Тема: ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ «ЗАКОЛДОВАННАЯ
БУКВА»
Цель:
o РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ, УМЕНИЕ
ОТЧЕТЛИВО ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ;
o СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМЕНИЕ ЧИТАТЬ
ВСЛУХ, МОЛЧА, ПО ЦЕПОЧКЕ; ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ В.
ДРАГУНСКОГО;
o РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ИНСЦЕНИРОВАТЬ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ;
o СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ АКТИВНОЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОДЕЙСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ И
ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Дыхательная и речевая разминка
1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА «Бадминтон».
— ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ ИГРАЕТЕ В
БАДМИНТОН И В РУКАХ У ВАС РАКЕТКА И ВОЛАНЧИК. ДАЙТЕ ПАРТНЕРУ ПАС — ВОЛАН
УСТРЕМЛЯЕТСЯ ВВЕРХ СО ЗВУКОМ [С].
2. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.
— ПРОЧИТАЙТЕ СКОРОГОВОРКУ С
ПОНИЖЕНИЕМ И ПОВЫШЕНИЕМ ГОЛОСА.
ВОСЕМНАДЦАТЬ НОГ ПЛЯСАЛИ
ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ НА КАРНАВАЛЕ:
ОСЬМИНОГ, ЖИРАФ, СВИНЬЯ
И ЕЩЕ ВПРИСЯДКУ Я.
IV. Вступительное слово учителя
— Говорят, что все детские писатели
похожи на героев своих книжек. Если это правда, то Виктор Юзефович Драгунский,
когда был мальчишкой, очень любил слушать, как жук копается в коробочке, любил
светлячков — мог даже променять на свет¬лячка новенький игрушечный самосвал,
потому что светлячок «живой и светится». А еще любил ужей, ящериц, лягушек.
(Лю¬бил, чтобы уж лежал на столе, когда Витя обедал.) Часто отпу¬скал в небо
воздушные шарики — нельзя держать на ниточке то¬го, кто умеет летать. Очень нравилось
болеть ветрянкой — тебя все время мажут зеленкой, и ты похож на зеленчатого
леопарда.
А еще Витю Драгунского с детства беспокоил
один вопрос: как же можно съесть крокодила, если он жесткий и в панцире? Его же
нипочем нельзя прожевать! Даже вареного! И тогда он пошел в цирк, потому что
верил, что проглотить крокодила под силу только фокуснику, и остался там на
много-много лет рабо¬тать цирковым клоуном. Одним словом, когда Виктор
Юзефо¬вич Драгунский стал нормальным взрослым человеком, у него накопилось
столько смешных историй из собственного детства, что он просто не мог не стать
писателем. Напечатал все это на машинке и назвал «Денискины рассказы» в честь
своего сына. Если что не так — пусть ругают Дениску, а не его!
V. Работа с рассказом В. Драгунского
«Заколдованная буква»
1. Лексическая работа.
• ЗААКТИРОВАТЬ — составить акт.
2. Чтение произведения учителем (с.
24).
3. Проверка эмоционального восприятия
произведения.
— Веселый этот рассказ или нет?
Почему вы так думаете?
4. Анализ произведения.
— Назовите главных героев
произведения.
— Что привезли во двор на машине?
— Прочитайте, как рабочие привезли
елку. Что не понрави¬лось вам в их речи?
— Обидно ли вам было за Алёнку?
Почему?
— Прочитайте, как разговаривали дети.
Кто из них прав? Почему?
5. Чтение произведения учащимися:
а)чтение молча (про себя);
б)чтение «цепочкой».
5. Выразительное чтение. (Драматизация
произведения: вы¬бирается только прямая речь героев — Алёнки, Мишки, Дени¬ски;
предварительно определяется интонация, с которой нужно произносить слова
героев:)
VI. Работа в группах
— Прочитайте стихи. В выделенных
словах определите, какие буквы стали не на свое место.
Задание для 1 группы
Закипел наш самовар,
Выпускает с шумом шар (ПАР))
В огород пришёл мой друг,
Посадил на грядке щук (ЛУК)
Задание для 2 группы
Овощ (ОВОД) вьётся над быком,
Бык сердито бьёт хвостом.
Щит (КИТ) пустил большой фонтан,
Погрузился в океан.
Задание для 3 группы
Выдра (ВЁДРА) у меня в руке
— За водой иду к реке. .
Мы дружно веником метём
— От сыра (СОРА) очищаем дом.
Задание для 4 группы
Мама с точками (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.
Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку (ТОЧКУ).
VII.Проверка выполненных заданий
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
— Какие трудности вы испытали на уроке?
— С каким настроением заканчиваете
урок?
— Самое большое и удивительное чудо —
это человеческая речь. Разве не чудо, что мы можем общаться, разговаривать с
окружающими нас людьми? Устная речь должна быть понят¬ной и доступной слушателю
с первого раза. Каждому человеку полезно, как артисту, владеть искусством
звучащего слова. Для того, чтобы наша речь была грамотной, выразительной и
до¬ходчивой, мы изучаем правила произношения. Чтобы речь была мелодичной, а
голос звучным и приятным для слуха, необходимо постоянно работать. Константин
Сергеевич Станиславский срав¬нивал непонятную речь актера с неразборчивым
почерком. «УСТ¬НАЯ РЕЧЬ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ СКОРОГОВОРКОЙ И НЕВНЯТНЫМ ГОЛОСОМ,
ПОХОЖА НА НЕРАЗБОРЧИВЫЕ «КАРАКУЛИ», — говорил он. Хорошая речь украшает человека
и часто помогает ему в жизни.
IX. Домашнее задание
Прочитать рассказ В. Драгунского
«Заколдованная буква».
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация к уроку внеклассного чтения в 3 классе на тему «В.Драгунский «Денискины рассказы»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
В. Драгунский
«Денискины рассказы»»
Подготовила
Колесник Ирина Васильевна, учитель начальных классов
МОУ г. Горловки «Школа № 77»
Урок внеклассного чтения
3 класс -
2 слайд
Описание слайда:
Цель урока:
Продолжить знакомство с творчеством В. Ю. Драгунского. -
3 слайд
Описание слайда:
Речевая разминка
1. Прочитай медленно.
2. Прочитай с ускорением.
3. Прочитай быстро.
Осип орёт, Архип не отстаёт.
Кто кого переорёт?
Осип охрип. Архип охрип. -
4 слайд
Описание слайда:
Отгадай загадку
Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонёк.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку …
В каком произведении мы встречались с этим насекомым?
Кто автор этого произведения? -
5 слайд
Описание слайда:
Драгунский
Виктор Юзефович
1913 — 1972 -
6 слайд
-
7 слайд
Описание слайда:
Наверное, для многих из вас самая любимая книга «Денискины рассказы». Замечательные, интересные истории Виктора Драгунского, над которыми можно смеяться до слез, учат нас быть добрее, расти честными и смелыми.
Главный герой — Дениска Кораблев, обычный мальчишка, с которым все время происходят смешные или курьезные случаи. Читатели с удовольствием будут узнавать в книге себя: ведь им тоже не всегда хочется делать уроки, убираться дома, есть манную кашу. -
8 слайд
Описание слайда:
В каждой истории обязательно присутствует кто-то из Денискиных друзей. Его самый лучший друг – одноклассник Мишка. Они всегда вместе – и на уроках, и во дворе, и на школьных праздниках, и у друзей на дне рождения. Самая любимая их рыбка — нильский крокодил, любимое блюдо — постиранная с мылом курица, а перед сном они поют по телефону хором песню «небесных близнецов Сокола и Беркута».
-
9 слайд
Описание слайда:
Вот только некоторые из них:
Денискины рассказы вошли в список «100 книг для школьников». Они учат доброте, вежливости, дружбе, наталкивают на размышления и помогают сделать правильный вывод. Все рассказы объединяет юмор, хорошее настроение. -
10 слайд
Описание слайда:
«Заколдованная буква»
Интересная и смешная история, которая случилась накануне Нового года с друзьями. Во двор, где играют ребята, привезли из леса пушистую елку. Внимательные ребята тут же замечают, что на елке есть шишки. И в этот момент начинаются забавные события, связанные с одной заколдованной буквой. Главная мысль рассказа «Заколдованная буква» учит, прежде чем смеяться над другими, оглянись на себя. -
11 слайд
Описание слайда:
Очень трогательный и теплый рассказ, о былых чувствах к своей первой, но со временем забытой игрушке. На это раз Дениска решает стать боксером. Вот только не посмел он отрабатывать силу удара на друге детства – плюшевом медвежонке. Ведь воспоминания хранят в памяти моменты, когда мальчик читал книжки, кормил с ложки, укладывал спать своего медвежонка. История эта очень добрая и поучительная.
-
12 слайд
Описание слайда:
В рассказе «Не хуже вас, цирковых», Денис неожиданно попадает в цирк на первый ряд. С собой у него был пакет помидоров, за которыми послала его мама. В кресле рядом сидел мальчик, как оказалось сын цирковых артистов, которого использовали в качестве «зрителя из зала». Паренек решил подшутить над Дениской и предложил ему поменяться местами. В итоге клоун Карандаш подхватил нашего героя и понес под купол цирка…
«Не хуже вас, цирковых» -
13 слайд
Описание слайда:
«Где это видано, где это слыхано»
Смешная история, в которой Дениска с Мишкой берутся выступать на школьном утреннике. Они вызываются спеть дуэтом, говорят всем, что справятся. Только на выступлении вдруг случается недоразумение: Мишка почему-то поет один и тот же куплет, а Дениске в связи с возникшей ситуацией приходится ему подпевать. В зале слышен смех, кажется, их дебют не удался. Основная мысль: нужно лучше готовиться к важным мероприятиям. -
14 слайд
Описание слайда:
В этом рассказе Дениска изо всех сил старается придумать способ, который позволил бы маме меньше уставать в работе по дому. Как-то она пожаловалась на то, что едва успевает мыть посуду и в шутку объявила о том, что откажется кормить сына и мужа. Дениска стал думать, и ему в голову пришла замечательная идея принимать пищу попеременно, а не всем вместе. Папа же предложил ежедневно мыть посуду вместе с сыном. Главная мысль рассказа заключается в том, что нужно помогать своим родным.
«Хитрый способ» -
15 слайд
Описание слайда:
«Профессор кислых щей»
У Дениса Кораблева, накопилось столько новостей и разных новых знаний, что ему очень хотелось поделиться с папой. Но отец был занят чтением газеты и просил ему не мешать, но сын все равно пытается привлечь внимание. Тогда папа называет Дениску «профессором кислых щей». Мальчик, думая, что это похвала называет так доктора, который лечит его подругу. Рассказ призывает уделять детям достаточно времени, чтобы они могли поделиться с родителями новыми знаниями и переживаниями. -
16 слайд
Описание слайда:
Однажды Аленка и Дениска пошли на ярмарку. Там они встретили зазывал, им предложили выиграть «Волгу, надушили духами и напоили квасом. Уже на выходе Аленка купила воздушный шарик. Дениска взял шарик у подружки и почувствовал, что он тянется вверх – на свободу. Главная мысль рассказа «заключается в том, что нельзя держать в неволе того, кто рвется на свободу. Денис понял это и выпустил шарик в свободный полет. Рассказ учит ценить свободу, которая дороже любых денег.
«Красный шарик в синем небе» -
17 слайд
Описание слайда:
«Моя сестра Ксения»
Рассказ повествует в том, что дети, как и взрослые, способны чувствовать ответственность за другого человека. И появление в семье младшей сестренки или братика помогает родителям воспитать в старших детях это чувство ответственности и любви к младшим. Рассказ учит заботиться о тех, кто слабее нас и беспомощнее, учит любить своих близких. -
18 слайд
Описание слайда:
Виктор Драгунский написал 63 рассказа о Дениске Кораблеве. Все они интересны, поучительны и незабываемы!
-
19 слайд
Описание слайда:
Давай немного отдохнём
ФИЗМИНУТКА
Головою три кивка
Раз — подняться, потянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место сесть опять. -
20 слайд
Описание слайда:
«Пожар во флигеле или подвиг во льдах»
Скопировав ссылку, прочитайте рассказ
https://narodstory.net/rasskazy-dragunskogo.php?id=32
Или прослушайте по ссылке
https://mishka-knizhka.ru/audio-rasskazy-dlya-detej/audio-rasskazy-dragunskogo/pozhar-vo-fligele-ili-podvig-vo-ldah-audio/ -
21 слайд
Описание слайда:
Словарная работа
Флигель- пристройка к дому.
Отдуваться – оправдываться.
Шуганула –прогнала.
Толком отвечать – отвечать внятно, понятно. -
22 слайд
Описание слайда:
Работа с текстом
Ответь на вопросы:
1. Из-за чего Мишка и Денис опоздали в школу?
2. Какую причину опоздания придумали друзья?
3. Как звали гардеробщицу в школе?
4. «Вот у меня их целая коробка». О чём так сказала гардеробщица?
5. Почему Мишка задержался в гардеробе?
6. Как звали учительницу мальчиков?
7. Почему Денис рассмеялся, когда заглянул в класс? -
23 слайд
Описание слайда:
8. Почему Валерка галдел громче всех в классе?
9. Кого и где «спасли» друзья по версии Дениса?
10. Как хотела отблагодарить мальчиков мама спасённого ребёнка по версии Дениса?
11. Как Денис делал «глаза со значением»?
12. Кого и где «спасали» друзья по версии Мишки?
13. Кто лил слёзы по версии Мишки?
14. Как хотел отблагодарить мальчиков дедушка спасённого ребёнка по версии Мишки?
15. Почему учительница хлопнула рукой по столу?
16. Что прислал Денис Мишке?
17. Как в этой ситуации поступил бы ты?
18. Какой совет ты можешь дать этим мальчикам? -
24 слайд
Описание слайда:
Работа с пословицами.
1. Песня хороша, да певунья никуда.
2. Лучшая вещь новая, лучший друг старый.
3. В чужом глазу соринку видишь, а в своём бревно не замечаешь.
4. Жизнь дана на добрые дела.
5. Тебе смешно, а мне до сердца дошло.
6. Вранью да небылицам короткий век.
7. В умной беседе — ума набираться, а в глупой — свой потерять.
8. У страха глаза велики.Выбери пословицу к рассказу «Пожар во флигеле или подвиг во льдах».
2. Объясни смысл этой пословицы. -
25 слайд
Описание слайда:
Бюро находок
Угадай, из какого произведения эти вещи? -
26 слайд
Описание слайда:
«Друг детства»
-
27 слайд
Описание слайда:
«Моя сестра Ксения»
-
28 слайд
Описание слайда:
«Заколдованная буква»
-
29 слайд
Описание слайда:
«Красный шарик в синем небе»
-
30 слайд
Описание слайда:
« Не хуже вас, цирковых»
-
31 слайд
Описание слайда:
«Где это видано, где это слыхано»
-
32 слайд
Описание слайда:
«Пожар во флигеле или подвиг во льдах»
-
33 слайд
-
34 слайд
-
35 слайд
Описание слайда:
Составь синквейн к слову Дениска
Домашнее задание -
36 слайд
-
37 слайд
Описание слайда:
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ «ТРИ ЛИЦА»
Выбери нужный смайлик , который соответствует твоему настроению к концу урока. -
38 слайд
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 931 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 821 человек из 80 регионов
- Сейчас обучается 308 человек из 67 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему «М.Зощенко «Великие путешественники». Знакомство с текстом.»
-
Урок литературного чтения в 3 классе на тему «М.Зощенко «Золотые слова». Выборочное чтение. Восстановление порядка событий.»
-
Проверочные работы по математике 2 класс в 2-х вариантах С.И. Волкова (Word)
-
Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе на тему «Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции»
-
Диагностическая работа по определению естественнонаучной грамотности (ЕНГ) 3 класса
-
Математика «Решение задач на противоположное движение»
-
Презентация по русскому языку «Личные местоимения »
-
Презентация по русскому языку «Антонимы »
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5435518 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»
-
Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида»
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол