Отзыв на рассказ ванька чехов

Антон павлович чехов создал свой рассказ ванька в 1886 году. под псевдонимом а. чехонте произведение впервые было размещено на страницах

Антон Павлович Чехов создал свой рассказ «Ванька» в 1886 году. Под псевдонимом А. Чехонте произведение впервые было размещено на страницах «Петербургской газеты», в отделе «Рождественские рассказы». Рассказ «Ванька» включался в сборники А.П. Чехова ещё при жизни писателя. Кроме того, он был переведён на многие европейские языки. Многомудрый Литрекон предлагает Вам краткий пересказ произведения, где представлены сюжет и основные события в сокращении. 

Краткий пересказ

(434 слова) Девятилетний Ванька Жуков в ночное время под самое Рождество старательно пишет письмо в родную деревню своему дедушке Константину Макарычу. Три месяца назад мальчика отослали в Москву «к сапожнику Аляхину» на обучение. Ребёнок остался сиротой. Единственный близкий человек для Ваньки — это дедушка, который работает в деревне в усадьбе господ Живарёвых ночным сторожем. Днём Константин Макарыч, по своему обыкновению, спит или беседует с кухарками, а ночью несёт службу. С ним ходят старая собачка Каштанка и чёрный пёс Вьюн.

Ванька по-простому, детским слогом, рассказывает в письме о своей нелёгкой жизни у сапожника. Хозяева плохо его кормят, часто бьют и ругают за любую провинность: за то, что он заснул, укачивая в люльке хозяйского ребёнка, неправильно почистил рыбу. Кроме того, он терпит насмешки от подмастерьев. Ванька очень просит, чтобы дедушка забрал его обратно в деревню. Мальчик готов всё для него делать: тереть ему табак, молиться за него. Даже готов стерпеть от деда побои, если будет за что. Чтобы не быть дедушке в тягость, он пошёл бы «в подпаски» или к приказчику чистить обувь. Он пишет, что хотел бы уйти в деревню сам, своим ходом, но боится холода, ведь у него нет тёплой обуви. Ванька описывает Москву. Его удивил большой город, где много господских домов и лошадей, разнообразие товаров в торговых лавках. 

Пока Ванька пишет, перед глазами его встаёт былое время, когда он жил вместе с Константином Макарычем. Он ясно помнит, как однажды они вместе под Рождество ходили в лес, чтобы срубить ель для праздника в господской усадьбе. Ему вспомнилась и его покойная мать Пелагея. Она трудилась горничной у Ольги Игнатьевны — барышни, которая по доброте своей угощала ребёнка конфетами и просто так, от нечего делать, обучила его грамоте, счёту до ста и даже разучила с ним кадриль. После смерти Пелагеи, Ваньку перевели к Константину Макарычу в людскую кухню, а позже отправили в Москву, к Аляхину.

Мальчик несколько раз повторяет в письме просьбу о том, чтобы Константин Макарыч приехал в Москву и забрал его. Ванька хочет, чтобы дедушка попросил у Ольги Игнатьевны ёлочную игрушку в виде золотистого ореха — «скажи, для Ваньки», и чтобы никому дед не отдавал его гармонь. В конце письма он передаёт поклоны тем, кого он знал и любил в деревне.

Вложив готовое письмо в конверт, Ванька подписал его: «На деревню дедушке». Поразмыслив немного, он приписал: «Константину Макарычу». Довольный мальчик выбежал из дома в одной рубахе. Накануне он спросил сидельцев из мясной лавки, как отправляются письма. Он добежал до первого попавшегося почтового ящика и опустил конверт.

Через час Ванька уже спал, надеясь, что дед получит его послание. Мальчику снилось, как Константин Макарыч сидит на печке и зачитывает его письмо кухаркам. Неподалёку от него бродит пёс Вьюн и виляет хвостом.

Отзыв 

(275 слов) Главная мысль рассказа «Ванька» заключается в том, что взрослым нельзя быть равнодушными к беззащитным детям, нельзя вырывать ребёнка из родной среды. Ванька остался сиротой. От него сразу же захотели избавиться и отправили из деревни, где он был окружён добротой, в большой город на работу, в непривычную, тяжёлую для ребёнка обстановку. Чехов высмеивает главные пороки общества — жестокосердие, малодушие, грубость, неспособность к состраданию. Уважать маленького человека — это то, чему учит автор. Нужно быть внимательным к тем, кто не может за себя постоять, кто одинок и наивен. Такова мораль рассказа «Ванька».

Произведение заставляет задуматься о том, что использовать детский труд неприемлемо. Ребёнок должен получать образование, но в то время для бедных это было невозможно. В деревне барышня от скуки обучила мальчика грамоте. В трудную минуту это помогло Ваньке — он смог написать письмо дедушке, но конверт подписал неверно: не указал точный адрес. 

Мне понравился рассказ «Ванька» тем, что ребёнок свято верит, что сможет уйти от зла и жестокости, которые на него обрушились. Мальчика очень жаль, ведь после смерти матери для него наступили трудные времена. Ванька терпит унижения и побои, которых не заслуживает. В нём живёт искренняя и безусловная любовь к Константину Макарычу, у него доброе сердце, кроткий и незлобивый характер. Несмотря на все трудности, мальчик остаётся чистым душой. Таково моё отношение к главному герою рассказа «Ванька».

Моё впечатление от рассказа «Ванька» грустное. А.П. Чехов показывает нам судьбу ребёнка, брошенного на произвол судьбы. Его последней надеждой было письмо к дедушке. Он теряет и эту надежду, сам того не подозревая. В произведении показана безысходность маленького мальчика, наивно полагающего, что Константин Макарыч приедет за ним, прочитав его трогательное письмо. В этом заключается трагедия произведения «Ванька». Таково моё мнение о рассказе А.П. Чехова.

Автор: Диана Танцур

У этого термина существуют и другие значения, см. Ванька.

«Ванька» — рассказ Антона Павловича Чехова, написанный в 1886 году и впервые опубликованный в «Петербургской газете» (1886, № 354 от 25 декабря) в разделе «Рождественские рассказы» за подписью А. Чехонте. Произведение было неоднозначно встречено критиками из числа современников Антона Павловича; в то же время Лев Толстой включил его в перечень «особо выдающихся» рассказов Чехова. При жизни автора «Ванька» был включён в чеховские сборники рассказов и учебное пособие для начальной школы «Книга для чтения», а также переведён на немецкий, французский, датский и другие европейские языки. Тематически «Ванька» перекликается со святочными рассказами Андерсена, Достоевского и произведениями Диккенса. В 1959 году рассказ был экранизирован на киностудии имени М. Горького.

СюжетПравить

В рождественскую ночь девятилетний Ванька Жуков, переехавший три месяца назад в Москву и ставший учеником сапожника Аляхина, пишет письмо своему дедушке. Поздравив Константина Макаровича с праздником, мальчик начинает рассказывать о жизни в чужом доме. Накануне хозяин наказал Ваньку за то, что тот, качая люльку с ребёнком, уснул сам; хозяйка устроила мальчику выволочку за неправильно почищенную селёдку; подмастерья относятся к прибывшему из деревни ученику с ехидством и требуют, чтобы он приносил для них водку из кабака[1][2].

Попутно мальчик вспоминает деревенскую жизнь, смешливого балагура деда, собак Каштанку и Вьюна. В его сознании всплывают предновогодние картины, когда Константин Макарович приносил из леса ёлку для господ Живаревых. Барышня Ольга Игнатьевна помогала Ваньке осваивать чтение и письмо; благодаря ей он научился считать и танцевать кадриль. Попросив деда приехать в Москву и забрать его из дома Аляхина, мальчик пишет на конверте адрес: «На деревню дедушке, Константину Макаровичу». Ночью он видит во сне, как Константин Макарович, сидя на печи, читает письмо кухаркам[1][2].

Публикации, отзывы и рецензииПравить

«Ванька», опубликованный в предновогоднем выпуске «Петербургской газеты» (1886, № 354 от 25 декабря), получил разноречивые оценки. Ряд критиков увидел в рассказе про мальчика, отданного «в люди», незамысловатую историю, не требующую глубокого анализа. К примеру, писатель Константин Арсеньев в рецензии, вышедшей в ежемесячнике «Вестник Европы» (1888, № 7), расценил произведение Антона Павловича как «недурное». Критик Константин Медведский, писавший под псевдонимом К. Говоров, в издании «День» (1889, № 471) назвал рассказ «эскизиком» и «пустячком», отметив, что писателю «не удались ни деревня в воспоминаниях Ваньки, ни фигура дедушки»[3].

Сборник Чехова «Детвора» с рассказом «Ванька»

Резкому отзыву Медведского были противопоставлены вполне благожелательные рецензии других современников Чехова. Так, обозреватель Фёдор Егорович Пактовский написал об актуальности проблемы, поднятой в рассказе. Публицист Александр Богданов (В. Альбов) в статье, появившейся на страницах литературного и научно-популярного журнала «Мир Божий» (1903, № 1), обратил внимание на то, насколько не похож на себя в этом произведении Антоша Чехонте: «Прежний балагур-рассказчик о чём-то загрустил и глубоко задумался»[4].

Сын Толстого — Илья Львович — в мае 1903 года сообщил Чехову, что его отец включил «Ваньку» в список «особенно выдающихся» рассказов Антона Павловича (в этом же перечне среди произведений «первого сорта» были, по версии Льва Николаевича, «Злоумышленник», «Душечка», «Спать хочется» и другие)[5]. Писатель Сергей Семёнов, рассказывая об отношении Толстого к прозе Антона Павловича, упоминал, что «восхищали его и детские фигуры Чехова, вроде „Ваньки“, пишущего письмо к деду»[4]. Издание «Крымский курьер» сообщило в апреле 1900 года, что в Ялтинском театре состоялось литературное мероприятие, на котором гражданская жена Максима Горького — актриса Мария Андреева — прочитала «Ваньку»[4]. При жизни Чехова рассказ был напечатан в прозаических сборниках Чехова «Рассказы» (1888) и «Детвора» (1889), а также включён в учебное пособие для начальной школы «Книга для чтения», вышедшее в Петербурге в 1900 году. Кроме того, «Ванька» был переведён на ряд европейских языков[6].

Версии о прототипе главного герояПравить

Исследователи творчества Чехова выдвигают две основные версии, касающиеся возможного прототипа Ваньки Жукова. Согласно одной из них, Антон Павлович, детство которого прошло в отцовской лавке «со всеми ненормальностями и мучениями», воспроизвёл в рассказе свои собственные жизненные впечатления. Подтверждением того, что воспоминания о тяготах, перенесённых в «нежном возрасте», не оставляли Чехова и в зрелые годы, являются его письма старшему брату Александру Павловичу: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать… В детстве у меня не было детства»[7].

Н. П. Чехов. Крестьянский мальчик (Ванька Жуков). 1881

Вторая версия, озвученная филологом Алексеем Пехтеревым, связана с судьбой Михаила — родственника писателя по отцовской линии. Его отец — переплётчик Михаил Егорович — в 1864 году отправил сына «в люди» к московскому купцу Ивану Егоровичу Гаврилову. Мальчик работал в его амбарах бесплатно, получая вместо денег скудную еду. Михаил Егорович, испытывая чувство вины перед ребёнком, объяснял ему сложность семейной ситуации в одном из писем: «Мишенька, мне очень совестно перед тобою, да делать нечего… Переплетное дело у меня на ниточке, как говорится, висит…». В 1877 году, спасаясь от долговой ямы, на службу к Гаврилову устроился конторщиком и отец Антона Павловича. История юного Миши, хорошо знакомая всем Чеховым, была, по мнению Пехтерева, отражена в «Ваньке»[8].

Образ ребёнка, весьма похожего на персонажа «Ваньки», запечатлён на картине родного брата писателя — Николая Павловича. Это сходство усиливается во многом благодаря названию портретного этюда — «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)». По словам искусствоведа Е. И. Прасоловой, «большеглазый, курносый, в надвинутом на лоб картузе мальчик на этюде настолько выразителен и характерен, что воспринимается как прототип одного из популярных чеховских героев». Однако исследователи отмечают, что картина Николая Чехова была написана в 1881 году, тогда как рассказ «Ванька» вышел в свет пятью годами позже[9].

Жанровая принадлежностьПравить

«Ванька» был впервые опубликован в разделе «Рождественские рассказы», однако в течение десятилетий вопрос о жанровой принадлежности чеховского произведения оставался нерешённым. По мнению литературоведа Г. Г. Рамазановой, «Ванька» — это хрестоматийный образец «антирождественского» рассказа. В нём, с одной стороны, присутствуют рождественские мотивы — речь идёт о возникающих в сознании героя картинах зимней деревенской ночи, когда «всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом». Однако концовка истории показывает, что герой напрасно ждёт чудесных перемен: «Волшебства, на которое так уповал мальчик в рождественскую ночь, не произошло»[10].

Подобным образом анализирует рассказ и историк литературы Елена Душечкина, считающая, что в тексте «Ваньки» совмещены светлая «рождественская» печаль (она просматривается при описании деревенских воспоминаний мальчика и щемящего сна героя, видящего, как дед читает его письмо) и полное отсутствие иллюзий относительно дальнейшей судьбы Ваньки, в жизни которого «все самое лучшее уже позади»:

Являясь одним из первых календарных текстов Чехова, «Ванька» показывает, что писатель ищет новые пути святочного жанра в разработке «антирождественских» мотивов, использование которых… имело целью показать несоответствие сути праздника безжалостной реальности жизни[11].

Этот подход не разделяет специалист в области теории литературы Иван Есаулов, полагающий, что если рассматривать «Ваньку» не как пример «социально-обличительной беллетристики», а как литературный шедевр, то можно обнаружить, что «перед нами сюжет о светлом рождественском чуде». При анализе рассказа Есаулов обращает внимание на тёмное окно с отражённой в нём свечой — именно туда, в «заоконное пространство», смотрит герой, вспоминая Константина Макаровича, деревенских собак, горничную, кухарку, новогоднюю ёлку с гостинцами, добрую барышню Ольгу Игнатьевну. Порой, когда мысль мальчика пересекает эту условную границу между двумя мирами — московским и деревенским, — в тексте меняется глагольное время: городские впечатления иногда фиксируются в прошедшем, а картины-воспоминания — в настоящем. Именно так — в настоящем времени — даётся и финальный сон Ваньки: дед читает его письмо, а рядом ходит пёс Вьюн. Ожидаемое волшебство всё-таки происходит, считает Есаулов:

Рождественская «встреча» дедушки и внука, таким образом, состоялась — в единственно возможном для этой встречи поэтическом космосе произведения… По-видимому, рождественские «почтовые тройки с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами», которые развозят письма «по всей земле», не миновали и деревню Константина Макарыча[1].

Литературная перекличкаПравить

Тематически «Ванька» перекликается как с другими «детскими» рассказами Чехова (писателю был особенно интересен так называемый «третий период детской психики»[12]), так и с близкими по жанру произведениями русской и мировой литературы. У детей в чеховском мире свои представления о подлинных ценностях. Если Ванька Жуков в качестве настоящего сокровища рассматривает золотой орех, повешенный на ёлку, то для играющих в лото героев рассказа «Детвора» (1886) — Гриши, Ани, Алёши и Сони — ставкой является копейка; попытка дать рубль расценивается ими как мошенничество. Столь же непостижимым для взрослых является мир детей в рассказах «Мальчики», «Гриша», «Событие», «Кухарка женится». При этом история Ваньки в большей степени напоминает ту безысходную ситуацию, в которую попала героиня рассказа «Спать хочется» Варька. Она тоже отдана «в люди» и вынуждена нянчить хозяйского ребёнка; ей, как и Ваньке, «отказано в детстве»[2][13].

Определённые пересечения, связанные с темой «Дети, лишённые Рождества», наблюдаются между «Ванькой» и святочным рассказом Ханса Кристиана Андерсена «Девочка со спичками». В этот же ряд исследователи включают произведение Фёдора Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», повествующее о шестилетнем обитателе подвала, выбравшемся на улицу и увидевшем за стеклом комнату с нарядной высокой елью и невиданными игрушками. Сама же тема видений-воспоминаний, которые в канун Рождества складываются в сознании обездоленных детей, восходит, по мнению Елены Душечкиной, к Чарльзу Диккенсу; при этом её «русский вариант», представленный Чеховым, связан с идеализацией прошлого. Если посмотреть сторонним взглядом на деревенскую жизнь, о которой грезит Ванька, то выяснится, что поводов для ностальгии там немного: дед, Константин Макарович, редко бывает трезвым, быт скуден, дом беден, радостей мало. Но «для Ваньки нет желаннее места»[11].

Крылатые выраженияПравить

Выражение «на деревню дедушке» вошло в толковые словари русского языка как крылатая фраза со значением отправка чего-либо «по заведомо неполному, неточному адресу»[14] либо «неизвестно куда»[15], преимущественно с ироничным оттенком.

ЭкранизацияПравить

  • 1959 — советский короткометражный фильм режиссёра Эдуарда Бочарова «Ванька», снятый на киностудии имени М. Горького по мотивам чеховского рассказа. Фильм входит в киноальманах «Три рассказа Чехова». В картине снимались Николай Плотников (Аляхин), Нонна Мордюкова (жена Аляхина), Пётр Алейников (Егорка Кривой); роль Ваньки исполнил десятилетний Александр Барсов[16].
  • 1981 — «Ванька Жуков» — советский кукольный мультфильм киностудии «Киевнаучфильм» режиссёра Л. Зарубина.

ПримечанияПравить

  1. 1 2 3 Есаулов И. А. О некоторых особенностях рассказа А. П. Чехова «Ванька» // Проблемы исторической поэтики. — 1998. — № 5.
  2. 1 2 3 Стахорский, 1997, с. 65—66.
  3. Родионова, 1985, с. 676.
  4. 1 2 3 Родионова, 1985, с. 677.
  5. Долотова Л. М. Примечания // А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах / Редактор Г. П. Бердников. — М.: Наука, 1983. — Т. 3. — С. 537. — 623 с.
  6. Полоцкая, 1961, с. 568.
  7. Антон Павлович Чехов. Рассказы. Повести. Пьесы / Редактор Ю. Б. Розенблюм. — М.: Художественная литература, 1974. — Т. 123. — 751 с. — (Библиотека всемирной литературы).
  8. Пехтерев А. «…Один из лучших друзей России» // Весть. — № 4 февраля 2010.
  9. Прасолова, 1988, с. 15.
  10. Рамазанова Г. Г. Художественный мир рождественских рассказов (на материале произведений М. Е. Салтыкова-щедрина, А. П. Чехова) // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2.
  11. 1 2 Душечкина, 1995, с. 225.
  12. Чудаков, 2016, с. 124.
  13. Бердников, 1974, с. 74.
  14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — С. 161. — 944 с. — ISBN 978-5-9900358-6-7.
  15. Школьный фразеологический словарь / сост. М. И. Степанова. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2010. — С. 179. — 348 с. — ISBN 978-5-222-15878-4.
  16. Ванька (недоступная ссылка). Энциклопедия отечественного кино под редакцией Любови Аркус. Дата обращения: 30 декабря 2016. Архивировано 31 декабря 2016 года.

ЛитератураПравить

  • Бердников Г. П. Чехов. — М.: Молодая гвардия, 1974. — 512 с.
  • Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: становление жанра. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1995. — 256 с. — ISBN 5-87403-049-2.
  • Полоцкая Э. А. Примечания // А. П. Чехов. Собрание сочинений в двенадцати томах. — М.: Художественная литература, 1961. — Т. 4. — С. 531—570. — 571 с.
  • Родионова В. М. Примечания // А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах / Редактор Г. А. Бялый. — М.: Наука, 1985. — Т. 5. — С. 597—677. — 703 с.
  • Энциклопедия литературных героев / Редактор С. В. Стахорский. — М.: Аграф, 1997. — 496 с. — ISBN 5-7784-0013-6.
  • Прасолова Е. И. Вступительная статья // Таганрогская картинная галерея / Составитель Л. В. Зуева. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — С. 7—20. — 179 с. — ISBN 5-85200-011-6.
  • Чудаков А. П. Поэтика Чехова. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. — СПб.: Азбука, 2016. — 704 с. — ISBN 978-5-389-10611-6.

На чтение 15 мин. Опубликовано

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Чехов Антон

Год написания: 1886

Жанр: рассказ

Главные герои:Ванька — крестьянский сирота, его дедушка — Константин Макарыч

Короткая и умиляющая история, которая не может оставить равнодушным ни одного читателя, читается за минуту в кратком содержании рассказа «Ванька» для читательского дневника.

Сюжет

Ваньку после смерти матери отправляют на обучение к сапожнику в Москву. Спустя 3 месяца, в канун Рождества, он пишет письмо деду и просит забрать его обратно в деревню. Мальчик отвлекается и вспоминает счастливые дни дома — они с дедом рубили елку и несли по морозу. Как дедовские собаки вертелись у печи. Как барышня угощала его сладостями и выучила письму, а также кадрили. Он жалуется, что здесь с ним плохо обращаются и мало кормят, сапожник выпорол его за то, что уснул, укачивая ребенка, а жена сапожника ударила, потому что он чистил селедку с хвоста. Наконец он кладет письмо в конверт, в адресе пишет «деревня», а адресата — «дедушке», опускает в почтовый ящик и спокойно засыпает.

Вывод (моё мнение)

Детская непосредственность легко отображает мир. У детей всё просто — либо хорошо, либо плохо, есть добро и зло. Этот рассказ учит детей, что нужно ценить родителей и родных, близких людей, а взрослых — быть добрыми к детям, ведь они так ранимы и требуются во внимании и любви.

Добавить в избранное

«Ванька» – трогательное произведение о мальчике-сироте, который с ранних лет познал горе и лишения, живя у чужих людей.

vanka-chitatelskiy-dnevnik-67297.jpg

Краткое содержание «Ванька» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Ванька

Число страниц: 4. Чехов А. П. «Ванька». Издательство «Детская литература». 1980 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1886 год

Главные герои

Ванька Жуков – девятилетний мальчик, вечно голодный, несчастный, забитый, находится в услужении у сапожника.

Константин Макарыч – дед Ваньки, веселый, очень добрый, работает ночным сторожем.

Аляхин – сапожник, жестокий, злой, равнодушный человек.

Сюжет

Сиротке Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь он уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.

В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу, и принялся писать письмо любимому дедушке – веселому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.

С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селедку, или как хозяин выпорол его ремнем, когда он уснул над люлькой хозяйского ребенка.

Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями, и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить елку к Рождеству, и выбрали самое красивое, стройное и пушное деревце.

Затем Ванька опять отвлекся, и принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было, и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька не выдержал, и стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замерзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес «На деревню дедушке». Опустив письмо в почтовый ящик, мальчик спокойно уснул.

План пересказа

  1. Ночь перед Рождеством.
  2. Ванька пишет письмо деду.
  3. Мальчик описывает свою горькую жизнь у сапожника.
  4. Счастливые воспоминания Ваньки.
  5. Описание Москвы.
  6. Ванька умоляет деда забрать его.
  7. Мальчик подписывает письмо и отправляет его.
  8. Безмятежный сон Ваньки.

Главная мысль

Любое горе кажется не таким сильным, если им с кем-нибудь поделиться.

Чему учит

Рассказ учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно, к детям. Также учит терпению, надежде на светлое будущее.

Отзыв

Любой ребенок, независимо от его происхождения, достоин счастливого, беззаботного детства. Ванька Жуков был этого лишен, и очень страдал. Он не понимал, почему должен мучиться у злого сапожника, когда совсем рядом живет его любимый дедушка. Хочется верить, что чудо произойдет, и на Рождество приедет старик-сторож и заберет внука домой.

chitatelskiy-dnevnik-67297-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-vanka.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Ванька.

Пословицы

  • Счастье скоро покидает, а надежда никогда.
  • Все хорошо, что хорошо кончается.
  • Всякому терпенью бывает конец.

Что понравилось

Понравилось, с какой любовью и нежностью Ванька обращался к любимому дедушке, как он вспоминал счастливые деньки в родной деревне.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    Сколько лет Ваньке?</h3>

    • <label>6</label>
    • <label>9</label>
    • <label>12</label>

(новая вкладка)

Здесь даны основные сведения о рассказе А. П. Чехова «Ванька», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны тема и основная мысль (идея) этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Ванька» Антон Павлович Чехов написал в 1886 году. Впервые опубликован рассказ был в том же году в «Петербургской газете», за подписью А. Чехонте.

Главный герой рассказа

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Ванька Жуков — 9-летний мальчик, 3 месяца назад переехавший в Москву и ставший учеником сапожника Аляхина.

В рождественскую ночь он пишет письмо дедушке. Поздравив его с праздником, мальчик стал писать о своей жизни. Он перечисляет все свои обиды на хозяина, хозяйку и подмастерьев.

Ванька просит в письме дедушку приехать и забрать его в деревню, затем пишет адрес на конверте: «На деревню дедушке Константину Макарычу», бежит на улицу и опускает письмо в почтовый ящик.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Девятилетнего мальчика-сироту Ваньку Жукова отдали из деревни 3 месяца назад на обучение к сапожнику Аляхину.

В ночь на Рождество мальчик не лёг спать. Он дождался, когда хозяева и подмастерья пошли в церковь, и стал писать письмо дедушке. Ванька поздравил его с Рождеством, затем задумался, вспомнив дедушку. Он представил, что сейчас, наверно, Константин Макарович балагурит у ворот с дворовыми людьми господ Живаревых. У этих господ дед служит ночным сторожем. Когда он ходит ночью вокруг господской усадьбы, его сопровождают две собаки: Каштанка и Вьюн.

Ванька вздохнул и снова стал писать письмо. В нём он рассказал о своих огорчениях и обидах. Вчера хозяин его избил за то, что он уснул, качая в люльке его ребёнка. А недавно хозяйка стала тыкать мальчику в лицо селёдкой, потому что он начал чистить селёдку с хвоста. Подмастерья его тоже обижают. Хозяева кормят мальчика плохо, спит он в сенях. Когда ребёнок хозяев плачет, ему приходится всю ночь качать люльку.

Мальчик попросил дедушку взять его домой в деревню. Он обещал попроситься к приказчику чистить сапоги или пойти в подпаски.

Дальше в письме он описал Москву. И ещё написал Ванька дедушке, чтобы он попросил у Ольги Игнатьевны с ёлки золочёный орех.

Ванька вспомнил, как ходил с дедушкой за ёлкой в лес для господ. Когда ёлку дед втаскивал в дом, её начинали украшать. Барышня Ольга Игнатьевна хлопотала больше всех.

Раньше, когда была жива мама Ваньки и служила горничной у господ, Ольга Игнатьевна угощала мальчика леденцами и научила читать, писать и считать до ста. Когда мама умерла, мальчика отправили к деду в людскую кухню, а потом в Москву, к сапожнику.

Написал Ванька дедушке, что его все бьют, что ему всё время хочется есть и что он часто плачет. Ещё написал, чтобы дедушка никому не отдавал его гармонь, и передал привет знакомым.

Вложил мальчик письмо в конверт и написал на конверте: «На деревню дедушке Константину Макарычу». Затем выбежал на улицу и бросил письмо в почтовый ящик.

Час спустя Ванька спал, и снился ему дедушка. Он сидел на печке и читал кухаркам Ванино письмо.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе А. П. Чехова «Ванька» раскрыта тема: тяжёлая жизнь детей, отданных «в люди» (в чужую семью для обучения ремеслу).

Основная мысль (идея) рассказа «Ванька»: дети нуждаются больше всего в любви родных, а не в обучении ремеслу у чужих, равнодушных людей.

В 19 веке родственники часто не в состоянии были содержать детей из-за бедности. Крестьянским детям, отданным в чужую семью для обучения ремеслу и услужения, приходилось нелегко.

Рассказ учит доброте, милосердию, особенно к детям.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Олеся» — краткое содержание и пересказ по главам повести А. И. Куприна«Приключения Чиполлино» — краткое содержание и пересказ по главам сказки Д. Родари«Приёмыш» — краткое содержание рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка«Выстрел» — краткое содержание и пересказ по главам повести А. С. ПушкинаОригинал этого произведения читается всего за 8 минут. Рекомендуем прочесть его без сокращений, так интереснее.

«Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать». Он писал письмо своему деду Константину Макарычу. Ванька — сирота. Он думает про своего деда — 65-летнего «тощего и юркого старикашку с весёлым лицом и вечно пьяными глазами», служащего сторожем у господ Жихаревых. Днём дед спит или балагурит с кухарками, а ночью стучит в свою колотушку. У деда есть две собаки — Каштанка и Вьюн.

Ванька бесхитростным детским языком пишет о том, как нелегко ему приходится у сапожника, и просит деда забрать его. «А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Милый дедушка, увези меня отсюда, а то помру. Я буду тебе табак тереть, а если что, то секи меня, как Сидорову козу». Ванька хотел бы пешком бежать на деревню, «да сапогов нету, морозу боюсь». Пишет он и про Москву: «А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые».

Продолжение после рекламы:

Во время написания письма Ванька постоянно отвлекается, в его памяти всплывают разные картины жизни в деревне. Он вспоминает, как они с дедом под рождество ходили в лес за ёлкой для господ. «Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал». Вспоминает барышню Ольгу Игнатьевну, у которой Ванькина мать Пелагея, когда была жива, служила горничной. Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину. «Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочённый орех … у барышни Ольги Игнатьевны для Ваньки.

Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется. А гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай». Ванька положил письмо в конверт и написал адрес: «на деревню дедушке». Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный, Ванька «добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель… Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал… Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом»…

Пересказала Мария Першко для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизация ?

Аудиокнига

ВанькаАудиокнига. 11 мин. Читает Иван Литвинов. Бесплатный отрывок:Иван Литвинов11 мин

Читайте также

Чехов А., рассказ «Ванька» Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Ванька» и их характеристика

  1. Ванька Жуков. Мальчик, 9 лет. В услужении у сапожника. Несчастное, забитое, вечно голодное существо. Умеет писать и читать, но многого просто не знает.
  2. Дед Константин Макарыч. Ночной сторож. Старичок 65 лет. Худенький, маленький, веселый. Очень добрый.
  3. Аляхин. Сапожник. Злой, жестокий, равнодушный.

План пересказа рассказа «Ванька»

  1. Ночь перед Рождеством
  2. Начало письма Ваньки
  3. Ванька вспоминает дедушку
  4. Ванька рассказывает о своей жизни
  5. Ванька описывает Москву
  6. Ванька вспоминает, как ходил в лес за елкой
  7. Ванька умоляет забрать его
  8. Ванька пишет адрес
  9. Ванька отправляет письмо
  10. Сон Ваньки.

Кратчайшее содержание рассказа «Ванька» для читательского дневника в 6 предложений

  1. В ночь перед Рождеством Ванька стал писать письмо дедушке.
  2. Он представил, что дедушка сейчас смотрит на церковь и балагурит с дворней.
  3. Ванька рассказал, что его бьют, плохо кормят и не дают спать.
  4. Он описал магазины Москвы и вспомнил, как ходил за елкой в лес.
  5. Ванька попросил забрать его и подписал письмо.
  6. Ванька отправил письмо и лег спать.

Главная мысль рассказа «Ванька» Любая беда кажется не такой страшной, если с кем-нибудь поделиться ею.Чему учит рассказ «Ванька» Рассказ учит любви, сочувствию, ласке по отношению к детям. Учит любить всех детей, вне зависимости от того, чьи они. Учит никогда не быть жестоким по отношению к детям. Учит терпению и вере, учит надежде. Учит правильно писать письма и подписывать адрес.Отзыв на рассказ «Ванька» Меня очень тронул это рассказ. Мальчика Ваньку очень жалко, ведь его письмо конечно не дойдет до дедушки, потому что мальчик не указал адрес. А значит жизнь мальчика не изменится. Но пока он спит, он счастлив, ведь сон — лучший лекарь. И может быть, дедушка сам решит приехать проведать мальчика на Рождество, а значит и заберет его домой. Ведь на Рождество случаются разные чудеса.Пословицы к рассказу «Ванька» Счастье скоро покидает, а надежда никогда. Всякое дело терпеньем одолеть можно. Все хорошо, что хорошо кончается. Всякому терпенью бывает конец. За сироту только бог заступится.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Ванька» Девятилетний Ванька был три месяца назад отдан в услужение к сапожнику Аляхину. В ночь перед Рождеством мальчик не спал, и дождавшись, когда все уйдут в церковь, стал писать письмо дедушке, Константину Макарычу. Ванька поздравил дедушку с Рождеством и пожелал ему всех благ, сказав, что кроме дедушки у него никого нет. Он представил себе дедушку, худенького, подвижного старичка 65 лет, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем дедушка спит, а по ночам ходит вокруг барской усадьбы и стучит в колотушку. С ним бегает старая собака Каштанка и кобелек Вьюн. Этот Вьюн кажется добрым и ласковым, но улучив момент любит укусить или украсть курицу. За что Вьюна часто бьют. Ванька представил, как в этот час дедушка стоит у ворот, смотрит на церковь и пощипывает кухарку и горничную. Потом угощает их табаком и смеется, когда те чихают. Потом угощает табаком собак. А вокруг стоит чистая морозная погода и ярко светит Млечный путь. Ванька вздохнул и продолжил письмо. Он рассказал, как хозяин отчесал его шпандырем за то, что он уснул, качая хозяйского ребенка. Потом рассказал про селедку, которой тыкала ему в морду хозяйка, за то, что он чистил ее с хвоста. Рассказал про подмастерьев, которые посылают его в кабак за водкой и красть огурцы. Рассказал про постоянные побои. Потом про еду, которую он почти не видит, про то, что спать ему приходится в сенях, а когда хозяйский ребенок плачет, то и вовсе приходится ночью качать люльку. Ванька назвал дедушку милым и попросил забрать его отсюда, потому что сил терпеть у него не осталось. Он обещал тереть деду табак и соглашался быть высеченным, предлагал чистить сапоги или пойти в подпаски. Ванька писал, что здесь ему смерть приходит и что он даже думал пешком бежать в деревню, но у него нет сапог и он побоялся замерзнуть. Он обещал, что когда вырастет будет защищать и кормить деда. Дальше Ванька стал рассказывать про Москву. Что город это большой и в магазинах продают крючки прямо с удочками, ружья как у барина, а в мясных лавках полно тетеревов и зайцев. И еще попросил Ванька, чтобы дед выпросил у барыни золоченный орех на елке и спрятал для него в сундук. Ванька остановился и вспомнил, что за елкой для барина всегда ходил в лес дедушка и брал его с собой. Он долго выбирал елку, крякал, а потом тащил срубленное дерево в господский дом. Там больше всех хлопотала Ольга Игнатьевна, которая по доброму относилась к Ваньке, и, пока жива была мать Ваньки, учила его читать, писать, и даже танцевать кадриль, давала леденцы. Но когда Пелагея, мать Ваньки умерла, того перевели на кухню к деду, а потом к сапожнику Аляхину. Ванька снова стал просить дедушку приехать и забрать его, рассказал про голод, про то, что его недавно ударили так, что он упал еле очухался. Потом передал приветы знакомым, наказал беречь гармонь и подписался — «Иван Жуков». Потом Ванька сложил мятый листок в конверт, подписал его «На деревню дедушке», добавил «Константину Макарычу» и накинув шапку побежал на улицу. Там он бросил письмо в почтовый ящик, откуда, как он знал, письма развозят пьяные ямщики, и вернулся в дом. Скоро он уже спал и видел во сне, как дедушка читает его письмо, сидя на печи, а рядом ходит Вьюн и вертит хвостом.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Ванька»

Используемые источники:

  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/3-klass/1728-vanka.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/vanka.html
  • https://blmb.ru/vanka-kratkoe-soderzhanie/
  • https://briefly.ru/chehov/vanka/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/12/blog-post22.html

Рассказы  А.П.Чехова интересны и познавательны. Несколько поколений выросло на его произведениях. Их изучают в школе, читают во взрослом возрасте и всегда они вызывают интерес. Одним из таких рассказов является «Ванька».

История создания

Существует мнение, что рассказ является повествованием о детстве самого писателя. Он не видел детства таким, каким его принято представлять. Жизнь в бедности заставляла рано взрослеть. Писатель с детства трудился и до того уставал, что о детских играх и забавах не было и речи.
Скорее всего, его болезнь явилась следствием непосильного детского труда. И это болезнь привела его к ранней смерти. На фоне изматывающей его болезни Антон Павлович пишет свой рассказ «Ванька».
Предчувствуя скорый конец, автор внимательно вдумывается в детскую психологию. Причем предметом его изучения является психология ребенка, который по-взрослому способен понять душевную боль, мучившую его.
Есть две версии, кто мог стать прообразом Ваньки. Одни критики считают, что это рассказ писателя о своем детстве, другие отождествляют образ Ваньки с родственником Михаилом, которого отец отослал обучаться мастерству.

Направление и жанр

По глубине и психологизму этот рассказ относится к социально-обличительной беллетристике. В рассказе радостные рождественские эмоции соседствуют с безнадежностью в душе Ваньки. Радостное уживается рядом с грустным. Детская душа гибнет от алчности и безразличия взрослых.
Но есть другая сторона рассказа. Она показывает надежду мальчика на позитивные изменения в жизни, когда мальчик смотрит на свечу.

Суть произведения

Весь рассказ Антона Павловича строится вокруг письма девятилетнего мальчика Ваньки, которое он пишет своему деревенскому дедушке. Вся семья сапожника Аляхина ушла в церковь. На дворе Рождественский сочельник.
Мальчик остался один. Некому ему высказать всю боль, которую он испытывает, живя в услужении. Эта боль как душевная, так и физическая. Мальчика постоянно бьет хозяин, хозяйка не стесняется ткнуть ему в лицо рыбой.  У подмастерьев Ванька то же в услужении. Они гоняют его за водкой, велят таскать соленые огурцы из хозяйских запасов.
Мальчику не с кем поделиться. Никто не выслушает и не поможет. Только в письме к дедушке он рассказывает все о своей безрадостной жизни. Во время написания мальчик вспоминает родные деревенские просторы, дедушкиных собак  Каштанку и Вьюна.
Перед глазами в пламени стоящей на окне свечи мальчик, как наяву, видит хрустящий снег, голубое небо. Все его существо тянется к прошлой деревенской жизни. Он хочет ощутить себя ребенком, а рядом видеть дедушку с собаками.
В его представлении предстает дедушка, не спеша, свесив с печи ноги, читающий Ванькино послание. Рассказывает о московском быте, где для Вани все чуждо и непривычно. Ребенок по-взрослому смотрит вокруг, в таком раннем возрасте он уже попрощался с детством.

Характеристики главных героев

  1. Ванька. Девятилетний мальчик, не по годам умен. Никто не занимался с ним учебой. При этом Ваня пишет письмо, которое трудно написать даже старшекласснику. Письмо, большое по объему, написано душевно и складно.

Ваня делится с дедом своим тяжелым положением, рассказывает о жизни, в которой нет просвета. Но в то же время мальчик полон воспоминаний о сельской жизни, где он был счастлив, ходил с дедом январским днем за елкой.
Эти воспоминания остались единственным светлым пятном в его жизни. В городе мальчик забыл, что такое счастье, расстался с детством. По всему чувствуется, как он взросло мыслит.

  1. Дедушка Ваньки. Зовут его Константин Макарыч. Он служит при господах Живаревых сторожем. У него узкий круг интересов. Ему достаточно покурить любимый табачок, от запаха его дыма душа деда наполняется счастьем.

Константин Макарыч обходит вверенные ему владения с колотушкой. Разговоры с дворовыми работниками, приятный сон на теплой печи доставляют ему великую радость. Для Вани он является другом и наставником, все детские воспоминания мальчик сводит к общению с ним.

  1. Сапожник Аляхин. Он является хозяином кожевенной мастерской. По натуре он деспот. Для работы берет себе подмастерьев, мальчиков из бедных семей. Аляхин дает мальчишкам заработать гроши, кормит их плохо. От недоедания подмастерья велят Ваньке воровать огурцы из бочки.

Ванька видит от хозяина одни оплеухи и не слышит ни одного доброго слова. Естественно, что мальчик жалуется деду в письме, потому что терпеть такое просто невозможно.

  1. Супруга Аляхина. Деспотичная и невоспитанная мещанка, не имеющая никаких понятий о воспитании детей. Унижает Ваню, тыкая в нос рыбой, которую он не так чистит, как хотелось бы ей.
  2. Барыня Живарева Ольга Игнатьевна. Только теплые воспоминания остались в Ванькиной душе при воспоминании об этой женщине. Она хозяйка усадьбы, где работает ее дед и была горничной покойная мама. Ольга Игнатьевна стала единственным педагогом в жизни мальчика, которая научила его читать, писать считать и даже танцевать.
  3. Покойная мать Ваньки Пелагея. Мало сказано в рассказе об этой женщине. Видно только, что она добра и исполнительна в работе.

Темы произведения

  •  Тема надежды. Эта тема неярко прослеживается в рассказе, но все-таки Ванька не теряет надежду обрести счастье в лице деда;
  • Тема детства. Эта тема показана образом мальчика-сироты, которому общество не помогает ничем, и он выживает, как может;
  • Тема мещанства. Эта тема представлена образами супругов Аляхиных. Все в них является застарелым: образ жизни, вопрос воспитания, обучения.
  • Тема деспотизма. Казалось бы, не было никакого повода так жестоко относиться к своим нанятым работникам-детям. Однако Аляхин себе это позволяет.

Главная идея рассказа в том, что дети незаслуженно страдают за грехи взрослых и никто не помогает им нести тяжкий крест.
Рассказ «Ванька» не оставляет читателей равнодушными. Поэтому ценность этого произведения не уменьшается с годами.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ «Мальчики» Антона Павловича Чехова наполнен яркими героями, юмором и неожиданными поворотами событий. Автор мастерски создаёт образы. Одной лишь фразой или действием персонажа он может описать его характер и жизненные ценности. Как и во всех произведениях Чехова, в рассказе «Мальчики» присутствует и глубокая мораль. Многомудрый Литрекон предлагает Вам к прочтению краткий пересказ рассказа «Мальчики», а также отзыв для читательского дневника. Несмотря на то, что сюжет передан в сокращении, в нём раскрыты все основные события и важные детали. 

Краткий пересказ

(466 слов) Морозным зимним днём Володя Королёв приехал со своим другом Чечевицыным, учеником второго класса, домой из гимназии на рождественские каникулы. Вскоре после радостной и шумной встречи за столом собралась пить чай вся семья Володи: отец и мать, а также сёстры мальчика — одиннадцатилетняя Катя, младшие Соня и Маша. На сестёр Володи Чечевицын производил впечатление «учёного человека»: у него был серьёзный вид, он мало говорил, был чрезвычайно задумчив. Володя, обычно бывавший в домашней обстановке разговорчивым и весёлым, тоже был молчалив.

Раньше, когда Володя приезжал на каникулы домой, он с радостью брался за приготовление украшений для ёлки, бегал во двор смотреть на снеговую гору, которую делали кучер с пастухом. Но теперь, когда после чая отец с девочками вырезали из цветной бумаги праздничные украшения в детской комнате, он тихо сидел рядом со своим товарищем у окна. Мальчики шёпотом что-то обсуждали, рассматривая карту в географическом атласе. Чечевицын рассуждал, каким образом можно добраться до Калифорнии.

Друг Володи пытался заговорить с Катей, но она не поняла его заумных рассуждений из приключенческой книги. Он называл себя «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых». Всё это было очень загадочно для Кати и Сони, двух старшеньких девочек. Они решили узнать, в чём дело, и внимательно следили за ребятами. 

Вечером девочки тихо подошли к спальне мальчиков и услышали их разговор. Ребята планировали бежать в Америку «добывать золото». Для этого путешествия у них было всё подготовлено: необходимые вещи, оружие, еда и немного денег. Чечевицын называл Володю «бледнолицый брат мой». Катя и Соня решили ничего не говорить маме о готовящемся побеге, так как они хотели, чтобы мальчики привезли им из Америки подарки.

На следующий вечер, накануне сочельника, Володя расплакался и долго обнимал своих родных перед сном. Катя и Соня понимали в чём дело, а Маша, самая маленькая, ничего не знала.

Ранним утром в сочельник Катя и Соня пошли посмотреть на то, как ребята будут совершать побег. Они услышали, как в комнате Чечевицын уговаривал неуверенного и напуганного Володю ехать в Америку. Володя жалел маму, но всё-таки под напором друга согласился ехать. 

В этот же день за обедом родители обнаружили, что мальчиков нигде нет: ни в доме, ни в деревне. Мальчиков долго искали. Целый вечер они ждали ребят. Ночью вновь пошли искать их в деревне, с фонарями ходили к реке. На следующий день приехал урядник составлять бумагу. Мама переживала за детей и всё плакала. Немного погодя у крыльца дома Королёвых остановились сани — это привезли найденных детей. Ребят задержали в городском Гостином дворе. Там они спрашивали, где можно купить порох. Володя сразу же бросился, рыдая, к матери. Потом отец повёл беглых мальчишек к себе в кабинет и отчитал их. Оказалось, дети ночевали на вокзале. 

Мать Чечевицына, получившая от Королёвых телеграмму, на следующий день приехала забрать домой сына. Перед отъездом Чечевицын был суров, он молча и с надменностью прощался с девочками. Не сказав ни единого слова, он написал в Катиной тетрадке на память: «Монтигомо Ястребиный Коготь». 

Отзыв

(292 слова) Главная мысль рассказа «Мальчики» состоит в том, что необходимо думать о близких и родных людях, прежде чем решиться на поступок, который может привести к беде. Важно нести ответственность за свои действия. Такова мораль рассказа «Мальчики». Быть самим собой, не идти на поводу у других людей, прислушиваться к своему сердцу и разуму — вот чему учит автор. Володя хотел быть похожим на Чечевицына, поэтому он, изменив своим привычкам, копировал поведение друга. Кроме того, автор показывает его слабоволие и мягкотелость. Володя хотел отказаться от затеи убежать из дома, но под влиянием своего товарища всё-таки согласился ехать вместе с ним.

Произведение заставляет задуматься о том, что детям необходимо выбирать себе друга, с которым он будет на равных, не попадать под влияние и не принимать безоговорочно его идеи. Автор показывает различие детей и их характеров. Володя и Чечевицын — по темпераменту совсем разные ребята. Володя — чувствительный, податливый, открытый мальчик. В глубине души он понимал, что поступает несправедливо по отношению к своим родителям, он жалел свою мать. Когда мальчики вернулись домой, Володя в слезах побежал к матери: он раскаивался в содеянном. Не будь у Володи такого друга как Чечевицын, он вряд ли бы совершил подобное. Чечевицын — загадочный, непростой человек, обладающий лидерскими качествами, скрытный и не эмоциональный. После всего произошедшего он вёл себя ещё более серьёзно и надменно, не чувствуя своей вины. Таково моё отношение к главным героям рассказа «Мальчики». 

Мне понравился рассказ «Мальчики» тем, что вся произошедшая с ребятами история закончилась благополучно. Чехов показывает, как нелегко порой ребёнку оставаться самим собой рядом с другом, которым он восхищается и видит пример для подражания. Таково моё впечатление о рассказе «Мальчики». Автор описывает читателю вполне жизненную и поучительную историю. В такой ситуации могут оказаться дети, не осознающие своих действий в силу малого возраста и незнания жизни. Таково моё мнение о рассказе «Мальчики». 

Автор: Диана Танцур

  • Отзыв на рассказ ангелочек андреев
  • Отзыв на рассказ беглец
  • Отзыв на рассказ 6 класс уроки французского
  • Отзыв на рассказ андреева ангелочек
  • Отзыв на рассказ ашик кериб 4 класс литературное чтение