Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83
Размышляем о прочитанном.
1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.
2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?
Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.
Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.
Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»
Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.
Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.
3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?
Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.
Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.
Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.
Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.
Литература и изобразительное искусство
Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?
В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.
В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.
Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги.
На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.
Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.
Фонохрестоматия
1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?
Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.
При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.
2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?
Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.
Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.
3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.
Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.
4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?
Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.
5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?
Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.
6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.
Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.
6
0
Повесть-сказку Эдуарда Успенского о приключениях забавных героев читать весело и интересно. Эта сказка о дружбе, которая возникла между трогательным зверьком Чебурашкой, девочкой Галей и Крокодилом Геной. Сначала они познакомились, а в процессе строительства «Дома Дружбы» подружились.
История поучительная и несомненно, будет интересна всем детям. Она рассказывает о том, что друзья очень важны в жизни любого человека. А приобретают себе друзей исключительно по внутренним качествам, а не по внешнему виду.
Сказка, рассказывающая о дружбе и взаимопомощи, научила меня как нужно находить друзей и общаться между собой. И только злым героям, вроде старухи Шапокляк, никогда не удастся приобрести настоящих друзей.
3
0
Отзыв на сказочную повесть Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»:
Мне очень понравилась эта сказка, в которой главные герои поставили перед собой великую цель — передружить всех тех, кто нуждается в друге. Для этого они основали клуб Дружбы, для этого они строили дом Дружбы и никакие происки коварной и завистливой старухи Шапокляк не могли им помешать.
На мой взгляд, самым привлекательным героем повести является не крокодил Гена, который вынесен в заглавие книги, а все-таки Чебурашка, неизвестный науке зверь, прибывшей к нам в ящике с апельсинами. Чебурашка немного наивный, трогательный, очень простой и прямодушный, но очень хороший и добрый друг. Он так любил своих друзей, что постоянно мучился сомнениями — что они нашли в нем, и заслуживает ли он этой дружбы.
В книге много интересного, много юмора. В ней динамичный сюжет, события развиваются стремительно и неожиданно. Несомненно, читать эту книжку очень интересно и поучительно. Она учит тому, как стать настоящим другом и тому, что противоположности часто сходятся.
2
0
Отзыв о сказочной повести «Крокодил Гена и его друзья»:
Мне очень понравилась книга Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Она очень интересная и увлекательная, поэтому читается легко. Книга написана простым и понятным для детей языком, в ней очень много интересных историй и смешных моментов.
Я с большим удовольствием прочитала эту книгу, в ней очень много добра. Даже старушка Шапокляк, хоть и вредная и всегда хотела навредить друзьям, вызвала у меня теплые чувства, мне бы хотелось ее переубедить и исправить.
Книга «Крокодил Гена и его друзья» учит ценить друзей, особенно которые младше Вас, помогать им, искать решения в сложившейся сложной ситуации.
В книге мне всех больше понравился Чебурашка — он очень веселый добрый, хороший друг и товарищ.
Я всем советую прочесть эту книгу Э.Успенского.
2
0
Мне очень понравилась книга под названием «Крокодил Гена и его друзья», прочитала ее с большим удовольствием.
Главные герои книги — это веселый Чебурашка и его друг Крокодил Гена. Эти два героя очень дружны между собой, они любят веселиться, Гена умело играет на гармошке, а Чебурашка ему весело подпевает.
Но также есть и отрицательные герои — это противная и вредная старуха Шапокляк, которая любит делать другим гадости, при этом она очень радуется.
Эта книга нас учит ценить дружбу, быть внимательными и отзывчивыми, никогда не унывать.
Кстати, по это книге снят не менее интересный мультфильм.
Советую, к прочтению.
2
0
Сказочная повесть Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
Год написания повести 1966.
Главные герои: неизвестный науке зверь Чебурашка; добрый и отзывчивый крокодил Гена; добрая девочка Галя; старушка Шапокляк.
В повести рассказывается о пятидесяти летнем крокодиле Гене, у которого совсем не было друзей. Днём он был на работе, а вечером проводил вечера в одиночестве. Однажды, он написал объявление, что ищет друзей, и предался ожиданиям.
Отзыв.
Прочитав эту повесть, она мне понравилась. Повесть интересна и увлекательна. Самое приятное, что повесть написана простым языком. Её очень легко и интересно читать. В повести присутствует много смешных моментов, над которыми можно посмеяться. Самое хорошее, что в повести все герои по своему добры, и счастливы.
Также, автор наглядно нам показал, что каждый человек должен иметь верных и надёжных друзей.
Советую к прочтению.
В рассказе Бажова «Хрупкая веточка» идёт речь о трудолюбии и помощи ближним. Так же в рассказе затронута тема благодарности. Я советую прочитать этот рассказ для того, чтобы увидеть пример настойчивости и целеустремлённости. Мало кто способен в случае как у Мити остаться человеком, да ещё и добиться счастья.
В рассказе даже есть случай поучения плохих людей, которые наживаются на страданиях других.
Рассказ учит юных читателей избегать плозого отношения к людям и ценить их за дела и достижения, а не за внешний вид и слова.
Хорошо, когда добро торжествует над злом. Это поднимает дух слабых и делает слабее плохих людей. В следующий раз другой барин подумает, стоит ли ему поступать так же, как барин в этом рассказе.
Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа.
Сказка «Мороз Иванович» Владимира Одоевского о двух девочках Ленивице и Рукодельнице. Рукодельница была работящей девочкой.
Ленивица не любила работать.
Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец и пришлось ей его доставать. В колодце попала она в сказочный мир к Морозу Ивановичу. Он попросил ее послужить ему три дня. Девочка вкусно кормила его, взбивала ему снежную постель, чинила одежду, беседовала с ним. За ласку и заботу отблагодарил ее Мороз Иванович, вернул ведерко, наполнив его серебряными монетами, да заколку с бриллиантом подарил. Когда Рукодельница вернулась домой, захотелось получить и Ленивице подарки от Мороза Ивановича, и отправилась она в колодец. Но не умела она и не хотела готовить еду, приготовила абы-как, постель не взбивала и одежду не починила. Дал ей Мороз Иванович слиток серебра да бриллиант огромный, но когда Ленивица вернулась домой все подарки у неё растаяли, превратились в лужицы воды.
В конце сказки автор сам предлагает подумать детишкам, что в сказке шутки ради, что в наставление.
Сказка мне очень понравилась, понравился язык, которым написана сказка, понравился сюжет. В сказке говорится об очень важных вещах, но она не воспринимается поучительной, а кажется волшебной и очень интересной. Сказка в ненавязчивой форме учит очень важным в жизни правилам — не делать никому зла, не желать незаслуженного обогащения, не жадничать, учит тому, что дружба важнее богатства и надо беречь ее. Учит, что в своих ошибках нужно раскаиваться и исправлять их. Еще она учит тому, что добрые качества вознаграждаются, а плохие не приводят к добру. Это главные мысли сказки. А главные герои сказки — двое мальчиков Лейко и Ланко и сама Голубая змейка.
Салтыков-Щедрин вообще известен, как писатель видевший будущее, к сожалению для нашей страны его сатира будет актуальна , наверное, всегда. Одно из самых известных его высказываний
По поводу сказки о двух генералах — конечно, это аллегория, гипербола. Но народ то наш продолжает кормить «генералов» и поныне, пропасть между богатыми и бедными растет и ширится.
Сказка Георгия Скребицкого «Счастливый червячок» мне очень понравилась, поскольку здесь я встретилась со многими насекомыми, обитающими в лесу. Мне было очень интересно читать о том, как пришла Весна и как она стала раздавать каждому насекомому подарки.
Весна — главная героиня сказки, она добрая и щедрая, и она мечтает украсить лес и подарить каждому существу счастье. Все насекомые приоделись в подаренные наряды и стали выглядеть ярко и красиво. И только один неказистый жучок-червячок ничего не просил.
Скромный Иванов червячок тоже является главным героем сказки и он мне очень понравился. Ведь он был счастлив тем, что лес, в котором он жил, преобразился. Он радовался, что насекомые выглядят теперь привлекательно, и от этого он тоже был счастлив.
Мудрая Весна и этого ночного жучка одарила голубым фонариком. Теперь Иванов червячок мог освещать лес в ночное время и дарить всем существам веру в то, что счастье не меркнет.
Сказка очень красивая и мудрая, она учит нас учиться радоваться успехам других людей. Нужно уметь не только делить горе с близкими, но и радость. Я поняла, что быть счастливым можно от того, что счастлив кто-то рядом.
Школьникам достаточно рано приходится задаваться вопросом, как писать отзыв о прочитанном произведении: начиная со 2 класса, когда закладываются азы, и далее, в 3-4 классе, когда они закрепляются. И чем старше ребенок, тем больше умений он должен показывать.
Ученики 6-7 класса уже должны уметь хорошо излагать на бумаге свои собственные рассуждения о сказке, рассказе или повести. И так постепенно, к окончанию школы молодые люди учатся иметь свое мнение на статью в журнале или газете или литературное произведение и делиться им с другими.
Нелишним будет сказать, что все эти навыки пригодятся на выпускных экзаменах ЕГЭ или ОГЭ.
Что такое отзыв
Эмоциональное и интеллектуальное переживание от прочитанного текста оформляется в небольшую статью в одну-две странички. Ребенок обязательно полюбит писать отзыв.
Потому что это не сочинение, где нужен более-менее глубокий литературоведческий анализ по заданной учителем теме, план, эпиграф, мнение литературоведов и аргументация. А достаточно свободное повествование о вещах, которые действительно зацепили.
Даже если читатель не в восторге от пройденного – пожалуйста: делись впечатлениями, объясняй причины, оспаривай чужие восторги.
Примерный план составления отзыва о прочитанном произведении
Учитель в силу своего профессионального характера уверен: писать отзыв надо правильно. Ведь ему нужно оценить работу. Так что лучше внимательно слушать его рекомендации в классе.
Можно сделать отзыв, отталкиваясь от следующего плана:
- Автор произведения и название книги.
- Главная тема и идея произведения (в романе их может быть несколько – выбрать наиболее близкое и интересное).
- Кратко о главных героях (или ключевых моментах книги): нужно показать, что читатель уловил реализацию идейного уровня в образном строе текста.
- Собственно, индивидуальное отношение к тексту: объяснение, почему произведение понравилось (или нет), чем оно откликнулось в душе, о чем заставило задуматься, почему это нужно читать и в наше время.
Набираясь опыта, ученик все больше будет отклоняться от этой структуры и, покидая школу, научится формулировать отзыв совершенно самостоятельно. Можно будет считать, что юный человек состоялся как читатель.
Как написать отзыв о прочитанной книге
Реализовать план будет легче, если перед каждым пунктом автор отзыва ответит для себя на вопросы:
- Это первое знакомство с писателем или нет? Что было известно о нем до прочтения книги? Смысл названия произведения.
- О чем оно? Каковы тема и идея творения? Когда и где происходит действие? Что известно об этом времени и месте из других книг, кинофильмов, учебников, рассказов родителей и других родственников.
- Какие герои, эпизоды особенно зацепили и почему? Характеристика главных героев, их взаимоотношения.
- Чем вещь понравилась или оттолкнула? Что показалось необычным? Какой урок можно извлечь из прочитанного? О чем может задуматься читатель? Что чувствовал ребенок по завершении чтения?
Обратите внимание: последняя часть плана – самый крупный текстовый блок, по предыдущим достаточно двух-трех предложений.
Пример написания отзыва
Нужно понимать: примеров в сети найдется тысяча, а четкий образец отзыва найти невозможно, потому что важно уникальное, личностное размышление.
Представим небольшой пример:
«На днях я прочитала повесть «Восклицательный знак» А. П. Чехова. Мне уже доводилось знакомиться с его творчеством на уроках литературы: он показался мне писателем и человеком с удивительным чувством юмора. Для самостоятельного изучения я выбрала именно это произведение – меня заинтриговало название. Как может быть целая повесть об одном знаке препинания?
Оказалось, что за черточкой с точкой может стоять целая жизнь, которая просто не может быть счастливой или даже вообще иметь какой-то смысл, если нет в ней ситуаций и предложений с восклицательным знаком.
Действие происходит в конце 19 века, в ночь перед рождеством. В дореволюционные времена к этому празднику россияне относились с особым трепетом. Накануне люди задумывались о смысле жизни, о добре и зле, благодарили высшие силы за посланную надежду и радость. Но и тогда Россия страдала от бюрократии: многочисленные чиновники писали бесконечные и не нужные простым людям бумажки.
Главный герой святочного рассказа, коллежский секретарь Ефим Перекладин, в гостях поспорил с молодым юношей о вопросах правописания и пунктуации. Он считал себя человеком, прекрасно владеющим письменной речью, и очень обиделся на упрек, что ставит знаки препинания рефлекторно и бессознательно. Дома он начал припоминать все правила пунктуации и вдруг понял, что ни разу в своей жизни не поставил ни одного восклицательного знака.
Мне очень понравилось, как знаки препинания плясали перед сонным чиновником и как он сам себе смешно объяснял их значение. Но особенно меня впечатлил финальный эпизод, когда он на работе, расписываясь в какой-то бумажке, написал «Ефим Перекладин!». Я была в этот момент очень рада за героя. Потому что хотя он и употребил восклицательный знак не там, где нужно, но по-человечески он прав. Он как бы сказал «Я – человек Ефим Перекладин и очень этому рад, испытываю от этого восторг и счастье!». А значит, жизнь его не совсем пуста.
Это произведение заставило меня задуматься о том, как связан язык, письмо и наша жизнь. Как не однозначны правила, люди и ситуации. О том, что всегда люди хотели и хотят испытывать чувства, которые выражаются на письме восклицательным знаком».
Рекомендации при написании отзыва
Несколько советов для школьников и студентов:
- Искренность. Не понравилось произведение или не поняли что-то – пишем об этом (но в уважительной к творчеству классика манере).
- Воссоздание исторического контекста книги прояснит многое, поможет заметить и оценить больше деталей: можно будет говорить не о целом слоне (четырехтомнике «Война и мир», а о его ухе (компаньонка Марьи Болконской).
- Вспомните, как разрабатывали сходную тему другие писатели, или как романист разрабатывал ту же проблематику в других своих произведениях – здорово, если удалось подметить своеобразие, особый почерк именно конкретного автора.
- Очень сложно писать отзыв о стихотворении. В обычных школах дети начинают пробовать размышлять о стихах не раньше шестого класса. Здесь можно:
- сосредоточиться на художественных средствах (эпитет, метафора и т. д. – то, что, по крайней мере, понятно),
- сопоставить произведение с предметами изобразительного искусства или музыкой (многие стихи положены на музыку и стали песнями, а главный образ или персонаж поэмы может являться мифологическим героем, которого не раз воплощали в своих картинах великие художники),
- развивать ассоциативное мышление: старайтесь уловить значение ритма, характер и эмоции звуков, переносные значения слов.
- Текст должен быть не только кратким, но, что важнее – связным. Не нужно оформлять отзыв в виде ответов на вопросы. Нужно сделать небольшое выступление в публицистическом стиле, приятное для слуха.
Шпаргалка для написания сочинения о прочитанной книге
Небольшая подсказка, которой можно воспользоваться при составлении отзыва:
- Связать в единое мысли о пройденном произведении помогут такие выражения:
«Автор знаменит (темой, манерой, яркой биографией)»,
«В книге отразились (исторические представления и события, биографические факты)», «С этого времени все изменилось (осталось в общем-то тем же)»,
«Писатель поднимает вопрос (тему, проблему)», «Это важно, актуально и сегодня»,
«Насколько я понял, автор отвечает на поднятый вопрос так»,
«Я согласен / не согласен с героем», «Я понимаю / не понимаю его», «Я сам бывал в подобной ситуации» / «Если бы я оказался в подобной ситуации»,
«Роман заставил задуматься о…», «Я бы хотел, чтобы книгу прочитал мой друг, мой родственник, одноклассник».
- Примеры глаголов, передающих воздействие текста на читателя:
Впечатлил, вдохновил, понравился, вызвал воспоминания, опустошил, озадачил, потряс, зацепил, поглотил, вызвал негодование или смех, желание обсудить, поспорить, порадоваться или поговорить, опечалил, подавил, расстроил, зарядил хорошей энергией, возродил, исцелил, помог понять, запутал, привел в смятение, напугал, заставил задуматься, переоценить, переосмыслить.
Заключение
В течение школьной жизни ребята могут успеть попробовать свои силы в написании отзыва на любое произведение. Научившийся улавливать авторский посыл и свое ощущение от книги, а также выражать это сложное взаимодействие, сможет достичь научного понимания текста: ученические отзывы сменятся научными монографиями.
Работа воспитателем ив детском саду лишь на первый взгляд кажется идиллической. На самом деле труд воспитателей крайне сложный и изматывающий. Многое зависит от конкретного детского сада. Советуем почитать отзывы сотрудников, чтобы знать картинку изнутри. Если у вас был опыт работы в детском саду, то полезно будет оставить отзыв, чтобы другие соискатели могли лучше ориентироваться при трудоустройстве
? Сколько зарабатывают в сфере «ДЕТСКИЙ САД»?
Сотрудники указывают зарплаты от 7000 до 50000
Отзывы о работе детский садах в городах:
Работали в детский садах? Расскажите правду о работе!
Добавить отзыв
- 20.12.2021 | Россия | Санкт-Петербург
В детский сад № 106 Невского района Санкт Петербурга не ходите устраиваться никогда и никем! Заведующая Мокеева [Л.] [Г.] дама 70 лет, уже временами неадекватна. Понятно, что уже не работает, но ещё «руководит». Руководство её заключается в том, что она ходит по саду и ищет себе «жертву». Если она кого нибудь не унизила и не отчитала «да дело» в течение дня, то день прошёл зря. Подробнее…
- 06.10.2021 | Беларусь | Брест
объем работы, рассчитанный на троих, выполняет один человек; зарплаты нищенские, а выплата или невыплаты премий зависят от настроения и личных симпатий директора; оборудование убогое; переработки и выполнение работы дистанционно на больничном (потому что больше некому) никак не оплачивается; Подробнее…
- 21.09.2021 | Россия | Новосибирск
Руководитель [М.] [А.] вот главный недостаток! Ко всем сотрудникам относится без уважения (особенно это заметно при ситуациях, которые не нравятся ей), требовательна не понятно к чему, дает массу поручений и в конце выполнения их говорит а это не самое важное и вообще меня не волнует что вы их сделали мне нужно другое. Только вот что ей нужно загадка. Подробнее…
- 09.08.2021 | Россия | Нижний Новгород
В жк Корабли д/с 28 пока еще не открыт, работают только сотрудники. Мой отзыв о тех, с кем пришлось работать до открытия это заведующая [Р.] на и два ее зама [Т.] ею и [Ш.] еа. Подробнее…
- 29.07.2021 | Россия | Нягань
Руководитель систематически истерит при детях. Спецодежду не выдает. Зарплату задерживает. Об охране труда и пожарной безопасности ничего не знает и не хочет знать и это детский сад. Подробнее…
- 08.07.2021 | Россия | Миасс
Уважаемые педагоги, если Вы хотите работать по 12 часов с 20 маленькими ребятишками,то «добро пожаловать»! зарплату получите тысяч 10 15 (если выпросите!) Подробнее…
- 24.05.2021 | Казахстан | Алма-Ата
Свинское отношение к уборщицам,указывают все кому не лень и кого муха укусила, докапываются до каждой мелочи,всем не довольны, иногда даже некогда пообедать (хотя говорят, что кормят). Зп около 70 тыс., 10,5 часов рабочий день. До секретарей видимо тоже докапываются, если они не могут хоть одного найти, уже долгое время Подробнее…
- 22.05.2021 | Россия | Ульяновск
Также завхоз.этого дет.сада приносила журнал чтобы все рассписывались якобы всем сотрудникам выделяют маски и перчатки. На самом деле сотрудникам ничего не выделяли. Руководства то и дело что делают, это оскорбляют сотрудников и ведут сплетни о них. Стимулирующие толком не платят. Подробнее…
- 22.05.2021 | Россия | Ульяновск
За весь период когда я работала в этом детском саду я была в шоке от того, какой бардак там происходит. Воспитатель [М.] е.н. с 6 группы практически не смотрит за детьми, постоянно уходила с группы и оставляла одних детей без присмотра, во время обеда когда нужно кормить деток, у воспитателя приходили ее родственники и заходя в группу постоянно там обедали и это было каждый день. Подробнее…
- 28.04.2021 | Россия | Балашиха
Благотворительность! помощником воспитателя на две группы+кастеляншей на две группы (стирка+глажка постельного белья и полотенец) за 66 руб.в час при 10 часовом рабочем дне!Указанного оклада,прописанного в договоре не увидишь! (аванс был оплачен 40 процентов от отработанной суммы) объясняется это расчетом только по минималке.зарплата в конверте,без вложенной бумажки с расчетом) Подробнее…
- 26.04.2021 | Россия | Самара
[Н.] 53, детский сад «Филиппок» (аноо до «Яна») Не советую работать в этой организации. Руководитель звездная мадам, сотрудников не уважает. Позволяет себе орать, матом в том числе. Зарплату и аванс (три копейки) каждый месяц приходиться клянчить о ней так случайно забывают всегда. Подробнее…
- 01.04.2021 | Россия | Зеленоград
Частный детский сад сказка Солнечногорский район, р п Андреевка д 31б.Работодатель и.п Болдырева Марина [С.] , не выплачивает зарплату в полном обещанном размере, с ней работает ее муж ведет себя по хамски, при увольнении посылает на три буквы. при работе с этим человеком будбте готовы к судам и нервотрепкам. Подробнее…
- 21.03.2021 | Россия | Санкт-Петербург
[Ф.] [Н.] [Н.] Не ходите работать под начало данного работодателя. Изначально предлагают одни условия труда и оплату. По факту получается огромный перечень обязанностей, которые в принципе не сопрягаются с той должностью, на которую пришел работать. Далее очень любит штрафовать сотрудников по любому поводу и без повода тоже. Подробнее…
- 03.03.2021 | Россия | Хабаровск
Ужасные условия! Начальство живет в своём воображаемом мире, где можно на людей скидывать всю работу и не платить за переработки, а сами и пальцем не пошевелят. Постоянная текучка кадров, плюс постоянные родственники начальства на работе (дети, бабушки, мужья). О трудоустройстве и речи идти не может, Подробнее…
- 03.02.2021 | Россия | Москва
Работодатели муж и жена Дьячковы не трудоустраивают работников,хотя обещают, обговаривают зарплату 50.000 в итоге не платят обещанное, зарплата высчитывается по отработанным часам, каждая минута ухода пораньше на 5 минут, если забрали детей высчитывается и не хило! В итоге получается, что 50 000 никогда не выйдет, если работать по 8 часов, нужно работать по 10 12 часов. Подробнее…
- 16.12.2020 | Россия | Смоленск
Завсадом Немцева самодур, визгливый гнев без причины. Опустила и уволила к концу года 8 неугодных: воспитателей, прачку, нянек, завхоза, секретаря, повара. Повар не пережила, умерла от инсульта. Бог видит, теперь и люди знают. Бумеранг есть, ее же лизоблюды сплетники и подставят. Подробнее…
К вам приходили переписчики? А может быть, звонили? Ко мне лично нет, и к большинству моих родственников и знакомых никто не приходил, и сами они не заходили на «Госуслуги». Интернет-опросы, проведённые телеграм-каналами SOTA и «Толкователь», а также и каналом Ксении Собчак, показали, что среди их подписчиков участвовали в переписи лишь 25–30% ответивших. Между тем 12 ноября, за два дня до окончания переписи, замглавы Росстата Павел Смелов уверенно отчитался, что в ней приняли участи «99 с небольшим процентов» населения, а по итоговым данным вышло так и вовсе больше 100, хотя и не дотянуло до пресловутых 146% (позже Росстат объяснил, что виноваты повторяющиеся и перекрестные данные из разных источников).
Как это стало возможным? Казалось бы, широко разрекламированная компьютеризация переписи должна была исключить махинации и ошибки, переписчикам были выданы специальные планшеты, так что контролеры могли видеть, где их сотрудники в данный момент находятся и как заполняется анкета. Но, как принято теперь в России, цифровизация лишь упрощает фальсификацию – подобно тому, как на последних думских выборах в московском электронном голосовании кураторы умудрились взломать так называемый блокчейн и в последнюю ночь, вероятно, вбросить десятки тысяч голосов за кандидатов от власти, точно так же в одно утро планшеты переписчиков зажили собственной жизнью.
Как рассказала корреспонденту сайта Север.Реалии петербургская студентка-социолог, работавшая на переписи, «я вечером подчистила планшет, перепроверила все логические связи, чтобы нигде «красного» не было, как просили. Утром просыпаюсь: вместо 32% у меня 97% заполненных анкет! Это для меня стало шоком, а зачем я вообще ходила месяц? Те квартиры, где мне не открыли, все загорелись зеленым! Если они сами могут все загрузить из системы, моя работа зачем?.. Я спросила у администрации, сказали, что так и должно быть. Главное, чтобы табличка горела зеленым, и все логически в программе прошло. Мне тогда сказали: хоть жизненного опыта наберешься, в России же живешь».
Почти двести лет прошло с гоголевских времен, а сюжеты и персонажи всё те же – аферист, губернатор, жандармы и мёртвые души
Мы действительно живем в стране, где к палёной водке, «сыроподобному продукту», подменённым допинг-пробам, к выборам «на пеньках», липовой статистике по ковиду и поддельным QR-кодам добавилась фальсифицированная перепись населения, данные которой были попросту перенесены из домовых книг, с сайта «Госуслуг» и из прочих административных реестров. В каких-то регионах результаты были просто «нарисованы» в соцсоревновании губернаторов, так же как это делается с цифрами на выборах. Так, глава Башкирии Радий Хабиров сообщил, что количество граждан республики, принявших участие во всероссийской переписи, перевалило за 4 миллиона 100 тысяч человек, притом что на январь 2021 года население Башкирии, по данным того же Росстата, составляло 4 013 786 человек, и еще 60 тысяч было потеряно ввиду рекордной смертности за последние два года. Как пишет телеграм-канал «Баш на баш», всё дело в том, что Хабиров очень хочет обогнать президента Татарстана Рустама Минниханова: «Эти два региона превратили перепись в гонку между собой».
Эксперты призывают быть особенно осторожными с цифрами с Кавказа, где традиционно высок процент псевдопенсионеров, псевдоинвалидов и прочих получателей социальных благ за счёт поддельных метрик и справок, чем, кстати, отчасти объясняется миф о «кавказских долгожителях», поневоле долго проживешь, когда тебя уже в 25 лет записывают в 70-летние пенсионеры. В целом, цифры Росстата, по всей видимости, являются не социальными и демографическими, а административными и политическими показателями, подтянутыми под существующие задачи власти, плановые ориентиры и административную борьбу за бюджетные ресурсы. Как сформулировал ведущий российский социолог Симон Кордонский, российская государственная статистика унаследовала советскую логику: «Обычно перепись – это некоторый механизм учёта населения. Советская перепись – это механизм контроля над населением».
По его свидетельству, когда некоторое время назад российские силовики пересчитали данные ЗАГСов (оцифровали все записи рождения и смерти на территории РФ и вычислили живущих), то они вышли на цифру 90 миллионов человек. С другой стороны, в стране есть огромный неучтенный массив мигрантов, «отходников» и сезонных рабочих, есть целые неучтённые поселения, в которых нет почтового индекса, централизованного электроснабжения, сетей связи и, по сути, нет государственной власти: они юридически не существуют, их нет на картах, но они есть в жизни. С этой точки зрения, говорит Кордонский, к данным Росстата, в том числе и по численности населения, нужно относиться с большой настороженностью: «Может быть, у нас не 145 миллионов человек, а 120. А может быть, и 160 миллионов, бог его знает».
В итоге, как заметил Юрий Андропов на пике кризиса советской системы, «мы не знаем страны, в которой живем». Результаты переписи будут опубликованы ещё нескоро, в 2022 году, и она, очевидно, не даст полных сведений о российском обществе, но уже свидетельствует о кризисе государства. Подобно истории с пандемией, показавшей пример «недостойного правления» (bad governance), или, скорее, даже state failure, «провала государства», самоустранившегося от финансовой помощи населению, от массовой вакцинации и от санитарно-эпидемической защиты населения (нежелание и неспособность вводить карантины и локдауны, следить за выдачей и использованием QR-кодов), итогом чего стала рекордная смертность – история с переписью населения тоже показывает поразительную недееспособность власти.
Небывало расширившись за последние 20 лет (только за последнее десятилетие число чиновников выросло почти на 50%), наделив себя огромным объемом регулирующих функций, отстроив гигантскую силовую и надзорную бюрократию, административно-командную машину и репрессивный аппарат, государство оказалось способно лишь на то, чтобы кормить себя и обеспечивать воспроизводство собственной власти. Однако при этом оно не выполняет базовых общественных функций; вместо «государства-слуги» из прогрессивных теорий управления оно превратилось даже не в государство-хозяина, а в государство-паразита.
Всё это, впрочем, было многократно описано в книгах о российской истории и в отечественной литературе, прежде всего, в бессмертных «Мёртвых душах», главной книге о России. Там тоже в раздутой бюрократии николаевской эпохи бюджетный учет населения (подушная подать) не совпадает с реальной динамикой смертности, не отраженной в «ревизских сказках» (переписи населения), и на этом статистическом зазоре неучтенных мёртвых душ паразитирует классический российский персонаж: предприниматель от бюджета, извлекающий ренту из воздуха, Павел Иванович Чичиков. Почти двести лет прошло с гоголевских времен, а сюжеты и персонажи всё те же – аферист, губернатор, жандармы и мёртвые души, которых, к несчастью, по итогам пандемии в России заметно прибавилось.
Сергей Медведев – историк, ведущий цикла программ Радио Свобода «Археология»
Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции