I. Этап самоопределения к деятельности
Психологический настрой.
1 мин
— Здравствуйте, ребята.
— Прочитайте пословицу.
Узнать можно лишь тогда, когда учишься.
— Как вы её понимаете?
— Мы с вами многому научились на уроке литературного чтения?
— Нужно ли повторять то, что мы уже знаем?
— Этим мы и займемся!
Ученики приветствуют учителя, стоя возле своих парт.
Выполняют речевую разминку.
Р.: самоорганизация
II. Актуализация знаний и мотивация
Практический: проверка д/з
Словесный: беседа.
7 мин
Речевая разминка
— Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку.
Дети ягодки искали.
Вместе все их собирали.
Раз, два, три, четыре, пять
Кузовок полный опять!
— Читаем хором.
— Читаем выразительно.
— Читаем медленно.
— Читаем с вопросительной интонацией.
— А кто хочет самостоятельно?
— Ребята, проверим домашнее задание.
— Что вам нужно было сделать?
— Кто выйдет к доске и прочитает свои диалоги?
— Молодцы!
— Какой раздел мы изучаем?
— К какому литературному жанру относится название этого раздела?
— Как вы её понимаете?
— Как она связана с названием нашего раздела, в котором мы учились умному, доброму и сердечному?
— Мы закончили изучать этот раздел?
— Тогда что нам нужно сделать?
— Проводят речевую разминку.
Написать диалог по телефону.
— Читают свои рассказы.
— Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
— Пословица.
— Понемногу собираешь и что-то и в конце — концов соберешь много.
— Умные мысли в рассказах, которые мы запомнили и осознали, будут накапливаться в нашей памяти.
— Да.
— Повторить и закрепить.
К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний.
П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)
VII. Включение в систему знаний
Словесный: беседа.
Практический: выполнение задания
Практический: выполнение задания
Практический: выполнение задания
Практический: выполнение задания в
парах
Практический: выполнение теста
27 мин.
-Проведем небольшое соревнование между рядами на знание пройденного раздела.
-За верные ответы будете получать жетоны, побеждает тот ряд, у кого будет больше всего жетонов.
1 Конкурс «Исправь ошибки».
— Первое задание, которое вы должны выполнить – вспомнить названия произведений, с которыми мы познакомились в этом разделе и исправить ошибки.
Цветок в вазе
Золотые мысли
Великолепные путешественники
Закадычный друг
Федина проблема
Собирай по грибочку – наберешь кузовок.
Вторая мама
Телевизор
— Молодцы ребята, хорошо справились с первым заданием.
2 Конкурс «Ягодный куст»
— В нашем классе вырос вот такой удивительный ягодный куст.
-В каждой ягодке спрятано задание.
-Сейчас на слайде будут открываться ягодки с заданием, вы должны будете прочитать вслух отрывок из текста и назвать произведение, из которого взят этот текст.
1. «Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».
2. « Мать остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая школа, а за школой начинался лес. До школы отсюда было еще далеко.»
3. Жил – был король когда-то,
При нем блоха жила.
Милей родного брата
Она ему была.
4. « Мы продолжали идти в плохом настроении. И только у Тузика настроение было ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.»
5. «Но тут глаза его стали круглые от удивления. Он ахнул, подпрыгнул на своем стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться».
6. «Потом он посмотрел на часы – ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть».
7.«А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.»
8. «Хорошая штука! Это не какая-нибудь простая игрушка, которую поломаешь и выбросишь. Это полезная вещь!»
Физкультминутка.
— Теперь вам нужно поработать в парах.
— Я раздам вам листочки, на которых написаны предметы. Вам нужно догадаться по ассоциации, о каком рассказе ведется речь и соединить предмет и название рассказа.
Пульт от телевизора Часы, песок Чашка Тетрадь Увеличительное стекло Телефон Столешница Плюшевый мишка | « Федина задача» «Телефон» « Цветок на земле» «Золотые слова» «Еще мама» «Друг детства» «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». «Великие путешественники» |
— Кто закончил? Сверьте с экраном.
— У кого не так?
— Молодцы, ребята! Сейчас вам необходимо выполнить тест по этому разделу, состоящий из 5 вопросов.
— Закончили, сдали листочки мне.
— Ребята, скажите, на какого героя вам хотелось бы быть похожими?
— С какого героя вам не хотелось бы брать пример? Почему?
— Воспитывать себя всегда очень непросто. Настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства.
— Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. В этом нам помогут золотые слова, которые мы собрали.
— Слушают задание.
— Цветок на земле.
— Золотые слова.
— Великие путешественники.
— Друг детства.
— Федина задача.
— Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
— Еще мама.
— Телефон.
— Слушают задание.
— Б.В. Щергин.«Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
— А.П. Платонов.«Еще мама».
— Носов « Федина задача».
— М.М. Зощенко.«Великие путешественники».
— М.М. Зощенко.«Золотые слова».)
— А.П. Платонов.«Цветок на земле».
— В.Ю. Драгунский «Друг детства»
— Н.Н. Носов « Телефон».
— Выполняют физкультминутку
— Выполняют задание в парах.
— Проверяют по эталону.
— Решают тест.
— Отвечают на вопросы.
— Слушают учите
Р.: анализировать собственную работу;
К.: построение речевого высказывания.
П: построение рассуждения;
осуществление синтеза;
П: структурирование знаний
П: структурирование знаний
К: взаимодействие с партнером
Р.: анализировать собственную работу;
К.: построение речевого высказывания.
П: построение рассуждения;
осуществление синтеза;
Есть такой удивительный текст в Постной Триоди: «Кто премудр убо приобрести за немногие дни вечность?». Мне кажется, что «Лед и пламя» Рэя Брэдбери – именно об этом.
«Лед и пламя». На первый взгляд перед нами обыкновенная научно-фантастическая повесть. Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Выбравшись из ракет, космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий страшные изменения в организме. Даже укрывшись в глубоких пещерах, люди продолжают меняться под воздействием окружающего их мира, их пульс учащается, ускоряется метаболизм, они стареют все быстрее и быстрее.
Рассказ Брэдбери незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче
В конце концов продолжительность жизни сокращается до 8 дней. Дети, рожденные в понедельник, к воскресенью превращаются в высохших стариков… И вот тут оказывается, что рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче.
«Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество – будто зарница. Возмужание – сон, зрелость – миф, старость – суровая быстротечная реальность, смерть – скорая неотвратимость».
Сильно, не правда ли? Но разве это только о фантастическом мире с чудовищной радиацией? Разве это не о падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, а оно беспощадно, скоротечно. Пусть нам дано не 8 дней, а 80 лет, 90, 100, но оглянется на прожитую жизнь столетний старик – и она покажется ему мгновением.
В рассказе Брэдбери прекрасно передано это ощущение скоротечности земной жизни, оно предельно заострено (кстати, обратите внимание, что в этот мир люди попадают в прямом смысле в результате падения).
Из вечности мы выпали во время, а оно беспощадно, скоротечно, как те самые 8 дней
Вот один из героев говорит, что есть способ продлить жизнь на целых три дня, «три долгих, славных дня». В ответ раздаются восторженные крики, ликование. Три дня.
А читателю сразу становится стыдно, потому что каждому из нас, слава Богу, уже было дано и, если Бог благословит, будет дано еще много-много таких славных дней (а разве день, Божий дар миру, каждому из живущих, может быть иным?).
Но разве они будут прожиты нами так, чтобы, как мечтал Достоевский, ни одна минута не была потрачена впустую? Кто из нас на самом деле умеет дорожить временем?
***
Но «Лед и пламя» хорош не только этим заостренным восприятием времени. В тексте с удивительной силой воплощена не только идея скоротечности земной жизни, но и мысль о возможности обретения вечности.
Через 10 тысяч дней после катастрофы в пещерах появляется на свет мальчик, которому дают имя «Сим». Конечно, неслучайно, ведь «Сим» – сокращенное от « Симон», то есть Петр. Иными словами, Сим – носитель веры.
Спасение Сим находит в корабле. Стоит вспомнить, что одним из древнейших символов Церкви и является корабль
На третий день жизни возмужавший Сим пробирается обратно к кораблю, веря, что там отыщет что-то, что поможет спастись от поджидающей его уже через 5 дней смерти. Он попадает внутрь – и происходит нечто для него невероятное, но вполне естественное. Обшивка корабля укрывает Сима от смертоносной радиации, от излучения чужого мира. Проходит день, другой, Сим уже должен был стать дряхлым стариком, но он остается прежним полным сил юношей и на десятый, и на двенадцатый день.
Итак, спасение Сим находит в корабле. Притча проступает все отчетливее, стоит лишь вспомнить, что одним из древнейших символов Церкви и является корабль. Церковь спасает от радиации разлитого в мире греха, возвращает первозданную природу человека, вводит в вечную жизнь.
***
И вот еще один крайне емкий эпизод: Сим находит календарь и показывает его своей спутнице, Лайт. «Он предназначен для измерения времени», – говорит потрясенный Сим.
Давайте на секунду представим, чем были для него, знавшего, что ему отпущено лишь 8 дней, листки календаря. Каким колоссальным богатством стали для него привычные для нас недели, месяцы, годы! Не замечаемое нами и ежедневно растрачиваемое богатство.
Как тут снова не вспомнить Достоевского! Помните, как он стоял на площади, ожидая смерти, и несметным богатством казались ему даже пять минут, и он клялся, что, если ему дана будет жизнь, он ни минуты больше не потратит впустую?
И снова охватывает горечь. Потому что, полагаю, позади у каждого из нас – огромное количество попусту потраченных дней. Только и остается, что вспомнить: идет Рождественский пост. Еще один дар, 40 дней до Вифлеемской пещеры.
А что если сделать это одной из задач на пост? Наполнить смыслом каждый из оставшихся до явления звезды дней? Ни один день не прожить вхолостую, в черновую, «просто так»? Потому что каждый – уникален.
Каждый – дан один раз.
Он не повторится.
***
И вот финал. Сим и Лайт возвращаются к пещерам и рассказывают остальным: есть спасение. Мы можем жить вечно!
Происходит потрясающая вещь: люди не желают уходить из пещер! Не желают променять гарантированные (более-менее) 8 дней на вечность
И тут происходит потрясающая вещь: люди не желают уходить из пещер! Не желают променять гарантированные (более-менее) 8 дней на вечность. Не хотят предпринять сложный путь к кораблю, боятся расстаться с обжитыми жилищами (разумеется, здесь в тексте вновь проступают очертания библейских историй, хотя бы тех же самых египетских котлов, которые оказались слаще жизни с Богом).
В конце концов Сим с горечью понимает: мало кто желает приобрести вечность… С ним уходят далеко не все.
***
Разумеется, текст Брэдбери – все-таки не притча в чистом виде. Много в тексте избыточных деталей, есть навязчивые повторы, местами излишне цветасты метафоры.
Вряд ли станешь многократно перечитывать его.
Но это и не нужно. Основное запомнится надолго. Может, навсегда.
«Жизнь пролетает стремительно».
«Мы можем жить вечно».
Кто убо премудр приобрести за немногие дни вечность?
- Статья
- Чтение занимает 4 мин
Важно!
Приложение Internet Explorer 11 для ПК будет выведено из использования и снято с поддержки 15 июня 2022 г. (список других вопросов, см. в разделе Вопросы и ответы). Те же приложения и сайты IE11, которые вы используете сегодня, могут открываться в Microsoft Edge режиме Internet Explorer. Подробнее см. здесь.
В этой статье содержится список обязательных обновлений и необязательных обновлений для Internet Explorer 11.
Оригинальная версия продукта: Internet Explorer 11
Исходный номер КБ: 2847882
Аннотация
При установке Internet Explorer 11 для Windows 7 программа установки пытается автоматически установить некоторые обязательные компоненты. Если эта часть установки сбой, Internet Explorer останавливает процесс установки.
В этой ситуации необходимо установить обязательное программное обеспечение вручную, прежде чем установить Internet Explorer 11 для Windows 7.
Для этого используйте ссылки в разделе Список обязательных обновлений для Internet Explorer 11, чтобы получить отдельные компоненты обновления.
Убедитесь, что установка других обновлений завершена
Internet Explorer 11 для Windows 7 не может автоматически установить необходимые условия, если установка обновлений находится в процессе или если перезапуск системы ожидается.
Чтобы проверить, есть ли у вас текущая установка обновления или ожидающийся перезапуск в Windows 7, откройте панель управления, нажмите кнопку Система и безопасность, а затем нажмите кнопку Windows Update. Затем при необходимости примите следующие действия:
- Если установка обновления продолжается, перед установкой internet Explorer 11 для Windows 7.
- Если все обновления установлены, но перезагрузка системы не завершена, перезапустите компьютер перед установкой Internet Explorer 11 для Windows 7.
Список необходимых обновлений для Internet Explorer 11
В следующей таблице перечислены необходимые обновления для Internet Explorer 11 в Windows 7 Пакет обновления 1 (SP1) или Windows Server 2008 R2 Пакет обновления 1 (SP1). Необходимо установить следующие обновления, прежде чем установить Internet Explorer 11 в Windows 7 SP1 и Windows Server 2008 R2 SP1.
Чтобы скачать обновления, щелкните ссылку для соответствующего файла в зависимости от того, работаете ли вы в 32-битной или 64-битной версии операционной системы.
Дополнительные сведения о конкретных обновлениях нажмите следующие номера статей, чтобы перейти к статьям Базы знаний Майкрософт.
Примечание
Чтобы применить эти обновления, необходимо установить Пакет обновления 1 (SP1) для Windows 7 и для Windows Сервера 2008 R2.
Номер KB | Ссылка для скачивания | Title | Описание |
---|---|---|---|
2729094 | Скачайте пакет x86 для 32-битной версии Windows Скачайте пакет x64 для 64-битной версии Windows | Доступно обновление шрифта символов пользовательского интерфейса Segoe в Windows 7 и в Windows Server 2008 R2 | Это обновление добавляет поддержку символов смайликов и некоторых контрольных глифов, включенных в Windows 8 и Windows Server 2012. После установки этого элемента может потребоваться перезапустить компьютер. |
2731771 | Скачайте пакет x86 для 32-битной версии Windows Скачайте пакет x64 для 64-битной версии Windows | Доступно обновление, которое предоставляет новые API для преобразования между локальным временем и UTC в Windows 7 или в Windows Server 2008 R2 | Это обновление предоставляет новые API для преобразования между локальным временем и согласованным универсальным временем (UTC). После установки этого элемента может потребоваться перезапустить компьютер. |
2533623 | Скачайте пакеты для Windows | Microsoft Security Advisory: небезопасная загрузка библиотек может разрешить удаленное выполнение кода | Это обновление предоставляет новые улучшения API для Windows, чтобы помочь разработчикам правильно и безопасно загружать внешние библиотеки. После установки этого элемента может потребоваться перезапустить компьютер. |
2670838 | Скачайте пакет x86 для 32-битной версии Windows Скачайте пакет x64 для 64-битной версии Windows | Обновление платформы доступно для Windows 7 SP1 и Windows Server 2008 R2 SP1 | Это обновление предоставляет улучшенные функции и производительность в Windows 7 SP1 и Windows Server 2008 R2 SP1. Он включает обновления следующих компонентов DirectX: Direct2D, DirectWrite, Direct3D, Windows Imaging Component (WIC) и Windows Advanced Rasterization Platform (WARP). Кроме того, он включает обновления Windows анимации (WAM), API документов XPS и видео декодера MPEG-2. После установки этого элемента может потребоваться перезапустить компьютер. > [!NOTE] |
2786081 | Скачайте пакет x86 для 32-битной версии Windows Скачайте пакет x64 для 64-битной версии Windows | Internet Explorer 10 не сохраняет учетные данные для веб-сайта после входа в систему или перезапуска компьютера с Windows 7 SP1 или Windows Server 2008 R2 SP1 | Internet Explorer 10 не сохраняет учетные данные для веб-сайта после отключения или перезапуска компьютера с Windows 7 SP1 или Windows Server 2008 R2 SP1. Эта проблема возникает из-за того, что задача кэша WinInet не уведомлена о закрытии при входе с компьютера или перезапуске. Это обновление исправит эту проблему. После установки этого обновления может потребоваться перезапустить компьютер. |
2834140 | Скачайте пакет x86 для 32-битной версии Windows Скачайте пакет x64 для 64-битной версии Windows | «0x00000050» Остановка ошибки после установки обновления 2670838 на компьютере, который работает Windows 7 SP1 или Windows Server 2008 R2 SP1 | Предположим, что вы 2670838 обновления на компьютере с Windows 7 Пакет обновления 1 (SP1) или Windows Server 2008 R2 SP1. На компьютере имеется сочетание видеокарт Intel и AMD в гибридной конфигурации. В этой ситуации компьютер периодически сбоит. |
Список необязательных обновлений для Internet Explorer 11
Следующие обновления не требуются для установки Internet Explorer 11. Тем не менее, эти обновления будут предоставлять лучший опыт при их установке.
Номер KB | Ссылка для скачивания | Title | Описание |
---|---|---|---|
2888049 | Скачайте пакет x86 для 32-битной версии Windows Скачайте пакет x64 для 64-битной версии Windows | Доступно обновление, которое повышает производительность internet Explorer 11 в Windows 7 SP1 и Windows Server 2008 R2 SP1 | После установки этого обновления Windows отправляет сообщения ACK без задержек, когда используется протокол протокола управления передачей (TCP). ПРИМЕЧАНИЕ |
2882822 | Скачайте пакет x86 для 32-битной версии Windows Скачайте пакет x64 для 64-битной версии Windows | Обновление добавляет поддержку интерфейса ITraceRelogger для Windows встроенного стандарта 7 SP1, Windows 7 SP1 и Windows Server 2008 R2 SP1 | Интерфейс iTraceRelogger — это зависимость, которая позволяет включить определенные функции в средствах Internet Explorer 11 F12 (например, средство отзывчивости пользовательского интерфейса. После установки этого обновления приложение, которое зависит от интерфейса iTraceRelogger, может включить определенные функции, которые работают в Windows Встроенный стандарт 7 SP1, Windows 7 SP1 и Windows Server 2008 R2 SP1. |
Николай носов приключения толи клюквина скачать fb2
- 07.03.2015, 23:12
- Autor: admin
- Views: 275
Автор носов николай. Жанр детские. Год издания 2007.скачать аудиокнигу приключения толи клюквина бесплатно скачать.
Жанр сказка , язык ru аннотация книга известного советского писателя рассказывает о приключениях незнайки и его друзей. Жил он в цветочном городе, на улице колокольчиков, вместе со своими друзьями знайкой, торопыжкой, скачать книгу (размер 908kb , формат fb2) жанр прочая детская литература , язык ru аннотация веселые рассказы о школьниках. Его герои наивные и здравомыслящие, одержимые жаждой деятельности озорные и любознательные непоседы, которые постоянно попадают в смешные и необычные ситуации, так похожи на современных мальчишек и девчонок! Файлы для обмена предоставлены пользователями сайта. . Из путешествия он привозит лунный минерал с необычными свойствами, жанр прочая детская литература , язык ru аннотация в этой книге рассказывается о сказочной стране, в которой жили малыши и малышки, то есть крошечные мальчики и девочки, или, как их иначе называли, коротышки.
Мишкина каша, дружок, телефон, бенгальские огни, тук-тук-тук, огородники, приключения толи клюквина, про гену, клякса, федина задача, находчивость, наш каток, замазка, фантазёры, живая шляпа, на горке, саша, ступеньки, метро, огурцы, карасик, автомобиль, заплатка, шурик у дедушки, и я помогаю очень не удобно без содержания ( много рассказов и листать искать их не удобно. В предыстории главных событий знайка вместе с фуксией и селёдочкой из солнечного города путешествует на луну в многоступенчатой ракете. Скачать книгу (размер 1403kb , формат fb2) жанр детскиая проза , язык ru аннотация книга для чтения родителями детям. Жанр сказка , язык ru аннотация эта книга продолжение приключений забавных коротышек незнайки и его друзей профессора звездочкина, пончика, доктора пипюлькина, винтика и шпунтика и других. Если вы правообладатель книги и хотите убрать из библиотеки какую-либо книгу пишите на email bookfb2gmail. Скачать книгу (размер 949kb , формат fb2) жанр детскиая проза , язык ru аннотация весёлая история, приключившаяся с тремя друзьями в пионерском лагере. Веселые и поучительные рассказы и повести николая носова воспитали не одно поколение юных читателей. Скачать книгу (размер 1077kb , формат fb2) жанр детскиая проза , язык ru аннотация мишкина каша, дружок, телефон, бенгальские огни, тук-тук-тук, огородники, приключения толи клюквина, про гену, клякса, федина задача, находчивость, наш каток, замазка, фантазёры, живая шляпа, на горке, саша, ступеньки, метро, огурцы, карасик, автомобиль, заплатка, шурик у дедушки, и я помогаю жанр сказка , язык ru аннотация в книге 217 иллюстраций! Эта книга продолжение приключений забавных коротышек незнайки и его друзей профессора звездочкина, пончика, доктора пипюлькина, винтика и шпунтика и других. Коротышки, построив ракету, отправляются в космическое путешествие на луну, где с ними происходит множество необычайных приключений. ).
Канцтовары — отзывы — Otzovik.com |
… для рисования Olli Отзывы: 1. Добавить отзыв. Фото Фломастеры School |
Фантазеры скачать книгу николая носова скачать бесплатно
Носов николай,носов игорь — все приключения незнайки.носов николай — приключения толи клюквина. Незнайка в солнечном городе. Формат аудиокнига, mp3, 128kbps автор николай носов год выпуска 2012 жанр детская литература издательство нигде не купишь. . Mp3-pesnja.com mp3 песни и музыку можно слушать онлайн и скачать бесплатно без регистрации и смс.представленная на данной странице песня николай николаевич носов — приключения толи клюквина.mp3 доступна для скачивания в ознакомительных, не.
Николай носов — приключения толи клюквина 2011 читать
Главная авторские сказки сказки носов николай сказки аудиозапись приключения толи клюквина.приключения толи клюквина. Продолжительность 49 минут 56 секунд. Скачать сказку (размер файла 20.01 мб). . Слушай и качай приключения толи клюквина mp3 бесплатно и без регистрации, по прямым ссылкам или оцени приключения толи клюквина во всех вариантах исполнения.110835николай носов — приключения толи клюквина-1 (чит.).
Носов николай — фантазеры скачать бесплатно книгу в формате.
Носов николай — фантазеры. Скачать книгу бесплатно. Рейтинганнотация мишкина каша, дружок, телефон, бенгальские огни, тук-тук-тук, огородники, приключения толи клюквина, про гену, клякса, федина задача, находчивость, наш каток, замазка, фантазёры, живая ш
Скачать торрент. 439.1 мб 0 сидов 0 личей.название приключения толи клюквина жанр аудиокнига, русская литература, советская литература, литература для детей автор николай носов озвучивают алла човжик год издания аудио книги 2011 продолжительность 5ч. Скачать книгу в форматах fb2 rtf epub txt mobi html. Читать книгу фантазеры николая носова. Описание книги мишкина каша, дружок, телефон, бенгальские огни, тук-тук-тук, огородники, приключения толи клюквина, про гену, клякса, федина задача, находчивость,
worldbibleschool.biz
Предположим, есть две онлайн-школы: у одной сплошь положительные отзывы, а у другой 30% — отрицательные. Кому вы больше поверите и куда в итоге пойдете учиться? И так с любым другим бизнесом: потенциальный клиент читает отзывы, новости о компании и выбирает, к кому обратиться, где лучше купить товар, в какую компанию устроиться. Поэтому не забывайте работать со своей репутацией в интернете, в частности, на сайтах-отзовиках. Типичная проблема таких площадок для компаний — негативные клиентские комментарии. Их хочется сразу удалить, чтобы никто больше этого не увидел, но стоит ли и это делать? И если да, то в каких случаях и как удалить нежелательные отзывы? Отвечаем в статье.
Возможно ли удалить негативный отзыв?
Возможно. Сделать это проще всего, если нелицеприятный отзыв оставили на площадке, которой вы управляете. Это может быть ваш сайт или социальные сети.
На сайтах вроде 2ГИС, Яндекс.Маркет, на Google Карты можно пожаловаться на отзыв администратору ресурса, указав причину, по которой комментарий лучше удалить. Если модератор согласится с вашими аргументами, отзыв удалят.
На отзовиках можно написать администрации сайта, приложить ссылку на отзыв и доказательства того, что он не соответствует реальности. Его проверят, возможно, зададут дополнительные вопросы, и либо удалят комментарий, либо отклонят вашу жалобу.
Самый благоприятный способ — напрямую пообщаться с недовольным клиентом, попробовать решить его проблему. Так недовольный клиент может превратиться в довольного или хотя бы нейтрально настроенного и, возможно, удалит или, как минимум, отредактирует комментарий. Как общаться с недовольными клиентами — объясняем ниже.
А стоит ли удалять?
Чем меньше негативных отзывов, тем чище репутация компании в интернете. Однако воспринимать буквально этот тезис опасно. Важно научиться работать с негативом, а не просто удалять нежелательные мнения. Если в ответ на жалобу клиента в ваш адрес вы сможете помочь ему решить проблему, то в большинстве случаев клиент расскажет и об этом. Допишет первоначальный комментарий или вовсе удалит жалобу. Грамотно работая с негативом, вы решаете две задачи: помогая клиенту, устраняете претензию, заодно показываете другим пользователям, что вы открыты для обратной связи и готовы отвечать за свой продукт или услугу. Это большой бонус в вашу копилку клиентской лояльности.
Если только удалять негативные отзывы, игнорируя конструктивное недовольство клиента, можно еще сильнее испортить репутацию. В таком случае волна негатива от недовольного клиента может стать еще мощнее. Кроме публикации отрицательного отзыва он еще расскажет, что вы удаляете комментарии. Такие факты точно не будут работать в вашу пользу.
Не забывайте, что негативные отзывы могут оставлять и конкуренты, — черный пиар все еще работает, к сожалению. Если вы уверены, что негатив о вас распространяют именно соперники, предоставьте доказательства тому администрации ресурса, на котором опубликованы комментарии. Можно не сомневаться, что в таком случае их точно удалят.
Как удалить негативные отзывы с помощью переговоров
Если вы понимаете, что клиент, оставивший негативный отзыв, — реальный, то пообщайтесь с ним. Зачастую люди приходят на отзовики с жалобами лишь потому, что не знают, как обращаться за помощью. Отзывом они делятся наболевшим и заодно предупреждают других избегать контакта с вами. Поэтому, когда вы читаете конструктивный негатив от клиента, — поговорите с ним и помогите ему. Заодно покажете остальным, что у вас клиентоориентированный бизнес.
Однако мы не рекомендуем вступать в диалог с пользователем, оставившим оскорбительный комментарий. Отсутствие доказательств факта покупки услуги или товара, неаргументированный наезд и нецензурная брань — признаки конкурентской атаки. Отвечая на такие сообщения, вы не решите проблему с негативом, а только увеличите ее.
О чем важно помнить, когда отвечаете на отзывы
Чтобы ваши ответы решили репутационную проблему и помогли клиенту, следуйте правилам:
- Обязательно извинитесь за принесенный ущерб, некачественные услуги.
- Никогда не переходите на личности, не обманывайте. Если вас уличили в недобросовестности, постарайтесь исправить это, не переводя стрелки на клиента.
- Дайте комментарий к проблеме. Расскажите, почему она появилась и как вы с ней разберетесь, если это возможно.
- Комментарии по проблеме пишите развернутые, чтобы клиенту стало понятно, почему так произошло. Отличный пример — комментарии банка Тинькофф на сайтах и в социальных сетях.
- Напишите о своих хороших сторонах. Например, о том, что вы благодарите клиентов за негативные отзывы, потому что они помогают делать товары и услуги лучше. Но не уходите в крайность — одинокая благодарность за жалобный комментарий без объяснения с вашей стороны, почему так произошло, выглядит как насмешка над клиентом.
- Попросите контакты клиента, чтобы связаться с ним для решения проблемы. Здесь же укажите свою почту и номер телефона, по которым он может напрямую связаться с вами. Также по контактным данным можно проверить, действительно ли клиент был у вас, какой услугой пользовался.
Эти правила работают: посмотрите на отзыв, в котором компания сразу признает ошибку, объясняет, почему так произошло и сообщает, что проблему уже решают. В конце клиента просят оставить свои контакты.
Доброжелательный тон, признание недочета, неравнодушие к мнению клиента, — маркеры правильной работы с негативными отзывами. После такого ответа компании клиент либо оставит контакты для дальнейшего решения проблемы, либо проигнорирует, либо удалит отзыв. Все три варианта на вашей стороне, пусть и с разной долей успеха.
Что делать, если получилось напрямую связаться с недовольным клиентом
Если клиент готов разговаривать — ваши шансы на удаление негативного отзывы повышаются.
При личном контакте будьте вежливым с клиентом. Извинитесь, признайте свою ошибку, предложите решение. В России и СНГ это не самое типичное поведение для бизнеса, поэтому оно может приятно удивить клиента.
В первую очередь узнайте, как сам клиент видит ситуацию: когда он приходил, что покупал, как с ним вели себя сотрудники, что не понравилось в качестве товара или обслуживании. Из общения с клиентом может выясниться, что у него просто был плохой день и ему нужно было куда-то выплеснуть негатив. А тут попался ваш товар или услуга, о которой в другой день клиент не стал бы писать. В плохом настроении человеку может показаться, что продавец был неприветлив, например. В таком случае даже не придется мотивировать человека удалить отзыв.
Разрешите конфликт. Когда вы знаете причину, по которой клиент написал негативный отзыв, вы можете предложить ему выгодное решение. Если ему не понравилось блюдо в ресторане, потому что оно было холодным — предложите вернуть за него деньги. Если ему не понравилось обслуживание в магазине косметики, объясните, как вы решили эту проблему и предложите скидку на следующий визит.
Старайтесь реагировать на недовольство клиента как можно скорее, не оставляйте без внимания. Часто бывает так, что сначала человек напишет в мессенджеры, на почту, позвонит в техподдержку, и нигде не получит ответ, тогда напишет негативный отзыв. То есть, если служба поддержки работает как следует, клиентский негатив до публичного пространства может и вовсе не дойти.
Как удалить негативные отзывы через администрацию сайта
Мы не рекомендуем удалять негативные отзывы от реальных клиентов, так как это может повлечь еще большую негативную реакцию. Используйте способ ниже для удаления комментариев от конкурентов.
Как понять, что отзыв заказной
Если у вас компания пока с небольшим кругом заказчиков, например, веб-студия, вычислить клиента-«лжеца» довольно просто. По содержанию отзыву будет понятно, что такого заказчика у вас не было: он разольет воду, не пишет ничего по сути, не укажет реальное имя. В общем, ничего конкретного. Задайте ему наводящие вопросы, попросите контакты — скорее всего, вы не получите ответа.
По примеру ниже видно, что автор, скорее всего, знаком с директором компании, но действительно ли он был клиентом — неизвестно. Он не пишет о своем проекте и что конкретно плохо сделала компания для него.
Также в заказном отзыве может быть написано о несуществующих у вас товарах, услугах, людях, приводиться в пример другие компании (например, компания конкурента). Подозрительно, если за несколько дней подряд о вашей организации написали несколько негативных отзывов, хотя раньше их не было.
Внимательно читайте отзывы, отмечайте несостыковки в содержании. Указывайте на них в комментарии — возможно, уличенный в обмане автор удалит отзывы или начнет изворачиваться, но в таком случае это только вам на руку. Бездоказательные и неконструктивные комментарии можно предъявить администратору ресурса как аргумент для удаления отзыва.
Как удалить заказной отзыв: шаг за шагом
Обсудив все подробно, предлагаем краткую инструкцию по удалению отзыва.
- Пожалуйтесь на отзыв через форму обратной связи, на большинстве сайтов есть такая возможность. Приложите доказательства того, что отзыв фейковый.
- Вместе с жалобой напишите комментарий под отзывом: приложите доказательства того, что он заказной. Например, опишите нестыковки в рассказе комментатора.
- Ответ под отзывом продублируйте в личные сообщения администрации интернет-ресурса, если это возможно. Но не просите удалить отзыв сразу, а спросите, можно ли что-то сделать с фейковым отзывом. Приложите документальные доказательства, если есть. Так, если автор отзыва пишет, что обращался к вам в определенный день, в отзыве указано его имя, а вы ведете учет ваших клиентов — пришлите скриншот или фото документа, в котором явно видно, что клиента с таким именем у вас не было. Или, если клиент жалуется, что ему нахамили или обманули в разговоре по телефону или в чате, но вы уверены, что такого не было, приложите скрин переписки или запись звонка.
- Готово. Осталось дождаться ответа администратора.
Можно ли подать в суд на человека, который оставил нечестный отзыв?
Если администрация площадки отказалась удалять негативный отзыв, а вы по-прежнему уверены, что это заказной негатив, можете обратиться в суд. Для обращения зафиксируйте отзыв у нотариуса и составьте иск. Если вы знаете автора отзыва, отправьте иск ему, если человек неизвестен — администрации площадки, на которой опубликован негативный комментарий. По запросу администрация должна будет установить личность комментатора.
Суд назначит лингвистическую экспертизу, которая выяснит, содержит ли отзыв истинные оценочные суждения или преднамеренно порочит репутацию. Если отзыв оценочный, автор не обязан его удалять. Если порочит репутацию, автору придется удалить отзыв и возместить затраты на судебное разбирательство.
Что точно не стоит делать, чтобы удалить негативный отзыв
Удалять отзывы необходимо честно и легально. Неважно, заказной он или настоящий. Помните, что неправомерные действия навредят вашей репутации сильнее любого отрицательного отзыва.
Не пытайтесь никого подкупить
Кажется, что купить удаление отзыва дешевле, чем тратить время на мирные переговоры с человеком, который его оставил, или доказывать администрации отзовика, что комментарий фейковый. Но поставьте себя на место реального недовольного клиента: когда вы пишете жалобу, вами движет желание получить от компании деньги?
Недовольный клиент хочет, чтобы восторжествовала справедливость, чтобы его проблему решили и принесли извинения. Если вы ему предложите деньги в обмен на удаление отзыва, это предложение может его еще больше оскорбить. Конкурентам деньги не нужны тем более, они просто хотят испортить вашу репутацию.
Оба типа авторов отзывов могут оставить новый негативный комментарий о вас, только уже расскажут о том, что вы предлагаете деньги за удаление негативной информации о компании. Вряд ли вы этого добивались.
Не угрожайте
Во-первых, угрозы — в целом неэкологичный способ борьбы с чем угодно. Во-вторых, клиент может записать или заскринить разговор с вами и выложить в Сеть. Тогда один негативный отзыв о компании может превратиться в целый скандал, и теперь уже точно придется долго восстанавливать репутацию.
Не подавайте иск в суд против реального клиента
Суд разбирается только с заказными отзывами, которые портят репутацию организации. Если комментарий оставил реальный клиент, и проблема реально существует, разбирательство закончится на этапе экспертизы. Получится, что вы зря потратите время, силы и деньги.
Нет времени на удаление негативных отзывов? Мы можем помочь: возьмем на себя переписки и переговоры с недовольными клиентами, вычислим фейковые отзывы и поможем избавиться от них. Обращайтесь!