Отзыв на сказку гадкий утенок 3 класс для читательского дневника

Автор: ekaterina 07.02.2021 в статье вы найдете разбор-анализ известной сказки ганса кристиана андерсена гадкий утенок по следующему плану: герои, краткое

автор: Ekaterina
07.02.2021

гадкий утенок сказка

В статье вы найдете разбор-анализ известной сказки Ганса Кристиана Андерсена «Гадкий утенок» по следующему плану: герои, краткое содержание, план пересказа, главная мысль, отзыв (личные впечатления о сказке).

Итак, сам разбор

Автор произведения: Ганс (или Ханс) Христиан Андерсен.

Жанр, год создания: детская сказка, опубликована в автором 1843 году (дата написания не известна).

Главные герои произведения

Гадкий утенок – большой и некрасивый птенец утки, непохожий на остальной выводок.

Мама-утка – молодая утка, высидевшая яйцо с гадким утенком.

Старая утка – соседка утиного семейства, оценивающая яйцо и дающая советы маме-утке.

Знатная утка – самая главная птица на птичьем дворе, куда пришла мама-утка с выводком.

Старуха – хозяйка избушки, приютившая гадкого утенка. Живет с котом по кличке «Сыночек» и курицей по имени «Коротконожка».

Кот – питомец старушки, приютившей утенка

Курица – живет со старухой и котом в избушке.

Крестьянин – спас утенка, когда тот примерз к замерзшему озеру

Лебеди – новое сообщество, принявшее подросшего, уже «не гадкого» утенка.

Описание сюжета сказки (краткое содержание)

Действие сказки начинает разворачиваться в загородной усадьбе. Там, в лопухах, одна из уток высиживает свои яйца. Все утята вылупились, и лишь одно яйцо осталось целым. Пришла старая утка и сказала, что это яйцо похоже на индюшиное. Ей как-то подкинули высиживать индюшат, и она потом намучилась с ними, так как плавать они не хотели и вообще боялись воды. Она предлагает оставить это яйцо, но мама-утка не соглашается. В конце концов, из этого яйца вылупился большой, некрасивый птенец. Но поскольку он хорошо плавал, то мама-утка отмела версию о том, что у нее родился индюшонок.

После того, как семейство поплавало, мама-утка решила отвести своих утяток на птичий двор – представить их другим птицам, так сказать, «ввести в общество».

На птичьем дворе несчастный гадкий утенок всем не понравился. Одна злая утка даже клюнула его в шею. А знатная утка, самая главная в птичьем обществе, потому что она редкой «испанской» породы, сообщила матери утенка, что он не в лучшую сторону отличается от остальных ее деток и его нужно «переделать». Но мама-утка возразила, что это невозможно, что красота не так уж и важна для селезня, но она уверена, что этот малыш со временем сможет пробить себе «дорогу в жизнь».

Пока утиное семейство находилось в «высшем птичьем обществе», бедного гадкого утенка непрестанно клевали и дразнили другие птицы.

В следующие дни все стало еще хуже. Утенка не приняли ни его родня, и даже девушка, приносившая корм птицам, все время толкала его ногой. Несчастный птенец не выдержал такого обращения и сбежал.

Он добрался до болота, где обитали дикие гуси и утки. Они тоже не приняли его, хоть и не клевали. Ему разрешили остаться с ними, но просили «не набиваться к ним в родню».

На 3-й день пребывания утенка на болоте нагрянули охотники, которые перестреляли всю стаю. Гадкому утенку удалось спрятаться в камышах. Когда охотники ушли, утенок бросился бежать. Через какое-то время он нашел старенькую избушку. Там жила старуха с двумя любимыми питомцами — курицей и котом. Поскольку пожилая женщина была подслеповата, она приняла нашего птенца за взрослую утку, обрадовалась, что теперь будет обеспечена утиными яйцами. Утенка оставили.

Кот и курица все время важничали и поучали утенка, ведь он не умел ни мурлыкать по-кошачьему, ни нести яйца, как порядочная курица. А утенку хотелось плавать, поэтому он сбежал жить на озеро.

Настала осень, похолодало. Как-то утенок увидел стаю прекрасных птиц, летевших на юг. Это были лебеди. Он с восхищением смотрел на них, а потом долго не мог прийти в себя.

Стало совсем холодно, пришла зима, и озеро стало замерзать. Утенку приходилось плавать целыми днями, чтобы не дать воде совсем замерзнуть. Это было слишком тяжело для молодого птенца, он выбился из сил и примерз к озерному льду. Проходивший мимо крестьянин разбил лед и взял утенка к себе домой.

С отогретой птицей захотели поиграть дети, но утенок испугался, стал метаться, опрокинул «кадку с маслом» и «бочонок с мукой». В испуге он выбежал через приоткрытую дверь на улицу и потом долго лежал на снегу, пытаясь прийти в себя.

Зима была суровой, и утенку пришлось нелегко. А когда потеплело, и пришла весна, наш птенец выбрался из камышей и полетел – его крылья за зиму стали сильными и большими. В яблоневом саду он увидел тех прекрасных птиц, что заметил раньше на озере. Он решил подлететь к ним, чтобы они заклевали его. Он ощущал себя недостойным их общества. Но, все же, такая смерть представлялась ему лучшей участью, чем быть заклеванным утками или курами.

Но лебеди замахали крыльями и стали звать его к себе. И тут утенок увидел свое отражение – он стал таким же прекрасным лебедем. А дети, прибежавшие покормить птиц, сказали, что он – самый красивый из них.

И бывший гадкий утенок прокричал: — «О таком счастье я и мечтать не смел, когда был гадким утенком». На этом заканчивается сказка.

План пересказа

1.Мама-утка высиживает гадкого утенка.

2.Гадкий утенок на птичьем дворе.

3.Побег из семьи на болото к диким гусям и уткам.

4.Утенок живет в избушке со старушкой, ее котом и курицей.

5.Утенок сбегает на озеро, неудачная зимовка.

6.Крестьянин спасает примерзшего ко льду утенка.

7.Побег из крестьянского дома.

8.Наступление весны и обретение утенком своей настоящей семьи.

Главная мысль сказки

Нельзя сдаваться неблагоприятным обстоятельствам, надо бороться и искать свое место в жизни. У каждого из нас есть шанс стать настоящим «прекрасным лебедем», пусть поначалу все и складывается не самым лучшим образом.

Отзыв (личные впечатления от произведения)

Сказка Андерсена не только учит нас борьбе с неблагоприятными жизненными обстоятельствами (если вдруг мы чувствуем себя такими же «гадкими утятами» в обществе), но еще доброте и состраданию. Когда читаешь про злоключения несчастной птицы, хочется помочь ему, хотя бы при помощи одобряющих слов. Или как-то защитить от недоброжелателей. Если мы в жизни встречаем таких людей, в школе ли, в институте или в коллективе, тех, кого обижают просто потому, что они не похожи на остальных, мы не должны проявлять малодушие и оставаться в стороне, а должны постараться помочь.

Это глубокое произведение, местами очень грустное, но дающее надежду – ведь все закончилось для утенка-лебедя хорошо. Он обрел свою семью и стал самим собой.

Похожие статьи:

Разбор «Сказки о Золотом петушке» Пушкина (для читательского дневника)

«Кот в сапогах», краткое содержание и мораль произведения

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

Краткое содержание

Бравый солдат возвращался домой с войны. Неожиданно перед ним предстала «старая ведьма — безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди». Она предложила солдату сделку, от которой ему трудно было отказаться.

Чтобы заработать много денег, солдат должен был влезть в дупло, спуститься в подземелье, в котором три огромные собаки охраняли сундуки с медными, серебряными и золотыми монетами. Собаки не смогут нанести вреда, если посадить их на клетчатый передник, принадлежащий ведьме. Сделав это, солдат мог взять денег, «сколько душе угодно». Взамен же он должен был принести старухе старое огниво, которое забыла ее «бабушка, когда спускалась в последний раз» в подземелье.

Солдат согласился и выполнил все, как велела ведьма. Когда «карманы его, и сапоги, и ранец, и фуражка были набиты золотом», он поднялся наверх и отрубил ведьме голову.

Солдат почувствовал себя богачом и зажил на широкую ногу – поселился в самой лучшей гостинице, заказывал самые дорогие кушанья, «прекрасно одевался и приобрел очень много друзей». Когда закончились все деньги, солдату пришлось перебраться в тесную каморку, и «никто из друзей не навещал его».

Однажды служивый зажег свечу огнивом, которое он раздобыл в подземелье. Неожиданно перед ним появилась одна из тех собак, что он встретил в комнатах с золотом. Он приказал ей раздобыть немного денег, и та повиновалась своему новому хозяину.

Солдат вновь хорошо зажил – перебрался в красивые комнаты, принарядился, «и все его друзья сейчас же узнали его и ужасно полюбили». Однажды ночью ему «до смерти захотелось увидеть принцессу», и собака выполнила его желание.

Наутро принцесса призналась родителям, будто видела странный сон, в котором огромная собака принесла ее к солдату и тот поцеловал ее. Королю и королеве удалось выследить, куда по ночам стала исчезать их дочь. Солдата быстро нашли и посадили в тюрьму.

Перед казнью он попросил у короля разрешения закурить и трижды щелкнул своим огнивом. Тут же появились все три собаки из подземелья и нагнали на людей такого страха, что те попросили солдата стать их королем и взять в жены «прекрасную принцессу». На свадебном пиру собаки «тоже сидели за столом и таращили глаза».

Короткий пересказ «Огниво»

Краткое содержание «Огниво» Андерсен:

Солдат возвращается после многолетней службы домой. Идет весело, в кармане ни гроша. Уродливая ведьма, оказавшаяся на пути, предлагает ему сделку. Она ему — возможность разбогатеть, а он ей – огниво. Для этого служивому надо забраться на дерево, спуститься в дупло, открыть по очереди три комнаты с богатством и справиться с охранявшими монеты собаками, усадив их на синий клетчатый передник ведьмы.

Солдат делает все так, как научила его старуха и, набив карманы, ранец и все, что только можно исключительно золотыми монетами, готовится выбраться из дупла. Ведьма напоминает про старое огниво. Солдат возвращается и забирает его. Наверху у солдата и ведьмы завязывается спор. Старуха отказывается раскрывать секрет огнива. Солдат, оставив огниво себе, отрубает ей голову и продолжает свой путь прямиком в город.

Солдат останавливается на лучшем постоялом дворе, в лучших комнатах, ест самую лучшую еду, одевается в самую лучшую одежду, у него появляется много друзей. Отношение к солдату как к знатному барину. Солдат знает о красавице – принцессе, живущей под охраной в медном замке. Охраняют принцессу от чужих глаз из-за пророчества. Должна она выйти замуж за простого солдата.

Солдат не считает золотые монеты. Богатая и веселая жизнь быстро заканчивается, друзья исчезают, а у служивого остается только два гроша и огниво.

Поздний вечер. Солдату не на что купить свечу. Он вспоминает про свечной огарок в огниве. Солдат ударяет по нему, чтобы зажечь огонь, а вместо этого в двери появляется собака, охраняющая сундук с медными монетами.

Солдат догадывается, что за тайну хранит огнива, и зачем оно было нужно ведьме. При одном ударе появляется первая собака, при двух – собака, охраняющая серебряные монеты, а когда солдат ударил три раза – перед ним оказалась собака из комнаты с золотыми монетами. Собаки приносят ему деньги. Он снова богач.

Солдат по-прежнему мечтает увидеть принцессу. Ночью одна из собак выполняет его приказ, доставив спящую принцессу прямо к нему в комнату. Солдат целует девушку. Наутро принцесса рассказывает о забавном ночном приключении и поцелуе как о сновидении.

По приказу королевы фрейлина остается в покоях принцессы и следит за ее похищением. Фрейлина отмечает путь крестами. Собака, заметив эту хитрость, рисует много крестов в других местах. Королевская свита отправляется на поиски солдата, но возвращается ни с чем.

Ночь. И снова собака является за принцессой. Она не замечает мешочка с крупой на спине у девушки. По зернам, рассыпанным на дороге, солдата находят и берут под стражу. За столь дерзкий поступок служивого приговаривают к смертной казни. Наступает день свершения приговора. Солдат подкупает помощника сапожника и тот приносит ему огниво.

Виселица за городом. Солдат высказывает последнее невинное желание приговоренного. Он просит разрешения покурить. Используя эту хитрость, солдат берет огниво и с его помощью вызывает к себе собак. Верные псы с легкостью расправляются с обидчиками солдата. В воздух летят королевский совет и судьи, а следом за ними и коронованные особы.

Народ ликует и просит солдата стать их королем, взяв в жены принцессу. Торжествующая процессия подъезжает к медному замку, откуда выходит принцесса. Ей нравится предложение стать королевой. Свадьба гуляет восемь дней. Среди гостей были три собаки с большими глазами.

Вывод:

Произведение, рассказывая о непростой судьбе главного героя (бедность, многолетняя военная служба, возвращение домой без единой монеты в кармане, встреча с ведьмой, познание богатства и снова бедность) учит читателей не сдаваться, не жаловаться и не унывать ни при каких обстоятельствах. А находчивость, смекалка и доброта всегда помогут восторжествовать справедливости.

Видео краткое содержание Огниво

Ганс Христиан Андерсен

Возвращаясь домой, солдат встретил колдунью. Та направила его в дупло, где в трёх комнатах из трёх сундуков, охраняемых страшными собаками, он мог набрать медяков, серебра и золота, предварительно посадив собак на старухин клетчатый передник. За это она попросила принести ей находящееся там огниво. Выполнив всё согласно указаниям старухи, солдат отрубил советчице голову и забрал огниво себе. Прогуляв все деньги, а вместе с этим и потеряв всех новых друзей, солдат опять зажил бедно. Однажды он зажёг свечу, которая прилагалась к огниву — и перед ним появилась собака из первой комнаты… Оказалось, что с каждым ударом огнива появляется по собаке из того самого дупла. Солдат вновь зажил с размахом.

Одной ночью ему захотелось увидеть принцессу. Собака принесла красавицу; утром девушка рассказала королю и королеве свой сон, в котором она будто ехала верхом на собаке и солдат поцеловал её. На следующую ночь фрейлина по приказу королевы отследила принцессу до ворот дома солдата, и поставила на этих самых воротах крест. Но собака увидела пометку и наставила крестов на всех соседних воротах. В следующий раз королева привязала на спину дочери мешочек с крупой, которая сыпалась на дорогу. Похитителя нашли и посадили в тюрьму.

В день казни подмастерье сапожника за четыре медяка принёс солдату огниво. Последним желанием преступника было закурить — после щелчка огнива появились все три собаки, которые стали подбрасывать всю честную публику так высоко, что, падая, люди разбивались. Солдаты попросили счастливца быть королём и взять в жены принцессу. Собаки тоже присутствовали за свадебным столом «и делали от удивления большие глаза». Пересказала

Маус

Отслужил солдат срочную службу и возвращался домой. По дороге он встретил старую и страшную колдунью, которая попросила его оказать ей службу — слазить в дупло на дереве и принести ей старое огниво. За это он может набрать медяков, серебра и золота, что находятся в трёх комнатах и трёх сундуках. Но сначала надо было ловко посадить злых и страшных собак на старухин клетчатый передник, который она дала ему. Солдат выполнил просьбу старухи. Он отрубил ей голову, а огниво забрал с собой, так как оно было волшебное.

Пока деньги у солдата водились, и друзья были, а кончились деньги, и друзья пропали. Он снова зажил бедно. Вот кончились спички, и он зажёг свечу от огнива, как вдруг перед ним появилась огромная собака, которую он видел в первой комнате. Теперь с каждым ударом огнива всегда появлялась собака.

Однажды ему захотелось увидеть принцессу. Собака принесла красавицу ночью, когда всё королевство спало, и никто ничего не видел. Утром принцесса рассказала королю свой сон, как она ехала верхом на собаке, а потом солдат её поцеловал. Фрейлина, по приказу королевы, решила отследить принцессу до ворот дома солдата и поставила крест. Но собака, хоть она и злющая была, заметила пометку и поставила кресты на всех соседних воротах. Королева решила схитрить. Она спрятала мешочек с крупой принцессе на спину, проделав там дырку. Крупа сыпалась на дорогу. Похитителя нашли и отправили в тюрьму. В день казни помощник сапожника принёс за 4 медяка солдату его огниво. Последним желанием солдата было закурить. Когда он щёлкнул огнивом, то появились сразу три собаки, которые кинулись на толпу. Люди попросили солдата стать королём и взять в жёны принцессу.

Андерсен Ганс-Христиан сказка «Огниво»

Главные герои сказки «Огниво» и их характеристика

  1. Солдат, хитрый, смекалистый. Легкомысленный, хотел жить на широкую ногу, не знал счету деньгам. Жестокий и безжалостный, не пожалел ни ведьмы, ни короля с королевой
  2. Ведьма, старая и страшная. Всегда всех обманывала, а тут ее солдат обманул.
  3. Король с королевой, родители принцессы, заботливые, осторожные. Были убиты солдатом.
  4. Собаки, с огромными глазами, послушные и верные, осмотрительные — кресты рисовали на всех дверях.

План пересказа сказки «Огниво»

  1. Солдат встречает ведьму
  2. Ведьма дает инструкцию
  3. Солдат лезет в дупло
  4. Три собаки и три сундука
  5. Огниво
  6. Смерть ведьмы
  7. Роскошная жизнь солдата
  8. Бедность и тайна огнива
  9. Поцелуй принцессы
  10. Кресты на дверях
  11. Мешок гречки
  12. Тюрьма
  13. Мальчишка
  14. Появление собак
  15. Свадьба

Кратчайшее содержание сказки «Огниво» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Встретил раз солдат ведьму и попросила та достать ей из дупла огниво, а самому денег взять
  2. Взял солдат деньги, убил ведьму, забрал и огниво.
  3. Жил солдат богато, но все деньги потратил и раскрыл секрет огнива.
  4. Стал он по ночам к себе принцессу просить принести, целовал ее, а король с королевой его выследили
  5. Хотели солдата казнить, а он попросил мальчишку огниво принести
  6. Вызвал солдат собак, те и убили короля с королевой, а солдат на их дочери женился.

Главная мысль сказки «Огниво»
Нельзя быть жадным и скупым, и если есть у тебя много денег, делись ими с бедными.

Чему учит сказка «Огниво»

Сказка эта учит не верить старым ведьмам. Учит тому, что от судьбы не уйдешь, сколько не прячь принцессу в замке. Учит не видеть преград на пути к своей цели. Учит тому, что тесть с тещей — лишняя помеха на пути к счастливому браку.

Отзыв на сказку «Огниво»

Сказка эта оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, бедный солдат достиг своего счастья, помогал бедным, никогда не жадничал и в итоге женился на принцессе. С другой стороны, он убил столько невинных людей, что сочувствовать ему сложно. Даже родителей своей принцессы не пожалел. Сказка конечно интересная, но слишком жестокая.

Пословицы к сказке «Огниво»

Если воля тверда, цель достигнешь всегда. Не думалось жить богато, да пришлось. Думала теща, что пятерым не съесть, а зять сел, да за один присест и съел. Жених весел — всей свадьбе радость.

Краткое содержание краткий пересказ сказки «Огниво»

Шел по дороге солдат, а навстречу ему старая ведьма, страшная просто жуть берет. Пообещала ведьма солдату, что будет у него денег, сколько он захочет. А для этого надо просто в дупло старое залезть и принести оттуда огниво, которое забыла бабка ведьмы. Согласился солдат с этим предложением, полез в дупло. Видит дверь, за дверью на сундуке собака сидит с глазами, что чайные блюдца. Поставил солдат собаку на ведьмин передник, она его и не тронула. Набрал солдат меди. Пошел во вторую комнату, там собака с глазами, что мельничные колеса. Набрал здесь солдат серебра. Пошел в третью комнату, там собака с глазами, что высокая башня. Набрал здесь солдат золота, медь с серебром выкинул. Возвращается, кричит, чтобы тянула его ведьма, а та про огниво спрашивает. Вернулся солдат, взял огниво. Вытянула солдата ведьма, а солдат огниво отдавать не хочет. Спрашивает,зачем оно ведьме. Та молчит, не отвечает. Отрубил ей солдат голову и в город пошел. Устроился солдат на постоялом дворе, кутит, гуляет, друзей завел. Но деньги его быстро кончились и стал солдат снова бедным. Вот решил он свечку зажечь, достает огниво, чирк, а тут собака волшебная появляется, спрашивает, чего солдат хочет. Попросил солдат мешок денег и собака тут же его доставила. Понял солдат, что за чудесное огниво ему досталось. Попросил он принцессу ему принести. Принесла собака принцессу, очень хорошенькую. Поцеловал ее солдат, да назад велел собаке отнести. А принцесса утром свой сон рассказывает, словно на собаке каталась и солдат ее целовал. Решили король с королевой проверить сон, приставили к принцессе фрейлину. Фрейлина заметила собаку, и пометила крестом дом, где солдат жил. А собака взяла и кресты на всех домах поставила. Утром пошли король с королевой, а на всех дверях кресты. Тогда королева дала принцессе мешок с гречкой, а в мешке дырочку сделала. Ночью солдат попросил собаку принцессу принести, а гречка просыпалась и след указала. Схватили солдата, в тюрьму посадили, казнить хотят. Солдат попросил мальчишку принести ему огниво и последнее желание просит — покурить. Не посмел король отказать солдату, тот чиркнул огнивом, собаки и появились. Стали судей подбрасывать так высоко, что те падали и разбивались. А потом и короля с королевой подбросили. Народ стал просить солдата королем стать, а солдат женился на принцессе и свадьбу сыграл.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Огниво»

Название произведения:

Огниво

Год написания:

1935

Жанр произведения:

сказка

Главные герои:

Солдат — храбрый воин, Ведьма — старуха, Принцесса — красавица.

Популярные сегодня пересказы

  • Золотые слова — краткое содержание рассказа Зощенко
    Леля и Минька очень любили ужинать вместе со взрослыми. Каждый вечер к ним приходили разные гости. Поначалу дети боялись разговаривать, но вскоре стали метко вставлять комментарии в слова взрослых. Особенно Лелька тараторила без остановки.
  • Когда в доме одиноко — краткое содержание рассказа Саймака
    В издании говорится про немолодого жителя фермы по имени Моуз Эбрамс. Утром старец стал искать собственный скот и обнаружил посреди глуши странноватую сущность. Существо было салатной окраски с сиреневыми пятнышками
  • Краткое содержание романа Романтики Паустовского
    Главными героями произведения являются Максимов, Хатидже и Наталья. В начале рассказа поэт и писатель Максимов знакомится в Крыму в таверне с Хатидже. Девушка восхищена творчеством молодого человека
  • Краткое содержание сказки Петушок и бобовое зернышко
    Жили Петушок и Курочка. Петушок всегда спешил, а Курочка все советовала, чтобы тот не торопился. Но Петя не слушал ее советов.

Краткое содержание “Гадкий утёнок” для читательского дневника

ФИО автора: Ханс Кристиан Андерсен

Название: Гадкий утёнок

Число страниц: 8. Ханс Кристиан Андерсен. Сказки старой Дании. Минск. Малое предприятие “Фридригер”. 1993 год.

Жанр: Сказка

Год написания: 1843

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Основная мысль

Анализ произведения показывает, что написан «Гадкий утёнок» в жанре авторской литературной сказки, но при этом в нём присутствуют естественность и простота народного повествования. Произведение необычно благодаря тому, что автор добавил в него элементы психологии: судьбу персонажа можно наблюдать через его личные переживания и душевное состояние.

На протяжении всего сюжета произведения птенец пытается понять, почему его все ненавидят, и повторяет: «Это, наверное, оттого, что я такой гадкий». Он грустит, переживает, боится, испытывает восхищение и некую тревогу, впервые увидев лебедей, а затем ощущает радость, заметив собственное преображение. Благодаря его чувствам, эмоциям и напряжению читателю хочется полностью сопереживать герою. Стиль письма Андерсена — живой язык с большим количеством различных художественных оборотов: «чаща лопуха», «замертво упали», «туман окутал», «камыши зашевелились» и т. д.

Главную мысль «Гадкого утёнка» можно высказать пословицей: не узнав горя, не узнаешь и счастья. Эта идея представлена и в тексте самого произведения: «Теперь утёнок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье». Всё вознаграждается. Утёнок, за свою жизнь узнавший столько боли, горя, одиночества, унижений и лишений, в итоге получил такую награду, о которой даже не мог мечтать. Только после тяжёлых испытаний все начали восхищаться его красотой.

Сказка учит не сдаваться и не опускать руки перед трудностями. Даже если весь мир встал против тебя, важно не озлобляться, а сохранять добро в своём сердце, как это сделал маленький птенец.

Он никогда не ненавидел своих обидчиков, не желал им зла, не роптал на судьбу, имея открытое сердце и светлую душу. Смысл сказки заключается в победе добра, красоты и справедливости.

В произведении Андерсен также высмеял один из главных пороков общества — неумение принимать тех, кто отличается от остальных. Возможно, внешне они другие, но в этом их особенность. Мораль такова, что не стоит судить по внешности, за которой может скрываться чистая и ранимая душа.

Главные герои

Гадкий утёнок – безобразный птенец, который затем превратился в прекрасного лебедя.

Старая утка – гордилась своим происхождением, была главной на птичьем дворе

Белые лебеди – приняли к себе гадкого утёнка.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Гадкий утенок»

для самых компанейских —

Главные герои «Гадкий утенок»

«Гадкий утёнок» — читательский дневник по сказке Андерсена

Сказка Андерсена «Гадкий утёнок» была написана в 1843 г. и напечатана в сборнике «Новые сказки».

Описание книги для читательского дневника

ФИО автора: Ханс Кристиан Андерсен

Название: Гадкий утенок

Число страниц: 8.

Жанр: Сказка

Год написания: 1843

Главные герои

Гадкий утенок – безобразный птенец, который затем превратился в прекрасного лебедя.

Старая утка – гордилась своим происхождением, была главной на птичьем дворе

Белые лебеди – приняли к себе гадкого утенка.

Краткое содержание и сюжет

Когда у мамы утки на птичьем дворе вылупились птенцы, один из них оказался непохожим на остальных детей. На птичьем дворе над гадким утенком издевались все жители, и утенок решил сбежать.

Он повстречал диких гусей, с которыми подружился, но его новых товарищей застрелил охотник.

Потом гадкий утенок стал жить у доброй старушки, но в новом доме его невзлюбила старая курица и кот. Утенок вновь был вынужден бежать.

Наступили холода. От смерти утенка спасает крестьянин, и забирает к себе домой. Но жена крестьянина выгоняет утенка из дома.

Зиму утенок провел в кустах. Весной он пролетал над озером, увидел лебедей и решил приблизиться к ним. Лебеди приняли утенка в семью, потому что и сам он за зиму прекратился из гадкого птенца в прекрасного лебедя.

План пересказа

  • Жизнь новорожденного утенка на Птичьем дворе
  • Побег утенка с Птичьего двора
  • Встреча утенка с дикими гусями. Охотник убивает гусей.
  • Жизнь утенка в доме старушки.
  • Утенок живет на озере.
  • С наступлением морозов утенок вмерзает в озеро.
  • Его спасает крестьянин и относит домой. Жена крестьянина выгоняет утенка из дома.
  • Весной утенок научился летать.
  • Он летит над озером и снова видит лебедей.
  • Утенок понимает, что он – один из них. Он тоже лебедь.

Основная мысль

Внешность – не важна. Даже если тебя считают некрасивым и гадким, даже, если ты не похож на других, главное – это оставаться собой, и тогда ты непременно превратишься в прекрасного лебедя и обязательно найдешь свою “стаю”.

Чему учит

Важно не опускать руки, оставаться собой и идти вперед, даже, если приходится терпеть насмешки окружающих. Нельзя судить кого-либо лишь по внешнему виду. В народе есть и соответствующая поговорка: встречают по одежке, а провожают – по уму.

Отзыв

Сказка очень грустная, но поучительная. Никогда нельзя смеяться над кем-то из-за того, что он не похож на других. Возможно, этот кто-то окажется в итоге намного лучше тех, кто смеется, намного талантливее, красивее, чище.

Пословицы

  • Всему свое время.
  • Не родись красивым, а родись счастливым
  • Не всё то золото, что блестит.
  • Лицом не красив, да сердцем не спесив.
  • Мал коротыш, да крепыш.
  • Мал родился, а вырос – пригодился.

Что понравилось

В сказке понравился то, что гадкий утенок, наконец, обретает семью, находит тех, кто похож на него.

Вывод

Даже если приходится терпеть насмешки и издевательства окружающих, необходимо не опускать руки и идти вперед к своей цели. В сказке также наглядно проиллюстрирована пословица «Встречают по одежке, провожают по уму». Это означает, что нельзя осуждать кого-то из-за внешности. Этот человек может иметь доброе отзывчивое сердце. Также сказка учит нас не становиться горделивым после превращения в прекрасного лебедя.

Сюжет

Когда у мамы утки на птичьем дворе вылупились птенцы, один из них оказался непохожим на остальных детей. На птичьем дворе над гадким утёнком издевались все жители, и утёнок решил сбежать.

Он повстречал диких гусей, с которыми подружился, но его новых товарищей застрелил охотник.

Потом гадкий утёнок стал жить у доброй старушки, но в новом доме его невзлюбила старая курица и кот. Утёнок вновь был вынужден бежать.

Наступили холода. От смерти утёнка спасает крестьянин и забирает к себе домой. Но жена крестьянина выгоняет утёнка из дома.

Зиму утёнок провел в кустах. Весной он пролетал над озером, увидел лебедей и решил приблизиться к ним. Лебеди приняли утёнка в семью, потому что и сам он за зиму превратился из гадкого птенца в прекрасного лебедя.

История написания

Тема фантастического преображения главных героев — один из излюбленных мотивов в произведениях великого датского сказочника. История про гадкого утёнка считается автобиографичной: в тексте можно заметить моменты, которые перекликаются с жизнью самого автора, в частности, с его детством и юностью.

Андерсен не был красавцем, его внешность современники описывали как смешную и крайне своеобразную. Он был высок, худ, с несоразмерно длинными руками и ногами, широкими ладонями, большими ступнями и выдающимся вперёд носом. Нелепой внешностью он напоминал персонажа своей сказки. Имелись и другие параллели:

  • утиное гнездо на пустыре в лопухах — Оденсе, родной город Андерсена;
  • птичий двор — Копенгаген, столица Дании, где молодой писатель в 14 лет оказался совсем один, без родственников и знакомых, но желая примкнуть к местной элите;
  • дом старушки, где жили курица и кот, дающие утёнку советы и не понимающие его взглядов, — знакомая литератору семья, которая хоть и хорошо принимала его в своём доме, но беспрестанно учила жизни и диктовала свои правила поведения.

Сказка, опубликованная в 1843 году, подверглась критике со стороны королевского цензора Симона Мейслинга, который когда-то был ректором в университете, где учился Ганс Христиан, и с тех времён недолюбливал писателя. В своей аннотации он назвал произведение возмутительным, посчитав, что автор, описывая птичий двор и его злобных обитателей, высмеивает Данию и всех датчан.

Однако произведение очень полюбилось читателям всего мира, в том числе и России. На русский язык оно было переведено Анной Ганзен.

План пересказа

  1. Жизнь новорождённого утёнка на Птичьем дворе
  2. Побег утёнка с Птичьего двора
  3. Встреча утёнка с дикими гусями. Охотник убивает гусей.
  4. Жизнь утёнка в доме старушки.
  5. Утёнок живёт на озере.
  6. С наступлением морозов утёнок вмерзает в озеро.
  7. Его спасает крестьянин и относит домой. Жена крестьянина выгоняет утёнка из дома.
  8. 8.Весной утёнок научился летать.
  9. Он летит над озером и снова видит лебедей.
  10. Утёнок понимает, что он один из них. Он тоже лебедь.

Пословицы к произведению

Не на внешность смотри, на дела смотри.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Не отведав горя, не познаешь и счастья.

Хорошо то, что хорошо кончается.

То, что нас не убивает, делает нас сильнее.

Другие читательские дневники

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Персонажи и их характеристики

В начальной школе полезно применять пересказ фрагментов текста в лицах. Описание персонажей поможет учащимся в этом случае использовать соответствующие интонации. Итак, действующие лица:

  • гадкий утёнок — гонимый всеми из-за внешности, вырос и стал прекрасным лебедем;
  • его мама — сначала внимательная, потом мнение птичьего общества её изменило;
  • старая утка и обитатели птичьего двора — злые, жестокие;
  • дикие гуси — насмешливые;
  • старуха, курица, кот — любят только себя и тех, от кого можно что-то получить;
  • крестьянин и его семья — незлобивые;
  • белые лебеди — гордые и независимые.

Отзывы читателей

Я читал эту сказку и понял, какая пословица выражает главное: «Не красив собой, но красив душой». Это точно сказано. Рядом есть люди, которых мы не замечаем или обижаем, а они могут быть самыми лучшими друзьями.

Данила

Я читала про беды, которые происходили с гадким утёнком, и иногда плакала. Плохо, когда ты один. Нужно, чтобы у каждого рядом был близкий друг.

Арина

В сказке мне запомнилось, как нежно мама-утка защищала только что родившегося гадкого утёнка. Она очень нежно его гладила и говорила, что верит в него. Это каждому важно.
Алёна

Другие второстепенные герои

Во время своих странствий маленький лебедь встречает много других персонажей. Вот краткая характеристика каждого их них:

  1. Добрая старушка. После побега утёнок попал во двор одной старенькой женщины. Домик её был стареньким и стоял на краю селения. Вместе с ней жили только кот и курица. Старушка плохо видела, поэтому не распознала в птенце лебедя. Она хотела иметь пользу от птицы, когда та начнёт нести яйца. Ничего хорошего пернатого героя здесь не ожидало, поэтому он вовремя сбежал от неё.
  2. Кот. Он был высокомерным, заносчивым, гордым. Утёнка этот персонаж просто презирал. Кот только красиво мурлыкал и выгибал спину перед хозяйкой. В моменты злости его шерсть поднималась так, что от неё отлетали искринки.
  3. Курица. Она также проживала у старой женщины. Курица-несушка была надменной, чванливой. Она отличалась короткими ножками и приносила пользу хозяйке в виде яиц.
  4. Семья охотника. Сам крестьянин наделён добрым характером. Он пожалел замерзающего утёнка и принёс его домой. Маленький пернатый персонаж так был напуган людьми и животными, что с подозрением относится и к охотнику. Вскоре птенец убегает и от него. Причиной побега больше была семья крестьянина. Маленькие дети считали малыша игрушкой. Птенец убегал от них и разбил посуду. Хозяйка очень разозлилась из-за этого, чем напугала птицу.

Отдельно нужно сказать о прекрасных и благородных лебедях. Каждый в этой стае родился неприглядным малышом, но через год все они превратились в птиц необыкновенной красоты. Длинношеие красавцы сразу же приняли преобразившегося героя за своего и приняли в свою стаю. Многие из них преклонили голову перед красотой молодого лебедя.

Это одна из лучших работ великого сказочника Андерсена. Для своих читателей писатель стал настоящим «лебедем», который учит свою «стаю» прямолинейности, искренности и всегда сохранять своё лицо.

История создания сказки

Нередко писатель создает художественное произведение, опираясь на то, что видит в реальности. Обычно у литературных героев есть реально существовавшие прототипы. В случае Ганса Андерсена, главный герой не только похож на писателя – конечно, не внешне, но по совокупности характеристик, но также узнаются и события из жизни автора, и даже места. Главные герои сказки «Гадкий утенок» проявляют качества, присущие людям: в животных читатель замечает без труда как себя, так и свое окружение.

У писателя произошла похожая ситуация: из гадкого утенка Андерсен перевоплотился в прекрасного лебедя. Из безвестного человека, мечтавшего стать великим актером, юный мальчик стал великим писателем. Трудно сказать, кому из детей не дарили на дни рожденья и Рождество книги Андерсена, кому не читали их родители на ночь, перед сном.

Поэтому эта сказка имеет особенное значение для ее создателя.

Сокращённое изложение

Вспомнить прочитанную сказку и подготовиться к уроку литературного чтения школьникам поможет краткое содержание. Текст разделён на озаглавленные логические части, название каждой из них станет пунктом плана для пересказа.

Утята родились

За городом на солнечной поляне стояла старая усадьба. Хорошо там было! Зеленел овёс, рожь поспевала, по лугу гулял длинноногий аист, далеко шумели большие леса. В зарослях лопуха, которые тянулись вокруг усадьбы, сидела на яйцах утка и не могла дождаться, когда вылупятся утята.

И вот скорлупки начали потрескивать, появились маленькие носики, раздался тонкий писк — на свет стали появляться малыши. Мама-утка кряканием поторапливала их, но самое большое яйцо оставалось целым.

В гости к молодой маме заглянула старая утка, посмотрела на целое яйцо и предупредила, что в нём может быть индюшонок. Она посоветовала бросить его и отправиться с утятами плавать. Утка-мама решила подождать ещё немного, наконец, скорлупа у яйца треснула, и из него появился птенец — большой и некрасивый. Он был совсем непохож на остальных деток.

На птичьем дворе

На следующий день была прекрасная солнечная погода, и утка с детишками отправилась к канаве с водой, чтобы учить их плавать. Малыши бултыхнулись в воду, и большой серый птенчик плавал вместе со всеми. У него хорошо получалось, мама-утка была довольна и не сомневалась, что это её сын.

После купания все отправились на птичий двор — знакомиться с обществом. Утятам нужно было крякнуть и поклониться главной утке — самой старой и жирной, а в это время другие утки смотрели и обсуждали их. Молодая мама заступилась за своего некрасивого малыша перед главной уткой и сказала, что у него доброе сердце.

Другим обитателям птичьего двора большой утёнок не понравился, они стали клевать его в шею и называть страшилищем. Потом стало ещё хуже, братья и сёстры говорили, что он уродец, и гнали от себя, мать не хотела видеть, на птичьем дворе его щипали и толкали. Бедный птенчик считал себя безобразным, мучился от этого и не знал, куда ему спрятаться ото всех.

Птенец убежал

И однажды он убежал со двора и всю ночь просидел в болоте рядом с дикими утками. Бедняга ни о чём не просил, просто хотел посидеть в камышах и попить воды из болотца. Через два дня появились два диких гусака, стали смеяться над ним и называть уродом. Но в тот момент раздались выстрелы, и гусаки упали — это началась охота. Перед утёнком оказалась охотничья собака, оскалилась и двинулась дальше. Бедный птенец подумал, что он настолько страшен, что даже собаке противен.

Хижина старушки

До позднего вечера несчастный просидел в камышах, не шевелясь, а потом побежал дальше и оказался у развалившейся избушки. Её дверь висела так криво, что птенец смог проскользнуть внутрь. Утром его обнаружила хозяйка, у которой жили кот и курица. Кот умел выгибать спинку, а курица несла яйца. Старушка называла их Сыночек и Коротконожка. Утёнка оставили, но кот и курица всё время говорили, что его приютили, пригрели, и потому он должен быть благодарен.

Бедняга ушёл из избушки. Он плавал и нырял, но другие животные считали его ужасным и не хотели видеть рядом с собой.

Наступила осень, стали облетать листья, всё чаще с неба сыпал то град, то снег. В один из вечеров, на закате солнца, малыш увидел стаю больших белых птиц, которые взмахнули огромными крыльями и полетели в тёплые края. Птенец услышал их странный крик, вытянул шею и издал непривычный громкий звук. Утёнка охватило непонятное волнение, он не завидовал птицам, не знал, как их зовут, но сразу полюбил. Сам он радовался бы, если б хоть кто-то его не отталкивал. Несчастный утёнок!

В крестьянской семье

Зима была очень холодной, и утёнку приходилось всё время плавать, чтобы не замёрзнуть. Но с каждой ночью лёд подступал всё ближе, бедный птенец обессилел и однажды ночью лёд сковал его. Утром мимо проходил крестьянин, разбил лёд, забрал примёрзшего утёнка домой и отогрел.

Ребятишки решили поиграть с птенцом, а он испугался, что его обидят, кинулся в сторону, перевернул подойник с молоком. Хозяйка закричала, утёнок от страха влетел в бочонок с маслом, потом в муку. Дети смеялись и бегали за ним, пока он не выбежал в открытую дверь и не упал в снег.

Превращение в лебедя

Много злоключений произошло с утёнком за зиму, когда пришла весна и стало пригревать солнышко, он лежал в болоте. Земля согрелась, цвела сирень, птенец полетел в яблоневый сад — крылья его были гораздо крепче.

Вдруг он увидел трёх красивых белых птиц, скользящих по глади воды, и решил полететь к ним. Утёнок подумал, что они могут убить его, такого безобразного. Но это лучше, чем получать щипки и тычки во дворе и замерзать зимой.

Гадкий утёнок поплыл навстречу птицам — это были лебеди, а они направились к нему. Бедняга опустил голову и стал ожидать смерти, вдруг в воде он увидел своё отражение — не серого утёнка, а прекрасного белого лебедя. Вокруг него плавали лебеди и гладили клювами.

Прибежали маленькие дети, стали бросать птицам крошки и кричать, что появился новый лебедь, красивее всех. Перед ним склонили головы старые лебеди, а он был счастлив, но не гордился.

Гадкий утёнок, ставший прекрасным лебедем, перенёс столько бед, что смог оценить своё счастье от встречи с родными для него птицами. Неважно, где ты родился, важно — кто ты на самом деле. Под неприметной или не очень красивой внешностью может прятаться чистая и доверчивая душа, которую очень важно увидеть в каждом. В этом главная мысль и смысл произведения Андерсена.

Смысл книги

Сказка у Андерсена получилась очень доброй. Милосердием, человечностью, чаще всего, наделены люди, перенёсшие много страданий. Гадкий утёнок красив не только потому, что превратился в красивого лебедя. Он, несмотря на жизненные испытания, не превратился в жестокое обозлённое существо. Герой расцвёл не только внешне, но и внутренне. «Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился — доброе сердце не знает гордости».

Главная тема произведения — вечная борьба добра со злом. За ней скрывается главная мысль сказки — маленькая душа утёнка распахнута для любви и добра. За своё терпение и усилия герой достойно вознаграждён.

Из произведения Андерсена можно вынести много уроков. В обществе часто возникают события, как в этой истории. Многие смеются и издеваются над людьми, отличающимися от них. Испытания только закаляют изгоев, закаляют их характер и приводят к успеху.

Не нужно бояться быть белой вороной, важно проявлять смелость и проявлять себя. Главное — не красота, а честность, открытость, целеустремлённость.

  • Краткие содержания
  • /
  • Андерсен
  • /
  • Гадкий утенок

Год написания: 1843 Жанр: сказка

Главные герои: изгой утенок, мать утка и дикие лебеди.

Сюжет: В утиное гнездо, неопытной матери, попало яйцо чужой птицы. Птенец был не похож на других деток, поэтому вызывает насмешки «сородичей» и жителей всего двора домашних птиц — «общества». Его внешний вид отталкивал всех, обрекая его быть всегда одним. Герою пришлось пройти множество испытаний и именно они сделали его красивым душой, с чутким сердцем. Когда он вырос, то превратился в прекрасную птицу, вызывающую восхищение окружающих.

Главное в людях красота души, сердце наполненное теплом, а не то какой он снаружи. Все разные и нельзя высмеивать внешние недостатки других. Нужно быть добрым.

Главные герои и их характеристика

Гадкий утенок. Страшный, непохожий на других птиц, гонимый и несчастный. Его все обижали, и он был в отчаянии. Ему так надоели страдания, что он искал смерти. Но стал прекрасным лебедем, добрым и не злопамятным.

Мама-утка. Сперва заботливая, потом равнодушная и жестокая.

Обитатели птичьего двора — злые, несправедливые, жестокие, безжалостные.

Старушка, кот и курица. Равнодушные, не способные понять другого.

Крестьянин, его дети. Любопытные, не злые.

Лебеди. Прекрасный, гордые, добрые.

О произведении

Сказка «Гадкий утенок» Андерсена была написана в 1843 году. Это добрая, трогательная и поучительная история о том, как не стоит бояться быть непохожим на других. Нужно верить в себя, в свои силы, оставаться самим собой, и тогда удача непременно улыбнется!

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Гадкий утенок», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы во 2 классе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Сюжет — краткое содержание

У мамы-утки рождаются утята, один из которых кажется всем безобразным, и она ведет их на птичий двор.

Все обитатели птичьего двора гоняют и бьют несчастного Утенка, – который сбегает прочь.

Утенок видит, как охотники стреляют диких гусей, которые готовы были с ним подружиться, и оказывается в домике старушки вместе с курицей и котом.

Утенок убегает от старушки и чуть не замерзает, но его подбирает крестьянин . Некоторое время утенок живет у него в доме.

Утенок снова убегает и с трудом переживает долгую зиму в полном одиночестве.

Утенок ищет смерти, но вдруг обнаруживает, что стал прекрасным лебедем и другие лебеди принимают его в свою стаю, а люди восхищаются им.

Главные герои

Анализируя сказку, необходимо дать описание ее персонажам. Список и характеристика главных героев «Гадкого утёнка»:

  • Утёнок, впоследствии превратившийся в величественного лебедя. Он терпеливо сносит все напасти, смиренный, сильный духом, стойкий, хотя и неуверенный в себе из-за того, что все и всегда его унижали. Мечтательный и умеющий видеть красоту. Поначалу описывается несуразным, уродливым, слишком большим, но затем становится гордым, красивым, самым прекрасным из всех лебедей.
  • Мама-утка. Не слишком охотно высиживает яйца. Изначально относится к утёнку хорошо, называет его своим сыном, восхищается тем, как он плавает, и говорит, что он «вовсе не так дурен, если к нему хорошенько присмотреться». Защищает его перед знатной уткой, клювом разглаживает ему пёрышки. Но со временем начинает относиться к нему плохо, говоря ему обидные фразы.
  • Старая утка. Жирная птица испанской породы, имеет на лапке высший знак отличия — красный лоскуток, благодаря чему её уважают все остальные. Считает утёнка уродливым и слишком большим.
  • Дикие гусаки. Важные, поскольку совсем недавно научились летать, и вольные птицы. Посчитав утёнка «чудным», предлагают ему лететь с ними к гусыням-барышням, у которых он будет иметь успех, но погибают от выстрелов охотников.
  • Старуха. Подслеповатая пожилая женщина, живущая с котом и курицей в маленькой убогой обветшалой избушке с покосившейся дверью. Сослепу приняв утёнка за утку, подумала, что он будет нести яйца, поэтому оставила его в своём жилище.
  • Кот Сыночек. Умеет выгибать спину, мурлыкать и сыпать искрами, если погладить его против шерсти. Считает себя настоящим хозяином в доме.
  • Курица Коротконожка. Имеет маленькие короткие ножки, за что и получила такое имя. Прилежно несёт яйца. Считает себя хозяйкой дома и лучшей половиной всего света, когда вместе с котом говорит: «Мы и весь свет!». Ворчлива, любит раздавать советы, учила утёнка жизни и ругала его, хотя заявляла, что желает ему только добра.
  • Крестьянин. Добрый человек, заметивший примёрзшего ко льду утёнка и отнёсший его к себе домой. Жена и дети крестьянина отнеслись к птенцу доброжелательно, но он испугался их, из-за чего заметался и устроил в доме настоящий хаос.
  • Лебеди. Прекрасные птицы, плавно и легко плывущие по воде. С радостью приняли нового лебедя в свою стаю, гладили его клювами, склонили перед ним головы в знак уважения и стали для него настоящей семьёй.
  • Пословицы к произведению

    Не на внешность смотри, на дела смотри.

    Не было бы счастья, да несчастье помогло.

    Не отведав горя, не познаешь и счастья.

    Хорошо то, что хорошо кончается.

    То, что нас не убивает, делает нас сильнее.

    Другие читательские дневники

    Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

    Основная мысль

    Анализ произведения показывает, что написан «Гадкий утёнок» в жанре авторской литературной сказки, но при этом в нём присутствуют естественность и простота народного повествования. Произведение необычно благодаря тому, что автор добавил в него элементы психологии: судьбу персонажа можно наблюдать через его личные переживания и душевное состояние.

    На протяжении всего сюжета произведения птенец пытается понять, почему его все ненавидят, и повторяет: «Это, наверное, оттого, что я такой гадкий». Он грустит, переживает, боится, испытывает восхищение и некую тревогу, впервые увидев лебедей, а затем ощущает радость, заметив собственное преображение. Благодаря его чувствам, эмоциям и напряжению читателю хочется полностью сопереживать герою. Стиль письма Андерсена — живой язык с большим количеством различных художественных оборотов: «чаща лопуха», «замертво упали», «туман окутал», «камыши зашевелились» и т. д.

    Главную мысль «Гадкого утёнка» можно высказать пословицей: не узнав горя, не узнаешь и счастья. Эта идея представлена и в тексте самого произведения: «Теперь утёнок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье». Всё вознаграждается. Утёнок, за свою жизнь узнавший столько боли, горя, одиночества, унижений и лишений, в итоге получил такую награду, о которой даже не мог мечтать. Только после тяжёлых испытаний все начали восхищаться его красотой.

    Сказка учит не сдаваться и не опускать руки перед трудностями. Даже если весь мир встал против тебя, важно не озлобляться, а сохранять добро в своём сердце, как это сделал маленький птенец.

    Он никогда не ненавидел своих обидчиков, не желал им зла, не роптал на судьбу, имея открытое сердце и светлую душу. Смысл сказки заключается в победе добра, красоты и справедливости.

    В произведении Андерсен также высмеял один из главных пороков общества — неумение принимать тех, кто отличается от остальных. Возможно, внешне они другие, но в этом их особенность. Мораль такова, что не стоит судить по внешности, за которой может скрываться чистая и ранимая душа.

    Немного о нелегком пути автора

    Известный датский писатель родился в небогатой семье сапожника и прачки. Родители почти не имели никакого образования, поэтому жили очень бедно и постоянно нуждались в деньгах. Во многих источниках говорится, что мать Анна Мари убеждала сына в том, что они имеют знатное происхождение. Ганс верил в это. Но в современном мире факт бедности великого поэта доказан. Ганс Христиан Андерсен полюбил литературу благодаря своему отцу, который часто читал книги на ночь и ходил с сыном в театр.

    В раннем возрасте мальчик потерял отца, это сильно повлияло на него. Он долго находился в депрессии, почти ни с кем не общался. Учиться Гансу совсем не нравилось. Из-за постоянных срывов преподавателей и их грубого отношения мальчик стал пугливым и очень нервным.

    Когда Анна Мари увидела, что с ребенком творится что-то неладное, она разрешила будущему писателю бросить школу и ходить в другую, благотворительную, где учились дети из незнатных семей. Спустя какое-то время после окончания школы, Андерсен отправился в Королевский театр. Это был смелый поступок, ведь парень был далеко не красавчиком. Несмотря на все недостатки его внешности, датского юношу взяли на роли второго плана. Во время игры в театре у Ганса начинают появляться первые произведения.

    Андерсен никогда не был женат, естественно, что и детей у него не было. Известные современные биографы вычитали в дневниках писателя, что он признавался некоторым женщинам в любви, но из-за частых отказов бросил это дело.

    Интересные факты о жизни писателя:

    1. Писатель учился в благотворительной школе для детей бедняков, которые были младше него на 6 лет.
    2. Великий датский автор был с детства совершенно неграмотным, а свои произведения постоянно отдавал на корректировку в специальное агентство.
    3. В друзьях у Ганса было много знаменитых личностей тех времен. К примеру, принцесса Дагмара, будущая императрица Мария Федоровна Романова.
    4. У известного автора было множество страхов. Больше всего Ганс боялся огня.
    5. У него всегда при себе была книга, подписанная Александром Пушкиным — любимым писателем.
    6. По мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» написана опера, имеющая большую популярность.
    7. Когда Андерсену было 67 лет, он упал с кровати и сильно поранился. Из-за большого количества ушибов автор мучился до конца жизни и в 70 лет скончался.

    Знаменитая на весь мир сказка популярна и по сей день. Ежегодно она выпускается большими тиражами, сопровождаясь красочными картинками. Читать «Гадкого утенка» в сокращении можно, но наибольшее удовольствие читатель получит при ознакомлении с полной версией произведения датского сказочника.

    Отзывы читателей

    Я читал эту сказку и понял, какая пословица выражает главное: «Не красив собой, но красив душой». Это точно сказано. Рядом есть люди, которых мы не замечаем или обижаем, а они могут быть самыми лучшими друзьями.

    Данила

    Я читала про беды, которые происходили с гадким утёнком, и иногда плакала. Плохо, когда ты один. Нужно, чтобы у каждого рядом был близкий друг.

    Арина

    В сказке мне запомнилось, как нежно мама-утка защищала только что родившегося гадкого утёнка. Она очень нежно его гладила и говорила, что верит в него. Это каждому важно.
    Алёна

    Новые слова

    Младший школьный возраст наиболее благоприятен для пополнения словарного запаса. Знакомство с новыми словами в литературном произведении помогает раскрывать его особенности. В сказке «Гадкий утёнок» можно обратить внимание, например, на такие выражения:

    • выкарабкаться — с трудом вылезти;
    • маяться — мучиться, страдать;
    • бултыхнуться — упасть в воду;
    • удостоиться — заслужить;
    • посмешище — тот, над кем издеваются
    • обветшала — пришла в негодность;
    • нахохлиться — съёжиться, втянуть голову;
    • дробинка — шарик дроби, которой заряжали для стрельбы охотничье ружьё.

    Краткий пересказ сказки

    На ферме в листьях утка высиживала яйца. Первые птенцы уже появились на свет, и у утки осталось последнее яйцо, которое по-прежнему не шевелилось. В этот момент двор стала обхаживать главная утка. Старая птица, увидев огромное яйцо (явно не утиное), стала уверять молодую мать, что это подкидное индюшачье, и от него стоит немедленно избавиться. Но та отказалась.

    Спустя какое-то время, яйцо стало шевелиться, и оттуда наконец вылупился страшный малыш. Все во дворе стали называть его Гадким утенком. Детеныш сильно отличался от всех птиц на ферме: он был большого размера, с непонятным цветом тела и безобразным клювом. Но он, как и все, умел плавать. Поэтому добрая мама-утка решила оставить подкидыша.

    Побег утенка

    На ферме было принято показывать молодых детенышей после рождения. На следующий день утка повела свой выводок на знакомство с обитателями двора. Все жители очень плохо отнеслись к необычному малышу. Они били, клевали, обижали утенка и позволяли своим детям глумиться над ним, почти все запретили дружить. Малышу было очень неприятно такое отношение, ведь он не сделал никому ничего плохого. Утенок упорно терпел издевательства. Когда ему стало уже совсем обидно, он решил уйти с птичьего двора.

    Подкидыш добежал до пруда и увидел там диких уток, которые из жалости приняли его в стаю. Они помогали друг другу, дружили, и утенок уже не казался им таким уродливым. Но однажды на охоту вышли люди, стали стрелять по диким птицам и убили почти всю стаю. Утенок спрятался в кустах камыша. К нему подбежала охотничья собака, которая долго обнюхивала бедного напуганного малыша, но вскоре убежала. Утенку стало еще обиднее, ведь из-за некрасивого внешнего вида его не взял даже пес.

    Тогда главный герой пошел гулять по свету и прибился к одной старушке, которая любила животных и держала дома курицу и кота. Женщина подумала, что она нашла утку, и та будет нести яйца, но она ошибалась. Утенок решил уйти от старушки. По дороге он наблюдал за пролетающими мимо красивыми белыми лебедями и мечтал быть хоть немного похожим на них. Он видел в этих птицах:

    • природную красоту;
    • грацию;
    • добро;
    • чистоту.

    Вскоре наступила холодная осень, а утенку негде было даже укрыться. Он сильно замерз и уже думал, что пришел ему конец, но его нашел и подобрал какой-то крестьянин. Мужчина донес утенка до дома и позволил ему остаться. У крестьянина было много детей, которые постоянно доставали некрасивого малыша.

    Однажды в момент игры утенок перевернул тарелку с молоком. Из-за этого дети и жена крестьянина долго смеялись над бедной птицей. Утенок убежал от злых людей.

    Чудесное преображение

    Птенцу было очень тяжело, ведь наступила зима, и морозы с каждым днем становились все жестче. Но отважный утенок не сдался и все-таки смог пережить это ужасное время года.

    Весной герой вновь увидел своих кумиров — лебедей. Они возвращались домой, плавно маневрируя своими крупными крыльями. И в один прекрасный момент белые благородные птицы опустились в пруд. Птенец без всяких раздумий побежал к ним в надежде хоть раз в жизни увидеть красивейших особей вживую.

    Когда утенок подплыл к ним, лебеди попросили его посмотреть на свое отражение в воде. Как сильно удивился страшный птенец, когда увидел прекрасного молодого лебедя — себя!

    Птицы приняли новенького в стаю. Утенок стал самым молодым и красивым среди остальных. Подросший птенец пролетал над своим первым домом и не держал никакой злости на жителей птичьего двора. Он гордился, что в этот момент вся ферма подняла головы вверх и хвалила прекрасных птиц. Никто даже и представить не мог, что над двором парил тот самый Гадкий утенок.

    Другие персонажи

    • Утка-мать – мать дикого утенка, переставшая защищать его под влиянием общественного мнения.
    • Старуха – одинокая пожилая женщина, у которой жил гадкий утенок.
    • Крестьянин – добрый мужчина, спасший утенка от смерти.
    • Лебеди – прекрасные благородные птицы.

    А ещё у нас есть:

    для самых компанейских —

    Главные герои «Гадкий утенок»

    для самых занятых —

    Читательский дневник «Гадкий утёнок»

    Дорогие ребята и уважаемые родители!

    Все мы с нетерпением ждём летних каникул и не забываем, что во время них можно не только отдохнуть, но и получить пользу. Для этого предлагаем воспользоваться списком книг на лето, куда входит рекомендованная литература для учащихся разных классов (с 1 по 4 класс).

    Все произведения соответствуют возрасту детей, которым они рекомендованы. Они интересны и затрагивают темы, важные для каждого человека. Отношения родителей и детей, взаимопонимание и разочарование, привязанность и ссоры, милосердие и вера – ребёнку неизбежно придётся с этим разобраться, прежде чем он войдёт во взрослую жизнь.

    Мы постарались включить в перечень литературы на лето как можно больше разных жанров:

    Список литературы на лето после 1 класса.

    Русские народные сказки:

    1. Петушок и бобовое зёрнышко.
    2. Лиса и тетерев.
    3. Лиса и журавль.
    4. Каша из топора.  
    5. Гуси-лебеди.

    Русская литература

    1. А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

    2. Д.Н. Мамин-Сибиряк “Серая шейка”

    3. Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Три товарища”

    4. Н.Носов “Живая шляпа”, “Заплатка”, “Затейники”.

    5. М.М. Зощенко “Елка”

    6. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”,”Цветик-семицветик”

    7. П.П. Бажов “Серебряное копытце”

    8. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”

    9. В.Бианки “Как муравьишка домой собирался”, “Аришка-трусишка”, “Кто чем поет?”

    10.В.В. Медведев “Обыкновенный великан”

    11.Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор, пес и кот”

    12.В. Драгунский «Денискины рассказы»

    Зарубежная литература:

    1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Русалочка”, ”Гадкий утенок”

    2. Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь”

    3. Ш. Перро “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”

    4. Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы”

    5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”

    6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне”

    7. А.Милн “Винни Пух и все-все-все”

    8. Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”

    Стихи:

    1. Б.Заходер “Веселые стихи”, ”Птичья школа”

    2. С. Михалков “Дремота и забота”, ”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание”

    3. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, ”Детка в клетка”, ”Школьнику на память”

    4. К.Чуковский “Доктор Айболит”, «Путаница», «Федорино горе»

    5. Г.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”

    Список литературы на лето после 2 класса.

    Читательский дневник (отзыв)

    • Название произведения, жанр, тема.
    • Главные герои.
    • Краткое содержание (5-6 предложений).
    • Твоё отношение к произведению.
    • Пословица к данной теме
    1. В.Ф. Одоевский «Город в табакерке».
    2. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
    3. П.П. Бажов «Серебряное копытце».
    4. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
    5. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
    6.  П. Ершов «Конек-Горбунок».
    7. К.Г. Паустовский  «Похождения жука-носорога».
    8. А.П. Платонов «Солдат и царица», «Волшебное кольцо».
    9. М. Пришвин «Кладовая солнца».
    10.  А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
    11.  Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
    12.  В. Губарев  «Королевство кривых зеркал».
    13.  С. Прокофьева « Ученик волшебника».
    14.  Л. Лагин  «Старик Хоттабыч».
    15.  А. Гайдар «Горячий камень», «Голубая чашка».
    16.  Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
    17.  К. Булычёв «Путешествие Алисы».
    18.  Л. Гераскина «В стране невыученных уроков».
    19.  Н.Носов  «Витя Маляев в шоле и дома».
    20.  В. Драгунский «Денискины рассказы».
    21.  В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук», «Калиф-аист».
    22.  Э. Распэ  «Приключения барона Мюнхаузена».
    23.  Р. Киплинг «Рикки — Тикки — Тави».
    24.  М. Твен «Приключения Тома Сойера».
    25.  Дж. Р.Р. Толкиева «Хоббит, или Туда и обратно».
    26.  П.Трэверс «Мери Поппинс».
    27.  Дж. Барри «Питер Пэн и Венди».
    28.  А. Милна «Винни Пух и все-все-все».
    29.  А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».

    Список литературы на лето после 3 класса.

    Читательский дневник (отзыв)

    • Название произведения, жанр, тема.
    • Краткое содержание (5-6 предложений).
    • Своё отношение к произведению.
    • Произведения этого автора.

    1. А. Одоевский «Городок в табакерке».

    2. А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители».
    3. В. Жуковский «Спящая царевна».

    4. В. Даль «Война грибов с ягодами».

    5. А. Куприн «Слон».

    6. П. Бажов  «Малахитовая шкатулка».

    7. В. Бианки  «Синичкин календарь».

    8. Б. Житков «Морские истории».
    9. Г. Скребицкий « Сказки следопыта», «Лесной голосок».

    10. Н. Сладков «Лесные тайнички».

    11. С. Алексеев  «Рассказы из русской истории».

    12. А.Чехов. «Каштанка».

    13. А. Гайдар «Тимур и его команда», «Военная тайна»

    14. В. Катаев «Сын полка».

    15. К. Булычев «Заповедник сказок».

    16. Л. Пантелеев «На ялике», «Главный инженер».

    17. В. Беляев «Старая крепость».

    18. В. Медведев «Неизвестные приключения Баранкина».

    19. А. Некрасов  «Приключения капитана Врунгеля».

    20. С. Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика».

    21. А. Рыбаков «Кортик».

    22. А. Волков «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».

    23. Т. Александрова  «Домовёнок Кузька».

    24. А. Линдгрен «Калле Блюмквист – сыщик».

    25. Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».

    26. Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста».

    27. Э. Гофман  «Щелкунчик и Мышиный король»

    28. Ж. Верн «Дети капитана Гранта».

    29. Э. Д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика».

    30. Д. Родари  «Джельсомино в стране Лгунов».

    Список литературы для чтения летом 5 класс

    Следующие произведения рекомендуется прочитать в течение лета, чтобы во время учебного года появилась возможность сократить время подготовки к урокам.

    Для прочтения  всего  списка обязательной литературы летом перед 5-м классом надо ежедневно читать примерно 30 минут или 6–7 страниц текста.

    Список обязательной литературы на лето для 5-го класса

    1. Мифы народов мира («Мифы Древней Греции», «Славянские мифы» и др.)

    2. Русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Три царства», «Марья-Маревна» и др.)

    3. Сказки «Тысяча и одной ночи» («Путешествия Синдбада-морехода»)

    4. Басни И. А. Крылова

    5. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

    6. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством»)

    7. Э.Т. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

    8. В.Г. Короленко «В дурном обществе»

    9. И.С. Тургенев «Муму»

    10. О´Генри «Вождь краснокожих»

    11. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

    12. А.П. Платонов «Волшебное кольцо»

    13. Ш. Перро «Сказки» (полный вариант, с моралью после сказок)

    14. Г.Х. Андерсен. Сказки. «Снежная королева», «Соловей»

    15. Дж. Родари «Сказки по телефону»

    16. Л. Кэрролд «Алиса в стране чудес»

    17. Дж.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

    18. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

    19. Рассказы о животных (Б. Житков, Сетон-Томпсон, Дж. Даррелл)

    20. В.П. Астафьев «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»

    21. К. Булычев «Приключения Алисы» («Девочка с Земли», «Заповедник сказок», «Козлик Иван Иванович» и др.)

    22. Т. Янссон «Последний в мире дракон»

    23. Д. Дефо «Робинзон Крузо»

    24. Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

    25. А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»

    26. М.Твен «Приключения Тома Сойера»

  • Отзыв на сказку кола рыба
  • Отзыв на сказку летучий корабль 3 класс перспектива
  • Отзыв на рассказ тэффи жизнь и воротник
  • Отзыв на рассказ чехова пересолил
  • Отзыв на рассказ честное слово пантелеева 3 класс