Отзыв о сказке колобок для 3 класса

Сочинения по литературе другие анализ сказки колобок колобок это сказка о том, как бабка спекла из остатков продуктов колобок
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Колобок

Колобок – это сказка о том, как бабка спекла из остатков продуктов колобок и решила положить его на окно, чтобы тот остыл. Но Колобок решил, что скучно ему лежать на окне у бабы с дедом и быть съеденным, поэтому решает спрыгнуть с окна и отправиться в путешествие.

Он катиться по разным дорожкам, встречает других героев, но от всех благополучно сбегает и отправляется дальше. Каждому из героев он поет странную песенку, благодаря которой его каждый раз отпускают. Но только лиса делает вид, что она его не слышит, поэтому решает не отпускать его, поэтому лиса его съедает. Она не ведется на разговоры колобка, поэтому решает поступить по-своему. У Лисы собственное представление об окружающем мире, поэтому она не намерена слушать Колобка.

Ключевыми героями в произведении является Лиса и Колобок, оба героя являются противоположностями друг друга. Если Лиса – это олицетворение хитрости и ласковости, она готова сделать все, чтобы добиться поставленной цели, то Колобок добродушный и простой парень, достаточно смелый и предприимчивый. Герои встречаются, но в их противостоянии побеждает тот, кто оказывается хитрее.

Данная сказка показывает, что необходимо больше пользоваться своими мыслительными процессами, а не говорить. Колобок же поступал наоборот, поэтому и остался в проигравших. Он не предположил, что Лиса может сделать собственный выбор и путешествие Колобка закончится.

Несмотря на то, что сказка предназначена для младшего и среднего школьного возраста, мораль в ней содержится намного глубже.

Колобок не стесняется своего происхождения, он постоянно говорит, что его смели по сусекам, но при этом данный факт его не радует. Это просто позволяет ему спастись от рук обманщиков животных.

Лиса же плохо слышит, кроме того у нее достаточно плохой вкус, что не заставляет ее задуматься о том, что колобок приготовлен из некачественных продуктов и что данная затея может закончится для нее далеко отрицательно.

И в последнем случае разговорчивость Колобка приводит его к смертельному исходу.

Эта история учит детей тому, что необходимо адекватно смотреть на окружающие вещи, обращать внимание даже на незначительные вещи, не общаться с незнакомцами, делать все правильно. Если ты отправляешься в дальнюю дорогу, то необходимо взвесить все последствия, предположить, чем закончится дальняя дорога и к чему может привести необдуманные поступки.

Анализ №2

Русская народная сказка Колобок в самом простом варианте представляет собой историю о том, как дед с бабкой лепят колобка (так называется некое подобие хлеба) он оживает и укатывается по тропинке. По дороге встречает различных зверей, которые хотят его скушать, но он ото всех укатывается кроме лисы, которая лестью заманивает его сесть себе на язычок и проглатывает. Таким образом, в целом, сказка довольно жестокая и печальная, более того, вероятно, эта интерпретация, если учитывать вообще традицию настоящих народных сказок, является довольно мягкой.

Анализ подобных произведений может выполняться на разных уровнях. К примеру, если мы рассматриваем сказку как воспитательный инструмент, то ту внушается ребенку потребность бдительно относиться к внешнему миру.

Сюжет собственно и представляет собой выход незащищенного юного существа во внешний мир, где полно опасностей, которые предстают в форме животных. Тем не менее, колобок уходит от этих опасностей и его поведение также возможно рассматривать как своеобразную инструкцию для юных читателей. Когда сказка завершается трагично для колобка, такой финал становится уроком для слушающего ребенка, и он получает знание о том, что внешний мир может приносить гибель и не следует доверять каждому его представителю.

Если рассматривать сакральные трактовки сказки, то она полна разнообразных образов и смыслов. К примеру, вполне очевидным образом колобок указывает на Солнце, его символ шар. Также Колобок может символизировать мир или идеальную фигуру, нечто непорочное, как известно, сфера является идеальной фигурой.

Четыре зверя, которых встречает главный герой, могут представлять собой времена года. Заяц, волк, медведь, лиса – каждый символизирует отдельный сезон и лиса, которая выступает как завершение цикла, съедает Солнце, для того чтобы оно снова появилось, то есть было испечено бабкой с дедом и повторило свой путь по небосводу.

Также колобок может олицетворять и человеческую жизнь, а встреченные им звери являются этапами человеческой жизни, которые сменяют друг друга приходя к своему логическому завершению. Если говорить о мистической трактовке, то также сказку некоторые рассматривают как инструкцию или поверхностную схему путешествия души по иномирью. Душа встречает различных духов, которые условно предстают в образах животных и сообщает им особую повторяющуюся формулу-ключ, которая позволяет двигаться на следующий уровень.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Колобок

Анализ сказки Колобок

Популярные сегодня темы

  • Интересные факты о Фете

    Афанасия Афанасиевича Фета можно назвать великим русским поэтом-лириком, а также переводчиком. Его жизнь можно назвать весьма непростой. Ведь за годы своего существования, писателю не раз приходилось отвергать путь литератора

  • Анализ рассказа Митина любовь Бунина сочинение

    Рассказ И.А. Бунина «Митина любовь» можно назвать повестью. Это повесть о трагической любви главного героя. О том, как Митя боготворит свою возлюбленную Катю. Как терзается муками ревности и ненавидит богемный свет, в котором вращается Катя.

  • Сочинение на тему Богатство природы

    Природа — это наше богатство. Еще с раннего детства нам говорили, что природу надо беречь. Относиться к ней бережно и заботливо. Это удивительный и прекрасный мир, который окружает человека.

  • Сочинение по произведению Человек в футляре Чехова 10 класс

    Рассказ Чехова относится к циклу произведений, которые поднимают тему маленького человека. Тем для русской прозы не новая и актуальная до сих пор. Наряду с произведениями, в которых воспевается герой и героическое начало

  • Герои пьесы Вишневый сад: характеристика героев Чехова

    Любовь Раневская главная героиня произведения олицетворяющая собой прошлое. Все события пьесы разворачиваются в её имении, где большую площадь занимает вишнёвый сад

Русская народная сказка «Колобок» наиболее известна и любима. Можно даже сказать, что именно с этой сказкиначинается знакомство русского ребенка с родным фольклором. Эта сказка имеет богатые возможности использования в воспитании детей.

Проанализируем ее педагогическое содержание. Сказка начинается с того, что старик просит испечь колобок. Старуха сначала отговаривается, что у них нет муки, но затем, по совету супруга, она «по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить». Однако Колобок не стал дожидаться, пока старики его съедят, укатился с хозяйского двора в лес, а дальше последовательно происходят четыре встречи Колобка с лесными зверями (Зайцем, Волком Медведем, Лисой).

Каждая из них может рассматриваться как педагогическая ситуация. Первые три педагогические ситуации сходны по своему содержанию, и их различие состоит только в том, что каждый раз Колобок добавляет к своему жизнеописанию новые подробности предыдущих встреч. В этих трех ситуациях Колобок, оказавшись в опасном и незнакомом лесу, сначала выступает в роли воспитуемого, а встретившийся ему зверь – в роли воспитателя. Это подтверждается тем, что инициатором взаимодействия каждый раз становится зверь: «Колобок, колобок! Я тебя съем». – «Не ешь меня, косой зайчик!

Я тебе песенку спою, – сказал колобок и запел: Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон. На окошке стужон; Я у дедушки ушел, Я у бабушки ушел, У тебя, зайца, не хитро уйти!» . Все встречавшиеся Колобку звери могут рассматриваться только как «плохие» воспитатели, воспринимавшие его как свою законную добычу (в лесу каждый зверь охотится на другого), о чем они его сразу же и оповещают. «Плохой» воспитатель не думает о благополучии воспитанника, а заботится только о своей собственной выгоде (в данном случае звери собираются съесть Колобка). Надо отметить, что дедушка и бабушка также собирались съесть испеченный колобок, но они имели на это право, поскольку бабушка сама его замесила и испекла из собранных с таким трудом остатков муки. Волшебное превращение обычной булочки в живое существо нарушило первоначальный замысел стариков вкусно позавтракать.

Скорее всего, они не видели, как колобок укатился от них («Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше», иначе бы они это бегство (возможно, Колобок покатился потому, что догадался, какая участь его ожидает) пресекли. Не обнаружив колобок на прежнем месте, они могли подумать, что его унес какой-нибудь лихой прохожий. Встретив первого воспитателя – лесного жителя Зайца, Колобок перехватывает у него инициативу взаимодействия, предлагая исполнить песенку, после чего «И покатился себе дальше; только заяц его и видел!..».

Поскольку оба участника взаимодействия побывали и в роли воспитателя, и в роли воспитуемого, следует внести некоторые коррективы в предложенную схему анализа сказки. Докажем, что встретившиеся Колобку Заяц, Волк и Медведь были «плохими» воспитателями. Для этого перечислим обнаружившиеся у них пороки: безнаказанность (не считают себя подлежащими наказанию за съедение Колобка), безответственность (не собираются нести ответственность за свое поведение), бесстыдство (не обращают внимания на то, что их поведение для Колобка, который не сделал им ничего плохого, огорчительно), властолюбие (распоряжаются Колобком), воровство (хотят присвоить себе то, что им не принадлежит), грубость (ведут себя неприятным для Колобка образом, собираясь его съесть), дерзость (вольно обращаются с Колобком), жестокость (доказывают Колобку свою значимость), зложелательство (хотят причинить вред Колобку), напористость (собираются съесть Колобка, что не может не вызвать его протест), настойчивость (собираются добиваться своего намерения съесть Колобка, несмотря на то, что для него это неприемлемо), самонадеянность (считают свои силы достаточными, чтобы съесть Колобка), самоуверенность (считают свои мысли о том, что Колобка надо съесть, правильными и тут же их озвучивают), своеволие (хотят поступать по своей воле – съесть Колобка), убийство (желают лишить Колобка жизни), чревоугодие (желают угодить собственному чреву) 49 и др.

Поскольку встретившиеся Колобку звери – «плохие» воспитатели, то они не собираются его воспитывать, но применяют к нему некоторые методы и средства русской народной педагогики50. Это метод угрозы из группы методов стимулирования поведения воспитает Колобок(«Колобок, колобок! Я тебя съем») и метод лишения (жизни) из группы методов наказания (как уже указывалось, звери – «плохие» воспитатели, чем и объясняется то, что они применяют к Колобку метод наказания, хотя он ничего плохого для них не сделал). Поскольку метод угрозы относится к группе методов стимулирования, звери, вероятно, предполагали, что Колобок замрет в ужасе, и они его легко съедят. Однако такое стимулирование вызвало неожиданное для них поведение Колобка – он начал петь песенку. Можно предположить, что этой песенкой Колобок вводил встретившихся ему зверей в измененное состояние сознания51, в результате чего они расслаблялись, не могли за ним погнаться, и тогда он катился дальше в лес. Слушая песенку Колобка, звери теряли самоконтроль и отвлекались от прежнего своего намерения его съесть, что позволяло ему благополучно укатиться прочь. Следовательно, Колобок, став воспитателем, применяет к зверям методы из группы стимулирования поведения воспитуемых: сначала просьбу («Не ешь меня, косой зайчик!»), а потом отвлечение (средство реализации – песенка).

При этом звери думают, что он применяет к ним метод из группы методов поощрения – развлечение с помощью средства – песенки. Перечислим теперь пороки, которые обнаружил сам Колобок: безрассудство (спасаясь от стариков, он укатывается в лес, где опасностей не меньше), бесцельность (не ставит перед собой конкретную цель), высокомерие (считает себя выше встретившихся зверей, для чего так подробно рассказывает им историю своей жизни), задиристость (старается показать себя не слабее и не хуже зверей), кичливость (любуется собой перед зверями), коварство (скрывает свою истинную цель – убежать, привлекая внимание зверей к своей песенке), самолюбование (любуется своими качествами), спесивость (любуется своим замечательным происхождением).

В данном случае речь может идти о такой форме измененного состояния сознания, как гипноз ‒ «временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания», его похвалили за его ценные качества), хвастовство (обнаруживает перед окружающими свои качества и способности), чванство (любуется своими успехами) и др. В итоговой педагогической ситуации сказки Колобок встретился с Лисой. В отличие от предыдущих сходных ситуаций, когда противниками Колобка были сказочные звери, которые в соответствии с традицией русской народной педагогики являются символами робости (заяц), глупости (волк), неуклюжести (медведь), лиса известна хитростью, которую она проявляет с первых мгновений взаимодействия с Колобком. Если прежде звери сразу говорили, что съедят Колобка, то Лиса поступает по-другому: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький» 54. Тем самым она применила по отношению к Колобку методы русской народной педагогики из группы стимулирования поведения воспитуемого: приветствие и похвалу.

Для их реализации Лиса в обоих случаях использует такое средство русской народной педагогики, как благое слово. Такое «доброжелательное» начало настроило Колобка на благодушный лад, и он сразу запел свою песенку. Затем Лиса, притворяясь старой и глухой, просит Колобка пропеть песенку еще два раза, при этом он каждый раз подходит к ней все ближе и ближе (сначала он вскочил Лисе на мордочку, а затем на язычок). Каждый раз Лиса хвалит Колобка: «Какая славная песенка! … Спасибо колобок! Славная песенка, еще бы послушала». Здесь Лиса применяет сначала методы из группы методов стимулирования поведения воспитуемого: обман (средство реализации – ложь о том, что она плохо слышит) и просьбу (средство реализации – слово), а затем – несколько раз методы благодарения и похвалы (группа методов поощрения).

Их средством реализации также является благое слово. На завершающем этапе этой педагогической ситуации Лиса применяет метод из группы методов наказания – лишение (жизни), а средством его реализации выступают острые лисьи зубы. Колобок. Там же Лиса тоже «плохой» воспитатель, она заботится только о своем благе и при этом обнаруживает следующие пороки56 (дополнительно к тем, которые были отмечены у других зверей – ее предшественников в общении с Колобком): выдержку (скрывает свое истинное отношение к Колобку), коварство (скрывает от Колобка свои истинные намерения), лицемерие (высказывает те мысли, которые скрывают ее настоящее отношение к Колобку), льстивость (вызывает своими словами приятные эмоции у Колобка, чтобы добиться своих целей), потакание (содействует самолюбованию Колобка), притворство (изображает свое немощное состояние, чтобы Колобок приблизился к ней), хитрость (желает съесть Колобка без особых трудов, чтобы не пришлось его догонять) и др.

Колобок опять продолжает действовать по все тому же, трижды опробованному, сценарию, который принес ему успех при встрече с другими зверями. Однако совсем иное поведение Лисы должно было его насторожить, но он не обращает на это внимания и не чувствует опасности. Колобку не хватило некоторых добродетелей, чтобы правильно разрешить новую педагогическую ситуацию. Среди них ‒ бдительность (постоянно быть готовым к появлению врагов и их отражению), внимательность (воспринимать все без изъятия, а он не заметил, что слишком близко подошел к Лисе), молчаливость (потребность не говорить много, а он увлекся пением и забыл об опасности), осторожность (потребность предусмотреть возможность опасности со стороны Лисы), осмотрительность (прежде пения следовало выявить препятствующие этому обстоятельства), рассудительность (совершать действия после проверки их правильности умом), самовластие (сохранять власть над своими действиями), скромность (потребность не привлекать к себе внимания), тихость (потребность не привлекать к себе внимания многословием)и др. В конце анализа сказки следует предложить пути использования сказочной педагогической ситуации в современном процессе воспитания. Обычно студенты затрудняются в ответе на этот вопрос.

Они исходят из сложившегося в обществе стереотипа восприятия сказки таким образом, что Лиса съела Колобка потому, что он убежал от дедушки и бабушки. При этом забывают о том, что если бы он остался, то старики сами бы его съели. Следовательно, предлагать для обсуждения с ребенком, только что прослушавшим сказку, соображения о том, что «вот не будешь слушаться, будешь убегать от мамы и папы, тебя тоже какие-нибудь злые люди схватят и убьют», было бы не правильно. На логическую ущербность этого подхода может указать воспитателю и сам ребенок. Таким образом, следует подчеркнуть, что Колобок оказался в сложной ситуации, когда все намереваются его съесть, и молчание Лисы по этому поводу было воспринято им как дружеское участие к его замечательной личности. Маленькому ребенку следует объяснить, что его самого злые люди могут рассматривать как «лакомый кусочек», поэтому не следует разговаривать с незнакомыми людьми («Никогда не разговаривайте с неизвестными»), поддаваться на их ласки и похвалу, посулы показать что-то интересное у них дома и т.п. Родители не должны оставлять ребенка без присмотра. Иное поведение родителей продемонстрирует окружающим то, что они не слишком умны и потому не воспринимают своего ребенка как главную ценность в жизни, если не задумываются об опасностях окружающего мира.

Таким образом, подводя некоторые итоги, можно отметить, что историю Колобка следует использовать для воспитания у ребенка добродетелей и искоренения пороков, ведь из-за недостатка первых и множества вторых Колобок был съеден Лисой. Кроме того, эта сказка еще раз подтверждает, что хлеб – самое удивительное кушанье, и с ним могут случаться настоящие чудеса, в связи с чем следует воспитывать у ребенка уважительное отношение к хлебу.

Есть интересная тема, на первый взгляд мало относящаяся к алгоритмам. Она «сказочная» с одной стороны, а со стороны другой в ней есть созвучие с насущными проблемами начинающего свой профессиональный путь программиста.

Репка - медаль

Давайте попробуем разобраться и немного развлечься, рассматривая эти стороны древней алгоритмической медали…

Задача

Вспоминая свой опыт знакомства со сказками, могу точно отметить, что это происходило почти заново три раза. Каждая хорошая книга растет вместе с читателем и обретает новые краски с увеличением его практического опыта. Но в отличие от многих книг сказка имеет особую историю взаимодействия с человеком. Первого знакомства со сказками думаю никто не избежал в своём детстве. Это было знакомство без чтения — на слух — очень часто с помощью наших родителей и в сопровождении с просмотром красочных иллюстраций детских книжек. Мало какие факты в содержании сказки оцениваются ребёнком при таком детском и игровом знакомстве. Но в памяти почти наверняка остаются часто повторяемые образцы: «я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…».

колобок Издание 1910 года. Рис. Елизаветы Бём

Уже позже в сознательном возрасте происходит второе знакомство со сказкой. Часто это происходит в процессе чтения сказки своим детям. У меня же это знакомство случилось в старшей школе. Когда на уроках литературы нас старались научить после прочтения книги не только пересказать сюжет, но и задуматься, что и какими средствами хотел нам сказать автор в своём произведении. Те сказки, которые были выбраны для разбора в текущей статье, в большинстве не имеют известного автора. Их называют «народными». Так что́ «хотел сказать» народ своим растущим детям посредством сказки? Есть ли в сказке польза? Или сказка лишь развлечение, нужное для весёлого и красочного взаимодействия родителей со своим ребёнком?

Эти вопросы становятся еще острее, если попробовать задуматься: какой странный образец поведения демонстрируется многими сказками.

Мы учим ребёнка убегать от бабушки и дедушки? Или лежать на печи и ждать волшебной щуки, исполняющей желания? Конечно, нет. Ну, или очень странно, если — да.

Очень странно, когда в анализе цели и устройства сюжета рассказываемых детям сказок, появляется такое противоречие. А если так, то может стоит запретить такое навязывание вредных образцов поведения и привычек. Ведь цензура «замылила» процесс курения в «Ну, погоди…». Тут тоже есть место, где развернуться общественному фильтру содержания?

Нет! Конечно, пока рано бить тревогу. Польза сюжета сказок есть. И для оценки одной из несомненных составляющих этой пользы стоит начать наше третье и совместное знакомство со Сказкой, предлагаемое в качестве задачи текущей статьи.

Рассаживаемся поудобнее. Жили-были дед и баба…

Введение

Перед тем как вплотную приступить к разбору сказки все же позволим себе небольшое пояснение. Конечно, эта статья не является первым или даже редким обзором, посвященным оценке структуры сюжета сказок. Есть достаточно большое число работ на эту тему, самыми крупными из которых являются системы классификации сказочных сюжетов:

  • классификация Аарне — Томпсона — Утера (англ. ATU Index) «Указатель сюжетов фольклорной сказки»,
  • работа В.Я.Проппа «Морфология волшебной сказки»,
  • статья Акименко Н.А. «Стилевые и текстообразующие характеристики английской народной сказки (диахронический аспект)»,
  • статья Кретова А.А. «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика»,
  • и множество других работ.

Из всего разнообразия анализа сказок выделяются общие части, обнаруживаемые разными исследователями в сказках разных народов мира. Одной из таких общих частей является цепочная сказка (альтернативное название — кумулятивная сказка), представляющая собой особый тип структуры сказочного сюжета. Этот тип сюжета является основой разбора, предлагаемого текущей статьёй. Докучные сказки, так же рассматриваемые в статье, являются подвидами цепочных сказок.

Где же тут будет о программировании? — спросите Вы.

Итерация

А переход от сказки к написанию кода очень прост: все цепочные сказки самым простым из известных мне способов описывают структуру итерационных и рекурсивных алгоритмов. При этом описание выполнено предоставлением образца алгоритма, и в этом образце очень умело опускаются все не важные для описываемого типа алгоритма детали.

Но в сторону обзоры и общие слова. Начнем рассматривать примеры. Первым у нас на очереди — сказочное описание структуры итерационного процесса накопления с остановкой по изменению условия:

acc = []
while not condition:
    v=next_item()
    do_some(v)
    acc.append(v)

Итерационный процесс

Какая же сказка поможет нам в разборе обусловленного цикла?

Ответим первыми строками этого ценного учебника по программированию циклов:

Жил-был старик со старухою. 
Просит старик:
— Испеки, старуха, колобок!

Да, это сказка «Колобок». Давайте рассмотрим основные элементы сюжета этой сказки.

В завязке содержания идет инициализация самого важного элемента — выпекание колобка. Чем так важен это элемент? Ответ программисту: Колобок является главной накапливающей переменной, в которой благодаря хорошей «колобковой» памяти запоминается песенка. Ведь эта песенка является главным результатом сказки? Эту песенку мы в детстве запоминали лучше всего? Разберем посредством какого процесса формируется этот результат в выявленном сказочном аккумуляторе.

Этот процесс характеризуется несколькими повторениями сходных действий. Такое повторение является одним из важных признаков цепочной сказки. В «Колобке» повторяется последовательность следующих действий:

  • убегание из предыдущей локации,
  • встреча с каким-то персонажем,
  • и исполнение этому персонажу песенки.

При каждом выполнении этой последовательности персонаж разный, и имя персонажа после исполнения песенки добавляется в эту песенку новой строчкой.

Результат всей сказки сводится к получению песенки, описывающей историю встреч колобка:

— Не ешь меня, лиса! 
Я тебе песенку спою, — сказал 
колобок и запел:
— Я Колобок, Колобок!
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
И от медведя ушел,
А от тебя, лиса, и подавно уйду!

Цикл такого поведения Колобка никогда бы не закончился, если бы не оказалось условия его остановки. В русских сказках очень часто условием выхода из зацикленных ситуаций является Хитрость. Условием выхода из цикла «колобковых» приключений стала хитрость Лисицы, которая догадалась, что можно не только песенку послушать, но и голод утолить. Тем самым она получила полный набор, как хорошо сказано когда-то, из «хлеба и зрелищ».

Если приводить примеры подобных «Колобку» сюжетов, то сразу можно вспомнить тождественные истории в сказках других стран. Это, например, сказка «Пряничный человечек», у главного персонажа которой не было такой приметной шарообразной формы, но приключения были почти те же. В указателе Томпсона сюжет «Колобка» отнесен в группу Z33.1 «Сбежавший блин: Женщина печёт блин, который убегает. Его тщетно пытаются поймать разные животные. В конце концов его съедает лиса».

Есть сказки подобные сказке «Колобок», которые не полностью совпадают с ней по сюжету. Например, сказка «Зайкина избушка»: про ледяную избу Лисы и лубяную избу выселенного Зайца. В этой сказке Заяц накапливал рассказ о своих встречах с неудачливыми помощниками, а условием выхода из цикла была хитрость Петуха, напустившего на Лису страху своими боевыми песенкам-страшилками. Подробности сюжета иные, а его структура полностью аналогична. Это цикл накопления с условием выхода!

Следствие ведут Колобки

Вызов подфункций

Но продолжим изучение сказочного программирования. И следующим у нас на очереди — использование вызова подфункций и стека.

Нужна хорошая «функциональная» сказка. И такие тоже есть — это, например, сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Жили-были петушок и курочка...
Клевал как-то петушок бобовые 
зернышки, да второпях и подавился. 

Петушок и бобовое зернышко

Задача ясна — нужно спасать Петушка. А вот решение этой задачи отличается от решения «Задачи колобка». В нём больше сходства с сюжетом «Зайкиной избушки».

Курочке так же как и Зайцу необходимо встретить несколько разных персонажей и попросить помощи, но в задаче «Спасти Петушка» (в отличие от действия «Прогнать Лису из лубяного домика») действие каждого помогающего персонажа, встреченного Курочкой, не может быть выполнено самостоятельно. Помощь и действия персонажа зависят от некоторых действий другого персонажа:

— Кузнец, кузнец, дай скорее 
хозяину хорошую косу. 
Хозяин даст коровушке травы, 
коровушка даст молока, 
хозяюшка даст мне маслица, 
я смажу петушку горлышко: 
подавился петушок 
бобовым зернышком.

Это верно почти для всех персонажей, кроме терминального (или «элементарного»), для которого не требуется использования сторонних действий. В этом случае действие может выполниться сразу. В сказке таким действием стало получение косы от Кузнеца: «Кузнец дал хозяину новую косу».

Так что́ есть зависимые действия? Какие есть элементарные действия? Каков способ организации этих действий с точки зрения программиста?

Вы уже догадались? Конечно, перед нами что-то очень похожее на функции. Есть образцы использования зависимыми функциями для своего исполнения вызовов других функций. Элементарные функции отличаются автономным выполнением. В итоге вся сказка становится руководством по решению задачи путем контроля процесса, состоящего из вызова нескольких таких зависимых функций и одной элементарной функции. В качестве способа контроля такого процесса в сказке предлагается использовать специально организованный набор фраз, часто повторяемый и формируемый Курочкой.

Значит, и в этой сказке есть переменная накопления. На этот раз она хранится в «курочкиной памяти». И способ пополнения данных отличается от «колобкового» способа. Посещенные персонажи перечисляются в тексте Курочки в обратном порядке. Последний посещенный персонаж упоминается первым. Это изменение неслучайно. Таким образом формируется список возвратов к предыдущим персонажам для решения всей задачи Курочки. Это же детское описание стекового способа (способ организации и манипулирования данными LIFO, методы обработки товарно-материальных ценностей FIFO и LIFO)!

Мы еще раз столкнулись со странным фактом, что в детской сказке описывается на наглядном примере не самая простая программная технология. Этот сказочный образец использования функций был случайно обнаружен мной в процессе чтения сказки детям. Думаю, что это произошло не без влияния профессиональной деформации, которой никак не избежать, если долгое время работаешь программистом.

Да, вызовы функций не являются самой сложной частью в программировании. Вот если бы найти сказочное описание, например, рекурсии. Это было бы действительно примечательно.

Рекурсивный процесс

И уже без большого удивления после небольшого перебора запомненных в детстве сказок был обнаружен и этот образец. Сказочное описание рекурсии существует!

Нужная нам сказка сразу начинается с задачи:

Посадил дед репку. 
Выросла репка большая-пребольшая...

Решение задачи в сказке «Репка» опять опирается на использование персонажей-помощников. Как и в предыдущей рассмотренной сказке каждый новый помощник использует действия другого персонажа, но в отличие от «Бобового зернышка» он использует помощь не следующего персонажа, а — предыдущего. Отличается также характер действий, выполняемых разными персонажами. В «Бобовом зернышке» все действия были разные, а в «Репке» каждый персонаж делает действия сходно с остальными участниками. Если действие так же как и в предыдущей сказке соотносится с вызовом и исполнением функции, то получается, что функция у каждого персонажа одна и та же?

Каждый персонаж выполняет следующее действие:

  • Пробует решить задачу.
  • Если не может решить, то зовёт другого персонажа.
  • Помогает этому персонажу решить похожую задачу, которая с его помощью становится проще.

Это же точно рекурсия?! Почему каждый новый персонаж меньше предыдущего? В детстве отвечал на этот вопрос: потому что так удобнее тянуть. Но в свете рекурсивного объяснения — ответ другой. В сказке так описано, чтобы показать, что задача на каждом шаге упрощается, и в итоге решение становится доступно даже маленькой мышке.

Репка

Это же гораздо нагляднее, чем примеры в университете с числами Фибоначчи, где рекурсия применяется для вычисления рекурсивно заданных чисел? После «Репки» сразу понятно для чего рекурсия может быть полезна, и в чём её главная ценность — способность уменьшать размер задачи разделением на несколько зависимых и одинаковых действий.

Можно здесь вспомнить многие примеры рекурсивного программного решения задач на основе принципа «Разделяй и властвуй» («Уменьшай и властвуй») — та же быстрая сортировка или бинарный поиск в отсортированном списке. Но, уверен, не стоит пробовать рассказать это ребёнку в качестве полезного образца, чтобы научить поиску решения задач, которые встретятся ему в жизни.

С последней мыслью становится немного яснее, почему сказки так близки к программированию. Сказка — это способ подготовки ребенка к решению появляющихся перед ним задач. А решение задачи с использованием последовательности доступных действий — есть Алгоритм.

Да, очень похоже, что сказкой дети учатся создавать простейшие алгоритмы. Может такой способ обучения будет полезен или хотя бы интересен и программисту? Почти всегда это так. Но есть исключения. Способы создавать вредные алгоритмы тоже есть в детских сказках!

Вред бесконечных циклов

Во всех предыдущих сказках задача успешно решалась, или выполнение прерывалось по некоторому условию. Находилась хитрая Лиса или хитрый Петушок. Находился «автономный» Кузнец. Мышка вытягивала цепочку помощников с репкой на верхушке. А что если такого хитрого, автономного и терминального персонажа в сказке нет? Вдруг Кузнецу понадобится масло для изготовления косы? Ведь задача не будет решена и действия будут продолжаться бесконечно? «Это будет плохо спроектированная сказка» — скажете Вы. И будете правы. Но как это показать ребенку? Как указать ему на необходимость задать условие остановки попыток решения вставшей перед ним задачи?

Конечно, это надо сделать в сказке!

И такие поучительные сказки тоже есть. Их научная классификация — докучные сказки. Для программиста эти сказки — пояснение вреда бесконечного итерационного или рекурсивного решения задачи в детских условиях, когда еще негде искать диспетчер задач для снятия «зависшего» процесса:

while true:
    pass

def f():
    f()

def f():
    g()

def g():
    f()

У всех докучных сказок разное содержание, но выбранный для текущей статьи образец начинается просто:

Купи слона...

Вы говорите, что он Вам не нужен?

Все говорят, 
   что им слон не нужен. 
А ты возьми и купи слона...

Соглашаетесь купить?

Все соглашаются купить. 
А ты возьми и купи слона...

Окончания этой сказки не будет.

Все думают, что 
   окончания этой сказки не будет. 
А ты возьми и купи слона...

Кадр из мультфильма 'Следствие ведут Колобки'

Ну в целом понятно. Если попробовать вставить такую сказку целиком, то это будет очень вредно даже для текущей статьи. Поэтому killall fairytale_elephant.

Продолжая размышлять над задачами встающими перед ребенком и над способами обучить его их решать, подходим к самой страшной для программиста теме. А если алгоритма решения нет?

Неразрешимые задачи

Ведь существуют задачи, которые никак не решить? Например, некоторые задачи не решить из-за отсутствия в текущий момент соответствующих инструментов. Мы же не будем пробовать забить гвоздь в бетонную стену ладошкой?

Как показать ребенку, что́ ему делать при встрече с такой задачей?

Правильно. И это тоже проще всего сделать сказкой!

И в этом нам поможет самая «бесполезная» и «бессмысленная», как представлялось мне долгие годы, сказка. Начнём с первых строк:

Жили-были дед да баба
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, 
не простое - золотое...

Курочка ряба

У сказки «Курочка ряба» есть несколько вариантов. Некоторые варианты имеют структуру цепочной сказки с соответствующими несколькими повторами и множеством персонажей, которые подходят и сочувствуют деду и бабушке, расстроившимся из-за нечаянно разбитого яичка. Но самый известный вариант почти лишен итераций, зато в него добавлены самостоятельные попытки разбить яичко и хорошая концовка, в которой Курочка обещает снести другое «простое» яичко.

Варианты окончания сказки не так важны, как важна́ основа её содержания:

Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.

Здесь у программиста тоже есть прямые аналогии. В программировании пока не говорят о совсем неразрешимых задачах. Но уделяют много внимания задачам, решение которых не получить за приемлемое время. То есть программист пытается оценить насколько сильно задача неразрешима (классы сложности). Это очень важно для взрослых задач. Но ребенку объяснять это пока рановато. А вот объяснить, что некоторые задачи в нашем мире не получается решить, необходимо.

Так же важно показать ребенку, что неразрешимая задача все же может быть легко выполнена, но с соответствующим инструментом, который может быть очень неожиданным. Например, в разбираемой сказке это хвостик мышки:

Мышка бежала, хвостиком задела, 
яичко упало и разбилось.

Этот малый инструмент для решения задачи очень важен. И его нахождение — самое важное в текущей сказке. А в работе программиста поиск и реализация такого способа — это основной профессиональный навык, за который платят.

Выполняя анализ сказки «Курочка ряба», можно вспомнить об еще одной проблеме в задачах программирования. Корни этой проблемы кроются в соотношении класса NP-полных задач и задач класса P. Для использования многих современных средств защиты данных важен ответ на вопрос: равны ли классы P и NP. На этом ответе основываются системы шифрования, в которых сложность расшифровать данные без ключа («мышкиного хвостика») должна намного превосходить сложность расшифровки с наличием этого ключевого инструмента.

Выводы

Сказка — ложь, да в ней намек…

Обзор сказок вышел не совсем полным, но дающим основание к следующим шагам в разборе этой темы. В текущей статье мы ограничились только самыми простыми сказками. Более сложные по структуре сказки чаще основываются на демонстрации устойчивых алгоритмов и признаков социального поведения в среде, с которой ребёнок столкнётся в своей жизни. Это отдельный и не менее интересный разговор, но он для другой статьи.

Основной вывод, формулируемый в результате выполненного нами рассмотрения детских сказок, прост. Сказки определенно полезны. Это не просто развлечение. Как минимум их можно использовать в качестве иллюстрационного материала при обучении программированию. Но это только на поверхности. А в глубине вопрос. Если сказки так близки к процессам обучения созданию алгоритмов, то имеют ли они эти процессы своей целью? Совсем иначе стоял бы этот вопрос, если бы автором проанализированных нами сказок был развлекающийся программист или математик, как это было, например, со сказками «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

Но автор рассмотренных сказок — народ. Так может быть, обучение детей создавать алгоритмы для решения задач — это обычная, но скрытая от внимания часть человеческой жизни?

В заключении этой статьи хочется обратить внимание, что приведенный обзор сказок является лишь маленькой частью научной работы, которая посвящена формализации понятия Алгоритм. В контексте этой работы Сказка является доступным текущему поколению способом передать следующему поколению удачные приёмы синтеза алгоритмов поведения. В текущей статье не ставилось задачи полностью формализовать этот способ, но подчеркивается сам факт наличия этого способа в детской сказке.

Главной задачей, поставленной в научной работе, является поиск и развитие алгоритмов для синтеза алгоритмов. Эта задача из разряда «разбить золотое яичко от курочки рябы», но на текущий момент уже крепнет уверенность, что она не относится к совершенно неразрешимым. Необходимо лишь знать ключ-подход к ней. Если говорить в сказочных терминах: необходима мышка с соответствующим хвостиком…

Спасибо Вам за внимание.

Отзывы

Буду очень благодарен за отзывы, пожелания и предложения, так как они помогают мне скорректировать направление развития работы в этой области.

Отдельное волнение у меня есть по стилю повествования и форматированию, используемым в статье (кавычки, абзацы, цитаты). Напишите, пожалуйста, если у Вас есть замечания к ним. Можно личным сообщением.

Ссылки

  • Главная страница работы (GitLab GPL): Проект «Общая теория алгоритмов»
  • Вводная статья работы «Разрабатываем теорию алгоритмов как проект с открытым исходным кодом». Пожалуйста, не судите строго эту наивную публикацию «сверх-идеи» устаревшей версии 2019 года.
  • Статьи серии «Что такое алгоритм?!»
    • №1 «Действие»,
    • №2 «Обусловленная и связная последовательность»,
    • №3 «Синтез алгоритма запоминанием»
    • №4 «Эволюция памяти»
    • №5 «Копирование иерархии памяти»
  • Для заглавной иллюстрации к статье взят рисунок с обложки книги «Репка. Лиса и журавль». Издание Кнебель, 1916
  • Иллюстрация к сказке «Колобок» и «Репка» выполнены Елизаветой Меркурьевной Бём
  • Иллюстрация к сказке «Петушок и бобовое зернышко» является титульной страницей одноименной книги издательства «Малыш» 1981 г.
  • Иллюстрация к сказке «Курочка Ряба» является титульной страницей одноименной книги издательства Г.Ф. Мириманова 1926 г.
  • Несколько иллюстраций сделаны на основе кадров мультфильма «Следствие ведут Колобки» (1987)

Конспект
занятия по лепке

по
сказке «Колобок»

 в
первой младшей группе

Воспитатель:
Мисюлина Дарья Андреевна

Цель:
Продолжать развивать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми
движениями; развивать у детей наглядно – образное мышление, познавательную
активность, мелкую моторику; учить создавать изображения по мотивам русских
народных сказок; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки;
вызвать интерес к лепке.

Задачи:

Образовательные

·       
Активизировать и расширять знания детей о
свойствах пластилина (мягкий, пластичный).

·       
Закреплять умение детей скатывать шар
круговыми движениями между ладонями.

·       
Приучать
детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку

·       
Закреплять знание о форме предметов (круг).

·       
Учить понимать содержание сказки.

Развивающие

·       
Развивать творческое воображение, мелкую
моторику, память, речь и мышление.

·       
Развивать умение создавать индивидуальную
композицию в лепке

Воспитательные

 Воспитывать у детей интерес к лепке, усложняя ее
содержание и расширяя возможности создания разнообразных деталей, доводить
дело до конца и радоваться полученному результату.

    Формы и методы работы:

— беседа

— показ иллюстраций

— подвижная и пальчиковая игра

Интеграция
образовательных областей:
физическое развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование:
интерактивная панель и стилус, мольберт с
магнитами

Демонстрационный
материал:
 персонажи к сказке «Колобок»
(бабушка, дедушка), большой мяч, мячики разных цветов, изображение Колобка.

Раздаточный
материалы:

На
каждого ребёнка: пластилин жёлтого цвета (небольшой кусочек 2*2 см, пластилин
черного цвета, доска для пластилина, влажные салфетки для рук.

Предварительная
работа.

1.
Чтение русской народной сказки «Колобок».

2.
Показ кукольного театра по сказке «Колобок».

3. 
Рассматривание иллюстраций к сказке.

Ход
занятия:

I.
Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Воспитатель:


Ребята, посмотрите, что это? (на интерактивной панели появляется изображение
домика) Какой домик? (красивый, большой).


А кто же в этом домике живет? (Появляются дедушка и бабушка)


Кто это? Дедушка и бабушка грустные, они плачут. Испекла бабушка дедушке колобок
красивый да румяный, положила его на окошко, а колобок от них и убежал. И они
не могут его найти.


Ребята, давайте поможем им отыскать колобка! Поможем?

Ребята,
скажите мне, какой формы Колобок?

Дети:
Круглой.

Воспитатель:
Правильно, ребятки. Давайте посмотрим, какие еще предметы похожи на круг?

1.     Рассматриваем
с детьми предметы круглой формы.

Что
это такое, ребятки?

Дети:
Шарик.

Воспитатель:
Какой формы шарик, ребятки?

Дети:
Круглой.

Воспитатель:
А это что?

Дети:
Мячик!

Воспитатель:
Правильно, ребятки. Какой он?

Дети:
Круглый.

Воспитатель:
а что еще может быть круглым? (солнце, тарелка, часы, апельсин…)

2.     Физкультминутка.

По
дорожке мы пойдем, (ходьба на месте, руки на поясе)

Может, Колобка
найдем? (разводят руки в стороны)

А
кругом одни грибы – (повороты вправо- влево)

Вот
такой величины! (встают на носочки, руки вверх)

Раз
грибок и два грибок – (наклоны вниз)

Будет
полный кузовок! (вытягивают руки перед грудью)

Дети
садятся за столы.

Воспитатель:
Ребята, давайте слепим для дедушки с бабушкой колобка, чтобы они не грустили. Чтобы
ручки хорошо лепили, нам нужно сделать гимнастику для пальчиков.

3.     Пальчиковая
гимнастика

Мы
лепили колобка (дети сжимают и разжимают пальцы)

Тесто
мяли мы слегка,

А
потом его катали («катают»колобок)

На
окошечко сажали. (раскрывают ладони, показывают их)

Он
с окошка, прыг да прыг (стучат по ладоням пальцами)

Укатился
озорник. (резко разжимают ладони)

II.
Исполнительский этап

4.
Беседа

Воспитатель:
Прежде чем мы начнем с вами лепить, давайте с вами рассмотрим колобка.
Какой он? (Изображение колобка на мольберте)

Дети:
Круглый.

Воспитатель:
Посмотрите внимательно на колобка, какого он цвета? А что есть
у колобка? А какого цвета глазки, ротик?

Дети:
Жёлтого. Глазки, ротик. Глазки черные, ротик красного цвета.

5.
Показ

Воспитатель:
Сейчас я вам покажу, как мы будем лепить колобков.

Берем
кусок желтого пластилина, разминаем его, скатываем между ладонями, чтоб
получился вот такой шар. Туловище у нашего колобка получилось, теперь
берем глазки и прижимаем к туловищу колобка. Вот у нас
получился колобок.

6.
Самостоятельная деятельность детей

Воспитатель
помогает детям, которые испытывают трудности при лепке.

III.
Завершающий этап

   
Воспитатель: Молодцы, ребята, посмотрите сколько у нас получилось колобков?
Посмотрите, какие красивые у нас получились колобки! Давайте отнесём их
бабушке с дедушкой.

   
Посмотрите, как радуется бабушка и дедушка, им очень понравились ваши колобки,
которые вы слепили. Они благодарны вам за вашу помощь. Вместо одного колобка,
вы подарили им много колобков. Вы у меня настоящие помощники, молодцы, ребята!

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Уважаемые коллеги! Спасибо за внимание к моей работе и отзыв о ней!

Какая милота! Какая прелесть! Вы нашли для ёлочки прекрасный наряд, во-первых. В…

Тематике Ваших ресурсов нет границ. такие разнообразные, удивительно разного фор…

С точки зрения практичности Ваши материалы всегда отличаются высокой востребован…

Категория ИЗО 1 класс содержит материалов: 274

Страницы: 1 2 3 13 14 »

Презентация по теме «Рисуем снегиря»

s35793484

Снегирь — символ зимы и морозов. В холодную пору снегири расправляют своё оперение и выглядят как красивые разноцветные шарики на белом снегу, создавая праздничное настроение и ощущение чего-то прекрасного.

№76016 |
24.11.2020 |
annakoval

| 2.4Mb

Презентация к уроку ИЗО в 1 классе «Основные и составные цвета»

s25962668

Ресурс выполнен в программе Microsoft PowerPoint 2010 с применением триггеров. Работа предназначена для изучения нового материала. Учащимся предлагается поэкспериментировать с основными цветами, получить составные цвета; выполнить дидактическую игру, созданную в программе Learning Apps.org.

№75078 |
24.07.2020 |
DAN64

| 17.9Mb

Дидактическая игра «Цвета радуги»

s09224260

Дидактическая игра создана в программе Learning Apps.org и предназначена для уроков изобразительного искусства в 1 классе. Учащимся требуется расположить цвета радуги по порядку слева направо, для этого следует захватить карточку мышкой и соединить её с нужной цифрой.

№74882 |
06.07.2020 |
DAN64

| 0.2Mb

Презентация к уроку ИЗО в 1 классе «Цвета радуги»

s64018480

Ресурс выполнен в программе Microsoft PowerPoint 2010 с помощью технологических приёмов «Инфографика», «Имитация рисования». Работа предназначена для изучения нового материала. Учащиеся узнают не только семь цветов радуги, но и как лучше и точнее запомнить их порядок расположения.

№74519 |
30.05.2020 |
DAN64

| 22.3Mb

Конспект занятия по рисованию на тему «Подводное царство»

word150

Педагог проводит вводную беседу на тему «Подводное царство». Выясняется, какие рыбы и мелкопитающие живут в морях и океанах, как они выглядят, что еще может быть в подводном царстве (затонувшие карабли, пиратские сокровища, глубокие ущелья, подводные течения).

№72327 |
15.12.2019 |
omarova64

| 17Kb

Календарно-тематическое планирование по предмету «ИЗО» ПНШ 1 класс

22177824

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса составлено на основе авторской программы Б.М.Неменского, Л.А.Неменской, Н.А.Горяевой, О.А.Колобовой, Т.А. Мухиной из сборника «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1 – 4 классы, автор учебника Неменская Л.А.

№72025 |
21.11.2019 |
Латышева

| 36Kb

Простое поэтапное рисование. Собака

63979159

Презентация содержит пошаговое рисование собаки для дошкольников и младших школьников. Ресурс состоит из 10 слайдов, выполнен с использованием технологического приема «Экран» в программе Microsoft Office Power Point» 2010.

№64722 |
27.07.2018 |
valyusha

| 0.2Mb

Простое поэтапное рисование. Слон

25749847

Презентация содержит пошаговое рисование слона для дошкольников и младших школьников. Ресурс состоит из 10 слайдов, выполнен с использованием технологического приема «Экран» в программе Microsoft Office Power Point» 2010.

№64721 |
26.07.2018 |
valyusha

| 0.2Mb

Простое поэтапное рисование. Тигр

ИЗО 1 класс
| урок нов. материал, факультатив
| презентация

88027806

Презентация содержит пошаговое рисование тигра для дошкольников и младших школьников. Ресурс состоит из 10 слайдов, выполнен с использованием технологического приема «Экран» в программе Microsoft Office Power Point» 2010.

№64720 |
26.07.2018 |
valyusha

| 0.2Mb

Простое поэтапное рисование. Поросёнок

48043764

Презентация содержит пошаговое рисование поросенка для дошкольников и младших школьников. Ресурс состоит из 10 слайдов, выполнен с использованием технологического приема «Экран» в программе Microsoft Office Power Point» 2010.

№64718 |
26.07.2018 |
valyusha

| 0.2Mb

Простое поэтапное рисование. Пингвин

05309081

Презентация содержит пошаговое рисование пингвина для дошкольников и младших школьников. Ресурс состоит из 10 слайдов, выполнен с использованием технологического приема «Экран» в программе Microsoft Office Power Point» 2010.

№64717 |
26.07.2018 |
valyusha

| 0.4Mb

Простое поэтапное рисование. Овечка

09373484

Презентация содержит пошаговое рисование овечки для дошкольников и младших школьников. Ресурс состоит из 10 слайдов, выполнен с использованием технологического приема «Экран» в программе Microsoft Office Power Point» 2010.

№64701 |
26.07.2018 |
valyusha

| 0.2Mb

Простое поэтапное рисование. Обезьяна

57072008

Презентация содержит пошаговое рисование обезьяны для дошкольников и младших школьников. Ресурс состоит из 10 слайдов, выполнен с использованием технологического приема «Экран» в программе Microsoft Office Power Point» 2010.

№64700 |
26.07.2018 |
valyusha

| 0.5Mb

Простое поэтапное рисование. Мышка

64831730

Презентация содержит пошаговое рисование мышки для дошкольников и младших школьников. Ресурс состоит из 10 слайдов, выполнен с использованием технологического приема «Экран» в программе Microsoft Office Power Point» 2010.

№64699 |
25.07.2018 |
valyusha

| 0.2Mb

Простое поэтапное рисование. Верблюд

58575401

Презентация содержит пошаговое рисование верблюда для дошкольников и младших школьников. Ресурс состоит из 10 слайдов, выполнен с использованием технологического приема «Экран» в программе Microsoft Office Power Point» 2010.

№64698 |
25.07.2018 |
valyusha

| 0.2Mb

Простое поэтапное рисование. Корова

87445337

Презентация содержит пошаговое рисование коровы для дошкольников и младших школьников. Ресурс состоит из 10 слайдов, выполнен с использованием технологического приема «Экран» в программе Microsoft Office Power Point» 2010.

№64696 |
25.07.2018 |
valyusha

| 0.3Mb


  • Отзыв о сказке конек горбунок 4 класс по памятке
  • Отзыв о сказке лиса и медведь
  • Отзыв о сказке конек горбунок 4 класс кратко для читательского дневника
  • Отзыв о сказке конек горбунок для 3 класса
  • Отзыв о сказке как лиса училась летать