Лермонтов Михаил сказка «Ашик-Кериб»
Жанр: авторская обработка народной сказки
Главные герои сказки «Ашик-Кериб» и их характеристика
- Ашик-Кериб, молодой и бедный певец с прекрасным голосом. Романтичный, добрый, доверчивый. Став богатым забыл невесту, но с помощью Святого Георгия поспел на свадьбу.
- Магуль-Мегери, красавица, верная и беззаветная. Умеет крепко любить, готова была умереть, лишь бы не выходит за нелюбимого.
- Куршуд-бек, коварный, но разумный, не стал чинить препятствия свадьбе
- Хадерилиаз, святой Георгий, справедливый, суровый, честный.
План пересказа сказки «Ашик-Кериб»
- Бедный певец и красавица
- Обет Ашик-Кериба
- Предательство Куршуд-бека
- Во дворце Паши
- Золотое блюдо
- Обратный путь
- Хадерилиаз и глина
- Слепая мать
- На свадьбе
- Счастливый конец
Кратчайшее содержание сказки «Ашик-Кериб» для читательского дневника в 6 предложений
- Ашик-Кериб и Магуль-Мегери любят друг друга, но бедность мешает Ашик-Керибу просить руки красавицы
- Ашик-Кериб отправляется странствовать, Куршуд-бек ворует его одежду и говорит, что Ашик-Кериб утонул
- Ашик-Кериб становится богатым и забывает про невесту
- Магуль-Мегери посылает блюдо и Ашик-Кериб спешит в Тифлиз
- Хадерилиаз помогает Ашик-Керибу и он берет у матери сааз
- Магуль-Мегери узнает жениха, мать прозревает, Куршуд-бек женится на сестре Ашик-Кериба
Главная мысль сказки «Ашик-Кериб»
Что человеку на роду написано, от того не убежишь.
Чему учит сказка «Ашик-Кериб»
Сказка эта учит верности, умению держать свое слово. Учит не поддаваться гордыне, учит не забывать своих обещаний, учит не врать, учит не прельщаться видом золота. Сказка учит нас быть справедливыми и мешать чужому счастью.
Отзыв на сказку «Ашик-Кериб»
Это очень красивая история о любви, которая могла закончится трагически, но благодаря вмешательству высших сил окончилась благополучно. Мне больше всего в этой сказке понравилась Магуль-Мегери, потому что она честно ждала жениха, а тот проводил время в роскоши и развлечениях.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Ашик-Кериб»
Давным-давно жила в Тифлизе красавица Магуль-Мегери и жил там же бедный певец Ашик-Кериб. На одной свадьбе увидел Ашик-Кериб Магуль-Мегери и полюбил ее, а красавица полюбила его.
Однажды в саду увидела Магуль-Мегери Ашик-Кериба и признался тот ей в своей любви. Предложила красавица попросить ее руки у отца своего, обещая, что тот не ответит отказом. Но не захотел такого Ашик-Кериб, дал он обет, что будет странствовать 7 лет, но вернется богатым. А Магуль-Мегери обещала ждать его и только потом выйти замуж за Куршуд-бека.
Взял свой посох Ашик-Кериб и пошел странствовать. Догоняет его Куршуд-бек и в попутчики просится. Идут они дальше вместе, а впереди река быстрая. Разделся Ашик-Кериб, поплыл через реку, а Куршуд-бек его одежду украл, и в Тифлиз возвратился.
Показал Куршуд-бек одежды матери Ашик-Кериба, и сказал, что утонул ее сын. Мать с горя ослепла.
А Ашик-Кериб дошел до города Халафа, где его пение услышал паша, большой любитель песен. Осыпал паша Ашик-Кериба золотом, зажил тот богато и забыл про Магуль-Мегери.
А семь лет заканчиваются. Дает Магуль-Мегери золотое блюдо купцу и просит в каждом городе показывать его и только настоящему хозяину отдать.
Приехал купец в Халаф, показывает блюдо. Прибежал Ашик-Кериб, узнал блюдо, а купец узнал Ашик-Кериба и отдал ему блюдо.
До срока осталось только три дня, но сел Ашик-Кериб на коня, взял сумку золота и пустился в обратный путь. В горах пал его конь и решил Ашик-Кериб с жизнью покончить. Но тут появился всадник на белом коне и велел Ашик-Керибу бежать за ним. Не смог Ашик-Кериб бежать, посадил всадник его на седло и спрашивает, где тот хочет оказаться.
Сказал Ашик-Кериб, что в Арзеруме и в тот же миг оказался в этом городе. Извинился Ашик-Кериб за обман, сказал, что в Карсе быть ему надобно и в тот же миг в Карсе оказался. Взмолился тут Ашик-Кериб, говорит что в Тифлизе ему быть надо. Пожурил его всадник, но все-таки в Тифлиз доставил.
А Ашик-Кериб просит доказательство, ведь никто не поверит ему, что он за один день от Халафа до Тифлиза доехал. Дал ему всадник глины из-под копыт коня и сказал, что глина эта поможет слепой прозреть.
Пришел Ашик-Кериб домой, стучится, а мать отпирать не хочет, не верит, что сын вернулся. Сестра открыла дверь, зашел Ашик-Кериб, сааз увидел, поиграть попросил. Сыграл, он, спел, но мать все равно не хочет ему верить.
Тогда стал просить Ашик-Кериб сааз на свадьбе сыграть, а мать не дает. Но когда узнала, что у Ашик-Кериба полная сумка золота, дала ему сааз.
В это время Магуль-Мегери умирать собирается, чашу с ядом держит, да кинжал острый.
Пришел Ашик-Кериб, просит разрешения спеть. Куршуд-бек разрешает ему. А Ашик-Кериб говорит, что утром еще в Халафе был. Хотел его брат Куршуд-бека убить за ложь, но остановил его Куршуд-бек.
А Магуль-Мегери узнала голос любимого и выбежала, да на шею ему бросилась. Опять хотел убить их брат Курпшуд-бека, а Куршуд-бек узнал Ашик-Кериба и говорит, что если что кому по судьбе написано, от того не убежишь. И доказательств просит того, что Ашик-Кериб за день до Тифлиза добрался.
А сестра уже мать слепую ведет. Смазал ей глаза Ашик-Кериб глиной и прозрела мать.
Предложил тогда Ашик-Кериб Куршуд-беку свою сестру в жены, а сам на Магуль-Мегери женился.
Пословицы к сказке «Ашик-Кериб»
От сумы и от тюрьмы не зарекайся.
Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Ашик-Кериб»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Новоалтайска Алтайского края»
Урок чтения в 4 классе
М.Ю.Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб.»
Подготовила
учитель начальных классов
Чахоткина Галина Петровна
г. Новоалтайск
2011
Урок чтения в 4 классе по традиционной программе
Автор учебника:
Тема:
Лермонтов « Ашик-Кериб »- турецкая сказка
.
Цели урока:
По
знавательный аспект
- Создать условия, для ознакомления детей с
турецкой культурой: архитектурой, музыкой
- Совершенствование осознанного чтения
Развивающий аспект
- Развивать умения: анализировать, сравнивать, доказывать, обосновывать, обобщать высказывать своё мнение, работать в паре, группе Развивать творческие способности
Воспитательный аспект
- Воспитывать потребность в совершенствовании нравственных качеств: доброты, дружбы, взаимопомощи, терпения Воспитывать уважение к людям другой национальности
Оборудование
- Проектор Экран Компьютер Диск с презентацией урока
Методическое обеспечение
:
книга чтения для 4 классаТип урока
:
изучение нового материалаПланируемая результативность
:
- достигнуть максимального чувственного восприятия услышанного и прочитанного пробудить желание к самостоятельному чтению и анализу произведения
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.II. Проверка домашнего задания. -Какое задание выполняли дома по чтению?
(Читали выразительно стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дары Терека») -О чём это стихотворение? (О реке Терек.)-Какая это была река? (Быстрая, шумная, горная.)
Кто хочет выразительно прочитать нам стихотворение? (Дети по желанию выходят и читают стихотворение. После чтения одноклассники обмениваются мнениями: что понравилось, задают дополнительные вопросы по содержанию.) III. Подготовка к познавательной деятельности
-Что вдохновило Лермонтова на написание этого стихотворения? (Красивая природа, горная река, любовь к Кавказу…) -Когда Лермонтов побывал на Кавказе в первый раз? (В детские годы.) -Почему и зачем он туда приезжал? (Приезжал с бабушкой на лечение, т.к. в детстве был очень болезненным мальчиком.) Слайд № 1
-Вот таким Лермонтов маленьким мальчиком увидел Кавказ в детстве. -В таком возрасте он вернулся на Кавказ, служил и одновременно писал стихи, поэмы, занимался творчеством.
IV. Изучение нового материала1. Работа над заглавием
.
-Сегодня мы будем читать ещё одно произведение Лермонтова написанное под впечатлением о Кавказе. -Прочитайте, как она называется? («Ашик-Кериб».) — Что можете сказать о сказке по её названию: о чём она? (По названию трудно определить. Дети высказывают разные предположения.) Слайд № 2- А по иллюстрации к обложке сказки можно предположить о чём эта сказка? (Дети высказывают разные предположения.)
2. Создание условий для благоприятного эмоционального
настроения на чтение сказки.
-Лермонтов был русским поэтом и писателем. -Почему сказка турецкая? (Дети высказывают своё мнение…)
— Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык – основной для восточных языков. Однажды он услышал эту сказку изаписал её как запомнил.
-Если не было подзаголовка о том, что это сказка турецкая, можно догадаться, что действие происходит в другой стране? (Мнения детей…)
— Просмотрите содержание 1 страницы сказки. -Где происходит действие? (В городе Тифлизе.)
-Город Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом месте расположен город Тбилиси. Город находится между гор.
Сегодня вы увидите, как выглядел старинный город Тифлиз. Обратите внимание на городские постройки, природу Кавказа, чтобы лучше почувствовать атмосферу того времени. Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Всё вместе: архитектура, природа, и музыка и впечатлило Лермонтова на запись сказки «Ашик- Кериб».
Слайд № 3,4,5,6,7,8,9,10
– Детям демонстрируют особенности архитектуры, природы, музыки народов востока.(После просмотра дети высказывают своё мнение об увиденном и услышанном.)-Хотели бы вы услышать сказку и почему?
3
.Художественное восприятие текста.
3.1.Установка на чтение
-Начало сказки мы сейчас прочитаем:
- Почувствуйте настроение, которое передаёт сказка По ходу чтения выделяйте непонятные слова. Как поняли задание? (Один ученик повторяет задание, которое нужно выполнить.)
3
.2.Чтение сказки
(учеником из класса)
Физкультурная пауза
4.Работа с текстом после чтения.
-Выскажите, какие чувства вызвал у вас отрывок прочитанной сказки? (Мнения детей) -Правильно ли мы предположили, о чём сказка?
4.1..Словарная работа.
Индивидуальная работа
-Зачитайте слова из текста, которые вам непонятны. (Дети называют слова Пророк, витязь, газель, Аян-Ага, зарок, благословение, Ашик-Кериб, наречённая невеста.)
Работа у парах
-Попробуйте сами найти значение этих слов. (Детям раздаются карточки с непонятными словами и Отдельно карточки с их значением. Соотнести слово и его значение) Проверка
(фронтально) Слайд № 11
(На слайде показывается слово, значение которого надо объяснить, Дети устно говорят, что оно означает, Затем на слайде показывается точное значение этого слова4.2
.
Уровень понимания текста
Фронтально
-Назовите действующих лиц в сказке. — Какие события там происходят? -Для чего автор описал нам эти события? — Может ли для тебя это быть ценным? — Была ли у Магуль-Мегери и Ашик-Кериба любовь взаимная? -Чем вызвана печаль Ашик-Кериба? -Можно ли было поступить по другому? Почему? -Все ли были рады помочь?4.3
. Анализ поступков героев
Работа в группах
-Чтобы лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.-Для этого можно использовать план (работа в группах).
- Как звали героя? Чем занимался? Возраст. Бедный или богатый. В какой семье воспитывался? Кто его друзья? Черты характера.
Ашик-Кериб Магуль-Мегери Куршуд-бек
Молодой молодая богатый красивый богатая завистливый бедный красивая жестокий музыкант приветливая дружелюбный добрая приветливый
Проверка.
1 группа отвечает, 2 дополняет 3 группа отвечает, 4 дополняет, 5 группа отвечает, 6 дополняет.
-Когда девушка узнала о гибели Ашик-Кериба, почему она не поверила? (Хорошо знала Куршуд-бека) —Попробуйте представить, о чём она пела на саазе, а музыка тебе поможет (на слайде появляются картины с изображением Ашик-Кериба и Магуль-Мегери и звучит восточная музыка)
Слайд № 12
-О чём пела Магуль-Мегери? (Мнения детей)
V. Итог урока -На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему? (Мнения детей) -Хотел бы ты узнать, чем закончилась сказка?
IV. Домашнее задание Слайд № 13
- Дочитать сказку. Выделить непонятные слова. К понравившемуся отрывку нарисовать рисунок, а мы попробуем угадать этот отрывок из сказки.
Сказка написана Лермонтовым, во времена его службы в Закавказье. Сказка о любви между богатой девушкой Магуль-Мегери и бедным музыкантом Ашик-Керибом. Он даёт клятву за семь лет стать богачём и вернуться к ней, только тогда он станет достойным женихом. А Магуль-Мегери обещает его ждать, но если он не вернётся в назначенный день, то она станет женой Куршуд-Бека. Отправляется Ашик богатство искать, и пришлось ему идти с Куршуд-Беком. Доходят до реки, раздевается Ашик и плывет, а Куршуд-Бек ворует одежду и показывает матери Ашика-Кериба, говоря, что тот утонул. Мать поверила и рассказала Магуль. Но, невеста осталась верна своей клятве, а мать Ашика-Кериба с горя ослепла. Странствует певец, пока не поступает на службу к Паше. Он богатеет и забывает об обещании, пока на базаре не увидел блюдо Магуль. Он признался к нему. До назначенного времени осталось три дня и он понимает, что не успевает, дорога займёт два месяца. Встречается ему на пути всадник Хадерилиаз на белом коне и вмиг доставляет его до Тифлиза. Ашик берёт у слепой матери сааз и идёт играть и петь на свадьбу Магуль, та его сразу узнает. В доказательство своих слов, он мажет глаза слепой матери грязью из-под копыт белого коня и она тут же начинает видеть. Все ему поверили и он с Магуль сыграл свадьбу.
Чему учит сказка
Эта сказка учит нас следующим вещам:
- Нужно всегда держать слово. Магуль-Мегери до последнего ждала своего Ашика-Кериба, она верила в него. И клятву свою она исполнила.
- Нельзя рассчитывать на чужое богатство, а нужно добиваться всего самому. Ашик мог жениться без денег и жить за счёт отца невесты, но это было против его совести и это было нечестно, по отношению к невесте и противоречило их традициям.
- Нельзя врать, как Куршуд-Бек, ведь можно причинить людям боль, а тайное всегда станет явным.
- Ради любви человек готов на любые подвиги. Ашика-Кериб вынес тяжести бродяжничества. Он заработал состояние, чтобы женится на любимой и содержать будущую семью и свою мать с сестрой. А Магуль-Мегери была готова умереть, лишь бы не стать женой нелюбимого.
Популярная сказка «Ашик-Кериб» была написана Лермонтовым в ссылке на Кавказе в 1837 году. Любому читателю будет очень интересно узнать, в чем главная мысль сказки «Ашик-Кериб». Ведь и в восточных странах история про Ашика-Кериба была очень распространена. Гениальный поэт тоже не мог не обратить на нее внимания, так как в то время очень сильно увлекался народными сказаниями, мифами и легендами. Вскоре он представил ее в собственной фольклорной обработке. И теперь, чтобы глубже понять, чему учит сказка «Ашик-Кериб», начнем с совершенно другого.
Восточная повесть
М. Ю. Лермонтов, как одаренный незаурядным литературным талантом человек, всегда интересовался разнородными языковыми потоками и культурными традициями. И вот на примере анализа поэмы «Демон» можно увидеть, что написана она в жанре «восточной повести», где центральным персонажем является демон.
В христианстве же демон является сатаной, дьяволом или падшим ангелом, который занимает позицию полного противопоставления Богу (Аллаху). Поэтому поэма акцентирована на дуалистическое восприятие мира, где душа человеческая представляется ареной для борьбы добра и зла. Очеловеченный романтичный образ демона по традиции имеет философское соответствие всей этой борьбы в мусульманском понимании, которое и повлияло, со своей стороны, на российскую и европейскую литературную культуру.
В сказке «Ашик-Кериб» вырисовывается одна из граней трагического романтизма (борьбы в стихах) поэта. Лермонтов, предвосхищая Достоевского, очень глубоко проникся антитезой между мечтой человека о счастье и о несчастье в реальной обыденности, между красотой жизни, возвышенной любовью и единением людей с реальностью безобразия лика жестокого современного мира.
Мусульманские мотивы
Мусульманские мотивы в творчестве Михаила Юрьевича можно поместить в некий философско-символический комплекс, в котором проявляется, с одной стороны, обобщенный мировоззренческий смысл, например, в таких опорных понятиях, как «Восток», «книга», «судьба», «странничество». С другой стороны, можно наблюдать и конкретные элементы поэтического иносказания, характерные для всего творчества поэта Лермонтова. Это небо, земля, пути и игры. Примеры — турецкая сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», стихи и поэмы «Кинжал», «Испанцы», «Жалобы турка», «Спор», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи», «Две невольницы».
Жанр сказки «Ашик-Кериб»
На примере этой турецкой сказки можно подробно рассмотреть мусульманские компоненты. В чем же главная мысль сказки «Ашик-Кериб»? В ее композиционную схему легли традиционные для Ближнего Востока и Средней Азии мотивы типа обещаний вечной любви и нарушение их исполнения в связи с трагическими обстоятельствами, а также волшебство, странствия, переодевания, узнавания и возвращения.
И поэтому в русской литературе это произведение функционирует как одно из стилизованных произведений так сказать «под Восток» со свойственной стилистикой, обозначениями и именами, например, ана — мать, ага — господин, гёрурсез — узнаете, сааз — балалайка, или на примере восклицаний типа «О Всемогущий Аллах!» и т. п. В этом случае восточные элементы не образуют самостоятельную системную структуру, с помощью которой можно выйти в философское и символическое пространство.
Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» — любовь Ашика-Кериба и Магуль-Мегери, которая разворачивается с нарративной последовательностью, присущей основам классической поэзии народов Востока. Что интересно, такого рода композиционные схемы в западном литературоведении воспринимались всего лишь как примитивность. И все потому, что подробно не описывают любовные томления и страдания и не акцентируют внимание на сознательном усилении воображения, которое действует оживляюще на образы возлюбленных. Такой взгляд на это произведение делает любовную историю слишком упрощенной.
«Ашик-Кериб»: главная мысль сказки
Главный герой — Ашик-Кериб. Не желая быть финансово зависимым, он отправляется на семь лет в дальние края, чтобы заработать деньги и устроить свадьбу с Магуль-Мегери — дочкой богатого турецкого купца. Сразу ощущается, что любовь в тексте представляется как данность, и больше никакой динамики до самого конца.
В продолжение сюжета, распрощавшись, влюбленные герои договариваются о том, что если Ашик-Кериб по истечении семи лет не вернется, то Магуль-Мегери выйдет замуж за другого. Но через некоторое время разбогатевший Ашик вдруг забывает о своем обещании, и только напоминание в виде золотого блюда, отправленное его возлюбленной через знакомого торговца, заставляет его двинуться в путь, но времени уже нет. Чудесным образом добраться до дома и воссоединиться с любимой ему помогает мистический всадник на белом коне.
Анализ
В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.
При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.
И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», — однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.
И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.
Любовь в сказке и есть главная движущая сила. Всякий человек в исламе гарип — чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями. Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса — встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.
Мудрости мироустройства
Совсем непростым получился главный герой Ашик-Кериб. Главная мысль сказки заключается в том, что с помощью собирательного образа в виде коранического мудреца акцентируется идея двойного бытия (явного и скрытого) и глубокой мудрости мироустройства. То, что может оказаться злом на каком-то этапе для человека, потом обернется для него великим благом. Так и в сказке вынужденное странствование Ашика-Кериба, коварность Куршуд-Бека и слепота матери впоследствии обернулись торжеством справедливости, которая реализовалась через счастливое стечение обстоятельств и появление чудесного посланника. Знаковыми были и слова врага Куршуд-Бека, который остановил своего брата, кинувшегося с кинжалом на соединившихся возлюбленных. Он сказал: «Успокойся немедленно и знай, что на лбу у человека при рождении уже написано то, что он не минует…»
Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» (2й урок)
Цель урока:
Продолжить знакомство со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик- Кериб»
Задачи урока:
Создать условия, для ознакомления детей с турецкой культурой;
Совершенствование осознанного чтения;
Закрепить особенности волшебных сказок;
Обогащать словарный запас детей;
Воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.
Оборудование: портрет писателя, презентация, карточки для работы в парах, группах.
Ход урока.
Мотивация и актуализация знаний.
Слайды 1 – 3.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением писателя, которого зовут ….(Михаил Юрьевич Лермонтов)
Какие жанры произведений Лермонтова мы знаем?
(Стихи и сказки)
Как называется произведение, с которым мы начали знакомиться на прошлом уроке? «Ашик- Кериб»
К какому жанру мы отнесём это произведение? (сказка)
Какие бывают типы сказок? (народные и авторские)
К какой группе отнесём сказку М. Ю. Лермонтова? (авторская)- Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, о животных).
Опираясь на схему, расскажите мне о сказке «Ашик-кериб» (авторская, волшебная).
Докажите, что эта сказка волшебная, назвав особенности таких сказок. (чудеса, волшебные предметы, троекратный повтор)
Постановка целей и задач
Итак, цель нашего урока продолжить знакомство с этой сказкой, какие познавательные задачи мы поставим перед собой?
Вспомнить сюжет сказки.
Охарактеризовать героев.
Выяснить, чему учит нас эта сказка и что хотел сказать нам автор.
Проверка домашнего задания.
Слайд 5.
1. Работа в парах
.
Для этого вы решите кроссворд, поработав в парах. Как только вы будете готовы, покажите мне это.
Работа по теме урока.
Давайте мы поработаем с текстом, но сделаем это с помощью иллюстрации.
Слайды 6 – 11.
Ваша задача, узнать эпизод по картинке и найти его в тексте и зачитать.
1. — Чем занимался Ашик-Кериб?
Почему люди уважали его?
Как он познакомился со своей невестой?
(чтение отрывка)
Что предложила девушка Ашик-Керибу?
Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты?
2. — Кто помог Ашик-Керибу?
3. – Из-за чего ослепла мать?Почему мать не разрешала сестре открывать дверь?
4. — Почему девушка держала кинжал и яд?
5. — Что спасло слепую мать Ашика?
Чем заканчивается сказка?
Слайд 13.
Физминутка
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте.
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.
Закрепление нового материала.
— Давайте выполним с вами небольшой тест по сюжету
Слайд №15 – 18.
Работа в группах
.
Хорошо. Мы вспомнили сюжет сказки и главных героев. Назовите кто является главными героями сказки? (Ашик — Кериб, Магуль – Мегери и Куршид – Бек.)
Кто, по вашему мнению второстепенный герой? (мать, подруга, сестра, брат Куршид – бека и Георгий).
Давайте дадим характеристику главным героям, заполнив их паспорт.
Для этого вы будете работать в группах.
Что же автор хотел сказать нам, наделяя своих героев таким характером? (важно иметь верных друзей, не идти на подлости, быть терпеливым и добро всегда будет вознаграждено. Уметь прощать и не держать обиды)
Прочитаем пословицы стр. 113.
Может ли для тебя это быть ценным?
Рефлексия.
Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?
Сказку какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?
На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему?
Домашнее задание.
Словарик восточных слов.
Аян- Ага
— знатный господин.
Ана
— мать.
Ашик
— музыкант, балалаечник.
Аллах
— бог.
Газель
— родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.
Зарок-
клятвенное обещание.
Караван
— сарай- постоялый и торговый дом в городе, на дороге.
Маулям
— создатель.
Минарет
— башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.
Намаз
— ежедневное пятикратное моление у мусульман.
Оглан
— юноша.
Пророк
— истолкователь воли божества, богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.
Паша-
в старой Турции титул генералов.
Сааз
— турецкая баладайка.
Салям- алейкум
— здравствуйте.
Чауши
— слуги.
Известное произведение Лермонтова под названием «Ашик Кериб» является литературно обработанной версией восточной народной сказки, которую он услышал, находясь в ссылке на Кавказе. Эта изумительная история о вечной любви и торжестве добра настолько поразила поэта, что он решил донести ее более широкой аудитории. Именно благодаря такому решению детишки-четвероклассники могут сегодня наслаждаться восточной мудростью и красивым сюжетом, ведь эта известная история теперь входит в школьную программу. Если вы пока не успели прочитать ее полную версию, не стоит огорчаться, ведь пересказ сказки Ашик Кериб позволит вам ознакомиться с сюжетом, главными героями и основной идеей произведения.
Краткий пересказ сказки Ашик Кериб
Сюжет сказки завязывается вокруг романтических отношений двух молодых людей: красавицы-дочери богатого купца Магуль-Мегери и талантливого, но очень бедного певца Ашик-Кериба. Он зарабатывает себе на жизнь уличными песнями.
Однажды Ашик-Кериб пел под сааз на свадьбе, на которой присутствовала Магуль-Мегери. Нежная, как газель, девушка сразу понравилась юному парню, но он даже не мог мечтать о взаимности, ведь понимал в насколько разных мирах они живут. Она – единственная и любимая дочь богача, а у него нет ничего, кроме изумительного таланта и доброго сердца.
Но все же, спустя некоторое время певец решился рассказать о своих чувствах. Это случилось возле виноградника, где Магуль-Мегери однажды прогуливалась с подругами. Каково же было его удивление, когда красавица не только ответила взаимностью, но еще и заверила, что ее отец даст им достаточно денег для безбедного существования.
Юноша обрадовался, но его восточное достоинство не позволило согласиться на такие условия, ведь по законам именно молодой человек должен обеспечить семью. Поэтому он, пообещав девушки верность и любовь, отправился на поиски богатства.
Ашик-Кериб долго странствовал, но заработать состояние у него не получалось: денег едва хватало на обеспечение минимальных нужд. Но надежда на лучшее его не покидала: в моменты, когда хотелось разочароваться и разувериться, он вспоминал о своей возлюбленной и ее обещании ждать парня 7 лет. Согласно уговору по окончании этого срока девушка выйдет замуж за богатого, но нелюбимого Куршуд-бека.
И вот однажды счастье улыбнулось нашему герою: великий паша услышал пение Ашик-Кериба, и пригласил его в свой дворец. Именно благодаря этому юноше удалось разбогатеть, и даже случайно забыть о своем обещании. Но изобретательная Магуль-Мегери придумала, как напомнить о себе: послала одного купца на поиски хозяина золотого блюда. Вспомнивший все Ашик-Кериб немедленно возвращается к любимой, успевая точно к концу уговоренного срока. Конец этой поэтической сказки-легенды добрый и счастливый, причем не только для позитивных, но и для негативных героев, поэтому после ее прочтения становится очень светло и радостно на душе.
Пересказ сказки Ашик Кериб: 4 класс изучает восточную мудрость
Таким образом, основание сюжета сказки составляет любовь и целеустремленность главных героев, которые смело и решительно преодолевают все преграды на пути к счастью. Казалось бы, именно в этом и заключается смысл произведения и главная идея, которую захотел донести автор до своего читателя. Но кроме того, следует отметить и великую восточную мудрость, скрытую в сказке. Поэт затрагивает не только тему верности, но также пишет о торжестве справедливости и добра. Особое внимание следует уделить и развязке истории: брат Куршуд-бека собирался напасть с кинжалом на влюбленных, но брошенный жених остановил его, говоря, что ни один человек не способен изменить то, что ему предначертано судьбой. Но, как можно сделать вывод, прочитав краткий пересказ сказки Ашик Кериб, нельзя бездействовать, ожидая перемен. Нужно брать на себя ответственность за будущее и бороться за свое счастье, оставаясь при этом добрым и честным.
Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла.
Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!
Отрицательно, потому что она могла его забыть, но ей больно было забывать его
В пьесе А.Н. Островского «Гроза», безусловно, главной героиней Катерина Кабанова. Ей – ее характеру, мировоззрению, судьбе – посвящено данное произведение.
<span> Однако образ этой героини, ее трагическая участь в противостоянии с темным купеческим «царством» раскрывается с помощью других персонажей. Особую роль среди них занимают образы Бориса и Тихона – двух мужчин в жизни Катерины, во многом определивших ее судьбу. </span>
<span> Итак, Тихон Кабанов – муж Катерины. Первый раз мы встречаем Тихона в сопровождении всей его семьи – матери Кабанихи, сестры Варвары, Катерины. Как же ведет себя Тихон? Он всячески оправдывается, заискивает перед матерью, пытается ей угодить: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!». </span>
<span> Но как резко меняется тон его разговора, когда уходит Кабаниха! Видно, что Тихон испытывает облегчение. Он чувствует себя гораздо свободнее, когда рядом нет его деспотичной маменьки. С Катериной и Варварой Тихон становится смелее и даже развязнее. Однако сцена отъезда Тихона по делам обнажает всю его покорность, страх перед матерью, слабость. Даже смешно читать, как он, слово в слово, повторяет наказы Кабанихи: «Слушайся маменьки, Катя!», «Не груби!» и прочее. </span>
<span> Но, оставшись один на один с Катериной, этот герой раскрывается. И мы понимаем, что Тихон – человек, а не марионетка, со своими проблемами, желаниями, стремлениями, обидами. Он говорит Кате, что и ему нужна воля, свобода, нужно почувствовать себя человеком, мужчиной. А все это возможно для него лишь вдалеке от матери. </span>
<span> В предвкушении свободы Тихон забывает обо всем, ему и на Катерину уже некогда обращать внимания. Он невнимателен к ней, даже груб: «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь». Только когда Катерина заговаривает про смерть, Тихон смягчается: «Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!» </span>
<span> Кульминационной не только в раскрытии характера Тихона, но и во всей пьесе является сцена грозы и раскаяния Катерины. Здесь мы понимаем, что Тихон любит свою жену, готов ей все простить, но смертельно боится маменьку: «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!», «А. я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть». Глядя, как Катерина все «плачет да тает», Кабанов изводится сам. Но против Кабанихи пока пойти не может: «Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится». </span>
<span> Но все же, в последней сцене пьесы, Тихон решается на протест против своей матери. Он бросает ей в исступлении: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…» Но, в финале, все опять заканчивается «жертвенничеством» Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» </span>
<span> Борис Григорьевич также занимает важное место в ряду персонажей пьесы. Он способствует развитию сюжета и является целой «вехой» в жизни главной героини произведения – Катерины Кабановой. Ведь именно из-за Бориса Катерина нарушила внутренние и внешние запреты Домостроя и изменила мужу. </span>
<span> Этот герой получил довольно хорошее образование в Коммерческой академии. Но затем, ожидая наследство, он был вынужден вернуться в Калинов и угождать своему дяде, самодуру Дикому. </span>
<span> Публичная речь героя, на людях, демонстрирует его довольно хорошее образование. Но «следы купечества», особенности простонародной речи пробиваются и здесь: «Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной». Образованность Бориса – это только внешний лоск, наносное. Натура его все же калиновская, купеческая, домостроевская. </span>
<span> Борис сам себя считает жертвой, ни на что неспособной. Он полностью зависит от Дикого, подчиняется ему. И что самое интересное, его устраивает такое положение, хотя на словах Борис всячески проклинает такую жизнь. </span>
<span> В отношениях с Катериной Борис сначала любезен и ласков: «Жизнь моя!», «Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня…». Но когда он убеждается в том, что Катерина любит его, то становится с ней даже жестоким. </span>
<span> Борис эгоистичен. Он думает о том, как хорошо будет ему в эти две недели. А что будет потом, каково придется Катерине, Бориса мало интересует. Кроме того, этот герой очень плохо знает объект своих воздыханий, он нисколько не пытается понять героиню. </span>
<span> Таким образом, Борис и Тихон во многом похожи. Оба они порождение и, в то же время, жертвы темного калиновского царства. Возможно, эти герои способны на теплое чувство (Тихона, в большей степени), однако никто из них не решается на поступок ради другого человека, не решается противостоять системе Домостроя. Эгоизм и безответственность Бориса и Тихона приводят к настоящей трагедии — гибели Катерины Кабановой.</span>
(если я не ошибаюсь, это по произведению Чучело Железникова?)
Мне кажется, что в городе все останется как прежде, дом дедушки Лены вскоре снесут, или же могут отдать под музей , ведь там раньше хранились старые картины( я не помню, что с ними стало может он их с собой увез) . Что касается ребят, они будут жить как и раньше, а за свое ужасное отношение к девочке вскоре поплатятся. если Лена уехала в Москву, значит этим людям нужно искать человека над которым можно издеваться. Но это может обернуться против самих же их.
Ответ:
Єдиний син генерал-поручник сенатора Іларіона Матвійовича Голенищева-Кутузова (1717—1784) та його дружини Беклемішевої.
З семи років Михайло навчався вдома, в липні 1759 року вступив до Дворянської артилерійської та інженерної школи, де викладав його батько. Вже в грудні того ж року Кутузову дають чин кондуктора 1-го класу.
В лютому 1761 року Михайло закінчив школу та з чином інженер-прапорщик залишився при школі, як викладач математики. Через п’ять місяців став флігель-ад’ютантом ревельського генерал-губернатора Петера Августа Фрідріха Гольштейн-Бекського. Здібно керуючи канцелярією Гольштейн-Бекського, зумів швидко заслужити чин капітана в 1762 р. В тому ж році призначений командиром роти Астраханського піхотного полку, яким в той час командував О. В. Суворов в 1770 переведений в 1-у армію генерал-фельдмаршала П. О. Румянцева, що розташовувалася на півдні, та взяв участь у війні з Туреччиною, що розпочалася 1768 р.
Командував корпусом під час Російсько-польської війни 1792 року.
В зарослях лопуха было так же глухо и дико,как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка.
Наконец затрещала скорлупа и самого большого яйца. «Пи! Пи-и!» — и оттуда вывалился огромный некрасивый птенец.
Утка со всей семьёй отправилась к канаве. Бултых! — и утка очутилась в воде.
Утята один за другим бултыхнулись в воду.. Некрасивый серый утёнок не отставал
от других.
На птичьем дворе бедный серый утёнок никому не понравился. Все клевали его, толкали и осыпали насмешками. Так прошёл первый день, затем стало ещё хуже.
Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала корм птицам, толкала его ногой. Даже братья и сёстры гнали его. И надо же было уродиться таким безобразным, чтобы сделаться посмешищем для всего птичьего двора.
Не выдержал утёнок, перебежал двор и — через изгородь!
К ночи он добрался до бедной избушки.Надвигался ураган; что было делать бедняжке? Через щель в дверях он проскользнул вовнутрь. Утёнка приняли на испытание, подумав, что это утка, которая будет приносить утиные яйца, но прошло недели три, а яиц всё не было. В избушке относились к утёнку с пренебрежением и презирали его за уродство. И утёнок ушёл.
Настала осень. Стало холодно, тяжёлые облака сеяли град и снег. Плохо приходилось бедному утёнку. Пережил он суровую зиму. А когда наступила весна, и солнышко обогрело землю, утёнок лежал в болоте, в камышах. Он взмахнул крыльями и полетел, Очутился в большом саду. Ах,как тут было хорошо, как пахло весною! Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных лебедя.
» Полечу-ка я к этим царственным птицам; лучше пусть они меня убьют,чем сносить щипки уток и кур», — подумал серый утёнок и поплыл навстречу красавцам. Они тоже поплыли навстречу ему.. » Убейте меня!» — сказал бедняжка и опустил голову, но что же он увидел в чистой, как зеркало, воде?
Своё собственное отражение, но он уже не был безобразною серою птицей. Он был лебедем!