Отзыв о рассказе совесть гайдара

Задачи: образовательные: помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия стыд и совесть;

Задачи: Образовательные: помочь учащимся осознать чувство совести,

как одно из морально-этических

ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»;

Развивающие: содействовать формированию умений определять состояние

персонажа, рассказывать о его действиях,

выражать к ним свое отношение

Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества

 личности: совесть, дружелюбие,

отзывчивость

Тема: Аркадий Петрович Гайдар « Совесть».
( урок обучения чтению нового текста) Слайд 1
Цели: Обучающая 
  — продолжить формирование и совершенствование навыков беглого, выразительного и осознанного

чтения; умение отвечать на вопросы по прочитанному, умение работать с текстом;
  — обучать умению поиска информации в компьютере;
  Развивающая
— обогатить словарный запас учащихся, расширить кругозор,
  повысить интерес к чтению;
— развивать мыслительную деятельность, память, воображение,
  культуру речи, умение правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
Воспитательная
— продолжать воспитывать доброту, уважение к окружающим;

 формирование гражданской ответственности и правового самосознания.

Оборудование: презентация

Ход урока:
I. Организационный момент 
 

Слайд 2

  Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.

— Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с творчеством очень известного

писателя Аркадия Петровича Гайдара.
На уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Готовясь к этому

уроку, я много информации взяла из интернета, так как в нашем учебнике, кроме текста больше

ничего нет по нашей теме. А что такое интернет? (Это мировая компьютерная сеть, где можно найти

всю интересующую вас информацию). Весь найденный материал я собрала в папку, с которой вы

будете работать на протяжении всего урока.

II. Рефлексивно-мотивационный момент.
— А для начала давайте прочитаем слова, которые записаны у меня на доске. 

Слайд 3

СПАСИБО ПОЖАЛУЙСТА ДО СВИДАНИЯ ЗДРАВСТВУЙТЕ ИЗВИНИТЕ
— Что это за слова? (вежливые, волшебные)
— Для чего они нужны? (чтобы быть воспитанным, культурным, добрым)
— Как надо произносить волшебные слова? (тихим голосом, глядя прямо в глаза)
— Как можно назвать людей, которые в своей речи употребляют волшебные слова? (воспитанные)

III. Постановка учебной задачи.
  а) — Сейчас я прочитаю вам сказку Г. Юдина «Свинья в гостях».
А вы подумайте, можно ли назвать главного героя этой сказки воспитанным? 

Слайд 4

Свинья в гостях.
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть

постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.
 Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в стакане, сок сливовый,

а себе – сосисок нажарила с салом.
 Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего

собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью.
 Потом улеглась на скатерть и говорит:
— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…
— Совести у тебя нет, — рассердилась собака. – Свинья, ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита.  

б ) Анализ прочитанного по вопросам.
— Итак, каким героем оказалась свинья? Можно ли ее назвать воспитанной?

(Не культурная, не воспитанная).
— Почему? Докажите. (Не умеет вести себя в гостях).
— Скажите, что она сделала не так? ( Не поздоровалась, села на стол, все съела, вела себя безобразно).
— Что ей на это сказала собака? ( Совести у тебя нет.)
— А что такое совесть?(???)
— Вижу вам трудно ответить на этот вопрос.
Что такое совесть? — Это и есть главный вопрос нашего урока. 

Слайд 5

— Какого человека считают бессовестным?
— А совестливым?
Физминутка.
— Я вам буду называть движения, а вы выполняйте их только тогда, когда услышите вежливые слова.
— Встаньте… Встаньте, пожалуйста…Похлопайте в ладоши, пожалуйста.
Сильнее…еще сильнее, пожалуйста. Наклонитесь вправо…пожалуйста.
Можете сесть…пожалуйста. Большое спасибо.

в) — Давайте поближе познакомимся со словом совесть. Обратимся за помощью к предложенным

вариантам. Я буду зачитывать варианты вслух, а вы мне хором будете отвечать «да» или «нет». 

Слайд 6 

Это слово связано:
— с растениями
— с животными
— с игрушками
— с человеком
Это слово можно:
— подержать в руках
— изготовить
— потрогать
— почувствовать 

— Итак, что теперь мы знаем о слове совесть? 
— Слово совесть связано с человеком, совесть можно почувствовать. Но как? Может кто-то знает?

(ответы детей).
Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть». 

Слайд 7

IV. Способы решения учебной задачи.

1. Словарная работа. 

Слайд 8

— В этом рассказе нам встретятся трудные, непонятные слова, давайте их прочитаем (слова

записаны на доске):
вы-шмыг-ну-ла из кустов (вышла, вылетела, выскочила), 
до-бро-душ-ный (добрая душа),  
у-крад-кой (тихо, незаметно), 
бе-спо-щад-на-я (не жалеет),
до-вер-чи-вая (верят),
бол-та-ет-ся (ходит без причины),
на-ткну-лась на малыша (неожиданно увидела),
сме-кну-ла (догадалась).
— Как понимаете смысл этих слов?
2. Первичное чтение.
— Послушайте рассказ, а затем скажите, какое настроение у вас он вызывает.
Учитель выразительно читает рассказ. 
3. Первичная проверка понимания.
— Поделитесь своим настроением.
— Понравился ли рассказ? Что именно?
— Кто главные герои рассказа?
— Кто из героев вам симпатичен? Почему?
— Кто нет? Докажите.
— Где происходит действие в этом рассказе?
— Если бы вы были художником, какую картину нарисовали к этому рассказу? 
— Каким представляете себе малыша? А Нину?
— Посмотрите, какую иллюстрацию нарисовал художник. 

Слайд 9

— Что вы видите на ней? Опишите.

Физминутка.

4. Подготовительная работа к чтению. 

Слайд 10

— В рассказе нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы безошибочно их прочитать,

давайте потренируемся:
— Читаем по слогам,затем целыми словами.
при-го-то-ви-ла, на-хму-ри-лась,  
на-ткну-лась, до-бро-душ-ный,
до-вер-чи-вый, вы-шмыг-ну-ла,
за-ло-жен-ной, у-кра-ден-ный,
про-гуль-щик, бе-спо-щад-на-я.

5. Чтение рассказа учащимися по цепочке.
— Молодцы!
6. Выборочное чтение.
-Найдите и прочитайте:
а) — Где и почему оказалась Нина в рабочее время?
б) — Прочитайте в рассказе то место, как она пробиралась в рощу. Почему украдкой?
в) — Какое настроение было у Нины в начале рассказа? (Весёлое, радостное). Докажите словами из текста.
г) Что случилось с Ниной дальше? (Наткнулась на малыша).
д) — Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию и найдем в тексте отрывок, который подходит

к ней. Слайд 11
е) — С какими словами Нина обратилась к малышу? (Несчастный прогульщик!)
ж) — Как надо читать слова Нины? (Строго.)  
— А слова Малыша? (Удивленно, испуганно). 
— Давайте прочитаем этот отрывок по ролям (учащиеся читают отрывок по ролям).
з) — Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет) 
— Почему?
и) – Найдите и прочитайте, как поступила Нина с малышом?
к) — Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.)
л) – Найдите и прочитайте, что обнаружила Нина, когда вернулась обратно?
м) — Что она сделала? Прочитайте.
н) — Опишите настроение Нины в конце рассказа. (Грустное, тяжесть на сердце).
о) — Отчего она себя так чувствовала? (Было стыдно). Как об этом говорит автор? (Грызла

беспощадная совесть). 
— Это как? (Рассуждения детей).
п) — Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш).
с) — Так что такое совесть? (Совесть это стыд).
— За что? (За свои поступки). Перед кем? (Перед окружающими). Слайд 12
Вывод: Совесть — это стыд за свои поступки перед окружающими людьми. 
Компьютер. (папка – определение) Проверим по словарю С. Ожегова (Дети читают определение

по словарю и сравнивают со своим).
— Как ведет себя человек, когда ему стыдно, совестно? (Плачет, опускает глаза, молчит).
— Что вы можете сказать о совести малыша?
— А о Нининой? 
Слышали ли вы от людей такие слова: 

Слайд 13

Компьютер. (папка – определение)
— Найдите и прочитайте, что они обозначают.
— Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока и сделаем общий вывод: 

Слайд  14

— Ответили мы на главный вопрос нашего урока? Молодцы!
Физминутка

— А теперь давайте вспомним действия Нины на протяжении всего рассказа и оценим их,

разместив на ступеньках.
— Хорошо ли она поступила? Выразите Ваше отношение
к поступкам Нины. (После размышлений появляется схема на доске). Слайд 15
— Как поступила Нина в начале рассказа? (Плохо . )
— А как она себя при этом чувствовала? (Хорошо )
-Оцените поступок Нины в конце рассказа. (Поступила хорошо )
— А каково ей было на душе? (Плохо )
— В каком бы случае Нина заслужила верхнюю ступеньку? Попробуйте продолжить конец рассказа.

(Пришла бы в школу, попросила извинения у учителя).
— Оцените поступок Нины (Нина поступила хорошо  и на душе у нее станет спокойно ). 
— Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? (Нет.)
— Почему? (Поняла, что сделала плохо).
V. Работа над пословицами: 

Слайд 16

Найдите пословицу, которая больше всего подходит к нашему рассказу: 
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. На обмане далеко не уедешь.
3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
4. Совесть без зубов грызет.
5. Семеро одного не ждут.
— Объясни смысл пословицы.

VI.Обобщение по теме.
— С каким рассказом мы сегодня познакомились?
— Какой этот рассказ: развлекательный, познавательный, поучительный?
— Чему он нас учит?
— Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? Осуждает ли Нину?
— Значить, главная мысль была скрыта от нас. Как же мы ее увидели? (Внимательно вчитывались,

разбирали).
— А кто автор этого рассказа?
Компьютер. (папка — портрет)
Аркадий Петрович Гайдар. Слайд 17
— Оказывается это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков, так звали

автора нашего рассказа «Совесть».
Хорошим, чудесным человеком был Аркадий Петрович. Он прожил на свете всего 37 лет, но это был

а жизнь, до конца отданная людям.
Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года (102 года назад) в небольшом городе Льгове. А

. Гайдар любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни он 14-летний мальчишка ушел добровольцем

на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину.

В 1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в

партизанском отряде. 26 октября 1941 года А.П. Гайдар погиб в бою с фашистами.

— Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши

мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов

Гайдара. Его рассказы и повести вы найдете в библиотеке. На выставке у нас книги Гайдара:

Слайд 18

Учитель обращает внимание детей на выставку книг.
«Тимур и его команда»
«Чук и Гек»
«Горячий камень»
«Р.В.С.» 
И все эти рассказы о смелых мальчишках, об их делах, об их жизни.
— Вернемся к рассказу «Совесть».
— Давайте еще раз прочитаем рассказ, и вы постарайтесь сравнить поступок Нины со своими

действиями и честно оцените себя.
(Чтение рассказа про себя).
VII. Рефлексия. Слайд 19
— Перед вами жетончики трех цветов: синий, зеленый, желтый.
• синий – вы позволяете себя обманывать,
• зелёный – допускаете иногда обман, 
• жёлтый – никогда никого не обманывали.
— Возьмите нужный жетон, положите его в коробочку. (Делать это нужно незаметно).
IX. Итог урока
— Чем занимались на уроке?
— Что больше всего понравилось?
— Что взяли полезного с урока для себя? 
  Понравился урок
Скучный урок
Познавательный урок
Надолго запомню
Не понравился
Многое извлек для себя
Спасибо за урок! Слайд 20

Отзыв о рассказе совесть гайдара

Уважаемые читатели! Приближается 23 февраля, а значит, приближается праздник мальчиков, пап и дедушек, будущих и настоящих защитников Отечества. Праздник 23 февраля за всю свою историю был и днём рождения Красной Армии, и днём Советской Армии и Военно-Морского Флота, и Днём защитника Отечества, и Днём воинской славы России. Предлагаем вашему вниманию подборку книг для детей о воинах смелых и честных, любящих свою родину.


Отзыв о рассказе совесть гайдара

Никольский, Б. Н.

Солдатская школа [Текст]: рассказы: для младшего школьного возраста /рис. В. Шевченко. – Переизд. – Ленинград: Детская литература, 1985. – 104 с.: ил.

Имеются экземпляры в библиотеках: 08, 10, 11, ЦДБ.

Авторский сборник. Данное издание представляет собой сборник рассказов о Красной Армии: «Кто охраняет небо» – о ракетчиках; «Как я прыгал с парашютом» – о десантниках; «Что умеют танкисты» – о танкистах; «Солдатские часы» – о пехотинцах.


Отзыв о рассказе совесть гайдара

Маркуша, А. М.

Небо твое и мое [Текст]: повесть и рассказы: для среднего и старшего школьного возраста/ А. М. Маркуша. – Москва: Детская литература, 1981. – 334 с. : ил.

Имеются экземпляры в библиотеках:10.

В книгу входят повесть «Облака под ногами», цикл новелл «Ученик орла» (записки старого летчика) и рассказы разных лет: «Совесть», «Таежный солдат», «Ненаписанное сочинение», «Дорога», «Земля Цезаря», «Тропа» и другие. Как и все прочие книги Анатолия Маркуши, эта книга помогает молодым определить свой путь в жизни, расти смелыми, честными, благородными.


Отзыв о рассказе совесть гайдара

Митяев, А. В.

Подвиг солдата [Текст]: рассказы о Великой Отечественной войне: [для младшего и среднего школьного возраста] / Анатолий Митяев ; [худож.: Г. А. Мазурин, Н. Леонова]. — Москва : Оникс, 2012. – 159 с. : ил., портр. – (Библиотека младшего школьника) (Читаем по школьной программе).

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦРБ, ЦДБ.

Анатолий Васильевич Митяев о себе в дни войны сообщает скупо: «Летом 1942 года записался добровольцем. На третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в 513-м отдельном гвардейском минометном дивизионе». Вот и все. Но, скромно умалчивая о себе, о героях Великой Отечественной он написал много и интересно. В книгу вошли рассказы, которые писатель считал энциклопедией военной жизни. Издание рассчитано на детей младшего школьного возраста.


Отзыв о рассказе совесть гайдара

Асанов, Л. Н.

Все они люди храбрые [Текст]: рассказы: для младшего школьного возраста / худож. О. Пархаев. – Москва : Дрофа, 2002. – 124 с. : ил. – (Честь и отвага).

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 08, 10, 11, ЦДБ.

Скифы – древний народ, много веков назад населявший обширные пространства на юге нашей страны. Впервые о скифах написал древне-греческий путешественник и историк Геродот. В своей книге «История» он рассказал о победе этого гордого степного народа над войском персидского царя Дария I Гистаспа, который решил покорить многочисленные скифские племена и присоединить их земли к своему царству. Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор. Жизнь людей в те далёкие времена была совсем иной. Они говорили на незнакомом для нас языке, у них были другие обычаи, но и тогда, как и во все времена, люди любили свою родину, боролись за свободу и независимость.


Отзыв о рассказе совесть гайдара

Орлова, Нина Густавовна

Герои русских былин [Текст]: [для среднего школьного возраста] / Нина Орлова. – Москва : Белый город, 2009. – 47, [1] с. : цв. ил. – (История России в летописях, сказаниях и былинах).

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦРБ, ЦДБ..

Серия «История России» – единственная в своем роде серия книг для детей, наиболее полно раскрывающая перед юным читателем весь уникальный мир русской истории. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович… Едва заслышав эти имена, мы сразу понимаем, что речь пойдет о былинах. Автор книги с уважением и гордостью рассказывает о том, каких могучих и славных богатырей рождала земля Русская; размышляет о причудливом переплетении в ткани былин реальной исторической основы с фантастическими, сказочными элементами.

Для среднего школьного возраста. Цветные репродукции (Каразин, Рерих, Врубель, Рябушкин, Билибин, Васнецов, Рылов, Кибрик). Составитель: Н. Астахова.


Отзыв о рассказе совесть гайдара

Яковлев, Юрий Яковлевич

Семеро солдатиков [Текст]: сказка : [для младшего школьного возраста] / Юрий Яковлев ; рис. Г. Валька. – Санкт-Петербург [и др.] : Речь, 2016. – 70, [1] с. : цв. ил. – (Любимая папина книжка). – 6+.

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, ЦРБ, ЦДБ.

Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота и Воскресенье… Это не просто дни недели, это имена семерых солдат, которые прибыли в село Петушки в гости к Олегу Комарову. К маленькому Олежке, которого все звали Олей и с которым никто не хотел дружить. Но, может, Олежка сам был в этом виноват? А солдатики – совсем не игрушечные, о которых изначально мечтал мальчик, а самые настоящие – помогли Олежке испытать себя и понять, что есть в нём и храбрость, и находчивость, и благородство… Очаровательных героев этой сказки с определённой долей юмора и симпатией создал известный детский иллюстратор Генрих Вальк.


Отзыв о рассказе совесть гайдара

Туричин, И. А.

Крайний случай [Текст]: повесть-сказка о Великой Отечественной войне: для дошк. и мл. шк. возраста / И. А. Туричин. – Ярославль : Академия развития, 2003. – 63 с. : ил. – (Библиотека мужества).

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦДБ.

Повесть-сказка замечательного детского писателя Ильи Туричина (1921–2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, мужественно сражающегося против фашистов. Книга выходит в серии «Библиотека мужества», куда включены произведения военной прозы для детей, прошедшие проверку временем. Повести и рассказы, на которых воспитано не одно поколение наших соотечественников, книги, которые пробуждают чувство патриотизма, вызывают у юного читателя гордость за нашу Родину.


Отзыв о рассказе совесть гайдара

За Отечество! [Текст]: рассказы по истории / [худож. Д. С. Гиевский]. — Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2012. – 125, [2] с.: ил. – (Школьная библиотека) (Для маленьких друзей).

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦРБ, ЦДБ.

В данную серию вошли произведения писателей и поэтов, известных не только школьникам, но и взрослым: И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова, А. Гайдара и многих других. В книгах данной серии представлены как сказки и юмористические рассказы признанных мастеров жанра: В. Драгунского, Л. Каминского, И. Антоновой, – так и более серьёзные рассказы и повести классиков и современных писателей. Чёрно-белые иллюстрации не отвлекают читателя от понимания текста, и в тоже время способствуют лучшему восприятию произведения.


Отзыв о рассказе совесть гайдара

Береги честь смолоду [Текст]: лучшие произведения русских писателей о дружбе, верности и чести / [сост. А. Н. Маневич]. – Москва: Даръ, 2011. – 287 с.: ил.

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦРБ, ЦДБ.

Сегодня особенно важно, чтобы наши дети выросли добрыми и порядочными людьми. Эта книга поможет воспитать в ребенке самые лучшие человеческие качества такие, как честь и совесть, искренность и сочувствие, показав на примере наших предков, что именно эти личностные качества имеют непреходящую ценность. Данное издание ориентировано на читателей среднего и старшего школьного возраста, а также будет интересно всем любителям русской классики. Составитель: Маневич А. Н.


Отзыв о рассказе совесть гайдара

Лазарев, Андрей

Герои 1812 года [Текст]: Денис Давыдов, Александр Сеславин, Яков Кульнев, Иван Дорохов и другие: [для среднего школьного возраста] / Андрей Лазарев; худож. Ю. Каштанов. – Москва: Белый город, 2008. – 47, [1] с. : цв. ил., портр. – (История России). .

Имеются экземпляры в библиотеках: 02, 04, 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦРБ, ЦДБ.

Книга о событиях Отечественной войны 1812 года рассказывает о борьбе партизан в тылу врага. Они вышли из разных слоев общества, у них был разный военный опыт, но мысль о том, что нельзя оставаться в стороне, когда Родина в опасности, придавала им сил. Составитель Астахова Н. В. Для среднего школьного возраста.


Отзыв о рассказе совесть гайдара

Рассказы о героях 1812 года [Текст]: [повести, рассказы: для среднего школьного возраста] / С. В. Алексеев [и др.]. – Москва: Оникс, 2012. – 411, [1] с. – (Книги нашего детства).

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦРБ, ЦДБ.

Из книги вы узнаете об Отечественной войне 1812 года; о знаменитой Бородинской битве; о великих русских полководцах, а ещё – о храбрых солдатах, без которых невозможно одержать победу. В книге представлены карты-схемы основных сражений, рассказано о том, как была устроена русская армия. Составитель: Р. Е. Данкова.


Отзыв о рассказе совесть гайдара

Длуголенский, Яков Ноевич

Солдаты России [Текст]: несколько страниц из истории русской армии. Время Екатерины II – Александра I / Я. Н. Длуголенский; худож. В. Ф. Алексеев. – Санкт-Петербург: Иван Федоров, 2001. – 248 с.: ил.

Имеются экземпляры в библиотеках: 02, 03, 04, 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦДБ.

Настоящая книга содержит документальные рассказы, посвященные истории российской армии времени Екатерины II – Александра I. В основу каждого сюжета легли письма, реляции, дневники или воспоминания людей, живших во времена царствования Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I и Александра I. Весь шестидесятилетний период состоял из непрерывных войн. Книга снабжена картами-схемами и иллюстрациями ряда сражений.


Отзыв о рассказе совесть гайдара

Туричин, И. А.

Защитники [Текст]: рассказы о Великой Отечественной войне: для мл. и сред. шк. возраста / И. А. Туричин, Н. Б. Богданов, Н. В. Внуков. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 63 с.: ил. – (Библиотека мужества).

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦДБ.

Рассказы замечательных прозаиков И. Туричина, Н. Внукова и Н. Богданова, собранные в этой книге, повествуют о ребятах, чье детство было опалено войной, о тех кто, несмотря на совсем юный возраст, старался помочь взрослым в их борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Для дошкольного и младшего школьного возраста.


Приятного прочтения! О наличии книг в библиотеках вы можете узнать в электронном каталоге на сайте Невской ЦБС. Будем рады вас видеть в наших библиотеках!

Ирина Постникова, библиотекарь детской библиотеки № 10 им. Николая Носова

Многомудрый Литрекон предлагает Вам 2 варианта итогового сочинения на тему: Что сильнее: закон или совесть? Аргументы, тезисы, заключение, вступление и другие элементы эссе помогут Вам сформулировать свою позицию. Приятного просвещения!

Вариант 1

(388 слов) Анализируя сложные жизненные ситуации, мы часто спрашиваем себя: «Что сильнее: закон или совесть?». На стороне права целые социальные институты и сотни людей, готовых подкрепить власть кодексов своими действиями. Однако именно внутренние моральные рамки не дают всем нам превратиться в убийц и насильников, опрокинув все указы и распоряжения свыше. Чтобы лучше разобраться в поставленной теме, рассмотрим литературные аргументы.

Обратимся к произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор изобразил ситуацию, когда мятежники пошли против закона и выбили опору власти из-под его ног. Пугачев объявил себя царем, народ поверил ему, и начался бунт, в котором уже не было никаких правовых рамок. Участники этого стихийного движения убивали, грабили, пытали тех, кто им не нравился. Под раздачу попадали даже те, кто не относился к эксплуататорам и богачам. Казалось бы, что могло остановить этот кровавый беспредел? Ответ прост: совесть. Пугачев передумал казнить Гринева, когда вспомнил о его добром поступке. В дальнейшем он помог ему освободить невесту и не стал мстить ей, узнав, кто ее родители. Все эти благодеяния были следствием нравственного самоконтроля героя. Он осознавал, что преследовать этих людей несправедливо и подло. Не закон, а совесть остановили предводителя мятежников.

Не менее яркий пример можно найти в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Главная героиня прекрасно знала, что адюльтер в те времена был противозаконным делом. Если жена изменяла мужу, ее ожидали позор и наказание. Но Катерина очень хотела любви и понимания. Она больше не могла жить в атмосфере угнетения и тоски. Ее сердце жаждало счастья и свободы, их она нашла лишь в объятиях Бориса. Связь с ним стала ее выходом из безысходного тупика дома Кабановых, где она чувствовала лишь отчаяние и давление со стороны домочадцев. Закон в этой ситуации не остановил ее, но совесть оказалась непреодолимым барьером. Катерина раскаялась в содеянном и призналась во всем семье, заранее зная, что этот откровенность обернется унижением, бесчестьем и даже физическим насилием. Именно совесть заставила ее пожалеть о своей измене. Она же вынесла ей приговор: ее самоубийство стало не только последним аккордом бунта против нравов Калинова, но и жестом отчаяния. Героиня считала себя оскверненной и отверженной. Даже в этом примере закон оказался слабее совести.

Таким образом, совесть всегда была сильнее закона, ведь она воздействует на человека изнутри. Она принуждает преступника к раскаянию и принятию наказания. Ее муки намного больнее воспринимаются нами. Ни штраф, ни тюремное заключение не могут привести личность к осознанию и принятию своей греховности. А совесть может.

Вариант 2

(388 слов) Как известно, закон борется с последствиями правонарушений, устанавливая санкции, которые последуют за злодеянием. Но с причинами преступлений можно покончить только в ходе нравственного воспитания личности. Только совесть может убедить людей не переходить грань дозволенного. А значит, она сильнее, ведь может искоренить такое явление, как преступность. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим примеры из литературы.

Вспомним повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эраст, будучи человеком образованным и светским, знал, что совращение девицы — это преступление. Даже дворянам не дозволялось обманывать крестьянок, просто девушки не знали, кому пожаловаться и как за себя постоять. Однако знание о том, чего делать нельзя, не остановило Эраста. Он проигнорировал закон и вступил в связь с Лизой до брака. Конечно, он был уверен, что их ждет счастливое будущее. Но своего слова он сдержать не смог. Лизу он бросил, ведь растратил свой капитал и был вынужден жениться на богатой вдове. Крестьянка не выдержала предательства и наложила на себя руки. Лишь узнав об этом, Эраст раскаялся в содеянном. Он считал себя убийцей возлюбленной и не был счастлив в своей роскошной обстановке. Закон был бессилен остановить его, но совесть вынудила героя признать неправоту и понести наказание — терпеть муки, которые отравили его дальнейшее существование.

Всем знаком и другой резонансный пример, описанный Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников пошел против закона, возомнив себя «право имеющим». Гордыня обуяла героя. Он хотел доказать себе, что принадлежит к элите, которая может убивать и миловать по своему усмотрению. Расправившись с ростовщицей и ее сестрой, Родион не нашел подтверждения своей избранности. Напротив, муки совести доказали ему, что он был не прав. Однако до полного прозрения было еще далеко. Раскольникову казалось лишь, что он не является сверхчеловеком, и в этом его ошибка. Он признался в убийстве, получил наказание, но даже на каторге долго не мог отпустить свою теорию. Что же победило зло в его душе? Не уголовный кодекс, а совесть. Читая Библию, Родион переосмыслил свои поступки и взгляды на жизнь. Постепенно он разуверился в своей идее и понял, что она губительна для него и всего мира. Этот пример доказывает, что нравственные барьеры куда крепче правовых.

Таким образом, именно совесть препятствует возникновению преступления. Она же вызывает раскаяние у того, кто не был на него способен. А закон лишь защищает остальных людей от преступников, так как огораживает общество от тех, кто ему угрожает. Справиться с преступностью одни лишь правовые нормы не могут. Необходимо нравственное воспитание личности.

  • Отзыв о рассказе скребицкого джек
  • Отзыв о рассказе рыцарь вася яковлев
  • Отзыв о рассказе серая шейка 3 класс
  • Отзыв о рассказе сигнал гаршина
  • Отзыв о рассказе пушкина дубровский