Давным-давно в грузинском Тифлизе жил один турок-богач Аян-Ага. Но главным сокровищем его была единственная дочь прекрасная Магуль-Мегери. В том же городе вместе с матерью и сестрой жил и бедный певец, музыкант Ашик-Кериб. Его сокровищем было только доброе сердце да балалайка (сааз). Хорошего музыканта часто приглашали на свадьбы, на одной из них он и увидел впервые красавицу Магуль-Мегери. Они полюбили друг друга. Хотел он взять ее в жены, но не верил, что девушку из богатой семьи отдадут за него. Не так просто им было встретиться, но однажды девушка с подругами гуляла в саду. А там под виноградом спал Ашик-Кериб. Одна из подруг в шутку разбудила его песней. Магуль-Мегери знала, как сильно любит ее отец и все сделает для ее счастья. Поэтому она убеждала юношу смело идти к отцу и просить ее руки. Их свадьба будет самой пышной и жизнь они проживут в достатке. Однако Ашик-Кериб не хочет зариться на чужое добро, войти в семью на все готовое. Он хочет стать достойным ее руки, доказать, что и сам чего-то стоит. Юноша решает отправиться в чужие края и нажить себе богатство – или погибнуть. Ровно через семь лет, день в день, он обещает вернуться. Мудрая девушка поддерживает порыв любимого, но предупреждает, что выйдет за другого, Куршуд-бека, если он опоздает к сроку. Таким образом, от Ашик-Кериба зависела не только его, но и ее судьба.
Юноша попрощался с родными, собрал свои нехитрые пожитки и вышел из города. Следом за ним скачет какой-то всадник. Оказывается, тот самый Куршуд-бек, соперник, узнал об уговоре влюбленных. Под видом доброго товарища он долго едет рядом. Когда река преграждает им путь, мнимый друг просит Ашик-Кериба плыть первым. Тот так и поступает. Коварный Куршуд-бек на этот раз не следует за ним. Схватив одежды юноши, он возвращается в город. Матери бедного певца он говорит, что сын ее утонул. Делать нечего, мать отправляется с черной вестью к невесте сына. Магуль-Мегери стало страшно, но она верила в их счастливую звезду и не доверяла словам Куршуд-бека.
Между тем, своим талантом и прекрасным голосом певец завоевал сердца людей. В одном большом городе под названием Халаф его музыка понравилась даже капризному паше (властителю). Особенно его растрогала песня о ненаглядной Магуль-Мегери. Паша осыпал его златом-серебром, приблизил к себе – и Ашик-Кериб не заметил, как пролетело время. Прошло почти семь лет, а он как будто забыл о своем обещании. Почувствовав неладное, Магуль-Мегери шлет на его розыски купца с золотым блюдом, которое забывчивый певец должен мгновенно узнать. Так и вышло. Однако за три дня не одолеть путь, на который нужны целые недели. В отчаянии юноша собирает золото, которое обещал когда-то привезти. Конь мчит его по горам. Остается всего два дня до рокового срока. Ашик-Кериб вне себя от горя хотел было броситься с утеса и распрощаться с жизнью, но его остановил человек на белом коне. Незнакомец предлагает юноше сказать ему правду – и отвезти туда, куда он пожелает. Огорченный певец просится в Арзрум, хотя и туда попасть так быстро нереально. И о чудо – всадник доставил его к воротам того города. Обрадованный, юноша умоляет перенести его еще дальше, в Карс – всадник в мгновенье ока исполняет и это. Тут уж певец упал на колени перед чудесным спасителем и признался, что его заветная цель – Тифлиз. Вновь всадник просит его закрыть глаза – и вот они уже родном городе юноши. Благодарный, он все же просит незнакомца дать какое-нибудь доказательство в знак того, что это чудесное путешествие не сон. Ведь люди назовут его обманщиком. Тогда всадник велит ему взять ком земли из-под копыт белого коня. Эта грязь исцелит старушку, которая уже семь лет слепа – и тогда люди поверят его рассказу. Конный всадник словно растворился в воздухе, и тут уж у юноши не осталось никаких сомнений: ему помог святой Георгий (Хадерилиаз).
Уже ночью он постучал в дверь собственного дома. Мать не признала его, да и она уже давно слепа от слез. А сестра пригласила его в дом. Утром Ашик-Кериб с трудом упросил свою бедную мать одолжить ему сааз якобы погибшего сына. Он отправился на свадьбу своей любимой с Куршуд-беком. Сестра решила проследить за ним. На пиру он отказался назвать свое имя, зато спел песню о чудесном трехдневном путешествии домой. Брат жениха прервал его и назвал обманщиком, но певец продолжил петь – и тогда Магуль-Мегери узнала его голос. Она ждала до последнего и решила уже умереть от кинжала или яда, но не выходить за Куршуд-бека. Прямо при гостях она бросилась на шею любимому. Хладнокровный жених приказал не трогать влюбленных. Он потребовал только одного – доказать, что юноша и впрямь вернулся в три дня. Тогда-то Ашик-Кериб и попросил привести к нему давно ослепшую женщину. Ею оказалась, конечно же, его мать. Смочив ком чудесной земли, он помазал глаза матери – и та сразу прозрела. Пораженные чудом и его историей, люди больше не препятствовали счастью влюбленных, предназначенных друг другу самой судьбой. На радостях великодушный Ашик-Кериб предложил Куршуд-беку другую достойную невесту – свою сестру.
Читательский дневник по сказке «Ашик-Кериб» Лермонтова
Сюжет
Бедный музыкант, певец Ашик-Кериб и Магуль-Мегери, дочка богатого турка, любят друг друга. Юноша решил разбогатеть в чужих краях и жениться на ней. Условились, что невеста будет ждать ровно семь лет. Когда Ашик-Кериб переплывал реку, соперник Куршуд-бек похитил его одежду. И всем объявил, что юноша утонул. Мать Ашик-Кериба ослепла от слез, а Магуль-Мегери продолжала ждать.
В городе Халаф его талант оценил сам правитель, и музыкант зажил припеваючи. Время идет, девушка посылает на его поиски купца. С собой дала золотое блюдо, которое музыкант должен сразу узнать. Так и вышло. Но три дня осталось на дорогу. В пути он встречает всадника. Тот обещает домчать его в любое место. Так музыкант прибыл в родной Тифлис. На прощанье чудесный всадник (а это был святой Георгий) дает ему ком лечебной земли. Она пригодится для слепой старушки.
Он идет на свадьбу. А девушка уже готова умереть. Ашик-Кериб играет на саазе (балалайке) и поет о путешествии домой за три дня. Ему не верят и просят доказательств. Приводят старушку – его слепую мать, она прозревает от освященной земли. Теперь никто не препятствует свадьбе влюбленных. Ведь они созданы друг для друга. Куршуд-беку тоже нашлась невеста – сестра Ашик-Кериба.
Отзыв
Сказка учит тому, что настоящей любви никто не помешает. Даже чудо на ее стороне. Но за нее нужно еще и бороться. И уметь прощать своих врагов, чтобы они стали друзьями.
Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» Лермонтова
Музыкант Ашик-Кериб беден, его невеста Магуль-Мегери богата. Он идет на заработки, она обещает ждать его 7 лет. Уже богатый, он забыл вернуться в срок. Но чудесный всадник на белом коне за 3 дня домчал его на свадьбу Магуль с другим. Влюбленные женятся, а слепая от слез мать Ашика прозревает (лекарство дал тот всадник).
Вывод. Сказка учит бороться за свою любовь, беречь ее, быть опорой для семьи, верить в чудо, а из врагов делать друзей.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 5, 6, 7, 8 и 9 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс за 2021 год
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
«Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».
5 класс
1 — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
Ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.
2 — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
Ответ: И прославилось его имя во всех странах…
3 — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
Ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…
4 — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
Ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.
6 и 7 классы (всё тоже самое, как и в 5 классе и добавилось ещё одно)
5 — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
Ответ: Князь Александр был непобедим.
8 и 9 классы (всё тоже самое, как и в 5 и 6 классах и добавилось ещё одно)
6 — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет
Ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».
Средства выразительности
Антитеза — противопоставление.
Гипербола — художественное преувеличение.
Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Литота — художественное преуменьшение.
Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
Эпитет — красочное определение.
Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.
5 и 6 классы
1 — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
Ответ: гипербола
2 — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
Ответ: эпитет
3 — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
Ответ: сравнение
4 — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
Ответ: антитеза
7 класс (из предыдущих взяли Л.Н. Толстой, «После бала», остальные новые)
5 — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
Ответ: ирония
6 — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
Ответ: литота
7 — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
Ответ: сравнение
8 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
Ответ: метафора
8 класс (из предыдущих взяли А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский» добавили два новых)
9 — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
Ответ: гипербола
10 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
Ответ: метафора
9 класс (из предыдущих взяли A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)
Вечеринка писателей
Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
A. С. Пушкин — Медный всадник
A. П. Чехов — Каштанка
Л. Н. Толстой — Анна Каренина
М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
И. С. Тургенев — Бежин луг
A. И. Куприн — Гранатовый браслет
K. И. Чуковский — Телефон
H. В. Гоголь — Нос
И. А. Крылов — Свинья под дубом
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
5, 6 и 7 классы
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
8 и 9 классы (как в 5, 6 классах, только вместо богатыря другой персонаж)
Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
5 класс
Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради .
Ответ: Толстой «Детство»
Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.
Ответ: Грин «Алые паруса»
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
6 класс (из предыдущего остались Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса», добавились два новых)
Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
Ответ: Гоголь «Шинель»
Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
Ответ: Чехов «Хамелеон»
7 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», остальные новые)
Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
Ответ: Пушкин «Капитанская дочка»
Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
Ответ: Лесков «Левша»
Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
Ответ: Чехов «Человек в футляре»
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
8 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре», остальные новые)
Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
Ответ: Горький «Детство»
9 класс (Тоже самое, как и в 8 классе, но ещё одно добавили)
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
5 и 6 классы
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
7, 8 и 9 классы (всё тоже самое, как в предыдущих, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
5 класс
1 — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
3 — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
4 — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
Ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве.
5 — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
Ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.
6 и 7 классы (с 5 класса остаются 2, 4, 5, остальные новые)
6 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
7 — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
Ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
слон — вагон
слива — ива
капель — газель
сигнал — канал
журнал — пенал
торты — коты
Собери героя
5 и 6 классы
Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
Род занятий — Врач
Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде
7, 8 и 9 классы
Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
Род занятий — Крестьянин
Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий
Блогеры
Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.
5 класс
@push_kin
«Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал!
@ne_krasov
«Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!
6 класс (остался @ne_krasov с 5 класса)
@lermont_off
«Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!
7 класс
@push_kin
«Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
8 класс
@mayakoff_sky
«Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал!
@iturgenev
«Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!
9 класс
@push_kin
«Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
На нашем любимом образовательном портале Uchi.ru стартовала бесплатная олимпиада по литературе для учеников 1–9 классов. Соревнование проходит в один тур при поддержке нацпроекта «Культура». Выполняя задания, вы сможете углубить знания в области литературы и фольклора; улучшить понимание системы литературных жанров; развить творческое мышление и логику. Принять участие в олимпиаде можно до 2 ноября включительно. Это состязание только для вас, с пользой проведите время!
Олимпиада по литературе на Учи.ру 2021 год, для 5 — 9 классов
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».
Задания 5 класс
- — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
Правильный ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна. - — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
Правильный ответ: И прославилось его имя во всех странах… - — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
Правильный ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком… - — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
Правильный ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.
Задания 6 и 7 классов (всё 5 класса, плюс одно)
- — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
Правильный ответ: Князь Александр был непобедим.
Задание 8 и 9 классов (что и в предыдущих классах, плюс одно)
- — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет Правильный ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».
Средства выразительности
- Антитеза — противопоставление.
- Гипербола — художественное преувеличение.
- Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
- Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
- Литота — художественное преуменьшение.
- Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
- Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
- Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
- Эпитет — красочное определение.
Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.
Задание 5 и 6 классов
- — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
Ответ: гипербола - — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
Ответ: эпитет - — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
Ответ: сравнение - — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
Ответ: антитеза
Задание 7 класса ( Л.Н. Толстой, «После бала», и новые)
- — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
Ответ: ирония - — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
Ответ: литота - — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
Ответ: сравнение - — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
Ответ: метафора
Задание 8 класса (А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский», плюс два новых)
- — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
Ответ: гипербола - — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
Ответ: метафора
9 класс ( A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)
Правильные ответы в прошлых классах
Вечеринка писателей
Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
Задания для 5, 6, 7, 8 и 9 классов
- A. С. Пушкин — Медный всадник
- A. П. Чехов — Каштанка
- Л. Н. Толстой — Анна Каренина
- М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
- И. С. Тургенев — Бежин луг
- A. И. Куприн — Гранатовый браслет
- K. И. Чуковский — Телефон
- H. В. Гоголь — Нос
- И. А. Крылов — Свинья под дубом
Жанры
- Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
- Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
- Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
- Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
Задание 5, 6 и 7 классов
- Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
- Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
- Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
- Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
Задание 8 и 9 классов (5, 6 класс, плюс один персонаж)
- Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
Задание 5 класса
- Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради .
Правильный ответ: Толстой «Детство» - Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.
Правильный ответ: Грин «Алые паруса» - Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Правильный ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Задание 6 класса ( Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса», два новых)
- Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
Правильный ответ: Гоголь «Шинель» - Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
Правильный ответ: Чехов «Хамелеон»
Задание 7 класса ( Гоголь «Шинель», много новых)
- Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
Правильный ответ: Пушкин «Капитанская дочка» - Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
Правильный ответ: Лесков «Левша» - Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
Правильный ответ: Чехов «Человек в футляре» - После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Правильный ответ: Толстой «После бала»
Задание 8 класса ( Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре», новые)
- Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
Правильный ответ: Горький «Детство»
Задание 9 класса (8 класс, плюс одно)
- После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Правильный ответ: Толстой «После бала»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
Задание 5 и 6 классов
- Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
- Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
- Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
- Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
- Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
Задание 7, 8 и 9 классов (как и в предыдущих, плюс один автор)
- Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
Задание 5 класса
- — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует. - — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события. - — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное. - — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
Правильный ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве. - — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
Правильный ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.
Задание 6 и 7 классов (5 класс остаются 2, 4, 5, новые)
- — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать. - — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
Правильный ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
Задание 5, 6, 7, 8 и 9 классов
- слон — вагон
- слива — ива
- капель — газель
- сигнал — канал
- журнал — пенал
- торты — коты
Собери героя
Задание 5 и 6 классов
- Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
Род занятий — Врач
Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде
Задание 7, 8 и 9 классов
- Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
Род занятий — Крестьянин
Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий
Блогеры
Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.
Задание 5 класса
- @push_kin
«Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал! - @ne_krasov
«Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!
Задание 6 класса (остался @ne_krasov с 5 класса)
- @lermont_off
«Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!
Задание 7 класса
- @push_kin
«Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал! - @gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
Задание 8 класса
- @mayakoff_sky
«Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал! - @iturgenev
«Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!
Задание 9 класса
- @push_kin
«Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму! - @gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Урок литературного чтения
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
Работа над содержанием. Характер героев. -
2 слайд
Описание слайда:
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
… — лучший спутник мой и друг.
книга -
3 слайд
Описание слайда:
Чудесный мир классики
-
4 слайд
Описание слайда:
М.Ю.Лермонтов
1814-1841 -
5 слайд
Описание слайда:
Актуализация ранее изученного
Дополнение к известным биографическим фактам
В отличие от Пушкина, которому с ранних лет рассказывала сказки и пела песни Арина Родионовна, Лермонтова воспитывала немка Христиана Ремер, а гувернером был француз. Позднее поэт писал: «Как жалко, что у меня была мамушкой немка, а не русская: я не слыхал сказок народных». Только позднее, познакомившись с ними, нашел он, что в русских народных сказках «больше поэзии, чем во всей французской поэзии».
С первого появления в печати она входит в круг чтения детей, привлекая их занимательностью сюжета, необыкновенными коллизиями, благородством характеров, возвышенными чувствами, нравственной чистотой и преклонением перед искусством. -
6 слайд
Описание слайда:
История создания сказки
Запись сказки «Ашик-Кериб» обнаружена среди бумаг М.Ю.Лермонтова после его смерти. Она представляет собой только текст сказки, как предполагается, слышанной Лермонтовым в 1837 году. Лермонтовский «Ашик-Кериб» представляет азербайджанский вариант восточного сказания, бытующего в многочисленных национальных версиях. Лермонтов дал своему тексту подзаголовок «турецкая сказка».
В основе сказания об Ашик-Керибе лежит международный сюжет «возвращения мужа на свадебный пир жены». Этот сюжет представляет собой завершение классического развития ситуации: «любовь – разлука – верность (как правило, искушаемая) – счастливая встреча». -
7 слайд
Описание слайда:
Ашик-Кериб
Ашик — в первоначальной форме по-арабски означает «влюбленный», а у турок, армян и азербайджанцев — трубадур, лирический певец, позже — вообще «народный певец»;
Кериб (по-турецки было бы Гариб) — чужеземец, скиталец, бедняк. -
8 слайд
Описание слайда:
Словарная работа
Витязь Туркестана – отважный доблестный воин
Посох – длинная и толстая палка с заостренным опорным концом
Паша – в старой Турции титул высших сановников и генералов
Намаз – ежедневная пятикратная молитва у мусульман -
9 слайд
Описание слайда:
Прочитаем слова по слогам, а затем целыми словами:
Е-дин-ствен-на-я – единственная
Стран-ство-ва-ни-е – странствование
Бла-го-сло-ве-ни-е – благословение
Стран-ни-чий – странничий
Пере-пра-вив-шись – переправившись
Вось-мью-де-сять-ю – восьмьюдесятью
Без-ды-хан-ный — бездыханный -
10 слайд
Описание слайда:
Работа по учебнику
с. 97 — 111 -
11 слайд
Описание слайда:
Имена героев:
Названия городов:
Ашик-Кериб
Магуль-Мегери
Аян-ага
Куршуд-бек
ХадерилиазТифлиз
Халаф
Арзинган
Арзерум
Арзиньян -
12 слайд
Описание слайда:
Выбери слова, которые помогут охарактеризовать главных героев.
Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, молчаливый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, обидчивый, грубый, верный, терпеливый. -
13 слайд
Описание слайда:
Сказки об Ашик-Керибе очень популярны у тюркских народов и распеваются певцами в кофейнях Румелии и Анатолии .
Cуществует печатное издание, вышедшее в Константинополе в 1881 году и озаглавленное «Повесть Ашик-Гариба»
. Однако Лермонтовская запись ни по сюжету, ни по именам персонажей не совпадает с названной повестью. В лермонтовской записи имеются некоторые турецкие элементы Магуль-Мегери — дочь турецкого купца Аяк-Аги; турецкого происхождения слово «чауш»—«сержант, унтер-офицер», «сторож»; -
14 слайд
Описание слайда:
Лермонтовский «Ашик-Кериб» является местной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совершенно точно передать сюжет, но сохранил и многие разговорные ее особенности
-
15 слайд
Описание слайда:
Итог
Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. -
16 слайд
Описание слайда:
Рефлексия
— не доволен, сделал не всё, что мог;
— мог бы лучше;
— сделал всё, что моих силах для успеха группы. -
17 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание:
Стр.97-111, читать,
Отзыв на произведение в рабочей тетради
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема:
Ашик-Кериб
Похожие материалы
-
М.Ю. Лермонтов презентация по литературному чтению 4 класс
-
Конспект урока по литературному чтению на тему «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг. Развитие речи: восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям.» (2 класс)
-
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
-
Литературное чтение на родном русском языке.
-
Презентация на тему: Александр Сергеевич Пушкин
-
Презентация «Что такое МИФ»
-
Разработка мероприятия «В гостях у дедушки Корнея»
-
Знакомство с буквой Рр и звуком Рр
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5435518 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»
Цель:
Продолжать
знакомить учащихся со сказкой «Ашик-Кериб»; учить детей видеть и различать
добро и зло; понимать глубину содержания произведения, воспитывать чувства
сопереживания, сострадания.
Развивать
умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в
процессе работы над художественным текстом, используя приемы ТРКМ на уроках
литературного чтения в начальной школе.
Задачи: обучающие: познакомить развивающие: развивать воспитательные: воспитывать |
Ход урока.
1.
Организационный момент
Доброе
утро (руки в стороны)
Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И
тогда весь день будет веселее.
Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)
А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Улыбнулись
снова
Будьте
все здоровы! (руки в стороны)
Молодцы
садитесь.
Звенит
звонок,
Зовёт
нас на урок.
Урок
сейчас пойдёт,
В
мир знаний поведёт.
— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.
— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем
хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа
со скороговоркой:
На
окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
—
О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все
расселись по местам? Никому не тесно?
По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?
—
Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
—
Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?
2.
Речевая разминка.
—
Ребята, вспомним главное правило.
Дети:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
•
Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
—
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.
Артикуляционная
гимнастика
Ы
А О У Э И
—
Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно,
задумчиво, улыбнитесь)
—
Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте
предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я
люблю читать книги.
Я
люблю читать книги.
Я
люблю читать книги.
Я
люблю читать книги.
и
певуньей.
Тест
к уроку
1. Какого народа сказка «Ашик-Кериб», пересказанная М.Ю. Лермонтовым?
А. Армянская
Б. Турецкая
В. Грузинская
2. С кем сравнивает автор Магуль-Мегери?
А. С прекрасным солнцем за облаками
Б. С ангелом, живущим за звездами
В. С птицей красивых лесов
3. В каком городе происходит знакомство Ашик-Кериба и
Магуль-Мигери?
А. Тифлисе
Б. Петербурге
В. Арзеруме
4. На каком инструменте играл Ашик-Кериб?
А. Саксофон
Б. Домбра
В. Сааз
5. Почему Ашик-Кериб побоялся просить у отца руку Магуль-Мегери?
А. Потому что был бедным
Б. Потому что был неграмотным
В. Потому что был богат
6. Как обманул Куршуд-бек мать Ашик-Кериба?
А. Сказал, что Ашик бросил его
Б. Ашик утонул в реке
В. Ашика погрызли волки в лесу
7. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлиз?
А. Св.Сергий
Б. Св.Павел
В. Св.Георгий
8. Что случилось с матерью Ашик-Кериба после его исчезновения?
А. Ослепла
Б. Заболела
В. Умерла
9. Чем удалось Ашик-Керибу справитьcя с недугом матери?
А. Землей
Б. Водой
В. Растениями
10. Что обозначают слова Ашик-Кериба «Шинды-Герурсез»?
А. Здравствуйте
Б. Скоро узнаете
В. Скоро все закончится
1.
Чем занимался Ашик-Кериб? Почему люди уважали его? Что ты думаешь о герое? Как
ты к нему относишься? Составь рассказ о герое. Используй слова и выражения из
текста. Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».
Ашик-Кериб играл на богатых свадьбах, пел людям. Он пел на праздниках и
свадьбах, аккомпанируя себе на саазе (турецкая балалайка). Народ уважал
Ашик-Кериба, потому что он был добр и весел, честен и храбр.Когда он полюбил
девушку из богатой семьи, то не смог на ней жениться, так как был беден.
Девушка предложила ему свое богатство, но Ашик-Кериб отказался, решив
самостоятельно заработать на достойную жизнь для его будущей семьи.Молодой
человек дал слово приехать через семь лет богатым человеком и жениться на
любимой.
Я думаю, что Ашик-Кериб достойный мужчина и мне нравятся его слова и поступки.
2.
Какое главное качество Магуль-Мегери помогло ей выдержать все испытания? Что
ещё ты можешь сказать о её характере? Найди в тексте слова, с помощью которых
автор описывает героиню.
Главное качество девушки — вера своему возлюбленному, верность своим чувствам и
своему слову.
Именно поэтому она выдержала семь лет разлуки с Ашик-Керибом и дождалась своего
счастья. В характере Магуль — Мегери также присутствует честность и
рассудительность. Девушка понимала, что прошло много лет в разлуке и возможно
ее жених уже не верит в то, что она ждет его. Она послала с купцом свое блюдо,
чтобы Ашик знал, что Магуль все еще ждет его.
3.
С чем сравнивается красота девушки? Как поёт о ней подруга? Вспомни, как обычно
говорится о девичьей красоте в русских сказках. Прочитай пословицы.
•
Не ищи красоты, а ищи доброты.
•
Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
•
Шей шубу теплее, а жену выбирай добрее.
В
турецких сказках красоту девушки принято сравнивать с красотой и изящностью
газели. Подруга поет о Магуль-Мегери так: «Твоя газель идет мимо».
4.
О каких чертах женского характера упоминается в пословицах? Что больше всего
ценит народ в женщине? Обсудите с другом.
Народ
больше всего ценит в женщине доброту и хозяйственность.
5.
Как сумел Ашик-Кериб за один день попасть в свой город? В чём ещё помог ему
Хадерилиаз?
Ашик-Керибу
помог Хадерилиаз. Он дал ему ком земли из-под копыт своего коня и велел
помазать им глаза старухи, которая не видела 7 лет.
6.
Какая важная мысль содержится в сказке об Ашик-Керибе? Напиши отзыв на
произведение. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
В
сказке содержится важная мысль, что любовь может преодолеть все препятствия. Но
нужно быть верным своему слову, всегда исполнять свои обязательства перед
другими.
==
7.
Все ли слова в сказке тебе понятны? Найди определения слов, которые тебе
непонятны, в словаре.
ЗАРО́К,
-а, м. Клятва; обет, обещание не делать чего-либо.
ПАША́.
Титул высших сановников и генералов в старой Турции и Египте, а также лицо,
носящее этот титул.