Отзыв о рассказе заплатка носов

Предмет: внеклассное мероприятие.тема: путешествие по произведениям н.носова.1. в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве н.н.

Предмет: внеклассное мероприятие.

Тема: Путешествие по произведениям Н.Носова.

1.     В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и
творчестве Н.Н. Носова, расширять читательский кругозор учащихся.

2.     Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с
активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать,
классифицировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.

3.     Прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к
книгам.

ü развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

2.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов
(регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

ü владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу.

ü проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты
посредством учета интересов сторон и сотрудничества

ü используют знаково-символические средства для
решения учебной задачи, оперируют базовыми предметными понятиями; логические
 осуществляют
сравнение, анализ, синтез.

ü  читать правильно выразительно целыми словами
вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

Оборудование: Выставка
книг Н.Н. Носова, портрет писателя, фрагменты из мультфильмов, плакаты с
высказываниями, набор предметов для конкурса, выставка рисунков детей, поделок,
творческих работ: кроссвордов, книжек –малышек, мини – сочинений, раздаточный
материал для конкурсов, рассказы Н.Н. Носова.

Подготовка.

Ученики
готовили задания к мероприятию. На уроках изобразительного искусства рисовали
полюбившихся героев рассказов, на уроках трудового обучения подготовили
поделки, аппликации по произведениям Н.Н. Носова, писали мини сочинения:“Чем
мне симпатичны герои произведений Н. Носова”, по желанию составляли свои
кроссворды и загадки. Разучивание стихов, сценок держится в тайне.

“Книга
не самолет, а за тридевять земель унесет”.
“Всем хорошим во мне я обязан книгам”.

М.
Горький.

“Книга
твой друг. Без нее как без рук”.
“Книга подобна воде — дорогу пробьёт везде”.
“Одна книга тысячу людей учит”.
“Все герои Николая Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже
проделки учат читателей добру”.

С.
В. Михалков.

Этап урока

Ход мероприятия

Вступление.

Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие к самому Великому чуду
на свете.

Что же это за чудо? Послушайте и скажите:

Ты беседуй чаще с ней —
Будешь вчетверо умней. (Книга).

— Подумайте и скажите, в какое путешествие мы отправимся?

Мы отправляемся в Книгоград.  (Слайд)

(Открывается название на доске)  Выходят ученики и читают стихи.

1 уч.

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.

2 уч.

Книга нам про все расскажет,
Книга нам все покажет.
Почему садится солнце
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Много интересного узнаешь.

3 уч.

В одиночестве, в покое,
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам друзья и карты в руки.
Пусть герои оживут.

4 уч.

Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.

5 уч.

Мы веселые ребята, не умеем мы скучать.
И собрались мы сегодня книгу новую создать.

Учитель: Ребята обратите внимание на
выставку. Книги какого писателя вы видите на выставке? Правильно, книги Н.Н.
Носова. (Учитель открывает портрет).

-Какие произведения Н.Н. Носова вы читали?

-Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы?
(веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные). О ком и для кого
писал Н. Носов?

Ученик рассказывает о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера.

В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.
Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в
институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И
первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка ” в 1938 году.
Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно
сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о
человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом ,работал
режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.

2. Деление на команды и выполнение заданий.

 Учитель:
Путешествовать будем группами. Определены 2 команды
игроков: «Знатоки», «Веселая семейка» и команда болельщиков.

 Разминка. А сейчас активно отвечайте на вопросы

1. Назовите имя и отчество Носова.

2. Где и когда родился Носов?

3. Кто испугался волка под кроватью? Назови имя героя и рассказ.
(Валя “Затейники”)

4. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (картофель)

5. Ее заваривают, затевая неприятности…..
Хлопотливое дело, а потом распутывают это дело….
Ее просит дырявая обувь….. (каша)

6. В каком журнале Н. Носов напечатал свой первый рассказ?
(“Мурзилка”)

7. Кто уронил в колодец чайник и ведро, назови рассказ и имя героя.
(Мишка)

8. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли
небылицы. (“Фантазеры”)

9. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках?
(“Приключения Незнайки и его друзей”).

10. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)

11. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка).

12 Что мастерили Винтик и  Шпунтик ? (Пылесос)

13. Кто сочинял из коротышек стихи?

14. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка).

Входит Незнайка и говорит:

Почему-то обо мне знают все на свете.
Знают даже на Луне взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,
Что другим не по плечу, мне давно известно.

— Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу
создать книгу, но пока у меня ничего не получается.

Учитель: Какой ты хвастун. Всему нужно
учиться. Оставайся, смотри и учись, а ребята тебе помогут. Если
участники команд затрудняются ответить, помогают болельщики и получают
жетоны.

1 конкурс. “Бюро находок”. (Слайды)

Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы.
(Учитель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает жетон)

1
.Шляпа   —         “Живая шляпа”.
2. Нитки, иголки, ткань  — “ Заплатка”
3.  Лопата, песок            — “На горке”.
4. Телефон           —          “Телефон”.
5. Учебник математики – “Федина задача”.

6.Кастрюля
с кашей      —  «Мишкина каша»

2 конкурс. “Театральные подмостки”.

Проверим
артистические способности.

Приготовить
чтение эпизода по ролям:

1
команде из рассказа    “Фантазеры”

 2
команде                  —   “Мишкина каша”.

Игра с болельщиками. “Розыск”.  (Слайды)

Учитель: Внимание болельщики. Объявляется
розыск, в “розыске” находятся герои произведений. На доску вывешиваются
карточки, как в игре “Поле чудес”.


С кем первым из малышей подружился Незнайка? В слове 8 букв.

Кнопочка


Как называется рыба, которую зажарил Мишка на сковороде? В слове 7 букв.

Пескарь


Как зовут коротышку из цветочного города, который придумал воздушный шар. В
слове 6 букв.

Знайка

Ученики
получают жетоны.

А сейчас рубрика: “Это интересно”.    Выходит
Знайка.

Знайка: “А знаете ли вы, что существуют книжки
– малышки.
Они очень маленьких размеров. Несколько таких книг можно было
уложить в карман. Размер книг 65 мл на 94 мл. Есть “миниатюрные книги”,
длина страницы –не превышает 2–3 сантиметров. (Показывает).

Есть
книги – великаны. В Самарканде это книга Великий  коран. Длина
страницы 2,5 метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг,
длина его в человеческий рост.

Книга
— скрипка, один из ее экземпляров хранится в отделе редких книг
Государственной исторической библиотеке.

Книга-скрипка была издана в Германии. Это
музыкальный календарь за 1901 год, рассказывающий о юбилеях замечательных
музыкантов. Форма книги в точности воспроизводит контуры скрипки. На
лакированной обложке ее многокрасочное изображение музыкального инструмента.
На деревянной деке натянуто четыре струны. Скрипка – как настоящая. Но если
откинуть верхнюю деку – за ней бумажные страницы, также обрезанные в форме
скрипки.

3 конкурс

ВСЕ ЛИ НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИНАДЛЕЖАТ Н.НОСОВУ

— «Дружок»          (Да)

 — «Русалочка»    (Нет)

 — «Как Незнайкины друзья Винтик и Шпунтик сделали пылесос» (Да) 

— «Фантазёры»     (Да)


«Дюймовочка»  (Нет)


«Бобик в гостях у Барбоса» (Да)

 —
«Витя Малеев в школе и дома» (Да)


«Три охотника»  (Да)


«Стойкий оловянный солдатик» (Нет)


«Огурцы»  (Да)

Игра с болельщиками  (во время 3 
конкурса ).

-Кем
были по профессии коротышки?  (Слайды)

Пилюлькин
Тюбик
Цветик
Гусля
Винтик и Шпунтик
Знайка

врач
художник
поэт
музыкант
механики – изобретатели
ученый.

4 конкурс. “Объяснялки”.

Учитель: Соотнесите пословицы и рассказы
Н Носова. (Листы с заданием раздаются каждой команде и болельщикам).

Берись дружно, не будет грузно.
У страха глаза велики.
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Терпенье дает уменье.

“На горке”
“Затейники”.
“Живая шляпа”
“Огурцы”
“Мишкина каша”
“Заплатка”.

Проверка задания “Объяснялки”.

Учитель: Ребята, что интересного вы узнали
из книг Н Носова? Почему вам нравится читать произведения Носова? Как вы
думаете, почему его рассказы не стареют?

5конкурс. УЗНАЙ ИМЯ ЧЕЛОВЕЧКА

ВЕТЦИК
– Цветик

КЮБИТ
— Тюбик

НАЙКАЗ
— Знайка

НИВТИК
— Винтик

ПУШТИНК
— Шпунтик

КАГУНЬ
— Гунька

ЧИКНОП
— Пончик

ЛЯГУС
– Гусля

6конкурс.  КТО И КОМУ ТАК ГОВОРИТ?

«-О, — говорит, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь. » (Котька
Чижов «На горке»)

« -Значит, это на меня с солнца что-то свалилось,

— Наверно, от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове».
(Незнайка)

« -Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!» (Бобка
«Заплатка»)

« -Вот и лечи такого больного! Его лечишь, лечишь, а он выпрыгнет в
окошко и убежит. Куда это годится!» (Доктор Пилюлькин)

« -Что ты! Разве шляпы бывают живые?» (Вадик « Живая шляпа»)

«- Вкусная штука! Я очень люблю мороженое» (Мишутка «Фантазеры»)

« -Полетите вы с крыши на чердак» (Гунька)

Учитель: Как нужно обращаться с книгами?
Какую книгу приятно держать в руках?

Инсценировка стихотворений Ильина “Две книжки”.

(Одна красиво оформлена, другая – рваная, растрёпанная)

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
— Ну, как твои делишки? —
Одна спросила у другой?
— Ох, милая мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда летать мне в облаках!
А у тебя целы бока?
— Твои мне незнакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
Зато и я учу не как-нибудь, а на “отлично”!
-Ну, мой на тройки едет еле-еле
И даже двойки получил на той неделе.
И в басне нет загадки”.
“Расскажут напрямик и книжки и тетрадки, какой ты ученик”.

Знайка:

Знаете, раньше при бане книги выдавали, чтобы человек не брался за
книгу грязными руками. Надеюсь, вы так не обращаетесь с книгами. Пусть наши
книги надолго сохраняться ,даже после того как мы их прочитали.

1 уч.

Пока книга сделается книгой
Огромный путь она пройти должна.
И столько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.

2 уч

Я к вам обращаюсь, дети,
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книга друзьями заходит в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

3 уч

 Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают
наш ум.

Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми,
умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с
сегодняшнего дня вы ещё больше полюбите читать, ещё бережнее будете обращаться
с книгой.

Учитель.  Но вот Незнайка мы помогли тебе
понять, что всему нужно учиться. Ученики показали хорошие знания, талант.

А теперь, посмотрите, какая   получилась у нас книга по творчеству Н.
Носова. Это книга – сюрприз. Здесь собраны все ваши работы, рисунки, стихи,
кроссворды и сочинения.

Презентация “книги” в Книгограде.

Подведение итогов.

Учитель: Вам понравилось наше мероприятие?
Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?

                              Тема: Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Цель: Доведение до понимания дошкольников основной мысли произведения Н. Носова «Живая шляпа».

Образовательная: Учить слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать монологическую и диалогическую связную детей.

Развивающая: Развивать представления о юмористической ситуации, на примере поведения героев рассказа.  

Воспитательная: Воспитывать культуру поведения и восприятия художественных произведений.

Словарная работа: Активизация словаря:  кабинет, шляпа.
Обогащение словаря:  комод, кочерга, треснуть, плюхнуть, клюшка.
Планируемый результат: Понимание основной мысли произведения.

Предварительная работа: Чтение книг Н. Носова «Огурцы», «Заплатка»,

«Мишкина каша». Рассматривание иллюстраций к данным произведениям. Беседа о писателе Н. Носове, внесение в речевой уголок его портрета.

Этапы

Задачи этапов

Деятельность педагога

Методы,

формы,

приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат каждого этапа

1.

Организационно-мотивационный

Вызвать интерес к новому произведению.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком писателе идет речь? Герои книг его весёлые, смешные. Вот Мишка варит кашу и пыхтит, а каша из кастрюли убегает, наверное,  на улицу спешит!

А какие еще произведения Н. Носова вы знаете?

Худ. слово.

Это «Мишкина каша», Николай Носов написал.

Дети называют.

Вызвать положительные эмоции от воспоминания произведения знакомого писателя.

2.

Основной этап.

2.1

Этап постановки проблемы.

Подготовка к восприятию рассказа.

А хотели бы вы познакомиться с новыми рассказами этого

замечательного писателя? Тогда я спешу вас порадовать.

Сегодня мы будем читать рассказ Н. Носова, который называется «Живая шляпа». Эта увлекательная история, которая произошла с двумя мальчиками и одним маленьким котенком. Только при чем здесь шляпа, да еще живая!?

Вопросный

Аннотация.

Конечно, хотели бы.

Приготовиться к слушанию.

2.2

Этап ознакомления с новым материалом.

Познакомить с содержанием рассказа.

Итак, Н. Носов «Живая шляпа».

Чтение педагога.

Вам понравился рассказ? Почему?

Кто вас так насмешил?

А им было смешно?

А чего они испугались?

А шляпа может быть живой?

Теперь понятно, почему рассказ называется «Живая шляпа»?

Давайте поиграем, ребята.

Кошка прятаться любила,

Кошка спрятаться решила.

Мы её везде искали,

Мы её повсюду звали:

« Кис-кис-кис, кис-кис- выходи к нам, покажись!

В дом тебя мы унесем,

И напоим молоком.

Словесный

Вопросно-ответный

Игровой

Да. Он смешной.

Дети, ребята. Как они картошкой бросались, клюшкой, кочергой.

Нет, им было страшно.

Живой шляпы.

 Нет, под ней котенок сидел, он двигал шляпу.

Конечно, понятно. Очень смешной рассказ.

Приседают.

Ходьба.

Повороты головы.

Наклоны туловища.

Гладят воображаемую кошку на плече.

Слушание рассказа, понимание авторского замысла.

Чередование вида деятельности.

2.3

Этап практического решения проблемы.

Закрепление материала.

Ребята, посмотрите, у меня три иллюстрации к рассказу. Одна иллюстрация- это начало рассказа, вторая- середина- главные события, ну, а третья часть завершение рассказа. Внимательно посмотрите, и скажите, где начало истории?

Итак, первая иллюстрация.

Что делали мальчики?
— А как их звали? 
— Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?
— Расскажите, как мальчики испугались.
— Покажите, как они испугались!

Какое бы название вы дали первой части рассказа?

Вы, ребята, верно подметили, что главное событие произошло в первой части рассказа. А можем мы назвать «Необъяснимое явление»?

Итак, вторая иллюстрация.

 
— Какие средства мальчики выбрали для борьбы со шляпой?
— Кому пришла в голову идея бросаться картошкой?

— Как узнали мальчики секрет шляпы?

Как бы вы озаглавили эту часть рассказа?

Замечательное название.

А теперь последняя иллюстрация.

— Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.

Как можно назвать эту часть рассказа?

Давайте так и озаглавим.


Ребята, а  как бы вы поступили на месте мальчиков?
Подумайте, потом мне расскажете.

Словесный,

Наглядный.

Дети выставляют в соответствии с событиями рассказа.

Рисовали.

Володя и Владик.

Она поползла.

Пересказывают.

Показывают.

Шляпа оживилась, Шляпа поползла.

Да-да. Можем.

Дети перечисляют.

Вовке.

Швыряли картошкой и шляпа подскочила  к верху.

« Сражение»

«Милый котенок».

Пересказ текста, придумывание названий к каждой части рассказа.

3.

Заключительный этап.

Подведение итога

Вот и познакомились с еще одним произведением (кого?)

Все было в этом рассказе и страх, и удивление, и грусть и смех.

Хотели бы вы еще послушать рассказы этого писателя?

Мы обязательно это сделаем. А пока книга Н. Носова «Живая шляпа» займет достойное место в нашем книжном уголке.

Обобщение.

Похвала.

Н. Носова «Живая шляпа».

Делятся впечатлениями, относят книгу  в уголок, рассматривают иллюстрации.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных
предметов»

 г. Железногорска Курской области

Информационный
проект

«Литература моего края.

Е.И.Носов – детям»

                                                         
Проект  выполнила:

                                                          обучающаяся
4 «Е» класса

                                                          Селевёрстова
Алиса

                                                          Руководитель:

                                                         
Надобных Марина Викторовна                                                                          

                                                          учитель
начальных классов,

                                                          МОУ
«СОШ №11 с углубленным

                                                          изучением
отдельных предметов»

г. Железногорск

2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
                                                                                                  3-4

Глава
1.  Е.И.Носов — детям                                                      

1.1. Слово о писателе                     
                                              5-7

1.2. Рассказ «Тридцать зёрен»                                             
         8

1.3. Рассказ «Белый гусь»                                          
                   9

1.4. Рассказ «Покормите птиц зимой»                                          
10             

Глава
II. Привлекательность рассказов Е.И.Носова

2.1.Отзыв о рассказе «Тридцать зёрен»                                         11

2.2.Отзыв  о рассказе    «Белый гусь»                                            12

Заключение
                                                                                             13

                                                             
Введение

http://gorenka.org/images/history/izv_kur/nosov9.jpg

   
 Современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие
управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане.
Учить этому нужно с детства: то, что заложено в детстве, потом развивается и
совершенствуется. От состояния культуры детства зависит культура всего
общества. Культуру ребенка, его художественные и творческие способности и
интересы развивают и семейная обстановка, и школа, и круг ровесников, и,
конечно же, книги.

«Книги
просвещают душу, поднимают и укрепляют человека…»  

     
Школьная библиотека — аптека для души, сердце учебного заведения. Она
координирует работу учителя и ученика, выполняет все главные функции
образовательного процесса. Одна из составляющих образовательной функции —
воспитательная. Она предлагает прививать нашим ученикам любовь и уважение к
культурно-историческому наследию России, заботиться о духовно-нравственном
развитии подрастающего поколения. Наш класс очень тесно сотрудничает со
школьной библиотекой.

Человек
не может считать себя культурным, не зная культурно-исторического наследия
своего края.


Какие произведения писал Е. Носов для детей?


Почему Е.Носов  является гордостью земли  русской?


Что нового мы знаем о нем?

    Чтобы ответить
на  эти вопросы, я решила  провести исследовательскую работу.

      
Сегодня произведения Евгения Носова
для детей включены в школьную программу изучения. Хотя специально для них он не
писал. Однако, благодаря понятному и простому языку, все его повести и рассказы
легко читаются и взрослыми, и детьми. Автором многих известных произведений
стал Евгений Носов. Биография его, можно сказать, очень сложная и героичная.

Для реализации
данного проекта я  работала  под руководством учителя.

Были поставлены
цели проекта:

 познакомиться с биографией писателя;

 прочитать рассказы Е. Носова,
написанные для детей;

 узнать о проблемах, поднятых в
рассказах.

Задачи
исследования
:

определение идеи,
проблем, знакомство со своеобразием стиля, особенностями языка художественных произведений
Е.И. Носова  «Тридцать зерен», «Белый гусь», «Покормите птиц зимой».

Объектом
исследования
являются произведения Евгения Ивановича Носова для детей.

Актуальность: интерес молодого поколения к творчеству Е. И. Носова.

Практическая
направленность
: расширение круга чтения произведений для подростков.

Методы исследования: анализ
рассказов курского писателя Е.И.Носова  

                                      
Глава 1. Е.И Носов — детям

                                           
1.1 Слово о писателе

Евгений Иванович Носов
родился 15 января 1925 года в Курской области в деревне Толмачево. Эта
деревенька примостилась неподалеку от речки Тускари, протоки Сейма, в ней была
колоколенка и парк из лип.

 Носов прожил все детство
в дедовском доме в многодетной крестьянской семье. Отец его был потомственным
ремесленником, и большую часть своей жизни он проработал слесарем на
механическом заводе города Курска.

В 1933 году Евгений пошел
учиться в Курскую среднюю школу, однако закончил там всего 8 классов, так как
началась война. Как только немцы взяли город, он с мамой и младшей сестрой
переехал опять в Толмачево к бабушке.

  Осенью 1943 года
Евгений Носов стал бойцом Красной Армии. Полтора года он воевал на передовых
позициях в составе артиллерийской батареи, истребившей немало вражеских танков
и другой военной техники. Боевой путь этого отважного защитника прошел через
Брянск, Минск, Могилев, Бобруйск, Варшаву. Рядовой Носов был награжден
многочисленными почетными военными орденами и медалями. Уже в конце зимы перед
самой победой Носов был ранен под Кенигсбергом. И Великую Победу он встретил
уже в госпитале в Серпухове.

В июне 1945 он был
демобилизован по инвалидности. Но радость встречи с родными сменила тяжелая
послевоенная разруха и голод. Отец Евгения был на войне и утратил
трудоспособность, поэтому нелегко доставались средства для семьи. Евгений Носов
наверстал упущенное и за один год сдал все школьные экзамены. Вслед за будущей
женой, закончившей Техникум Советской торговли, по направлению они уезжают в казахстанский
город Талды-Курган.  Именно там ему подвернулся счастливый случай, в одной
местной газете «Семериченская правда» нужен был художник-оформитель и он,
обладая неплохим талантом рисовать, устроился на эту должность. Через год он
женился. А потом на него легли обязанности специального корреспондента, и он
стал разъезжать по разным городам в командировки и писать новостные статьи на
тему промышленности, торговли и транспорта.

В 1951 году опять вернулся в Курск Евгений Носов. Биография
его отсюда начинает новый виток, он становится работником газеты «Молодая
Гвардия» и заведующим отделом молодежи и комсомольской жизни.

   В 1958 году он выпускает свой первый сборник
«На рыбачьей тропе».

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. К Евгению
Ивановичу это относится как к никому другому. Признанный Мастер в литературе,
еще и талантливый художник. Это отмечают все, кто видел его удивительные
пейзажи, графические портреты, иллюстрации.

Собирая материал к проекту я узнала много интересного, нового для
меня, об Евгении Ивановиче.

  Так на выставке в Курском Литературном музее представлены и
удивительные поделки писателя – миниатюрные фигурки: козленок,
кузнечик-скрипач, старик с ружьем… Остается только восхищаться умением Носова
– так аккуратно и с такой любовью выполнена каждая крошечная деталь. Все они
подвижные. Кузнечик может шагать, а козленок опускает и поднимает голову,
виляет хвостиком.

Мастерить такие фигурки Носов начал еще в детстве, вырезая из
дерева игрушки для младшей сестренки. За одну из поделок его в 6-м классе
наградили путевкой в пионерлагерь «Артек». Хобби осталось на всю жизнь. Фигурки
людей и зверушек писатель мастерил, отдыхая от литературных трудов. И дарил
друзьям.

В свободное от литературы время писатель любил мастерить фигурки людей и животных

Друзья вспоминают, что в свободное время Евгений Иванович чинил
часы. Головные уборы шил себе сам, не любил готовые изделия. Глядя на его
картузы, никто не верил, что они не куплены в магазине – так аккуратно
выполнены все сложные детали.

– Он всегда считал, что человек обязательно должен трудиться,
что-то делать своими руками. И говорил: «Если не занять людей физическим
трудом, то в духовном плане ничего не добиться»

Удочки для зимней рыбалки Носов тоже мастерил. Он был заядлый
рыбак и увлек этим всех курских писателей. А вот охоту не любил, не мог убивать
зверушек.

Евгений Носов был заядлым рыбаком

     Премии и награды

Герой
Социалистического Труда (1990),  два ордена Ленина (1984, 1990)

орден
Отечественной войны I степени (1985)

орден
Отечественной войны II степени

два ордена
Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды

орден «Знак
Почёта», медаль «За отвагу»

медаль «За победу
над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Государственная
премия РСФСР имени М. Горького (1975) — за «Шумит луговая овсяница»

премии журнала
«Наш современник» (1973 год)

премия «Литературной
газеты» (1988 год)

премия газеты
«Правда» (1990 год)

Международная
премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1996 год)

премия журнала
«Юность» (1997 год)

премия «Москва —
Пенне» (1998 год)

премия имени А. П.
Платонова «Умное сердце» (2000 год)

Премия Александра
Солженицына (2001 год) — «…чьи произведения в полновесной правде явили
трагическое начало Великой Отечественной войны, её ход, её последствия для
русской деревни и позднюю горечь пренебрежённых ветеранов», Пенсия Президента
РФ (с 1995 года), Почётный гражданин Курска

  Неизменная тема творчества Евгения Носова –
жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к
земле, природе и ко всему современному бытию.

1.2
Рассказ
«Тринадцать зёрен»
https://otvet.imgsmail.ru/download/40a5fff40c80c0b2ded3fb45f26c6635_i-325.jpg

В одном из ранних своих рассказов — “Тридцать
зёрен” — Евгений Иванович Носов написал о синичке, которая прилетела зимой к
его окну: “Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку,
закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зёрна.
Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать — в моей
комнате.
Синичка
всё видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец, она схватила первую
коноплинку и унесла её на ветку. Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала
ядро. Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент подобрала
зёрнышко номер два”… Так двигалась она по линейке, пока не оказалась в комнате.
И писатель передаёт свой воображаемый разговор с этой птахой. Она удивляется
многочисленным книгам в его кабинете:

“Что такое книги? — Они научили зажигать это
солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому
другому. И ещё научили насыпать тебе конопляных зёрнышек”…

 И в конце рассказа он говорит ей: “Я хочу
написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на
своём окне по тридцать конопляных зёрен”

Носов поднимает в рассказе важную проблему —
проблему назначения человека на земле. В философской сказке о синичке автор в
доступной форме передаёт свои размышления о том, кто такой человек и чем он
занимается. По его мнению, человек способен на многое. Не случайно слово
Человек он пишет с большой буквы. Назначение человека в том, чтобы творить добро
ради других людей. Своё назначение как писателя он видит в том, чтобы писать
нужные людям книги. Эти книги должны учить людей совершать добрые, полезные
дела, от которых было бы всем хорошо. Человек не может равнодушно смотреть на
замерзающую голодную пташку и придумывает способ ей помочь.

1.3  Рассказ
«Белый гусь»

Книга Белый гусь - Евгений Носов фото

Главный герой этого рассказа –
Белый гусь. Он был очень красивый и важный. Белому гусю пришлось воспитывать
маленьких гусят, так  как их мать попала под колёса. Он никого не подпускал к
гусятам. Оберегая малышей, Белый гусь шипел на людей, разгоняя других птиц,
даже выгнал быка с поля.

Однажды полил сильный
дождь. Все гуси легли на траву, а под ними, спрятались от ливня гусята. Дождь
перешел в сильный град. Все гуси разбежались в кусты. Один белый гусь сидел не
шелохнувшись. Дождь закончился. Белый гусь погиб. Спасая своих гусят.

1.4
Рассказ «Покормите птиц зимой»

Как сам к людям относишься, так и они к тебе будут относиться.
Кто не слыхал этой Евангельской истины! Но многие ли ее помнят?.. Русский
писатель Евгений Иванович Носов из тех, кто помнит. Однажды он прибирал на
книжных полках. Попался оранжевый томик стихов Александра Яшина с веткой рябины
на обложке. Разломил наугад книгу и открылись строчки, словно завещанные
ушедшим поэтом:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько
гибнет их — не счесть…

Видеть
тяжело.

А ведь
в нашем сердце есть

И для
птиц тепло.

Евгений Иванович смастерил кормушку и вывесил ее за окном;
потом размножил само стихотворение и расклеил на видных местах на своей улице.
Недели через две отправился посмотреть окрест, как воздействовал Яшинский
призыв. Нигде ничего, ни одной кормушки! Тогда он сел за письменный стол и
написал один из последних своих рассказов-поминаний «Покормите птиц»

Писатель верил, что люди обязательно
услышат его призыв, и он не ошибся!

Писатель ушел из жизни 13 июня 2002 года….
Он был сыном не только Курской земли, но и всей необъятной России. В центре
города Курска есть памятник Евгению Носову.  На памятнике надпись «Покормите
птиц!»

Глава II.
Привлекательность рассказов Е.И.Носова

2.1.Отзыв
о рассказе «Тридцать зёрен»

В
рассказе Е. Носова «Тридцать зёрен» происходит диалог между человеком и птицей.
Это не просто разговор, это диалог душ. Возникает высокая степень доверия между
птицей и человеком. Это доверие возникло не сразу, а постепенно (озабоченно –
не решалась – робея – тревожно). Маленькой озябшей синичке комната, в которой
находится человек, кажется целым миром, наполненным светом и теплом, где есть
зелень и солнце. А человек является властелином, хозяином этого мира. Он может
зажечь солнце, посадить зелень. Это он положил ей зёрна. Но владеть миром не
так – то просто. Это огромная ответственность. Человек объясняет синичке, что
человек должен работать, без работы человеку никак нельзя. Это такая
обязанность каждого человека. Все люди должны что – нибудь делать. Этим они
помогают друг другу. А на вопрос синички: кто ты? звучит ответ: я –человек.
Быть человеком его научили книги: как растить цветы, зажигать солнце, почему
нужно насыпать птице зёрнышек. А ещё не потянуть нитку и не захлопнуть
форточку.

Синичка
спрашивает:

— А чем ты
помогаешь людям?

— Я хочу написать
книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по
тридцати конопляных зёрен…

О
чём думает Е. Носов, когда произносит эти слова? Писатель говорит всем нам о
той ответственности, которую каждый из нас несёт за мир, в котором живёт.
Ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством.

В
наших руках целый мир. И от каждого из нас зависит его судьба. Об этом нельзя
забывать. Об этом нужно помнить всегда, чтобы носить гордое звание – ЧЕЛОВЕК!

2.2 Отзыв  о рассказе «Белый гусь»

У Евгения Ивановича
Носова вообще отношение к животным, даже не как к братьям меньшим, а как к
равным нам Божьим существам. Тех же птичек он называет «единопланетянами». Он и
людей, и всю тварь Божью ценит по делам их.

В рассказе «Белый гусь»
Евгений Иванович сожалеет, что нельзя птицам воинские чины присваивать, а то он
бы дал своему герою, Белому гусю, адмирала! Этот гусь ценой жизни спас своих
гусят, прикрыв крыльями от гибельного града.

Белый гусь у Носова пал
смертью храбрых! Потому писатель везде величает его Белым с большой буквы,
словно павшего в бою товарища. Белый гусь даже удивился бы, «если бы узнал, что
сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Степке, который, если захочет,
оттяпает на плахе Белому гусю голову и Степкина мать сварит из него щи со
свежей капустой». И Евгений Иванович тоже удивляется, как такое может быть на
белом свете, что кто-то может оттяпать Белому гусю голову.  Как мастерски 
написан этот рассказ!
Мне очень жаль, что Белый гусь погиб. Я восхищаюсь его
отважным подвигом. Это несправедливо, когда смелые и отважные, стойкие духом
умирают, а трусливые убегают, прячутся и остаются дальше жить.

Памятник герою его
одноименного произведения — Белому гусю. Его установили у входа в Центральную
детскую библиотеку г. Курска.
«Белый гусь» — небольшая новелла Носова. Евгений Иванович описывает,
как во время внезапной грозы с градом все взрослые птицы бегут прятаться в
кусты, оставляя гусят на погибель. И лишь один белый гусь закрывает крыльями
птенцов от градин.

памятн.jpg

                                                  
Заключение

Евгений Носов, биография
которого является такой насыщенной, был одним из самых почитаемых литераторов
нашего времени. То он строгий и хмурый смотрит на всех исподлобья (это давали о
себе знать воспоминания о войне и фронтовые раны), то он добрый и сердечный. И
этим заполняет души родных и друзей. Но самым изумительным он становился, когда
рассказывал что-то и этим просто зачаровывал слушателей.

На весь мир прославили Курскую землю книги замечательного
писателя Е. Носова. Может быть, лучше всех сказал о Носове другой русский писатель
В. Астафьев: «Песнь моего друга, как цветок чабреца, не корыстна с виду,
но чист и высок ее тон».


Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле
росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебристой головке
одуванчика, сотканной из пуха и воздуха, пронизанной солнцем: Всем этим можно
только любоваться. Тронул — и все испортил…»

       Е. Носов был сыном не только Курской
земли, но и России. Его знают в Германии, Италии, Канаде и многих других
странах. Прочтите «Книгу о Мастере», посвященную писателю, и вы
убедитесь, что время не властно над настоящим талантом, что оно только
приумножает его достижения:

  
Ушел из жизни последний Патриарх русской словесности, без которого немыслима
национальная культура. А для нас, потеря эта — из горьких самая горькая.
Однажды Евгений Иванович сказал о Л.Н. Толстом, что тот голой пяткой чувствовал
всю Россию. В полной мере сказанное относится и к самому Носову.
«Протрава», «Домой за матерью», «Храм Афродиты»,
«Не имей десять рублей», «Красное вино победы»,
«Шопен, соната номер два», «Усвятские шлемоносцы»,
«Алюминиевое солнце» — да и все остальное его творчество —
сокровенные горести и беды народа, самый оголенный нерв России.

   
Е. Носов писал не повести и рассказы, он создавая поэмы, был современным
Бояном, чья грустная, омытая слезами, но возвышающая песня была слышна во всех
пределах, где только обитала славянская душа, ибо все написанное им было
Сказанием о Земле Русской.

  
Через три года после смерти писателя, в Курске, в небольшом сквере (на углу
улицы Челюскинцев) неподалёку от дома, где жил Евгений Носов, был установлен
памятник работы мастерской курского скульптора, заслуженного художника РФ
Владимира Бартенева
, на
котором написаны слова Евгения Ивановича: «Покормите птиц зимой».

 
2004 году вступило в силу «Положение о премии губернатора Курской области в
области литературы имени Е.И. Носова». Премия губернатора Курской области
присуждается по результатам открытого литературного конкурса имени Евгения
Носова. Конкурс проводится один раз в три года

   
В
день прощания с писателем буйствовала природа. Она словно не соглашалась с
уходом своего особо доверенного выразителя. Не согласимся и мы, от нас он не
ушел, он будет с нами, пока мы сами живы. И пусть навсегда останутся вещие
творения Мастера.

  
Я очень горжусь, что познакомилась с произведения Евгения Ивановича, которые
воспитывают любовь к родной природе, земле, Родине.

Благословляю вас —
летите,
За вас молился и молюсь.
Благословляю — берегите
Любовь, детей, Святую Русь!

image007

(937 слов) Произведения Евгения Носова знают с детства большинство  читателей. В коротких рассказах автор вмещает глубокий смысл, поднимает важные для людей проблемы и вопросы, понимание которых улучшило бы окружающий мир. В творениях писателя присутствует особенная эмоциональность и множество красочных, ярких описаний, и на это обращают внимание маленькие и взрослые читатели.

На сайте Литера Гуру можно прочитать краткое содержание рассказа Носова «Кукла», познакомиться с героями, а также вспомнить основные события произведения тем, кто уже с ним знаком. Краткий пересказ может служить отличным помощником в подготовке к занятиям по творчеству  Носова или аргументацией к сочинению.

 В начале рассказа «Кукла» герой-рассказчик размышляет, вспоминая прошлое.  Он рассказывает о реке, особенностью которой было наличие необычного крутого поворота. Из-за него мусор на речной поверхности вода несет по кругу. Герой вспоминает об Акимыче, перевозчике, заядлом, опытном рыбаке. Когда-то рассказчик предлагал ему рыболовные крючки, но старик от них отказался, они ему не подходили. После этого герой не был в Липино несколько лет. Вновь посетив Липино, он увидел обмелевшую, заросшую по краям темной тиной. И необычный водоворот, называвшийся «Липиной ямой» тоже претерпел изменения и утратил свою могучесть.

Потом герой-рассказчик вспоминает свое фронтовое прошлое, и читатели узнают, что Акимыч, как и он, бывший фронтовик, что мужчины сражались в одной армии, принимали участие в одних и тех же операциях, освобождали одни и те же населенные пункты. Рассказчик также говорит и о травме, которую получил Акимыч: после сильной контузии он даже спустя большой промежуток времени не мог произносить слова, когда сильно нервничал или возбуждался. На некоторое время его словно заклинивало, а потом мужчина, вздыхая, приходил в себя.

Затем герой вспомнил, что осенью видел своего старого знакомого возле новой школы. Рассказчик решил, что пожилого человека снова заклинило, тот совсем его не узнал. Также рассказчик упоминает и о лесном шалаше рыбака, который был сожжен. Затем рассказчик узнает, что теперь бывший фронтовик трудится при школе.

Встретившись с Акимычем, герой пошел с ним к приречному лугу. По дороге рыболов указывает на кювет, где лежала изуродованная, растерзанная кукла. У нее не было глаз, были прожжены волосы и лицо. На игрушке отсутствовала и одежда.  Вид изувеченной куклы очень поразил и сокрушил Акимыча. Он жалуется старому знакомому на поступки и нравы местного населения. Акимыч также говорит, что и другие искалеченные куклы, которых он видел, производили на него отрицательное  впечатление: от их вида пожилому человеку становилось плохо. Он предполагает, что причиной такого его состояния является его фронтовая жизнь, страшная война.

Куклы напоминают ему трупы погибших людей. Увиденная кукла вызывает у старика приступ сильной досады и недоумения, почему люди, проходя мимо такого надругательства, не обращают на это своего внимания. Акимыч крайне удивлен равнодушием детей и взрослых, учителей, которые спокойно, как ни в чем не бывало, идут мимо. Он искренне не понимал, чему хорошему могут научить люди, не видящие ничего негативного и ужасного в том, что происходит?

Акимыч не выдерживает. Он берет лопату, идет на пустырь, где вырывает яму, своеобразную могилу, укладывает на дно сено, потом на него опускает куклу. Потом он прикрывает сеном куклу и закапывает ее. Старик подытоживает, что всего не закопать.

Отзыв

Рассказ Евгения Носова «Кукла» произвел на меня сильное впечатление. В таком небольшом объеме писатель вместил столько поучительного смысла, затронул много различных актуальных общественных проблем. Это и военные последствия, и экологические проблемы, и преемственность поколений, и равнодушие и безразличие людей, бездушность общества, несовершенность воспитания подрастающего поколения.

Писатель учит читателей быть гуманными и заботливыми по отношению ко всему: к природе, к людям, к вещам, и к игрушкам тоже. Носов своим произведением  заставляет людей задуматься об их отношении к окружающей среде, о том, к чему привели последствия их безразличия и вредительства. Как результат – умирающая, покинутая природа, изуродованные куклы около новой школы, где ученики должны учиться доброте и милосердию. Заброшенная, обмелевшая, заросшая тиной речка тоже указывает на людское безразличие: ее никто не чистит, не облагораживает.

А у школы, которая является оплотом образования и воспитания подрастающего поколения валяются искалеченные игрушки, так напоминающие людей, и ни учителя, ни школьники не обращают на такое кощунство внимания. Моя точка зрения совпадает с мнением Акимыча и автора: мы должны бережно относиться к наследию Победы, охранять его, стремиться к сохранению мира на планете, не проявлять, агрессию, гнев, злость. Также мы должны беречь и ценить природные ресурсы: не загрязнять леса, водоемы, атмосферу, рационально использовать полезные ископаемые. В рассказе же мы наблюдаем запустение природы и человеческое равнодушие и бездействие.

Носов неслучайно противопоставляет школу войне. Ведь смерть, увечья, ужас люди видят на войне, но в мирной жизни этого не должно быть. Потому что за это полегли миллионы солдат, чтобы положить конец страшным событиям. Школа же должна нести в жизнь людей знания и свет, ведь это их должны взять юные граждане в свою будущую жизнь. А тут возле школы лежат растерзанные куклы, так похожие на людей, и никого такая картина не ужасает, не сокрушает, не настораживает. Произведение «Кукла» учит читателей быть добрыми, сострадательными, наблюдательными, способными заметить в жизни еще в зародыше зачатки вероломства, жестокости, насилия, чтобы их вовремя искоренить.

В финале рассказа, во фразе Акимыча, заключены мораль и основная мысль всего произведения: «Всего не закопаешь». В мире слишком много зла и разных пороков, а виной всему людское равнодушие. Ведь все исходит из малого и, разрастаясь, в большом количестве распространяется по всему миру. Люди безразличны ко всему тому, что не касается лично их, отстраняются от житейских проблем и проблем окружающего мира, и это губит их. Грубое, потребительское отношение к природе, к предметам, вещам приводят к потере нравственности, духовному обнищанию.

Автор хочет, чтобы читатель был внимателен к таким явлениям, понимал отрицательные последствия всех таких проявлений, стремился бы к равновесию в мире, старался бы сам измениться в лучшую сторону. В рассказе затронуты сложные нравственные темы, но автор не перегружает его нравоучениями. Мне нравится это произведение, оно оказывает сильное влиятельное воздействие на читателя, заставляет задуматься в жизни о многом. Мое отношение к нему положительное.

Произведения Носова знакомы многим читателям с детства. В небольших рассказах писатель заключает важные для человечества мысли, осознание которых сделало бы мир лучше. Творчество Носова отличается особой эмоциональностью и обилием красочных описаний, что привлекает внимание как взрослых, так и детей. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с кратким пересказом основных событий рассказа «Кукла». Ознакомление с сюжетом произведения в сокращении поможет подготовиться к занятию и подобрать аргументацию для сочинений.

Краткий пересказ

(319 слов) Рассказ «Кукла» начинается с рассуждений о прошлом. Герой описывает одну необычную реку, имеющую крутой поворот, из-за которого мусор на поверхности воды плавает по кругу.

Рассказчик упоминает перевозчика Акимыча — заядлого рыбака, которому он предложил свои крючки, но те не подошли старику. С тех пор рассказчик несколько лет не посещал Липино.
Приехав вновь, герой застал сузившуюся реку, по краям затянутую чёрной тиной. Тот самый водоворот — Липина яма — тоже утратил своё природное могущество.

Затем рассказчик упоминает, что, как выяснилось, они с Акимычем воевали в одной армии, участвовали в одной и той же операции, брали одни и те же города. Герой описывает и травму, полученную Акимычем: его контузило так, что спустя годы после случившегося он не мог говорить, когда нервничал, его будто бы заклинивало, и лишь через несколько минут со вздохом он приходил в себя.

Рассказчик вспоминает, как прошлой осенью встретил Акимыча у новой школы. Ему показалось, что старик и вовсе не признал в нём знакомого, что его вновь заклинило. Герой упомянул и про сожжённый лесной шалаш Акимыча. Выяснилось, что рыболов теперь работает в школе.
Мужчины ушли от школьной ограды к речной луговине. Акимыч указал на кювет, и там рассказчик увидел изуродованную куклу: без глаз, с прожжёнными волосами и лицом, без одежды. Акимыч выглядел сокрушённым и пожаловался герою на поведение местных жителей. Он рассказал, что видел и других изувеченных кукол, и ему становилось от этого плохо. Акимыч предположил, что так на него повлияла война, где ему пришлось видеть тела мёртвых людей, которых и напоминали куклы. Раздосадованный старик недоумевал, как люди могут проходить мимо этих истязаний, не обращая никакого внимания. Акимыч изумлялся равнодушию учеников и учителей, которые видели истерзанных кукол. Ведь чему может научить человек, если он не видит ужаса происходящего, если душа его глуха?

Акимычу снова стало не по себе. Он пошёл к пустырю и там, вырыв яму лопатой и выстлав её дно сеном, положил куклу в могилу. Старик прикрыл куклу сеном и лишь затем завершил начатое. Акимыч подытожил: «Всего не закопать».

Отзыв

(300 слов) Моё впечатление от рассказа «Кукла» трудно передать словами. Это история не про куклу и впечатлительного человека. Это история про мужчину, пережившего войну и не понимающего равнодушия других.

Рассказ «Кукла» затрагивает проблемы, которые актуальны и сегодня: последствия войны, преемственность поколений, сострадание и отзывчивость людей. Автор учит нас быть человечными и благодарными. Носов в рассказе «Кукла» заставляет задуматься о последствиях человеческого безразличия: умирающая природа, истерзанные куклы возле школы — школы, в которой детей должны учить быть добрыми и милосердными. Мое мнение о совпадает с авторской позицией: необходимо беречь и охранять наследие Великой Победы и бороться за сохранение мира во всем мире, не допуская проявлений злобы, гнева, агрессии.

Неслучайно писатель ставит рядом войну и школу. Смерть, ужас, страх — всего этого не должно быть в жизни людей. За это боролись солдаты, за это миллионы отдали свою жизнь. Школа же — обитель знаний и света, который понесут дети в своё будущее. Но рядом со школой валяются изувеченные куклы с человеческим обликом, и никто не обращает на это внимание. Всё то, за что боролись наши предки, исчезает, когда дети видят взрослых, которые равнодушно проходят мимо ужасного явления. Рассказ «Кукла» учит человека быть более чутким, добрым и дальновидным. Нужно уметь замечать в жизни зачатки жестокости, чтобы вовремя ее потушить.

Мораль рассказа «Кукла» заключена в финальных словах Акимыча: «Всего не закопаешь». И это действительно так. Зло произрастает из малого: равнодушие, безразличие, отстранённость от проблем действительности — вот, что погубит людей. Бесчеловечное отношение к природе и вещам станут лишь одной из ступеней к разрушению нравственности как таковой. Носов призывает читателя увидеть негативные последствия этих явлений и удержать мир в равновесии, начав с изменений в себе. Такова главная мысль рассказа.

Несмотря на тяжёлые темы, затронутые писателем в рассказе, мне понравилось это произведение. Оно относится к тому редкому виду текстов, которые сильно воздействуют на читателя, не перегружая нравоучениями. Таково моё отношение к рассказу «Кукла».

Автор: Татьяна Булычева

Краткие содержания
для читательского дневника

Поделиться

  • Отзыв о рассказе как я ловил человечков
  • Отзыв о рассказе зощенко не надо врать
  • Отзыв о рассказе евгений и юлия
  • Отзыв о рассказе еще мама
  • Отзыв о рассказе жильцы старого дома паустовский