Отзыв о рассказе хвостик 8 класс

Урок русского языка в 11 а классе учитель мбоу г. астрахани сош 49 в.в. саблина тема урока комплексный анализ

Урок русского языка в 11 а классе

Учитель МБОУ г. Астрахани «СОШ № 49» В.В. Саблина

Тема урока

«Комплексный анализ рассказа-миниатюры В.П. Астафьева «Хвостик»

Цели урока:

  • Образовательные:

1. Формирование у учащихся навыка анализа текста в рамках ЕГЭ: умение определять проблему текста, позицию автора , выражать собственное мнение, аргументировать его примерами из жизни и художественной литературы.

2. Расширить и углубить представления об изобразительно-выразительных средствах языка.

3. Готовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

  • Развивающие:

1. Формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

2. Развивать умение использовать тропы языка в своей речи.

  • Воспитательные:

1. Вызвать интерес к творчеству В. П.Астафьева.

2. Способствовать осмыслению своего назначения.

3. Воспитывать ответственное отношение к окружающей природе .

Методы работы: беседа, совместный анализ текста, работа со словарем, рефлексия, написание сочинения.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование, техническое оснащение: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Microsoft Office Power Point, дидактический материал (рассказ В. П.Астафьева «Хвостик», «План написания сочинения-рассуждения»)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

II. Выступление ученика с презентацией «В.Астафьев-самобытный русский писатель»

Учитель: — В 1961 году В. П. Астафьев начал писать короткие рассказы-миниатюры, которые составили цикл «Затеси». В «Затесях» в лаконичной и иносказательной форме выражены все проблемы, которые рассмастривал В. П. Астафьев в своих «больших» произведениях, его боль по поводу того, что происходит вокруг: оскудение человеческой души, безжалостное отношение к природе, состояние культуры и искусства; все так же звучит тема войны и значит, тема бесценности человеческой жизни, тема самопожертвования. «Затеси» создавались на протяжении всего позднего творчества писателя.

3. Словарная работа.

Затеси –зарубки. В старину люди, уходя далеко в лес, делали по дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки или меты были видны издалека, и люди по ним узнавали обратный путь. В разных местах их называли по- разному : В Сибири – затесь.

4. Комплексный анализ текста.

А)Перед вами рассказ-миниатюра В.П.Астафьева «Хвостик». Внимательно прочитайте текст и поделитесь своими впечатлениями.

Исходный текст

1)Смеется, заливается, хохочет мальчик…2) Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба.3) В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. 4)Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…

5)В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. 6)И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. 7)Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом.8) Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.

9)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. 10)Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники.11) По оголившейся отноге и пологим берегам налет зеленого помета — цветет малопроточная вода.12) Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы — они вытоптаны или вырваны с корнем.13) Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

14)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. 15)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды,16) В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

17)Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь… 18)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.

19)Оглохла земля, коростой покрылась. 20)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное…

21)Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

22)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. 23)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»

24)Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».

25)— Что же ты смеешься, мальчик?!

26)— Хво… хво… хвостик!

27)Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба.28) Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. 29)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

Учитель: — Итак,…

  • Что увидели, услышали?

  • Какие ощущения испытали?

  • Какие картины предстают перед глазами?

  • На что настраивает первая фраза?

  • А потом?

  • Какие проблемы вы могли бы выдвинуть? (Основные проблемы записать на доске)

  • Что такое бездуховность?

  • Какова композиция рассказа?

  • Каковы особенности композиции?

(Проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает; проблема жестокости, доходящей до цинизма.)

Анализ текста и подготовка рабочих материалов для сочинения.

1.Рассказ «Хвостик» действительно, очень пронзительный, волнующий. Выберите одну проблему, которую затрагивает Виктор Астафьев в рассказе.

(Учащиеся выявляют проблему экологическую- человек и его отношение к окружающей природе. История мальчика — это зеркальное отражение позиции взрослых по отношению к природе. Итак, проблема этого рассказа не столько экологическая ,сколько нравственная.)

(Влияние равнодушного отношения взрослых к природе на воспитание нравственных качеств молодежи.)

2.Комментарий проблемы. Какие аргументы подходят для комментария проблемы?

3.Сформулируйте позицию автора. В чем будет сложность?

(Стиль текста- художественный – значит авторская позиция заявлена не одним или двумя предложениями, но читатель все равно понимает, что Виктор Петрович с болью в сердце пишет о равнодушном и даже циничном отношении человека к природе, для автора остров живой!

Виктор Петрович, содрогаясь, пишет о реакции мальчика, который «заливается, хохочет», глядя на бедную зверушку!

4.Выражение согласия с позицией автора и собственный тезис

(Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:

cожалеть,

cочувствовать,

cострадать,

cопереживать.

И тогда меньше будет зла на Земле, а больше радости.

Научить этому должна семья.)

5.Подбор аргументов

См. распечатку о милосердии.

(Тема людской жестокости во все времена была актуальна. Многие из русских писателей обращались к ней. Например, Ф. М. Достоевский, А. Платонов, В. Железников и другие. В их произведениях показывается противостояние сильных и слабых людей.

«Сильные мира» — это жестокие, бездушные и не понимающие друг друга

люди. Но особенно становится страшно, когда речь идет о жестокости детей. Они словно колючий леденящий поток сильного ветра, который сбивает все слабое и неустойчивое на своем пути. Такие, как Миронова из повести В.Железникова « Чучело», беспощадная и безжалостная, которая никогда не отступала от своих принципов, или же взрослые люди, не осознающие своих поступков, черствые и бездушные, как в рассказе А. Платонова «Юшка».

«Слабые мира» — тихие, покорные, безропотные люди. Они живут своей особенной, понятной только им одним жизнью. Их можно сравнить с листиками, боящимися упасть с большого дерева жизни. Некоторые слетели от сильного порыва ветра, как, например, Юшка погибает из-за злых и безнравственных людей. А те, что посильнее, еще держатся на ветвях этого старого дерева, но скоро поток воздуха унесет их души, потому что зло не даст житья людям с чистыми и ранимыми сердцами, хотя и некрасивыми обликами.

Откуда же берется жестокость у детей? В чем причины бездушного, подчас леденящего душу от сухих цифр статистики криминального поведения детей?

Ведь все начинается с малого: издевательства над животными, ссор, а потом драк с одноклассниками и сверстниками. Затем все кончается огромными цифрами статистики детской преступности, ростом криминальных проявлений в пятидесяти трех регионах страны и шокирующими делами о зверских убийствах.

Поэтому в выборе темы сказалась и наша личная заинтересованность. Ведь такие люди живут среди нас, и если ты не столкнешься с ними, то очень велика вероятность того, что твои близкие люди могут пострадать от их жестокости. К тому же, на наш взгляд, очень важно знать, из-за чего и почему дети становятся жестокими. Это важно знать, чтобы заметив корни, задатки безжалостности, жестокосердия в ком-либо из своих друзей).

6.Заключение сочинения

— Какую же затесь оставил в вашем сердце маленький рассказ большого писателя?

НАПИСАНИЕ ОЧИНЕНИЯ.

  • Краткие содержания
  • Астафьев
  • Хвостик

Раньше остров Овсянский похож был на чубатую голову. Весь он порос высокой травой, черёмухой, вербой и пахучим смородинником. В любое время года его опоясывал венец из различных трав и кустарников. Осенью весь остров был укрыт золотой листвой. Только недалеко от воды стоял огромный стог сена. Часто на остров прилетали красивые жёлтые птицы, гонимые холодными ветрами с замёрзшего Енисея.

Сейчас этот уголок природы стал полуостровом, так как здесь построили гидростанцию, соединив остров с берегом. Уже редко речная вода заливала бывший островок. Засохли на нём кусты черёмухи, не видно ольхи и тальника. Трава там тоже растёт плохо. Цветы вытоптаны или вырваны с корнями. Растёт на берегу только колючий бурьян и курослеп. Были когда-то в заречье хорошие покосы. Вместо них сейчас построили деревянный причал.

Каждый выходной на катерах и теплоходах, моторных лодках и пароходах приплывают сюда дачники, строят парники, копают огороды, сажают овощи, ягоды и цветы. Часто можно увидеть здесь отдыхающих, которые ломают близлежащие кусты, жгут костры, едят, пьют, оставляя после себя промасленные пакеты, консервные банки, клочья бумаги и вытоптанную траву. Никто не считает нужным убрать всё это за собой, ведь они приезжают сюда отдыхать после тяжёлой трудовой недели.

Вдруг писатель услышал на берегу звонкий мальчишеский смех. Он подошёл поближе и увидел неприглядную картину: кучу мусора после вчерашнего выходного дня. Среди всего этого беспорядка на газетном листе стояла металлическая банка из-под мясных консервов. Из банки свешивался чей-то скрюченный хвостик, похожий на маленький колосок, и виднелись согнутые лапки. На развёрнутой газете было ярко выделено название статьи о защите окружающей природы. Края банки выпачканы засохшей кровью суслика, видно попался он отдыхающим ещё живым. Через всю статью кровью зверька, это писатель понял позже, было написано слово «отклик».

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Астафьев. Все произведения

  • Ангел-хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Бабушкин праздник
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Зорькина песня
  • Капалуха
  • Капля
  • Карасиная погибель
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Песнопевица
  • Пеструха
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Стародуб
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Вывешиваем и рассматриваем рисунок ученика с изображением умирающего острова.

  • Кто же виноват в происшедшем?

(Виноваты люди, их вмешательство в жизнь острова.)

— Но разве всё так плохо? Посмотрите, сюда «валом валят” хозяйственные дачники, кипит их деятельность. Может быть, это новая, современная жизнь острова, ставшего полуостровом? Может быть, так и должно быть и перемены естественны и необходимы? Нет. Взаимодействие человека и природы неизбежно, но оно должно быть разумным. Человек и природа должны мирно сосуществовать, а не уничтожать друг друга. Как, по-вашему, автор относится к дачникам? Что помогает вам почувствовать его отношение?

(Автор использует разговорную лексику, чувствуется его ирония: «прилипают к причалу”, «валом валят», «жизнерадостный народ”, «под бравую песню… расползаются они”, «холить и выхаживать на личных огородах”.)

  • Как дачники относятся к природе?

(Они «жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят”. Оставляют после себя «бумагу, полиэтилен, стекло, жесть, и никто не прибирает за собой”.)

  • Найдите предложение, в котором заключена главная мысль второй части.

(«Ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения нечистот и мусора никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь”.)

2 стр., 714 слов

Какой вопрос о взаимоотношении людей ставит автор в рассказе, …

… образом, Зощенко использует здесь и прием саморазоблачения. Наряду с этими художественными приемами, в рассказе широко используется … оставило в нем ничего человеческого. Герои «Стакана» на первое место ставят собственнические мелочные интересы, … его сущность – мещанскую, варварскую, подленькую. Кроме того, автор использует большое количество грубой ругательной лексики: «щучий сын», … это сочинение.

  • Как откликнулась земля на это «хозяйствование”?

(«Оглохла земля”, «коростой покрылась” — она серьёзно больна. Может рождать только «кривобокое, изуродованное, поцарапанное, битое, обожжённое”, а не красивое, совершенное, благоухающее.)

— Итак, природа больна, она умирает, а человек весел, деятелен, не видит и не хочет видеть происходящее вокруг. Какой приём использует писатель для большей убедительности?

(Астафьев использует антитезу — противопоставление человека и природы. Да, всё это очень грустно… А мальчик хохочет, ему весело.)

(Чтение третьей части рассказа.)

  • Какие чувства вызывает у вас этот эпизод?

(Дети делятся своими впечатлениями.)

— А сейчас самое время вернуться к вопросу: почему же две трети рассказа с названием «Хвостик» посвящены жизни острова? О чём этот рассказ? Чему учит нас Виктор Астафьев, о чём предупреждает?

(Высказывания учеников. Объяснение значения слова «цинизм”.)

— То, как расправились люди с сусликом, их цинизм и жестокость, то, что смех мальчика вызван не смешным, а печальным событием, тем, над чем смеяться недопустимо, противоестественно, — всё это неслучайно, это только следствие отношения взрослых к природе, потому что большое зло начинается с малого: со сломанной ветки, с растоптанного цветка, со смеха над болью слабого, беззащитного. Как взрослый человек начинается с ребёнка, так и жестокость, бессердечие начинаются с простого равнодушия.

Хвостик — краткий пересказ рассказа В.П. Астафьева

В небольшом по объему рассказе В. П. Астафьева «Хвостик» слышится боль за природу родного края, упрек в сторону тех людей, то в качестве отдыхающих от трудового дня туристов едет в леса и уродует растения и животные. С самого начала произведения автор вспоминает былые времена, когда Овсянский остров был богат насаждениями: тальником, черемухой. С тех пор, как этих краях появилась гидростанция, стали ходить пароходы теплоходы, поредели леса, берега реки, цветы «вырваны с корнем». Боязно стало растениям расти на открытых местах, «растут в заглушье, украдкой». Теперь даже не найти те места, где были пашни и покосы. Теперь на деревянном причале постоянно толпятся дачники с ягодой. Настоящей трагедией для автора стал поступок маленького мальчика, который без остановки над чем-то смеялся. Когда мужчина подошел ближе к нему, причина стала понятна. Среди остатков еды, мусора, которые взрослые так и не убрали после вчерашних посиделок, грызун, решивший подкормиться крошками хлеба, появившимися на природе во время гулянья людей, суждено было погибнуть от руки человека. Застрявшему не по своей воле в жестяной банке безобидному суслику ни один взрослый помог. Они лишь с издевкой написали на газете кровью животного «В защиту животного». Хвостик погибшего суслика в этот момент, который напоминал ржаной колос, странно торчал теперь из банки. Он почему-то вызывал у мальчика бурные эмоции и хохот, несмотря на то, что суслика уже не было в живых.
Другие рассказы Астафьева кратко Краткая биография Астафьева В.П. Краткое содержание произведений других авторов

Исходный текст

1)Смеется, заливается, хохочет мальчик…2) Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба.3) В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. 4)Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…

1 стр., 430 слов

Нравственные проблемы рассказов В. Г. Распутина «Уроки французского» …

… котором люди могут доверять и помогать друг другу. Герои обоих рассказов находят в себе смелость признать свои ошибки, получают уроки на всю жизнь. В.П. Астафьев и В.Г. Распутин вспомнили эти случаи … ему пряник, потому что любила его и простила. Она преподнесла мальчику настоящий урок доброты. Герой рассказа В.Г. Распутина тоже встал перед нелегким нравственным выбором. Сначала он показал себя …

5)В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. 6)И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. 7)Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом.8) Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.

9)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. 10)Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники.11) По оголившейся отноге и пологим берегам налет зеленого помета — цветет малопроточная вода.12) Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы — они вытоптаны или вырваны с корнем.13) Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

14)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. 15)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды,16) В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

17)Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь… 18)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.

19)Оглохла земля, коростой покрылась. 20)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное…

21)Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

22)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. 23)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»

24)Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».

3 стр., 1034 слов

Варварское отношение человека к природе

… человека! Такое варварское отношение человека к природе недопустимо. Таким образом, можно сделать вывод: человек в ответе за сохранение природы, … Проблема отношения человека к природе — одна из главных проблем … хвостик суслика и скрюченные задние лапки. (20)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, … растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт …

25)— Что же ты смеешься, мальчик?!

26)— Хво… хво… хвостик!

27)Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба.28) Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. 29)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

Учитель: — Итак,…

  • Что увидели, услышали?
  • Какие ощущения испытали?
  • Какие картины предстают перед глазами?
  • На что настраивает первая фраза?
  • А потом?
  • Какие проблемы вы могли бы выдвинуть? (Основные проблемы записать на доске)
  • Что такое бездуховность?
  • Какова композиция рассказа?
  • Каковы особенности композиции?

(Проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает; проблема жестокости, доходящей до цинизма.)

В. Астафьев «Хвостик». Короткие рассказы

Время чтения рассказа — 4 минуты. Смеется, заливается, хохочет мальчик… Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…
В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом. Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.

Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники. По оголившейся отноге и пологим берегам налет зеленого помета — цветет малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы — они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды, В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь… Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.

Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное…

Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»

Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».

— Что же ты смеешься, мальчик?!

— Хво… хво… хвостик!

Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

Цели урока:

·  Образовательные:

1.  Формирование  у учащихся навыка  анализа текста в рамках ЕГЭ: умение определять проблему текста, позицию автора , выражать собственное мнение, аргументировать его  примерами из жизни и художественной литературы.

2.  Расширить и углубить представления об изобразительно-выразительных средствах языка.

3.  Готовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

·  Развивающие:

1. Формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

2.  Развивать умение использовать  тропы языка в своей речи.

·  Воспитательные:

1.  Вызвать интерес к творчеству В. П.Астафьева.

2.  Способствовать осмыслению своего назначения.

3.  Воспитывать ответственное отношение к окружающей природе .

Методы работы: беседа, совместный анализ текста, работа со словарем, рефлексия.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование, техническое оснащение: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Microsoft Office Power Point, дидактический материал (рассказ В. П.Астафьева «Хвостик», «План написания сочинения-рассуждения»)

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

II. Выступление ученика с презнтацией «В.Астафьев-самобытный русский писатель»

Учитель: В 1961 году В. П. Астафьев начал писать короткие рассказы-миниатюры, которые составили цикл «Затеси». В «Затесях» в лаконичной и иносказательной форме выражены все проблемы, которые рассмастривал  В. П. Астафьев в своих «больших» произведениях, его боль по поводу того, что происходит вокруг: оскудение человеческой души, безжалостное отношение к природе, состояние культуры и искусства; все так же звучит тема войны и значит, тема бесценности человеческой жизни, тема самопожертвования. «Затеси» создавались на протяжении всего позднего творчества писателя.

3.  Словарная работа.

Затеси –зарубки. В старину люди, уходя далеко в лес, делали  по дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки или меты были видны издалека, и  люди по ним  узнавали обратный путь. В разных местах их называли по- разному : В Сибири – затесь.

4. Комплексный анализ текста.

А)Перед вами рассказ-миниатюра   В.П.Астафьева «Хвостик». Внимательно прчитайте текст и поделитесь своими впечатлениями.

Исходный текст

1)Смеется, заливается, хохочет мальчик…2) Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба.3) В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. 4)Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…

5)В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. 6)И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. 7)Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом.8) Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.

9)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. 10)Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники.11) По оголившейся отноге и пологим берегам налет зеленого помета — цветет малопроточная вода.12) Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы — они вытоптаны или вырваны с корнем.13) Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

14)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. 15)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды,16) В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

17)Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь… 18)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.

19)Оглохла земля, коростой покрылась. 20)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное…

21)Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

22)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. 23)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»

24)Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».

25)— Что же ты смеешься, мальчик?!

26)— Хво… хво… хвостик!

27)Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба.28) Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. 29)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

Б)Варианты ответов(«Интересный  текст…», «заставляет задуматься о серьезных вопросах…», « жалко зверушку..» )

Анализ текста.

1.Рассказ « Хвостик» ,действительно, очень пронзительный, волнующий нас, читателей. Как бы вы сформулировали проблему, которую затрагивает Виктор Астафьев?

(Учащиеся выявляют проблему  экологическую- человек и его отношение к окружающей природе История мальчика —  это зеркальное отражение позиции взрослых  по отношению к природе. Итак, проблема этого рассказа не столько экологическая ,сколько нравственная. Как бы теперь вы ее сформулировали?

(Влияние равнодушного отношения взрослых к природе на воспитание нравственных качеств молодежи.)

2.Сформулируйте позицию автора. В чем будет сложность?

(Стиль текста- художественный – значит авторская позиция заявлена не одним или двумя предложениями, но читатель все равно понимает, что Виктор Петрович с болью в сердце пишет о равнодушном и даже циничном отношении человека к природе, для автора остров живой!

Виктор Петрович, содрагаясь, пишет о реакии мальчика, который «заливается, хохочет»,глядя на бедную зверушку!

3.Какие средства выразительности помогают для определения позиции автора?

-ученик анализирует «портрет» острова до строительства электростанции и после нее- прием антитезы;

-ученик отмечает , что кольцевая композиция тоже отражает позицию автора.)

-градация в начале рассказа тоже  позволяет автору образно выразить свое мнение.

Формулируется  позиция В.П.Астафьева (индивидуально в тетрадях)

4.Ребята, а что думаете вы по сформулированной проблеме?

Учащиеся высказывают свою точку зрения. Помните, что без оценочной лексики , помогающей передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной:

    (  с удовольствием прочитал…,  нельзя остаться равнодушным…, разделяя негодование автора, хочу сказать, что…, оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение… )

5 Для аргументации собственного мнения вы должны подобрать примеры из художественной литературы и из жизни. Дома, поразмыслив еще раз над нашим сегодняшним  разговором, вы напишите сочинение – эссе, и я узнаю ,какую же затесь оставил в вашем сердце маленький рассказ большого писателя.

Просмотр содержимого документа

«. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения (ЕГЭ часть С) по рассказу В. Астафьева «Хвостик» (Цикл «Затеси») »

Цели и задачи:

  • образовательные
  • : учить “видеть” текст,
    отработать навыки работы с текстом; осмыслить
    рассказ; обобщить знания о предыдущих изученных
    произведениях, выстроив горизонталь.

  • ваоспитательные
  • : воспитывать гуманность,
    воспитывать любовь и бережное отношение к
    природе и ко всему живому; воспитывать
    эстетические взгляды, неприятие негативного,
    равнодушного отношения к природе.

  • развивающие
  • : развивать логическое мышление(
    применение знаний на практике, наблюдения,
    выделение главного), развитие словарного запаса
    (цинизм, затеси); развивать самостоятельность в
    поступках, принятии решения.

    Оформление доски.

    Тема записывается (заполняется) по мере работы
    на уроке.

    Эпиграф (расположен справа).

    “Зачем же история эта тихо и отдельно ото
    всего живет во мне и жжет мое сердце”. В.
    Астафьев

    Словарная работа: затесь, цинизм, манкурт,
    дисгармония.

    Раздаточный материал: “Глоссарий”, текст
    рассказа В.Астафьева “Хвостик”.

    I. Оргмомент.

    Наш урок пока без названия, тему мы
    сформулируем в течение урока.

    Наша задача:

    • вспомнить произведения В.П.Астафьева, выстроить
      горизонталь;
    • научиться “видеть, слышать, читать” текст;
    • осмыслить рассказ.

    II. Погружение.

    1. Мы с вами не первый раз встречаемся на уроках
    с произведениями В.П.Астафьева.

    1) — Как вы полагаете, какое опорное слово нужно
    для соединения материала в единое целое? (Память
    – появляется первое слово в теме урока)

    2) Повторение ранее изученных произведений.

    — Какие истории помнит В.Астафьев и передает нам
    их содержание? (выстраиваем горизонталь)

    3) “Васюткино озеро”. (Память)

    — Можно ли сказать, что Васютка был в тайге один?
    (Физически – один, а духовно его спасла культура,
    нравственные зарубки в памяти, во внутреннем
    мире. Значит, мы можем сказать, что с ним была
    память, зарубки в памяти)

    4) С памятью обратимся к памяти.

    — С какими еще его произведениями и зарубками вы
    встречались? (“Конь с розовой гривой”, доброта)

    — Что помнит главный герой, рассказывая о
    бабушке? (Добрая, помогает очиститься, понять
    свою вину. Муки совести героя. Значит, главное –
    доброта.) (История – жизненный урок – помогла
    заплатить за урок муками совести).

    5) “Фотография, на которой меня нет”.

    — Чем стала для мальчика эта история? (Летописью
    детства; выстраданный нравственный урок
    приводит к обретению духовного богатства; от
    страдания к — к обретению)

    2. В памяти героев, как и в памяти писателя,
    остались зарубки.

    — А что такое зарубки, затеси? (Словарная
    работа). Их делали первопроходцы в тайге.

    — Можно ли В.Астафьева назвать первопроходцем?
    (да, прошёл по духовной памяти)

    — Почему В.Астафьев заинтересовался этой темой
    и собрал все рассказы в сборник “Затеси”? Ответ
    даёт нам сам автор: “Переменилась моя родная
    Сибирь. Все течет, все изменяется, –
    свидетельствует седая мудрость. Так было, так
    есть, так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь?
    Почему? Зачем? Есть желание запомнить и
    рассказать доверительно в узком кругу увиденное,
    поразившее воображение, интересные факты из
    жизни, истории или явлений природы. Собеседник
    нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе
    его задавит одиночество, и если его нет,
    собеседника, тогда человек склоняется к беседе с
    самим собой, доходит до бездонных глубин бытия,
    его одолевает вечная дума о смысле жизни”, – так
    появилась удивительная книга “Затеси”.

    3. Рассказ “Хвостик” тоже из этого сборника.

    III. Анализ рассказа “Хвостик”.

    1) Работа над названием.

    Что вы представляете, прочитав рассказ? (Что-то
    очень маленькое, смешное – смеется, заливается,
    хохочет). И поэтому первая фраза … (Смеётся,
    заливается, хохочет мальчик)

    2) Веселье разливается в начале рассказа.

    — Так ли это?

    3) 2 и 3 абзацы — это пейзаж.

    — Как цветопись показывает, что пейзаж
    радостный. (Разноцветный: находим в тексте
    “цветные” слова)

    — Какая деталь выступает в роли символа? (Голова)

    — Присутствует ли движение в пейзаже? (Да:
    кружилась, метелила, вспыхивала, оробело
    останавливалась, утихала)

    — Какой приём использует автор? (Градацию, чтобы
    показать перемену жизни)

    — В какое время года мы видим радостный остров?
    (В любое время года, то есть всегда, вечно).

    — В описании присутствует народная лексика
    (темечко, зимушка).

    — Озвучена ли картина? (Звенел венец)

    Вывод: Мы смеемся, потому что жизнь радостная.

    4) Мы хотим этой красоты, но действительность
    становится преградой.

    — Каким словом в тексте подчеркивает это автор?
    (Зарегулировала). Наступает дисгармония.

    5) Докажите, что жизнь зарегулировала
    действительность. Найдите эти слова. (Откатилась
    вода – символ жизни, вечности; захудала трава;
    перестала цвести и рожать черёмуха: рожать –
    символ жизни)

    — Одним моментом все испортилось в природе.

    — А у людей? А для людей в любое время все было
    прекрасно.

    — Как это показано в тексте? (Время (временное
    пространство) течет, его разделить нельзя,
    поэтому только и говорит Астафьев о народе: —
    “Валом валят” и тогда, и сейчас).

    — В.Астафьев сам любит жизнь и отдает ее другим,
    поэтому в определении – жизнерадостный народ –
    проявляется авторская позиция.

    6) Народ судят по поступкам.

    — Какие они, люди? (6 абзац, градация – гадят)

    Вывод: гармония нарушена, “оглохла земля”.

    — Что значит “оглохла”? (Лишилась звука)

    — А как у автора? (7 абз.: украдкой… но живет –
    изуродованное, пораненное, битое, обожженное)

    7) И вдруг… снова “… Хохочет мальчик”

    — Зачем? Ведь уже не до смеха.

    (Память тревожится, душа терзается. Астафьев
    достаточно строг. Есть действительность – от
    которой никуда не уйти)

    — Можно рассказ закончить?

    — Тогда о чем он? (Земля теряет надежду)

    8) Зачем вторая часть? (Появляется голос
    рассказчика)

    — Зачем автор сближается с рассказчиком?
    (Астафьев пишет, что все мы одинаковые, будничные)

    — Почему мальчик? (Ребенок: писатель заботится о
    том, кто вырастет, и потому эта история тихо и
    отдельно ото всего живёт и жжет сердце,
    тревожит память, не знающую покоя (эпиграф) —
    запись в тему “не знающая покоя”…)

    Вывод: Оптимизм мальчика перерастает не
    просто в жестокость, а в будничную жестокость.

    — Уходят краски (осталась красная – цвет крови).

    — Мы ощущаем цинизм (словарная работа) в
    поступках тех, кто это сделал.

    9) Мы видим реакцию мальчика на цинизм.

    — Какая она? (Будничная; здесь побывали “веселые
    гуляки”. – есть веселье? Радость? – нет
    осуждения)

    — Засунули “живого” (отклик на призыв в
    “защиту природы”.

    — В чём кощунственность ситуации? (Абзац 10, люди,
    точнее дети, равнодушны, циничны до жестокости).

    10) — Так все-таки почему же “Хвостик”? (Братья
    меньшие; позиция автора – боль, жалость; живое –
    то, что мы должны беречь; это крик. Многосмысловое
    название скрыто по принципу айсберга: мы – люди
    – дети – хвостик)

    — А что осталось после этой истории в памяти у
    Астафьева? (Разрушение природы, разрушение
    человека в человеке — запись в тему “… от
    разрушения природы и человека в человеке”.)

    Каков же основной мотив рассказа? (Равнодушие к
    природе —> равнодушие к себе  —>
    жестокость)

    IV. Художественное и идейное своеобразие.

    Определим своеобразие произведения:

    — Тема памяти.

    — Основная мысль – равнодушие, жестокость,
    разрушение природы, нравственности, человека в
    человеке.

    — Многосмысловое название рассказа по принципу
    айсберга.

    — Стилевой приём – градация.

    — Двухчастная несоразмерная линейная
    композиция, построенная на антитезе.

    — Разная роль многоточия.

    — Движение – пространство постепенно сужается.

    — Отсутствие положительного героя.

    — Четко выраженная авторская позиция.

    — Сочетание метафор, эпитетов со сниженной
    лексикой.

    Вывод: Всё подчинено авторскому замыслу, ведь
    “В. Астафьев – писатель редкостного умения
    вглядываться в жизнь народа, подмечать в неё всё,
    судить это подмеченное, размышлять о нём и
    сочувствовать человеческой душе”. (М.Дудин)

    V. Итоги.

    1. Может быть поэтому и жжёт сердце писателя
    равнодушие, отсутствие милосердия. История
    оставила ещё одну зарубку в его памяти. Тяжело
    одному нести такую ношу. И автор исповедуется
    перед нами, всему миру, взывает к состраданию,
    милосердию, человеческому сердцу и памяти, чтобы
    не стали мы манкуртами, людьми без памяти.

    2. Память оставила затеси в жизни писателя.

    — А у вас появились свои затеси?

    — Есть ли у вас в памяти какой-нибудь эпизод, из
    которого вы вышли достойно?

    — Зачем нам эти “Затеси”?

    — А может быть можно прожить без всего этого, о
    чем мы говорили на уроке?

    — Тема памяти поднимает нравственные проблемы:
    добра и жестокости, воспитания ребенка в семье,
    ответственности и долга перед тем, что нас
    окружает.

    Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по
    правилу четырех “СО”:

    • cожалеть,
    • cочувствовать,
    • cострадать,
    • cопереживать.

    И тогда меньше будет зла на Земле, а больше
    радости.

    VI. Дома (задание по выбору).

    1. Видеома.

    2. Сочинение-миниатюра “Мои затеси”

    3. Какой нравственный урок (уроки) вы получили?

    4. Подобрать свой эпиграф и концовку в форме
    цитат, аргументировать свой выбор.

    Приложение

    Презентация

    Теперь покажем в виде схем, как однородное подлежащее, однородное сказуемое, однородное обстоятельство, однородное дополнение, однородное определение взаимосвязаны с другими членами предложения.

    Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

    В таблице есть примеры использования разных членов предложения в качестве однородных.

    Член предложения На какой вопрос отвечают Примеры
    Подлежащее Кто? Что? Вика, Таня и Леша качались на качеле. На моей даче живут черепаха и кошка.
    Сказуемое Что делать? Что сделать? Вчера в школе мы рисовали, пели и играли. Аня хорошо читает, пишет и говорит по-английски.
    Определение Какой? Который? Я отдал кислую и горькую конфету. У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.
    Дополнение Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? (вопросы косвенных падежей) Дедушка починил лук и стрелы. На холсте художник отразил небо и океан.
    Обстоятельство Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему? Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи. Дорога идет то направо, то налево.

    Теперь мы знаем на какие вопросы отвечают однородные члены предложения.

    Способы определения однородных членов предложения

    Давайте разберемся, как найти однородные члены предложения.

    Алгоритм определения однородных членов предложения:

    1. Определить главные и второстепенные члены предложения. Отметить подлежащее и сказуемое;

    2. Установить, есть ли в предложении члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;

    3. Определить, какой связью они связаны:

      • сочинительной, которая выражена союзами,

      • бессоюзной, которая выражена с помощью перечислительной интонации.

    Примеры:

    • Я выбрала букет из белых, розовых и зеленых хризантем.

      Хризантем (каких?) белых, розовых и зеленых — однородные определения, так как они отвечают на один вопрос, относятся к одному слову (хризантем) и связаны сочинительной связью (сочинительный союз и).

    В предложении может быть несколько однородных членов:

    • Артем и Маша много смеялись, пели и танцевали.

      Артем и Маша — однородные подлежащие; смеялись, пели и танцевали — однородные сказуемые.

    Теперь мы знаем, как определить однородные члены предложения.

    А сейчас расскажем, какие члены предложения не являются однородными.

    Если члены предложения относятся к одному и тому же слову, но отвечают на разные вопросы — их нельзя назвать однородными:

    • Я приду в гости завтра.

      Я приду (куда?) в гости (когда?) завтра.

      Обстоятельства относятся к сказуемому «приду», но отвечают на разные вопросы, поэтому их нельзя назвать однородными.

    Однородными членами предложения не являются

    • Повторяющиеся слова, которые выступают в роли единого члена предложения: мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились.

    • Повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей «не», «так»: хочешь не хочешь; гулять так гулять.

    • Сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и закричу; пойду переверну.

    • Устойчивые сочетания с двойными союзами без запятой между ними: ни взад ни вперёд; ни за что ни про что; ни сном ни духом; и смех и грех; и так и сяк.

    • Уточняющие члены предложения, которые отвечают на вопросы «где именно?», «как именно?», «кто именно?» и произносятся с интонацией обособления. Часто в их роли выступают обстоятельства времени и места:

      Я мечтаю побывать на Эльбрусе, на Кавказе.

      Побывать (где?) на Эльбрусе, на Кавказе — не однородные обстоятельства. На Кавказе — уточняющее обстоятельство, которое объясняет, где именно находится Эльбрус.

    Знаки препинания в предложениях с однородными членами

    Чтобы правильно использовать ОЧ, нужно знать правила расстановки знаков препинания между ними. Рассмотрим тему пунктуации при однородных членах предложения.

    Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и другие однородные члены, отвечает на тот же вопрос, но имеет обобщающее значение:

    • обобщающее слово обозначает целое, а однородные члены — части этого целого:

      За деревней с холма был виден город: квадраты кварталов, кирпичные здания, разлив садов, шпили костёлов. (Шолохов)

    • обобщающее слово обозначает общее понятие, а однородные члены — более частные понятия:

      Пронзительно кричала птица: петухи, гуси, индейки. (Фадеев)

    Запятая ставится:

    1. Если есть повторяющиеся соединительные или разделительные союзы:

      • и… и; ни… ни; также; тоже; как… так и;

      • или… или; либо… либо; то… то; не то… не то.

      Я выполнила задание и по русскому, и по математике.

    2. Если есть два и более ОЧ без союзов:

      В парке было свежо, тихо, спокойно.

    3. Если ОЧ связаны противительными союзами в значении но:

      • а, но, хотя, да, однако же, зато.

      Эти конфеты дешевые, но очень вкусные.

    Запятая НЕ ставится:

    1. Если между двух ОЧ есть союз:

      Из всех занятий на свете больше всего я люблю читать и танцевать.

    2. В устойчивых выражениях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни:

      • ни конца ни края; ни то ни сё; ни рыба ни мясо; ни тот ни другой; и холод и голод; и туда и сюда; и день и ночь.

      • Ни тот ни другой не помог мне решить задачу.

    3. Если группы однородных членов разбиты на пары:

      В магазине мы купили все к столу: фрукты и овощи, рыбу и мясо, конфеты и печенье.

    Кроме запятых в предложениях с ОЧ могут быть и другие знаки: двоеточие и тире.

    Тире ставится:

    1. Когда обобщающее слово находится после ОЧ:

      Одежда, обувь, документы — все необходимое уже лежит в чемодане.

    2. Когда обобщающее слово стоит перед ОЧ, а после предложение продолжается:

      Везде: в гостинной, на кухне, в ванной — лежали ее вещи.

    Двоеточие ставится:

    • когда обобщающее слово стоит перед ОЧ:

      Он всю неделю удивлял меня: убирался в квартире, готовил завтраки.

    Теперь мы знаем все про однородные члены предложения в русском языке.

    Повторим

    • однородные члены — это одинаковые члены предложения;

    • однородные члены зависят от одного и того же слова;

    • однородные члены связаны между собой сочинительной связью и интонацией.

    Признаки однородных членов

    • отвечают на один и тот же вопрос;

    • являются одним членом предложения;

    • относятся к одному члену предложения;

    • часто выражены одной частью речи;

    • произносятся с перечислительной интонацией.

    Вопросы для самопроверки

    Объясните пунктуацию в предложениях с однородными членами.

    1. Усы, лапы и хвост — вот мои документы.

    2. Мама подарила Маше новую куклу и мячик.

    3. Я не сделал домашнее задание ни по физике, ни по химии.

    4. Картины висели повсюду: в гостиной, спальне и даже ванной.

    5. Заказ выполнили быстро, но плохо.

  • Отзыв о рассказе тургенева живые мощи
  • Отзыв о рассказе тэффи жизнь и воротник
  • Отзыв о рассказе толстого русский характер
  • Отзыв о рассказе хвостик астафьев
  • Отзыв о рассказе филиппок 2 класс толстого