Отзыв на рассказ толстого пожар

С юбилеем флобера! знаменитый роман мадам бовари я прочл в 17 лет по настоятельной рекомендации мамы. увы, в этом томике

С юбилеем Флобера! Знаменитый роман «Мадам Бовари» я прочёл в 17 лет по настоятельной рекомендации мамы. Увы, в этом томике из домашней библиотеки мне больше понравилась повесть «Саламбо», история бунта наёмников в Карфагене. 

fe79b1f796c847da8e3098b846f9cd59

Правда, и здесь нашёл, к чему придраться. Не меньше, чем жестокой сценой жертвоприношения Молоху, я был шокирован отсутствием широких батальных сцен там, где вот прямо всё к ним вело.

«Мадам Бовари» меня оставила в недоумении – я совсем не понял романа, зачем и для кого он был написан – и ещё с чувством внутреннего протеста. Одной из художественных особенностей произведения является отсутствие всякого видимого намёка на авторскую позицию, бесстрастность стиля – вся моя страстная натура протестовала против этого.

Мой до сих пор любимый классик Достоевский идеально лёг на душу легковозбудимого подростка именно за счёт своей насыщенной эмоциональности, а здесь я словно наблюдал за событиями сквозь толстое стекло.

А сейчас, кто ещё не читал книгу, не читайте пост. Без большого спойлера здесь не расскажешь.

Спустя где-то лет шесть я перечитал книгу, и впечатление было совсем иным. Мой слух стал тоньше – я, наконец, разобрал то, чего не слышал из-за толщины стекла.

Это как подземный пожар. Светит солнышко, поют птицы, но если очень хорошо прислушаться, можно понять, что земля дрожит и там, в глубине, огненный ад. Это как актёрская игра Жана Габена и Чарльза Бронсона. Недвижное лицо, но сколько за этой маской страстей.

Невозможно оставаться бесстрастным, описывая ужасную судьбу мадам Бовари. Можно только попытаться им быть. Что и сделал Флобер. Но если вчитываться, то ты ощутишь эту клокочущую магму за фасадом внешнего бесстрастия, и языка твоего коснётся вкус мышьяка, и ты переживёшь эту трагедию, как свою собственную. Хотя точно знаешь, что с тобой никогда такого не будет, но, увы, ты знаешь людей, которые могли бы оказаться на её месте.

Каков главный смысл романа? Мещанство – это вовсе не такое безобидное зло, как шипели обиженные на Зощенко нэпманы. Мещанство – убивает. Людей – очень редко, в основном мечты. Но Эмме Бовари от этого не легче в гробу.

После второго прочтения этой книги, я стал интересоваться личностью Флобера, и был поражён кропотливостью, с какой он создавал свои шедевры. Сколько тратил времени, чтобы добиваться совершенства каждой строчки (авторы-пулемётчики недоумевают).

Лет в четырнадцать меня очень обрадовала новость, что одним из отличий настоящих писателей от графоманов, является отношение к тексту. Графоман никогда себя не редактирует, ему ненавистна сама мысль что-либо менять в том, что написал.

ffcbce9289d746f481d9db50a9e3f342Обрадовала, потому что я-то как раз любил работать со своими опусами. Захваченный полётом своей фантазии я писал и пишу очень быстро, у меня никогда не бывает вымученных сюжетов, персонажей, все приходит само собой. Но ещё до того, как узнал об этом из авторитетных источников, я интуитивно чувствовал, что когда поставлено слово «конец», настоящая работа только начинается. И мне нравилось доводить текст до ума не меньше, чем его создавать. Я испытывал настоящее наслаждение, находя у себя ошибки, отыскивая более интересные слова, добавляя красок там, где нужно, и словно стирая ластиком всё лишнее.Хотя, я не идеален, и иногда и мне лень проводить последнюю контрольную вычитку. И тогда я вспоминаю Флобера, что как бы я ни работал, по сравнению с автором 4600 черновых страниц «Мадам Бовари», я бездельник. И желание «забить» на последнюю вычитку проходи само собой.

Начинающие литераторы, если присутствуют в группе. Есть те, кто не редактирует свои тексты? Вам… не стыдно? Флобер там над каждой строчкой бился, а вы провести свой труд через горнило хотя бы трёх минимальных вычиток ленитесь.

Как? Вы совсем не знаете Флобера? А вы точно писателем хотите стать?

Не раз и не два я встречал у начинающих авторов вопиющее незнание классики. И в ответ на моё предложение почитать Флобера, Достоевского, Толстого, слышал агрессивное «Зачем мне это старьё? Я фантастику (фэнтези, мистику) пишу».

Зачем это нужно – независимо от того, что ты пишешь, иметь знакомство со всей мировой классикой – тема для отдельного поста. А пока только факты: никто из тех, кому я лет десять назад давал такие советы, а он на них плюнул, и не пробился в издательство и не стал автором электронного бестселлера.

Ну, а теперь к обычным читателям. Если вы читали «Мадам Бовари», надеюсь, вам понравился мой рассказ о ней, не забудьте поставить лайк. Не читали? Ну, я же предупреждал, что буду спойлерить. Надеюсь, впечатление не сильно испортил. Тоже не забудьте про лайк и приятного чтения. Может, роман у вас вызовет отторжение, как у меня в семнадцать, может, понравится, как мне в двадцать три. Но знать его вы обязаны. Это одно из главных произведений мировой литературы.

До новых встреч. В следующем выпуске блога мы отдохнём от классики и вспомним литературу…. которой вначале вообще отказывали в праве называться литературой. Ведь «стиль в детективе столь же неуместен, как в кроссворде». Но Время доказало ошибочность этого утверждения.

В московских театрах, даже самых популярных, могут возникать проблемы с режиссурой, сценографией, драматургией, но проблем с отличными актерскими работами, даже в самых скромных труппах, нет никогда. Спасибо Станиславскому: у нас — грандиозные лицедеи, и мы не зря их любим! В ноябре именно актеры по-настоящему блеснули, восхитили, поразили. Театральный критик Влад Васюхин — о самых интересных столичных премьерах ноября, специально для «Известий».

«Война и мир»

Театр имени Евгения Вахтангова

Пятичасовой спектакль по толстовской эпопее, поставленный Римасом Туминасом к 100-летию руководимого им Вахтанговского театра, народная молва с первого же показа определила в шедевры. Типичный отзыв: «Восторг! Нет слов! Всем смотреть!» А тех, кто делал робкую попытку даже не возражать или сомневаться, а просто не ликовать слишком бурно, в соцсетях подвергали анафеме и отлучали от искусства.

Нельзя сказать, что своим спектаклем выдающийся режиссер окончательно и бесповоротно «закрыл тему». Однако теперь определенно никому не стоит воплощать на сцене «Войну и мир» лаконично и аскетично. Сразу же упрекнут: так уже было у Туминаса!

В его спектакле нет золота и хрусталя. Нет роскоши и гламура. Почти нет ярких красок. И, разумеется, никакого видео, титров или иных визуальных спецэффектов. Есть строгий отбор деталей, когда первый бал на пустой сцене изображает не толпа расфуфыренных статистов, а одна кружащаяся Наташа Ростова, к которой позже присоединяется князь Андрей. Когда Бородинское сражение показано через одного солдата, а московский пожар — через горящую каминную спичку. Музыка здесь — полноправный, безупречный и почти несмолкаемый герой.

Очень трудно выделить кого-то из исполнителей, ведь заняты многие «первачи» труппы — от новобранцев до ветеранов. И учредители театральных премий будут правы, если отметят весь ансамбль. Но можно смело сказать, что Евгений Князев и Виктор Добронравов (отец и сын Болконские) сделали здесь свои лучшие роли, что великолепны Павел Попов и Денис Самойлов, играющие в очередь Пьера Безухова, что невероятна разменявшая девятый десяток Людмила Максакова в роли Перонской.

«Мама»

Театр имени Моссовета

Театралам не надо объяснять, кто такая Анастасия Светлова. Это идеальная героиня для рубрики «Звезды трудной судьбы», и в этом ее можно сравнить с другой магнетической актрисой, долгое время игравшей в провинции, Розой Хайруллиной. Посмотреть спектакли с участием Светловой москвичи специально ездили в Ярославль, где еще недавно она была примой знаменитого Волковского театра.

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Когда стало известно, что Анастасия сыграет главную роль в пьесе «Мама» современного французского драматурга Флориана Зеллера, публика замерла в предвкушении. И потому что Зеллера называют новым Мольером (в Москве идут его пьесы «Папа» и «Сын», которые вместе с «Мамой» составляют трилогию), и потому что Светлова может сыграть всё. Не зря свою первую «Золотую маску» актриса получила с формулировкой «за предельность и полноту сценического существования».

И хотя в этой сложносочиненной пьесе есть еще пять персонажей, «Мама» стала бенефисом и даже моноспектаклем большой актрисы, находящейся, говоря словами Пастернака, «в силе». Чего не скажешь о ее героине: несчастная Анна, брошенная жена и мать двоих равнодушных детей, теряет рассудок. И не так-то просто понять — где реальная жизнь, а где плоды ее больного воображения, кошмарные сны, мутный поток воспоминаний…

Молодой режиссер Павел Пархоменко получил уже массу упреков: мол, поставил пьесу «в лоб», без полутонов, не раскрыл те или иные семейные конфликты, спектаклю не хватает тишины. Ему даже ставят в вину, что чрезмерно используется театральный дым как банальная метафора тумана в голове героини. Со всем этим можно спорить, а можно и соглашаться, но одно Павлу, безусловно, можно поставить в заслугу: благодаря ему выдающаяся актриса сыграла выдающуюся роль.

«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»

МХТ имени Чехова

Главный герой — поэт Лев Гуревич (его потрясающе играет любимец публики Дмитрий Назаров). Накануне Первомая, или Вальпургиевой ночи, он попадает не на Лысую гору, а в психбольницу, где обитают советские маргиналы — от реальных сумасшедших до диссидентов и правдоискателей. Один из них — его антагонист, некто Прохоров, староста и диктатор второй палаты (неожиданный и многоликий Игорь Верник). Их пикировки — важная часть сюжета. Гуревич достает для своих новых товарищей метиловый спирт, и в финале вся сцена — в мертвецах.

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Если бы Венедикту Ерофееву сказали, что однажды его постмодернистское сочинение будут играть в главном театре страны, он бы точно напился от удивления. Но факт остается фактом. Жаль, автор не дожил.

Единственная ерофеевская пьеса — трагедия в пяти актах, написанная в 1985 году, заканчивается ремаркой «Никаких аплодисментов». Это тоже еще одно подтверждение, что предназначена она больше для чтения, чем для подмостков.

К сожалению, значительная часть пьесы с ее словесными играми, цитатами, советскими клише и многочисленными именами исторических личностей, судя по реакции зала, пролетает мимо зрителей. Но рука не поднимается винить в этом умного режиссера Уланбека Баялиева, сделавшего стильный и крепкий спектакль, напоминающий работы его учителя — Сергея Женовача, а тем более, бросать претензии яркой и убедительной актерской команде.

«Екатерина»

Школа драматического искусства

У пьесы Елены Греминой «За зеркалом» был мощный старт — в 1993 году ее поставили в Художественном театре, а роль Екатерины II сыграла сама Галина Вишневская. Но после это «действо о злосчастной молодости, напрасной любви и торжествующем коварстве» театры почему-то игнорировали. И то, что недавний выпускник ГИТИСа Максим Иванов обратил внимание на изящно написанную историю любви 50-летней императрицы и ее 24-летнего фаворита — поручика Александра Ланского, жившего за зеркалом парадной спальни Екатерины, делает честь его вкусу.

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Кроме главных персонажей (их страстно играют Екатерина Аликина и дебютант Алексей Славкин, продолжающий знаменитый актерский род Симоновых-Кайдановских) есть еще одно равноправное действующее лицо исторической драмы — графиня Брюс, придворная дама (Мария Зайкова). И в качестве отдельного героя в спектакле о загадочной русской любви существует хор (музыку к спектаклю написал Дмитрий Котов).

Особенность этого отточенного до мелочей зрелища еще и в том, что оно удачно вписано в зал «Глобус», который — почти как у Шекспира — имеет пятиярусную сценическую вертикаль и три яруса деревянных зрительских галерей.

«Балалайкин и Ко»

Театр «Прогресс — Сцена Армена Джигарханяна»

Для первой постановки в качестве худрука театра, прежде носившего имя его основателя и бессменного руководителя — легендарного Армена Джигарханяна, а теперь получившего длинное и странное название, отсылающее к работавшему в этом здании кинотеатру «Прогресс», Сергей Газаров взял небанальный материал.

Фото: Театр Прогресс

Пьеса Сергея Михалкова «Балалайкин и Ко», написанная по сатирическим очеркам Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия», очень редкий гость на подмостках. Мало кто отваживается с беспощадностью и сарказмом говорить про мир бездуховности, чистогана и полицейского произвола, где, чтобы выжить, необходимо «годить», даже если речь идет про XIX век. Однако первая постановка пьесы вошла в историю русского советского театра: в 1973 году Георгий Товстоногов, на тот момент главный режиссер страны, поставил ее в московском «Современнике» с блестящим составом.

Вот и Газаров, задумав этот спектакль, усилил бедный на звездные и медийные имена театр приглашенными Сергеем Чонишвили, Сергеем Серовым, Сергеем Климовым и Андреем Анкудиновым. И они не подкачали.

Получилось очень плотное, динамичное и красивое зрелище, где есть и цыганский хор, и полураздетые дамы, и группа гуттаперчевых парней, обозначенная в программке в качестве коллективного персонажа — Страхи. Одна беда: злободневный текст на этом карнавале страстей пролетает мимо ушей и кажется архитектурным излишеством…

  • Отзыв на рассказ станционный смотритель
  • Отзыв на рассказ приемыш мамин сибиряк
  • Отзыв на рассказ рождественская ночь
  • Отзыв на рассказ пушкина выстрел
  • Отзыв на рассказ русский характер алексея толстого