Отзыв на сказку что значит досуг 5 класс

Владимир даль / авторские сказкичто значит досугэто произведение - общепризнанный шедевр мировой художественной литературы, и сегодня не утративший свою содержательную

Владимир Даль / Авторские сказки

Что значит досуг

Это произведение — общепризнанный шедевр мировой художественной литературы, и сегодня не утративший свою содержательную ценность. Оно включено в список «Тысяча лучших произведений мировой художественной литературы в русских переводах, рекомендованных для комплектования школьной библиотеки».

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш,1 до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом;2 волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников3 наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру4 слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице5 приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна,6 на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки7 растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую8 дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису,9 в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.


Сноски к главе

1—до окончания дела

2—в виде стен

3—спичек

4—широкий горшок

5—пеликану

6—чердачного

7—вязальные спицы

8—утоптанную

9—карман

Рассмотрите таблицу, в которой представлена описательная речь автора и речь персонажей

Персонаж сказки Даля «Что значит досуг»

Речь автора

Речь персонажа

1.Георгий Храбрый

«Держит начальство над зверями, птицами…», «…и разложил на каждого по работе»

2. Михайло

Потапыч,

медведь

«.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»

3.Серый волк

«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка зарытого…, да опять на новое место перейдет»

4. Лисичка-сестричка

«…надушила кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

5. Кошечка

«…и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, … покою не дают…»

6. Козел

«…бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»

«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

7.Коровушка

«…жвачку жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

8. Журавль

«…пять десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»

9. Гусь

«…принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»

«- Так, — говорит, — и не стало делового часу»

10. Пчела

«Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»

  1. В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера. Определите и запишите отношение персонажа к работе, назовите черту его характера.
  2. Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной оценки. Выпишите такие слова:

а) уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка)__________________________________

б) пренебрежительными (типа кошурка)_____________________________________________________________

  1. Выпишите из сказки слова и выражения из общенародного языка (типа сложить срубом, серники, и др.), которые создают живые картины, где действуют фольклорные персонажи.____________________________________

_______________________________________________________________________________________________

  1. Для описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (типа кошка-домоседка).Выпишите такие слова:__________________________________________________________________________________________
  2. Использование эпитетов (типа шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным. Выпишите эпитеты:____________________________________________________________________________________________

7.Использование вводных слов и предложений (типа «как ведомо вам», «правда»), параллельных конструкций с союзом «да» (типа «Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо…») делает язык сказки выразительным. Выпишите такие выражения:___________________________________________________________________________

Незнакомец, советуем тебе читать сказку «Что значит досуг» Владимир Даль самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками. Удивительно легко и естественно сочетается текст, написанный в прошлом тысячелетии, с нашей современностью, актуальность его нисколько не уменьшилась. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Сюжет прост и стар как мир, но каждое новое поколение находит для себя в нем нечто актуальное для себя и полезное. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. Все герои «оттачивались» опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Сказка «Что значит досуг» Владимир Даль читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы — рады за малышей!

Г
еоргий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш*, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом*; волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников* наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру* слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице* приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки* растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую* дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису*, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. — Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные спицы. — Ред.) растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе.

Медведю велел, на шабаш*, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом*; волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников* наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру* слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице* приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки* растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового?

Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую* дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису*, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

На шабаш — до окончания дела.

Срубом — в виде стен.

Серников — спичек.

Макитра — широкий горшок.

Баба-птица — пеликан.

Прутки — вязальные спицы.

Сказка «Что значит досуг» Владимира Даля учит быть трудолюбивым, хорошо относиться к порученному делу. Герой истории Георгий Храбрый решил провести своеобразную проверку на трудолюбие медведя, волка, лису, кошку, козла, корову, журавля, гуся, пеликана и пчелу. А когда Георгий Храбрый пришёл принять сделанную работу, оказалось, что из всех с поручением справилась только одна пчёлка. Она выполнила всю работу: сделала соты, насобирала мёда, и одна не пожаловалась, ссылаясь на «объективные» обстоятельства. А вот все остальные звери и птицы не справились с порученными заданиями, но каждый нашёл этому оправдание.

Что значит досуг

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. — Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные спицы. — Ред.) растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш1, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом2; волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников3 наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру4 слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице5 приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки6 растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую7 дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису8, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

1. На шабаш — до окончания дела. обратно

2. Срубом — в виде стен. обратно

3. Серников — спичек. обратно

4. Макитра — широкий горшок. обратно

5. Баба-птица — пеликан. обратно

6. Прутки — вязальные спицы. обратно

7. Утоптанную. обратно

8. Карман. обратно

Сказка представлена исключительно в ознакомительных целях.

Отзыв на сказку что значит досуг 5 класс



2



0

Я прочитала авторскую сказку известного писателя и собирателя русского фольклора Владимира Ивановича Даля «Что значит досуг». Сказка эта небольшая по объему, но весьма поучительная.

Начальник над всем животным миром Георгий Храбрый раздает всем зверям поручения, которые они должны выполнить к вечеру.

У каждого из животных своя задача, вполне посильная, если заниматься делом.

Вечером Георгий Храбрый отправляется на проверку, и выясняется, что все его подопечные весь день были заняты выполнением наказа Георгия, но результатов нет.

Кто-то не видел в этом своей выгоды, кто-то заигрался. В свое оправдание звери говорили, что трудились, но не досуг им было.

Лишь одна пчела к вечеру все дела успела переделать, так как без дела не сидела, а трудилась. Не искала поводы и причины, а работала и со всем справилась. Все потому, что не жаловалась на недосуг.

Сказка мне очень понравилась. Для себя я сделала вывод, что если есть задание, дело, работа, нужно его выполнять, а не отвлекаться и жаловаться. Дело закончишь, тогда и отдохнуть можно с чистой совестью и чувством удовлетворения от проделанной работы.

Отзыв на сказку что значит досуг 5 класс

Авторские сказки всегда оригинальны, и сказка Владимира Даля тоже такая. В ней много слов, которые современному ребенку (да и многим взрослым) уже не знакомы, их значение придется поискать по сноскам или в словаре.

Сказка начинается с того, что Георгий Храбрый дает задания лесным и домашним жителям на день — медведю, волку, лисице, журавлю, кошке, гусю, дятлу, тетерке, воробью, бабе-птице, корове, козлу, пчеле.

А когда пришел час отчета, никто, кроме пчелки, и не смог показать оконченную работу: медведь без толку колоды ворочал, волк так и не вырыл нору, корова жевала жвачку, кошка мышей ловила, а не вязала чулок, лисица утят ела, а не собирала пух и так далее. Все они отвлекались от задания, увлекались другими делами и ничего не сделали. Недосуг им был работой заниматься.

И лишь одна пчелка делала свое дело, делала на совесть. Она с заданием справилась только одна.

Эта сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его делать. А свои удовольствия получать на досуге, после работы. Тогда и результаты хорошие будут. В этом и есть главная идея сказки.

К этой сказке подойдут пословицы:

e8TJ3lIhUEOjEPpxXVO2JOcuOqAdloN2.png

Отзыв на сказку что значит досуг 5 класс

Полезную сказку написал Владимир Иванович Даль. Но в этой сказке очень трудные незнакомые современным детям слова. Давайте составим план к этой сказке, чтобы легче было пересказывать ее на уроке.

1). Георгий Храбрый дал задания животным:

  • медведю колоды срубом сложить,
  • волку — землянку вырыть,
  • лисе — пух собрать на три подушки,
  • кошке — связать три чулочка,
  • корове — шерсти напрясть,
  • журавлю — зубочистки сделать,
  • козлу — бритву направить,
  • гусю — три глиняных горшка сделать,
  • птице-бабе — рыбы наловить,
  • пчеле соты построить и меда принести и так далее.

2). Никто из животных с заданиями не справился: медведь сруб не сложил, волк землянку не вырыл, лиса пух не нащипала, кошка за мышами бегала и чулки не связала, баба-птица рыбу в свой зоб сложила, воробей с соседом дрался, корова всё жевала, дятел дров не принес, тетерка глины не намесила, в общем никто не справился с работой.

3). Только одна пчела внимание не рассеивала, а делала свое дело — соты слепила, меду принесла.

Отзыв на сказку что значит досуг 5 класс

Можно составить разные синквейны, потому что в этой сказке много персонажей, а у каждого их есть своя работа, то есть действие. Так что особых затруднений мы не будем испытывать при составлении синквейнов. Начнем:

**

Георгий

Храбрый, мудрый.

Распределяет, задает, организует.

Раздал всем животным задания на день.

Досуг.

**

Медведь

Огромный, сильный.

Ворочал, перекладывал, таскал,

Колодой лапу себе отдавил.

Нет сруба.

**

Волк

Серый, хищный.

Рыскал, обнюхивал, искал.

Так и не выкопал нору.

Ленивый.

**

Лиса

Рыжая, хитрая.

Душила, теребила, кушала.

Много уточек съела, по ветру развеяла пух.

Сыта.

**

Кошечка

Ловкая, быстрая.

Ловила, играла, ела.

Ни одного чулочка не связала.

Стыдно.

**

Журавль

Длинноногий, любопытный.

Ходил, шагал, мерил.

Пашню измерил, а зубочистки не сделал.

Птица.

Отзыв на сказку что значит досуг 5 класс

Что значит досуг.

Это произведение Владимира Ивановича Даля, можно отнести к жанру авторской сказки.

Ведь сказка полностью придумана автором и им-же распределены роли.

Сюжет сказки строится на том, что Георгий Храбрый даёт с утра задания всем лесным жителям задания на предстоящий день, а в конце дня подводит итоги их выполнения.

И хотя с заданием справилась одна лишь пчёлка, становится ясно, что делу нужно посвящать всё своё время, а не делать его урывками. А время досуга наступает только после выполнения работы.

Отзыв на сказку что значит досуг 5 класс

Отзыв на сказку что значит досуг 5 класс

«Что значит досуг» — одна из авторских сказок известного русского лексикографа и писателя Владимира Ивановича Даля. В ней автор рассказывает, что же такое досуг.

Начальник над всем животным миром Георгий Храбрый раздал всем своим подчиненным задания, которые нужно было выполнить до вечера. Медведю поручил семьдесят семь колод сложить срубом, волку — выкопать землянку, лисе — нащипать пуху, корове — напрячь шерсти, кошке — связать чулки ,…

Словом, никто из зверей без дела не остался.

Когда вечером Георгий отправился проверять, что выполнено, оказалось, что толком никто ничего не сделал. Вроде бы все и делом занимались, а результата нет. И каждый в свое оправдание сказал, что ему было не досуг, у каждого зверя нашлась своя помеха для работы.

Вот, например, волк начинал рыть землянку, а как чуял, что нет в земли никакой добычи, так дело незаконченным и бросал.

Лишь одна трудолюбивая пчелка все за день успела переделать, да не жаловалась на недосуг, просто делала, что нужно, а не плакалась.

Данная презентация является иллюстративным материалом для уроков родной русской литературы в 5 классе по теме «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?»» В качестве поисковой работы предложена тема труда в сказке и индивидуальная характеристика героя и авторское отношение.

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Сказки В. И. Даля

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Влади́мир Ива́нович Даль 
(10 [22] ноября 1801 —  22 сентября [4 октября] 1872) — русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».

Отец – датчанин,
Мать – француженка.
Владимир Иванович Даль – русский по духу

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Основная задача издания сказок — пропаганда русского народного языка: «Не сказки сами по себе были мне важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода — сказка послужила предлогом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке».

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Поводом для знакомства А.С.Пушкина и В.И.Даля были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин, сам писавший бесподобные сказки, очень обрадовался такому подарку и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки «О попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом: «Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому — сказочник Александр Пушкин».

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Сказки Даля содержат большое количество всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов.

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Главные герои сказок — животные, обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры.

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«Кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях; по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним и знает».
А кому не нравятся эти сказки, «тот садись за грамоты французские, переплеты сафьяновые, листы золотообрезные, читай бредни высокоумные

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

В сборник «Первая первинка полуграмотной внуке», вышедший в 1870 году, вошли широко известные ныне сказки. Помимо прочих, туда вошла сказка «Коломенская желтая репка» — один из вариантов общеизвестной «Репки».
 

«Книжечка для малых детей, чуть не букварь…Книжечка эта русская, по духу…» — В.И.Даль о сборнике «Первая первника полуграмотной внуке».

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Сказки,
вошедшие в круг детского чтения

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Тексты сказок Даля вызывают интерес у детей и взрослых, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь ему определить верный путь решения своей проблемы, а спроецировав поступок героя сказки на современную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на правильный путь.

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Найти и выписатьключевые слова, характеризующие героя

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»

Михайло Потапыч, медведь

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка зарытого…, да опять на новое место перейдет»

Серый волк

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«…надушила кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

Лисичка-сестричка

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«…и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, … покою не дают…»

Кошечка

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«…бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»
« — Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

Козел

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«…жвачку жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

Коровушка

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«…пять десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»

Журавль

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«…принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»
«- Так, — говорит, — и не стало делового часу»

Гусь

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»

Пчела

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Чему учит сказка «Что значит досуг»?

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентацию подготовила
Майорова Татьяна Николаевна,
учитель высшей категории
МБОУ СШ №2
г.о. Кохма Ивановской области

Скачать файл

  • Отзыв на сочинение пример
  • Отзыв на спектакль денискины рассказы драгунского
  • Отзыв на сочинение ученика образец
  • Отзыв на филиппок толстого рассказ
  • Отзыв на сочинение одноклассника 5 класс