Отзыв на сказку о жабе и розе гаршина

Сюжетв одном болоте жила самая обычная лягушка. с приходом осени зачастили дожди. лягушка радовалась им, но не квакала, потому что

Сюжет

В одном болоте жила самая обычная лягушка. С приходом осени зачастили дожди. Лягушка радовалась им, но не квакала, потому что квакать осенью не солидно. Как-то раз на болото села передохнуть стая уток, и лягушка решила поболтать с ними. Узнав, что утки держат путь на юг, она принялась расспрашивать их о юге.

Утки стали красочно рассказывать о теплых странах, где всегда светило солнышко и было много корма. Лягушке представила себе это чудесное место, и ей так сильно захотелось побывать на юге, что она решила отыскать какой-то способ сделать это. Лягушка была очень сообразительной, и попросила уток перенести ее на юг при помощи прутика. Добрые утки согласились на это необычное предложение. Лягушка схватилась за прутик и утки, взяв его в клювы с обеих сторон, взмыли ввысь.

Поначалу лягушка приноравливалась к полету, затем она догадалась перевернуться, и так ей стало лучше видно все вокруг. Спустя время лягушка попросила уток лететь чуть пониже, чтобы можно было слышать, о чем говорят на земле. Люди, видя пролетающих уток с лягушкой, очень удивлялись. Не выдержав, лягушка закричала, что это она все придумала – ей хотелось, чтобы все знали, какая она умна и находчивая. С этим криком лягушка упала в небольшой пруд. Она рассказывала местным лягушкам о своем необыкновенном путешествии и о том, что утки непременно вернутся за ней весной, но утки так не прилетели.

Разбор действия сказки

Когда на ум приходит какая-то мысль, она может быть оригинальной и странной, обязательно требуется принять её во внимание. Идея, претворённая в жизнь, может оказаться очень полезной. Так и лягушка изобрела довольно необычный способ передвижения, а добрые утки её поддержали. Идея получилась эффективной и сработала.

Сюжетная линия произведения

Жила-была в тихой болотной местности обыкновенная лягушка. Наступила осенняя пора, всё чаще стал накапывать дождь. Лягушке нравились эти прохладные дни. Она перестала квакать, потому что в такое время года не подобает себя вести подобным образом.

Однажды у болота остановились для длительного отдыха перелётные утки. Лягушка начала с ними беседу. Из разговора стало известно, что птицы направляются на юга. Она с нетерпением и любопытством начала задавать вопросы о южных краях.

Утки во всех красках описали солнце и тепло чужих далёких стран. Там всегда множество еды, там не бывает пасмурной погоды. Лягушка в своём воображении представила эти волшебные края.

Ей нестерпимо захотелось оказаться в тех чудесных местах. Она приняла решение во что бы то ни стало найти метод туда добраться. Болотная жительница была наделена острым умом и хитростью. Попросила добрых птиц перевезти её в далёкие тёплые края с помощью небольшого прутика.

Стая пернатых весьма удивились, но поддержали зелёную лягушку в её странной задумке. Лягушка крепко вцепилась за прутик, птицы своими клювами подняли квакушку высоко над землёй.

В первое время болотная жительница привыкала к полёту под облаками, после ей на ум пришло поменять положение тела. Так путешественнице открылся прекрасный вид на красоту вокруг. Затем лягушка пожелала, чтоб полёт был ближе к земле, ей хотелось краем уха слышать разговоры тех, кто внизу.

Многие люди замечали стаю перелётных птиц с дополнительным багажом в лице лягушки. Разумеется, они весьма удивлялись. Не вытерпев своего вынужденного молчания, путешественница громко воскликнула, что такое передвижение по воздуху было её личной идеей.

Болотной жительнице очень хотелось, чтобы окружающие узнали о её находчивости. С этим воплем лягушка свалилась в небольшой водоём. В дальнейшем она рассказывала своим новым подружкам-жабам об исключительном путешествии. Героиня была убеждена, что перелётные птицы обязательно потом прибудут за ней. Весной она их ждала, но стая так и не вернулась.

Описание основных героев

Болотная жительница любознательна, ей интересно всё вокруг. Она весьма сообразительна. Побеседовав с птицами, лягушка загорелась желанием отправиться в тёплые страны. Но как же это осуществить, ведь жабы никогда не летали.

Здесь можно добавить, что героиня была храброй и мужественной, потому что не каждый пойдёт на безвременное расставание с родным домом для претворения в жизнь идеи, которая ещё никем и никогда не воплощалась.

Характеристика лягушки-путешественницы:

  1. Любопытная — интересны новые знания.
  2. Изобретательная — выдумщица, обладает находчивостью и смекалкой.
  3. Храбрая — не подпадает под влияние чувства страха, не видит угрозы в опасном.
  4. Хвастливая — любит, чтобы её достоинствами (нередко мнимыми) восторгались окружающие.

Всё прошло замечательно. Но у лягушки напрочь отсутствует терпение. Героиня потеряла благоразумие и прокричала во всеуслышание о своих успехах.

Главные действующие лица:

  • Лягушка — умная, смекалистая, изобрела действенный способ перемещения.
  • Стая уток — всегда готовые помочь добрые птицы.

Основная идея — хвастовство и гордыня к добру не приведут. Сказка преподносит урок о благоразумии и скромности. Необходимо уметь найти в себе силы для решения трудных вопросов. Следует быть твёрдым на пути к своей мечте.

Отзыв

Если в голову приходит какая-то идея, пусть даже необычная, обязательно стоит попробовать воплотить ее в жизнь. Это сделала лягушка, но, к сожалению, она так и не осуществила свой замысел до конца.

Рисунок-иллюстрация к сказке Лягушка-путешественница.

Краткий пересказ

Повествование начинается на болоте, в котором проживает обыкновенная лягушка, она же главная героиня сказки. Осенью зарядили дожди, но обитательница водоема сидела молча, так как порядочные жабы в это время не квакают. Однажды рядом с ней появились утки, они решили передохнуть во время перелета, лягушка завела с ними беседу. Она узнала, что стая держит путь на юг, та стала интересоваться, что это за место.

Птицы начали расхваливать и красочно описывать жаркие страны, в которых постоянно светит солнышко, растет много зелени и всегда много корма. Жабе очень понравилась эта благодатная земля, поэтому она стала искать способы добраться туда. Лягушка отличалась сообразительностью, поэтому она попросила уток перенести ее с помощью прутика.

Птицы должны были обхватить веточку клювом с двух сторон, а она взять прутик в рот, так и поступили. Вскоре утки взмыли в небо.

Во время полета жаба попросила спуститься пониже, так как она хотела слышать, что говорят внизу. Увидев, как люди смотрят на необычную картинку и удивляются, решила рассказать им, что это она придумала.

Жаба желала, чтобы они знали, какая она умная, сообразительная и находчивая. С первым криком «Это я!» прутик выпал изо рта хвастливой героини, и она полетела вниз.

Лягушке повезло, она упала в пруд, ее сразу окружили сородичи, которые с большим вниманием и удовольствием слушали ее рассказ об увлекательном путешествии. Она была уверена, что утки обязательно вернуться за ней весной, но птицы так и не прилетели. Это краткое содержание «Лягушки-путешественницы» для читательского дневника.

О чем сказка «Лягушка-путешественница»?

Гаршин «Лягушка-путешественница» читательский дневник, основные записи:

  • Главная мысль: Хвастовство – не самое лучшее качество, которое никогда не доводит до добра.
  • Чему учит: Сказка учит скромности, выдержке, и одновременно умению находить выход в любой ситуации, настойчиво идти к своей цели.
  • Вывод: Если в голову приходит какая-то идея, пусть даже необычная, обязательно стоит попробовать воплотить ее в жизнь. Это сделала лягушка, но, к сожалению, она так и не осуществила свой замысел до конца.

Еще одна сказка «Царевна-Лягушка» – популярная русская народная сказка, в которой есть место любви, предательству, человеческой зависти и самым удивительным волшебным превращениям. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Царевна-Лягушка» на нашем сайте. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе.

Краткое содержание Лягушка путешественница — Гаршин

В уютном болотце жила большая лягушка, ей вдоволь хватало комаров и мошек, но однажды осенью пролетавшие на юг утки решили отдохнуть и поесть на долгом пути и опустились вниз. Послушав их разговоры и решив, что на юге теплее, болота приятнее и комаров больше, лягушка решила попросить уток взять ее с собой на юг. Утки согласились, но не знали, как им нести лягушку с собой… тогда изобретательная путешественница придумала, что две утки могут взять прутик концами клювов, а она зацепится посередине ртом, то, поочередно меняясь, стая уток сможет долететь с ней до теплых мест. Утки согласились на этот способ, выказав восхищение умом лягушки.

Итак, подходящий по крепости прутик был найден, лягушка схватилась за него ртом, утки подцепили клювам – и вот наша путешественница уже в воздухе…

Поначалу она летела мордою вперед, но ей так было неудобно – воздух на высоте был слишком резок. На первом же привале путешественница сменила положение и продолжала путь спиной к ветру, а также попросила уток снизить высоту полета, чтобы ее могли увидеть с земли люди. Лягушка была полна гордости за себя и за придуманные ею способ путешествия. Поначалу ее не замечали, но вот то там, то тут в разных деревнях стали раздаваться удивленные возгласы, люди спрашивали друг у друга: кто мог додуматься до такой хитрой штуки?

После пролета на третьей по счету деревней лягушка не выдержала, открыла рот и проквакала: Я! Это я! И, конечно же, ей больше не за что было держаться, и она шлепнулась прямиком в какое-то болотце…

Вокруг нее сразу же собрались местные лягушки и путешественница с большим апломбом заявила им, что она-де придумала оригинальный способ путешествовать на утках и летала на юг, а на обратном пути решила отпустить уток до следующей весны и посмотреть, как живут жабы в этом болотце.

Но утки все не возвращались — они ведь думали, что путешественница ударилась об землю и разбилась и жалели ее.

Отзывы читателей

Милая, умная и находчивая лягушка. Ее замечательная идея добраться до юга действительно заслуживает минуты славы. Но ее подвело желание похвастаться, она хотела, чтобы все знали о том, что это именно она придумала столь необычный план. На ее примере можно сделать вывод, что не стоит гнаться за похвалой и признанием, а лучше порой промолчать. Если бы к этому совету прислушалась главная героиня, то она бы непременно увидела юг.

Варвара Сальникова, г. Екатеринбург

Очень понравилась сказка, так как в ней есть смысл. Идея главной героини действительно была стоящей, несмотря на то, что она так и не добралась до теплых краев. Но в этом она виновата сама, точнее, ее желание рассказать всем о своей великолепной задумке. В любом случае у лягушки есть повод гордиться — она смогла полетать.

Георгий Ведяшкин, г. Воронеж

Веселая и поучительная история, с доброй, но хвастливой героиней. С удовольствием прочитали книжку с дочкой, прекрасный сюжет, актуальная тема. Порадовали также иллюстрации к сказке «Лягушка-путешественница». Рисунки на каждой странице, все они очень яркие, интересные. Рекомендую прочитать всем.
Антонина Моисеева, г. Новосибирск

Популярные сегодня пересказы

  • Миф о Сизифе: эссе об абсурде — краткое содержание Камю
    Разумности в мире нет, вера потеряла всякую актуальность, а надежда лишена всяких перспектив на будущее. Таковы основные постулаты, предлагаемые нашему вниманию автором эссе об абсурде
  • Камю
    Французский писатель родился 7 ноября 1913 году в Алжире. Альбер потерял отца в раннем возрасте. Льюсь Камю, отец Альбера, получил ранение в 1914 году в битве на Марне из-за чего и умер. Все детство семья писателя прожила в нищете
  • Исаак Левитан — краткое содержание рассказа Паустовского
    Левитан был учеником Саврасова, бедным еврейским мальчиком. Саврасов много пил, у него дрожали руки, он говорил, что у русской природы нет своего певца, выразителя, говорил о европейских художниках
  • Филумена Мартурано — краткое содержание пьесы Филиппо
    История начинается в Неаполе в доме зажиточного, статного и властолюбивого человека 52 лет от роду по имени Доменико Сореано и женщины по имени Филумена 75 лет

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Герои сказки

  • Вася — семилетний мальчик, любящий книги и природу, чувствующий её красоту.
  • Маша — его старшая сестра, добрая девушка. Очень любит брата, самоотверженно заботится о нём.
  • Роза — прекрасный благоуханный цветок. Она радуется каждому мгновению своей короткой жизни, делится своей красотой и радостью с окружающим миром.
  • Жаба — грубое, злое, завистливое существо, мечтающее погубить розу. Цель её жизни — поплотнее набить брюхо.

Сюжет — краткое содержание

В заброшенном саду распустилась прекрасная роза, которая была счастлива и любовалась всем вокруг.

Розу увидела отвратительная жаба, которой роза так понравилась, что она захотела ее съесть.

Жаба попыталась забраться по розе, но сильно поранилась об ее колючки.

Больной мальчик раньше очень любил играть в саду, читать книги и наблюдать за жизнью маленьких обитателей сада.

Он уже не мог вставать с постели и попросил сестру принести ему розу из сада.

Девушка пнула жабу, сорвала розу и отнесла брату, который вдохнул аромат цветка и умер.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

«Жили на свете роза и жаба». Роза расцвела на розовом кусте, который рос перед деревенским домом в небольшом цветнике. Цветник этот был запущен, по клумбам росли сорняки. Деревянная решётка развалилась, а её остатки заплели мышиный горошек и другие растения. В цветнике разрослись высокие чертополохи, коровьяки, а в его углу росла крапива.

Прекрасная роза распустилась майским утром. На раскрывшихся лепестках её осталось несколько капелек росы — будто роза плакала. Но она могла бы плакать только от счастья — так вокруг было хорошо. Сияло солнце на голубом небе, дул свежий ветерок — всё это роза увидела и почувствовала в первый раз. Говорить она не умела, её словами был чудесный запах.

Под корнями розового куста, после ночной охоты за мошками и червяками, отдыхала жаба. Её не радовало солнце, тенистое и сырое местечко под кустом было жабе милее.

Когда стихал ветер, до неё доносился чудесный запах. Жаба чувствовала при этом какое-то беспокойство, но ей лень было посмотреть, откуда приходит этот аромат.

Прошлой осенью, когда жаба собралась залезть под фундамент дома на зимнюю спячку, в цветник в последний раз зашёл семилетний мальчик Вася. Каждым погожим летним днём он сидел в своём любимом цветнике, у окна в доме сидела Маша, его сестра. Девушка, иногда взглядывая на брата, читала или шила.

Мальчик очень любил цветник. Там он часто читал книжки о приключениях или забирался в заросли. Вася с интересом наблюдал за насекомыми, видел там ящерицу, а однажды — даже ежа. Его мальчик угостил молоком.

В эту весну Вася не выходил в свой любимый цветник. Он был очень болен и так слаб, что мог только лежать. Сестра читала мальчику книжки, потому что он не мог удержать в слабых руках даже самую маленькую из них.

Однажды мальчик спросил сестру, расцвели ли розы в садике. Девушка ответила, что розы расцвели и скоро доктор позволит мальчику выйти в цветник.

Роза в это время росла, радовалась жизни. Полностью распуститься она должна была на следующий день, а на третий день начать уже осыпать лепестки и вянуть.

Когда жаба заметила розу, в её сердце проникло странное чувство. Прекрасный цветок жабе очень понравился, она хотела выразить свою нежность к нему, но не сумела сказать ничего кроме слов: «Я тебя слопаю!»

Роза, ужаснувшись, позавидовала вольным птичкам и бабочкам. Как бы она хотела улететь от жабы! Но та пристально разглядывала цветок и повторяла, стараясь придать голосу нежность: «Я тебя слопаю!» Жаба попыталась залезть на розовый куст, а роза молилась, чтобы не умереть такой ужасной смертью.

Жаба забралась уже туда, где на кусте были шипы. Они ранили её. Жаба упала на землю и, посмотрев на розу уже с ненавистью, повторила, что слопает её.

Был уже вечер, настала пора позаботиться об ужине, и жаба отправилась на охоту за насекомыми. Затем она отдыхала до утра.

А роза почти распустилась и уже забыла о своём враге. Она была счастлива: вокруг сновали бабочки, пчёлы, птицы, а соловей, забравшись в розовый куст, запел прекрасную песню. Роза, слушая его, не заметила, что враг уже близко — жаба не обращая внимание на шипы, залезла на соседнюю ветку. Услышав хрипение жабы: «Я сказала, что слопаю, и слопаю!» — бедняжка поняла, что погибнет.

В это время маленький хозяин цветника, уже долго лежавший без движения, тихо спросил сестру, может ли она принести розу. Маша, посмотрев в окно, сказала: «Как раз для тебя распустилась роза, и какая славная!»

Девушка вышла в садик и, подойдя к кусту, увидела жабу, которая хотела схватить розу. Маша тряхнула ветку, жаба, упав на землю, в ярости бросилась на девушку, но та её отбросила носком башмака.

Девушка срезала розу, принесла её брату, и мальчик «в первый раз после долгого времени слабо улыбнулся». Вдыхая аромат цветка, он прошептал: «Ах, как хорошо…» и замолчал навсегда.

«Роза, хотя и была срезана прежде, чем начала осыпаться, чувствовала, что её срезали недаром». У маленького гробика было много букетов цветов, но бокал с розой поставили ближе всех к нему.

Прежде чем поставить розу на стол, девушка поцеловала её, и на цветок упала её слезинка. «Это было самым лучшим происшествием в жизни розы». А когда она стала вянуть, её положили в книгу и через много лет подарили этот высушенный цветок автору. Потому-то он узнал эту историю о жабе и розе.

Смысл сказки о жабе и розе

«Сказка о жабе и розе» – короткая, но очень трогательная история, написанная писателем Всеволодом Гаршиным. Ее сюжет на первый взгляд может показаться крайне бесхитростным, но за кажущейся простотой таится глубокий нравственный смысл сказки, который делает ее не только поучительной для детей – тут и взрослому есть над чем подумать.

В заброшенном саду, среди запущенности и сорных трав, расцвела прекрасная роза – воплощение совершенства и спасительной красоты, чудесный бутон и нежный аромат которой словно преобразил заброшенное место. Однако не все были рады волшебной красоте и радости, которые цветок дарил миру просто так, следуя своей нехитрой природе. Безобразная злобная жаба, чья жизнь была примитивна и низменна (низменна буквально – жаба даже никогда не смотрела вверх, ползая но земле) была очарована розой. Но не имея возможности выразить свое чувство иначе, жаба задается целью завладеть розой и уничтожить ее – чтобы достичь этой цели, жаба даже готова пожертвовать собственным комфортом и приложить значительные усилия.

Эти образы сказки просты, но символичны. Роза тут – не просто символ красоты, но и символ радости, добра, которым противопоставлено уродство, злоба, которое олицетворяет жаба. Любой злобной натуре добро ненавистно, естественная реакция темной, низменной души на прекрасное – не преображение, изменение к лучшему, а инстинктивное желание подавить, изуродовать, уничтожить то, что излучает свет и несет благо: ненависть никогда не созидает, а лишь разрушает.

Центральный образ сказки – фигура маленького Васи, мальчика, трагичный конец короткой жизни которого и помогает раскрыть истинный смысл сказки и жабе и розе. Раньше Вася часто бывал в саду – кроткий и задумчивый ребенок интересовался всем, что его окружает, наблюдал за растениями, насекомыми, животными. Но очень скоро сад заскучал без мальчика: Вася заболел, слабел и уже не мог выходить на так любимые им прогулки, от которых остались лишь воспоминания.

Примечательно, что болезнь ребенка и нарастающая опасность для розы в саду развиваются параллельно: недуг Васи прогрессирует и тот уже не покидает постели, у которой дежурит его сестра, а в саду, в который уже никогда не вернется его маленький хозяин, жаба снова и снова предпринимает попытки уничтожить розу. Символична и одновременная смерть ребенка и цветка: исполнив последнюю волю умирающего Васи, его сестра избавляет розу от гибели в лапах мерзкой жабы. Цветок погибает, однако гибель его приобретает важный смысл: он жертвует собой и выполняет тем самым благороднейшую из миссий, делая конец жизни мальчика светлее. Вероятно, даже закономерному, предопределенному природой увяданию в родном саду роза предпочла бы именно такую кончину – у гроба ребенка, которому она смогла принести секунды радости.

Финал сказки провозглашает важность жертвенности, человеколюбия, противостояния насилию и жестокости. По мнению автора, настоящая жизнь не должна быть просто существованием – ее необходимо наполнять смыслом. Способность на поступок, самопожертвование всегда несут свет и никогда не забываются – и роза наглядно демонстрирует это, в то время как тупое желание подавлять и присваивать ни к чему не приводят – жаба остается ни с чем. Роза была прекрасным из цветков, источала красоту и благоухание, но с легкостью рассталась с ними во имя высокой цели, и её жертва не была напрасной. Добро сильнее зла потому, что преображает мир вокруг себя, оно щедро; зло же бесплодно, его воздействие направлено лишь на разрушение и порабощение. Несмотря на то, что история завершается трагично – смертью мальчика и увяданием розы, сказка не оставляет ощущения горя: она дарит читателю ощущение мудрости жизни и непреложной закономерности бытия, согласно которой добро всегда побеждает.

Краткое содержание «Сказка о жабе и розе»

Главные герои:

красивая роза, отвратительная жаба

Второстепенные персонажи:

мальчик Вася, Маша — сестра Васи

Автор:

Гаршин В.М. |
Дата публикации:
1884 |
Форма произведения:
сказка |
Жанр:
лирический |
Время событий:
XIX век |
Место событий:
Россия |
В школе:
1-4 класс |
Возраст:
дети 6-12 лет |
Время чтения:
до 1 часа |

Темы:

добро и зло, жизнь и смерть

Заброшенный цветник

Иллюстрация

Рядом с деревенским домиком, в неухоженном и заброшенном цветнике росла чудесная роза. Несмотря на изобилие сорняков, старой листвы и другого мусора, цветник все еще хранил свое прошлое великолепие.

Прекрасная роза

Другие розы в цветнике не росли, но одиночество не пугало ее. Она так любила жизнь, солнечное небо, ласковый теплый ветер! Она не умела разговаривать, да и не нуждалась в этом: вместо слов она источала нежнейший тонкий аромат.

Уродливая жаба

Где-то внизу, в траве сидела жаба. Она была страшная и жирная, не способная радоваться ни солнцу, ни лету. Временами она ощущала аромат, доносимый ветром, но реагировала на него по-своему – он ее беспокоил и вызывал ощущение тревоги. Она была настолько ленивой, что искать источник этого запаха даже не приходило ей в голову.

Брат и сестра

В цветник никогда не заходили люди. Лишь прошлой осенью здесь в последний раз появился семилетний мальчик, хотя до этого он все лето проводил в этом месте. Звали его Вася, он был большим любителем чтения и всегда приходил сюда с очередной любимой книгой. Он читал, а его старшая сестра приглядывала за ним в окошко.

Знакомство с ежиком

Иногда Вася откладывал книгу и забирался в цветник, чтобы понаблюдать за растениями и насекомыми. Однажды он увидел ежика. Ему было интересно смотреть, как ежик смешно обнюхивает траву и корни кустарников. Вася был слабеньким и спокойным мальчиком, поэтому животные не боялись его, вот и ежик стал доверять ему и с удовольствием пил принесенное Васей молоко.

Болезнь

Теперь же Вася уже не появлялся в саду. Прикованный к постели тяжелой болезнью, он лежал и слушал, как сестра вслух читает ему книжки. Роза не знала о болезни мальчика, она продолжала расти и радоваться жизни. Через несколько дней она должна была распуститься и через столько же дней – завянуть. Несмотря на такую короткую жизнь, розе довелось испытать уже немало страданий.

Иллюстрация к сказке. Худ. Сергей Зощенко

«Я тебя слопаю!»

Однажды жаба все-таки увидела розу. Ей настолько понравился цветок, что она непременно захотела добраться до него. Но она не была способна к выражению нежности и поэтому просто сказала: «Постой, я тебя слопаю». Роза очень испугалась, а жаба все ближе подбиралась к ней, повторяя свою страшную угрозу. Но тело жабы не было приспособлено для подъема, поэтому она делала это очень нелепо и неуклюже.

Молитва розы

В эти минуты роза молилась о любой другой смерти, только не о смерти от жабы. Но старая жаба скатилась на землю, исколов шипами свое жирное брюхо. Она с ненавистью посмотрела на розу и еще раз повторила: «Я тебя слопаю!» Пока же она решила сделать передышку перед очередной попыткой добраться до розы.

На следующий день бутоны распустились, и к розе начали слетаться бабочки, а соловей исполнил для нее восхитительную песню. Роза была так счастлива, что утратила бдительность и не заметила, что жаба уже близко и готовится «слопать» ее по-настоящему.

Спасение розы

В этот момент обессилевший Вася попросил сестру сорвать ему розу. Взяв ножницы, Маша подошла к цветнику, и увидела, что к розе подбирается отвратительная жаба. Брезгливо стряхнув ее на землю, девушка срезала цветок. Жаба от бессильной злобы прыгнула на нее, но была отброшена на землю.

Улыбка Васи

Когда Вася увидел, насколько прекрасна роза, на его губах впервые за долгое время появилась улыбка. Взяв цветок ослабевшей рукой, мальчик вдохнул его аромат и умер. Счастливая улыбка так и осталась на его детском лице.

Розу поставили в отдельную вазу возле маленького гроба. В комнате было много разных цветов, однако люди не обращали на них внимания. Сестра умершего мальчика взяла розу и поцеловала ее. Ее слезинка упала на лепестки, и это мгновение было лучшим из всего, что могла чувствовать роза. Потом розу засушили, а книгу, в которой она лежала, подарили автору этой сказки.

Ирина Зарицкая | | Оценить:

Слайд 1

* вернуть престиж читающего человека;* вернуть интерес к книге.* высокий статус читающего человека;* посещаемость библиотек;* интерес к

Текст слайда:

* вернуть престиж читающего человека;
* вернуть интерес к книге.

* высокий статус читающего человека;
* посещаемость библиотек;
* интерес к классической литературе;
* интерес к различным видам и жанрам литературы.

* потеря интереса к чтению;
* неприятие классической литературы;
* малое посещение библиотек;
* снижение грамотности.


Слайд 2

Форма – это внешнее выражение какого-либо содержанияНовые формы

Текст слайда:

Форма –
это внешнее выражение какого-либо содержания

Новые формы


Слайд 3

Приём –это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация

Текст слайда:

Приём –это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.


Слайд 4

ФОРМЫлитературный вечерУрок-инсценировка художественного произведенияУрок-путешествиеУрок-играУрок-суд над литературным героемактуальное интервьюурок-турнирурок-аукционлитературно-музыкальная гостинаяВечер-памятипремьера книгитеатральная гостиная

Текст слайда:

ФОРМЫ

литературный вечер

Урок-инсценировка художественного произведения

Урок-путешествие

Урок-игра

Урок-суд над литературным героем

актуальное интервью

урок-турнир

урок-аукцион

литературно-музыкальная гостиная

Вечер-памяти

премьера книги

театральная гостиная


Слайд 5

Урок-игра– это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются

Текст слайда:

Урок-игра

– это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками. Как правило, у школьников во время такого урока, возникает игровое состояние – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности.


Слайд 6

Школьники как бы перевоплощаются в людей из прошлого или современности, применяют на себе роль взрослых людей, через

Текст слайда:

Школьники как бы перевоплощаются в людей из прошлого или современности, применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и поступков моделируют историческую реальность. А знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально – окрашенными, что помогает лучше узнать, “прочувствовать” изучаемую эпоху. Тем самым учащиеся осваивают и углубляют новые знания, а также овладевают целым комплексом важных “взрослых” умений, в первую очередь, коммуникативных, развивают способности к восприятию, сопереживанию.


Слайд 7

Урок-игра по литературному чтению Цели:в игровой форме продолжить знакомить учащихся с печатной продукцией (детскими журналами);  развивать внимание

Текст слайда:

Урок-игра по литературному чтению

Цели:
в игровой форме продолжить знакомить учащихся с печатной продукцией (детскими журналами);  
развивать внимание и творческие возможности детей с помощью игр со словами;
развивать навыки  коллективной работы;
обогащать словарный запас;
обобщить знания учащихся по предмету;
развивать память, внимание, мышление;
воспитывать и развивать интерес к чтению.


Слайд 8

1.Организационный моментУчащиеся вытягивают жетоны, на которых изображены крестик и нолик. Таким образом,  все участники делятся на две

Текст слайда:

1.Организационный момент
Учащиеся вытягивают жетоны, на которых изображены крестик и нолик. Таким образом,  все участники делятся на две команды. – Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы проводим  информационно – развлекательную игру «Крестики-нолики». Число 9 является её символом. В игре 9 конкурсов. Тема игры: «Открываем богатства – журнального царства!». Перед вами  поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать. После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на игровом поле знаком команды. В игре побеждает та команда, чьих знаков окажется больше.
2. Постановка цели урока
– Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас.
А для кого они?
Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, стихи и загадки,
Но нет ничего интересней 
Путешествия по журнальному царству,
Где тайны ребусов надо разгадать
И лишь тогда эрудитами стать.


Слайд 9

3. Работа по теме урока. Проведение конкурсов Конкурс №1  «Называй-ка» Каждый игрок по очереди называет название журнала, чья

Текст слайда:

3. Работа по теме урока. Проведение конкурсов
Конкурс №1  «Называй-ка»
Каждый игрок по очереди называет название журнала, чья команда не сможет продолжить называть журнал проигрывает, повторяться нельзя.

А почему?; АТЛАС; Автобус; Азбука техники; Акбузат; Апельсинка; Библиотеки; Байр; Баламут; Барвинок; Батискаф; Божья Коровка; Брайлинка; Букаши; В мире животных; Введенская сторона; Ведьма; Великие победы; Веселые животные; Веселые идейки; Веселые картинки; Веселые медвежата; Веселые уроки; Веселый затейник; Веселый колобок;  Винни и его друзья; Внучок; Вовочка и компания; Вундеркинд; Вяселка; ГЕОлёнок; Галилео; Горизонты техники для детей;  Девчонки и мальчишки; Школа ремесел; Детская Энциклопедия; Детская академия; Детская литература; Детская школьная академия; Детский литературный альманах; Детское чтение для сердца и разума; Доброе слово; Дружные ребята; Ералаш; Желтая гусеница; Жили-были; Журнал сказок; Журналы на иностранных языках; Загадки Ювентика;  Звездочка; Земляничка и её друзья;  Искорка; КАТАЛОГ;  Как устроено тело человека;  Карапуз;  Картинки в паутинке; Классный журнал; Клёпа;  Книговар;  Книжки-нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки;  Коллекция идей; Колобок; Колокольчик; Комиксы; Костер; Кукумбер; Лазурь; Лампадка; Ларец Клио; Левша; Лего-Самоделки; Лунтик;  Мадагаскар; Маленькая компания;  Маленький Зоомагазин;  Маруся; Матрешка;  Матушка; Маша и медведь; Минералы – Сокровища Земли;  Мир Животных;  Миша; Мишка-Топтыжка; Мишутка; Мишуткины сказки; Муравейник; Мурзилка; Настоящие насекомые и их знакомые; Настя и Никита; Научи меня мама; Неугомонные детки;  Ну погоди!;  Обзор; Ого Город; Оляпка; Открой мир с Волли; Панда  Переплёт; Персей для детей; Пионер;  Познай историю с Волли;  Познайка (рус); ПониМашка; Почитай-ка; Приключения Скуби-Ду; Приключения Шрека;  Простоквашино; Путевой журнал; Пятнашки;  Развивалки; Раскрась-ка; Розовый слон;  Рюкзак; Рюкзачишка;  Рюкзачок; Веселый зоопарк; Мир компьютеров; Рюкзачок. Мир путешествий; СТАРЫЕ журналы; Сверчок; Свирель; Свирелька; Семейное чтение; Семья;  Серебряная стрела; Сибирячок; Синдбад; Сказка на ночь; Сказки Златовласки; Сказочник; Смекалочка; Смешарики; Солнышко; Спортивный марафон; Страна знаний; Странник;  Супергонки; Тачки;  Твои весёлые друзья зверята; Творчество юных;  Топ-Шлеп;  Тошка и компания; Трамвай; Тропинка; Улица Сезам; Умняша; Ура каникулы!; Фенька;  Филя; ХиП;  Цветной мир; Человек без границ; Чиж и Ёж; Читаем – учимся – играем!; Читайка;  Чудеса и Приключения детям; Чудеса и тайны планеты Земля; Шишкин лес; Шуша; Экран – детям;  Электронные пампасы; Эскиз;  Юла;  Юная Галактика; Юные строители;  Юный краевед;  Юный натуралист; Юный путешественник; Юный техник; Юный художник; Юный эрудит; Я – дизайнер.


Слайд 10

Конкурс №2 «Пропавшее слово»В названии журнала исчезло последнее слово. Какое?Задания для 1 команды:Весёлые …(картинки) Винни и его

Текст слайда:

Конкурс №2 «Пропавшее слово»
В названии журнала исчезло последнее слово. Какое?
Задания для 1 команды:
Весёлые …(картинки)
Винни и его …(друзья)
Том и …(Джерри)
Кот и …(пёс)
Черепашки …(Ниндзя)
Юный ….(натуралист)
Приключения …(Шрека)
Задания для 2 команды:
Весёлый …(художник)
Маша и …(медведь)
В мире …(животных)
Человек – Паук и его … (друзья)
Книга …(джунглей)
Тошка и …(его друзья)
Микки …(Маус)
Конкурс №3  «Угадай-ка»
(Загадки из журнала «Трамвай»)
Задания для 1 команды:
– Чем кончается ВСЁ? (Буквой Ё) – Что есть у слонов и больше ни у каких животных? (Слонята) – Где находятся города без домов, реки без воды и леса без деревьев? (На географической карте) – Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его? (Время)
Задания для 2 команды:
– На пяти проводах, отдыхает стая птах. (Ноты)
– Таять может, да не лёд, не фонарь, а свет даёт? (Свеча)
– Накормишь – живёт, напоишь –  умрёт. (Огонь)
– Зубов много, а ничего не ест? (Расчёска)


Слайд 11

Конкурс №4  «У нас в гостях поэты»(На карточках отрывки произведений, вы называете автора и название  его произведения.

Текст слайда:

Конкурс №4  «У нас в гостях поэты»
(На карточках отрывки произведений, вы называете автора и название  его произведения. Посоветуйтесь в группах и прочитайте выразительно).
Задания для 1 команды:
«…Я теперь уже не Петька,
Я теперь автомобиль,
А за Петькой бегал Васька
По дороге, 
По панели,
Бегал Васька
По панели, 
И кричал он:
– Ду-ду-ду!..»
(«Игра» Д.Хармс)
«…Чиж накрывает,
Чиж созывает,
Чиж разливает, 
Чиж раздаёт …»(«Весёлые чижи» Д.Хармс, С.Маршак)


Слайд 12

«…Вот вышли две старушки, Похлопали в ладошки,  Похлопали в ладошки, Закладывали дрожки И мчались по дорожке…»(«Лошадка» А.Введенский)«…Я

Текст слайда:

«…Вот вышли две старушки,
Похлопали в ладошки, 
Похлопали в ладошки,
Закладывали дрожки
И мчались по дорожке…»(«Лошадка» А.Введенский)
«…Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков,
Один пятак на кушак,
Другой пятак на колпак,
А третий пятак так…»(«Чудаки» Ю.Владимиров)
Задания для 2 команды:
«…Знаю очень хорошо:
Снег – зубной порошок,
Но особый, интересный,
Не земной, а небесный.
Зяблик больше не летает,
Как известно, оттого:
Крылья к туче примерзают, 
Примерзают у него…»(«Учёный Петя» А.Введенский)
«…Раз увидел паука,
Страшно испугался,
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
«Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гуль-гуль-гуль!
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да буль-буль-буль!..»(«Весёлый старичок» Д.Хармс)


Слайд 13

«…Я захотел устроить бал, И я гостей к себе позвал. Купил муку, купил творог, Испёк рассыпчатый пирог.

Текст слайда:

«…Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый пирог.
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости не идут…»(«Очень-очень вкусный пирог» Н.Гернет, Д.Хармс)
«…– А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились, точно птицы, –
Не как звери,
Не как рыбы,
Точно ястребы летать!..»(«Вы знаете?» Д.Хармс)


Слайд 14

Конкурс №5  «Памятные узелки»Найди и назови лишнего герояЗадания для 1 команды:Шанти, Ранжан, Балу, Багира, Шер-Хан, Скуб-Ду, Каа  Люмина,

Текст слайда:

Конкурс №5  «Памятные узелки»
Найди и назови лишнего героя
Задания для 1 команды:
Шанти, Ранжан, Балу, Багира, Шер-Хан, Скуб-Ду, Каа 
Люмина, Санбёрст, Гли, Девид, Барби, Кен
Шрек, Папус, Мася, Бемби, Симка, Дим Димыч
Карандаш, Чиполлино, Дюймовочка, Незнайка, Самоделкин, Буратино, Крош
Задания для 2 команды:
Шредер, Донателло, Фред, Сплинтер, Леонардо, Микеланджело, Рафаэль
Лейла, Люмина, Техна, Блум, Флора, Стела, Муза
Джамба, Стич, Нолик, Нани, Пликли, Лило
Кар-Карыч, Лосяша, Бараш, Пин, Совунья, Нюша, Ёжик, Папус
Конкурс №6 «Три обезьяны» (физминутка)
 Хотите  немного пообезьянничать? Сыграйте в эту игру. В этой игре могут принять участие несколько человек. Понадобится кубик и фишки по числу игроков. Бросая по очереди кубик, перемещаемся по игровому полю. Побеждает тот, кто первым дойдёт до финиша. Кто остановился на клетке с обезьянкой, должен воспроизвести её движения (подсказка в центре игрового поля) и 
продолжить делать это до своего следующего хода! Удачи!


Слайд 16

Конкурс №7  «Слова спрятались»Обе команды составляют слова из слова ПРОСТОКВАШИНО. Можно использовать буквы в любом порядке, затем называть

Текст слайда:

Конкурс №7  «Слова спрятались»
Обе команды составляют слова из слова ПРОСТОКВАШИНО. Можно использовать буквы в любом порядке, затем называть по очереди слова. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.
Из-за печки словосклад
Буквоед достал и рад.
Если ручки подкрутить,
Части слова совместить,
То составишь много слов, 
Ты попробовать готов?
Конкурс №8  «Расшифруй филворд»
В этом кроссворде все слова уже расставлены, задача – найти их в сетке, Слова могут ломаться в любом направлении, кроме диагонального, но не пересекаться.
Название произведения Д.Хармса («Игра»)
Ежемесячный журнал, который читали бабушки и дедушки («Ёж»)
Журнал, герой которого плюшевый мишка в красном берете («Мурзилка»)
Автор стихотворения «Чудаки» (Владимиров Ю.)
Журнал название которого расшифровывается как – чрезвычайно интересный журнал («Чиж»)
Кто автор стихотворения «Учёный Петя» (Введенский А.)
Назовите одним словом: «Ёж», «Чиж», «Мурзилка», «Колобок». Это (журналы)
В журналах  Д.Хармс, А.Введенский, Ю.Владимиров печатали свои (стихи).
Как называется журнал главный герой, которого колобок? («Колобок»)
Любят взрослые и … (дети) все читать журналы эти.
Назовите автора строк: «Жил на свете старичок маленького роста…» (Хармс Д.)
В журналах «Чиж» и «Ёж» печатали свои произведения детские (писатели).


Слайд 17

Конкурс №9  «Отвечай-ка»Конкурс для капитанов команд. Прочитать пословицу  (добавьте гласные).Задание для капитана 1 команды:ДРВ СМТР В ПЛДХ, 

Текст слайда:

Конкурс №9  «Отвечай-ка»
Конкурс для капитанов команд. Прочитать пословицу  (добавьте гласные).
Задание для капитана 1 команды:
ДРВ СМТР В ПЛДХ,  ЧЛВК В ДЛХ (Дерево смотри в плодах, а человека в делах).
МЛ ШБТС, МЙ ППРВТС (Умел ошибиться, умей и поправиться).
Задание для капитана 2 команды:
В ПСТЙ БЧК ЗВН МНГ (В пустой бочке звону много).
М ПЛТ, КЛЧ Т Н ПТРН (Ума палата, а ключ от неё потерян).
Итог урока
– Понравилось ли вам играть со словами?
– Что запомнилось? – Что нового узнали?(Награждение победителей конкурсов)
Вошли в волшебный мир журналов,
Где множество загадок, игр и сказок.
Выходят в свет они,
Уж очень много лет.
Их с удовольствием читают все.
Перелистали мы страницы,
Звонок звенит, пора проститься.
На табло взгляните все –
Подведём итог игре.
До новых встреч друзья,
Закончена игра.
Домашнее задание: Придумать макет своего журнала, его рубрики и содержание. Представить на следующем уроке.
– Спасибо за урок! Приятно было с вами работать.
НАЗАД


Слайд 18

Литературный суд – имитационная ролевая игра. Строится на стимулировании познавательной, читательской активности участников. Рекомендуется для проведения среди старшеклассников.Между

Текст слайда:

Литературный суд

 – имитационная ролевая игра. Строится на стимулировании познавательной, читательской активности участников. Рекомендуется для проведения среди старшеклассников.
Между участниками распределяются роли. Они определяются особенностями отечественного судопроизводства, которое предполагает обязательное присутствие на судебном заседании основных участников процесса: Судьи, Защитника (Адвоката), Прокурора, Судебных заседателей, Секретаря суда. Иногда к ним добавляются Общественные обвинители и Общественные защитники. 
Участник, которому досталась та или иная роль, должен хорошо ее знать. Для этого он должен почитать литературу, посмотреть видео из зала судебного заседания. Исходя из фабулы и сюжета произведения, определяются Потерпевший, Обвиняемый, Свидетели и др.


Слайд 19

 Литературный суд строится на подготовленных монологах действующих лиц и неподготовленных диалогах, диалогах-импровизациях, неизбежно возникающих в ходе «судебных

Текст слайда:

 
Литературный суд строится на подготовленных монологах действующих лиц и неподготовленных диалогах, диалогах-импровизациях, неизбежно возникающих в ходе «судебных прений».


Слайд 20

литературный вечерРазговор о писателеВечер-портретГруппе авторовЛитературному жанруЛитература отдельной эпохиЛитература отдельной страны

Текст слайда:

литературный вечер

Разговор о писателе

Вечер-портрет

Группе авторов

Литературному жанру

Литература отдельной эпохи

Литература отдельной страны


Слайд 21

Литературные жанры (от фр. genre род, вид) — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных

Текст слайда:

Литературные жанры (от фр. genre род, вид) — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Термин зачастую неправомерно отождествляют с термином «вид литературы».
Если на фольклорной стадии жанр определялся из внелитературной (культовой) ситуации, то в литературе жанр получает характеристику своей сущности из собственных литературных норм, кодифицируемых риторикой. Вся номенклатураантичных жанров, сложившаяся до этого поворота, была затем энергично переосмыслена под его воздействием.


Слайд 22

По форме:ВиденияНовеллаПовестьЭпосРассказанекдотроманодаэпопеяпьесаэссескетчпо содержанию:комедияфарсводевильинтермедияскетчпародиякомедия положенийкомедия характеровтрагедияДрама

Текст слайда:

По форме:
Видения
Новелла
Повесть
Эпос
Рассказ
анекдот
роман
ода
эпопея
пьеса
эссе
скетч
по содержанию:
комедия
фарс
водевиль
интермедия
скетч
пародия
комедия положений
комедия характеров
трагедия
Драма


Слайд 23

По родам:ЭпическиеБасняБылинаБалладаМифНовеллаПовестьРассказРоманРоман-эпопеяСказкаФэнтэзиЭпопеяЛирическиеОдаПосланиеСтансыЭлегияЭпиграммаЛиро-эпическиеБалладаПоэмаДраматическиеДрамаКомедияТрагедия

Текст слайда:

По родам:
Эпические
Басня
Былина
Баллада
Миф
Новелла
Повесть
Рассказ
Роман
Роман-эпопея
Сказка
Фэнтэзи
Эпопея
Лирические
Ода
Послание
Стансы
Элегия
Эпиграмма
Лиро-эпические
Баллада
Поэма
Драматические
Драма
Комедия
Трагедия


Слайд 24

Урок-аукцион«Товаром» на уроке-аукционе являются знания учащихся.«Товар» на аукционе называется «лот», продающий - «купец».Ведущий на таком уроке —

Текст слайда:

Урок-аукцион

«Товаром» на уроке-аукционе являются знания учащихся.«Товар» на аукционе называется «лот», продающий — «купец».
Ведущий на таком уроке — учитель.
Подготовка к такому уроку начинается за 2-3 недели. Назначаются 4 «купца», которые готовят «лоты» и «банкир», который отвечает за подготовку класса или учебной группы и сводной таблицы результатов аукциона. Это должны быть хорошо успевающие по предмету учащиеся. Остальные учащиеся разбиваются на 4 «акционерных общества» по 6 человек в каждом. Среди них назначается «президент». «Президентам» выдается перечень вопросов для повторения, рекомендуется литература и они организуют повторение материала в своих «акционерных общества» и подготовку эмблемы и девиза. Каждый «купец» готовит по 2-3 «лота» (задания) под руководством и контролем уже преподавателя. Оценку ответов учащихся дают «купцы».
 


Слайд 25

Перед уроком соответствующим образом расставляют столы в классе, а в начале урока ведущий объявляет об открытии аукциона,

Текст слайда:

Перед уроком соответствующим образом расставляют столы в классе, а в начале урока ведущий объявляет об открытии аукциона, представляет «купцов», «банкира», «президентов акционерных обществ». Затем поочередно акционерные общества представляют свои эмблемы и девизы. Максимальная оценка — 2 балла. Этот конкурс оценивают все 4 «купца». «банкир» определяет средний балл по каждому «акционерному обществу» и заносит в сводную таблицу результатов аукциона. Затем ведущий поочередно дает слово «купцам» для представления «лотов»(заданий).


Слайд 26

Урок-аукцион В.М. Гаршин

Текст слайда:

Урок-аукцион
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» (4-й класс)

Цель:  Закрепление знаний учащихся о сказке как авторском произведении, признаках сказки как литературного жанра.
Завершение  работы  над «Сказкой о жабе и розе» В.М. Гаршина.
Задачи:
Развивать творческие способности учащихся, навыки работы в группе,
Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;
Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни;
Формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота;
Работать над развитием речи, развивать воображение и наблюдательность;
Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.


Слайд 27

1. ОргмоментСегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, писать, сравнивать, свободно говорить,

Текст слайда:

1. Оргмомент
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, писать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.
Давайте прочитаем эпиграф нашего урока.
Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, мы научимся на уроке.
2. Вхождение в тему
Читаем текст.
О чём мы будем говорить на уроке?
Узнаёте героев, которых так старались нарисовать?
Мы продолжаем работать над «Сказкой о жабе и розе».
Что хотел писатель подсказать названием сказки? (жаба и роза вместе не смотрятся)
Что это будет? (конфликт)


Слайд 28

3. Сообщение целей урокаНаша задача понять, что существует два мира добро и зло.4. Работа по теме урокаВыразите

Текст слайда:

3. Сообщение целей урока
Наша задача понять, что существует два мира добро и зло.
4. Работа по теме урока
Выразите свои представления о жабе и розе по следующему плану.
5. Поисковая работа
А теперь давайте прочитаем, что думает о розе автор.
Рождение розы.
Подробно ли описана красота розы? (нет)
А что описано? (утро, роса, всё вокруг)
О чём это говорит? (о счастье)
Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить)
Когда плачут люди от счастья?
Главное для розы: СЧАСТЬЕ ЖИТЬ
Что помогает понять счастье розы? (аромат) Что автор использует для этого? (эпитеты, образные определения)
ТОНКИЙ СВЕЖИЙ АРОМАТ БЫЛ СЛОВАМИ, СЛЕЗАМИ, МОЛИТВАМИ
Что вы поняли? (роза счастлива) Говорит ли автор об этом напрямую? (нет)
Автор использует аллегорию.
А вы ощущаете, что роза счастлива, красива? (это соответствует вашим словам)
А теперь посмотрим, что использовал автор при описании жабы? Выберем точные подробные выражения. Какая она?
Вывод: В чём разные жаба и роза?


Слайд 29

6. Физминутка7. Групповая работа(1 группа )Докажите, что жаба завистлива.Озаглавить., распределить чтение, какие слова использует автор для описания

Текст слайда:

6. Физминутка
7. Групповая работа(1 группа )
Докажите, что жаба завистлива.
Озаглавить., распределить чтение, какие слова использует автор для описания жабы.
Вывод: какая душа у жабы?
Докажите, что она нехорошая, что она придумала.
2 группа
Докажите, что роза добрая, красивая. Что описывает автор? Назовите мир вокруг розы.
Озаглавить, какими человеческими качествами наделена роза? Что больше всего хотела роза? Что описывает автор, когда создаёт образ розы? Что он использует?
3 группа
Докажите, что конфликт сохраняется.
Озаглавить.
Душевное состояние жабы? Какие слова использует автор? Какая черта открылась у жабы?
4 группа
Докажите, что роза и мальчик похожи.
Мальчик – часть мира розы. Какая у них душа? Любит ли их автор?


Слайд 30

8. ИтогГде кульминация, то есть самый напряжённый момент?Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда

Текст слайда:

8. Итог
Где кульминация, то есть самый напряжённый момент?
Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни?» Какова главная мысль рассказа?
Красота спасёт мир.
Добро победит зло.
9. Рефлексия
Предлагаю составить свое небольшое стихотворение, связанное с темой урока. У вас есть выбор: вы можете работать индивидуально или объединиться в группу. Вам помогут рифмы.
10. Домашнее задание
«Когда роза начала вянуть, ее положили в толстую старую книгу и высушили, а потом, уже через много лет, подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю». А вы дома, напишите всю эту историю, но от имени, от лица розы, которая и рассказывает всю эту историю Гаршину. Или перескажите сказку или составьте тест по сказке.
Заканчиваем урок.


Тип: изучение нового материала.

Задачи:

  • дать общее представление о жизни и творчестве В.М.Гаршина;
  • познакомить со сказкой «Жаба и роза», ее основной мыслью;
  • проанализировать сказку, составить план.

Планируемые результаты

Предметные

• иметь представление о ВМ Гаршине

• знать историю создания сказки

• уметь выделить тему и основную мысль произведения

• уметь характеризовать героев, оценивать их поступки

Метапредметные

• понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать достижения на уроке

• формулировать тему, цели, определения (самостоятельно или с помощью учителя)

• осуществлять работу с языковым материалом по заданным критериям

Личностные

• устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом

• оценивать результаты своей деятельности

• осмыслять мир как воплощение добра и зла

Ресурсы урока: учебник, тетрадь, презентация, толковые словари, сигнальные карточки

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организация урока

Актуализация необходимых знаний (слайды 1-4)

Предлагает прочитать посмотреть на портрет писателя, интересуется, знаком ли он детям.

Просит прочитать его высказывание, предлагает узнать в толковом словаре значение слова «миссия».

Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…

Просит объяснить смысл высказывания.

Обращает внимание/ подтверждает, что слова принадлежат В.М.Гаршину, просит назвать знакомые произведения автора.

Знакомит учащихся с биографией писателя.

Рассматривают портрет, высказывают предположения.

Читают высказывание писателя, узнают из словаря значение нового слова.

Объясняют смысл фразы.

Называют ранее прочитанные произведения.

Слушают рассказ учителя, задают уточняющие вопросы.

Мотивация познавательной деятельности (слайды 5-7)

Дает информацию о знакомстве В.М.Гаршина с известными людьми того времени, в т.ч. с композитором А.Г.Рубинштейном.

Предлагает, закрыв глаза, послушать «Мелодию» А.Рубинштейна в исполнении В.А.Новиков

Просит поделиться впечатлениями от прослушанной музыки.

Знакомит с историей, произошедшей с Гаршиным на концерте композитора.

Знакомятся с фактами биографии писателя, рассматривают портрет А.Г.Рубинштейна.

Слушают музыку, закрыв глаза.

Рассказывают о представлениях и образах, возникших при прослушивании «Мелодии».

Узнают новое о жизни В.М.Гаршина.

Организация познавательной деятельности (слайды 8, 10, 12)

Обращает внимание на фон слайда, просит выдвинуть предположения о его значении, помогает определиться с выводами. Делают предположения, приходят к выводу, что картинка иллюстрирует добро и зло.

Предлагает отгадать загадки, которые помогут узнать, какую сказку В.М.Гаршин написал по впечатлениям от концерта.

Не лягушка, но похожа

Бородавчатая кожа,

Не в воде живёт, а рядом,

Не лягушка — это…

Посмотрите — у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка …

Отгадывают загадки. Определяют тему урока — произведение, с которым будут знакомиться.
Просит охарактеризовать героев сказки, предположить, почему именно их автор главными героями. Дают характеристику главным героям, объясняют, как понимают выбор автора.

Вместе с учащимися делает вывод о цели урока: воспринимать мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания, видеть прекрасное, делать его частицей своей жизни.

Осознают цель занятия.

Физминутка (слайд 9)

Раз-два-три, выросли цветы,

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки качал.

Влево качнулись — низко прогнулись.

Вправо качнулись — низко прогнулись.

Ветерок, улетай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они растут, растут, людям радость принесут!

Дети сидели на корточках, медленно встают.

Тянутся на носочках.

Смотрят вверх.

Раскачивают руками влево — вправо.

Наклоняются влево.

Наклоняются вправо.

Машут руками перед собой.

Приседают.

Медленно приподнимаются — руки вверх.

Организует чтение 1-3 частей сказки, задает вопросы на понимание прочитанного, предлагает задать возникшие вопросы.

После прочтения каждой части просит озаглавить ее.

Читают сказку, отвечают на вопросы учителя и одноклассников, задают свои, определяют лексическое значение непонятных слов.

Дают название каждой прочитанной части, записывая план в тетрадь.

Физминутка для глаз (слайд 11)

Организует чтение 4-6 частей сказки, задает вопросы на понимание прочитанного, предлагает задать возникшие вопросы.

После прочтения каждой части просит озаглавить ее.

Читают сказку, отвечают на вопросы учителя и одноклассников, задают свои, определяют лексическое значение непонятных слов.

Дают название каждой прочитанной части, записывая план в тетрадь.

Подведение итогов (слайды 14-15)

Организует рефлексию учебной деятельности:

Можно ли сказать, что все пословицы подходят к теме урока? Почему?

Какая из них является наиболее точной?

Распределите слова, характеризующие жабу и розу?

Правда ли, что мальчик и роза похожи? Чем?

Предлагает с помощью сигнальных карточек «Роза», «Жаба» оценить свое отношение к миру.

Объясняет домашнее задание: подготовиться к выборочному пересказу сказки по плану, по желанию — сделать иллюстрацию к сказке.

Высказывают свое мнение, определяют смысл изучаемой темы.

Аргументированно определяют наиболее подходящую пословицу.

Характеризуют жабу и розу.

Высказывают свое мнение, определяют смысл изучаемой темы.

Оценивают свое место в мире добра и зла.

Определяют учебную задачу, задают уточняющие вопросы.

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме «В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Цель урока:  познакомить учащихся с произведением М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Задачи урока:

1.Предметные:

 -познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой,

-развивать умение понимать прочитанное,

-формировать понимание единства автора и его произведений,

-формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.

-пополнять словарный запас учащихся;

— расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина;

— учить анализировать поступки и характер героев;

2.  Метапредметные:   

-учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию,

-формировать умения формулировать тему урока;

-ставить учебную задачу и удерживать ее;

-строить высказывания, понятные собеседнику;

-анализировать информацию и делать выводы;

-формировать начала предметной рефлексии.

— отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

— формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

3.   Личностные:     

-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),

— воспитывать чувство сострадания к другим

-воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению,

-развивать мотивы учебной деятельности,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

  1. Мотивация учебной деятельности:

— Отгадайте загадки,

Покрупнее, чем лягушка,

Пучеглазая подружка,

И. конечно, все слова

Заменяет словом «Ква!»

Жаба

Шипами покрыта,

Длинная ножка,

Прекрасный цветок,

Но дотронуться больно! 

          Роза

— Как вы думаете, где могут встретиться жаба и роза?

— Кто автор этой сказки?

  1. Подготовка к изучению нового материала.

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня речь на уроке у нас пойдет о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе». 

Рассказ учителя о В. М. Гаршине.

Вдумчивый взгляд писателя свидетельствует о серьезном отношении к жизни, ко всему тому, за что он в ответе. Умный, строгий облик подчеркивает не только его характер и образованность, но и требовательность к себе и к своей творческой деятельности… 

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. А детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

В.М. Гаршин часто странствовал, хорошо учился, был любознательным гимназистом, увлекался естествознанием.

4. Изучение нового материала.

Рассказ на фоне музыки Рубинштейна.

Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе.

Ребята, понравилась ли вам эта мелодия?

5.Постановка проблемного вопроса.

Почему возникла идея о написании сказки? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока. 

— Откройте учебники .

Прочитайте название сказки. Вспомните, о ком идёт речь? (Этот рассказ о жабе и розе.)

Что вы можете сказать о розе? Какая она ?( Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени.) 

Какой вы представляете себе жабу? (Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная).

6.Чтение сказки. Работа над содержанием текста:

1) Выборочное чтение.

— Прочитайте описание цветника.

— Найдите описание розы.

— Как вы поняли выражение «Запах был ее словами, слезами и молитвой»?

— Прочтите, как автор раскрывает нам образ жабы?

— Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

— Чей это был цветник?

— Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?

— Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

2) Беседа по содержанию сказки.

— Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

—  Прочтите. Как автор нам говорит о жизни розы?

— Прочтите. Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?

— Прочтите. Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?

А теперь давайте послушаем отрывок, завершающий сказку.

— Что спасло розу от жабы?

— Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

— Как автор показывает розу? (Бледное создание).

— Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

— Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

— Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

— Что случилось с мальчиком? (Он умер)

— Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

— Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

— Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).

— Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.) 

7.Анализ персонажей, характеристика главных героев.

— Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу?

  1. Итог урока.

Чему научил вас рассказ? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям).

Вспомните начало нашего урока. Я задала вам вопрос: «Почему возникла идея о написании сказки?» 

Кто может ответить на этот вопрос? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика, который сидел рядом и слушал эту музыку. Он хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое).
Учитель: «Ребята, наш урок подходит к концу. С каким автором мы сегодня познакомились? С каким произведением начали знакомство? Кто его главные герои? Какие цели мы ставили себе на урок? Достигли ли мы эти цели? Все ли у вас сегодня получалось? В чем были затруднения и почему? На следующем уроке мы поговорим не просто о содержании сказки, но и попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из неё уроки мудрости и нравственности. Спасибо за урок!»

9.Домашнее задание.

Перечитать сказку, ответить на вопросы 1-4

  • Отзыв на сказку о золотом петушке для 3 класса
  • Отзыв на сказку по щучьему велению для 3 класса
  • Отзыв на сказку о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс читательский дневник
  • Отзыв на сказку премудрый пескарь
  • Отзыв на сказку лев и собачка