Отзыв о произведении сказка о царе салтане 3 класс

Александр сергеевич пушкин всегда был и остатся великим поэтом. он подарил миру множество произведений, в том числе сказки, стихотворения и

Александр Сергеевич Пушкин всегда был и остаётся великим поэтом. Он подарил миру множество произведений, в том числе сказки, стихотворения и роман в стихах. Благодаря ему XIX-й век стал Золотым веком русской литературы. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» – это поучительная и добрая стихотворная сказка, которая была написана Пушкиным в 1831 году. Незамысловатый сюжет учит детей не завидовать, быть смелыми, добрыми и стремиться к взаимопомощи. Название в сокращении, к которому привыкли многие читатели – «Сказка о царе Салтане». Многомудрый Литрекон решил изложить основные события произведения и написать отзыв для грамотного читательского дневника. 


Краткий пересказ (462 слова): Однажды, поздно вечером три сестры рассуждали, чем бы они могли заниматься, если бы стали жёнами царя. Первая хотела устроить большое пиршество для всех крещёных людей, вторая – наткать полотна для всего мира, а третья – родить для царя богатыря. Внезапно в светлицу зашёл сам царь Салтан, случайно подслушавший разговор девушек. Он забирает трёх сестёр в свой замок, делая третью своей женой, первую — поварихой, а вторую – ткачихой. 

Спустя некоторое время Салтан отправляется в военный поход. За время его отсутствия царица рожает богатыря. Завидуя сестре, ткачиха, повариха и сватья Бабариха написали Салтану письмо о том, что у царицы родился даже не человек, а неведомый зверь. Царь расстроился, но отдал приказ дождаться своего возвращения. Однако сёстры напоили гонца, подменив письмо Салтана своим. В нём был написан фальшивый царский указ. Исполняя его, слуги заколотили царицу и её сына в бочке и бросили в море. 

Пока бочка плывёт по морю, ребёнок царицы вырастает в сильного юношу. Тогда мать просит море смилостивиться над ними. Послушная волна услышала её и вынесла бочку на берег. Выбравшись из бочки, юный царь Гвидон сделал себе стрелы и отправился на охоту. Он убил коршуна, который терзал прекрасного белого лебедя. Спасённая птица поблагодарила Гвидона и сказала, что обязательно пригодится ему в будущем. 

Утром мать и сын прибыли в город, жители которого сразу признали Гвидона своим царём. Вскоре на остров прибыли корабельщики, которые собирались к царю Салтану. Гвидон тоже захотел повидаться с ним, и лебедь обратила его в комара. В новом обличье царевич прибывает с корабельщиками к Салтану. Услышав об острове, царь говорит, что хочет посетить его, а Гвидон узнаёт об этом. Однако Бабариха, Ткачиха и Повариха отговорили царя, рассказав о белочке, которая грызёт золотые орешки. Разозлившись, комар укусил Повариху. 

Вернувшись, Гвидон рассказывает всё лебеди, и птица дарит царевичу танцующую белочку, грызущую золотые орешки. Когда корабельщики снова навестили остров, Гвидон показал им это чудо и на этот раз поплыл с ними к Салтану в образе мухи. Чтобы снова отговорить царя, завистливые сёстры рассказали ему о дядьке Черноморе и тридцати трёх богатырях. От злости муха укусила Ткачиху и вернулась, поведав лебедю эту историю. Птица рассказала, что богатыри – её братья, и она попросила их служить Гвидону. Корабельщики увидели новое чудо и рассказали о нём Салтану. Тогда Бабариха поведала о самом редком чуде — прекрасной царевне со звездой, горящей во лбу и блестящим под косой месяцем. Злясь, превращённый в шмеля царевич жалит рассказчицу в нос. 

Когда царевич рассказал всё лебедю, птица призналась, что она и есть та распрекрасная царевна. Приняв свой настоящий облик, она обвенчалась с Гвидоном. Когда корабельщики снова посетили  Салтана, то рассказали ему обо всём. Тогда царь разозлился на завистливых сестёр и тотчас отправился на встречу с сыном, больше не слушая их отговорки. На острове он сразу узнал свою жену и извинился перед ней за случившееся. Ткачиху, Бабариху и Повариху он простил, отправив всех трёх обратно, а сам устроил пышный пир.


Отзыв (352 слова): Мне очень понравилась «Сказка о царе Салтане». Несмотря на то, что она рассчитана на детей, в ней обличаются вечные человеческие пороки, а в конце подводится мораль. Чему она учит? Это поучительная сказка о доброте, взаимопомощи и справедливости, которая ненавязчиво, просто и понятно учит читателя, что в мире всегда торжествует правда и вскрывается ложь. Сказка напоминает русскую народную, поэтому в ней много превращений, волшебства и чудес, однако это не уменьшает её поучительности. 

Центральный порок, от которого напрямую зависят и все остальные в «Сказке о царе Салтане», — зависть. Ткачиха и Повариха очень сильно завидовали сестре, вместо того, чтобы порадоваться за неё. А ведь именно благодаря ней и они стали жить при дворе царя, пусть и не сидя на троне. Из-за своей зависти они хотели избавиться от сестры и её сына любыми способами. Они врали, лукавили и всячески мешали воссоединению Салтана и Гвидона. Тем не менее, в конце царь простил их за содеянное, что говорит о его милосердии и незлопамятности. Мое впечатление от поведения этих героинь не подпортило отношение к сказке, ведь отрицательные героини были были естественны, но при этом очень смешны. В их изображении проявляется все мастерство автора.

Гвидон – положительный персонаж. Он сильный, добрый и честный. Гвидон спас лебедя от злого колдуна–коршуна, хотя изначально он даже не знал, что помогает прекрасной царевне. Своим поступком он показал, что если делать добро, то оно обязательно вернётся к тебе.  Это и есть главная мысль «Сказки о царе Салтане». И все же мое мнение о главном герое тоже двойственное. Гвидон не лишён человечности и тоже способен злиться. Каждый раз его раздражало лукавство Ткачихи, Поварихи и Бабарихи, и за это он кусал их в облике насекомого. Ему также свойственна целеустремлённость. Пройдя множество испытаний, царевич добился справедливости, заставив её восторжествовать, и обличил завистливых сестёр во лжи. Как и царь Салтан, он милосерден и добр. В конце царевич простил Ткачиху, Повариху и Бабариху. За проявление своих положительных качеств Гвидон получил прекрасную царевну со звездой во лбу и месяцем под косой, а завистливые сёстры были наказаны. 

Таким образом, «Сказка о царе Салтане» заставляет задуматься о том, что добро всегда торжествует над злом, и любая победа зла временная, а не постоянная.

Автор: Ольга Шарова

На чтение 7 мин. Опубликовано

Произведения Александра Сергеевича Пушкина, написанные в жанре сказки, любят и читают с детства. Они учат правильным поступкам, проявлению доброты, а также погружают в завораживающий мир чудес. Одну из самых популярных сказок для детей проходят в начальной школе — это «Сказка о царе Салтане». Читательский дневник по этому произведению составить сравнительно просто.

Знаменитая сказка А. С. Пушкина

Писатель скрупулезно трудился над созданием книги на протяжении десяти лет, в течение которых он побывал в нескольких ссылках. Но, несмотря на видимые трудности, поэт все же сумел завершить написание одной из лучших сказок русской литературы.

История создания

Перед тем как приступить к непосредственному прочтению произведения, будет интересно коротко изучить историю его создания.

Сказка о царе салтане читательский дневник

Александр Сергеевич Пушкин трудился над ним достаточно долго. Общий замысел сюжета и картины пришел к нему в 1822 году. Приблизительно тогда же и были сделаны первые наброски. Далее сказка записывалась до 1824-го, когда поэт находился в южной ссылке, в Кишиневе. Работа продолжилась и в селе Михайловском, уже до 1828 года. Летом 1831-го Пушкин закончил легендарное творение, тогда он был вдохновлен своей возлюбленной и женой Натальей Гончаровой.

Последующие 6 месяцев сказка неоднократно дорабатывалась. Так, вместо богатырей перед читателем предстали уже морские витязи, а вместо злой мачехи появились вредные сестры. Последний вариант сказки понравился царю Николаю 1, и в 1832 году произведение было опубликовано в сборнике самого автора под названием «Стихотворения А. Пушкина».

Основные герои

Главное содержание произведения, отражение ее смысла и идеи — это ее герои. Благодаря им читатель проникается чувствами, учится сопереживать. Анализируя героев, человек задумывается о таких вечных истинах, как добро и зло, дружба и вражда, верность и предательство, любовь и ненависть.

В повествовании дается полная характеристика каждого персонажа. Главные герои сказки:

Чему учит сказка о царе салтане

  • Гвидон — молодой князь, умный, красивый, смелый и отважный. Отличился изрядной долей благородства, всегда помогая слабым.
  • Царевна Лебедь — молодая девушка, славилась невероятной красотой и способностями к волшебству. Характер добрый и отзывчивый. По сюжету сказки влюбляется в Гвидона.
  • Царь Салтан — правитель огромного царства. Характер мягкий и спокойный, поэтому его легко провели корыстные сестры.
  • Царица — мать Гвидона, любящая, добродушная, заботливая мама.
  • Остальные герои — Ткачиха, Повариха, баба Бабариха. Коварные, злые и эгоистичные.

Сюжет произведения

Произведение состоит из нескольких важных эпизодов. Они показывают ключевые моменты сказки:

О чем сказка о царе салтане

  • Салтан случайно услышал разговор трех сестриц и женился на последней из них, так как она обещала родить ему наследника.
  • Во время военного похода царя Ткачиха, Повариха и Бабариха составили заговор против царицы, после чего ее вместе с сыном отправили в море в засмоленной бочке.
  • Очутившись на острове, повзрослевший Гвидон спас от смерти лебедя, который пообещал помочь ему.
  • На следующий день на острове появилось царство, правителем которого назначили Гвидона.
  • Однажды к острову прибыли корабельщики.
  • Царевна Лебедь помогла Гвидону три раза слетать в царство Салтана, творя при этом чудеса.
  • Совершив свое последнее чудо, царевна предстала перед князем прекрасной царевной. Состоялась помолвка.
  • Царь, прибыв на остров к сыну и жене, простил заговорщиц.

Пересказ: краткое содержание произведения

Чтобы успешно заполнить читательский дневник, нужно просмотреть аннотацию произведения для лучшего понимания текста. Изложенный кратко сюжет позволит восстановить в памяти ключевые моменты книги.

Салтан случайно подслушал разговор трех девиц. Одна говорила о том, что если вышла бы замуж за царя, то устроила бы пир на весь мир. Вторая же изъявила желание нашить столько полотна, чтобы его хватило на все царство. Третья сказала, что если бы она оказалась замужем за царем, то непременно родила бы ему богатыря. Последняя речь больше всех пришлась по нраву царю, и он решил взять в жены последнюю из сестер .

Анализ сказки о царе салтане

Вскоре после женитьбы царь отправился в военный поход. Завистливые и злобные сестры с мачехой решили известить Салтана о том, что царица родила ему вовсе не богатыря, а неизвестную зверушку. Царь приказал ждать его. Но Ткачиха, Повариха и Бабариха не захотели мириться с таким положением дел и отправили боярам ложное письмо от царя. После чего царицу с младенцем закупорили в бочку и отправили в открытое море.

Во время несчастья женщина молила море о спасении и, наконец, очередная волна выбросила бочку на берег. За это время маленький царевич возмужал и превратился в настоящего мужчину. Чтобы прокормить себя и мать, князь создал стрелы и отправился с ними на охоту. Там он подстрелил орла, который терзал белого лебедя. За спасение жизни птица пообещала Гвидону помочь ему.

На следующий день перед взором путников появился чудесный город, жители которого признали Гвидона своим правителем. Однажды, прознав о царе, мужчина захотел навестить его. Он превратился в комара и улетел в царство. А Салтан захотел навестить Гвидона, но Бабариха, Ткачиха и Портниха сделали все, чтобы царь не отправился в путь, рассказав ему о чудесной белочке с золотыми орешками.

Главная мысль сказки о царе салтане

Царевна Лебедь, стараясь помочь Гвидону, подарила ему белочку с золотыми орешками. Спустя некоторое время остров вновь посетили корабельщики. На этот раз Гвидон превратился в муху и отправился вместе с ними в царство Салтана.

Коварные сестры рассказали царю о существовании богатырей и дядьки Черноморе. Муха укусила Ткачиху и улетела.

Желая помочь горю князя, царевна Лебедь попросила Черномора и богатырей служить ему. Корабельщики рассказали Салтану о самом главном чуде на свете — прекрасной царевне, у которой «во лбу звезда горит». На этот раз Гвидон, перевоплощенный в шмеля, сильно ужалил Бабариху прямо в нос.

Теперь царевна Лебедь предстала перед Гвидоном в своем настоящем обличии прекрасной девы. После чего Князь и царевна повенчались, а Салтан направился к заморским гостям. Приплыв на остров, царь узнал свою жену и раскаялся перед ней. В финале сказки царь устроил знатный пир и по причине радости помиловал Ткачиху, Повариху и Бабариху. Так наступил конец истории про царя Салтана.

Главная мысль и идея

Как и в любом другом произведении, главная мысль «Сказке о царе Салтане» учит уважительному отношению к окружающим, доброте и альтруизму, дает ответы на «вечные» вопросы бытия. Она позволяет взглянуть на привычные вещи по-новому. Мораль художественного текста проста: нужно любить жизнь во всех ее проявлениях и ценить то, что имеешь.

Также автор старается убедить людей в том, что зависть приводит к плачевным результатам. Не нужно бояться трудностей, лучше преодолевать их, всегда ценить друзей и стараться прощать врагов.

Отзывы о книге

Несомненно, эта сказка заслужила признание многих читателей. Вот лишь некоторые отзывы о ней.

Сказки А. С. Пушкина, конечно, классика, и читать их детям надо, а начала бы я именно со «Сказки о царе Салтане». Мне кажется, у нее самый простой язык, какой только может быть для детского восприятия.

Ася Знаменская, любящая мама

Есть такие книги, которые переходят из поколения в поколение, и на них воспитываются очень многие. Их передают друг другу бережно, их ценят, любят, читают и знают! Вот как раз к такому избранному виду книг принадлежит сказка А. С. Пушкина о царе Салтане.

Анастасия Загребенюк, учительница начальных классов

В книге повествуется славном и могучем богатыре князе Гвидоне и прекрасной царевне Лебеди. Очень интересный сюжет, не утративший своей актуальности и в наши дни. Думаю, что и современным детям данная поэма будет интересна. Обязательно попробуйте почитать своим деткам эту сказку.

Александр Царев, любитель литературы

Прочитав книгу, можно сделать вывод: наследие, оставленное после себя Пушкиным, было актуальным во все времена. Сказки писателя наставляют детей на верный духовный путь, а становясь старше, каждый человек с особым трепетом вспоминает страницы любимых пушкинских сказок, а затем передает это культурное наследие своим детям.

Творение Александра Сергеевича стало толчком к созданию других шедевров. Например, Николай Андреевич Римский-Корсаков написал целую оперу по тексту, а в 1967 по произведению был снят фильм режиссером Андреем Птушко.

Полноценный анализ сказки Пушкина о царе Салтане позволяет написать хорошее сочинение по русскому языку или привести аргумент к итоговому сочинению по литературе, а также написать качественный реферат на тему пушкинских произведений.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о том, как добро побеждает зло. Из злого умысла царицу с ребенком посадили в бочку и бросили в море, но они выбрались и зажили счастливо в волшебном царстве. Зло было наказано.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Князь Гвидон –  доброта, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. Он сумел постоять за себя и за свою маму.

Царь Салтан – доброта и доверчивость. Он был обманут злыми людьми и лишен семьи, но благодаря целеустремленности своего сына, вновь повстречался с ней.

Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная. Она оказывала Гвидону незаменимую помощь. Именно ей он обязан большей частью своих достижений. В конце сказки героиня стала его женой.

Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.

Ткачиха, Повариха, Бабриха  – отрицательные герои, им свойственна зависть, злоба, жестокость и коварство.

Побеждают положительные герои, потому что в сказках добро побеждает зло.

3. Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?

Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!

Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].

4. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.

В сказке есть волшебство и чудесные превращения, необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки. И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.

Князь превращается в трех насекомых: в  комара, шмеля и муху.

Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:

Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за спасение от когтей злого коршуна.
Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна, превращает князя в комара. Так его первое желание сбылось.
Чтобы удивить Салтана — своего отца, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка. Чтобы она пела песни, грызла золотые орехи, а ядра у них чтоб были из драгоценных камней — изумрудными. И тут помогла царевна князю.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое, в этот раз — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
Лебедь помогает Гвидону поставить у стен дворца на охрану волшебных воинов — небезызвестных тридцать три богатыря во главе с усатым дядькой Черномором. Каждое утро они выходили из морской пучины.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами до дворца Салтана.
Последним, и самым ценным даром царевны князю является молодая девушка неописуемой красоты. Девушкой является та самая царевна-лебедь, помогавшая молодому князю. На ней князь и женится.

5. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди. 

Богатыри:

В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Город:

Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Царевна-лебедь:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

6. Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».

В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане прекрасная царевна Лебедь описывается с положительной стороны. Мы видим, что в самом начале сказки Гвидон спасает Лебедь от злого коршуна. За это она очень благодарна своему спасителю и абсолютно бескорыстно помогает ему. По ее словам и обращениям к князю «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!» можно определить, что она очень добрая, ласковая и хорошо воспитана. Она легко замечает печаль на лице Гвидона «Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?», а значит, она очень чуткая. Прекрасная Лебедь утешает и приободряет князя в самые тяжелые моменты жизни «Это горе — все не горе». Царевна обладает чудесным даром, может творить разные чудеса и превращаться в белого лебедя. И, конечно же, царевна очень красива:

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Александр Сергеевич Пушкин в своей сказке о царе Салтане описывает Лебедь как добрую, чуткую, ласковую, воспитанную, благодарную, бескорыстную и прекрасную царевну.

Сравнения: будто пава, словно реченька.

7. Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».

Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

8. Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми,  завидовали главным героям?

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Они завидовали главным героям и хотели сами быть всегда первыми.

9. Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Сказка заканчивается победой добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.

Последние строчки звучат так:
Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.

Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.

10. Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».

Правильная последовательность событий:

1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
8) приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец

11. Назови особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.

Наличие чудесных событий, перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и негативных, победа добра, типичный финал.

12. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Иллюстрации Билибина яркие и красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33 богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды богатырей.

13. Найди средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в «Рабочую тетрадь».

Олицетворение — это наделение неодушевленных предметов качествами живого человека.
Сравнение — это пояснение одного явления через другое с целью более яркой, точной, образной его характеристики.
Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

Сравнения:

Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица

А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…

А сама-то величава,
Выступает, будто пава

Будто реченька журчит.

И царица над ребенком,
Как орлица над орленком

Что ты тих, как день ненастный
В чешуе, как жар горя,

Все равны, как на подбор

Олицетворения:

Белка песенки поет

Лебедь молвит

Море вдруг

Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет

Инфоурок

Начальные классы
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению на тему «Словарик к «Сказке о царе Салтане…» (3 класс)

СВЕТЛИЦА, ы, ж. В старину: светлая парадная комната в доме.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    СВЕТЛИЦА, ы, ж. В старину: светлая парадная комната в доме.

    Описание слайда:

    СВЕТЛИЦА, ы, ж.
    В старину: светлая парадная комната в доме.

  • 2 слайд

    АРШИН, а, род. мн. ин и ов, м. 1. (род. мн. ин). Старая русская мера длины,

    Описание слайда:

    АРШИН, а, род. мн. ин и ов, м.
    1. (род. мн. ин). Старая русская мера длины, равная 0,71 м. Пять аршин ситца.
    2. (род. мн. ов). Линейка, планка такой длины для измерения. Пять деревянных аршинов.

  • 3 слайд

    ГРАМОТА, ы, ж. 1. Умение читать и писать. Выучиться грамоте. 2. Официальный

    Описание слайда:

    ГРАМОТА, ы, ж.
    1. Умение читать и писать. Выучиться грамоте.
    2. Официальный документ. Охранная г. Похвальная г. 3. В старину: документ, письмо. Собрание Новгородских грамот. Берестяные грамоты

  • 4 слайд

    УКАЗ, а, м. Постановление верховного органа власти, имеющее силу закона. Изд

    Описание слайда:

    УКАЗ, а, м.
    Постановление верховного органа власти, имеющее силу закона. Издан (вышел) у. У. президента. У. об амнистии.

  • 5 слайд

    ЛУК1, а (у), мн. (в знач. сорта) луки, ов, м. Огородное или дикорастущее рас

    Описание слайда:

    ЛУК1, а (у), мн. (в знач. сорта) луки, ов, м.
    Огородное или дикорастущее растение сем. лилейных с острым вкусом луковицы и съедобными трубчатыми листьями. Репчатый л. Зелёный л. (листья)
    ЛУК2, а, м.
    Ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой. Тугой л.

  • 6 слайд

    ЗЫБЬ, и, ж. Лёгкая рябь на водной поверхности, а также слабое волнообразное

    Описание слайда:

    ЗЫБЬ, и, ж.
    Лёгкая рябь на водной поверхности, а также слабое волнообразное колебание верхушек растений на большом пространстве. З. на озере.

  • 7 слайд

    КЛЁВ. м. 1. Действие по знач. глаг.: клевать. 2. устар. То же, что: клюв.

    Описание слайда:

    КЛЁВ. м.
    1. Действие по знач. глаг.: клевать.
    2. устар. То же, что: клюв.

  • 8 слайд

    ЧАРОДЕЙ, я, м. (устар. и книжн.). То же, что волшебник.

    Описание слайда:

    ЧАРОДЕЙ, я, м. (устар. и книжн.).
    То же, что волшебник.

  • 9 слайд

    МАКОВКА, и, ж. 1. Плод мака, его семенная коробочка. 2. Конфета из мака (ра

    Описание слайда:

    МАКОВКА, и, ж.
    1. Плод мака, его семенная коробочка.
    2. Конфета из мака (разг.). Маковки на меду.
    3. Купол церкви (разг.). Золочёные маковки.
    4. То же, что макушка (разг.).

  • 10 слайд

    ГРАД1, а, м. 1. Атмосферные осадки в виде округлых частичек льда. Выпал г. Г

    Описание слайда:

    ГРАД1, а, м.
    1. Атмосферные осадки в виде округлых частичек льда. Выпал г. Г. побил посевы.
    2. перен., чего. Поток чего-н., множество. Г. пуль. Г. упрёков. Пот льётся градом.
    ГРАД2, а, м. (устар.). То же, что город (в 1 знач.). Стольный г.

  • 11 слайд

    КОЛЫМАГА, и, ж. 1. Старинный тяжёлый крытый экипаж. 2. Тяжёлая, громоздкая,

    Описание слайда:

    КОЛЫМАГА, и, ж.
    1. Старинный тяжёлый крытый экипаж.
    2. Тяжёлая, громоздкая, неуклюжая повозка (разг. ирон.).

  • 12 слайд

    ПРЕСТОЛ, а, м. 1. То же, что трон. Свергнуть с престола (лишить власти монар

    Описание слайда:

    ПРЕСТОЛ, а, м.
    1. То же, что трон. Свергнуть с престола (лишить власти монарха). Вступить, взойти на п. (начать царствовать).
    2. Высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря.
    3. То же, что престольный праздник (устар. и прост.). В нашей деревне п. Петров день.

  • 13 слайд

    ПРИВАЛЬНЫЙ, привальная, привальное. Годный для привала, служащий для привала.

    Описание слайда:

    ПРИВАЛЬНЫЙ, привальная, привальное. Годный для привала, служащий для привала. «В море остров есть крутой, не привальный, не жилой.»

  • 14 слайд

    ТЕРЕМ, а, в тереме и в терему, мн. а, ов, м. В Древней Руси: высокий богатый

    Описание слайда:

    ТЕРЕМ, а, в тереме и в терему, мн. а, ов, м.
    В Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома. Боярский т.

  • 15 слайд

    ИЗУМРУД, а, м. Прозрачный драгоценный камень густого зелёного цвета.

    Описание слайда:

    ИЗУМРУД, а, м. Прозрачный драгоценный камень густого зелёного цвета.

  • 16 слайд

    УДЕЛ1, а, м. 1. В феодальной Руси: отдельно управляемая часть княжества. 2.

    Описание слайда:

    УДЕЛ1, а, м.
    1. В феодальной Руси: отдельно управляемая часть княжества.
    2. В царской России: земли, недвижимое имущество (до 1863 г. также крестьяне), принадлежащие царской семье.
    УДЕЛ2, а, м. (устар. и книжн.). Судьба, участь. Достаться в у. кому-н. Счастливый у.
    БАЯТЬ, баю, баешь. Говорить, толковать.

  • 17 слайд

    ДЬЯК, а и а, м. На Руси в 1417 вв.: должностное лицо в государственных учреж

    Описание слайда:

    ДЬЯК, а и а, м.
    На Руси в 1417 вв.: должностное лицо в государственных учреждениях. Думный д. Приказный д.

  • 18 слайд

    ВИТЯЗЬ, я, м. В Древней Руси: отважный, доблестный воин.

    Описание слайда:

    ВИТЯЗЬ, я, м.
    В Древней Руси: отважный, доблестный воин.

  • 19 слайд

    ЧЕТА, ы, ж. (устар.). 1. Два предмета или два лица, пара (высок.). Идти ч. з

    Описание слайда:

    ЧЕТА, ы, ж. (устар.).
    1. Два предмета или два лица, пара (высок.). Идти ч. за четой (пара за парой).
    2. Муж и жена или двое влюблённых. Супружеская ч. Счастливая ч.

  • 20 слайд

    ДОЗОР, а, м. 1. Обход для осмотра. Выйти в д. Д. егерей. Обходить дозором.

    Описание слайда:

    ДОЗОР, а, м.
    1. Обход для осмотра. Выйти в д. Д. егерей. Обходить дозором.
    2. Небольшая разведывательная, наблюдательная группа от воинского подразделения; вообще высылаемая кудан. группа наблюдателей. Выставить д. Морской д.

  • 21 слайд

    БУЛАТ, а, м. 1. Старинная, твёрдая и упругая, с узорчатой поверхностью сталь

    Описание слайда:

    БУЛАТ, а, м.
    1. Старинная, твёрдая и упругая, с узорчатой поверхностью сталь для клинков.
    2. Стальной клинок, меч (стар.).

  • 22 слайд

    ВОСВОЯСИ, нареч. (разг. и ирон.). Домой, к себе. Отправился в. Убраться в.

    Описание слайда:

    ВОСВОЯСИ, нареч. (разг. и ирон.).
    Домой, к себе.
    Отправился в. Убраться в.

  • 23 слайд

    ЛАТЫ, лат. В старину: металлические доспехи, броня (в 1 знач.).

    Описание слайда:

    ЛАТЫ, лат.
    В старину: металлические доспехи, броня (в 1 знач.).

  • 24 слайд

    ДУХ В НЁМ ЗАНЯЛСЯ: сильно дышать, обомлеть, остолбенеть от чего-либо, что выз

    Описание слайда:

    ДУХ В НЁМ ЗАНЯЛСЯ:
    сильно дышать, обомлеть, остолбенеть от чего-либо, что вызывает избыток чувств или сильные переживания.
    НАСИЛУ, нареч. (разг.).
    С большим трудом, преодолевая трудности, сопротивление. Н. поднял. Н. вырвался.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Отзыв о произведении сказка о царе салтане 3 класс

  • Сейчас обучается 931 человек из 79 регионов

Отзыв о произведении сказка о царе салтане 3 класс

  • Сейчас обучается 821 человек из 80 регионов

Отзыв о произведении сказка о царе салтане 3 класс

  • Сейчас обучается 308 человек из 67 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация станет отличным помощником при чтении «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина. В разработке представлены статьи из Толкового словаря Ожегова, Толкового словаря Ушакова. Определения уточняют иллюстрации и фотографии.

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Конспект занятия по внеурочной деятельности «Мы — граждане России»

  • План – конспект урока по физической культуре в первом классе. Тема: Техника безопасности.

  • Статья на тему: «Методика формирования у учащихся представления о народных промыслах (на примере Городецкой росписи)»

  • Конспект урока по русскому языку тема: «Твердые и мягкие звуки и буквы для их обозначения»

  • Урок математики на тему «Решение задач на нахождение массы»

  • Презентация по обучению грамоте » Буквы Я, я, обозначающие звуки (йа) и (а)». (1 класс)

  • Урок «Однородные члены предложения»

  • Самостоятельная работа «Сложные предложения»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435518 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида»

  • Отзыв о прочитанном произведении 3 класс л каминского сочинение
  • Отзыв о прочитанном рассказе а с пушкина из цикла повести белкина
  • Отзыв о любимой сказке 5 класс
  • Отзыв о рассказе а п чехова детвора
  • Отзыв о книге ревизор гоголь сочинение