Отзыв о сказке гаршина attalea princeps

Анализ сказки в. м. гаршина attalea princeps. цель урока: кратко ознакомить учеников с творческой биографией в.м.гаршина; выявить основную идею сказки;

Анализ сказки В. М. Гаршина «Attalea princeps».

Цель 
урока:
  кратко ознакомить
учеников с творческой биографией В.М.Гаршина; выявить основную идею сказки;
продолжить работу по пониманию прочитанного, умению «вести диалог  с автором», 
пониманию  героев и сопереживанию.

Задачи:

— обучающие:

расширить представления пятиклассников о
творчестве В.М. Гаршина;

развивать понятие о литературной сказке;

проанализировать художественное и идейное
своеобразие сказки  «
Attalea   Prinсeps»;

обучение выразительному чтению
художественного текста, умению интерпретировать художественное произведение.

-развивающие:

— развивать речь, творческое мышление.

-воспитательные:

 
— формировать  нормы морали и нравственности через понимание смысла
художественного произведения.

Работа с текстом:

Словарная работа. «Что такое attalea
princeps?»

– Атталея – род пальм с
крупными перистыми листьями.  Существует
около 20 видов атталеи.
Атталея  произрастает в тропиках Америки. Из листьев бразильской атталеи
добывают грубые, темные волокна, идущие на щётки,
половики, канаты, верёвки.

1.
Найдите и прочитайте описание оранжереи.
(Очень красивая большая оранжерея
из железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки. При ярком свете всё горело и
переливалось, как драгоценный камень. Оранжерея – краса и гордость большого
города.)

2. Как
чувствовали себя растения в оранжерее? Какие слова помогают это передать?
(Растения-заключённые.
В оранжерее им тесно, душно: не хватает влаги и пищи. Отгороженные от внешнего
мира, они мучительно переживали своё заточение.)

«Сквозь толстые прозрачные стёкла виднелись
заключённые растения»? (Прекрасная оранжерея – темница (тюрьма) для её
обитателей.)

3. Что
хотели вновь почувствовать растения?

4. Кто
управлял оранжереей? Каким вы его себе представляете? Прочитайте. Как автор к
нему относится?

Директор оранжереи — учёный-ботаник. Всё время сидит в стеклянной
будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересуют
только с научной точки зрения.

5.
Каким вы представляете себе бразильянца?

6.
Почему бразильянец грустит, когда смотрит на пальму?

Приезжий гость (бразильянец) отнесся к пальме очень нежно и
трогательно, назвал её по тому имени, которое было привычно для его страны
(пальма-принцесса). Пальма напомнила ему родину, Ему стало грустно, оттого что
пальма растёт в неволе и не может сесть на пароход, как он, и уехать домой.

7. Как
жила пальма после отъезда бразильянца?

8. Каким мы увидели мир
растений? Охарактеризуем каждого участника разговора.

(Саговая пальма – злобная, раздражённая, надменная,
высокомерная.

Пузатый кактус – румяный, свежий, сочный, довольный
своей жизнью, бездушный.

Корица – прячется за спины других растений (“меня
никто не обдерёт”), спорщица.

Древовидный папоротник – в целом тоже доволен своим
положением, но какой-то безликий, не стремящийся ни к чему.

И среди них королевская пальма – одинокая, но гордая,
свободолюбивая, бесстрашная.)

9. К
чему призывала пальма других растений?

10.
Почему растения не поддержали пальму? (они и
спугались новой жизни,
испугались света, воздуха. Жизнь в темнице лучше всякой свободы. Растения,
объятые страхом, не могут выпутаться из прежних, устоявшихся норм жизни. Им
непонятен даже сам мотив принцессы-пальмы – для чего ей эта свобода? Так
возникает конфликт – противоречие.)

11. А кто
ее поддержал?

(«Маленькая, презренная травка» – ничтожное существо, её даже не замечали, её
мнение не брали в расчёт. Она не только поддержала пальму, но крепко обвила её,
защищала её, придавала ей силы. И эта «презренная травка» оказалась настоящим
другом. В её образе писатель воплотил черты бесстрашного друга, готового в
любой момент прийти на помощь и, если понадобится, даже принять смерть вместе.)

12.Найдите
и прочитайте описание травки.

13.
Почему травка, в отличии от других растений, понимала пальму?

14.
Почему она считает, что не доберется до свободы?

15.
Какое чувство вызывает травка?

16.
Какие чувства испытывал директор, глядя как растет пальма?

17.
Верили ли растения в то, что пальма сможет выйти на свободу?

18.
Как пальма боролась за свободу? Найдите в тексте.

19.
Какой ценой она заплатила за желание вырваться на свободу?

20.
Какие чувства испытывала травка, глядя на ее страдания?

21. В
каких словах проявляется гордость пальмы?

22.
Достигла ли пальма своей цели?

23.
Понравилась ли ей свобода?

24.
Что ожидала увидеть и что увидела в действительности?

25.
Почему директор решил спилить пальму?

26.
Как травка поддержала в последний момент пальму?

27.
Что директор приказал сделать с травкой?

28.
Что вы чувствовали, когда читали о гибели пальмы?

29. Почему
это произведение является сказкой? Что реального, а что вымышленного?

30. В
чьих словах содержится главная мысль сказки?

31.
Что больше всего вам запомнилось из сказки?

Вывод: эта сказка о том, как одиноко человеку в
мире, где нет места высоким идеалам и стремлениям. Значит, если это и сказка,
то сказка философская, потому что она заставляет задуматься о месте человека в
мире.

Домашнее задание: стр. 153
«Поразмышляем над прочитанным» (написать сочинение по сказке).

Харитонова
Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы 

МБОУ
гимназия имени И.А. Бунина городского округа г. Воронеж

УМК: «Литература. 5
класс».             Автор-составитель В.Я. Коровина, Журавлев В.П., Коровин
В.И.

 
ИЗУЧЕНИЕ СКАЗКИ  В.М. ГАРШИНА «ATTALEA  PRINCEPS» В 5 КЛАССЕ

      Произведение В.М. Гаршина «Attalea
princeps» рекомендуется детям для чтения в разделе «Из литературы XIX века.
Русская литературная сказка» программами В. Коровиной, Б. Ланина, В. Чертова. 

      Большинство учащихся с творчеством Гаршина
встречаются не впервые: многим знакома «Лягушка-путешественница», а кому-то и 
«Сказка о жабе и розе». «Attalea princeps», в отличие от последних, написана не
для детей, но, разумеется, сделать идейнонравственное содержание произведения
доступным для юных читателей вполне в силах педагога. Мудрая сказка Гаршина
позволяет вести с детьми прямой, бескомпромиссный разговор о важнейших
нравственно-этических и философских  категориях.

       На изучение произведения считаем необходимым
отвести не менее двух учебных занятий.

      
УРОК №1

      
«ПЕЧАЛЬНИК  ЗА  ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

       На данном уроке происходит
знакомство (разумеется, обзорное) с личностью и творчеством автора сказки, а
большую часть времени занимает непосредственное чтение художественного  текста.

Тип  урока: урок изучения нового материала.

Цели
урока

1) познакомить (кратко, обзорно) обучающихся с
биографией В.М. Гаршина; 2) осветить историю создания сказки «Attalea
princeps».

Задачи

1)
совершенствовать навык выразительного чтения вслух; 2) совершенствовать навык
подготовки научных сообщений; 3) развивать навык восприятия и отбора
информации.

Требования
к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать, понимать:

  основные
факты биографии В.М. Гаршина; — историю создания сказки «Attalea princeps».
Обучающиеся должны уметь:

  выразительно читать
изучаемое произведение;

  формулировать свое
отношение к прочитанному произведению.

Компетенции,
на развитие которых направлена учебная деятельность на уроке
: читательская,
культуроведческая, речевая, коммуникативная.

Прогнозируемые
результаты

  активизация
познавательной деятельности обучающихся; 

  развитие рефлексивных
навыков; 

  совершенствование
речевой культуры обучающихся;

  развитие  личностного
потенциала и творческих способностей обучающихся; — повышение коммуникативной
культуры обучающихся.

Личностные: овладевать новыми умениями,
совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную
задачу, устанавливать целевые приоритеты.

Познавательные: осознавать поставленную
задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию.

Коммуникативные: организовывать и планировать
учебное сотрудничество, отображать в речи содержание совершаемых действий.

Техническое
обеспечение занятия
: текст изучаемого произведения в учебникехрестоматии;
презентация в программе PowerPoint; компьютер, проектор, экран, выставка книг
В.М. Гаршина, размещенных на специальном стенде.

      Структура урока (основные этапы)

1.      Вступительная
беседа.

2.      Вводное
слово учителя о писателе.

3.      Формулировка
обучающимися темы занятия. Целеполагание.

4.      Сообщение
обучающегося о В.М. Гаршине (краткие биографические сведения).

5.      Чтение
сказки «Attalea princeps».

6.      Беседа
на выявление первоначального восприятия текста.

7.      Сообщение
обучающегося об истории создания произведения.

8.      Рефлексия.

9.      Домашнее
задание.

       Урок начинается с беседы:

  Были ли вы
когда-нибудь в ботаническом саду? Что это такое? Что  такое оранжерея? —
Понравилось ли вам там? Какие чувства вы испытывали, совершая экскурсию по
саду, оранжерее?

  Как вы думаете, что
должны ощущать цветы, травы, деревья, растущие там?

  Представьте, что вы
оказались в таком саду и получили возможность поговорить с растениями.
Вспомните, ведь Герда и Алиса разговаривали с цветами. О чем бы вы спросили
растения?

  А о чем, по-вашему,
растения могли бы разговаривать между собой?

  Если бы вы сочиняли
сказку об оранжерейных растениях, она была бы веселой или грустной? Почему?

  Какое растение вы бы
сделали главным героем своего произведения?

      Слово
учителя

       Замечательный русский
писатель Всеволод Михайлович Гаршин создал чудесную сказочную историю об
оранжерейных растениях.

       Посмотрите на репродукцию портрета
В.М. Гаршина
, написанного И.Е. Репиным. Художник изобразил писателя сидящим
за рабочим столом и обдумывающим написанное или то, что ещё предстоит перенести
на бумагу. Смотришь на полотно, и кажется, что через несколько мгновений  мы
станем свидетелями чуда – появления на свет литературного шедевра. 

       Всеволод Михайлович Гаршин
за свою жизнь написал очень немного. Все его произведения могут поместиться в
одном небольшом томике. Но, по словам современника художника Глеба Успенского,
«… в его маленьких рассказах и сказках, иногда в несколько страничек,
положительно исчерпано все содержание нашей жизни…»1 «Печальником за
человечество» назвал Гаршина И.Е. Репин. О том, что человеческая чуткость,
сострадание к ближнему — главные черты личности писателя, говорили все знавшие
Гаршина. «Он болел за всех… особенно в горе общественном он был участником
отзывчивым, горячим…» — отмечал один из его близких знакомых.2 

       Как вы уже поняли, сегодня
в центре нашего внимания личность писателя Всеволода Гаршина и его произведение.

      
Вопрос классу:

—  Какие слова, сказанные о
Гаршине его современниками, можно было бы использовать для формулировки темы
нашего урока?
    («Печальник за человечество».)

      Далее ученики формулируют тему занятия и
записывают ее в тетрадь.

      Живой интерес пятиклассников может вызвать выставка
книг
писателя, размещенных на специальном стенде.

       Учитель. Хотите ли вы, ребята, узнать
немного больше о писателе? Давайте послушаем сообщение ученика, который
выполнял индивидуальное домашнее задание.        Примерный текст
ученического сообщения, подготовленный под руководством педагога
:

       В.М. Гаршин родился 2
февраля 1855 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии в имении
Приятная Долина в семье офицера кирасирского полка. К семи годам будущий
писатель был знаком со многими шедеврами мировой классической литературы. Так,
он прочел и «Хижину дяди Тома» Г. Бичер – Стоу, и «Собор Парижской

Богоматери» В. Гюго. Восьмилетнего
ребенка мать перевезла в Петербург, который Гаршин впоследствии назвал своей
духовной родиной, который безмерно любил и  который знал, по воспоминаниям
друга,  «до мельчайших закоулков».  Окончив гимназию, Гаршин поступил в Горный
институт, где проучился два года. 

       Уже в пору студенчества
Всеволод Михайлович понял, что его призвание – стезя писателя. «Я должен идти
по этой дороге во что бы то ни стало», — отмечал он в письме к матери. 

       Со студенческой скамьи он
отправился добровольцем на фронт. В это время шла русско-турецкая война. В
одном из писем к матери молодой человек признавался: «…Я не могу прятаться за
стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули…» 

       Во время отпуска по ранению
Гаршин написал рассказ «Четыре дня», который был опубликован в журнале
«Отечественные записки» и принес автору «успех, доходящий до сенсации». С этого
момента началась литературная слава Гаршина, которому тогда было всего двадцать
два года.

       Учитель. Сегодня мы обратимся к сказке
Гаршина «Attalea princeps».

      
Вопрос классу:

  Как
вы думаете, почему название произведения написано на иностранном языке? Знаете
ли вы, какой это язык? 

     Дело в том, что в науке принято писать названия
растений на латинском языке. У этого языка нет разговорной формы, его
используют ученые в научных трудах для обозначения научных понятий.

     Посмотрим, о каком же растении рассказал
писатель в произведении.

     Учитель начинает читать сказку, а продолжают —
сами ребята. По окончании чтения необходимо выдержать паузу: «Attalea princeps»
по силе эмоционального воздействия на читателей, тем более, если речь идет о
читателях столь юных, каковыми являются пятиклассники, — вещь беспрецедентная. 

        Педагог задает ребятам несколько вопросов на
выявление первоначального восприятия произведения:

  Какие
чувства вы переживали во время чтения?

  Какие
эпизоды вызвали у вас особенное волнение и грусть? Почему?

        Далее один из учеников, готовивший дома сообщение
под руководством педагога, освещает творческую историю сказки (сведения
о том, что послужило конкретным поводом для  её написания, пригодятся на
следующем занятии). 

        Известно, что в письме к
матери  от 3 марта 1876 года В. М. Гаршин сообщал о посещении ботанического
сада. По утверждению литературоведа А. Латыниной, «возможно, во время этого
посещения Гаршин узнал про недавний случай в Ботаническом саду». В монографии о
писателе А. Латынина приводит рассказ профессора Петербургского университета
И.А. Шляпкина: «В пальмовой оранжерее

Императорского Ботанического
сада при директоре Э. Л. Регеле росла в грунте пальма, ради которой делали
надстройки и, наконец, принуждены были срубить её, так как вершина стала
упираться в железный каркас стеклянного потолка». 3

       Именно 3 марта 1876 года
было создано стихотворение «Пленница», сюжетная схема которого основана на
подлинных фактах. «Attalea princeps» написана спустя три года – в 1879 году, а
опубликована в первом номере журнала «Русское богатство» за 1880 год.

   Рефлексия. 

— Что нового вы узнали сегодня
на уроке? Что было интересно на занятии? Сегодня на уроке… 1) я узнал…

2)      меня
удивило…

3)      мне
захотелось…

4)      я
понял, что…

5)      было
интересно…

       В конце урока распределяется домашнее
задание
.    

       Дома учащиеся  должны прочитать произведение еще
раз и ответить на вопросы, помещенные в учебнике-хрестоматии (по выбору
учителя). 

       Индивидуальное задание № 1: подготовить
пересказ эпизода «Жизнь оранжерейных растений». 

       Индивидуальное задание № 2: ответить на
вопрос: «Среди персонажей сказки действуют два очень непохожих человека:
директор оранжереи и путешественник из Бразилии. В чем их непохожесть? Кто из
них ближе главной героине сказки? Чем?»        Индивидуальное задание № 3:
подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения В.М. Гаршина
«Пленница». 

       Групповое задание: подготовить ролевое чтение
эпизода спора растений в оранжерее, начиная от слов: « — Скажите, пожалуйста,
скоро ли нас будут поливать?» — и заканчивая фразой: «Если бы они могли
двигаться, то непременно подрались бы».

      Исследовательское задание группе обучающихся
(2–3 человека): провести сопоставительный анализ стихотворения «Пленница» со
сказкой «Attalea princeps».

       
УРОК № 2

       
ГЕРОИЧЕСКОЕ  И  ОБЫДЕННОЕ  В  СКАЗКЕ  В.М. ГАРШИНА  «ATTALEA

       
PRINCEPS». СМЫСЛ ФИНАЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

        Тип  урока: урок изучения нового
материала.

        Цель урока: в ходе текстуального
анализа выявить идейную направленность и нравственно-философский смысл сказки
В.М. Гаршина. 

       
Задачи

1)   путем
сравнительного анализа сказки «Attalea princeps» и стихотворения Гаршина
«Пленница» определить суть авторской позиции в обоих произведениях; 

2)   развивать
начальные представления об аллегории, полученные на предыдущих уроках;

3)   совершенствовать
навык выразительного чтения наизусть,  ролевого чтения эпизода;

4)   формировать
навык литературоведческого анализа текста; 

5)   развивать
творческие способности учащихся (работа над выборочным пересказом с изменением
лица).

       
Требования к уровню подготовки обучающихся Обучающиеся должны знать,
понимать
:

  идейное содержание и
нравственную проблематику произведения; Обучающиеся должны уметь:

  воспроизводить содержание
отдельных эпизодов и всего произведения в целом; — анализировать и
интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы и необходимые литературоведческие термины; — соотносить
изучаемое произведение с фактами общественной жизни и культуры;

  выявлять авторскую
позицию в произведении;

  выразительно читать
фрагменты изучаемого произведения;

  аргументированно
формулировать свое отношение к прочитанному произведению (монологическое
высказывание по исследуемой проблеме, а также в ходе дискуссии). Компетенции,
на развитие которых направлена учебная деятельность на уроке
: читательская,
культуроведческая, речевая, коммуникативная.

Формы
организации деятельности обучающихся на занятии
: коллективная, групповая,
индивидуальная.

Формы
организации деятельности учителя на занятии
: организаторская.

Прогнозируемые
результаты

  активизация
познавательной деятельности обучающихся; 

  развитие рефлексивных
навыков; 

  совершенствование
речевой культуры обучающихся;

  развитие  личностного
потенциала и творческих способностей обучающихся; — повышение коммуникативной
культуры обучающихся.

Личностные: овладевать новыми умениями,
совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную
задачу, устанавливать целевые приоритеты.

Познавательные: осознавать поставленную
задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию.

Коммуникативные: организовывать и планировать
учебное сотрудничество, отображать в речи содержание совершаемых действий.

Техническое
обеспечение занятия
: текст изучаемого произведения; текст стихотворения
В.М. Гаршина «Пленница» распечатка); презентация в программе PowerPoint;
компьютер, проектор, экран.

        Структура урока (основные этапы)

1.      Вступительная
беседа.

2.      Формулировка
обучающимися темы урока. Целеполагание.

3.      Аналитическая
беседа по тексту произведения, включающая выступления учеников, выполнявших
дома индивидуальные и групповые задания, а также выборочный и творческий (с
изменением лица) пересказ.

4.      Проблемная
дискуссия.

5.      Работа
по теории литературы над понятием «аллегория».

6.      Сравнительный
анализ сказки Гаршина «Attalea princeps» и стихотворения «Пленница».

7.      Подведение
итогов текстуального анализа изучаемого произведения. Выбор эпиграфа к уроку.

8.      Рефлексия.

9.      Домашнее
задание.

       
Главное место на занятии отводится  анализу художественного текста.
Основная форма работы –          беседа, включающая в себя выступления
обучающихся
         с подготовленными дома по указанию учителя  заданиями.

        Первый вопрос  классу:

                     
Похожа ли сказка Гаршина на известные вам народные и
литературные сказки?
       И да, и нет.  С одной стороны, в ней изображена
вполне реальная, обыденная ситуация: растения в оранжерее разрослись, их
обрезают. Пальме тоже, когда она чрезвычайно выросла, спилили верхушку, а потом
и вовсе срубили дерево. Но Гаршин рассматривает ситуацию не извне, и изнутри.
Мы смотрим на происходящее в оранжерее глазами находящихся там растений.
Деревья и травы одушевлены писателем. Они действуют, мыслят, чувствуют,
разговаривают, принимают решения. Подобно людям, они страдают, надеются,
злорадствуют, сплетничают, проявляют героизм, самопожертвование.

                     
Давайте попробуем определить тему урока так, чтобы отразить в
ней эти две стороны изображенного в произведении мира.

       Дети предлагают варианты: «Сказочное и
реальное», «Выдуманное и настоящее». Наконец, с помощью учителя тема обретает
окончательную формулировку: «Обыденное и героическое в сказке В.М. Гаршина
“Attalea princeps”».

                     
Прочитаем описание места действия: «В одном большом городе был
ботанический сад, а в этом саду – огромная оранжерея из железа и стекла. Она
была очень красива…»              В чем же заключалась красота оранжереи? 

       Эпитеты, использованные автором, акцентируют
внимание читателя на эффектности архитектурного облика строения: «стройные
витые колонны», «узорчатые арки». Даже изображая оранжерею в лучах заката,
автор адресует свою похвалу… переливам и отблескам стекол, которые «горели и
играли… точно в огромном, мелко отшлифованном драгоценном камне». Как видим,
«оправа» роскошная и притом довольно прочная: тут «толстые стекла», «железные
рамы».

                     
image001А что происходит внутри? Как чувствуют себя помещенные сюда
растения?
      Отвечая на поставленные вопросы, один из учеников
пересказывает необходимые фрагменты текста (индивидуальное задание №1), выводы
делаются коллективно. За гранями «драгоценного камня» — свой микромир, в
котором усилиями «отличного ученого директора» учрежден строжайший порядок,
растениям обеспечен достойный уход. Правда, фраза «паутина железных рам»
спервоначала заставляет насторожиться: данный метафорический образ несет в себе
негативное содержание, невольно закрепляя в читательском сознании мысль о
«путах», «оковах», то есть о некоей силе, довлеющей над миром оранжерейной
флоры. Автор подчеркивает, что в оранжерейной тесноте, в атмосфере застоя
(здесь даже «воздух был неподвижен») растения обречены на мученичество: «корни
переплелись между собой», «ветви деревьев мешались с огромными листьями пальм,
гнули и ломали их». Говоря об обитателях ботанического сада, писатель
употребляет слова «тюрьма» и «заключенные», ибо они отлучены от самого главного
— от того, что составляет основу нормального бытия. Помимо пищи и воды,
растениям, утверждает автор, «нужен был широкий простор, родной край и
свобода». К мученической жизни тепличных узников дети проникаются неподдельным
сочувствием и на уроке искренне признаются в том, что, когда читали сказку, им
было очень жаль растения, которые подобны птичке в клетке — а клетка, хоть и
золотая, все же клетка.

        Но, вопреки сказанному, многие «южане» в
оранжерее, кажется, вполне довольны своей судьбой: их вовремя поливают и
удобряют, оберегают от вредителей, им не угрожает истребление со стороны
аборигенов. Мнение этой части персонажей выразила корица: «Правда, здесь
скучновато, но я по крайней мере уверена, что меня никто не обдерет».
«Жизненная позиция» героев отчетливо проступает в споре оранжерейных растений.
На данном этапе урока «подключается» к работе группа учащихся, выполнявшая
домашнее задание по подготовке выразительного чтения эпизода. Затем в ходе
обсуждения фрагмента ребята приходят к выводу: стабильность существования и
материальное благополучие для подобных героев «перекрывают» на чаше жизненных
весов те призрачные, с их точки зрения, преимущества, которые может дать
произрастание в естественных условиях. О свободе они и не помышляют.

      Теперь поговорим о главной героине
произведения.

                     
Прочитаем описание внешнего вида пальмы. Что отличает Attale’ю
от других оранжерейных растений?

       «Портрет» героини обрисован кратко: «Была…
выше всех и красивее всех».

     Применительно к пальме автор употребляет
превосходную степень сравнения и далее: «…Она лучше всех помнила родное
небо и больше всех тосковала о нем». Учащиеся понимают, что не только
внешняя красота и высокий рост отличают Attale’ю от других представителей флоры
в оранжерее. Героиня выделяется в своем окружении и богатством внутреннего
мира, и глубиной переживаний, и гордым нравом, и чувством собственного
достоинства. Она никогда не участвует в пустой болтовне,  которой  то и дело
заняты соседи. Ею всецело владеет мечта о свободе: «…Attalea всегда молчала,
тосковала и думала только о том, как хорошо было бы постоять даже и под этим
бледненьким небом».          В подневольной жизни Attale’и присутствуют два
персонажа из мира людей. Сопоставление этих героев: директора и бразильянца –
осуществляет на уроке ученик, самостоятельно выполнявший индивидуальное задание
№ 2. Одноклассники и учитель дополняют сообщение. Поговорим о первом из героев
– о директоре учреждения, где томилась в заточении наша пальма. Для сего
ученого мужа Attalea, в числе прочих деревьев и трав, не более чем рядовой
подопытный экземпляр. Изо дня в день этот представитель homo sapiens занят
научными изысканиями, сидя «в особой стеклянной будочке, устроенной в
стеклянной оранжерее». Только, в отличие от тепличных растений, он стал узником
совершенно добровольно, заключив себя «под стеклянный колпак».  Тем не менее,
ему здесь вполне комфортно,  и в «большой» жизни он, по-видимому,  не
нуждается,  с успехом довольствуясь и ее малым подобием: «какой-то стебелёк»,
который он то и дело «разрезывает» бритвою и внимательно рассматривает под
микроскопом, заменяет ему живой простор полноценного земного бытия. Именно в
силу постоянного пребывания в рамках предельно суженного жизненного
пространства сей «ученый червь»  никогда не слыхал настоящего, исконного имени
пальмы, ему известно только название, придуманное для неё в кругу таких же, как
он, «ботаников» на «мертвом» языке латыни.

Отчетливо
     ощутимая      авторская     ирония      со     всей     очевидностью       изобличает

«сотворенность», «невсамделишность» (если можно так
выразиться) существования героя, с неимоверным упорством в своей научной спеси
отстаивающего непреложность собственных жизненных представлений: «- Настоящее
имя есть то, которое дается наукой, — сухо сказал ботаник и запер дверь своей
будочки, чтобы ему не мешали люди, не понимающие даже того, что уж если
что-нибудь сказал человек науки, так нужно молчать и слушаться». «Бразильянец»,
напротив, выступает посланцем большого мира, открытого, как говорится, всем
ветрам, где есть настоящие «солнце и небо», «пустыни» и «роскошные леса с
чудными зверями и птицами». Пальма, в его глазах, не ботанический «экспонат»,
но живой соотечественник, свидание с которым на чужбине дорогого стоит. Покидая
сад, «приезжий из… жаркой страны» «коснулся рукою пальмы, как будто бы прощаясь
с нею…» Такого теплого, поистине человеческого общения пальма не знала до сего
времени. (Сравним: Когда директор с самодовольным видом тоже похлопывал
дерево своей тростью, «удары звонко раздавались по оранжерее» и «листья пальмы
вздрагивали от этих ударов», а сама героиня едва не стонала от гнева и боли.
Согласитесь, ощущения не из приятных!)  «Бразильянец» «ушел из сада, а на
другой день уже ехал на пароходе домой».  На свободу. «А пальма осталась». На
чужбине. В заключении. Контекстные антонимы «ушел», «ехал» — «осталась»
помогают читателю почувствовать всю безнадежную горечь положения героини. Наречия
меры и степени усиливают эмоциональный эффект от изображения психологического
состояния несчастной пленницы: «Ей теперь стало ещё тяжелее, хотя и до
этого случая было очень тяжело. Она была совсем одна». Эта
встреча заставила её с особой остротой тосковать о том, чего она была лишена. И
если бы не приезд соотечественника, кто знает, решилась ли бы она на столь
бурный протест?

       Однажды в момент спора между обитателями сада
Attalea обратилась к растениям с призывом: «Зачем вы ссоритесь? <…> Лучше
оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире,
раскидывайте ветви, напирайте на рамы и стекла, наша оранжерея рассыплется в
куски, и мы выйдем на свободу. <…> Нужно только работать дружнее, и
победа за нами».

       После того как на уроке будет прочитан монолог
героини, учитель спрашивает ребят:

  Как
отнеслись растения к предложению, которое высказала Attalea? Почему?

       «Все это глупости», — таков вердикт,
вынесенный саговой пальмой. «Глупости», «ужасный вздор», «несбыточная мечта»,
«нелепость» — тепличные узники проявили поразительное единодушие, отвергая
предложение Attale’и. В сущности же, персонажами руководит не что иное, как
трусость: самым примитивным образом они боятся пострадать: «Рамы прочны. И мы
никогда не сломаем их, да если бы и сломали, так что ж такое? Придут люди с
ножами и с топорами, отрубят ветви, заделают рамы, и все пойдет постарому.
Только и будет, что отрежут от нас целые куски». Духовная слабость, отсутствие
веры в себя и в возможность изменить существующий порядок вещей – вот что
заставило их ретироваться. Они заведомо считают свое поражение неизбежным, а
посему любое сопротивление — бессмысленным. А ведь именно сила духа, уверенность
в победе, осознание правоты дела, за которое борешься, и обеспечивают подчас
успех всякого предприятия.

  Какой
выбор сделала героиня в создавшейся ситуации и какой была реакция окружающих на
ее решение?

       Каждый делает выбор самостоятельно. Гаршинская
героиня не отступила от своих убеждений, проявила максимум последовательности в
борьбе, несмотря на то что ее никто не поддержал, кроме «маленькой травки».
Attale’ю не испугал путь борца-одиночки. 

« — Ну, как хотите! – отвечала Attalea. – Теперь я знаю,
что мне делать. Я оставлю вас в покое: живите, как хотите, ворчите друг на
друга, спорьте из-за подачек воды и оставайтесь вечно под стеклянным колпаком.
Я и одна найду себе дорогу. Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решетки
стекла, — и я увижу!». Мешать Attale’е в ее намерениях никто не решился:
героиня слишком возвышалась над всеми. Позиция большинства
молчаливо-враждебная. А саговая пальма не преминула позлорадствовать,
предвкушая скорое поражение героини: « — Ну, посмотрим, посмотрим, как тебе
отрежут твою большую башку, чтобы ты не зазнавалась, гордячка!»       
Следующий вопрос классу:

  Каких
усилий стоила Attale’е борьба за свободу? Приведите примеры из текста.

       Задание не вызывает затруднений у учащихся:
пятиклассники быстро находят нужные цитаты: «И она росла, тратя все соки только
на то, чтобы вытянуться, и лишая их свои корни и листья»; «Тогда она напрягала
все силы»; «Наконец она плотно уперлась в рамы. Расти дальше было некуда. Тогда
ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы
впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их, но дерево было
упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что давило на решетки…» Как видим,
пальму не страшат никакие препоны, она смело движется к заветной цели,
пробираясь сквозь тернии. «Я умру или освобожусь!» — альтернативы для героини
нет и быть не может. Но вот удастся ли ей увидеть «небо в алмазах»?

      Беседу продолжает вопрос и задание:

  Как
вы думаете, имела ли значение для исхода борьбы поддержка со стороны травки,
назвавшей себя «маленьким другом» пальмы? Подтвердите свою мысль примерами из
текста.

       «Маленькая травка» — по сути единственный
«обитатель» оранжереи, кто понастоящему способен посочувствовать страданиям
пальмы: «Если я, ничтожная, вялая травка, так страдаю без своего серенького
неба, без бледного солнца и холодного дождя, то что должно испытывать в неволе
это прекрасное и могучее дерево?» «Маленькая травка следила за борьбой и
замирала от волнения». Конечно, немощное растеньице не могло оказать  какой бы
то ни было физической помощи; травка, отмечает автор, «могла только еще нежнее
обвиться около ствола Attale’и  и прошептать ей свою любовь и желание счастья в
попытке». Но разве моральная поддержка мало значит? Думается, именно  эта
поддержка со стороны «маленького друга» добавляла героине на протяжении всего
периода борьбы уверенности в правоте своих действий. К тому же, присутствие
беззащитного существа, безоглядно доверившегося одинокой воительнице, невольно
порождало у последней чувство ответственности за ближнего. «Отчего же,
маленькая травка, ты не хочешь выйти вместе со мною? Мой ствол тверд и крепок;
опирайся на него, ползи по мне. Мне ничего не значит снести тебя». Теперь
пальма сражалась за свободу не только для себя самой.

     В учебнике-хрестоматии есть задание: подготовьте
пересказ событий от лица «маленькой, вялой травки». Само по себе  задание очень
интересное и плодотворное, но  воспроизвести на уроке такой пересказ в полном
объёме, на наш взгляд, дело слишком «затратное» (по времени). Поэтому можно
предложить учащимся осуществить выборочный пересказ

      Вспомогательные вопросы:

  Как
вы думаете, что изменится в повествовании, если вести его  не от третьего лица,
а от первого – от лица союзника пальмы? 

  Какие
оценочные суждения вы включили бы в текст исходя из подобных условий? 

  Какие
эпизоды  можно было бы «обогатить» душевными переживаниями травки? 

      Но вот коллективный труд над выборочным
пересказом окончен.

  Посмотрим,
какова развязка действия.

     Оковы рухнули, «над стеклянным сводом  гордо 
высилась выпрямившаяся зеленая корона пальмы». 

  Что
ощутила пальма, вырвавшись на свободу? Испытала ли она радость победы?

     «Только-то? – думала она. – И это всё, из-за
чего я томилась и страдала так долго?» «Она должна была стоять на холодном
ветре, чувствовать его порывы и острое прикосновенье снежинок, смотреть на
грязное небо, на нищую природу, на грязный задний двор ботанического сада, на
скучный огромный город…» Не упоение победой, а глубокое разочарование испытала
героиня сказки. Душевная опустошенность стала итогом многотрудной борьбы: «…
Attalea поняла, что для нее все было кончено. Она застывала». Поддержки ждать
было неоткуда: «Угрюмо смотрели деревья на пальму. «Замерзнешь! – как будто
говорили они ей. — <…> Зачем ты вышла из своей теплицы?» Трагическую
развязку ускорило приказание директора оранжереи: «Спилить её». Травка осталась
верна своему поверженному кумиру: она «не хотела расстаться с своим другом и
тоже попала под пилу».         Вопросы классу:

  Попробуем
взглянуть на развязку действия «глазами» «маленького друга» главной героини. О
чем могла думать  и что могла чувствовать травка, погибая вместе со своим
кумиром?

  Финальная
картина более чем печальна: «полузасыпанная снегом» «мертвая пальма, лежавшая в
грязи» на заднем дворе ботанического сада. Что хотел сказать автор подобной
концовкой? Пословица гласит: «Один в поле не воин». Можно ли сказать, что
пример  Attale’и подтверждает правоту русской пословицы? Финал сказки –
поражение или победа героини?

       Органичной составной частью урока на
данном этапе становится проблемная дискуссия. Учитель предоставляет
ребятам возможность высказать свою точку зрения, поспорить.

       В ходе дискуссии (или перед ее началом для
активизации мыслительной деятельности обучающихся) педагог может привести суждения
некоторых известных литературоведов
:

       Вл. Порудоминский: «Пальма
одержала победу. Она боролась. Она вырвалась из темницы. Она вдохнула – пусть
это был лишь один вдох! – воздух свободы. Даже гибель её под безжалостным
острым ножом – победа. Ведь это гибель героя!

      Пальма потерпела поражение.
Она поняла, как далека жизнь от её мечты. Она поняла, как далеко всеобщее
счастье, «пир природы», от её одинокой борьбы. <…>В этом горестном
«Только-то?» — поражение победившей пальмы. Она сделала все, что могла. Она
могла слишком мало».4

       Г. А. Бялый: «Гибель
героини сказки изображается Гаршиным и как победа и как поражение одновременно.
Раздается звонкий удар, лопается толстая железная полоса, сыплются  и звенят
осколки стекла, пальма выходит на волю. Это победа. Поражение вовсе не в
гибели. Героическая смерть ещё далеко не поражение. Поражение в том
предсмертном разочаровании, которое переживает свободолюбивая героиня Гаршина.
<…> Выход не найден, но свободолюбивый подвиг оправдан. Пусть он не
принес плодов, в глазах автора он все же возвышен и свят».5
      

        Подвести итоги обсуждения идейного смысла
сказки помогает работа по теории литературы над понятием «аллегория».
Ребята знают, что в основе сказочной истории находятся подлинные факты,
описанные, к тому же, весьма реалистически. Но в то же время произведение носит
аллегорический характер. Начальные представления об аллегории у пятиклассников
уже есть: об этом художественном средстве говорилось на уроках, посвященных
басням Крылова. Словесник напоминает ребятам определение, данное в Толковом
словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Аллегория. Иносказание, выражение чего-нибудь
отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе».        Правда,
исследовательница А. Латынина в монографии о Гаршине утверждала: «Attalea
princeps» — рассказ не аллегорический, но символико-романтический. Это –
большая разница. Аллегория – плоска и конкретна. Символ – объёмен».6
Некоторые ученые именуют произведение Гаршина философской притчей.7
Не будем оспаривать авторитетные мнения. Однако, на наш взгляд, пятиклассников
вряд ли стоит вовлекать в подобного рода дискуссии, тем более что понятия
«символ», «романтизм» им неизвестны. Наиболее целесообразно говорить в данном
случае об аллегории, но, разумеется, понимать аллегорическую направленность
произведения следует не в узком смысле как прямой намек на политическую
ситуацию в стране ( хотя именно так восприняли сказку многие современники
Гаршина), а в более широком — нравственно-философском, общечеловеческом 
смысле.

  Итак,
в чем же состоит иносказательный смысл гаршинской сказки? Какова позиция автора
по отношению к главной героине? Может быть, автор  своей сказкой осуждает
фанатичную веру в красивую, но несбыточную мечту, развенчивает  самообман,
показывая, сколь трагичным бывает прозрение? А может быть, автор создал гимн
самоотверженной, героической борьбе за свободу? Или, наоборот, осудил гибельный
путь бунтаря-одиночки? А возможно, показал обреченность всякого подвига
вообще?  

      Учитель вновь предоставляет ребятам возможность
высказаться, поспорить. В данном случае, полагаем, не надо стараться привести
все детские суждения к «общему знаменателю», искать истину, так сказать, одну
на всех. Поскольку смысл гаршинской сказки нельзя толковать однозначно, пусть
каждый из ребят сделает собственные выводы. Главное, чтобы дети осознали
серьезность и важность поставленных писателем проблем, постигли, сколь
значителен  масштаб философского мышления автора.

       Продолжает урок работа со стихотворением В.
М. Гаршина «Пленница».
За выразительным  чтением наизусть следуют
выступления членов исследовательской группы,  осуществлявших сравнительный
анализ
произведений.  Хорошо привлечь к размышлению и  весь класс.

      Вопросы для беседы:

  Можно
ли говорить о сходстве сюжетных линий в обоих произведениях?

  Чем
различается изображение растительного мира в стихотворении и сказке? Как
складываются взаимоотношения обитателей оранжереи с миром людей?

  Одинаков
ли финал произведений? А позиция автора?

       Сопоставляя сказку и стихотворение, дети в
ходе беседы, разумеется, отмечают сходство основных сюжетных линий в
произведениях. Однако сказку отличает большая степень детализации. Так,
«растительное сообщество» ботанического сада в стихотворении никоим образом не
персонифицировано: там нет ни корицы, ни кактуса (есть  только некий
собирательный образ — «товарищи-пальмы»), да и союзника – травки – у пальмы
тоже нет. В стихотворении автор не стал акцентировать внимание на том, через
какие трудности пролегал путь на свободу: прорыв сквозь стекло – с этого
началась «история» «пленницы», причем последняя, гордо упиваясь победой над
обстоятельствами, вначале не замечала происходившего вокруг. Третья и четвертая
строфы передают разочарование, постигшее главную героиню, обманувшуюся в своих
ожиданиях. Пятая строфа – воспоминания о «пире природы» на знойной родине
пальмы – картина, во всем контрастирующая с тем, что увидела героиня,
вырвавшись на какое-то время из заточения. В шестой и седьмой строфах
повествуется о том, как нож садовника отделил «от дерева царский венец».
Последняя строфа нарочито противопоставлена первой:

«Пробито стекло, изогнулось железо, / И путь на
свободу открыт».

«И снова заделали путь на свободу, / И стекла
узорчатых рам / Стоят на дороге к холодному солнцу…»

        Теперь рассмотрим, как изображен в обоих
произведениях мир людей. В стихотворении он представлен лишь садовником. Эпитет
«безжалостный», употребленный по отношению к существительному «нож», мог бы
быть  с полным правом отнесен  и к владельцу инструмента. Описывая гибель
пальмы в сказке, Гаршин использует неопределенно-личные предложения: «Пальму
привязали канатами… и низко, у самого корня, перепилили её». Смерть одинокой
бунтарке принесла безликая, но могущественная «армия» садовников, «при жизни»
дерева осуществлявшая уход за ним, – и то и другое делалось по указанию
директора, о котором уже велась речь на занятии. Таким образом, мир людей
обозначен в целом как враждебный по отношению к главной героине в обоих
контекстах (за исключением бразильянца из сказки).  Это как раз те силы,
которые лишили Attale’ю свободы, родины и с которыми она вступила в неравную
схватку. В данном противоборстве и заключается основной конфликт произведений;
в прозаической сказке добавляется столкновение с собратьями по несчастью, не
понимающими устремлений героини.       

       Обращаем  внимание учащихся ещё на один
момент. Чрезвычайно интересно, что в качестве заглавия сказочной истории Гаршин
избрал не «родное, настоящее имя» героини, а латинский термин. Случаен ли этот
факт?  Не  содержится ли тут намек на то, что мятежница, хоть и сокрушила
«стеклянный колпак», пробиться к жизни подлинной за пределы столь ненавистной
ей  искусственной среды так и не смогла? Более того, героиня изначально была
обречена на поражение, на гибель – и значит, заявления о победе и освобождении
в каком бы то ни было смысле совершенно беспочвенны.

        В стихотворении же пальма не гибнет, у нее
только срезали «отпрыск», который «султаном зеленым // Поднялся в пробоину…»,
однако тем самым свели к нулю все усилия героини. Таким образом, с начала и до
конца она остается пленницей (на что прямо указывает название стихотворения), и
прорыв её на свободу из железной «клетки» — успех мнимый.

       На первый взгляд, развязка действия в
стихотворении воспринимается как менее трагичная, но, если вдуматься, в ней
гораздо больше драматизма и безысходности, чем в сказочной концовке. Повторное
пленение снести куда тяжелее – участь сия поистине хуже смерти. Пальме же из
сказки смерть приносит свои дивиденды (как ни кощунственно это звучит в данном
случае): гибель, во-первых, положила предел мученичеству растения, а во-вторых,
придала образу «диссидентки» возвышенно-героический ореол, которого, кстати
сказать, лишена её соплеменница из стихотворения.

       Завершая сравнительный анализ сказочного и
стихотворного текстов, учитель приводит суждение литературоведа Вл.
Порудоминского: «…«Attalea princeps», пальма из сказки семьдесят девятого года,
— не мечтательная  «Пленница» из стихотворения семьдесят шестого. И та и другая
– борцы, но «Attalea» зорче, трезвее, опытнее… «Attalea» знает, что не добьется
всего, что идет на жертву, и знает также, что не может

жить без свободы, уверена в правоте, необходимости
своей борьбы…»8         Можно спросить ребят:

       — Согласны ли вы с мнением
ученого? Обоснуйте свой ответ.

        В заключение словесник  предлагает
пятиклассникам подобрать эпиграф к сказке и стихотворению,
аргументировав свой выбор. Высказывания заранее размещаются на стенде (доске)
или в нужный момент проецируются на экран с помощью соответствующей техники,
например мультимедийного проектора. Этот вид деятельности позволяет расставить
все точки над «i» в том, что касается понимания авторского замысла.

      
Образцы афоризмов:

1.      «Лишь
тот достоин жизни и свободы,

              Кто каждый день идет за них на бой».
(И.-В. Гёте.)

2.      «Высокие
цели, хотя и невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых».
(И.-В. Гёте.)

3.      «Пусть
это только миг, короткий, беглый миг,

И после гибель без возврата,

Но за него – так был он чуден и велик –

И смерть — недорогая плата». (С. Я. Надсон. «Икар».)

4.      «И
все-таки иди – и все-таки смелее

             Иди на тяжкий крест, иди на подвиг твой,

             И пусть бесплоден он, но жить другим
светлее,

             Молясь пред чистою, возвышенной душой!»
(С. Я. Надсон.)

      
Каждый из учащихся записывает в тетрадь тот эпиграф, которому отдает
предпочтение.  В целом же мнения ребят обычно сходятся на том, что высказывания
№ 1 и  № 3 лучше предпослать сказочной истории, а цитаты № 2 и № 4 больше
подходят к стихотворению.

      Рефлексия. 

— Что нового вы узнали сегодня
на уроке? Что было интересно на занятии? Сегодня на уроке… 6) я научился…

7)      было
трудно…

8)       больше
всего понравилось…

9)      меня
удивило…

10)  мне захотелось…

11)  я понял, что…

12)  я смог…

13)  я научился…

       На дом пятиклассники
получают задание написать сочинение-миниатюру: «Хочется ли вам, чтобы
у сказочной истории был иной финал? Предложите свой вариант концовки». 

1  Успенский Г. И. Смерть В. М. Гаршина
//Полн. Собр. Соч. Т. 11. – М.: Издательство АН СССР, 1952. – С. 476.

2  Современники о В.М. Гаршине. –
Саратов, 1977. – С. 160.

3  Латынина А. Л. Всеволод Гаршин: Творчество
и судьба. – М.: Художественная литература, 1986.

– С. 107.

4  Порудоминский Вл.  Гаршин. (Серия
«Жизнь замечательных людей»). – М.: Молодая гвардия, 1962. – С. 134, 137.

5  Бялый Г.А. Всеволод Гаршин. – М.:
Просвещение, 1969. – С.57, 59.

6  Латынина А. Л. Всеволод Гаршин:
Творчество и судьба. – М.: Художественная литература, 1986.

– С. 113.

7  См., например: Милюков Ю. Г. Гаршин
Всеволод Михайлович //Русские писатели.

Биобиблиографический словарь. В 2ч.
Ч. 1. Под  ред. П. А. Николаева. – М.: Просвещение, 1990. – С. 166.

8  Порудоминский Вл.  Гаршин. (Серия
«Жизнь замечательных людей»). – М.: Молодая гвардия, 1962. – С. 134 -135.

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                               
В. М. Гаршин 

ПЛЕННИЦА

Прекрасная пальма высокой вершиной

В стеклянную крышу стучит; Пробито
стекло, изогнулось железо, И путь на свободу открыт.

И отпрыск от пальмы султаном зеленым

Поднялся в пробоину ту;

Над сводом прозрачным, под небом
лазурным Он гордо глядит в  высоту.

И жажда свободы его утолилась:

Он видит небесный простор, И солнце
ласкает (холодное солнце!) Его изумрудный убор.

Средь чуждой природы, средь странных
собратий,

Средь сосен, берез и елей

Он грустно поникнул, как будто бы
вспомнил

О небе отчизны своей;

Отчизны, где вечно природа пирует,

Где теплые реки текут,

Где нет ни стекла, ни решеток
железных, Где пальмы на воле растут.

Но вот он замечен; его преступленье

Садовник исправить велел,-

И скоро над бедной прекрасною пальмой
Безжалостный нож заблестел.

От дерева царский венец отделили,

Оно содрогнулось стволом,

И трепетом шумным ответили дружно
Товарищи пальмы кругом.

И снова заделали путь на свободу,

И стекла узорчатых рам

Стоят на дороге к холодному солнцу И
бледным чужим небесам.

                                        
1876

Анализ сказки Attalea princeps Гаршина

Автор сказки «Attalea princeps» — Всеволод Михайлович Гаршин. На его счету множество сказок «для взрослых». Только он смог придать сказкам особенный, глубокий посыл. В современном мире нет ни одного аналога его сказок. Его сказки раскрывают внутренний мир автора, рассказывают о его мыслях и чувствах, его произведения можно назвать гражданской исповедью всему миру. Самые тайные мысли автора живут в этих произведениях. Историки считают, что сказка «Attalea princeps» — это ни что иное, как скорбь из-за безвременной гибели революционеров того времени.

Пальма с гордым именем «Attalea princeps» разрушила витрину оранжереи, которая ограничивала ее свободу, и гордо расправила ветви. Но столь желанная и таким трудом добытая свобода, оказалось не стоила того и привела к трагической гибели гордого растения. Множество факторов повлияли на гибель растения: неудачно выбранное время, ведь когда она вырвалась на свободу была поздняя сень, шел то ли снег то ли дождь, даже растения, привыкшие к такому климату, сбрасывают листву… что уж говорить о заморской пальме. Attalea princeps» начала замерзать и постепенно застывать. На смерть пальмы так же повлиял директор, как представитель власти если проводить с подавленным революционерами, о которых писал автор. Директор приказал срубить пальму, не дал ей даже возможности справиться с суровыми условиями добытой свободы. Ее срубили и отправили на свалку умирать. Свободолюбие и попытка сделать свое существование лучше погубило не только саму пальму, но и верную ей невысокую травку, которая была с ней до конца

Сюжету сказки чем-то напоминает великую поэму Лермонтова «Мцыри». И в «Attalea princeps» и в «Мцыри» автор говорит о свободолюбии, воплощает идеи вольнолюбия. Отличие лишь в том, что в «Мцыри» главный герой перед смертью получил желанную свободу и был счастлив, а в произведении «Attalea», бунт против Стесняющей ее оранжереи обернулся трагедией, не дав пальме почувствовать себя свободной. Идея свободолюбия и смирения раскрыта в сказке через противопоставление жизни пальмы и остальных обитателей из оранжереи, которые не желали изменений. Что же лучше, жить в «оранжерейном рае» или умереть, борясь за свободу? Этот вопрос так и не закрыт. В этом произведении нет урока или назидания, произведение является почвой для размышлений о выборе человека между ограничениями в безопасной зоне комфорта и опасности жизни без ограничений. К сожалению, выбор не очевиден, но главная мораль произведения проста: нужно бороться за свое счастье, даже если борьба ни к чему не приведет.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Attalea princeps Гаршина

Популярные сегодня темы

«Медного всадника» поэт написал менее чем за месяц, осенью 1833 года в Болдине. Работал над поэмой меньше месяца. Это произведение стало одним из лучших на вершине его творчества.

Другие и я… Думаю, что так название скромней было бы! Всегда ведь, если подписываешь, к примеру, поздравительное письмо, то своё местоимение нужно в конец ставить. С другой стороны, мы на всё смотрим со своей точки зрения

Конец учебного года и начало летних каникул – самое счастливое время в жизни каждого школьника. В голове сразу возникает миллион планов о том, как провести эти три месяца свободы.

Примечательно, что автор цикла повестей являлся писателем нескольких культур, к которым относятся итальянской и российская. Николай Васильевич прибыл в Петербург из Полтавщины, по этой причине культурная столица

Произведение под названием «Чистый понедельник» написана русским писателем Иваном Алексеевичем Буниным. Относится к жанру рассказа. Анализ данного рассказа представлен в этой статье.

Гаршин Всеволод «Attalea princeps»

Читательский дневник по сказке «Attalea princeps» Всеволода Гаршина

Автор: Всеволод Михайлович Гаршин.

Название: «Attalea princeps».

Число страниц: 22.

Главные герои: пальма, трава.

Второстепенные герои: директор, растения.

Характеристика главных героев:

Южная пальма — гордая, свободолюбивая, решительная.

Трава — поддерживала пальму.

Характеристика второстепенных героев:

Директор — глупый, заносчивый, грубый.

Прочие растения — робкие, тихие, смирные.

Краткое содержание сказки «Attalea princeps»

В оранжерее росли растения тёплых стран. Им было тесно и они часто ругались.

Ведь всем было нужно что-то особое. Саговой пальме нужна вода, кактус, напротив, любил сухость.

Атталия призывала растения не ссорится, а вырасти и выбить стёкла, чтобы очутиться на свободе.

Но остальные растения говорили, что это ни к чему не приведёт.

Только травка одобряла Атталию и обвивала её ствол.

И пальма стала расти, упёрлась головой в стекло и выдавила его.

На улице стояла холодная осень и пальма стала замерзать. Она не могла вернуться и поняла, что погибает.

Директор велел её спилить и вместе с деревом выкинули на мороз травку.

План сказки:

  1. Оранжерея.
  2. Споры растений.
  3. Визит бразильца.
  4. Тоска по воле.
  5. Трава.
  6. Разбитые стёкла.
  7. Холод и смерть.

Основная мысль произведения «Attalea princeps»

Главная мысль сказки в том, что прежде чем что-то совершать, нужно всё хорошо продумать.

Основная идея произведения в том, что действительность редко совпадает с мечтами.

Чему учит сказка

Учит не бояться трудностей и верить в свои силы.

Учит независимости и свободолюбию.

Учит всё хорошо обдумывать, а потом делать.

Краткий отзыв по сказке «Attalea princeps» для читательского дневника

Прочитав эту книгу, я подумала о том, что поспешно принятые решения почти всегда оказываются ошибочными.

Героиня сказки пыталась обрести свободу, но нашла только смерть.

Это грустная и поучительная сказка.

Автору удалось показать, что не всегда нужно бороться с обстоятельствами. Иногда им нужно покориться.

Мне нравится независимая Атталия, которая не могла жить в тесноте оранжереи. Она пыталась обрести свободу и счастье. Но вырвавшись из плена, пальма поняла, что обманулась.

Я всем советую прочитать эту историю и никогда не совершать необдуманных поступков.

Пословицы к произведению:

  • Сперва подумай, потом начинай.
  • Семь раз отмерь, потом отрежь.
  • Сделанного не воротишь.
  • Воля птичке дороже золотой клетки.
  • Всяк кузнец своего счастья.

Словарь неизвестных слов

  • Сажень — старинная мера длины.
  • Перебранка — ругань, ссора.
  • Употреблялась — использовалась.
  • Невидаль — диковинка, что-то необычное.
  • Угрюмо — мрачно, сердито.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

Была глубокая осень, когда Attalea выпрямила свою вершину в пробитое отверстие. Моросил мелкий дождик пополам со снегом; ветер низко гнал серые клочковатые тучи. Ей казалось, что они охватывают её. Деревья уже оголились и представлялись какими-то безобразными мертвецами. Только на соснах да на елях стояли тёмно-зелёные хвои. Угрюмо смотрели деревья на пальму: «Замёрзнешь! — как будто говорили они ей. — Ты не знаешь, что такое мороз. Ты не умеешь терпеть. Зачем ты вышла из своей теплицы?»

И Attalea поняла, что для неё всё было кончено. Она застывала.

Смысл сказки Гаршина Attalea princeps

Смысл сказки Гаршина Attalea princeps

Смысл книги

«Attalea princeps» — уникальная «сказка для взрослых» Всеволода Михайловича Гаршина. Он — один из немногих авторов, который мог придать своим произведениям глубокий и уникальный посыл. В нынешней литературе уже нельзя встретить произведений, схожих со сказками Гаршина, которые настолько сильно открывали бы читателю внутренний мир автора, рассказывали бы о его мыслях и чувствах. Не зря сказки Гаршина иногда называют гражданской исповедью для всего мира. Также учёные считают, что его сказка «Attalea princeps» — это выраженная грусть писателя по революционерам того времени, погибшим в борьбе за свободу.

История появления сказки «Attalea princeps»

Сказка «Attalea princeps» появилась на свет в 1880 году, поэтому не сложно увидеть связь между ней и социально-политическими событиями в стране. В 1870-1880-х годах набирало обороты революционное движение, в это время в Российской империи было много самоотверженных борцов за свободу, действующих в одиночку. Как правило, их борьба была обречена. Многие писатели и критики того времени восприняли сказку Гаршина как пессимистический прогноз и как неверие в борьбу революционеров-одиночек.

Однако у Всеволода Гаршина, на самом деле, в сказке было не все так однозначно, поскольку он нарушает привычные традиции жанра. Образы писателя не могут поддавать однозначной трактовке.

Сюжет произведения

В одной оранжерее небольшого городка росло много экзотических растений, привезенных из жарких стран. Все они тосковали по солнышку, но более-менее приспособились к жизни в заточении. Среди всех обитателей выделялась лишь одна пальма Attalea princeps родом из Бразилии. Она была самим высоким и гордым растением во всей оранжерее, больше всех грустила по своей родине и однажды решила бороться за свою свободу. Другие тропические растения пытаются отговорить ее, лишь одна маленькая травка, посаженная лишь для того, чтобы закрывать голую землю, поддержала пальму.

Attalea princeps начала усиленно расти и однажды пробила собой крышу оранжереи. Вырвавшись на волю, она испытывает разочарование. На улице очень холодно, стоит поздняя осень: дует ветер и идёт снег. Директор оранжереи приказывает срубить пальму и выкорчевать ее корни, чтобы она больше не вырастала и не портила крышу. Работники спиливают дерево и выбрасывают на улицу. Судьбу пальмы разделяет и травка, которая поддерживала ее и росла под ней.

Анализ сказки

Главными героями в сказке выступают растения, живущие в оранжерее. Автор сравнивает теплицу с тюрьмой, а её обитателей называет заключенными. Растения умеют разговаривать, думать и анализировать, им не очень нравится их существование, они тоскуют по своей родине, но они все, кроме пальмы, предпочитают смириться, а не бороться за свою свободу.

В сказке четко звучит тема бунтарства, которая раскрывается за счет противопоставления пальмы с другими растениями, которые смиряются и предпочитают жить в плену. Автор пытается решить вопрос: что лучше, прожить долгую жизнь в неволе или же бороться за свободу, но погибнуть? При этом он не дает читателю однозначного ответа, оставляя этот болезненный вопрос открытым.

Сказку Гаршина часто сравнивают со знаменитой поэмой Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри», в которой герой также живет всю свою жизнь в неволе, но не хочет с этим мириться. Он решает бороться до последнего за свою свободу. Различие между этими двумя произведениями только в том, что у Лермонтова герой все же сумел перед смертью познать радость от свободы, пусть даже она была и непродолжительной. В то время как пальма у Всеволода Гаршина не достигает своей цели, перед смертью она испытывает горечь разочарования и понимает, что обречена.

Смысл сказки «Attalea princeps»

В сказке «Attalea princeps» Гаршин показывает своим читателям, что целью жизни может быть только свобода и борьба за нее, даже несмотря на то, что результаты этой борьбы могут быть пока что ничтожны и могут привести к гибели.

Действия пальмы привели её к разочарованию и смерти, но все же её жизнь достойна уважения, так как она пыталась достигнуть своей высокой цели, всячески сопротивлялась и боролась за свою свободу, не подчинилась и не покорилась обстоятельствам, не стала мириться с неволей.

Смысл сказки в том, что поступки настоящего героя должны быть мужественными и целеустремлёнными, он должен постоянно бороться за себя, свои идеи и за свою свободу. При этом он не должен своей борьбой причинять кому-либо страданий и горестей, он должен оставаться чутким и внимательным ко всем, кто находится рядом с ним.

Максимова Юлия Ю$рьевна.

Урок литературы для 4 класса «Сказка о Жабе и Розе»

(Программа: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс, обеспечивается учебниками «Литературное чтение» — 4 класс в 2-х частях и хрестоматией (те же авторы). Изучается во 2-ой четверти (ноябрь). ( По программе Горецкого, Климановой – 3 четв.декабрь.)

  1. Вступление.

В программе 4-го класса произведения Гаршина изучаются в середине 2-ой четверти, т.е. за плечами дети уже имеют определенный читательский опыт, они умеют выделять главных героев произведения, давать им характеристику через анализ поступков, умеют схематизировать, умеют выбирать некоторые средства $художественной изобразительности.

К моменту проведения урока по изучению произведения «Сказка о Жабе и Розе» ребята уже познакомились с творчеством Гаршина, читая и анализируя сказку «Лягушка-Путешественница», «Сказание о Гордом Аггее»,$ «Attalea Princeps». Они уже знают на примере изучения произведения «Attalea Princeps», что текст Гаршина – загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк – искать смысловой идейный подтекст.

Примечательно, что для детей Гаршин написал единственную сказку в конце своего творческого пути – «Лягушка-путешественница», опираясь на сюжет Лафонтена. Остальные произведения Гаршина, вошедшие в круг детского чтения, были написаны им для взрослых, что необходимо учитывать при изучении.

Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» — подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.

Изучение этого произведения дает богатей$ший материал для воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов. Поскольку образы в произведении Гаршина символичны, то сделать вывод самостоятельно учащимся обычно непросто: необходима последовательная аналитическая работа, поиск разгадки символов.

События в эпическом произведении даны в авторском изложении, выстроены в авторской логике, поэтому развитие сюжета, последовательность событий определяют путь анализа произведения — вслед за автором. При этом обращаем внимание на язык произведения – осмысление поможет нам подвести учащихся к необходимым промежуточным выводам. Особое значение в работе над «Сказкой о Жабе и Розе» следует уделить анализу финала – он в авторском тексте неслучайно отделен чертой.

$Включив работу со структурной схемой, которая помогает разобраться в связях между героями, мы найдем главные линии и совершим открытие.

Это открытие поможет учащимся аргументировать свое доказательство того, что эта сказка и о Жабе и Розе, как заявлено в заголовке, но и не совсем так, и точно не о детях, а о жизни и жизненных нравственных ценностях.

$Текст произведения достаточно объемный, богатый и тонкий, так что глубокое изучение произведения, обеспечивающее достижение поставленных целей, возможно в течение двух уроков, при сочетании классной и домашней (самостоятельной) формы работы.

Конспекты уроков по теме: «Сказка о Жабе и Розе»

Урок 1.

Цель 1-го урока:

  • Знакомство с текстом.$

  • Определение системы образов.

Ход урока:

1.Орг.момент 30 сек. Цель этапа: Обеспечить готовность учащихс$я к уроку.

Подготовка рабочего места, тетрадей, иллюстративного материала, листы, краски.

2.Проверка домашнего задания.$ 7-8 мин. Цель этапа: 1. Работа по развитию речи уч-ся.

2. Проверить уровень подготовки д.з.3. Подвести к изучению нового материала.

Учитель: Скажите, пожалуйста, с произведениями какого автора мы познакомились на прошлых уроках?

Дети: Мы читали произведения Гаршина Вс.М. «Лягушка-Путешественница», «Сказание о Гордом Аггее», «Attalea Princeps».

Учитель: (помещаем портрет на доске). Чем для нас интересны произведения этого писателя?

Дети: В его произведениях, как в басне, герои и события учат

нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают,

чтобы мы сами сделали вывод.

Учитель: Действующие герои пр$оизведения «Attalea Princeps» —

Растения. Какой же характер у растений?

Дети: В сказке Гаршина растения действуют как люди, у них даже

разные рассуждения и мысли,$ разное отношение к происходящему.

Возможна проверка домашнего задания: творческий пересказ эпизодов из «Attalea Princeps» с изменением лица, от которого ведется повествование.(от имени травки, пальмы, кактуса и др.)

3.Определение темы и цели урока.5 мин.

Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться ещё с одним произведением, найти его я предлагаю вам самостоятельно в хрестоматии.

Дети осуществляют в хрестоматии поиск пр$оизведения Гаршина при работе с содержанием книги, самостоятельно называют тему: «Сказка о Жабе и Розе».

Учитель: Итак, речь пойдет о сказке. Что вы знаете о сказке? Какие бывают сказки? (Попутное повторение уже изученной классификации сказок.)

Дети: Сказка – произведение фольклора, повествующее о чём-нибудь необычном, невероятном. Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.

$ Учитель: Как вы думаете, к какой категории можно отнести «сказку о Жабе и Розе»?

Дети: Это авторская сказка, может быть, это сказка о животных.

Учитель: Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку? (постановка целей).

Дети: «Узнать, какая Роза…», «Что произошло с героями…», «узнать, какая это сказка…»

$ «Почему жаба общается с розой?» и др. – фиксируем интересные формулировки на доске.

4.Знакомство с новым материалом. 15 -20 минут $Цель: 1. Организовать знакомство с новым текстом.2. Анализ экспозиции.3. Организация анализа литературного образа.

1. Выразительное чтение текста и анализ по частям. (Читает учитель, сильный ученик)

  • Картина 1 – цветник.

Организация беседы по первичному чтению:

Вопросы учителя

Ответы детей

  1. Где росла Роза?

$Роза росла в старом тенистом саду.

  1. Как вы представляете садик?

В саду много больших растений, высокие кусты, тень, сыро, узкие дорожки.

$

3.Какие слова текста указывают на запущенность старого цветника?

Картина 2 – Роза

$

Вопросы учителя

$

Ответы детей

Выберите действия Розы

распускалась, раскрывала, точно плакала, увидела небо, почувствовала и т.д

$

Кому обычно принадлежат такие действия?

человеку.

Определение в системе «положительный-отрицательный» через анализ эпитетов и метафор текста.

Выберите эпитеты в описании розы.

Что источала Роза? – Как об этом пишет автор?

(Запах был словами, слезами, молитвой).

$

Какие слова помогают это представить?

Картина 3 – Жаба.

Вопросы учителя

Ответы детей

Выберите описание Жабы.

$

  1. (по тексту «… на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная жаба…и т.д.»

Какое впечатление производит Жаба?

отталкивающее, отвратительное

С помощью каких слов автор до$бивается такого ощущения?

$

плоским брюхом, жирная, грязно-серые бородавчатые и липкие бока и др.

Учитель: Прочитайте отрывок-описание Жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения. (Выделяем голосом эпитеты, соблюдаем темп и т.п.)

Слушаем выразительное чтение.

Картина 4 – Вася и Маша. Работа проводится аналогично анализу предыдущих эпизодов.

  1. составление портретов, подбор аргументов.

$ Определение в системе «положительный-отрицательный» через анализ эпитетов и метафор текста.

Учитель: Можно ли сказать, что действие сказки началось? Почему вы так считаете?

Дети: Нет, пока мы все узнали о героях – это экспозиция.

5.Первичное закрепление.7 мин и 6 мин Цель: Осмысление системы образов произведения.

1. Класс делится на три группы для организации обобщения по прочитанному материалу.

$ Каждая группа должна подготовить в течение 6 мин$ут рассказ об одном из героев в рамках принципа «Факты подтверждаем аргументами»* — Работа по принципу «Факты подтверждаем аргументами» подразумевает развернутые ответы с обоснованием каждого оценочного суждения-утверждения словами текста или кратким пересказом необходимого эпизода.

1 группа — о Розе.

2 группа – о Жабе

3 группа – о детях.

2. Презентация работы групп и анализ выступлений. Подведение итогов урока . 5 мин

$Цель: 1. организовать анализ деятельности относительно поставленных целей.

1. Возвращаемся к началу урока (фиксированные цели на доске) и организовываем рефлексию.

2. Инструктаж о д.з. – самостоятельно дочитать произведение, подготовить вопросы другой группе по тексту и его содержанию.

$ Примечание: время проведения этапов урока рассчитано на высокий темп работы хорошо подготовленного класса, в зависимости от уровня готовности класса, групповую работу можно вынести в школе полного дня на самоподготовку или с этого начать следующий урок литературного чтения.

Урок 2. Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» — подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен, решение ряда воспитательных задач (внимательное отношение к человеку, природе). $

1.Орг.момент 30 сек. Подготовка рабочего места, тетрадей, иллюстративного материала, листы, фломастеры.

2. Проверка домашнего задания. 7-8 мин. Цель этапа: 1. Работа по развитию речи уч-ся. 2. Проверить уровень подготовки д.з. 3. Подвести к изучению нового материала. Обеспечить мотивацию.

1.Организация проверки домашнего задания (самостоятельно дочитать произведение, подготовить вопросы другой группе по тексту и его содержанию.) предусматривается в виде соревнования между тремя группами, когда каждая группа следующей по кругу задает п$одготовленные заранее вопросы по содержанию или на понимание прочитанного текста. Оценивание ведется как в групповом, так и в индивидуальном зачёте.

(Примеры вопросов, подготовленных детьми:

-Какие слова использует автор для описания розы, жабы?

$ -Что говорила жаба, когда подбиралась к Розе?

-Почему мальчик не выходил в сад?

-Какие звуки издавал ёжик? И др.)

По ходу игры результаты ответов оцениваются « +» игроку в команде, можно ставить «+» за удачный интересный вопрос.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

$

Анна ++

Ирина+++

Алексей +

Итог:

$Борис ++

Василий ++

Татьяна ++

Лида +

Никита ++

Николай +++

  1. Обсужд$ение детских впечатлений от прочитанного.

Учитель: Скажите ,пожалуйста, чем же закончилась история. Что вы думаете об этом?

Дети: Очень жалко мальчика. Почему так заканчивается произведение? (Дети не готовы принять смерть мальчика в финале).

Учитель: Обратите внимание на заглавие этого произведения «Сказка о Жабе и Розе». Почему?

Дети затрудняются дать ответ. $

  1. Определение темы и цели урока. 3 мин. Цель: 2. Организация целеполагания учащихся.

$Учитель: Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадки писателя Гаршина. Какие вопросы к сегодняшнему уроку вы могли бы поставить?

Дети: 1. Узнать, почему такой финал.2. Зачем в произведении дети? 3. Разгадать загадку заголовка.

4.Анализ литературного произведения .15 -20 минут. Цель: 1. Организовать анализ текста. 2. Организация осмысления сюжетных линий. 3.Организация деятельности учащихся для поиска и формулировки идеи произведения.

$1.Составление плана-«горки» в сюжетной схеме: предполагается групповая форма организации деятельности учащихся на уроке. Дети решают поставленную задачу вместе, представляют свое решение.

Экспозиция – завязка — развитие действия –кульминация – развязка с использованием пиктографических элементов записи (схематичных рисунков) – составление опоры для краткого пересказа.

$2.Учитель: в произведении несколько сюжетных линий и они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них. Есть четыре действующих лица. Какие связи образуются между ними в ходе сюжета?

Группам предлагается составить свой вариант расстановки сюжетных линий в структурной схеме:

  • $Группы представляют свои варианты с комментарием.

Учитель: На стрелках попробуйте расставить знаки «+» или «-» , оценивая отношения героев.

  • Анализ результатов: видим, что стрелки исходящие со знаком + возвращаются со знаком + к субъекту, стрелка со знаком – не дает субъекту +.

Учитель: Почему финал произведения именно такой, как бы мы могли расставить стрелки, если автор написал иначе.$

Дети: Гаршин таким образом показал особое значение добрых дел. Помог нам понять, что хорошее сохраняется.

Учитель: Вспомните, что Гаршин сравнивал Розу с человеком, может быть это ключ к разгадке существования символов в творчестве писателя.

Я предлагаю вам подумать над тем, что спрятал автор под символами «Роза» и «Жаба» и чему учат символы.

Групповой мозговой штурм.

Представление вариантов групп

Варианты ответов детей: Люди, которые делают добро, — прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси д$обро и радость другим, и о тебе будут помнить.

Ответы могут быть оформлены как плакаты.

Учитель: Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы (фиксированные цели на доске), поставленные в начале урока.

5.Перенос в новые условия. 5 мин.

Учитель: Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

$Дети: В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадн$ость. Значит. Плохая.

Учитель: Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она?

Дети: Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.

Учитель: Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

Дети: Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.

Учитель: Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».

$

  • Отзыв о сказке ашик кериб 4 класс по плану рабочей тетради
  • Отзыв о сказке в стране невыученных уроков
  • Отзыв о сказке бременские музыканты
  • Отзыв о сказке василиса прекрасная 3 класс для читательского дневника
  • Отзыв о сказке буратино 3 класс