Отзыв о рассказе пересолил а п чехов 4 класс

1. история создания произведения.рассказ пересолил написан чеховым в 1885 году и в том же году опубликован в журнале осколки. 2.

1. История создания произведения.

Рассказ «Пересолил» написан Чеховым в 1885 году и в том же году опубликован в журнале «Осколки».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

По жанру «Пересолил» — рассказ, характер которого — юмористический. Ему свойственны краткость и строгость формы, одна сюжетная линия, всего два героя в одной жизненной ситуации.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Пересолил» можно было бы заменить названием «Переборщил», то есть смысл его — «сильно преувеличил». Враньё главного героя было чрезмерным и возымело неожиданный эффект.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование от третьего лица избавляет автора от необходимости давать видимую оценку персонажей, они раскрывают свои характеры самостоятельно.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: «У страха глаза велики» (неоправданный страх на основе глупости).

Идея: Необоснованный страх побуждает к неумеренной лжи, последствия которой непредсказуемы.

Проблематика: Отсутствие общего языка между людьми из разных социальных пластов, недоверие друг к другу.

Смирнов — чиновник из города, Клим — крестьянин. Они оба воспринимают друг друга как нечто чуждое, не совсем понятное, поэтому легко могут подумать друг о друге невесть что.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Землемер Смирнов вызван в усадьбу генерала Хохотова для межевания. От станции «Гнилушки», куда он прибыл, ему надо ещё тридцать верст ехать на лошади. Почтовых на станции не оказалось, и Смирнов нанял здоровенного мужика Клима, угрюмого, в сермяге и лаптях. В дороге, посреди пустынной местности, в вечернем сумраке, у Смирнова появились страхи. Клим с его внушительной наружностью стал казаться тщедушному землемеру разбойником.

Для собственной безопасности Смирнов известил Клима о наличии у него трёх револьверов, потом добавил вскользь о своей недюжинной физической силе. Расходившийся землемер поведал вознице о своей любви драться с разбойниками, устрашил его урядниками за кустами и четырьмя его товарищами с револьверами, которые едут за ним следом. Безудержное враньё Смирнова привело к тому, что доведённый до ужаса Клим бросил лошадёнку, телегу и скрылся в темноте. Землемер испугался уже того, что остался один ночью в лесу и стал жалобно звать «Климушку». Тот долго не выходил из леса, но всё же вышел. Герои следуют дальше, Смирнов уже не видит опасности ни в дороге, ни в Климе.

7. Система образов произведения.

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов трусоват и не блещет умом, так как на пустом месте (темнота, пустынность и здоровенный возница) строит опасения, боится быть ограбленным. Со страху готов наврать с три короба, причём ложь его очевидна, глупа, поверит ему только ещё больший глупец.

Клим — простоватый мужик, поверивший небылицам Смирнова. Храбростью тоже не отличается. При своих внушительных габаритах он ринулся в кусты, напуганный хилым землемером.

Оба героя едут и боятся друг друга, оба смешны.

8. Композиция произведения.

Экспозиция рассказа — появление землемера на станции. Завязка — поиск лошади, уговор с возницей. Дальнейшее развитие действия —отъезд, дорога в сумерках, страх Смирнова перед Климом, его россказни. Кульминационный момент — бегство Клима, переживание Смирновым своего одиночества. Развязка — возвращение Клима и продолжение пути.

Финал рассказа оборачивается к началу путешествия: повторяется описание того, как телега трогалась с места. Но повтор основан на контрасте. Если в начале рассказа процесс троганья телеги вызывал у Смирнова тревогу, то в финале реакция землемера на ту же тряску и черепашью езду иная: у него уже нет опасений.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Для создания комического эффекта автор использует приём контраста: тщедушность Смирнова и раздувание мнимой силы и воинственности; трусливое бегство Клима при внушительных физических данных.

В рассказе очень много многоточий. Они показывают, как землемер делает паузы в речи, придумывая на ходу, чем бы запугать Клима, или передают его страх: «здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь», «Я, брат, тово… брат…».

Комический эффект в рассказе создают и несоответствия. Так, у здоровенного Клима —тощая лошадёнка. Сам он при своём богатырском сложении не отличается достоинством и смелостью, на четвереньках убегает в лес, убоявшись выдумок землемера, с воплями: «Караул!».

Несоответствие лежит и в основе сюжета рассказа: рядовая поездка землемера по должностной обязанности обернулась приключением из-за того, что герой дал неправильную оценку ситуации.

10. Отзыв о произведении.

Рассказ гениален и в построении, и в художественных средствах, он вызывает смех у читателя, потому что Чехов сам добродушно смеётся над своими героями. И всё же читателю не только смешно, но и обидно за несовершенство человека. Чехов говорил, что человек тогда станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть. С этой целью он и высмеивал несовершенства человеческой натуры.

Н.В.Леонова,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СШ №33»

г. Смоленска

Особенности жанра юмористического рассказа А.П.Чехова (урок-исследование на основе рассказа «Пересолил») 5 класс

Его язык удивителен…

Как только я вчитался,

так этот язык и захватил меня.

Л.Н.Толстой

Викторина

1.Назовите станцию и деревню, в которых происходит действие в рассказе.(Гнилушки, Девкино)

2.Кто по профессии главный герой? (Землемер)

3.Какую работу он должен выполнить? (Межевание)

4.Как звали землемера? (Глеб Гаврилович Смирнов)

5.Назовите фамилию генерала, в имение которого направлялся землемер. (Хохотов)

6.Как звали возницу? (Клим)

7.В какое время года происходит действие? («Догорала осенняя заря»).

8.Что больше всего напугало возницу и заставило его убежать в лес?(Наличие револьвера у землемера)

9.Каково расстояние от станции Гнилушки до усадьбы? (Вёрст 30 – 40)

10.С какого раза телегу удавалось сдвинуть с места? (С четвёртого).

Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает своё задание и работает над ним 5-7 минут. После этого происходит обсуждение результатов работы групп.

Задание 1 группе

Составьте событийный план рассказа. Какая из частей оказалась самой большой по объёму? Как вы это можете объяснить?

1.Землемер приехал на станцию Гнилушки.

2.Ищет лошадей для отправки в имение.

3.Отправились в путь.

4.Землемер испугался и начал врать.

5.Врёт всё больше и больше, и возница убегает.

6.Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.

7.Продолжают путь.

Самая большая по объёму 5 часть; т.к. в ней землемер всё врёт, враньё всё нарастает и нарастает до невероятных размеров. Землемер так запугал своим враньём возницу, что тот, бросив и телегу, и лошадёнку, на четвереньках побежал в чащу леса. Поистине, перестарался — пересолил.

Особенностями чеховских рассказов являются двойная развязка и кольцевая композиция.

Где можно было бы закончить расказ?

(На эпизоде бегства возницы в чащу).

Но действие рассказа продолжается. Это двойная развязка.

Сравните начало и конец рассказа. Что у них общего?

(Подробно описан процесс троганья телеги с места)

. Это кольцевая композиция.

Как каждый раз реагирует на это действие землемер?

(Первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чувство тревоги и недоверия, в конце «дорога и Клим ему уже не казались опасными»)

Задание 2 группе

Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Найдите его, прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера?

Описание природы мрачное: «тёмная, замёрзшая равнина», «холодная весенняя заря», «темнеющий воздух», «какие-то бугры».

Мрачный пейзаж рождает у землемера чувство недоверия и страха; в голове Смирнова возникает мысль, что на него могут напасть и ограбить. На этом фоне и возница вызывает опасения: «морда у него зверская, подозрительная».

Проведём эксперимент: заменим «чеховское» описание природы, например, таким:

«Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать…Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте … уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря. Кругом пели птицы, было тепло, солнечно».

Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа?

(Изменилось бы настроение землемера и самого рассказа не было бы, исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно ориентироваться в сложившихся обстоятельствах).

Задание 3 группе

Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе — именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.

1. «Говорящие» фамилии: землемер Смирнов, генерал Хохотов.

2.Название станции Гнилушки и деревни Девкино.

3.У здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами.

4.Богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги на четвереньках, побежал к чаще и заголосил: «Караул! Караул!»

5.Обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Задание 4 группе

На первый взгляд, основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?

Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит.

Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чехов использует многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова.

а)В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую.

Например: «Я люблю с разбойниками драться…на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что же ты думаешь?»

б)Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера.

Например: «Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!»

«Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат…На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…»

Землемер от страха даже заикается.

Домашнее задание: подготовить пересказ от лица Клима и определить, будет ли «новый» рассказ юмористическим.

Написанный в 1885 году (и тогда же опубликованный в журнале «Осколки») рассказ «Пересолил» относится к ранним юмористическим рассказам А. Чехова и содержит характерные для них черты: анекдотическую краткость и неожиданные повороты сюжета, точность характеристик героев, яркость «фоновых» деталей.

Единственная сюжетная линия
проста: землемер Смирнов нанимает местного мужика Клима, чтобы доехать от станции до нужной ему усадьбы. Смеркается, и 30 верст по пустынной местности в компании здоровенного детины пугают Смирнова — в ответ на собственный страх он заводит разговор о якобы взятых им с собой пистолетах и урядниках «везде по дороге за кустиками». Последовал совершенно неожиданный результат: до смерти напуганный возница убегает в лес, бросив телегу и лошаденку. Простоте сюжета отвечает незамысловатая композиция: повествование ведется в хронологическом порядке, без каких-либо отступлений. Неожиданная кульминация решительно изменяет расстановку сил: снимается острота переживаний, герои находят общий язык.

Такое построение максимально способствует обнажению юмористической коллизии: смешное содержится в самой ситуации, а не в том, как она преподносится. Защищая себя от грозящей ему опасности, Смирнов сначала выдумывает три пистолета, потом историю о своей недюжинной силе, о представителях власти за каждым кустом и, наконец, четырех товарищах, которые вот-вот должны их догнать. Сначала читателю смешон только масштаб вымысла: контраст между тщедушностью землемера и нагнетанием впечатления силы и грозности. Еще более сильный комический эффект вызывает бегство Клима: оказывается, страх Смирнова был совершенно беспочвенным, он внушил его себе сам, защищался от несуществующей опасности и этим создал опасность настоящую.

Реалистическая
картина российской жизни, созданная несколькими точными штрихами, дает отличный фон для высмеивания человеческого несовершенства. Говорящее название станции Гнилушки (где «за сто верст собаки путевой не сыщешь»
), угрюмый рябой мужик, тощая кобылка и «душу выворачивающая тряска»
обрисовывают беспросветно мрачную среду: неудивительно, что на этой почве вырастает тотальное недоверие к миру и трусость.

Однако проблематика
рассказа глубже. В атмосфере взаимного недоверия формируется то искаженное восприятие другого, когда социальная роль и внешность закрывают человеческую личность. Почему пугается Смирнов? Потому что за штампом «дитя природы»
с «мордой зверской, подозрительной»
(именно так ему увиделся Клим) не может разглядеть равного себе человека: с простыми человеческими проблемами, желаниями и чувствами. Почему пугается Клим? Потому что видит перед собой городского человека при должности — существо малознакомое, непонятное, к тому же вооруженное и, следовательно, опасное. Не только землемер, но и Клим переживает свой ужас: его страх перед чужаком так силен, что он бросает все свое имущество и скрывается в лесу, чтобы спасти хотя бы жизнь. Лишь сполна натерпевшись, герои оказываются способными увидеть друг в друге людей, преодолеть собственную трусость и продолжать путь уже без взаимного страха.

В рассказе прослеживается мысль, которая станет одной из любимых для позднего Чехова: внутреннее содержание человеческой личности слишком часто не соответствует ее внешним проявлениям, а люди ленивы и невнимательны друг к другу, потому мыслят штампами, заслоняющими настоящую жизнь.

Здесь можно обнаружить все основные черты стиля
А. Чехова: простоту изложения, видимое отсутствие оценки повествователя (дает героям возможность самостоятельно раскрыть свои характеры), точность деталей, меткое и емкое название, которое ярко описывает то, что произошло в произведении.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

Ранние рассказы А. П. Чехова, полные искреннего, заразительного, беззаботного смеха, — это не только дань эпохе, но и часть особого восприятия мира писателем. Чехову была чужда приверженность некоторых его современников какой-либо идее, пусть самой незначительной. Писатель не выносил догматичности, «ярлыков», поэтому все чаще и чаще он обращался к «простой» жизни, к «простому» человеку, «простому» событию. Чехов видел избитость «общих» идей, их необоснованность, неоправданность. Этим объясняется его пристальное внимание к вопросам о смысле жизни, к самой жизни во всей ее наготе. И сколько души, сколько обаяния в этих рассказах! Предметом изображения писателя становятся незначительные на первый взгляд сцены. Чехов умел с беглым и вместе с тем предельно точным лаконизмом выхватить из жизни самую суть ее. Однако уже в ранних рассказах Чехов начинает присматриваться к действительности как мудрый . Он начинает воспринимать жизнь не только как источник радости, но видит в ней и те застойные, косные явления, которые впоследствии обыгрываются в его сатирических рассказах.

Чехова, как и многих других его современников, не могла не интересовать жизнь народная. Не раз обращается он к ней на страницах своих произведений. Писатель прекрасно понимал, что отмена крепостного права не принесет мгновенного облегчения, что потребуется еще много времени, чтобы в народе зародилось чувство самосознания, национального достоинства. Более того, он замечал, что происходящие исторические перемены вызывали к жизни новые формации общественного зла. Это и доведенная до крайних проявлений вековая привычка подчиняться и прислуживаться («Унтер Пришибеев»), и чинопочитание, больше похожее на идолопоклонство («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»), и рабское мироощущение («Пересолил»). «Выдавливать из себя по каплям раба» — жизненный девиз Чехова. Именно раб в каждом из нас — первая и основная мишень сатиры писателя. Этому подчинен и художественный замысел рассказа «Пересолил».

На первый взгляд, это ничем не примечательная история, но стоит приглядеться, и мы увидим, что за ничтожными событиями скрывается целый пласт русской действительности. Землемер Глеб Смирнов, совершающий поездку в. усадьбу, просит мужиков о помощи: подвезти его до места назначения. На помощь ему приходит Клим, мужик здоровенный и угрюмый. По дороге, испугавшись темноты леса, да и самого Клима, Смирнов начинает храбриться. Но в своем стремлении он перегибает палку. Он пугает до смерти самого Клима, так что мужик вываливается из телеги и убегает в лес. После долгих уговоров Клим возвращается, и они продолжают путь. В этих событиях, как и во многих деталях, есть много символичного. Благодаря этим мелочам Чехову удается выйти на масштабные обобщения и выводы. Так, Глеб Гаврилович Смирнов приезжает на станцию «Гнилушки». Здесь писатель использует говорящее название. Станция «Гнилушки» — вся современная Чехову Россия — это вопиющая нищета, косность, запустение. Такая же запущенность и в хозяйстве: «лошаденка была молодая, но тощая, с растопыренными ногами и покусанными ушами». С каким трудом удалось мужику заставить ее тронуться с места: «Когда возница приподнялся и стегнул ее веревочным кнутом, она только замотала головой, когда же он выбранился и стегнул ее еще раз, то телега задрожала, как в лихорадке. После третьего удара телега покачнулась, после четвертого она тронулась с места». Здесь Чеховым в аллегорической форме обыгрывается особенность русского национального характера: лень и нерасторопность. «До-о-едем!» — только и сказал Клим на взволнованные вопросы Смирнова. Так повелось в России — надеяться на «авось».

События рассказа, казалось бы, должны сосредоточить внимание читателя на фигуре Смирнова. Предметом осмеяния здесь как будто должна быть человеческая трусость. Однако на самом деле Чехов показывает нам, насколько глубоко в человеке из народа может сидеть Раб. Особое внимание следует обратить на образ Клима. Писатель постоянно подчеркивает, что Клим был огромен, угрюм, «этакое дитя природы». И этот детина с его недюжинной физической силой испугался тщедушного землемера. Почему же так происходит? Это явление русского менталитета корнями уходит в историю. Вековое господство крепостного права с его подчинением одних другими, привело к формированию особого склада ума — рабского. У Клима даже не возникает сомнения в том, что у Смирнова на самом деле есть револьвер. А уж о сопротивлении ему и вовсе не может быть и речи! Неукоснительное подчинение, слепое повиновение, рабская покорность — и ни одной мысли против. Сатирически обыгрывает Чехов тот факт, что здоровый, сильный Клим добровольно оставляет свое добро, быть может, последнее у него, и убегает в лес. Но не только сатира слышна в рассказе. Здесь присутствует и едва уловимое чувство жалости автора к человеку из народа.

Характерно, что образ Клима в рассказе имеет черты типичного. Это собирательный образ русского народа, веками приучавшегося к подчинению. В рассказе практически нет надежды на выздоровление от этой болезни, произведение полно драматизма. Проблески живой души, пробуждение собственного «Я», первые ростки протеста появятся в более поздних рассказах Чехова. А пока это лишь сатирическое освещение существующих общественных пороков.

Таким образом, тема этого рассказа — влияние крепостного права на мысли, поведение и мироощущение простых людей из народа.

План

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов тщетно ищет почтовых лошадей до усадьбы. Станционный жандарм советует ему поспрашивать у мужиков — может, кто подвезет. Смирнов едет со здоровенным мужиком на тощей лошаденке. От страха землемер начинает запугивать мужика. Испугавшись, мужик Клим выпрыгивает из телеги и убегает в лес. Смирнов в течение двух часов умоляет мужика вернуться. Продолжение пути. Дорога и Клим уже не кажутся землемеру такими опасными.

Как скачать бесплатное сочинение?
. И ссылка на это сочинение; Анализ рассказа А. П. Чехова «Пересолил», план
уже в твоих закладках.

Дополнительные сочинения по данной теме

    Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гнилушки. Он был вызван в усадьбу генерала Хохотова для межевания. До места назначения Смирнову оставалось около тридцати — сорока верст. На его просьбу о почтовых лошадях станционный жандарм только развел руками: «Тут за сто верст путевой собаки не сыщешь, а не то что почтовых…». Однако он посоветовал землемеру подойти к мужикам, которые иногда возили пассажиров. И действительно, он нашел «здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого,
    Роль описания природы в рассказе Чехова «Пересолил» Антон Павлович Чехов – известный мастер коротких рассказов. Я читал, что Чехов, когда писал свои рассказы, искал очень короткие, но яркие выражения. У него в рассказах практически отсутствуют описания. А если они есть, значит, играют определениую роль.
    В рассказе «Пересолил» есть описание природы. Впервые с таким описанием мы встречаемся, когда землемер Глеб Гаврилович выехал со станции.
    Сначала автор говорит, какое это было время. Были сумерки.
    Драматургия
    Вишневый сад История создания пьесы «Вишневый сад»
    Анализ пьесы
    Жанр пьесы Внешний и внутренний сюжеты Ход времени Двойное зрение Действующие лица Чеховский диалог Главный образ
    Критика о пьесе «Вишневый сад»
    К. С. Станиславский А. П. Скафтымов П. Вайль, А. Генис
    Темы сочинений по творчеству А. П. Чехова
    Антон Павлович Чехов — биография Антон Павлович Чехов. Дядя Ваня Антон Павлович Чехов. Три сестры Антон Павлович Чехов. Чайка Высказывания и афоризмы А.
    Культура здесь совершенно потрясающая… Это такая громадная начитанность, это такая громадная власть над языком, над всеми эпохами, над культурой… над переживаниями самых различных людей…
    А. Луначарский
    Существует распространенное мнение, что роман М. Горького «Жизнь Клима Самгина» труден для восприятия. Это, несомненно, верно, ибо, как всякое необычайно многогранное и подлинно глубокое художественное произведение, оно не только духовно обогащает читателя, но и требует от него определенной эрудиции, высокой культуры, большой интеллектуальной активности. В «Жизни
    Родился Антон Павлович Чехов 17 (29) января 1860 года в Таганроге — небольшом портовом городке на берегу Азовского моря. Появившись на свет за год до отмены крепостного права, Чехов стал первым представителем интеллигенции в крестьянско-мещанском роду. Дед писателя по отцовской линии Егор Михайлович освободил семью от крепостной зависимости.
    Отец будущего писателя Павел Егорович, человек крутого нрава, воспитывал своих шестерых детей в труде, молитве и послушании. Позже Чехов не раз вспоминал: «В
    В начале своей писательской карьеры, еще выступая в качестве автора коротких юмористических рассказов, Чехов говорил: «В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды… Из меня водевильные сюжеты прут, как нефть из бакинских недр». По воспоминаниям современника, на пороге ХХ века Чехов предвещал: «Я вижу, что нас ждут великие бедствия. России надо рассчитаться за всё свое прошлое… В каких гигантских страданиях должна родиться новая Россия… Только не

Написанный в 1885 году (и тогда же опубликованный в журнале «Осколки») рассказ «Пересолил» относится к ранним юмористическим рассказам А. Чехова и содержит характерные для них черты: анекдотическую краткость и неожиданные повороты сюжета, точность характеристик героев, яркость «фоновых» деталей.

Единственная сюжетная линия проста: землемер Смирнов нанимает местного мужика Клима, чтобы доехать от станции до нужной ему усадьбы. Смеркается, и 30 верст по пустынной местности в компании здоровенного детины пугают Смирнова — в ответ на собственный страх он заводит разговор о якобы взятых им с собой пистолетах и урядниках «везде по дороге за кустиками». Последовал совершенно неожиданный результат: до смерти напуганный возница убегает в лес, бросив телегу и лошаденку. Простоте сюжета отвечает незамысловатая композиция: повествование ведется в хронологическом порядке, без каких-либо отступлений. Неожиданная кульминация решительно изменяет расстановку сил: снимается острота переживаний, герои находят общий язык.

Такое построение максимально способствует обнажению юмористической коллизии: смешное содержится в самой ситуации, а не в том, как она преподносится. Защищая себя от грозящей ему опасности, Смирнов сначала выдумывает три пистолета, потом историю о своей недюжинной силе, о представителях власти за каждым кустом и, наконец, четырех товарищах, которые вот-вот должны их догнать. Сначала читателю смешон только масштаб вымысла: контраст между тщедушностью землемера и нагнетанием впечатления силы и грозности. Еще более сильный комический эффект вызывает бегство Клима: оказывается, страх Смирнова был совершенно беспочвенным, он внушил его себе сам, защищался от несуществующей опасности и этим создал опасность настоящую.

Реалистическая картина российской жизни, созданная несколькими точными штрихами, дает отличный фон для высмеивания человеческого несовершенства. Говорящее название станции Гнилушки (где «за сто верст собаки путевой не сыщешь»), угрюмый рябой мужик, тощая кобылка и «душу выворачивающая тряска» обрисовывают беспросветно мрачную среду: неудивительно, что на этой почве вырастает тотальное недоверие к миру и трусость.

Однако проблематика рассказа глубже. В атмосфере взаимного недоверия формируется то искаженное восприятие другого, когда социальная роль и внешность закрывают человеческую личность. Почему пугается Смирнов? Потому что за штампом «дитя природы» с «мордой зверской, подозрительной» (именно так ему увиделся Клим) не может разглядеть равного себе человека: с простыми человеческими проблемами, желаниями и чувствами. Почему пугается Клим? Потому что видит перед собой городского человека при должности — существо малознакомое, непонятное, к тому же вооруженное и, следовательно, опасное. Не только землемер, но и Клим переживает свой ужас: его страх перед чужаком так силен, что он бросает все свое имущество и скрывается в лесу, чтобы спасти хотя бы жизнь. Лишь сполна натерпевшись, герои оказываются способными увидеть друг в друге людей, преодолеть собственную трусость и продолжать путь уже без взаимного страха.

В рассказе прослеживается мысль, которая станет одной из любимых для позднего Чехова: внутреннее содержание человеческой личности слишком часто не соответствует ее внешним проявлениям, а люди ленивы и невнимательны друг к другу, потому мыслят штампами, заслоняющими настоящую жизнь.

Здесь можно обнаружить все основные черты стиля А. Чехова: простоту изложения, видимое отсутствие оценки повествователя (дает героям возможность самостоятельно раскрыть свои характеры), точность деталей, меткое и емкое название, которое ярко описывает то, что произошло в произведении.

Антон Чехов написал множество юмористических рассказов, где затрагивал актуальные вопросы современности. Например, в своей творческой работе «Пересолил» автор сделал интересное наблюдение. Люди его круга зачастую презирали выходцев из народа и открыто помыкали ими. Так же они боялись доверить им хоть немного власти, так как руководствовались своими предубеждениями, а не справедливыми рассуждениями. Из-за такого отношения многие рабочие и крестьяне хотели революции, чтобы сравнять счеты и поквитаться за унижение. Писатель хотел разорвать этот порочный круг ненависти и злобы, поэтому написал произведение о том, как смешно и нелепо выглядят такие гордецы.

«Пересолил» — это юмористический рассказ. Он лаконичен и строг по форме, каждое предложение предельно конкретно. Есть ясный сюжет, есть вполне понятные герои, описание которых, тем не менее, ограничено рамками формата. Их характеры раскрыты лишь с одной из сторон, поэтому произведение Чехова не претендует на жанр повести или новеллы.

Тема в этой истории изначально смешная, если вдуматься: герой настолько боится другого человека, одетого и говорившего не так, как он, что сам напугал его до смерти. Когда читатель понимает, насколько у страха глаза велики, его смешат незадачливый обманщик и пугливый возница. Оба они не удосужились подумать, насколько справедливы их опасения, поэтому и пережили волнение. Забавно то, что человеку проще едва не умереть от напрасного страха, чем взять себя в руки и пораскинуть мозгами. В этом комизм ситуации, воссозданной Чеховым в рассказе «Пересолил».

О чем книга?

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов нанимает «здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти» Клима с лошадью, чтобы доехать до нужного имения. Землемеру стало страшно от пустынной и темной равнины, и он решил немного запугать возницу: якобы с собой у него три револьвера, «за кустиками урядники да сотские понатыканы», о четырех товарищах, которые едут за ними. В итоге возница испугался и убежал, оставив и телегу, и лошадь. Землемер «от мысли, что всю ночь придется просидеть в темном лесу на холоде и слышать только волков» стал звать «Климушку», который все-таки выходит из леса. Герои продолжают путь и теперь: «Дорога и Клим ему уже не казались опасными».

Главные герои

  1. Землемер Смирнов – человек жалкий, эгоистичный и мнительный. Больше всего он опасался за судьбу своих материальных благ, поэтому ради их сохранности был готов даже уронить свое достоинство и разыграть комедию перед крестьянином. Считает себя хитрым и увертливым типом, не брезгует обманом и подлыми трюками, так что не остается сомнений в том, каким путем он нажил благосостояние. У него хорошо язык подвешен, и хвастовство дается ему легко, но умом герой не блещет и в людях не разбирается.
  2. Возница Клим – дубиноголовый крестьянский парень, выходец из простого народа. Решил подработать на извозе, что выдает в нем любителя комфорта: тяжкий труд в деревне ему не по нутру. Трусливый и импульсивный, он и по расчетливости не походит на жителя села, ведь бросает телегу и лошаденку (все свое достояние) на большой дороге, спасая свою жизнь от бандита, который был вдвое меньше его. Он наивен и чистосердечен, хитростью на хитрость не ответил.

Характеристика героев рассказа «Пересолил» — это то же противопоставление толстого и тонкого: один побогаче, другой победнее, поэтому они не могут быть в ладу между собой. Их разделяет пропасть, вырытая еще крепостным правом и социальным неравенством. Разделение на опасных холопов и хитрых господ еще коренится в умах и мешает размеренной жизни, где провожают все-таки по уму, а не только встречают по одежке. По мнению каждого из них, в другом сословии не может быть нормальных людей, все либо воры, либо налетчики. Такое отношение вредит обеим сторонам, но они ни за что не раскаются в своей неправоте, так как оба они, по сути, являются стадными, ведомыми людьми, которым сегодня внушают то, что они будут думать завтра.

Язык рассказов Чехова изобилует просторечными выражениями того периода, которые были в ходу в тех социальных группах, которые он описывает. Герои говорят по-разному, у каждого из них вырисовывается свой языковой характер. Из пары реплик мы уже можем понять, какой уровень образования, какова сословная принадлежность, и каков характер персонажа.

Главная мысль

Она лежит на поверхности: это остроумная юмористическая зарисовка о том, как шаблонно и стереотипно мыслят и судят люди. Чтобы подчеркнуть комичность ситуации, автор называет предвзятое поведение Смирнова глаголом «пересолил». Герои изначально не доверяют друг другу. Землемер мыслит штампами, он боится деревенского здоровейшего мужика, а Клим видит перед собой городского человека, чужака, да еще и вооруженного, то есть опасного. Основная мысль в рассказе «Пересолил» — это жизненная суть, что часто внешность бывает обманчива, а виной тому невнимательное отношение людей друг к другу.

Не надо судить человека по тому, какого он сословия и происхождения. Хорошие и плохие есть везде, не стоит икать их только в одной социальной группе. Такие ложные убеждения только разжигают вражду и препятствуют установлению нормальных взаимоотношений. Так что, в юмористическом рассказе «Пересолил» смысл скрывается весьма серьезный: вековые предрассудки, управляющие нашими поступками и мыслями, уничтожают в нас самостоятельных личностей. Мы не думаем, а доверяем сложившемуся суеверию или предубеждению. Принято считать, например, что деревенские увальни только спят и видят, как бы обокрасть горожанина. Смирнов не стал задумываться, а просто пошел на поводу у мнения толпы и ошибся. Клим, хоть его и не за что было арестовывать, испугался россказней попутчика по привычке, заложенной поколениями: сторонись господ, чего доброго, проведут на мякине. Так незнакомые люди уже изначально друг друга не переносят на дух.

Вывод

Автор высмеивает человеческую трусость, которая берет свое начало от глупости. Смирнов сначала делает, а потом, вспоминая дурные байки и площадные домыслы, думает, причем, взводит на человека напраслину, заранее обвиняя во всех грехах. Чехов смеется над теми, кто всегда судит по одежке, поверхностно, не вникая в суть. Такие всегда стремятся навешивать ярлыки и выносить приговоры, не видя и не понимая происходящего.

Вместо того, что бы поговорить и узнать человека лучше, герой верит на слово своим предрассудкам, и такова черта не только Смирнова, а целого сословия. Обеспеченные люди, как правило, до сих пор брезгливо и боязливо относятся к менее обеспеченным, как горожанин к деревенскому жителю или коренной житель к приезжему. Хотя все знают, что не место и не деньги красят человека, а наоборот, предубеждения многих людей не рассеиваются. Писатель говорит об этом нелепом обстоятельстве серьезно, заставляя читателя понять, как смешно это выглядит, на самом деле. Юмор направлен на то, чтобы высмеять порок и устранить его. Мораль в рассказе Чехова «Пересолил» учит тому, что надо относиться к людям объективно, без предрассудков и предубеждений.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Антон Чехов написал множество юмористических рассказов, где затрагивал актуальные вопросы современности. Например, в своей творческой работе «Пересолил» автор сделал интересное наблюдение. Люди его круга зачастую презирали выходцев из народа и открыто помыкали ими. Так же они боялись доверить им хоть немного власти, так как руководствовались своими предубеждениями, а не справедливыми рассуждениями. Из-за такого отношения многие рабочие и крестьяне хотели революции, чтобы сравнять счеты и поквитаться за унижение. Писатель хотел разорвать этот порочный круг ненависти и злобы, поэтому написал произведение о том, как смешно и нелепо выглядят такие гордецы.

Жанр

«Пересолил» — это юмористический рассказ. Он лаконичен и строг по форме, каждое предложение предельно конкретно. Есть ясный сюжет, есть вполне понятные герои, описание которых, тем не менее, ограничено рамками формата. Их характеры раскрыты лишь с одной из сторон, поэтому произведение Чехова не претендует на жанр повести или новеллы.

Тема в этой истории изначально смешная, если вдуматься: герой настолько боится другого человека, одетого и говорившего не так, как он, что сам напугал его до смерти. Когда читатель понимает, насколько у страха глаза велики, его смешат незадачливый обманщик и пугливый возница. Оба они не удосужились подумать, насколько справедливы их опасения, поэтому и пережили волнение. Забавно то, что человеку проще едва не умереть от напрасного страха, чем взять себя в руки и пораскинуть мозгами. В этом комизм ситуации, воссозданной Чеховым в рассказе «Пересолил».

О чем книга?

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов нанимает «здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти» Клима с лошадью, чтобы доехать до нужного имения. Землемеру стало страшно от пустынной и темной равнины, и он решил немного запугать возницу: якобы с собой у него три револьвера, «за кустиками урядники да сотские понатыканы», о четырех товарищах, которые едут за ними. В итоге возница испугался и убежал, оставив и телегу, и лошадь. Землемер «от мысли, что всю ночь придется просидеть в темном лесу на холоде и слышать только волков» стал звать «Климушку», который все-таки выходит из леса. Герои продолжают путь и теперь: «Дорога и Клим ему уже не казались опасными».

Главные герои

  1. Землемер Смирнов – человек жалкий, эгоистичный и мнительный. Больше всего он опасался за судьбу своих материальных благ, поэтому ради их сохранности был готов даже уронить свое достоинство и разыграть комедию перед крестьянином. Считает себя хитрым и увертливым типом, не брезгует обманом и подлыми трюками, так что не остается сомнений в том, каким путем он нажил благосостояние. У него хорошо язык подвешен, и хвастовство дается ему легко, но умом герой не блещет и в людях не разбирается.
  2. Возница Клим – дубиноголовый крестьянский парень, выходец из простого народа. Решил подработать на извозе, что выдает в нем любителя комфорта: тяжкий труд в деревне ему не по нутру. Трусливый и импульсивный, он и по расчетливости не походит на жителя села, ведь бросает телегу и лошаденку (все свое достояние) на большой дороге, спасая свою жизнь от бандита, который был вдвое меньше его. Он наивен и чистосердечен, хитростью на хитрость не ответил.

Характеристика героев рассказа «Пересолил» — это то же противопоставление толстого и тонкого: один побогаче, другой победнее, поэтому они не могут быть в ладу между собой. Их разделяет пропасть, вырытая еще крепостным правом и социальным неравенством. Разделение на опасных холопов и хитрых господ еще коренится в умах и мешает размеренной жизни, где провожают все-таки по уму, а не только встречают по одежке. По мнению каждого из них, в другом сословии не может быть нормальных людей, все либо воры, либо налетчики. Такое отношение вредит обеим сторонам, но они ни за что не раскаются в своей неправоте, так как оба они, по сути, являются стадными, ведомыми людьми, которым сегодня внушают то, что они будут думать завтра.

Язык рассказов Чехова изобилует просторечными выражениями того периода, которые были в ходу в тех социальных группах, которые он описывает. Герои говорят по-разному, у каждого из них вырисовывается свой языковой характер. Из пары реплик мы уже можем понять, какой уровень образования, какова сословная принадлежность, и каков характер персонажа.

Главная мысль

Она лежит на поверхности: это остроумная юмористическая зарисовка о том, как шаблонно и стереотипно мыслят и судят люди. Чтобы подчеркнуть комичность ситуации, автор называет предвзятое поведение Смирнова глаголом «пересолил». Герои изначально не доверяют друг другу. Землемер мыслит штампами, он боится деревенского здоровейшего мужика, а Клим видит перед собой городского человека, чужака, да еще и вооруженного, то есть опасного. Основная мысль в рассказе «Пересолил» — это жизненная суть, что часто внешность бывает обманчива, а виной тому невнимательное отношение людей друг к другу.

Не надо судить человека по тому, какого он сословия и происхождения. Хорошие и плохие есть везде, не стоит икать их только в одной социальной группе. Такие ложные убеждения только разжигают вражду и препятствуют установлению нормальных взаимоотношений. Так что, в юмористическом рассказе «Пересолил» смысл скрывается весьма серьезный: вековые предрассудки, управляющие нашими поступками и мыслями, уничтожают в нас самостоятельных личностей. Мы не думаем, а доверяем сложившемуся суеверию или предубеждению. Принято считать, например, что деревенские увальни только спят и видят, как бы обокрасть горожанина. Смирнов не стал задумываться, а просто пошел на поводу у мнения толпы и ошибся. Клим, хоть его и не за что было арестовывать, испугался россказней попутчика по привычке, заложенной поколениями: сторонись господ, чего доброго, проведут на мякине. Так незнакомые люди уже изначально друг друга не переносят на дух.

Вывод

Автор высмеивает человеческую трусость, которая берет свое начало от глупости. Смирнов сначала делает, а потом, вспоминая дурные байки и площадные домыслы,  думает, причем, взводит на человека напраслину, заранее обвиняя во всех грехах. Чехов смеется над теми, кто всегда судит по одежке, поверхностно, не вникая в суть. Такие всегда стремятся навешивать ярлыки и выносить приговоры, не видя и не понимая происходящего.

Вместо того, что бы поговорить и узнать человека лучше, герой верит на слово своим предрассудкам, и такова черта не только Смирнова, а целого сословия. Обеспеченные люди, как правило, до сих пор брезгливо и боязливо относятся к менее обеспеченным, как горожанин к деревенскому жителю или коренной житель к приезжему. Хотя все знают, что не место и не деньги красят человека, а наоборот, предубеждения многих людей не рассеиваются. Писатель говорит об этом нелепом обстоятельстве серьезно, заставляя читателя понять, как смешно это выглядит, на самом деле. Юмор направлен на то, чтобы высмеять порок и устранить его. Мораль в рассказе Чехова «Пересолил» учит тому, что надо относиться к людям объективно, без предрассудков и предубеждений.

Автор: Анжелика Дятленко

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ранние рассказы А. П. Чехова отличаются легкостью и непринуждённостью. Но за простым сюжетом всегда скрывается глубокий смысл и подтекст. Автор зачастую затрагивает проблему рабства, так как это чувство живет в каждом человеке. Эта тема доминирует в рассказе «Пересолил».

История создания

Рассказ «Пересолил» относится к раннему творчеству Чехова и написан в 1885 году. В том же году произведение опубликовали в журнале «Осколки». Для молодого Чехова характерны яркие герои, неожиданная развязка, ироничность и точные детали.

Автор в то время работал заведующим провинциальной больницей. Рутина медицинской практики сильно отличалась от возвышенных мечтаний университета. Он скучал и отражал впечатления от жизни в юмористических произведениях. Это помогало ему не деградировать на однообразной службе.

К 1885 году он состоялся в литературе, стал мастером малой прозы, но его талант только начал свое развитие. Поэтому в те годы критики сетовали на излишнюю продуктивность молодого писателя, который лишь растрачивает свои силы на маленькие произведения и не оставляет сил на более масштабные творения.

Жанр, направление 

Произведение «Пересолил» создано в рамках реалистического направления, так как автор был представителем реализма. Это заметно по его многочисленным сюжетам, за основу которых Чехов берет бытовые зарисовки и анекдотические случаи. 

Жанр «Пересолил» – юмористический рассказ. Это именно рассказ, а не анекдот, так как он строго выражен по форме. Композиция, главные герои, яркая характеристика персонажей — все говорит о жанровой принадлежности.. 

Смысл названия 

Название рассказа «Пересолил» говорит само за себя. Пересолить – это то же самое, что и приукрасить. Рассказать про себя неправдивую историю, чтобы выглядеть лучше, сильнее и опаснее. Но ложь настолько была чрезмерной, что возымела неожиданный эффект.

Герой перестарался и напугал возницу, оставшись один на один с лесом и ночью.

Суть: о чем рассказ?

Главный герой – землемер Глеб Гаврилович Смирнов. Он приезжает на станцию «Гнилушки» в поиске почтовых лошадей. Смирнову необходимо добраться до следующего села под названием «Девкино». Жандарм отправляет его за станцию, так как там иногда мужики могут подобрать попутчика в дорогу. 

Землемер находит Клима – здоровенный, угрюмый мужик. В пути Глебу стало страшно от тихого леса и темной чащи. Стал он запугивать Клима своими способностями. Якобы у него с собой три револьвера, а за ними сейчас едут четыре огромных товарища. В итоге, Клим от страха убежал вглубь зарослей. Землемер понял, что сидеть всю ночь один в повозке он не хочет. Начал звать мужика обратно. Через два часа Климушка все же выходит обратно, и они безопасно продолжают свой путь.

Главные герои и их характеристика

Образы в рассказе «Пересолил» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:

Глеб Гаврилович Смирнов землемер. Автор не дает характеристику по внешности героя, но по поступкам читатель ясно может понять: кто этот персонаж. Жалкий, трусливый землемер, который ради сохранения своей жизни начинает разыгрывать перед мужиком спектакль. Он испугался внешности Клима, не зная, какой этот крестьянин на самом деле. Благодаря его искусному вранью можно догадаться, каким образом он сколотил себе состояние. Считает себя виртуозным лгуном и хитрецом, не призирает обман и отлично этим пользуется. Умело запудривает сознание, и ловко внушает ложь.
Клим крестьянский парень. Необразованный мужик, выходец из обычного народа. Он зарабатывает на том, что возит попутчиков в определенную точку. Внешность автор дает ему сразу: огромный мужик, хмурый, неприветливый. Создается впечатление, что он сильный и может постоять за себя. Но на деле трусливый и эмоциональный. Его легко запугать всякими байками. Он спокойно бросает все свое имущество в лесу и убегает от «бандита», который меньше его в два раза. Ему не нужны деньги, лишь бы спасти свою шкуру. Клим наивный, с чистой душой, никогда бы и мухи не обидел. А самое главное, не стал мстить землемеру за его обман.

Темы

Тематика рассказа «Пересолил» представлена ниже:

  1. Недопонимание между разными слоями общества — основная тема. Это история ничем не примечательна на первый взгляд. Но стоит углубиться и понять, какую тему вложил автор. Клим не сомневался в том, что у землемера есть револьвер, потому что так формировались умы поколениями: барин может сделать все что угодно. У крестьянина и в мыслях не было ограбить горожанина, так как не отошел ум от рабства. А Смирнов подумал иначе: здоровенный мужик, когда-то был рабом, может отомстить. 
  2. Влияние крепостного права на поведение простых мужиков. Чехов понимал, что отмена крепостного права не принесла быстрой переустановки в головах людей. Нужно время, чтобы у малоимущих людей появилось чувство собственного достоинства и осознанность. 
  3. Социальное расслоение. История разворачивается, как между тонким и толстым, только здесь разные слои населения. Не может произойти дружеская беседа между городским и деревенским, барином и рабочим. Это сидит в умах и мешает двигаться дальше. В таких головах людей не провожают по уму, только встречают по одежке. Такое мнение с обеих сторон вредит и тому, и другому.

Проблемы

Чехов в своем рассказе «Пересолил» выделяет четыре проблемы, которые попутно вытекают из тематики: 

  1. Недоверие. Первая встреча двух незнакомых людей – сразу возникает чувство настороженности. Это происходит из-за незнания фактов о человеке и инстинктивного страха. 
  2. Ложь. Герой прибегает к обману, но не может рассчитать меру. Он врет, чтобы хоть как-то спастись. Хотя спасаться то не от чего. Это все заложено в головах людей. Вымышленная картинка, которая мешает разглядеть человека полностью, вынуждает нас на крайние меры.
  3. Стереотипность. Проблема, от которой люди не избавились до сих пор. Все мыслят шаблонным мышлением, видя перед собой только картинку. Никто не задумывается, какой человек на самом деле. Это мешает сконцентрироваться и понять сущность. Из-за чего проистекают безрассудное мышление, страх и трусость. Человек мыслит по одежке и внешности. Автор показывает, как часто мы ошибаемся, если не заглядываем внутрь.
  4. Трусость. Проблема находится на поверхности, раскрыта лучше всего. Землемер начинает врать от страха. Боится, что его могут завести в лес и ограбить. В итоге, испугался Клим, которого Смирнов устрашал байками и вымышленными рассказами о револьверах и друзьях. Автор показал, как люди борются с проблемой. Глеб начинает врать, а Клим просто убегает.

Основная идея 

Люди не умеют доверять друг другу — вот о чем заставляет задуматься автор. Главная мысль рассказа «Пересолил» – смотреть не на внешность, а на внутренние качества. Чехов показывает, что крупный угрюмый мужик – не такой уж храбрый и сильный, а скорее трусливый крестьянин. Внешность обманчива, а люди привыкли встречать по одежке и делать далеко идущие выводы.
Клим видит городского человека, да еще и с оружием в карманах. На вид он хлюпенький, но никто в этом разбираться не будет. Нужно понимать, что сильный человек – это не тот, кто так выглядит. Не надо судить человека по тому, из какого он рода и какой у него статус. Хорошие и плохие люди есть везде, а не только в определенной социальной группе. 

В юмористическом рассказе скрывается вековая проблема: наши предрассудки и мысли управляют нами быстрее, чем мы успеваем думать в другом направлении. Мозг воспринимает только внешнюю картинку. Принято считать, что деревенские мужики – воры, которые постоянно хотят ограбить городских жителей. Вот и Глеб не стал вникать, а просто пошел за толпой. А Клим испугался горожанина, потому что подумал, что его за что-то накажут. Это привычка заложена поколениями. Таков смысл рассказа «Пересолил».

Чему учит?

Автор заставляет читателя задуматься, насколько нелепо и смешно выглядит вся эта ситуация: персонажи боятся друг друга так сильно, что готовы подвернусь себя реальной опасности, стремясь избавиться от вымышленной. Но при этом он серьезно затрагивает проблемы недоверия и стереотипов. 

Мораль рассказа «Пересолил» такова: нужно ко всем людям относится объективно, не смотреть с высока и не полагаться на типичные стереотипы о человеке. 

Художественные особенности 

Что высмеивает Чехов в рассказе «Пересолил»? Он осуждает трусость, стереотипное мышление и ложь. Он исходят из обыкновенной глупости человека. Люди, оказываясь в непривычной обстановке, становятся беспомощными, потому что страх парализует логическое мышление.
Язык автора изобилует просторечными фразами и словами. Именно в этот период они были в частом обиходе у людей. У каждого героя своя манера общения, чтобы читатель еще лучше мог провести линию между богатым и бедным. По говору и словам можно понять, какой уровень образования у каждого, и к какому сословию они относятся. 

Лаконичный слог, яркие реплики, художественные детали – все это придает шарм незамысловатому сюжету и создает комизм в рассказе «Пересолил».

Для создания юмористического рассказа автор использует: 

  • Контраст между Смирновым и Климом: милый землемер с револьверами и угрюмый крестьянин с трусливым бегством. 
  • Многоточие – особенность произведения. Автор употреблял их в речи Смирнова, когда тот придумывал на ходу страшные факты о себе. 
  • Несоответствие. Это попадаются на протяжении всего рассказа. Чехов крупному мужику приписал тоненькую лошадку с порванным ухом. Богатырское телосложение Клима не соответствует его характеру – трусливому и беспомощному. 

Автор: Полина Цимкина

Тема урока: «Пересолил» А.П.Чехова как образец юмористического рассказа

Класс: 5

время: 40 мин

Цели урока:

Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, повторение литературоведческих понятий: композиция рассказа, идея произведения.

Метапредметные:

Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие малой родины.

Регулятивные: создание условий для формирования целеполагания, умения планировать последовательность своих действий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать.

Познавательные: умение работать со словарями и другими источниками информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, умение строить доказательное, логически завершенное высказывание, формирование смыслового чтения, умение сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Постановка целей и задач урока

Домашним заданием у вас было чтение юморичтического рассказа А. П. Чехова «Пересолил». как вы думаете0 чем сегодня на уроке мы с вами займемся?

3. Словарная работа

Чтобы нам лучше понять содержание произведения, давайте объясним некоторые слова. толкование слов, которые я вам раздала на листиках: землемер, межевание, возница, почтовые лошади, жандарм, верста.
4.
Изучение нового материала.

Итак, теперь мы готовы к тому, чтобы проникнуть в мастерскую великого писателя и попытаться приоткрыть тайну его творчества

  1. пересказ рассказа.

  2. Работа с текстом
    Карточка №1
    Найдите в тексте рассказа описание героев: их имена, внешний вид, одежда. Кто описывает возницу? А землемера? Подготовьте рассказ о них. подтвердите свои слова словами из текста.
    .
    Карточка №2
    Проследите по тексту, как менялись поведение и настроение землемера? От чего они зависели? Как вел себя Клим? Составьте небольшую сравнительную таблицу: что делают герои, как их поступки взаимосвязаны

Землемер

Клим


Карточка №3
Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе — именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.

Они отметили прежде всего фамилии, использованные Чеховым (землемер Смирнов, генерал Хохотов), названия станции Гнилушки и деревни Девкино. Привлекли внимание ребят и несоответствия, связанные с возницей. Во-первых, у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами. Во-вторых, казалось бы, богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!” На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Вывод учителя: писатель-юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении. Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение.

Карточка №4
Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его ,выразительно прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера. Проведите языковой эксперимент: замените пейзаж на прямо противоположный. Что получится?

Чтобы убедить учеников в том, что пейзаж играет в этом рассказе ключевую роль, предлагаем провести стилистический эксперимент: заменить “чеховское” описание природы, например, таким: “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”. Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? Ребята постепенно приходят к выводу, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал — исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах.

Карточка № 5
Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью? подтвердите примерами из текста.

В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую. Например: “Я люблю с разбойниками драться… на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. В этих случаях значение многоточий усиливается и лексическими повторами: “так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.

Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера: “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат… На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикается

Физкультминутка:

1. Вертим головой, как землемер осматривался по сторонам.

2. Клим боится и все быстрее стегает лошадей то правой, то левой рукой ( вращательные движения руками)

3. Землемер говорит о пистолетах — Клим в страхе поворачивается всем корпусом вправо и влево.

5. Знакомство с литературоведческими терминами.
Определите элементы композиции рассказа А.П.Чехова «Пересолил»: завязку, развитие действия, кульминацию, развитие действия, развязку.1.Землемер приехал на станцию Гнилушки. Землемер ищет лошадей для поездки в имение. (Завязка)

2. Землемер и возница отправились в путь. Землемер испугался и начал врать. (Развитие действия)

3. Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает. (Пересолил.) Кульминация

4. Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.(Развитие действия) 

5.Землемер и возница продолжают путь. (Развязка)

6. Этап закрепления изученного материала
— Ребята, конечно, вы знаете, что литературное произведение нас чему-то учит. Подумайте, чему учит нас рассказ Антона Павловича «Пересолил»?
Подумайте, могли бы вы оказаться в такой ситуации, как герои рассказа Чехова?
-Вам было бы смешно? А почему же когда вы читали рассказ, вам было смешно?
— Как называются рассказы, которые высмеивают недостатки характера людей?

Кто быстрее найдет определение Юмористического рассказа.


7. Рефлексия

на листочках, которые лежат у вас на столах, оцените свою работу на уроке.

5- работал на уроке старательно. отвечал на вопросы, добавлял ответы.

4- работал на уроке скромненько. два-три раза добавлял ответы

3. — работал на уроке очень скромно. ответил один раз ( или добавил ответ один раз)

2- не работал на уроке. не отвечал и не добавлял ответы.

мне понравился урок тем, что….

мне не понравился урок, потому что…

8. Домашнее задание:

  • Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Пересолил»

  • ппрочитать рассказ Чехова «Злоумышленник»

  • Отзыв о рассказе носова мишкина каша 2 класс
  • Отзыв о рассказе муму тургенева 5 класс
  • Отзыв о рассказе мамина сибиряка приемыш
  • Отзыв о рассказе недоросль 7 класс
  • Отзыв о рассказе метель из повести белкина