Отзыв о рассказе человек на часах 7 класс

Автор: guru 10.07.2018 каждый военнослужащий видит исполнение своего долга по-разному. для одних это безукоризненное следование уставу, для других

Автор:
Guru
·

Каждый военнослужащий видит исполнение своего долга по-разному. Для одних это безукоризненное следование уставу, для других – защита чести и достоинства государя, а третьи понимают, что ответственность надо держать, прежде всего, перед своей совестью. В рассказе «Человек на часах» Н. С. Лесков показывает, насколько тонка грань между долгом и нарушением устава, как сложно сделать выбор, когда на кон поставлена человеческая жизнь.

История создания

Первая дата публикации рассказа – апрель 1887 года. Он был напечатан в журнале «Русская мысль» под названием «Спасение погибавшего», позже измененное Лесковым на «Человек на часах».

Произведение основано на реальных событиях. Некоторые персонажи были срисованы автором с живущих в то историческое время людей: Н. И. Миллера, Н. П. Свиньина и С. А. Кокошкина, в годы правления императора Николая Павловича действительно состоявших на государственной службе и имевших прямое отношение к описываемым в книге событиям.

Жанр, направление

«Человек на часах» — рассказ, «обнажающий» трагические перипетии и несправедливости военной среды. Автор работает в реалистическом направлении.

Он, словно врач, досконально исследует тревожные метания человеческого сердца, стиснутого жесткими рамками суровых законов николаевской эпохи.

Суть

Как же непроста и драматична дорога к обретению земного предназначения. Солдат Постников, оставляя свой пост, помогает незнакомцу выбраться из полыньи. Неужели человеческая жизнь этого не стоит? К сожалению, так считают единицы. А подполковник Свиньин и обер-полицмейстер Кокошкин делают все возможное, чтобы об этом проступке молодого солдата не узнал государь, иначе «шапки полетят у всех».

В итоге сложившуюся ситуацию доводят до абсурда, героизм же Постникова остается в тайне. Часовому назначают двести розог; вместо медали за спасение он получает фунт сахару и четверть фунта чаю.

Главные герои и их характеристика

  1. Постников — солдат Измайловского полка. Очень чувствительный, нервный и живущий по закону совести человек. Исполнительный и умный боец, руководствующийся не только уставом, но и сердцем. У Постникова светлая душа и незаурядное чувство благодарности к ближнему. Даже когда его приговорили к двумстам розгам, он был безмерно счастлив, что ему удалось избежать военного суда.
  2. Капитан Николай Иванович Миллер – гуманист, надежный офицер. Любит читать, все свободное время коротает за книгами. Заступается за своих подчиненных, так как чувствует ответственность за них. В его груди бьётся мягкое и жалостливое сердце, что является предметом осуждения со стороны вышестоящих командиров. Миллер — педант, все исполняет с максимальной аккуратностью.
  3. Подполковник Свиньин – «службист», считающий, что обсуждать побуждения, какими руководствуются провинившиеся солдаты, неуместно. Как говорится, коли виновен, то и отвечай по всей строгости закона. Пытаться разжалобить его – тратить время впустую. Он тщательно оберегает свою репутацию и служебную карьеру, «пылинки с нее сдувает», лишь бы занять почетное место в портретной галерее исторических лиц Российского государства. Свиньина нельзя назвать бездушным, однако строгость характера и любовь к чрезмерной дисциплине не вызывают симпатии к данному персонажу.
  4. Обер-полицеймейстер Кокошкин обладает удивительным тактом. Может так вывернуть ситуацию, что не только «муха обернется слоном, но и слон превратится в муху». Окружающие видят в нем строгого и требовательного руководителя, который, при желании, может быть могущественным и усердным защитником. Кокошкин все свое время посвящает работе, даже в ущерб собственному здоровью. Он многое умеет, и если в нем проснется страстное желание деятельности, то он точно достигнет своей цели.

Темы

  • Основная тема — любовь и сострадание к ближнему. Услышав изможденные, полные отчаяния крики, часовой старается пересилить свое бешено бьющееся сердце. Он понимает, что не имеет права покинуть свой пост. Но как же страшно слышать стоны погибающего и при этом оставаться равнодушным! Зов о помощи преодолевает боязнь за себя. Постников мчится к полынье и спасает утопающего, тем самым подписывая себе приговор.
  • Через весь рассказ красной нитью проходит тема российского произвола и беззакония николаевского режима. Служаки, боясь за свою карьеру, суетятся: лишь бы об их промахах не узнал император. И Свиньин, и Кокошкин готовы довести дело до абсурда, изловчиться, «выйти сухими из воды». При таком подходе крайними оказываются рядовые. И здесь уж надо уповать на удачу: либо человека спокойно отпускают, либо награждают двумястами розгами, либо расстреливают.
  • Тема праведности звучит на протяжении всего повествования. Солдат Постников не заботится о том, чтобы его благородство было как-то отмечено. Часовой не гонится за славой, в отличие от офицера инвалидного полка. Он незримо совершает подвиг человеколюбия ради добра и спокойствия души.
  • Тема духовного безразличия занимает немаловажное место. Спасенному все равно, кто его вытащил из полыньи. Возможно, он был в состоянии аффекта и никого не запомнил. Позже этот «братец» даже не сказал ни единого слова благодарности своему спасителю. Он просто «выкатился» от обер-полицмейстера, безмерно довольный, что его отпустили. И ради этого субъекта солдат Постников рисковал жизнью?

Проблематика

  • Основная проблема — гуманизм и долг как составляющие воинской службы, конфликт этих двух начал. Рано или поздно перед военным человеком возникает нравственная дилемма: слушать внутренний голос или же безропотно следовать уставу. На этот вопрос сложно найти ответ, и Н. С. Лесков показывает, насколько труден и драматичен этот выбор.
  • Еще одна проблема — взаимоотношения солдат и офицеров. Многие военнослужащие рассматривают нижние чины в роли слепых исполнителей распоряжений. Но встречаются исключения, как капитан Миллер, «болеющий» душой за своих подчиненных. Такие командиры становятся для солдат справедливыми наставниками. Приказы в армии не обсуждаются, но рядовому составу необходимо взаимопонимание и поддержка со стороны «старших» товарищей.
  • Проблема подлости на пути к цели. На что можно пойти ради медали и общественного признания? Малодушно ведет себя офицер инвалидного полка. Он присваивает себе подвиг часового и заявляет во всеуслышание, что спасение утопающего — его заслуга. Обер-полицмейстер скрывает проступок Постникова, следствием чего является получение медали обманщиком.
  • Проблема лжи и неполной истины. Свиньин беседует с владыкой и вынужден признаться, что в истории с Постниковым было допущено множество недосказанности и обмана.
  • Проблема влияния алкоголя на сознание человека. Лесков упоминает о том, что утопающий был «выпимши» и хотел сократить путь, перейдя через лёд, однако сбился и попал в воду. Если бы рассудок был чист, не затуманен, то и проблемы бы не возникло.

Смысл

Военная служба – дело непростое. Сложно осуждать командира, который наказывает нарушившего устав солдата. Всегда надо помнить о том, что за рамками документа должно лежать уважение к личности. Жизнь на земле невозможна без людей с искренним сердцем, иначе мир погрязнет во лжи, лицемерии, приспособленчестве и корысти. Основная мысль произведения состоит в том, что человек должен ставить соблюдение формальностей выше жизни и здоровья других людей.

Кроме того, главная идея произведения заключается в осознании того, что добро необходимо творить во имя самого добра, не дожидаясь при этом каких-то наград. Так поступают надежные и совестливые люди, готовые прийти на помощь нуждающимся.

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

История создания

Первая дата публикации рассказа – апрель 1887 года. Он был напечатан в журнале «Русская мысль» под названием «Спасение погибавшего», позже измененное Лесковым на «Человек на часах».

Произведение основано на реальных событиях. Некоторые персонажи были срисованы автором с живущих в то историческое время людей: Н. И. Миллера, Н. П. Свиньина и С. А. Кокошкина, в годы правления императора Николая Павловича действительно состоявших на государственной службе и имевших прямое отношение к описываемым в книге событиям.

«Человек на часах», анализ рассказа Лескова

Рассказ Николая Семеновича Лескова «Человек на часах» был написан в 1887 году и опубликован в журнале «Русская мысль». В первой части автор, описывая событие, положенное в основу произведения, называет его одновременно трогательным и ужасным для главного героя. Отчасти его можно считать историческим анекдотом, а вымысла «нет нисколько».

Название рассказа появилось не сразу: в письме редактору Лесков именовал свое произведение «Погибавший» или «Спасение погибавшего». Окончательный вариант придал более широкий смысл произведению. Автор не просто описывает заурядный случай из жизни большого города, упоминая исторические имена. Рассказ «Человек на часах» — постановка и своеобразное разрешение философской проблемы понимания человеком его долга.

Доблесть и воинские подвиги всегда были в чести на Руси. Многие сразу вспомнят имена русских богатырей или великих полководцев. Однако Николай Семенович Лесков переносит действие своего рассказа о подвиге русского солдата в мирное время. Возможно, поэтому так долго он описывает тишину и необычайное спокойствие, которые царили на улицах Петербурга в тот момент, когда солдат Постников в первый раз услышал крики о помощи, доносившиеся из иорданской полыньи.

Часовой испытывает внутренний конфликт: броситься на помощь пострадавшему, но для этого оставить пост, или остаться на посту, твердо зная, что человек погибнет в ледяной купели. Уйти часовому с поста означало не просто нарушить присягу. За такой проступок солдата ждало суровое наказание: трибунал, каторга, а то и расстрел. Такие жесткие правила были введены в армии во времена правления Николая I.

Постников очень долго не решается помочь тонущему: его сдерживают долг службы и страх за свою собственную жизнь. И хотя, как пишет Лесков, «караул в тогдашнее время и не представлял ничего опасного», потому что ничего особого не требовалось, кроме «точного стояния на постах», а государь Николай Павлович уже вернулся с прогулки и давно видел третьи сны, в любой момент мог появиться проверяющий, и тогда часовому было несдобровать.

Однако человечность берет верх, потому герой совсем «истерзался сердцем», и молодой солдат оставляет свой пост, чтобы не дать сгинуть человеку в ледяном безмолвии Петербурга. Солдат сбежал вниз, к иорданской проруби, протянул утопающему приклад ружья и за штык вытащил его на твердый лед. Несчастный был мокрым и обессиленным, и Постников не бросил уставшего и замерзшего человека, а вывел на набережную, чтобы передать кому-нибудь, проезжавшему мимо.

На беду, таким проезжавшим оказывается офицер придворной инвалидной команды. Постников объяснил, что этот человек тонул, офицер его посадил в свои сани и увез, а часовой, как и положено, опять стал в будку. Офицер же сказал приставу, что это он спас тонущего, чем вызывал легкое недоумение (как он мог выйти сухим из воды), поэтому стали наводить справки.

А вот Постникова ждало много неприятностей. Все уже знали, что он оставил пост ради спасения. Его непосредственный начальник Н. И. Миллер стал советоваться с более опытным — подполковником Свиньиным. Тот не был бессердечным человеком, но был «службистом», то есть ставил во главу угла дисциплину и за всякое нарушение требовал наказания. Поэтому он распорядился посадить в карцер рядового Постникова, а потом решил безотлагательно доложить обо всем обер-полицмейстеру Кокошкину, в лице которого многие военные находили себе «могущественного и усердного защитника».

Генерал отреагировал по-деловому: он отдал распоряжение встретиться со всеми участниками истории, опросил потерпевшего (но тот в беспамятстве не смог узнать своего истинного спасителя), прочитал протокол, встретился с инвалидным офицером, пообещав ему награду за спасение утопавшего. Возможно, потому что перед этим долго не спал, возможно, потому что не было необходимости «усердно защищать» обычного рядового, но Кокошкин не придал значения словам пристава о том, что не мог спаситель быть сухим, а о первоначальной информации Свиньина совсем забыл, отправив его «спокойно почивать».

На следующий день он действительно вручил медаль инвалидному офицеру, и о деле часового можно было бы наконец забыть, но Свиньин «чувствовал в нем какую-то незаконченность» и, вспомнив через три дня о томившемся в карцере бедолаге Постникове, все-таки приказал высечь его перед строем «двумястами розог».

Изумленный Миллер призвал пощадить и простить бедного солдата, но услышал упрек в «не идущей военному человеку мягкости» и получил приказ присутствовать при экзекуции лично, обещав и самому приехать. Так и получил свою «награду» несчастный часовой: был высечен «при усердном содействии новоприбывших из армии молодых товарищей». Уже лежа в полковом лазарете, Постников абсолютно искренне поблагодарил военных начальников за «отческую милость», потому что, сидя трое суток в карцере, рассчитывал, по меньшей мере, на каторгу, а то и расстрел.

Унижение человеческого достоинства и торжество произвола усиливает присутствие владыки, в образе которого современники Лескова увидели портрет митрополита Филарета Дроздова. «Владыко» уверяет Свиньина, что «неполная истина не есть ложь». Более того, он «тихо журчащей речью» заверил полковника, что наказание для Постникова было гораздо лучше награды, ведь «воину претерпеть за свой подвиг унижение и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком».

Позиция автора ясно выражена в последней главе: с иронией пишет он, что если бы ему была дана возможность проницать тайны бытия, то он мог бы знать, доволен ли бог «поведением созданной им смирной души Постникова». Но, причисляя себя к смертным, автор с уверенностью может утверждать только одно: всегда будут добрые люди, не ждущие награды за свои поступки. Именно у таких людей и нужно учиться человечности, милосердию, состраданию. И одна человеческая жизнь подчас дороже присяги, дороже любых наград и чинов.

  • «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
  • «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
  • «Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Запечатленный ангел», анализ повести Лескова
  • «Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
  • «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
  • «Левша», анализ повести Лескова, сочинение
  • «Зверь», анализ рассказа Лескова
  • «Старый гений», анализ рассказа Лескова
  • «Жемчужное ожерелье», анализ рассказа Лескова
  • «Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение
  • «Однодум», анализ рассказа Лескова
  • «На краю света», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова

По произведению: «Человек на часах»

По писателю: Лесков Николай Семёнович

Суть

Как же непроста и драматична дорога к обретению земного предназначения. Солдат Постников, оставляя свой пост, помогает незнакомцу выбраться из полыньи. Неужели человеческая жизнь этого не стоит? К сожалению, так считают единицы. А подполковник Свиньин и обер-полицмейстер Кокошкин делают все возможное, чтобы об этом проступке молодого солдата не узнал государь, иначе «шапки полетят у всех».

В итоге сложившуюся ситуацию доводят до абсурда, героизм же Постникова остается в тайне. Часовому назначают двести розог; вместо медали за спасение он получает фунт сахару и четверть фунта чаю.

Человек на часах

На уроках литературы мы проходили рассказ Николая Лескова “Человек на часах”. Я не могу сказать, что произведение мне очень понравилось – ведь в нем автор показывает плохие вещи.

Большинство героев – мелкие, трусливые, лицемерные люди. Но рассказ заставил меня о многом задуматься. В том числе, и о своем поведении, и о поведении своих знакомых, друзей и родных.

Главный герой произведения Лескова – часовой Постников. Он несет службу в дворцовом карауле. Его обязанность – стоять на часах, и ни при каких обстоятельствах не

покидать свою будку. В этом он клялся самому царю!

А за нарушение клятвы в те времена могли и в Сибирь отправить на каторгу, и даже расстрелять.

И вот солдат Постников оказывается перед очень трудным выбором. На его глазах в полынье тонет человек, и спасти его можно, но для этого придется покинуть будку… И нарушить клятву. Что делать в такой ситуации?

Как быть? Спасти другого и рисковать своей жизнью? Или позволить человеку утонуть, но уберечь себя от неприятностей?

Караульный все-таки выбирает первое. Он бросается на помощь утопающему и благополучно вытаскивает его на сушу. Но что же происходит

дальше?

О поступке Постникова узнает его командир – подполковник Свиньин. И этот случай начальство называет “бедой” и “караулом”. Причем, не то, что чуть не утонул человек, а то, что часовой покинул будку… Все очень боятся, что о нарушении узнает царь и другие главные начальники.

Пытаются скрыть случай, и назначают Постникову двести ударов розгами, а потом тихонько запихивают его в лазарет. Вот такую награду получает главный герой за свою смелость и человечность! Да еще и рад, что отделался так легко.

А медаль за спасение получает совсем другой персонаж, присвоивший себе заслугу.

Я считаю Постникова хоть и отзывчивым человеком, но все-таки глупым и ограниченным. Он, конечно, поступил правильно, но так и не понял, в какой ужасной системе он живет. Часовой радуется розгам…

Это же каким запуганным нужно быть?

А вся система царской армии насквозь пропитана ложью, фальшью и лицемерием. Тупые офицеры не видят дальше своего носа и не ценят ничего выше, чем приказ. Это не люди, а марионетки, не способные на обычные человеческие чувства и переживания.

Автор высмеивает эту систему, а я не вижу в этом ничего смешного. И считаю, что в наше время тоже есть такие люди, как Свиньин и его сослуживцы. Для них самое главное – работа, долг, обязанности. А все остальное – не важно.

Конечно, у каждого есть какие-то обязанности, и их нужно выполнять, потому что иначе начнется бардак. Но если речь идет о человеческой жизни, то правила можно и нарушить. Это мое мнение, и я надеюсь, что все люди когда-нибудь это поймут.

Наверное, для того Лесков и писал свое произведение “Человек на часах”!

Главные герои и их характеристика

  1. Постников — солдат Измайловского полка. Очень чувствительный, нервный и живущий по закону совести человек. Исполнительный и умный боец, руководствующийся не только уставом, но и сердцем. У Постникова светлая душа и незаурядное чувство благодарности к ближнему. Даже когда его приговорили к двумстам розгам, он был безмерно счастлив, что ему удалось избежать военного суда.
  2. Капитан Николай Иванович Миллер – гуманист, надежный офицер. Любит читать, все свободное время коротает за книгами. Заступается за своих подчиненных, так как чувствует ответственность за них. В его груди бьётся мягкое и жалостливое сердце, что является предметом осуждения со стороны вышестоящих командиров. Миллер — педант, все исполняет с максимальной аккуратностью.
  3. Подполковник Свиньин – «службист», считающий, что обсуждать побуждения, какими руководствуются провинившиеся солдаты, неуместно. Как говорится, коли виновен, то и отвечай по всей строгости закона. Пытаться разжалобить его – тратить время впустую. Он тщательно оберегает свою репутацию и служебную карьеру, «пылинки с нее сдувает», лишь бы занять почетное место в портретной галерее исторических лиц Российского государства. Свиньина нельзя назвать бездушным, однако строгость характера и любовь к чрезмерной дисциплине не вызывают симпатии к данному персонажу.
  4. Обер-полицеймейстер Кокошкин обладает удивительным тактом. Может так вывернуть ситуацию, что не только «муха обернется слоном, но и слон превратится в муху». Окружающие видят в нем строгого и требовательного руководителя, который, при желании, может быть могущественным и усердным защитником. Кокошкин все свое время посвящает работе, даже в ущерб собственному здоровью. Он многое умеет, и если в нем проснется страстное желание деятельности, то он точно достигнет своей цели.

Темы

  • Основная тема — любовь и сострадание к ближнему. Услышав изможденные, полные отчаяния крики, часовой старается пересилить свое бешено бьющееся сердце. Он понимает, что не имеет права покинуть свой пост. Но как же страшно слышать стоны погибающего и при этом оставаться равнодушным! Зов о помощи преодолевает боязнь за себя. Постников мчится к полынье и спасает утопающего, тем самым подписывая себе приговор.
  • Через весь рассказ красной нитью проходит тема российского произвола и беззакония николаевского режима. Служаки, боясь за свою карьеру, суетятся: лишь бы об их промахах не узнал император. И Свиньин, и Кокошкин готовы довести дело до абсурда, изловчиться, «выйти сухими из воды». При таком подходе крайними оказываются рядовые. И здесь уж надо уповать на удачу: либо человека спокойно отпускают, либо награждают двумястами розгами, либо расстреливают.
  • Тема праведности звучит на протяжении всего повествования. Солдат Постников не заботится о том, чтобы его благородство было как-то отмечено. Часовой не гонится за славой, в отличие от офицера инвалидного полка. Он незримо совершает подвиг человеколюбия ради добра и спокойствия души.
  • Тема духовного безразличия занимает немаловажное место. Спасенному все равно, кто его вытащил из полыньи. Возможно, он был в состоянии аффекта и никого не запомнил. Позже этот «братец» даже не сказал ни единого слова благодарности своему спасителю. Он просто «выкатился» от обер-полицмейстера, безмерно довольный, что его отпустили. И ради этого субъекта солдат Постников рисковал жизнью?

Смысл произведения «Человек на часах» Н.С. Лескова

Рождаясь, человек совсем не понимает своего предназначения. Это долгая осмысленная дорога к своему счастью. Нередко у человека уходит вся жизнь на поиск смысла своего существования. Мы ищем, анализируем, сомневаемся, выбираем. От некоторых наших шагов зависит не только наша жизнь, но и окружающих.

Н.С. Лесков в своём рассказе «Человек на часах» постарался создать собирательные образы героев, чтобы показать, какими разными бывают люди. В произведении затронуто несколько тем.

Тема сострадания к ближнему

Военнослужащий поступил так, как велела его совесть. Да, он оставил свой пост. Однако от его выбора, действий зависела человеческая жизнь. Мог ли он поступить иначе? Стал ли он героем в глазах окружающих? Постников спас человека, но тем самым подписал себе приговор. Герой не стал равнодушно слушать стоны попавшего в беду. Оставив свой пост, он побежал на помощь. Сложная ситуация. С одной стороны, военный устав. С другой — жизнь человека. Выбор очевиден для тех, кто обладает большим искренним сердцем.

Смысл произведения «Человек на часах» в том, чтобы показать великодушие и самопожертвование простого военнослужащего. Постников не мог слушать крики о помощи, ничего не предпринимая. Он не думал о своей дальнейшей участи. Герой внезапно осознал, что человеческая жизнь бесценна.

Тема произвола и несправедливости

Высшие военные чины боялись за свою дальнейшую карьеру. Геройский поступок Постникова служаки старались замять. Их абсолютно не интересовала жизнь человека. Персонажи думали только о себе. Они готовы были обвинить кого угодно, но самим остаться безнаказанными. Крайними при таком подходе к руководству всегда становились рядовые. Вся ответственность за содеянное падала на плечи простых военнослужащих.

Тема безразличия

Оценил ли поступок Постникова спасённый утопающий, ведь персонаж даже не сказал военнослужащему слов благодарности? Он просто был рад, что его отпустили. Ради этого персонажа Постников поставил крест на своей дальнейшей карьере. Однако если бы герой знал о таком исходе, он бы все равно не поменял своего решения.

Ищите нас здесь

Тема нравственности

Эта тема проходит через весь рассказ. Постников не гонится за славой. Ему не нужно, чтобы о его героическом поступке говорили все вокруг. Герой поступил по совести, он не мог по-другому. Он не считает содеянное чем-то благородным. Для Постникова очевидно, что любой честный и порядочный человек поступил бы так же. В душе героя спокойствие и умиротворение, ведь он спас жизнь утопающему.

Проблематика

  • Основная проблема — гуманизм и долг как составляющие воинской службы, конфликт этих двух начал. Рано или поздно перед военным человеком возникает нравственная дилемма: слушать внутренний голос или же безропотно следовать уставу. На этот вопрос сложно найти ответ, и Н. С. Лесков показывает, насколько труден и драматичен этот выбор.
  • Еще одна проблема — взаимоотношения солдат и офицеров. Многие военнослужащие рассматривают нижние чины в роли слепых исполнителей распоряжений. Но встречаются исключения, как капитан Миллер, «болеющий» душой за своих подчиненных. Такие командиры становятся для солдат справедливыми наставниками. Приказы в армии не обсуждаются, но рядовому составу необходимо взаимопонимание и поддержка со стороны «старших» товарищей.
  • Проблема подлости на пути к цели. На что можно пойти ради медали и общественного признания? Малодушно ведет себя офицер инвалидного полка. Он присваивает себе подвиг часового и заявляет во всеуслышание, что спасение утопающего — его заслуга. Обер-полицмейстер скрывает проступок Постникова, следствием чего является получение медали обманщиком.
  • Проблема лжи и неполной истины. Свиньин беседует с владыкой и вынужден признаться, что в истории с Постниковым было допущено множество недосказанности и обмана.
  • Проблема влияния алкоголя на сознание человека. Лесков упоминает о том, что утопающий был «выпимши» и хотел сократить путь, перейдя через лёд, однако сбился и попал в воду. Если бы рассудок был чист, не затуманен, то и проблемы бы не возникло.

Смысл

Военная служба – дело непростое. Сложно осуждать командира, который наказывает нарушившего устав солдата. Всегда надо помнить о том, что за рамками документа должно лежать уважение к личности. Жизнь на земле невозможна без людей с искренним сердцем, иначе мир погрязнет во лжи, лицемерии, приспособленчестве и корысти. Основная мысль произведения состоит в том, что человек должен ставить соблюдение формальностей выше жизни и здоровья других людей.

Кроме того, главная идея произведения заключается в осознании того, что добро необходимо творить во имя самого добра, не дожидаясь при этом каких-то наград. Так поступают надежные и совестливые люди, готовые прийти на помощь нуждающимся.

Автор: Вероника Пакшина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ рассказа «Человек на часах». Основные события и сюжет в сокращении — удобный способ быстро ознакомиться с произведением, или подобрать из него аргументы для экзаменационного сочинения и других работ. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с отзывом на это произведение, описывающим главную мысль и общий смысл произведения. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(497 слов) В первой главе автор пишет, что всё, что описано в этом рассказе, это «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот, недурно характеризующий нравы». Все изложенное далее не содержит выдумки. 1839 год, в Петербурге сильная оттепель. У Зимнего дворца стоял караул Измайловского полка под командованием офицера Николая Ивановича Миллера. Их служба не предвещала никаких бед. Государь Николай Павлович, наездившись и нагулявшись, лег спать во дворце. Миллер читал книгу, пока бледный унтер-офицер не сообщил ему о несчастье. Оказалось, что часовой Постников во время службы услышал в Неве крики тонущего человека, которые то продолжались, то снова умолкали. Как часовой, Постников не мог покинуть службу, но как человек он был нервным и чувствительным, отчего он никак не мог спокойно слушать крики о помощи. Не выдержав мук сердца и забыв об серьезной ответственности за этот проступок, Постников убегает из будки, не увидев вокруг свидетелей. Он спасает утопающего и выводит его на набережную, где их встречает проезжавший мимо офицер. Расспросив их о случившимся, офицер уезжает вместе с утопающим и делает заявление, что самолично спас утопающего с угрозой для собственной жизни (ради ордена). Спасенный впал в беспамятство и не мог различить спасителя, а офицер подал заявление, из-за которого во дворце образовались «уже другие, быстрые течения». В караульне знали о действии Постникова и понимали, чем это им всем грозит. Но никто не знал о намерении офицера получить выгоду с подвига, которого он не совершал. Постников чистосердечно рассказал все Миллеру, который, понимая опасность ситуации, просит помощи у подполковника Свиньина. Свиньин был «службист», а значит, со всей строгостью относился ко всему, связанному со служебным уставом. Он чтил свою карьеру, а такая выходка от человека из подконтрольного ему батальона могла оставить на ней отпечаток. Получив записку, он сразу выезжает на место, где допрашивает Постникова. Провинившегося солдата отправляют в карцер. Свиньин решает скрыть проступок подчиненного от государя, а потому решает отправиться к генералу Кокошкину, внушающему всем страх, чтобы объясниться и уладить дело. Кокошкин знал о том, что офицер, якобы спасший утопленника на самом деле лжет. Он вызывает офицера, пристава и утопленника, чтобы вместе со Свиньиным во всем разобраться.  

По прибытии участников событий, Кокошкин начинает их расспрашивать. Он отпускает спасенного человека и пристава с офицером, обещая последнему награду в скором времени. Последним вышел Свиньин. На следующий день Кокошкин лично вручает награду офицеру-лжецу. Свиньин и Миллер рады такому исходу событий, ведь они не получили никаких взысканий. Остался только Постников, сидящий в карцере. Его решают прогнать через розги, несмотря на прошения Миллера. Приговор приводят в действии при Миллере и под контролем Свиньина. Свиньин поручает дать Постникову сахара и чая, за что тот благодарен, ведь рассчитывал на более суровое наказание. 

В городе начинают ходить сплетни об этом случае, люди говорят, что офицер спас некого пловца, которого ранил выстрелом один из часовых. Свиньин не понимает природы этих слухов. Однажды в беседе с государем, Свиньин отвечает на расспросы правителя «о выстреле», от чего вынужден рассказать подлинную историю. Лесков пишет об их разговоре: «Очевидно, и владыко был доволен». В конце рассказа мы видим рассуждения Лескова о людях, делающих добро ради добра, а не ради наград.

Отзыв

(293 слова) «Человек на часах» оставляет после прочтения двойственные чувства. С одной стороны, мы видим самоотверженный поступок простого человека, который подкреплялся лишь желанием помочь нуждающемуся. С другой стороны, мы видим иерархичное строение власти, пропитанное подлостью, чинопочитанием и несправедливостью. Этим Лесков высмеивает пошатнувшуюся систему людских ценностей. Такой правдивый контраст оставляет истину висеть в воздухе. 

О чем заставляет задуматься рассказ «Человек на часах»? В чем его мораль? Лесков поднимает темы человечности, чести и долга, несовершенства и предвзятости аппарата власти, чинопочитания. Именно поэтому никто не обращает внимания на сам факт спасения человека небезразличным к чужой беде солдатом. Все либо боятся ответственности за проступок, отчего пытаются ее избежать, либо пытаются получить личную выгоду из случившегося, либо проявляют безразличие к происходящему, пытаясь «замять» дело на корню. Даже люди с гуманистическими взглядами не могут помочь Постникову и придерживаются плана решения проблемы, придуманного их начальством. В этой прогнившей системе чинов и орденов не находится места для простого человеческого сострадания и взаимопомощи — таково мое мнение о содержании книги. Но главное, что, несмотря на то, что поступок Постникова вышел боком только ему самому, а иным принес и большую выгоду, солдат доволен своим решением. Постников даже доволен собственным наказанием и подачками Свиньина в виде чая и сахара, ведь за свой по-настоящему человеческий поступок он ожидал куда более суровой расправы. Это показывает в герое истинную добродетель, которую каждый из людей должен воспитывать к себе. Мое впечатление от прочтения тягостное, ведь данные явления наблюдаются в нашей жизни до сих пор.

Основная мысль рассказа «Человек на часах» заключается в том, что каждый должен стараться делать добро ради добра, так как именно на таких людях стоит мир. Лесков учит быть стойким и не изменять собственным принципам человечности даже при таких суровых обстоятельствах, ведь человеческая жизнь не может стоять по значимости ниже, чем служба, долг и любые другие обстоятельства. 

Автор: Илья Шляпников

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лесков
  • Основная главная мысль Человека на часах

В данном рассказе говорится в первую очередь о таких понятиях, как долг и совесть. Автор считает, что когда военный долг призывает совершать действия, противоречащие основным нормам морали и принципам людей, то уже нельзя считать выполнение такого долга благородным и правильным поступком. Также основной мыслью данного произведения можно назвать попытку разобраться в том вопросе, что же все-таки нужно выбирать в первую очередь – жить по совести, или же выполнять предназначения долга?! Если говорить, какого хочет эффекта добиться автор несмотря на то, что он имеет определенную точку зрения и сложившеюся позицию по данному выбору, то стоит отметить, что он оставляет большую «пищу для размышлений» читателю. Это он делает для того, чтобы у него был выбор, и после прочтения произведения осталось что-то свое – уникальное и индивидуальное.

В сюжете данного произведения показаны поступки Постникова, который является по закону нарушителем устава, и это по сути должно караться как намеренно совершенное деяние. Однако, он принял решения, принимая все последствия, он по ступил по совести. Ведь, только оставив свой пост, он мог помочь человеку, который оказался в весьма непростой ситуации. Если бы же он действовал строго по закону, то жизнь человека, которому он хотел помочь, с большой долей вероятности, была бы прервана. Будучи человеком весьма исполнительным, данное решение далось ему крайне непросто, он долго не мог принять его и надеялся, что можно обойтись тем, чтобы не покидать свой пост. Однако, в итоге пришел к такому выводу, что ему все-таки придется нарушить устав.

Также писатель показывает, что в жизни награды не всегда достаются тем людям, которые их заслуживают. Например, человек, который был совершенно непричастным к спасению человека, в итоге получает награду, а офицер, покинувший свой пост, но при этом совершивший геройский поступок, был серьезно наказан – ему назначили удары розгами. В данном рассказе поднимаются такие важнейшие темы, как доброта людей, что необходимо быть милосердными, и стараться не допускать несправедливости и коварства. Многие поступки героев требуют дополнительного осмысления для полного понимания их действий, например, деяние генерала по фамилии Кокошкин, который, как может показаться поначалу, поступает несправедливо, однако своим поступком он сохраняет жизни многим неповинным солдатам.

6 класс

“Человек на часах” – краткое содержание рассказа Н.С. Лескова

Николай Семёнович Лесков считается самым народным писателем. В своём творчестве он пытался раскрыть душу простого человека, способного на бескорыстное самопожертвование.

В данной статье можно найти пересказ произведения «Человек на часах», составленный по плану для внеклассного чтения. Краткое содержание поможет подготовиться к выступлению в классе, сделать запись в читательском дневнике или просто вспомнить, о чем это произведение.

История создания рассказа Н. С. Лескова

Своё творение Лесков написал по мотивам услышанного от генерал-лейтенанта Н. И. Миллера рассказа.

Эта история случилась на самом деле. Прототипы героев произведения – реальные люди. Сначала автор назвал своё повествование «Спасение погибавшего», но потом изменил его.

Главные герои и их характеристика

Постников

– солдат Измайловского полка – честный, добросовестный, отзывчивый человек. Он ясно понимал, что ему грозит за то, что оставил свой пост. Но русская добрая душа не может позволить другому погибнуть. В нём длительно боролись долг перед присягой и сострадание, которое всё-таки победило.

Офицер придворной инвалидной команды

– человек, способный откровенно врать ради собственной выгоды. Однако, волею судьбы, стал невольным спасителем нескольких человек.

Свиньин

– подполковник, не приемлющий гуманизм в армии. Он считает, что устав – это непреложный закон. Свято чтит свою незапятнанную карьеру.

Другие персонажи

Кокошкин

– генерал, обер-полицмейстер. Умеет любую ситуацию повернуть к собственной выгоде.

Миллер

– молодой офицер, капитан Измайловского полка. Гуманно относится к подчинённым. Пытается защитить солдата, спасшего жизнь утопающему.

Краткое содержание рассказа «Человек на часах»

В январе 1839 года в Петербурге была сильная оттепель. На Неве, покрытой льдом, образовались полыньи. Постников, солдат Измайловского полка, стоящий на часах в охране Зимнего дворца, вдруг услышал крики о помощи от провалившегося под лёд человека. Но часовой по уставу караульной службы должен стоять на посту и ни при каких обстоятельствах не покидать его.

Чувствительная душа солдата страдала оттого, что он вынужден слушать крики, но не может помочь. А вокруг нет никого, чтобы спасти утопающего. Прекрасно понимая, что, решив вытащить человека из ледяной реки, он подвергает себя военному суду и каторге, Постников поддаётся велению сердца.

Вот человек уже на берегу, но куда же его, мокрого и обессилевшего деть? Неожиданно появился офицер, ехавший мимо в санях. Он остановился и стал расспрашивать, что случилось.

Для часового, покинувшего пост, это могло обернуться как в лучшую (можно было спасённого оставить ему), так и в худшую сторону (офицер стал свидетелем проступка). Поэтому солдат быстро вернулся в будку.

А случайный очевидец решил присвоить себе славу спасителя и повёз ничего не соображающего человека в участок. Однако там ему не очень поверили и стали выпытывать подробные детали случившегося.

Промокший часовой рассказал о происшествии своему капитану. Миллер доложил подполковнику, который приказал отправить Постникова под арест. Этот проступок мог навредить многим в полку и испортить карьеру Свиньину. Поэтому он, не дожидаясь утра, отправился к обер-полицмейстеру Кокошкину, чтобы решить, что делать дальше.

Генерал вызвал к себе полицейского пристава, офицера и вытащенного из воды гуляку. Ложному «спасителю» очень хотелось получить награду, и он продолжал нагло врать, что, рискуя своей жизнью, вытащил человека из воды. Кокошкин, ко всеобщему счастью, решил придерживаться этой версии.

Бывший утопающий был рад, что его наконец-то отпустили. Инвалидный офицер получил желаемую медаль. Свиньин избежал опасности навредить карьере. Он приказал высечь солдата, а потом даже навестил его в лазарете и пожаловал фунт сахару и четверть фунта чаю.

Кокошкин был доволен, что инцидент не станет известен государю. Виновник же всего остался счастлив тем, что его не отправят на каторгу за провинность.

Анализ произведения

Рассказ «Человек на часах» относится к реалистическому направлению в литературе. Главная мысль произведения заключается в том, что в любой ситуации нужно проявлять заботу и милосердие к ближним.

Так получилось, что простой солдат, не щадя себя, спас человека, бывшего в смертельной опасности. За это ему не дали ни медали, ни благодарности. Но он и не ожидал никаких почестей. Постников не считает свой поступок героическим. Таков он, простой русский человек, вышедший из народа.

Автор в рассказе затрагивает несколько проблем. Главная – это столкновение долга перед ближним и необходимость неукоснительно выполнять армейский устав.

Лесков тонко и проникновенно описывает эту борьбу, происходящую в душе солдата. Очень сложно выбрать верное направление.

Одновременно можно увидеть ярко описанную проблему пренебрежительного отношения офицеров к простому солдату. Только капитан Миллер пытается оправдать рядового. Человек, стоящий в самом низу армейской иерархии, имел душу, поднявшую его выше всех.

Это произведение, как и многие другие творения Лескова, учит тому, что в первую очередь необходимо думать не о собственном благополучии, а о пользе для окружающих.

Известная русская поговорка гласит: «Сам погибай, а товарища выручай», подтверждает главную мысль рассказа. Каждый мальчик, желающий стать настоящим мужчиной, должен брать пример с такого самоотверженного героя.

Если вы еще не читали произведение полностью, то советуем это сделать, например, онлайн. Рассказ не занимает много страниц, но, прочитав его, можно оставить свой собственный отзыв.

Главные герои и их характеристика

  1. Постников — солдат Измайловского полка. Очень чувствительный, нервный и живущий по закону совести человек. Исполнительный и умный боец, руководствующийся не только уставом, но и сердцем. У Постникова светлая душа и незаурядное чувство благодарности к ближнему. Даже когда его приговорили к двумстам розгам, он был безмерно счастлив, что ему удалось избежать военного суда.
  2. Капитан Николай Иванович Миллер – гуманист, надежный офицер. Любит читать, все свободное время коротает за книгами. Заступается за своих подчиненных, так как чувствует ответственность за них. В его груди бьётся мягкое и жалостливое сердце, что является предметом осуждения со стороны вышестоящих командиров. Миллер — педант, все исполняет с максимальной аккуратностью.
  3. Подполковник Свиньин – «службист», считающий, что обсуждать побуждения, какими руководствуются провинившиеся солдаты, неуместно. Как говорится, коли виновен, то и отвечай по всей строгости закона. Пытаться разжалобить его – тратить время впустую. Он тщательно оберегает свою репутацию и служебную карьеру, «пылинки с нее сдувает», лишь бы занять почетное место в портретной галерее исторических лиц Российского государства. Свиньина нельзя назвать бездушным, однако строгость характера и любовь к чрезмерной дисциплине не вызывают симпатии к данному персонажу.
  4. Обер-полицеймейстер Кокошкин обладает удивительным тактом. Может так вывернуть ситуацию, что не только «муха обернется слоном, но и слон превратится в муху». Окружающие видят в нем строгого и требовательного руководителя, который, при желании, может быть могущественным и усердным защитником. Кокошкин все свое время посвящает работе, даже в ущерб собственному здоровью. Он многое умеет, и если в нем проснется страстное желание деятельности, то он точно достигнет своей цели.

Нравственные проблемы в рассказах Н.С. Лескова презентация к уроку (6 класс) по теме

Тема: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах» (1887 г.)»

Цели:

· Разобрать с учащимися основные проблемы рассказа Лескова

· Определить идею произведения

· Установить связь данного рассказа с ранее изученным сказом о тульском Левше

· Развивать навык работы с текстом художественного произведения

· Развивать умения учащихся определять позицию автора в произведении, роль иронии в раскрытии идеи

· Обогащать лексикон учащихся (знакомство с новыми словами «гуманизм», «либерализм»)

· Воспитывать чувство истинного патриотизма на примерах классической литературы

· Воспитывать культуру речи

· Воспитывать умение слушать ответы одноклассников, давая им возможность высказать свою мысль.

Оборудование:

· Конспект урока, текст рассказа, портрет писателя (на доске), доска с ключевыми датами эпохи 20-30-х годов Х1Х века, мультимедийный проектор, экран, компьютер, дискета с фотографией памятника Лескову

· Текст рассказа, письменные принадлежности, тетрадь, дневник

Конспект урока

Этапы урока

Содержание

Примерные ответы

учащихся

Примечание

Не забудьте приготовить тетради, дневники, текст рассказа «Человек на часах»

Постановка целей урока

Вы к сегодняшнему уроку должны были прочитать рассказ Лескова «Человек на часах». Цель нашего занятия – выявить основные проблемы рассказа, определить идею рассказа.

Рассказ «Человек на часах» был опубликован в 1887 году в журнале «Русская мысль под названием «Спасение погибавшего». Позже название было изменено. Почему автор изменил название – попробуем ответить в конце урока.

Определение темы урока

Запишем в тетрадях тему урока: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах»

Создание проблемной ситуации

Вы прочитали рассказ. Кратко ответьте, о чём рассказ?

Каждый герой в этом рассказе стоит перед проблемой выбора, назовите героев.

Поступок каждого героя характеризует его с нравственной точки зрения. Попробуем разобраться в причинах поступков каждого героя, но прежде познакомимся с характерными чертами той исторической эпохи, о которой идёт речь в рассказе.

О том, как караульный спас утопающего посредством нарушения приказа.

Постников, офицер инвалидной службы, Миллер, Свиньин, Кокошкин, владыка.

Вступительное слово учителя

Знакомство с исторической эпохой:

Как вы думаете, почему автор указывает точную дату?

Докажите текстом: когда и где произошёл рассказанный автором случай?

Есть ли ещё в тексте ссылки на то, что повествование претендует на реальность изображаемого?

Какие события совершались в непосредственной близости от этой даты?

Наступила эпоха всеобщего страха. Жандармы держали под наблюдением всю страну, большинство боялось хоть чем-нибудь разгневать царя. Провинившихся хоть в чём-нибудь солдат избивали палками, прогоняя сквозь строй, а офицеры следили, чтобы солдаты били своего товарища изо всех сил. Часто после таких наказаний человек умирал. Простой человек чувствовал своё полное бесправие.

В основе рассказа лежат действительные события.

«Зимою, около Крещения. »

В 1839 году, в Петербурге

Да, в рассказе упоминаются исторические персонажи:

Миллер Николай Иванович – генерал-лейтенант, директор Александровского лицея в период царствования Николая 1.

Кокошкин Сергей Александрович – в 1830 году был петербургским обер-полицмейстером, потом сенатором.

Упоминание о великом князе и императоре.

1825 год – смерть Александра 1, восстание декабристов

1826 год – коронация Николая 1 (организован постоянный надзор за недовольными царской властью, ужесточение цензорской службы, организация третьего отделения полиции, следившее за простыми людьми)

1837 год – смерть Пушкина, стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова, ссылка Лермонтова

1841 год – смерть Лермонтова

Даты заранее написаны на доске, дети называют события

  • Отзыв о рассказе паустовского кот ворюга
  • Отзыв о рассказе н носова фантазеры
  • Отзыв о рассказе набокова облако озеро башня
  • Отзыв о рассказе осеевой волшебное слово для 2 класса
  • Отзыв о рассказе маленький принц