Отзыв на сказку два ивана солдатских сына

Краткое содержание сказки два мороза для читательского дневникадва брата мороза решили повеселиться, людей поморозить. тут как раз увидели, что с

Краткое содержание сказки Два мороза для читательского дневника

Два брата Мороза решили повеселиться, людей поморозить. Тут как раз увидели, что с одной стороны барин едет, в шубе медвежьей, а с другой стороны едет мужичок, в рваном полушубочке. Вот младший брат, Мороз-Синий нос, и говорит старшему, чтобы он бежал за барином, так как барин тепло одет, и старшему брату будет труднее его заморозить, а он побежит за мужичком, одет тот плохонько, и он с ним легко справится. Старший Мороз усмехнулся и согласился. Договорились они вечером встретиться и разбежались в разные стороны.

Когда солнце закатилось, сошлись братья вместе, и давай рассказывать, что у них получилось. Оказалось, что старшему брату не составило труда заморозить барина, хоть тот и в шубу был одет, и в шапку, и сапоги хорошие, но промёрз до костей, так как даже не пытался пошевелиться, чтобы согреться. Младший брат не смог справиться с мужичком, который был в рваной одежке, потому что он работал, и ему было жарко так, что пар от него валил. И самому Морозу мужичок намял бока, зарёкся младший брат мужиков морозить, пожалел он, что старшему не поверил.

Смысл сказки «Два мороза»

На самом деле, у нее есть автор – Михаил Михайлов. Сюжет прост. Жили были два мороза – один старший, другой младший, один братец мороз Синий нос, другой братец мороз –Красный нос. В один ясный денек гуляли они, друг друга нахваливали, да тут им захотелось браваду свою испытать, развлечься по-молодецки. А чем могут развлечься морозы? Естественно, поморозить кого-то. А тут на их счастье две повозки едут — одна с колокольчиком, другая с бубенчиком. На одной барин едет в шубе шикарной, на другой мужик в полушубке худом. Стали морозы думать, кого им морозить. Долго думали, да пришли к выводу, что старший будет морозить барина, а младший – мужика: полушубок у него худой, штопанный, шапка вся в дырках. А на барине медвежья шуба, шапка лисья да волчьи сапоги – тяжело его будет проморозить. На том и порешили. Побежал старший и опытный барина морозить, а молодой – мужика.

Старший легко справился: залез себе под шубу барину и давай морозить. Барин себе кутается, а толку нет. Тут подумал, что сейчас не шелохнется ни одним суставом, глядишь и не замерзнет. Так и приехал в город еде живой.

А младший мороз побежал мужика морозить, да обжегся.Начал мужик дрова рубить, да на мороз ругаться, да такими словами, что ему и обидно стало. Поднатужился мороз, стала еще сильнее морозить мужика, только толку: снял он шубу да шапку, так как жарко стало. Молодой мороз обрадовался, стал сильнее пощипывать да покусывать, а мужику хоть бы что, машет топором и хоть бы хны.

Скинул мужик шубу, тут мороз и обрадовался, думает, вот сейчас я ему шубу в отместку заморожу. Залез в шубу, затаился, а тут мужик понял, что что-то не так, да начал шубу поколачивать. Так морозу молодому бока наломал, что тот еле убежал.

А смысл сказки прост, как мужик: труд – лучшее средство против всяких невзгод, будь то мороз, жара или ветер. Работа- лучшее средство от бессонницы, мороза, холода, неурожая. Если человек занять делом, он не обращает внимания на то, что происходит вокруг, ведь у него есть цель.

Еще один смысл сказки в том, что нельзя судить по одежке и вообще делать скоропостижные выводы. Молодой мороз решил, что проморозить плохо одетого мужика сам, а в итоге пострадал. Старший мороз более опытный, и он знает, кого «обработать» проще, поэтому легко согласился морозить хорошо одетого барина. Он явно что-то знал…

Кстати, сказок про мороз и про труд немало. Так, у Одоевского есть сказка «Мороз Иванович, про ленивую дочку и трудолюбивую падчерицу. Падчерица упала в колодец и долго прислуживала Морозу Ивановичу, готовила , убирала, за что получила от него вознаграждения. А вот падчерица оказалась более ленивой, и награды не получила.

Еще одна авторская сказка – «12 месяцев» Маршака. Здесь тоже фигурируют ленивая дочка и трудяга-падчерица. Ее доброта и красота смогла сделать нереальное — 12 месяцев, которых она одна увидела всех вместе, помогли ей насобирать подснежников в январе – просто месяцы поменялись местами и труд помог преодолеть девочке мороз. Кстати, сказка корнями уходит к чешской легенде о том, что раз в год все двенадцать месяцев собираются вместе, а кто-то может их даже увидеть.

И наконец, есть сказка Братьев Гримм с похожим сюжетом – «Госпожа Метелица».Здесь у мороза женский пол, но сюжет очень похож на сказку «Мороз Иванович». Трудолюбивая падчерица взбивала метелице подушки и перины, а дочка отказалось это делать, в итоге падчерица вернулась вся в золоте, а дочка – в смоле.

Можно сделать вывод, что во всех странах люди боятся мороза, и считают, что справиться с ним может только труд и вообще, любая активная деятельность. А вы боитесь мороза?

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В стручке жило пять зеленых горошинок и они думали, что весь мир такой самый зеленый как они. Время проходило, стручок рос вместе с горошинами. Они хотели узнать, что же ждет каждую из них. Со временем они начали желтеть

Повествование произведения начинается с момента осады Иерусалима войсками Набукко. Все в городе со страхом ожидают начала битвы, и волнения подгоняются тем

Произведение писателя представляет собой ироничный рассказ, повествующий о событиях, произошедших в небольшом российском городе, куда наведывается суровый и справедливый контролирующий инспектор для проведения ревизионного контроля.

«Мандариновые острова» небольшая повесть Николая Назаркина, в ней он повествует о мальчиках, которые проводят много времени в больнице, у них у всех одна мечта, когда-нибудь вернуться домой.

Общение с читателем в повествовании Томаса Мора ведётся от его собственного лица. Однажды по прибытию во Фландрию ему посчастливилось познакомиться с человеком, который всю свою жизнь посвятил мореплаванию.

Источник

Краткое содержание сказки

Главные персонажи сказки – два брата – Мороз – Синий нос и Мороз – Багровый Нос. Развлекались они в поле, стужу на людей нагоняя. Позабавиться решили и заключили спор: кто сильнее сумеет путника заморозить. Возле леса встретились братьям мужичок и барин. Мужичок в заплатанном полушубке, дырявой шапчонке, на ногах лапти худые, с топором, видно, что в лес за дровами едет. А барин одет добротно. На нем медвежья шуба, лисья шапка, теплые сапоги. Стали братья решать, кому кого морозить. Младший брат Мороз – Синий нос решил схитрить – выбрал мужичка. Старшему барин достался. Напустил Мороз – Красный нос холоду под шубу и под шапку барина. От холода тот не пошевельнется, трясется, до города чуть живой доехал. Мужичка стал Мороз – Синий нос холодом донимать, мужичок на мороз серчает да топориком помахивает. Разогрелся, вспотел, полушубок снял и снова за работу. Мороз – Синий нос в полушубок спрятался, чтобы его заморозить. Мужик работу закончил, схватил полено, давай мороз ругать да колотить по полушубку, чтобы размять. Так поколотил младшенького, что тот еле ноги унес. С тех пор закаялся Мороз – Синий нос мужиков морозить. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Краткое содержание сказки два мороза за 2 минуты пересказ сюжета

И молодой, шустрый морозец развлекаются, по лесным верхушкам прыгают и громко пощёлкивают. Если на снегу ногой дотронутся, то коркой ледяной он покроется!

И услышали весёлое звучание бубенцов и звонкую мелодию колокольчика. Это помещик с бедным крестьянином на своих повозках разъезжают.

И стали они спорить, кто быстрее кого уморит? И вот молодому (Сизому носу) достался мужик, а старику (Алому носу) богатый помещик.

Юный, не опытный морозец ни правильно рассуждал. Он думал, что раз тулуп толстый и одежды много, то не справится. А мужичка легко победить, да не тут — то было! А старший опытный, да умный, только смеётся! И разбежались. И стали выполнять уговор, распрощались! Присвистнули, пощёлкали, разбежались.

А, как потемнело, встретились. У старшего брата победное веселье.

А молодой братец устал и расспрашивает своего братца. — Как удалось заморозить богатого человека? «В два счёта! Весь продрог, еле до дома доехал. Чуть не окоченел! — промолвил умный брат – Раскрасневшийся нос!» «А твои, как дела? Одолел мужика?» — поинтересовался старший брат. «Ой, еле ноги унёс!» — промолвил младший из братьев. Уж и не повезло мне. Я залез к нему под его дырявый полушубок, а он стал дерево пилить. Я попытался его посильнее поморозить, а он, ну дровишки колоть, только щепки разлетаются. Скинул рваную одежду. «Ну! – думаю — Теперь назад не накинешь. Я, тебя проучу! А он стал её сильно дубиной колотить и ещё ругается! Меня до полусмерти забил. С мужиком больше не буду связываться!» – промолвил молодой морозец.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

«Два мороза»

Русская народная сказка «Два мороза»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Два мороза» и их характеристика

План пересказа сказка «Два мороза»

Кратчайшее содержание сказки «Два мороза» для читательского дневника в 5 предложений:

Эта русская народная сказка мне очень понравилась, ведь в ней простой мужичок оказался более хитрым и привычным к морозу, чем богатый купчишка. Да и посрамление мороза мне пришлось по душе. Теперь я знаю, что от мороза не надо прятаться в шубу, а лучше подвигаться и разогреть кровь.

Пословицы к сказке «Два мороза»

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Мороз не велик, да стоять не велит. Мороз разбирает, да расшевеливает.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Два мороза»

Встретились два брата, Мороз Синий нос и Мороз Багровый нос. Решили побегать, повеселиться. Слышат звенят бубенчики и колокольчики — то мужичок и купец едут.

Младший Мороз Синий нос выбрал мужичка, а старший Багровый нос взялся за купца.

Встретились снова Морозы и старший рассказал, что легко заморозил купца, который неподвижно сидел в санях.

Младший пожаловался, что никак не смог заморозить мужичка, а когда тот работать начал, так и вообще от него пар повалил. Мороз даже полушубок рваный не смог заморозить, ведь мужик его просто о снег выбил. И самому Морозу попало.

Иллюстрации и рисунки
к сказке «Два мороза»:

ДВА МОРОЗА (ПЕРЕСКАЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ В СТИХАХ)

ДВА МОРОЗА

(ПЕРЕСКАЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ В СТИХАХ) Жили-были, не тужили Два мороза-молодца. Льдом зеркальным речки крыли, Серебрили деревца. Выпрямляли дым над хатой, Расчищали небеса, А то ёлочке мохнатой Открывали чудеса. А звались морозы те: Синий Нос и Красный Нос — По душевной простоте Знать не знали про стрекоз. Им весна — отгул, а лето — Отпуск — праздник и покой, Ведь не зря же есть примета: Жарко летом — «дуб» зимой. Им жилось легко на свете, А Январушка-отец Вопрошал: «А ну-ка, дети, Кто сегодня молодец?» И братья́ ответ держали Перед строгостью отца. Аж в ночи стволы визжали От крещенского словца… В полдень зимний, на опушке Братья встретились и вот, Синий молвил: «Хоть из пушки Бей в судьбу — мне не везёт! Облетел я лес и поле — Никаких приличных дел. Настроенья нету боле, — Я, наверно, — заболел! Что сказать отцу, — не знаю. Ох, как станет попрекать: — Ещё сыном называю! Разметелю! — будешь знать!» Красный Нос в ответ: «Спокойно, Не кручинься, — выход есть. Мы закончим день достойно. Слушай радостную весть: Там за Силыча берлогой, За Ленивою горой, Свежей санною дорогой Купчик держит путь домой. Поспешай, он едет ходко, Бубенец звенит, поёт. Так устрой ему погодку, Он в дорогу водку пьёт!.. А ещё по у́тру в поле Мне попался мужичок. За ремнём топор — так боле Больше некуда — в лесок! Там он валит сухостои, Чуешь, как топор звенит. Вот его-то и накрою Я сейчас — душа горит». Тут морозы разлетелись В разны стороны и вот: Синий Нос уже из ели Бедну жертву признаёт. А потом как навалился, И давай купца щипать. Вмиг под шубой очутился, Начал ноги щекотать! И всё злее, злее, злее Расправляется с купцом. Шевельнуться тот не смеет, А Нос синий — молодцом! Посинел купец и сжался. Зубы белые стучат. Просто счастье, что добрался Он до дому… Красный брат Уж давно в лесу старался Заморозить мужика, Только тот не поддавался Братцу Красному пока. Топором махает живо, Подойти нельзя никак! Щепки — искры! Так красиво! — Разработался бедняк. Красный Нос и так, и этак… Только — шутка ли? — Топор! А крестьянин в кучу веток Набросал — зажёг костёр. На костре сальца поджарил, Жиром чёрный хлеб облил, Закусил. Кисет нашарил, Да цигарку закурил. Отдохнул — опять за дело. Стало жарко, он тогда, Чтобы тело не потело — С плеч тулуп — вот это да! Красный Нос серьёзно злиться, Мрачно в замысле хитрит. Как ему не посрамиться — Ведь отец Январь сердит! Он тогда в тулуп забрался, Изморозил весь внутри И так сильно постарался, Что замёрзли снегири! Синий вечер. Зимний вечер. Воздух звонкий. Лунный свет. В небе звёзды — чудо-свечи… Раз темно — работы нет! Воз готов. Мужик до дому Собирается. Тулуп На плечо. В плече — истома. А тулуп-то стал, как дуб! Тут мужик смекнул в чём дело. Кинул от тулуп на воз. Выбрал ствол березки белой (Бедный, бедный Красный Нос!..), И давай дубасить живо: — Ты мне, брат, тулуп не трожь, Захотелось жить красиво? Что, брат, кол-то узнаёшь?! Уносил брат Красный ноги — В голове и шум, и звон. На пролом-то без дороги, Без оглядки шпарил он. Час бежал, другой и третий… На опушке Синий Нос Ждал давно… и, вдруг, — приметил: «Ты куда бежишь, Мороз?!» Красный Нос остановился, Отдышался посинел. Он не врал и не хвалился Всё поведал, как умел. Синий Нос его послушал, На заметку взял урок. Красный Нос снежку покушал, Сел на пень — стоять не мог… Так и жили два мороза Синий Нос и Красный Нос. И что в жизни есть стрекозы Им и слышать не пришлось.

1984, 2015

Русская народная сказка

Краткое содержание сказки «Два мороза» для читательского дневника

План для пересказа произведения:

Рисунок — иллюстрация к сказке «Два мороза»

Главная мысль:

Тот кто работает, не замерзнет ни на каком морозе, кто ленится замерзнет и в шубе.

Чему учит это произведение:

Сказка «Два мороза» учит нас тому, что при работе человек разогревается, его кровь движется быстрее и он меньше мерзнет.

Синквейн:

Краткий отзыв о сказке «Два мороза» для читательского дневника

Сказка «Два мороза» мне понравилась не только занимательным сюжетом, но и практической пользой, уроком, который можно из этой сказки извлечь.

Оказывается, если зимой окажешься на морозе и начнешь замерзать, следует хорошенько подвигаться, поразмяться и мороз отступит.

Пословицы:

Мороз не велик, да стоять не велит.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным — шапку снимает.

Популярные сегодня пересказы

В станице Филипповка осенней ночью подолгу не спится деду Гавриле. Он просыпается, кашляет и всё ходит по двору, около дома. Он думает о пропавшем без вести во время войны сыне Петре.

Рассказ «Ветер» это фантастический жанр. В нём рассказывается о ветре убийце, который охотится за теми, кто посмел нарушить его покой.

История относится к циклу Записок охотника и рассказывает историю от лица главного героя остальных сюжетов. Автор говорит про Аркадия Павловича Печонкина, который является отставным офицером и молодым помещиком

После завершения пансионата Вильгельм Кюхельбекер возвратился в родной дом. Мама подростка созвала всю родню и хороших знакомых односельчан на собрание. Нужно было определить будущую жизнь

Источник

Краткое содержание сказки

Главные персонажи сказки – два брата — Мороз – Синий нос и Мороз – Багровый Нос. Развлекались они в поле, стужу на людей нагоняя. Позабавиться решили и заключили спор: кто сильнее сумеет путника заморозить. Возле леса встретились братьям мужичок и барин. Мужичок в заплатанном полушубке, дырявой шапчонке, на ногах лапти худые, с топором, видно, что в лес за дровами едет. А барин одет добротно. На нем медвежья шуба, лисья шапка, теплые сапоги. Стали братья решать, кому кого морозить. Младший брат Мороз – Синий нос решил схитрить — выбрал мужичка. Старшему барин достался. Напустил Мороз – Красный нос холоду под шубу и под шапку барина. От холода тот не пошевельнется, трясется, до города чуть живой доехал. Мужичка стал Мороз – Синий нос холодом донимать, мужичок на мороз серчает да топориком помахивает. Разогрелся, вспотел, полушубок снял и снова за работу. Мороз – Синий нос в полушубок спрятался, чтобы его заморозить. Мужик работу закончил, схватил полено, давай мороз ругать да колотить по полушубку, чтобы размять. Так поколотил младшенького, что тот еле ноги унес. С тех пор закаялся Мороз – Синий нос мужиков морозить. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Сказка Два мороза. Русская народная сказка

Сказка Два мороза – о выносливости и силе духа русского народа. Она поможет юным читателям правильно воспринимать окружающий мир и понимать природу многих вещей. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Два мороза читать

Кто автор сказки Два мороза

Сказка Два мороза – народная русская сказка, поэтому определить ее автора невозможно.

Краткое содержание сказки

Главные персонажи сказки – два брата – Мороз – Синий нос и Мороз – Багровый Нос. Развлекались они в поле, стужу на людей нагоняя. Позабавиться решили и заключили спор: кто сильнее сумеет путника заморозить. Возле леса встретились братьям мужичок и барин. Мужичок в заплатанном полушубке, дырявой шапчонке, на ногах лапти худые, с топором, видно, что в лес за дровами едет.

А барин одет добротно. На нем медвежья шуба, лисья шапка, теплые сапоги. Стали братья решать, кому кого морозить. Младший брат Мороз – Синий нос решил схитрить – выбрал мужичка. Старшему барин достался. Напустил Мороз – Красный нос холоду под шубу и под шапку барина. От холода тот не пошевельнется, трясется, до города чуть живой доехал.

Мужичка стал Мороз – Синий нос холодом донимать, мужичок на мороз серчает да топориком помахивает. Разогрелся, вспотел, полушубок снял и снова за работу. Мороз – Синий нос в полушубок спрятался, чтобы его заморозить. Мужик работу закончил, схватил полено, давай мороз ругать да колотить по полушубку, чтобы размять. Так поколотил младшенького, что тот еле ноги унес.

С тех пор закаялся Мороз – Синий нос мужиков морозить. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Два мороза

Два мороза – сказка с незатейливым простым сюжетом. Но в ней прославляется сила духа и стойкость простого народа, не привыкшего перед трудностями пасовать. Младший брат поверил старшему, что «топор лучше шубы греет», когда столкнулся с мужичком, которого одолеть так и не смог. Чему учит сказка Два мороза? Сказка учит преодолевать препятствия и не пасовать перед трудностями.

Мораль сказки Два мороза

Тому, кто трудиться привык, и лютый мороз не страшен, а бездельника даже шуба не согреет – такова мораль сказки Два мороза.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • У кого работа спорится, тот мороза не боится.
  • Терпенье и труд все перетрут.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/dva-moroza-russkaya-narodnaya-skazka/

— На прошедших уроках мы с вами
очень много узнали о сказке. Так, например, мы узнали, что ….(ответы ребят).

— Действительно, скоро сказка
складывается, да непросто складывается. Давайте прочитаем статью в учебнике с
этим названием. Может, мы еще что-то новое для себя узнаем.

Чтение статьи в хрестоматии.

Запись в тетради:

Композиция – построение художественного произведения.

Сюжет – последовательность событий, происходящих в произведении.

— Давайте разберемся с этими
понятиями и сначала посмотрим, как же построены волшебные сказки, с чего
начинаются, как продолжаются  – т.е. с
чем сначала разберемся? (с композицией сказки).

— Так как обычно начинается
сказка?

— Правильно, чаще всего мы встречаем именно эти слова —
«жили-были». Но мудрые сказочники обычно начинали сказку с присказки. Вот,
например, так: «Было это далеко, на море, на океане на острове Кидане стоит
дерево золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн – вверх идет – песню
поет, вниз идет – сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть.
Это еще не сказка, а  присказка, а сказка
вся впереди! Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого
хлеба. Тут и сказку поведем…».

— Как вы думаете, а зачем нужна
была присказка?

— Затрудняетесь ответить? А
когда лучше слушать сказку? В какой обстановке?

— Правильно, слушается она лучше
в потемках, хорошо бы еще печку русскую да дрова в ней потрескивают, и звучит
голос, глубокий и таинственный, как бы напевая осторожно и доверительно, не
давая себя перебивать и зажигать свет. Задача присказки в том, чтобы
подготовить душу слушателя, настроить ее на соответствующий лад.

— Часто присказки были
юмористичные. Например: «В некотором царстве, в некотором государстве под
номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову
арбуз, на нос- огурец и поставил великолепный дворец. Это не сказка, а
присказка, а сказка будет после обеда, поемши белого хлеба и мягких калачей».

— А вот присказка дразнящая и
сулящая: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на
окиане, на острове Буяне (кстати, а что это за острова Буян, Кидан, которые
встречаются в присказках? – если кого-то заинтересовал этот вопрос, я могу
подсказать, где можно найти информацию и поделиться ею с ребятами). Итак, на
море, на окиане, на острове Буяне – стоит бык печеный, возле него лук толченый,
а у него в боку нож точеный, сейчас нож вынимается – изволь кушать… И это еще
не сказка, только присказка; а кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и
куница, и прекрасная девица, сто Рублев на свадьбу, а пятьдесят на прогулянье»
.

А это означает: приготовься ко
всему и не смей перебивать; тогда все сам увидишь…

А вот присказка
ритмически-плясовая и подготовительная: «Бабушка Арина, куда ты ходила? – В
Новую деревню. – Что в Новой деревне? – Утка в юбке, селезень в кафтане, корова
в рогоже, нет ее дороже… Это присказка, сказка будет впереди. Кудель, кудель,
куда ты летела, на кусточек села, на кусточек села – соловьем запела… У нас –
не так, как у вас – и кудель поет соловьем…»

Иными словами: перестраивай
душевный лад, сходи с обыденного ума, ко всему приготовься, ничему не
удивляйся; тогда все и узнаешь…

А вот присказка
сумбурно-драчливая: «Жили-были два крестьянина: один – Антон, другой – Агафон.
«Послушай, брат! – говорит Антон. – Бедовая туча к нам несется», — а сам как
лист трясется. «Ну, что ж за беда!» — «Да ведь град пойдет, весь хлеб побьет!»
— «Какой град! Дождь будет». – «Ан град! Ан дождь!» — «Не хочу говорить с
дураком!» — сказал Антон да хвать соседа кулаком. Ни град, ни дождь нейдет, а у
них из носов да ушей кровь льет. Это еще не сказка, а присказка, сказка будет
впереди – завтра после обеда, поевши мягкого хлеба…»

А это значит: вот смешаю тебе
все карты, опрокину тебя в бессмыслицу, так после этого ты в сказкины
небывальщины лучше поверишь…

А вот еще сказка, вводящая и
вкрадчива: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да
русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали
жареные куропатки, в то время жил-был царь, по имени Горох, с царицей
Анастасиею Прекрасною…»

Эта присказка как будто берет
душу слушателя за ее детскую ручку и ведет ее с распевным уговором прямо туда,
куда надо – в мир древний и дивный, к самому царю Гороху… Сказка уж такая: она
уводит, развязывая и окрыляя воображение, а потом…. потом приводя назад
концовкой: «Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало…» Или еще
выразительнее: «на том пиру и я был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не
попало; тут меня угощали; отняли поханку от быка, да налили молока , потом дали
калача. Я не пил, не ел, вздумал утираться; со мной стали драться. Я надел
колпак, стали в шею толкать».

А это значит: сказка кончилась,
добрые люди, просыпайтесь, ведь ничего взаправду не было: только по усам текло,
а в рот-то не попало… идет жизненная проза с ее разочарованиями и выгонит всех
нас с нашего сказочного пира…

— Итак, сказка начинается? ….
(присказкой), а кончается? (концовкой)

— А между присказкой и концовкой
– зачин и развитие действия.

Запись в тетради:

            Композиция волшебной сказки.

            — Присказка,

            — зачин,

            — развитие действия,

            — концовка.

— Разберемся теперь с сюжетом
волшебной сказки. Исходя из определения, в чем нам надо разобраться? (в
последовательности событий).

— Скажите, с какого события
начали разворачиваться события в сказке «Два Ивана крестьянских сына»? (с
момента, когда братья решили пойти в город на ярмарку, чтобы купить коней).

— А в сказке «Царевна-лягушка»?
(отец велел сыновьям пустить стрелы, чтобы найти невест)

— А в сказке «Гуси-лебеди»? (с
момента, когда гуси унесли братика)

— Что делали герои дальше во всех
этих сказках? (пускались в путь)

— Известный фольклорист
В.Я.Пропп, проанализировав структуру русских народных волшебных сказок,
убедился, что определенные герои (а их обычно в сказке не очень много)
совершают определенные поступки (их число тоже ограничено). Эти поступки он
называл функциями и говорил, что последовательность функций в сказках всегда
одинакова. Согласно системе В.Я.Проппа, этих функций действующих лиц – тридцать
одна. Они не в полном составе встречаются в каждой сказке, но основные сказочные
действия все же присутствуют. Так вот он отмечал, что в сказках обычно начинают
разворачиваться действия после нарушения какого-либо запрета. В каких известных
вам сказках был запрет, его нарушил главный герой и от того должен был
пуститься в путь-дорогу? («Гуси-лебеди» — запрет не ходить на улицу, а смотреть
за братцем; «Царевна-лягушка – нельзя было сжигать кожу). А вот в сказке «Два
Ивана крестьянских сына» запрета не было.

— Давайте начнем заполнять
таблицу. Мы ее сократим до наиболее часто встречающихся функций.

            Сюжет волшебной сказки

Основные функции
действующих лиц.

1.

Запрет, нарушение
запрета

2.

Отъезд или уход из
дома. Дорога.

3.

Задача, стоящая
перед героем.

4.

Встреча с
помощниками. Испытание героя. Волшебные дары.

5.

Появление сверхсильного
противника.

6.

Борьба с ним (три
раза). Победа.

7.

Возвращение домой.
Часто свадьба.

8. *

Ложный герой.

9. *

Вновь трудные
испытания.

10. *

Беда ликвидируется.
Узнавание истинного героя.

11. *

Ложный герой
наказывается.

12.

Свадьба.

Значком * обозначаются
функции, которые не всегда бывают в сказках.

Сказка «Два Ивана крестьянских сына»

1.

Седой старичок.
Отдача поклона. Дары: богатырские кони, сабли богатырские.

Встреча с
помощником-дарителем. Даритель испытывает героя.  Волшебные дары.

2.

Испросив
благословения матери, отправляются в путь. Распутье. Завет. Платочек.
Разъезжаются по разным дорогам.

Отъезд или уход из
дома. Волшебный предмет. Дорога.

3.

Один из братьев
женится, становится царевичем.

Свадьба

4.

Бедная старушка с
худой квартиркой.

Встреча с
помощником.

5.

Освободить город от
двенадцатиглавого змея.

Задача, стоящая
перед героем.

6.

Появление
двенадцатиглавых змеев. Борьба с ними (три раза). Победа.

Появление
сверхсильных противников. Борьба с ними (три раза). Победа.

7.

Водовоз наказан.

Ложный герой.
Узнавание истинного героя. Ложный герой наказывается.

8.

Красная девица –
страшная львица проглатывает царевича.

Появление
сверхсильного противника. Беда.

9.

Борьба Ивана
крестьянского сына со страшной львицей.

Борьба со
сверхсильным противником.

10.

Пир, счастливый
конец.

Пир

            Персонажи волшебной сказки.

            — Герой волшебной сказки: два брата,
любящие свою мать, почтительные к окружающим, особенно к старым людям; младший
сын (часто лентяй), младшая дочь, часто без матери, но любимая отцом.

            — Ложный герой*

            — Сверхсильный противник: Кощей
Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, леший,

            — Помощники героя:

        Помощники-люди – старичок, бабушка
(которых встречают по дороге),

        Помощники-звери – волк, заяц, конь,
сивка-бурка, щука, медведь, жар-птица, утка, кошка и др.

        Помощники-предметы – клубок,
скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, яблоко, зеркальце, перстень, дудочка и
др.

            Помощники-слова «заветные» — 1)
Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом и др. 2) Благословение
матери. 3) Наставление родителей.

  Домашнее задание: Расписать сюжет сказки «Царевна-лягушка»(1 вар.)
и                                                            сказки
«Гуси-лебеди» (2 вар.) 

Сказка – ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок.

                                 А.С.Пушкин

— И еще раз мы возвращаемся к
нашей сказке «Два Ивана солдатских сына». Потому что не выяснили мы с вами
самого главного. А что самое главное – поможет нам узнать эпиграф к нашему
уроку.

— Так о чем же нам намекает
сказка, какой урок наши далекие предки передают нам – на этот вопрос мы должны
будем ответить в конце урока, проведя анализ образного строя произведения,
охарактеризовав главных героев.

— А кто главные герои в этой
сказке? (два Ивана).

— Скажите, на основании чего вы
обычно судите о человеке?

— Вот и в художественном
произведении мы прежде всего анализируем, какие поступки совершает герой, как о
нем отзываются и что и как он сам говорит.

— Начнем с предыстории наших
героев. Расскажите, как росли два Ивана (пересказ).

— Почему и как братьям удалось
добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал Иванов?

— Какие же качества
характеризовали Иванов в детстве? (дружба, умение постоять за себя, ум).

— О каких качествах братьев мы
узнаем из сцены торга при покупке коней и сабель?

(сильные (эпизод укрощения
коней), добрые, воспитанные, проявляющие уважение к окружающим (встреча со
старичком), обладают чувством справедливости (поймали жеребцов).

— Но более всего проявились
качества братьев в дороге, во время их путешествия. Как вы думаете, зачем
сказочники разводят братьев по двум дорогам? (у каждого брата свой характер, и
такой прием позволяет проследить за каждым).

— Значит,  тот путь, который выбирает каждый из них,
характеризует каждого в отдельности. Оба они сильны, оба одного возраста. Кто
первый заговорил там, на перекрестке,  и
что предложил? Чем обосновал свой выбор? Обратите внимание, именно он и выручит
потом своего брата. Какие поступки выпадут на его долю? (он сразится с
двенадцатиглавыми змеями, выручит своего брата в поединке с царицей-львицей).
Какое качество этого Ивана прежде всего здесь проявилось? (взаимовыручка)

— Вот мы с вами говорим – Иван
совершает поступки. А что такое «поступок»?

В словаре В.Даля дается такое
толкование этого слова: «Всякое дельное дело или действие человека». Что значит
«дельное»? (хорошее) И дальше у Даля: «Подвиг, деяние для исполнения
чего-либо».

— Итак, сразиться с
двенадцатиглавыми змеями ради освобождения города  — это поступок? Да! Выручить своего брата –
это поступок? Да! Перевести старого человека через дорогу или уступить ему
место в автобусе – это поступок? Да! А оскорбить своего друга или какого-либо
человека – это поступок? Нет! А что это? (подлость, низость и т.д.)

— Кто в сказке «Два Ивана
солдатских сына» совершает подлость, а не поступки? (водовоз). Вот почему он
ложный герой.

— Таким образом, основными
признаками, которые отличают положительного героя сказки от отрицательного,
являются его поступки.

— А что мы можем сказать о том,
как говорят Иваны? (уважительно с седым старичком и матерью, грозно со своими
противниками, дружески с друг другом)

— Можно ли по речи героев
сказать, какие они? Да.

— Есть ли прямая оценка братьев
в сказке? (она содержится в эпитете «добрые молодцы», который является
постоянным для любой сказки).

— Так о чем же нам «намекает»
сказка, какой урок преподает? Свой ответ начните со слов: «Образами Иванов
солдатских сыновей народ подчеркивает свое представление об идеальном русском
герое: … (мужественном, смелом, умном, воспитанном, добром, проявляющем
уважение к окружающим, обладающем чувством справедливости, всегда приходящем на
выручку и не забывающем о дружбе). (Записываем ответ в тетради).

— Хорошая, мудрая сказка. И
красивая. И делает ее такой выразительной прежде всего ее язык, те эпитеты,
которые используют сказочники. Они их придумывают каждый раз новые? Нет. Они
постоянные, переходящие из одной сказки в другую. Следующая наша работа будет
заключаться в том, что вы должны будете найти как можно больше постоянных
эпитетов и сказочных оборотов в предложенном вам тексте (каждый ученик имеет
листок с текстом, на котором текстовыделителем отмечает найденные эпитеты и
сказочные обороты. Затем этот листок поможет ему при составлении своей сказки). 

В тридевятом царстве, небывалом государстве.

В
поисках тридевятого царства, небывалого государства прошел я через пески
сыпучие, через высокие горы, через быстрые реки, пока не набрел наконец на
подземный ход. Тем ходом спустился я в глубокую пропасть и пошел по лесу
дремучему, непроездному, непроходимому, и чем дальше иду, тем дорога лучше
становится, словно деревья передо мною расступаются, а часты кусты
раздвигаются. Смотрю назад – руки не просунуть, смотрю направо – пни да колоды,
зайцу косому не проскочить, смотрю налево – а и хуже того… Дивуюсь я, думаю не
придумаю, что со мной за чудо совершается, а сам все иду да иду: у меня под
ногами дорога торная. Иду я день от утра до вечера, не слышу ни реву звериного,
ни шипения змеиного, ни крику совиного, ни голоса птичьего: ровно около меня
все повымерло. Вот пришла и темная ночь; кругом меня хоть глаз выколи, а под
ногами светлехонько. Вот иду я до полуночи и стал видеть впереди будто зарево,
и подумал я: «Видно, лес горит, так зачем же мне туда идти на верную смерть,
смерть неминучую?»

Поворотил
я назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти; сунулся вперед – дорога
торная. Думал я, думал и порешил идти вперед. Чем дальше иду, тем светлее
становится, и стало, как белый день. Выхожу я на поляну широкую, и посредь той
поляны широкой стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец королевский али
царский, весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и
светится, а огня не видать. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем
музыка согласная, какой никогда я не слыхивал.

Вхожу
я на широкий двор, в ворота широкие, растворенные; дорога пошла из белого
мрамора, а по сторонам бьют фонтаны высокие, большие и малые. Вхожу я во дворец
по лестнице, устланной тонким красным сукном, с перилами позолоченными; вошел я
в горницу – нет никого; в другую, в третью – нет никого; в пятую, десятую – нет
никого; а убранство везде царское, неслыханное и невиданное: золото, серебро,
хрустали восточные, кость слоновая и мамонтовая.

Дивуюсь
я такому богатству несказанному, а вдвое того, что хозяина нет; не только
хозяина, и прислуги нет; а музыка играет не смолкаючи; и подумал я в те поры
про себя: «Все хорошо, да есть нечего», — и вырос передо мной стол,
убранный-разубранный: в посуде золотой да серебряной яства стоят сахарные, и
вина заморские, и питья медвяные. Сел я за стол, напился, наелся досыта:
кушанье такое, что и сказать нельзя, — того и гляди, что язык проглотишь, а я,
по лесам и пескам ходючи, крепко проголодался. Не успел я встать и оглянуться,
а стола с кушаньями как не бывало, а музыка играет не умолкаючи.

Дивуюсь
я такому чуду чудному и такому диву дивному, а сам думаю: «Хорошо бы теперь
соснуть» — и вижу, стоит передо мной 
кровать резная, из чистого золота, на ножках хрустальных, с пологом
серебряным, с бахромою и кистями жемчужными; пуховик на ней как гора лежит,
пуху мягкого, лебяжьего.

Ложусь
я на высокую кровать, задергиваю полог серебряный и вижу, что он тонок и мягок,
будто шелковый. Стало в палате темно, ровно в сумерки, и музыка играет будто
издали. Заснул я в ту же минуту.

Проснулся
а солнце уже взошло выше дерева стоячего.

Встал
я с кровати высокой, платье мне все приготовлено, и фонтан воды бьет в чашу
хрустальную. Одеваюсь я, умываюсь; чай и кофей на столе стоят, и при них
закуска сахарная. Накушался я и спустился по лестнице из мрамора зеленого, из
малахита медного в зеленый сад.

А
в саду диковинном на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот так и
просятся; цветы растут распрекрасные, всеми красками расписанные; птицы поют
невиданные, песни поют райские; и бегут-шумят ключи родниковые по колодам
хрустальным.

Вот
какие чудеса видел я в тридевятом царстве.

— Скажите, ребята, а за счет
чего появляется особая сказовая интонация, для которой характерна прежде всего
напевность? (за счет изменения прямого порядка слов, рядов однородных членов).
Вводим понятие «инверсия». 

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Пришло время — записали его в солдаты. Оставляет он жену, стал с нею прощаться и говорит:

— Смотри, жена, живи хорошенько, добрых людей не смеши, домишка не разори, хозяйничай да меня жди; авось назад приду. Вот тебе пятьдесят рублей. Дочку ли, сына ли родишь — все равно сбереги деньги до возрасту: станешь дочь выдавать замуж — будет у нее приданое, а коли бог сына даст, да войдет он в большие года — будет и ему в тех деньгах подспорье немалое. Попрощался с женою и пошел в поход. Месяца три погодя родила жена двух близнецов-мальчиков и назвала их Иванами — солдатскими сыновьями.

Пошли мальчики в рост, как пшеничное тесто на опаре, так кверху и тянутся. Стукнуло ребяткам десять лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули — никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать.

Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех близнецов каждый день поколачивать да пощипывать.

Говорит один брат другому:

— Долго ли нас колотить да щипать будут Матушка и то на нас платьица не нашьется, шапочек не накупится, что ни наденем, всё товарищи в клочки изорвут! Давай-ка расправляться с ними по-своему.

И согласились они друг за друга стоять, друг друга не выдавать. На другой день стали боярские и купеческие дети задирать их, а они — полно терпеть! — как пошли сдачу давать. Всем досталось! Тотчас прибежали караульные, связали их, добрых молодцев, и посадили в острог.

Дошло то дело до самого царя; он призвал тех мальчиков к себе, расспросил про все и велел их выпустить.

— Они, — говорит, — не виноваты: не зачинщики!

Выросли два Ивана — солдатские дети и просят у матери:

— Матушка, не осталось ли от нашего родителя каких денег. Коли остались, дай нам: мы пойдем в город на ярмарку, купим себе по доброму коню.

Мать дала им пятьдесят рублей — по двадцати пяти на брата — и приказывает:

— Слушайте, детушки! Как пойдете в город, отдавайте поклон всякому встречному и поперечному.

— Хорошо, родимая!

Вот, отправились братья в город, пришли на конную, смотрят — лошадей много, а выбрать не из чего, все не под стать им, добрым молодцам!

Говорит один брат другому:

— Пойдем на другой конец площади; глядь, что народу там толпится — видимо-невидимо!

Пришли туда, протолкались вперед — у дубовых столбов стоят два жеребца, на железных цепях прикованы: один на шести, другой на двенадцати; рвутся кони с цепей, удила кусают, роют землю копытами. Никто подойти к ним близко не смеет.

— Что твоим жеребцам цена будет? — спрашивает Иван — солдатский сын у хозяина.

— Не с твоим, брат, носом соваться сюда! Есть товар, да не по тебе, нечего и спрашивать.

— Почем знать, чего не ведаешь; может, и купим, надо только в зубы посмотреть.

Хозяин усмехнулся:

— Смотри, коли головы не жаль!

Тотчас один брат подошел к тому жеребцу, что на шести цепях был прикован, а другой брат — к тому, что на двенадцати цепях держался. Стали было в зубы смотреть — куда! Жеребцы поднялись на дыбы, так и храпят…

Братья ударили их коленками в грудь — цепи разлетелись, жеребцы на пять сажен отскочили, на землю попадали.

— Вот чем хвастался! Да мы этих клячей и даром не возьмем.

Народ ахает, дивуется: что за сильные богатыри появились! Хозяин чуть не плачет: жеребцы его поскакали за город и давай разгуливать по всему чистому полю; приступить к ним никто не решается, как поймать, никто не придумает.

Сжалились над хозяином Иваны — солдатские дети, вышли в чистое поле, крикнули громким голосом, молодецким посвистом — жеребцы прибежали и стали на месте словно вкопанные; тут надели на них добрые молодцы цепи железные, привели их к столбам дубовым и приковали крепко-накрепко. Справили это дело и пошли домой.

Идут путем-дорогою, а навстречу им седой старичок; позабыли они, что мать наказывала, и прошли мимо, не поклонились, да уж после один спохватился:

— Ах, братец, что ж это мы наделали, старичку поклона не отдали; давай нагоним его да поклонимся.

Нагнали старика, сняли шапочки, кланяются в пояс и говорят:

— Прости нас, дедушка, что прошли не поздоровались. Нам матушка строго наказывала: кто б на пути ни встретился, всякому честь отдавать.

— Спасибо, добрые молодцы! Куда ходили?

— В город на ярмарку, хотели купить себе по доброму коню, да таких нет, чтоб нам пригодились.

— Как же быть? Надо подарить вам по лошадке.

— Ах, дедушка, если подаришь, станем тебя вечно благодарить!

— Ну, пойдемте!

Привел их старик к большой горе, отворяет чугунную дверь и выводит богатырских коней:

— Вот вам и кони, добрые молодцы! Ступайте с богом, владейте на здоровье!

Они поблагодарили, сели верхом и поскакали домой.

Приехали на двор, привязали коней к столбу и вошли в избу. Начала мать спрашивать:

— Что, детушки, купили себе по лошадке?

— Купить не купили, даром получили.

— Куда же вы их дели?

— Возле избы поставили.

— Ах, детушки, смотрите — не увел бы кто!

— Нет, матушка, не таковские кони: не то, что увести — и подойти к ним нельзя!

Мать вышла, посмотрела на богатырских коней и залилась слезами:

— Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне.

На другой день просятся сыновья у матери:

— Отпусти нас в город, купим себе по сабельке.

— Ступайте, родимые!

Они собрались, пошли на кузницу; приходят к мастеру.

— Сделай, — говорят, — нам по сабельке.

— Зачем делать! Есть готовые, сколько угодно берите!

— Нет, брат, нам такие сабли надобны, чтоб по триста пудов весили.

— Эх, что выдумали! Да кто ж этакую махину ворочать будет? Да и горна такого во всем свете не найдешь!

Нечего делать — пошли добрые молодцы домой и головы повесили.

Идут путем-дорогою, а навстречу им опять тот же старичок попадается.

— Здравствуйте, младые юноши!

— Здравствуй, дедушка!

— Куда ходили?

— В город, на кузницу, хотели купить себе по сабельке, да таких нет, чтоб нам по руке пришлись.

— Плохо дело! Нешто подарить вам по сабельке?

— Ах, дедушка, коли подаришь, станем тебя вечно благодарить!

Старичок привел их к большой горе, отворил чугунную дверь и вынес две богатырские сабли. Они взяли сабли, поблагодарили старика, и радостно, весело у них на душе стало!

Приходят домой, мать спрашивает:

— Что, детушки, купили себе по сабельке?

— Купить не купили, даром получили.

— Куда же вы их дели?

— Возле избы поставили.

— Смотрите, как бы кто не унес!

— Нет, матушка, не то что унесть, даже увезти нельзя.

Мать вышла на двор, глянула — две сабли тяжелые, богатырские к стене приставлены, едва избушка держится! Залилась слезами и говорит:

— Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне.

Наутро Иваны — солдатские дети оседлали своих добрых коней, взяли свои сабли богатырские, приходят в избу, с родной матерью прощаются:

— Благослови нас, матушка, в путь-дорогу дальнюю.

— Будь над вами, детушки, мое нерушимое родительское благословение! Поезжайте с богом, себя покажите, людей посмотрите; напрасно никого не обижайте, а злым ворогам не уступайте.

— Не бойся, матушка! У нас такова поговорка есть: еду — не свищу, а наеду — не спущу!

Сели добрые молодцы на коней и поехали.

Близко ли, далеко, долго ли, коротко — скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — приезжают они на распутье, и стоят там два столба. На одном столбу написано: «Кто вправо поедет, тот царевичем будет»; на другом столбу написано: «Кто влево поедет, тот убит будет».

Остановились братья, прочитали надписи и призадумались: куда кому ехать Коли обоим по правой дороге пуститься — не честь, не хвала богатырской их силе, молодецкой удали; ехать одному влево — никому помереть не хочется!

Да делать-то нечего — говорит один из братьев другому:

— Ну, братец, я посильнее тебя; давай я поеду влево да посмотрю, от чего может мне смерть приключиться. А ты поезжай направо: авось бог даст — царем сделаешься!

Стали они прощаться, дали друг дружке по платочку и положили такой завет: ехать каждому своею дорогою, по дороге столбы ставить, на тех столбах про себя писать для знатья, для ведома; всякое утро утирать лицо братниным платком: если на платке кровь окажется — значит, брату смерть приключилася; при такой беде ехать мертвого разыскивать.

Разъехались добрые молодцы в разные стороны.

Кто вправо коня пустил, тот добрался до славного царства. В этом царстве жил царь с царицею, у них была дочь царевна Настасья Прекрасная.

Увидал царь Ивана — солдатского сына, полюбил его за удаль богатырскую и, долго не думая, отдал за него свою дочь в супружество, назвал его Иваном-царевичем и велел ему управлять всем царством.

Живет Иван-царевич в радости, своей женою любуется, в царстве порядок ведет да звериной охотой тешится.

В некое время стал он на охоту сбираться, на коня сбрую накладывать и нашел в седле — два пузырька с целящей и живой водою зашито; посмотрел на те пузырьки и положил опять в седло. «Надо, — думает, — поберечь до поры до времени; не ровен час — понадобятся».

А брат его Иван — солдатский сын, что левой дорогой поехал, день и ночь скакал без устали.

Прошел месяц, и другой, и третий, и прибыл он в незнакомое государство — прямо в столичный город.

В том государстве печаль великая: дома черным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются.

Нанял он себе самую худую квартиру у бедной старушки и начал ее выспрашивать:

— Расскажи, бабушка, отчего так в вашем государстве весь народ припечалился и все дома черным сукном завешены?

— Ах, добрый молодец! Великое горе нас обуяло: каждый день выходит из синего моря, из-за серого камня, двенадцатиглавый змей и поедает по человеку за единый раз, теперь дошла очередь до царя… Есть у него три прекрасные царевны; вот только сейчас повезли старшую на взморье — змею на съедение.

Иван — солдатский сын сел на коня и поскакал к синему морю, к серому камню; на берегу стоит прекрасная царевна — на железной цепи прикована.

Увидала она витязя и говорит ему:

— Уходи отсюда, добрый молодец! Скоро придет сюда двенадцатиглавый змей; я пропаду, да и тебе не миновать смерти: съест тебя лютый змей!

— Не бойся, красная девица, авось подавится.

Подошел к ней Иван — солдатский сын, ухватил цепь богатырской рукою и разорвал на мелкие части, словно гнилую бечевку; после прилег красной девице на колени.

— Я посплю, а ты на море смотри: как только туча взойдет, ветер зашумит, море всколыхается — тотчас разбуди меня, молодца.

Красная девица послушалась, стала на море смотреть.

Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхалося — из синя моря змей выходит, в гору подымается.

Царевна разбудила Ивана — солдатского сына; он встал, только на коня вскочил, а уж змей летит:

— Ты, Иванушка, зачем пожаловал? Ведь здесь мое место! Прощайся теперь с белым светом да полезай поскорее сам в мою глотку — тебе ж легче будет!

— Врешь, проклятый змей! Не проглотишь — подавишься! — ответил Иван, обнажил свою острую саблю, размахнулся, ударил и срубил у змея все двенадцать голов; поднял серый камень, головы положил под камень, туловище в море бросил, а сам воротился домой к старухе, наелся-напился, лег спать и проспал трое суток.

В то время призвал царь водовоза.

— Ступай, — говорит, — на взморье, собери хоть царевнины косточки.

Водовоз приехал к синему морю, видит — царевна жива, ни в чем невредима, посадил ее на телегу и повез в густой, дремучий лес; завез в лес и давай нож точить.

— Что ты делать собираешься? — спрашивает царевна.

— Я нож точу, тебя резать хочу!

Царевна заплакала:

— Не режь меня, я тебе никакого худа не сделала.

— Скажи отцу, что я тебя от змея избавил, так помилую!

Нечего делать — согласилась. Приехала во дворец; царь обрадовался и пожаловал того водовоза полковником.

Вот как проснулся Иван — солдатский сын, позвал старуху, дает ей денег и просит:

— Поди-ка, бабушка, на рынок, закупи, что надобно, да послушай, что промеж людьми говорится: нет ли чего нового?

Старуха сбегала на рынок, закупила разных припасов, послушала людских вестей, воротилась назад и сказывает:

— Идет в народе такая молва: был-де у нашего царя большой обед, сидели за столом королевичи и посланники, бояре и люди именитые; в те поры прилетела в окно каленая стрела и упала посеред зала, в той стреле было письмо привязано от другого змея двенадцатиглавого. Пишет змей: коли не вышлешь ко мне среднюю царевну, я твое царство огнем сожгу, пеплом развею. Нынче же повезут ее, бедную, к синему морю, к серому камню.

Иван — солдатский сын сейчас оседлал своего доброго коня, сел и поскакал на взморье. Говорит ему царевна:

— Ты зачем, добрый молодец? Пущай моя очередь смерть принимать, горячую кровь проливать; а тебе за что пропадать.

— Не бойся, красная девица!

Только успел сказать, летит на него лютый змей, огнем палит, смертью грозит.

Богатырь ударил его острой саблею и отсек все двенадцать голов; головы положил под камень, туловище в море кинул, а сам домой вернулся, наелся-напился и опять залег спать на три дня, на три ночи.

Приехал опять водовоз, увидал, что царевна жива, посадил ее на телегу, повез в дремучий лес и принялся нож точить. Спрашивает царевна:

— Зачем ты нож точишь?

— А я нож точу, тебя резать хочу. Присягни на том, что скажешь отцу, как мне надобно, так я тебя помилую.

Царевна дала ему клятву, он привез ее во дворец; царь возрадовался и пожаловал водовоза генеральским чином.

Иван — солдатский сын пробудился от сна на четвертые сутки и велел старухе на рынок пойти да вестей послушать.

Старуха сбегала на рынок, воротилась назад и сказывает:

— Третий змей появился, прислал царю письмо, а в письме требует: вывози-де меньшую царевну на съедение.

Иван — солдатский сын оседлал своего доброго коня, сел и поскакал к синему морю.

На берегу стоит прекрасная царевна, на железной цепи к камню прикована. Богатырь ухватил цепь, тряхнул и разорвал, словно гнилую бечевку; после прилег красной девице на колени:

— Я посплю, а ты на море смотри: как только туча взойдет, ветер зашумит, море всколыхается — тотчас разбуди меня, молодца.

Царевна начала на море глядеть…

Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхалося — из синя моря змей выходит, в гору подымается.

Стала царевна будить Ивана — солдатского сына, толкала, толкала — нет, не просыпается; заплакала она слезно, и капнула горячая слеза ему на щеку; от того богатырь проснулся, подбежал к своему коню, а добрый конь уж на пол-аршина под собой земли выбил копытами.

Летит двенадцатиглавый змей, огнем так и пышет; взглянул на богатыря и вскрикнул:

— Хорош ты, пригож ты, добрый молодец, да не быть тебе живому, съем тебя, и с косточками!

— Врешь, проклятый змей, подавишься.

Начали они биться смертным боем; Иван — солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне:

— Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю.

Царевна тотчас намочила свой платочек и подала доброму молодцу. Он обернул саблю и давай рубить змея; срубил ему все двенадцать голов, головы те под камень положил, туловище в море бросил, а сам домой поскакал, наелся-напился и залег спать на трои сутки.

Царь посылает опять водовоза на взморье. Приехал водовоз, взял царевну и повез в дремучий лес; вынул нож и стал точить.

— Что ты делаешь? — спрашивает царевна.

— Нож точу, тебя резать хочу! Скажи отцу, что я змея победил, так помилую.

Устрашил красную девицу, поклялась говорить по его словам.

А меньшая дочь была у царя любимая; как увидел ее живою, ни в чем невредимою, он пуще прежнего возрадовался и захотел водовоза жаловать — выдавать за него замуж меньшую царевну.

Пошел про то слух по всему государству. Узнал Иван — солдатский сын, что у царя свадьба затевается, и пошел прямо во дворец, а там пир идет, гости пьют и едят, всякими играми забавляются.

Меньшая царевна глянула на Ивана — солдатского сына, увидала на его сабле свой дорогой платочек, выскочила из-за стола, взяла его за руку и говорит отцу:

— Государь-батюшка! Вот кто избавил нас от змея лютого, от смерти напрасной; а водовоз только знал нож точить да приговаривать: я-де нож точу, тебя резать хочу!

Царь разгневался, тут же приказал водовоза повесить, а царевну выдал замуж за Ивана — солдатского сына, и было у них веселье великое. Стали молодые жить-поживать да добра наживать.

Пока все это деялось с братом Ивана — солдатского сына, с Иваном-царевичем вот что случилось. Поехал он раз на охоту, и попался ему олень быстроногий.

Иван-царевич ударил по лошади и пустился за ним в погоню; мчался, мчался и выехал на широкий луг. Тут олень с глаз пропал. Смотрит царевич и думает, куда теперь путь направить. Глядь — на том лугу ручеек протекает, на воде две серые утки плавают.

Прицелился он из ружья, выстрелил и убил пару уток; вытащил их из воды, положил в сумку и поехал дальше.

Ехал, ехал, увидал белокаменные палаты, слез с лошади, привязал ее к столбу и пошел в комнаты. Везде пусто — нет ни единого человека, только в одной комнате печь топится, на шестке стоит сковородка, на столе прибор готов: тарелка, и вилка, и нож. Иван-царевич вынул из сумки уток, ощипал, вычистил, положил на сковороду и сунул в печку; зажарил, поставил на стол, режет да ест.

Вдруг, откуда ни возьмись, является к нему красная девица — такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать, — и говорит ему:

— Хлеб-соль, Иван-царевич!

— Милости просим, красная девица! Садись со мной кушать.

— Я бы села с тобой, да боюсь: у тебя конь волшебный.

— Нет, красная девица, не узнала! Мой волшебный конь дома остался, я на простом приехал.

Как услыхала это красная девица, тотчас начала дуться, надулась и сделалась страшною львицею, разинула пасть и проглотила царевича целиком. Была то не простая девица, была то родная сестра трех змеев, что побиты Иваном — солдатским сыном.

Вздумал Иван — солдатский сын про своего брата; вынул платок из кармана, утерся, смотрит — весь платок в крови. Сильно он запечалился:

— Что за притча! Поехал мой брат в хорошую сторону, где бы ему царем быть, а он смерть получил!

Отпросился у жены и тестя и поехал на своем богатырском коне разыскивать брата, Ивана-царевича.

Близко ли, далеко, скоро ли, коротко — приезжает в то самое государство, где его брат проживал; расспросил про все и узнал, что поехал-де царевич на охоту, да так и сгинул — назад не бывал.

Иван — солдатский сын той же самой дорогою поехал охотиться; попадается и ему олень быстроногий. Пустился богатырь за ним в погоню. Выехал на широкий луг — олень с глаз пропал; смотрит — на лугу ручеек протекает, на воде две утки плавают. Иван — солдатский сын застрелил уток, приехал в белокаменные палаты и вошел в комнаты. Везде пусто, только в одной комнате печь топится, на шестке сковородка стоит. Он зажарил уток, вынес на двор, сел на крылечке, режет да ест.

Вдруг является к нему красная девица:

— Хлеб-соль, добрый молодец! Зачем на дворе ешь?

Отвечает Иван — солдатский сын:

— Да в горнице неохотно, на дворе веселей будет! Садись со мною, красная девица!

— Я бы с радостью села, да боюсь твоего коня волшебного.

— Полно, красавица! Я на простой лошаденке приехал.

Она и поверила и начала дуться, надулась страшною львицею и только хотела проглотить доброго молодца, как прибежал его волшебный конь и обхватил ее богатырскими ногами.

Иван — солдатский сын обнажил свою саблю острую и крикнул зычным голосом:

— Стой, проклятая! Ты проглотила моего брата Ивана-царевича? Выкинь его назад, не то изрублю тебя на мелкие части.

Львица и выкинула Ивана-царевича: сам-то он мертвый.

Тут Иван — солдатский сын вынул из седла два пузырька с водою целящею и живой; взбрызнул брата целящей водою — плоть-мясо срастается; взбрызнул живой водой — царевич встал и говорит:

— Ах, как же долго я спал!

Отвечает Иван — солдатский сын:

— Век бы тебе спать, если б не я!

Потом берет свою саблю и хочет рубить львице голову; она обернулась душой-девицей, такою красавицей, что и рассказать нельзя, начала слезно плакать и просить прощения. Глянул на ее красу неописанную, смиловался Иван — солдатский сын и пустил ее на волю вольную.

Приехали братья во дворец, сотворили трехдневный пир; после попрощались; Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван — солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.

Персонажи произведения

  • Первый Иван — брат-близнец, которому нет равных по силе.
  • Второй Иван — брат-близнец, которому нет равных по отваге.
  • Мать братьев — любящая и заботливая женщина с большим сердцем.
  • Волшебник — юркий, быстрый старик, дарующий добро миру.
  • Прекрасная дева — хитрая злобная колдунья, владеющая могущественными силами и умеющая превращаться в статную и свирепую львицу.

Краткий пересказ сказки «Два Ивана — солдатских сына»

Однажды призвали бесстрашного и смелого мужчину — заботливого мужа и будущего отца — в армию, и отдал он перед уходом любимой супруге 50 рублей да дал наставление, чтобы подарила милая эти деньги ребенку, который вскоре родится. Спустя несколько месяцев супруга воина родила, вот только ни одного, а сразу двух мальчиков-близнецов, будущих защитников и отважных богатырей, и дала каждому имя «Иван». Когда подросли детки, они с благодарностью приняли отцовский подарок и разделили на двоих — по 25 рублей каждому.

Чтобы оправдать ожидания родителей, добрые молодцы отправились в город за покупками — могучими конями и длинными острыми мечами. Однако ни жеребцов, ни оружия за имеющиеся деньги отыскать они не смогли. Опечаленные отправились они домой, а по пути встретили отзывчивого и юркого старичка, который попросил братьев поведать их грустную историю. Рассказали Иваны о саблях-мечах и выносливых конях с присущей искренностью и страстью во взглядах и сердцах. Дед увидел в них бесстрашных богатырей, которые в будущем подарят миру множество славных подвигов, оттого решил помочь — сначала подарил двух богатырских жеребцов, а после выковал из чугунной двери острое и сверкающее на солнце оружие. Выразили братья-близнецы неизмеримую благодарность и отправились в отчий дом.

Утром Иваны расцеловали мать и сказали, что готовы пойти на поиски приключений, чтобы подвиги совершать. Так доехали они до двух столбов и двух дорог — одна к богатству вела, другая к смерти. И решили братья пойти разными путями, обменявшись платочками и наказав — если на нем кровь проявится, значит, кто-то из них пострадал или умер, помощь ему нужна.

Иван, который к богатствам пошел, быстро вышел к великому царству, правитель которого увидел в добром молодце отважного воителя и устроил ему венчание с красавицей-дочкой Настасьей Прекрасной. И жизнь превратилась в настоящую сказку, беззаботную, счастливую и радостную.

А Иван, который в логово самой Смерти направился, вскоре очутился в государстве темном и странном, где здания казались безжизненными, а люди сонными да рассеянными. Оказалось, что эти земли находятся под властью свирепого и безжалостного змея с двенадцатью головами, а в плену у него сидит принцесса. Не захотелось брату-молодцу оставаться в стороне, и отправился он спасать юную девицу. Вот только отрубив чудовищу каждую из голов, завалился богатырь спать ровно на три дня. А в это время властолюбивый водовоз забрал все почести и славу, пригрозив наследнице государства ножом, и стал полковником.

На следующий раз, когда прилетел еще один свирепый змей, Иван также спас среднюю царскую дочь, убил чудовище и уснул на три дня. Водовоз вновь пригрозил, присвоил заслуги и стал военачальником. На третий раз, возможно, гнусному мужчине опять удалось бы обмануть правителя и жителей государства, вот только Иван показал подарок, полученный от первой принцессы после спасения. Так водовоза казнили, а богатырю отдали в жены очаровательную царевну.

Первый братец, в свою очередь, решил привести тело в форму и пошел на охоту, что привела его к великому дворцу, в котором царствовала удивительной красоты женщина. Внезапно для богатыря превратилась она в свирепую львицу, которая напала на молодца и съела его. Второй Иван заметил, что платок, подаренный при разлуке, покрылся кровью и вмиг выдвинулся выручать бедолагу. Отыскав нужное место, он приказал монстру выплюнуть братца. А позже, напоив его целебным эликсиром, оживил. И вернулись солдатские сыновья в свои владения к очаровательным супругам. И стали они жить в мире и любви.В чем мораль?

Сказка «Два Ивана», прочесть краткое содержание которого вам удалось, раскрывает общепринятые и немаловажные моральные понятия того, как важно человеку оставаться добродушным, бесстрашным и справедливым вне зависимости от обстоятельств. Жизнерадостный, чуткий и миролюбивый «герой» никогда не оставит ближнего в одиночку справляться с бедой, а проявленное им милосердии впоследствии, безусловно, будет награждено великим духовным образом — искренней благодарностью.

Читайте также: 

  • «Три толстяка» Юрия Олеши — краткое содержание
  • «Калевала» — краткое содержание карело-финского эпоса
  • «Трилогия о Кроше» А. Рыбакова — краткое содержание

  • Отзыв о любимой сказке пушкина
  • Отзыв на сказку братьев гримм белоснежка и семь гномов
  • Отзыв на рассказ мой генерал
  • Отзыв на рассказ рыбакова кортик
  • Отзыв на произведение отцы и дети сочинение