Отзыв на рассказ в этом прекрасном и яростном мире

А. п. платонов в прекрасном и яростном мире урок 1 тема: андрей платонович платонов. краткие сведения о жизни и творчестве

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Урок №1

Тема: «Андрей Платонович Платонов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Знакомство с рассказом «В прекрасном и яростном мире»

Цели: продолжить знакомство учащихся с личностью А.Платонова и его творчеством на примере рассказа «В прекрасном и яростном мире»; дать понятие «сокровенность человека» на примере судьбы А. Мальцева; познакомить учащихся с непростыми «простыми» людьми, отделенных от остальных, не столь совершенных людей одинокой гордыни своего таланта; познакомить учащихся также с приемами изображения Платоновым «сокровенного человека»; развивать умения учащихся выразительно читать, понимать прочитанное, отвечать на поставленные вопросы, стараться домысливать героя, понимать его по поведению, поступкам; постигать смысл «сокровенности» человека; воспитывать внимание, интерес к творчеству А. Платонова, его героям — человеку простому и непростому.

 Оборудование: портрет писателя А. Платонова; сведения о писателе

   (ученик, заранее подготовивший сообщение о Платонове);  

   текст рассказа «В прекрасном и яростном мире»; высказывания  

    современников о Платонове.

   Ход урока

I  Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы продолжаем знакомство с писателем, человеком необычной судьбы — Андреем Платоновичем Платоновым. Так случилось, что при жизни талант и значимость произведений этого писателя не оценили. А чем дальше, тем больше, уже после его смерти, мы убеждаемся в его необходимости, ибо его произведения, герои помогают нам постигать самих себя, свою «сокровенность», свое назначение, человечность.

II   Работа над темой урока

   1. Слово учителя с элементами беседы

Ребята, мы уже изучили произведения А.Платонова

—  Кто помнит о чем они?

( «Июльская гроза» — о детях, которые учатся жить у взрослых, таким образом сами взрослеют, понимая ответственность перед малыми за из судьбу;

«Корова» — о доброте человеческой, о понимании наших друзей — обитателей природы

—   животных;

«Неизвестный цветок» — сказка- быль о цветке, выросшем из пыли и праха, превратившись в красоту жизни.)

   А сегодня мы продолжаем постигать талант писателя А.Платонова и приступаем к изучению его рассказа «В прекрасном и яростном мире», но сначала мы расширим наши сведения о жизни и творчестве А Платонова.  

Слово ученику, который готовил сообщение (краткое) о жизни и творчестве

 А. Платонова.  

Учитель. Итак, эпиграфом к изучению рассказа взяты слова самого А. Платонова: «Писать надо не талантом, а «человечностью» — прямым чувством жизни. Все возможно — и удастся все, но главное — сеять души в людях».  

Платонов, как вы помните, больше всего любил свою Родину, учительницу первую свою, которая первой рассказала ему сказку про Человека; а также роботу, потную роботу

— Как вы понимаете «потную»?

Проблемные вопросы:

— Почему так назван рассказ «В прекрасном и яростном мире?»

—  Кого можно назвать в рассказе «сокровенным человеком» и почему?

Записать в тетрадь: «Сокровенность» — это самостоятельное, оригинальное, цельное, свойственное только ей, этой личности, и оберегаемое ею, личностью, никому не дающее проникнуть в тайны души своей

 2.Чтение 1 и 2 глав рассказа учащимися и их анализ:

— Первая фраза рассказа какова?

— От чьего имени ведется рассказ?

— В каком возрасте был Мальцев?

— Как был назначен наш рассказчик в помощники к Мальцеву?

— Доволен ли рассказчик был своим назначением?  

  Почему?

— А Мальцев как воспринял это назначение?

— Почему?

— Пытался ли наш рассказчик выяснить, почему так?

Учитель: «и улыбнулся» : возможно, он хотел этим как бы извиниться перед помощником за недоверие. Возможно. Это домысливает читатель. И это тоже своеобразие платоновского языка.

— Что же понял наш рассказчик?

Найдите эпизод в тексте, подтверждающий эти мысли, и зачитайте.

— Как водил Мальцев машину?

— Что же произошло 5 июля и почему рассказчик запомнил эту дату?

III Домашнее задание:

Смотреть записи в тетради; дочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире» до конца; подготовиться к анализу событий и поступков героев рассказа; отвечать на вопросы и задания после рассказа.

IV Подведение итогов; выставление оценок — балов.

   Урок №2

Тема: «Идейно-художественный анализ рассказа «В прекрасном и

яростном мире» А.П.Платонова, смысл названия произведения, оригинальность языка»                 

 Цели: продолжить с учащимися работу над осмыслением главной мысли 

   (идеи) рассказа «В прекрасном и яростном мире», ее героев; развивать

   умения учащихся анализировать события и поступки героев на

   основании их поведения, делая соответствующие выводы; подвести

   учащихся при анализе к осмыслению названия произведения;

   воспитывать интерес к человеку, активную жизненную позицию; 

   понимание значения произведения А. Платонова для нас ,

   современников.

Оборудование: портрет А.Платонова; высказывания современников о

     писателе, текст рассказа «В прекрасном и яростном мире»

     Ход урока

I Объявление темы и целей урока  

II Актуализация опорных знаний учащихся

 1. Проверка домашнего задания.     

А)фронтальный опрос о жизни и творчестве писателя:  

  — Чем заинтересовала вас личность писателя А.Платонова?

— Какие важне мысли о жизни и людях высказал писатель в произведениях, с которыми вы знакомились в предыдущих классах?

— Где учился? Что больше всего любил?  

 Б) Какие произведения А.Платонова вы знаете и над каким произведением работаем сейчас?  

В) О чем рассказ «В прекрасном и яростном мире»? какое впечатление произвел?

Г) Кому бы посоветовали прочитать эту книгу?  

 III Работа над темой урока:  

Идейно-художественный анализ рассказа «В прекрасном и яростном мире». Смысл названия произведения. Оригинальность языка.

 1.идейно-художественный по вопросам:  

Итак, как мы понимаем: Мальцев ослеп. Что же было с ним дальше?  

— Какое участие принял рассказчик Костя в дальнейшей судьбе Мальцева?   — Согласен ли был с таким решением Костя — рассказчик?   — Почему теперь так казнил себя следователь?     — Как вы понимаете смысл сказанных Костей-рассказчиком слов следователю: «Вы не виноваты, Вы ничем не рисковали. Что лучше — свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?     — А вы как думаете, ребята?   — Как вы понимаете смысл слов Кости-рассказчика: « Вы следователь, вы должны про человека знать все, и даже то, что он про себя не знает»? согласны ли вы с этим мнением?     -Был ли другом Костя-рассказчик Мальцеву? Но что он (Костя) знал о себе?   — Как же вернул к радости жизни Мальцева Костя?     — Что мы узнаем в конце рассказа о Мальцеве и чему искренне радуемся?   — Стали ли друзьями Костя и Мальцев?     — Как вы понимаете последние строки рассказа: «Я боялся оставить его одного без защиты против внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира»?     (Ив этом состоит особенность платоновского языка: домыслить, понять эти своеобразные высказывания)     

2. Каково значение рассказа А.Платонова. «В прекрасном и яростном мире»   — Каково значение рассказа?

(Ответы учащихся)   Учитель. И все это, ребята, человеческие ценности, без которых ни одно поколение гуманных людей не сможет обойтись.     

3. Работа над проблемными вопросами: 1) почему так назван рассказ?  2) кого можно назвать в рассказе «сокровенным человеком»?     

4. Оригинальность языка А. Платонова «В прекрасном и яростном мире»   Учитель. При анализе этого рассказа мы уже обращали внимание на особенности платоновского стиля. А сейчас я хочу продолжить работу по этому вопросу и остановиться еще на некоторых особенностях его языка: это краткость, скупость, непонятность в оформлении мысли, заставляющая читателя домысливать, читать , как бы между строк.     Нельзя сказать, что Платонов схематично изображает героя, но писатель как бы выхватывает его из «прекрасного и яростного» мира в жизненных острых ситуациях, и таким образом Платонов заставляет читателя волноваться, принимать активное участие в судьбе. Хочется дочитать этот рассказ и убедиться в том, что «сокровенность» этого человека, лучшие ее стороны в жизни не всегда понимаются людьми, а потому не всегда человек воспринимается таким, какой он есть, то есть и не такой гордыня, зазнайка…   Монологи- также один из способов выражения главной мысли писателя, они способствуют более глубокому раскрытию внутреннего «я» каждого из героев.   IV Подведение итогов. Выставление оценок-баллов.

V Вывод. Учитель: Гроза – как символ обновления мира.

Подводя итоги вашим ответам (как мыслили, отвечали…) хочу обратить ваше  внимание на символ, введенный Платоновым в произведение, с которым мы будем встречаться и при изучении других произведений, — гроза. Это символ обновления не только природы, но и жизни, души человека, так как человек, как мы уже отмечали, — это частица природы, и вследствие каких-то катастроф, к сожалению, человек начинает по-новому мыслить, понимать другого, то есть по-другому воспринимать мир и себя в этом мире.     Что мы и наблюдали в рассказе «В прекрасном и яростном мире».  

    Домашнее задание:   дать ответ на один из вопросов (или на свой вопрос, который возник в душе твоей, а на уроке не прозвучал):

1) Понравился ли рассказ? Какой след оставил в душе?

2) Кто из героев больше запомнился? Почему?

3) Как теперь (после знакомства с рассказом) я буду относиться к людям?

Для будущих филологов:

Прочитайте рассказ А. Платонова «Юшка». Определите, что сближает его с рассказом « В прекрасном и яростном мире», чем они отличаются?

Антон Павлович Чехов создал свой рассказ «Ванька» в 1886 году. Под псевдонимом А. Чехонте произведение впервые было размещено на страницах «Петербургской газеты», в отделе «Рождественские рассказы». Рассказ «Ванька» включался в сборники А.П. Чехова ещё при жизни писателя. Кроме того, он был переведён на многие европейские языки. Многомудрый Литрекон предлагает Вам краткий пересказ произведения, где представлены сюжет и основные события в сокращении. 

Краткий пересказ

(434 слова) Девятилетний Ванька Жуков в ночное время под самое Рождество старательно пишет письмо в родную деревню своему дедушке Константину Макарычу. Три месяца назад мальчика отослали в Москву «к сапожнику Аляхину» на обучение. Ребёнок остался сиротой. Единственный близкий человек для Ваньки — это дедушка, который работает в деревне в усадьбе господ Живарёвых ночным сторожем. Днём Константин Макарыч, по своему обыкновению, спит или беседует с кухарками, а ночью несёт службу. С ним ходят старая собачка Каштанка и чёрный пёс Вьюн.

Ванька по-простому, детским слогом, рассказывает в письме о своей нелёгкой жизни у сапожника. Хозяева плохо его кормят, часто бьют и ругают за любую провинность: за то, что он заснул, укачивая в люльке хозяйского ребёнка, неправильно почистил рыбу. Кроме того, он терпит насмешки от подмастерьев. Ванька очень просит, чтобы дедушка забрал его обратно в деревню. Мальчик готов всё для него делать: тереть ему табак, молиться за него. Даже готов стерпеть от деда побои, если будет за что. Чтобы не быть дедушке в тягость, он пошёл бы «в подпаски» или к приказчику чистить обувь. Он пишет, что хотел бы уйти в деревню сам, своим ходом, но боится холода, ведь у него нет тёплой обуви. Ванька описывает Москву. Его удивил большой город, где много господских домов и лошадей, разнообразие товаров в торговых лавках. 

Пока Ванька пишет, перед глазами его встаёт былое время, когда он жил вместе с Константином Макарычем. Он ясно помнит, как однажды они вместе под Рождество ходили в лес, чтобы срубить ель для праздника в господской усадьбе. Ему вспомнилась и его покойная мать Пелагея. Она трудилась горничной у Ольги Игнатьевны — барышни, которая по доброте своей угощала ребёнка конфетами и просто так, от нечего делать, обучила его грамоте, счёту до ста и даже разучила с ним кадриль. После смерти Пелагеи, Ваньку перевели к Константину Макарычу в людскую кухню, а позже отправили в Москву, к Аляхину.

Мальчик несколько раз повторяет в письме просьбу о том, чтобы Константин Макарыч приехал в Москву и забрал его. Ванька хочет, чтобы дедушка попросил у Ольги Игнатьевны ёлочную игрушку в виде золотистого ореха — «скажи, для Ваньки», и чтобы никому дед не отдавал его гармонь. В конце письма он передаёт поклоны тем, кого он знал и любил в деревне.

Вложив готовое письмо в конверт, Ванька подписал его: «На деревню дедушке». Поразмыслив немного, он приписал: «Константину Макарычу». Довольный мальчик выбежал из дома в одной рубахе. Накануне он спросил сидельцев из мясной лавки, как отправляются письма. Он добежал до первого попавшегося почтового ящика и опустил конверт.

Через час Ванька уже спал, надеясь, что дед получит его послание. Мальчику снилось, как Константин Макарыч сидит на печке и зачитывает его письмо кухаркам. Неподалёку от него бродит пёс Вьюн и виляет хвостом.

Отзыв 

(275 слов) Главная мысль рассказа «Ванька» заключается в том, что взрослым нельзя быть равнодушными к беззащитным детям, нельзя вырывать ребёнка из родной среды. Ванька остался сиротой. От него сразу же захотели избавиться и отправили из деревни, где он был окружён добротой, в большой город на работу, в непривычную, тяжёлую для ребёнка обстановку. Чехов высмеивает главные пороки общества — жестокосердие, малодушие, грубость, неспособность к состраданию. Уважать маленького человека — это то, чему учит автор. Нужно быть внимательным к тем, кто не может за себя постоять, кто одинок и наивен. Такова мораль рассказа «Ванька».

Произведение заставляет задуматься о том, что использовать детский труд неприемлемо. Ребёнок должен получать образование, но в то время для бедных это было невозможно. В деревне барышня от скуки обучила мальчика грамоте. В трудную минуту это помогло Ваньке — он смог написать письмо дедушке, но конверт подписал неверно: не указал точный адрес. 

Мне понравился рассказ «Ванька» тем, что ребёнок свято верит, что сможет уйти от зла и жестокости, которые на него обрушились. Мальчика очень жаль, ведь после смерти матери для него наступили трудные времена. Ванька терпит унижения и побои, которых не заслуживает. В нём живёт искренняя и безусловная любовь к Константину Макарычу, у него доброе сердце, кроткий и незлобивый характер. Несмотря на все трудности, мальчик остаётся чистым душой. Таково моё отношение к главному герою рассказа «Ванька».

Моё впечатление от рассказа «Ванька» грустное. А.П. Чехов показывает нам судьбу ребёнка, брошенного на произвол судьбы. Его последней надеждой было письмо к дедушке. Он теряет и эту надежду, сам того не подозревая. В произведении показана безысходность маленького мальчика, наивно полагающего, что Константин Макарыч приедет за ним, прочитав его трогательное письмо. В этом заключается трагедия произведения «Ванька». Таково моё мнение о рассказе А.П. Чехова.

Автор: Диана Танцур

Шапошников
А.А.

МБОУ СОШ
105

Тема:
«В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка

 прозы
Платонова

         Цели
урока:
1) раскрыть смысл названия рассказа;

                                
 2) показать значение механизмов и машин в структуре произведения;

                                 
3) определить своеобразие языка художественного текста;

                                
4) дать оценку героям рассказа А.П Платонова

Эпиграф:…Мы
на ветру живём

С
незащищённым сердцем,

 В
пучине мира мы – нечаянный огонь:

и
либо мы весь мир ослепим,

Иль
либо нас потушит он.

(стихотворение
А.П. Платонова «О голом и живом»)

Ход
урока

Рассказ
А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» изобилует различными терминами,
раскрывающими образ главного неодушевлённого персонажа рассказа – паровоза.
Самыми значимыми из них в тексте произведения является такие термины, как пресс-маслёнки
– специальные устройства, которые используются для подвода смазки на
сопряжённые в процессе работы поверхности в машинах и механизмах; дышловые
узлы
– устройство, которое преобразует возвратно-поступательное движение во
вращательное ( с помощью этого механизма крутятся колёса паровоза); букса
– связующее звено между колёсной парой и рамой вагона, или локомотива; внутри
буксы находится подшипник скольжения и смазочный материал; крейцкопф
ползун, деталь кривошипно-ползунного механизма, совершающая
возвратно-поступательные движения по неподвижным направляющим; стоккерная
машина (механический углеподатчик
) – механизм автоматической подачи угля из
бункера тендера в топку котла паровоза и равномерного распределения его в
топке; турбодинамо (устар.) – турбина, соединённая на одном валу с
генератором постоянного тока. Кроме данных терминов в тексте встречаются и
другие понятия, определяющие ключевой образ рассказа паровоза – это, например, реверс
– это механизм, предназначенный для изменения направления движения
машины или отдельных её элементов; инжектор – аппарат, применяемый для
подачи воды в паровые котлы, бандаж – внешняя надеваемая на
колесо часть, тендер – специальный железнодорожный вагон,
предназначенный для перевозки запаса топлива для локомотива или воды.                                                                                                       Почему
же в рассказе так много терминов, связанных с устройством паровоза?                                                                                          Думается,
изобилие терминов, касающихся устройства паровоза в художественном тексте А.П.
Платонова, связаны со следующими причинами:                                                                                              1)
это автобиографический подтекст, указывающий на реалии жизни писателя, который
сам был помощником машиниста;                          2) это дань уважения
своему отцу – Климентову Платону Фирсовичу, который долгое время работал в
Воронеже машинистом паровоза;                                                                                 3)
это своеобразная примета времени, показывающая взлёт производства и
промышленности в СССР, энтузиазм и любознательность советского народа. Здесь
нужно отметить, как реагировали иностранцы на советский энтузиазм, в этом
смысле можно привести высказывание английского журналиста Эмиля Джозефа
Диллона, долгое время прожившего в царской России и увидевшего вдохновенный
труд советских людей в 30-е годы 20 века. Он писал: «Повсеместно люди думают,
работают, объединяются, делают научные открытия и технические изобретения… Это
ни с чем не сравнимо; всё это близко не похоже ни на что, когда-либо виденное,
по разнообразию, интенсивности, упорству в достижении цели. Революционное
стремление убирает колоссальные преграды и объединяет разного рода элементы в
один великий народ, сцементированный энтузиазмом… Тогда большевики выполнили
многое из того, что наметили, и больше, чем это выглядело достижимым для любой
человеческой организации в тех неблагоприятных условиях, в которых им
приходилось работать. Они мобилизовали более 150 миллионов апатичных,
полумёртвых человеческих существ и вдохнули в них дух нового»                                                                                            Таким
образом, именно благодаря употребляемым в рассказе железнодорожным терминам
можно раскрыть точку зрения автора по отношению к созданным человеком механическим
устройствам. Платонов, как представляется, считал, что только совершенные
машины могут изменить мир, в котором природа будет иметь второстепенное
значение. Эту мысль он с пафосом провозгласил в стихотворении «О голом и
живом», вынесенном в эпиграф урока.          И всё же когда происходят события
в сюжете рассказа А.П. Платонова? Как в этом нам может помочь лексика
произведения?            Можно предположить, что в рассказе отображены 30-е
годы XX века. Именно в этот период времени в результате внутренней политики
государства развивается тяжёлая промышленность, открываются
гидроэлектростанции, прокладывается в Москве первая линия метрополитена, и,
самое главное, создаётся сеть железных дорог. Поэтому конструирование паровозов
было первостепенной задачей для государства, а те, кто работал на них, были
одними из самых уважаемых людей в стране. В этом смысле усилиями
инженеров-конструкторов был создан лучший по тем временам паровоз – серии ИС.                                                                  Как
представляется, истолкование данной аббревиатуры указывает на точное время
действия в рассказе А.П. Платонова. Аббревиатура паровоза ИС – это имя и
фамилия вождя молодой советской страны Иосифа Сталина. Паровозы такого типа
стали основной единицей пассажирского паровозного парка в 1934 году.          Почему
же данный тип паровоза стал одним из главных героев рассказа А.П. Платонова?                                                                                  Во-первых,
это уникальный паровоз, гордость советского паровозостроения, потому что на
момент создания он был самым передовым в Европе, его мощность составляла 2500
л.с.;                              во-вторых, ИС – символ выдающейся страны,
возглавляемой гением Иосифа Сталина, поэтому и паровоз носит его имя и фамилию;                                                                                                                  в-третьих,
это образ движения к великой цели государства – коммунизму.                                                                                               Таким
образом, за скрытой формой аббревиатуры паровоза ИС скрывается политика
государства, основной задачей которого стало вывести СССР в лидеры как страну
победившего социализма. Иносказательно-обобщённый образ паровоза ИС заключается
в том, что Советский союз, возглавляемый мудрым руководителем Иосифом Сталиным
«мчится» к своей мечте коммунизму, сметая на своём пути всё, что мешает его
движению к намеченной цели.                   Образ паровоза воспет во многих
произведениях, но самым эмблематическим и близким к идейно-тематическому
содержанию рассказа Платонова является стихотворение Бориса Скрябина и Анатолия
Спивака «Наш паровоз». Оно было написано в 1922 году. Прочтём фрагмент этого
произведения:

Мы
дети тех, кто выступал

На
белые отряды.

Кто
паровоз свой оставлял,

Идя
на баррикады.

Мы
в недрах наших мастерских

Куём,
строгаем, рубим,

Не
покладая рук своих,

Мы
труд фабричный любим.

Наш
паровоз, вперёд лети.

В
Коммуне остановка.

Другого
нет у нас пути –

В
руках у нас винтовка.

В
этом смысле показательным является и название произведения, раскрывающее
метафорическое своеобразие языка Платонова.                                                                                                                 В
чём же смысл названия рассказа?                                                           Название
рассказа объединяет две взаимообусловленные части изображённого писателем
художественного пространства – прекрасный и яростный миры. Каждый из них имеет
свою символику: прекрасный мир символизирует веру народа в осуществление
мечты жить в коммунистическом обществе, этому способствует и созданная великими
конструкторами передовая техника – паровозы; яростный мир символизирует
противостоящие осуществлению мечты о коммунистическом будущем сил природы.                                                                                 В
данном случае показательным является кульминационный эпизод конфликта техники и
природной стихии. Этот момент, как представляется, изменил внутренний мир
главного героя произведения – машиниста паровоза Александра Васильевича
Мальцева. Главный герой, фанатично преданный технике и верящий в её мощь,
сталкиваясь с грозой, сопровождаемой молниями и ливнем, внезапно слепнет. Но и
в таком состоянии Мальцев продолжает управлять паровозом, тем самым подвергая
собственную жизнь и жизнь своего помощника и пассажиров поезда неминуемой
опасности из-за столкновения с товарняком. Данный ключевой эпизод текста в
судьбе главного персонажа заставил его по-другому воспринимать окружающую
реальность. Он осознал, что мощь техники не настолько сильна перед
несокрушимостью природной стихии.                                                     В
этом смысле интересны иллюзии молодого Платонова насчёт преобразования мира
путём использования техники, описанные в одном из его ранних стихотворений
«Динамо-машина»:

Песнь
глубин немых металла,

Неподвижный
долгий звон.

Из
железа сила встала,

Дышит
миллионом волн.

Из
таинственных колодцев

Вверх,
на горб машины, с пеньем

Вырываются
потоки – там живое сердце бьётся,

Кровь
горячая и красная бьёт по жилам в наступленье!

Ветер
дует из-под крыльев размахавшихся ремней,

Мой
товарищ отпускает регулятор до конца.

Мы
до ночи, мы до смерти – на машине, только с ней,

Мы
не молимся, не любим, мы умрём, как и родились,

У
железного лица.

Наши
руки – регулятор электрического тока,

В
нашем сердце его дышит непостигнутая сила.

Без
души мы и без Бога и работаем без срока,

Электрическое
пламя жизнь иную нам отлило.

Нету
неба, тайны, смерти,

Там
вверху – труба и дым.

Мы
отцы и мы же дети –

Мы
взрываем и творим.

Мы
испуганные жили и рожали, и любили,

Душу
божью умертвили,

Кожа
старая с нас слезла.

И
мы встали на работу к регулятору динамо,

Позабыли
вечность, звёзды – что не с нами и не мы.

Почерневшими
руками

Смысл
мы сделаем из тьмы.

Как
видим, мировоззренческие позиции главного героя рассказа Александра Васильевича
Мальцева и молодого Платонова во многом совпадают. Но после неожиданной грозы и
ослепления машиниста Мальцева его вера в мощь и всемогущество техники
поколебалась, также и Платонов ко времени создания рассказа «В прекрасном и
яростном мире» в 1938 году изменил своё отношение к природе и коммунизму. В
этом отношении показательной является ключевое высказывание Мальцева,
определяющее смысл существования до и после события с грозой: «Я привык видеть
свет, и я думал, что вижу его, а видел его тогда только в своём уме, в
воображении. На самом деле я был слепой, но я этого не знал». В данной фразе
выражается противопоставление неосуществимого вымысла и объективной реальности.
Примечательно здесь указать, что первоначально рассказ А.П. Платонова назывался
«Воображаемый свет». Как представляется, таким названием автор хотел обозначить
то, что это свет надежды, свет, направляющий на осуществление задуманных планов
технического преобразования в советской стране.                                                                                                     Как
позиция автора, изложенные в художественной форме в рассказе, соотносится с
современными событиями?                                             Авторская позиция
полностью соотносится с современностью. В настоящее время также человек стоит
перед дилеммой       : насколько оправдано необдуманное и повсеместное
применение в практической жизнедеятельности различных машин, роботизированных
устройств, возможностей искусственного интеллекта. А также насколько внедрение
в человеческую жизнь достижений науки и техники скажется на состоянии природы,
изменит ли это современную экологическую обстановку? И самое главное, как
отреагирует природа на технологическое вмешательство в её пределы человечества,
не нарушит ли оно установившегося зыбкого равновесия между человеком и природой
в быстроменяющемся мире, когда природа будет использоваться в качестве
утилитарного приложения к человеческой деятельности. Все эти вопросы актуальны
и в завуалированной форме отражены в рассказе Платонова. Интересны в этом
случае размышления великих людей о влиянии человека на природу и её ответной
реакции. Так, английский философ Фрэнсис Бэкон, живший на рубеже
XVI
XVII
веков, писал: «Природу побеждают, только повинуясь её законам», а выдающийся
немецкий писатель, творивший в XVIII –
XIX веках, И.В. Гёте категорично утверждал: «Бог прощает и люди прощают.
Природа не прощает никогда».                 Каковы же тема и идея рассказа
А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»?                                                                      Тема:
Фанатичная вера человека во всемогущество машины.            Идея:
Столкновение человека с мощью природы нарушает его представление о всесилии
машин в окружающей действительности, заставляя его задуматься и о собственной
личной судьбе, и о судьбе человечества, всецело доверяющего достижениям
научно-технического прогресса.                                                                                       Примечательно
в этом плане, что технократические идеи – власти машины над природой были
выражены молодым Платоновым в ряде публицистических статей в 20-е годы XX века.
Наиболее известные из них касающиеся этой темы «Ремонт земли», «Нормализованный
работник», «Сила сил». Технократические иллюзии Платонова-публициста сводились
к тому, что нужно было, по его словам, «уничтожить личность и родить её смертью
новое живое мощное существо – общество, коллектив, единый организм с одним
кулаком против природы». Но в рассказе «В прекрасном и яростном мире» уже
отсутствует такая категоричность, здесь уже не масса людей является
превалирующим фактором общественной жизни, а личность отдельного трудящегося
человека, полностью отдающегося своей рабочей профессии.

Задание
для самостоятельной работы

 –
Посмотрите предложенный на сайте дополнительный
материал по произведению А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»;                                                                                                 
– Прочитайте рассказ А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире на стр. 127 –
140 учебника литературы Ч. 2;                          – Выполните творческое
задание на с. 141 учебника литературы, Ч.2.

Почти все творчество А.П. Платонова пронизано поисками места человека в мире. Не стал исключением и рассказ «В прекрасном и яростном мире», написанный в конце 30-х годов 20 века. Несмотря на наличие в произведении необычных, даже фантастических моментов, оно вполне реалистично. Но, хотя рассказ небольшой, сказать одним словом какой В прекрасном и яростном мире смысл – сложно. Для этого потребуется проанализировать произведение более подробно.

Краткое содержание

Произведение Платонова охватывает события, происходящие на протяжении двух лет. Рассказ ведется от первого лица. Рассказчик – Константин – повествует об одном из эпизодов своей профессиональной деятельности в качестве помощника машиниста. Несмотря на то, что «В прекрасном и яростном мире» Платонов использует профессиональную терминологию, на смысл повествования этот никак не влияет.

Главный героев в рассказе трое:

  • Константин – помощник машиниста, любящий свое дело, верный, надежный товарищ;
  • Мальцев Александр Васильевич – опытный машинист, профессионал, мастер своего дела, но немного замкнутый, держащийся особняком от других людей;
  • Следователь – справедливый специалист, старающийся установить истину, чтобы избежать ложного обвинения невиновного человека.

Рассказ начинается с назначения Константина помощником машиниста к Мальцеву. Костя рад, что у него такой опытный наставник, лучший во всем паровозном депо. Но единственное что его огорчает – неразговорчивость и недоверие наставника, перепроверяющего работу своего помощника.

Поработав некоторое время с Мальцевым, Костя начинает понимать причину такого поведения машиниста. Мальцев считал, что никто не знает и не любит паровоз больше него.

Интересно! Платонов писал рассказ, опираясь на собственный опыт. Писатель на протяжении двух лет (с 1915 по 1917 год) проработал механиком, помогая машинисту.

Удар молнии

Прошел год совместной работы Кости и Александра Васильевича. Однажды напарников направили на ликвидацию отставания одного из составов. Во время поездки паровоз попал в грозовое облако, разразившееся страшным ударом молнии. Несмотря на непогоду, паровоз продолжил движение.

Внезапно Костя заметил, что наставник стал хуже вести машину. Сначала помощник решил, что мастер просто устал, но когда они проехали желтые и красные сигналы светофора не останавливаясь, понял, что дело серьезнее.

Только когда Костя заметил впереди другой состав и закричал, Мальцев остановился, признавшись, что ослеп. Помощник, взяв управление на себя, довел состав до депо, а затем повел ослепшего напарника домой. По дороге к наставнику вернулось зрение.

Суд и вторичная потеря зрения

Над Мальцевым состоялся суд. Доказательств того, что Александр временно утратил зрение из-за молнии – не было, машиниста осудили. Но Костя не мог успокоиться, пытаясь понять, что произошло на самом деле.

Вскоре юноша узнал о существовании установки, искусственно вызывающей молнию. Константин предложил следователю провести эксперимент для проверки влияния молнии на зрительные органы Мальцева. Следователь согласился.

Искусственный удар молнии действительно вызвал ослепление. Мальцева оправдали. Только зрение не вернулось к машинисту, о чем очень переживал следователь.

Прозрение

Прошло полгода. Константин, сдав экзамены, сам стал машинистом. Идя на работу, он часто видел слепого Мальцева, сидящего на вокзале. Костя понимал, что мастер скучает по любимому делу. Однажды герой не выдержал, предложил Александру отправиться с ним в рейс.

Юноша посадил напарника на место машиниста, помогая управлять паровозом. Во время движения состава случилось чудо – Мальцев вновь стал видеть. Но Константин все равно не оставил наставника. Эту ночь он решил провести с напарником, чтобы защитить от внешнего мира.

Объяснение сюжета

Смысл заглавия рассказа «В прекрасном и яростном мире» тесно связан с проблематикой, затронутой автором.

Интересно! Платонов долго не мог определиться с названием рассказа, дважды меняя его. Сначала это был «Машинист Мальцев», затем «Воображаемый свет».

Писатель поднимает темы:

  • одиночества;
  • гордыни;
  • сострадания;
  • справедливости наказания.

Платонов размышляет над ролью труда в жизни человека. Для героя рассказа «В прекрасном и яростном мире» Мальцева труд являлся единственным смыслом жизни. Он не замечал ничего и никого вокруг, кроме паровоза. Несчастный случай помог «прозреть» мастеру.

Благодаря напарнику Мальцев понял, что прекрасными могут быть не только машины, но и люди. Таким образом В прекрасном и яростном мире смысл сюжета состоит не столько в том, чтобы показать испытания, через которые прошел Мальцев, сколько то, как герою удалось их преодолеть, какие уроки он вынес.

В чем суть концовки

В финале произведения рассказчик размышляет над произошедшими событиями. Костя пытается понять, почему злой рок настиг именно Мальцева, какова его собственная роль.

Ожесточение охватывает героя, юноша решает воспротивиться силам природы. В прекрасном и яростном мире смысл финала – показать, что всегда нужно продолжать борьбу до конца, даже при полном отсутствии сил, и награда не заставит себя ждать.

Рассказчик так и действует, приняв решение помочь своему учителю. Он берет ослепшего Мальцева с собой в поездку, зрение возвращается к машинисту.

На этом помощь Константина не заканчивается. Он и дальше остается рядом с другом. Заключительные слова героя, боявшегося оставить напарника одного «в прекрасном и яростном мире» проясняют смысл названия. Во внешне прекрасном окружающем мире таится множество опасностей. Часто пройти через все испытания и не сломаться можно лишь с помощью верных, надежных друзей.

Важные социальные проблемы, поднятые Платоновым «В прекрасном и яростном мире» придают произведению глубокий идейный смысл. На примере Мальцева автор показывает, что даже талантливым, успешным людям нужна поддержка. И не следует пренебрегать ею во имя каких-то личных предубеждений и скрытой гордости.

Из-за непростых отношений с советской властью о писателе Платонове А.П. люди узнали более подробно, только после его смерти. Своеобразное творчество писателя оценили многие читатели. Произведения написанные Платоновым актуальны и сейчас.

История написания

При написании произведения автор опирался на свои знания. А.П. Платонов служил помощником машиниста в депо начиная с 1915 по 1917 год, и благодаря полученному опыту реалистично описал происходящие события. Именно в этот период своей жизни он начал работать над произведением «В прекрасном и яростном мире».
Это было сложное время для Платонова. В стране были политические репрессии, преследования и страх. Многие люди стали жертвами необоснованных гонений, в их число также входил Платонов.
Он родился в простой, трудовой семье. Андрей Павлович был старшим ребёнком из 12 детей. Ещё в детстве начал работал на железной дороге.
В 1917 году, когда окончилась революция, писатель примкнул к большевикам, приняв за истину их щедрые обещания и громкие призывы. Андрей Павлович пошёл на Гражданскую войну добровольно, стал корреспондентом и освещал события, происходившие в красной армии.
После войны вступил в партию и вкладывал все силы в обустройство деревни: строил гидростанцию, сооружал инфраструктуру в поселении. Но конфликтные ситуации, происходящие у него с партийными работниками, привели его к тому, что его исключили из этой ячейки. Неоднократные попытки восстановится результатов не дали.
Всё разочарование в своих убеждениях, Платонов отразил в книгах. Андрей Павлович насмехался над репрессивными способами, которые использовались для достижения пятилеток. Душевные переживания автора можно понять, прочитав его повесть «Впрок». На его видение мира обратили внимание как читатели, так и партийные работники.

Жанр, направление

Творческую работу «В прекрасном и яростном мире» можно причислить к жанру рассказа. Из-за маленького объёма произведения и выстроенной одной сюжетной линии. По направлению в литературе это повествование можно отнести к реализму. Главные персонажи — простые люди, пребывающие в типичных условиях. Чтобы дать характеристику героям, важно понимать их психологию, только так получится узнать причину поступков.

Что означает название

Заголовок в книге «В прекрасном и яростном мире» изменяли три раза. Последний стал меньше всего привязанным к какой-либо личности. Однако он отображал, очевидные вещи для читателя: как писатель и персонажи рассказа относятся к окружающему миру.
О чём рассказ
Повествователя по имени Константин назначают в бригаду к машинисту депо пользующимся уважением у начальства — Александру Васильевичу Мальцеву. И невзирая на то, что Мальцеву только 30 лет, никто не может сравниться с ним в профессионализме.
Рассказчику, А. В. Мальцев представляется человеком невнимательным, равнодушным. Который не доверяет помощникам, постоянно держит на контроле сделанную работу.
Через год, когда внезапная вспышка молнии ослепила бригадира и за малым не свершилась авария, его освобождают от работы. Спустя время у Мальцева восстанавливается зрение, и следователи подозревают, что бригадир лжёт. Машиниста отправляют в тюремное заключение.
Неожиданно повествователь узнаёт, что в одном из университетов есть прибор Теслы. Это устройство может самостоятельно осуществлять вспышки молнии. Рассказчик предлагает устроить эксперимент над бывшим бригадиром, после чего А. В. Мальцев снова теряет зрение. Благодаря этому его выпускают из тюремного заключения.
Немного позже, Константин становится главным машинистом в депо. Он предлагает бывшему бригадиру Мальцеву, проехать с ним на поезде. В конце книги у Мальцева восстанавливается зрение и с Константином они начинают дружить.

Описание героев

Константин
Повествователь является помощником Мальцева — главного бригадира. Спустя время он становится машинистом. Константин ведёт рассказ от первого лица, и читатель видит происходящее именно его глазами. Свою работу он знает хорошо. Ведь сам требовательный Мальцев обучал Константина. Бригадир перед читателем предстаёт как человек равнодушный, мрачный, не разговорчивый, но преданный своей работе. Константин принимает попытки защитить своего наставника, который чуть не совершил аварию. Однако, имея благие намерения, действует он противоречиво: настаивает на эксперименте с молнией. Чтобы убедиться, действительно ли от неё можно потерять зрение. Проведя такой опыт, Мальцев снова теряет зрение. После этого случая у Константина меняется мнение, и они становятся друзьями. Если сравнивать рассказчика с бригадиром, то он более открыт в общении с людьми, способен сочувствовать чужим людям. Чувствительный, страстный – негодует на Александра Васильевича и в то же время сочувствует ему. В заключении произведения он проявляет искреннюю радость, что все решилось благополучно.
Мальцев Александр Васильевич
В Тулубеевском депо его причисляют к специалисту, лучшему машинисту. Может умело выйти из сложной ситуации. До пункта назначения он прибывает гораздо раньше назначенного срока. Мальцеву руководство доверило управлять пассажирским поездом, т.к. было уверено в его профессионализме. Он осознаёт, что незаменим в работе. Только труд придаёт ему силы и вдохновение. И перестав заниматься любимым делом, он лишается смысла жизни.

Темы

Темы, поднимаемые писателем в рассказе «В прекрасном и яростном мире»
Талант. Автор описал человека, который не может жить без работы. Все мысли его были о работе. Благодаря этому Мальцев стал мастером своего дела и приобрёл почёт и почтение у руководства.
Личность человека и общество. Писатель показал отрицательные стороны тех людей, кто громогласно заявляет о своей помощи людям, но на деле этого не происходит. Машинист Мальцев хоть и не ярый борец за права народа, но сделал на порядок больше, чем те, кто таким хотел казаться.
Дружба. Человеку, который избегает общения, нелегко найти друзей. Но Константину удалось наладить дружеские отношения с Мальцевым.
Труд. Смотря на машиниста, с какой любовью он относится к работе, отдавая все свои силы, читатель осознаёт цену труда. Герои рассказа почитают труд и показывают, что именно по работе нужно оценивать человека.
Совесть. Благодаря Константину, организовавшему эксперимент с молнией, следователь почувствовал укор совести за то, что несправедливо обвинил Мальцева.
Главная идея
Что хотел рассказать автор? Стремление всё идеализировать, переходит у Мальцева в злость, отстранённость и равнодушие к людям. Великодушный позыв к справедливости, превращается в жестокость и отнимает зрение у машиниста. Благодаря таким людям, как машинист Мальцев, окружающий мир становится лучше. Побеждая страдания и боль, но никак по-другому.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Отзыв на рассказ бежин луг
  • Отзыв на рассказ ванька чехов
  • Отзыв на рассказ ангелочек андреев
  • Отзыв на рассказ беглец
  • Отзыв на рассказ 6 класс уроки французского