?

Домашнее задание:

разделить класс на 4 группы:

  1. «Декораторы»: создают эскизы декораций.
  2. «Костюмеры»: разрабатывают модели.
  3. «Режиссёры»: продумывают сценарий (вместе с учителем), выбирают эпизоды.
  4. «Актёры»: инсценируют выбранные эпизоды.

Урок 3. «Снегурочки чудесной появленье»

Форма урока:

урок – театрализованное представление.

Цели:

  1. Прививать интерес к литературе.
  2. Учащиеся смогут в театрализованной игре передать характеры героев.

Ход урока.

Слово учителя.

В 1881 году на текст сказки А.Н.Островского была написана опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Любопытно, но сначала пьеса показалась композитору «странной». При повторном чтении мнение изменилось.

«В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку», — писал Н.А.Римский-Корсаков, — и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского» .

Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент. «Кажется, в нём звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства» .

(Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»).

На фоне музыки учитель читает: «Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой, река, полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне» .

Какими же мы представляем себе героев пьесы А.Н.Островского?

Выступления учащихся.

Обсуждение.

  1. Удалось ли наше представление?
  2. Кто из ребят сыграл лучше всех? Почему?
  3. Если бы вам предложили сыграть в спектакле ещё раз, какую бы роль выбрали?

Вот и закончилась наша встреча со «Снегурочкой А.Н.Островского.

Что же привлекает нас в «весенней сказке»? Конечно же, Снегурочка – наивное дитя природы, страдающее от желания быть ближе к людям.

«Снегурочка – воплощение хрупкой, преходящей красоты и чуткой скорби, весенней скорби о неминуемой гибели» .

Реальное и фантастическое здесь тесно переплетено: сказочные существа общаются с реальными людьми. Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена» .

  1. Почему сказка относится к «вечным» темам искусства?
  2. О чём заставляет задуматься сказка А.Н.Островского? (Выступления учащихся)

  • Отзыв о сказке огниво 3 класс
  • Отзыв о сказке о золотом петушке 4 класс литературное чтение
  • Отзыв о сказке мена
  • Отзыв о сказке малыш и карлсон
  • Отзыв о сказке мальчик с пальчик