Отзыв о рассказе голубая змейка бажова

Главные герои сказки голубая змейка два мальчика. одного звали ланко, а прозвище у него было пужанко. а другого звали

Отзыв о сказке П.П.Бажова «Голубая змейка»Главные герои сказки «Голубая змейка» — два мальчика. Одного звали Ланко, а прозвище у него было Пужанко. А другого звали Лейко Шапочка. Ланко и Лейко были одногодками и крепко дружили. В своих семьях они были младшими детьми, поэтому забот у них было немного и в теплое время года мальчишки с утра до вечера носились по окрестностям. А как наступала зима, приходилось им коротать время по домам, потому что одежонка у них была легкая, по морозу и не побегаешь.

Зимой ребята целыми днями сидели на полатях, то в доме Ланко, то в доме Лейко. У Лейко была старшая сестра Марьюшка, которая никак не могла выйти замуж – рот у нее был косоват и женихи ее стороной обходили. Под Новый год подружки Марьюшки рассказали ей, как жениха нагадать: надо в укромном месте гребешок оставить, а утром посмотреть, не будет ли на нем волоса. Если будет, значит и жених у Марьюшки будет. Так она и сделала, повесила гребешок в укромном месте.

А Ланко и Лейко решили подшутить над Марьюшкой, гребешок тот взяли и коня им причесали, после чего гребешок на место повесили. Утром Марьюшка обрадовалась, что жених у нее будет, и подружкам похвасталась. А те распознали, что волосы в гребешке конские и стали над девушкой смеяться. А когда Марьюшка дозналась, кто над ней подшутил, обиделась она на парнишек и в сердцах пожелала им голубую змейку увидеть. За это пожелание мать ее отругала крепко, но ребятам про голубую змейку ничего рассказывать не стала.

Интересно стало двум друзьям, что это за змейка такая, да только никто из местных жителей об этом говорить с ними не хотел. И только однажды удалось им разговорить отца Ланки, и тот им рассказал про голубую змейку. Выходило так, что живет в этих краях голубая змейка, которая не ползает, а прыгает, свернувшись в колечко. Справа от нее золотая струя сыплется, а слева – черная, бедовая. Если ее один человек увидит, то счастье ему будет, золото найдет. А если несколько, то беда случится: передерутся эти люди между собой из-за золота. Да и золото от змейки непростое – если поднять и бросить, то превратится оно в обычный камень. А иногда змейка женщиной оборачивается и распознать ее можно только за счет того, что под ее ногами трава не прогибается.

Запала ребятам в душу история про голубую змейку. И вот когда наступила весна, и друзья строили плотину из снега у ручья, Лейко придумал песенкой голубую змейку вызвать. А она и появилась, да по-хитрому: Лейко видел, как она с горки колесом катится, а Ланко видел, как змейка в горку поднимается. А как змейка исчезла, стали ребята спорить, с какой стороны золото, а с какой – беда черная. И каждый боялся, что другой ошибется и на черную беду попадет. До того спор дошел, что друзья неразлучные подрались. Поняли они, что из-за змейки у них ссора вышла и драку прекратили. Но решили они змейку перехитрить.

На следующий день встали у ручья вместе и стали змейку вызывать, а когда она появилась, то расходиться в стороны не стали – стояли рядом друг с другом. Змейка их перехитрила и между ногами у них проскочила. У обоих ребят одна штанина стала золотая, а другая черная. Смотрят они, а где змейкин путь прошел – с одной стороны камни золотые, а с другой черные. Схватил Ланко золотой камень, а поднять не может. Тогда Лейко взялся за камень поменьше, но тоже не смог его от земли оторвать. Отпустили ребята камни и стали камни обычными. Опять друзей змейка обманула.

С той поры они решили про голубую змейку забыть и больше ее не звать. Но однажды летом сидели ребята на покосе и увидели, как идет к ним женщина незнакомая, а трава под ней не прогибается. Поняли они, что это голубая змейка в женском облике, и дружно от нее отвернулись. А змейка с ними разговор завела и сказала, что хочет испытать ребят. Она из одного рукава золотой пыли насыпала, а из другого – черной и сделала каменную плитку черно-золотого цвета. Разломила она плитку на две половинки и ребятам подала. Сказала, что кто из них хорошее задумает, у того плитка золотой станет. Ребята разом и подумали, что они Марьюшку зря обидели и пожелали ей жениха найти. У обоих плитки сразу золотыми стали. А женщина им еще по кошельку с золотым песком дала и домой отправила.

Когда ребята домой вернулись, то узнали, что к Марьюшке сваты приехали, а рот у нее от радости нормальным стал. С той поры друзья больше змейку никогда не вызывали. Поняли они, что награда тогда бывает, когда ее заслужишь.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Голубая змейка» состоит в том, что даром в жизни ничего не дается, любое благо надо заслужить. Сказка учит ценить настоящую дружбу и не ссориться с друзьями ни при каких обстоятельствах. А тех, кто дружбу ценит, удача стороной не обойдет.

В сказке мне понравились ее главные герои, Ланко и Лейко. Они были настоящими друзьями, и дружба помогла им с честью вынести испытания, которые выпали на их долю при встречах с голубой змейкой.

Какие пословицы подходят к сказке «Голубая змейка»?

Друг за дружку держаться — ничего не бояться.
Дружба — великая сила.

Постановка цели и задач урока

— На прошлых уроках мы познакомились со сказом

П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка», главный герой которого восхитил нас своими человеческими качествами.

Какими?

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством

П.П. Бажова: со сказом «Голубая змейка».

-Что вам предстоит делать на уроке?

Называют качества Степана (в тетради сделали аппликацию -ожерелье , на каждом камне-кружочке написали качества, которыми обладал герой).

Отвечают на вопрос.

(Читать, отвечать на вопросы, пересказывать, выделять эпизоды, анализировать, характеризовать героев, делать выводы).

Работа по теме урока

История создания сказа

2.Знакомство с изданиями сказа.

3.Анализ сказа.

-Беседа

4. Лексическая работа.

Знакомит с краткой историей создания сказа.

— По объему сказ «Голубая змейка» — небольшое произведение, но на его создание ушло около двух лет. Началом следует считать 1943 год, а появился в печати сказ в 1945 году. Такой короткое произведение писал два года.

-О чем это свидетельствует?

Организует

— работу с разными изданиями сказа;

— обсуждение.

-Что изображено на обложках книги «Голубая змейка»?

-Каково различие иллюстраций?

–Кто из художников более интересно представил обложку произведения? Почему?

-Почему так называется сказ?

-Что символизирует змейка в сказе?

Дополняет:

-В этот образ П. П. Бажов вложил свое понимание вечной мысли: добро и зло тесно связаны.

-Продолжите ранее начатое описание голубой змейки.

-Как же узнать эту змейку?

-Как вы понимаете это?

— Всегда ли золото, богатство-зло?

Организует лексическую работу по словарю

С. И. Ожегова.

Предлагает познакомиться со словами «алчность», «бескорыстие».

(Действительно , золото может погубить. По мнению народа, деньги, золото, богатство — зло. Очень часто зло искушает добрых , порядочных людей богатством).

-Приведите такие примеры из сказов П. П. Бажова.

— Героями сказа являются мальчики, расскажите о них.

-Почему же голубая змейка наградила мальчиков? Какие добрые поступки они совершили?

-Какой вывод можно сделать?

— Найти описание сцены вознаграждения мальчиков.

Отвечают на вопросы.

(О требовательности автора к своему произведению, об ответственности перед читателем).

Рассматривают иллюстрации на обложках , описывают их, отвечают на вопросы.

( Голубая змейка , ползущая по камню; мальчики в центре черно-золотого обруча; встреча мальчиков с голубой змейкой в образе женщины. Нарисованы главные герои. Художники передали свое отношение к ним).

Отвечают на вопросы.

(Голубая змейка – персонаж, который дает оценку поступкам героев, заставляет героев задуматься о смысле жизни).

(Мудрость, искушение, связь с подземным миром).

Работают с текстом сказа.

Находят и выразительно зачитывают отрывки.

(«…Одному увидеть змейку прямое счастье : наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла. И много его. Поверху большими кусками лежит. Только оно тоже с подвохом. Если лишку захватишь да хоть капельку сбросишь, все в простой камень повернется».

(«… иной раз голубая змейка человеком прикидывается, только узнать ее все-таки можно. Как идет, так даже на самом мелком песке следов не оставляет. Трава — и та под ней гнется. Это первая ее примета, а вторая такая: из правого рукава золотая струя бежит, из левого – черная пыль сыплется».

Золотой и черный обручи человеческую жизнь ограничивают) .

(Переступил человек золотой обруч , польстился на даровое — забыл доброту. За это ждет наказание : ссора, драка и даже смерть).

(Не всегда — только тогда , когда оно оказывается в руках жадных людей,

поэтому голубая змейка охраняет золото от таких людей).

Зачитывают словарные статьи слов «алчность», «бескорыстие» по словарю С. И. Ожегова.

Приводят примеры из прочитанных сказов.

( Хозяйка

Медной горы

показывает Степану свои богатства и губит:

«Степан счастья в жизни не поимел . Женился, семью завел, дом обстроил, все как следует. Жить бы ровно да радоваться, а он невеселый стал и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял».

Даже мальчика

Лейка Шапочку голубая змейка искушает богатством) .

Рассказ о мальчиках с элементами пересказа.

(Герои — Ланко Пужанко и Лейко Шапочка , их родители жили рядом. Главные занятия мальчиков — игры, развлечения. Но иногда им приходится задумываться о своих поступках, например, когда они обидели Марьюшку. Она пожелала им встретиться с голубой змейкой, что считалось проклятием. Мальчиков заинтересовала голубая змейка , с которой позже и произошла встреча…)

Обсуждают, объясняют .

(Голубая змейка наградила мальчиков : дала им по золотому брусочку и по кошельку золотого песка, потому что они это заработали:

сделали так, чтобы Марьюшка в этом году вышла замуж и чтобы люди забыли ее прозвище — Голубкова невеста).

Предлагают варианты ответов.

(Деньги, золото – зло только тогда , когда в их добычу не вложен труд.

Голубая змейка и другие хранители подземных богатств наказывают тех, кто стремится завладеть этими богатствами без труда , вознаграждают добрых, бескорыстных людей, кто раскаивается в своих поступках).

Работают с текстом сказа.

Находят, зачитывают, комментируют.

(«Не всякая драка человеку в покор, за иную и наградить можно . Вы по-хорошему дрались. Не из-за корысти либо жадности, а друг дружку охраняли. Недаром золотым обручем от черной беды вас отгородила. Хочу еще испытать») . Выразительное чтение по ролям.

Конспект
урока по литературному чтению для 4 класса на тему:
П.П.
Бажов. Серебряное копытце

 

Цель урока:   Продолжать
знакомить с жизнью и творчеством П. П. Бажова, «Серебряное копытце».

Задачи: •  Отрабатывать навыки
правильного выразительного чтения, чтению по ролям; •  Отрабатывать навыки
определения жанра произведения, умения составлять характеристику героев, план
произведения, соотносить главную мысль произведения с пословицами; •  Развивать
память, речь, мышление;  •  Обогащать словарный запас учащихся. • 
Совершенствовать умение работать в группах.

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В
мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Прозвенел уже звонок,

Он позвал нас на урок

Тогда время не теряем,

Работу начинаем.

— Работа всегда идет хорошо, если
человек все делает с хорошим настроением. Желаю вам хорошего настроения и
успехов, чтобы урок для вас

получился полезным, увлекательным,
поучительным, весёлым.

Интерактивное упражнение «Ожидание»

— Дети, чего вы ждете от сегодняшнего
урока?

-Я желаю вам всем хорошего настроения,
активности, работоспособности.

Слайд 3

-Девиз нашего урока такой:

Быть должны у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

«Все, что нужно под рукой!»

Слайд 4

Проверка домашнего задания

— Посмотрим на выставку ваших
книжек-самоделок. Интересные формы вы придумали! Послушаем несколько ваших
сказок.

Слайд 5

Еле шорохом шурша
В класс заходит тишина.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.

Вводная беседа
В некотором царстве, в некотором государстве
жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно
лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это ….

Вы узнаете с каким писателем познакомитесь
сегодня, если разгадаете кроссворд.

  1. Как
    называется место, где мы можем купить и овощи, и фрукты, и одежду, и
    посуду и т.д. БАЛАГАН; (а ещё так называют временную деревянную постройку
    для жилья )
  2. «Знает
    она, чьё мясо съела» — Кто это? ( КОШКА)
  3. Как
    называются 2 маленьких выроста на голове у телёнка или козлёнка? – (РОЖКИ)
  4. Как
    называют ребёнка, у которого умер один или оба родителя – СИРОТА;
  5. К
    слову «грустный» подберите слово с противоположным значением ВЕСЁЛЫЙ )

Получилось слово Бажов-это фамилия
писателя.

Сообщение темы и задач урока

Слайд 6

— Сегодня мы познакомимся с рассказом П.
Бажова «Серебряное копытце»

— Какие задачи можно на уроке поставить?

(познакомиться с творчеством Бажова, его
биографией, его произведениями и конкретно прочитать его произведение «
Серебряное
копытце »).

Работа над новой темой.

Слайд 7

Знакомство с жизнью и творчеством
писателя.

Павел Петрович Бажов
родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879
года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Родители,
Августа Стефановна и Петр Васильевич, узнали в жизни много горя и нужды. В
Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982
году на её базе был создан музей. Обстановка показывает быт семьи и условия, в
которых рос П. Бажов. Слайд 8

Когда Павел немного подрос, мать
показала ему буквы, а потом мальчик учился в заводской школе в Сысерти, учился
отлично. То, что Павел увидел, услышал и пережил в детстве и юности, не
забывалось им никогда, в том числе рассказы своей бабушки. От неё впервые он
услышал рассказы о Медной горе, которые позже стали основой бажовских сказов.
Много сказов узнал Павел от своего дедушки, Василия Алексеевича Хмелинина –
дедушки Слышко, как еще его звали. Через много лет он вернётся к сказам дедушки
Слышко, и они станут своеобразной канвой его сказов.

Когда пришло время
учиться, Павла отдали в школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого
мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не
позволяла мечтать о гимназии и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное
училище. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию.
После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от
духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык.
Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края,
народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом.

Бажову было около 60
лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга
“Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая
шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. В них
оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и
неповторимого очарованья. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка”
пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56
произведений.

Слайд 9

  • “Огневушка – Поскакушка”
  • “Малахитовая шкатулка”
  • “Хозяйка медной горы”
  • “Серебряное копытце”
  • “Каменный цветок”
  • “Горный мастер”
  • “Хрупкая веточка”
  • “Голубая змейка”
  • “Синюшкин колодец”
  • “Иванко Крылатко” и т. д.

Главной темой его
сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Сказы Бажова
принесли ему заслуженную славу. В Москве есть улицы, названные “Имени Павла Бажова”
и “Малахитовая”. По сказам было снято несколько мультфильмов. Многие знают
пьесу “Серебряное копытце”, оперу К. Молчанова “Каменный цветок”. В
Екатеринбурге Бажову поставлен памятник.

Павла Петровича Бажова
часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался
колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это волшебство писателя,
который смог написать “Малахитовую шкатулку”. Сегодня на уроке мы приоткроем
знаменитую “Малахитовую шкатулку” и познакомимся с одним из его сказов «Серебряное
копытце»

Слайд 10

Работа с жанром «сказ»

Именно сказом, а не сказкой.

В чем же различие сказки от сказа?
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование
ведется от лица рассказчика. В основе сказа лежат события, которые реально
происходили когда-то давно.
Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и
фантастики. В сказках добро побеждает зло.
Здесь нужно вспомнить и о рассказе – прозаическом произведении, в основном
повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один
эпизод, в котором происходят реальные события.
Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа.

«Серебряное копытце» —
это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.
И рассказ ведется от лица деда ….Слышко. Кто такой дед Слышко, вы уже знаете.

Слайд 11
Словарная работа

Давайте выясним значение некоторых слов.
Пособник – помощник
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством)
Горюн – горевать
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи
Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание)
Очаг — устройство для разведения и поддерживания огня
Балаган – временная легкая деревянная постройка
Душной – запах, идущий от животного (о козле)
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь

Слайд 12

-Кто такой серебряное
копытце?

Сдайд 13

Работа по учебнику

Чтение сказки

Игра «Дождь»

Слайд 14

Физкультминутка

Слайд 15

Закрепление. Работа в паре. Выполнение
тестов.

Тест
по сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»

1.
Как звали отца Дарёнки?

А)
Григорий Б) Георгий В) Гаврила

2.Сколько
веточек на рогах у волшебного козла?

А)
3 Б) 4 В) 5

3.
Какого цвета была шерсть у кошки Мурёнки?

А)
белая Б) бурая В) серая

4.
Сколько раз показывался волшебный козёл Дарёнке?

А)
1 Б) 2 В)3

5.
Что выбивал копытцем козлик?

А) золото Б) серебро В )дорогие камни

Беседа по прочитанному.

-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели
увидеть серебряное копытце?

Я никак не могу определиться, может
быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо или герои были
бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато?

-Почему всё-таки произошло чудо с
Дарёнкой и Кокованей?

У Коковани с Дарёнкой не было корыстных
побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они
не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не
синоним счастья.

-За что же герои были награждены? (они
награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)

-Сказка ложь да в ней намёк, добрым
молодцам урок.

-А какой урок извлекли вы?

-Какие выводы сделанные на этом уроке
вам пригодятся в жизни?

Выразительное чтение отрывка сказки.

— Ребята, мы очень много говорили о
сказке «Серебряное копытце» и, наверное, у каждого из вас есть отрывок, который
особенно нравится и хочется прочитать ещё раз.

— Ваше мнение, помогло ли чтение ваших
товарищей почувствовать настроение сказки? (Отвечают ребята)

Слайд 16

1.
Что в произведении ты находишь волшебного, сказочного, а что могло быть на
самом деле? Обрати внимание на название.

Волшебное и
сказочное  — серебряной копытце козлика. Когда он им
бил, летели драгоценные камни.
Все остальное могло произойти на самом деле — Кокованяи и Даренка, обычные
люди, Муренка — обычная кошка, они могли увидеть козла с рожками зимой, даже
могли найти россыпи драгоценных камней возле избушки, так как действие
сказки происходит на Урале, где на самом деле добывали и находят по сей
день драгоценные и полудрагоценные камни.

2.
Почему, по твоему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему
девочка согласилась идти жить к Коковане?

Кокованя жил один и
захотел взять к себе сиротку. Ему нужен был кто-то рядом, да и сиротке мог
бы помочь. Вот и пошла Даренка к Коковане. В доме, где она жила,  к
ней относились как к служанке, да и девочка сразу поняла, что
Кокованя был добрым человеком. К тому же дедушка рассказал о
Серебряном копытце, и девочке очень захотелось его увидеть.

3.
Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?
Почему ты так думаешь? Подтверди своё мнение словами из текста.

Кокованя, Даренка и
Муренка жили дружно, и у всякого своё дело было.  «Кокованя с утра на
работу уходил, Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка
Муренка на охоту ходила — мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им».

4.
Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце: каждый из
героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись
продать драгоценные камни и зажить богато? Объясни.

Коковане и Даренке хотелось
увидеть Серебряное копытце, потому что каждый из героев верил в сказки
и хотел увидеть чудо
. Они жили бедно, но дружно, помогали друг другу. Они
не мечтали о богатстве. Когда они не нашли утром драгоценных камней, они
не огорчились. Только грустно было расставаться с Серебряным
копытцем да Муренкой, которых они считали своими друзьями.

5.
Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

Чудо с Даренкой и Кокованей
произошло потому, что они искренне в него верили, а еще потому что они
были добрыми и бескорыстными, а доброта всегда вознаграждается.

6.
Каким нарисовал Серебряное копытце художник? А каким представляешь себе его ты?
Запиши в «Рабочую тетрадь».

Художник нарисовал Серебряное
копытце краивым оленем с большими рогами, а по описанию Бажова это
молодой олененок с маленькими рожками.

7.
Как автор относится к героям? А что думаешь о них ты?

Автор относится к своим
героям с симпатией и любовью. Мне тоже понравились Дарёнка и Кокованя. Они
добрые, дружные, верят в чудеса ценят друг друга больше, чем богатства.

8.
Обсудите с другом, какими мыслями хотел поделиться со своими читателями Бажов.

Бажов хотел поделиться с
читателями своими мыслями о чистоте человеческих взаимоотношений. Он
рассказывает о  дружбе, привязанности, доброте и щедрости простых людей,
которые нашли друг друга.

9.
Вместе с одноклассниками прочитайте сказку по ролям….

Читаем по ролям.

Рефлексия

1.
На этом уроке я похвалил бы себя за …

2.
Мне было сложно…

3.
После урока мне захотелось…

4.
С каким настроением вы заканчиваете урок…

5.
Сегодня я сумел(а)…

Итог урока

— Чему учит сказка Бажова? Слайд
17

— Как вы думаете какова дальнейшая
судьба этих героев?

-Что вы запомнили об авторе?

Комментирование оценок

За урок получают….

Слайд 18

Домашнее задание

Перечитать сказку, дать характеристику
главным героям

Приветствую вас, дорогой читатель! Один из моих самых любимых писателей – Павел Бажов, биография которого не менее интересна, чем жизни его героев. Сказы Бажова всегда завораживали меня каким-то волшебством и интересными сюжетами, его неповторимый стиль письма заставлял буквально “проглатывать” произведения.

Так в чем же секрет этого писателя? Как ему удавалось так полно раскрывать национально-культурные особенности в сказках? В заметке я поделюсь интересными фактами о Бажове, о его секретах написания таких волшебных сказов и о том, где он брал вдохновение для своих произведений.

ПАВЕЛ БАЖОВ: БИОГРАФИЯ

Бажов Павел Петрович биография

В прошлом 2019 году широкой общественностью отмечалась дата – 140 лет со дня рождения Павла Бажова, писателя, который прожил трудную, но интересную жизнь, впечатлениями о которой он делился через героев своих сказов.

Павел Петрович Бажов родился в семье горнорабочего в конце 19 века, в 1879 году, в Сысертских заводах. Вскоре семья переехала в город Полевской Екатеринбургской губернии.

В те времена эта местность была горнодобывающей, все детство Павла прошло среди шахтеров и горнодобытчиков. Он с малых лет слушал рассказы взрослых, так как жил в этой среде и не понаслышке знал о тяжелом труде горнорудных рабочих.

Его бабушка, Авдотья Петровна, часто рассказывала ему про каменную гору, про девушку с черной длинной косой, и именно эти воспоминания воплотились у Бажова в образе Хозяйки Медной горы.

А рассказы Василия Алексеевича Хмелинина, старого уральского горняка, который стал прототипом героя деда Слышко, о богатстве Урала и о драгоценных камнях в детстве завораживали Павла и местных ребятишек. Впоследствии они явились для Бажова основой его сказов, поэтому можно утверждать, что жизнь и творчество Бажова неразрывно связаны.

Когда Павел подрастал, время было суровое. Семье приходилось тяжелым трудом зарабатывать на жизнь, но судьба была благосклонна к Павлу: он смог получить образование.

У Павла Бажова с детства наблюдалась тяга к знаниям. Он отлично закончил заводскую школу, потом духовное училище, затем Пермскую духовную семинарию. Но он не остался в монастыре, а стал преподавать русский язык в учебных заведениях. Так он проработал 20 лет.

Неразбериха в стране после начала 1-ой мировой, гражданской войны, потом революции изменила жизнь многих людей, в том числе и жизнь Павла Бажова. Он ушел из учительского дела и стал журналистом, писал статьи для разных газет.

Биография П.П.Бажова полна приключений: писать свои книги и очерки об Урале он начал еще в годы гражданской войны. В 1924 году вышла его первая книга “Уральские были”. Он постоянно изучал родной край, путешествовал по глубинке и пополнял свои произведения.

Как сказитель Павел Бажов был признан в 1936 году после выхода в свет его рассказа “Девка Азовка”, а в 1939 году вышла в свет и “Малахитовая шкатулка” – сборник рассказов.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА УРАЛА В ТВОРЧЕСТВЕ ПАВЛА БАЖОВА

Герои Бажова

Биография Бажова свидетельствует, что он любил путешествовать по Уралу. Он встречался с людьми, изучал их быт, одежду, речь. Его журналистская хватка и внимательность к мелочам пригодились в дальнейшей работе.

В 30-е годы в нашей развивающейся стране начал издаваться сборник “Дореволюционный фольклор на Урале”. Бажов принял активное участие в составлении сборника, хотя из-за строгой цензуры в нем нельзя было описывать тяжелый быт рабочих и включать религиозные элементы.

Для сборника Бажовым были написаны сказы “Дорогое имячко”, “Медной горы хозяйка”, “Про Великого Полоза”. Эти сказы легко прошли цензуру, так как Павел Бажов отметил, что они были написаны со слов деда Слышко (Василия Хмеленина, жителя Полевского медеплавильного завода).

В своих рассказах и сказках Бажов показывает вымышленных персонажей, олицетворяющих природные силы и явления, в которые в то время верил народ. Это отчасти и дало сходство его рассказов с народным фольклором: он очень тонко сшивал правду и вымысел в своих произведениях.

Больше, чем полвека, Павел Бажов прожил на Урале, где добывали золото и плавили руду. Благодаря его рассказам рабочие горного дела предстают перед нами величайшими мастерами, камнерезами от Бога. Описывая их труд, Бажов показал не стремление обогатиться на своей работе, но стремление вложить душу, вдохнуть поэзию в каждую поделку из камня.

Например, Данилушка Недокормыш из сказки “Каменный цветок” говорил Прокопьичу, что хочет сделать так, чтобы выявить полную силу камня. А когда он сделал каменную чашу для приказчика по его же чертежу, то сказал своим знакомым мастерам, хвалившим его работу: “То и горе, что похаять нечем. Гладко да ровно. А красота где?”. И в результате он эту нелюбую чашу разбил молотком.

В рассказе “Чугунная бабушка” показаны настоящие каслинские мастера чугунного литья. Никто из мастеров других близлежащих заводов не мог сделать такие отливки, как каслинцы.

Главный герой рассказа, литейщик Торокин Василий, самостоятельно сделал отливку простого житейского сюжета, как бабка Анисья прядет нить. Он говорил, что бары придумывают непонятное, а ему охота простое показать, самое житейское.

После этого все важные начальники говорили про Торокинскую бабушку: “хорошая вещица, живым от нее пахнет”. Полюбоваться на каслинское литье мне тоже удалось в Чайковском историко-художественном музее, там ему отведен целый зал.

ГЕРОИ БАЖОВА: ПРОТОТИПЫ

Рассказы бабушки и деда Слышко из детства давали Павлу Бажову вдохновение для создания своих сказов в зрелые годы. Верования людей Урала в сказочных персонажей Бажов использовал для создания героев в своих рассказах. Это и является особенностью сказок Бажова.

  1. Огневушка-поскакушка – образ Золотой Бабы из поверий.
  2. Образ Хозяйки Медной Горы – верования и поклонения Земле, Огню, Горам.
  3. Ящерица с короной на голове – хранитель местности.
  4. Бабка Синюшка – Баба Яга, или образ болотного газа.
  5. Кошачьи уши – сернистый горный газ.
  6. Данило Мастер имеет реальный прототип уральского камнереза Данилы Зверева.
  7. Олень Серебряное копытце, который ударом ноги выбивает самоцветы, – прототип Великого Лося, который несет на своих рогах солнце.
  8. Голубая змейка – образ самородного золота.
  9. Великий Полоз – змей, символизирующий мудрость, домашний очаг, плодородие.
  10. Змеевка – дочь Полоза, проходила сквозь камень и оставляла золотой след.

Павел Бажов в своих рассказах и не упоминал о религиозности людей, а показал, как они понимают устройство мира, поклоняясь силам природы и обожествляя их. Уважение к труду красной чертой проходит через все рассказы писателя. Данило Мастер, резчик по малахиту, показан как великий труженик.

В своих сказах писатель Павел Бажов воспевает и красоту Уральских камней: малахита, мрамора, медного изумруда (берилла), яшмы и других. Вот, например, в рассказе “Серебряное копытце” он пишет: “По тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются”.

Уральские камни прославили нашу страну на весь мир. Но очень жаль, что в 19 веке бесконтрольная добыча малахита привела к истощению запасов, и он теперь в стране не добывается.

СВОЕОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК ТВОРЧЕСТВА БАЖОВА

Однажды я решила почитать внучке сказку Бажова “Серебряное копытце”. Во время чтения она не раз мне задавала вопросы: “а почему у Коковани такое имя? Что такое душной козел? Что такое пожитки? Что такое балаган? А почему козел рассмеялся, когда Даренка стала его звать “Ме-ка, ме-ка”?”. И еще много других вопросов.

Пришлось ей все объяснять своими словами, так как она была в то время маленькая и еще не умела читать. А мне такой язык был понятен, так как в наших краях, в Свердловской области, где я выросла, так и говорили, особенно старые люди.

История сказов Бажова

Такая самобытная речь и национально-культурные особенности в сказках Бажова помогали читателю представить себя участником событий тех времен. Именно это стало писательским языком Бажова.

И уже не кажется странным, что в горе живет красавица Хозяйка Медной горы, и что она иногда встречается на земле на пути сильных, честных и смелых людей и помогает им. А жестоких и злых она может и наказать, превратив худого человека в глыбу малахита.

А чтобы читателю были понятны некоторые слова, в конце книги “Малахитовая шкатулка” имеется своеобразный словарь, вот, например: жужелка – это название мелких самородков золота, зарукавье – браслет, звосиять – сверкнуть, крепость – крепостничество, мудровать – дурачить кого-нибудь, пустоплесье – открытое место в лесу, ухайдакать – сгубить, истратить, потерять, и много других слов.

Павел Петрович Бажов в неповторимой поэтической форме писал о чаяниях людей начала советской эпохи, об их тяжелом труде, о трудолюбии. Он словами героя рассказа говорил: “Работа – штука долговекая! Человек умрет, а дело его останется”.

МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОБ АВТОРЕ И О КНИГЕ “МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА”

Старинную книгу (послевоенного 1949 года издания) Павла Бажова “Малахитовая шкатулка” я помню с детства. Каким-то образом она оказалась у нас дома, видимо, была по ветхости списана из библиотеки Талицкой школы ФЗУ, и мой отец принес ее домой.

Шрифт в книге был мелкий, но мне нравилось читать сказки “Огневушка-поскакушка”, “Серебряное копытце”, “Синюшкин колодец”, “Чугунная бабушка” и другие. История Урала и живущих там людей меня всегда интересовала.

Много фильмов я посмотрела и прочла также много книг об истории Урала того времени, когда он становился оплотом металлургии России. Но старая книга “Малахитовая шкатулка” так и манит снова раскрыть ее и прочесть очередной сказ Бажова.

Павел Бажов за сборник рассказов “Малахитовая шкатулка” в 1943 году получил Сталинскую премию, впоследствии ему вручили орден Ленина за заслуги в области художественной литературы.

Автор Уральских сказов Павел Петрович Бажов не забыт. Он остается с нами благодаря своим произведениям, благодаря дому-музею в Екатеринбурге, выставкам, монументам, названиям улиц во многих Уральских городах. Его именем даже учредили литературную премию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образы Бажова

В данной заметке я рассказала о биографии Бажова, о творчестве писателя и об особенностях его сказок, а также об истории создания и прототипах главных героев сказов Бажова, которые все нам известны с детства.

“Малахитовая шкатулка” принесла П.Бажову мировую славу. Его сказы переведены на 64 языка. Никто из писателей не писал о горнорабочих с такой любовью, как Павел Бажов. Он единственный описывает труд камнерезов Урала как величайшее искусство.

Книга “Малахитовая шкатулка” давно перешагнула границы нашей страны. Ее читают во многих странах. Очень хотелось бы, чтобы наши дети и внуки хоть немного знали историю края, где живут, какими были их предки, как жили, чем занимались. Пусть в этом им помогут главные герои “Уральских сказов” Бажова.

Дорогой читатель! Пожалуйста, поделитесь, знакомы ли вам сказы Павла Бажова? Читаете ли вы их детям и внукам?

На чтение 24 мин. Просмотров 108 Опубликовано

Андерсен — Снежная королева

Андерсен — Соловей

Астафьев — Стрижонок Скрип

Бажов — Малахитовая шкатулка

Баум — Волшебник из Страны Оз

Булычёв — Миллион приключений

Булычёв — Путешествие Алисы или Девочка с Земли

Буссенар — Капитан Сорви-голова

Велтистов — Приключения Электроника

Гайдар — Судьба барабанщика

Гарин-Михайловский — Детство Тёмы

Гофман — Щелкунчик и мышиный король

Зощенко — Елка

Коваль — Приключения Васи Куролесова

Куприн — Барбос и Жулька

Куприн — Скворцы

Кэрролл — Алиса в стране чудес

Лагерлёф —  Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

Линдгрен — Расмус-бродяга

Миф Дедал и Икар

Носов — Витя Малеев в школе и дома

Носов — Огородники

Носов — Ступеньки

Осеева — Динка

Пантелеев — Республика Шкид

Паустовский — Кот-ворюга

Паустовский — Корзина с еловыми шишками

Пушкин — Песнь о вещем Олеге

Рыбаков — Кортик

Свифт — Путешествие Гулливера

Сетон-Томпсон — Виннипегский волк

Сладков — Лесные тайнички

Сказка Марья Моревна

Толкиен — Хоббит, или Туда и обратно

Толстой — Детство Никиты

Трэверс — Мэри Поппинс

Чехов — Беглец

Шварц — Сказка о потерянном времени

Янссон — Шляпа волшебника

Читательский дневник «Солдат и царица»

  • Читательский дневник «Черная курица, или Подземные жители»
  • Читательский дневник «Путешествие Алисы»
  • Читательский дневник «Веселая семейка»
  • Читательский дневник «Стрижонок Скрип»
  • Читательский дневник «Кавказский пленник»
  • Читательский дневник «Калиф-аист»
  • Читательский дневник «Королевство кривых зеркал»
  • Читательский дневник «Мафин печет пирог»
  • Читательский дневник «Мальчики»
  • Читательский дневник «Маугли»
  • Читательский дневник «Мэри Поппинс»
  • Читательский дневник «Четвертая высота»
  • Читательский дневник «Ванька»
  • Читательский дневник «Что любит Мишка»
  • Читательский дневник «Три товарища»
  • Читательский дневник «Приключения Электроника»
  • Читательский дневник «Корзина с еловыми шишками»
  • Читательский дневник «Нюрка»
  • Читательский дневник «Путешествие Гулливера»
  • Читательский дневник «Гуттаперчевый мальчик»
  • Читательский дневник «Как я ловил человечков»
  • Читательский дневник «Маленький Мук»
  • Читательский дневник «Робинзон Крузо»
  • Читательский дневник «Приемыш»
  • Читательский дневник «Сказка о потерянном времени»
  • Читательский дневник «Сын полка»
  • Читательский дневник «Садко»
  • Читательский дневник «Конек-Горбунок»
  • Читательский дневник «Три толстяка»
  • Читательский дневник «Вересковый мед»
  • Читательский дневник «Русалочка»
  • Читательский дневник «Путешествие Нильса»
  • Читательский дневник «Детство Темы»
  • Читательский дневник «Дудочка и кувшинчик»
  • Читательский дневник «Городок в табакерке»
  • Читательский дневник «Ашик-Кериб»
  • Читательский дневник «Алиса в Стране чудес»
  • Читательский дневник «Аленький цветочек»
  • В 4 классе ученик может вести читательский дневник самостоятельно. На первой странице помещается список рекомендованной для чтения литературы. Необязательно соблюдать предложенную последовательность. Лучше начинать с текста, который заинтересовал по названию, затем переходить к тем, которые пугали объемом. Образец оформления «Читательского дневника» 4 класс: автор, название книги, жанр, основная мысль. В дневник выписывают главных и второстепенных героев, их поступки. Не всегда ученик 4 класса может сам разделить персонажей на группы, поэтому ему нужно разрешать описывать в дневнике всех, кто запомнился. Читательский дневник нужен для развития памяти, формирования навыков анализа и формулирования собственного мнения. Характеристика героев в 4 классе – это пересказ сюжета, поступков персонажа и его внешности. Краткое содержание произведений для «Читательского дневника» поможет написать отзыв, чем понравилось произведение. Рассказы передают запомнившиеся события. Ученик делает первые шаги в написании сочинений, изложений. В «Читательском дневнике» можно найти новые слова и их значения. Готовый образец предлагает завершать работу по тексту рисунком. Картинка сконцентрирует ребенка на деталях. С 4 класса можно начинать создавать по тексту кроссворды. Создание вопросов и ответы на них – первый шаг к работе по тестам, самостоятельная подготовка к ВПР.

    4 класс окончен, а значит пройден первый учебный этап под названием «Начальная школа».

    Впереди не менее важный и ответственный период.

    Начало средней школы – самое сложное.

    Школьникам приходится быстро адаптироваться к кардинально новому учебному процессу, новым предметам и новым учителям.

    Чтобы этот период не стал стрессовым, к нему нужно тщательно подготовиться, выполняя все рекомендации учителей на время летних каникул.

    Одним из требований школ России является наличие и заполнение читательского дневника 4 класс.

    По сложности он несколько отличается от дневников предыдущих годов – книги для читательского дневника 4 класс гораздо объемнее, а соответственно на их чтение и анализ уходит намного больше времени.

    К тому же, требования к тому, как вести читательский дневник 4 класс – строже, а сами произведения – сложнее.

    На помощь приходят ГДЗ Читательский дневник 4 класс – ответы на все вопросы по произведениям для читательского дневника 4 класс.

    То есть, это готовый читательский дневник 4 класс, в котором можно посмотреть правильное оформление читательского дневника в 4 классе и то, как заполнить читательский дневник 4 класс.

    В разных школах требования к оформлению и ведению читательского дневника могут различаться.

    К тому же, кроме стандартного варианта, есть специальные печатные издания таких тетрадей.

    Для того, чтоб охватить все возможные вопросы, мы предоставляем два максимально расширенных ГДЗ по читательскому дневнику 4 класс (ответы по произведениям для читательского дневника 4 класс):

    1. Стандартный пример читательского дневника 4 класс.

    Такой готовый читательский дневник содержит основную информацию по рассказам и сказкам для читательского дневника 4 класс (название, автор, жанр, количество страниц, главные герои), краткое содержание произведений для читательского дневника 4 класс, синквейн, отзыв для дневника чтения, пословицы к произведениям, чему они учат, главную мысль, план для дневника чтения.

    Помимо этого, все произведения мы иллюстрируем яркими детскими рисунками. Так, дети задействуют еще и зрительную память.

    2. Дневник Читателя Клюхина ответы 4 класс

    Это печатное издание 2017 года.

    Список литературы для 4 класса в данном примере дневника чтения по большей части отличается от предыдущего варианта.

    Здесь акцентируется внимание на знание лексики, орфографии и словообразования.

    В Дневнике Читателя Клюхиной И.В. также присутствуют творческие задания, в которых детям нужно сделать иллюстрации.

    ГДЗ Читательский дневник 4 класс (готовый читательский дневник от «ГДЗ Грамота») полностью соответствует требованиям школьной программы 4 класса.

    Он не содержит смысловых и пунктуационных ошибок. Школьник с легкостью может переписать готовый читательский дневник 4 класс (краткое содержание произведений, главную мысль, план и т.д.) и быть уверенным в правильности ответов.

    Ведение дневника чтения в 4 классе – необходимость.

    Ведь в 5 классе придется уделять много внимания точным наукам.

    При этом не всегда будет оставаться время на чтение объемных произведений по литературе.

    Здесь поможет готовый читательский дневник 4 класс.

    Достаточно перечитать в нем записи, чтоб восстановить в памяти весь сюжет сказки или рассказа для читательского дневника 4 класс.

    Готовый читательский дневник 4 класс – верный друг и помощник школьников!

    Содержание

    Аксаков Сергей сказка «Аленький цветочек»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Дикие лебеди»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Новое платье короля»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Пятеро из одного стручка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Чайник»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Штопальная игла»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Гадкий утенок»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Русалочка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Снежная Королева»</li>Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»</li>Арабская народная сказка «Али-Баба и сорок разбойников»</li>Арабская народная сказка «Волшебная лампа Аладдина»</li>Астафьев Виктор рассказ «Стрижонок Скрип»</li>Бажов Павел «Голубая змейка»</li>Бажов Павел «Горный мастер»</li>Бажов Павел «Две ящерки»</li>Бажов Павел «Каменный цветок»</li>Бажов Павел «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел «Медной горы хозяйка»</li>Бажов Павел «Синюшкин колодец»</li>Бажов Павел «Хрупкая веточка»</li>Бажов Павел сборник Уральские сказы «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел сказка «Серебряное копытце»</li>Бажов Павел “Огневушка-Поскакушка”</li>Бажов Павел “Таюткино зеркальце”</li>Барри Джеймс Мэттью сказка «Питер Пен»</li>Баум Лайнел Фрэнк сказка «Волшебник из страны Оз»</li>Братья Гримм сказка «Золотой гусь»</li>Братья Гримм сказка «Белоснежка и семь гномов»</li>Братья Гримм сказка «Бременские музыканты»</li>Булычев Кир повесть «Путешествие Алисы»</li>Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»</li>Былина «Вольга Всеславьевич»</li>Былина «Садко»</li>Былина «Святогор-богатырь»</li>Былина «Ильины три поездочки»</li>Былина «Три поездки Ильи Муромца»</li>Былина “Микула Селянинович”</li>Былина “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”</li>Былина “Про прекрасную Василису Микулишну”</li>Былины сборник «Русские богатыри и героические сказки»</li>Велтистов Евгений повесть «Приключение Электроника»</li>Верн Жюль роман «Дети капитана Гранта»</li>Волков Александр сказка «Волшебник Изумрудного города»</li>Гайдар Аркадий повесть «Тимур и его команда»</li>Галявкин Виктор «Никакой горчицы я не ел»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Детство Темы»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Тема и жучка»</li>Гаршин Всеволод «Сказка о жабе и розе»</li>Гауф Вильгельм «Карлик Нос»</li>Гауф Вильгельм «Маленький Мук»</li>Гауф Вильгельм «Холодное сердце»</li>Гераскина Лия сказка «В стране невыученных уроков»</li>Гофман Эрнст сказка «Щелкунчик»</li>Григорович Дмитрий рассказ «Гуттаперчевый мальчик»</li>Гюго Виктор рассказ «Гаврош»</li>Дефо Даниэль роман «Робинзон Крузо»</li>Драгунский Виктор «Англичанин Павля»</li>Драгунский Виктор рассказ «Главные реки»</li>Драгунский Виктор рассказ «Что любит Мишка»</li>Драгунский Виктор сказка «Бы»</li>Ершов Петр сказка «Конек — Горбунок»</li>Житков Борис рассказ «Как я ловил человечков»</li>Жуковский Василий «Сказка о царе Берендее и…»</li>Зальтен Феликс сказка «Бэмби»</li>Зощенко Михаил рассказ «Глупая история»</li>Зощенко Михаил рассказ «Елка»</li>Зощенко Михаил рассказ «Самое главное»</li>Коллоди Карло сказка «Приключение Пиноккио»</li>Кончаловская Наталья стихотворение «Слово о побоище Ледовом»</li>Крылов Иван басня «Волк на псарне»</li>Крылов Иван басня «Ларчик»</li>Крылов Иван басня «Листы и Корни»</li>Крылов Иван басня «Осел и Соловей»</li>Крылов иван басня «Свинья под дубом»</li>Куприн Александр рассказ «Барбос и Жулька»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «В Назарете»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «Святая ночь»</li>Лагерлеф Сельма сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»</li>Лагин Лазарь сказка «Старик Хоттабыч»</li>Лермонтов Михаил баллада «Бородино»</li>Лермонтов Михаил поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»</li>Лермонтов Михаил сказка «Ашик-Кериб»</li>Летопись «Житие Сергия Радонежского»</li>Летопись «И вспомнил Олег коня своего»</li>Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»</li>Лондон Джек рассказ «Белый клык»</li>Лондон Джек рассказ «Сказание о Кише»</li>Мамин — Сибиряк Дмитрий рассказ «Приемыш»</li>Маршак Самуил пьеса «Двенадцать месяцев»</li>Маршак Самуил сказка «Двенадцать месяцев»</li>Метерлинк Морис сказка «Синяя птица»</li>Некрасов Николай поэма «Мороз Красный нос»</li>Немецкая народная сказка «Три бабочки»</li>Носов Евгений рассказ «Кукла»</li>Носов Николай повесть «Витя Малеев в школе и дома»</li>Носов Николай повесть «Дневник Коли Синицына»</li>Носов Николай рассказ «Метро»</li>О.Генри рассказ «Вождь краснокожих»</li>Одоевский Владимир сказка «Городок в табакерке»</li>Олеша Юрий сказка «Три толстяка»</li>Паустовский Константин рассказ «Заячьи лапы»</li>Паустовский Константин рассказ «Корзина с еловыми шишками»</li>Перро Шарль сказка «Мальчик-с-пальчик»</li>Перро Шарль сказка «Ослиная шкура»</li>Перро Шарль сказка «Синяя борода»</li>Перро Шарль сказка «Спящая красавица»</li>Перро Шарль сказка «Красавица и Чудовище»</li>Пивоварова Ирина рассказ «Смеялись мы — хи-хи»</li>Погорельский Антоний сказка «Черная курица, или Подземные жители»</li>Пришвин Михаил рассказ «Выскочка»</li>Пушкин Александр «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»</li>Пушкин Александр баллада «Песнь о Вещем Олеге»</li>Пушкин Александр поэма «Руслан и Людмила»</li>Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»</li>Русская народная сказка «Солдатская шинель»</li>Русская народная сказка «Царевна-лягушка»</li>Свифт Джонатан роман «Путешествие Гулливера»</li>Семяновский Феликс повесть «Фронтовое детство»</li>Сотник Юрий рассказ «Как я был самостоятельным»</li>Сотник Юрий рассказ «Маска»</li>Сочинение по картине «Наводнение» А. Комаров</li>Сочинение по картине «Сирень в корзине» П. Кончаловского</li>Сочинение по картине «Февраль. Подмосковье» Г. Нисский</li>Стивенсон Роберт Льюис баллада «Вересковый мед»</li>Стивенсон Роберт Льюис роман «Остров сокровищ»</li>Тайская народная сказка «Болтливая птичка»</li>Твен Марк повесть «Приключения Тома Сойера»</li>Токмакова Ирина «Сказочка о счастье»</li>Толстой Алексей былина «Илья Муромец»</li>Толстой Алексей повесть «Детство Никиты»</li>Толстой Лев быль «Как мужик камень убрал»</li>Толстой Лев повесть «Детство»</li>Троепольский Гавриил «Белый Бим Черное Ухо»</li>Хогарт Энн сказка «Мафин печет пирог»</li>Чарушин Евгений рассказ «Кабан»</li>Черный Саша рассказ «Игорь Робинзон»</li>Черный Саша рассказ «Кавказский пленник»</li>Чехов Антон рассказ «Каштанка»</li>Чехов Антон рассказ «Мальчики»</li>Шварц Евгений «Сказка о потерянном времени»</li>Шварц Евгений сказка «Два брата»</li></ul>-dnevnik-4-klass.jpg

    Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.

    Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.

    Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.

    Зачем вести читательский дневник?

    Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.

    Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.

    01-19.jpg

    Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:

    • Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
    • При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
    • У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
    • Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
    • Он развивает читательские навыки и культуру читателя.

    Образец оформления

    Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.

    В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.

    Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:

    Раздел Описание
    Титульный лист
    Содержание В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок
    Разворот дневника В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки
    Дополнительные разделы Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

    Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.

    Ниже имеются образцы оформления:

    Пример правильного заполнения

    Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.

    Рассмотрим:

    • Название произведения.
    • Ф.И.О. автора.
    • Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
    • Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
    • Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
    • Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.

    Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.

    Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.

    Готовый читательский дневник

    Просьба книги — научись меня читать:

    • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
    • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
    • Предположи, о чём я тебе расскажу.
    • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
    • Подумай, почему у меня такое название.
    • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

    06-1.jpg

    Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
    С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
    Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
    Б.Заходер «Птичья школа»
    А.Барто «Катя»
    Братья Гримм «Три брата»
    М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
    Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
    С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
    К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
    А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
    В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
    М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
    Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

    Пример оформления колонок читательского дневника:

    Дата ФИО автора Название произведения Главные герои Основная мысль произведения

    Краткое содержание произведений

    При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

    Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

    Рассказы, сказки и авторы Краткое содержание произведений
    «Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
    «Алые паруса», Александр Грин
    «Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк
    «Белый пудель», А. И. Куприн
    «Уроки французского», В.Распутин
    «Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин
    «Малахитовая шкатулка» П.Бажов
    «Чудесный доктор», А. И. Куприн
    «Дети подземелья», В. Короленко
    «Робинзон Крузо», Д.Дефо
    «Хамелеон», А. П. Чехов Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
    «Три толстяка», Ю. Олеша
    «Аленький цветочек», С. Т. Аксаков Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

    Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

    Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

    «Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

    Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

    Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

    В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

    Полезное видео

    Списки кратких содержаний по другим классам.

    5 класс6 класс7 класс8 класс9-11 классы

    Начальная школа – это тот отрезок обучения, когда дети только учатся читать.

    Поэтому и книжки им задают для чтения небольшого объёма, больше со сказками и разными интересными историями.

    Младшие школьники должны заполнять свои читательские дневники точно так же, как и старшие ученики.

    Но иногда после прочтения книжки из памяти улетучивается всё самое важное.

    Поэтому в читательский дневник дети записывают основные мысли, чтобы можно было быстро восстановить в памяти то, о чём они прочитали.

    Эта страничка создана специально для таких учеников, которым необходимо освежить свои знания по чтению.

    Здесь составлен список литературы, которую изучают в начальной школе

    Используемые источники:

    • http://chitatelskij-dnevnik.ru/klass/4
    • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/4-klass
    • https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass
    • https://ladyvapm.com/book/chitatelskij-dnevnik-oformlenije-soderzhanie.html
    • https://logoprav.ru/literatura/nachalo-dnevnik

  • Отзыв о рассказе витя малеев в школе и дома
  • Отзыв о рассказе выстрел пушкина
  • Отзыв о рассказе воробей чарушина
  • Отзыв о рассказе гамбринус
  • Отзыв о рассказе голос и глаз