Отзыв о рассказе мальчики чехов 4 класс кратко

Антон павлович чехов является классиком мировой литературы, а также он известен нам как врач по образованию. свою медицинскую практику он

Антон Павлович Чехов является классиком мировой литературы, а также он известен нам как врач по образованию. Свою медицинскую практику он вполне успешно совмещал с писательской деятельностью, однако, не смог помочь самому себе преодолеть тяжелейший недуг, мучивший его с юности.

История создания

Именно в «Петербургской газете» в 1887 году и был впервые опубликован рассказ «Мальчики». Но еще под авторским псевдонимом Антоша Чехонте.

Существует версия, что поводом к написанию стал случай, имевший место в жизни самого Чехова. Якобы во время прогулки в Нескучном саду в Москве он встретил двух гимназистов, изображавших в игре индейцев. Перенеся это незначительное, на первый взгляд, событие на бумагу, он привнес в историю много основополагающих моментов, которые способны сызмальства формировать личность человека и в дальнейшем объяснять некоторые его поступки.

Первые публикации Чехова носили юмористический характер, а потому он довольно продолжительное время сотрудничал с некоторыми изданиями, печатавшими произведения в данном жанре. Свои сочинения он поначалу подписывал псевдонимами. Их литературоведы насчитывают более сорока. Самым известным, пожалуй, стоит отметить псевдоним Антоша Чехонте. Но после того, как Антона Павловича пригласили работать в периодические издания «Петербургская газета» и «Новое время», и его публикации обрели популярность, писатель стал подписывать их настоящей фамилией.

Жанр, направление

«Мальчики» — это рассказ по жанру, прозаическое произведение. Начинается оно и заканчивается, по сути, одной и той же восторженной фразой: «Володя приехал!». Только оттенок этой экспрессии в начале и в конце имеет существенные отличия.

Направление в литературе второй половины 19 века — реализм. И Чехов являлся его ярким представителем. Все его герои — отнюдь не идеалы человеческой природы. Они, как призма, пропускают через себя веяния и умонастроения современного им общества, своего времени и волей-неволей подвергаются их влиянию. Это обычные, простые люди, не чуждые порокам, но ведомые и добродетелями.

Суть: о чем говорится в рассказе?

В центре сюжета — приезд двух гимназистов, Володи Королева и господина Чечевицына, в гости к первому. Мальчики — одноклассники, решившие провести каникулы в кругу семьи Володи. Родители и сестры Королева несказанно радуются встрече с мальчиком, вспоминают, как провожали его на учебу в гимназию, и ждали каникул. Володя знакомит родных со своим приятелем Чечевицыным, фамилию которого никто из домашних так и не смог правильно запомнить.

Мальчики ведут себя отрешенно и холодно по отношению к обитателям дома. Родители и сестры Володи сразу замечают это и огорчаются факту, будто и не рад мальчик приезду домой. Он постоянно шепчется с Чечевицыным, будто замышляя что-то.

Сестры Володи, подслушав его разговор с приятелем, убеждаются, что ребята затеяли побег. Начитавшись приключенческих романов про индейцев и мир Дикого Запада, они загорелись идеей отправиться в путешествие по Америке с целью добычи золота и слоновой кости. И даже запаслись неким провиантом, ножами и пистолетами. Однако девочки не воспрепятствовали этой затее и не рассказали об услышанном родителям, потому после некоторых колебаний Володи и под внушительным влиянием Чечевицына побег состоялся.

Сутки продолжались их поиски. И когда мама Володи была уже на грани нервного срыва, заговорщиков отыскали и доставили домой. Володя от чувства раскаяния и вины перед семьей даже заболел. А Чечевицын, напротив, не испытывал никаких угрызений совести. Телеграммой вызвали его мать, и зачинщик уехал. На прощание он лишь оставил запись в тетради одной из сестер Володи: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Более подробно основные события рассказа мы описали в кратком содержании для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Чехов во многом противопоставляет мальчиков друг другу. Начиная с описания их внешности и заканчивая внутренними противоречиями одного и отсутствием их у другого.

Володя охарактеризован внешне кратко, в то время как господин Чечевицын имеет более детальное описание вплоть до структуры волос. Даже говорящая фамилия Королев, что в целом свойственно творчеству Чехова, идет вразрез с его действиями. Лидером в общении мальчиков является Чечевицын, несмотря на его угрюмость и неразговорчивость. И Володю, некогда весельчака и болтуна, домашние не узнают, настолько тот изменился и стал подобием приятеля, неприветливым и сердитым. Чечевицын подчинил своему влиянию Володю и внушил ему мысль о необходимости побега в Америку, куда они будут добираться, преодолевая тысячи километров, сражаясь с врагами и дикими зверями на своем пути, но зато их будет ждать награда в виде трофеев с индейских резерваций. Под влиянием убеждений друга и увлеченно прочитанных книг Володя соглашается на авантюру. Но позже, оказавшись под кровом уютного дома с родными людьми, мальчик начинает сомневаться в этой затее. Он колеблется и сообщает об этом Чечевицыну. Страх огорчить маму и заставить ее волноваться останавливает Володю, подсказывает отказаться от побега. Но в то же время в нем жива моральная сторона вопроса, ведь он дал честное слово другу поддержать затею, и должен это слово сдержать.

Но Чечевицын далек от этих душевных терзаний и увлечен только одной идеей — убежать и поскорее. Ему, в отличие от Володи, неведомы тепло домашнего очага и родительская забота, его ничто не держит. Семейные ценности не являются для него чем-то основополагающим. Он — человек решительный и суровый. Володя не такой. Этот мальчик добропорядочный, привязанный к семье всем сердцем, хоть и на стадии своего взросления пытающийся продемонстрировать обратное. Однако у него есть мечта — Америка. И ради ее осуществления он готов на поступок: пренебречь самым ценным, что у него есть, доверием и близостью семьи. Но данное решение дается ему с трудом, Володя принимает его не самостоятельно, а под натиском Чечевицына. У друга же нет камня преткновения в виде семьи, и сомнения в правильности и благоразумности решения его не гложут. Характеристика мальчиков убеждает нас в том, что их воспитание и происхождения прямо противоположны.

Свою неудачу мальчики совершенно по-разному переживали. Володя был сильно подавлен тем, что доставил столько боли своей семье. А Чечевицын, не обремененный чувством ответственности, наоборот гордился поступком, не приняв к сведению масштаб доставленных людям страданий. Ведь им он подверг и свою мать, которая вскоре приехала и забрала мальчика домой.

Темы и проблемы

Главная тема произведения А. П. Чехова — детство, которое выражается в желании главных героев осуществить путешествие в далекую неизведанную страну. Они совершенно неприспособленны к взрослой жизни, не осознают последствий своего решения, продолжают жить в мире грез, иллюзий и фантазий.

В рассказе автор затрагивает проблемы взаимоотношений отцов и детей, в целом мира детей и взрослых, разницу в мировоззрениях людей одного поколения. Чехов рассматривает вопрос расстановки приоритетов в мышлении мальчиков, чем один может легко поступиться и пренебречь, а другой нет.

Проблема воспитания проскальзывает в строках с репликами отца Володи. Тот предельно интеллигентен, очень уважителен к собственному сыну. Он смог заложить в сознание мальчика верные постулаты, которыми необходимо руководствоваться в жизни, элементарно — что такое хорошо и что такое плохо. А на примере Чечевицына мы наблюдаем противоположную картину. Судя по всему, мальчик был лишен родительской любви и должного воспитания, оттого и вырос с безответственной претензией к независимости и самостоятельности.

Главная мысль

Смысл рассказа «Мальчики» – это необходимость поддерживать правильные отношения между взрослыми и детьми. Дети являются продолжением своих родителей, и им следует всегда внимательно относиться к вопросам воспитания своих отпрысков, нести за это ответственность, чтобы в дальнейшем похожее чувство ответственности зародилось и укоренилось в душах и воззрениях самих детей. Ведь родительский пример самый точный и показательный на первых этапах формирования личности ребенка.

Следовательно, идея произведения – это стремление автора напомнить о том, как важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений, а тем более совершенных поступков. Так как порой последствия бывают непредсказуемыми и необратимыми, желательно стараться просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. А если неблагоприятный исход неизбежен, возможно, разумнее будет и вовсе отказаться от ранее принятого авантюрного решения.

Чему учит?

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» учит придавать важное значение истинным семейным ценностям и не отказываться от них, учит не поддаваться чужому влиянию и всегда иметь собственную точку зрения и способность при необходимости твердо ответить «нет». Чехов также призывает родителей относиться к своим детям максимально бережно, оказывать им помощь в психологическом становлении и призывать их руководствоваться только своим умом.

Важность семьи для человека автор ставит во главу угла. Все его поступки, еще, будучи ребенком, ознаменованы теми условиями и обстоятельствами, в которых он родился и вырос. Традиционные семейные ценности и глупые детские причуды Чехов одновременно противопоставляет и приводит в сравнение, демонстрируя, как деструктивно может повлиять необдуманное и наивное решение на то, что действительно важно, но о чем иногда людям свойственно забывать.

Автор: Нелли Зиновьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Антон Павлович Чехов является наверняка одним из наиболее выдающихся представителей жанра малой прозы. Его произведения, вопреки заблуждениям, служат не только назидательным материалом для ребенка и увлеченного новыми идеями юноши, но и дают возможность каждому понять мир, его изъяны и темные пятна, граничащие с потемками человеческого сознания. Одним из наиболее известных характерно “детских” рассказов Чехова являются “Мальчики”. Многомудрый Литрекон уверяет, что знакомый с детства рассказ содержит в себе больше, чем прописную истину для непослушных детишек, и потому предлагает его анализ по плану.

История создания

«Мальчики» были впервые опубликованы в 1887 году в “Петербуржской газете”, бывшей тогда под редактурой П. Монтеверде. Стоит отметить, что Чехов был постоянным колумнистом этого издания и регулярно публиковал там свои произведения, невзирая на частые смены редакторского состава. История написания рассказа «Мальчики» началась именно там.

Помимо этого, рассказ «Мальчики» был включен в первый том собрания сочинений Чехова, специально для которого он был подвержен значительной авторской корректуре: исчез подзаголовок, его примеру последовали просторечия, которыми прежде пестрил текст. Они были заменены на слова из нейтральной лексики.

Кому посвящен рассказ «Мальчики»? Существует легенда о том, что сюжет рассказа «Мальчики» был навеян Чехову прогулкой в Нескучном саду, во время которого он встретил мальчишек, удивших рыбу в пруду и игравших в индейцев. Чехов по-балагурски предложил им “выкурить трубку мира” и взамен на приятную беседу, получил сувенир — поплавок. Одним из гимназистов, которым подыгрывал Чехов, был Ваня Шмелёв — в будущем известный писатель и публицист, автор романа «Лето Господне».

Жанр и направление

Стоит отметить, что злой гений — Антон Павлович Чехов — в “Мальчиках” все-таки переломил свою расположенность к инфернальным и трагическим исходам произведений (какие мы видим в “Спать хочется”, “Ванька” и пр.); рассказ лишен драматизма, присущего так называемому “рождественскому рассказу”, однако все так же по-чеховски передает и атмосферу светлого праздника, и покаяние детской души, происходящее в его свете. 

“Мальчики”, хоть и освещает романтические идеи, закрадывающиеся в наивном детском сердце, но все же является произведением реалистическим, отражающим как общее настроение эпохи, так и быт отдельного семейства Королевых, являющегося для того времени если не образцовым, то уж точно показательным.

Суть: о чем произведение?

Ученик второго класса гимназии — Володя Королев, приезжает домой на Рождественские каникулы, вызывая бурную реакцию домочадцев, не видевших мальчика с лета. Выясняется, что приехал он не один, а в компании своего товарища — Чечевицына. Гостя радушно принимают и усаживают мальчиков пить чай, чтобы отогреться от декабрьской стужи. 

Во время застолья сестры Володи, замечают, что брат сильно изменился: стал задумчивым и нелюдимым. Казалось, что общество Чечевицына, очевидно имеющего с ним общие интересы, для него куда приятнее, чем времяпрепровождение в семейном кругу. Это опасение лишь подтверждается, когда Володя не присоединяется к любимому некогда занятию — вырезанию елочных игрушек из бумаги. 

Чечевицын кажется девочкам привлекательным — по большей части, за счет своей загадочности, поскольку его внешность не отличается блеском и была бы вовсе невзрачной, лишись она оболочки в виде форменного костюма. Старшая из девочек — Катя старается разговорить его, но понимает, что он — совсем не похожий на них ребенок, бредящий мечтами о Калифорнии и Диком Западе, читающий Майн-Рида и беспрестанно разглядывающий географические карты.

Немного погодя девочки подсушивают разговор Володи и Чечевицына. Из него выясняется, что мальчишки планируют бежать в далекую Калифорнию, пройдя множество верст пешком и переправившись через Берингов пролив, снабжая себя в путешествии грабежом и охотой. Девочки ужасаются планам Володи и Чечевицына, однако решают молчать о них перед родителями, полагая, что мальчики поощрят это молчание, разделив с ними богатства, добытые в путешествии. 

В последний день перед планируемым побегом, Володя погружается в сомнения о своей готовности покинуть родной дом без разрешения родителей. Чечевицын своей решимостью убеждает визави воплотить задуманное, и мальчишки все же сбегают. 

Однако мальчики потерпели фиаско: родители моментально заметили их пропажу и организовали поиски беглецов. Нашли Володю с Чечевицыным на гостином дворе в соседнем городе, где мальчики осведомлялись о том, не придается ли поблизости порох. 

Володю и Чечевицына доставили домой, где Иван Николаевич — отец Володи прочитал им длинную и серьезную нотацию о глупости и легкомысленности их поступка. Спустя какое-то время мать Чечевицына забрала сына от Королевых, попрощавшегося с ними немногословно, но по детским меркам весьма величаво: “Монтигомо. Ястребиный Коготь”.

Герои и их характеристики

Образы героев в рассказе «Мальчики» описаны Многомудрым Литреконом в рамках таблицы.

ГЕРОЙ ХАРАКТЕРИСТИКА
Володя Королёв Ученик второго класса гимназии, по выражению автора, “пухл и бел”. Его читатель застает угрюмым и задумчивым — совершенно непохожим на того Володю, которым он остался в памяти домочадцев: открытым и милым. Очевидно, что мальчик повзрослел и огрубел в отрыве от материнской ласки и отцовской шутливости. Однако его душевные терзания, связанные с беспокойством за маму, показывают читателю, что мальчик не так опостыл к нежным чувствам, как могло показаться. 
Чечевицын Ровесник Володи, мальчик, противоположный своему другу по внешности: худой, смуглый, с узкими глазами, веснушчатыми щеками, щетинистыми волосами — отменно некрасивый, однако чрезвычайно интересный и в какой-то мере обаятельный: он привлекает сестер Володи своей задумчивостью и отчужденностью, в которых, непременно обнаруживается расположенность к большому уму. 
Иван Николаевич Королёв, отец Володи.  Мужчина средних лет, бойкий, радушный, но импульсивный и несколько фамильярный — большой ребенок в жилетке и с бородой. Поначалу он кажется читателю жертвой кризиса среднего возраста, растерянным ретроградом, раздражающимся тупостью ножниц, по-детски радующимся миру и коверкающим фамилию Чечевицына самым бестактным образом. Однако развязкой произведения является воспитательная беседа, которую он взялся провести с сыном и его нерадивым товарищем, по содержанию которой становится ясно: Иван Николаевич — серьезный человек, ничуть не сочувствующий инфантильным выходкам, и образ “большого ребенка” для него — модель ласкового обращения с дочерями и женой, а не болезненно зафиксированная установка человека, скучающего в обыденности взрослого мира. 
Мать Володи Сочувствующий родитель и любящая супруга. 
Катя, сестра Володи.  Девочка одиннадцати лет, старшая из сестер. Она подстрекала Соню молчать перед родителями о планах Володи и Чечевицына, подслушанных ими, будучи уверена в том, что поход мальчишек судит им обогащением слоновой костью и золотом. Она проявляет к Чечевицыну наибольший интерес, старается разговорить его, чтобы узнать побольше о загадочном госте. 
Соня, сестра Володи. Средняя сестра, зачастую не проявляет инициативы и находится “на подпевках” у Кати. 
Маша, сестра Володи, младшая в семье. Маленькая девочка. Не всегда, в силу возраста, понимает разговоры окружающих и, впечатленная звучностью фамилии Чечевицына, бросает невпопад реплики “А у нас чечевицу вчера готовили” и пр. 
Наталья, нянечка в доме Королевых. Хлопотливая тетушка, безумно любит Володю, объявляет о его приезде восторженным и заливистым “Володичка приехали”, заботливо снимает валенки с приехавшего воспитанника. 

Темы 

Тематика рассказа «Мальчики» представлена в сокращении, но в случае необходимости Многомудрый Литрекон ее дополнит — только напишите об этом в комментариях.

  1. Детство. Чехов уделяет особое внимание теме детства, как ребенок, оставшийся, по сути, сиротой при живых родителях. Чехов непредсказуем в своих решениях о сюжете детского рассказа.: он может заставить малолетнего героя повторить его путь, полный слез и несчастий, или способен одарить хрестоматийное дитя светлым воспоминанием, поучительным уроком, поводом залиться смехом. Так, в “Мальчиках” Чехов отказывается от драматизма и описывает идиллические картины семейной жизни: бумажные снежинки, довольный ребяческий визг, ожидание Рождественского чуда, заблуждение юной души, поверившей в свою взрослость, оставшееся безнаказанным, но пресеченным.  
  2. Дикий Запад. Значительное место в “Мальчиках” отводится теме Запада. Чехов знакомит юного читателя с писателем Майн-Ридом, книги до крайности впечатлили Чечевицына. Автор показывает, что бег мустангов в прерии, жизнь индейской общины и отголоски дендизма в виде ковбойской культуры чрезвычайно интересны и по-своему привлекательны, однако чужды русской душе, подсознательно неготовой променять “Дикий Запад” на наш “Вольный Восток”. 

Проблемы

Проблематика в рассказе Чехова «Мальчики» заставляет задуматься о морали произведения:

  1. Инфантилизм. Авантюра Володи и Чечевицына является следствием не только детского инфантилизма, свойственного душе, лишь начинающей познавать мир, но и инфантилизма родительского, заключающегося в недостаточном внимании к сокровенным желаниям своих детей, легкомысленном предпочтении отдать их на обучение в далекой гимназии, взамен на окружение ребенка всеми аспектами родительской любви
  2. Жалость и ответственность. Проблема ответственности в произведении освещается за счет описания душевных терзаний Володи, начавшихся незадолго до планируемого побега. Мальчик погружается в молитву, надеясь, что слабоосознаваемый им Бог облегчит страдания мамы, лишившейся на какое-то время сына, в какой-то момент признается Чечевицыну, что не готов бежать из родительского дома. Несмотря на то, что Володя все же подавил в себе привязанность в матери и семье в целом и бежал с Чечевицыным, мы обязаны признать, что он — мальчик хоть и слабохарактерный, но не безответственный, ведь детская психика, лишенная морального базиса уровня взрослого человека, формирует ответственность из жалости, а не из понятий о чести и достоинстве, по большому счету безразличными ребенку, в оригинале всецело открытому миру, не строящему барьеры поведения и мироощущения. 

Основная идея

Смысл рассказа «Мальчики» заключается в детской ответственности не только перед родителями, но и перед собственными желаниями. Володя показал, что способен сопереживать матери, которая, очевидно, будет морально подавлена его уходом из дома в сопровождении странного товарища, очевидно одержимого глупостями, воспринимаемыми им за правду жизни. Потому педагогическая полезность “Мальчиков” очевидна и однозначна. 

Однако полемическая связь, сформировавшаяся между Володей и Чечевицыным напоминает противостояние славянофилов и западников, сходивший на нет к моменту написания рассказа. Причем, деэлескация конфликта связана вовсе не с обоюдной усталостью сторон от вечных прений, а с тем, что уставшие от народной тривиальности и патриотического притворства славянофилы все чаще склонялись, если не падали в декадентском обмороке на сторону западников, чьи идеи были более реализуемыми, привлекательными, удовлетворяющими зарождающуюся моду на демократизм. Характерным “западником в литоте” здесь выступает, безусловно, Чечевицын. Его не прельщает быт Родины настолько, что с каждым днем пребывания в культурно-политической диссатисфакции, желание совершить социокультурный марш-бросок через Берингов пролив становится все менее шуточным. Даже анекдотически Чечевицын походит на хрестоматийного западника: его фамилию часто коверкают (как-то делал отец Володи), какая-то часть общества говорит с ним разных языках (воплощением этого являются реплики Маши), но при этом, он возбуждает интерес женской половины, любящей по определению людей находчивых и нетривиальных. 

Роль безвольного славянофила здесь исполняет, не трудно догадаться, Володя. Он встретил в кругу ученых людей авантюриста-западника, приник к его возвеличенному желанию причастности к Западному миру и поддался соблазну разделить это желание с ним. 

Легко так же провести параллель между неосознанным увлечением мальчиков с тенденцией, наблюдаемой в культуре светской молодежи конца XIX века, все больше и больше обращавшейся в своей симпатии к Западу, социальный фон которого, исполненный идей свободы и равенства, казался молодым людям чрезвычайно привлекательным. 

На примере заведомо проигрышного плана мальчиков, Чехов показывает, как важно трезво оценивать свои силы не только наивным, по неопытности самоуверенным детям, но и политическим авантюристам, считающим себя и свои активно продвигаемые и перманентно навязываемые взгляды ничуть не отвлеченными от политических реалий и полезными для общества. Можно ли назвать произведение фельетоном, обличающим либерализм? Навряд ли, ведь Чехов скорее дает наставление реформатору, должному в погоне за новой жизнью не предавать реальных людей, и не возвеличивать картинки, виденные в пафосных книжках. Такова главная мысль рассказа «Мальчики».

Чему учит?

Рассказ «Мальчики» вскрывает сокровенные детские желания, которые любая дочка, как и любой сын, скрывают за традиционными и безусловными признаниями в любви перед родителями. К привычному ребяческому “Мамочка, я тебя так люблю…”, Чехов приписывает частенько опускаемый постскриптум “… Уехать бы от тебя, далеко-далеко”. Рассказ не столько пристыжает “неблагодарное” дитя, сколько демонстрирует факт того, что ответственность перед хлопотливыми родителями и должна безапелляционно преобладать над жаждой приключений и поисков нового. Такова мораль рассказа «Мальчики», таковы его нравственные уроки.

Разумно предположить, что рассказ, помимо прочего, интерпретирует кажущуюся сегодня чересчур ортодоксальной пословицу “где родился, там и пригодился”, доказывая ее актуальность в контексте семейных взаимоотношений. К Чечевицын, присваивающему себе прозвище “Монтигомо, Ястребиный коготь”, Чехов относится не столько с пониманием, сколько с полной сочувствия иронией, легко различимой для пристыженного ребенка, узнавшего в героях рассказа себя, в моменты удушливой тоски, навеянной беспривольностью домашнего очага.

Критика

Сложно сказать, кто критиковал Чехова чаще остальных: состав его регулярных критиков был разнообразен во все времена, однако человек, из-под руки которого было наибольшее число положительных, едва не хвалебных рецензий, нам известен, и имя его — Лев Толстой, бывший ярым фанатом малой Чеховской прозы. Рассказ “Мальчики” Толстой считал одним из лучших среди вех, ранее писанных.

Журналист Виктор Гольцев, приятель Чехова, рекомендовал “Мальчиков” для чтения в семейному кругу, как произведение, воспитывающее в детях ответственность перед родителями и вскрывающее их тайные и наивные желания сепарации. Многими критиками, в том числе на примере “Мальчиков”, высказывалось мнение о том, что Чехов обладает уникальным талантом понимания детской души, который не меркнет перед неприятием инфантилизма и особого рода детской спонтанности, характерным для взрослого человека. 

Публицист А. Басаргин на страницах “Московских ведомостей” отмечал, что рассказ отражает не только детское естество, но и влияние ученых заведений на детей, остающихся беспризорниками при живых родителях, теряющими возможность радоваться жизни, чувствовать себя любимыми и нужными. Чехов заставляет задуматься об этом в рассказе «Мальчики».

Автор: Иван Шарков

Роман «Братья Карамазовы» Достоевского, написанный в 1880 году, был задуман писателем как первая часть эпического произведения «История Великого грешника». Повесть «Мальчики» является десятой книгой четвёртой части романа «Братья Карамазовы».

Сочинение по произведению Мальчики

Рассказ, который написал Чехов в 1887 году, носит название « Мальчики» и является продолжением цикла рождественских рассказов. Произведение было издано под псевдонимом автора – Антоша Чехонте.

В рассказе говорится о двух мальчишках, которые одноклассники. Они приехали из гимназии на каникулы. Один из них – сын хозяев, Володя Королев. Чехов описывает его пухленького, но общительного и веселого малого. Его воспитали в огромной и дружной семей, где между всеми членами царит любовь и взаимопонимание.

Другом и гостем мальчика являлся Чечевицин. Он был худой, смуглый, на лице полно веснушек. Мальчик имел узкие глаза, толстые губы, в общем, не блестят красотой. Характер у Чечевицина была очень сложный, он всеми силами хотел стать лидером. У него была идея фикс – сбежать в Америку. Даже когда мальчишка знакомился с сестрами друга, то представился как Монтегомой Ястребиным Когтем. Володю он, как ни странно, практически всегда называл « бледнолицым другом». Для того, чтобы сбежать в Америку, Чечевицин готов на все, даже на шантаж.

Этих двух разных ребят связала одно желание и одна идея. Они просто перечитали всяких произведения, о поиске сокровищах и тому подобному. Теперь они просто мечтают попасть в Америку, добыть сокровище. Они даже начали готовиться: накопили денег, засушили сухари, подготовили карты, пистолеты, лупу и нож.

Однако, сестры Володи были очень проницательны и внимательны, они заметили, что их брат не веселый и не помогает им с украшением елки. Они были уверены, что с ним что-то ни так, что его что-то коробит. Сестры пошли на хитрость. Они подслушивают разговор двух друзей. Так они и узнали о Америке. Мальчики не вышли обедать и семья начала поиски. Однако, через сутки их привезли домой, так как они были задержаны в гостином дворе за то, что хотели купить порох для оружия.

Каждый воспринял эту неудачу особенно. К примеру, Володя переживал, раскаивался, извинялся, что принес столько горя и слез семье. От всего этого ему стало плохо и пришлось лечь в постель. Чечевицын, наоборот, даже гордился собой и был рад. Его лицо говорило о том, что он победитель и лучший. Он даже не хотел понимать, как было тяжело в тот момент родителем, они ведь переживали. Он был суровым и надменным, он не думал о чужих чувствах, ради своей цели готов был на все. Чечевицин, в отличии от Володи, никогда не показывал своих эмоций. Со стороны казалось, что этот мальчик просто не умеет чувствовать.

Сочинение на тему мальчики чехова

Целостный анализ прозаического произведения большого объёма (Чтение и понимание художественного текста) Цели сессии: продолжить – освоение техник понимания прозаического текста, в т.ч. моделирования; – освоение способов работы с прозаическим текстом большого объёма.. Анализ рассказа А.П. Чехова «Мальчики» Детям вечно досаден их возраст и быт… В. Высоцкий При организации понимания детьми текста большого объёма существует целый ряд объёктивных сложностей. Во-первых, детям сложно удерживать содержание, даже его фабульную сторону. Во-вторых, авторское отношение к происходящему не просто «рассыпано» по всему произведению. Часто писатель «передоверяет» возможность высказать свое мнение, отношение о проблеме или герое другому, персонажу рассказа, или «прячет» его в портрет, пейзаж. Кроме того, особенности произведения обусловлены не только родом литературы и жанром, но ещё и типом художественности. Как организовать работу по осмыслению текста рассказа, чтобы в результате ребята поняли произведение адекватно авторскому замыслу? «Мальчики» Чехова – прозаическое произведение, рассказ, тип художественности –юмористический. А.П. Чехов с теплой иронией относится к своим юным героям, но эту тёплую природу смеха понять четвероклассникам непросто. Для этого необходимо создать ряд ситуаций, в которых ученики совершенно однозначно увидят, что смех в рассказе не есть отрицание мечты героев. Улыбку вызывает наивность, с которой мальчики-гимназисты её формулируют и воплощают. Эта добрая улыбка – общее отношение автора, взрослых героев и нас, читателей. Так устроен юмористический тип художественности. В центре – случай как действие; мир гармоничен, героям внутри мира комфортно. Смех не отрицание, смех не над миром и не над героями. Автор и читатель незримо тоже «внутри» мира Дома, семьи, ожидающей наступления Рождества. Юмористический тип художественности отражает следующая модель: Ход игры 1. Общее заседание. Цели: выявить уровень понимания текста, дать установку на работу в группах. Недавно прочитали рассказ А.П.Чехова “Ванька”. Теперь вы познакомились с другим произведением этого автора рассказом “Мальчики”. Похожи эти произведения? Почему? Почему автор написал такие разные рассказы? Что он хотел сказать читателям в этом рассказе? версии, модели Как понять истинный смысл произведения? А? Г ? Р? внешность? речь? Вы пойдёте работать в группе, у каждой группы будет своё задание. Через 30 минут мы снова соберёмся и обсудим результаты вашей работы. 2. Работа в группах 30 минут. 3. Общее заседание. Цели: обсудить результаты работы групп, сформулировать свод законов мира семьи и мира фантазий, выявить авторский замысел. Для вычитывания подтекста данного рассказа используем следующие «инструменты» анализа, (их всегда диктует содержание): – анализ персонажей парами (антитеза Володя – Чечевицын: возможно сравнение на уровне портретной характеристики /портретной и речевой характеристик; папа Володи – мама Чечевицына); – точка зрения (прямая-непрямая авторская оценка). Чечевицын отрицательный герой? Он плохо влияет на Володю? Кто больше понравился? Кто быстрее повзрослеет? Как оцениваете родителей? Какое отношение к детям? (уважительное) Роль родителей: ругать, контролировать или советами помогать взрослеть? (Что для понимания текста даёт сопоставление этой пары персонажей?) Для этого необходимо создать ряд ситуаций, в которых ученики совершенно однозначно увидят, что смех в рассказе не есть отрицание мечты героев. Улыбку вызывает наивность, с которой мальчики-гимназисты её формулируют и воплощают. Эта добрая улыбка – общее отношение автора, взрослых героев и нас, читателей. Так устроен юмористический тип художественности. В центре – случай как действие; мир гармоничен, героям внутри мира комфортно. Смех не отрицание, смех не над миром и не над героями. Автор и читатель незримо тоже «внутри» мира Дома, семьи, ожидающей наступления Рождества. Моделирование возможных вариантов авторской позиции Уровень понимания текста зависит от жизненного и читательского опыта, от уровня читательской культуры. После первого (самостоятельного) прочтения этого рассказа ребята, как правило, склоняются к следующему пониманию авторской позиции: 1 Подтверждение этим мыслям они найдут в тексте: «Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Не хорошо-с! Вы зачинщик и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно?» В классе обязательно найдутся дети, не согласных с такой жёсткой формулировкой. Они будут искать компромиссы, по сути, мало что добавляя нового в понимание произведения. 3. Вариант, наиболее близкий авторскому: Чтобы прийти к адекватному авторскому пониманию содержания произведения, необходимо организационно и технически заложить эту возможность в урок. Работа групповая, с обязательным докладом о результатах работы группы на общем заседании, фиксация основных положений доклада всем классом, вопросы на понимание, вопросы содержательные, общая коррекция или уточнение результата. Для вычитывания подтекста данного рассказа используем следующие «инструменты» анализа, (их всегда диктует содержание): – анализ персонажей парами (антитеза Володя – Чечевицын: возможно сравнение на уровне портретной характеристики /портретной и речевой характеристик; папа Володи – мама Чечевицына); – точка зрения (прямая-непрямая авторская оценка). (Что для понимания текста даёт сопоставление этой пары персонажей?) Окончательно проникнуться пафосом произведения позволит общая (в силу возраста целесообразна общее размышление, фиксация, уточнение) работа по формулированию законов, по которым устроены «миры» «космоса» рассказа «Мальчики». Законы мира Дома 1. Тепло, любовь, забота обо всех в семье. 2. Добрые традиции семьи. 3. Уважение ко всем членам семьи, выражающиеся в принятии других точек зрения (в данном случае уважение выбора сына – Чечевицын, друг сына, априори достоин уважения). 5. Ребёнок имеет право на фантазии и ошибки. Семья поможет ему взрослеть. Законы мира Фантазии (как его понимают мальчики) 1. Настоящие ценности – не в домашнем уюте. 2. Ты должен быть сильным, гордым, независимым. 3. Свобода есть вседозволенность. Сильный выше закона. Эти «миры» в рассказе Чеховым противопоставляются? В общем обсуждении выясняется, что эти «миры» в рассказе Чеховым не противопоставляются. Ему (как и родителям) симпатичны дети, вдохновлённые героикой приключенческих книг Майн Рида. Чехов осуждает мальчиков? Смеётся над ними? По-доброму или по-злому? Улыбку вызывает то, что мальчики, не понимая условности искусства, верят в абсолютную реальность фантазии и действуют, как рекомендует лирический герой баллады В. Высоцкого «Книжные дети»: Разберись, кто ты – трус Иль избранник судьбы, И попробуй на вкус Настоящей борьбы. Как отнеслись сёстры Володи? Героический побег мальчиков в Америку навсегда запомнят сёстры Володи, образ г-на Чечевицына в ореоле славы (и рядом – брата) отпечатан в их душах. Как отнеслись родители Володи? Родители-Королёвы … рады за сына (Чехов!!!). Умение мечтать, жажда воплотить свою мечту – основа творчества. Родители Королёвы любят сына? Что такое родительская любовь? На этом месте важно задержать разговор подольше – поговорить о том, что такое родительская любовь. (Если есть возможность на это занятие пригласить родителей, нужно обязательно ею воспользоваться.) модель Возможный «сухой остаток» понимания текста: Рассказ о семейных ценностях из разряда «вечных». Володя – в будущем тот самый «чеховский интеллигент, заглядевшийся на звёзды». Добрая атмосфера семьи помогает его правильному взрослению. Он легче, чем Чечевицын, поймет, что « в грёзы нельзя насовсем убежать, краткий век у забав – столько боли вокруг…», и примет не героические, на первый взгляд, но важнейшие семейные ценности семьи как свои: любовь, взаимоуважение, заботу, ответственность. Значит, нужные книги в детстве читал… Задание 1 группе. Прочитайте текст. Выделите маркерами предложения, которые рассказывают о внешности Володи. Если эти предложения расположены в разных местах текста, «соберите» их вместе. Какой характер героя рисуют нам эти предложения? Какие чувства вызывает этот герой? Володя Королёв Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: “Бррр!” Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе. Володя в рассказе характеризуется «в двух временных пластах». Это мягкий добросердечный ребёнок, выросший в тёплой дружной семье с добрыми традициями. До того, как он стал бледнолицым братом Монтигомо, он с радостью принимал участие в предрождественской суете, был весёлым, контактным, был дружен с сёстрами – очень любил свой дом, семью. Сейчас же, вопреки своей тонкой и нежной природе, он старается вести себя как настоящий закалённый ветрами странствий герой-путешественник, чтобы соответствовать своему другу и их общей мечте. Задание 2 группе. Прочитайте текст. Выделите маркерами предложения, которые рассказывают о внешности Чечевицына. Если эти предложения расположены в разных местах текста, «соберите» их вместе. Какой характер героя рисуют нам эти предложения? Какие чувства вызывает этот герой? Две группы учащихся «собирают» портреты героев, попутно отмечая черты характера, оценки этого характера другими персонажами рассказа и то, кому эта оценка принадлежит. Чечевицын Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек. Он о чем-то все время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос. … И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенно замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев. Обсуждая анализ, проделанный первой группой, класс приходит к выводам о том, что Чечевицын – лидер, целеустремлённый, волевой, умеет организовать себя и других на воплощение мечты в реальность: убеждением, уговорами, шантажом. Ему, наверняка, принадлежит идея, его инициатива. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, что делает описание напряжённым, стремительным, создаёт ощущение ершистости героя, подчёркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь – и ведёт себя так, как предписывает ему избранное имя. «Необыкновенно замечательный, решительный, неустрашимый, тигр, лев» эта оценочная лексика принадлежит восхищённым сёстрам Володи, Соне и Кате. Маленькая же Маша ничего этого не видит… и ассоциируется у неё г-н Чечевицын с… чечевицей, блюда из которой готовят в пост. Она об этом периодически вспоминает и снижает «высокий» образ героя. Делается это по-детски, как бы нечаянно. Но, естественно, по воле Чехова. (Кому принадлежит оценка «некрасивый», «похож на кухаркина сына»? Зачем она? Почему и когда мы о ней забываем?) Задание 3 группе. Прочитайте текст. Выделите маркерами предложения, которые рассказывают о том, что и как говорит Чечевицын, как это отражается в его поступках. Какой характер героя рисуют нам эти предложения? Какие чувства вызывает этот герой? А) Чечевицын весь день сторонился девочек и глядел на них исподлобья. После вечернего чая случилось, что его минут на пять оставили одного с девочками. Неловко было молчать. Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил: – Вы читали Майн-Рида? – Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься? Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко. Он еще раз поднял глаза на Катю и сказал: – Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут. Чечевицын грустно улыбнулся и добавил: – А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты. – А это что такое? – Это вроде муравчиков, только с крыльями. Очень сильно кусаются. Знаете, кто я? – Господин Чечевицын. – Нет. Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых. … – Так ты не поедешь? – сердито спрашивал Чечевицын. – Говори: не поедешь? – Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил. – Ты говори: поедешь или нет? – В таком случае я сам поеду! – решил Чечевицын. – И без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны! – Так ты не поедешь? – еще раз спросил Чечевицьн. – Так одевайся! И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры. – На вокзале! – гордо ответил Чечевицын. Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: “Монтигомо Ястребиный Коготь”. Задание 4 группе. Прочитайте текст. Выделите маркерами предложения, которые рассказывают о том, что и как говорит Володя, как это отражается в его поступках. Какой характер героя рисуют нам эти предложения? Какие чувства вызывает этот герой? Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Пока сидели за чаем, он обратился к сестрам только раз, да и то с какими-то странными словами. Он указал пальцем на самовар и сказал: – А в Калифорнии вместо чаю пьют джин. Он тоже был занят какими-то мыслями и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие. – Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму! К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер. – Господи! – тихо плакал Володя. – Как же я поеду? Мне маму жалко. – Я… я не струсил, а мне… мне маму жалко. – Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить. Володя заплакал так горько, что сестры не выдержали и тоже тихо заплакали. Наступила тишина. – По… поеду. Речь и поведение героя подтверждают ситуацию раздвоенности бытия Володи (комметарий-анализ). Задание 5 группе. Прочитайте текст. Выделите маркерами предложения, которые рассказывают об отце Володи и матери Чечевицына. Проанализируйте, как Чехов изображает отца. Какие чувства у вас вызывает этот герой? Как рассказано о маме Чечевицына? Почему? Пятая группа сравнивает образы отца Володи и мамы Чечевицына – Володичка, а это же кто? – спросила шепотом мать. – Ах! – спохватился Володя. – Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас. – Очень приятно, милости просим! – сказал радостно отец. – Извините, я по-домашнему, без сюртука… Пожалуйте! Наталья, помоги господину Черепицыну раздеться! Господи боже мой, да прогоните эту собаку! Это наказание. – Ну, вот скоро и Рождество! – говорил нараспев отец, крутя из темно-рыжего табаку папиросу. – А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи? Ан ты и приехал… Время, брат, идет быстро! Ахнуть не успеешь, как старость придет. Господин Чибисов, кушайте, прошу вас, не стесняйтесь! У нас попросту. После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы. Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала: – Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы? – Господи боже мой, даже ножниц не дают! – отвечал плачущим голосом Иван Николаич и, откинувшись ка спинку стула, принимал позу оскорбленного человека, но через минуту опять восхищался. Девочки, дрожа, с ужасом думали о том, что теперь будет, слышали, как папаша повел Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго говорил с ними; мамаша тоже говорила и плакала. – Разве зто так можно? – убеждал папаша. – Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Не хорошо-с! Вы зачинщик и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно? Вы где ночевали? Послали куда-то телеграмму, я на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына. Анализируя портрет и речь отца, ребята приходят к выводу, что он мягок и интеллигентен, уважительно относится к своему сыну. Никаких вопросов и комментариев по поводу неожиданного приезда друга (Рождество праздник семейный). Обращается к другу сына на «вы». Очень терпелив к тому, как ведёт себя Володя – под несомненным влиянием друга-подростка. (Изменения в поведении сына не могут нравиться родителям). В финале рассказа мы видим отца решительным, требовательным, проявляющим мужские качества характера. Но его высказывания не унижают человеческого достоинства детей. Информации о матери Чечевицына чрезвычайно мало. Она «дама», «приехала и увезла» «своего сына». Лаконизм предложения подтверждает догадку читателя о том, что родители мальчиков не будут шумно разбираться, кто виноват, скандалить при детях. Взрослые обладают чувством собственного достоинства, ведут себя в лучших дворянских традициях. Единственное оценочное слово – «дама». Но даже маленькие читатели понимают, каких душевных затрат ей стоит выглядеть невозмутимой после проделок сына, как сложно его воспитывать.

О чем повесть Достоевского – сюжет

Главные герои – это Николай Красоткин и Илья Снегирев.

Николай и Илья были друзьями. Однажды Коля буквально спас младшего Илью от насмешек и издевательств других школьников. После этого случая Илюша всем сердцем привязался к Коле. Николай стал для него идеалом, старшим другом и спасителем.

Коля не мог этого не заметить. Он именовал это рабской преданностью, потому что Илюша делал всё то, что он просил, вплоть до мелочей. Младший товарищ буквально во всем копировал Колю.

Красоткин тоже привязался к Илье, но проблема была в том, что Коля очень любил властвовать и влиять на других, творить всё, что вздумается. Парню нравилось быть господином, который вершит жизни других.

Коля так увлекся, что начал играть чувствами младшего товарища. Он мог ни с того, ни с сего оттолкнуть его, потом снова подпустить. Такие моменты повторялись много раз.

Такое поведение близкого друга привело Илюшу в состояние отчаяния. Он не знал, что делать. В этот момент его встречает один мерзавец по фамилии Смердяков, который предлагает дать собаке хлеб со спрятанной внутри иглой. Он так и поступил. Собака мучилась, она бегала и отчаянно визжала. После этого случая и отвержения Николая ребёнок не выдержал и заболел смертельно.

Когда Коля увидел к чему привело его поведение, он был шокирован и раскаялся в своем поведении. Как же сильно он хотел всё сейчас исправить, вернуться назад и поступить по-другому. Однако, время уже ушло.

Когда Коля пришел в гости к своему умирающему другу, он увидел страшную картину, которая чуть ли не довела его до слез. На постели лежал худой и бледный Илья. Красоткин нашел ту собаку, заклялся, что будет рядом с больным другом почти постоянно.

К сожалению, уже было поздно. Молодого Илюшу невозможно было вернуть к жизни. Коля осознавал, что во многом была его вина. А всё почему произошло?

Потому что Коля Красоткин решил, что имеет право управлять другими людьми, что он вправе играться чувствами. И вот к чему это привело, теперь поздно что-то менять, осталось только пожинать плоды своих поступков, которые очень горькие.

Позже, благодаря Алёше Карамазову, читатель узнает, что Красоткин является социалистом, который отвергает Бога. У него почти нет образования, зато самомнение очень большое. Алексей очень своеобразно отзывается о герое, говоря, что он хорошо, да извращенный.

Это значит, что у мальчика имеются хорошие задатки, так как Коля обладает добротой, он не глуп, для него не чуждо такое понятие, как сила воли. Однако, помимо всех положительных качеств, у героя имеется извращенность, которая делает Красоткина страшным и опасным человеком. Именно это и убило Илюшу.

Автор негативно относится к социализму и показывает опасность неправильного отношения к людям.

  • Отзыв о рассказе макар чудра
  • Отзыв о рассказе людочка астафьева
  • Отзыв о рассказе лев и собачка 2 класс
  • Отзыв о рассказе лошадиная фамилия
  • Отзыв о рассказе лермонтова ашик кериб