Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника

Краткое содержание ванька для читательского дневникафио автора: чехов антон павловичназвание: ванькачисло страниц: 4. чехов а. п. ванька. издательство детская литература.

Краткое содержание «Ванька» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Ванька

Число страниц: 4. Чехов А. П. «Ванька». Издательство «Детская литература». 1980 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1886 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Суть произведения

Весь рассказ Антона Павловича строится вокруг письма девятилетнего мальчика Ваньки, которое он пишет своему деревенскому дедушке. Вся семья сапожника Аляхина ушла в церковь. На дворе Рождественский сочельник. Мальчик остался один. Некому ему высказать всю боль, которую он испытывает, живя в услужении. Эта боль как душевная, так и физическая. Мальчика постоянно бьет хозяин, хозяйка не стесняется ткнуть ему в лицо рыбой. У подмастерьев Ванька то же в услужении. Они гоняют его за водкой, велят таскать соленые огурцы из хозяйских запасов. Мальчику не с кем поделиться. Никто не выслушает и не поможет. Только в письме к дедушке он рассказывает все о своей безрадостной жизни. Во время написания мальчик вспоминает родные деревенские просторы, дедушкиных собак Каштанку и Вьюна. Перед глазами в пламени стоящей на окне свечи мальчик, как наяву, видит хрустящий снег, голубое небо. Все его существо тянется к прошлой деревенской жизни. Он хочет ощутить себя ребенком, а рядом видеть дедушку с собаками. В его представлении предстает дедушка, не спеша, свесив с печи ноги, читающий Ванькино послание. Рассказывает о московском быте, где для Вани все чуждо и непривычно. Ребенок по-взрослому смотрит вокруг, в таком раннем возрасте он уже попрощался с детством.

Сюжет

Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.

В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и принялся писать письмо любимому дедушке – весёлому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.

С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селёдку или как хозяин выпорол его ремнём, когда он уснул над люлькой хозяйского ребёнка.

Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить ёлку к Рождеству и выбрали самое красивое, стройное и пышное деревце.

Затем Ванька принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замёрзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес: На деревню дедушке».

Опустив письмо в почтовый ящик, мальчик спокойно уснул.

Суть повести

В кратком пересказе «Ваньки» Чехова упоминаются главные события произведения. Основной персонаж — девятилетний сирота, отданный на обучение к сапожнику. В ночь перед Рождеством он украдкой пишет письмо деду, единственному родственнику.

Мальчик рассказывает о своей жизни и вспоминает раннее детство и пожилого родственника. Его дед работал охранником. По ночам он бил в колотушку и с двумя собаками обходил вокруг имения. Как и все дети, Ванька Жуков любил животных. В сказке это видно из его воспоминаний о псах:

  • Каштанке, старой ласковой собаке, которая чихала, когда дед давал ей понюхать табак.
  • Вьюне, молодом кобеле, имевшем чёрный окрас и длинное, как у ласки, тело. Пёс был не злой, но очень хитрый. Мог цапнуть ничего не подозревающего человека за ногу.
  • А также паренёк вспоминал барыню Ольгу Игнатьевну, которая от нечего делать научила Ваню читать, считать и писать. Каждое воспоминание пронизано тоской и детским горем. Мальчик постоянно отвлекается от написания, перед его мысленным взором всплывают картины беззаботного детства.

    Вот он и дед пошли в лес срубить ель к празднику. Был мороз и хотя мальчик продрог, всё же это событие оставило в сердце ребёнка впечатление. Он припомнил, как в ту ночь из леса выбежал зайчик, и дед не удержался, чтобы приказать собакам поймать косого. Но псы не были охотничьими и команду не выполнили.

    В своём письме Ваня рассказывает, как ему тяжело в услужении и что его бьют за малейшую провинность:

  • начал чистить селёдку с хвоста, хозяйка ударила рыбой прям в лицо;
  • уснул, когда качал господское дитя — сапожник избил ремнём;
  • есть досыта не дают, на завтрак и ужин только хлеб, а в обед — кашу.

Просит мальчик, чтобы дед забрал его домой и обещает во всём слушаться, за проказу покорно принимать наказания, а после кончины пожилого родича молиться о его душе так же усердно, как он молится о матери.

Заканчивается рассказ тем, что мальчик пишет адрес на конверте «На деревню дедушке» и подумав, добавляет его имя. Потом Ванечке удаётся выйти незамеченным на улицу и бросить письмо в почтовый ящик.

Отзыв

Любой ребёнок, независимо от его происхождения, достоин счастливого, беззаботного детства. Ванька Жуков был этого лишён и очень страдал. Он не понимал, почему должен мучиться у злого сапожника, когда совсем рядом живёт его любимый дедушка. Хочется верить, что чудо произойдёт, и на Рождество приедет старик-сторож и заберёт внука домой.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Ванька.

Отзывы о произведении

Основная мысль рассказа «Ванька» заключается в том, что любое горе кажется не таким сильным, если им поделиться с близким человеком. Произведение Антона Павловича Чехова побуждает читателей проявлять милосердие к людям, особенно к детям. Есть здесь и призыв к терпению, надежде на светлое будущее.

Андрей, Тула

Любой ребенок, независимо от его социального положения, достоин счастливого детства. Ванька Жуков был этого лишен и не понимал, почему на его долю выпало жить у злого сапожника. После прочтения рассказа хочется верить, что в канун Рождества произойдет чудо, и Константин Макарыч заберет внука домой.

Екатерина, Саратов

Рассказ «Ванька» показывает, в каких условиях жили дети из бедных крестьянских семей, учит читателей состраданию. Я считаю, что с этим произведением нужно ознакомиться каждому школьнику, а если времени мало, советую читать краткий пересказ «Ваньки» Чехова.
Александра, Москва

Вариант 2

А. П. Чехов (А. Чехонте) много произведений посвятил описанию жизни обычных людей. Он рассказал об их не легком существовании. Одно из таких произведений рассказ «Ванька». Оно было написано в 1886 году, опубликовано в «Петербургской газете» в разделе «Рождественские рассказы». Входит в учебники по литературе и является классикой.

Антон Павлович описал тяжелую жизнь маленького человека – девятилетнего крестьянского мальчика Ваньки Жукова. Он с грустью вспоминает прошлую жизнь в доме господ Живаревых. Барышню Ольгу Игнатьевну, которая угощала мальчугана леденцами, научила его писать, читать, считать и танцевать кадриль. Но все изменилось после смерти матери, работавшей в доме прислугой, Ванька был отдан в обучение сапожнику Аляхину.

В Рождество, когда хозяева уходят в церковь, Ванька решает написать письмо деду и рассказать о своей нелегкой судьбе. Он жалуется на тяжелую жизнь в доме сапожника. Кормят плохо: утром хлеб, в обед каша, вечером хлеб, а чай и щи хозяева «трескают сами». Мальчика бьют, над ним насмехаются подмастерья и посылают в кабак за водкой. Ночами ему приходится качать люльку с плачущим ребенком. Однажды Ванька заснул над люлькой, и хозяин устроил «выволочку». Последней каплей было наказание хозяйки за то, что мальчуган неправильно чистил селедку.

В письме, кроме жалоб он рассказывает о жизни в Москве, о торговых лавках, о рыболовных крючках, дорогих ружьях, которыми там торгуют, об изобилие мясных продуктов в лавках. Чехов рисует Ваньку как наблюдательного и любознательного мальчика.

Сидя над письмом, Ванька вспоминает деда, невысокого, худощавого, юркого старикашку шестидесяти пяти лет. С вечно пьяными глазами и смеющимся лицом. Он служит сторожем в хозяйском доме. Ночью, укутавшись в тулуп, стуча колотушкой, он обходит поместье. За ним по пятам следуют постаревшая Каштанка и юркий, черный, ласковый Вьюн. Днем он либо спит на кухне, либо шутит с кухарками.

Мальчуган обещает деду, тереть табак, молиться богу за его здоровье. Готов терпеть наказания, чистить сапоги приказчику, работать подпаском. Лишь бы дед приехал и забрал его из ненавистного дома.

Дописав письмо, Ванька сложил листок, вложил в конверт. Немного подумав, написал адрес:

На деревню дедушке.

Затем добавил:

Константину Макарычу.

Письмо отнес в почтовый ящик. Успокоившись, убаюканный надеждами, он уснул. Во сне он увидел деда, читавшего кухаркам письмо, Вьюна, крутившегося у ног и виляющего хвостом.

Читая рассказ, понимаешь, что письмо с таким адресом никогда не дойдет до адресата. Константин Макарыч не приедет. Жизнь мальчика сироты не изменится.

Другие сочинения: ← Анализ пьесы Вишневый сад Чехова↑ Чехов А.П.Анализ рассказа Чехова Крыжовник →

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Ванька» перечислены в таблице:

Ванька, главный герой рассказа. Девятилетний мальчик, проходящий уже третий месяц обучение ремеслу у сапожника Аляхина. Парень не по годам умён и обладает лучшими чертами взрослости в сочетании с детской сентиментальностью (далеко не каждый ребенок может писать столь длинные, связные письма). Ванька по-взрослому борется со всеми тяготами жизни и по-детски не хочет с ними смиряться. Особенно горько переносить невзгоды приходится человеку, имевшему доселе для счастья всё. Так произошло и с нашим Ванькой: раньше он жил в деревне господ Живарёвых, рядом с еще живой матушкой, ходил в трескучий январский мороз за рождественской елкой вместе с любимым дедушкой. Ему было весело и легко на душе.
Константин Макарыч, дед Ваньки. «Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами». Работает сторожем у господ Живарёвых: дни проводит на печи в окружении табачного дыма, ночью — выполняет свои прямые обязанности, ходит с колотушкой в окрест усадьбы. Все счастье его жизни составляет запах табака, тепло печи, непринужденные разговоры с дворней. Кроме того, что он — единственный родной человек, он еще и самый близкий для мальчика друг и товарищ, с которым у нашего героя связано множество светлых мальчишеских воспоминаний.
Аляхин, сапожник. Деспотичный мещанин. Содержит домашнюю кожевенную мастерскую, берет на обучение подмастерьев, давая им возможность обучаться ремеслу и получать хоть и скудные, но средства для существования. Этим его благодетель заканчивается. Люди, которые желали оказаться под его надежным наставническим крылом, оказались под его надменным сапогом: паек подмастерьев скудный (из-за этого они заставляют Ваньку воровать огурцы из хозяйской бочки), а по отношению к главному герою применяется незамысловатое, но жестокое насилие: бедному мальчику то обувной колодной в голову прилетит, то достанется шпандырем по мягкому месту за малейшую повинность.
Аляхина, супруга сапожника. Хозяйка дома, подобно мужу, ограниченная и деспотичная мещанка. Из методов обучения Ваньки прибегает к самым непедагогичным. Тыкать в лицо ребенку рыбой за то, что тот начал неправильно ее чистить — метод хоть и действенный, но неоправданно дикарский. Однако Аляхина — глупая женщина, которую мало заботят чувства отданного ей на попечение ребенка. Этим и объясняется ее примитивная беспричинная агрессия.
Ольга Игнатьевна Живарёва, барыня. Добродетельная помещица, хозяйка господского дома, при котором поставлен сторожем дедушка Константин Макарыч. Ольга Игнатьевна, как пишет Чехов — “Ванькина любимица”, она кормила Ваньку леденцами, пока его мать, работавшая горничной, хлопотала по хозяйству. Именно госпожа Живарёва выучила Ваньку читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, что было выдающейся способностью для крестьянского мальчика. Доброта этой женщины бесхитростна и естественна, скромна и благодетельна.
Пелагея, покойная мать Ваньки. “Нету у меня ни отца, ни матери” — пишет деду Ванька. Про мать Ваньки известно мало: работала горничной у господ Живарёвой, была близка к барыне, раз она хотела уделять время Ваньке. Чехов умалчивает о причине смерти Пелагеи, ровно как и о ее человеческих качествах, видимо из желания не превращать свой рассказ в мелодраму.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника


2

<h2>Как написать отзыв к рассказу «Ванька» Чехова?</h2>

6 ответов:

Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника



1



0

Главный герой рассказа Чехова «Ванька» — девятилетний мальчик Ванька Жуков, который уже как три месяца отдан в обучение сапожнику. Мальчик не любит свою новую жизнь, потому что его и бьют, и заставляют много работать, над ним смеются и посылают за водкой. А он всего лишь маленький мальчик, который тоскует по своему деду, единственному родному человеку, который у него остался.

И хоть раньше Ванька был не очень с ним дружен, так же не слушался и бедокурил, но попробовав суровой городской жизни мальчик понял, что готов на все, лишь бы дед его забрал.

Этот трогательный рассказ невозможно читать без слез. Несчастного мальчика эксплуатируют и лишают детства. И только во сне он находит какое-то успокоение.

Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника



1



0

Ванька. рассказ Антона Павловича Чехова. Исходя из того, что отзыв- это короткое сочинение с преобладанием личных впечатлений, предлагаю составить план и пойти по плану.

  • Вступление. Пишем о том, что рассказ написан в в 1886 году и в том же году опубликован. Произведение повествует о тяжёлой жизни простого русского народа вообще и детей в частности.
  • Основная часть. Пишем краткое содержание в пару-тройку предложений о том, что Ваньке Жукову 9 лет, он отдан в услужение и терпит побои , рабский труд и насмешки.Ванька пишет письмо деду с просьбой забрать его обратно, но не может правильно подписать конверт и письмо врядли дойдёт до адресата.
  • Вывод в форме призыва. Рассказ глубоко тронул практически до слёз. Люди, будьте добрее , особенно будьте добрее к малолетним детям- сиротам.

Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника



1



0

Рассказ Чехова «Ванька» произвел на меня впечатление и после его прочтения я долго думала о жизни детей в прошлые времена. На примере Ваньки автор показал нам, что простые люди и их дети жили раньше очень тяжело, им приходилось много работать — какая уж тут учеба.

Ванька мне очень понравился, несмотря на свое трудное положение «в людях», он верит в то, что его жизнь может измениться. Очень горько было читать о том, как мальчика обижали и даже били, но он не потерял интерес к жизни. Ваня с удовольствием делится с дедом своими впечатлениями об огромной Москве, и мы видим, что он сообразительный, увлекающийся и наблюдательный человечек.

В центр повествования автор поставил написание письма, в котором Ванька описывает дедушке свою безрадостную жизнь и очень просит забрать его в деревню. Поскольку мальчик не написал точный адрес, то мы понимаем, что письмо никогда не дойдет до адресата. Но мальчик верит, что в Рождество может случиться чудо, и я тоже хочу в это верить.

Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно заботиться о детях и стараться делать их жизнь легче и лучше. Я думаю, что и в наше время маленькие сироты часто одиноки, а наша задача — уделять им внимание, общаться с ними и не проходить мимо детской беды.

Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника

Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника



1



0

Этот рассказ о трагической судьбе мальчика, описанный им самим в письме, написанном дедушке на деревню. Ваньке всего 9 лет, и он уже три месяца в услужении у подлого сапожника, который практически ничему его не учит, использует на всех грязных работах, и бьет его по всякому поводу. Многие мальчики от такой жизни и побоев умирали, и вот почему Ванька пишет письмо дедушке, просит спасти его.Мальчика держат неделями голодным, бьют по всякому поводу и хозяин, и хозяйка, которая заставляет ночью ухаживать за его ребенком, издеваются над мальчиком и подмастерья. Мальчик чувствует, что так долго он не может жить, и просит, просит спасения у единственно оставшегося в живых родного человека… Но письмо , конечно, не дойдет, ибо мальчик просто написал в адресе: На деревню дедушке. Спрашивается: какому дедушке, в какую деревню..? Однако Антон Павлович так и не дает ответа на вопрос о судьбе мальчика, ибо таких мальчиков в тогдашней России и с такой судьбой были сотни тысяч…

Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника



0



0

Если своих мыслей нет, то можно почитать критику. Желательно критиков «старой гвардии». Я а свои школьные годы опиралась на статьи Белинского Виссариона Григорьевича.

Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника



0



0

Рассказ «Ванька» А.П. Чехов написал в 1886 году. В этом рассказе Чехов пишет о тяжелой жизни маленького мальчика, которому исполнилось всего лишь 9 лет. И все-же в этом возрасте Ванька сталкивается с оскорблениями и насмешками, с голодом, с недосыпом, так как у него нет семьи, и он должен работать у сапожника.

Рассказывая о судьбе Вани Жукова, А. П. Чехов описывает многие судьбы детей своего века. И когда читаешь этот рассказ, то становится горько и очень печально, за судьбу его маленького героя.

Финальная сцена рассказа добавляет безысходности, так как Ванька пишет слезное письмо своему дедушке Константину Макарычу, единственному родному человеку, который остался у него на этом свете и очень ждет от него помощи. Пока Ванька пишет свое письмо, он вспоминает, как ему было хорошо, когда он жил с дедом в деревне. Но он не знает точного адреса, поэтому пишет на конверте «на деревню дедушке», и поэтому даже не подозревает о том, что это письмо никогда не дойдёт до адресата.

Читайте также

Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника

Чехов тонко и с иронией мог отлично высмеивать далеко не лучшие качества людей. Например в рассказе «Радость» автор высмеивает в лице Мити Кулдарова глупость. Митя прибегает в 12 часов ночи на квартиру родителей и объявляет, что он теперь герой и знаменитость, раз о нем в газете написали целую заметку, а на самом деле там рассказали, как Митя пьяный под повозку с лошадью попал. Я читала этот рассказ и мне было грустно от всей этой глупости, которая Митей была выставлена на показ, и он этого не понимал. Беда в том, что времена идут, а таких «Митей Кулдаровых» становится только больше. Люди бравируют, гордятся и стараются прославиться на совершеннейшей ерунде выставляя на всеобщее обозрение далеко не лучшие свои качества.

Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника

Трогательный рассказ «Ванька» отличается довольно сложной композицией, поскольку Чехов частенько прерывается отступлениями. Автор заставил своего маленького героя предаваться воспоминаниям, а кроме того, в тексте встречаются описания Москвы и пейзажные картинки.

Композиция рассказа выглядит таким образом:

I.Завязка.

Вступительная часть короткая и представлена несколькими предложениями:

EvmYBXZbiIUeZj0BuoW4Gxv8monFo5G.png

II. Развитие сюжета.

Здесь Ваня вспоминает своего дедушку и жалуется на свою московскую жизнь. Он описывает уголки Москвы и подробно останавливается на хозяйских выволочках. Вспоминает Ванька и собак, и радостные моменты в прежней деревенской жизни. Мальчик умоляет деда забрать его в деревню.

III. Кульминация.

Мальчонка дописывает письмо, но не указывает адрес дедушки.

IV. Развязка.

Ванька запечатывает конверт и опускает его в почтовый ящик, после чего отправляется в ненавистный дом.

V. Эпилог.

Мальчик засыпает и ему снится чудесный сон, который отражает все его мечты. Во сне он видит, как дедушка читает письмо, а это означает, что он приедет и заберет его домой.

Завершается рассказ многоточием, а мы понимаем, что даже автор не может вернуть мальчика к счастливой деревенской жизни. В то же время три точки — это наша хрупкая надежда на счастливый финал истории.

Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника

Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника

Одно из самых трагичных, на мой взгляд, произведений Антона Павловича Чехова «Ванька» подарило крылатую фразу «На деревню дедушке…» то есть в никуда.

Ванька стал символом жестокого отношения к крестьянскому ребёнку. Всегда обиженный, неприласканный, Ванька решил написать письмо единственному близкому человеку — деду. И вся боль была вложена в эти строки, но бедному Ваньке невдомек, что деревень в России много, а дедушек ещё больше. Письмо , конечно, не дойдёт.

Чехов, как всегда, великолепен в своём искусстве , реалистично передаёт образ, которому сочувствуешь и сопереживаешь.

Итак, ответ: на деревню дедушке

Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника

Красочная миниатюра Тургенева «Воробей» о силе любви, которая способна даже маленькую птаху превратить в настоящего великана. Маленькая история о старом воробье, героически бросившемся на помощь своему маленькому птенцу и загородившему его от приближавшейся собаки.

Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника

Когда я была маленькая, то бабушка заставляла меня читать книжку «Рассказы » А. Чехова. Так она отрабатывала со мной технику чтения. Чаще всего она просила прочесть ее любимый короткий, казалось бы юмористический, рассказ «Смерть чиновника».

Я знала его чуть ли не наизусть. Но, своим 6-7-летним умом никак не могла понять, почему он бедненький умер.

Только сейчас я своим взрослым умом понимаю, что страх, мнительность и самоунижение не позволили Акакию Акакиевичу быть нормальным человеком. И такой обычный, казалось бы пустяковый случай, который он сам перевернул, извиняясь за свой чих перед генералом, и вконец замучив его, что тот не выдержал, и вправду рассердился так, что накричал на него, довел Червякова до инфаркта.

На чтение 4 мин. Опубликовано

Произведение Антона Павловича Чехова «Ванька» было написано в 1886 году. В своем трогательном рассказе автор раскрыл темы милосердия, добра, терпения, благородства. Он рассказал о мальчике-сироте, который пережил горести и лишения. Записанное в читательский дневник содержание рассказа «Ванька» поможет ознакомиться с сюжетом без изменения его сути и потери смысла, сэкономить время.

Анализ произведения

Есть мнение, что прообраз главного героя был взят автором с самого себя, так как у него тоже было непростое детство. В другой версии портрет мальчика-сироты был взят с близкого родственника писателя. Жанр произведения — рассказ.

Краткий пересказ

Ваня Жуков — девятилетний сирота. Его отдали к сапожнику на обучение. До этого мальчик жил в деревне с дедушкой. Сапожник был жестоким человеком.

В канун Рождественских праздников сирота дождался ухода хозяев и сел за написание письма. Мальчик хотел рассказать дедушке про свои злоключения. Дед Ваньки был веселым и добрым, работал сторожем.

Ванька

Мальчик в письме поведал про то, как ему попало от хозяйки за неправильную чистку селедки, про порку ремнем, которую ему устроил сапожник, когда сирота уснул над люлькой хозяйского малыша. Ванька стал вспоминать, как ему хорошо жилось в деревне, когда была жива мама, как он вместе с дедушкой ходил рубить елку к празднику. Далее мальчик стал описывать Москву. Столица поразила его своими размерами, множеством красивых домов и лошадей. Только овец там не было, а собаки вообще не злые.

В конце письма мальчик стал молить дедушку забрать его к себе, так как с новыми хозяевами ему было плохо. Он голодал, тосковал, все время плакал, его часто били. Написав письмо, Ванька указал на нем адрес «На деревню дедушке», опустил его в почтовый ящик и спокойно уснул.

Основная мысль

Автор на примере Ваньки показывает, что любое горе или неприятность можно пережить, если им с кем-нибудь поделиться. Тогда печали не кажутся невыносимыми.

В рассказе есть чему поучиться. Чехов поднимает такие важные вопросы:

Произведение Ванька

  • любовь;
  • милосердие;
  • добро;
  • хорошее отношение к людям, особенно к маленьким детям.

Нужно научиться терпению, надеяться на светлое будущее. Все дети, так же как и любой человек, достойны счастья, независимо от происхождения. У каждого ребенка должно быть беззаботное детство, любовь, забота. Мальчик не понимал, зачем мучиться и жить со злым человеком, когда есть любимый и добрый дедушка, с которым хорошо.

Порой жестокость взрослых людей приводит к несчастью в жизни ребенка.

Важно воспитывать в себе благородные качества, нравственность. Именно отношения в семье влияют на жизнь будущего поколения. Родители должны вкладывать в свое чадо только лучшие качества, показывать ему своим примером достойное поведение. Тогда общество сможет измениться в лучшую сторону. Не будет обездоленных детей и несчастных людей.

Действующие лица

В произведении один герой — Ванька. Другие персонажи необходимы для раскрытия сюжета и характеристики Ваньки и его жизни. Среди всех действующих лиц выделяют:

Ванька Чехов

  1. Ванька Жуков — сирота, попавший к злому сапожнику. Мальчик все время голодает, не видит добра, сталкивается только со злостью. Это несчастный и забитый ребенок.
  2. Константин Макарыч — дедушка мальчика. Ему 65 лет. Это очень веселый, добрый старик. Он работает ночным сторожем в доме господ, заигрывает с прислугой и нюхает табак.
  3. Ольга Ивановна — женщина, которая обучала Ваньку грамоте, угощала леденцами. Только в момент отправки ребенка в столицу она не замолвила за него слово.
  4. Сапожник Аляхин и его жена — эти люди забрали к себе сироту. Они православные христиане, но при этом ведут отнюдь не евангельский образ жизни, не имеют милосердия. К Ваньке ужасно относятся: бьют по любому поводу, не кормят толком, не заботятся о нем и не уделяют должного внимания, а только нещадно эксплуатируют.

Краткое содержание «Ваньки» позволит ознакомиться с рассказом писателя, что поможет написать сочинение и подготовиться к уроку по литературе.

Отзывы читателей

Когда я прочитал жизнь мальчика в деревне и у сапожника, перед глазами сразу возникла картинка, которая описывает два противоположных сюжета. В книге сталкиваются добро и зло, жестокость и милосердие. Всем рекомендую почитать, даже взрослым. Рассказ научит правильному отношению к людям.

Михаил

Совсем недавно я читала краткое содержание рассказа «Ванька» Чехова. В классе нам задали составить по нему план и нарисовать рисунок. Даже не читая полностью книгу, мне это удалось. Спустя время я сама заинтересовалась историей про мальчика-сироту и прочла ее полностью. Советую ознакомиться. В ней есть чему поучиться.

Мария

Произведение целиком я прочитал благодаря краткому содержанию «Ваньки» и анализу. Чехов написал интересный рассказ, очень трогательный. Хочется узнать судьбу мальчика и верить в то, что дедушка все-таки получит письмо и заберет ребенка от злых людей.

Анатолий

Чехов А., рассказ «Ванька»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Ванька» и их характеристика

  1. Ванька Жуков. Мальчик, 9 лет. В услужении у сапожника. Несчастное, забитое, вечно голодное существо. Умеет писать и читать, но многого просто не знает.
  2. Дед Константин Макарыч. Ночной сторож. Старичок 65 лет. Худенький, маленький, веселый. Очень добрый.
  3. Аляхин. Сапожник. Злой, жестокий, равнодушный.

План пересказа рассказа «Ванька»

  1. Ночь перед Рождеством
  2. Начало письма Ваньки
  3. Ванька вспоминает дедушку
  4. Ванька рассказывает о своей жизни
  5. Ванька описывает Москву
  6. Ванька вспоминает, как ходил в лес за елкой
  7. Ванька умоляет забрать его
  8. Ванька пишет адрес
  9. Ванька отправляет письмо
  10. Сон Ваньки.

Кратчайшее содержание рассказа «Ванька» для читательского дневника в 6 предложений

  1. В ночь перед Рождеством Ванька стал писать письмо дедушке.
  2. Он представил, что дедушка сейчас смотрит на церковь и балагурит с дворней.
  3. Ванька рассказал, что его бьют, плохо кормят и не дают спать.
  4. Он описал магазины Москвы и вспомнил, как ходил за елкой в лес.
  5. Ванька попросил забрать его и подписал письмо.
  6. Ванька отправил письмо и лег спать.

Главная мысль рассказа «Ванька»
Любая беда кажется не такой страшной, если с кем-нибудь поделиться ею.

Чему учит рассказ «Ванька»
Рассказ учит любви, сочувствию, ласке по отношению к детям. Учит любить всех детей, вне зависимости от того, чьи они. Учит никогда не быть жестоким по отношению к детям. Учит терпению и вере, учит надежде. Учит правильно писать письма и подписывать адрес.

Отзыв на рассказ «Ванька»
Меня очень тронул это рассказ. Мальчика Ваньку очень жалко, ведь его письмо конечно не дойдет до дедушки, потому что мальчик не указал адрес. А значит жизнь мальчика не изменится. Но пока он спит, он счастлив, ведь сон — лучший лекарь. И может быть, дедушка сам решит приехать проведать мальчика на Рождество, а значит и заберет его домой. Ведь на Рождество случаются разные чудеса.

Пословицы к рассказу «Ванька»
Счастье скоро покидает, а надежда никогда.
Всякое дело терпеньем одолеть можно.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Всякому терпенью бывает конец.
За сироту только бог заступится.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Ванька»
Девятилетний Ванька был три месяца назад отдан в услужение к сапожнику Аляхину. В ночь перед Рождеством мальчик не спал, и дождавшись, когда все уйдут в церковь, стал писать письмо дедушке, Константину Макарычу.
Ванька поздравил дедушку с Рождеством и пожелал ему всех благ, сказав, что кроме дедушки у него никого нет.
Он представил себе дедушку, худенького, подвижного старичка 65 лет, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем дедушка спит, а по ночам ходит вокруг барской усадьбы и стучит в колотушку. С ним бегает старая собака Каштанка и кобелек Вьюн. Этот Вьюн кажется добрым и ласковым, но улучив момент любит укусить или украсть курицу. За что Вьюна часто бьют.
Ванька представил, как в этот час дедушка стоит у ворот, смотрит на церковь и пощипывает кухарку и горничную. Потом угощает их табаком и смеется, когда те чихают. Потом угощает табаком собак. А вокруг стоит чистая морозная погода и ярко светит Млечный путь.
Ванька вздохнул и продолжил письмо.
Он рассказал, как хозяин отчесал его шпандырем за то, что он уснул, качая хозяйского ребенка. Потом рассказал про селедку, которой тыкала ему в морду хозяйка, за то, что он чистил ее с хвоста. Рассказал про подмастерьев, которые посылают его в кабак за водкой и красть огурцы. Рассказал про постоянные побои. Потом про еду, которую он почти не видит, про то, что спать ему приходится в сенях, а когда хозяйский ребенок плачет, то и вовсе приходится ночью качать люльку.
Ванька назвал дедушку милым и попросил забрать его отсюда, потому что сил терпеть у него не осталось. Он обещал тереть деду табак и соглашался быть высеченным, предлагал чистить сапоги или пойти в подпаски. Ванька писал, что здесь ему смерть приходит и что он даже думал пешком бежать в деревню, но у него нет сапог и он побоялся замерзнуть. Он обещал, что когда вырастет будет защищать и кормить деда.
Дальше Ванька стал рассказывать про Москву. Что город это большой и в магазинах продают крючки прямо с удочками, ружья как у барина, а в мясных лавках полно тетеревов и зайцев.
И еще попросил Ванька, чтобы дед выпросил у барыни золоченный орех на елке и спрятал для него в сундук.
Ванька остановился и вспомнил, что за елкой для барина всегда ходил в лес дедушка и брал его с собой. Он долго выбирал елку, крякал, а потом тащил срубленное дерево в господский дом. Там больше всех хлопотала Ольга Игнатьевна, которая по доброму относилась к Ваньке, и, пока жива была мать Ваньки, учила его читать, писать, и даже танцевать кадриль, давала леденцы. Но когда Пелагея, мать Ваньки умерла, того перевели на кухню к деду, а потом к сапожнику Аляхину.
Ванька снова стал просить дедушку приехать и забрать его, рассказал про голод, про то, что его недавно ударили так, что он упал еле очухался. Потом передал приветы знакомым, наказал беречь гармонь и подписался — «Иван Жуков».
Потом Ванька сложил мятый листок в конверт, подписал его «На деревню дедушке», добавил «Константину Макарычу» и накинув шапку побежал на улицу. Там он бросил письмо в почтовый ящик, откуда, как он знал, письма развозят пьяные ямщики, и вернулся в дом.
Скоро он уже спал и видел во сне, как дедушка читает его письмо, сидя на печи, а рядом ходит Вьюн и вертит хвостом.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Ванька»

Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника

Отзыв о рассказе ванька чехова 4 класс кратко для читательского дневника

Сюжет

Сиротке Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь он уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.

В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу, и принялся писать письмо любимому дедушке – веселому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.

С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селедку, или как хозяин выпорол его ремнем, когда он уснул над люлькой хозяйского ребенка.

Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями, и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить елку к Рождеству, и выбрали самое красивое, стройное и пушное деревце.

Затем Ванька опять отвлекся, и принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было, и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька не выдержал, и стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замерзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес «На деревню дедушке». Опустив письмо в почтовый ящик, мальчик спокойно уснул.

Сочинение 2

Угнетение людей и социальное неравенство – тематика, которая всегда интересовала представителей интеллигенции и так называемый высокий класс. Некоторые представители социальной элиты и аристократии заботятся о том как оправдать систему угнетения, другие наоборот относятся к угнетаемым людям с состраданиям и хотят ликвидировать несправедливость общественного устройства.

Чехов довольно ярко переживал о судьбах простого народа, он проявлял собственное мнение не только в произведениях, но и на деле, к примеру, работал доктором для простых людей. Антон Павлович чутко прислушивался к судьбам простого народа и умел передать пронзительный крик души этих людей. Примером такого ясного и точного запечатления является рассказ Ванька, который повествует об Иване Жукове.

Маленький мальчик, такой, каких бывало много по всей имперской Руси, отправился в подмастерья к сапожнику. Фактически он нечто наподобие раба-прислуги, с которым хозяин может поступать каким угодно образом.

Ванька описывает собственный быт, когда пишет письмо своему 65-летнему дедушке, который работает сторожем в деревне, где сам Ванька тоже раньше обитал. После того как мальчик стал сиротой, ему пришлось уехать в столицу. Москва впечатляет главного героя, он восхищается удивительными товарами в лавках, многолюдностью, но тяжко страдает от людской злобы и безразличия.

Сапожник часто колотит мальчика, которому всего девять лет. Если вчитаться в описание этого поведения, складывается такое впечатление будто с главным героем обращаются подобно предмету, инструменту либо в лучшем случае – домашним животным. На самом деле Чехов описывает действительное положение дел, ведь крепостные во многих отношениях не считались людьми в полном смысле этого слова, да и в целом сословное общество не отличалось особым гуманизмом.

Конечно, основной акцент при прочтении этого рассказа у многих смещается на заключительную часть, где мальчик пишет в адресе «на деревню..». Читатель понимает – письмо не окажется у Константина Макарыча, он мальчика никуда не заберет и не узнает о его бедах.

Тем не менее, на мой взгляд, основная суть рассказа не только в этом трагическом финале, но в целом в описании системы общества угнетения, где судьбы детей могут быть так тяжелы и печальны, где собаки Вьюн и Каштанка имеют условия лучшие чем маленький Иван Жуков.

Отзыв

Любой ребенок, независимо от его происхождения, достоин счастливого, беззаботного детства. Ванька Жуков был этого лишен, и очень страдал. Он не понимал, почему должен мучиться у злого сапожника, когда совсем рядом живет его любимый дедушка. Хочется верить, что чудо произойдет, и на Рождество приедет старик-сторож и заберет внука домой.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Ванька.

Анализ рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Учебная задача анализа рассказа: составление характеристики действующего лица (устное сочинение о жизни Ваньки Жукова).

I часть.

Вопросы по анализу. Задания по работе с текстом. Виды работы с текстом.
Кто такой Ванька Жуков? Найдите в тексте слова, которые мы можем записать в наш план. 1. .Как понимаете слова «отданный в ученье»? 2. В какое время автор знакомит нас с героем? Как вы думаете, почему? 3. Прочитайте описание сцены, в которой автор показывает, как Ванька пишет письмо. Отметьте слова, значение которых не знаете или хотите уточнить (возможна немая картина). 4. Представьте себе, что вы художники. Какую иллюстрацию вы бы предложили? Какие краски выбрали? Почему? 5. Найдите в тексте слова, которые помогают нам понять состояние героя, отношение к нему автора. (обратить внимание на начало письма: ты – вы) 6. Про

А. П. Чехов, «Ванька»: краткое содержание произведения

Антон Павлович Чехов – известный русский писатель. Его произведения на сегодняшний день издаются более чем на 100 языках. Его бессмертные пьесы ставят во многих театрах мира. Нашей публике писатель более известен своими короткими юмористическими рассказами. «Лошадиная фамилия», «Дама с собачкой», «Каштанка» и многие другие произведения, хорошо знакомые нам с детства, написал А. П. Чехов. «Ванька» (краткое содержание приведено в статье) — это рассказ знаменитого автора, известный нам еще со школьной скамьи. Он написан более ста лет назад и входит в обязательную программу по изучению литературы в начальных классах во всех общеобразовательных школах.
Ванька тоскует по деду

Ваньку Жукова, девятилетнего мальчика, отдали в учение в Москву к сапожнику Аляхину. Он — сирота, из родных у него только дед Константин Макарыч. С тех пор как Ванька уехал из деревни, прошло три долгих месяца. Мальчик очень тоскует по своему дедушке, вспоминая каждое мгновение, проведенное с ним. Ванька любит представлять, что делает дед в деревне сейчас. Вот Константин Макарыч, маленький юркий старичок с вечно пьяным лицом и веселыми глазами, болтает с кухарками в людской. Он обожает табак, нюхает его, чихает. А вот он вечером обходит с колотушкой господскую усадьбу – сторожит ее. Его всегда сопровождают две собаки: черный Вьюн и старая Каштанка. С описания Константина Макарыча, единственного родного человека главного героя, начал свое повествование Чехов. «Ванька» (краткое содержание читайте далее) — рассказ, вызывающий с первых строк у читателей симпатию к простому деревенскому мальчишке.

Жалобы Ваньки в письме

Ванька пишет письмо своему деду, в котором описывает все тяготы своей жизни у чужих людей. Доля его, действительно, незавидна. Подмастерья подсмеиваются над ним, заставляют воровать у хозяев и посылают за водкой в кабак. Семья сапожника, в которой он живет, немилостива к нему. Есть дают мало: утром — хлеба, в обед – каши, вечером – тоже хлеба. А за каждую провинность хозяин жестоко наказывает мальчонку. Так, недавно он выволок Ваньку за волосы во двор и бил там его шпандырем. А хозяйка за то, что мальчишка неправильно начал чистить селедку, тыкала в лицо ему рыбой. Но более всего Ванька не любит нянчиться с их ребенком. Когда младенец плачет по ночам, мальчишку заставляют качать его. Спать пацаненку ужасно хочется. И если ему случается заснуть, качая люльку, за это его тоже наказывают. Все это он описал в своем письме к деду. «Ванька» А. П. Чехова – это рассказ о непростой доле крестьянских детей, беззащитных перед волею господ.

Воспоминания Ваньки о счастливом времени в деревне

А еще Ванька любит вспоминать то время, когда он жил в деревне с дедом. Его мать Пелагея служила горничной у господ, и часто мальчик был при ней. Барышня Ольга Игнатьевна была очень благосклонна к ребенку, угощала его леденцами и от нечего делать выучила его писать, читать и даже танцевать кадриль. Но больше всего запомнилось Ваньке Рождество у господ. Перед праздником Константин Макарыч отправлялся в лес за елкой и брал с собой внука. Было ужасно холодно, мороз трещал. А Ваньке было все нипочем. Ведь он был рядом с дедом! Так описывает счастливое житье мальчика в деревне Чехов. «Ванька» (краткое содержание не передает эмоций, остающихся после прочтения произведения в оригинале) — рассказ, вызывающий у читателей острое чувство жалости и желание помочь наивному ребенку.

Довольный Ванька отправляет письмо

Закончив свое письмо, мальчик подписывает его: «На деревню дедушке». А поразмыслив, еще добавляет: «Константину Макарычу». Как отправить послание, Ванька знает. Ведь накануне он расспросил об этом торговцев из мясной лавки. Они рассказали ему, что письма следует опускать в почтовый ящик. Затем их вынимают и развозят по всему свету на тройках с бубенцами. Добежав до первого ящика, довольный собой мальчишка бросает в него письмо. Сделав это, он весело шагает домой. Час спустя Ванька уже сладко спит. Ему снится, как его дед Константин Макарыч сидит на теплой печке, свесив ноги, и читает письмо внука кухаркам. Этим эпизодом заканчивает свое повествование А. П. Чехов. «Ванька» (главные герои рассказа — люди положительные и даже в чем-то наивные) — произведение, вызывающее у читателей сочувствующую улыбку.

Тема детства часто звучит в рассказах писателя. О малолетнем наивном и добром крестьянском мальчике написал свое произведение Чехов. «Ванька» (краткое содержание вы узнали из статьи) — рассказ небольшой, но очень интересный. Советуем прочесть его в полном объеме.

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный из деревни три месяца назад на ученье к сапожнику в Москву, дождался под Рождество, когда хозяева и подмастерья ушли в церковь, и, пугливо озираясь, сел писать письмо домой.

«Милый дедушка, Константин Макарыч! – начал он. – Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

Ванька живо вообразил себе своего деда, служившего ночным сторожем. Это был маленький и юркий старикашка, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. По ночам он ходит вокруг господской усадьбы с собаками Каштанкой и Вьюном и стучит в колотушку. Ваньке представлялась его деревня с заснеженными крышами и струйками дыма из труб.

Вздохнув, он продолжал писать, рассказывая в письме деду, как хозяин выволок его за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что он по нечаянности заснул, качая ребёнка в люльке. Хозяйка велела Ваньке почистить селедку, а он начал с хвоста. Тогда она взяла селедку и «ейной мордой начала его в харю тыкать». Подмастерья насмехались над Ванькой, посылали его в кабак за водкой и велели красть у хозяев огурцы. Кормили его плохо: лишь хлебом и кашей, а спать клали в сенях. «Милый дедушка, – писал мальчик, – сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно Бога молить, увези меня отсюда, а то помру…»

«Ванька». Фильм по рассказу А. П. Чехова. 1959

Ванька сообщал в письме и про Москву: что это – большой город, где много торговых лавок, и продаются такие крючки для рыбной ловли, что даже и сома удержат. Дома там всё господские и лошадей много, а овец нету, и собаки не злые…

Ванька просил деда, когда будет на Новый Год у хозяев ёлка с гостинцами, взять для него у барышни Ольги Игнатьевны конфету – золочёный орех. Ванькина мать Пелагея раньше служила у господ в горничных. Ольга Игнатьевна в это время от нечего делать выучила мальчика читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Но потом мать умерла, и сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву на учёбу к сапожнику…

«Приезжай, милый дедушка, – продолжал Ванька, – Христом-Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, все плачу… Остаюсь твой внук Иван Жуков».

Ванька свернул исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. На нём он написал адрес: «На деревню дедушке». Потом подумал и прибавил: «Константину Макарычу».

Продавцы из лавки рассказывали Ваньке, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул в щель письмо.

Вернувшись, он крепко заснул. Ему снилось, как в деревне дед, сидя на печке, читает его письмо кухаркам, а рядом ходит, виляя хвостом, собака Вьюн.

Автор краткого содержания
На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст рассказа «Ванька». Краткие содержания других произведений А. П. Чехова — см. ниже в блоке «Ещё по теме…»

  • Отзыв о рассказе бирюк
  • Отзыв о рассказе белова скворцы
  • Отзыв о рассказе бунина холодная осень
  • Отзыв о рассказе ашик кериб 4 класс кратко
  • Отзыв о рассказе андреева петька на даче