Отзыв о сказке белая цапля телешов 6 класс

Сочинения /про школув школе большое количество различных предметов, но мой самый любимый- это литература. я очень много читаю с самого
  • Сочинения
  • /

  • Про школу

В школе большое количество различных предметов, но мой самый любимый- это литература. Я очень много читаю с самого детства, поэтому мой выбор пал именно на этот предмет. Чтение произведений и различного рода книг является неотъемлемой частью всей моей жизни, а еще самой любимой. Читать мне нравится разные произведения, начиная от русской классики, заканчивая зарубежной.

В книгах можно почувствовать себя как дома, найти решение проблем, которые в повседневной жизни являются значимыми для нас. Они позволяют прочувствовать различные моменты, какие-то произведения меняют наше мировоззрение, делают нас лучше, дают понять кто мы и как хотим жить в этом мире. В некоторых мы находим мотивацию, чтобы начать делать что-то важное. Конечно литература — это не только книги. Это еще и стихи. Зачастую мы любим их читать, когда в нашей жизни трудный период, помощь в неразделенной любви мы ищем у Есенина, Цветаевой, Ахматовой. Строчки, написанные ими, дают нам душевную помощь, заставляют о многом задуматься. Но литература не отражает только страдания, и боль. В ней также можно найти радость, прочитав какую-то легкую литература, например, книгу Рэй Бредбери «Вино из одуванчиков». Она погружает в атмосферу лета, заставляет вспомнить запах свежей травы, теплую речку и игры с друзьями. Литература – это волшебный проводник в сказочный мир, который полон счастья и веселья, но умеет показать всю жестокость данного мира.

Еще в литературе меня привлекает то, что можно узнать своих одноклассников поближе, ведь когда мы начинаем разбирать произведения, то каждый высказывает собственную мысль. Кто-то считает, что Лиза из произведения Карамзина совершила эгоистичный поступок по отношению к своей матери, а кто-то жалеет ее, ведь в столь раннем возрасте она была обманута. У каждого на этот счет есть собственное мнение, и каждое интересно выслушивать. Иногда зарождаются споры между учителем и учеником. Это тоже достаточно увлекательно и познавательно. Обе стороны приводят аргументы, ведут раскрепощённый диалог и учат друг друга чему-то новому. Также литература развивает нашу фантазию, умение грамотно разговаривать, что немало важно во взрослой жизни. Я считаю, что книга- это как вторая мама. Она всегда сможет понять и дать совет.

Именно поэтому я считаю, что литература мой любимый предмет в школе. Никакая другая область знаний не заменит мне книги.

Другие темы: ← География↑ Про школуБиология →

`

Популярные сочинения

  • Мое любимое время года Осень сочинение
    Мне очень нравится осень. Она такая разная: то солнечная и теплая, то холодная и дождливая, то морозная и снежная. Ведь осень — это целых три месяца, с сентября по ноябрь.
  • Сочинение на тему Волонтерство
    Прежде чем знать, что такое волонтерство, надо понимать, кто такие волонтеры. Волонтеры — это, прежде всего неравнодушные и очень добрые люди, которые всегда приходят на помощь людям
  • Сочинение Василий Шеин в рассказе Гранатовый браслет (характеристика и образ)
    Сюжет произведения основан на реальных событиях, известных писателю от знакомого, с которым случилась подобная история. И воспринимал он её с юмором. Но А.И.Куприн отнёсся к данной истории очень серьёзно.

Сочинение на тему почему я люблю литературу

Ни для кого из учеников не секрет, как в принципе и для учителей, что есть любимые предметы и не совсем. У каждого этот предмет совсем разный: кто может вообще любить все предметы, но уж точно все предметы нельзя ненавидеть – у каждого из нас есть любимый предмет, на который приятно ходить. Для некоторых это может быть физкультура, а для остальных математика или какой-то другой. Мой выбор пал на литературу. Литература – один из немногих предметов, который может научить человека жить себе в счастье, в радость или даже поможет полностью изменить свои взгляды на жизнь. Ведь, к примеру, биология может помочь вам узнать секреты человеческого тела, любого живого или неживого организма, но от этого ваша жизнь не измениться. Читая произведения литературы, мы не только расширяем свой словарный запас, что кстати, тоже очень важно, но и переживаем истории литературных персонажей. Жизненные пути персонажей романов, рассказов и других литературных жанров очень часто схожи с нашими. Мы можем увидеть, какие решения принимают герои в тех или иных ситуациях и делать тоже самое. Прочитав роман, мы понимает, как те или иные поступки привели к случившемуся. Литература не только рассказывает нам об литературных персонажа или о писателях, которые написали то или иное произведение, она способна научить человека говорить красноречиво и красиво. Люди, читающие много книг, могут правильно излагать свои мысли собеседникам, могут поддержать любую беседу и выйти из многих конфликтов, подобрав нужные слова, ведь все это они уже проходили, читая книги. Многие романы, к примеру, возьмем работы Ремарка – одного из самых читаемых авторов двадцатого века. Его работы позволяют читателю увидеть, как жило общество времен Первой мировой и меж военного периода. Автор наглядно описывает кризис экономики Германии, социальные волнения и настроение жителей той эпохи, не говоря уже о том, что он описывает саму войну. Чтение его работ позволяет осознать, насколько война – это ужасное явление. В своих произведениях авторы не только рассказывают историю своего персонажа, но и показывают читателям важнейшие проблема человечества того времена, когда был написан роман или другое произведение. Писательство – это уникальный дар, с которым можно родиться, но его можно и заработать, прежде всего, читая много литературы. Прочитав не одну тысячу страниц, можно и самим попытаться написать что-то интересное, если конечно, хватит на то фантазии и мужества. Если копнуть в историю, то именно из книг, а также из литературы началась эпоха Просвещения. Книги изменили историю всего мира, благодаря литературе люди стали образованными. Можете представить себе, что когда-то были запрещены книги, того же Ремарка. Люди, не смотря на все запреты, тайно покупали книги и читали их под одеялом ночью, подсвечивая страницы фонариком. Однако сейчас, вся литература полностью доступна всем тем, кто только пожелает. Но многие позабыли о книгах и о том, что написано на их страницах. Многим впору лишь листать страницы интернета в поисках забавного видео на смешных котят. Тем самым, многие люди упускают возможность познакомиться с яркими персонажами и удивительными, волшебными мирами. Читая роман, рассказ или что-то другое, любой может стать частью той истории, пройти невероятные приключения с героями произведение, что может полностью изменить жизнь читателя. Цените уроки литературы и старайтесь читать как можно больше книг – хуже от этого уж точно не будет. Зато плюсов хоть отбавляй и все они, что очень важно, могут пригодиться вам в жизни. Cочинение на тему “Мой любимый предмет – литература” (вариант 2)

Сочинение на тему Математика мой любимый предмет

За всё время, которое я учусь в школе, у меня появилось несколько любимых предметов: математика, русский язык и физкультура. Больше всего я люблю именно математику, начиная со второго класса.

Математика – это что-то большее, чем просто цифры и вычисления, это – некое волшебство и гениальная простота одновременно. Чтобы понять математику, нужно размышлять рационально, недаром говорят, что она развивает логику. Изучение математики требует особой внимательности и вдумчивости.

Этот предмет нужен для глубокого изучения тем, кто собирается поступать в технические ВУЗы: инженерам, строителям, конструкторам. Однако для развития логичности, общей эрудиции и аналитического мышления, изучать математику нужно всем.

Раньше я занимался ей дополнительно, с репетитором, но вскоре понял, что если уделять этому достаточно времени и прикладывать соответствующие усилия, можно справиться и самому. Если у меня возникают дополнительные вопросы по предмету, я задаю их нашей учительнице. Она объясняет темы очень хорошо и понятно, развёрнуто отвечает на все вопросы. Иногда я и сам объясняю математику своим одноклассникам и друзьям, когда у них возникают затруднения. Бывает, что решить задачку мне помогают мои родители, за что я им очень благодарен.

Благодаря своему усердию и настойчивости, я получаю по математике только отличные оценки. При этом, я стараюсь успевать и по остальным предметам, уделять внимание своей физической подготовке на уроках физкультуры и дополнительных спортивных секциях.

Я ещё не знаю, чем буду заниматься в будущем и какую выберу профессию, когда вырасту, ведь у меня ещё очень много времени на это. Не факт, что это будет каким-то образом связано с математикой, но сейчас это не важно. Важно лишь то, что мне очень нравится этот предмет, и я уделяю ему очень большое количество своего свободного времени, получая от этого максимум удовольствия.

4, 5, 6 класс

Мой любимый предмет Литература сочинение-рассуждение

Литература – мой любимый школьный предмет, и тому есть несколько причин. Во-первых, я очень люблю читать и считаю это самым интересным занятием и самым полезным хобби. На уроках литературы и во время внеклассных бесед учитель литературы становится проводником по миру моих любимых книг. Он помогает мне понять и осознать прочитанное, интересуется моим мнением, учит формулировать свои мысли, рекомендует к прочтению некоторые из своих любимых книг, подходящих для моего возраста. Так, уроки литературы в школе помогают мне систематизировать свои знания. Во-вторых, на уроках литературы нас знакомят избранным кругом произведений русской классики. Эти произведения тщательно отбирались в школьную программу не одно десятилетие, они прошли проверку временем и стали общепризнанными мировыми шедеврами. На уроках мы знакомимся с историей русской словесности начиная с былин и песен, сформировавшихся на заре русского государства, и заканчивая повестями и романам, созданными в прошлом столетии. История русской литературы очень увлекает меня. Всегда интересно погрузиться в прошлое собственной страны, особенно если это – прошлое её изящной словесности. Любопытно узнавать, что волновало людей двести, триста лет назад, в каких реалиях они жили, во что верили, как и что любили, к чему стремились, ради чего жили. В-третьих, литература – это путешествие не только во времени, но и в пространстве. Изучаемые произведения позволяют переноситься из лесов русской глубинки в древние города, из полусказочной Малороссии «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя в меланхоличный, серый, давящий Петербург «Преступления и наказания» Достоевского. Уроки литературы – лучшие экскурсии, которые мы совершаем, не покидая пределов класса. В-четвертых, литература – это знакомство не только со временами и местами и их нравами, но еще и знакомство с отдельными людьми. Понятно, что их жизни разительно отличались от наших нынешних. Тем не менее, вечные проблемы человечества, которые поднимают авторы-классики в своих произведениях, потому и называются «вечными», что сохраняют свою актуальность и по сей день. Я обращаюсь к литературе за советом, за ответами на волнующие меня вопросы – и если не могу разгадать ответ самостоятельно, прибегаю к помощи отзывчивого учителя, который всегда разъясняет для меня особенно трудные места, даёт ключи к разгадкам самых сложных и неподатливых человеческих характеров. Итак, литература – мой любимый школьный предмет. Это возможность познать себя, упорядочить свои мысли, выстроить систему восприятия мира, пространства, времени; заглянуть вглубь человеческой души и найти ответы на волнующие вопросы. Предметам гуманитарного цикла – социальным дисциплинам, языкам, литературе – в школах часто уделяют гораздо меньше внимания, чем техническим дисциплинам. Учителя часто принижают роль гуманитарных предметов в образовании школьника, предпочитая обучение точным наукам духовному развитию и совершенствованию новых поколений. Я считаю, что такая позиция неверна.

  • < Назад
  • Вперёд >

Урок-сочинение

Урок-сочинение является одной из форм организации образовательного процесса, которая предполагает правильное формулирование и написание на бумаге своих мыслей по какой-то теме. Правильное в рассматриваемом нами случае – это логическое и грамотное, соответствующее нормам русского языка.

Цель урока-сочинения

Цель урока-сочинения состоит в создании условий для того, чтобы у учеников была возможность сообщить о своих впечатлениях по тому или иному научному вопросу, самовыразиться, проявить способность к творчеству. А к его задачам относится:

  1. Развитие:
  • речи и письма, в том числе построения предложений;
  • орфографического и пунктуационного «зрения»;
  • лексикона;
  • умения использовать теорию на практике.
  1. Воспитание:
  • ответственного отношения к работе; любви к работе;
  • аккуратности;
  • интереса к прекрасному.

Виды урока-сочинения

Есть несколько видов урока-сочинения, как и видов сочинений (приведены в порядке возрастания сложности):

  1. Урок-сочинение-описание.
  2. Урок-сочинение-повествование.
  3. Урок-сочинение-рассуждение.

Урок-сочинение-описание

Сочинение-описание объединяет в себе такие виды сочинений, как:

  • сочинение-описание картины;
  • сочинение-описание героя.

Особенностью таких сочинений является то, что в них должен быть плавный переход от общего к частному. Главное, что необходимо для того, чтобы написать сочинение-описание на «отлично» – это не ошибиться с художественно-выразительными средствами.

Урок-сочинение-повествование

Сочинение-повествование также называется сочинением-рассказом. Их специфика в структуре, которая включает в себя завязку, кульминацию и развязку.

По факту, сочинение повествование – это тоже сочинение-описание, только объектом выступает не картина или герой, а событие.

Урок-сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение это и отзыв, и обзор, и сочинение на свободную тему. Оно требует максимум усилий. Необходимо сформулировать суть, привести примеры и сделать вывод.

Также сочинения можно разделить на две группы:

  1. Сочинения на репродуктивную тему.
  2. Сочинения на творческую тему.

Сочинения на репродуктивную тему

Сочинения на репродуктивную тему характеризуются тем, что раскрывают явление, которое встречалось в рамках предмета или в жизни.

Сочинения на творческую тему

Сочинения на творческую тему отличаются от сочинений на репродуктивную тему тем, что в них проявляются оценки и эмоции, т.е. то, как ученик самовыражается, как относится к миру и тем, что они вынуждают применять информацию из других предметов, тем самым устанавливая научные связи.

Несомненные плюсы сочинений на творческую тему:

  1. Они формируют личность человека, в частности, оценивание, эмоциональность.
  2. Они подходят для всех направлений, причем не только в образовании, но и воспитании.

Организация урока-сочинения

В организации урока-сочинения можно выделить следующие этапы:

  1. Этап подготовки.
  2. Этап непосредственного проведения урока-сочинения.
  3. Этап подведения итогов.

Организация урока-сочинения: первый этап – подготовка

Первое, что делается на этом этапе – определение темы сочинения, его цели и задач. Далее составляется план и, при необходимости, собирается учебная литература и другие материалы.

Организация урока-сочинения: второй этап – непосредственное проведение урока-сочинения

На этом этапе учитель сообщает ученикам о теме урока-сочинения, его цели и задач. Потом предоставляет всю информацию, необходимую для выполнения работы и, если требуется, подключает оборудование.

Организация урока-сочинения: третий этап – подведение итогов

На этом этапе осуществляется устное обсуждение сочинения, в частности, обсуждаются ошибки и что делать для того, чтобы их не было больше.

Памятка учителю о том, как научить ученика писать сочинение, чтобы он получил достойную оценку на уроке-сочинении

Памятка учителю о том, как научить ученика писать сочинение, чтобы он получил достойную оценку на уроке-сочинении:

  1. Проработайте тему сочинения:
  • предложите ученикам самостоятельно выбрать тему сочинения: например, по «Отцам и Детям» И.С. Тургенева это может быть «Конфликт отцов и детей», «Любовь в романе»;
  • скажите ученикам, чтобы они определили, какой является тема сочинения – широкой или узкой;
  • попросите учеников проанализировать слова в теме сочинения;
  • раздайте ученикам сочинения, которые написаны с уходом от темы и дайте задание найти, что именно не так.
  1. Установите границы темы сочинения и найдите главную мысль.
  2. Составьте план сочинения, который, не важно, какая тема, будет иметь три части:
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.
  1. Соберите материал.
  2. Непосредственно напишите сочинение. Если есть возможность, то воспользуйтесь черновиком. В сочинении не будут лишними:
  • небольшое рассуждение по заголовку;
  • диалог с воображаемым собеседником;
  • цитаты, пословицы и поговорки;
  • пару слов о писателе или произведении;
  • свое впечатление по теме сочинения.
  1. Проверьте сочинение. Сделать это можно тремя способами:
  • самопроверкой;
  • взаимной проверкой;
  • комплексной проверкой.
  1. Проанализируйте сочинение.

Таким образом, урок-сочинение является одним из основных, он незаменим во всех классах школы – младших, средних и старших


Жанр: литературная волшебная сказка

Читайте краткое содержание других сказок Николая Телешова:

«Крупеничка»

Главные герои сказки «Белая цапля» и их характеристика

  1. Изольда. Добрая и красивая королевна. Сделала жуткую ошибку и испытала страшное раскаяние. Решила начать новую жизнь.
  2. Король. Мудрый и добрый правитель, отец Изольды. Поддержал дочь в ее решимости.
  3. Старик. Предвидел результат, но все-таки делал свое дело. Змей-искуситель.

План пересказа сказки «Белая цапля»

  1. Северное королевство.
  2. Мечты Изольды
  3. Рассказ старика о цаплях
  4. Решение Изольды
  5. Свадьба
  6. Возвращение домой
  7. Изольда засыпает
  8. Появление цапель
  9. Превращение Изольды
  10. Большой город
  11. Тысячи трупов
  12. Раскаяние и новая жизнь

Кратчайшее содержание сказки «Белая цапля» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Изольда мечтает о свадьбе с Сагиром, и просит старика убить одну цаплю, ради головного убора.
  2. Головной убор вызывает восхищение, Изольда выходит замуж и уплывает с принцем.
  3. Через несколько лет Изольда навещает отца, и видит сон.
  4. Цапли рассказывают Изольде о гибели своих собратьев и Изольда превращается в цаплю.
  5. Она видит головные уборы, которые продают в магазинах, и тысячи убитых цапель.
  6. Изольда узнает от отца, что сон правдив, раскаивается и решает начать новую жизнь ради счастья народа.

Главная мысль сказки «Белая цапля»
Жить надо, думая о людях, а не о себе.

Чему учит сказка «Белая цапля»
Сказка учит уметь отвечать за свои поступки, за свои ошибки. Учит не сдаваться, не впадать в отчаяние, верить в лучшее. Учит помогать другим людям, стремиться сделать мир счастливее, не творить зла.

Отзыв на сказку «Белая цапля»
Очень трогательная и поучительная история о том, как один поступок стал причиной большой беды. Изольда не подозревала к чему приведет ее желание быть счастливой, но оказалось, что оно стало причиной истребления целого вида цапель. И Изольда поняла, что надо стараться не самой стать счастливой, а сделать счастливыми тех, кто нас окружает.

Пословицы к сказке «Белая цапля»
На чужом несчастье счастья не построишь.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело питает и душу и тело.
Сделанного не воротишь, сказанного не вернешь.
Искреннее раскаяние — половина исправления.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Белая цапля»

1.

На далеком севере ютилось маленькое королевство. Там было короткое лето и долгая зима, мало зелени, но люди любили свою землю. А весной король устраивал веселый праздник, на который съезжались принцы.
Была у короля дочь, красавица Изольда, добрая и всегда помогавшая несчастным и больным. Долгой зимой Изольда смотрела на море, грустила о лете, и грустила о принце Сагире. Король утешал любимую дочь, говоря, что весной Сагир обязательно приплывет снова и привезет даров своей далекой, теплой южной страны.
Однажды Изольда залюбовалась морозным узором на стекле, и решила, что таким же должно быть ее свадебное платье. Она стала готовить свадебный наряд, но никто не знал, как сделать головной убор, похожий на стрелки мороза.
Наконец, один старик сказал, что на юге есть страна, в которой живут белые цапли. И каждую весну у них на голове вырастает хохолок из длинных волокон, тонких, как паутина. И что за этими цаплями надо ехать прямо сейчас.
Изольда стала торопить старика, а тот поклонился и сказал, что для того, чтобы добыть убор, нужно одну цаплю убить. Изольда огорчилась и отослала старика, сказав, что не нужен ей такой головной убор.
Но после мучительных раздумий, Изольда снова позвала старика, и отправила его убить одну цаплю.
Она вскоре раскаялась в своем решении. А потом приехал принц Сагир и все стали готовиться к свадьбе. Перед самой свадьбой вернулся старик и принес Изольде чудесный головной убор, весь украшенный алмазами. Изольда вскрикнула от восторга, но узнав, что старик убил цаплю, она задрожала.
На следующий день Изольда вышла замуж за принца Сагира и тот увез ее в свое королевство.

2. 

Прошло несколько лет. Изольда решила навестить своего отца и вернулась домой. Она нашла отца постаревшим и ослабленным. Но сильно радовалась родным местам.
Ночью Изольде показалось, что кто-то трогает ее за плечо. Она проснулась и увидела двух цапель, которые смотрели на нее печально и держали два красных цветка. Цапли подали цветки Изольде, сказав, что они выросли из крови их собратьев.
Оказалось, что хохолок, ради которого Изольда приказала убить одну из цапель, вырастал у них весной как свадебный наряд. А после этого случая цапель стали убивать тысячами, чтобы завладеть красивым хохолком. И все цапли были уничтожены. К Изольде прилетели последние две цапли, чтобы взять ее с собой и показать убитых собратьев.
Цапли велели Изольде взять в руки красные цветы, имевшие чудодейственную силу. Изольда взяла один цветок, и у нее выросли крылья. Она взяла второй и стала невидимой.
Изольда полетела с птицами и первым делом они показали ей огромный город. Там в каждом магазине лежали головные уборы, похожие на свадебный убор Изольды, и толпа восхищалась ими и покупала их.
Потом цапли полетели на свою родину и показали Изольды берега огромной реки, где росли прекрасные цветы и зеленые травы. И посреди красивых лугов всюду лежали тысячи трупов цапель, некоторые были еще живы и умирая смотрели на Изольду.
Изольда металась в ужасе и отчаянии. Она поняла, что вместо одной птицы, погубила весь род. Она помчалась в какую-то черную пропасть и вдруг проснулась.
Изольда поняла, что это был сон и вздохнула с облегчением. Изольда решила тотчас вернуться к мужу и велела готовить корабль. Потом она рассказала отцу свой сон и король вздохнул. Он сказал, что увиденное Изольдой правда, и что белых цапель действительно истребляют тысячами.
Изольда спросила, как можно исправить свой поступок, но король сказал, что сделанного не воротишь и раскаяние тут не поможет. Сотворенное зло можно исправить лишь делая добро.
Задумчивой уплывала Изольда. Она думала о народе, у которого так много горя. Она надеялась, что ее народ ждет лучшая жизнь. И решила начать новую жизнь, полную и благотворную.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Белая цапля»

Отзыв о сказке белая цапля телешов 6 класс

Подводящий к теме диалог

П  

О

С

Т

А

Н

О

В

К

А

П

Р

О

Б

Л

Е

М

Ы

 Слайд 19.

Вы прочитали дома сказку Николая Дмитриевича Телешова «Белая цапля». Я думаю,  что никого из вас она не оставила равнодушным. Какое впечатление произвело на вас это произведение?

— Как вы думаете,  эта сказка о том, что человек должен любить и беречь природу, или она имеет более глубокий смысл? Какой именно?

— Давайте вспомним, в какой стране проживает главная героиня сказки — принцесса Изольда?   Как жители королевства относились к суровому краю, где они родились и жили?

—  Почему людям  острова жилось хорошо, несмотря на суровый климат их края?

— Чему учил мудрый король свою дочь?

—  Какой мы видим принцессу? Чем она занимается, о чём мечтает?

— Прекрасная принцесса совершает жестокий поступок.  Обычно в сказках на жестокость способны только злые герои. Телешов отступает от обычного сказочного «шаблона». Как вы думаете, для чего он это делает?

   Каждый выбирает по себе

  Щит и латы. Посох и заплаты.

  Меру окончательной расплаты

  Каждый выбирает по себе,-

так сказал поэт Ю.Левитанский.

 В жизни каждого из нас бывают такие ситуации, когда мы стоим перед выбором.

Перед каким нравственным  выбором оказалась принцесса? Легко ли ей принять правильное решение? Почему она всё-таки согласилась?

— Итак, решение принято. Но почему принцесса невесела и  задумчива?

— Какую цену заплатила Изольда за свой наряд? Каковы были последствия её  поступка?

Эти последствия показали принцессе две цапли, которые перенесли её  на свою родину (инсценировка фрагмента сказки).

—  Задумалась ли принцесса Изольда о том, каковы будут последствия ее поступка?

— Несет ли человек ответственность за свои поступки? Должен ли он задумываться над смыслом своей жизни?

–  Сформулируйте тему урока.

Учитель фиксирует тему урока на доске, учащиеся  –  в тетради.

—  Сказка Н.Д.Телешова произвела неизгладимое впечатление.  Мне стало очень грустно… Хотелось плакать, когда убивали птиц…

— Эта сказка не только о том, что  человек должен любить и беречь природу. Она имеет более глубокий смысл:  заставляет о  многом задуматься: (о добре и зле, о смысле жизни, о последствиях необдуманных поступков…)

— Это далёкая северная страна.  Несмотря на долгую зиму и стужу,    бедность грустной северной   природы, люди любили свою суровую родину, «любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку».

— Людям очень хорошо жилось  на острове, потому что королевством правил добрый мудрый   король.

— Король  учил свою дочь тому, что  «настоящее счастие только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье».

— Принцесса Изольда была прекрасна, добра и милосердна (всегда помогала больным и несчастным), очень любила отца, свою суровую родину.  Она  мечтала о свадебном наряде, который должен напоминать краски родной земли, и головном  уборе из тонких стрелок  как узоры мороза. «В день моей свадьбы… я надену наряд такой же, как моя милая родина: белое платье – как снег, серый плащ – как море, а на голову надену убор из тонких стрелок – как узоры мороза, и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете!»

— Наверное, автор хочет сказать читателю, что и добрый   человек может совершить жестокость, поступить легкомысленно, если не будет задумываться  о последствиях своих поступков.

— Принцессе  трудно  принять решение: лишиться прекрасного свадебного головного убора, задуманного ею, или получить его ценою смерти живого существа.

— Изольда испытывает страшные сомнения, колеблется, боится огорчить отца, но желание иметь прекрасный головной убор пересиливает голос совести. В момент выбора её воля оказалась недостаточно крепкой. Она даже находит себе оправдание: «…ведь все равно птица умрет — немного раньше или немного позднее… Зато как хорош будет ее свадебный убор!»

— Она раскаивается в содеянном, сожалеет о том, что поддалась минутному соблазну. Её мучают муки совести.

 — Её прихоть  привела к истреблению белых цапель, потому что птиц убивали из-за хохолков, когда они вили гнёзда, когда кормили своих детей.    

— Нет, принцесса Изольда не задумалась о последствиях своего поступка. Она думала только о прекрасном свадебном головном уборе.

— Да, человек несет огромную ответственность за свои поступки, и он должен задумываться над смыслом жизни. Если он этого не делает, последствия его поступков могут быть не только ужасными, но и необратимыми.

—   Смысл жизни человека и его ответственность за свои поступки.  ( «Назначение человека и его ответственность перед будущим»)

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной  форме с учётом речевой ситуации.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Урок литературы по теме «Счастье в добре и милосердии

Цели урока: знакомство с писателем – Н.Д. Телешовым

Образовательная: определить основные проблемы сказки; продолжить формирование умения анализа эпического произведения

Развивающая – развивать коммуникативные компетенции: вести дискуссию.

Воспитательная – вовлечь учащихся в размышление о “нравственном выборе”, использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, милосердие;

воспитывать любовь к природе, основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

Словарная работа: Милосердие, гармония, искушение

Оборудование: портрет писателя Н.Д. Телешова, иллюстрации учащихся, презентация

Перед каждым человеком 
стоит неизбывная задача: быть 
человеком сегодня, завтра, всегда.
Ч. Айтматов “Плаха”

I. Слово учителя:

1. — Вы прочитали дома сказку «Белая цапля». Я думаю, она никого из вас не оставила равнодушным. Её написал Н.Д. Телешов.

2. (Расскажет о нём заранее подготовленный ученик)

3. — В кругу блестящих талантов Телешов занял одно из заметных мест. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России. Любовь к своему народу, родине, чуткость, отзывчивость, доброта – вот качества, характеризующие этого писателя, человека, гражданина.

— Вернёмся к сказке. Как вы думаете, о чём эта сказка? (Сказка о том, что человек должен любить и беречь природу)

— Может, она имеет более глубокий смысл? (Эта сказка о серьезном отношении к жизни, о смысле жизни, о назначении человека)

Называем тему и эпиграф к уроку

II. Анализ произведения.

Слайд 2. Северный край — Прочитаем 1-й фрагмент («Далеко на севере…»)

— С чего начинается сказка? (с описания северной природы – родины принцессы) — Очевидно, имеется ввиду одна из стран Скандинавии. – Почему автор особо подчёркивает, что люди, жившие тут, «любили и ценили всякую жизнь». (потому что эта их родина). — Правильно, Родину надо любить и беречь. — В чём видел счастье старый король, отец Изольды? (Он говорил ей, что «настоящее счастье только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье») — Как вы понимаете слово «милосердие»? Какое оно, как образовано? (Милый сердцу) Слайд 4. Словарь: Милосердие

— Какая Изольда? Составим кластер 943456 1 — — — Итак, свадебный наряд Изольды, каким он должен быть (должен напоминать красоту родной земли — Да гармония во всём. А что это такое? (Это когда чувствуешь себя счастливым, когда люди мирно живут друг с другом, добры друг другу) Слайд 6 Гармония — …. -Почему не могли долго найти того, кто бы исполнил «этот убор»? (никто не знал, как это сделать)

— Прочитаем следующий фрагмент со слов «Далеко на юге… )

— Прочитаем 2 фрагмент сказки Слайд 5 Изольда

— Что испытывает Изольда? (искушение) — В жизни каждого из нас бывают ситуации, когда мы стоим перед нравственным выбором. Перед каким выбором оказалась Изольда? (Лишиться задуманного убора или получить его ценою жизни живого существа) — Как описывает Телешов душевное состояние Изольды? (Страшные сомнения: сначала отказывается от предложения старика, не спит всю ночь, думает о том, как огорчится отец, если она согласится) Слайд 7. Искушение — Какой выбор сделала Изольда? (Желание иметь убор пересиливает голос совести, и Изольда, как многие другие в таком положении, находит себе оправдание)

— Прочитаем об этом (со слов «И мало-помалу…)

— Обычно в сказках на жестокость способны только злые, ленивые, корыстолбивые писатели. В чём Телешов отступает от обычного сказочного «шаблона»?. Для чего он это делает? (Очевидно, автор хочет сказать, что и добрый, достойный человек может совершить жестокость, допустить оплошность, если не будет задуматься над последствиями своих поступков) — Все были радостны, готовились к свадьбе, только Изольда оставалась задумчивой, — говорит автор. Почему? (Её терзали угрызения совести, она давно раскаялась», «сожалела о том, что поддалась минутному соблазну»; радовалась что старик не возвращается»)

— Гармония есть (Нет. Разлад в душе) — А дальше о чём рассказывает автор? (Изольда выходит замуж, король-отец расточает милости, народ славит доброго короля и молодых, король благословляет принца и принцессу, «на добро и пользу…народам» а на душе Изольды лежит ощущение стыда и горечи. Живя в стране мужа, Изольда не знает покоя. Она едет на родину навестить отца и, стоя у окна знакомой с детства комнаты, с улыбкой вспоминает свои девичьи мечты, которые теперь, через столько лет, вдруг кажутся ей просто легкомыслием)

(добавляем в кластер…не знает покоя, нарушила нравственный закон своей родины, ощущение стыда, боится за своих детей)

943456 2 Слайд 8 Цапли (Ночью к ней явились две белые цапли, они подтверждают, что терзания Изольды были не случайны: её прихоть привела к истреблению цапель, потому что птиц убивали, когда они вили гнёзда. Этот хохолок и для них был свадебным нарядом. Ужас охватывает принцессу, когда она слышит слова жестокой правды, что она нарушила нравственный закон своей родины))

— Почему они говорят с Изольдой «с горечью, но не без ненависти» (Птицы понимают, что Изольда поступила так, не подумав о последствиях) -Чему мудрые птицы учат принцессу? (Серьёзному взгляду на жизнь, ответственности за свои поступки. Цапли уносят Изольду с собой и показывают ей страшные последствия её легкомысленного решения) — Всё увиденное оказалась лишь сном, она чувствует облегчение? (Нет. Она испугалась за своих детей. Зло, принесённое чьим-то детям, может обернуться злом для наших детей, — говорит автор) -Как он описывает состояние своей героини.

— Прочитаем об этом Стыдно ей было и самой себя и отца, которого она обманула. Затем ее охватила тревога за свою собственную семью, оставленную далеко за морями. Она только на мгновение вообразила себя не принцессой Изольдой, а белой цаплей, у которой дети умирают голодной смертью лишь потому, что кому-то захотелось красивее нарядиться…

— Маленькое всегда превращается в большое. То, что сделано, исправить нельзя. Можно только искупить. Удалось ли принцессе Изольде загладить свой поступок, свою вину. (Она обо всём рассказала отцу) — Что ответил король? (— Грустная правда! — ответил король. — И птицы гибнут, и человек унижается.) -Что значат слова короля? (Человек унижается, потому что, убивая птиц, он признаётся в своей жадности, жестокости, мелочности, в своём полном равнодушии ко всему, что не есть он сам и его суетные желания) — Союз И в данном высказывании подчёркивает тесную связь природы и человека.

Читаем со слов «Тогда Изольда…)

— В чём заключается счастье человека (В добре и милосердии) -Что для себя решила Изольда?

Читаем «Когда корабль…» Когда корабль уже бежал по волнам, удаляясь от острова и уносясь в туманное море, Изольда все еще стояла молчаливая и строгая, полная надежд на лучшее будущее, но уже не свое будущее, а своего народа. И ей хотелось скорее доплыть, чтобы начать среди людей совсем новую, полную и благотворную жизнь…

Последнее добавление в кластер – самое важное – думать и заботиться о будущем своего народа)

943456 2

— Итак, мы видим, какой путь прошла Изольда, чтобы понять, что самое важное в жизни – это забота о ближнем.

— С каким призывом обращается к нам автор этой сказки (защитить природу, а значит человека, потому что кто губит природу, губит и самого себя)

-А сейчас послушайте отрывок из книги Н.А. Надеждиной «Каждой былинке брат» (Прочитает ученик)

III. Вывод

1. Работа в группах — Урок наш подходит к концу, давайте сделаем выводы. – О чём заставляет задуматься это произведение? (Над поступками, которые совершаешь в жизни. Ничто не сходит с рук. За любое чёрное дело возмездие неизбежно, поэтому надо жить по совести) — А история с принцессой Изольдой? (История с принцессой Изольдой дала возможность понять – зло, причинённое самому незначительному существу, увеличивает зло в мире. И пагубно для всех. Для человека, для природы. Погибли красивые белые цапли. -То, что сделано, можно исправить? ( исправить нельзя, можно только искупить, делая добро) — Чему учит сказка? (воспитывать в себе такие черты характера, как силу воли, совесть, отзывчивость, терпение, самопожертвовании, милосердии, чувство ответственности) — А какова тема этой сказки (тема ответственности за содеянное перед лицом будущего. Гибель самой маленькой частички окружающего мира может привести к катастрофе человечества. –это звучит как предупреждение человечеству)

2. Защита групп

3. Определение и запись темы урока

-Давайте определим и запишем тему урока. Какая она, как вы думаете? ( Счастье в добре и милосердии) Слайд — А эпиграфом сказки являются слова Ч. Айтматова «Перед каждым человеком стоит неизбывная задача быть человеком сегодня, завтра, всегда». — Запишем тему урока, эпиграф Счастье в добре и милосердии

— А в каком произведении звучит эта же тема? («И грянул гром» Рей Бредбери)

IV. Домашнее задание. Написать мини-сочинение «Жизнь дана на добрые дела»

Целевые установки на достижение результата:

  • Личностные: развивать уважительное отношение к русской литературе, родной культуре;
  • Регулятивные: развивать навык смыслового чтения, развивать умение управлять своим временем, планировать пути достижения целей;
  • Коммуникативные: развивать умение строить письменное высказывание, рассуждать, адекватно использовать речь для решения коммуникативных задач;
  • Познавательные: развивать умение наблюдать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать;

Предметные: формирование умения анализировать прозаическое произведение, определять замысел автора.

Ход работы

1. Организация начала урока. (Лист А4: записываем тему практической работы)

2. Выполнение заданий практической работы

Задание 1. Мы прочитали сказку Н.Д.Телешова «Белая цапля». Кто главный герой сказки? (принцесса Изольда) Напишите ее имя цветными карандашами (фломастерами) посередине листа А4. Подумайте, что означает ее имя и какой  цвет(цвета) лучше использовать.  

Задание 2. В верхней части листа А4 нарисуйте природу страны, где живет Изольда («Далеко на севере, среди студеного моря, на одиноком острове, раскинулось королевство, погруженное чуть не круглый год в холодные сумерки и туманы. Зима была здесь длинная, а лето короткое. Дикие скалы лишь ненадолго бывали покрыты седыми мхами, а затем их опять заносило снегом….», «тут было мало цветов и мало зелени»)

— Какая это природа? (холодная)

— Найдите цитаты, в которых автор описывает людей, живущих в этой стране. Запишите их под рисунком («Любили свою родину, свое суровое море», «любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку», «Бледные цветы их пролей радовали их ….»)

— Какие это были люди? (добрые, милосердные, добросердечные)

Задание 3. А какой была Изольда? Как ее характеризует автор? Выпишите эти слова над ее именем. (добрая, помогала бедным и несчастным, заботилась о людях)

Задание 4.  В жизни каждого из нас бывают такие ситуации, когда нам приходится делать выбор. Какой выбор делает Изольда? Ради чего она делает такой выбор? (Ради свадебного наряда она решается на убийство одной цапли)

Найдите и выпишите под именем Изольды элементы ее свадебного наряда. («белое платье – как снег», «серый плащ – как море», «на голову…убор из тонких стрелок – как узоры мороза, и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки  при лунном свете!»)

Как дается это решение Изольде? (Она мучается, но решается)

Задание 5. Нарисуйте природу страны, где живут цапли в нижней части листа, под именем Изольда («цветущая равнина», «блистало дивное весеннее утро», «прекрасные цветы», «по толстым стволам вились и переплетались между собою ползучие растения», «Развертывались пестрым ковром пахучие свежие травы», «шумели мягкой песней высокие тростники», «веяло теплом, весною и негой, жизнью и радостью»).

— Какая это природа? (теплая, жаркая, горячая)

— А люди какие живут в этой стране? (жестокие)

Запишите под рисунком цитаты, подтверждающие ваш ответ. («повсюду, куда лишь падал взгляд, белоснежные трупы с окровавленными головами»)

Задание 6. Ответьте письменно на вопрос: «Какую цену заплатила Изольда за свой свадебный головной убор, разрешив убить лишь одну цаплю? » Ответ запишите внизу листа. (Изольду охватывает ужас, она испытывает тревогу за родных и близких. Она понимает, что совершила легкомысленный поступок, который может обернуться злом для ее семьи и детей. Изольда мучается, ей стыдно за то, что она причинила боль беззащитным птицам).

3. Творческое задание

Письменный ответ на вопрос: «Чему учит сказка Н.Телешова «Белая цапля»?»

4. Рефлексия

Прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Левитанского. Как вы понимаете его? Кому адресованы слова поэта?

Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе…
(Ю.Левитанский)

5. Подведение итогов за урок

6. Определение домашнего задания

Материал для справок

Белая цапля

Облик и поведение. Крупная цапля чисто-белой окраски. Размером (длина тела 85–102 см, масса 0,9–2 кг, размах крыльев 140–170 см) и телосложением очень похожа на серую цаплю, с которой часто держится вместе, но в целом стройнее, с более тонкими шеей и клювом. Осторожна, в смешанных группах цапель при опасности обычно взлетает первой. От похожей внешне малой белой цапли, помимо размеров, которые далеко не всегда можно правильно оценить, отличается окраской пальцев, которые не отличаются от окраски цевки, вне сезона размножения — жёлтым клювом, а в брачный период — отсутствием хохла. Активна круглые сутки, но в основном в дневное время.

Описание. Оперение чисто-белое, в брачном наряде на спине выражена «накидка» из длинных, ажурных перьев — так называемых эгреток. В это время клюв чёрный, между ним и глазом участок ярко-зелёной кожи, а ноги чёрные с проступающей на голенях и боках цевок желтизной. После окончания сезона размножения клюв постепенно желтеет от основания к кончику, зелёная кожа бледнеет и тоже желтеет, на ногах появляется больше жёлтого, впрочем цвет ног очень изменчив индивидуально. Глаза всегда светло-жёлтые. Молодые птицы похожи на взрослых в зимнем наряде, только ноги у них чёрные, а клюв с буроватым коньком. Птенцы покрыты редким белым пухом.

Голос птиц этого вида удаётся услышать редко. Он заметно отличается от скрипучих и хриплых выкриков других крупных цапель, у неё он скорее сухой и трескучий, похожий на карканье.

Распространение, статус. Распространены в тропиках и на юге умеренной зоны по всему миру. Едва не истреблённая в начале XX века из-за моды на эгретки, в настоящее время восстановила численность и на юге степной зоны Европейской России является достаточно обычным видом. Участились залёты на север, так, например, в Московской области её отмечают ежегодно. Относительно «морозоустойчива», на побережье Чёрного и Каспийского морей отдельные особи могут зимовать.

Образ жизни. Населяет крупные водоёмы, богатые рыбой, с обширными мелководьями и зарослями околоводной растительности. В подавляющем большинстве случаев гнёзда устраивает на заломах тростника и камыша, где для постройки использует сухие стебли и листья этих растений. Из этого же материала строит гнёзда при гнездовании на кустарниках. Реже гнездится на деревьях, в колониях околоводных птиц или одиночно.

Гнёзда на деревьях, сооружённые из сухих прутьев и колючих ветвей, имеют форму перевёрнутого конуса с просвечивающими стенками. В сооружении гнезда принимают участие оба партнёра: доставка гнездового материала в значительной степени лежит на самце, а его размещение и утаптывание — на самке. В кладке 4–5 зеленовато-голубых яиц величиной с куриное. Кладку насиживают обе птицы в течение 25–26 дней.

Питается мелкой рыбой, лягушками, грызунами, прямокрылыми и другими крупными насекомыми, а также другими животными подходящего размера.

  • Отзыв о сказке бажова серебряное копытце
  • Отзыв о романе отцы и дети сочинение
  • Отзыв о сказке ашик кериб 4 класс кратко по плану
  • Отзыв о сказке андерсена огниво
  • Отзыв о сказке алиса в стране чудес 4 класс