Тема: «Мои любимые писатели. В. Бианки «Хитрый Лис и умная
Уточка».
Тип урока: открытие
новых знаний .
Цели:
— познакомить с творчеством В.Бианки;
— составлять план произведения на основе опорных слов;
— учить читать выразительно;
— развивать память, внимание, мышление, прививать любовь к
природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
— оценивать конкретные поступки;
— высказывать своё отношение к герою произведения;
— уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.
Познавательные:
— преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план);
— проводить исследование иллюстрации и текста сказки.
Коммуникативные:
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках
учебного диалога;
— осуществлять совместную деятельность в парах, группах с учетом
конкретных учебно-познавательных задач;
— договариваться, приходить к общему решению в совместной
деятельности.
Регулятивные:
— коллективно составлять план для пересказа литературного
произведения;
— контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
— производить самооценку, взаимопроверку.
Ход урока
1.
Организационный момент
2.
Актуализация знаний, обобщение
изученного материала
— Какой раздел мы с вами изучаем? «Люблю всё живое» (на доске)
— Какие понятия мы с вами должны раскрыть в этой теме? (сочувствие,
сопереживание )
— Вспомните фамилии авторов, произведения которых мы уже изучали.
— Кто из авторов сам иллюстрировал свои произведения? (Е. Чарушин)
(анималист)
— Произведения каких жанров уже читали? (стихи, рассказы)
— Чему учили нас произведения? (наблюдать, понимать, сопереживать,
наслаждаться красотой, уважать, ухаживать, дружить)
— Выполните работу в паре: соедините фамилию автора и его
произведение:
С. Чёрный – «Жеребёнок»
С.Михалков – «Мой щенок»
Г.Снегирёв – «Отважный пингвинёнок»
М.Пришвин – «Ребята и утята»
Е.Чарушин – «Страшный рассказ»
(Читает выполненную работу 1 ученик)
— Проверьте, оцените свою работу (на доске)
3. Речевая разминка
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок и поймёшь.
— Прочитайте про себя, вслух медленно, весело, с удивлением.
4. Выявление проблемы. Цели урока
— Какая новая фамилия встретилась в стихотворении? Что вы уже
узнали об авторе?
— Сформулируйте тему урока: «Знакомство с творчеством В.В Бианки,
с его произведениями».
— Знаете ли вы что-нибудь об авторе, читали его произведения?
Хотите узнать подробнее?
— Послушайте рассказ об авторе.
«Виталий Валентинович Бианки (1894 – 1959) – писатель, автор
произведений для детей. Вырос в семье известного учёного. Учился в
Петербургском университете. Много путешествовал по России. Создал для маленьких
читателей множество произведений о природе. Их герои – птицы, звери, растения.
Он написал около 300 произведений. Бианки – мастер литературной научной сказки.
Почти все его сказки научны, они рассказывают о мире природы, учат детей, бережно
к ней относится, любить её».
— Откройте учебник на стр. 105 – прочитаем статью об авторе .
— Что вас удивило? Рассмотрите фотографию – как вам кажется, какой
человек?
— Сколько абзацев? (4)
— Прочитайте 1 абзац про себя, задайте вопросы к каждому
абзацу об авторе.
5. Физминутка
6. Работа с текстом. Постановка и решение учебной задачи
— Прочитайте название произведения на стр. 106, можете определить
о ком оно?
— Рассмотрите иллюстрацию, назовите героев, назовите тему
произведения.
— Сколько частей в произведении? (3)
— Случайно ли текст разделен на части?
— Поставьте учебную задачу: чему будем учиться на
уроке?
(озаглавливать и подробно пересказывать) (на доске)
— А зачем нужно это умение – пересказывать?
— По какому плану будем работать? (прочитать, понять смысл,
озаглавить, найти опорные слова, пересказать)
— Какого жанра произведение? (литературная, научная сказка)
Почему?
(утки – водоплавающие и перелётные птицы)
— Какие реальные события в природе могли служить опорой для рассказа?
Ваши эмоции?
— Как понимаете выражения: «утки в отлёт собрались», «утятиной
раздобудусь», «поднялась на крыло», «полынья».
Чтение 1 части.
— Как Лис напал на Уточку? Что он ей сделал? Озаглавьте.
Чтение 2 части.
— Что задумал Лис зимой? Что спасло Уточку? Озаглавьте.
Чтение 3 части.
— Что же оказалось весной? Как в это раз спаслась Уточка?
Озаглавьте.
— Как автор назвал Лиса? Был ли он действительно
хитрый? (его планы провалились, значит расчёты были неверные)
— Какой автор показал свою Уточку? (умной – перехитрила,
терпеливой, т.к. выдержала столько страданий)
— Сопереживал ли автор Уточке, жалел ли её?
— Какова главная мысль сказки? Какую цель ставил перед собой
автор, создавая это произведение? (рассказать о трудностях, с которыми сталкиваются
перелётные птицы)
Составление плана.
План.
1. Лис сломал уточке крыло.
2. Уточка нырнула и спаслась .
3. Крыло зажило и Уточка улетела.
— Достаточно ли плана для
пересказа? (нет)
— Следующий этап работы – найти опорные слова.
— Будем работать в группах: выберите самые важные и нужные слова
(опорные, ключевые)
— Подчеркните их, подготовьтесь к пересказу по частям.
— Сравните свои слова и слова на доске
— Перескажите, используя
план и опорные слова. Оценивание.
7. Рефлексия
— Какова была цель? Выполнили? С каким автором
познакомились? Произведением?
— Какое название дали бы сказке – вы?
— Какова была учебная задача? Выполнили? Что помогло? (план
работы)
— Перед вами на столе – разрезной план работы над текстом,
соберите его по порядку, проверяем.
— Оцените свою работу, используя смайлики.
Домашнее задание. Подготовить
полный пересказ сказки.
— Спасибо за работу!
Открытый урок
по литературному чтению
Цель
урока: Познакомить
учащихся с творчеством В.В. Бианки.
Критерии
успешности.
Я знаю о творчестве
В.Бианки..
Я понимаю, что
нужно бережно относится к природе.
Я умею и
могу
подробно пересказывать художественный текст согласно составленному плану.
Ход
урока
1.
Организационный
момент. Зарядка «Сергиту» (Слайд 1) -47сек.
2.
Деление
на группы (по
временам года: зима, весна, осень)
3.
Учитель. Пусть
книги друзьями заходят в дома. (Слайд 2)
Читайте
всю жизнь. Набирайтесь ума.
— Что мы должны
узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения?
(Ответы детей)
— Какие правила
будем соблюдать, работая на уроке?
(Ответы детей)
Опрос дз «Верные и неверные
утверждения»
Учитель: Оценим при помощи сигнальных карточек. (учащиеся
оценивают пересказ-поднимают нужную карточку).
1. Что сказка
«Девочка Снегурочка» народная?
2. Старики
очень огорчились появлению Снегурочки?
3. Снегурочка
вернулась из леса с подружками?
4. В конце
сказки Снегурочка превратилась в облачко?
-Желаю вам удачи и
узнать много интересного на уроке.
4.
Актуализация
знаний. Постановка проблемы.
Определение
темы урока.
Учитель: Как вы
думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).
5.
(Учитель
открывает доску. На ней написано Виталий Валентинович Бианки). (Слайд 3)
Учитель: Используя
запись на доске, прочитайте фамилию, имя, отчество писателя.
-Какова цель
нашего урока?
(Другая часть
закрыта.)
(Под надписью
картинки с изображением деревьев, цветов, птиц, зверей.)
Учитель: Разделите
эти картинки на группы. Сколько групп получилось?
Какие группы можно
объединить? (деревья и цветы-растения, птицы и звери – животные). А если
объединить все эти картинки, какая группа получится? (Природа). (3 Слайд)
Предположение:
О
чём писал Виталий Витальевич Бианки? – о природе.
Работа в группе .
Учитель:. Нам
надо составить план урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.
(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок деятельности при
помощи карточек с надписями: Знакомство с писателем. Знакомство с
произведением. Составление плана. Пересказ. Закрепление нового материала.)
два-три ученика читают получившийся план. (4 слайд)
Учитель:
Предлагаю отдохнуть.
3.Физкультминутка «Хомка»
4. Учебно – познавательная деятельность.
Слово об авторе (знакомство с писателем).
Человек – часть природы. Любовь к природе – естественное
чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их
присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые
животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои
тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.
Почему его называли не только писателем. Но и учёным, вы узнаете чуть позже.
Учитель: Предлагаю послушать сообщения
о писателе. (5 слайд)
1. Виталий Бианки родился в Петербурге. От отца он
унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и
растет».
2. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук.
Квартира находилась прямо напротив музея, и он со своими братьями часто
бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные
со всего земного шара.
Ему хотелось найти
волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в
квартире расположился небольшой зоопарк.
3.
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий
впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет
пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
4.
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. А еще
он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом. Разными были интересы.
Но своим главным учителем Бианки считал отца. Он приучил сына записывать все
наблюдения. Через много лет они превратились в увлекательные рассказы и сказки.
5.За 35 лет
творческой работы Виталий Валентинович Бианки создал более 300 рассказов,
сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни
животных, о природе. Читатели ему писали много писем и он отвечал на них. Его
произведения переводили на многие языки мира.
Учитель: Что вам запомнилось из жизни писателя В.В. Бианки? Теперь вы сможете
ответить на вопрос. Я его напомню.
— Как вы
думаете, почему В.В. Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным?
(Ответы
детей: он не просто писал о природе, он её изучал. Записывал все свои
наблюдения и потом писал рассказы и сказки).
Учитель: Какой пункт плана мы уже выполнили? Что мы будем
делать дальше?
(Знакомиться с
произведением)
-Как можно
узнать, о чём будет произведение?
(Ответы детей: можно догадаться по названию. Можно
догадаться по иллюстрации).
Учитель: На какие же мысли вас наводит название
произведения и иллюстрация? Чему вас научит?
Учитель:
Давайте послушаем произведение
В.В. Бианки, которое называется «Хитрый лис и умная Уточка» (7 слайд)
3м.40с
Вопросы по
тексту:
Учитель: Вы прослушали произведение «Хитрый лис и умная
уточка».
Работа в бортом
журнале
Название | Автор | Жанр | Вид | Положительный герой | Отрицательный герой |
— определите, к
какому жанру относится произведение?
— Кого в сказке можно считать
положительным персонажем. А кого отрицательным?
— Кому из героев вы больше всего
сопереживали? Поделитесь своими чувствами.
Учитель: Давайте определим, какие пункты плана урока мы уже выполнили и что
будем делать дальше. (Ответы детей:
познакомились с писателем, познакомились с произведением.
Теперь будем составлять план). (8слайд)
Учитель:
План помогает правильно и красиво пересказать произведение.
(На доске алгоритм составления плана «Шаги к умению» (9слайд)
— прочитать произведение.
— определить тему каждой части и озаглавить её.
— выписать по порядку заголовки каждой части.
— прочитать получившийся план.
— сверить план с содержанием текста.
— пересказать текст по плану.)
Учитель: Переходим к составлению плана.
Чтение сказки – с каждого ряда по два человека.
Вы заметили. Что
сказка делится на части? Назовите опорные слова, по которым сказку можно
поделить на части. (Осень, Зима, Весна). 7слайд
Разделимся на
группы.
1 группа будет
читать об Осени и составлять план.
2 группа –о Зиме и
составлять план.
3 группа –о Весне и
составлять план. Записывайте заголовки. Приступаем к работе.
— 1 группа: сколько смысловых частей у вас получилось?
1. Осень.
Хитрый Лис мечтает поймать уточку.
2. Лис
хватает уточку за крыло.
3. Уточка
спряталась в камышах.
-2 группа: 1. Зима. Хитрый Лис хочет найти уточку по следам.
2. Тёплая полынья спасла уточку.
— 3 группа: 1. Весна. Хитрый лис снова мечтает поймать уточку.
2. Лис хочет кинуться в воду.
3. Уточка улетела.
Учитель:
Вот и план готов. Оцените свою работу в таблице. Напомните, что мы должны
сделать дальше? (Пересказать текст). С каждого ряда по одному пересказу.
Оценивание пересказа.
Учитель: Оценим пересказ при помощи сигнальных карточек.
(учащиеся оценивают пересказ-поднимают нужную карточку).
Учитель: Вот мы и с пересказом справились. Что у нас
дальше по плану?
(Закрепление нового
материала).
— С творчеством
какого писателя вы сегодня познакомились?
— Что вы узнали о
писателе?
— С каким его
произведением вы познакомились на уроке?
— Чему вас
научило это произведение?( добро
побеждает зло. На всякую хитрость найдётся ум, который её победит. И т.д.)
6.Рефлексия.
Учитель:
— Как
вы считаете, достигли ли мы поставленной цели? Почему?
-Что мы узнали?
— Чему вы научились на этом уроке?
— Кто в отличном
настроении. Покажите сигнальную карточку с восклицательным знаком.
У кого просто
хорошее настроение – поднимите карточку с плюсом.
Кто не может
определить, какое у него настроение, пусть поднимет карточку с
вопросительным знаком.
Учитель:
Сегодня хорошо отвечали
5.
Домашнее задание.
— Стр. 70-71 пересказ.
| ОЛЬГАЛучший в мире кинозал — это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу. Ридли Скотт У меня несколько лет лежит на полке книга Виталия Валентиновича Бианки – прекрасного детского писателя-натуралиста. Я читала ее чужим детям, когда работала. Началось лето. И мы с внуком решили сами почитать ее. Я обожаю этого автора и его произведения, которые учат деток добру, познавать и уважать природу, стремиться ее познать. Мне кажется, что сейчас особенно важно читать такие книги детям, так как они, в принципе, сами читают очень мало. Их интересует сейчас больше не мир книг, мир природы, а мир виртуальный. Люблю произведения Бианки. Они у него такие родные, теплые, с описанием красивой русской природы. Хотя Бианки не был русским человеком по своему происхождению. Насколько мне помнится, в роду у него были немцы, шведы и даже итальянцы. Но, думаю, что это не самое главное. Важно, что и о чем он писал. Хотя, конечно, биография автора тоже не менее интересна. Пишет автор интересным понятным языком, хотя у него много и зоологических терминов. Сейчас ряд его произведений входят в школьную программу и это лично меня очень радует. Дети пишут и сочинения по произведениям автора. Хочу посвятить отзыв его книге Рассказы Бианки от издательского дома Самовар, которая входит в серию Школьная библиотека. Эта небольшая книжица содержит в себе основные произведения для детей Бианки. В нее входят рассказы, сказки-несказки, как автор их называет. В ней всего 110 страниц. Формат стандартный 60х90. Крупный шрифт, который удобен для чтения, как детишкам, так и бабушкам с дедушками. Думаю, нет смысла перечислять все содержание книжки, но кое-какие произведения этого замечательного автора я все-таки напомню. Начну с известной всем сказки – Как Муравьишка домой спешил. Многим, и взрослым людям, эта сказка наверняка запомнилась по Советскому мультфильму, который лично я просто обожала. Муравьишка забрался на березу и листик с ним сорвался. Он улетает вместе с ним далеко от своего муравейника, который закрывается на ночь. И тут начинаются его встречи с обитателями леса, которые все стремятся помочь ему вернуться домой. Этих встреч много и все они очень интересны. Вспомнили? Все подробности этих встреч можно прочесть в этой книге. Еще одна сказка, которую мы прочли с ребенком из этого сборника — Хитрый Лис и умная Уточка. Ее выбрал почитать сам ребенок. Помните? Хитрый Лис ловит уточку, которая чистила свои перышки. Ей удалось вырваться, но она осталась со сломанным крылышком. Стая оставляет ее одну. В этой коротенькой сказке автор учит читателя на примере маленькой уточки, не сдаваться, даже попав в такую сложную ситуацию. Ребенок, читая сказку, должен понять, что сложных ситуаций может быть в жизни много и надо искать из них выход самим. Сказка очень понравилась внуку. Мы долго потом ее с ним обсуждали. Пришлось отвечать и на его вопросы. В этой книге Бианки много места занимает известный Синичкин календарь. Этот так называемый календарь, рассказывает историю молодой синички под интересным именем Зинька. Истории ее жизни и приключения распределены по каждому месяцу года. Автор в интересной форме описывает, что происходит в лесу во все времена года, как меняется жизнь животных и растений, жизнь всей природы. После того, как мой ребенок прочитал положенное, я не смогла сама оторваться от этой книжонки и еще долго читала замечательные рассказы Виталия Бианки. Эта книга иллюстрирована художником Эдуардом Назаровым. Но иллюстраций в книге не так много. Очень хочется немного остановится и на художнике, так как он также достаточно известен. Назарова, скорее всего, помнят люди старшего возраста, так как он раньше часто появлялся в титрах многих известных всем мультфильмов. Кто не знает прекрасный мультфильм (обожаю его) Жил-был пес? Он стал в свое время культовым. Так вот Назаров – создатель этого мультяшного шедевра. Он был не только прекрасным художником, но и замечательным сценаристом, режиссером, мультипликатором. Не зря носил звание Народный артист Российской Федерации. В заключение скажу, что книги Виталия Валентиновича Бианки – это кладезь добра, нравственности и любви к природе. Это классика нашей детской литературы. Хочется надеяться, что наши дети хоть иногда будут вместо своих гаджетов брать в руки книги этого и других детских авторов.
11 |
Комментарии:
| 10 июня 2021 в 19:24ВладиславДа, замечательный писатель. Вот я смотрю на страницу «Содержание» и вспоминаю многие рассказы. Помню в детстве мне их читали, а потом и я сам читал немало. А теперь читаю своему ребенку. Про муравьишку нам очень нравится. Столько вопросов задается, на которые иногда очень трудно ответить. Значит рассказы заставляют думать, а это очень важно. Скоро начнем читать Синичкин календарь. Мы хотели связать это чтение с временами года. Замечательный писатель и замечательные, добрые произведения.
7 |
| 10 июня 2021 в 20:40PolpotcatПрекрасный отзыв. Почему такое категоричное утверждение? Да, наверное, потому, что Бианки — это часть моего счастливого, несмотря на передряги, детства. Я не имею привычки отталкивать от себя свои воспоминания. Особенно хорошие. И этот писатель-натуралист, часть того доброго и светлого, что запечатлелось в моей памяти. Эти незамысловатые истории про зверушек, окружающую природу, наполнены добрым смыслом и, как это не высокопарно звучит, любовью к жизни.
8 |
| 10 июня 2021 в 21:02НадеждаВиталий Бианки-писатель моего и не только моего детства, я часто замечаю книги этого доброго писателя у своих внуков, не устаревают прекрасные рассказы писателя.
4 |
| 10 июня 2021 в 21:59МарияДумаю, почти все выросли на рассказах Виталия Бианки — талантливейший был человек, и очень любил природу и людей. До сих пор помню его теплые рассказы, простые и незамысловатые, но такие душевные.
5 |
| 11 июня 2021 в 01:50Алексей АлександровичМоей дочке девять лет. И она тоже в школе проходит некоторые рассказы Виталия Бианки в школе. Книга очень интересная. Сегодня многие детские книжки имеют именно такой формат. Удобно, что она имеет твёрдый переплёт. Можно взять с собой в поездку.
3 |
| 11 июня 2021 в 08:28ОЛЬГАРада, что многим напомнила этим отзывом детство, так как Бианки — действительно автор «из детства», но и не он один: Пришвин, Барто, Маршак, Чуковский и многие другие не менее интересные наши писатели, которых так любили дети, и которые постепенно уходят в историю.
3 |
| 11 июня 2021 в 10:37VictoriaЧитали-читали в школе, а как же! Правда, ничего не запомнилось… У Бианки все сказки какие-то однотипные: светлые, приятные, добрые, но не запоминаются. Они как на одно лицо. Но изучать его творчество мне нравилось: это сразу ассоциировалось с чтением маленьких, но уютных рассказиков. Потом вопросы заставляли придумывать по прочитанному, писать их и самим же на них отвечать. Но это уже мелочи. Вот тот же Паустовский, например, меня не цеплял, еще и вечно шел самым первым. Еще Крылов не нравился, ибо это означало, что надо учить очередную басню))) А вот Бианки — это что-то спокойное))
4 |
| 11 июня 2021 в 14:57Сергей ТорФамилию Бианки помню, так же знаю что писал про животных, насекомых и растения. Но вот что конкретно, уже из памяти ушло. Да и в детстве не особенно какие-то эмоции от его рассказов не вспоминаются. Слишком они простоваты, наверное. Для советских времен многим это было интересно, тем более входило в школьную программу. Сейчас у детей выбор гораздо больше. Так же больше возможностей найти похожий материал в интернете, да и по телевизору много сказок показывают. Красочных и современных.
2 |
| 11 июня 2021 в 15:25TaiellorУ меня в детстве были тонкие книжки большого формата. Одна книжка — одна история. Очень красивые иллюстрации были, честно скажу, не обижайтесь — красивее, чем в вашей современной книжке.
5 |
| 12 июня 2021 в 00:26ВиталийПриятно читать такой отзыв. Сразу в детство уносишься на крыльях воспоминаний. А я еще говорил в детстве когда спорили, кого из знаменитых людей звали твоим именем. И я всегда отвечал Виталий Бианки. Надо будет своим детям обязательно почитать сказки доброго писателя. Про муравья очень хорошо помню, особенно мультфильм. Потешный такой мультик. А так сам почти ничего не помню из прочитанного, видать память уже оставляет только необходимое на сегодня. Ничего, читая с детьми все вспомню.
5 |
| 12 июня 2021 в 14:12РомТоже с детства нравились пусть и сказочные, но поучительные рассказы Виталия Бианки. Помнится автор убедительно рассказал о злоключениях обыкновенного муравьишки, чьи потомки теперь из-за книг Бианки, успешно прижились в наших жилищах, поедая наши припасы и разгрызая консервы, а все из-за жалостливых детей, когда-то пожалевших и приютивших этих вредителей у себя дома, без спроса своих родителей. Но все таки Бианки очень любил стрелять в животных чтобы всегда кушать свежее мясо, отчего на фотографии с ружьем, он очень напоминает Эрнеста Хемингуэя, тоже любившего поиздеваться над рыбой-меч и несчастным леопардом.
3 |
| 16 июня 2021 в 07:43ОльгаХороший детский писатель Виталий Бианки. И в школе читали и в училище изучали его рассказы.
4 |
| 16 июня 2021 в 08:56ЛарисаПотрясающий писатель! Через все детство красной нитью идут его рассказы о природе. Он открывает перед читателем огромный мир, скрытый от чужих глаз, мир насекомых, птиц и зверей. Наделяя их человеческими качествами, разумом и речью, он показывает детям как огромен мир природы, какие правильные и мудрые у нее законы, как все устроено в этом мире. Выдумка и фантазия переплетается с живой природой и учит детей выручке, взаимопомощи, настоящей и искренней дружбе. Учит искать выход из любой ситуации и всегда надеяться на свои силы.
2 |
| 16 июня 2021 в 09:04AsyunaРассказы Бианки — это какие-то теплые воспоминания из детства. Благодаря таким книгам детям прививается хороший вкус к чтению книг. Хорошо, когда школьная программа или родители ребенка могут рекомендовать достойную литературу, подобную рассказам Бианки.
2 |
| 20 июня 2021 в 12:40КатеринаИзумительные рассказы Виталия Бианки сопровождаются в вашем отзыве с чудесными иллюстрациями советских художников. Какие же книги читали малыши того времени! Как работала редактура, тщательно отбирая только лучшие произведения. Виталий Бианки не только сочинял свои сказки «ребятам о зверятах», но и переделывал варианты прежних, знакомых сюжетов. Например, видоизменил всем знакомую сказку «Теремок». К сожалению, сейчас переделывают на новый лад произведения только в пошлом смысле.
3 |
| 27 июня 2021 в 13:30РебеккаКниги издательского дома «Самовар» — это мое детство. Особенно серия книг » Школьная библиотека». Мне мама часто покупала их, а я обожала читать и рассматривать иллюстрации. А они были в них просто шедевральными. Был у меня «Карлсон», «Домовенок Кузька» и другие. До сих пор вспоминаю с теплотой и ностальгирую по тем временам. Отдельно хочу сказать о качестве продукции. За весьма бюджетную цену, обложка и листы в книги были очень качественными. Твёрдый переплет и белоснежные листы — визитная карточка издательства.
2 |
| 8 июля 2021 в 13:58ЕленаЗамечательный писатель!У нас дома несколько книг В.Бианки. Одна 1954 года выпуска, с рисунками Е.Чарушина, В.Курдова, А.Рылова, И.Ризнича. Мне её бабушка в детстве подарила (я была уже вторым поколением читателей), потом на ней выросла дочь, теперь внук читает. Книга чёрно-белая, но есть несколько цветных вставок. Тираж у этой книги был 100 000 экз. Один хранится у нас. Как-то внук спросил: «А почему в ней цветных картинок мало?» Ответила: «А потому что когда ты читаешь хорошую книгу, то тебе и рисунки не очень нужны, сам всё представляешь!»
2 |
| 12 августа 2021 в 10:44СойерКлассический добрейший детский автор. Таки, слава Богу, в России достаточно. Чарушин Евгений, Михаил Пришвин, Кристина Стрельникова — эта поэтесса наших дней, Петр Синявский.
2 |
| 24 сентября 2021 в 06:55GermanК сожалению, на мой взгляд, писатель Виталий Бианки, незаслуженно забыт в школьной программе. А ведь наше поколение, просто зачитывалось его рассказами и очерками. При этом, частенько писали диктанты и изложения на уроках русского языка.
0 |
| 30 сентября 2021 в 07:52АлександраВ детстве Бианки почему-то прошел мимо меня. Но когда стала читать книжки дочке, то поняла, что лучше Бианки, пожалуй, и нет писателей. Как-то у него все по делу, без сюсюканья, без лишних фантазий и лишних слов. По сравнению с ним даже Корней Чуковский кажется многословным и пустым (хотя мы тут и договорились, что сравнивать никого ни с кем не надо). А Бианки правду пишет
0 |
$
Открытый урок
по литературному чтению
$Разработала:
учитель начальных классов
Садвакасова А.А
— 2014 год —
$
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.
Критерии успешности.
Я знаю о творчестве В.Бианки..
Я понимаю, что нужно бережно относится к природе.
Я умею и могу подробно пересказывать художественный текст согласно составленному плану.
Ход урока
-
Организационный момент. Зарядка «Сергиту» (Слайд 1) -47сек.
-
Деление на группы (по временам года: зима, весна, осень)
-
$Учитель. Пусть книги друзьями заходят в дома. (Слайд 2)
Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума.
$— Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения?
(Ответы детей)
— Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?
(Ответы детей)
Опрос дз «Верные и неверные утверждения»
Учитель: Оценим при помощи сигнальных карточек. (учащиеся оценивают пересказ-поднимают нужную карточку).
-
Что сказка «Девочка Снегурочка» народная?
-
Старики очень огорчились появлению Снегурочки?
-
Снегурочка вернулась из леса с подружками?
-
В конце сказки Снегурочка превратилась в облачко?
-Желаю вам удачи и узнать много интересног$о на уроке.
-
Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Определение темы урока.
Учитель: Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).
-
(Учитель открывает доску. На ней написано Виталий Вален$тинович Бианки). (Слайд 3)
Учитель: Используя запись на доске, прочитайте фамилию, имя, отчество писателя.
-Какова цель нашего урока?
(Другая часть закрыта.)
(Под надписью картинки с изображением деревьев, цветов, пти$ц, зверей.)
Учитель: Разделите эти картинки на группы. Сколько групп получилось?
Какие группы можно объединить? (деревья и цветы-растения, птицы и звери – животные). А если объединить все эти картинки, какая группа получится? (Природа). (3 Слайд)
Предположение: О чём писал Виталий Витальевич Бианки? – о природе.
Работа в группе .$
Учитель:. Нам надо составить план урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.
(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок деятельности при помощи карточек с надписями: Знакомство с писателем. Знакомство с произведением. Составление плана. Пересказ. Закрепление нового материала.) два-три ученика читают получившийся план. (4 слайд)
Учитель: Предлагаю отдохнуть.
3.Физкультминутка «Хомка»
4. Учебно – познавательная деятельность.$
Слово об авторе (знакомство с писателем).
Человек – часть природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки. Почему его называли не только писателем. Но и учёным, вы узнаете чуть позже.
Учитель: Предлагаю послушать сообщения о писателе. (5 слайд)
1. Виталий Бианки родился в Петербурге. От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всем$у, «что дышит, цветет и растет».
2. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира находилась прямо напротив музея, и он со своими братьями часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.
$Ему хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире расположился небольшой зоопарк.
-
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
-
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом. Разными были интересы. Но своим главным учителем Бианки считал отца. Он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они превратились в увлекательные рассказы и сказки.
5.За 35 лет творческой работы Виталий Валентинович Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни$ животных, о природе. Читатели ему писали много писем и он отвечал на них. Его произведения переводили на многие языки мира.
Учитель: Что вам запомнилось из жизни писателя В.В. Бианки? Теперь вы сможете ответить на вопрос. Я его напомню.
— Как вы думаете, почему В.В. Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным?
(Ответы детей: он не просто писал о природе, он её изучал. Записывал все свои наблюдения и потом писал рассказы и сказки).
Учитель: Какой пункт плана мы уже выполнили? Что мы будем делать дальше?
(Знакомиться с произведением)
-Как можно узнать, о чём будет произведение?
$(Ответы детей: можно догадаться по названию. Можно догадаться по иллюстрации).
Учитель: На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрация? Чему вас научит?
Учитель:
$ Давайте послушаем произведение В.В. Бианки, которое называется «Хитрый лис и умная Уточка» (7 слайд) 3м.40с
Вопросы по тексту:
Учитель: Вы прослушали произведение «Хитрый лис и умная уточка».
Работа в бортом журнале
Автор | $Жанр | Вид сказки | Положительный герой | Отрицательный герой | |
$ |
— определите, к какому жанру относится произведение?
— Кого в сказке можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным?
— Кому из героев вы больше всего сопереживали? Поделитесь своими чувствами.
Учитель: Давайте определим, какие пункты плана урока мы уже выполнили и что будем делать дальше. (Ответы детей: познакомились с писателем, познакомились с произведением.
Теперь будем составлять план). (8слайд)
$Учитель: План помогает правильно и красиво пересказать произведение.
(На доске алгоритм составления плана «Шаги к умению» (9слайд)
— прочитать произведение.
— определить тему каждой части и озаглавить её.
— выписать по порядку заголовки каждой части.
— прочитать получившийся план.
$— сверить план с содержанием текста.
— пересказать текст по плану.)
Учитель: Переходим к составлению плана.
Чтение сказки – с каждого ряда по два человека.
Вы заметили. Что сказка делится на части? Назовите опорные слова, по которым сказку можно поделить на части. (Осень, $Зима, Весна). 7слайд
Разделимся на группы.
1 группа будет читать об Осени и составлять план.
2 группа –о Зиме и составлять план.
3 группа –о Весне и составлять план. Записывайте заголовки. Приступаем к работе.
— 1 группа: сколько смысловых частей у вас получилось?
1. Осень. Хитрый Лис мечтает поймать уточку.
2. Лис хватает уточку за крыло.
3. Уто$чка спряталась в камышах.
-2 группа: 1. Зима. Хитрый Лис хочет найти уточку по следам.
2. Тёплая полынья спасла уточку.
$— 3 группа: 1. Весна. Хитрый лис снова мечтает поймать уточку.
2. Лис хочет кинуться в воду.
3. Уточка улетела.
Учитель: Вот и план готов. Оцените свою работу в таблице. Напомните, что мы должны сделать дальше? (Пересказать текст). С каждого ряда по одному пересказу.
Оценивание пересказа.
$ Учитель: Оценим пересказ при помощи сигнальных карточек. (учащиеся оценивают пересказ-поднимают нужную карточку).
Учитель: Вот мы и с пересказом справились. Что у нас дальше по плану?
(Закрепление нового материала).
— С творчеством какого писателя вы сегодня познакомились?
— Что вы узнали о писателе?
— С каким его произведением вы познакомились на уроке?
— Чему в$ас научило это произведение?( добро побеждает зло. На всякую хитрость найдётся ум, который её победит. И т.д.)
6.Рефлексия.
Учитель:
— Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели? Почему?
-Что мы узнали?
— Чему вы научились на этом уроке?
— Кто в отличном настроении. Покажите си$гнальную карточку с восклицательным знаком.
У кого просто хорошее настроение – поднимите карточку с плюсом.
$Кто не может определить, какое у него настроение, пусть поднимет карточку с вопросительным знаком.
Учитель: Сегодня хорошо отвечали
-
Домашнее задание.
— Стр. 70-71 пересказ.
Этап занятия
Хроно-метраж
Содержание занятия
Планируемые
результаты
(УУД)
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Самоопределение деятельности
1 мин
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Давайте повернемся к соседу по парте и улыбнемся. Так мы подарим хорошее настроение друг другу.
Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой
Л: создать положительные отношения к познавательной деятельности.
Актуализация знаний, введение в ситуацию
6 мин
-Сегодня мы с вами продолжаем наше занятие, но что мы будем с вами вязать, вы должны узнать сами, разгадав загадки.
Я и дом украшаю,
Я и пыль собираю.
А меня люди топчут ногами,
Да потом еще бьют батогами.
(коврик).
-А теперь отгадайте ребус.
-Как вы думаете, что мы с вами будем сегодня вязать?
-Но не просто коврик, а коврик под горячее.
-А цель нашего занятия?
Но для начала мы с вами поиграем. На это задание вам 3 минуты. Начинаем, время пошло.
(Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.
Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.)
Слушают учителя.
Отгадывают загадку.
-коврик
-сказка
-Коврики для сказочных героев.
-Научится вязать коврик под горячее для сказочных героев.
Работают на карточках
Устно составляют рассказ
Рассказывают и показывают то, что у них получилось
П: строить речевые рассуждения.
П: анализируют, обобщают полученную информацию
П: устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Основной
30 мин
-Сейчас я вам раздам карточки, где изображены герои русских сказок. Я не знаю кому кто попадется. Вы должны придумать своему персонажу коврик, то есть подобрать по цветовой гамме и т.п.
-Открываем рабочие тетради на с.19. Посмотрите, что вам говорит Совунья?
-Она вам желает успехов на занятии.
-Сейчас быстренько все взяли ручки и отметили в рабочих тетрадях того персонажа, который вам попался.
-На прошлом занятиях мы с вами учились основным приемам вязания крючком. Также мы немного попрактиковались в чтении и вязании по схемам. Сегодня мы тоже будем вязать наш круг по схеме. Открываем с.22. Посмотрите на схему. Возникают ли у вас сложности?
-Давайте я немного вам объясню, как вязать по кругу. Подойдите все ко мне поближе. Дальше уже будете вязать сами, ориентируясь по схеме.
-Делаем воздушную петлю и набираем 6 воздушных петелек. Далее соединяем соединительной петлей в кольцо начальную и последнюю петлю. У нас с вами получилось кольцо. Теперь набираем 3 воздушных петли для подъема и делаем накид. Затем вводим крючок в петельку, делаем накид, вытягиваем через петлю. Опять делаем накид и вытягиваем через 2 петельки на крючке. Делаем еще один накид и вытягиваем через последнюю 2 петли на крючке. Получился столбик с накидом. Далее в каждую петлю делаем 2 столбика с накидом. Посмотрите еще раз на схему.
-Если стоит обозначение, что из двух вершин одной петли выходят 2 столбика с накидом, то вяжем 2 столбика с накидом в 1 петлю.
-Работаем самостоятельно. Но, для начала работы не забываем о своих героях, ведь вам нужно именно для них связать коврик под горячее. Вы можете меняться своими клубочками.
-Перед работой давайте немного разомнемся (физминутка)
-Если есть вопросы поднимите руку, я подойду.
Слушают информацию и воспринимают ее.
Открывают рабочие тетради.
Читают слова Совуньи и воспринимают от нее информацию.
-Отмечают в рабочей тетради персонажа.
-Не понятно, как вязать по кругу.
Слушают объяснение учителя.
Запоминают и фиксируют.
Обрабатывают информацию
Подбирают цветовое решение для своих ковриков под горячее.
-вяжут по схеме коврики под горячее для сказочных героев.
-Выполняют физминутку.
П: анализируют, обобщают полученную информацию
П: устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы
К: развивать умение слушать и понимать речь других
П: анализируют, обобщают полученную информацию
П: устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы
К: развивать умение слушать и понимать речь других
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Рефлексия
3 мин
Итак, ребята. Давайте мы посмотрим на ваши работы. Покажите свои работы. У всех получились очень аккуратные и интересные коврики под горячее. Уверенна, ваши герои будут довольны.
-Убираем свои рабочее места и садимся на свои места.
-У вас на партах лежат карточки «Лесенка успеха» отметь то место, где ты сегодня.
1 лесенка-я ничего не понял и ничего не получилось
2 лесенка-немного понял, но не совсем.
3 лесенка-все понял, все получилось.
—
Показывают свои работы
Уборка рабочих мест.
Оценивают свои успехи во время занятия.
П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Л: самооценка