Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»»
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным; развитие навыка беглого выразительного чтения, умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст.
знать биографию В. Драгунского;
уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя антонимы; восстанавливать последовательность событий по вопросам;
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 2класс, 2 часть («Школа России»); презентация.
Этап урока
Методы и приемы
Хронометраж
Содержание урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя
Психологический настрой
1-2 мин
— Здравствуйте, ребята!
— Ребята, какое у вас настроение?
— У меня и у вас хорошее настроение, значит, все у нас получится.
— Проверьте готовность к уроку.
— Садитесь.
Приветствуют учителя
Настраиваются на урок
Готовят рабочие места
Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Л:освоение личностного смысла учения.
II. Актуализация знаний и мотивация
Словесный: диалог
Практический: выразительное чтение
4-5 мин
— Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? О каком произведении, какого автора?
— А какое у вас было домашнее задание?
— Давайте же проверим, как вы справились. Прочитаем сказку выразительно по цепочке.
— Молодцы, ребята!
— Прочитайте загадку скороговоркой, а потом выразительно. Запишите отгадку.
Лежит круглый, золотистый
На тарелочке чистой.
Рот открыл я, сколько мог, —
Откусил большой кусок!
Он мне сладеньким казался –
Очень кислым оказался!
О произведении Г. Остера «Будем знакомы»
Выразительное чтение
Выразительно читают по цепочке
Записывают отгадку
П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
III. Постановка учебной задачи
Практический: работа с поговоркой
Словесный: обсуждение
4-5 мин
— Расшифруйте поговорку. Как вы понимаете ее смысл?
еНт йТо ыаТйн, оЧт еН Слата Бы овЯнй.
— Ребята, вам подсказка, с какой по размеру буквы начнете читать?
— Правильно. А как вы понимаете это выражение?
— Ребята, на странице 159 прочитайте название произведения. Что вы заметили?
— Как вы думаете, о чем это произведение?
— Как автор попытается нам доказать, что тайное всегда становится явным?
— Ребята, прочитайте, кто написал это произведение.
— А что вы знаете об этом писателе? Читали ли вы его произведения?
Расшифровывают поговорку
С заглавной.
Нет той тайны, что не стала бы явной.
Ответы детей
Предположения детей
В. Драгунский.
Ответы детей
П: анализ объектов с целью выделения признаков
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Р: целеполагание
IV. Открытие нового знания
Словесный: слово учителя
Динамическая пауза
7-8мин
— Давайте же скорее познакомимся с его биографией.
Виктор Юзефович Драгунский родился в Нью – Йорке, куда уехали его родители. Но уже в 1914 г., незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно в Гомеле, где и прошло его детство.
Виктор Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки и эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959г. И с тех пор за В. Драгунским прочно закрепилось название детского писателя.
Самые разные случаи происходили с главным героем В. Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал, и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Дениской Драгунским – сыном писателя.
— Далее мы с вами прочитаем рассказ этого замечательного писателя.
— Кто мне еще раз повторит, как называется произведение?
— Все встаем со своих мест, давайте немного разомнемся перед чтением произведения.
Внимательно слушают биографию писателя
Тайное становится явным.
Выполняют физминутку с учителем
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
П: свободное восприятие текста художественного стиля
V. Первичное закрепление во внешней речи
Практический: работа с учебником
Словесный: диалог
4-5 мин
— Откройте учебник на странице 159 – 165.
— Но прежде давайте разберём некоторые слова,
которые встретятся в этом рассказе.
— Какой словарь надо открыть, чтобы узнать
значение слов?
— Как им пользоваться?
— Что такое тайна?
— Назовите синоним к слову тайна.
-Что значит «тайное»?
— Явное?
Толковый словарь.
Найти значение слова по первой букве.
Слова в словаре располагаются в
алфавитном порядке.
Дети высказывают мнения.
1 Нечто скрываемое от других,
известное не всем;
2 нечто неразгаданное, ещё не
познанное;
3 скрытая причина чего-нибудь.
Секрет
Тайное — секретный, потайной, скрытый, затаённый.
Открытое, откровенное.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический: самостоятельное чтение вслух
4-5 мин
— Сейчас мы будем читать рассказ по частям, останавливаясь перед вопросом.
— Читаем вопрос, предполагаем, что будет дальше. Затем продолжаем чтение.
— Приступаем.
Читают по цепочке по одному абзацу
П: смысловое чтение как осмысление цели чтения
VII. Включение в систему знаний
Словесный: обсуждение
7-8 мин
— Понравился вам рассказ?
— Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?
— В каких словах выражена главная мысль рассказа?
— Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?
— Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?
— Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова?
— Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила?
— Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей?
— Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу?
Отвечают на вопрос
Да
Тайное становится явным
Когда она выплеснул кашу, а она попала на прохожего.
Да, маме, потому что он не признался ей сразу и обманул ее.
«Тайное становится явным».
Мама предложила Дениске сходить в Кремль.
Чувство обиды, досады.
Нет, он соврал.
П: смысловое чтение как осмысление цели чтения
VIII. Рефлексия
Словесный: беседа
2-3 мин
— Вот наш урок подходит к концу.
— Как вы поняли название рассказа?
— Кто его написал?
— Что вы узнали об авторе?
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
Отвечают на вопросы учителя
В. Драгунский.
Ответы детей
Оценивают свою работу на уроке
П: поиск и выделение необходимой информации
П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Урок литературного чтения, 2 класс программа «Школа России».
Тема:$ В. Драгунский «Тайное становится явным».
Цели урока:
— создать условия для работы над понятием «Совесть»;
— продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности.
Задачи:
— развивать умения работать над понятием;
— учить понимать позицию автора и выражать свою точку зрения о произведении, его героях и их поступках;
— воспитывать честность, способность отвечать за свои поступки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Включение в учебную$ деятельность.
Цель: формирование мотивации к учебной деятельности.
Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деяте$льности.
II. Актуализация знаний учащихся и самоопределение к учебной деятельности.
Цель: формировать умение определять цель и прогнозировать предстоящую работу, формировать умение проводить артикуляционную разминку, работу над дикцией.
Познавательные УУД: учить внятно и чётко произносить слова, чисто выговаривать звуки.
$Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе представленного кластера. Слайд 1
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других, умение работать в группе.
1.Речевая разминка. Cлайд 1.
2.Работа в группах.
$«Литературная викторина»
Составление кластера.
Уч-ся предлагается по отрывку из произведения В. Драгунского вспомнить его название и вписать его в схему, также им необходимо вспомнить о каком качестве личности идёт речь в этом произведении.
Предлагаемые отрывки.
1 отрывок
И мы пошли учиться. Но я сидел и плохо учился. Я все думал, что выговор — это очень скверно и что мама, наверно, будет сердиться…
Но на переменке Мишка Слонов сказал:
— А все-таки хорошо, что мы помогли красным продержаться до прихода своих!
И я сказал:
— Конечно!!! Хоть это и кино, а, может быть, без нас они и не продержались бы!
— Кто знает…
$ («Сражение у чистой речки»)
2 отрывок
И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…
— Ты что, — сказала мама, она уже вернулась из коридора. — Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:
— Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.
(«Друг детства»)
3 отрывок
А мы остались возле ёлки.
$ Она лежала большая, лохматая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:
– Смотрите, а на ёлке сыски висят.
«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтобы меня пересмеять.
Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:
$
– Ой, умру от смеха! Сыски!
А я, конечно, поддавал жару:
– Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!»
(Заколдованная буква)
Патриотизм
Cлайд 1.
$
Смеётся тот, кто смеётся последний
Преданность
«Сражение у чистой речки»
В. Драгунский
$
«Заколдованная буква»
«Друг детства»
3.Проверка выполнения задания.
$- Почему одна веточка кластера осталась не заполненной?
4. Сообщение темы и цели урока. Cлайд 2.
(- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением В. Драгунского «Тайное становится явным».)
III. Биография В. Драгунского. (Текст со слайдов читают ученики). Cлайд 3-1$1.
Цель: познакомить с биографией В.Драгунского.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно добывать новые знания из представленного материала. (Слайд 3-11)
Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: формирование навыка осознанного чтения.
5.Знакомство с биографией В.Драгунского.
6. Составь пословицу. Cлайд 12.
7.Прогнозирование. C$лайд 13.
— О чём может идти речь в произведении, судя по названию?
— Что значит «тайное становится явным»?
— Чем закончится рассказ?
— А вот о каком качестве личности идёт речь в этом рассказе, вы мне скажете немного позднее, после знакомства с этим рассказом.
8.Сло$варная работа. Cлайд 14-16.
II ЭТАП СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Цель$: формирование навыка осознанного выразительного чтения.
Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других.
Личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текста, анализировать, обобщать и классифицировать жанр произведения по признакам.
1.Чтение с остановками.
1 часть – от начала текста до слов …… и стал завтракать.
— Как ответила мама Дениске, на его вопрос «Тайное становится явным».
$- Продолжал ли думать мальчик над словами мамы?
— Понимал ли он значение этих слов?
2 часть – до слов ….. и она поцеловала.
Во время чтения – Что может произойти дальше?
— Чем, по-твоему, закончится рассказ?
— Какую хитрость придумала мама, чтобы сын полноценно позавтракал?
$— Почему она пошла на эту хитрость?
— Любил ли мальчик кашу?
— Какие меры он предпринимал, чтобы эту кашу съесть?
— Какой получился результат?
— Найдите в тексте отрывок, подтверждающий ваши слова.
— Каковы были его дальнейшие действия?
— Почему он так сделал?
— Правильно ли он поступил? Почему?
— Могла ли мама догадаться о поступке сына?
$— Как вы думаете, заслужил ли Денис поход в Кремль?
3 часть — до слов …… что в Кремль я не пойду.
— Почему Денис сразу же понял, что в Кремль он не пойдёт?
4 часть — до слов …… вышли в коридор.
— Как мальчик догадался, что мама рассердилась?
5 часть – до конца текста.
— Как вы думаете, понял ли, наконец, Денис значение маминых слов «Тайное становится явным»
-Почему в начале рассказа он не мог понять смысл этой фразы, а в конце ему стало всё понят$ным?
III ЭТАП РЕФЛЕКСИЯ
Цель: оценить результаты собственной деятельности на роке, зафиксировать новые знания, полученные на уроке.
Регулятивные УУД: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока.
Коммуникативные УУД: офо$рмлять свои мысли в устной форме; развиваем умение слушать и понимать других.
Личностные УУД: формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
— Как теперь вы понимаете смысл фразы «Тайное становится явным»?
— Отличаются ли ваши мнения до чтения текста и после него?
— Оказывались ли вы в подобной ситуации?
— Как вы считаете, все ли средства подходят для достижения поставленной цели?
$- По вашему мнению, какими качествами личности должен обладать человек, чтобы понять неправильность своих поступков?
— Каким общим словом можно объединить все эти качества? (Совесть) Cлайд $17.
— Вернёмся к кластеру, что мы можем вписать в пустующей веточке? Cлайд 18.
Завершённый кластер.
Патриотизм
Преданность
«Друг детства»
«Сражение у чистой речки»
Смеётся тот, кто смеётся последний
В.$ Драгунский
«Заколдованная буква»
«Тайное становится явным»
Совесть
$
— Совпали ли наши предположения о характере произведения по его названию? К какому жанру рассказов его можно отнести?
-Несмотря на юмористический характер произведения, Драгунский заставляет нас задуматься о таком ценном качестве личности, как совесть.
— Как вы считаете, а была ли совесть у Дениски?
Cлайд 19. «Незаконченные предложения»
— Продолжите предложения, связав свои мысли с темой сегодняшнего урока
-
Было интересно…
-
Я понял (а), что…
-
Меня удивило…
-
Я сделал (а) вывод, что…
-
$ Мне захотелось…
IV. Домашнее задание с.159-165, чтение по ролям.
$
Содержание:
- 1 МБОУ «Средняя общеобраз$овательная школа №19»
- 2 Тема:
- 3 В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»
- 4 Цели урока:
- 5 — познакомить детей с произведением В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
- 6 — совершенствовать навыки выразительного чтения, приемы понимания текста, обогащать активный словарный запас
- 7 $ — развивать навыки беглого выразительного чтения — формирование нравственных качеств учащихся на примере художественного произведения В.Драгунского.
- 8 Оборудование: презентация для урока, выставка книг, смайлики, компьютер, проектор, экран, задания на карточках.
- 9 1. Оргмомент.
- 10 Вот и прозвенел звонок
- 11 Начинаем наш урок.
- 12 Урок литературного чтения.
- 13 А чтобы урок пошёл каждому впрок –
- 14 Активно включайся в работу, дружок!
- 15 1) Разминка.
- 16 Начинаем урок чтения с разминки.
- 17 Посмотрите на экран: перед вами четверостишье
- 18 (слайд )
- 19 Ваня сливу съесть решил,
- 20 А что сделал – утаил.
- 21 Отец об этом разузнал.
- 22 Поступок Вани явным стал.
- 23 (слайд )
- 24 $-Как вы понимаете слова «явным стал»? (узнали все)
- 25 Прочитайте высказывание, записанное на слайде:
- 26 Тайное становится явным
- 27 -Как вы понимаете смысл этих слов?
- 28 2) Постановка темы и цели урока.
- 29 Кто заинтересуется его жанром, то добро пожаловать в школьную библиотеку.
- 30 А сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его произведений.
- 31 В. Драгунский
- 32 « Тайное становится явным»
- 33 Подберите синонимы к этому слову.
- 34 Какие слова мы называем синонимами?
- 35 (Ложь, враньё, выдумка, наговор.)
- 36 И последнее слово язвительный – что это значит?
- 37 (Слайд )
- 38 Злобно-насмешливый, стремящийся досадить
- 39 Подберём синонимы:
- 40 злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.$
- 41 Мне захотелось…
- 42 — А теперь оцените свою работу сегодня на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Если вы считаете что поработали на отлично возьмите смайлик зеленого цвета. Если считаете, что поработали на оценку хорошо возьмите желтый смайлик, а если вы считаете, что могли б лучше работать, но сегодня не получилось, возьмите красный смайлик (слайд )
- 43 — Спасибо вам за сегодняшний урок. Оценки.
Урок литературного чтения
3б класс
Учитель начальных классов
Авдеева Елена Викторовна
Муром-2014г.
$
2. Актуализация знан$ий.
— Прочитайте про себя;
$— Прочитайте медленно вслух;
— Прочитайте выразительно.
-А вы узнали героя?
-Из какого произведения и кто автор?
— Сегодня мы будем читать произведение с таким названием.
Но прежде, чем приступить к знакомству с новой темой, проверим домашнее задание.
3) Проверка домашнего задания.
— Что было задано на дом? (спрашиваю 4-5)
4) Активизация мыслитель$ной деятельности.
Я предлагаю Вашему вниманию литературную викторину.
Из каких произведений эти строчки?
(слайд 3 )
(викторину проводят по$дготовленные участники)
-
Мы все очень веселились и танцевали. И я тоже танцевал, но всё время спотыкался и чуть не падал из-за больших сапог, и шляпа тоже, как назло, постоянно съезжала почти до подбородка.
А потом наша вожатая Люся вышла на сцену и сказала звонким голосом:
— Просим … выйти сюда для получения первой премии за лучший костюм!
(«Кот в сапогах» )
$2) Он подошел, а я сказал ему:
— Я всё видел. Если сейчас же не принесешь кость, я всем расскажу.
Он ужасно покраснел. То есть, конечно, он, может быть, и не покраснел,
но вид у него был такой, что ему очень стыдно, и он прямо покраснел.
$ Вот какой умный! Поскакал на своих троих куда-то, и вот уже вернулся, и
в зубах несет кость. И тихо так, вежливо, положил…
Она посмотрела чуть-чуть искоса своими жёлтыми глазами и
улыбнулась — простила, значит! ( «Дымка и Антон»)
3) А мы остались возле ёлки.
Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли
как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:
— Смотрите, а на елке сыски висят.
«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы
смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять. $(«Заколдованная буква»)
4) Тогда я сказал:
$- Павля, а научи-ка меня, как по-английски «раз, два, три».
— Я этого еще не изучил, — сказал Павля.
— А что же ты изучил? — закричал я.
— За два месяца ты все-таки хоть
что-нибудь-то изучил?
— Я изучил, как по-английски «Петя», — сказал Павля.
— Ну, как?
— «Пит»! — торжествующе объявил Павля. — По-английски «Петя» будет
«Пит». («Англичани$н Павля»)
5) И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. У нее были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. («Девочка на шаре»)
3. Развитие умений
— Что объединяет все эти произведения? (их написал Виктор Драгунский)
(слайд)
1) Биография писателя (читает или рассказывает учитель)
Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал нескол$ько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.
2) Знакомство с выставкой книг В. Драгунс$кого.
Посмотрите внимательно на выставку его книг. Это только маленькая часть его произведений.
— Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский?
(о детях и для детей)
3)Работа с текстом до чтения. Словарная работа.
$Прочитайте название произведения (слайд )
( 1 ученик читает)
Откройте учебник литературное чтение- страница 125.
— О чём может идти речь в этом произведении?
— Что такое тайна? (дети высказывают мнения)
(слайд 19 )
Проверяем по словарю Ожегова.
1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;
$2. Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
3. Скрытая причина чего-нибудь.
— Как Вы понимаете слово явным?
$( становится известный, всем доступный, очевидный)
В произведении встретятся незнакомые для вас слова. Сейчас мы с ними познакомимся.
(слайд)Читает ученик
«Грановитая палата» — памятник архитектуры в Московском Кремле. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.
— Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным? Дава$йте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. (Слайд)
Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
Клевета – что оно обозначает?
(Слайд )
Прочитаем значение этого слова из толк$ового словаря.
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
4)Первичное восприятие текста– (просмотр видеоматериала)
Дети смотрят мультфильм «Тайное становится явным»
— Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?
— Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?
— Как вы понимаете эту фразу?
Физкультминутка
5)Чтение рассказа вслух по частям. Беседа после чтения каждой части.$
Прочитаем рассказ и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку, и что он хотел сказать словами «тайное становится явным».
После 1 части: (чтение до слов «Ложись – ка ты спать!»)
— Что однажды услышал Денис от мамы?
-Почему Дениска заинтересовал$ся маминой фразой «Тайное всегда становиться явным»?
— Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?
После 2 части:(чтение до слов «..я ей давлюсь!..»)
— Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?(слайд 22)
— Как вообще можно разрешить конфликт? ( уступить, договориться)
— Как решили конфликт мама и Дениска мы узнаем, если прочитаем дальше.
После 3 части: («И мама ушла на кухню»)
$- Как решили конфликт мама и Дениска? (договорились)
— Как мама уговаривала Дениску есть кашу?
(Мама предложила Дениске сходить в Кремль).
-Почему именно в Кремль пообещала пойти мама?
-Как должен был поступить Денис?
— А как поступил Дениска, мы узнаем , когда прочитаем дальше$.
Чтение 4 части: («Ну, вставай, одевайся, идём на прогулку в Кремль!»)
— Так как поступил Дениска?
— Почему Дениска выбросил кашу в окно?
$Выборочное чтение по заданию.
— Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? Прочитайте этот отрывок. (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена)
(слайд )
-Почему Дениска потерял сознание?
— О чём он думал в этот момент? (как быстрее от неё избавится).
— Почему мама решила, что Дениска съел кашу?
— Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?
$- Почему Дениска не рассказал маме правду?
Чтение 5 части (чтение рассказа до конца)
Дверь отворилась и…какие новые герои появились? (милиционер и пострадавший)
(слайд )
— О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего?
Прочитайте как выглядел пострадавший.(слайд )
(На $голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине).
-А какие чувства испытывал мальчик?
— А что испытывала мама?
— По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?
Прочитайте об этом .
(Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).
— Почему мама не стала ругать сына?
6)Работа в группах.
А сейчас мы проверим, как вы запомнили содержание рассказа. Поработаем в группах. Всего 5 групп, по 4 человека в группе. Прочитайте задания и выберите правильный ответ.) $
1. Как зовут главного героя?
— Мишка
— Дениска
— Вовка.
$2. Куда хотела мама отвести Дениску?
— в Мавзолей
— в Грановитую палату
— в цирк.
3. Какая каша была предложена на завтрак?
— манная
$— гречневая
— овсяная.
4. Что сделал Дениска с кашей?
— съел
— выбросил в окно
— отдал собаке.
$5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?
— в магазин за покупками
— в театр на спектакль
— фотографироваться.
6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?
— обрадовалась
— заплакала
— ужасно рассердилась.
7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?
— Я все равно пойду в Кремль!
— Тайное всегда становится явным.
— Я весь вечер проведу в углу.
Молодцы! Хорошо запомнили содержание текста.
5. Итог урока.
$
— Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?
— Какой же Дениска?
(Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину).$
— Как вы считаете, все ли средства подходят для достижения поставленной цели?
— Ребята, оказывались ли вы в подобной ситуации? Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»?
— Как вы думаете, чему учит рассказ Драгунского?
— С каким произведением В.Драгунского мы познакомились?
— Какой урок вы извлекли для себя?$
(Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт. Правду не скроешь. Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.)
6. Рефлексия учебной деятельности. (слайд )
Закончите одно из предложений:
Было интересно…
Я понял(а), что…
Меня удивило…
Я сделал(а) вывод, что…
После сегодняшнего урока я$….
7. Домашнее задание.
Читать и пересказы$вать.
8. Самооценка на уроке.
$
Список использованных источников:
-
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-literaturnogo-chteniya-vo-2-klasse-rasskaz-v-yu-dragunskogo-taynoe
-
http://festival.1september.ru/articles/587221/
Конспект урока литературного чтения в 3 классе.
Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Чтение и анализ.
Цель: познакомить с рассказом В.Ю. Драгунского « Тайное становится явным», используя приёмы критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность.
____________________________________
Что может дать вашему ребенку обучение английскому языку на курсах — уверенное знание языка, свободное общение, возможность сдать на высокий балл тестирование по окончанию школы при поступлении в университет… Как не крути, но школьных знаний для достижения этих целей порой у сожалению не хватает…
____________________________________
Задачи урока:
1. Познавательные УУД:
— развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
— развивать умения определять главную мысль произведения, его идею;
— развивать творческое мышление.
2. Коммуникативные УУД:
— формировать умение работать в парах, группе;
— развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
3. Регулятивные УУД:
— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
— формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);
-формирование умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.
4. Личностные УУД:
— формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции (« А как бы я поступил в данной ситуации»).
УМК: учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева « Литературное чтение, 3 класс, 2 часть»
(изд-во «Баласс», 2010 год)
Ход урока.
I. Организационный момент. Нетрадиционное начало урока.
(3 мин)
_ Что, вы, узнали о творчестве В.Ю.Драгунского (дети дома самостоятельно работали над творчеством В.Ю. Драгунского)
II. Изучение нового материала (23 мин)
1. Вызов
Цель- развитие антиципации, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов.
— Сегодня на уроке будете учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.
Слайд 1.
-Я бы хотела наш урок начать с высказывания испанского писателя Мигеля Сервантеса, который сказал: « Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».
-Как вы понимаете эти слова? ( О правде всегда узнают, надо всегда говорить только правду).
— Как вы думаете, почему с именно этого высказывания мы начали наш урок? (будем читать новое произведение, которое научит нас честности).
-Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Тайное становится явным», а написал его В. Драгунский.
— Как понимаете название произведения?
-Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием?
— А может, предположить содержание рассказа помогут ключевые слова? Попробуйте.
На интерактивной доске:
Мама, Дениска, целая тарелка манной каши, прогулка в Кремль, наедине с кашей, милиционер, пострадавший, каша на шляпе, запомнил на всю жизнь.
— Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения.
2.Осмысление (чтение с остановками)
Цель- достижение понимания текста на уровне содержания.
1). Чтение и анализ первой части (до слов: «Видеть не могу манную кашу!»). (читает хорошо читающий человек).
-Что узнаём о Дениске? (задумывался над непонятным, имел хорошие привычки)
-Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?
2). Чтение и анализ второй части (до слов: «Ты должен съесть всё до конца» (читает хорошо читающий человек).
-Зачем мама заставляла сына есть кашу? (заботилась о сыне)
-Как будут дальше развиваться события? (предположения детей)
3). Чтение и анализ третьей части (до слов: «Идём на прогулку в Кремль» (читает хорошо читающий человек).
-Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады, безысходности).
— Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу?
— Какие чувства испытала мама, увидев пустую тарелку сына? (гордости, радость).
-Как надо прочитать её слова? Найдите эти слова и прочитайте. (Выборочное чтение).
-Как будут дальше развиваться события? (предположения детей).
4). Чтение и анализ четвёртой части (до слов: «Горячая между прочим, сквозь шляпу и то жжёт» (читает хорошо читающий человек).
-Подберите синонимы к слову клеветать (обманывать, наговаривать, придумывать).
-Какого человека называют интеллигентным? (культурного, образованного, воспитанного)
— Автор пишет «язвительно рассмеялся милиционер».
-Как это язвительно? (злобно-насмешливо)
— Как изменилось настроение у Дениски?
-Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках. А что он при этом чувствует?
-Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают? Найдите и прочитайте.
-Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется её настроение? (сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына).
5). Чтение и анализ пятой части (до конца текста).
— Почему мама «смотрела долго-долго на сына? (хотела понять, что чувствует Дениска).
-Почему мама не наказала Дениску?
-Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок?
— Оказались ли ваши предположения, о чём будет рассказ, верны?
3. Рефлексия
1). Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Задание по группам. Переверните листок. (класс разделён на 5 групп)
Слайд 2.
План:
«Видеть не могу манную кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за окно!»
«Ты должен съесть всё до конца!»
«Ты это запомнил на всю жизнь?»
«А я остался с кашей наедине».
-Что увидели? (цитатный план)
-Соответствует ли план последовательности событий? (нет)
-Какое задание нужно будет выполнить? (восстановить план)
-Поработайте в группах.
-Проверим по интерактивной доске.
Слайд 3.
2) составление синквейна (по группам)
Дениска Дениска
Весёлый, озорной внимательный, глупый
Мучился, выливал, осознал ел, думал, запомнил
Тайное всегда становится явным Запомнил на всю жизнь!
Думай, Денис Думай!
Мама
Добрая, любящая
Готовила, обещала, рассердилась
Ты запомнил это на всю жизнь!
Да, мама.
-Проверка, Дети зачитывают свои творческие работы.
IV. Подведение итогов урока.
-Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в жизни. Какой урок сегодня вы получили?
VI. Домашнее задание.
-Какое бы домашнее задание вы бы предложили своим товарищам?
(подготовить выразительное чтение по ролям, пересказ, нарисовать рисунок, составить синквейн).
Пословицы:
1. Игра не доводит до добра.
2. Кашу свари, да ещё и в рот положи.
3. Кроткое слово гнев побеждает.
4. Сначала думай, а потом делай.
Урок окончен. Спасибо за работу.
Автор: учитель Григорьева Татьяна Александровна МБОУ «НОШ № 5»
Краткое содержание сборника В. Драгунского «Денискины рассказы»
Произведение Виктора Драгунского «Денискины рассказы» являет собой образец прекрасного детского чтения. На этой книге выросло не одно поколение взрослых, охотно читают ее и современные дети. Интерес к ней не пропадет и в будущем, ведь там нет скучных поучений, но запечатлено настоящее детство – радостное, непосредственное, открытое миру. Эти рассказы зовут читателя поразмышлять, как правильно поступить в той или иной жизненной коллизии, учат делать для себя какие-то выводы, дают возможность от души посмеяться. Быть может, ознакомившись с кратким содержанием книги «Денискины рассказы», ребенок захочет ближе познакомиться с Денисом Кораблевым и его друзьями.
Кратко о сборнике и героях
Сборник рассказов о мальчике Денисе Кораблеве впервые появился на прилавках магазинов в 1959 году и скоро стал классикой детской литературы. Автор Виктор Юзефович Драгунский посвятил его своему маленькому сыну Денису. Он же явился прототипом главного героя. Любовь к сыну и желание открыть читателям многообразный мир детства подвигли писателя на написание данной книги.
Время и место действия – 60-е годы прошлого столетия, Москва. Повествование ведется от лица самого Дениса. Рассказы представляют собой как бы дневниковые записи мальчика, в которых он описывает наиболее запомнившиеся события своей жизни. Взрослея, он познает мир, но с детской непосредственностью реагирует на события. Внимательному читателю дано увидеть в Денисе пытливый ум, чуткую душу и хорошее чувство юмора.
В новеллах присутствуют психологические зарисовки, есть место и грусти, и смеху. Поэтому читать рассказы чрезвычайно интересно.
Среди персонажей книги – друзья главного героя (Миша, Аленка, Костик), а также, его одноклассники, учительница, родители, соседи по дому. Весь цикл «Денискиных рассказов» состоит из 68 новелл. В разное время издавались сборники, включавшие в себя те или иные избранные истории.
Содержание рассказов
Ниже представлены некоторые рассказы из сборника «Денискины рассказы». Знакомство с ними – первый шаг к тому, чтобы прочитать всю книгу целиком.
Он живой, и светится
Дениска ждал маму с работы, но она задерживалась. Уже стемнело, мальчик одиноко сидел во дворе. Друг Мишка, выйдя во двор, увидел у него новый игрушечный самосвал. Он стал настойчиво предлагать различные заманчивые вещи в обмен на машину. В их числе был маленький светлячок в спичечной коробке.
«Он живой и светится»
Этот таинственный зеленый огонек покорил Дениса. Светлячок лежал на ладони, и в то же время, казалось, что это далекая звездочка на ночном небе. Его теплый, живой свет растопил чувство одиночества. Денис без жалости отдал за него Мише свой новый самосвал.
Одна капля убивает лошадь
Доктор порекомендовал папе Дениса бросить курить, поскольку обнаружил во время осмотра небольшие шумы в сердце. Мама, находившаяся рядом, стала настаивать, чтобы отец выполнил эту рекомендацию, напомнив, что капля никотина убивает лошадь. Денис был очень впечатлен этой фразой, и когда в субботу пришли гости, рассердился на тетю Тамару, подарившую папе портсигар.
Оказалось, что папины папиросы гораздо длиннее и не помещаются в маленький портсигар. Отец подозвал сына и попросил его укоротить папиросы так, чтобы ими можно было наполнить изящную вещицу. Дениска, воспользовавшись этим, отрезал у них не картонные мундштуки, а ту часть, где находится табак. За это был наказан, но не раскаялся, думая втайне, что поступил правильно.
Заколдованная буква
Перед Новым годом во двор привезли елку. Взрослые, выгрузив дерево из машины, ушли оформлять документы, а малыши собрались вокруг дерева и стали его рассматривать. Аленка заметила, что на ветках висят шишки. Но, поскольку у девочки недавно выпал молочный зуб, то буква «ш» стала «заколдованной». В ее произношении она превратилась в «с», а шишки – в «сыски». Ребята покатились со смеху. Миша стал поправлять подружку, но оказалось, что буква «ш» ему тоже не дается. Он назвал елочные украшения «хыхками».
Ребята долго спорили, как правильно называть то, что висит на елке. Они произносили слово «шишки» каждый на свой лад, и никто не хотел уступать. Денис, по дороге домой долго удивлялся, что Миша и Аленка не могут правильно произнести простое слово. Ведь ничего сложного в нем нет, и на дереве висят «фыфки»! Так, выпавшие зубы сыграли с героями книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы» злую шутку, и заколдованная буква чуть не перессорила их между собой.
Сверху вниз, наискосок
В этот раз ребята проявили себя как экспериментаторы, доставляя взрослым массу забот. Они рассматривали насос для покраски стен, оставленный малярами, которые ушли на обед. Миша предложил посмотреть, как он работает. Он попробовал качать, а Денис направил шланг на стену, оставив на ней большое коричневое пятно. Поддавшись жажде творчества, ребята покрасили стену дома, затем перешли на другие объекты. Сначала покрасили Аленку, затем белье, висевшее на веревке. Когда они перешли на дверь парадной, из нее как раз вышел управдом, одетый в выходной, белый костюм.
«Сверху вниз, наискосок»
Последствия этой выходки родители устраняли долго – со скипидаром отмывали девочку, отстирывали белье, покупали управдому новый костюм взамен испорченного. Но когда Денис, после наказания, вновь появился во дворе, девушки-маляры поощрили его желание расцвечивать мир, и пообещали взять к себе в бригаду маляром.
Зелёнчатые леопарды
Это короткий рассказ о том, как ребята рассуждали о преимуществах той или иной болезни. Они говорили, что есть хорошие болезни, в которых много приятных моментов: можно не ходить в школу, взрослые любят и покупают игрушки. Денис сказал, что такой болезнью является ветрянка, когда каждую болячку на теле мажут зеленкой и становишься похожим на зеленого леопарда. Мишка вспомнил, что во время гриппа дают чай с малиновым вареньем. Денис прибавил, что после удаления гланд дают мороженое для остановки кровотечения, а во время насморка можно набирать в рот керосин, чтобы показывать фокусы.
Но, в конце концов, Костик, недавно болевший корью, заключил, что лучше быть здоровым, играть во дворе и общаться с друзьями.
Ребята согласились с этой мыслью и приступили к строительству космического корабля.
Тайное становится явным
Денис услышал от матери пословицу «все тайное становится явным», но не понял ее смысла. Скоро судьба подарила ему возможность испытать ее истинность на себе. Однажды утром, он долго мучился с ненавистной манной кашей, и, в конце концов, выплеснул ее в окно. Радуясь, что так ловко разделался с завтраком, мальчик предвкушал обещанную мамой прогулку в Кремль. Но вскоре наступила расплата. В квартиру пришел милиционер и привел пострадавшего гражданина, у которого на шляпе, за воротником и на плечах красовалась вылитая в окно каша. Мальчик не знал, куда деваться от стыда, но нашел в себе силы подойти к матери, чтобы извиниться и сказать, что теперь смысл пословицы «все тайное становится явным» стал ему понятен.
Двадцать лет под кроватью
Ребята у Мишки в гостях играли в прятки. Денис, стараясь найти надежное место, проскользнул в открытую комнату соседки и спрятался под кроватью. Неожиданно Ефросинья Петровна зашла в комнату, выключила свет и легла спать. Мальчика обуяли печальные мысли о том, он ему придется провести здесь остаток своей жизни. В страхе он сочинил целую историю о том, что никогда не решится выйти из-под кровати и никто его не найдет.
Эти мысли так напугали его, что он стал шумно возиться, потом расчихался и разбудил хозяйку, которая от ужаса закричала. Он выскочил из-под кровати, но, в темноте, перепутал входную дверь с дверцей платяного шкафа. Когда узника нашли и спросили, как он попал в шкаф, он долго не имел сил подать голос, испытывая чувство, что провел под кроватью целых двадцать лет.
Девочка на шаре
Характеристика главного героя была бы неполной без повествования о его мечтательной и нежной душе. «Девочка на шаре» — рассказ о первой влюбленности подростка. На этой страничке своего дневника Денис вспоминает, как вместе с классом ходил в цирк. Представление ему понравилось. Было смешно, весело, беззаботно до той минуты, пока на сцене не появился большой голубой шар и его хозяйка – тонкая девочка с большими синими глазами. Она танцевала на шаре, а Денис заворожено смотрел на нее, восхищаясь красотой и изяществом. И после того, как она убежала с арены, помахав на прощанье рукой, он не мог думать ни о ком, кроме нее.
«Девочка на шаре»
Этот образ продолжал жить в душе Дениса и, стремясь увидеть девочку еще раз, он добился у отца обещания пойти на цирковое представление. Выполнить его у папы получилось только через 2 недели. Но ее выступления мальчик так и не дождался. Оказалась, что Таня Воронцова вместе с родителями уехала во Владивосток.
Дениска очень расстроился, желание смотреть представление пропало, и он позвал папу домой. Чуткий отец понял, о чем печалится взрослеющий сын. Он молчал, крепко сжав руку мальчика, а лицо его в тот момент было грустным и серьезным.
Расскажите мне про Сингапур
В этом рассказе автор описывает один день в подмосковном городке, куда Денис с папой ездили к родственникам. Оказалось, что в это же время там проездом будет его двоюродный дядя Харитон — капитан дальнего плавания. Отец сказал, что он в позапрошлом году приехал из Сингапура. Дениса очень заинтересовало это, и он решил, что попросит дядю рассказать о поездке в это государство.
Дядя приехал поздно, и скоро все легли спать. Ночью Денис проснулся от могучего храпа. Мальчик решил, что в его комнате рычит собака, долго пытался усмирить ее, кидая за ширму вареные яйца и котлету. Утром состоялось знакомство и примирение, а затем и долгожданный рассказ о путешествии.
Хитрый способ
Мама попросила своих мужчин придумать способ, как облегчить ежедневное мытье посуды. Они думали до обеда, и во время еды каждый изложил свои соображения. Дениска изобрел хитрый способ. По его мнению, семья должна резко уменьшить количество грязной посуды, обедая по очереди из одного прибора.
В способе, предложенном папой, не было ничего хитрого. Он засучил рукава, собрал всю посуду и понес ее в мойку. «Мой способ заключается в том, что теперь мы с тобой сами будем мыть всю посуду» – сказал он.
Похититель собак
Смешной рассказ о том, как главный герой, остался стеречь собаку соседа по даче Бориса Климентьевича. Он запер ее дома, а сам пошел на рыбалку. По дороге ему два раза встречались похожие на Чапу собачки, которых он ловил и тащил домой, думая, что это его подопечная ускользнула из-под замка. Вернувшись с рыбалки, он увидел у двери хозяев, которые обвинили его в краже питомцев, а в комнате – трех одинаковых собак породы скотч-терьер. Справедливость была восстановлена. После этого случая Борис Климентьевич стал называть своего соседа похитителем собак.
Вот такими веселыми историями наполнена книга рассказов о Денисе Кораблеве – московском школьнике из обычной семьи.
«Денискины рассказы» читательский дневник
«Денискины рассказы» – сборник весёлых, забавных и очень поучительных историй о жизни маленького мальчика. Обладая богатой фантазией, пытливым умом и неуёмной энергией, главный герой не раз оказывался в центре всевозможных событий.
Краткое содержание «Денискиных рассказов» для читательского дневника
Название: Денискины рассказы
Число страниц: 256. Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы». Издательство «Малыш». 2014 год
Жанр: Сборник рассказов
Год написания: 1959 год
Главные герои
Денис Кораблёв – весёлый, озорной, любознательный мальчик.
Родители Дениса – умные, добрые, понимающие люди.
Мишка – лучший друг Дениски, с которым он попадает в разные истории.
Сюжет
С Дениской часто случаются забавные происшествия. Однажды, когда Дениске было очень скучно, он решил обменять свой чудесный игрушечный самосвал на светлячка в коробке.
Мама долго не могла уговорить сына съесть кашу. Но мальчик так не любил кашу, что выкинул её через окно, а сам сказал маме, что съел её. Но вскоре выяснилось, что каша попала на прохожего, и Дениске крепко досталось от мамы. Так мальчик впервые понял, что всё тайное становится явным.
Однажды Дениска и его друзья решили поиграть в маляров, пока настоящие рабочие отправились на обед. Ребята закрасили все стены, а также покрасили друг друга и даже незнакомца в белом костюме.
Дениска и его верный друг Мишка, опаздывая в школу, по дороге решили сочинить правдоподобные отговорки. Но, когда ребята зашли в класс, их истории не совпали, и учительница быстро уличила их во лжи.
Когда в школе начались каникулы, учительница пообещала ребятам провести костюмированный утренник. Мишка сказал, что будет в костюме гнома, а Дениска растерялся: его мама была в санатории и некому было сделать карнавальный костюм. Но Дениска не растерялся: он надел рыбацкие сапоги, соломенную шляпку с цветами, пришил к штанам хвост и нарисовал себе усы. Так он стал Котом в сапогах и выиграл на утреннике две книги за лучший костюм.
План пересказа
- Светлячок в коробке.
- Тайное становится явным.
- Игра в маляров.
- Отговорки не сработали.
- Лучший костюм на утреннике.
Главная мысль
Детские мечты формируют личность ребёнка, помогают ему преодолеть многие препятствия во время взросления.
Чему учит
Книга учит быть добрыми, отзывчивыми, она учит дружбе и взаимовыручке, а также тому, как важно слушаться родителей.
Отзыв
Детство – самая лучшая пора в жизни человека, когда нет серьёзных проблем и хлопот и окружающий мир окрашен в самые яркие цвета. Нужно лишь постараться навсегда сохранить в сердце детскую непосредственность и искренность, чтобы не очерстветь душой и не ожесточиться.
Рисунок-иллюстрация к рассказам Денискины рассказы.
Пословицы
- Всякая молодость резвости полна.
- Детство — время золотое.
- Жить да взрослеть, а еще и умнеть.
Что понравилось
Понравилось, что в лице Мишки и Дениски каждый ребёнок может узнать себя. Наверное, нет ни одного ребёнка, который бы не совершал проказ и не попадал в забавные ситуации.
Сборник «Денискины рассказы» для читательского дневника
Читательский дневник
Творчество Виктора Драгунского отличается большой любовью к детям, пониманием их поведения и душевной отзывчивостью. Наблюдая за приключениями своего сына, он написал цикл коротких историй, появившихся в печати с 1959 года, — «Денискины рассказы». В читательский дневник можно записать, что они, ставшие классикой жанра советской детской литературы, рассказывают о разнообразных случаях, происходящих с обычным мальчиком, его лучшим другом и их окружением.
Характеристика главных героев
В «Денискиных рассказах» участвует семья Кораблёвых, их друзья, знакомые и соседи. Их описание и характеристика:
- Денис Кораблёв — мальчик, живущий в Москве со своими родителями. В некоторых рассказах он дошкольник, в других — ученик начальной школы. Он добрый, понимающий, отзывчивый, весёлый и любопытный. Он любит природу, сострадателен ко всему живому. Как и другие дети, иногда он капризничает, шалит, попадает в различные курьёзные ситуации.
- Мишка Слонов — сверстник Дениса и его лучший друг, такой же весёлый и озорной, разделяющий с ним все приключения.
- Мама и папа Дениса — умные, понимающие, интеллигентные люди, заботливые родители, правильно воспитывающие своего сына.
- Алёнка — девочка младше Дениса и Мишки на два года, их подруга, тоже участвующая во многих их похождениях.
- Костик — ещё один сосед и товарищ ребят.
- Раиса Ивановна — классная руководительница Дениски и Мишки, учительница начальных классов.
- Борис Сергеевич — преподаватель музыки в школе.
Интересно, что прототипом Дениски стал сын писателя Денис Драгунский. Соответственно, в образе его отца выступает сам автор. В одном из рассказов говорится о рождении сестрёнки Дениса — Ксении — её прототипом также выступила дочь писателя Ксения Драгунская.
По словам писателя и мемуариста Юрия Нагибина, «Денискины рассказы» появились из безмерной любви писателя к сыну и из большого внимания к открывшемуся перед ним миру детства.
Краткое содержание
Интересные события случаются с главным героем дома, в школе, во дворе, в общении с друзьями. Многие смешные и удивительные истории отчасти являются пересказом случаев, происходящих с сыном автора, другие превращаются в поучительные басни. Каждое приключение позволяет мальчику узнать что-то новое или вынести из произошедшего какой-либо урок.
Настоящая дружба
Друзья составляют важную часть жизни Дениски. Приключения, в которых он участвует вместе с товарищами:
- «Он живой и светится». Денис дожидался маму во дворе. На улицу вышел Мишка и, заметив у друга игрушечный самосвал, начал просить дать его поиграть. Денис не соглашался, но в итоге обменял его на светлячка в коробке. С этим чудесным жучком он забыл обо всём на свете, восхищённо глядя на его свет.
- «Красный шарик в небе». Денис и Алёнка пошли на весенний базар, где купили шарик. Но шар так и рвался в небо, и тогда мальчик выпустил его. Все смотрели, как красиво он улетает. Дениска думал, что теперь Алёнка расстроится, но она сказала, что будь у неё деньги, она купила бы ещё один только для того, чтобы снова его выпустить.
- «Кот в сапогах». В школе проводился костюмированный бал. Мишка помог Дениске собрать костюм из подручных вещей. В итоге именно этот наряд победил. Денис благородно поделился с товарищем наградой — подаренными книгами.
- «Заколдованная буква». Дениска, Мишка и Алёнка гуляли во дворе и увидели, как рабочие выгружают ёлку, а на ней висят шишки. Но когда они стали говорить это слово, оказалось, что из-за выпавшего зуба Алёнка произносит его как «сыски», Мишка — «хыхки», а Денис — «фыфки».
- «Сверху вниз, наискосок». Во дворе дома проводился ремонт. Когда рабочие ушли на обед, ребята подобрались к шлангу с краской и решили покрасить всё что под руку попадётся — Алёнку с головы до ног, бельё на верёвках и даже белый костюм управдома.
- «Что я люблю и не люблю», «Что любит Мишка». Друзья рассказывают о своих предпочтениях.
- «Удивительный день». Ребята во дворе запускают игрушечный космический корабль, подстроив для него площадку. В процессе выясняется, что в этот день в космос отправили второго космонавта — Германа Титова.
- «На Садовой большое движение». Денис помогает одному мальчику во дворе, Ваньке Дыхову, починить старый отцовский велосипед. После этого ребята отправляются кататься по городу. Но им попадается аферист, который обманом забирает у них велосипед и не возвращается.
В этих и других приключениях Денис проявляет себя верным и хорошим другом.
Школьная жизнь
Рассказ, в котором Дениска впервые идёт в школу, был назван Драгунским «Первый день». Краткое содержание позволяет в сокращении узнать о том, что главный герой, как и другие дети, стремится к знаниям и спешит наконец-то стать первоклассником. Его школьная жизнь очень весела и интересна:
- «Слава Ивана Козловского». На уроке пения Дениска пел очень громко, потому что считал, что чем громче, тем лучше. Когда после уроков учитель пения Борис Сергеевич встретил маму Дениса, он сказал ей, что тот никогда не добьётся славы известного оперного певца.
- «Сражение у чистой реки». Школьников повели в кино на фильм о красноармейцах. Чтобы помочь персонажам фильма продержаться до прихода «своих», Денис поднял одноклассников «в атаку». Они начали стрелять из игрушечных пистолетов и рогаток, устроив в кинотеатре гвалт.
- «Главные реки». Дениска понял, как важно учить уроки, когда, заигравшись, не выучил стихотворение Некрасова, а также главные реки Америки и попал в классе в глупое положение.
- «Где это видано…» Дениска и Мишка должны были выступить с сатирическим номером, высмеяв в частушках плохое поведение школьников. Но Мишка забыл свои слова и каждый раз начинал петь одно и то же предложение, из-за чего все в зале стали смеяться.
- «Пожар во флигеле…» Денис и Мишка заигрались в хоккей и опоздали на уроки. Они решили придумать достойную причину опоздания: один придумал, что они якобы спасли девочку из пожара, второй — что вытащили мальчика из-подо льда. В итоге они не приняли единое решение и каждый рассказал своё, из-за чего все поняли, что они врут.
Каждый рассказ на школьную тему позволяет героям учиться на своих ошибках.
Дома и с родителями
Немало забавных ситуаций происходит с главным героем дома и во время общения с родителями. Среди них:
- «Одна капля убивает лошадь». Однажды Дениска услышал от пришедшего к папе доктора, что курить опасно. Как назло, после этого тётя Тамара, которая пришла к Кораблёвым в гости, подарила отцу портсигар. Но он был маленьким, поэтому папа попросил сына подрезать ножницами папироски. Денис оставил целыми картонные мундштуки, а табак отрезал. Все стали смеяться, но мама поняла, что он сделал это специально, ради здоровья папы.
- «Друг детства». Денис решил стать боксёром и попросил родителей купить ему боксёрскую грушу. Но это было дорого, поэтому мама достала старого игрушечного мишку, предложив тренироваться на нём. Вид мишки вызвал в мальчике воспоминания, ведь когда-то эта игрушка была ему очень дорога.
- «Тайное становится явным». Денис, не желая есть кашу, выплеснул её за окно. Но оказалось, что она попала на шляпу какого-то гражданина, проходившего под окнами, после чего тот пришёл к Кораблёвым вместе с милиционером. Тогда-то мальчик понял значение фразы про тайное и явное, сказанной мамой ранее.
- «Арбузный переулок». Когда сын в очередной раз отказался от еды, папа рассказал, как во время войны ребёнком голодал. Лишь один раз он вдоволь наелся арбуза, когда люди, выгружавшие их, отдали ему один расколовшийся.
- «Слон и радио». Денис с папой пошли в зоопарк. Там слон забрал из рук мальчика папин транзистор и взял его в рот, из-за чего казалось, что животное само поёт и диктует упражнения для зарядки. Это вызвало восторг у ребят. Но в итоге радио целым и невредимым всё-таки вернулось к владельцу.
- «Хитрый способ». Денис и папа попытались придумать, как помочь маме с мытьём посуды. Мальчик хотел изобрести что-то необычное, а папа посоветовал просто мыть свои тарелки.
Также в главе «Сестра моя Ксения» рассказывается о том, что мама и папа приносят домой дочку, а Дениска становится старшим братом. Из этих рассказов можно понять, что мальчик очень любит свою семью.
Очарование цирка
Кроме того, отдельное место в жизни Дениса Кораблёва занимает цирк. В рассказе «Девочка на шаре» он видит на арене удивительную эквилибристку и восхищается ею. Он уговаривает папу сходить в цирк ещё раз, чтобы показать ему этот номер. Но когда у них наконец-то появляется возможность посетить представление, выясняется, что девочка с родителями уже уехала во Владивосток.
А в рассказе «Не хуже цирковых» ему выпадает возможность самому полетать под куполом цирка вместо одного мальчика-артиста. Клоун Карандаш по ошибке хватает его и поднимает в воздух. После этого случая Дениска становится завсегдатаем в цирке.
Отзывы для читательского дневника
Произведение Драгунского с любовью перечитывают дети и взрослые, на нём выросло не одно поколение детей. Читатели сразу замечают многочисленные достоинства книги.
Мне очень понравилась эта добрая и поучительная книга. Можно сказать, что это своеобразная аннотация для детей, детское пособие, затрагивающее важные темы, наталкивающее на хорошие мысли и обучающее тому, как себя вести. После прочтения можно провести анализ собственного поведения. Например, книга учит быть послушным, всегда слушаться старших. Учит тщательно всё обдумать, прежде чем что-то сделать. Показывает, что не нужно пытаться скрыть дурной поступок или врать — правда всё равно всплывёт наружу. Из каждой главы можно вынести очень многое, а также приятно провести время за чтением.
Это произведение очень весёлое и увлекательное, оно легко и просто читается, в нём кратко говорится о многом, а истории сразу западают в душу. Некоторые из них заставляют смеяться до слёз, другие оказываются трогательными и милыми.
К примеру, мне очень понравилась история Драгунского «Первый день». В читательский дневник я хочу записать, что она напомнила мне собственные сборы в первый класс и охватывающее меня в тот день волнение. Часть под названием «Друг детства» про игрушечного медвежонка, которого Дениска решил не использовать под боксёрскую грушу, тоже тронула меня до глубины души. Ведь у каждого из нас, наверное, в детстве были игрушки, которые до сих пор вызывают у нас тёплые воспоминания.
В этом произведении рассказывается о похождениях хороших друзей Дениса и Мишки. И хотя это советские ребята, они очень похожи на любого современного ребёнка, а их проблемы и переживания близки каждому. Они дружат, ходят в школу и делают уроки, радуются, если родители берут их куда-то с собой.
Даже обычное, казалось бы, событие — тот же поход в цирк или зоопарк — превращается в приключение. Во многом это происходит и благодаря детской фантазии. Произведение погружает в волшебный мир детства — простой, но вместе с тем яркий и многогранный. Советую всем прочитать хотя бы краткое содержание «Денискиных рассказов» или отдельные истории о похождениях ребят.