Отзыв на сказку погорельского черная курица или подземные жители

В повести-сказке а. погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. реальное жизнь десятилетнего мальчика алши в пансионе
  • В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное – жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое – его грёзы о подземном царстве гномов.
    Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алёша спас Чернушку – чёрную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за своё спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил Алёше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем.
    Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье. Сказка заканчивается болезнью Алёши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.
    Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алёша – добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно и задумывается над серьёзными вопросами: в чём настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?
    Автор произведения призывает читателя: будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена – прощание Чернушки с Алёшей, волнение покидающего своё царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка – серьёзный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.

  • В сказке рассказывается о мальчике Алёше, который однажды спас курицу-министра, за это Король Подземного царства пообещал исполнить любое его желание. Алёша загадал никогда не учить уроки, но знать их.
    Главный герой сказки Алёша учился в пансионе, в свободное от учёбы время читал рыцарские романы и ухаживал за птицами на птичьем дворе. Ему было 9-10 лет. Он был очень послушным и хорошо учился. Мальчик искренне верил в то, что выдумывал. Алёша был смелым, ради спасения друга был готов отдать самое дорогое, что у него есть. Но после исполнения желания никогда не учить уроки, его характер начал меняться в худшую сторону: он стал ленивым, возгордился, стал считать себя самым умным и перестал общаться с ребятами. Когда ему угрожали наказанием, он выдал тайну. Всему царству пришлось уехать из-за его трусости. После этого у него началась горячка. Когда он выздоровел, всё происходившее перед болезнью показалось ему тяжёлым сном. Мальчик вновь стал послушным, добрым, скромным и дружелюбным.
    Это произведение учит не лениться, с уважением относиться к одноклассникам и думать, прежде чем делать.
    Сказка помогает понять, что нужно выполнять обещания, чего бы это ни стоило, а иначе могут пострадать другие. Я очень советую почитать эту добрую, светлую сказку со счастливым концом.

  • Когда Алеша получает конопляное зернышко, приходит пора новых уроков. А. Погорельский показывает, как меняется мальчик и отношение окружающих к нему. После наблюдения за «новым Алешей» понимаешь, что нельзя идти наперекор своей совести. Нужно вовремя прогонять свою гордыню, пока она не начнет прогонять друзей, как это случилось с Алешей.
    Читая о поступках изменившегося Алеши, понимаешь, что очень легко потерять любовь и уважение окружающих людей и очень трудно его вернуть. Алеша пытался исправиться, но с первого раза не смог. И это в сказке объясняется очень просто: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку».
    А. Погорельский напоминает и то, что хороши лишь те плоды, которые добыты своим трудом. Когда Алеша сам читал рыцарские романы, он знал их почти наизусть. Знания же, которые мальчик получил без усилий, кажется, вылетали вместе с его рассказом, были таким же обманом, как мыльный пузырь Пользы от них, конечно же, не было никакой.
    Есть люди, которые не умеют хранить чужие секреты. Они тоже могут получить хороший урок, прочитав это произведение. Алеша – один из немногих людей, которому подземные жители доверили свою большую тайну. Спасая себя от наказания, мальчик все рассказал учителю. В итоге учитель воспринял все как вранье, и наказал Алешу. Из-за этого поступка верный друг-министр был скован, а жители подземелья вынуждены были покинуть территорию, на которой жили сотни лет. Писатель нарочно изображает выселение подземных жителей сквозь восприятие Алеши. Мальчик слышит плач женщин и стук колес. Эта ситуация еще раз доказывает, насколько важно хранить тайны, которые тебе доверяют.
    Уроки А. Погорельского – то, что стоит хранить в памяти и взрослым, и детям. Следуя советам писателя, можно уберечь себя и близких от многих бед.

  • Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Черная курица”
    Был в Петербурге старый пансион в котором училось 30-40 мальчишек и в том числе десятилетний Алеша. Алешу привезли в пансион родители издалека и заплатили за несколько лет вперед.
    Алешу любили в пансионе, он был милым и послушным мальчиком. Только по субботам он сильно скучал, когда его товарищей разбирали родители.
    Алеша любил стоять у забора и смотреть через дырочки на улицу, ожидая волшебницы. Также мальчик любил кормить курочек и особенно среди них любил Чернушку.
    Однажды на новогодних каникулах Алеша увидел, как кухарка поймала Чернушку, и в слезах бросился к ней, умоляя оставить Чернушку. Чернушка вырвалась из рук кухарки и Алеша отдал ей империал, чтобы та ничего не рассказала учителю.
    В это время приезжает директор и Алеша думает увидеть рыцаря, но видит лысого старичка.
    Весь день Алеша играет с Чернушкой, а потом отправляется спать. Вдруг мальчик услышал как кто-то позвал его по имени, и из-под простыни вышла Чернушка.
    Чернушка обратилась к Алеше человеческим голосом и позвала мальчика за собой. Чернушка говорила Алеше ничего не трогать, но он хотел взять за лапку кошку. Та мяукнула, разбудила попугая, попугай громко закричал. Чернушка сказала, что наверно это разбудило рыцарей.
    Они спустились в большую залу и два рыцаря напали на Чернушку. Алеша испугался и пришел в себя в своей постели.
    На следующий вечер Чернушка вновь пришла к Алеше. Алеша по пути ничего не трогал и Чернушка привела его в невысокую залу. Из боковой двери вышли маленькие человечки, следом рыцари и наконец король.
    Король поблагодарил Алешу за спасение министра и мальчик с удивлением узнает в министре Чернушку.
    Король просит Алешу загадать желание и мальчик желает, чтобы он знал все уроки, которые были заданы.
    Король дал Алеше конопляное семечко, но предупредил, чтобы он молчал обо всем увиденном.
    После того, как король ушел, министр стал показывать Алеше подземный мир. Повсюду были драгоценные камни. Они осмотрели сад с деревьями из мха и зверинец с крысами и кротами.
    Потом они отправились на охоту. Алеша сел на палочку с лошадиной головой и все поскакали по переходам. Охотники загнали нескольких крыс.
    После охоты мальчик спросил о том, кто такие подземные жители. Чернушка рассказал, что раньше они выходили наверх, но давно уже прячутся от людей. И если люди про них узнают, им придется отправится в далекие края.
    Алеша очнулся в своей постели.
    После этого он стал легко отвечать все уроки, пользуясь помощью конопляного семечка. Алеша постепенно стал привыкать к похвалам, стал гордым и непослушным. Алеша стал много шалить. Однажды учитель задал ему выучить 20 страниц, Алеша раскрыл рот, но не сказал ни слова. Алеша потерял семечко и долго с отчаянием искал его, взывая к помощи Чернушки.
    Алешу оставили на хлебе и воде, ведь он не мог выучить текст. Ночью к нему пришла Чернушка, отдала ему семечко и сказала, что не узнает мальчика.
    Алеша смело пошел на урок и ответил все 20 страниц. Учитель удивился и потребовал рассказать, как Алеша успел все выучить.Кто-то из учеников сказал, что Алеша не брал в руки книгу. Учитель решил, что Алеша его обманывает и наказал его. Принесли розги и вне себя от страха Алеша стал говорить про подземных жителей. Учитель решил, что мальчик обманывает и рассвирепел. Алешу высекли.
    У Алеши больше не было семечка. Вечером пришел Чернушка, укорил мальчика, простил его и сказал, что должен вместе с народом отправится в далекие земли. Руки Чернушки были скованы цепью.
    Утром Алешу нашли в сильной горячке. Когда мальчик выздоровел он снова стал тихим и добрым, послушным и прилежным. Его вновь полюбили товарищи.

  • «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского – это волшебная сказка. В ней переплетается реальность и фантастика.
    Главный герой произведения – мальчик Алеша. Ему не более девяти или десяти лет. Алеша в числе других детей учится в мужском пансионе в С.-Петербурге на Васильевском острове. Он послушный и прилежный мальчик. Алеше нравится учиться, «дни учения для него проходят быстро и приятно», но в выходные дни ему грустно и одиноко. В это время все разъезжаются домой, а Алешины родители живут далеко от Петербурга. «По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и единственным его утешением было чтение книг». Алеша рос романтиком и мечтателем. «Любимым его занятием было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века». Еще Алеша любил кормить курочек. Особенно ему нравилась черная хохлатая Чернушка. Алеша заступился за нее, когда однажды к празднику кухарка Тринушка решила поймать и приготовить из Чернушки обед. Добрый и щедрый мальчик отдал кухарке за курочку империал – подарок бабушки.
    Чернушка, которая оказалась министром подземных жителей, решила отблагодарить мальчика за свое спасение. Она открыла свою тайну, провела Алешу в закрытое королевство, где король подарил ему конопляное семечко, взяв клятву никогда никому не рассказывать о подземных жителях. Теперь Алеша мог не уча отвечать на любой заданный урок.
    С этого времени характер мальчика начал портиться. Если сначала он стыдился незаслуженных похвал учителей, то потом он настолько возгордился своими успехами, что вообразил себя «гораздо лучше и умнее» своих товарищей. Из скромного мальчика он превратился в высокомерного, заносчивого и ленивого. Не имея необходимости тратить время на выполнение уроков, Алеша «занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав». Товарищи стали смотреть на него с презрением, перестали его любить.
    Алеша настолько отвык заниматься, что, потеряв конопляное семечко, не смог сам выучить урок. Боясь наказания, он выдал тайну, предав подземных жителей, чем навлек беду не только на Чернушку, но и на весь подземный народ, который был вынужден покинуть свое место жительства.
    Сказка поучительная. Она мне понравилась. Я понял, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Если ты дал слово, то надо держать его до конца. Нельзя надеяться на хитрость и жульничество, правда всегда выйдет наружу.

  • В данной работе представлено краткое содержание повести А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Это первое авторское произведение для детей в русской литературе, которое многократно переиздавалось. Автор сочинил сказку для своего племянника, воспитанием которого он занимался.

    Главные герои

    Алёша – главный герой, мальчик 9-10 лет, воспитанник пансиона.

    Чернушка – чёрная курица, живущая во дворе пансиона; министр подземного царства.

    Краткое содержание

    Сорок лет назад в Санкт-Петербурге жил содержатель мужского пансиона. Многое с тех пор изменилось, но об этом пансионе помнят до сих пор.

    Жил тогда в этом пансионе мальчик по имени Алеша. Ему было не более девяти – десяти лет. Родители привезли его в столицу несколько лет назад, и  оставили жить в пансионе. Вначале Алеше часто бывало тоскливо вдали от родных, но со временем ему даже стало нравиться учиться и играть с другими ребятами. Одиноко ему становилось только по выходным и праздникам, когда все дети разъезжались по своим делам. Тогда Алеша коротал время за чтением рыцарских романов из библиотеки учителя. Именно эти романы и развили его фантазию до небывалых высот.

    Алеша часто кормил куриц во двое пансиона. Его любимицей была черная курица, которую все звали Чернушкой. У нее был покладистый характер, и она даже давала себя погладить. Ещё Алеша любил смотреть в дырочки в заборе, наблюдая за переулком.

    В этот день в пансион должен был приехать директор. Все с самого утра готовились к его приезду. Алеша, воспользовавшись суматохой, ушел играть с курочками во двор. Но вдруг туда пришла кухарка с большим ножом, и стала ловить его любимую Чернушку. Алеша стал плакать и просить кухарку оставить в покое его любимицу, и даже отдал свою единственную золотую монету в обмен на жизнь Чернушки. После ухода кухарки Чернушка ни на шаг не отходила от Алеши до тех пор, пока он не запер ее в курятнике на ночь.

    Ночью Алёше не спалось, и вдруг он услышал, что кто-то его тихо зовёт. Оказалось, что это Чернушка пришла в его комнату. Она пришла за Алешей.

    Чернушка повела Алёшу за собой. Все запертые двери открывались по хлопку ее крыльев. Но было одно условие, нельзя было ничего трогать. В одной из комнат Алеша не удержался и схватил кота за лапку. Кот начал мяукать, а потом закричал попугай. Чернушка сказала, что Алеша, скорее всего, разбудил рыцарей. И, действительно, в следующей комнате на них накинулись рыцари, с которыми Чернушке пришлось сражаться. Алеша так сильно испугался, что упал в обморок. Очнулся он уже в своей кровати, и долго не мог понять, было ли это все на самом деле, или просто приснилось ему. Пойти к Чернушке в этот день у него не получилось, потому что шел сильный снег.

    Ночью Чернушка снова пришла в комнату к Алеше. Она упрекнула его в том, что по его вине проснулись рыцари, от которых ей с трудом удалось отбиться. Алеша попросил черную курицу, чтобы она снова его повела туда же, куда и вчера. В комнате старушек Алеша увидел фарфоровых кукол, которые кивали ему головой. Он не стал их трогать, но поклонился в ответ. Тогда куколки соскочили со своих мест, и побежали следом. Но Алеша больше не обращал на них внимания, поэтому они вернулись обратно.

    В этот раз рыцари не набросились на Чернушку, но всё-таки соскочили со стены, и преградили им дорогу. Чернушка увеличилась в размере, хлопнула крыльями, и они рассыпались, оказавшись всего лишь пустыми латами. Затем они с Алешей прошли в следующую залу, где стены были из мрамора, а двери из золота. Чернушка оставила Алёшу одного, и куда-то ушла.

    Вскоре открылась одна из дверей, и в комнату вошли маленькие человечки. Они не заметили Алёшу, и ходили, как ни в чем не бывало. Чуть позже в комнате появился их король, которого Алеша узнал  дорогой одежде и короне. Алеша поклонился королю, и тот поклонился ему в ответ. Король подозвал мальчика к себе, и поблагодарил его за то, что он спас жизнь его главному министру. Оказывается, черная курица была на самом деле министром короля.

    Король захотел отблагодарить Алёшу за его поступок. Он пообещал исполнить любое желание. Немного подумав, Алеша попросил сделать так, чтобы он знал любой урок, не готовясь к нему. Король удивился такому желанию, но всё-таки исполнил его. Он подарил Алеше конопляное семечко, и предупредил, что семечко будет исполнять желание до тех пор, пока все произошедшее будет оставаться в тайне.

    После того, как король ушел, министр вызвался показать Алеше подземное царство. Вначале он повел его в сад, где все дорожки были выложены драгоценными камнями, а на деревьях вместо листьев рос разноцветный мох. После сада они пошли в королевский зверинец, где на золотых цепях сидели разнообразные дикие звери: крысы, кроты, хорьки.

    Потом министр привел Алёшу обратно в комнаты. Там уже накрыли к тому времени столы, но Алеша оказался не голоден. Поэтому вместо ужина он попросился на охоту. Охотились они на крыс.

    Позже Алеша узнал то, что подземные жители в старину часто поднимались наверх. Но нескромные люди стали рассказывать о них, и маленьким человечкам приходилось переезжать из одного места в другое. Теперь они старались не попадаться на глаза большим людям.

    Алеша много ещё чего хотел узнать у министра Чернушки, но усталость взяла свое, и он уснул. Утром все смешалось в его голове, но, найдя в кармане конопляное зёрнышко, Алеша решил его проверить. Тем более, уроки он выучить не успел.

    Зернышко помогло. Алеша без ошибок ответил урок. Вскоре слава о его успехах в учебе облетела весь Петербург. Пансион прославился, теперь в нем не было свободных мест. Вначале Алеше было стыдно получать незаслуженную похвалу, но со временем он к этому привык. Более того, он стал слишком большого мнения о себе, и характер его испортился. Так как Алеше не нужно было тратить время на подготовку к урокам, он стал совершать всяческие шалости. Учителю надоели его выходки, поэтому он старался задавать побольше балованному ученику.

    Как-то раз учитель задал выучить наизусть двадцать страниц. Алеша и не думал готовиться, но утром когда его вызвали отвечать, он не смог проронить ни слова. Все дело в том, что его семечко пропало. Учитель не поверил, что такой способный ученик не выучил хотя бы несколько страниц, поэтому подумал, что Алеша упрямится. Он приказал запереть мальчика, и оставить его на хлебе и воде, пока тот не выучит урок.

    В отчаянии Алеша вспомнил о Чернушке, и стал звать просить о помощи. Ночью Чернушка пришла к нему. Всю ночь черная курица уговаривала Алёшу измениться, стать таким, как прежде, когда все его любили. Потом она вернула ему конопляное зернышко, которое он потерял во дворе, и исчезла.

    На следующий день Алеша смело вошёл в класс, и рассказал наизусть все двадцать страниц, которые нужно было выучить. Учитель удивился, когда он мог их выучить, ведь накануне вечером Алеша не мог хорошо ответить даже двух страниц. Учитель решил наказать его, и велел принести розги. Алеша расплакался, и стал умолять не наказывать его. Растроганные его искренностью товарищи принялись тоже просить учителя отменить наказание. Учитель согласился, но потребовал, чтобы Алеша извинился, и рассказал правду о том, когда он выучил урок.

    Обрадовавшись, Алеша совсем потерял голову, и рассказал всему классу правду о подземных человечках и черной курице. Учитель подумал, что Алеша смеётся над ним, и велел его высечь.

    Униженный и убитый горем Алеша пришел в спальню. Когда ночью простынь зашевелилась, он закрыл глаза от стыда и заплакал. Алеше совестливо было взглянуть в глаза Чернушке, но всё-таки он решился. Министр явился не в виде черной курице, а в своем человеческом облике. Он сказал, что прощает Алёшу, но весь его народ теперь вынужден переселиться далеко от этих мест, где они жили счастливо не одно столетие. Кроме того, за болтливость Алёши министр понес наказание – теперь его руки были скованны золотой цепью.

    Всю ночь Алеша не мог уснуть, а перед рассветом услышал плач и шум маленьких колес под полом. Утром Алёшу нашли на полу без сознания. Шесть недель он тяжело болел, а потом все произошедшее стало ему казаться дурным сном. Но теперь Алеша вел себя скромно и старался быть послушным. Всего его снова стали любить и ценить, хотя он уже и не мог выучить наизусть двадцать страниц.

    Цели урока:

    1. Раскрыть идейное содержание сказки через
      анализ текста.
    2. Развитие монологической и диалогической речи
      учащихся.
    3. Развитие мыслительной деятельности учащихся:
      умение анализировать, синтезировать, обобщать.
    4. Развитие умения сравнивать разные виды
      искусства.
    5. Развитие навыков выразительного чтения текста.
    6. Формирование нравственных ориентаций на
      распознание истинных и ложных ценностей.
    7. Выявление актуальности произведения для
      современных школьников.
    8. Создание психолого-педагогических условий для
      личностного роста каждого ученика.

    Методы и приёмы: словесный,
    наглядно-иллюстративный, проблемный.

    Оборудование:

    1. Компьютер.
    2. Проектор.
    3. Презентация “Нравственные уроки жизни. Анализ
      сказки “Чёрная курица, или подземные жители”.
    4. Мультипликационный фильм “Чёрная курица”.
    5. Выставка рисунков учащихся по сказке А.
      Погорельского “Чёрная курица, или подземные
      жители”.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Проверка готовности
    класса к уроку.

    2. Основная часть.

    Содержание:

    1. Краткая биографическая справка об А.
      Погорельском.
    2. Литературная викторина.
    3. Анализ сказки А. Погорельского “Чёрная курица,
      или подземные жители”.
    4. Слово учителя:

      1. Постановка целей и задач перед учащимися.

      2. За правильные ответы на уроке и дополнения
      учащиеся будут получать жетоны, по количеству
      которых получат оценки в конце урока. Оценка “5”
      ставится за набранные 6 и более жетонов, оценка
      “4” за набранные 5 жетонов.

      3. Рассказ о писателе (слайд 2-12)

      По холодным улицам зимнего Петербурга
      едет карета. Ее пассажир – седой человек с
      удивительно добрыми и какими-то детскими глазами
      – глубоко задумался. Он думает о мальчике,
      которого собирается навестить. Это его
      племянник, Алеша-маленький.

      Экипаж останавливается, и пассажир с
      чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом
      задумывается о том, как одинок его маленький
      друг, которого родители отправили в закрытый
      пансион и даже навещают редко. К Алеше часто
      ездит только его дядюшка, потому что очень
      привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит
      свое одиночество в таком же пансионе много лет
      назад.

      Кто же такой этот человек?

      Это Алексей Алексеевич Перовский. Сын
      вельможи, богатого и могущественного графа
      Алексея Кирилловича Разумовского, которому
      принадлежали подмосковное село Перово и село
      Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской
      губернии, 53 тысячи крепостных крестьян. Сам граф
      был внуком регистрового казака Григория Розума,
      сыном последнего украинского гетмана,
      влиятельным екатерининским вельможей и
      виднейшим российским масоном.

      Сын такого человека мог бы быть
      принцем, но Алексей был незаконнорожденным. Хотя,
      находясь в доме своего отца на положении
      воспитанников, Перовские получили блестящее
      образование. Есть свидетельства, что к старшему
      — Алексею — граф Алексей Кириллович особенно
      благоволил. Но человек он был горячий, способный
      на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких
      злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.

      Как Алеша был одинок в холодных
      казенных комнатах! Он очень тосковал и вот
      однажды решил бежать из пансиона. Памятью о
      побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал
      с забора и повредил ногу.

      Потом Алеша вырос. В августе 1805 года
      Алексей поступил в Московский университет и в
      октябре 1807 года закончил его со степенью доктора
      философских и словесных наук.

      В том же 1807 году состоялся его
      литературный дебют: он перевел на немецкий язык
      повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и
      опубликовал свой перевод с посвящением отцу.

      В продолжение двух лет он вел жизнь
      прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с
      ревизиями по российским губерниям, — а затем,
      поселившись в Москве, стал добрым приятелем
      В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину, И.А.
      Крылову и прочим литераторам «дружеской
      артели» и одним из учредителей «Общества
      любителей российской словесности». Был дружен
      с Александром Сергеевичем Пушкиным, который
      очень ценил его добрую душу.

      Наступил 1812 год, и Антоний
      Погорельский воевал против Наполеона
      штаб-ротмистром Третьего Украинского полка, быть
      храбрым боевым офицером ему не помешала даже его
      хромота.

      Он вернулся в Петербург в 1816 году и
      сменил военный мундир на чиновничий —
      надворного советника. Однако вскоре
      обстоятельства сложились так, что на его
      попечении оказалась сестра с полуторамесячным
      племянником, которых он увез в свое
      наследственное малороссийское имение
      Погорельцы.

      Здесь, занимаясь садоводством,
      поставкой корабельного леса на николаевские
      верфи, обязанностями попечителя Харьковского
      учебного округа и — всего более — воспитанием
      племянника Алеши, Перовский сочинил первые в
      России фантастические повести.

      Сначала, в 1825 году, в петербургском
      журнале «Новости литературы» он опубликовал
      — под псевдонимом «Антоний Погорельский» —
      «Лафертовскую маковницу”. Тремя годами
      позднее выйдет книга «Двойник, или Мои вечера в
      Малороссии», сказка “Чёрная курица, или
      подземные жители”, а потом к творческому багажу
      добавится и роман “Монастырка”.

      Литературное наследие писателя
      невелико, однако и оно едва изучено. Архив его
      почти бесследно исчез, беспечно предоставленный
      писателем воле судьбы и игре случая. В последние
      годы жизни, совершенно оставив литературную
      деятельность, равнодушный к писательской славе,
      Погорельский мало о нём заботился. Как
      утверждает легенда, управляющий его имением,
      страстный гурман, извёл бумаги своего патрона на
      любимое кушанье – котлеты в папильотках. (Папильотка
      — бумажная трубочка, надеваемая на ножки цыплят,
      индеек, дичи, а также на косточки отбивных котлет
      при их зажаривании. (Современный толковый
      словарь русского языка Ефремовой))

      Погорельский написал несколько книг
      для взрослых, но одна его книга была для него
      особенно важной – это его сказка “Черная
      курица”. Ее он написал для своего племянника.
      Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как,
      гуляя на пансионатском дворе, он подружился с
      курицей, как спас ее от кухарки, которая хотела
      сделать бульон. А потом этот реальный случай
      превратился под пером Погорельского в волшебную
      сказку, добрую и мудрую.

      Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения
      «грудной болезни» (ишемическая болезнь
      сердца) поехал в Ниццу и по пути туда умер в
      Варшаве. При нем находились сестра Анна и
      племянник Алексей.

      Племянник Перовского, тот самый,
      которому посвящена сказка “Чёрная курица, или
      подземные жители”, повзрослев, сам стал
      замечательным и знаменитым писателем. Это
      Алексей Константинович Толстой.

      4. Литературная викторина (слайд 13-33)

      Вопрос

      Ответ

      Назовите настоящую имя и
      фамилию писателя Антония Погорельского.

      Алексей Алексеевич Перовский

      Какие достопримечательности
      упоминаются в начале повести Антония
      Погорельского “Чёрная курица, или подземные
      жители”?

      Исаакиевская площадь, монумент Петра
      Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский
      манеж
      Что было единственным утешением Алёши в
      воскресные и праздничные дни?
      Чтение книг
      Назовите имя кухарки, которая должна
      была погубить Чернушку
      Тринушка
      Как назывались спальные комнаты для
      мальчиков в XIX веке?
      Дортуары
      Во время праздничного обеда в честь
      директора на десерт было подано много вкусных
      блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?
      Сорт груш
      Почему первая попытка Алёши попасть в
      подземное королевство закончилась неудачно?
      Алёша разбудил рыцарей
      “Тут она закудахтала странным голосом,
      и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие
      свечи в серебряных шандалах…” Что такое
      “шандалы”?
      Подсвечники
      Какие животные находились в
      королевском зверинце?
      Большие крысы, кроты, хорьки
      Чем были усыпаны дорожки в подземном
      королевстве?
      Разные камни: брильянты, яхонты,
      изумруды и аметисты
      “Деревья также показались Алёше
      отменно красивыми, хотя притом очень странными.
      Они были разного цвета: красные, зелёные,
      коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда
      посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что
      это…”
      Это был разного рода мох

      5. Анализ сказки А.Погорельского “Чёрная
      курица, или подземные жители”. Беседа с
      учащимися (Слайды 34-41)

      – Расскажите о жизни Алёши в пансионе
      (словесное рисование или пересказ текста)

      (“…в том пансионе находился один
      мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не
      более 9 или 10 лет. Алёша был мальчик умненький,
      миленький, учился хорошо, и все его любили и
      ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно
      бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…Дни
      учения для него проходили скоро и приятно, но
      когда наставала суббота и все товарищи его
      спешили домой к родным, тогда Алёша горько
      чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и
      праздникам он весь день оставался один, и тогда
      единственным утешением его было чтение книг.
      Алёша знал уже наизусть деяния славнейших
      рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние
      вечера, по воскресеньям и другим праздничным
      дням было мысленно переноситься в старинные,
      давно прошедшие веки…Другое занятие Алёши
      состояло в том, чтобы кормить курочек, которые
      жили около забора. Между курами он особенно любил
      чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка
      была к нему ласковее других; она даже иногда
      позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие
      кусочки приносил ей”, стр. 46-49).

      – Посмотрите фрагмент
      мультипликационного фильма и попробуйте
      определить, есть ли разница в изображении
      спасения Чернушки Антонием Погорельским и
      создателями мультфильма.

      (Разница в том, что Антоний
      Погорельский в сказке показывает, как Алёша
      просит кухарку Тринушку не резать курицу. В
      мультфильме сцена спасения представлена
      по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша
      смело бросается с палкой на него и отбивает
      Чернушку).

      – Как вы считаете, почему Чернушка
      решила рассказать Алёше свою тайну?

      (Алёша был добрым мальчиком. Чернушка
      хотела отблагодарить мальчика за спасение её
      жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь
      Алёши интересней и познавательней).

      – Посмотрите фрагмент
      мультипликационного фильма. Какие интересные
      деревья росли в сказочном саду?

      (Были деревья, плоды которого могли
      сделать человека мудрым; на другом дереве
      созревали семена доброты; росло дерево здоровья).

      – Посмотрите фрагмент
      мультипликационного фильма. Что изменилось в
      самом Алеше, вокруг него, когда он получил
      конопляное семечко?

      (“С трепетом подошёл он к учителю,
      открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и –
      безошибочно, не останавливаясь, проговорил
      заданное. В продолжение нескольких недель
      учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки
      без исключения знал он совершенно, все переводы с
      одного языка на другой были без ошибок, так что не
      могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он
      много стал думать, важничал перед другими
      мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и
      умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем
      испортился: из доброго, милого и скромного
      мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша
      сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить
      уроков, которые ему задавали, он в то время, когда
      другие дети готовились к классам, занимался
      шалостями, и эта праздность ещё более портила его
      нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя,
      все его любили, и если, бывало, подвергался он
      наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему
      утешением. Но теперь никто не обращал на него
      внимания: все с презрением на него смотрели и не
      говорили с ним ни слова”. Стр. 75-80)

      – Почему похвала вначале за отличные ответы не
      доставляла Алёше удовольствия?

      (“Внутренний голос ему говорил, что он
      не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот
      не стоит ему никакого труда. Алёша внутренне
      стыдился этим похвалам: ему совестно было, что
      поставляли его в пример товарищам, тогда как он
      вовсе того не заслуживал. Совесть часто его в том
      упрекала, и внутренний голос ему говорил: “Алёша,
      не гордись! Не приписывай самому себе того, что
      тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что
      она тебе доставила выгоды против других детей, но
      не думай, что ты лучше их. Если не исправишься, то
      никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей
      своей учёности, будешь самое несчастное дитя!”
      Стр. 75-76)

      – Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока
      мальчик окончательно не потерял себя?

      (“Не полагай, что так легко
      исправиться от пороков, когда они взяли над нами
      верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а
      выходят в щёлочку, и потому, если хочешь
      исправиться, то должен беспрестанно и строго
      смотреть за собой”. Стр. 81)

      – Совпадают ли советы Чернушки с выводами
      учителя?

      (Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве,
      что праздность развращает человека, труд– это
      условие нравственной красоты человека. “Чем
      более вы от природы имеете способностей и
      дарований, тем скромнее и послушнее вы должны
      быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло
      его употребляли”. Стр. 84)

      – Почему Алёша предал Чернушку?

      (Он испугался наказания). Просмотр фрагмента
      мультипликационного фильма.

      – Сказка завершается трагично. Жители
      подземного королевства ушли, Алёша наказан за
      предательство. Посмотрите фрагмент
      мультипликационного фильма. Верит ли Чернушка,
      что Алёша исправится?

      (Да. Только верящий может сказать так:
      “Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь
      мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня
      утешить в моём несчастии: старайся исправиться и
      будь опять таким же добрым мальчиком, как был
      прежде”. Стр.86-88)

      – Исправился ли Алёша?

      (Да. Он “старался быть послушным,
      добрым, скромным и прилежным. Все его снова
      полюбили и стали ласкать, и он сделался примером
      для своих товарищей”. Стр. 88)

      – Выводы. Запись в тетради.

      Книга напоминает нам о главном: все мы
      в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо
      воспитывать. Уметь быть благодарными,
      ответственными, заслужить любовь и уважение
      других – для всего этого нужны усилия. А иначе
      никак, и беда может грозить не только нам, но и
      тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее
      Чудо может произойти только однажды, и надо быть
      достойными его…

      Нравственные уроки жизни

      • Нельзя ставить себя выше других людей, даже если
        ты много знаешь и умеешь.
      • Надо развивать в себе скромность, трудолюбие,
        прилежание, чувство долга, честность, уважение к
        людям, доброту.
      • Надо быть строгим к себе.

      6. Психолого-педагогическая ситуация (учащиеся
      работают на листочках в классе).

      Ребята, вообразите себе, что Вы попали в
      сказочный мир подземного царства. И Вам король
      предлагает вознаграждение за спасение Чернушки.
      Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили
      бы Вы?

      Ответы учащихся:

      Счастья.

      Я попросила бы зёрнышко здоровья, потому это
      здоровье – это самое главное. (3 человека).

      Я бы попросил, чтобы никогда не было зимы.

      Я попросил бы у Чернушки быть честным, не лгать
      другим людям, хорошо учиться.

      7. Работа с иллюстрациями учащимися.
      Рассказать, какой эпизод сказки изображён на
      рисунке. Почему выбран именно этот фрагмент.

      8. Домашнее задание. По выбору учащихся. (Слайд
      42)

      1. Заполните таблицу “Истинные и ложные
      ценности жизни”

      Алёша до получения
      конопляного семечка

      Алёша после получения
      конопляного семечка

         

      (Задание должно быть выполнено ориентировочно
      следующим образом:

      Алёша до получения
      конопляного семечка

      Алёша после получения
      конопляного семечка

      Умненький

      Миленький

      Все любили

      Начитанный

      Романтик

      Мечтатель

      Верит в волшебство

      Остро чувствует своё одиночество

      Щедрость

      Праздный

      Ленивый

      Гордый

      Высокомерный

      Заносчивый

      Шалун

      Непослушный

      Его перестали любить товарищи

      2. Сочините свой вариант продолжения сказки
      “Что могло быть дальше?

      – Алёша стал милым, скромным мальчиком. И вот
      однажды сад снова появился, подземные жители
      вернулись. Узнав об этом, Алёша сразу побежал
      искать Чернушку. Он нашёл её. Так обрадовался, что
      даже заплакал и сказал: “Я думал, что не вижу тебя
      никогда!” На что Чернушка ответила: “Ну что ты, я
      вернулась, не плачь!” Вот так и закончилась эта
      поучительная история о мальчике Алёше. (Малыгина
      Светлана).

      – …Через несколько лет за Алёшей приехали
      родители. За примерное поведение родители
      повезли его в путешествие по разным странам.
      Конечно, никто родителям об этой истории ничего
      не сказал. Потом Алёша вырос, поступил в
      известный университет, учился только на отлично.
      Родители были за него рады. (Коваль Оксана).

      9. Оценивание работы учащихся.

      Литература:

      1. Детский сказочный журнал “Почитай-ка”, статья
        “Автор “Чёрной курицы” Антоний Погорельский
        (1787-1836). 2000. http://www.cofe.ru
      2. Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836). http://www.malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm
      3. Малая С. Антоний Погорельский. http://www.pogorelskiy.org.ru
      4. Погорельский А. Чёрная курица, или подземные
        жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90.
      Мои статьи
      [3]

      Алейникова Людмила Викторовна
      [27]

      Алексеева Алена Владимировна
      [0]

      Алышова Гюльназ Юсифовна
      [0]

      Антропов Леонид Юрьевич
      [8]

      Ахметова Асия Куандыковна
      [0]

      Баркина Надежда Андреевна
      [8]

      Белоногов Антон Анатольевич
      [0]

      Бельская Антонина Анатольевна
      [0]

      Беркаев Селикан Рамазанович
      [25]

      Бикетова Анастасия Дмитриевна
      [0]

      Большакова Светлана Владимировна
      [0]

      Бородина Галина Алексеевна
      [0]

      Бородина Дарья Викторовна
      [28]

      Бузмакова Анастасия Николаевна
      [0]

      Голощапова Анна Александровна
      [0]

      Демитрова Ирина Яковлевна
      [24]

      Дрогаёва Оксана Владимировна
      [0]

      Елина Ольга Викторовна
      [13]

      Жарикова Наталья Алексеевна
      [23]

      Жевлакова Ольга Викторовна
      [0]

      Заводовская Екатерина Анатольевна
      [3]

      Загвоздина Татьяна Анатольевна
      [10]

      Золотухина Софья Ильинична
      [0]

      Зуева Елена Владимировна
      [20]

      Ибраева Ирина Дмитриевна
      [0]

      Немчинова Ирина Сергеевна
      [0]

      Князева Наталья Яковлевна
      [32]

      Кожевникова Наталья Семеновна
      [0]

      Коновалов Сергей Иосифович
      [26]

      Коротаева Ольга Владимировна
      [35]

      Крошакова Эльвира Петровна
      [28]

      Ладыгина Валентина Федоровна
      [29]

      Лапина Анна Владимировна
      [0]

      Мальцева Любовь Петровна
      [17]

      Маркина Валентина Васильевна
      [0]

      Мартынова Алефтина Михайловна
      [36]

      Маскаева Татьяна Александровна
      [0]

      Матафонова Наталья Николаевна
      [21]

      Матвеева Ирина Васильевна
      [34]

      Мороз Ольга Ивановна
      [0]

      Невилько Наталья Владимировна
      [25]

      Немкова Лариса Владимировна
      [8]

      Ноздрина Оксана Валентиновна
      [33]

      Песнин Иван Иванович
      [27]

      Попова Евгения Никифоровна
      [6]

      Попова Маргарита Ивановна
      [0]

      Предеина Ольга Дмитриевна
      [0]

      Пшеничникова Надежда Владимировна
      [55]

      Рыженкова Надежда Павловна
      [31]

      Сатубалдина Ирина Радиевна
      [6]

      Семенова Тамара Викторовна
      [0]

      Сенотрусова Светлана Владиславовна
      [26]

      Сорокина Наталья Викторовна
      [16]

      Суставова Любовь Анатольевна
      [25]

      Типикина Татьяна Сергеевна
      [18]

      Усольцева Ирина Владимировна
      [0]

      Фомягина Кристина Владимировна
      [0]

      Хаснулин Сергей Александрович
      [6]

      Чашкина Марина Валерьевна
      [7]

      Чебыкина Татьяна Владимировна
      [28]

      Чиркова Дарья Александровна
      [0]

      Филичкина Татьяна Васильевна
      [0]

      Шевцова Людмила Иннокентьевна
      [0]

      Шуртанбаева Батима Ильясовна
      [33]

      Щетинина Елена Леонидовна
      [11]

      Дорохина Оксана Николаевна
      [9]

      Асямолова Юлия Евгеньевна
      [0]

      Алимова Марина Андреевна
      [40]

      Гостюхина Ольга Игоревна
      [26]

      Волосникова Татьяна Петровна
      [0]

      Скутина Наталья Михайловна
      [0]

      Тюленева Елена Федоровна
      [82]

      Махно Елена Викторовна
      [18]

      Махота Анастасия Валерьевна
      [19]

      Асанова Елена Сергеевна
      [0]

      Сагомонян Аделина Альбертовна
      [0]

      Пестерева Светлана Фаритовна
      [13]

      Тушин Игорь Викторович
      [8]

      Тихонова Анна Юрьевна
      [27]

      Анохина Татьяна Сергеевна
      [20]

      Щукина Арина Ивановна
      [0]

      Баева Галина Николаевна
      [16]

      Берсенева Лариса Рудольфовна
      [12]

      Гараева Ирина Олеговна
      [11]

      Будилова Светлана Юрьевна
      [12]

      Жернаков Иван Сергеевич
      [11]

      Зайцева Анастасия Игоревна
      [35]

      Боронина Ирина Владимировна
      [8]

      Мартынова Полина Александровна
      [0]

      Михайлова Елена Евгеньевна
      [20]

      Пермякова Елена Витальевна
      [12]

      Подкорытова Светлана Семеновна
      [22]

      Соколова Тамара Тихоновна
      [14]

      Чиняев Денис Рафаилович
      [7]

      Шмунк Ольга Олеговна
      [11]

      Шепелина Лариса Дмитриевна
      [32]

      Ягубова Ирина Ивановна
      [11]

      Ермилова Надежна Александровна
      [2]

      Дурмуш Гульнара Борисовна
      [27]

      Блынский Виктор Олегович
      [0]

      Данилова Анастасия Владимировна
      [0]

      Пермякова Юлия Николаевна
      [49]

      Суханова Юлия Вячеславовна
      [9]

      Татаренков Вячеслав Юрьевич
      [20]

      Неупокоева Надежда Николаевна
      [7]

      Каландинская Галина Викторовна
      [21]

      Фурнье Анна Евгеньевна
      [3]

      Алексеева Юлия Викторовна
      [15]

      Илларионова Маргарита Ивановна
      [2]

      Косовских Екатерина Сергеевна
      [15]

      Долганцева Татьяна Евгеньевна
      [12]

      Кожевникова Наталья Семеновна
      [0]

      Отзыв на сказку погорельского черная курица или подземные жители

      Автор рубрики: Иванна Дунец

      10 января 2021

      Старцев Леонид

      «Не слыть, а быть!»

      |эссе|

      Приветствую тебя, юный друг! Я знаю, ты любишь читать книги о приключениях с загадочными и таинственными историями. Поэтому, уверен, ты давно уже прочитал сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского. Если же нет, поспеши это сделать, и мы продолжим разговор. Прочитал? Молодец! Садись поудобней и приступим.

      Сказка эта написана давно, даже сказать страшно, в 1829 году, почти двести лет назад! Ты, конечно, скажешь: «у-у-у, какая старая, ну, что там может быть интересного для нас — жителей двадцать первого века — века компьютеров и гаджетов?». Но ты, несомненно, удивишься, когда узнаешь, что в сознании человека с тех пор мало что изменилось, если вообще изменилось. Как белое называлось белым, так и сейчас называется, а черное – черным. Так же, как и раньше ценятся: доброта, дружба, честное слово, скромность. И не меньше презираются: обман, предательство, самолюбование, высокомерие. Во все времена людей, и особенно юных, привлекали тайны, путешествия, приключения и волшебство. А ведь наша сказка как раз об этом. Потому она и остается до сих пор такой интересной и современной. Но это ещё не все. Сказка написана красивым русским языком. Пускай некоторые слова и покажутся тебе старомодными, но именно благодаря им, сказка приобретает дополнительную прелесть и обаяние. Из неё ты сможешь узнать не только о том, как раньше разговаривали, но и о том, как жили и учились твои сверстники, чем интересовались, во что играли, и даже, что ели. И ты увидишь, мой юный друг, что в те далекие времена, школьники так же, как и сейчас мечтали о всяких чудодейственных штуках, которые позволяли бы им без усилий знать уроки и отвечать их без запинки, на зависть одноклассникам.

      Как раз это и случилось с героем сказки. Алёша за спасение Чернушки получил в дар от короля волшебное конопляное семечко, помогающее запоминать любой текст. Но оказалось то, что мы получаем без усилий, не идёт нам впрок и не приносит счастья. Так и Алёша изменился не в лучшую сторону. Из любимого всеми дружелюбного, ласкового и отзывчивого мальчика, он превратился в заносчивого, непослушного и злого, и от него отвернулись не только одноклассники, но и учителя. Далее последовало предательство, и маленький загадочный подземный народец вынужден был покинуть обжитые места. Такова цена обмана. А исправлять ошибки очень непросто. Об этом Чернушка и поведала Алёше: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку». Я надеюсь, ты понял смысл этих слов? К счастью, Алёша скоро осознал своё поведение и смог исправиться. Но этот урок он, наверняка, никогда не забудет, как и то горе, которое причинил своим маленьким друзьям.

      Почему я вспомнил о «Черной курице»? Совсем недавно эта сказка случайно, а может быть и не случайно, попалась мне на глаза. Тут же меня захлестнули детские воспоминания и давние эмоции. Ведь это была, пожалуй, одна из первых книжек, прочитанных самостоятельно. И, наверное, в тот момент я испытал самое сильное потрясение от сказки. Мне до слез было жаль подземных жителей, вынужденных покидать родные места из-за предательства. Жалко было и Алёшу, совершившего столь неблаговидный поступок, но не сознательно, а скорее, по нелепой ошибке. И как хотелось им всем помочь, вернуть всё до того момента, когда Алёша сделал роковой шаг! Потом я ещё долго был под впечатлением от прочитанного. Представлял эту подземную страну, её маленьких жителей. Думал, а как бы могло быть иначе? Как бы я поступил в той ситуации? Анализировал, в меру детских возможностей, и пытался решить или точнее — как-то объяснить загадки, увиденные в сказке. И вот, через много лет я вновь встречаюсь с этой замечательной книгой. О чудо, она ничуть не потеряла своего очарования: такой же великолепный слог, те же трогательные эмоции и те же нераскрытые тайны, над которыми я ломал голову в далеком детстве! Что же это за тайны? Да ты, наверное, и сам обратил на них внимание. Некоторые из них называет Алёша.

      — Объясни мне, любезная Чернушка, отчего ты, будучи министром, являешься в свет в  виде курицы, и какую связь имеете вы со старушками-голландками?

      Но его вопросы остались без ответа, потому что «Чернушка, желая удовлетворить его любопытству, начала было рассказывать ему подробно о многом, но при самом начале  её рассказа глаза Алёшины закрылись, и он крепко заснул». Вот так искусно автор ушел от разгадок, предоставив их поиск воображению читателя. Если внимательно прочитать сказку, можно обнаружить и другие загадки. Откуда, например, появился этот странный подземный народец, и куда он отправился после предательства Алёши? Или отчего у автора такой интерес к рыцарской тематике и такое знание предмета? Возможно, ты тоже увидел что-то загадочное для тебя. То там, то тут, в тексте сверкают жемчужины умных мыслей и выражений, советы как жить. Это и слова Чернушки по поводу пороков, приведенные выше, и те, что я процитирую ниже.

      — Города перед людьми имеют, между  прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее;

      — Алеша, к теперешним худым свойствам твоим, не прибавь еще худшего — неблагодарности;

      — Если хочешь исправиться, то ты должен беспрестанно и строго смотреть за собою;

      — Чем более вы от природы имеете  способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы  должны быть;

      — Не для того Бог дал вам ум, чтоб вы во зло его употребляли;

      — Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе  того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не  исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей  учености, будешь самое несчастное дитя!

      Естественно, у тебя возникает закономерный вопрос: кто же автор столь незаурядного произведения, наверняка, он какой-то особенный? У меня тоже появился этот вопрос. Давай вместе проведем маленькое научное исследование и всё выясним. Кстати, научные изыскания — это на редкость увлекательное занятие. Приступая к исследованию, никогда не знаешь, что получишь в итоге. А результаты могут быть весьма любопытные. Поверь мне, человеку посвятившему науке не одно десятилетие. Так вот, перечитав всю доступную литературу, посвященную предмету исследования, мы можем сказать следующее. Сказку написал русский писатель Антоний Погорельский. Но оказалось, что это псевдоним, а его настоящее имя — Перовский Алексей Алексеевич. Он принадлежал известному дворянскому роду Перовских. На их гербе представлен девиз: «Не слыть, а быть!». Эти слова ко многому обязывали членов фамилии, и они в своем большинстве им соответствовали.

      Родился будущий писатель в 1787 году в Москве. Но по другим источникам – в Черниговской губернии Российской империи в родовом имении Перовском. Но пусть это противоречие тебя не смущает. Так бывает — разные версии, но будем надеяться, что со временем вопрос окончательно прояснится. Но, как бы там ни было, детство маленький Алексей провел именно в Перовском. Его отец – граф Алексей Кириллович Разумовский, мать — Марья Михайловна Соболевская. У него было ещё девять братьев и сестер, ставших впоследствии известными в России государственными деятелями и военачальниками. Мальчик получил отличное домашнее воспитание. У него был легкий, веселый характер, он постоянно разыгрывал родных и близких, став всеобщим любимцем. В возрасте восемнадцати лет Алексей поступил в Московский университет, а уже через два года получил научную степень доктора философии и словесных наук. Недолго состоял на гражданской службе. А когда началась Отечественная война 1812 года с Наполеоном, он как настоящий патриот отправился в действующую армию и стал офицером. Участвовал в сражениях под Дрезденом и при Кульме. В составе российских оккупационных войск находился в королевстве Саксонском (сейчас это часть Германии) и почти два года жил в его столице Дрездене. Алексей Алексеевич на редкость энергично выполнял свои служебные обязанности, о чём говорят его многочисленные награды. Но, без сомнения, он находил время и для знакомства с местными культурными и литературными достопримечательностями. А в Дрездене их было превеликое множество. Кстати, как раз в это время здесь проживал знаменитый писатель Амадей Гофман, автор не менее знаменитого «Щелкунчика». Нельзя исключить, что Перовский мог лично встречаться со сказочником. Серьёзное изучение немецкой литературы и знакомство с творчеством Гофмана не могло не повлиять на начинающего писателя. Вот, следовательно, откуда у него блестящее знание рыцарской тематики, отраженное в сказке! Так что, мы можем смело записать на свой счёт решение одной из её загадок.

      По возвращении в Россию Алексей Алексеевич снова поступил на гражданскую службу. А после смерти отца в июле 1822 года поселился в имении Погорельцы Черниговской губернии. Здесь жил с сестрой и племянником Алёшей и занимался писательством. В 1825 году под псевдонимом Антоний Погорельский (конечно, ты уже догадался, как появился этот псевдоним?) опубликовал фантастическую повесть «Лафертовская маковница», одобренную самим А.С. Пушкиным. В 1828 году издал книгу «Двойник, или Мои вечера в Малороссии». Вот, мы и подошли к наиболее важному для нас моменту в жизни писателя. Как уже говорилось, в 1829 году Алексей Алексеевич публикует сказку «Чёрная курица, или Подземные жители». Оказывается, она была написана для десятилетнего племянника Алёши и явилась первой в истории русской литературы книгой о детях и о детстве. У писателя не было детей, и всю свою нерастраченную родительскую любовь и заботу он посвятил Алёше. Не удивительно, что у героя сказки такое же имя и такой же возраст. Наверняка, автор в качестве прототипа взял некоторые черты любимого племянника. Образ Алёши, его внутренний мир и душевные переживания выписаны очень подробно, глубоко и с нескрываемой любовью. Может быть, в силу своего возраста мальчик шалил, даже хулиганил, чем-то ещё беспокоил взрослых. Ну вот, как и ты, наверное. Поэтому писатель и решил с помощью сказки предостеречь племянника от возможных ошибок и разочарований. Показать не навязчиво, но убедительно, к чему могут привести самолюбование, заносчивость и обман, не говоря уже о предательстве. Ведь все эти пороки вредят не только их обладателю, но и ещё, в большей степени, доверившимся ему людям. Несомненно, эта задумка полностью удалась. Только представь, юный друг, если бы про тебя (и для тебя) написали сказку, где так доходчиво и наглядно изобразили все твои промахи, недостатки и их последствия? Неужели бы ты не пересмотрел свое поведение и не исправился?

      Конечно, это случилось и с Алёшей. О благотворном воздействии сказки на мальчика можно судить хотя бы по его дальнейшей жизни. Но об этом чуть позже. А сейчас вернемся к судьбе писателя. Окрыленный успехом «Черной курицы», Антоний Погорельский выпустил ещё целый ряд замечательных произведений, в том числе и нашумевший роман «Монастырка». Но до сих пор самым популярным его произведением остается «Черная курица». В последние годы жизни писатель усердно занимался воспитанием племянника. Много путешествовал с ним. Брал на лечение во Францию. В Германии они посетили знаменитого поэта Гёте.  Сопровождал Алёша больного дядю и в его последней поездке в Ниццу. В этот раз Алексею Алексеевичу не суждено было доехать до пункта назначения. По дороге, в Варшаве, он занемог и 21 июля 1836 года в возрасте сорока девяти лет скоропостижно скончался. Причиной смерти явился очень распространенный в те времена туберкулез. Алексей Алексеевич Перовский прожил короткую, но яркую творческую жизнь. Как и следовало из фамильного девиза: он БЫЛ, а не слыл! Памятником ему остались чудесные произведения, в том числе и сказка «Чёрная курица, или Подземные жители».

      А как же Алеша? Общение с таким прекрасным и талантливым человеком, как Алексей Перовский, не прошло для мальчика бесследно. Он рано проявил склонность к литературному делу и пошел по стопам знаменитого дяди. Вот мы и сделали маленькое открытие! А сейчас самое время назвать титул и полное имя Алёши. Это граф Алексей Константинович Толстой — будущий известный поэт, драматург и писатель. Остановимся немного на его биографии, она того стоит. Алексей Константинович родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге. Родителями его были граф Константин Петрович Толстой и Анна Алексеевна Перовская. Они разошлись сразу же после рождения сына. Вместо отца мальчика воспитывал, как мы уже знаем, его дядя. Раннее детство Алёша провёл в Погорельцах в имении дяди. Аристократическое происхождение и знатность рода позволили Алеше войти в детское окружение наследника престола — будущего российского царя Александра II. С десятилетнего возраста мальчик много путешествует с дядей заграницей. В четырнадцать лет он описал одно из таких путешествий по Италии в дневнике. В 1834 году юношу определили стажером в архив Министерства иностранных дел. С 1837 года он уже служит в русской миссии в Германии, а с 1840 года в Петербурге при царском дворе. В свободное от службы время он занимался литературой и писал фантастические рассказы. В мае 1841 года молодой автор (а было ему тогда всего двадцать четыре года) впервые выступил в печати, издав под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог в Черниговской губернии), фантастическую повесть «Упырь». Знакомый способ образования псевдонима, не правда ли? Конечно, это явное подражание дорогому дяде. Критики весьма благожелательно отозвались о повести, увидев ней «все признаки ещё слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования».

      После отставки со службы в 1861 году Алексей Толстой только изредка наезжал в столицу. Жил в основном в усадьбе под Санкт-Петербургом или в ещё более далёком от столицы Красном Роге. Много времени проводил в Европе. Сочинял баллады, сатирические и лирические стихотворения, написал исторический роман «Князь Серебряный», трилогию: «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). В 1898 году именно постановкой драмы Алексея Константиновича Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» открылся знаменитый Московский Художественный театр. Совместно с двоюродными братьями Алексеем, Владимиром и Александром Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова. Ты наверняка слышал это имя? Персонаж знаменит, прежде всего, своими глубокомысленными афоризмами и сатирико-юмористическими произведениями. Вот тебе для примера несколько избранных цитат в свете нашего разговора:

      — Что есть лучшее? Сравнив прошедшее, свести его с настоящим;

      — Добродетель служит сама себе наградой; человек превосходит добродетель, когда служит и не получает награды;

      — Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно;

      — Время подобно искусному управителю, непрестанно производящему новые таланты взамен исчезнувших;

      — Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную;

      — Никто не обнимет необъятного;

      — Лучше скажи мало, но хорошо;

      — Что имеем — не храним; потерявши — плачем.

      Умер Алексей Константинович 10 октября 1875 года в возрасте пятидесяти восьми лет в имении Красный Рог, ставшем впоследствии его музеем-усадьбой. Здесь граф провёл детские годы, часто возвращался сюда в зрелом возрасте, здесь же и был похоронен.

      А ты говоришь – сказка! Вот такое у нас получилось путешествие во времени и пространстве. Я смотрю, юный друг, ты уже изрядно утомился. На этом, пожалуй, и закончим изыскания. Согласись, мы на славу потрудились и многое узнали. Надеюсь, мы с тобой ещё обязательно встретимся и продолжим наши исследования. А пока — читай, читай, и ещё раз читай, ибо, только чтение дарит такое множество приятных, интересных и, порой, ошеломляющих открытий!

      Свободные Чтения

      Эссе «Не слыть, а быть!» в Свободных Чтениях

      Итоги Свободных Чтений

    5. Отзыв на сказку ашик кериб 4 класс ответы детей
    6. Отзыв на сказку елена премудрая
    7. Отзыв на сказку али баба и сорок разбойников
    8. Отзыв на рассказ бабка осеева
    9. Отзыв на авторскую рабочую программу макушкиной с в умные игры в добрых сказках