Отзыв о сказке 12 месяцев маршака

Кадр из мультфильма двенадцать месяцев. режиссеры и. иванов-вано, м. ботов. 1956 годпереносимся в москву 1942 года, где один из самых

Самая новогодняя сказка. Как Самуил Маршак написал «12 месяцев»

Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». Режиссеры И. Иванов-Вано, М. Ботов. 1956 год

Переносимся в Москву 1942 года, где один из самых известных советских детских писателей думает о том, как скрасить детям новый зимний праздник.

«12 месяцев», написанные советским поэтом, драматургом и сценаристом Самуилом Маршаком, уже давно стали классикой. Добрая сказка о серьезных вещах любима несколькими поколениями читателей и зрителей — она нашла воплощение на экранах и театральных сценах.

Маршак начал писать пьесу зимой 1942 года, а закончил зимой 1943-го. Это время он называл «самыми грозными днями» войны — именно тогда произошла битва за Сталинград. Несмотря на окружающие мрак и ужас, он старался сделать так, чтобы в тексте не было отзвуков войны. Наоборот, он хотел создать сказку не только для детей, но и для взрослых, которая рассказывала бы о добре — о том, что оно всегда будет вознаграждено.

Старинная легенда

В 1963 году в письме другу литературному критику Станиславу Рассадину Маршак объяснял, что за основу сюжета пьесы взял чешскую или богемскую легенду о 12 месяцах, которую слышал в чьем-то устном изложении. Возможно, тот его неназванный собеседник пересказал ему сказку чешской писательницы XIX века Божены Немцовой, основанную в свою очередь на старинной словацкой сказке. Сказка Немцовой была написана под католическое Рождество 1862 года, вскоре ее перевел на русский Николай Лесков.

В короткой сказке Немцовой гораздо меньше персонажей, чем у Маршака: мачеха, ее нерадивая дочь Елена, добрая падчерица Морушка да волшебники-месяцы, сидящие у костра. Капризы Елены дважды отправляют Морушку в зимний лес — сперва за фиалками, потом за яблоками. В третий раз туда идут сами мачеха и сводная сестра — и замерзают, разгневав тамошних обитателей.

Screenshot 2020 12 25 at 181503

«Сложный сюжет пьесы еще более отличается от сюжета сказки, — писал Маршак. — Многое придумано заново (как, например, характеры действующих лиц, отношение Апреля-месяца к падчерице, ее героизм, вторая ее встреча с 12 месяцами, превращение мачехи и дочки в собак, подарки месяцев, возвращение падчерицы домой и т.д.). Финал моей пьесы скорей в духе русских народных сказок».

Один из самых интересных персонажей, введенных Маршаком, — юная королева. Государством, в котором живут мачеха, падчерица и дочка, управляет совсем молодой монарх — в списке действующих лиц значится: «Королева, девочка лет 14». Королева не по годам инфантильна — учиться не хочет, профессора не слушает — и деспотична. Когда требуется подписать ходатайство о помиловании, она пишет «казнить», потому что это короче, чем «помиловать». И зря профессор пытается заставить ее задуматься — он ведь и сам соглашается с неверными ответами ученицы на уроке арифметики, потому что боится ее крутого нрава. Что говорить — зарвавшаяся правительница грозит издать «новый закон природы»!

Трое отрицательных персонажей закручивают весь сюжет. Королева, которой вдруг захотелось подснежников, обещает щедро наградить золотом и роскошными шубами того, кто достанет ей их зимой, а мачеха и ее дочка, услышав об этом, отправляют падчерицу в лес. Замерзшая девочка долго бродит по лесу, а потом выходит на поляну, где у костра греются 12 братьев-месяцев. Апрель, которому она приходится по сердцу, соглашается помочь ей, и вскоре мачеха и дочка мчатся во дворец. Приятно удивленная королева желает сама видеть чудесное место, где подснежников «невидимо-видимо», и злодейкам ничего не остается, кроме как позвать падчерицу с собой. Разгневанные месяцы устраивают гостям череду испытаний, в конце которых все получают по заслугам: Мачеха и ее дочь превращаются в собак, а королева, заметно присмиревшая, получившая урок на всю жизнь, и падчерица отправляются по домам.

Драматург, поэт, переводчик Самуил Маршак (в центре) среди артистов. Автор И. Гольдберг. Ноябрь 1947 года. Главархив Москвы

Советский Новый год

Маршак не только добавил новых действующих лиц и разнообразил сюжет, но и изменил время действия. В сказке Немцовой и, видимо, исходной легенде события разворачиваются в середине января, а Маршак перенес их на пару недель раньше, так что развязка, в которой зло наказано, а добро торжествует, происходит как раз к Новому году.

Во времена, когда он писал «12 месяцев», Новый год для советских граждан значил не совсем то, что для нас сегодня. 1 января было обычным рабочим днем, а рождественская елка, запрещенная вскоре после революции 1917 года как религиозный пережиток, официально вернулась в советские дома лишь в 1935-м — как новогодняя. Как и чем ее наряжать, было не совсем понятно. Легкая промышленность не могла в полной мере обеспечить нужды всех желающих украсить елку, так что игрушки многие мастерили сами. Но главное — за это время успело вырасти поколение детей, не знавших подобного праздника. Новый год следовало изобрести, отделив его в сознании граждан от Рождества. На помощь в сотворении новогоднего мифа пришла литература.

Самуил Маршак писал праздничные сценарии и стихи, посвященные советскому Новому году, и пьеса «12 месяцев» стоит в этом ряду. Главный акцент в ней сделан все же на теме труда, а не волшебства. Почему месяцы оказались так благосклонны к падчерице? Они на протяжении всего года видели, как она много она работает — рубит дрова, набирает воду в проруби, поливает рассаду в огороде, — и прониклись к ней симпатией.

«Мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом», — писал Маршак в статье «Сказка на сцене».

Очень интересен ход с капризной и гордой королевой: тому, кто принесет ей подснежники, она обещала меха и сани, но в итоге ей самой пришлось просить и то, и другое у падчерицы — чтобы не замерзнуть и уехать домой. Героиня поняла, что не все дается просто так, «перековалась», как тогда говорили. А преодоление себя — тоже труд.

0 58423

Истории вещей. Как новогодняя елка появлялась и исчезала в российской истории Возвращение в Новый год: пять традиций XX века

«12 месяцев» на сцене и экранах

Изначально Самуил Яковлевич задумывал «12 месяцев» как пьесу, которую поставят в МХАТе. В военные годы он активно сотрудничал с газетой «Правда» и другими изданиями и, хотя загрузка была очень серьезной, от цели не отступился.

«Загруженный ежедневной спешной работой в газете, над листовкой и плакатом, я с трудом находил редкие часы для того, чтобы картину за картиной, действие за действием сочинять сказку для театра…», — писал он.

Однако первым пьесу поставил Театр юного зрителя (в 1947-м), а уже потом, через год, — МХАТ. Интересно, что больше всего автор переживал, понравятся ли «12 месяцев» актерам.

Актриса Московского театра юного зрителя Ю. Юльская в роли дочки в спектакле по сказке С.Я. Маршака «12 месяцев». Фото В. Горшкова. 1947 год. Главархив Москвы

В МХАТе спектакль создал режиссер и педагог ГИТИСа Платон Лесли, который позже вступил в должность заведующего труппой. Его сорежиссерами стали народный артист СССР Виктор Станицын и лауреат Сталинской премии Николай Горчаков. Главные роли сыграли Анастасия Георгиевская, Евгения Морес, Вера Бендина, Григорий Конский, Владлен Давыдов и другие. Музыку написал Борис Асафьев — консультант Большого театра, глава научно-исследовательского кабинета при Московской консерватории имени П.И. Чайковского.

В 1956 году Иван Иванов-Вано и Михаил Ботов сняли по «12 месяцам» мультфильм. Сценарий написал Маршак вместе с драматургом Николаем Эрдманом. Автором музыкального оформления стал Моисей Вайнберг, который через год напишет музыку к фильму «Летят журавли».

Через 16 лет сказкой заинтересовался режиссер Анатолий Граник, известный по комедиям «Алеша Птицын вырабатывает характер» и «Максим Перепелица». Он снял двухсерийный фильм с Николаем Волковым-старшим, Татьяной Пельтцер, Леонидом Куравлевым и Ольгой Викландт.

Кобзева Людмила
Александровна, педагог дополнительного образования, Школа раннего развития
«Пчёлка», МБУДО «ЦВР «Пашинский»,

 г. Новосибирск

Конспект
занятия по развитию речи и обучению грамоте

 «
Знакомство с творчеством С. Маршака, сказка «Двенадцать месяцев»,

 
для детей 6-7 лет

Задачи:

Образовательные:

·        
Повторить произведения, написанные С.
Маршаком

·        
Обобщить и систематизировать знания детей
сказки «Двенадцать месяцев»;

·        
расширять и
активизировать детский словарь;

·       
упражнять детей отвечать на вопросы,
вспоминая знакомую сказку, формировать умения анализировать произведение;

·       
упражнять детей в чтении слов и
словосочетаний

Развивающие:

·        
развивать связную речь;

  • развивать речевую и мыслительную
    деятельность

Воспитательные:

·        
воспитывать доброту, трудолюбие, вежливость, готовность прийти на
помощь, ответственность за свои поступки

·        
прививать
любовь к чтению литературы.

Предварительная
работа
: чтение сказки «Двенадцать месяцев» родителями
дома, просмотр мультфильма

Оборудование:
подбор
книг С. Маршака, иллюстрации к сказке, портреты героев, портрет С. Маршака,
задание на каждого ребенка.

Ход занятия:

1.  Приветствие.

Сядем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

2.
Ввод в тему. Повторение знакомых для детей  произведений С.Маршака.

Дети, к нам сегодня пришли в гости книги
одного очень известного писателя , попробуйте угадать как называются эти
произведения:

1). Люди спрашивают: — Кто это у вас?
А девочка говорит: — Это моя дочка.
Люди спрашивают: — Почему у вашей
дочки серые щечки?

А девочка говорит: — Она давно не
мылась. ( «Усатый полосатый»)

2). Сел
он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки.  ( «Вот какой рассеянный»)

3). Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку…( «Багаж»)

4). — Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи! ( «Сказка о глупом мышонке»)

( Педагог выставляет
знакомые детям  книги и фото писателя).

Сегодня мы поподробнее
познакомимся со сказкой – драматической пьесой этого замечательного детского
писателя. – «Двенадцать месяцев»

Двенадцать месяцев, это не
просто сказка, это пьеса, что это означает. Мы впервые знакомимся с таким
произведением. Сказка – пьеса включает в себя сказку  — вымышленное действие и
сценическое представление, которое можно ставить в театре. Поэтому в начале
произведения, мы видим наличие афиши – перечисление героев, действующих лиц. Дома
вы уже читали сказку и смотрели мультфильм или одноименный фильм. Вот мы и
проверим,  как вы запомнили содержание сказки, проведем мини-опрос.

3.  Вводная беседа по
содержанию сказки. Вопросы.

Как называлась игра, в которую играли белки и заяц в начале сказки? (горелки)

— кого хотел съесть волк в
начале сказки (зайца)

— кто помогал падчерице
собирать хворост и рассказал ей легенду о двенадцати месяцах? (солдат)

-кто захотел , чтобы в
лесу зимой появились цветы? ( королева)

— какое слово не правильно
употребила королева на уроке чистописания? (казнить)

— что пообещала королева за корзину подснежников? (столько
золота, сколько поместится в его корзине, пожалует бархатную шубу на седой лисе
и позволит участвовать в королевском катании)

— Я издам новый закон природы! – кто так говорил? (
королева)

-Как звали главного придворного, занимавшегося делами
государства, который давал на подпись указы королевы? (канцлер)

— какой месяц зиму начинает,  год заканчивает? (декабрь)

— Чьи это слова: «Пусть она здесь у печки греется, пироги
ест, а я до полуночи по лесу ходить буду, в сугробах вязнуть..? (дочка мачехи)

— сколько братьев сидело у костра? (двенадцать)

— кто из придворных научил просить королеву «по-доброму»?
(солдат)

— в кого превратились мачеха и ее дочь? (в собак)

— можно ли снять заклятие со старухи и ее дочери? И каким
образом? (можно, если три года они падчерице послужат и смирными станут)

-что было волшебным, почему это сказка? ( существование
двенадцати месяцев в виде людей, встреча падчерицы с ними в лесу, быстрая смена
времен года, превращение старухи и ее дочери в собак…)

4. Упражнение: «Прочитай и подбери слово»

Дети, давайте теперь вспомним и назовем главных действующих
лиц сказки. Мы их распределим на две группы: добрые и злые герои.

(На демонстрационной доске вывешиваются картинки героев и
дети должны разложить их на две группы)

Добрые герои:
падчерица, солдат, месяцы, учитель

Злые герои:
мачеха и ее дочка, королева.

 На столе  лежат подснежники из этой сказки, необходимо
каждому ребенку взять 2-3 лепестка, перевернуть их и прочитать характеристику
героя, затем соотнести с героем, которому подходит это слово.

( слова: милая, грубая, глупая, заботлива,
терпеливый, мудрый, строгие, избалованная, ленивая, своенравная и т.д.
)

(Также, педагог, может попросить объяснить, почему он так
считает)

5.  Упражнение « Дай полезный совет»

Сейчас, мы попробуем дать полезные советы для отрицательных
героев, чтобы они исправились. Чтобы вы посоветовали:

— принцессе ( нужно учиться, не лениться, стараться, думать
прежде чем приказы выдавать, уважать старших, не переговариваться, быть
терпеливой..)

— мачехе ( не быть злой, относиться к людям по- доброму…)

— дочке – (не лениться, не грубить, трудиться)

6. Физкультурная минутка. Игра «Гори, гори, ясно»

А теперь , мы немножко отдохнем и поиграем. Дети встают в
круг. С помощью считалки выбирают ведущего, который встает с колокольчиком по —
середине круга. Дети идут по кругу, приговаривая слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь не небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

После этих слов дети останавливаются. Те, между которых
окажется водящий с колокольчиком ,начинают бежать в разные стороны, кто первый
обежит, тот и становится водящим.

7. Упражнение  «Подбери конец пословицы»

Теперь продолжим наше занятие. Велико значение книги в
жизни человека, чтение помогает нам становиться лучше, учит нас, помогает
преодолевать препятствия, следовать хорошему примеру. Сказка «Двенадцать
месяцев» тому подтверждение.

Нам помогут пословицы ответить на главный вопрос, чему
научила нас сказка «Двенадцать месяцев». Но вот, беда, слова в пословицах
рассыпались, необходимо соединить начало и конец пословицы и прочитать.

Начало пословицы

Конец пословицы

Добро побеждает

и награда

Что посеешь,

по заслугам

По делам

зло

Каждый получает

то и пожнешь

Не делай людям зла,

чтобы к тебе беда не пришла

Дети соединяют линиями начало и конец пословицы и читают:

1.      Добро побеждает зло.

2.      Что посеешь, то и пожнешь.

3.      По делам и награда.

4.      Каждый получает по заслугам.

5.      Не делай людям зла, чтоб к тебе беда не пришла.

8. Вывод. Рефлекция.

Ребята, скажите, понравилась ли вам сказка, чем она
понравилась,  какие места в сказке, вы бы хотели перечитать.

Давайте сделаем вывод. Главная мысль сказки
«Двенадцать месяцев» : добро побеждает зло. Произведение учит быть добрыми,
отзывчивыми, вежливыми, смелыми и трудолюбивыми и с глубокой благодарностью
принимать дары. Доброта  помогает в жизни, а вежливость открывает все двери.

  • Отзыв о рассказе человек на часах 7 класс
  • Отзыв о рассказе паустовского кот ворюга
  • Отзыв о рассказе н носова фантазеры
  • Отзыв о рассказе набокова облако озеро башня
  • Отзыв о рассказе осеевой волшебное слово для 2 класса