Отзыв о рассказе левша

Сочиненияпо литературелесковпо произведению левшаcказ лескова левша, тесно переплетен с жизнью простого русского народа. в этом произведении подняты несколько тем: патриотизма,
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лесков
  4. По произведению Левша

Cказ Лескова «Левша», тесно переплетен с жизнью простого русского народа. В этом произведении подняты несколько тем: патриотизма, таланта и власти.

Главной темой произведения, конечно же любовь к Родине. Левша описан с трепетом и любовью. К нему писатель относится с теплотой, автору больно оттого, что его не оценили по достоинству в России. Он готов работать на благо Родины. Ему нравятся порядки и режим царящие в стране, на его пути много трудностей, но он не готов предать свою Родину ради лучшей жизни в другой стране. Ему было предложено переехать в Англию, но он не мог представить себя отдельно от своей Родины.

С Родиной связана тема судьбы талантливого человека, в сказе показано, что талантливый человек в России не всегда счастлив. Царь не верит в то, что его народ талантлив, поэтому не уделяет не внимания, не денег на его развитие и продвижение по жизни. Такие мастера, как Левша могут реализовать свои таланты по минимуму.

С талантом связана тема отношения власти с народом. Писатель показал, что иностранцы с уважением относятся к мастерам в не зависимости от их национальности и их места проживания. Когда Левша приехал в Лондон на выставку, англичане просят его остаться, а на своей Родине он не нужен не кому. На родине его не признавали и не спасли его, когда ему требовалась помощь, ему отказали. В отношении у нему видно отношение власти к народу.

Лесков в своем произведении показывает не только талант русского человека, но и его характер. Он показал, что наш человек очень любит свою страну, и многие готовы для её славы сделать всё возможное и не возможное. И новый царь знал, что его мастера знают своё ремесло не хуже иностранцев и ради славы страны постараются.

Главная черта, которая восхищает автора, это терпение русского человека.

В произведение много несправедливости. Англичанина встретили, как национального героя, хотя он ни чего не сделал для нашей страна. А Левшу, который так рвался домой и прославил Россию за рубежом, встретили, как преступника. От такого отношения он и умер, ведь никому не было дела до человека с народа.

Мастер из народа имеет «золотые руки», ради родины, которая его не признает готов пойти на все. В Англии он узнает секрет чистки оружия, но ему не верят. Ведь он с народа, а народ должен молчать. В произведении Лескова народ говорит особой речью. Слова меткие, попадающие в цель. Народ он защищает, от лица англичан.

Читая это произведение, понимаешь, что если ты патриот, то любит свою Родину несмотря ни на что, в любой ситуации остаешься с ней. В этом главный урок произведения Лескова.

Вариант 2

«Левша» — рассказ Николая Семеновича Лескова. Центральной темой произведения является любовь к родине, патриотизм главного героя. Левша – собирательный образ, в котором нашли свое отражение характерные черты русского народа.

Главным героем произведения является оружейных дел мастер. Писатель не дает своему герою имени, Левша – это псевдоним, основанный на том, что герой все делал левой рукой. Из трех мастеров, которые подковали английскую блоху, Левша был самым талантливым. Герой делал для подков гвоздики – самые маленькие детали, которые трудно увидеть даже в микроскоп. Талант главного героя сочетался с его скромностью и непримечательной внешностью. Из-за этого Левшу часто недооценивали, Практически никто не догадывался, какой потенциал скрыт в этом простом и скромном человеке.

Император отправил тульского мастера в Европу, чтобы тот передал блоху английскому правительству. В Англии талант оружейного мастера нашел своих ценителей, англичане были удивленны искусной работой Левши. Они предложили герою остаться в их стране, пообещав хорошие условия работы и проживания. Перед Левшой стал важный, судьбоносный выбор: вернуться домой, в страну, где его не ждут, и даже уже успели забыть мастера, подковавшего блоху или остаться в Англии, где нашлось бы применение его таланту, где он смог бы развиваться. Главный герой очень любил свою родину, он отказывается от лесного предложения и, не смотря на бурю, отправился в Россию.

На родине уже забыли оружейного мастера. Прибыв в страну, Левша оказывается без документов. Его поместили в больницу для бедных, куда в городе привозили людей неизвестного сословия. Там Левша умирает. Перед смертью герою просит передать императору секрет чистки ружей, но никто не обращает должного внимания на его слова. Даже последние мысли мастера посвящены родине, будущему России. Герой повести Лескова – настоящий патриот. Как бы ни была трудна его жизнь, он любит свою страну, предать Родину для него тоже, что и предать себя.

Наряду с темой патриотизма, в рассказе Лескова поднимается еще одна важная тема – безразличие власти, ее равнодушие, холодность, пренебрежение по отношению к людям, гражданам страны. На родине талант Левши так и не был оценен по заслугам. Отношение власти к простым людям, несправедливости российской действительности того времени также нашли отражение в повести Лескова.

Другие сочинения: ← По произведению Очарованный странник↑ ЛесковТема и идея сказа Левша →

Сочинение про Левшу

Левша является главным героем одноименной повести Николая Семеновича Лескова, написанной им в 1881 году. На примере жизни Левши автор раскрывает проблему судьбы по-настоящему талантливого человека в России в те времена. В какой-то степени, данное произведение и проблема, раскрытая в нем, актуальны и в настоящее время.

По внешности, описанной в повести, можно понять, что Левша был абсолютно непримечательным и непривлекательным человеком, обычным русским юродивым. Левша был бедным крестьянином, малообразованным, забитым и верующим человеком, который скромно одевался, любил старых родителей и жил в маленьком домике. А вот его умения в мастерстве были просто поразительными. Он являлся тульским мастером, настоящим умельцем в своем деле. Вместе с двумя другими иностранными мастерами его выбирают для создания более удивительного изделия, чем английская блоха.

В обязанности Левши входила самая сложная задача – создание гвоздиков для подков. Несмотря на свое косоглазие, он успешно справляется с задачей и даже оставляет свое имя на подкове. Такой результат был просто поразительным, никто не мог поверить в сделанное им дело. Как ни странно, англичане желают иметь у себя такого искусного мастера и приглашают Левшу к себе. С его стороны поступает непонятный другим отказ. Безусловно, причиной данного отказа был патриотизм и желание прославить Россию, но и не только это. Левша считал себя недостойным и непримечательным человеком, который не верил в себя, свои способности и предпочитал жить без известности. Он просто не мог представить себя, живущим в человеческих условиях, в которых он смог бы жить обеспеченно и чувствовать себя комфортнее.

Лесков раскрывает действительно важную проблему в своей повести: несчастная жизнь настоящих талантов в России. Левша являлся непревзойденным мастером, который смог совершить фантастическую работу. Но как при этом складывается его жизнь? Он, человек с золотыми руками, серьезно заболевает и умирает, но никому даже нет до этого дела. В этом присутствует вина самого героя и общества. Поэтому образ Левши не только положительный, но и по-негативному ироничный.

Сочинение 2

Лесков как автор в своих произведениях всегда старался коснуться темы человека, его характера, и как проявляет этот характер в коммуникации с другими людьми. Лесков всегда очень точно и красочно описывал человеческие характеры и образы, которых в его произведениях было огромное количество, но, даже при таком большом количестве образов, он всё равно мог оставить каждому его образу свою уникальность, свой уникальный характер, который был не похож на все остальные. Потому Лескова и считают одним из самых весомых деятелей русской народной литературы, ведь Лесков, как правило, писал именно для народа, дабы донести до народа свою мысль и тему. Прекрасным примером послужит произведение “Левша”.

В нём автор рассказывает читателю историю, об удивительном человеке, которого он собственно и называет Левшой. Левша – это настоящий мастер на все руки, который всю свою жизнь интересовали любые вещи, которые можно модифицировать или починить, что собственно Левша и делал всю свою жизнь. И вот по мере начала развития сюжета Левша получает задание от государя, которое он впоследствии практически выполняет, однако по пути назад он умирает. Левша человек, который очень привязан к своему делу, и без сомнения он также имеет очень ярко выраженный талант, которым он пользуется на протяжении всего произведения. Таким образом, автор показывает нам образ человека, поистине целеустремленного.

Левша всю свою жизнь стремился к своим собственным идеалам, а ни к тем которые навязываются человеку обществом, потому автор и называет Левшу человеком, который представляет из себя чистейшую обособленность, и человека, который никогда не станет идти на поводу у общества, слушая лишь себя и своё сердце. В представлении автора каждый человек должен быть таким же, каким и является Левша. В произведении Левша представляет собой своеобразный идеал, которому человек должен следовать, дабы совсем не потерять свою уникальность в бешеном ритме жизни. Левша также обладает очень упорным и целеустремлённым характером, что также позволяет ему добиваться всех тех вершин, которых он хочет, потому и каждый человек должен следовать этому идеалу.

Таким образом, мы видим, что в своём произведении Лесков создал уникальную атмосферу, которую автор и доносит до своего читателя, и также через данную атмосферу автор доносит до читателя мысль, о необходимости постоянного развития своего таланта.

Другие темы: ← Иван Флягин↑ ЛесковПо повести Очарованный странник →

`

Сочинение на тему Левша — народный герой

Левша – живет в городе Тула и не представляет своей жизни без своего любимого дела. На щеке у него имеется родимое пятнышко, косит, кое, где выдраны волосы. Носит старую потрепанную одежду. Сам мужчина вечно испачканный, не аккуратный, в себе очень не уверен, образования никакого нет, но это не лишает его способности творить интересные вещи.

Рассказчик сообщает, что настоящее его имя давно всеми позабыто, в целом это происходит со всеми гениальными людьми. Левша – собирательный пример русского населения, где есть и способности, и знание продемонстрировать свой родной край, увлечь собеседника, любовь к родине, способность защитить свои взгляды. Левша сумел доказать правительству, что русский люд, даже не имеющий образования умеет создавать уникальные вещи. Не имея представления о законах физики, он способен подковать фактически минимизированную блоху и указать имя творца.

Он создавал не для известности своей, а чтобы прославить родину свою. Рассказчик демонстрирует, в какой бедности живет подлинный талант в нашем государстве. Так же в этом произведении рассказывается судьба рабочего из Англии, его судьба совсем иная, у него есть все, чтобы создавать уникальные вещи и благополучно жить. Но даже подобные факторы не способны были удержать левшу в чужой стране. Когда мужчина возвращался домой, он все смотрел вперед, где уже виднелся его родной край. Мастер хотел сообщить своей стране, как правильно беречь оружие, по этой причине он очень спешил на Родину.

Мужчина, даже когда умирает, помнит о своей отчизне и пытается передать тайну, но не может, поскольку на Родине не существует никаких правил, его обворовали, все забрали, худо к нему относились, потому и помер. Его способности не восприняли, не защитили его.

6, 7 класс

Другие сочинения: ← Характеристика Платова из рассказа Левша↑ ЛесковОписание Левши →

Сочинение-рассуждение на тему «Образ левши в сказе Н.С. Лескова»

Образ левши в сказе Н. С. Лескова

План

I. Мои впечатления от сказа Н. С. Лескова «Левша».

II. Образ левши в произведении.

  1. Внешний вид героя.
  2. Его необразованность.
  3. Удивительная талантливость простого человека.
  4. Патриотизм мастера.
  5. Левша – обобщённый образ русского народа.

III. Горькое чувство Лескова от униженности и бесправия русского человека.

…Там, где стоит «левша»,

надо читать «русский народ».

Н. С. Лесков

Сказ Н. С. Лескова «Левша» произвёл на меня неизгладимое впечатление. В своём произведении автор рассказывает читателям о том, что порой не верховная власть, а простые люди берегут честь России и составляют её надежду.

Главный герой сказа – безымянный тульский мастер левша. Лесков передаёт образ левши очень скупыми красками и небольшим количеством слов, но при этом даёт очень точные характеристики. Когда я читала: «…косой левша, на щеке пятно родимое, на висках волосья на ученье выдраны…», то сразу представила бедного, невзрачного человека, у которого с малолетства была трудная жизнь. Ему приходилось много трудиться, получая за работу одни гроши да подзатыльники в придачу.

Читая дальше, мы понимаем, что левша необразован. Языков он иностранных не знал, речь у него простая, народная, с поговорками. Но на приёме у государя, прекрасно понимая, кто перед ним находится, мастер «не конфузится», говорит без лести и хитрости, вызывая уважение у присутствующих. «Наша наука простая: по Псалтырю да по Полусоннику, а арихметики мы нимало не знаем,» — скажет он позднее англичанам во время своего путешествия за границу.

Но, несмотря на это, левша обладает удивительным талантом. Именно про таких мастеров на Руси говорили, что у них «руки золотые». Получив Божье благословление и покровительство Николы Мценского, левша со своими друзьями-оружейниками ухитрились подковать диковинную блоху, выполнив тончайшую работу без специальных приспособлений, притом в ужаснейших условиях. А левше доверили выполнить самую сложную часть задания – выковать гвоздики для подковок блохи. И тот, не имея даже «мелкоскопа», отлично справился с работой!

Ещё одна яркая черта характера левши – его любовь к Родине. Левша ни разу не дал её обидеть, показав, что она – его матушка, а «русская вера – самая правильная». Простой провинциальный мастер отвечает отказом на любые предложения англичан. Его нельзя подкупить деньгами, заставить поменять веру, поманить женой-англичанкой или возможностью образования. Самое сокровенное желание левши – вернуться домой.

Левша – это собирательный образ простого русского человека. Автор хочет сказать, что в сёлах и городах необъятной России живут похожие на левшу люди. Среди них много умельцев, мастеров, которые достойны восхищения. Они бедны и необразованны, но хранят веру отцов и любят свою Родину. Именно про них сказано: «…шуба овечкина, а душа человечкина».

Прочитав эту повесть, мы понимаем, что Лескову горько сознавать бедственное положение простого народа. Автору обидно, что талант, патриотизм и порядочность не ценятся другими сословиями. Очень больно и несправедливо, что левша умирает в простонародной больнице, так и не получив помощи и не сообщив государю важную для армии новость. Тульский мастер был предан Родине до конца, но получилось так, что Родина его предала.

Юлия Пестова, 6б класс

Сочинение DOC / 30 Кб

Вариант 3

Сказ автора отличается от других авторов сказочными мотивами, в котором содержатся элементы трагизма.

В «Левше» есть центральный герой, живущий в городе Туле. Он — искусный мастер.

Левша – типично сказочный персонаж. Автор показал в нем мастера, который отличался высоким мастерством, но в науках не был силен.

Левша принимал участие в подковке блохи, что подтверждает талантливость русского мастера. Автор не стал называть Левшу никаким именем, тем самым подчеркнул его характер. Левша привык к тому, что ему постоянно кто-то угрожает. Одежда его небрежна: одна штанина заправлена в сапог, другая нет. Одежка застегнута на крючках, половина крючков потеряна. Так и ходит Левша в подобном виде. Образ Левши представлен в виде грязного и неухоженного мастера, не следившего за собой, ведь он постоянно работает.

Автор выразил в образе Левши маленького мужичка. Левша отвечает за качество выполнения своего мастерства. Левша уезжает в страну Англию, чтобы доказать иностранцам умение творческого мастерства. У него нет денег на еду. Он постоянно голодный. В таком состоянии он добирается до другой страны.

У многих читателей Левша вызывает уважение в том, что он отказывается от выгодных предложений и уезжает домой на родину. У него отсутствует желание оставаться в этой стране. Левша – трудолюбивый и честный человек. Левша — бескорыстный.

Автор характеризует Левшу с положительной стороны. Он показывает своим читателям, что Левша – русский патриот. У него душа простого русского человека. Он верит в религию и нравы русского народа. Мастер проходит через испытания судьбы, но даже перед смертью понимает всю важность военного секрета англичан, которое негативно может отразиться на русской армии.

После возвращения на родину, Левша неожиданно заболевает. Он умирает в полном одиночестве. Его бросили умирать в больнице на полу. В этом выражается отрицательные элементы России – неблагодарность, отсутствие гуманности, в чем заключаются истинные причины неустроенности нашей жизни в России, как подчеркнул писатель.

Читатель замечает, что автор проявляет сочувствие к Левше. Можно заметить жалость к нему, авторские комментарии говорят о прискорбии и горечи утраты. Талант не ценится, о чем подтверждает данное произведение.

Образ Левши можно охарактеризовать, как типичного литературного героя, который вызывает сочувствие, жалость, уважение, гордость за такого человека, ведь он патриот своей родины, не продавшийся буржуям. Без денег и документов он добрался до чужой страны, пытаясь доказать, что и в России есть настоящие искусные мастера своего дела!

Левша охарактеризован автором, как положительный герой.

6 класс

Популярные сочинения

  • Сочинение Русский характер
    Русский характер, пожалуй, — самый загадочный характер на земном шаре. А обладатели этого характера являются людьми воистину уникальными.
  • Сочинение Адресаты любовной лирики Лермонтова (9 класс)
    Тема любви у всех творческих людей находится на почетном месте. Чувство любви помогло многим поэтам раскрыть свой талант, и создать большое количество прекрасных произведений
  • Дикий-Барин в рассказе Певцы (образ и характеристика)
    Дикий-Барин представляет собой второстепенный персонаж произведения, который изображается в образе простого сельского жителя.

Критика о повести «Левша» Лескова: отзывы, рецензии о произведении

А. И. Фаресов, 1904 г.:

«…он [Лесков] пишет массу рассказов, сильных по выполнению и проникнутых в каждой строчке благородным настроением автора. Таковы его рассказы, вошедшие во II том под общим заглавием «Праведники», и полный эпического спокойствия «Сказ о тульском левше и стальной блохе» и т.д. <…>

Живая и разговорная речь, действительно, резко отличается от книжной и правильно-литературной. Вот почему Лесков не сам рассказывает «Запечатленного ангела», «Очарованного странника» и т.д., а влагает их в уста людей, говорящих чужим для него языком. 

Лесков, как художник, прежде всего должен быть в воспроизведении жизни верен действительности: как характеру лиц, так и их языку. А между тем многие удивляются тому, что у Лескова есть шепелявящие герои, которые вместо «город» произносят «голод»; в затруднительные минуты заговариваются и ставят одно слово вместо другого: «знако лицомое, а где вас помнил — не увижу» [из романа «Божедомы»] и т.д.

Удивляются тому, что рассказчик в «Стальной блохе» и приживалка в «Полуношниках» говорят приблизительно одним и тем же языком, хотя это объясняет просто тем, что оба они страдают недугом «артистической удали», свойственной многим беспокойным натурам, недостаточно интеллигентным, в простоте не говорящим ни одного словечка… Таких натур можно встретить всюду и даже среди публицистов в претензией на звание философов… <…>

…правильного отношения к себе вообще у большинства наших критиков Н. С. Лесков так и не дождался. С мнениями … Буренина и Волынского, однако, можно считаться: они оба иначе смотрят на Лесков, чем следует на него смотреть, но ни тот, ни другой не отрицают за ним его заслуг в литературе.»

(А. И. Фаресов, «Против течений. Н. С. Лесков. Его жизнь, соч., полемика и воспоминания о нем», 1904 г.)

А. Л. Волынский, 1901 г.:

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» весь от начала до конца представляется набором шутовских выражений — в стиле безобразного юродства. Разные сатирические ухищрения не прикрывают собою некоторого национального самохвальства, которое жило в душе Лескова и, можно сказать, сохранилось до конца его дней — в постепенно бледнеющих чертах.

Косой Левша, великий мастер-самоучка, отличенный царем перем всеми иностранными мастерам за микроскопические подковы к стальной блохе, едет по Европе, распевая ухарские русские песни с припевом по-иностранному: «ай люли — се тре жули». В рассказе действует донской казак Платов, который всячески оттягивает государя от увлечения европейской культурой.

Он разъезжает в коляске, запряженной буйными казацкими лошадьми… Преувеличивая до таких размеров черты внешней русской самостоятельности, Лесков не стесняется никакими пределами и в обрисовке артистического гения тульских оружейных мастеров. Они сработали такие подковы к иностранной стальной блохе, что написанные на них имена можно было бы рассмотреть только в «мелкоскоп», увеличивающий предметы в пять миллионов раз! Удивительная «нимфозория» умеет «танцевать дансе»… Вот какими словами описана стальная блоха. Такими мишурными блестками усыпан весь рассказ… <…>

«Досадная укушетка», «публицейские ведомости»,… — таковы средства, которыми Лесков напрасно хотел бы придать своему произведению эпический характер и «баснословный склад легенды».

Даже довольно искусное наигрывание на предсмертных страданиях национального героя с «человечкиной душой» не производит надлежащего впечатления. Очерк кажется манерным.

(А. Л. Волынский, «Царство Карамазовых; Н.С. Лесков», 1901 г.)




А. В. Амфитеатров, 1914 г.:

«…Лесков был стилист природный. Уже в первых своих произведениях он обнаруживает редкостные запасы словесного богатства. <…>

Лесков принял в недра своей речи все, что сохранилось в народе от его стародавнего языка,… и пустил в дело с огромнейшим успехом. Особенным богатством языка отличаются именно «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник».

Но чувство меры, вообще мало присущее таланту Лескова, изменяло ему и в этом случае. Иногда обилие подслушанного, записанного, а порой и выдуманного, новообразованного, словесного материала служило Лескову не к пользе, но к вреду, увлекая его талант на скользкий путь внешних комических эффектов, смешных словечек и оборотов речи. Этот … недостаток резко сказался в знаменитых «Полунощниках» и в еще более популярном «Сказе о тульском левше и стальной блохе».


(А. В. Амфитеатров, «Собрание сочинений Ал. Амфитеатрова. Т. 22. Властители дум», 1914 г.)


Статья в газете «Советская молодежь», 1957 г.:

«Всем сердцем любя народ русский, самобытнейший писатель прошлого века Н. С. Лесков всегда стремился нарисовать в своих произведениях подлинную картину его жизни, поэтически воспевая его ум, смекалку, талант и трудолюбие.

В творчестве Лескова особое место занимает «Сказ о тульском косом мастере Левше и стальной блохе», известный в литературе под названием «Левша». Это произведение — поэтических гимн труду, гимн русскому смекалистому человеку.»

(А. Бенин, статья Спектакль о русской доблести («Левша» Н. Лескова на сцене Иркутского театра музкомедии), газета «Советская молодежь», № 236, 1957 г.)



К. К. Михайловский, 1904 г.:

«…Лесков очень часто писал… искусственно выделанным, утрированным, простонародным говором… <…> Вообще, он точно избегал обыкновенной живой русской речи и при всяком удобном и неудобном случае подменял ее или утрированно простонародною, или смесью обыкновенного разговорного языка с церковно-славянским, к обширном дневника отца Туберозова («Соборяне»), …отчасти в «Очарованном страннике», где, впрочем, господствует уже полное смешение языков. <…>

С другой стороны, он выработал совсем особенный, ни на что не похожий язык или, вернее, особенное украшение языка, которым тоже злоупотреблял сверх всякой меры. В рассказе «Левша» находим графа «Кисельвроде» (Нессельроде)…, «мелокоскоп»,… и проч. И все эти выкрученные, хотя подчас действительно смешные словечки повторяются множество раз, так что наконец просто надоедают. А еще автор, кроме того, вставляет их в намеренно неправильные фразы, чтобы смешнее выходило. <…>

«Левша» есть «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Кто же это «сказывает»? Прямо нам этого не сообщают, но из последней главы, написанной уже обыкновенным русским языком, видно, что герой «сказа» есть «олицетворенный народною фантазией миф»… Значит, народ и именно тульский рабочий говорит этим … языком. Это вздор, конечно, и вздор этот находится в прямой зависимости от безмерности Лескова вообще. <…>

Рассказ о Левше, действительно, вполне баснословен, но … он и предлагается нам в качестве сказки, легенды…

В рассказе действуют исторические лица — императоры Александр I и Николай I, генерал Платов, Нессельроде («Кисельвроде»), но они введены в столь явственное баснословие, что никому, конечно, и в голову не придет искать тут правды исторической.»

(К. К. Михайловский, «Отклики», Т. 2, 1904 г.)

В. Шкловский, 1927 г.:

«…повесть о блохе. Содержание ее такое: англичане подарили Александру I стальную заводную блоху. Блоха эта могла танцевать. Николай I решил превзойти англичан и отдал блоху в Тулу к мастеру Левше. Тот ее подковал. Это был подвиг и в то же время техническая бессмыслица: блоха больше не танцевала. Это и представляет основное сюжетное построение вещи.

Написана же вся вещь в страшно хвастливом стиле: русские хвалятся своей изобретательностью и кроют англичан, как
хотят.

Техническая же бессмысленность дана вторым планом, замаскирована хвастливым тоном.
Рассказчик как-будто не понимает значения того, что он рассказывает; читатель сам догадывается о значении слов.

Таким образом, в хорошей сказовой вещи сказ — своеобразная окраска слов — является не средством украшения только словесного материала, но и определенным сюжетным приемом, вносящим иной смысл во все произведение.»

(В. Шкловский, «Техника писательского ремесла», 1927 г.)

Статья о Лескове в «Литературной энциклопедии», 1932 г.:

«Одним из излюбленных приемов языка Лескова были искажения речи и «народная этимология» непонятных слов. Мелкоскоп, долбица умножения, популярный советник, вексельбанты, хап-фрау, непромокабли, укушетка, верояции и пр. встречаются у Лескова на каждой странице, оскорбляя пуристское ухо его современников и навлекая на него обвинения в «порче языка», «вульгарности», «шутовстве», «вычурности» и «оригинальничании».

Причудливость и антикварная манера письма вместе с богатством фабульных моментов и остротой сюжетных ситуаций делают Лескова мастером новеллы, вносящим в «высокую» литературу элементы своеобразного изысканного лубка (см. в особенности «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», «Леон дворецкий сын», «Заячий ремиз» и др.).»

(Калецкий П. Лесков // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 6., 1932 г.)

А. И. Каменев:

«… Как известно, Левша был приглашен в Англию как искусный мастер. Англичане пытались его склонить остаться, но Левша на уговоры не поддался. Отступии от него англичане, но оставили погостить некоторое время: по заводам и фабрикам возили и все показывали. Но вот что удивительное заметили они: Левша не новыми, а старыми ружьями интересуется. Пойдет к ружью, засунет палец в дуло, поводит по стенкам и вздохнет… <…>

Две мысли возникают в голове в связи с историей Левши: первая — в белых перчатках до истины не дойдешь, до сути не докопаешься; вторая — снобизм иных чиновников губит на корню чистые и светлые помыслы бескорыстных патриотов России.»

(А. И. Каменев, «Военная школа России (Уроки истории и стратегия развития)», 1999 г.)

Это была критика о повести «Левша» Лескова: отзывы, рецензии критиков о «Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе».

Смотрите: Все материалы по повести «Левша»

Сочинение.
Автор и повествователь в рассказе Н.С.Лескова «Левша»

Рассказ Н.С. Лескова «Левша» — одно из самых популярных произведений писателя. Здесь привлекает сочетание народных, фольклорных истоков с глубокими мыслям и автора о сущности русского национального характера, о роли России и русских в мире. Не случайно это произведение имеет подзаголовок «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». «Левша» сымитирован под народную легенду, хотя позднее Лесков признавался: «Я весь этот рассказ сочинил… и левша есть лицо мною выдуманное». Чтобы стилизовать рассказ под фольклор, выбран повествователь, сильно отличающийся от подлинного автора как особенностями речи, так и биографией. У читателей создается впечатление, что рассказчик — такой же тульский мастеровой, как и умелец-оружейник Левша. Он говорит совсем иначе, чем Лесков, и наделяет действующих лиц несвойственными их реальным прототипам речевыми характеристиками. Например, донской атаман граф Платов, будучи с императором Александром Павловичем в Англии, «велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кизл ярки, дерябнул хороший стакан, на дорожный складень Богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было». И тот же Платов говорит совсем как мужик или мастеровой: «Ах они, шельмы собаческие! Теперь понимаю, зачем они ничего мне там сказать не хотели. Хорошо еще, что я одного ихнего дурака с собой захватил». Не лучше выражается, в представлении повествователя, и сам император: «Нет, я еще желак? другие новости видеть…» Такова же и собственная речь рассказчика, что мы уже видели при описании Платова. Автор «Левши», передоверив ему повествование, непосредственно за собой оставил только подстрочные примечания, благодаря которым у читателей создается впечатление о достоверности фактов, положенных в основу рассказа. Язык примечаний литературно правильный, почти научный. Здесь уже слышен собственный лесковский голос: «Поп Федот» не с ветра взят: император Александр Павлович перед своею кончиною в Таганроге исповедовался у священника Алексея Федотова-Чеховского, котор ый после того именовался «духовником его величества» и любил ставить всем на вид это совершенно случайное обстоятельство. Вот этот-то Федотов — Чеховский, очевидно, и есть легендарный «поп Федот»». А вот голос Левши в рассказе по стилю почти неотличим от речи других персонажей и повествователя. Добавим еще, что Лесков намеренно дает народную огласовку фамилий известных вельмож. Например, канцлер граф К.В, Нессельроде превратился в графа Кисельвроде. Таким способом писатель передал свое негативное отношение к деятельности Нессельроде на посту министра иностранных дел. Главный герой рассказа — человек необразованный, не лишенный свойственных русским недостатков, в том числе дружбы с «зеленым змием». Однако основное свойство Левши — необыкновенное, чудесное мастерство. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев «такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся». Левша не поддается никаким соблазнам и отказывается предать Родину, жертвуя жизнью, чтобы передать: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, войны, они стрелять не годятся». Но чиновники так и не передали ни тогдашнему императору, ни его преемнику этого предупреждения, в. результате чего будто бы русская армия проиграла Крымскую войну. И когда друг Левши «аглицкий полшкипе р» на замечательном ломаном языке утверждает: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», с нами говорит уже сам автор рассказа. И в заключительной главке «Левши» Лесков сбрасывает маску простодушного и малограмотного повествователя, сразу перенося читателей из времени Левши в современность (рассказ был создан в 1881 г.): «Теперь все это уже «дела минувших дней» и «преданья старины», хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать, несмотря .на баснословный склад легенды и эпический характер ее главного героя. Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный народною фантазиею миф он; интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно». Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований», и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благопри
ятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».
.

novstudent.ru | 30.09.2012

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Отзыв о рассказе лягушка путешественница 2 класс
  • Отзыв о рассказе льва толстого детство
  • Отзыв о рассказе котенок толстого
  • Отзыв о рассказе кусака 7 класс
  • Отзыв о рассказе л н толстого лев и собачка