Урок по теме: «Эгоизм ради эгоизма» (По повести А.С.Пушкин «Выстрел»)
1.Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем работать с «Повестями Белкина», созданными Пушкиным в Болдино в 1830 году. Работая с текстом, обращаем внимание на три основных понятия:
- Смысл жизни
- Цель жизни
- Ценность человеческой жизни.
2.Лексическая работа.
Месть- действие в отплату за причинённое зло, возмездие за что-нибудь.
Ненависть- чувство сильной вражды, злобы.
Эгоизм- себялюбие, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
3. Задание по группам:
- Характеристика Сильвио
- Описание комнаты
- Рассказ Сильвио
- Состояние Сильвио во время 1 дуэли.
- Рассказ графа.
- Состояние Сильвио во время 2 дуэли.
4. Определение порядка повестей.
Последовательность повестей, в которой они были созданы:
Порядок созданный Пушкиным.
Гробовщик
Выстрел
Станционный смотритель
Метель
Барышня-крестьянка
Гробовщик
Выстрел
Станционный смотритель
Метель
Барышня-крестьянка
Композиция произведения.
1-я часть.
1.Рассказ офицера о военной жизни и о столкновении Сильвио с молодым поручиком.
2.Рассказ Сильвио о первой дуэли с графом.
2-я часть
1.Рассказ офицера повествователя о деревенской жизни.
2.Рассказ графа о второй встрече с Сильвио.
3.Сведения о дальнейшей судьбе героя.
Образ главного героя. Отчёт групп.
— Кто главный герой повести?
1 группа.
Опытность, угрюмость, крутой нрав, злой язык, таинственность.
Вывод: перед нами личность неординарная, притягательная, способная на многое – на дела великие, героические.
— Какой поступок чуть было не повредил ему во мнении молодёжи?
— Для Сильвио важно общественное мнение?
2 группа.
Пушкин кратко и образно рисует жилище Сильвио: «голые стены, источенные пулями», как эмблема разрушенного очага.
3 группа.
— Что же не даёт покоя Сильвио?
— Какие слова из его рассказа передают его отношение к молодому графу? («Злобствовал», «волнения злобы», «его равнодушие взбесило меня», «злобная мысль», «думал о мщении»)
— Уместно ли слово «месть»по отношению к действиям Сильвио?
Единственный повод для вызова – пощёчина, она преднамеренно спровоцирована им самим. Причиной послужило то, что»первенство моё поколебалось», возникло желание утвердить своё превосходство над молодым счастливчиком.
Не «месть», а «ненависть» движет героем, толкает его на поступки (стремление унизить человека)
4 группа.
«я его возненавидел», — звучит в рассказе Сильвио повествователю. Дуэль же «взбесила» героя.
— Какой «бес» овладел им? Раскройте смысл этой метафоры.
Герой дал такое направление судьбе, которая преследует чёрную, недостойную цель. Ради «мести» он от многого отказывается.
— От чего, например?
— Как относится к рассказу Сильвио офицер-повествователь? А как вы относитесь к поступку героя?
5 группа.
— А теперь переходим к кульминации повествования.
— Каким увидел граф Сильвио, ожидающего в кабинете? («… увидел в темноте человека, запылённого и обросшего бородой»; от его голоса «волосы стали вдруг на мне дыбом»)
6 группа.
— Что так изменило героя?
— Какая внутренняя жизнь и работа шли в сознании Сильвио в течение явно нелёгких для него лет?
— Чем закончилась эта дуэль?
— Какой выстрел вынес Пушкин в название повести?
— Что хотел сказать Сильвио своим выстрелом в картину? Ещё раз показать своё превосходство?
Выстрел похож на своего рода точку.
— Чему мог поставить точку герой?
Выстрел Сильвио знаменует миг озарения. Не пора ли было поставить точку бессмысленной озлобленности и повернуть жизнь в иную сторону? Теперь мы можем объяснить, почему автор не заканчивает на этом эпизоде повесть, а дописывает ещё один абзац. Мы теперь видим:ив его жизни появился новый смысл.
Вывод:
Он задумал дьявольскую месть, ещё не понимая, что, по сути дела, лишает счастья прежде всего самого себя. Эгоизм ради эгоизма. Все остальные достоинства человека (храбрость, верность руки, удаль) лишь условия достижения цели.
— Что же получается?
Смысл жизни – добиться превосходства над всеми.
Цель жизни –месть.
Ценность человеческой жизни невысока.
Произведение не столько о самой дуэли как таковой, а о всей жизни главного персонажа, которая так или иначе оказалась посвящена желанию отмщения.
Мы говорим о том, как важны для Пушкина такие понятия, как «дом», «семья», «семейное счастье». Обратите внимание , с чего начинается вторая часть повести. Пушкин ещё раз обращает внимание читателя не важность счастливой семейной жизни, важность наличия у человека домашнего очага.
Сильвио задумал дьявольскую месть, ещё не понимая, что лишает прежде всего самого себя жизни: нет ни семьи, ни детей.
— О чём эта повесть?
Не о дуэли повесть, а о смысле жизни человека, о пути человека к этому смыслу, о дороге жизни от себя прежнего к себе иному. Поддавшись искушению, нужно найти силы остановиться, поставить на этом точку и повернуть свою жизнь в русло добра и справедливости.
Эта мысль была так важна для автора, что он вынес повесть «Выстрел», написанную предпоследней, в начало цикла.
Д/З: прочитать повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Автор На чтение 29 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Александр Сергеевич Пушкин Повесть «Выстрел» Краткое содержание
Повесть «Выстрел» Александр Сергеевич написал в 1830 году в Болдино. Эта история входит в цикл из пяти прозаических повествований под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Иван Белкин — «одушевлённый» Пушкиным персонаж, молодой владелец поместья, для развлечения время от времени баловавшийся писательством. Из-под его пера вышли пять повестей, в том числе «Выстрел», и он же выступил автором «Истории села Горюхина». Произведение «Выстрел» написано в струе только зарождавшегося в то время в литературе течения реализм, к которому тяготел Пушкин.
Очень краткий пересказ сюжета повести А. С. Пушкина «Выстрел»
Автор делится историей о Сильвио — метким в стрельбе и очень принципиальном в жизни человеке. Сильвио сразился на дуэли с молодым графом. Противник стрелял первым и промахнулся. А Сильвио, заметив, что в молодом человеке нет ни капли страха или сожаления, разозлился и решил отложить своё право выстрела.
Спустя шесть лет, когда его недруг женился, Сильвио отправился к нему в деревню, чтобы воспользоваться отложенным правом. Граф вновь стрелял первым и не попал. Сильвио навёл прицел на старого обидчика, но увидев искренний страх в его глазах и на лице его супруги, намерено промахнулся. Он лишь выстрелил в картину и покинул дом супружеской пары. По слухам Сильвио погиб, принимая участие в греческих восстаниях.
Сюжет «Выстрела» выстроен необычно. Рассказ состоит из двух разделов, написанных со слов разных источников — начало истории положено гусаром в отставке Сильвио, а заключение исходит со слов графа Б***.
Чтение пересказа никогда не даст полной картины раскрытой автором литературного произведения. Особенно это касается классической русской литературы. Но понять и запомнить основное в развитии сюжета можно и с помощью краткого содержания.
Однако, прежде чем ознакомиться с очень кратким содержанием «Выстрела», необходимо узнать характеристики персонажей повести, запомнить главных героев рассказа. Это поможет лучше вникнуть в суть сюжетной линии повествования, чтобы качественно подготовиться к самостоятельной работе, тесту или уроку литературы.
Главные герои повести «Выстрел»
- Сильвио — угрюмый гусар в отставке, великолепный стрелок.
- Рассказчик— армейский офицер, лично знакомый со всеми героями и ведущий повествование.
Второстепенные герои повести «Выстрел»
- Граф Б*** — мужчина, которому чуть больше тридцати, приятной внешности, состоятельный помещик. В молодости был отъявленным повесой, стрелялся с Сильвио на дуэли.
- Графиня Б***— красавица Маша, во второй части повести — супруга графа.
Краткое содержание одной из повестей Белкина «Выстрел» подробно по главам
По структуре литературное произведение состоит из двух глав, одна из которых раскрывает зачин истории, другая — подводит к развязке спустя несколько лет. Две части произведения схожи тем, что рассказ идёт от лица одного автора, и отличаются тем, что рассказчик опирается на разные источники в своём повествовании.
Глава 1. История провальной дуэли между Сильвио и графом Б***
Рассказчик, российский офицер, делится историей своего знакомства с гусаром Сильвио. Все вокруг считали этого знакомого странным, угрюмым и загадочным человеком. Он никогда не был болтлив, но однажды под действием обстоятельств срочного отъезда поведал рассказчику историю своей дуэли, поединка шестилетней давности, развязка которого должна будет произойти со дня на день.
Сильвио случилось стреляться на дуэли с одним юным графом, баловнем судьбы и повесой. Граф стрелял первым и промахнулся, подписав себе «смертный приговор», ведь его противник был отличным стрелком. Обозлённый тем, что пуля противника повредила ему военный головной убор, гусар поднял своё оружие. Но, когда Сильвио прицелился, он увидел, что легкомысленный юноша совершенно равнодушен к происходящему — ест черешню и не испытывает ни капли страха. Такое поведение возмутило гусара, и он отказался выстрелить. Граф оставил противнику право на выстрел. Сильвио много времени продумывал план мести, сразу после дуэли он оставил службу и уехал. Решение пришло само собой, спустя шесть лет граф женится, и оскорблённый им когда-то гусар решает взять право своего выстрела в этот радостный момент жизни обидчика.
Глава 2. Реванш Сильвио со слов графа Б***
Спустя несколько лет после беседы с Сильвио рассказчик знакомится с графом Б***. И из его уст он узнаёт чем закончилась история той самой дуэли. Граф и его молодая жена после венчания переехали в деревню, туда же прибыл решительно настроенный Сильвио. Гусар в отставке настоял на новой дуэли, заявляя, что имеет право выстрелить, но не станет этого делать, если граф останется безоружным. Граф вынужден был согласиться и вновь стрелял первым. Он промахнулся, попав в одну из картин в своём доме. Всё происходило в присутствии молодой супруги графа Маши. Торжествующий Сильвио прицелился в ответ, но заметив долгожданный испуг в глазах противника и слёзы в глазах его жены, он выстрелил в туже картину намеренно. Он был отомщён, и убивать графа, тем более на глазах молодой жены, больше не было необходимости. Сильвио погиб несколько позже во времена греческих восстаний в серьёзной битве под Скулянами.
Заключение и выводы по произведению «Выстрел»
Александру Сергеевичу свойственно размышлять на тему судьбы, судьбоносных решений и права на выбор в процессе жизненного пути. В цикле прозаических повествований «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и, особенно, в повести «Выстрел» он поднимает значение влияния судьбы на человеческие жизни, поступки и решения. Великий литератор размышляет о многом, делясь своими предположениями и выводами со своим читателем. Можно ли распоряжаться чьей-либо жизнью ради удовлетворения чего-то личностного? Стоит ли ради своих амбиций отнимать у другого человека право на счастье или, тем более, жизнь? Имеет ли право человеческое существо решать чью-то судьбу в угоду себе? Главный герой повествования вовремя одумался и увидел в своём противнике обычного человека, а не какую-то «недостигнутую цель». Он поступил мудро и простил врагу обиду. Он смог оставить на совести графа принесённое ему когда-то оскорбление и уйти из дома молодой пары не убийцей, а человеком.
Тест по повести «Выстрел»
«Вы́стрел» — 4-ая повестьАлександра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в Большом Болдино 14 — 16 октября 1830 года и изданная в 1831 году. Это история об отставном гусаре Сильвио и его шестилетнем ожидании мести.
Сюжет
Повествование ведётся от лица свидетеля событий, который в бытность свою армейским офицером познакомился с Сильвио. Среди прочих отставной гусар слыл весьма угрюмым человеком, но мало кто бы решился указать ему это в лицо: Сильвио — прекрасный стрелок. И вот однажды, увлекаемый обстоятельствами к отъезду, Сильвио рассказывает свою историю. Дескать, шесть лет назад он был участником дуэли с одним молодым повесой, который, мало того, что, стреляя первым, как будто нарочно подпортил Сильвио его кивер, так ещё и отнёсся к ответному выстрелу весьма равнодушно (легкомысленно ел черешню, сплёвывая косточки в сторону оппонента). Взбешённый таким поведением и пренебрежением противника к, возможно, предстоящей смерти, Сильвио откладывает свой выстрел, подаёт в отставку и уезжает. И вот спустя шесть лет он узнаёт, что его обидчик женится, и решает вернуть ему должок.
Окончание этой истории рассказывает уже помещик, граф — тот самый некогда молодой повеса, оскорбивший Сильвио. Выясняется, что Сильвио его нашёл, предъявил свои права на ответный выстрел и вынудил начать дуэль заново, мотивируя это тем, что не может стрелять в безоружного человека. Увидев, что теперь-то его противнику есть, что терять, удовлетворённый Сильвио уезжает, не причинив графу вреда.
Впоследствии становится известно, что Сильвио погиб на войне за освобождение греческого народа в битве под Скулянами.
Современники
Многие современники Пушкина весь его цикл повестей сочли весьма посредственным[1][2]. Особенно резко «Повести» критиковал Белинский, однако повесть «Выстрел» оценивалась им выше остальных[3].
Нередко «Выстрел» сравнивают с нашумевшей в 1830 году драмой «Эрнани» Гюго (правда, у Гюго герцог де Сильва использует своё право на жизнь Эрнани, вмешательство доньи Соль, умоляющей пощадить мужа, ничего не может изменить — гибнут все), поэмой «Бал» Баратынского (1828 год) и повестью Бестужева «Вечер на бивуаке» (1823 год)[4].
Также в повести отмечают пародии на романтические литературные штампы, в частности, реминисценции из Александра Бестужева («Вечер на Кавказских водах 1824 года» 1830 года, «Роман в семи письмах», «Гедеон», «Замок Вейден» 1821 года, «Замок Нейгаузен» 1824 года, «Изменник» и «Ревельский турнир» 1825 года)[5].
Автобиографичность
Известно, что «Выстрел» первоначально состоял из одной первой главы, закончив которую 12 октября1830 года, Пушкин приписал, что окончание повести потеряно, тем самым отказавшись от намерения продолжать повествование. В таком виде повесть носила автобиографический характер, так как содержала элементы дуэли Пушкина с командиром 33-го егерского полка С. Старовым, произошедшей в июне 1822 года в Кишиневе. Историк Пётр Бартенев, описывая эти события и ссылаясь на очевидцев[6], писал, что Пушкин явился на поединок с черешнями и завтракал ими, пока Старов стрелял первым. После того, как Старов промахнулся, Пушкин ушёл не стреляя. Вторая глава была приписана 14 октября 1830 года[6].
Экранизации
Неоконченные произведения выделены курсивом</td> Эта страница в последний раз была отредактирована 27 декабря 2020 в 15:18.
Автор: · 21.03.2019
Александр Сергеевич Пушкин — величайший писатель, произведения которого знает каждый, они и по сей день являются образцом красоты и разнообразия русского языка. С детства люди читают его сказки, рассказы, романы, учат наизусть стихотворения и строчки из «Евгения Онегина». Написанные им строки не просто интересны, а заставляют задуматься, из них можно вынести мораль. Так, одним из самых знаменитых пушкинских произведений является сборник «Повести Белкина», в который входят пять новелл, в их числе и «Выстрел». Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.
История создания
«Повести Белкина» были написаны в один из самых продуктивных периодов творчества Пушкина — в Болдинскую осень 1830 года. Писатель был вынужден вести затворническую жизнь в имении Большое Болдино из-за того, что в то время распространился холерный карантин. Кроме того, на тот момент Александр Сергеевич был вдохновлён подготовкой к свадьбе с Натальей Гончаровой, этот фактор также повлиял на создание большого количества шедевров. Главным законом, по которому он писал «Повести Белкина», как он сам говорил, были точность и краткость.
Из его дневников и черновиков известно, что изначально повесть должна была состоять только из первой главы. Она была написана 12 октября и заканчивалась словами «окончание потеряно», тем самым автор хотел сохранить тайну развязки, чтобы читатель сам мог ее додумать, но спустя два дня, Пушкин создал вторую часть произведения «Выстрел». Из уст современников, а также и от самого Пушкина известно, что история, рассказанная в повести, автобиографична. Она связана с дуэлью Александра Сергеевича с офицером Зубовым (она произошла в 1822 году в Кишиневе), на которую писатель пришел с горстью черешни и демонстративно ею завтракал, пока соперник стрелял. Изначально автор не включил ее в сборник, так как хотел выпустить как самостоятельное произведение, но затем передумал, и при первом издании она заняла четвёртое место среди пяти рассказов, расположившись между «Барышней — крестьянкой» и «Метелью».
Жанр, направление, смысл названия
Жанр «Выстрела» определяется по-разному, так как авторское его определение не совпадает с тем, как его обозначают критики. С одной стороны, книга Пушкина названа «Повести Белкина», то есть «Выстрел» является повестью, но некоторые филологи назвали ее новеллой. Однако, принято считать правильным авторское определение, поэтому «Выстрел» является повестью.
Название само за себя говорит о том, какая тема будет центральной в произведении. Сам выстрел преследует читателя с первых строчек рассказа: стены в комнате Сильвио изрешечены следами от выстрелов, он стреляет каждое утро в карту, а диалог графа и рассказчика начинается с того, что офицер замечает простреленную картину. То есть название связано не только с главным событием, вокруг которого разворачивается сюжет (дуэлью). Его смысл проходит через всю повесть красной нитью.
Направление, характерное для повести, называется «реализм». Все герои и события являются жизненными и вполне реалистичными в той среде, где вращался Пушкин. Однако в нем прослеживаются и черты романтизма — образ главного героя типичен для романтического мировоззрения. Он ценит идеалы чести и гордости выше реалий своей жизни и живет эмоциями.
Композиция
Произведение состоит из двух глав, описывающих события, произошедшие с разницей в пять лет. Повествование ведётся от первого лица, офицера, который стал свидетелем того, как разворачивалась история отношений между двумя людьми на протяжении нескольких лет. Композиция произведения весьма необычна, так как рассказчик узнает о событиях, не будучи свидетелем, ему повествуют о них участники конфликта.
Сначала присутствует эффект загадочности, так как офицер-рассказчик намекает читателю на то, что за необычным поведением его знакомого (одного из будущих дуэлянтов) стоит какая-то история. Ее мы узнаем только в самом конце главы, когда свой секрет раскрывает лично офицеру Сильвио. Тогда история обрывается, и следующий виток ее развития мы узнаем спустя несколько лет, когда рассказчик случайным образом знакомится со вторым участником конфликта (графом). И снова сначала видим героя со стороны, не подозревая, кто он на самом деле, и только в ходе «случайного» диалога с ним, от лица офицера узнаем его истинную роль в сюжетной линии.
Суть
В «Выстреле» есть три основных действующих героя: гусар Сильвио, граф и офицер-рассказчик. В начале мы от лица офицера знакомимся с Сильвио, они находятся в близких дружеских отношениях, что отмечается самим автором. Гусар любит стрельбу, практикуется каждый день и может попасть даже в муху на стене, по словам рассказика. Кроме того, Сильвио пользуется популярностью среди других офицеров, которые видят в нем свой авторитет, приезжают ежедневно к нему домой, чтобы поиграть или просто побеседовать за шампанским. На одной из таких встреч молодой офицер повел себя неподобающе, фактически оскорбив Сильвио, и все ожидали, что Гусар вызовет на дуэль грубияна. Но этого не произошло. Этот факт поразил офицеров, но спустя какое-то время об этом все забыли, кроме рассказчика, который увидел слабость в Сильвио и не мог понять, чем она оправдана.
В один день гусару пришло письмо, прочитав которое, Сильвио объявил о скором отъезде. Перед тем, как покинуть свою усадьбу, он решил объясниться с рассказчиком, так как чувствовал изменение во взаимоотношениях с офицером.
В ходе беседы Сильвио поведал давнишнюю историю, которая случилась с ним во время службы. Он был не менее популярен среди товарищей, чем является сейчас среди офицеров, ему нравилось его положение в полку, но в какой-то момент появился некий граф, который, как казалось Сильвио, был лучше него во всем и хотел занять его место. Пропитавшись завистью, гусар нашел способ спровоцировать графа на дуэль. В назначенное время в назначенное место граф явился с шапкой черешни, хоть первый выстрел и достался ему, он промазал и лишь продырявил фуражку Сильвио. Когда же настал черед стрелять гусару, тот, посмотрев на графа, который демонстративно ел черешню, понял, что тот не ценит жизнь, и это убийство не доставит ему удовольствия, поэтому отсрочил свой выстрел.
Этим Сильвио объяснил свое нежелание подвергать себя опасности в дуэли с молодым офицером. В письме, полученном утром, сказано, что граф женится на молодой красавице. Гусар же, поняв, что время выстрела пришло, отправился в город, чтобы завершить начатое.
Основные события второй главы начинаются уже несколько лет спустя (5-6). Рассказчик поселяется в деревне и хочет проведать своих новых соседей. Офицер приходит в дом графа с графиней, сперва ему сложно начать разговор, но он замечает картину с двумя пулями, сплавленными друг с другом, очевидно, от двух выстрелов в одну точку. Это озадачивает рассказчика, и он начинает вспоминать о своем давнишнем друге Сильвио. Тут граф решает узнать имя меткого стрелка, про которого рассказывает гость, и чуть ли не теряет дар речи, когда слышит, как того звали. Оказывается, что граф и является тем самым противником Сильвио, с которым тот так жаждал закончить дуэль.
Тогда рассказчик узнает вторую часть истории, которая произошла после отъезда гусара из поместья.
В один день граф по возвращении домой обнаружил в своем кабинете давнего знакомого. Сильвио потребовал выстрел, который не сделал тогда, но решил дать еще один шанс выстрелить оппоненту (жребий выпал именно так, поэтому первым стрелял граф). Однако, он попал в картину, в этот момент домой вернулась Мария, которая бросилась сначала на шею мужу, затем в ноги Сильвио, умоляя прекратить. Муж попросил графиню ждать за дверью и не унижаться, после подготовился к выстрелу, зная, что он будет смертельным, и потребовал стрелять. Сильвио же опустил пистолет, поняв, что добился того, чего хотел, получил ту эмоцию и, уходя, практически не глядя, из дверей стрельнул ровно в то же место в картине.
Главные герои и их характеристика
- Сильвио, очевидно, является достаточно самолюбивым и гордым человеком, который не прощает того, что кто-то кажется ему лучше самого себя. Именно поэтому он негативно относится к графу, который поначалу даже хотел начать с ним дружбу, а далее Сильвио сам провоцирует конфликт, кидая острое оскорбление в сторону графа. Также он является злопамятным человеком, так как каждый день думает о том, как отомстить сопернику, тренируется ради этого, чтобы не растерять навык. Высшей точкой его эмоционального развития является тот момент, когда он не опускается до мести, не стреляет в графа, понимая, что это будет низко.
- Граф же является достаточно спокойным человеком, хоть и не менее высокомерным и наигранным, чем Сильвио, судя по его поведению на дуэли (граф не случайно принес черешню). Очевидно, что образ графа является положительным, в том числе потому, что Пушкин писал его с себя. В ситуации, когда Сильвио легко мог его убить, граф ведет себя крайне достойно и благородно, не унижается. Возможно, именно это заставляет Сильвио отказаться от выстрела, так как он видит, что противник — достойный человек.
- Рассказчик в повести является сторонним наблюдателем, который смотрит на события реалистично и трезво оценивает ситуацию. Судя по тому, что Сильвио любил с ним беседовать и считал другом, несмотря на разницу в возрасте почти в десять лет, офицер является совсем не глупым человеком. Он позволяет взглянуть читателю на происходящее со стороны, создает эффект присутствия там в реальном времени.
Темы и проблемы
В данном произведении затрагивается несколько важных тем и проблем. Этическая проблематика особенно многогранна и интересна.
- Основная проблема — честь и бесчестье. Сильвио, как романтический герой, очень остро воспринимает проблему своей чести и, видя, что граф угрожает его репутации, сразу же хочет вернуть ее, выйти на дуэль. Но, опуская дуло пистолета в кульминации повести, Сильвио как бы восстанавливает свою честь, понимая, что с его стороны будет низко убить графа.
- Также поднимается проблема ценности собственной жизни. Сначала, ничем не дорожа, граф готов легко распрощаться с жизнью, поэтому спокойно стоит и ест черешню перед Сильвио. Но когда у него появляется Мария, которая любит его, граф начинает осознавать ценность бытия, так как не хочет делать больно ей, расставаться со счастьем, которое обрел в семье. Подобный сюжет наверняка навеян тем, что Пушкин переосмыслил смысл и своего существования благодаря любимой женщине (рассказ был написан накануне свадьбы писателя).
- Кроме того, повесть заставляет задуматься о том, в чем смысл мести. В данном случае Сильвио не хочет, чтобы граф умер, а хочет заставить его бояться, унижаться, молить о прощении, потому что знает, что это будет для соперника гораздо сложнее, чем просто умереть. Главный герой жил ради этой мести, но стоило ли оно того? Он посвятил всего себя этой сжигающей душу идее, потратил время и силы. В финале даже непонятно, кто победил, а кто проиграл? Если граф обрел смысл жизни, то Сильвио его утратил, ведь мщение больше не было его стимулом к существованию.
- Основная тема — великодушие и прощение. Герой вовремя осознал, что не имеет морального права убивать человека, который, по сути, ничего ему не сделал. Более того, он пожалел Марию, которая ни в чем не виновата, но обречена стать жертвой его самосуда.
- Другая важная тема — любовь. Она показала графу значимость жизни и спасла его, ведь именно жена сделала то, чего так хотел Сильвио — бросилась на колени и молила о пощаде ради спасения супруга.
Основная идея
Смысл повести «Выстрел» заключается в том, чтобы показать значимость гуманизма в жизни человека. Люди должны выбирать не месть, а великодушие, ведь только оно освобождает душу из оков обиды. Сильвио и так потратил лучшие годы, ожидая момента для выстрела, но в эту заветную секунду понял важную истину — право выстрела не дает ему права убить человека. Его месть — всего лишь жалкое и подлое убийство того, кто не смог по закону чести защитить себя.
Главная мысль книги — утверждение вечных идеалов — любви, верности и доброты. Именно эти чувства помогли графу осознать, что жизнь ценна сама по себе. Если раньше он был слеп и играл с нею, то после женитьбы понял, как важно сохранить то, что имеешь, ради тех, кому ты дорог.
Чему учит?
Произведение учит читателя тому, что нужно уметь простить, отпустить обиду. Только так можно сохранить свою честь. На примере Сильвио писатель показывает то, как можно совладать с эмоциями, руководствоваться разумом, а не желанием мстить.
Также после прочтения повести «Выстрел» невольно начинаешь задумываться о том, что является в жизни по-настоящему ценным: не положение в обществе, не богатства (писатель указывает на материальную обеспеченность графа), а любовь близких, семья.
Критика
Современники Пушкина отозвались о «Повестях Белкина» в основном негативно, назвав их слишком поверхностными и детскими. Однако из всех повестей критики особенно выделяли «Выстрел», обозначая его как лучший рассказ из сборника. Один из известнейших критиков в истории России, В.Г. Белинский говорил, что не узнает Пушкина в сборнике, который тот выпустил:
Будь эти повести первое произведение какого-нибудь юноши — этот юноша обратил бы на себя внимание нашей публики; но, как произведение Пушкина…
По словам критика единственное, что делает «Повести Белкина» пушкинскими – это прекрасный русский язык, которым автор владел безукоризненно. Однако из всех он отметил именно «Выстрел», сказав, что лишь эта повесть достойна Пушкина.
В основном современники были солидарны с Белинским и расценивали «Повести Белкина» как провал писателя, неудачное произведение. Но с годами поруганные произведения начали набирать популярность и теперь входят в список «золотой» классики русской литературы.
Автор: Ия Клодт
Год написания и публикации — Повесть написана в октябре 1830 года, а опубликована она в 1831 году. История создания — «Повести Белкина» были созданы в период непредвиденного «заточения» автора в собственном имении Болдино в связи с эпидемией холеры. Пушкин провел несколько крайне плодотворных месяцев, написав «Повести Белкина». В это время поэт готовился к свадьбе и был окрылен любовью. В «Выстреле» Пушкин задумывал сделать всего одну главу. Он решил не расшифровывать финал, а сохранить его в тайне, добавив слова о том, что «окончание потеряно». Через несколько дней вторая часть все же была им написана. История носит частично автобиографичный характер. Ситуация взята из жизни самого дуэлянта Пушкина, который, стреляясь с Зубовым, уплетал под дулом пистолета черешню. Жанр — Повесть. Именно так обозначил свое произведение сам автор, но ряд критиков считают произведение новеллой. Направление — Реализм с элементами романтизма. Персонажи и события повести описаны реалистично. В главном герое прослеживаются романтические черты — понятия гордости и чести имеют для него первостепенное значение. Основная идея — История рассказывает о том, что для человека важно в жизни, какие цели он перед собой ставит. Можно выбрать своей целью радость, счастье, любовь, а можно – стремление отомстить обидчику. От этого выбора и зависит качество жизни человека. Тема — Ценность жизни человека, его основные цели. Проблема — Для человека важно ценить себя, свою жизнь, ставить цели, идущие во благо. Не всегда это получается именно так. Иногда человек охвачен животным разрушительным стремлением, заводящим его в тупик. Композиция — Повесть включает в себя две главы, события которых происходят с разницей в несколько лет. История рассказана от лица человека, который не был их очевидцем. Он узнал о событиях от других людей.
Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробностиСодержание:
Анализ произведения
«Выстрел» А. С. Пушкин написал во время своего наиболее плодотворного периода — Болдинской осени 1830 года. Тогда же были созданы «Маленькие трагедии» и «Сказка о попе и работнике его балде». Все эти произведения изучают на уроках литературы в 6 классе .
Повесть «Выстрел» написана в зарождающемся в то время жанре «реализм». По сведениям литературоведов, основанием для ее создания стал случай, произошедший с самим поэтом. Пушкина вызвал на дуэль его знакомый офицер Зубов, которого он уличил в нечестной игре. Во время поединка поэт ел черешни, не обращая внимания на противника. Зубов стрелял и промахнулся, а Пушкин отказался от своего выстрела.
Произведение состоит из двух глав. В первой происходит завязка сюжета, во второй — его окончание. От имени автора выступает один и тот же человек, но действие происходит в разных местах. В книге «Выстрел» есть главные герои:
- Сильвио — гусарский офицер в отставке;
- Рассказчик — молодой армеец, от имени которого ведется повествование.
Также там имеются второстепенные персонажи. Автор дает им следующие характеристики:
- Граф Б *** — мужчина в возрасте около 30 лет, привлекательный наружности, владелец большого имения. В молодости он был гусарский офицером, стрелялся с Сильвио на дуэли;
- Графиня Б *** — жена графа, красивая женщина.
Чтение краткого пересказа повести Белкина «Выстрел» для читательского дневника не сможет дать полной картины произведения. Этого недостаточно для того, чтобы раскрыть тему или составить план сочинения, но оно поможет понять смысл названия повести и запомнить главное в развитии сюжета.
Описание героя и случай на обеде
Действие первой части происходит в захолустном городке, где был расквартирован гвардейский полк. Молодые офицеры скучали от размеренной гарнизонной жизни. Их развлекало лишь знакомство с проживающим там отставным гусаром Сильвио, который часто устраивал для них обеды. Это был угрюмый человек крутого нрава, обладающий злым языком. Он никому не рассказывал, почему получил отставку и зачем проживал в захолустье. Его доходы и состояние также были неизвестны.
Хотя обеды Сильвио не отличались роскошью, там всегда было много шампанского. Этот загадочный человек владел искусством необыкновенно меткой стрельбы. Несмотря на это, он никогда не принимал участия в разговорах офицеров о поединках. Когда его спрашивали, доводилось ли ему самому драться, он коротко отвечал, что доводилось. Молодые офицеры полагали, что этот великолепный стрелок убил кого-то на дуэли.
Однажды на обеде у Сильвио произошел странный случай. Подвыпившие гости устроили карточную игру, при этом банк метал сам хозяин. Как обычно во время игры, он молча исправлял ошибки понтеров в записях. Одному молодому прапорщику, недавно появившемуся в полку, не понравилось, что Сильвио исправил его ошибку. Он потребовал объяснений, но отставной гусар упорно молчал. Тогда разошедшийся прапорщик в бешенстве запустил в него шандалом, после чего хозяин попросил его удалиться.
Все полагали, что Сильвио отомстит за оскорбление и вызовет обидчика на дуэль. Зная его необыкновенную меткость, они считали его противника уже мертвым. Но вопреки ожиданиям, вызова на дуэль не последовало, Сильвио удовольствовался небрежным извинением. Это обстоятельство поначалу испортило репутацию отставного гусара. Но вскоре все забылось, и жизнь вернулась в прежнее русло. Однако один из офицеров, которому Сильвио больше всех симпатизировал, не мог смириться с его унижением.
История дуэли
Все разъяснилось в тот день, когда на имя отставного гусара пришел пакет в полковую канцелярию. Прочитав послание, Сильвио объявил офицерам, что вскоре уезжает, и созвал всех на прощальный обед. После его окончания, когда все расходились по квартирам, он попросил остаться симпатичного ему молодого человека, от лица которого ведется рассказ, и открыл ему обстоятельства своей жизни. Он объяснил, что не вызвал на дуэль оскорбившего его офицера, потому что не может рисковать.
Оказывается, несколько лет назад Сильвио служил в полку, где отличался буйным и веселым нравом. Его первенство среди офицеров было неоспоримым до тех пор, пока там не появился соперник, богатый и знатный молодой человек. Это был жизнерадостный повеса, которому всегда и во всем везло. Сначала юноша пытался подружиться с Сильвио, но ему не удалось этого сделать. Тогда он без сожаления удалился.
Дуэль была назначена на утро. Противник пришел на нее с фуражкой, полной черешен. Ему опять повезло — он должен был стрелять первым. Граф выстрелил и прострелил Сильвио фуражку. Когда Сильвио целился, его враг спокойно постоял под дулом пистолета и ел черешни. Равнодушное поведение противника возмутило Сильвио, и он отказался стрелять. На это граф ответил, что он может сделать выстрел, когда ему будет угодно. После этого Сильвио недолго оставался в полку и вскоре подал в отставку.
Он желал отомстить своему оскорбителю, но понял, что молодой офицер не дорожит собственной жизнью. Поэтому он решил дождаться того времени, когда все изменится. И вот, наконец, этот час настал. Ему написали, что граф собирается жениться на молодой красивой девушке.
Сильвио решил посмотреть, так ли его противник будет равнодушно стоять под дулом пистолета перед собственной свадьбой, как тогда в полку, когда он ел черешни. Рассказав эту историю, он простился с другом и вскоре уехал.
Реванш Сильвио
Через несколько лет рассказчик подал в отставку и поселился в принадлежащей ему небогатой деревеньке. Там он скучал до тех пор, пока не стало известно, что в соседнее имение возвращается его владелец с молодой женой, которых автор в сокращении называет граф и графиня Б *** . Рассказчик сразу же отправился к ним с визитом.
По описанию автора, супруги оказались очень симпатичными людьми. Они радушно приняли соседа и произвели на него очень приятное впечатление. Внимание гостя привлекла картина, которая была пробита двумя пулями, всаженными одна в другую. Он сказал, что некогда был дружен с человеком, который мог сделать подобный выстрел. Граф поинтересовался, как звали этого меткого стрелка, и сосед рассказал, что его имя Сильвио.
Это имя привело молодую пару в смущение. Граф спросил, не сообщил ли его друг о произошедшей с ним странной истории. Тут рассказчик понял, что встретил давнего врага Сильвио. Граф рассказал ему о новой встрече со своим противником.
Она произошла 5 лет назад в этом имении, где супруги проводили медовый месяц. Однажды они возвращались с прогулки, и случилось так, что граф приехал первый, а его жена отстала. Когда он зашел в дом, ему сообщили, что его дожидается человек, который не назвал своего имени. В гостиной граф увидел Сильвио, и тот напомнил, что за ним остался выстрел.
Нежданный гость предложил опять тянуть жребий. Граф сильно волновался, ведь вот-вот должна была возвратиться его жена. Ему опять достался первый выстрел. Он выстрелил против всех правил и попал в картину. Через минуту в комнату вбежала испуганная женщина, и граф стал уверять ее, что они просто шутят со старым другом. Но все, что происходило, совсем не было похоже на шутку.
Женщина была на грани обморока, и граф закричал Сильвио, чтобы тот немедля стрелял. На это его противник серьезно ответил, что ему достаточно того, что он видел испуг своего врага, остальное пусть останется на его совести. Он пошел к двери, но по пути повернулся и выстрелил, почти не целясь. Пуля попала в то же самое место, куда стрелял граф. После этого случая Сильвио исчез. Вскоре стало известно, что он погиб, участвуя в греческом восстании Александра Ипсиланти против турецкого владычества.
Выводы из произведения
Прочитав краткое содержание повести «Выстрел», можно понять, в чем смысл этого произведения и почему оно так называется. В нем говорится о том, что для Сильвио было важно не убить своего противника, а сделать выстрел, чтобы тот почувствовал страх перед смертью. Он доказал графу, что нельзя легкомысленно относиться к своей жизни.
Пушкин поднимает вопрос о том, как судьба влияет на жизнь героев, их решения и поступки. Он делится своими размышлениями с читателем и делает следующие выводы:
- нельзя распоряжаться чужой жизнью лишь для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции;
- мелочные обиды и ущемленное честолюбие не стоят того, чтобы ради них убивать своего ближнего;
- нельзя решать судьбу другого человека в угоду себе, какой бы сильной ни была обида.
Главный герой в конце повести поступил мудро. Он увидел в графе не злейшего врага, а обычного человека, который дорог своим близким. Сильвио простил нанесенное ему оскорбление и ушел не убийцей, а достойным человеком.
Отзывы
Во второй части повести главный герой выступает не как мститель, но как строгий судья. Его приговор: граф может жить, так как его жизнь теперь приобрела особый смысл.
В повести происходит сопоставление двух противоположных натур: мрачного и завистливого Сильвио и жизнелюбивого повесы графа.
Из всех повестей Белкина только «Выстрел» достоин гения Пушкина.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Используемые источники:
- https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/pushkin/vystrel
- https://wiki2.org/ru/выстрел_(повесть)
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/vystrel-pushkin/
- https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/vystrel-pushkin/
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/vystrel-pushkin.html
</tr>
В повести «Выстрел» Александра Пушкина рассказывается об истории поединка, длившего в течение нескольких лет. На сайте Литера Гуру читатели могут познакомиться с кратким содержанием произведения великого классика или вспомнить основные события повести. Это поможет также учащимся без лишних затруднений подготовиться к занятиям и сочинениям.
1 Глава. История Сильвио
Повествование ведется от лица военного в звании полковника, на что имеется отсылка во вступлении к сборнику «Повести Белкина».
Начинается рассказ с того, что полковник описывает свое пребывание в одном месте, где жизнь текла скучно и однообразно – по утрам шли учения и манежи, а потом обедали у командира полка или в пивнушке жидов. По вечерам баловались пуншем и заигрывались в карты.
С группой офицеров был лишь один гражданский из высшего света – молчаливый и нелюдимый молодой человек, ему было около тридцати лет от роду. Полковник про себя прозвал парня Сильвио. Для офицеров он – загадочная и таинственная личность, которая по неизвестной им причине решила подать в отставку и обосноваться в глухомани. Так же для них оставалось загадкой финансовое положение у Сильвио – они не знали, как и откуда у него деньги, сколько их. Сам Сильвио ходил в старом изношенном одеянии, однако он угощал офицеров весьма щедро.
У Сильвио имелась одна необычная особенность – он был очень метким стрелком – запросто смог бы метким выстрелом сбить с фуражки яблоко, и ни у кого бы ни возникло ни малейшего сомнения в том, что он промахнется.
Сильвио был уважаем среди военных, но в один момент произошел случай, из-за которого офицеры засомневались в храбрости Сильвио. Один из недавно прибывших офицеров разгорячился, играя в карты, и запустил в Сильвио подсвечником. Сильвио увернулся. Офицеры ждали, что тот вызовет обидчика на дуэль, но Сильвио их удивил – он помирился с тем офицером. По этой причине его популярность несколько снизилась, впрочем, ненадолго, и вскоре к парню вернулась былая слава.
Один лишь полковник, от лица которого и ведется повествование, помнил, как Сильвио решил вопрос чести с офицером, и считал, что тот смалодушничал. Раньше полковник тепло общался с Сильвио, на разные темы вели они разговоры, однако после того полковник предпочитал избегать общества Сильвио.
Но настал день, который изменил жизнь Сильвио. Ему пришло письмо, по прочтении которого он, устроив прощальный обед, рассказал военным, что вскоре ему предстоит отъезд, и попросил полковника поговорить наедине. Сильвио рассказал полковнику, почему он помирился офицером, который его оскорбил – мужчина опасался, что ранит офицера так, что тот скончается, а сейчас Сильвио этого не хотел. Полковник удивился этому, а Сильвио пояснил, что к чему и как. Он рассказал ему историю о том, что произошло ранее.
Он был гусаром, всегда старался быть первым практически во всем – принимал участие в разных дуэлях, пил более других. Товарищи им открыто восхищались, а начальство называло его «необходимым злом». Однако потом в полк прибыл новый гусар, который был родом из дворян – семья его была богата и известна. И этот молодой гусар стал затмевать своими качествами Сильвио, которому это не понравилось. Он стал искать предлога, под которым бы вызвал его на дуэль, где с легкостью бы поразил его.
Наконец, он добился, чего так желал – на балу он отпустил в адрес молодого гусара грубую шутку, за что тот дал ему пощечину. И после этого, на утро, была назначена дуэль.
Дуэлянты бросили жребий – стрелять первым выпало молодому гусару. Но он промахнулся – попал в фуражку Сильвио. Сильвио же уже собирался пристрелить гусара, как увидел, что ему все равно – он не боялся гибели, и стоял, сплевывая косточки от съедаемых ягод в сторону Сильвио. И Сильвио решил, что не станет убивать человека, которому не дорога своя жизнь. Он решил отложить свой выстрел на время. И вот, все это время он жил здесь, а в письме была информация о том, что тот гусар собрался сочетаться браком. Сильвио считал, что теперь уже тот парень не будет так равнодушно ждать своей смерти, значит, время отложенного на той дуэли выстрела пришло.
Сильвио отбыл, оставив полковника в раздумьях.
2 Глава. Возобновление дуэли
Далее действия разворачиваются спустя годы. Полковник обосновался в крошечной деревушке. Заняться там ему было нечем, и он сильно скучал и искал, чем себя занять. На соседей ему не повезло – они пили и были глупыми для общения с ним. Но в один из дней в деревню с пустующим имением, приехал граф с женой. Полковник обрадовался их приезду и поспешил знакомиться с ними.
Поначалу он смутился богатству и роскоши, которые царили в имении, однако граф и его жена общались просто и без чинов. Полковник быстро с ними подружился и разговорился. Разглядывая кабинет главы семейства, он заметил необычную картину – она была прострелена, причем двумя пулями, так, что одна попала в другую. Полковник одобрил меткое попадание, и их разговор перешел на тему оружия и меткости, и в ходе разговора полковник вспомнил о Сильвио, чем обескуражил графа – ведь это именно его и собирался застрелить на дуэли Сильвио. Картина была напоминанием о том дне, когда Сильвио пришел убить графа. Он рассказал полковнику, что произошло тогда.
Пятью годами ранее граф женился, и медовый месяц он проводил вместе с супругой в этой деревне. В одну из прогулок, когда они гуляли верхом на конях, лошадь супруги заупрямилась и не хотела идти. Тогда жена графа решила пойти пешком, а граф прискакал домой раньше ее. По приезду в имение его встретил Сильвио, который сказал, что пришло время отложенного выстрела. Графу стало страшно, и он попросил Сильвио, чтобы тот стрелял быстрее, пока жены нет дома. Но Сильвио потребовал снова бросить жребий, потому что иначе это походило бы на убийство. Граф, охваченный страхом, согласился. По жребию стрелять выпало первому опять графу. И вновь он промахнулся. Пуля, пущенная из его пистолета, прострелила картину, висевшую на стене.
Настал черед Сильвио. Он только начал целиться в графа, как пришла жена, которую охватил ужас и непонимание того, что происходит. Граф попытался ее успокоить, аргументировав, что увиденное ею – шутка. А Сильвио помешал ему – он сказал, что граф всегда шутит, а теперь пора шутить ему, и вновь начал наводить пистолет на графа. Но ему в ноги упала жена графа. Сам граф в ярости сказал, чтоб Сильвио прекратил издеваться над его женой, и спросил, выстрелит ли он. Сильвио ответил ему, что стрелять не будет, поскольку ему хватило страха и смятения своего противника. Он почти вышел из кабинета, но у порога развернулся и выстрелил, не целясь, в картину. И попал точно в пулю графа. Затем Сильвио скрылся в неизвестном направлении.
На этом рассказ графа о появлении в его жизни Сильвио был окончен. А полковник узнал финал истории, о которой был в курсе до появления супружеской четы. А о Сильвио он знал лишь по слухам, которые принесли весть о его гибели во время возмущения Ипсиланти Александра.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91.
УКМ «Школа России»
1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?
В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.
Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.
2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.
Главные героини сказки: царица и царевна.
Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.
Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.
3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?
Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.
Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.
4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?
Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».
Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».
Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».
Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.
Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.
5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.
Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним
- Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
- Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
- Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
- Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
- Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
- Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
- Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
- Царевна оживает. «Свадьба».
Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»
- Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
- Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
- Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
- Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
- Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
- Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
- Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
- Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.
6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.
Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.
Злая царица.
Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.
Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.
Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.
Соперница.
Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.
И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.
Жалость Чернавки.
Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.
В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.
Елисей собрался на поиски невесты.
Семь богатырей.
Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.
Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.
Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.
В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.
Отравленное яблоко.
Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку.
Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.
Хрустальный гроб.
Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.
Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.
Поиски Елисея.
Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.
Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.
Свадьба.
Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.
А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.
7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?
С народными сказками произведение Пушкина роднит:
- Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
- Борьба добра со злом, победа добра.
- Наличие волшебных предметов — зеркальца.
- Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
- Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
- Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
- Народный язык, который использовал Пушкин.
Отличие сказки Пушкина от народных:
- Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
- Стихотворная форма.
- Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.
8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?
Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.
#1. В каком предложении нет грамматической ошибки
C. Поезд пришёл согласно расписанию.
C. Поезд пришёл согласно расписанию.
A. Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.
A. Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.
B. Он в своих высказываниях недалёк к истине.
B. Он в своих высказываниях недалёк к истине.
#2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущенынарушение в построении предложения с несогласованным приложением
б) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
б) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
A. Плохо выраженная мысль — это не только леность речевых усилий, но и леность мысли.
A. Плохо выраженная мысль — это не только леность речевых усилий, но и леность мысли.
B. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
B. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
#3. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущенынарушение связи между подлежащим и сказуемым
B. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
B. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
A. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
A. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
#4. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
B. Однажды, благодаря тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека.
B. Однажды, благодаря тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека.
A. Все, кто могли, выбежали к реке.
A. Все, кто могли, выбежали к реке.
C. Прошу вас оплатить проезд в оба конца.
C. Прошу вас оплатить проезд в оба конца.
#5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
A. Пьесы А. П. Чехова ставят в многих театрах мира.
A. Пьесы А. П. Чехова ставят в многих театрах мира.
B. Части общей темы называются микротемами.
B. Части общей темы называются микротемами.
C. Бойцы верили и надеялись в победу.
C. Бойцы верили и надеялись в победу.
#6. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущенынарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
б) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
б) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
B. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
B. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
A. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
A. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
#7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
B. Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен
B. Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен
C. Мы выписываем журнал «Природа»
C. Мы выписываем журнал «Природа»
A. Одни задавали вопросы, а другие на них отвечали.
A. Одни задавали вопросы, а другие на них отвечали.
#8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
C. Благодаря мужеству Тома дети всё-таки выбираются наружу в пяти милях от «Главного входа».
C. Благодаря мужеству Тома дети всё-таки выбираются наружу в пяти милях от «Главного входа».
B. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.
B. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.
A. Он, согласно правилам, отпустил себе волосы до плеч и протирал свои широкие штаны на классной скамейке, начиняя голову латынью.
A. Он, согласно правилам, отпустил себе волосы до плеч и протирал свои широкие штаны на классной скамейке, начиняя голову латынью.
#9. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки
B. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой в романе, он сказал, что ещё не знает.
B. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой в романе, он сказал, что ещё не знает.
A. Бабушка любила единственного внука и переживала за него.
A. Бабушка любила единственного внука и переживала за него.
C. Эти факты говорят за то, что молодёжь совершенно перестали читать классику.
C. Эти факты говорят за то, что молодёжь совершенно перестали читать классику.
#10. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки
A. На выставке представлена не только живопись, но и скульптура.
A. На выставке представлена не только живопись, но и скульптура.
C. По истории нам задано пересказ параграфа.
C. По истории нам задано пересказ параграфа.
B. Схемы показывают и помогают лучше усвоить многие правила русского языка.
B. Схемы показывают и помогают лучше усвоить многие правила русского языка.
#11. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
A. В “Науке и жизни” печатают много полезной информации.
A. В “Науке и жизни” печатают много полезной информации.
B. Эти претензии ни на чем не обоснованы.
B. Эти претензии ни на чем не обоснованы.
C. Все силы спасателей были направлены, чтобы удержаться и не поддаться панике.
C. Все силы спасателей были направлены, чтобы удержаться и не поддаться панике.
#12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
B. Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат.
B. Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат.
A. Критики приняли спектакль благосклонно.
A. Критики приняли спектакль благосклонно.
C. Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться.
C. Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться.
#13. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
A. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание.
A. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание.
C. Я очень люблю мою сестру и скучаю по ней.
C. Я очень люблю мою сестру и скучаю по ней.
B. В стихотворении «Элегия», одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству.
B. В стихотворении «Элегия», одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству.
#14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
C. Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев И. С. Тургенева.
C. Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев И. С. Тургенева.
B. Согласно приказа командира батальона, солдаты должны были идти в наступление.
B. Согласно приказа командира батальона, солдаты должны были идти в наступление.
A. Колька не столько пел, сколько раскрывал рот и делал вид, что поёт.
A. Колька не столько пел, сколько раскрывал рот и делал вид, что поёт.
#15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
A. Синонимы – это богатство языка.
A. Синонимы – это богатство языка.
B. Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.
B. Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.
C. Я люблю и наслаждаюсь морем.
C. Я люблю и наслаждаюсь морем.
#16. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
B. Мы надеялись, что кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом.
B. Мы надеялись, что кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом.
C. На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше.
C. На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше.
A. Все обсуждали хорошую тёплую осень и что зима наступит нескоро.
A. Все обсуждали хорошую тёплую осень и что зима наступит нескоро.
#17. Укажите предложение с грамматической ошибкой
C. В пьесе “Вишнёвом саде” Чехов показал представителей нового поколения России.
C. В пьесе “Вишнёвом саде” Чехов показал представителей нового поколения России.
A. Зимой он очень тосковал по южному морю.
A. Зимой он очень тосковал по южному морю.
B. Я не претендую на эту должность.
B. Я не претендую на эту должность.
#18. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
A. По приезде в санаторий отец сразу же пошёл к врачу.
A. По приезде в санаторий отец сразу же пошёл к врачу.
C. «На берегу пустынных волн» Невы стоит Пётр и думает о городе, который будет здесь построен и предназначенный стать окном России в Европу.
C. «На берегу пустынных волн» Невы стоит Пётр и думает о городе, который будет здесь построен и предназначенный стать окном России в Европу.
B. Тот, кто ищет безопасности, теряет всё.
B. Тот, кто ищет безопасности, теряет всё.
#19. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки
C. Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.
C. Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.
B. Первый и второй день состязаний прошёл спокойно.
B. Первый и второй день состязаний прошёл спокойно.
A. Все, кто бывал на Севере, знают, какой там суровый климат.
A. Все, кто бывал на Севере, знают, какой там суровый климат.
#20. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
B. «Гранатовый браслет» А. Куприна – шедевр не только русской, но и мировой литературы.
B. «Гранатовый браслет» А. Куприна – шедевр не только русской, но и мировой литературы.
C. К немногим произведениям, написанных о любви, можно причислить романы Тургенева и Гончарова.
C. К немногим произведениям, написанных о любви, можно причислить романы Тургенева и Гончарова.
A. Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин.
A. Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин.