Отзыв на сказки салтыкова щедрина соседи

Игра-путешествие по сказкам м.е. салтыкова-щедрина шачикова елена вячеславовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории илья, 2021 план-конспект внеклассного

Игра-путешествие по сказкам

М.Е. Салтыкова-Щедрина

Шачикова Елена Вячеславовна, учитель
русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Илья, 2021

План-конспект внеклассного мероприятия по
русской литературе «Игра-путешествие по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина» (для
учащихся 7-8 классов)

Цель: обобщить
и закрепить знания, полученные на уроках литературы учащимися по творчеству
М.Е. Салтыкова-Щедрина

Задачи:

Познакомить с биографией
М.Е.Салтыкова-Щедрина;

Закрепить знания по сказкам
М.Е.Салтыкова-Щедрина;

Пробудить интерес у учащихся к
литературным произведениям автора;

Оборудование и приспособления: компьютер с
выходом в интернет,
проектор,
презентация, иллюстрации, иллюстрации учащихся, жетоны для поощрения,
благодарности, сертификаты, медали победителям и участникам.

Ход мероприятия:

Слово учителя:

27 января исполняется 195 лет со дня
рождения знаменитого русского писателя, журналиста, автора острых сатирических
произведений Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Вначале я хотела бы вас пригласить в
виртуальное путешествие «В мире Салтыкова-Щедрина», где мы познакомимся с
биографией писателя, посетим музей Салтыкова-Щедрина в городе Тверь.

А сейчас я предлагаю вам, ребята,
поучаствовать в игре — путешествии по сказкам Салтыкова-Щедрина. Я вижу, что
две команды готовы начать игру. Капитаны команд, представьте, пожалуйста,
участников, название команд.

                                    1 тур. 
Домашнее задание.

Каждая команда должна была подготовить
иллюстрации к сказкам Салтыкова-Щедрина, а другая команда должна отгадать
сказку.

                                    2 тур.  «О
каком герое идет речь?».

Учащимся загадываются загадки, по которым
они должны отгадать название сказки:

В этой сказке два Ивана поживали,

Щи на ужин поедали,

Бедный был и был Богатый,

Были рядом у них хаты.     (Соседи)

Он обычно серый, белый,

В этой сказке он умелый,

Мудрый в этой сказке он,

Что за зверь тут так умен?!  
(«Здравомысленный заяц»)

Как они его искали,

Без него как жить — не знали,

Без него не есть не пить,

Как себя им прокормить?! («Повесть о том,
как мужик двух генералов прокормил»)

Был отец и мать мудры,

Сам был мал, но всё ж удал,

Рыбы, раки даже блохи,

При желании обижали. («Премудрый пескарь»)

                               3 тур. Что
находится в черном ящике?

1.    
Этот предмет
проглотил один из генералов, так как не было ужина.

2.    
Это читали генералы,
находясь на острове.

3.    
Из этого мужик
сделал силки, чтобы словить рыбу и накормить генералов.

4.    
Этим угощал
соседей дикий помещик.

                                4 тур.  Детали

1.    
Какую фамилию
носил помещик в сказке «Дикий помещик»? (Урус-Кучум-Кильдибаев)

2.    
Сколько денег
мечтал выиграть пискарь? (200 тысяч
)

3.    
Кто такой
Пустопляс? (Брат Коняги)

4.    
Назовите имя и
отчество медведя, с которым водил дружбу помещик (Михаиле Иваныч)

5.    
Сколько волчат
было у волка?
(Четверо)

6.    
Сколько было
ума у пискаря?
(Ума палата)

7.    
Кого из своих
крепостных мужиков кричал помещик, забыв о том, что Бог
 его владения от крестьян очистил?  (Сеньку)

8.    
Откуда взялись
мужики в конце сказки «Дикий помещик»? («С неба:
 через губернский город летел строившийся рой мужиков»)

9. 
Какой
распорядок дня был у премудрого пискаря? (Ночью моцион делал, в лунном свете
купался, а днем забирался в нору и дрожал)

10.Кем себя видел во сне заяц? (Чиновником особых поручений при
волке)

                                        5
тур. Игра капитанов

 «Верите ли вы, что…».   Каждый правильный
ответ – 1 балл.

Вопросы капитану 1 первой команды:

 « Верите ли вы, что ….»

1.    
Салтыков —
Щедрин учился в том же учебном заведении, что и Гоголь?
 (Нет, Пушкин, Царскосельский лицей)

2.    
Провинциальная
жизнь в Вятке Салтыков описал в романе «Губернские очерки»?
 (Да)

3.    
Салтыков
родился в семье врача?
 (Нет,
помещик — крепостник)

4.    
Салтыков —
Щедрин был сослан в Вятку на пятнадцать лет?
(Да)

5.    
Щедрин – это псевдоним? (Да)

6.    
После
окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства?
 (Да)

7.    
Никогда не
выезжал за границу?
 (Нет)

8.    
Родовое именье
называлось Спас – Вершина?
(Нет,
Спас-Угол)

9.    
Салтыков —
Щедрин будучи чиновник губернского правления Вятке не брал взяток?
 (Да)

10. После Вятской ссылки по возвращении в Петербург писатель
занимался    разведением коней?
 (Нет)

11. Мать писателя помещицей, жестоко мучившей не только своих
крестьян, но и домочадцев?
 (Да)

12.  Щедрин был мастером Ахиллесова языка? (Нет, Эзопов язык)

13.  Смог вернуться из Вятки в Петербург только после смерти Николая (Да)

14. В чиновничьих кругах Салтыков — Щедрин получил прозвище «Вице
Наполеон»?
 (Нет, «вице-Робеспьер»)

15. Первые три сказки писателя появились на страницах журнала
«Современник»?
 (Нет, «Отечественные записки»)

Вопросы капитану второй команды:

«Верите ли вы, что ….»

1.    
Салтыков-Щедрин
с Тургеневым познакомился в Париже?
 (да)

2.    
Был женат на
дочке вятского губернатора?
 (Да)

3.    
Автобиографический
роман Щедрин назвал «Пошехонская Старина»?
 (Да)

4.    
В сборник
«Сказки для детей изрядного возраста» входит 29 сказок?
 (Нет, 32)

5.    
Город Глупов,
о котором Салтыков написал роман реально существует?
 (Нет)

6.    
Салтыков —
Щедрин был сослан в ссылку в Кострому?
 (Нет, в Вятку)

7.    
Известная сказка
«Колобок» вовсе не народная, а её автор Щедрин?
 (Нет)

8.    
По окончании
лицея (1844) Салтыков становится чиновником
 (Да)

9.    
Первым
учителем Салтыкова был крепостной человек его родителей, живописец Павел?
 (Да)

10.  Подсказал Гоголю сюжет комедии «Ревизор»? (Нет)

11.  После рождения его отдали в приёмную семью? (Нет)

12   Во время учёбы в Царскосельском лицее Салтыков писал стихи? (Да)

13.  В Московский дворянский институт он поступил десяти лет
отроду?
 (Да)

14.  Салтыков служил губернатором Твери? (Да)

15.  После ухода из «Современника» бросил писать? (Нет)

Слово учителя

— Пока жюри
подсчитывает заработанные баллы, я предлагаю вам, ребята, посмотреть отрывки из
мультфильмов по сказкам Салтыкова – Щедрина.

 Подведение
итогов, награждение команд.

— Я надеюсь, что
вам было интересно еще раз окунуться в сказочный и ироничный мир Салтыкова –
Щедрина. На этом мероприятие, посвященное 195-летию со дня рождения М.Е.
Салтыкова-Щедрина, заканчивается.

   Я хочу сказать
спасибо всем участникам игры, учащимся, которые помогали в организации
мероприятия.

Отечественный писатель Михаил  Салтыков-Щедрин создавал небольшие по объему, но наполненные особым поучительным смыслом литературные произведения.  В них он целенаправленно обличал различные пороки людей и критиковал недостатки общества. Также  автор  с помощью сатирических персонажей не только развлекал читателей, но и затрагивал наболевшие темы своей эпохи,  обращал их внимание  на актуальные проблемы своих современников.

На сайте Литерагуру  представлено в кратком изложении произведение  знаменитого писателя «Кисель». Также дан отзыв о нем для читательского дневника. События, происходившие в произведении, передаются в сокращении.

Краткое содержание

Один раз повариха для семьи своих хозяев приготовила кисель. И членам семьи, и гостям он пришелся по вкусу.  Хозяева даже вынесли и оставили чашку вкусного киселя для прохожих, чтобы отведали и они.  А сам кисель тоже был рад тому, что он такой аппетитный и что все его едят да нахваливают.  Даже господа все время у кухарки просили добавку.

А спустя некоторое время хозяйской семье это лакомое блюдо стало приедаться. Господа  усовершенствовали свое образование, добились повышения по службе и загордились. Теперь они могли себе позволить более изысканные кушанья, поэтому предпочитали их, а о киселе они говорили уже совсем по-другому.  В  результате  господами было решено отнести его свиньям, сами же хозяева поехали отдыхать. Свиньям кисель понравился, а ему самому было все равно, кто им питается и какое общественное положение тот занимает, только бы ели. Поэтому весь кисель был  животными съеден.

Когда хозяева отдохнули вдали от дома и растратили свои сбережения, они возвратились, чтобы снова питаться киселем.  Только запасы этого лакомства  у них дома  совсем закончились. И тогда и хозяева, и животные начали громко жаловаться и сетовать на то, что весь кисель съели и ничего не оставили впрок. Никто из них не понимал, что они теперь станут есть.

Отзыв

Центральная мысль сказки «Кисель» Салтыкова-Щедрина  заключена в понимании того, что люди должны ценить то, что они имеют. Многие состоятельные граждане  из-за своего легкомыслия, недальновидности или душевного невежества не берегут и не ценят те богатства и блага, которые есть у них. Стремясь завладеть чем-то более весомым  и престижным, достичь высоких статусов, можно лишиться того, что стабильно, надежно, хоть и, казалось бы, менее значимо, но именно оно заслуживает благодарности.  В понимании этого и заключается мораль сказки «Кисель».

Сочинение Михаила Салтыкова-Щедрина мне нравится. В тексте автор, рисуя яркие литературные образы, очень точно характеризует господ и крепостной люд, находящийся у них в услужении. Кисель олицетворяет собой порабощенный простой народ – трудолюбивый, мягкий, кроткий, производящий все необходимые блага для беспечной и праздной жизни своих господ. Хозяева же представляют собой власть, капризную, чересчур требовательную и придирчивую, не ценящую труд своих крепостных.

Господствующее сословие привыкло существовать за счет тяжелого, изнурительного крестьянского труда и не думать о том, что когда-нибудь такая безмятежная и беззаботная жизнь закончится, потому что привычная, отлаженная система рухнет и  все богатства, роскошь, разные блага  у господ исчезнут, и те останутся без ничего.  Кисель съели свиньи, а они являются олицетворением ненасытных и алчных господ. Такое мое мнение  о сказке Салтыкова-Щедрина «Кисель».

Все персонажи произведения – герои отрицательные, с  целым набором порочных качеств, и делает их такими автор намеренно, желая показать читателям реальную жизнь той эпохи. Представления о существующей действительности у высоких особ  отсутствуют, также они не имеют внутреннего стержня и моральной устойчивости. Господа идут на поводу у своих мимолетных желаний, удовлетворяют любую свою прихоть, любят шиковать и пускать пыль в глаза, проводить время в удовольствиях и роскоши. Такой образ жизни приводит  к  потере ее смысла, к духовному обнищанию и ограниченности ума. Пребывая в своем узком мирке, богачи стремятся пренебречь благами, создаваемыми их крестьянами, и не ценят людской труд и  то, что имеют. Такое впечатление производят на меня персонажи  рассматриваемой сказки.

Салтыков-Щедрин предлагает читателям поразмыслить над тем, что будет, если когда-нибудь народу такое отношение к нему господ надоест и его терпение и покорность  закончатся. Он считает, что о народе нужно заботиться, улучшать его условия жизни, облегчать его труд, испытывать благодарность к народу за его трудолюбие. Всему этому учит его произведение «Кисель».

Я думаю, что стоит познакомиться с содержанием сказки «Кисель», чтобы иметь представление  о социальном строе, существующем в царской России, и о власти, несправедливость которой и другие пороки  обличает автор.  Такое впечатление сложилось у меня в целом от прочтения произведения Салтыкова-Щедрина «Кисель».

Многомудрый Литрекон рекомендует читать сатирические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в оригинале, так как они очень злободневны и поучительны. Ну а получить поверхностное представление о его творчестве поможет краткий пересказ сказки «Пропала совесть». В сокращении это произведение не так увлекательно, как в оригинале, зато, открыв его, Вы можете быстро узнать основные события и сформировать в голове краткий сюжет произведения. Приятного просвещения!


(702 слова) Внезапно в мире исчезла совесть, но никто не заметил. Сначала люди испытали моральный подъем, излечились от нравственных терзаний, заспешили по делам, ведь больше ничего не мешало льстить, предавать, идти по головам. Только вот сразу после исчезновения нравственной смуты и душевных мук, которые так осложняли жизнь, пошли грабежи и другие преступления в неисчислимом количестве. А совесть лежала на дороге, оплеванная и растерзанная, как ветошь. Все недоумевали, кто допустил такое безобразие посреди улицы. И лишь один пьяница подобрал ее в надежде заложить. И вот пришло к нему горькое осознание реальности. Мгновенно он отрезвел и испугался. Вспомнил он обо всех своих прегрешениях и пороках. Начался внутренний суд. Он стал задавать себе вопросы, о которых раньше не задумывался. Но ответом было молчание, ведь он не знал, почему прожил жизнь так, а не иначе. В итоге он дошел до мысли о том, что родился и жил под игом, оттого не мог взять ответственность за свою жизнь на себя. Только вот открывшаяся истина никак нему не помогла. Цепи стали только тяжелее вдвое, ведь он понял, что это цепи. Но прохожие не отвечали на его агонию — они думали, что он просто напился. Над них хохотали и потешались, и невдомек было людям, что истина разрывает сердце пьяницы. Не найдя понимания, он решил избавиться от находки, которая так его тяготила. Он отнес ее в кабак — к знакомому скупщику Прохорычу. Положил на стол — и наутек.

Заметив совесть, проснувшийся скупщик вспомнил про патенты. Перед тем, как их купить, он как раз всучил кому-то эту жалкую вещицу. И вдруг пришло к нему осознание, что грешно народ спаивать. Прохорыч затрясся и позвал на помощь жену. Увидев совесть, жена воскликнула: «Грабят!». И правда: трактирщик стал отказываться продавать алкоголь и начал переубеждать посетителей. Они сильно удивились. Прохорыч объявил, что больше не может вести такой порочный образ жизни, и выльет все вино в канаву, перебьет всю посуду. Жена решительно воспротивилась. Она спасла посуду, но проблему не решила. Трактирщик потерял смысл жизни и уже вознамерился умереть, ведь ничего не продаст с такой ношей. Как только супруги легли спать, Арина Ивановна уже все продумала. Наутро она выкрала совесть и пошла на ярмарку. Увидев квартального надзирателя Ловца, Арина Ивановна подбросила ему тряпицу.

Ловец был известным лихоимцем и часто запускал руку в чужие карманы за взятками. Но в это утро он ничего не мог с собой поделать — рука не поднималась! Вернулся он домой не солоно хлебавши. Жена тут же разозлилась и объявила, что нет для него у нее обеда. Снял Ловец пальто, и вдруг преобразился. Прежняя жадность вернулась. Но как только он его надел, снова напала на него хандра — совесть. В итоге вернулся квартальный на базар и стал свои же деньги раздавать людям — «за прежнюю обиду». Он хотел со всеми помириться и загладить свою вину. Позвал он в дом нищих и велел жене их накормить. Но сняв пальто, Ловец резко передумал и прогнал всех вон, так и не поняв, в чем дело. Он даже попросил жену связать его на всякий случай, чтобы новых бед не натворил. Тогда жена уложила его в постель. Ища хоть какие-нибудь деньги у него в карманах, она наткнулась на промасленную тряпицу — совесть. Поняла Федосья Петровна, в чем дело. Подумав, решила она, что совесть точно не помешает лишь богатому человеку. И выбрала она Шмуля Давыдовича Бржоцского — «финансиста и изобретателя железных дорог». Положила она совесть в конверт и ему отправила.

Самуил Давыдыч Бржоцский сидел с семьей и помогал сыну разбираться в сложных и простых процентах. Получив письмо, Самуил Давыдыч метался как в лихорадке. Совесть подвергала его мукам, но он не сдавался и велел жене не давать ему шкатулку. Он готов был лучше умереть, чем отдать свои деньги. Однако он придумал средство избавления. Давно он обещал пожертвовать деньги в благотворительный фонд, но все оттягивал этот момент. Тут он решил запечатать совесть вместе со сторублёвой бумажкой и отнести к генералу. После этого Самуил придумал очень сложную банковскую операцию, и все ахнули.

Вот так передавали совесть из рук в руки, ведь никому она не была нужна. Совесть измучилась и стала жаловаться своему последнему владельцу — мещанину. Она попросила, чтобы он растворил ее в сердце маленького ребенка, он-то ее не выкинет. Так и сделал мещанин. Теперь растет совесть в маленьком человеке, и скоро станет она большой и сильной. Будет она распоряжаться всем сама, и тогда «исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия».

Сочинение.
Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина

Освобождение угнетенной народной массы от всех видов рабства было заветнейшей целью всей деятельности Салтыкова-Щедрина. Когда Щедрин говорит о массе, народе, он прежде всего имеет в виду крестьянство. В «Сказках» Салтыков-Щедрин воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, свои горькие раздумья над судьбами угнетенных масс, свои глубокие симпатии к трудовому человечеству и свои светлые надежды на силу народную. В этих произведениях противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры – в образах хищников. Обобщенный образ труженика – кормильца России, которого мучают угнетатели, есть и в самых ранних сказках Щедрина: «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». В частности, в сказке «Дикий помещик» сатирик как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно острую проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства: «Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: моя вода! Курица за околицу выбредет – помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух – все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу: — Господи! Легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Этот помещик, как и генералы из сказки, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное, он становится лесным хищником. И жизнь эта, в сущности, — продолжение его предыдущего хищнического существования. Внешний человеческий облик дикий помещик обретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. Ругая дикого помещика за глупость, исправник говорит ему, что без мужицких «податей и повинностей» государство «существовать не может», что без мужиков все умрут с голоду, «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», да и денег у господ не будет. Народ – созидатель богатства, а правящие классы лишь потребители этого богатства. Простой народ в сказках Салтыкова-Щедрина задумывается над своей тяжкой долей, ведь он-то видит, что существующий строй обеспечивает счастье только богатым. Вот почему сюжет большинства сказок построен на острой классовой борьбе. Об этом-то и говорится в сказке «Соседи», где главные действующие лица – крестьянин Иван Бедный и либеральный помещик Иван Богатый. Иван Богатый «сам ценностей не производил, но о распределении богатств очень благородно мыслил… А Иван Бедный о распределении богатств совсем не мыслил, но взамен того производил ценности». Оба соседа удивляются: так «хитро эта механика устроена», что «который человек постоянно в трудах находится, у того по праздникам пустые щи на столе; а который при полезном досуге состоит – у того и в будни щи с убоиной. С чего бы это?» — спрашивают они. Не смог решить этого противоречия и Наибольший (в черновом варианте рукописи «батюшка царь»), к которому обратились оба Ивана. И только деревенский философ Простофиля дает на этот вопрос настоящий ответ. Он считает, что все дело в «планте». «Плант» — это несправедливый социальный строй, основанный на эксплуатации. «И сколько вы промеж себя ни калякайте, сколько ни раскидывайте умом – ничего не выдумаете, покуда в одном планту так значится», — говорит он соседям. Замысел этой сказки состоит в том, чтобы призвать народ к коренному изменению несправедливого социального строя, основанного на эксплуатации. Драматические раздумья Щедрина о противоречиях народной жизни достигают кульминации в сказке «Кисель». Сначала ели кисель господа, «и сами наелись, и гостей употчевали», а потом уехали «на теплые воды гулять», кисель же свиньям подарили. «Засунула свинья рыло в кисель по самые уши и на весь скотный двор чавкотню подняла». Смысл иносказания очевиден: сначала господа доводили народ до разорения, а потом им на смену пришли прожорливые буржуа. Но что же народ? Как он чувствует себя в качестве киселя? «Кисель был до того размывчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал оттого, что его ели». Даже радовался: «Стало быть, я хорош, коли господа меня любят!». Многочисленные эпизоды и образы сказок, относящиеся к характеристике народных масс, дают многостороннюю, глубокую и полную драматизма картину жизни пореформенной крестьянской России. Здесь рассказано о беспросветном труде, страданиях, сокровенных думах народа («Коняга», «Деревенский пожар», «Соседи», «Путем-дорогою»), о его тщетных попытках найти правду и защиту в правящих верхах («Ворон-челобитчик»), о стихийных взрывах его классового негодования против угнетателей («Медведь на воеводстве»). Гневно Щедрин изобличает в сказках эксплуататорское общество, его идеологию и политику. Карающий смех сатирика не оставлял в покое дворянство, действовавшее под покровительством правящей политической верхушки. Салтыков-Щедрин обнажает «хищные интересы» крепостников и возбуждает к ним народную ненависть.
Свои сатирические произведение Салтыков-Щедрин назвал «сказами для детей изрядного возраста». Это не удивляет, так как, не имея определенного жизненного опыта, знаний истории, их прочесть и понять просто невозможно. Поэтому я считаю, что «Сказки» Салтыкова-Щедрина – своеобразный учебник по истории России за определенный период.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Отзыв на рассказ чарушина страшный рассказ
  • Отзыв на рассказ чарушина медвежата
  • Отзыв на рассказ чехова каштанка
  • Отзыв на рассказ чехова белолобый
  • Отзыв на рассказ человек на часах