Отзыв о рассказе бабка осеева 7 класс

отомстилаглавные герои рассказа бабка и их характеристикаборька. мальчик, который понимал, что старшин нужно уважать и заботиться о них, но никогда

«Отомстила»

Главные герои рассказа «Бабка» и их характеристика

  1. Борька. Мальчик, который понимал, что старшин нужно уважать и заботиться о них, но никогда этого не делал.
  2. Петя, отец Борьки. Черствый и эгоистичный человек.
  3. Мать Борьки. Вечно занятая, равнодушная, черствая.
  4. Бабка. Добрая, любящая, все прощающая и понимающая.

План пересказа рассказа «Бабка»

  1. Лишний человек в доме
  2. Утро в семье Борьки
  3. Обед с бабкой
  4. Обучение грамоте
  5. Не бросай мать
  6. Школьный товарищ
  7. Борьке становится стыдно
  8. Подарки к празднику
  9. Гости
  10. Смерть бабки
  11. Наследники
  12. Леденцы.

Кратчайшее содержание рассказа «Бабка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Бабку в семье Борьки все считали лишним человеком.
  2. Она обо всех заботилась, но ее только ругали.
  3. Борька пытался учить бабку грамоте, вместо того, чтобы почитать газету.
  4. Школьный товарищ удивился тому, что в семье Борьки так плохо относятся к бабушке.
  5. Борьке стало стыдно и он стал укорять родителей, но те только обозлились.
  6. Когда бабка умерла, Борька нашел адресованные ему леденцы и долго плакал.

Главная мысль рассказа «Бабка»
Человек никогда не должен забывать своих родителей и заботиться о них в старости.

Чему учит рассказ «Бабка»
Рассказ учит быть добрым, уважительным, почтительным со старшими. Учит заботиться о родителях, учит ценить добро. Учит быть неравнодушным, не черствым. Учит правильно строить отношения в семье.

Отзыв на рассказ «Бабка»
Меня очень тронул этот рассказ. Родители Борьки были черствыми людьми, не знающими благодарности. Они не любили и не ценили труд бабки, которая отдала им всю свою жизнь. Мне очень жаль этого старого человека, который не заслужил такого к себе отношения. Хорошо еще, что мальчик Борька стал понимать, как некрасиво вели себя его родители, может быть хоть из него вырастет нормальный человек.

Пословицы в рассказе «Бабка»
Темный человек глух и нем.
Чей род, того и рот.
От плохого человек крепче делается, от хорошего у него душа зацветает.
Старое, что малое.
Кто живет, а кто мается.
Бог — судья, солдат — свидетель.
Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.
Что убьете, то не вернете.
Большой дождь в земле ямки роет.
Что спил, что съел — царь коленом не выдавит.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Бабка»
Бабка была тучно с мягким голосом. Она неожиданно возникала перед всеми и отец часто говорил, что она зажилась на свете. Мать тихонько старалась урезонить его, но не слишком усердствовала. Все в доме считали бабку лишним человеком.
А она вставала утром раньше всех, звала пить чай, потом будила Борьку в школу. Тот нехотя отбрыкивался, жаловался родителям. Отец все равно заставлял Борьку встать, не забывая поставить на место бабку. Потом искал свои калоши, которые бабка вымыла. Потом отец уходил. Следом спешил Борька, которому бабка успевала сунуть в руки гостинец. Последней уходила мать, наставляя бабку быть поэкономнее, ведь Петя и так вечно ворчит, что у него четыре рта на руках.
Бабка оставалась одна, чистила, прибирала, готовила, потом садилась вязать. Спицы так и мелькали в ее руках, но иногда застывали. И тогда бабка вздыхала, что нелегко жить на свете.
Потом приходил из школы Борька и требовал еды. Он быстро ел, а бабка смотрела на него. В такие минуты Борька чувствовал бабку своим человеком и много ей рассказывал о школе и товарищах. Жаловался, что отец никак не купит портфель.
А бабка вдруг говорила ему не бросать мать, когда вырастет. Борька важно отвечал, что никогда не бросит, что сейчас люди совсем другие, заботливые. А бабка замечала, что это хорошо, потому что в жизни есть три самых важных вещи — богу молиться, долги платить и о родителях заботиться.
После еды бабка просила Борьку почитать ей газету, а тот вместо этого пытался научить ее читать и писать. Буквы Ш и Т у бабки не выходили и Борька важно замечал, что при прежней власти бабку бы за это пороли.
А бабка потом садилась с газетой и искала знакомые буквы. Увидев букву Ш она тихо радовалась ей, как старой знакомой.
Сильно досаждали бабке забавы внука. То самолетики бумажные начнет пускать, то в чеканочку играть. Бабка боялась, что прыгая мальчик что-нибудь разобьет.
А потом к Борьке пришел школьный товарищ. Он поздоровался с бабкой, но Борька утащил его в комнату, сказав, что с ней здороваться нечего. А товарищ долго удивлялся, говоря, что у них в семье бабушка самая главная, ведь она всех вырастила. И что при советской власти о стариках принято заботиться. Борька слушал и мотал на ус, а когда товарищ уходил сам позвал бабку, чтобы товарищ с ней попрощался.
А родителям потом стал говорить, что бабка у них лучше всех, а живет хуже всех. И родители сердились и считали, что это бабка подучила Борьку. Но бабка отвечала, что это жизнь мальчика научила, и что радоваться надо, что у них такой хороший сын растет.
Перед праздником бабка дарила родным подарки — вязанные носки, кофточки, платки. И Борька удивлялся, когда бабка успевала столько всего навязать. Он смотрел на ее морщинистое лицо и спрашивал, кто это его так разрисовал. А бабка отвечала, что это жизнь. Как хоронила детей — морщины добавлялись, нужду терпела — морщины добавлялись, а жизнь была долгой. Борька смотрел на свое лицо и пугался будущего.
Когда в дом приходили гости, бабку наряжали и садили на почетное место за столом. Но после их ухода ей за это доставалось. А у Борьки зрело негодование на родителей и он тайком думал, что когда вырастет, он им покажет.
Была у бабки заветная шкатулка, а что в ней находилось, никто не знал. Однажды, пока бабка спала Борька утащил шкатулку, но открыть не смог, и кинул ее обратно бабке.
Умерла бабка перед майскими праздниками. Она сидела за вязанием и видно ждала Борьку, обед стыл на столе. Борька посмотрел на мертвую бабку и выбежал из комнаты. А когда вернулся, она уже лежала нарядная, а отец утешал плачущую мать, говоря, что они и так терпели неудобства и расход.
На другой день схоронили, а родители поспешили открыть бабкин сундучок. Отец шутил, что они сейчас разбогатеют. Но в сундучке была всякая рухлядь. Наконец нашли ключ и открыли шкатулку. Там были сложены вязанные вещи в подарок родным, рубашка для Борьки, и пакетик с леденцами, на котором было написано «Внуку моему Борюшке». Буква Ш была с четырьмя палочками.
Борька схватил пакетик и выбежал на улицу. Ему представлялась виноватая бабка, словно не выучившая урока, и он много плакал. Поздно вечером он вернулся домой и ложась спать, подумал, что не придет утром бабка.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Бабка»

Отзыв о рассказе бабка осеева 7 класс

Отзыв о рассказе бабка осеева 7 класс

  • Краткие содержания
  • /
  • Осеева
  • /
  • Бабка

Бабка была уже совсем старая, широкая и грузная. Зять вечно был недоволен свекровью. Дочь и внук также считали её лишней в их семье.

Бабка вставала раньше всех, готовила завтрак, а затем будила всех домочадцев. Все разбегались по своим делам, дочь перед уходом давала наставления матери.

Целый день бабка занималась по хозяйству, а иногда брала спицы и начинала вязать. Когда внук приходил со школы, старушка тут же накрывала ему на стол. В разговоре с внуком бабка давала ему наставления. Она просила Борьку уважать и в старости не бросать родителей.

После обеда Борька учил бабку грамоте. Она старательно выводила в тетрадке буквы. Затем внук убегал во двор гулять с ребятами.

Как-то к Борьке пришел товарищ, он вежливо поздоровался с бабушкой. Борька же проявил к бабке неуважение и сказал, что здороваться с ней не обязательно. Товарищ ответил ему, что в их семье бабушка главный человек, и её никто не обижает.

Перед праздником бабка допоздна возилась на кухне. А утром поздравляла своих родных и дарила им связанные ею носки и шарфы. Когда в дом приходили гости, она наряжалась и сидела за столом. Дочь и зять делали вид, что в их доме её уважают. Однако, после того, как гости расходились, они начинали вычитывать бабку.

Вскоре бабку похоронили. У неё в сундуке дочь и зять нашли связанные для них вещи, а для внука она оставила кулёк с леденцами. Борька очень расстроился, ему не хватало бабки. Ложась спать он подумал, что завтра бабка уже не придёт его будить.

Рассказ учит читателей ценить и уважать своих близких и родных.

Пересказ

Главной героиней рассказа является пожилая женщина, которая проживается вместе с семьей своей дочери, состоящей из ее мужа и сына Борьки.

Женщину воспринимают в семье как лишнего человека, зажившегося на этом свете. Со стороны зятя постоянно звучат слова о том, что из-за тучности бабки в квартире невозможно протолкнуться, дочь попрекает мать излишними тратами продуктов, а внук просто относиться к бабушке потребительски. Даже своей комнаты в квартире у женщины нет, и она вынуждена отдыхать на своем сундуке, стоявшем в углу прихожей. Обращаются члены семьи к женщине исключительно в виде бабки.

Каждое утро бабка просыпается раньше всех, чтобы приготовить завтрак и проводить дочь с зятем на работу, а Борьку в школу. Затем она готовит обед, и дожидаясь внука с уроков, принимается за вязание, свое любимое хобби.

Накормив внука обедом, бабка под его руководством изучает грамоту. Во время прихода в дом гостей, бабку сажают за стол, однако потом быстро выпроваживают.

Однажды к Борьке в гости заходит одноклассник и вежливо здоровается с бабушкой, чем очень удивляет Борьку, говоря, что в их доме бабушка является главным человеком.

В один из дней бабушка умирает, а в ее сундуке дочь обнаруживает связанные для них носки и шарфы, а также немного леденцов для внука.

Оцените произведение:

  • 4.18

Голосов: 304
Читать краткое содержание Бабка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание романа Последний дюйм (Отец и сын) Олдриджа
    Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к короткой новелле, основная тематика которой заключается в изображении истинных человеческих качеств в виде бесстрашия
  • Краткое содержание пьесы Царь Эдип Софокла
    Жрец просит у царя Эдипа из Фив помощи в борьбе с чумой, которая опустошает город. Эдип сообщает, что он послал Креонта к оракулу. Когда Креонт возвращается, он говорит, что чума прекратится
  • Краткое содержание рассказа Автомобиль Носова
    В произведении Николая Носова «Автомобиль» рассказчик повествует о том, что в далеком детстве вместе с другом у него было огромное желание – прокатиться на автомобиле
  • Рождество — краткое содержание рассказа Набокова
    Слепцов, придя вечером во флигель, сел на стул в тот угол, где никогда не сиживал. Его слуга беззвучно внес в комнату керосиновую лампу, надел на нее сверху розовый абажур и так же тихо удалился.

Краткое содержание Осеева Бабка

В рассказе Валентины Осеевой «Бабка» описываются отношения в семье, состоящей из пятиклассника Борьки, его отца, матери и бабушки по материнской линии. Причем бабушкой ее никто не называл, обращались к ней пренебрежительно – бабка.

Из-за тучности пожилой женщины отец Борьки все время ворчал, что она заполнила собой всю квартиру и что ей место в инвалидном доме. Дочь пыталась как-то защитить мать от нападок мужа, но в целом все считали бабку совершенно лишним человеком, зажившимся на этом свете.

Спальным местом для бабки служил сундук, спать на нем было очень неудобно, и она всю ночь тяжело ворочалась.

Каждое утро бабка ставила для спящих домочадцев самовар, поднимала в школу Борьку, провожала дочь с зятем на работу и занималась хозяйством. Причем дочь все время подчеркивала, чтобы при приготовлении обеда не тратилось много продуктов, а то в семье слишком много ртов.

Переделав все дела, бабка приступала к вязанию. Прибегал из школы Борька и требовал обед, во время которого рассказывал бабке о своих школьных делах. Бабка же, в свою очередь, наставляла его, чтобы в старости он заботился о своей матери, ведь старый что малый, его нужно поить, кормить, лечить и ласково к нему относиться.

Борька дал обещание, что никогда мать не бросит. Затем Борька давал своей неграмотной бабушке уроки правописания, сердился, что она никак не может запомнить, что у буквы «ш» три палочки, а не четыре.

Однажды Борьку навестил товарищ. Он вежливо поздоровался с бабушкой, но Борька ему сказал, что со старой старушенцией здороваться не обязательно. Приятель был шокирован, ведь в его семье как раз бабушка и была главной, ведь она всех вырастила и воспитала.

Читательский дневник по рассказу «Бабка» Осеевой

Сюжет

В семье 5-классника Борьки бабка всем в обузу. Давно пора сдать ее в инвалидный дом, да перед людьми стыдно. Она с утра до вечера хлопочет по хозяйству, провожает всех на работу и учебу, вяжет. Жизнь у нее была трудная: погиб муж, умирали дети, трудилась много. Она не жалуется, только просит Борьку об одном: не бросать старенькую мать. После смерти бабки осталось ее вязанье для семьи, да леденцы внуку Борюшке. И Борька вдруг понимает, что потерял родного, любящего человека.

Отзыв

Рассказ об отношениях в семье, неуважении к старшим, неправильном воспитании детей. Бабушка – символ мудрости и беззаветной любви, самопожертвования, прощения. Семья держалась на ней, но никто не хотел этого замечать. Есть надежда, что Борька запомнит уроки бабушки, вырастет достойным человеком. Рассказ учит любви и уважению в семье, связи поколений, благодарности, терпению. Учит дарить радость близким, ценить их, заботиться о старших, перенимать их мудрость и опыт.

Источник

Краткое содержание Осеева Бабка для читательского дневника

Бабка была уже совсем старая, широкая и грузная. Зять вечно был недоволен свекровью. Дочь и внук также считали её лишней в их семье.

Бабка вставала раньше всех, готовила завтрак, а затем будила всех домочадцев. Все разбегались по своим делам, дочь перед уходом давала наставления матери.

Целый день бабка занималась по хозяйству, а иногда брала спицы и начинала вязать. Когда внук приходил со школы, старушка тут же накрывала ему на стол. В разговоре с внуком бабка давала ему наставления. Она просила Борьку уважать и в старости не бросать родителей.

После обеда Борька учил бабку грамоте. Она старательно выводила в тетрадке буквы. Затем внук убегал во двор гулять с ребятами.

Как-то к Борьке пришел товарищ, он вежливо поздоровался с бабушкой. Борька же проявил к бабке неуважение и сказал, что здороваться с ней не обязательно. Товарищ ответил ему, что в их семье бабушка главный человек, и её никто не обижает.

Перед праздником бабка допоздна возилась на кухне. А утром поздравляла своих родных и дарила им связанные ею носки и шарфы. Когда в дом приходили гости, она наряжалась и сидела за столом. Дочь и зять делали вид, что в их доме её уважают. Однако, после того, как гости расходились, они начинали вычитывать бабку.

Вскоре бабку похоронили. У неё в сундуке дочь и зять нашли связанные для них вещи, а для внука она оставила кулёк с леденцами. Борька очень расстроился, ему не хватало бабки. Ложась спать он подумал, что завтра бабка уже не придёт его будить.

Рассказ учит читателей ценить и уважать своих близких и родных.

Отзыв о рассказе В.Осеевой «Бабка»

Главная героиня рассказа «Бабка» — пожилая женщина, которая живет в семье своей дочери. Муж дочери, Петр и ее сын, Боря, относятся к героине рассказа пренебрежительно и называют ее «бабкой». Старая женщина постоянно хлопочет по дому, чистит вещи, готовит еду, вяжет. А Петр с Борей только ворчат на нее и ругают за нерасторопность. И даже родная дочь делает ей замечания, призывая более экономно тратиться на хозяйственные расходы. Бабушка с любовью относится к внуку, торопится покормить его, когда тот приходит из школы. Но когда она, неграмотная женщина, просит Борю почитать ей газету, тот недовольно отказывает и советует самой научиться читать. Он даже пытается учить ее грамоте, но надолго его терпения не хватает.
Однажды Боря пришел домой с товарищем. Товарищ его вежливо поздоровался с пожилой женщиной. Боря этому очень удивился. Ни он сам, ни его отец никогда так не говорили с бабкой. Но товарищ объяснил ему, что в его доме тоже есть пожилой человек, и вся семья считает его главой семьи и относится крайне уважительно. С тех пор Боря стал задумываться о том, что в их семье отношение к пожилому человеку не совсем правильное.

А когда бабушки Бори не стало, в ее сундуке нашлась шкатулка, в которой лежали теплые вещи, связанные бабушкой для родных людей. А внуку Боре она оставила еще и пакетик леденцов, неумело подписанный печатными буквами. Зная, что бабушка не умеет читать, мальчик понял, насколько трудно ей было сделать такую надпись. И он осознал, как сильно его любила бабушка, которую в семье все пренебрежительно называли «бабкой».

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Осеевой «Бабка» заключается в том, что пожилых людей надо уважать. Они прожили долгую жизнь и испытали много трудностей. Они вырастили детей, внуков, пережили невзгоды и лишения и заслужили уважительное отношение к себе. Рассказ учит быть внимательными и заботливыми по отношению к своим близким.

В рассказе мне понравилась главная героиня, бабушка мальчика Бори. Она искренне любила своих близких, и неустанно заботилась о них, невзирая на то, как они пренебрежительно к ней относились. Пожилая женщина до самого последнего дня своей жизни старалась быть полезной для родных людей.

Какие пословицы подходят к рассказу «Бабка»?

С кем поведешься, от того и наберешься. Словам старшего внимай. Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Шестилетний мальчишка заболевает страшной болезнью полиомиелитом. У него отнимаются ноги. После сложной операции, многочисленных испытаний мальчик не теряет надежду вновь ходить.

В произведении Андреева “Красный смех” повествование ведётся от солдата находящегося на войне. Он описывает бой, который длится уже около трёх дней. Он явно видит галлюцинации и бредит, вспоминая о своей семье, обоях в квартире, и о хохоте.

В зимнем бору плутает падчерица, пришедшая за хворостом. Она встречает военного человека, который рассказывает ей про забавы зверей. Помогая ей собрать вызанку хвороста, говорит о том, что в новогоднюю ночь происходят всякие чудеса

П.П. Бажов в самом начале своего рассказа повествует о Полевой-маленьком и глухом населенном пункте. В деревне Полевой не происходило ничего интересного, потому что она

Источник

Сюжет

Как-то раз автор, собирая виноград в Бессарабии, разговорился со старой женщиной по имени Изергиль. Она указала на тень, показавшуюся при лунном свете, и сказала, что это прошёл Ларра, вынужденный таким образом отбывать наказание за свою чрезмерную гордость.

Много веков назад жили смелые, сильные и весёлые люди. Однажды большой орёл унес из племени черноволосую девушку. Спустя двадцать лет она вернулась к родным, но не одна, а с красавцем-юношей – сыном того самого орла. Внешне Ларра ничем не отличался от обычных людей, но был очень горд и даже со старейшинами разговаривал высокомерно. Однажды он убил дочь одного из старейшин, которая отвергла его любовь. За такое поведение было решено выгнать Ларру из племени. Люди долго думали, как наказать такого страшного преступника: обычная смерть была бы для него слишком мягким наказанием. Осознав, что для Ларры страшнее всего оказаться в одиночестве, люди просто выгнали его из племени. Поначалу надменный юноша смеялся над решением своих соотечественников, но спустя много лет ему так опостылела одинокая жизнь, что он пытался убить себя, но у него ничего не вышло. С тех пор Ларра, превратившийся в тень, так и бродит среди людей, и никому до него нет дела…

Далее старуха Изергиль принялась рассказывать о своей молодости. Когда-то давно она была молода и красива, и её первой любовью стал молодой красивый рыбак. Влюблённые катались в лодке и целовались до тех пор, пока ветреная красавица не повстречала спокойного, но сильного, как зверь, гуцула. Изергиль довелось побывать и в гареме у турка, который увидел черноокую девушку на рынке и увёз с собой. Турок был старым и скучным, но у него был красивый шестнадцатилетний сын, с которым Изергиль удалось сбежать в Болгарию. На чужбине юноша умер, а вскоре Изергиль и сама оказалась на грани смерти: в порыве ревности её ударила в грудь одна болгарка. Молодую, красивую, бесстрашную женщину ожидало ещё немало приключений и мужчин: красивых, уродливых, старых, молодых, богатых и бедных. Старость настигла Изергиль в Бессарабии, где она в одиночестве доживала свой век.

Залюбовавшись голубоватыми искрами-огоньками, что вспыхивали в степи, Изергиль объяснила автору, что это искры от горящего сердца Данко. Когда-то очень давно в степи жили мирные, добрые люди. Но однажды на них напали жестокие кочевники, и племя было вынуждено укрыться в густом, непроходимом лесу. Сквозь густую листву солнце не могло добраться до земли, а от болот исходил такой смрад, что люди стали гибнуть один за другим. Искренне жалея свой народ, Данко решил повести его за собой, чтобы вывести к безопасной земле. Люди поверили пылкому юноше и пошли за ним, но лес никак не кончался. Многие стали недовольно роптать, жалея, что не остались и не склонили головы перед кочевниками. Данко было горько слышать упрёки, но он понимал, что люди устали и озлобились. Разорвав грудь, Данко достал своё больше, пылающее сердце, и тьма тут же разлетелась. Освещая путь своим сердцем, Данко вывел народ к свободной, вольной степи. Он умер с улыбкой на устах, но люди даже не заметили этого. Лишь один осторожный человек раздавил сердце Данко ногой, и оно превратилось в искры.

Валентина Осеева — Бабка: Краткое содержание

Бабка жила в семье дочки. Зять Петр, дочка, и даже 5-классник внук Борюшка смотрели на нее как на «лишнего человека» в доме. Вечно под руками, большая, грузная, с виноватым видом. Зять сдал бы ее в дом инвалидов, да перед людьми неудобно. Мужа у нее на войне убили, нескольких детей похоронила, трудилась всю жизнь.

Вставала бабка первой, подавала завтрак взрослым, потом будила Борьку в школу. Все отмахивались от нее, как от мухи. День она хозяйничала в доме, потом бралась за вязанье. Кормила внучка, слушала его рассказы о школе. «От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает». Значит, все в жизни на пользу человеку.

Сейчас читают

Даниэль – сын букиниста, он с рождения привык к миру книг. Однажды отец привел Даниэля в таинственное, скрытое от непосвященных место. Это было Кладбище забытых книг, где мальчик наугад выбрал один фолиант.

Главный герой, учащийся четвертого класса, Толя Клюквин. Он приветливый и дружелюбный мальчик. Поэтому у него много товарищей.

Рассказ о том, как паучок от своей грозной матери паучихи убегал. Мать, когда детишки очень маленькие, таскает их всех в мешочке на спине. А когда вырастают дети, она их ловит и съедает

Раскольников побывал в харчевне, где выпил рюмку водки и съел пирог. Несмотря на малое количество алкоголя, Раскольников вмиг почувствовал опьянение и сонливость. Он отправился домой, но до пункта назначения не дошел

Автор жил в доме на берегу Москвы-реки. У него была молодая собака по кличке Жулька – белый с чёрными пятнами сеттер. Писатель увлекался охотой, для этого ему нужна была собака. Поэтому он учил Жульку охотиться.

Источник

Направление «Время перемен».

К вебинару нужно прочитать рассказ «Бабка» В. Осеевой.

Валентина Александровна Осеева
Бабка

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.

— Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.

А мать робко возражала ему:

— Старый человек… Куда же ей деться?

— Зажилась на свете… — вздыхал отец. — В инвалидном доме ей место — вот где!

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:

— Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку…

Подходила к Борьке:

— Вставай, батюшка мой, в школу пора!

— Зачем? — сонным голосом спрашивал Борька.

— В школу зачем? Темный человек глух и нем — вот зачем!

Борька прятал голову под одеяло:

— Иди ты, бабка…

— Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.

— Мама! — кричал Борька. — Чего она тут гудит над ухом, как шмель?

— Боря, вставай! — стучал в стенку отец. — А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.

Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Грузным телом колыхалась перед его кроватью, мягко шлепала туфлями по комнатам, гремела тазом и все что-то приговаривала.

В сенях отец шаркал веником.

— А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!

Бабка торопилась к нему на помощь.

— Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила.

Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.

— Да ну тебя! — отмахивался Борька. — Раньше не могла дать! Опоздаю вот…

Потом уходила на работу мать. Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:

— Поэкономней, мама. Петя и так сердится: у него ведь четыре рта на шее.

— Чей род — того и рот, — вздыхала бабка.

— Да я не о вас говорю! — смягчалась дочь. — Вообще расходы большие… Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней…

Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.

Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:

— Так-то, голубчики мои… Не просто, не просто жить на свете!

Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал:

— Бабка, поесть!

Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.

Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:

— Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.

Иногда Борька жаловался на родителей:

— Обещал отец портфель. Все пятиклассники с портфелями ходят!

Бабка обещала поговорить с матерью и выговаривала Борьке портфель.

Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

— Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?

— Ела, ела, — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.

Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:

— Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!

— Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!

— Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить-кормить да подавать с ласкою? А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.

— Ладно. Только мертвой не приходи, — говорил Борька.

После обеда, если Борька оставался дома, бабка подавала ему газету и, присаживаясь рядом, просила:

— Почитай что-нибудь из газеты, Борюшка: кто живет, а кто мается на белом свете.

— «Почитай»! — ворчал Борька. — Сама не маленькая!

— Да что ж, коли не умею я.

Борька засовывал руки в карманы и становился похожим на отца.

— Ленишься! Сколько я тебя учил? Давай тетрадку!

Бабка доставала из сундука тетрадку, карандаш, очки.

— Да зачем тебе очки? Все равно ты буквы не знаешь.

— Все как-то явственней в них, Борюшка.

Начинался урок. Бабка старательно выводила буквы: «ш» и «т» не давались ей никак.

— Опять лишнюю палку приставила! — сердился Борька.

— Ох! — пугалась бабка. — Не сосчитаю никак.

— Хорошо, ты при Советской власти живешь, а то в царское время знаешь как тебя драли бы за это? Мое почтение!

— Верно, верно, Борюшка. Бог — судья, солдат — свидетель. Жаловаться было некому.

Со двора доносился визг ребят.

— Давай пальто, бабка, скорей, некогда мне!

Бабка опять оставалась одна. Поправив на носу очки, она осторожно развертывала газету, подходила к окну и долго, мучительно вглядывалась в черные строки. Буквы, как жучки, то расползались перед глазами, то, натыкаясь друг на дружку, сбивались в кучу. Неожиданно выпрыгивала откуда-то знакомая трудная буква. Бабка поспешно зажимала ее толстым пальцем и торопилась к столу.

— Три палки… три палки… — радовалась она.

* * *
Досаждали бабке забавы внука. То летали по комнате белые, как голуби, вырезанные из бумаги самолеты. Описав под потолком круг, они застревали в масленке, падали на бабкину голову. То являлся Борька с новой игрой — в «чеканочку». Завязав в тряпочку пятак, он бешено прыгал по комнате, подбрасывая его ногой. При этом, охваченный азартом игры, он натыкался на все окружающие предметы. А бабка бегала за ним и растерянно повторяла:

— Батюшки, батюшки… Да что же это за игра такая? Да ведь ты все в доме переколотишь!

— Бабка, не мешай! — задыхался Борька.

— Да ногами-то зачем, голубчик? Руками-то безопасней ведь.

— Отстань, бабка! Что ты понимаешь? Ногами надо.

* * *
Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:

— Здравствуйте, бабушка!

Борька весело подтолкнул его локтем:

— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

— Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.

А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

— Как это — главная? — заинтересовался Борька.

— Ну, старенькая… всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.

— Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается.

Товарищ покачал головой.

— Чудно! Теперь старых все уважают. Советская власть знаешь как за них заступается! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!

— Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас… сыта и здрава.

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

— Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!

— Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.

— Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:

— Обижаем мы тебя?

А родителям говорил:

— Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится.

Мать удивлялась, а отец сердился:

— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!

И, разволновавшись, набрасывался на бабку:

— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.

Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:

— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.

* * *
Перед праздником возилась бабка до полуночи в кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.

Отец, примеряя носки, кряхтел от удовольствия:

— Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам, мамаша!

Борька удивлялся:

— Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые — еще ослепнешь!

Бабка улыбалась морщинистым лицом.

Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.

— Какой петух тебя клюнул? — смеялся он.

— Да вот выросла, что поделаешь!

Борьку вообще интересовало бабкино лицо.

Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.

— Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? — спрашивал он.

Бабка задумывалась.

— По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать.

— Как же это? Маршрут, что ли?

— Какой маршрут? Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала — ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась — опять морщины. Мужа на войне убили — много слез было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет.

Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни — неужели все лицо такими нитками затянется?

— Иди ты, бабка! — ворчал он. — Наговоришь всегда глупостей…

* * *
Когда в доме бывали гости, наряжалась бабка в чистую ситцевую кофту, белую с красными полосками, и чинно сидела за столом. При этом следила она в оба глаза за Борькой, а тот, делая ей гримасы, таскал со стола конфеты. У бабки лицо покрывалось пятнами, но сказать при гостях она не могла. Подавали на стол дочь и зять и делали вид, что мамаша занимает в доме почетное место, чтобы люди плохого не сказали. Зато после ухода гостей бабке доставалось за все: и за почетное место, и за Борькины конфеты.

— Я вам, мамаша, не мальчик, чтобы за столом подавать, — сердился Борькин отец.

— И если уж сидите, мамаша, сложа руки, то хоть за мальчишкой приглядели бы: ведь все конфеты потаскал! — добавляла мать.

— Да что же я с ним сделаю-то, милые мои, когда он при гостях вольным делается? Что спил, что съел — царь коленом не выдавит, — плакалась бабка.

В Борьке шевелилось раздражение против родителей, и он думал про себя: «Вот будете старыми, я вам покажу тогда!»

* * *
Была у бабки заветная шкатулка с двумя замками; никто из домашних не интересовался этой шкатулкой. И дочь и зять хорошо знали, что денег у бабки нет. Прятала в ней бабка какие-то вещицы «на смерть». Борьку одолевало любопытство.

— Что у тебя там, бабка?

— Вот помру — все ваше будет! — сердилась она. — Оставь ты меня в покое, не лезу я к твоим-то вещам!

Раз Борька застал бабку спящей в кресле. Он открыл сундук, взял шкатулку и заперся в своей комнате. Бабка проснулась, увидала открытый сундук, охнула и припала к двери.

Борька дразнился, гремя замками:

— Все равно открою!..

Бабка заплакала, отошла в свой угол, легла на сундук.

Тогда Борька испугался, открыл дверь, бросил ей шкатулку и убежал.

— Все равно возьму у тебя, мне как раз такая нужна, — дразнился он потом.

За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все присаживалась.

— В землю врастает, — шутил отец.

— Не смейся ты над старым человеком, — обижалась мать.

А бабке в кухне говорила:

— Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем-нибудь и назад не дождешься.

* * *
Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу — клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор. Но обедать Борька не стал. Он долго глядел на мертвую бабку и вдруг опрометью бросился из комнаты. Бегал по улицам и боялся вернуться домой. А когда осторожно открыл дверь, отец и мать были уже дома.

Бабка, наряженная, как для гостей, — в белой кофте с красными полосками, лежала на столе. Мать плакала, а отец вполголоса утешал ее:

— Что же делать? Пожила, и довольно. Мы ее не обижали, терпели и неудобства и расход.

* * *
В комнату набились соседи. Борька стоял у бабки в ногах и с любопытством рассматривал ее. Лицо у бабки было обыкновенное, только бородавка побелела, а морщин стало меньше.

Ночью Борьке было страшно: он боялся, что бабка слезет со стола и подойдет к его постели. «Хоть бы унесли ее скорее!» — думал он.

На другой день бабку схоронили. Когда шли на кладбище, Борька беспокоился, что уронят гроб, а когда заглянул в глубокую яму, то поспешно спрятался за спину отца.

Домой шли медленно. Провожали соседи. Борька забежал вперед, открыл свою дверь и на цыпочках прошел мимо бабкиного кресла. Тяжелый сундук, обитый железом, выпирал на середину комнаты; теплое лоскутное одеяло и подушка были сложены в углу.

Борька постоял у окна, поковырял пальцем прошлогоднюю замазку и открыл дверь в кухню. Под умывальником отец, засучив рукава, мыл галоши; вода затекала на подкладку, брызгала на стены. Мать гремела посудой. Борька вышел на лестницу, сел на перила и съехал вниз.

Вернувшись со двора, он застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. На полу была свалена всякая рухлядь. Пахло залежавшимися вещами.

Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами.

— Мой еще, — сказала она и низко наклонилась над сундуком. — Мой…

На самом дне загремела шкатулка. Борька присел на корточки. Отец потрепал его по плечу:

— Ну что же, наследник, разбогатеем сейчас!

Борька искоса взглянул на него.

— Без ключей не открыть, — сказал он и отвернулся.

Ключей долго не могли найти: они были спрятаны в кармане бабкиной кофты. Когда отец встряхнул кофту и ключи со звоном упали на пол, у Борьки отчего-то сжалось сердце.

Шкатулку открыли. Отец вынул тугой сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка — тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел:

— «Внуку моему Борюшке».

Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке».

В букве «ш» было четыре палочки.

«Не научилась!» — подумал Борька. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка — тихая, виноватая, не выучившая урока.

Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрел по улице вдоль чужого длинного забора…

Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина.

Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придет утром бабка!»

                    Научная  статья

                                                                 Введение

У нас большая семья – мама, папа, трое детей.  Я очень люблю своих родителей, но с бабушкой у меня какая- то особенная связь. Моя бабушка  не живёт с нами, но всё равно моё воспитание   почти  полностью на ней, ведь маме и папе приходится много работать. Она отводила меня в садик и забирала оттуда. По дороге мы всегда учили стихотворение, и я их знаю очень много. А ещё бабушка  научила меня  любить книги. С пяти лет я уже бегала в школьную библиотеку.

 В  нашем классе многие ребята с удовольствием читают.  Однажды моя одноклассница рассказала о том, что ей очень понравился  рассказ Валентины Осеевой «Отцовская куртка». Наша учительница, Анна Юрьевна, сказала, что у этого писателя много произведений, которые не оставляют равнодушными не только детей, но и взрослых,  и посоветовала нам поближе познакомиться с творчеством этого автора.

Мне попался целый  сборник произведений В. Осеевой.  Я прочитала их «на одном дыхании», потому что каждая история, описанная автором,  заставляет задуматься: «А как мы относимся к своим близким, родным, друзьям? Всё ли мы делаем правильно?».

Но один рассказ меня  особенно взволновал. Когда я прочитала его название — «Бабка», у меня возникло какое -то неприятное ощущение: я свою бабушку иначе как «бабуля» не называю. Может быть,  здесь речь пойдёт о бабушке, которая не любила своих внуков, плохо к ним относилась,  и поэтому к ней обращались так грубо?  И всё — таки я решила прочитать это произведение…

Никогда я ещё не плакала над книгой.  Такая тоска звучала в  словах Борьки «Не придёт утром бабка!» Свою вину перед ней, свою любовь к ней  он осознал только тогда, когда её уже не стало. Слишком поздно.

Почему- то мне захотелось побежать к своей бабуле, обнять  крепко-крепко и сказать, что я её очень люблю.  Мне, конечно,  повезло, у меня  замечательные отношения с бабушкой, все члены нашей большой семьи   прекрасно  ладят с ней. Но нет ли такой проблемы у моих одноклассников? Все ли они уважают старших? Не обижают ли их? И, если такая проблема существует, может ли книга научить правильному  отношению к взрослым?

Я решила провести исследование, чтобы ответить на этот вопрос.

 Поставлена цель:

— выяснить  воспитательные  возможности  рассказа «Бабка» В. Осеевой.

Для достижения цели необходимо будет решить следующие задачи:

-познакомить одноклассников с рассказом «Бабка»  в рамках ктд «Читаем и обсуждаем вместе»;

-выработать правила  уважительного отношения к старшим и научиться их соблюдать;

-подготовить инсценировку рассказа «Бабка»;

— выявить  выразительные средства языка произведения;

-подготовить с одноклассниками выставку рисунков «Моя любимая бабушка»;

-оформить фотовыставку «Дорогие нашему сердцу»

-участие в акции  «Бабушкины помощники»;

Считаю, что проделанная работа  поможет нам стать более внимательными  к взрослым.

Гипотеза: Если мы сами, работая с текстом произведения, выявили правила уважительного отношения к пожилым людям, мы будем их обязательно соблюдать.  

1 часть

Для того, чтобы решить поставленные задачи, в классе организовали коллективно творческое дело «Читаем и обсуждаем вместе». Планируя работу, мы создали совет дела, в который вошли  я, Анна Юрьевна и три одноклассника, которые возглавили  работу групп.  Наметили этапы работы нашего исследования.

Прежде всего, нужно познакомиться с содержанием произведения Валентины Осеевой «Бабка».

 Инсценировка фрагментов рассказа поможет более полному пониманию текста.

В группах создаем модель обложки рассказа. Анализ содержания данного произведения необходимо начать с характеристики  героев.

 Нужно найти ответы на следующие  вопросы:

Были в рассказе моменты, когда вы переживали?

Какой мы увидели бабушку Борьки?

Как относились к бабушке мать, отец, сам Борька?

Для чего бабушка вставала раньше всех?

Была ли бабушка полноправным членом семьи?

Какими словами определяется грубое отношение к бабушке?

А как она обращалась к членам семьи?

Какими словами автор характеризует бабушкину старость?

Какой проступок Борьки заставил пожилого человека горько плакать?

В какие моменты бабушка чувствовала себя уважаемым человеком?

Какой случай показывает, что мальчик может изменить свое отношение к бабушке в лучшую сторону?

Тот ли мальчик перед нами, что был в начале произведения?

Как Борька стал относиться после беседы с товарищем к своим родителям?

А когда он меняется полностью?

Почему Борька так расстроился, когда увидел содержимое заветной бабкиной шкатулки?

Почему у мальчика были опухшие глаза, а на штанах висели куски глины? Где он был, как вы думаете?

Любил ли Борька свою бабушку?

Какие он выводы сделал после смерти бабушки?

Отвечая на вопрос о том, как нужно относиться к  пожилым людям,  можно выработать правила уважительного отношения к старшему поколению.

Подготовка фотовыставки  «Дорогие нашему сердцу» поможет  стать нам наблюдательными и отзывчивыми.

Участвуя в  акции «Бабушкины помощники», мы станем  милосердными, трудолюбивыми, добрыми.

Наше доброе отношение к бабушкам покажет выставка рисунков «Моя любимая бабуля».

Работа с цитатами из текста пополнит словарный запас учащихся.

2 часть

Знакомство с содержанием рассказа проходило в классной комнате. Рассказ нам прочитала Анна Юрьевна. В классе была очень тихо. Не только у девочек, даже у мальчиков глаза блестели от слёз. Эта история затронула всех. (Приложение №1).

           Несколько сцен, показанных  ребятами, доказали, что к бабушке относились в семье несправедливо, равнодушно, жестоко, хотя она выполняла большую работу по дому. (Приложение №2)

Для дальнейшей работы было важно, чтобы ребята не только эмоционально воспринимали  этот рассказ, но и хорошо знали содержание. Для тех, кому не хватило библиотечных книг, текст распечатали. Дома каждый из нас повторно внимательно прочёл произведение.  (Приложение №3).

В следующий раз мы работали в группах. Каждый из нас, используя условные обозначения, создал модель обложки данного рассказа. Были отмечены жанр, тема произведения. Мы записали  фамилию автора, название рассказа и указали главных героев. (Приложение №4).  Большое внимание уделили характеристике главных героев произведения. Каждая группа выбрала своего героя (бабка, Борька, родители) и из одинакового набора слов, характеризующих человека, отобрала те черты, которые наиболее точно описывают того или иного героя. (Приложение №5). При описании родителей, были использованы такие слова как грубые, равнодушные, невнимательные, бессердечные, жестокие. Борька очень похож на родителей — невнимательный, невоспитанный, грубый, неласковый. Ребята сразу же обратили внимание на то, что родители были очень  неуважительны к пожилому человеку, поэтому и Борька так себя вел, глядя на взрослых. Мальчишка даже не сразу понял, что так к людям относиться нельзя. И совершенно другим человеком мы видим бабку-добрая, заботливая, терпеливая, мудрая, справедливая.

Обсуждая содержание произведения,  ребята отвечали на мои вопросы, приводили  примеры из текста. В процессе проделанной работы дали оценку поведения, условиям жизни каждого члена семьи.

Что же мы выяснили?

Главная героиня рассказа — старая женщина, которую в семье все пренебрежительно называли бабка. Она  была широкой, тучной, с мягким певучим голосом, в старой вязаной кофте. Зять часто произносил, что бабка зажилась на этом свете, дочь молчала, Борька грубил. Бабушка в семье была лишним человеком.  Но при всём том, бабка вставала раньше всех, готовила завтрак, сытно всех кормила, Борьку перехватывала на лестнице, на дорожку давала конфетку, яблочко. Мальчишка был груб с ней, доводил  до слез, а она выговаривала для него новый портфель.[1.371] Старость у бабки была горькой. Спала бабушка на сундуке, ей было очень неудобно, всю ночь ворочалась, вздыхала. Это никого не волновало, для всех она была никому не нужной. Все заботы по дому взвалила на себя. Вот только благодарности, понимания, уважения со стороны домашних не получала.

Уважительное отношение к пожилому человеку проявлялось только тогда, когда в дом приходили гости. Бабушку усаживали за стол, родители подавали тарелки. Но, после того, как гости уходили, бабке доставалось еще больше.

Несмотря ни на что, бабушка была доброжелательным человеком, мягко, по — доброму обращалась ко всем членам семьи.

К зятю:  Да вот они, Петруша, на самом виду.  [1. 370]

К Борьке: Вставай, батюшка мой, в школу пора!  [1.369]  Верно, верно, Борюшка. [1.372]

Но в семье не ценили, не уважали старого человека. Обращались грубо, жестоко:

Зять : -Всю квартиру заполонили![1.369] Зажилась на белом свете, в инвалидном доме ей место.[1.369]  А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них.[1.370]

Дочь: Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем- нибудь и назад не дождешься.[1.376]

Борька: Иди ты, бабка! [1.369] Бабка, поесть![1.371]   Бабка, не мешай![1.373]

Приход товарища Борьки оказывает влияние на отношение мальчика к пожилому человеку. Мальчик становится внимательнее к бабушке. Продолжает учить ее грамоте, внимательно вглядывается в ее лицо, старается больше узнать о ее жизни.  Он начинает задумываться, а как же живется бабке?

-Обижаем мы тебя?[1.374]

-Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех. [1.374]

 Вот погодите, будете старыми, я вам покажу![1.376]

Но слишком поздно Борька понимает, как он любил свою бабку. Не успел ей этого сказать. Не успел оценить ее любовь к нему, ее доброту. Вину свою перед бабушкой он осознал только тогда, когда ее уже не стало. Держа в руках любовно приготовленный бабкой пакетик леденцов,  он понимает «Не придет утром бабка!».[1.378]

Анализируя этот рассказ, мы увидели яркий пример того, как нельзя относиться к старшим людям. А как нужно? Для ответа на этот вопрос была проведена работа в группах.

 В  процессе исследования,   из предложенных слов были выбраны те,  с которыми можно смело идти по жизни: любовь, честность, ласка, доброта, вежливость, правдивость, забота, сердечность, дружба.

         Отметили, что такие качества характера,  как:  злоба, грубость, равнодушие, ненависть, враньё, лживость, бессердечие, черствость, жестокость,  будут только мешать нам и нашим близким жить счастливо. (Приложение №6).  

Затем мы обсудили с ребятами, как же нужно вести себя по отношению к пожилым людям, чтобы не повторить ошибок героя рассказа В. Осеевой. И для самих себя мы установили правила «Уважительного отношения  к старшим». Договорились, что не только запишем  их в памятку, но и обязательно будем соблюдать.   (Приложение№7):

Работа с текстом данного произведения пополняет наш словарный  запас, расширяет кругозор, развивает  внимание. Несмотря на то, что бабка была неграмотная     ( даже не знала букв), ее речь была мудрой, понятной, красивой. Она к месту употребляла в речи прибаутки, пословицы, поговорки, крылатые выражения. Именно изучению мудрых высказываний главной  героини рассказа был посвящен следующий этап нашего исследования.

Каждая группа, работая с текстом, выбирала цитаты, которые произносила бабушка. Мы выбирали из текста выражения и старались объяснить значение каждого высказывания. В процессе работы обращались за помощью к учителю, работали со словарями.  (Приложение №8).

Во время исследования мы с ребятами сделали важный для себя вывод, что бабушек нужно любить, беречь, помогать им и радоваться каждому мигу общения с ними. Поэтому заключительным этапом нашего исследования стали организация фотовыставки  «Дорогие нашему сердцу» (Приложение №9)  и выставка рисунков «Моя любимая бабуля» (Приложение №10). Работая над оформлением выставки,  ребята проявили трепетную любовь и нежность к своим бабушкам.

В завершении нашей исследовательской деятельности мы объявили  в классе начало, надеюсь,  очень  долгосрочной акции «Бабушкины помощники». (Приложение №11)

Заключение

Работа с этой удивительной историей о старости и несправедливости жизни, прежде всего, укрепила добрые взаимоотношения не только между внуками  и бабушками, но и родителями и детьми нашего класса. Мы научились быть ответственными за себя и за членов своей семьи, совершать лишь добрые поступки. Яркий образ главной героини рассказа не только показал, как нельзя относиться к людям преклонного возраста, но и будет нам напоминать о необходимости уважительного отношения к старшим.  

Работая с произведением Валентины Осеевой,  мы пришли к выводу: о чём бы ни рассказывал писатель в своей книге, он говорит о человеке, его  переживаниях. В процессе исследования обогатился наш словарный  запас, расширился кругозор.

Работа  в рамках данного проекта отвлекла нас от долгого сидения у телевизоров, компьютеров, телефонов.

Считаю, что  необходимо отметить и тот факт, что у многих ребят появилось желание читать книги о сверстниках, о их взаимоотношениях не только между собой, но и со взрослыми.  Задумываясь над поступками литературных героев, мы учимся понимать друг друга, быть чуткими и внимательными к окружающим, особенно к старшему поколению. Читая книги,  мы можем вырасти добрыми, чуткими и умными людьми.

Каждый из нас сделал очень важный вывод: «Нельзя  опаздывать, чтобы не жалеть потом. Нужно спешить делать добрые дела!» Мы решили жить, придерживаясь  правил «Уважительного отношения к старшим», которые составили сами для себя.  

Я бы советовала внимательно прочесть этот рассказ не только детям, но и взрослым. Ведь именно от поведения взрослых, как мы увидели в данном произведении,  зависит то, какими вырастут их дети. Если они с малых будут видеть перед собой дурной пример грубого и неуважительного обращения с пожилыми, они вырастут такими же неблагодарными и немилосердными людьми по отношению, прежде всего, к своим собственным родителям.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Список использованной  литературы

  1. В. Осеева. Рассказы, сказки, стихи.- М. Издательство «Детская литература», 1988.
  2. Бесплатная  электронная библиотека Royallib  https://royallib.com/   (текст рассказа В. Осеевой «Бабка»)
  3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение  Методическое пособие 1 класс ФГОС.- М. «Вентана-Граф», 2014 г. (рекомендации по оформлению модели обложки литературного  произведения)
  4. А.А. Семенюк, М.А. Матюшина «Школьный толковый словарь русского языка».- М. «Просвещение», 2001 г.
  5. Розе Т.В. «Большой фразеологический словарь».- М. Издательство «Олма Медиа Групп», 2012 г.
  6. С. Максимов «Крылатые слова»,-«Русский купец» и «Братья Славяне» из Нижнего Новгорода, 1994 г.
  7. В.М. Мокиенко «Почему мы так говорим?- М. Издательство «Олма Медиа Групп», 2011 г.

  • Отзыв о прочитанной сказке ашик кериб
  • Отзыв о произведении сказка о царе салтане 3 класс
  • Отзыв о прочитанном произведении 3 класс л каминского сочинение
  • Отзыв о прочитанном рассказе а с пушкина из цикла повести белкина
  • Отзыв о любимой сказке 5 класс